Тренинг мои лучшие качества. План-конспект на тему: «Мои качества личности»- реабилитационное занятие. Упражнение "Запоминание лиц"

Работа с подростками (Все представленные упражнения предназначены для работы в группе).

Упражнение «Угадай качество»

Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, рефлексия подростками собственных качеств.

Материалы: Список качеств личности (для каждого подростка), Словарь личностных качеств.

Ход упражнения: Психолог зачитывает определения из Словаря личностных качеств, подростки, пользуясь списком, определяют и записывают, о каком качестве шла речь. Затем они оценивают по 5-ти балльной шкале, насколько это качество выражено у них.
Психолог зачитывает верные ответы, ребята проверяют свои ответы.

Упражнение «Синонимы»

Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, анализ собственных качеств.

Материалы: Список качеств личности.

Ход упражнения: Ребятам предлагается сформулировать разницу между выстроенными в ряд синонимичными, на первый взгляд, качествами личности. Можно использовать следующие ряды:

  • насмешливость — чувство юмора — веселость — остроумие
  • застенчивость — скромность — неуверенность в себе — нерешительность
  • общительность — открытость — откровенность
  • жалостливость — заботливость — отзывчивость — альтруизм
  • импульсивность — вспыльчивость — прямолинейность
  • упрямство — настойчивость — твердость — строгость
  • рациональность — расчетливость — рассудительность — здравомыслие
  • эгоизм — эгоцентризм — индивидуализм — самодостаточность
  • При затруднениях подросткам можно предложить обратиться к Словарю личностных качеств.

    После обсуждения различий между этими понятиями каждому подростку предлагается письменно отметить, какие из каждого ряда качества для него характерны, а какие — нет. Желающие высказываются.

    Упражнение «Антонимы»

    Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, развитие коммуникативных способностей.

    Материалы: набор карточек с написанными на них качествами. Карточки с качествами представлены «тройками» — к названию одного качества прилагается два противоположных по значению качества. Например, можно использовать такие «тройки»:

  • рациональность — импульсивность, эмоциональность
  • уступчивость — властность, настойчивость
  • лживость — честность, искренность
  • сдержанность — вспыльчивость, прямолинейность
  • мечтательность — практичность, здравомыслие

  • Ход упражнения: Психолог раздает карточки с названиями первого (основного) качества группе подростков, предупреждая, что никому нельзя показывать свою карточку. Эти ребята встают вдоль стены.
    Психолог раздает оставшиеся карточки другим ребятам. Далее подростки первой группы по очереди называют «свои» качества, а остальные определяют, какое из прозвучавших качеств является антонимом к написанному на их карточке, и подходят к тому, кто назвал это качество.
    В образовавшихся тройках каждый из «антонимов» должен доказать «основному качеству», что именно он «истинный антоним». Для этого ему предстоит объяснить смысл всех качеств так, чтобы стало понятным, что именно «его» качество противоположно основному. Подросток с «основным качеством» оценивает аргументы сторон и решает, кто, «истинный антоним».
    Каждая тройка рассказывает о результатах своей работы. Остальные могут задавать вопросы или выражать несогласие. Психолог оценивает, насколько глубоко ребятам удалось проанализировать суть предложенных им качеств.

    Упражнение «Подростковый словарь»

    Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, анализ подросткового сленга.

    Материалы: Словарь качеств личности.

    Ход упражнения: Подростки разбиваются на 2—3 группы, им дается задание — совместными усилиями вспомнить как можно больше слов, которые употребляются в их среде, в подростковом сленге, для обозначения личностных качеств, описания человека.
    Общий список фиксируется на доске. После этого он разбивается на 2—3 части, и подростки в тех же подгруппах составляют определения к этим словам и находят для них синонимы среди «нормальных», общеупотребимых слов из Словаря качеств личности. В итоге проводится общее обсуждение результатов работы каждой группы.

    Упражнение «Синоним по цепочке»

    Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, различиях между схожими качествами.Материалы: Список качеств личности.

    Ход упражнения: Ребята сидят в кругу. Ведущий записывает на верхней части листочка качество и передает следующему. Его задача — придумать синоним для этого качества, записать его под первым, завернуть верх листа, чтобы предыдущего не было видно. И так далее по цепочке.
    Листочек разворачивается, зачитывается цепочка «синонимов», проводится обсуждение. Когда качество сильно видоизменилось от первого к последнему человеку, целесообразно обсудить, какие существенные различия есть между каждыми двумя рядом стоящими «синонимами». Для упражнения рекомендуем использовать следующие слова: уверенность в себе, искренность, вспыльчивость, доброта, мягкость.

    Упражнение «Трудные качества»

    Цель: анализ психологических особенностей других людей, препятствующих общению; осознание возможности использовать эти особенности для собственного личностного развития.

    Материалы: Список качеств личности (для каждого подростка).

    Ход упражнения: Каждому предлагается записать в тетради, какие качества его больше всего раздражают, злят в других людях, мешают в общении с ними.
    Все варианты выписываются на доске, из них выбираются качества, которые называли чаще всего.
    Психолог говорит о том, что каждое трудное качество другого человека помогает нам развивать какое-то собственное качество личности. Например, в общении с человеком флегматичным или очень сдержанным, мы учимся проницательности, умению по незначительным деталям оценивать внутреннее состояние человека. После этого ребятам предлагается придумать таким образом «развивающие задачи» для каждого из выбранных качеств. Психолог помогает в этой работе.
    Каждый подросток выполняет тоже задание в отношении тех качеств, которые он выделил как сложные для себя.

    Упражнение «Своя психогеометрия»

    Цель: рефлексия подростками своих личностных качеств.

    Материалы: Список качеств личности (5 экземпляров), доска и мел (либо ватман и маркеры).

    Ход упражнения: Подросткам предлагается выполнить классический психогеометрический тест — выбрать из нарисованных на доске фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг) ту, которая наиболее близка.
    Подростки объединяются в группы, исходя из выбранной фигуры. Задание каждой группы — предположить, какими качествами могут обладать люди, выбравшие эту фигуру (используя Список качеств личности). Можно ориентироваться на то, что общего есть между всеми ребятами, оказавшимися в этой группе.
    Каждая группа представляет результат своей работы. Остальные задают вопросы, дополняют.
    Психолог зачитывает текст интерпретации результатов теста.

    Упражнение «Анализируем себя»

    Цель: рефлексия собственных личностных качеств, ресурсов и ограничений, моделирование образа идеального Я

    Материалы: Список качеств личности (для каждого подростка), Словарь личностных качеств

    Ход упражнения: Каждый подросток получает Список качеств личности. Ребята должны подчеркнуть одной чертой те качества, которые у них есть, обвести в кружок те качества, которые они хотели бы в себе развить, и перечеркнуть крестом те качества, от которых им хотелось бы избавиться. Одно и то же качество можно выделять дважды, например, если качество уже есть, но его хотелось бы развить, то его следует и подчеркнуть, и обвести в кружок. На эту работу отводится 20—25 минут. Желательно, чтобы ребятам был доступен Словарь личностных качеств, чтобы они могли посмотреть значение тех качеств, которые им непонятны.
    Психолог предлагает каждому учащемуся, исходя из результатов проделанной работы, письменно составить свой психологический портрет по следующей схеме:
    1) Мои ресурсы, сильные стороны — сюда надо выписать те качества, которые подчеркнуты как имеющиеся и при этом также обведены как желаемые.
    2) Мои ограничения, слабые стороны — выписать те качества, которые подчеркнуты как имеющиеся и при этом перечеркнуты как нежелательные, а также те, что не подчеркнуты, но при этом обведены как желательные (в формулировке «отсутствие такого-то качества является моим ограничением»)
    3) Основные цели саморазвития.

    Подростки сдают работу психологу, который к следующему занятию проверяет грамотность составления портрета и соответствие целей саморазвития выявленным ограничениям и ресурсам.

    Программа тренинга по развитию личностных качеств, влияющих на преодоление зависти

    Разработала Морозова А. А.,

    преподаватель ГАПОУ ПО «ПМПК»

      Организуйте обсуждение и принятие правил работы группы, а затем четко следите за их выполнением. В случае необходимости каждый раз разъясняйте то или иное положение из принятых правил;

      Объясняйте цель очередного упражнения, подробно излагайте инструкцию к проводимому заданию;

      Контролируйте эмоциональное состояние всех участников и группы в целом и, в случае необходимости, оказывайте психологическую поддержку, изменяйте последовательность ранее запланированных упражнений, дозировку психологической нагрузки;

      Подводите итоги каждого упражнения и занятия;

      Используйте музыкальный фон на протяжении всех занятий, особенно в те моменты, когда идет глубокая индивидуальная работа участников над собой;

      Для занятий подготовьте чистую бумагу, ручки, цветные карандаши, булавки.

    Занятие 1 «Знакомство»

    Примерное содержание занятия

    Слово ведущего:

    В начале нашей работы каждый из вас оформит визитку, где должно быть указано тренинговое имя. При этом вы вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя своего друга или знакомого, литературного героя и т.п. Ваше тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Эти визитки крепятся булавкой на груди так, чтобы все могли прочитать. В дальнейшем на всем протяжении занятий мы будем обращаться друг к другу по этим именам.

    У вас есть 5 минут для того, чтобы выбрать имя, сделать свои визитки и подготовиться к взаимному представлению. Задача представления – подчеркнуть свою индивидуальность. Вы должны сказать о себе так, чтобы все остальные участники сразу запомнили вас. Для этого мы сядем в большой круг. По очереди, называя себя, вы объясните, почему взяли именно это имя на время тренинга. Необходимо подчеркнуть свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности и т.п.), которые действительно выделяют вас из окружающих, являются вашей индивидуальностью.

    Все участники должны внимательно слушать друг друга. После окончания представлений необходимо вспомнить индивидуальность каждого участника. Каждый по очереди называет индивидуальность сидящего, например, слева от него и так далее, пока все не сделают попытки вспомнить то, о чем говорил при знакомстве член группы, сидящий слева. Если участник не может вспомнить индивидуальность сидящего слева от него, то разрешается помочь ему любому желающему, который смог запомнить индивидуальность этого участника.

    Занятие 2 «Зависть»

    Примерное содержание занятия

    Занятие начинается со слов ведущего, который рассказывает о феномене зависти. Рассказ сопровождается мультимедийной презентацией (изображение зависти в мифологии, живописи, литературе и т.п.).

    Что такое зависть?

    Какие качества личности способствуют проявлению зависти?

    Какую роль играет зависть в жизни людей?

    Можно ли избавиться от зависти?

    Ведущий резюмирует все сказанное и предлагает сформулировать правила, которые помогут избавиться от зависти. Правила записываются на доске или большом листе бумаги.

    Правила, которые помогут Вам избавиться от зависти.

    Займитесь делом

    Избавиться от зависти и перестать завидовать поможет сосредоточенность на своих делах и достижениях. Так как зависть основана на сравнении, чтобы искоренить ее надо перестать думать о чужих успехах и достоинствах, перестать с кем-либо себя сравнивать, перестать оценивать окружающих, а подумать о собственной уникальности. Куда полезнее подумать в какой области именно ты сможешь , подумать как стать настоящим мастером своего дела. Правильно замечено, что человек, занимающийся делом, защищен от мук зависти.

    В наше время, есть вещи, без которых не может обойтись ни один человек, стремящийся к успеху - это . Возьмите ответственность за свою жизнь на себя, станьте истинным хозяином жизни!

    Будьте умнее

    Если вы замечаете что завидуете – вы умный человек, а если пытаетесь избавиться от зависти – вас можно назвать мудрым человеком. Помните, что хоть наша жизнь и игра на опережение, не все из нас получат главный приз. Это как в анекдоте: Человек первый раз в своей жизни пришел на стадион, посмотреть на соревнование легкоатлетов, и спрашивает у рядом сидящего – «И чего они так торопятся?», «Так ведь тот, кто первым пересечет финишную черту, получит золотую медаль!» - отвечает сосед. Тогда новичок удивляется еще больше – «А зачем тогда бегут все остальные?». Поэтому следует придерживаться известного всем олимпийского принципа: Главное не победа, главное - участие. Иными словами, будьте собой, а другим позвольте быть ими.

    Упражнение на релаксацию и успокоение

    Примите удобную позу, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себя в том месте, где вам было или будет хорошо: у бабушки в деревне, на улицах старинного города, на берегу океана, на вершине горы, в лесу на опушке и т.д. Погрузитесь в эти приятные ощущения и постарайтесь их удержать до тех пор пока не почувствуете, что у вас было и еще будет достаточно прекрасных дней.

    Занятие 3 «Как избавиться от завистников»

    Примерное содержание занятия

    На этом занятии участники знакомятся с приемами защиты от завистливых людей.

    Приемы защиты от завистливых людей (записываются на доске или большом листе бумаги):

      Не делитесь своими успехами и достижениями с потенциально завистливыми людьми.

      Знайте, что просьба о помощи или каком-либо совете может в значительной степени обезоружить завистника.

      Можно попробовать войти к завистнику в доверие и как бы, между прочим, поведать, что, несмотря на ваши видимые успехи, вы тоже имеете немало серьезных проблем.

      Сталкиваясь с откровенной завистью, не стоит опускаться до грубого выяснения отношений, этим делу не поможешь, а только усугубишь ситуацию. Лучше просто дистанцироваться от завистника и не вступать с ним в контакт.

    По каждому приему защиты от завистливых людей участники приводят примеры из литературы, кинофильмов, жизни друзей, знакомых или своей жизни.

    Ведущий резюмирует все сказанное и завершает занятие словами Игоря Северянина:

    Не завидуй другу, если друг богаче,

    Если он красивей, если он умней,

    Пусть его достатки, пусть его удачи

    У твоих сандалий не сотрут ремней…

    Двигайся бодрее по своей дороге,

    Улыбайся шире от его удач:

    Может быть, блаженство – на твоем пороге,

    А его, быть может, ждут нужда и плач.

    Плачь его слезою! Смейся шумным смехом!

    Чувствуй полным сердцем вдоль и поперек!

    Не препятствуй другу ликовать успехом:

    Это – преступленье! Это – сверхпорок!

    Занятие 4 «Черная и белая зависть»

    Примерное содержание занятия

    Занятие начинается с разминки. Ведущий предлагает участникам объяснить смысл народной шутки: «У соседа корова сдохла. Вроде бы что за событие…а на сердце праздник!»

    Предполагаемые объяснения студентов:

    Многие люди мнительны и живут в постоянном ожидании чужого провала, вместо того чтобы создавать свой успех;

    Многие люди злорадствуют, когда у других случается несчастье;

    Когда у объекта зависти случается беда, то душу завистника переполняет чувство счастья.

    Ведущий резюмирует высказывания студентов и рассказывает о «цветах» зависти. Рассказ сопровождается мультимедийной презентацией.

    Бывает черная и белая зависть. Черная зависть ставит своей целью лишить кого-то "незаслуженных" преимуществ, средств, отношения других людей и т.д. Восстановить справедливость, иначе говоря. Потому что достичь чего то подобного невозможно, считает завидующий. (А по правде говоря, даже и нет нужды!) Поэтому будет правильнее, чтобы везунчик испытал страдания равнозначные страданиям завидующего.

    Белая зависть в какой то степени признает справедливость и заслуженность радости и удовольствия другого. Хотя бы потому что он чем-то симпатичен, возможно, частично достоин обладания своими "преимуществами"". Чем больше человек завидует, тем больше он верит в собственную беспомощность, неспособность получить то, что есть у других.

    Если задуматься в каждом есть то, чем можно восхищаться и завидовать. Но сам завидующий в упор не видит своих сильных сторон, плюсов своей внешности, поведения, образа жизни, характера. Даже замечая что-то подобное, он не ценит то, чем обладает, считая их маловажными и несущественными.

    Выделяют и другие (промежуточные) оттенки зависти. Розовая зависть – мимолетная, безобидная и поверхностная. Может быть вызвана счастьем, радостью близкого человека или успехами людей ближайшего окружения. Несмотря на свою безгрешность, такая зависть при частом проявлении способна перерасти в черную.

    Красная зависть – очень негативная эмоция, толкающая на действия по устранению ненавистного чужого достижения. Часто является мотивом для ненависти, мести, агрессии. Такую зависть человек испытывает как мучение и обиду за чужое счастье, которые не дают ему покоя.

    Зеленая зависть. Есть одно распространенное выражение: «Нет зависти белой, нет зависти черной. Существует только одна – ядовито-зеленого цвета». Причиной зеленой зависти может быть жадность или скупость человека. Причем совершенно не имеет значения, является этот человек бедным или, наоборот, богатым. Завистник не находит себе места из-за наличия у кого-то чего-либо лучше, красивее, дороже, больше и т.д. Смысл жизни для таких людей – материальные блага, поэтому они негативно воспринимают все, что связано с наличием таких ценностей у окружающих.

    Желтая зависть. Чаще всего люди, испытывающие к кому-то зависть, не выражают это открыть. Но после общения с ними у объекта зависти портиться настроение, возникает чувство тревоги, обиды.

    Серая зависть – проявление низших, самых примитивных черт человеческой личности, отсутствие самоуважения и значимости. Завистник постоянно испытывает чувство ненужности, съедает себя изнутри из-за собственной закомплексованности и низкой самооценки. Этот вид зависти характерен для неуверенных в себе людей, очень обидчивых, невротичных, подверженных самокопанию.

    Упражнение «Признаки черной и белой зависти»

    В малых группах по 3-4 человека студенты заполняют таблицу, а ведущий, переходя от группы к группе, может инициировать и поддерживать обсуждение.

    Черная зависть

    Белая зависть

    Восприятие чужих успехов

    Причина появления зависти

    Личностные особенности

    Эмоции

    Желание

    действия

    После этого все группы представляют результаты своей работы в круг. Затем идет рефлексия по поводу работы:

      какие признаки черной и белой зависти в процессе работы было трудно определить, сформулировать;

      что нового узнали или осознали в процессе работы;

      что помогало, что мешало работе в группах.

    Ведущий резюмирует все сказанное, заполняет таблицу на большом листе:

    Черная зависть

    Белая зависть

    Восприятие чужих успехов

    Неадекватное: успехи другого – причина моих неудач

    Адекватное: успехи другого – результат его усилий

    Причина появления зависти

    Ущемленное самолюбие

    Восхищение другим

    Личностные особенности

    Тщеславие, гипертрофированное стремление к справедливости

    Доброжелательность, эмпатичность

    Эмоции

    Враждебность, злость, ненависть

    Сожаление, огорчение, сочувствие

    Желание

    Хочу, чтобы у него этого не было

    Хочу, чтобы это было и у меня

    действия

    Навредить объекту зависти, унизить его

    Желание возвысить себя

    Занятие 5 «Самооценка»

    Примерное содержание занятия

    Занятие начинается со слов ведущего.

    Во многих из вас воспитывали убеждение в том, что хвалить себя мысленно или вслух - «нескромно». Иногда нам намного проще находить у себя недостатки, чем достоинства.

    Собственно говоря, самокритичность полезна, но она рискует превратиться в привычку, а такая привычка крайне вредна. Если человек постоянно себя принижает, сможет ли он чувствовать себя уверенно в общении с людьми?

    Упражнение «Мои достоинства»

    Возьмите листок бумаги и напишите на нем:

    1. Два качества вашей внешности, которые вы цените в себе.

    2. Две наиболее замечательные черты вашего характера.

    3. Одну выдающуюся способность или какое-либо ценное умение.

    Если упражнение вызывает у вас затруднения (а такое случается довольно часто), обратитесь к человеку (подруге, другу), мнению которого вы доверяете, и попросите его выполнить это упражнение за вас (вы же, в свою очередь, можете сделать то же самое для него); затем обменяйтесь своими результатами.

    Вопросы ведущего. Легко ли вы справились с этим заданием? Что вызвало у вас затруднение? Почему вы обратились за помощью к определенному человеку?

    Сохраните этот листок бумаги и держите его при себе, чтобы он напоминал вам о ваших сильных сторонах – в особенности, когда вы чем-то подавлены или удручены.

    Если вы будете постоянно концентрироваться на отрицательных сторонах, негативный настрой будет окрашивать ваши мысли и язык тела. В результате вы не только сами увязнете в своих проблемах, но и другие люди станут относиться к вам отрицательно или враждебно, а то и вовсе игнорировать вас и ваше мнение.

    Вам следует постоянно напоминать себе о своих достоинствах и преимуществах. Изберите для себя положительный настрой и откажитесь от мыслей о плохом. Благодаря этому ваш язык тела изменится, и вы будете выглядеть успешным человеком, а не неудачником.

    Научившись хорошо относиться к себе, вы начнете хорошо относиться и к окружающим вас людям.

    Иногда мы бываем так поглощены собой, что не считаемся ни с кем вокруг и ведем себя слишком эгоистично, руководствуясь только своими интересами. Нам кажется, что страдаем только мы, что только наши интересы должны учитываться, что проблемы могут быть только у нас одних. Мы становимся помешанными на своем «я». Некоторые из таких людей, привлекая к себе всеобщее внимание, лишь тешат свое тщеславие и в результате делаются еще более эгоцентричными. Умение положительно воспринимать себя и других – первый шаг к внутренней уверенности. Помогая другим, можно получить немалое удовлетворение, обрести новые силы, избавиться от чувства зависти.

    Определите главные приоритеты в жизни и не отвлекайтесь на все остальное: ведь нельзя же объять необъятное. Задумайтесь, так ли вы живете? Если нет, то почему? Что вы можете сделать, чтобы это изменить? В вашей власти ставить себе большие цели и лучше помогать людям. Взаимодействуя с внешним миром, вы сможете избавиться от эгоцентризма, зависти, обрести большую уверенность в себе и так повысить свою самооценку.

    Упражнение «Самоанализ»

    Возьмите листок бумаги и в течение 5 минут индивидуально дайте не менее 5 ответов на каждый из вопросов:

    1. Какие качества и умения помогают вам быть независтливым человеком?

    2. Какие привычки и качества мешают вам быть независтливым человеком?

    На втором этапе вы объединитесь в малые группы по 4-5 человек и приступите к обсуждению зачитываемых ответов на оба вопроса. При необходимости каждый из вас комментирует свои ответы. Время на эту работу – 10-15 минут. Затем вы самостоятельно оцениваете свою работу по 5-балльной шкале, сравнивая глубину и искренность своих ответов и ответов других членов малой группы. Балл записывается в ведомости.

    На третьем этапе мы сядем в большой круг и обсудим первые два этапа этого упражнения в режиме рефлексии.

    Ведущий резюмирует все сказанное на занятии:

    Каждый человек уникален и неповторим, ну не могут все быть 90-60-90, да и зачем. Да и внешние данные, которыми наградила нас природа, во многом зависят от нас самих. Если не нравится фигура – скорей в спортзал или танцевальный кружок, уверенность в себе появится уже на третьем занятии. Считаете, что удача про вас забыла, достаньте фотоальбом, вспомните все те прекрасные моменты, которыми одарила вас жизнь. Любая неудача временна, а стакан наполовину полон. Вокруг вас полно людей, для которых ваши проблемы покажутся детским лепетом, отнеситесь к ним также. То, каким вы видите себя и будут воспринимать вас окружающие, поэтому напишите перечень ваших положительных качеств и, как вам кажется, недостатков, и вы сами удивитесь, насколько вы идеальны.

    Решительность – то качество, которое прямо противоположно заниженной самооценке. Не откладывай на завтра то, что можно сделать уже сегодня, сказано в пословице, так что отступать некуда. Диета – с сегодняшнего дня, поход к работодателю – завтра в восемь, звонок другу – сегодня и сейчас. Повышение самооценки не получилось, попытку повторить, не сдаваться. Поднять самооценку поможет и душевный разговор с родителями, это тоже своего рода упражнение. Мама, которая скажет, что всегда верила в свою дочь, своего сына и гордиться вами, а слова «неумеха» и «растяпа» были сказаны скорее от усталости, чем как определение личных качеств, принесут душевное облегчение, и, конечно же, придадут уверенности в своих силах. Однако не стоит избегать критики. Конструктивные замечания помогут вам стать лучше, и приблизиться к очерченному идеалу, в то время как лесть и фальшь сыграет как стопор и шаг назад.

    Занятие 6 « Полюби себя таким, какой ты есть!»

    Примерное содержание занятия

    Упражнение «Избавься от комплексов»

    В малых группах по 3-4 человека участники составляют рекомендации, которые помогут избавиться от комплексов и зависти. Ведущий, переходя от группы к группе, может инициировать и поддерживать обсуждение. После этого все группы представляют результаты своей работы в круг.

    Ведущий резюмирует все сказанное. Составляются общие рекомендации, которые помогут сделать жизнь более гармоничной, избавиться от ненужного самоедства, комплексов и зависти. Рекомендации записываются на большом листе бумаги.

    Шаг 1. Перестань мерить свои способности чужими стандартами. Скажи себе: я – такая, какая есть, между мной и другими людьми не может быть полного совпадения, ведь я – уникальна!

    Шаг 2. Создай свою галерею успеха. Заведи парадный альбомчик для лучших фотографий, фиксируй собственные достижения, хорошие стороны и удачи: при одном взгляде на эту коллекцию все твое унылое настроение исчезнет, а самооценка поднимется!

    Шаг 3. Напиши перечень того, что дает тебе повод гордиться собой. Например, ты усидчива, внимательна к мелочам, отзывчива, хорошо ладишь с людьми, имеешь авторитет на службе, умеешь лепить фигурки из пластилина и т. д. Теперь проанализируй, как эти достоинства помогают тебе в жизни. Если окажется, что какой-то из талантов ты пока не задействуешь, подумай, чем он может тебе помочь. Обрати внимание: если лепка из пластилина (глины) всего лишь поднимает настроение и приносит положительные эмоции – это уже здорово и очень полезно для тебя! Приучи себя дополнять этот список каждый вечер, ведь ежедневно ты достигаешь все новых и новых вершин. Их нужно обязательно вносить в список.

    Шаг 4. Хвали себя за достижения. У тебя сегодня получилось приготовить вкусный завтрак или свести квартальный отчет с первого раза? Обязательно похвали себя за каждый успех, пусть даже он кажется крошечным. И, кстати, отметь про себя, какое именно личностное качество тебе помогло его достичь!

    Шаг 5. Будь сама себе лучшей подругой! Посмотри на себя в зеркало. Кого ты там видишь? Друга или врага? Думай о себе так, как бы ты хотела, чтобы о тебе думали другие и оценивай себя так, как бы ты хотела, чтобы тебя оценивали окружающие.

    Шаг 6. Настройся на позитив от общения с людьми. Доверяй окружающим, не воспринимай человека неприязненно, если тебе о нем ничего не известно. Постарайся увидеть в незнакомце прежде всего хорошие качества.

    Занятие 7 «Как повысить самооценку»

    Примерное содержание занятия

    Упражнение «Минусы – в плюсы»

    Возьмите лист бумаги. Первым делом перечислите ваши сильные стороны, то, что вы считаете своими плюсами. У вас должен получиться список хотя бы из 50 пунктов! Туда нужно включать все! Все самые мелкие и незначительные умения, все, в чем вы хоть немного лучше остальных . Готовите домашние пироги? Красиво улыбаетесь? Умеете великолепно надувать пузыри из жвачек? У вас хороший почерк? Отличные навыки составления резюме? Хорошие отношения с соседями? Почти никогда не врете? Способны пробежать несколько километров? Всегда помогаете друзьям? Любите животных? Кормите голубей? Все-все-все ваши способности и положительные особенности нужно вспомнить и записать в этот список… Дальше будет легче.

    Затем записываем все, что вы считаете минусами. Здесь совсем не нужно набирать огромное количество пунктов. Записывайте те ваши слабые стороны, которые вам мешают и действительно не нравятся . Возможно, вы не умеете решать какие-то сложнейшие математические задачи. Но вам это и не нужно… Будет ли это вашей слабой стороной? Влияет ли это на вашу самооценку? Я, например, совершенно не умею рисовать. Для кого-то это будет существенным минусом, но для меня в этом нет ничего страшного и я совершенно не переживаю по этому поводу.

    И теперь… Самое интересное! Преобразовываем свои минусы в плюсы. Как это сделать?

    1. Очень часто наши слабые стороны являются обратной стороной сильных . Подумайте, какие преимущества может давать вам ваш «недостаток»? Например, гнев может быть следствием эмоциональности, способности остро чувствовать… Неспособность доводить дело до конца может говорить о том, что вы легко увлекаетесь чем-то новым, у вас широкий круг интересов. Напористость, неспособность слышать других может быть следствием целеустремленности… Нет, это не значит, что не нужно работать над своими недостатками. Но сначала нужно их принять, и понять, что они - всего лишь неотшлифованные достоинства.

    2. В большинстве случаев, недостатки - это возможности для роста . Допустим, ваша беда - жуткая застенчивость. Но однажды вы все-таки переступаете через свой страх и начинаете общаться легко и свободно. Мало того, что этот процесс трансформации обогатит вас, как личность , да еще вы будете лучше понимать других застенчивых людей. И сможете помочь им также справиться со своей слабостью. Согласитесь, человек, от природы одаренный способностью к публичным выступлениям, незнакомый со страхом перед публикой, вряд ли сможет как-то повлиять на застенчивость другого человека.

    3. Подумайте, действительно ли ваши «минусы» являются недостатками? Может, у вас просто нет потребности быть экспертом в данном вопросе? Или этот недостаток совсем не мешает вам жить? Например, небольшая (!) лень может просто предохранять ваш организм от перегрузок. Неумение плавать почти никак не отражается на вашей жизни. А ваша деятельность может не требовать от вас высокой пунктуальности.

    Поработайте над каждым «минусом» из вашего списка. «Минус» преобразуйте в «плюс».

    После этого все участники представляют результаты своей работы в круг.

    Ведущий резюмирует все сказанное. Чтоб закрепить повышение самооценки, регулярно перечитывайте результат этого упражнения!

    Занятие 8 «Косвенные признаки зависти»

    Примерное содержание занятия

    Слово ведущего:

    Для маскировки зависти используются лесть, забота, похвала, восхищение, проявление дружбы, радости, равнодушие, замалчивание достижений. Поэтому объект зависти может не подозревать, что ему завидуют.

    В связи с эти полезно знать косвенные признаки испытываемой человеком зависти, его неискренности, лжи, которые можно заметить в процессе общения с ним. Для выяснения суждения об искренности человека следует учитывать не один какой-то признак, а их совокупность. Только при этом условии можно избежать досадных ошибок и ненужных подозрений.

    Улыбка. Натянутая улыбка – один из основных признаков, отражающих это состояние человека. Улыбку легче всего имитировать. У нас в сознании стойко закрепилась такая связь: раз человек улыбается, значит, он рад, счастлив и доволен. Но улыбка улыбке рознь. Если, например, человек улыбается только одним ртом и улыбка выглядит как приклеенная, живущая отдельно от лица, значит, это всего лишь маска. Также человек может улыбаться одной стороной рта больше, чем второй, демонстрируя скорее кривую ухмылку, чем улыбку. Но эта ухмылка может быть и не столь явной, едва заметной. Такая улыбка характерна для скептически настроенного человека. Ею он показывает, что другой, по его мнению, не заслуживает того, что получает.

    Глаза. Это еще один элемент, по которому можно судить об искренности человека и обуревающих его чувствах. Когда человек искренне рад успеху другого, у него улыбается не только рот, но и глаза. Вокруг глаз собираются радиальные складочки, сами зрачки блестят, светятся. Завистливые глаза пронзительны и колки, с сузившимися зрачками. Пытаясь скрыть это от собеседника, завистник прикрывает глаза веками, отводит взгляд в сторону, опускает взгляд вниз, начинает моргать. Но чаще всего человек прищуривает глаза для того, чтобы объект зависти мог видеть лишь один зрачок и было трудно рассмотреть выражение глаз. Правда, не все так просто: суженными глаза могут быть и при радости.

    Поза. Наклон корпуса также может указать на ход мыслей человека. Когда человек нравится и приятен, другой стремится находиться как можно ближе к нему, наклоняется в его сторону. Прикасается к нему. Если же человек внезапно отстраняется от объекта зависти во время беседы, это говорит о том, что он явно не хочет в ней участвовать, так как она ему неприятна. Поэтому, поздравляя с успехом, завистник может замереть в пространстве или даже отбросить корпус назад, пытаясь самоустраниться от неприятной миссии.

    Руки. Следует обращать внимание и на руки восхищающегося завистника. Поскольку человек не в состоянии все контролировать и контролю лица уделяет наибольшее внимание, то именно руки могут выдать его неискренность. Так, закрытые позы, со скрещенными на груди руками традиционно считаются желанием человека скрыть какую-ту информацию либо самоустраниться, отгородиться от собеседника. Но еще более явно о намерении что-то скрыть говорят руки, спрятанные за спину или в карманы. Особенно если до этого человек стоял с открытыми руками, а после какого-то момента начал их прятать. Часто руки неискреннего человека находятся вблизи рта. Поэтому, поздравляя кого-то с очередным успехом, завистник может совершать своеобразную экскурсию рукой вокруг рта, частично прикрывая его. Так, он может как бы опираться подбородком на руку, ставя полусжатую кисть в уголок рта. Внешне это может выглядеть как опора, однако на самом деле на такую руку весьма сложно опереться.

    Голос. У расстроенных чем-то людей в 70% случаев наблюдается возрастание высоты голоса. Это особенно относится к случаям, когда человек испытает злость и гнев. Повышается громкость голоса, речь становится более быстрой. Если же завидующий переживает печаль от понимания недостижимости предмета зависти, то высота голоса падает. Голос становится более тихим, темп речи снижается. Сложность использования характеристик голоса для распознавания зависти состоит в том, что эти эмоции возникают не только при зависти, но и по другим поводам.

    Упражнение «Восхищение»

    Ведущий объясняет участникам задание:

    Вы видите свою подругу в новом платье, и она вам нравится. Вы рады, что она выглядит столь прекрасно. В данный момент вы восхищаетесь, а не завидуете. Опишите, что вы чувствуете. Выразите подруге свое восхищение.

    Вы пришли на концерт виртуоза. Вам нравиться, как он играет на музыкальном инструменте. Вы тоже учились играть на таком же музыкальном инструменте, но у вас ни чего не получилось. Выразите свое восхищение.

    Ведущий резюмирует все сказанное. Вы можете управлять чувствами и эмоциями. Раз уж с завистью ничего нельзя сделать, продолжайте завидовать восхищаясь!

    Занятие 9 «Уроки из своих ошибок»

    Примерное содержание занятия

    Упражнение «Метод Сократа»

    Возьми ручку и бумагу и напиши, чему ты завидуешь. Теперь спроси себя, почему ты это делаешь. Ставь цифру «1» и пиши ответ. Теперь вчитайся в написанное и опять задай себе тот же вопрос. Ставь цифру «2» и пиши ответ.

    После 2-3 цифры пойдет бессознательный материал – страхи, комплексы, жажды.

    Упражнение «Работа над ошибками»

    От неудач не застрахован никто – и ты не исключение! Вместо того чтобы мучительно переживать свое поражение, попробуй извлечь из него пользу – ведь в любой ситуации можно найти не только минусы, но и плюсы. Тебя не приняли на работу, о которой ты мечтал(а)? Кто знает, может, скоро у тебя появится другой, еще лучший шанс! Ты расстался(ась) с девушкой (парнем)? Строя новые отношения, ты будешь мудрее и опытней. Позитивное мышление не просто программирует твое внутреннее «Я» на успехи в будущем – оно способно переструктурировать пространство вокруг, привлекая к тебе удачу и успех. Но для этого необходимо проделать «работу над ошибками»:

    1. Удобно сядь, закрой глаза и сделай несколько глубоких вдохов-выдохов.

    2. Вспомни ситуацию, которая заставила тебя почувствовать обиду или вину. Представь себе человека или людей, с которыми ты тогда общался(ась), обстановку и все, что было сказано или сделано.

    3. Попробуй вглядеться в нее со стороны, как будто ты смотришь фильм на большом экране.

    4. Постарайся увидеть своим внутренним зрением те знаки, которые сигнализировали о наличии проблемы – те, которым не придавал(а) значения. Это могут быть сказанные вскользь тобой или собеседником слова, жесты, интонации и даже мимика.

    5. Разберись: какой урок ты вынес(ла) из этой ситуации? Может, в следующий раз ты будешь более сдержанным(ой), постараешься внимательнее слушать собеседника или в нужный момент переведешь тему разговора в нейтральное русло?

    6. Спроси себя: если это случилось для достижения какой-то высшей цели, что это за цель? В чем ты видишь подарок судьбы? Обязательно сформулируй его позитивно, например, ты стал(а) лучше понимать конкретного человека или пришел(а) к выводу, что надо больше узнать о чем-то, развить свои способности или профессиональные навыки.

    7. Опиши самый важный поступок, который ты можешь совершить, получив этот подарок судьбы. Поблагодари судьбу за то, что она преподнесла тебе этот бесценный урок, что ты стал(а) немного мудрее. После выполнения упражнения неудача уже не будет тебе казаться непоправимой!

    Занятие 10 « Деструктивные и конструктивные цели »

    Примерное содержание занятия

    Упражнение «Желание»

    Возьми цветные карандаши, листы бумаги и нарисуйте ваше самое заветное желание, вашу мечту, то, что вы хотите приобрести, чем хотите обладать и т.п.

    Ведущий собирает рисунки, перемешивает их и раздает участникам. Каждый участник, получив чей-то рисунок, встает и выражает благодарность автору рисунка за «неожиданный подарок». Автор рисунка высказывает свои эмоции, ощущения от того, что его желание «исполнилось» у другого.

    Ведущий резюмирует все высказывания.

    Слово ведущего:

    Рассмотрим следующую ситуацию. Во время разговора с каким-либо конкретным человеком, Вами овладевает сильное чувство грусти, Вам хочется скорее остаться наедине. Вы ужасно не любите слушать об успехах этого человека, считаете его чересчур хвастливым, заносчивым, горделивым и пустым местом. А после общения с ним у Вас портится настроение, Вы начинаете нервничать и испытывать чувство жалости к самому себе. Если такая ситуация Вам знакома, то знайте – это классические проявления зависти. Осознание этого чувства – первый шаг к его преодолению. Не ругайте себя за то, что испытываете такие «низкие» чувства. Помните, что зависть хотя бы раз в жизни испытывал каждый человек, даже тот, кто вызывает зависть у Вас.

    Упражнение «Жизнь другого человека»

    Представьте себя на месте того человека, которому завидуете. Вы обладаете всеми его достоинствами и достижениями, например, внешней красотой и престижной работой. Но в то же время и все его проблемы становятся Вашими: плохое здоровье, отсутствие собственного жилья, проблемы в отношениях с родственниками, отсутствие свободного времени и т.д. Беззаботная жизнь другого окажется не более чем плодом Вашего воображения.

    Слово ведущего:

    Зависть – это неэффективная растрата своей энергии. Зависть рождается всегда в результате измерения своих успехов чужими достижениями. А потому зависть – это главный враг личностного роста. Развитие личности всегда обусловлено движением к поставленным самостоятельно целям. А погоня за чужими целями, чаще всего приводит лишь к испорченным нервам. Когда Вы ставите перед собой цель, то исходите исключительно из своих желаний и потребностей, а не из стремления кого-то догнать и даже превзойти.

    Приведите несколько примеров деструктивных целей:

      «Хочу иметь такой же автомобиль, как у моего соседа»,

      «Хочу такую же фигуру, как у подруги».

    А теперь конструктивные цели:

      «Я намерен(а) »,

      «Я планирую и подкачать мышцы бедер и ».

    Объясните разницу между деструктивными и конструктивными целями.

    Итоговое задание «Дневник»

    Заведите дневник случаев зависти, чтобы отслеживать всякий раз переживание зависти. Идеально будет на первых порах описывать в дневнике все, что с вами происходит – как зарождается зависть, что вы при этом чувствуете, как вы ее переживаете, а главное, что вы при этом делаете .

    С помощью дневника мы можем научиться осознавать тот вред, который нам наносит зависть. А это, в свою очередь, поможет нам отказаться от разрушительных переживаний.

    Последней процедурой программы тренинга является анкетирование «Откровенно говоря…»

    Мое тренинговое имя_______________

    1. Во время занятий я понял(а), что…

    2. Самым полезным для меня было…

    3. Я был бы более откровенным, если…

    4. Своими основными ошибками на занятии я считаю….

    5. Мне не понравилось…

    6. Больше всего мне понравилось, как работал(а)…

    7. На месте ведущего тренинга я…

    Данная программа полезна, на мой взгляд, как для психологов, работающих с детьми, так и педагогов учебных заведений. Ее можно включить во внеурочные занятия по программе ФГОС на развитие личностных и регулятивных универсальных учебных действий.

    Игра-приветствие «Покажи свое хорошее настроение»

    Цель: поощрить поиски путей к сотрудничеству.

    Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сядьте, пожалуйста, все в круг. По-моему сигналу нужно встать и показать движением свое хорошее настроение. Понравилась вам игра? Что вы сейчас чувствуете?

    Упражнение «Знаки поведения»

    Цель: формирование у детей знаний о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в группе; развитие как вербальных, так и невербальных навыков общения.

    Инвентарь: чистый лист формата А4, цветные карандаши и ластик.

    Инструкция. Рассчитайтесь на 1–2, возьмите листы бумаги и цветные карандаши и сядьте за стол парами. Я покажу вам дорожный знак, который регулирует правила поведения на дороге (этот знак можно сделать самостоятельно или принести готовый). Подумайте, для чего необходим этот знак? Какие правила поведения на дороге он регулирует? Правильно, правила безопасности на дороге. Для чего нам нужно придерживаться определенных правил поведения в обществе людей? (Ответы детей.) А теперь ваша задача: в парах в течение 5 минут придумать по одному правилу разрешенного и запрещенного характера. Например: нужно внимательно слушать друг друга, нельзя перебивать того, кто говорит (Обсуждение правил поведения).

    Теперь каждая пара будет называть свои правила, и если остальных участников эти правила устраивают, они поднимают руку. (Важный момент этого задания - так участники учатся принимать решения самостоятельно.) Выбранные правила я записываю на доске. А для того чтобы нам легче было их придерживаться на наших занятиях, предлагаю вам нарисовать их - сделать «Знаки поведения» наподобие дорожных знаков.

    Информация для ведущего. После того как правила поведения выработаны, нужно создать условия, чтобы участники стали следовать им в процессе занятий.

    Ключ к приобретению этого навыка - оказывать поддержку тем детям, которые соблюдают правила.

    Например: «Спасибо, ты внимательно слушал, не перебивал говорящего».

    Анализ упражнения
    - Какое правило понравилось больше всего?
    - Есть ли такие правила, которые важны для каждого в группе?
    - В каких жизненных ситуациях необходимо использовать наши правила поведения?
    - Могут ли правила быть нашими помощниками?
    - Чему вы научились?
    - Какие правила будете использовать?

    Упражнение «Я рад с тобой общаться»

    Цель: развитие навыков сотрудничества

    Инструкция. Вам нужно протянуть руку стоящему рядом с вами участнику со словами: «Я рад с тобой общаться. А тот в свою очередь протягивает руку следующему участнику с этими же словами. Так, по цепочке, все берутся за руки и образуют круг.

    Анализ упражнения
    - Помогает ли это упражнение быть дружнее?

    Упражнение «Настроение группы»

    Цель: наблюдение за эмоциональным состоянием учащихся.

    Инвентарь: большой бумажный круг, однотонные цветные стикеры разного цвета, по 2 на каждого участника.

    Инструкция. Подумайте, на какой цвет сейчас похоже ваше настроение. Возьмите стикер подходящего цвета и наклейте его в круг.

    Упражнение «Мое качество»

    Цель: развитие навыков сотрудничества, обучение умению выражать свои мысли.

    Инвентарь: мягкая игрушка.

    Инструкция. Сядьте, пожалуйста, все в круг. Нам нужно будет по кругу передавать мяч тому, кто сидит справа, при этом называя свое имя и качество характера. Например: Люся - веселая. Следующий участник повторяет то, что сказал ему передающий мяч, и называет свое имя и качество, и так по кругу. Всем понятно? Начинаем игру.

    Анализ упражнения
    - Как вы думаете, что дает это упражнение?
    - Можно ли сказать, что это упражнение раскрывает качества характера?
    - Что нового вы узнали о себе?
    - Что нового вы узнали о других?

    Упражнение «Портрет»

    (Модификация игры В. Родионова, М. Ступницкой)

    Цель: расширение знаний о личностных качествах; формирование личностной и коммуникативной рефлексии, направленной на осознание детьми своих качеств.

    Инвентарь: текст с незаконченными предложениями, стикеры.

    Информация для ведущего. В начале этого блока с участниками проводится беседа для уточнения имеющихся у них представлений о личных качествах: инициативности, самостоятельности, ответственности. Беседа способствует обобщению знаний и понятий, формирует новые знания.

    Инструкция. Сядьте, пожалуйста, за парты. Сегодня мы поговорим о личностных качествах человека: инициативности, самостоятельности, ответственности. Как вы думаете, что означают эти качества? Зачем они нужны человеку? В каких действиях могут проявиться? Что можно сделать, чтобы стать самостоятельным, ответственным? (Дети отвечают.) Хорошо. Теперь на листочках, которые вы получили, вам надо сформулировать свои представления об этих качествах. На выполнение работы дается 5–8 минут.

    Инициативность - это…

    Ответственность - это…

    Самостоятельность - это…

    Например:

    Инициативность - это когда человек сможет что-то сделать сам, без помощи других: помочь по дому, в классе.

    Ответственность - это когда ты сам, без посторонней помощи, выполняешь свои задания.

    Самостоятельность - это умение сделать что-то своими силами, самому.

    Когда дети выполнят это задание, им дается следующая инструкция: - Внимательно посмотрите на ваши листочки, на них наклеены стикеры. Вам нужно объединиться в команды по сходству стикеров. Затем каждая команда должна составить и нарисовать своеобразный «Портрет» человека, который самостоятельно принимает важные для него решения. При рисовании нужно придерживаться следующих правил:

    • на портрете должны быть изображены черты внешности всех участников группы;
    • при написании характеристики нужно использовать качества характера всех участников команды (например, у Ани позаимствовать терпение).

    После того как команды нарисуют портрет, каждая по очереди его представляет и закрепляет на доске. Ведущий предлагает участникам перечислить качества, присущие самостоятельному ученику и записать их на доске.

    Вопросы для обсуждения

    • Как вы отбирали качества?
    • Легко ли было договориться друг с другом?
    • Узнали ли вы в себе новые качества?
    • А какое из перечисленных качеств вы бы хотели иметь?

    Информация для ведущего. В данной программе рисование рассматривается нами не как способ развития художественных способностей, а как средство для выражения эмоционального состояния ребенка, как источник получения информации о его достижениях и скрытых проблемах. Как правило, комментарии ребенка в процессе рисования помогают взрослому лучше понять ребенка и помочь ему.

    Рисование «Я самостоятельный человек»

    Цель: расширение представлений о личностных качествах.

    Инвентарь: альбомные листы, цветные карандаши.

    Инструкция. Возьмите листы бумаги, цветные карандаши и сделайте рисунок под названием «Я - самостоятельный человек». Под рисунком напишите, в каких жизненных ситуациях проявляется ваша самостоятельность.

    Анализ упражнения
    - Трудно ли было рисовать свою самостоятельность?
    - Расскажите, в каких ситуациях вы проявляете самостоятельность?

    Информация для ведущего. Данный этап необходим, чтобы дети понимали, какого именно поведения ожидают от них взрослые. Например, в чем конкретно может проявиться самостоятельность и что сам ребенок может сделать для того, чтобы стать самостоятельным. Кроме того, уяснив критерии самостоятельного поведения, дети учатся оценивать не личность товарища, а проявления данного качества в повседневном общении.

    Упражнение «Мои успехи»

    Цель: создание дружелюбного отношения друг к другу, расширение знаний об участниках игры, повышение самооценки.

    Инструкция. В середине круга у нас стоит стул. Вам нужно по очереди встать на стул и рассказать о своих успехах. Группа в это время аплодирует участнику, который находится на стуле.

    Анализ упражнения
    - Что вы чувствовали, когда были в центре круга?
    - Трудно ли было рассказывать о своих успехах?

    Упражнение «Из чего же сделан я»

    (Модификация упражнения М. Кипниса)

    Цель: освоить навыки самопрезентации с помощью ассоциативного мышления.

    Инвентарь: пластилин, клубки ниток, вата, фольга, цветная бумага, карандаши, мелкие морские камушки, кусок прозрачного полиэтилена, проволока.

    Ведущий предлагает детям послушать стихотворение «Из чего же сделан Я?»

    Инструкция. Из чего же сделаны наши девочки и мальчики? Сейчас мы с вами узнаем, из чего сделаны мы. Посмотрите на разложенные на столе материалы. Скажите, как используют эти предметы? Для чего? А с какими качествами характера можно их сравнить? Например, если человек добрый, на какой из этих предметов похожа его доброта? Подумайте, какими положительными качествами вы обладаете, и выберите для себя 2–3 предмета, которые могут рассказать о вас. Затем расскажите об этом нам.

    Анализ упражнения
    - Трудно ли было выбирать предметы?

    Упражнение «Разные способы запоминания информации»

    Цель:

    Инвентарь: магнитофон, запись с детскими сказками или рассказами (желательно небольшого объема); цветные карточки с вопросами и ответами (например: загадки, знакомые детям стихи, таблица умножения и т.д.).

    Инструкция. Сядьте за парты и послушайте текст (4–5 минут).

    А теперь ответьте на вопросы:
    - Кто хорошо запомнил текст и может его пересказать?
    - Кто испытывает затруднения в воспроизведении материала?

    Ребята, кто запомнил текст и смог его пересказать, легко запоминает информацию на слух. Это ваш индивидуальный стиль запоминания информации.

    Упражнение «Представь слово»

    Цель: помочь детям в определении индивидуального стиля запоминания.

    Инструкция. Сейчас мы будем записывать слова необычным способом: водя пальцем в воздухе и проговаривая каждую букву, которую пишем. Приготовились, записываем слово «сыр». Теперь прочитаем слово вслух, представляя себе его написанным в воздухе. А сейчас мы запишем слово «сыр» на листке, проговаривая каждую написанную букву. Закройте глаза и попытайтесь «увидеть» или нарисовать в уме правильное написание слова.

    Информация для ведущего. Предложить участникам для запоминания не менее 10 слов. После выполнения задания обратить внимание тех, кто запомнил наибольшее количество слов, на их индивидуальный стиль запоминания информации.

    Анализ упражнения
    - Кто запомнил наибольшее количество слов?
    - Те, кто запомнил много слов, может легко запоминать информацию, когда ее записывает. Это ваш индивидуальный стиль запоминания информации.

    Упражнение «Найди различия»

    (Модификация упражнения Ч. Фуллер)

    Цель: развитие навыков запоминания информации в кинестетической модальности.

    Инвентарь: разнообразные предметы (несколько воздушных шаров и один пластилиновый шар, несколько цветных карандашей и одна ручка и др.).

    Инструкция.

    • Я сейчас положу несколько предметов на стол. Ваша задача - сказать, какой из этих предметов отличается от других.
    • Теперь я наполняю три стакана водой (в каждом стакане - разное количество жидкости), ваша задача - сказать, в каком стакане воды больше.
    • Перед вами в коробке лежат предметы. Вам нужно с закрытыми глазами потрогать предметы, лежащие в коробке, и сказать, чем эти предметы похожи, чем отличаются. Какой предмет из них самый большой.

    Анализ упражнения
    - Легко ли было выполнять задания?
    - Кому удалось заметить большое количество отличий?

    Упражнение «Информированные карточки»

    (Модификация упражнения Ч.Фуллер)

    Цель: развитие навыков запоминания информации в зрительной модальности.

    Инвентарь: географическая карта для каждого участника, карточки размером 7х7 см.

    Информация для ведущего. Можно проводить такую игру по любому предмету: вопрос на одной стороне, ответ на другой.

    Инструкция. Возьмите географические карты, карточки, цветные карандаши. Ваша задача: на одной стороне карточки написать название государства, а на другой стороне - столицу этого государства. Затем я перемешаю карточки и накрою листом бумаги. Вы по очереди будете доставать карточки и, читая название государства, вспоминать его столицу. Выигрывает тот, кто назвал больше правильных ответов. Ребята, этот метод вы можете использовать для множества целей: записать что-то в классе, выделить основные моменты при подготовке к контрольной работе. Карточки удобны, их можно положить в карман.

    Анализ упражнения
    - Интересно ли было выполнять задания?
    - Понравилась ли эта игра?
    - Что нового вы для себя узнали?
    - Что будете использовать?

    Упражнение «Учимся планировать свою неделю»

    Цель:

    Инвентарь: листы А4 с подготовленной хронокартой, часы.

    Инструкция. Дети сидят за столами, у каждого на столе лежат часы. Ведущий предлагает придумать ассоциации к слову время и на доске фиксирует предложения детей. Дети с ведущим обобщают сказанное: в сутках 24 часа и всё надо успеть. Ведущий предлагает участникам заполнить хронокарту, чтобы научиться управлять своим временем. Для этого следует провести «ревизию» своих временных затрат, понять, на что уходит время, оценить рациональность своих временных затрат. В этом может помощь хронокарта, фиксирующая время, затрачиваемое на каждый вид деятельности.
    Вспомните, как вы проводите свое время, и заполните хронокарту за вчерашний день.

    Вопросы для обсуждения
    - На что ушло больше всего времени?
    - На что времени не хватило?
    - Является ли это занятие (то, на которое ушло больше всего времени, и то, на которое времени не хватило) важным для вас?
    - Считаете ли вы необходимым перераспределить время так, чтобы его было достаточно на выполнение важного дела?
    Участникам предлагается составить хронокарту на следующий день и руководствоваться составленным планом.

    Упражнение «Учимся планировать свою неделю» - 2

    Цель: формировать умение планировать свою неделю.

    Вопросы для обсуждения
    - Удалось ли выполнить намеченный накануне план?

    Если да, то:
    - Оцениваете ли этот день как более успешный?
    - Можете ли вы назвать преимущества, которые дало вам изменение расхода времени?
    - Будете ли вы использовать именно такой способ планирования времени?

    Если нет, то:
    - Что помешало вам организовать свой день согласно новому плану?
    - Зависит ли это от вас?
    - Что следует изменить в своем поведении, чтобы план стал реальностью?

    Упражнение «Уверенное поведение»

    Цель: развитие благоприятного психоэмоционального фона, расширение личного опыта.

    Инструкция. Сядьте, пожалуйста, в круг. Скажите, что такое уверенность, как вы понимаете значение этого слова? Кого вы можете назвать уверенным человеком? А кого неуверенным?
    Теперь разделитесь на пары. Задание для каждой пары: придумайте сценку, где нужно показать походку человека с уверенным и неуверенным поведением.
    После того как каждая пара выполнит задание, проводится обсуждение, что значит уверенное и неуверенное поведение.

    Вопросы для обсуждения
    - Как вы догадались, что это походка уверенного или неуверенного человека?
    - Что вы чувствовали, когда были уверенным человеком?
    - Что вы чувствовали, когда были неуверенным человеком?
    - Как выглядит уверенный человек?
    - Что понравилось больше: изображать уверенного или неуверенного человека? Почему?

    Упражнение «Визитная карточка»

    Цель: развитие навыков самопрезентации, развитие творческого мышления.

    Инвентарь: визитные карточки героев Э. Успенского и И. Агрон, бумага, цветные карандаши.

    Инструкция. Дети сидят в кругу. Взрослый знакомит детей с визитными карточками героев.
    - Скажите, пожалуйста, какую информацию несет такой текст?
    - Чем отличается текст визитной карточки от других?

    Задание 1 Составьте свою визитную карточку.
    Схема:
    1. Фамилия, имя, отчество.
    2. Кто вы по профессии, занятиям.
    3. Адрес.
    4. Телефон.

    Задание 2
    1. Представьте себя… кем хотите.
    2. Сочините устно шутливую визитную карточку: придумайте фамилию, имя, чем занимаетесь и т.д.

    Вопросы для обсуждения
    - Понравилась ли игра?
    - Легко ли было придумывать визитную карточку?
    - Нравится ли тебе твоя визитная карточка?

    Упражнение «Карнавал»

    Цель: развитие фантазии, умения общаться, развитие оптимистичного отношения к жизни.

    Инвентарь: картон, цветная бумага, ножницы, цветные карандаши, рулон бумаги.

    Инструкция. Представьте себе, что вы жители сказочного города. И в этом сказочном городе проходит карнавал. Нужно придумать и сделать маску или костюм для карнавала.
    Когда для карнавала все будет готово, из рулона бумаги (обоев) делается длинная дорожка и дети представляют свои карнавальные костюмы и маски.

    Упражнение «Расскажи, что понравилось»

    Цель: вербализация полученных детьми навыков, рассказ группе о том, чему научились на занятиях.

    Инструкция. Расскажите, что вам понравилось больше всего на занятиях? Где и когда вы можете применить полученные знания и умения? Где можно использовать новые модели поведения. Для чего мы занимались все вместе? Пригодится ли вам в будущем то, что вы узнали на прошедших встречах?

    Информация для ведущего. Очень важно проговорить с детьми те конкретные ситуации, где можно использовать новые модели поведения. Ребенок далеко не всегда может сам перенести новый навык в свою деятельность.

    Упражнение «Мои комплименты всем»

    Цель: развитие навыков сотрудничества.

    Инвентарь: кружки диаметром 3 см каждому участнику.

    Инструкция. Сейчас, в конце наших занятий, у вас есть прекрасная возможность подарить другу комплименты. На кружках напишите, пожалуйста, комплимент каждому. Сейчас я буду называть каждого участника по имени, и мы все вместе подарим ему свои комплименты и поблагодарим за помощь и сотрудничество.

    Психологические упражнения помогают участникам тренинга лучше познать себя, увидеть свои сильные и слабые стороны, наметить пути ближайшего развития. Ещё одна важная задача психологических упражнений — научиться лучше понимать других людей, проще договариваться с ними.

    Психологические упражнения очень разнообразны. Но, в конечном счете, все они помогают участникам тренинга стать гармоничнее, успешнее, счастливее.

    Психологические упражнения чаще всего используются на тренингах личностного роста. Но не только. Психологические упражнения тренеры также часто включают в программу тренингов коммуникации, уверенности, стрессоустойчивости, целеполагания.

    Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров подобрали для вас 7 интересных психологических упражнений , которые можно найти в открытом доступе.

    Психологическое упражнение «Подарок»

    Цель : Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой. Улучшает настроение участников и атмосферу в группе.

    Время : 25-35 минут

    Размер группы : 8-16 участников

    Сядем в круг. Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

    Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.

    Итоги упражнения:

    При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере.

    Психологическое упражнение «Мои недостатки»


    Цель
    : Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.

    Время : 25-35 минут

    Размер группы : Любой

    Очень важно попытаться найти новое название вашим воображаемым недостаткам. Обозначьте их так: свойства, которые можно совершенствовать. Слово «слабость» несет в себе оттенок безнадежности и неизменности. Заменив его на другое, допускающее возможность совершенствования, вы начинаете по-другому смотреть на жизнь.

    В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше. После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя». Пусть в списке недостатков останется только то, что связано лично с Вами.

    Теперь перед вами список ваших недостатков, список того, что портит вам жизнь. Подумайте, а если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не смогли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.

    Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть.

    С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.

    Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

    Психологическое упражнение «Я хочу изменить в себе»

    Цель : Упражнение помогает формированию новых качеств в себе, ускоряет личностный рост участников.

    Время : 25-35 минут

    Размер группы : Любой

    Чтобы начать упражнение, возьмите бумагу и ручку и разделите лист на две колонки.

    Черты характера, от которых я хочу избавиться

    Черты характера, которые я хочу приобрести

    Теперь, положив заготовленную таблицу перед собой, постарайтесь расслабиться и подумать о себе. Вы можете выключить свет, но оставьте достаточное освещение, чтобы Вы могли писать. Потом посмотрите на первую колонку, начните «мозговой штурм» и быстро и не задумываясь запишите все черты, от которых вы хотите избавиться. Записывайте все, что приходит вам в голову, и не пытайтесь рассуждать, реально ли для вас избавиться от этого качества.

    Например, если вы храпите, то, скорее всего, избавиться от такого недуга Вы не в состоянии — этот факт не мешает Вам записать его в первую графу Продолжайте, пока вы не запишете хотя бы 5-7 черт характера. Затем обратитесь ко второй колонке, начните «мозговой штурм» и быстро запишите все черты, которые вы хотите приобрести. В некоторых случаях они могут быть противоположны чертам, от которых вы хотите избавиться (например, вместо того, чтобы быть застенчивым, вы хотите быть более общительным, вместо того, чтобы быть нетерпимым к людям, вы хотите быть более толерантными).

    Прекрасно!

    Просто продолжайте этот процесс и записывайте все, что вам приходит в голову, не пытаясь критиковать или оценивать это. Кроме того, не пытайтесь сейчас рассуждать, реально ли для вас приобрести это качество. Вновь продолжайте записывать, пока не перечислите хотя бы пять черт или пока процесс не начнет замедляться. Когда вы почувствуете, что закончили, вы готовы к тому, чтобы определить приоритетность черт, от которых вы хотите избавиться или которые вы хотите приобрести.

    Сначала исключите повторения. Например, если вы записали: «стать менее негативным и критично настроенным», противоположной чертой было бы «стать более позитивным и благосклонным». После того, как вы записали эту противоположную черту, вычеркните ту черту характера, от которой вы хотите избавиться. Для установления приоритетов поочередно рассмотрите каждую из черт в списке и определите, насколько она важна для вас, присваивая буквы:

    • А (очень важная)
    • В (важная)
    • С (желательно иметь, но не так важно)

    Напишите эти буквы рядом с каждой чертой. Посмотрите на черты, отмеченные буквой А. Если в этой категории у вас имеется более чем одна черта, оцените их по приоритетности: 1, 2, 3 и т. д.

    Сейчас вы установили приоритеты, и в первую очередь будете работать над развитием наиболее важных для вас черт. Но работайте над развитием максимум трех черт одновременно. Как только вы почувствуете уверенность, что сделали их своими индивидуальными качествами, переходите к следующим чертам в вашем списке в порядке их приоритетности (работайте по порядку над всеми чертами А, потом над чертами В и, наконец, над чертами С). Если вы почувствуете, что вы сильно изменились, составьте для себя новый список приоритетов.

    Психологическое упражнение «Без оценок»


    Цель
    : Упражнение тренирует умение общаться безоценочно, вырабатывает более позитивное отношение к людям.

    Время : 15-20 минут

    Размер группы: Любой

    Группа делится на пары. Партнерам надо по очереди рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.

    Каждый партнер работает 4 минуты. Во время его речи второй партнер отслеживает наличие оценок, маркирует (дает сигнал), если они есть.

    • Какие были трудности?
    • Что помогало избегать оценочных высказываний?
    • Какие новые качества в себе открыли?

    Психологическое упражнение «Спутанные цепочки»

    Цель : Упражнение учит эффективно коммуницировать между собой, помогает сплотить команду.

    Время : 15-30 минут

    Размер группы : 12-20 участников

    Все участники группы встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. И сцепляются с той рукой, которую встретили первой.

    Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного.

    Участники открывают глаза.

    Теперь их задача — распутаться, не разжимая рук.

    В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

    Подведение итогов упражнения:

    • Довольны ли вы своим результатом?
    • Что помогало, что мешало в процессе?
    • Кого хотите отдельно выделить, поблагодарить за ваш результат?

    Психологическое упражнение «На риск»

    Цель: Это очень короткое упражнение. Упражнение на доверие.

    Время: 5 минут

    Размер группы: Любой

    Сейчас мы с вами проведем упражнение, связанное с определенным риском. Прошу Вас довериться мне и войти в круг тем, кто хочет мне помочь…»

    После того, как все желающие войдут в круг, поблагодарите их и скажите, что на этом упражнение закончено.

    Подведение итогов упражнения:

    Спросите у вышедших, почему они это сделали? У тех, кто не вошел,— почему? Обсудите, как повлияла фраза «Доверьтесь мне» на их решение.

    Почему люди часто доверяют другим, не задумываясь о последствиях, и т. д. ?

    Психологическое упражнение «Жизненные цели»


    Цель:
    Упражнение помогает выработать жизненные цели.

    Время: 25-35 минут

    Размер группы : Любой

    Шаг 1. Поговорим о ваших жизненных целях. Возьмите ручку, бумагу. В течение 15 минут подумайте над вопросом «Что я действительно хочу получить от своей жизни?» Долго не думайте, записывайте все, что приходит вам в голову. Уделите внимание всем сферам вашей жизни. Фантазируйте. Чем больше — тем лучше. Отвечайте на вопрос так, словно вы обладаете неограниченным ресурсом времени. Это поможет вспомнить все, к чему стремитесь.

    Шаг 2. Теперь, за две минуты вам нужно выбрать то, чему бы вы хотели посвятить ближайшие три года. А после этого еще две минуты — чтобы дополнить или изменить список. Цели должны быть реалистичны. Работая на этом и на последующих шагах, в отличие от первого, пишите так, как если бы это были ваши последние годы и месяцы. Это позволит сконцентрироваться на действительно важных для вас вещах.

    Шаг 3. Сейчас мы определим цели на ближайшие шесть месяцев — две минуты на составление списка и две минуты на его корректировку.

    Шаг 4. Уделите две минуты работе над аудитом своих целей. Насколько они конкретны, насколько соответствуют друг другу, насколько ваши цели реалистичны в категориях времени и имеющихся ресурсов. Возможно, вам следует ввести новую цель — приобретение нового ресурса.

    Шаг 5. Периодически пересматривайте свои списки, хотя бы для того, чтобы убедиться, что вы двигаетесь в выбранном направлении. Выполнение этого упражнения похоже на использование карты в походе. Периодически вы обращаетесь к ней, корректируете маршрут, возможно даже меняете направление, но главное, знаете куда идете.

    Подведение итогов упражнения:

    • Как вы себя ощущаете после упражнения?
    • Какие интересные выводы вы для себя сделали?
    • Что было неожиданным для вас?
    • Что было труднее всего? Почему?
    • Кто составил реалистичный план и готов ему следовать?

    Итак, мы представили вашему вниманию 7 качественных психологических упражнений. Но стоит учесть, что поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то они могут быть уже известны участникам ваших тренингов, т. к. доступны многим тренерам.

    Когда вам понадобятся:

    • эксклюзивные и лучшие упражнения , известные только малому кругу тренеров-профессионалов
    • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения , раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты,

    то вы всегда можете найти такие упражнения для тренингов на профессиональном тренерском портале

    Этот портал вырос на базе крупнейшего психологического центра «Синтон» . За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для психологических тренингов.

    сайт — это команда тренеров-профессионалов, которые:

    • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
    • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

    Приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам вы можете в разделе .

    Упражнение «Светофор» уникально, поскольку является авторской разработкой профессора психологии Н. И. Козлова.

    Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина».

    Многие люди не умеют ценить то, что в их жизни уже есть: материальные, духовные блага, отношения с близкими людьми. Если же неожиданным образом человек теряет то, что ранее у него было, то попадает в состояние эмоционального негатива. И чем сильнее по степени негатива событие, тем сложнее человеку удерживать свое позитивное отношение к людям в частности и к жизни вообще. С помощью этого инструмента тренер помогает участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, одновременно снижая для себя эмоциональную включенность в неприятную ситуацию.

    Как думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника, вплоть до его самоощущения и хода мыслей? Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете, либо будете учить какой-нибудь сложной технике, которой надо учиться годами и обладать природной предрасположенностью.

    А если вы скажете им, что это не шутка, и что за 30 минут вы действительно научите их несложной и доступной технике понимания своего партнера по коммуникациям , технике, которой может обучится любой человек? Конечно, они с радостью ухватятся за такую возможность.

    Упражнение «Вчувствование» позволяет дать возможность попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.

    Очень действенное и «глубокое» упражнение , способное вызвать реальные изменения в самооценке участников тренинга.

    Упражнение «Суд» действительно похоже на судебное заседание, поэтому вероятнее всего станет самым ярким и важным событием тренинга для всех участников, которые получают возможность публично услышать обратную связь от своих коллег по группе. Несмотря на то, что обратная связь дается в конструктивной форме, оно все-такисодержит, как «позитивные», так и «негативные» замечания, и поэтому станет для группы настоящим испытанием . Зато на выходе участники тренинга получат возможность увидеть адекватность собственной самооценки , испытать свою способность спокойно выслушивать или озвучивать критику, получить более объективное представление о том, как их действия и проявления оценивают окружающие.

    Упражнение просто необходимо на каждом тренинге уверенности (какая уверенность может быть без адекватной и устойчивой самооценки?). Идеально впишется в тренинг личностного роста, станет хорошим дополнением тренинга стрессоустойчивости.

    Игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе , повышающее уверенность и открывающее новые перспективы. Раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу. Может быть как разогревом , так и основным тематическим упражнением .

    Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и мотивирующих тренингов . Будет хорошим вариантом для подростковых и молодежных групп. Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге уверенности . Кроме того упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.

    Очень хорошее и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение.

    Подходит к любым тренингам, касающихся темы достижения целей. В первую очередь это, конечно, тренинги целеполагания, уверенности в себе, мотивационные тренинги, а также тренинги личностного роста и стрессоустойчивости.

    Тренер имеет возможность наглядно продемонстрировать участникам, как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению целей, и как легко их преодолеть, просто имея должную целеустремленность.

    Уникальные рекомендации профессионалов! Все наши упражнения для тренинга продаж оформлены в виде подробной тренерской методички , содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и "фишек", позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом . Такого вы не найдете больше нигде!
    Объем каждой тренерской методички упражнения около 10 страниц.

    Это выгодно! Задумайтесь, чтобы разработать для вас одну методичку упражнения несколько тренеров-профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов ! Приобретая данный пакет, вы получаете каждое из 5-ти упражнений по символической цене всего 158 руб.!
    Приобретайте лучшее и делайте свои тренинги по продажам уникальными!

  • Вижу цель, не вижу препятствий

    Сильное и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Упражнение повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение. Тренер сможет наглядно продемонстрировать участникам , как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению важных целей, и как легко их преодолеть , просто имея должную целеустремленность.

    Особенно важно то, что в рамках данного упражнения каждый участник тренинга поработает со своей собственной важной целью , в результате чего существенно повысятся шансы на её успешное достижение, а у участников существенно повысится мотивация к достижению цели и уверенность в себе.

    Объем тренерской методички: 7 страниц. Бонусы! Дополнительная модификация упражнения, позволяющая сделать его яркой и эффектной концовкой тренинга и 4 варианта подходящего музыкального сопровождения.

  • Уникальное упражнение "Колесо жизни"

    Сильное и глубокое упражнение, в процессе которого участники тренинга наглядно видят, насколько они удовлетворены различными сферами своей жизни, выбирают свои приоритетные цели и ставят конкретные задачи на определенный промежуток времени.

    Не всегда человеку легко определиться, в какую сторону двигаться. «Колесо жизни» — одна из лучших технологий , помогающая осознанно организовать свою жизнь, определить свои жизненные цели и приоритеты развития на ближнюю, среднюю и дальнюю перспективы.

    Упражнение идеально подходит для тренингов целеполагания, тренингов по life-менеджменту . Благодаря своей метафоричности и наглядности, оно станет настоящим украшением такого тренинга, одним из самых запоминающихся его моментов.

    Объем тренерской методички упражнения: 15 страниц.