Технические характеристики самолета су 35с. История создания и испытаний. Сверхманевренный и всепогодный

О том, что в ходе испытаний истребителя Су-35С был совершен пятисотый полет. Похвальная вещь. Однако вскоре начались ожесточенные споры. Дело в том, что пресс-служба «Сухого» упомянула в сообщении о способности Су-35С на равных бороться с рядом зарубежных машин. С одной стороны, это нормальная формулировка, если можно так сказать, маркетингового плана. Но с другой, в списке потенциальных конкурентов значатся одни из лучших зарубежных машин в своем классе. И если сравнение с американскими F-15. F-16 или F-18 выглядит вполне разумным, то смелые заявления насчет F-22 и F-35 просто не могли не вызвать бурное обсуждение. Хотя бы по причинам, касающихся поколений самолетов.

Су-35С (фото http://www.knaapo.ru)


Не будем акцентировать внимание на признаках, которыми должны обладать самолеты того или иного поколения, ведь даже среди авиаконструкторов разных стран нет единого мнения. Так, например, по российским воззрениям истребитель пятого поколения должен обладать возможностью маневрирования на закритических углах атаки и режимах полета. Американцы, в свою очередь, давно отказались от сверхманевренности и требуют от пятого поколения повышенной дальнобойности ракетного вооружения. Похожим образом дело обстоит и с множеством других систем и параметров новых самолетов. Поэтому сравнивать в порядке мысленного эксперимента российский Т-50 и американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II дело неблагодарное. Обязательно найдется другой «экспериментатор», у которого вышли другие результаты. И, что характерно, он тоже будет частично прав. Само собой, сравнение самолетов, один из которых относится к поколению 4++ (Су-35С), а другие заявлены в качестве истребителей пятого поколения (F-22 и F-35) вызвало волну обсуждений и осуждений.

Попробуем лучше разобраться в причинах народных возмущений. Наверное, главной причиной споров является тот факт, что в пресс-релизе не указаны конкретные модификации зарубежных истребителей. В названных индексах истребителей после цифры, обозначающей номер модели, не идет никаких литер модификации. Само собой, Су-35С относительно легко разделается в бою с F-15 или F-16 самых первых версий, если, конечно, летчик будет хорошо подготовлен. А вот в случае с поздними версиями американских самолетов уже нельзя быть настолько уверенными в своих суждениях. Более того, в авиастроении США есть интересная практика: помимо буквенных литер после цифр в названии истребителя могут присутствовать обозначения вида «Block XX». Если говорить упрощенно, то это равноценно номеру серии. Однако «блоки» с разными цифрами могут иметь значительно отличающееся оборудование, порой увеличивающее возможности самолета на десятки процентов по сравнению с предыдущей серией. Естественно, практика «блоков» еще более усложняет оценку возможности самолетов и их сравнение с другими машинами.

F-16 Fighting Falcon

Вопрос конкретных модификаций зарубежных истребителей порождает следующую загадку: летные и боевые характеристики машин-оппонентов Су-35С. Опять же, если сравнение было со старыми модификациями, большая часть информации по которым уже есть в свободном доступе, то результат такого «конкурса» заведомо известен и он будет далеко не в пользу F-15 или F-16. В свою очередь, подробная информация о последних модификациях этих самолетов по большей части засекречена. Конечно, такие общие параметры, какими являются максимальная скорость, максимальная дальность и т.д. не засекречены. Однако куда более важные для оценки возможностей характеристики – потребления топлива на разных режимах или особенности аэродинамики истребителя с тем или иным вооружением на внешней подвеске – не разглашаются. Это вполне нормальная практика, но в нашем случае, когда сравнивается Су-35С и зарубежные самолеты, вопросов она ни капли не снимает, а даже наоборот, только усложняет ситуацию. Также стоит отметить тот факт, что Су-35С является тяжелым истребителем, а, к примеру, F-16 – легким. Это также накладывает свой отпечаток на возможный ход боя между ними.

F-22 Raptor

Наконец, в анализе пресс-релиза «Сухого» можно буквально прицепиться к словам. Так, журналиста Ленты.ру смутила формулировка «заложенные в самолете потенциальные характеристики». Он вопрошает: что значат эти самые потенциальные характеристики? Неужели Су-35С сейчас не так хорош, как он будет в будущем, когда потенциальные характеристики наконец раскроются во всей своей красе? Возможно, формулировка «потенциальные характеристики» относилась к самолетам F-22 и F-35. Если верить американским обещаниям, то в ближайшем будущем эти машины окончательно закрепят за собой титул наилучших истребителей в мире. Похоже, соответствующий отдел фирмы «Сухой» решил, что им тоже надо начать хвалить свою продукцию, в том числе и ее хорошие перспективы. Однако чужая душа, как говорится, потемки и это только предположение.

Другой повод для акта публичного буквоедства. В пресс-релизе говорится о том, что Су-35С превосходит «модернизированные истребители типа F-15, F-16, F-18, F-35». Пожалуй, далеко не один и не два любителя авиации при виде этой фразы из новости «Сухого» пришли в недоумение. С модификациями относительно старых американских самолетов мы уже разобрались выше, а вот F-35 еще ни разу не модернизировали. Более того, он пока даже не принят на вооружение, а перспективы ряда основных версий этого истребителя с каждым месяцем выглядят все интересней.

F-35 Lightning II

Однако нельзя сказать, что пресс-релиз компании «Сухой» от 4 апреля сего года является чистым бахвальством и что в нем ради красного словца не пожалели факты и справедливость. Су-35С хвалят не только отечественные авиастроители, но и зарубежные эксперты. К тому же расхваливание своей продукции не является уникальной практикой «Сухого». В 2010 году уже были большие споры, когда консорциум Eurofighter «с цифрами в руках» доказал превосходство своего Typhoon над американским F-35 и способность конкурировать с F-22. А ведь «Тайфун» относится только к поколению 4+. Такая вот интересная война рекламы и технических требований.

Вернемся к зарубежным оценкам Су-35С. В ноябре 2009 года на сайте аналитической организации Air Power Australia было опубликовано сравнение перспективных истребителей пятого поколения. Основными участниками «конкурса» были F-22, F-35 (оба из США), российский Т-50 и китайский J-12. Как бы вне конкурса в сравнении участвовал Су-35С. Сутью сравнения было выяснение того, насколько перечисленные самолеты, как это ясно из опубликованных данных, соответствуют ряду критериев, предъявляемых к пятому поколению истребителей. За полное соответствие критерию самолет получал один балл, за полное несоответствие – балл отнимался. Из сравнения по 14 параметрам выяснилось, что максимальную оценку – плюс пять баллов – получил российский Т-50. Худшим оказался хваленый F-35 с оценкой -8. Китайский J-12 завершил «гонку» с нулем, а F-22 и Су-35С получили по плюс два балла. Не правда ли, оригинальный результат? Вне зависимости от методик сравнения и их правильности, почетное второе место в рейтинге Air Power Australia «Раптору» пришлось делить с темной лошадкой поколения 4++. Примечательно, что описанное сравнение прошло как раз в то время, когда австралийские военные и политики с новой силой начали обсуждать целесообразность участия в программе F-35.

Испытания первого серийного Су-35С (фото http://www.knaapo.ru)

Надо сказать, австралийцы склонны хвалить российскую технику и, похоже, эта похвала ею вполне заслужена. Так, в начале февраля этого года в Канберре состоялось заседание Объединенного комитета по иностранным делам, торговле и вооружениям (JSCFADT). На нем в очередной раз обсуждалась необходимость и целесообразность покупок истребителя F-35 (честное слово, при чтении новостей о F-35 из Австралии создается такое впечатление, что в этой стране действует какое-то антилайтнинговое лобби, которое, однако, не может окончательно продавить свою точку зрения). В заседании Комитета принимали участие представители агентства Air Power Australia и компании-разработчика авиационных тренажеров и подобных им оборудования и программного обеспечения RepSim. Особый интерес представляет доклад представителей RepSim. Как оказалось, аналитики и программисты этой фирмы, пользуясь имеющейся в открытом доступе информацией, провели симуляцию нескольких крупных сражений «2018 года у берегов Тайваня». Во всех смоделированных боях с обеих сторон участвовало по 240 истребителей различных моделей. Итог виртуальных сражений оказался таким:
- Су-35С против F/A-18E/F. При потерях около двух сотен самолетов российские истребители полностью уничтожили противника;

Су-35С против F-22. С поля боя улетели 139 «Рапторов» и 33 Су-35С;
- Су-35С против F-35. «Сушки» уничтожены полностью, при этом уцелели только три десятка «Лайтнингов».

Как видно из результатов исследований RepSim, Су-35С из поколения 4++ все еще может явить собой значительную угрозу, в том числе и для хваленых истребителей пятого поколения. Стоимость самолетов, «участвовавших» в моделировании воздушного сражения только усиливает впечатление от успеха с виду малоперспективного самолета.

2-й серийный Су-35С (фото http://www.knaapo.ru)

Конечно, Су-35С не имеет таких же перспектив, как Т-50. Одно только поколение ко многому обязывает. Да и заказанных 48 самолетов точно не хватит на переоснащение всех российских военно-воздушных сил. Однако главный вопрос в этом плане звучит по-другому: стоит ли переводить все ВВС на Су-35С, целесообразно ли это? Министерство обороны, похоже, уже ответило на этот вопрос числом заказанных истребителей. Возможно, после окончания поставок этих 48 бортов будет еще один заказ, но это пока является одним из вариантов развития событий. Дело в том, что после пары десятилетий почти полного отсутствия поставок новой авиационной техники приходится действовать не в самых лучших условиях. Нужно одновременно выпускать новые самолеты в хорошем количестве, но это слишком дорого. Нужно создавать новые истребители нового поколения, но это слишком долго. Остается только разумно балансировать между выпуском машин поколения 4++ и созданием пятого. А в это время эксплуатировать уже имеющиеся машины и вовремя отправлять их на капитальный ремонт и продление ресурса. По возможности их стоит оснащать новой аппаратурой, но в разумных рамках. И, надо заметить, Су-35С вполне способен занять ту нишу, которая в течение почти тридцати лет была закреплена за его «старшими братьями» по семейству Су-27. Кроме того, Су-35С делался с упором на то, чтобы выполнять эти задачи в то время, пока в войсках не появится достаточное количество Т-50. Так что ему нужно быть по-настоящему современным и перспективным. А пресс-службе компании «Сухой», пожалуй, следовало бы применять в пресс-релизах менее провокационные формулировки, ведь они способны испортить впечатление от действительно хорошей новости.

По материалам сайтов:
http://www.lenta.ru/
http://www.sukhoi.org/
http://www.ausairpower.net/APA-NOTAM-081109-1.html

Су-35 российский истребитель, относящийся к поколению условно называемому «4++». Это означает, что его характеристики очень близки к 5-му поколению, уступая ему только в плане технологий стелс и некоторых радиолокационных возможностей.

Су-35, модификация Су-35С.

Фото Су-35 в полёте.

Истребитель Су-35.

История создания Су-35

Основой для разработки самолета послужил истребитель Су-27 , созданный во времена СССР, который был значительно модернизирован с использованием новейших технологий, относящихся к 5-му поколению истребителей.

Первый образец собрали летом 2007 года на авиазаводе имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре и в этом же году он был представлен на авиасалоне МАКС-2007. Впервые Су-35 совершил демонстрационный полет 19 февраля 2008 под управлением пилота Сергея Богдана. Единственная авария произошла 26 апреля 2009 при испытаниях третьего прототипа машины (причиной были неполадки в системе управления двигателем).

Окончательно летные испытания завершились к 2010 году, а первые серийные машины появились в 2011 году. С 2012 года начались плановые поставки истребителя для ВВС России, к 2016 году на вооружении уже состояли 48 таких самолетов.

Пара истребителей Су-35 в полёте.

Су-35, модификация Су-35С.

Су-35 на взлётно-посадочной полосе.

Особенности Су-35

Конструкция исходного планера была усовершенствована и усилена, что позволило повысить срок эксплуатации самолета до 6000 полетных часов. В корпусе самолета применяются композиты и алюминиево-литиевые сплавы. Новые конструктивные решения дали возможность существенно поднять максимальную взлетную массу самолета.

На Су-35 была применена новая модель двигателей АЛ-41Ф1С, позволяющих набирать сверхзвуковые скорости без применения форсажа – свойство, характерное для 5-го поколения машин.

По своим летным характеристикам самолет превосходит все существующие истребители, относящиеся к 4-му поколению, такие как европейский «Рафаль» и американский F-16 , и вплотную приближается к современным машинам 5-го поколения, состоящим на вооружении США (фото F-22 и фото F-35). Скорость, маневренность и дальность полета истребителя также превосходят имеющиеся аналоги.

Су-35 имеет РЛС Н035 Ирбис, при помощи которой он может обнаруживать воздушные и крупные надводные цели в пределах 400 км, а наземные – до 200 км. Количество одномоментно обнаруживаемых и сопровождаемых целей в сравнении с прототипом серьезно увеличено. Су-35 может одновременно сопровождать до 30 и обстреливать до 8 воздушных целей.

Самолет обладает развитыми средствами РЭБ.

Технические характеристики

  • Экипаж - 1 пилот.
  • Длина – 21,95 м.
  • Высота – 5,92 м.
  • Максимальная скорость – 1400 км/ч (вблизи земли) и 2500 км/ч (на высотах).
  • Дальность полета – до 4500 км. (с подвесными топливными баками).
  • Потолок – 20 км.
Фото Су-35 в полёте.

Фото Су-35 (Су-35С).

Фото Су-35.

Фото Су-35.

Фото Су-35.

Фото Су-35.

Фото Су-35.

Фото Су-35.

Вооружение Су-35

По разнообразию и функциональности установленного вооружения Су-35 превосходит все современные истребители. Он способен бороться с воздушными, морскими и наземными целями.

Отличительная черта самолета – большая загрузка ракетами типа «воздух-воздух». Су-35 имеет 16 таких ракет средней дальности и 6 ракет малой. Кроме того, он может оснащаться пятью ракетами большой дальности. Такое вооружение, вместе с возможностью применения ракет на сверхзвуковых скоростях, делает Су-35 опасным противником для любых истребителей.

Вооружение типа «воздух-поверхность» представлено шестью противокорабельными ракетами, а также высокоточными ракетами и ракетами «воздух-земля» большой дальности. Су-35 несет до восьми корректируемых бомб с теле- и лазерным наведением. Возможна также загрузка неуправляемыми бомбами.

В прошлом году на авиасалоне во французском Ле-Бурже при демонстрации российской техники зрители были потрясены. Пилотажные характеристики Су-35С удивили посетителей: самолет выполнял фигуры высшего пилотажа, которые не может выполнить ни один другой истребитель в мире.

Что же насчет зрителей, то инженер Кристиан Куновски сказал следующее: «Я 22 года в этой отрасли, многое повидал, но этот полет – что-то невероятное! Это не истребитель, это просто НЛО!». Это было первое представление за рубежом. Как оказалось, его показательные выступления стали гвоздем программы.

Давайте присмотримся к «тридцать пятому» и постараемся раскрыть секреты его таких «неземных» возможностей.

История

Самолетов Су-35 в истории авиации было два. И выглядят они по-разному. Первым под таким шифром в начале 1990-х годов на международных выставках демонстрировали так называемый Су-27М.

Тот «тридцать пятый» был коренной модернизацией базового . Это была фактически первая попытка сделать из перехватчика многофункциональный истребитель.

Тогда модернизованный Су-27 обрел новые возможности для работы управляемым оружием. В связи с этим на самолет была установлена новая бортовая радиолокационная станция. Была изменена и система управления вооружением, а также планер, например, добавилось переднее горизонтальное оперение.

По ряду причин самолет не пошел, и к индексу «35» вернулись лишь в 2005 году. Уже в феврале 2008 года с Раменского аэродрома ЛИИ им. Громова поднялся в воздух новый «тридцать пятый». Поначалу истребитель обозначался как Су-35БМ (большая модернизация), потом назвали просто Су-35 с прицелом на экспорт. После появления интереса со стороны российских ВВС появился вариант Су-35С, с традиционной буквой «С», обозначающей варианты техники для поставок Минобороны РФ.

Тогда же «тридцать пятый» становится лицом боевой авиации России: госконтракт на 48 истребителей Су-35С стал крупнейшей за последние десятилетия сделкой по закупке новых боевых самолетов. А в следующем году Минобороны России планирует подписание очередного соглашения на поставку этого самолета.

По совокупности своих характеристик «тридцать пятый» вплотную приближен к истребителю пятого поколения. Не удовлетворяет только двум требованиям: стелс-технологии и АФАР.

Представитель поколения 4++

У Су-35С 30-миллиметровая пушка, 12 точек подвески для ракет и бомб, дальность обнаружения целей превышает 400 км, а бортовой радар позволяет одновременно сопровождать до 30 целей. Он без дозаправки пролетает больше 3500 км. Среди отличительных особенностей самого мощного в мире истребителя четвертого поколения – новые двигатели, авионика и радиолокационная станция.

Двигатели

Важным отличием Су-35 от предшествовавших ему самолетов семейства Су-27 является применение в его силовой установке новых двигателей с повышенной тягой. Они разработаны на НПО «Сатурн», входящем в состав ОДК, и известны под названием «117С».

В конструктивном плане эти двигатели являются глубоким развитием серийного АЛ-31Ф с использованием технологий пятого поколения. В результате проведенной модернизации тяга двигателя на особом режиме повышена на 16% – до 14500 кгс, на максимальном бесфорсажном режиме она достигает 8800 кгс. По сравнению с нынешним АЛ-31Ф существенно – в 2-2,7 раза – возрастут ресурсные показатели: межремонтный ресурс увеличится с 500 до 1000 ч (ресурс до первого капитального ремонта – 1500 ч), а назначенный – с 1500 до 4000 ч.

Серийный выпуск двигателей «117С» будет осуществляться в кооперации с Уфимским моторостроительным производственным объединением (УМПО, Уфа) и НПО «Сатурн» (Рыбинск). По решению фирм-партнеров, все работы по двигателю «117С» будут разделены между НПО «Сатурн» и УМПО на паритетной основе, 50 на 50%.

Оборудование

Элементы авионики – принципиально новый комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. Весь набор радиоэлектронных средств Су-35 интегрирован в единую систему. Эту увязку систем бортового оборудования в единую интегрированную систему обеспечивает информационно-управляющая система (ИУС). В состав ИУС входят два центральных цифровых вычислителя, средства коммутации и преобразования информации и система индикации, реализующая концепцию «стеклянной кабины».

В кабине Су-35 установлены два огромных цветных многофункциональных ЖК-индикатора типа МФИ-35, многофункциональный пульт со встроенным дисплейным процессором, широкоугольный коллиматорный индикатор на фоне лобового стекла и пульт управления.

Разработкой этих индикаторов и ряда других систем бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) самолета занималось Раменское КБ приборостроения, также входящее в КРЭТ. Специалистами концерна также была создана новая навигационная система для истребителя – бесплатформенная инерциальная навигационная система БИНС-СП2.

Система способна определить местоположение самолета автономно без спутниковой навигации и связи с наземными службами, при этом в два раза точнее, чем предыдущие версии. Жизненный цикл БИНС-СП2 составляет 10 тысяч часов, что почти в два раза больше, чем у существующих в мире аналогов.

Кстати, эта новейшая навигационная система, полностью созданная на предприятиях КРЭТ, будет использоваться и на истребителе пятого поколения .

Летающий «Ирбис»

Несмотря на отсутствие АФАР, радиолокационная система «тридцать пятого» может обнаружить цели на дальности до 400 км, а также сопровождать до 30 воздушных целей и вести одновременный обстрел восьми из них.

Такие возможности истребителю обеспечивает новая радиолокационная система управления (РЛСУ) с фазированной антенной решеткой «Ирбис». Система была разработана в НИИ приборостроения им. Тихомирова, входящем в КРЭТ. А ее производством занимается Государственный Рязанский приборный завод, также входящий в концерн.

Новейшая система позволяет Су-35С оперативно обнаруживать и сопровождать одновременно до четырех наземных целей или до 30 воздушных, а также обстреливать до восьми воздушных целей. Кроме того, РЛСУ дает возможность определять государственную принадлежность воздушных и морских объектов, распознавать класс и тип воздушных целей, а также картографировать земную поверхность.

Система может использоваться при любых погодных условиях в любое время суток, а также при наличии помех – как естественных, так и организованных средствами радиоэлектронной борьбы противника. Излучатель с пиковой мощностью 20 кВт в составе ПФАР делает «Ирбис» самой мощной в мире радиолокационной системой управления.

Таким образом, по своим показателям радиолокационная система истребителя Су-35С находится на уровне самых современных зарубежных разработок в этой области, превосходя большинство американских и европейских РЛС с пассивными и активными ФАР.

Чего же ещё не хватает русским, если есть Су-30СМ и ПАК ФА – золотой середины – Су-35С.

Начало «Сухим» победам заложил П.И. Сухой, ученик А.Н. Туполева, а тот ученик Николая Егоровича Жуковского (Ломоносовского выпускника МГУ). Гроза неба Су-35С – это последнее 4-е поколение российских тяжёлых истребителей 4++, передающее эстафетную палочку следующему, 5-му – Т50 ПАК ФА. Практика показывает, чтобы новый конструкторский проект боевого самолёта был успешен, нужно оставить ему не менее 50% от предшественника.

Тогда зачем России их массовое производство для ВКС России? Наверное, потому что они лучшие серийные противонатовские самолёты. Если 5-му поколению F-22 и F-35 ещё можно на что-то надеяться (благодаря стелс-корпусу и АФАР), то всей армаде воздушного флота НАТО из F-15, F-16 и F-18 – пора на металлолом, строить планы против России не на чем – нет шансов отобрать господство в воздухе у дальнего истребителя Су-35С, даже теоретически. Су-35С – это Су-27 глубокой модернизации – в них воплощены разработки 5-го поколения, кроме корпуса. Все модификации Су-27 сравнительно дёшевы, их корпуса быстро производятся в большом количестве на налаженных линиях.Чьё имя дано истребителю Су-35 – таков и характер самолёта.

Характеристики «Сухого» как человека, Павла Иосифовича Сухого (1895 – 1975 гг. жизни), были даны теми, кто его лично знал. Авиаконструкторы В.Балуев, Л.Кребер, А.Люлька, А.Аронов, А.Мурашов единогласно охарактеризовали его как талантливого новатора увлекающего идеями, поражающего способностями, большого труженика. Разговаривал он только по делу, не терпел подхалимства и панибратства. Он интеллигентен, спокоен, уверен в успехе (и достигал его). Никто не видел его эмоций: гнева, раздражения, возмущения. Его подчинённые восхищались им и уважали (не только начальники). Как же это похоже на характеристики самолётов – всех Су. И последняя Су-35С внушает уверенность в победе – без преувеличений и передёргиваний.

Тактика боёв – отечественная и натовская

В НАТО превалирует тактика дальнего воздушного боя над ближним. Европейцы всегда ищут «цивилизованные» средства убийства людей – без вступления в рукопашный бой, который у них считается диким и варварским (жестокость к пленным и мирным гражданам видимо не в счёт). Только в России уделяется должное внимание всем способам ведения войны, дальнему и ближнему. Они надеются на стелс-технологии и спешат произвести больше пластиковых самолётов, снарядов, кораблей и т.д. и т.п. Как ребята не садитесь – в музыканты не годитесь (ещё из басни Крылова). Имея автопилот, самые дальние РЛС, точное оружие, средства РЭБ и т.д. – дающие полное превосходство, «Науку побеждать» у нас изучают до конца. Да и далеки ещё все стелс от идеала. При включённой своей РЛС «воин демократии» будет обнаруживаться сам, как и обычные цели, а не стелс (невидимка).

Человеческий фактор – это пятый элемент в составе машин

Молниеносная скорость в бою достигается и действиями человека в том числе, у штурвала Су-35С есть 7 кнопок только для большого пальца, а ещё и централизованное программное обеспечение, новейшая система гидравлики, видео- и аудио- подсказки бортового компьютера. В лётчики идут не для того, чтобы летать на автопилоте – распространено у наших асов такое мнение – это чисто по-русски. Это сравнимо владению рукопашным боем, походом в штыковую атаку по-Суворовски. А если в твоих руках штурвал Су-35, ну какие стелс-машины или ракеты в ближнем бою? И зачем это «толерантным» европейцам или «исключительным» янки стрелять из авиапушки по самолётам-противникам, ведь II-я Мировая кончилась? А затем, что после встреч F-4 с Миг-21 (3-е поколение истребителей сражались во вьетнамском небе) только 13% американских ракет AIM-9, 9% AIM-7 и 10% AIM-4 поражали цели, т.к. находились за пределами видимости против самолёта не оборудованного РЛС. Вдвое больше потерь несли американцы от авиапушек Мигов, управляемых вьетнамскими лётчиками. Имея на то время преимущество в дальнем обнаружении, американцам самим приходилось вступать в контакт, входить в зону поражения истребителя Миг (вооружённого авиапушкой), и падать, падать, и падать. Сегодня мало что изменилось в точности поражения ракетами, так что пушки пока нужны всем.

В который раз приходится вспоминать, что Су-27 и Миг-29 (4-е поколение истребителей) разрабатывалось именно для превосходства в небе над F-15 и F-16 (на то время лучших противников). В результате реальной войны, во Вьетнаме (1960-е), Фантомы сбивали наши Миг-21-е только на дальнем расстоянии, а в ближнем бою все были сбиты обычной авиапушкой. Проекты, заложенные ещё в конце 1960-х, были названы «Анти F-15» и «Анти F-16». КБ Микояна и КБ Сухого с этой задачей справились. Появилась и советская связка самолётов, тяжёлого и лёгкого истребителей. И тот и другой с годами больше становились похожими друг на друга, пытаясь избавиться от недостатков своего класса и сохранить преимущества. Но им не избавиться от своих главных преимуществ, для Мигов – это скорость, для Сухих – манёвренность. Вертеться в небе как акробат – это ж для варваров, т.е. для русских. Новейшие двигатели дали возможность автоматике Су-35С и без ПГО делать все немыслимо-сложные фигуры пилотажа простому пилоту, даже не асу.

Предшественник чемпиона в тяжёлом весе Су-35С – легендарный однопилотный истребитель Су-27

Так на рубеже 1970-х и 1980-х начали поступать на вооружение сверхманевренные тяжёлые истребители Су-27 и лёгкие сверхскоростные Миг-29. С тех пор отечественные разработки в области автоматики управления самолётов, управления огнём, средств обнаружения противника, дальность и средства поражения, скорости и управляемости машины, длительности полёта и безопасности – всегда оставались и остаются лучше натовских (французских, израильских, немецких, английских, шведских и американских). Не хватало современного централизованного программного обеспечения – теперь есть. Есть хорошие программы и в странах НАТО, но нет такой советской высококачественной автоматики. Су-35С является лучшей версией Су-27. КБ «Сухого» никогда не прекращало работы по модернизации Су-27. Чтобы получился Су-35, над ним работали с 1969-го вплоть до 2014-го года. И Су-35С пока несовершенны, для их РЛС Ирбис-Э (дальностью 400 км) нет ракет воздух-воздух такой же дальности, как существующие П-800 для кораблей. Есть что улучшать.

Тактико-технические характеристики Су-35С

Сверхманёвренность и большая вооружённость – это принцип, по которому работают в КБ «Сухого». Возможности маневрировать тяжёлому истребителю поставили с ног на голову конструкторов мирового самолётостроения. Наши «Сушки» заняли эту победоносную нишу в тактике ближних боёв, похоже, навсегда.

Тяжёлым истребителем-бомбардировщиком Су-35С управляет один пилот. Машина 21,9 м с размахом крыла 14,75 м, высотой 5,9 м собрана из титана и дюралюминия на заводе КнААЗ имени Ю.Гагарина. Полсотни единиц произведено на 2016-й год, начиная с 2008-го. Принят на вооружение с 2014 г. для ВКС России. Участвовал в боевых операциях в Сирии в 2015-м против ИГИЛ.

В боевые задачи Су-35 входит:

  • Поражать малозаметные цели на упреждающем расстоянии при помощи данных от РЛС;
  • Поражать морские и наземные цели, не входя в зону ПВО противника;
  • Полёты на малой высоте с препятствиями;
  • Сопровождение других самолётов в задней полусфере;
  • Выполнение боевых задач в условиях работы вражеских средств РЭБ;
  • Обнаружение типовых объектов в воздухе и на земле (на море) до 200 км, с ЭОП до 400 км.;
  • Применяется для одиночных и групповых боевых вылетов.

Техническое превосходство Су-35-х

Этот уникальный самолёт во многом схож с Су-30СМ по ракетно-бомбовому и стрелковому вооружению. Если изучать конструкцию самолёта, тогда они идентичны. Мы уже подробно писали об этом ранее, правда в фонаре 35-го только один пилот и отсутствует ПГО (переднее горизонтальное оперение). Первое, что удивит – новый штурвал. Это уже заставляет задуматься, а какая скорость принятия решений и количество опций при выполнении боевых задач – максимальная на сегодня. Делая минимальное количество движений, реакция пилота на обстановку молниеносная – доли секунд в бою это грань между жизнью и смертью. Слаженная работа всех систем самолёта и даже целой их группы – это и есть основа 5-го поколения русских машин, дополнивших прежние боевые преимущества. Как понимать самолёты будущего, если говорить о пятом поколении – как в России или как в НАТО? Что ещё необходимо самолёту, помимо невидимости на экранах РЛС?

class="eliadunit">

Для иностранных лётчиков продуманы подсказки компьютера – команды, ум и знания не главное – это последнее, чем нужно руководствоваться. У Су-35С тоже есть запрограммированные видео и аудио подсказки бортовой системы, но от использования умственных преимуществ качеств человека у нас пилоту не отказано. Исторически точное формирование воина сохранилось в России, Суворов говорил императору Павлу I: «Мне болван не нужен, русский солдат должен рассчитывать и на свой ум». На вооружении 4-го и 5-го поколений НАТО стоят ракеты класса воздух-воздух AIM-132 (Англия) дальностью пуска 15 км в передней полусфере и 0,3 км в задней. Скорость её 3,5 Маха. Ещё есть AIM-120 (США) – основная и для F-22, скоростью 4 маха. ГСН (головка самонаведения) обнаруживает цель на дальности 16 – 18 км с ЭПР 3 м2.

При обнаружении этих ракет, хорошо реагирующих на нашу РЭБ, «вертлявый» автоматизированный и запрограммированный Су-35С – уходит в сторону на встречном курсе или резко вверх на догонном. Скорость Сушки 4++ 1400 км/ч у поверхности земли и 2500 км/ч свыше 10 км над ней. Эти ракеты не очень динамичны, больше эффективны на высоте, с понижением они резко теряют свою ценность. Британцы из-за неуправляемости вектором тяги, после 25-ти лет работы отказались от сложных двигателей для этих ракет в 2010 году, когда ей был сбит самолёт-носитель.

В режиме воздух-воздух Су-35С сопровождает 30 целей, одновременно уничтожает 8, воздух-поверхность – 4 сопровождает и 2 поражает. В ближнем бою системой наведения является ОЛС (оптико-локационная станция), она обнаруживает цель за 50 – 90 км. Наводит на неё, замеряя расстояние до наземного объекта – 30 км, до воздушного – 20 км. В ИК (инфракрасном) диапазоне сопровождаются 4 цели. У БРЭО широкоформатные цветные индикаторы. Очки пилота с ночным видением. Есть вспомогательная силовая установка для электропитания и кондиционера, используется без включения двигателей на аэродроме.

Взаимодействие в группе

Уникальная система автоматики, гидравлики и программное обеспечение позволяют сократить все действия до несущественных затрат по времени – мгновенно. Пилот – лидер и ум. Он часть системы, прицел встроен на стекле шлема, головка самонаведения ракеты поворачивается вслед взгляду пилота и держит противника в прицеле. Чтобы на радарах противника группа выглядела одной целью, самолёты находятся в строю на расстоянии 1 метра друг от друга – вот это управляемость машин!!! Для ночных вылетов предусмотрены габаритные огни. С какими силами сталкиваются недруги – определить невозможно. Если рассеяться в боевом порядке, одна машина может использовать свои средства обнаружения, а связь с другими самолётами позволяет командиру группы самому производить пуски высокоточных ракет из любого самолёта.

Одновременно зависнув в воздухе, все 34,5 тонные Су-35С (с 8 т вооружения на 14 пилонах) исчезнут с радаров противника – это благодаря двигателям АЛ-41Ф1С с управляемым вектором тяги (только силовые установки НПО «Сатурн» с конца 1990-х отклоняются в горизонтальной плоскости, а не только в вертикальной). АЛ-41Ф1С ещё лучше предшественников – на 160 отклонение вектора тяги в любую сторону и на 200 в 2-х плоскостях. Этот двигатель сделан для ПАК ФА и Су-35С – отличается от предыдущих на 80 % новыми деталями, зажигание плазменное, управление цифровое. Достоинства: увеличена сила тяги от АЛ-31Ф (15000 против 12500 кгс), вырос ресурс в 4 раза (до 4000 час.), повысилась надёжность, уменьшился расход топлива, сврехзвук достигается без форсажа (1,1 Маха), улучшена управляемость машиной. Скорость изменения вектора тяги 600/сек.

Дальний воздушный бой

Возможности ДРЛС отличаются по материалу, размерам и форме отражающей поверхности и множеству других факторов, а также от конструкции станции. Пассивная фазированная антенная решётка ПФАР ИРБИС разработки НИИП позволяет отечественной ДРЛС обнаружить приближающуюся цель за 400 км. (на догоне 150 км) при ЭПР 3 м2 (эффективной площади рассеивания). Обычные истребители ЭПР 3 – 12 м2, стелс-истребители 0,3 – 0,4 м2. У сложных объектов (реальных) показатели разные: у бомбардировщиков 7 – 100, танка 30, эсминца 10 000, авианосца 50 000, у человека 0,8 – 1, у голубя 0,01. Уникальный в мире БРЛС истребителей Су-35С даёт возможность видеть неподвижную цель – «Режим вертолёта», никто из истребителей мира не видит таких целей. Пассивная ФАР с углом обзора 1200 (АФАР 600), устойчиво работает при РЭБ противника при 600. Антенна поворачивается (на гидроприводе) избегая когерентности сигнала.

Главное оружие дальнего боя и есть соперничество в возможностях РЛС, РЭБ, типов ракет, конструкции техники (их ракурса). Более раннее обнаружение даёт возможность выгодно перестроиться, т.к. дальность ракет ограничена количеством топлива. Воздух-воздух Р-27Р1(ЭР1) достигает 130 км (для поражения истребителя до 62,5 км), высота до 27 км. Это ракета увеличенной дальности, самонаводится по траектории полёта и радиокорректируется, взрывается как контактно, так и бесконтактно. Возможность выбрать тип ракеты для конкретной цели и условий облегчает военному лётчику задачу.

Для средней дальности (80 км) воздух-воздух имеются Р-27Т1(ЭТ1) – пустил и забыл. РЛС захватывает сразу 30 целей и 8 уничтожает одновременно. РЭБ срабатывает автоматически при появлении ракеты (кстати, они облучают радиацией близко подлетевших, делают бесплодными мужчин). При использовании американцами своего РЭБ для разгона демонстрантов, полицаи получили радиоактивные ожоги (это об их уровне технологий). Средства поражения всё те же, что и на Су-30СМ. За секунду скорость можно сбросить на 200 – 300 км/ч. Топлива стало больше – 11,5 т.

Ближний воздушный бой

Маневренность – главное преимущество. Уход от ракеты, пущенной сзади, с начала 1990-х выполняют только модификации Су-27, больше никто в мире не выйдет из такого положения – фигура «Столб». Есть автоматический режим «Увод» срабатывает при появлении осколков, возможности столкновения с чем-либо, как по такому попасть? Этот режим автоматически спасает от ПВО, помогает скрываться на малой высоте между гор, как в компьютерной игре-бродилке. Смертельный Штопор – это обычный приём. Как охотник он может замереть в небе на 8 секунд (исчезнув с радаров) и благодаря своей «вертлявости» уничтожить цель. Пушка ГШ-301 – лучшее оружие ближнего боя в наплыве крыла – это тот самый штык-нож для профессионала «рукопашки». Противоракета РВВ-АЕ «Пустил и забыл» подходит и для самолётов, вертолётов в условиях РЭБ. Ещё Р-733 воздух-воздух (уже малой дальности) для высокоманевренного боя, применяется под углом атаки до 450, выдерживает перегрузку 12 g. Самолёт Су-35С выдерживает перегрузку 9 g.

Поражение подводных, надводных и наземных целей

С безопасной высоты 15 км, на дальность 160 км эсминцу достаточно 2 ракет Х-31АП. Если ближе, поражаются надводные и наземные цели Х-59МЭ с контейнером АПК-9МЭ. Ещё воздух-поверхность Х-29(ТЕ, Л) достанутся трудно-уязвимым целям из железобетона (укрепления, мосты, шоссе) и кораблям водоизмещением 10 000 т (эсминцы, крейсера). Если уж понадобиться вооружать истребитель как бомбардировщик, то есть ещё КАБ-500 КР/ОД и КР с высоты 0,5 – 5 км. и КАБ-500 Кр (Л) сбрасывается с 1 – 8 км. – не выживет и живая сила, укрытая за ж/б укрытиями. Ещё преодолевающая РЭБ и ПВО «БраМос» (П-800) с дальностью 800 км (противокорабельная или противоподлодочная), её используют согласно дальности РЛС (300 – 400 км). Можно устанавливать и «Калибр» на 2500 км., сгодится для неподвижных наземных укрепрайонов, защищённых ПРО.

class="eliadunit">

В настоящее время на вооружении воздушно-космических сил России состоят многоцелевые истребители Су-35С, относящиеся к поколению 4++. Уже построено несколько десятков таких самолетов, и в обозримом будущем их количество будет увеличено. Однако стоит напомнить, что обозначение «Су-35» появилось задолго до современного серийного самолета. Под этим названием фигурировал ряд предыдущих проектов модернизации существующего . Вспомним, каким был путь к нынешнему Су-35С, и что ранее предлагалось под схожим обозначением.

Сначала Су-27М…

Корни проектов под названием Су-35 стоит искать в конце семидесятых годов. Вскоре после завершения основных работ по Су-27 в его первой серийной модификации ОКБ им. П.О. Сухого приступило к поиску путей модернизации. До определенного времени специалисты были загружены другой работой, и потому проект модернизации достаточно долго оставался на предварительных стадиях. Впрочем, были определены основные способы совершенствования существующей машины. В первую очередь, предлагалось обновить бортовое оборудование и вооружение.

Серийный Су-35С в полете.

29 декабря 1983 года вышло новое постановление Совета министров СССР, в соответствии с которым ОКБ во главе с М.П. Симоновым должно было разработать новый проект модернизации имеющегося Су-27. Военное и политическое руководство страны видело успехи зарубежных авиастроителей, и потому требовало улучшить отечественную технику. В соответствии с новым заданием, обновленный Су-27 должен был сохранить круг решаемых задач, однако требовалось повысить его общую эффективность.

Изначально проект модернизации Су-27 получил самое очевидное и ожидаемое название – Су-27М. Несмотря на незначительное изменение исходного обозначения, проект предусматривал использование ряда совершенно новых идей и решений, способных оказать самое серьезное влияние на характеристики и возможности истребителя.

В 1985 году конструкторский коллектив завершил работу над эскизным вариантом проекта Су-27М. Исходя из имеющихся требований, авиастроители внесли серьезные изменения как в существующий планер, так и в его оснащение. Наиболее заметным нововведением проекта являлось цельноповоротное переднее горизонтальное оперение, размещенное перед крылом. Также новый самолет отличался носовой частью фюзеляжа большего диаметра, оснащенной съемным обтекателем. Визир оптико-локационной станции, ранее находившийся перед фонарем на продольной оси самолета, смещался вправо. Увеличился тормозной щиток. Хвостовая балка фюзеляжа была удлинена для установки новой аппаратуры. На планере появились новые люки для доступа к внутренним отсекам, неубираемый топливоприемник, усиленное шасси и т.д.

Планер обновленной конструкции предлагалось строить с применением новых материалов. Ряд агрегатов теперь планировалось изготавливать из алюминиево-литиевых сплавов. Кроме того, проект Су-27М предусматривал некоторое увеличение доли деталей из композиционных материалов.

Опытный самолет Су-27М / Т-10М-1 в Центральном музее ВВС, г. Монино.

Доработка носовой части фюзеляжа была связана с необходимостью установки перспективной радиолокационной станции с фазированной антенной решеткой, отличавшейся большими габаритами. Выбранная станция могла находить до 24 целей одновременно и сопровождать 8 из них. В хвостовом обтекателе планировалось установить малогабаритную РЛС заднего обзора, повышающую ситуационную осведомленность экипажа.

Дополнительным средством обнаружения стала оптико-локационная станция с тепловизором и лазерным дальномером-целеуказателем. Все данные со средств обнаружения и сопровождения должны были передаваться на центральную вычислительную машину и использоваться при подготовке атаки.

Навигационный комплекс Су-27М, в целом, сохранял облик систем предыдущей техники. Предлагалось использовать радиотехнические устройства навигации, инерциальную курсовую систему и приемник спутниковых сигналов.

Интересным нововведением проекта стал полноценный бортовой комплекс обороны. В его составе присутствовали средства радиотехнической разведки и оптические датчики пуска ракет. Противодействовать подлетающим ракетам предлагалось при помощи новой станции постановки помех и устройств отстрела ложных тепловых целей. Защита самолета должна была осуществляться в автоматическом режиме, для чего все элементы комплекса соединялись со специальной ЭВМ.

Впервые в отечественной практике было предложено строить оборудование кабины с применением многофункциональных жидкокристаллических экранов. Экраны с кнопочным обрамлением должны были снабжать пилота всей необходимой информацией. Стандартные электромеханические приборы и указатели теперь являлись дублирующими и лишь дополняли экраны. Также для большего удобства пилотирования был разработан новый широкоугольный индикатор на лобовом стекле. Предполагалось внедрить т.н. нашлемный прицельный комплекс, упрощающий применение некоторых видов оружия.

Прототип Т-10М-2 выполняет демонстрационный полет на авиасалоне Farnborough-1994.

За счет некоторой доработки планера удалось найти место для двух дополнительных точек внешней подвески, в результате чего их количество довели до 12. Су-27М мог нести всю номенклатуру боеприпасов серийных Су-27. Кроме того, в его боекомплект можно было включить перспективные ракеты «воздух-воздух» средней дальности РВВ-АЕ, не так давно поданные на летные испытания.

В 1987 году опытное производство Машиностроительного завода им. П.О. Сухого приступило к сборке первого опытного Су-27М. За основу для этой машины взяли серийный истребитель. После ряда необходимых доработок Су-27 получил собственное название Т-10М-1. Вскоре началось «строительство» второго опытного Су-27М. Следует отметить, что эти машины не в полной мере соответствовали новому проекту. На них отсутствовали некоторые перспективные приборы, а кроме того, они сохраняли стандартную конструкцию шасси.

28 июня 1988 года в Летно-исследовательском институте им. М.М. Громова состоялся первый полет опытного Т-10М-1. 19 января следующего года к испытаниям присоединился истребитель Т-10М-2. В течение некоторого времени в испытаниях использовались только два опытных образца, но вскоре переделка серийной техники продолжилась. Почти все новые самолеты Су-27М перестраивались из серийных истребителей базовой модификации. По причинам технического и технологического характера, прототипы тем или иным образом отличались друг от друга.

Отличия в комплектации были связаны с необходимостью отработки различных бортовых систем. К примеру, опытный самолет Т-10М-6, собранный в Москве, стал первым носителем переработанной электродистанционной системы управления. Особняком стояло изделие Т-10М-4. Этот планер не получил никакого оборудования, поскольку предназначался для статических испытаний.

Опытный самолет Су-27М / Су-35 / Т-10М-12 после передачи группе «Русские витязи».

1 апреля 1992 года в воздух поднялся прототип Т-10М-3 – первый из построенных в Комсомольске-на-Амуре. В начале девяностых годов Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина начало подготовку к будущему серийному строительству новой техники, и в течение некоторого времени должно было собирать опытные образцы. Самолеты от КнААПО имели некоторые отличия от московских. Так, для увеличения дальности полета их оснастили более емкими топливными баками. Пара новых емкостей для горючего находилась в килях увеличенной площади.

Производство опытных самолетов Су-27М продолжалось до 1995 года. Из опытной серии, состоявшей из 12 самолетов, три машины (№1, №2 и №6) были собраны на Московском машиностроительном заводе, остальные – в Комсомольске-на-Амуре. Испытания всей техники проводились в Жуковском на аэродроме ЛИИ.

…затем Су-35

Проект Су-27М предусматривал самую серьезную переработку исходной конструкции, и потому в сентябре 1992 года ему присвоили новое заводское обозначение – Су-35. В документах военного ведомства истребитель по-прежнему фигурировал как Су-27М. Заказчик и разработчик предполагали в ближайшем будущем запустить серийное производство новой техники, но этого не произошло. ОКБ Сухого стало рассматривать новый самолет в качестве возможного товара для продажи за рубеж, и продвигать его на международном рынке предполагалось под новым названием Су-35.

Впрочем, серийное производство все же было запущено, хотя и не показало выдающиеся результаты. В 1995 году было построено три серийных Су-27М / Су-35. В следующем году эту технику отправили в Государственный летно-испытательный центр, где ее изучили специалисты вооруженных сил. Эксплуатация трех самолетов в ГЛИЦ продолжалась в течение нескольких лет. В 2003 году три серийных Су-27М, а также опытные машины Т-10М-3 и Т-10М-12 были переданы пилотажной группе «Русские витязи».

Прототип Т-10М-11, он же Су-37.

К середине девяностых годов стало ясно, что в существующем виде Су-35 не в полной мере отвечает требованиям обозримого будущего. Для сохранения желаемого боевого потенциала истребитель нуждался в новой модернизации. Планер и силовая установка, в целом, устраивали и конструкторов, и военных, вследствие чего очередное обновление должно было затрагивать только электронику и вооружение.

Новый вариант проекта предусматривал использование перспективной РЛС Н011 «Барс» с фазированной антенной решеткой, отличавшейся более совершенным вычислительным блоком. За счет последнего удалось увеличить число засекаемых и сопровождаемых целей. Более мощное передающее оборудование повысило дальность работы станции. Также появился новый боевой режим, совмещавший в себе работу по воздушным и наземным целям.

Новую аппаратуру установили на самолеты Т-10М-11 и Т-10М-12, ставшие последними представителями опытной серии. Отработка перспективной аппаратуры стартовала в 1995-96 годах и продолжалась в течение нескольких лет. Результаты этих работ были использованы при создании новых образцов авиационной техники и аппаратуры для нее.

С конца восьмидесятых годов шла разработка нового двигателя на базе существующего АЛ-31Ф. Помимо повышения основных характеристик в перспективном проекте предлагалось применить управление вектором тяги за счет сопла изменяемой конфигурации. Первым самолетом с двигателями АЛ-31ФП стал опытный Су-35 №11. Первый его полет состоялся 2 апреля 1996 года. В определенный момент, очевидно, исходя из маркетинговых соображений, опытный самолет с управляемым вектором тяги переименовали в Су-37.

Су-35УБ и Су-47 в демонстрационном полете на выставке МАКС-2003.

В 2000 году в воздух впервые поднялся опытный образец учебно-боевого самолета Су-35УБ (Т-10УБМ). В этом проекте соединялись основные наработки по истребителям Су-35, Су-37 и Су-30МК. В итоге появилась перспективная двухместная машина, способная решать разные задачи. Она могла обеспечить подготовку летного состава, а также выполнять боевые задачи, связанные с атакой воздушных или наземных целей.

Еще в начале девяностых годов появилось предложение о запуске серийного производства самолетов Су-27М / Су-35 или их доработанных версий. Также с определенного времени планировалось поставлять такую технику на экспорт. Тем не менее, финансовые проблемы российского министерства обороны и определенные затруднения производственного характера не позволили реализовать эти планы. Весь серийный выпуск Су-35 ограничился только тремя машинами 1995-96 годов. На экспорт такая техника не поставлялась.

Отсутствие реальных перспектив привело к печальным последствиям. В начале двухтысячных годов было принято решение об отказе от проекта Су-35. Часть имеющейся техники передали музеям и структурам военно-воздушных сил. Несколько прототипов применялись в качестве платформ для отработки нового оборудования. Дальнейшее развитие проекта пока не планировалось.

Еще один Су-35

В 2005 году было решено возобновить проект Су-35, причем с реальными планами по серийному производству и поставкам в войска. По ряду причин, предполагалось использовать не исходный проект Су-27М / Су-35, но его доработанную версию Су-35БМ. Этот проект фактически предусматривал глубокую модернизацию более старого Су-27 с применением бортового оборудования, разработанного для Су-35 или созданного на основе его аппаратуры.

Самолет Су-35БМ получил планер на основе исходного Су-27. От Су-35 он отличался отсутствием переднего горизонтального оперения о тормозного щитка. Основой прицельно-навигационного комплекса стала РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис», дополненная оптико-электронной станцией. Также заметным образом обновили бортовые средства радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы. Кабину оснастили тремя жидкокристаллическими экранами и голографическим индикатором на лобовом стекле.

Опытный Су-35БМ на выставке МАКС-2009.

В хвостовой части фюзеляжа помещаются два турбореактивных двигателя АЛ-41Ф1С. Важнейшей особенностью этих изделий является контролируемое сопло, при помощи которого реализуется всеракурсное управление вектором тяги. Несмотря на некоторое сокращение показателей тяги в сравнении с двигателем АЛ-41Ф1, изделия для Су-35БМ показывали достаточные характеристики и давали самолету все необходимые возможности.

В 2007 году был построен первый прототип новой модели, Т-10БМ. После нескольких месяцев наземных испытаний этот образец поднялся в воздух. Первый полет состоялся 19 февраля 2008 года под управлением летчика-испытателя Сергея Богдана. Второй опытный самолет подключился к летным испытаниям в октябре того же года. Через несколько месяцев испытания осуществлялись с использованием трех Су-35БМ.

В августе 2009 года, в ходе аэрокосмического салона МАКС, министерство обороны и Объединенная авиастроительная корпорация подписали первый контракт о серийном строительстве новой техники. В серию Су-35БМ запускался под названием Су-35С. Через два года начались государственные испытания двух предсерийных истребителей. Все характеристики были подтверждены, что позволяло развернуть полномасштабное серийное производство.

Контракт 2009 года предусматривал строительство 48 новых самолетов. Все машины этой серии были переданы заказчику до конца 2015 года. В декабре 2015-го появился второй договор на 50 истребителей с поставкой до 2020 года. Будут ли подписываться новые соглашения о строительстве Су-35С – пока неизвестно. Незадолго до второго российского контракта появилось первое соглашение об экспорте. Первым зарубежным покупателем Су-35С стал Китай, пожелавший получить 24 самолета. В феврале 2018 года 11 машин заказала Индонезия.

Серийный Су-35С на взлете.

К настоящему времени воздушно-космические силы России получили 68 самолетов Су-35С из 98 заказанных. Производство техники идет с достаточно высокими темпами, и пока нет никаких поводов для сомнений в возможности выполнения заказа в указанные сроки. Таким образом, в начале следующего десятилетия в армии будет почти сотня новейших истребителей поколения 4++.

От Су-35 до Су-35С

Название самолета Су-35 появилось четверть века назад и поначалу использовалось только организацией-разработчиком. Под этим названием предлагалась перспективная машина достаточно смелого облика, которая вполне могла оказать самое серьезное влияние на боевой потенциал военно-воздушных сил. Тем не менее, в силу известных причин и характерных проблем того времени, первый Су-35 так и не пошел в серию, а в определенный момент этот проект даже закрыли.

В середине прошлого десятилетия было принято принципиальное решение о возобновлении закрытого проекта, но уже с использованием новых идей и решений. Реальные результаты этого были получены всего через несколько лет, и в 2009 году появился первый контракт на серийное производство. Позже, одновременно с его завершением, подписали еще один договор.

Несколько дней назад исполнилось 10 лет со дня первого полета опытного Су-35БМ / Су-35С. За прошедшие годы авиационная промышленность решила ряд сложнейших задач и наладила полномасштабный серийный выпуск новой техники. Ежегодно вооруженные силы получают по несколько новых Су-35С, и в скором будущем их количество приблизится к сотне. Несмотря на все трудности и проблемы, проект Су-35 – пусть даже и в значительно переработанном виде – дошел до серийного производства и внес свой вклад в обороноспособность.

По материалам:
— http://mil.ru/
— http://ria.ru/
— http://tass.ru/
— http://sukhoi.org/
— http://airwar.ru/
— http://militaryrussia.ru/blog/topic-533.html
— Ильин В.Е. Боевые самолеты России XXI века. – М.: Астрель/АСТ, 2000.
— Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация: иллюстрированный справочник. – М.: Астрель/АСТ, 2001.