Рафаэль истребитель. Dassault Rafale ─ грозный «Шквал» из прошлого века в современном небе. Dassault "Rafale". Многоцелевой истребитель. (Франция)

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.


Виктор Беляев

Продолжение. Начало №9/2009


АВИОНИКА

Истребитель «Рафаль» оснащен комплексом авионики (общая масса 720 кг), состоящим из нескольких различных систем, интегрированных друг с другом с целью выдачи летчику максимально возможной информации о тактической обстановке. В данном процессе участвуют бортовая РЛС RBE2, пассивная оптоэлектронная и тепловизионная система переднего обзора (OSF) и система РЭП «Спектра». Все полученные данные анализируются в едином компьютере и выводятся на главный тактический дисплей на приборной доске. Пассивная система OSF, неподверженная внешнему воздействию, обладает повышенным угловым разрешением, чем РЛС. С другой стороны, РЛС обеспечивает более точное определение дальности и может сопровождать большее число целей. Система «Спектра», анализируя работу РЛС противника, может точно определить координаты цели. Сопоставление всех данных, полученных от различных датчиков, позволяет точнее выявить характер угрозы и ее местоположение. Авионика на истребителе «Рафаль» берет на себя значительную часть аналитической работы, снимая нагрузку с летчика и позволяя ему больше внимания уделить выполнению поставленной задачи. Многоканальная система управления вооружением может одновременно вести борьбу с воздушными и наземными целями, например, бортовая РЛС участвует в обнаружении и подавлении наземных целей, а система FSO ведет поиск и сопровождение воздушных целей.

Истребитель «Рафаль» стал первым в Европе, получившим в состав оборудования многорежимную бортовую РЛС Талес RBE2 (Radar а Balayage Electronique 2) с пассивной антенной фазированной решеткой (ПФАР). Фирме «Талес» удалось получить сравнительно небольшую РЛС, способную обнаруживать цели на значительном расстоянии. Малые габариты РЛС позволили ее разместить под носовым обтекателем самолета «Рафаль», имеющим малые размеры. РЛС RBE2 и ее электронное оборудование может выдерживать высокие ударные нагрузки при посадке самолета на палубу авианосца. Летные испытания станции RBE2 начались в июле 1992 г. на летающей лаборатории Дассо Авиа-сьон «Мистэр» 20. Сначала в летной отработке РЛС, проходившей в Истре, принимали участие пять самолетов: три летающие лаборатории «Мистэр» 20 и два истребителя «Мираж» 2000. Затем к ним присоединились опытные истребители «Рафаль» В01 и М02., а потом серийные самолеты «Рафаль» Ml, В301 и В302. Первый серийный комплект РЛС RBE2 был поставлен в октябре 1997 г. На истребителях «Рафаль», соответствующих стандарту F1, станции обеспечивают только работу по воздушным целям. На истребителях стандарта F2 появилась ограниченная возможность использовать РЛС для обнаружения неподвижных наземных целей, а на самолетах стандарта F3 они станут полностью многорежимными.

Система обеспечения следования рельефу местности в 1999 г. разрешала полет над сушей на высоте не менее 150 м. К 2002 г. эту высоту уменьшили до 90 м. Над водой самолет может выполнять полет на высоте 30 м. В перспективе высота полета над сушей будет снижена до 30 м, а над водой - до 15 м.

РЛС RBE2 может обнаруживать цели на большом расстоянии и одновременно сопровождать до 40 воздушных целей (летящих на разных высотах, в том числе находящихся на фоне земной поверхности) в любую погоду и в условиях сильного радиопротиводействия. После обработки полученной информации станция выделяет восемь приоритетных целей, против которых применяются УР класса воздух - воздух, в частности ракеты MICA с активной радиолокационной системой наведения. Все восемь ракет запускаются с интервалом 2 с. После этого РЛС продолжает сопровождать остальные 32 цели, одновременно корректируя полет ракет. Испытания показали, что с помощью ПФАР могут уничтожаться маневрирующие воздушные цели.

При выполнении задания по уничтожению наземных целей РЛС RBE2 обеспечивает точную навигацию в полете на малой и большой высотах, поиск и сопровождение неподвижных и мобильных целей, определение дальности до них, а также полет с огибанием рельефа местности. В последнем случае станция формирует на дисплее трехмерное изображение рельефа впереди самолета, который необходимо преодолеть. Таким образом, система электронного сканирования играет определенную роль в повышении эксплуатационной безопасности самолета в полете на малой высоте с большой скоростью.


РЛС Талес RBE2 с ПФАР



Шаровидный обтекатель датчиков системы OSF перед кабиной экипажа истребителя «Рафаль» С


Контейнер с разведывательной системой RECO-NG


Благодаря открытой архитектуре станция RBE2 обладает значительным потенциалом дальнейшего совершенствования. Например, на самолетах «Рафаль» стандарта F3 предполагается внедрить режим синтезирования апертуры, который позволит получать цифровую карту местности с высоким разрешением. На этой карте, независимо от погоды и времени суток, можно будет видеть цели и определять их точное положение.

Противокорабельные операции достаточно специфичны, поэтому станция RBE2 будет усовершенствована для обнаружения и сопровождения надводных целей с учетом сильного волнения. Сначала режим поиска надводных целей будет использован на самолетах стандарта F2, а самолеты стандарта F3 уже смогут применять ПКР.

Дополняет работу бортовой РЛС оптоэлектронный и тепловизионный комплекс, состоящий из трех систем: упоминавшейся ранее системы OSF, подвесного контейнера с лазерным целеуказателем DAMOCLES и подвесного контейнера с разведывательным оборудованием нового поколения RECO-NG.

Система OSF (Optronique Sector Frontale) разработана фирмами «Талес» и «Сажем»: первая ответственна за оптоэлектронную часть системы, а вторая - за тепловизионную. Датчики системы OSF установлены на носовом обтекателе самолета перед лобовым остеклением фонаря кабины экипажа, с их помощью обеспечивается непрерывный обзор передней полусферы. Система OSF является пассивной, т. е. ее работа не демаскирует истребитель, позволяя незаметно обнаруживать и идентифицировать самолеты противника, даже не пользуясь РЛС.

Действуя в диапазоне различных длин инфракрасных волн и обладая широким углом обзора система OSF может вести поиск воздушных и наземных целей на достаточно большом расстоянии. В ее состав входят два модуля (тепловой датчик и телекамера, способная работать в условиях слабой освещенности), связанные с лазерным дальномером. Функции обнаружения и сопровождения большого числа целей берет на себя тепловой датчик, а идентификацию цели и определение расстояния до нее - телевизионно-лазерный модуль. Система OSF прошла испытания на летающей лаборатории «Мистэр» 20, на опытных истребителях «Рафаль» М02 и В01 и на серийных самолетах «Рафаль» В301 и В302. Штатной она стала только на самолетах стандарта F2, но в полном объеме эта система начнет работать в 2011 - 2012 гг.

Лазерный целеуказатель DAMOCLES, разработанный фирмой «Талес», относится к новому поколению подобных систем. Он способен обеспечивать управление существующими и перспективными авиационными высокоточными средствами поражения, такими как КАБ GBU-12 «Пейвуэй» с лазерным наведением и КАБ, оснащенных комплектом управления AASM. Целеуказатель располагается в подвесном контейнере, его масса (вместе с контейнером) составляет 250 кг. Он является дальнейшим развитием лазерных целеу-казателей ATLIS (применявшихся до недавнего времени на истребителях-бомбардировщиках «Ягуар» и палубных самолетах «Супер Этандар») и PDL-CT и PDL-CTS (используемых на самолетах «Мираж» 2000D). В системе DAMOCLES применяются новые чувствительные элементы и лазерная техника, позволяющие распознавать цели на большем расстоянии. Это, в свою очередь, дает возможность сбрасывать КАБ со значительно буль-ших высот и на расстоянии, обеспечивающим безопасность от воздействия средств ПВО малой и средней дальности. Целеуказатель имеет два поля зрения: широкое 4°хЗ° и узкое 1°х0,5°. В его состав входят лазерный дальномер (рабочая длина волны 1 мк), полностью соответствующий стандарту НАТО STANAG 3733, и система сопровождения лазерного пятна (длина волны 1,06 мк). Целеуказатель обладает высокой разрешающей способностью, поэтому может использоваться в разведывательных целях и для оценки последствий бомбового удара.

Целеуказатель DAMOCLES прост в обслуживании и стоит дешевле, чем аналогичные системы, выпускавшиеся ранее. Его конструкция способна выдерживать высокие ударные нагрузки при посадке истребителя на палубу авианосца.

Предполагается, что в 2010 г. истребители «Рафаль» станут оснащаться подвесным контейнером с усовершенствованной оптоэлектрон-ной системой целеуказания JOANNA, создаваемой совместно фирмами Франции и Великобритании. Эта система также может использоваться в целях навигации. Ее летные испытания ведутся с конца 2005 г.

Для ведения воздушной разведки на истребителе «Рафаль» применяется подвесной контейнер RECO-NG, спроектированный фирмой «Талес». Характеристики системы засекречены, но известно, что она позволяет получать высококачественные изображения дальних объектов. С целью повышения эффективности датчики, установленные в контейнере, работают в различных диапазонах длин волн, а для обработки полученных изображений применяется цифровая обработка. Контейнер RECO-NG имеет систему передачи данных в реальном масштабе времени. Необходимую информацию летчик считывает с дисплея на нашлемном прицеле-индикаторе. Предполагается приобрести 23 контейнера RECO-NG (15 для ВВС и восемь для ВМС).

Используемый на истребителе «Рафаль» интерфейс «человек - машина» позволяет существенно облегчить работу летчика. Он постоянно совершенствуется. На истребителях стандарта F3 для более эффективного обеспечения летчика информацией о воздушной обстановке совместно с нашлемным прицелом-индикатором станет использоваться речевая система управления VTAS. К ее разработке приступили в начале 1990-х годов. Летные испытания системы VTAS сначала проводились на учебно-тренировочных самолетах Дассо-Бреге - Дорнье «Альфа Джет» и истребителях «Мираж» III, в дальнейшем она прошла отработку на самолетах «Рафаль». При создании системы особое внимание уделялось распознаваемости речи, так как в зависимости от режима полета (скорости, высоты, перегрузки) шумовой фон в кабине меняется. Перегрузки и стрессовые ситуации влияют на голос летчика. Специалистам фирм «Дассо Авиасьон» и «Талес» пришлось приложить немало усилий, чтобы решить многие проблемы. В настоящее время по желанию заказчика система VTAS может поставляться со словарным запасом от 90 до 300 слов. Коэффициент распознавания речи доведен до 95%, а время реакции системы управления - до 200 мс. Система VTAS также служит помощником летчика при аварийных ситуациях.

Важным элементом комплекса авионики является нашлемный прицел-индикатор. Сначала для истребителя «Рафаль» фирма «Секстант» разработала систему «Топсайт», интегрированную с кислородной маской. Это была достаточно сложная конструкция, которую из-за технических проблем и неполного финансирования довести до требуемых параметров не удалось. Поэтому руководство ВВС Франции серьезно стало заниматься поисками альтернативных вариантов. В конце концов, борьба развернулась между израильской фирмой «Элбит Системз», пред-ложившей нашлемную систему JHMCS, и фирмой «Талес» (в состав которой вошла фирма «Секстант»), разработавшей систему «Топсайт-Е».

Перед разработчиками была поставлена задача по обеспечению вывода пилотажно-навигационной информации на нашлемный дисплей и прицеливания в широком диапазоне курсовых углов. С помощью нашлемного прицела-индикатора становится реальностью так называемая «стрельба через плечо». В конкурсе победила французская фирма. Ее систему «Топсайт-Е» сначала внедрили на истребителях «Мираж» 2000-5F, а с 2008 г. она стала появляться на самолетах «Рафаль», соответствующих стандарту F3. Система «Топсайт-Е» может интегрироваться с различными моделями летных шлемов, включая легкий шлем, разработанный фирмой «CGF-Галле» и недавно заказанный для летчиков истребителей «Рафаль».

Еще в 2005 г. некоторые специалисты считали нецелесообразной закупку большого количества двухместных самолетов «Рафаль» В и полагали, что интерфейс «человек -машина» у истребителя недоработан. Однако большинство заявляло, что применяемые на самолете широкоугольный ИЛС, многофункциональные цветные дисплеи с тактильным управлением и другие системы позволили сделать на самолете кабину экипажа, аналогов которой нет. Двухместные истребители «Рафаль» В позволят выполнять новые задания, о которых ранее не могло быть и речи. Например, они могут использоваться в качестве летающих командных пунктов при выполнении сложных ударных операций или пунктов управления боевыми беспилотными самолетами (ББС) типа UCAV. Совместное использование пилотируемых и беспилотных самолетов в будущем станет очевидным, особенно в условиях, когда для завоевания господства в воздухе необходимо уничтожить вражескую систему ПВО.

Истребитель «Рафаль» оснащен двумя инерциальными навигационными системами Сажем «Спарк» с кольцевыми лазерными гироскопами и спутниковой системой GPS, которые обеспечивают полностью автономную навигацию. Поэтому для полета не требуются подсказки со стороны наземных средств навигации, которые могут быть легко выведены из строя. Построенный по принципу открытой архитектуры навигационный комплекс получает информацию от различных источников: через систему GPS, систему измерения воздушных данных и радиолокационного высотомера Талес AHV-17, отслеживающего рельеф местности.

На самолете применяется высокоэффективный комплекс РЭП «Спектра» При его разработке принимались во внимание все достижения в области создания средств ПВО и РЭБ, а также учитывалась возможность установки на истребителях более эффективных систем управления стрельбой. Разработку комплекса осуществляли совместно фирма «Талес» и концерн MBDA. Все его электронные системы размещены только внутри самолета. Комплекс «Спектра» обеспечивает обнаружение электромагнитного излучения; предупреждает о лазерном облучении и приближении управляемых ракет, используя пассивные инфракрасные средства обнаружения; осуществляет радиопротиводействие и постановку пассивных помех в виде дипольных отражателей и тепловых ловушек. В состав комплекса входят четыре модуля, а также датчики, с помощью которых обеспечивается контроль за окружающим воздушным пространством в азимуте 360°.

Последние достижения в области микроэлектроники позволили создать очень легкую и компактную систему, существенно менее энергоемкую и не требующую больших затрат мощности на охлаждение. Благодаря современным цифровым технологиям система «Спектра» может в пассивном режиме вести обнаружение целей на большом расстоянии, осуществлять их идентификацию и оценивать степень угрозы. Летчик на основе полученной информации может моментально принять защитные действия: включить систему РЭП, выполнить отстрел дипольных отражателей или тепловых ловушек или энергичным маневрированием уйти от угрозы. Технические данные системы «Спектра» засекречены, тем не менее известно, что она с высокой точностью в условиях мощных электромагнитных полей указывает направление на потенциальную угрозу и за очень быстро ее идентифицирует.

В состав комплекса «Спектра» входит высокопроизводительный процессор, в памяти которого накапливаются данные о различных целях. Таким образом на борту истребителя «Рафаль» формируется большая база данных, пользуясь которой летчик не имеет постоянный контакт с внешними средствами радиотехнической и электронной разведки. В ходе дальнейшего совершенствования системы «Спектра» возможно появление каналов обмена данными, в результате чего два истребителя «Рафаль» могут методом триангуляции с точностью до метра определить координаты потенциальной угрозы. Необходимо также отметить, что система «Спектра» может быть перепрограммирована во время полета.

В последние годы резко возросла угроза со стороны переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК), таких как российские комплексы «Стрела» и «Игла-М» и американский комплекс «Стингер». Поэтому на истребителе имеется система датчиков, предупреждающих о лазерном облучении со стороны стрелков-операторов этих комплексов. Датчики расположены с обеих сторон носового обтекателя и хвостовой части фюзеляжа, обеспечивая круговой обзор. Обязательным является также наличие на самолете датчиков, предупреждающих о приближении УР, имеющих тепловую ГСН. В целях самообороны могут использоваться тепловые ловушки или оптоэлектронные ложные цели. Для их отстрела на самолете есть четыре встроенных устройства.


Обтекатель системы РЭП «Спектра» на вертикальном оперении самолета «Рафаль» М


Комплекс РЭП «Спектра» является не только средством самообороны, он тесно связан с РЛС RBE2 и системой OSF. Таким образом, существенно улучшается информированность летчика о тактической обстановке в окружающем пространстве: сигналы от всех датчиков формируют единую картину, которая помогает летчику правильно оценить ситуацию. На цветной тактический дисплей в кабине на основе данных, полученных комплексом «Спектра», выводится карта местности с указанием опасных зон, которые летчик должен избегать.

Летные испытания комплекса «Спектра» на самолете «Рафаль» начались в сентябре 1996 г. Под его установку был переоборудован опытный палубный истребитель М02. Комплекс проходил испытания в условиях различных сценариев радиоэлектронной войны. Например, в апреле 2000 г. самолет «Рафаль» М02 принял участие в учениях НАТО «Мейс X» на юго-западе Франции. В этих учениях были задействованы различные средства ПВО, включая зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Кроталь» NG и «Аспикс», усовершенствованный ЗРК «Хоук Эдвансд» (находящийся на вооружении Дании), датскую армейскую систему ПВО от низколетящих самолетов DALLADS, норвежскую усовершенствованную систему ПВО NASAMS, а также попавшие на Запад советские ЗРК «Оса» (SA-8) и «Тор-М1» (SA-15). Самолет «Рафаль» М02 без проблем выполнил все поставленные задачи.

В настоящее время система «Спектра» выпускается серийно и принята на вооружение. По мнению разработчиков, она обладает большим потенциалом в своем развитии. В ее состав планируется включить буксируемую радиолокационную мишень и лазерную систему, предназначенную для поражения приближающихся УР с тепловой ГСН. Инженеры фирм «Дассо Авиасьон» и «Талес» уверены, что система РЭП «Спектра» уже в настоящее время способна защитить самолет от всех существующих угроз и от тех, которые могут появиться в ближайшие несколько лет. Поэтому глубокая модернизация этой системы потребуется не скоро.

В современном воздушном бою успех определяется наличием необходимой информации и знанием тактической обстановки. В будущем ключевой станет концепция «сетецентрической войны», когда все задействованные средства, вплоть до каждого солдата, станут связаны единой информационной сетью с выходом на центральный командный пункт. С помощью перспективных технологий будет сформирована глобальная военная информационная система («инфосфера»), которая позволит держать под контролем боевые операции и максимально быстро обмениваться тактической информацией. В результате все вооруженные силы будут действовать в едином «боевом информационном пространстве».

С самого начала разработки истребителя «Рафаль» в него закладывались возможности по обмену тактической информации. С этой целью он был оснащен системой «Линк 16», которая используется вооруженными силами Франции и некоторых стран НАТО. Эта система создана совместно специалистами Франции, Германии, Италии, Испании и США. Она получилась достаточно легкой (ее блок имеет массу 29 кг) и способной передавать и принимать информацию со скоростью 200 Кбайт/с. С помощью системы «Линк 16» каждый истребитель «Рафаль» имеет доступ к данным, полученным другими самолетами (включая самолеты ДРЛОУ) и наземными средствами наблюдения. Эта система радикально меняет тактику воздушной войны, так как позволяет истребителю за счет обмена данными о целях незаметно подходить к цели и атаковать ее.

При разработке системы «Линк 16» широко использовались цифровые технологии. Европейцы вместе с американскими партнерами создали эффективную и надежную систему, в состав которой входит тактическая навигационная система TACAN. Система «Линк 16» имеет две антенны, обеспечивающие круговой обзор. Испытания этой системы сначала проходили на летающей лаборатории «Мистэр» 20 и истребителе «Мираж» 2000. Затем ее установили на самолет «Рафаль», с борта которого осуществлялся успешный обмен информацией с наземным тренажером. Во время учений летом 2001 г. два истребителя «Рафаль», оснащенные системой «Линк 16», успешно взаимодействовали с палубным самолетом ДРЛОУ Нортроп Грумман Е-2С «Хоукай», на котором стояла аналогичная американская система JTIDS.

Первый серийный комплекс «Линк 16» был установлен на истребителе «Рафаль» в 2003 г. Полностью он вошел в строй на самолетах, соответствующих стандарту F2. В будущем этот комплекс планируется связать со спутниковой системой GPS, что существенно повысит качество процесса обмена информацией. Для стран, не являющихся членами НАТО, фирмы «Дассо Авиасьон» и «Талес» разработали систему передачи данных LX-UHF, сопоставимую по многим параметрам с системой «Линк 16».

Все радиооборудование истребителя совмещено с системой защиты «Хэйв Квик», а средства опознавания и система распределения информации об отказах (MIDS-LVT) проектировались при участии специалистов НАТО.

В 1999 г. фирма «Талес» объявила, что с целью расширения экспортного потенциала истребителя «Рафаль» он будет на внешнем рынке предлагаться с РЛС RBE2 с АФАР. Несмотря на то, что станция RBE2 уже превосходит по характеристикам старые РЛС с механическим сканированием, полностью ее потенциал еще не раскрыт. Работы над РЛС с АФАР фирма «Талес» начала в 1990-х годах и достигла большого прогресса в этой области. Она работает над несколькими программами, в рамках которых создаются АФАР для наземных, морских и воздушных носителей. Эти исследования ведутся параллельно с европейской программой создания многорежимной твердотельной АФАР AMSAR, которая в перспективе может быть установлена на истребителях «Рафаль» и «Тайфун» во время регламентных работ.

Опытный образец АФАР прошел летные испытания в 2003 г. сначала на самолете «Мистэр» 20, а затем на одном из опытных истребителей «Рафаль». В ее конструкции применялись американские приемо-передающие модули (ППМ). На серийной АФАР должны быть ППМ производства европейских фирм.

В июле 2004 г. был подписан контракт стоимостью 90 млн. евро на разработку АФАР и ее интеграцию в конструкцию станции RBE2. Полностью оборудованная РЛС, имеющая условное обозначение RBE2-AA, должна быть готова к 2012 г. Новая АФАР состоит из 1000 твердотельных приемо-передающих модулей (ППМ), использующих арсенид галлия. С их помощью увеличиваются мощность излучения и дальность обнаружения целей, повышается надежность антенны. При отказе приемного или передающего устройства большинство обычных РЛС становятся бесполезными. Выход из строя нескольких ППМ у АФАР практически не влияет на режим ее работы. Прием и первичная обработка отраженных сигналов осуществляется в каждом модуле, что позволяет сканировать пространство в широкой области с очень большой скоростью. Новая антенна увеличит угловой раскрыв станции RBE2-AA до ±70° (у РЛС с ПФАР раскрыв равен ±60°), а дальность действия возрастет как минимум на 50%.



Пушка G/AT30M 791



Истребитель «Рафаль» М с двумя VP «Мажик» 2 на законцовках крыла


Открытая архитектура современной станции RBE2 обеспечивает дальнейшее ее развитие. Фирма «Талес» полагает, что ПФАР и АФАР будут полностью взаимозаменяемы, изменений в процессорах не потребуется, станут необходимыми незначительные изменения в ПО и кое-какие доработки в электросистеме. Предполагалось, что РЛС RBE2-AA появится в эксплуатации в 2006 г. сначала на экспортных вариантах истребителей «Рафаль». В дальнейшем эта станция будет устанавливаться на самолетах, находящихся на вооружении ВВС и ВМС Франции.


ВООРУЖЕНИЕ

Истребители «Рафаль» С/В имеют 14 узлов внешней подвески: два расположены друг за другом под центральной частью фюзеляжа, два - на каналах воздухозаборников двигателей, два - по бокам хвостовой части фюзеляжа, шесть - под крылом и два - на законцовках крыла. На палубном самолете «Рафаль» М имеются 13 узлов, поскольку нет переднего подфюзеляжного узла. Выше уже отмечалось, что пять внешних узлов специально предназначены для размещения ПТБ. Нормальная боевая нагрузка равна 6000 кг. По заявлению фирмы «Дассо Авиасьон», на всех узлах может размещаться нагрузка массой до 9500 кг, обусловленная прочностью конструкции планера. Чтобы самолет мог нести авиационное вооружение, используемое в странах НАТО, все его 14 внешних узлов подвески отвечают соответствующим стандартам.

Самолеты имеют встроенную пушку GIAT 30 М 791, которую разработчики считают единственной в мире одноствольной 30-мм пушкой, обладающей скорострельностью 2500 выстрелов в минуту. Для пушки были специально разработаны снаряды, обладающие высокой проникающей способностью и зажигательными свойствами. Скорость снаряда при выходе из ствола составляет 1 025 м/с. Отсек с пушкой, имеющей массу 120 кг, интегрирован в конструкцию правого воздухозаборника. Боезапас пушки 125 снарядов; при стрельбе каждые полсекунды выстреливается 21 снаряд. Эффективная дальность стрельбы по воздушной цели составляет 2500 м. При заклинивании снаряда специальное пиротехническое устройство осуществляет его выброс. На двухместном варианте палубного истребителя пушка отсутствует.

Опытный образец пушки 30 М 791 был изготовлен в 1991 г. Испытания пушки проводились в Истре на истребителе «Мираж» III, на котором она размещалась в специальном подвесном контейнере. Первые стрельбы из пушки на истребителе «Рафаль» С01 состоялись в 1993 г. Ее испытания проходили в различных условиях: при боевых разворотах с перегрузкой около 9, в условиях высокой влажности, в широком диапазоне температур и т. д. Было подтверждено, что конструкция истребителя выдерживает нагрузки и вибрации, возникающие при стрельбе с максимальной скорострельностью 2500 выстрелов в минуту. Заключительные испытания пушки на серийном двухместном самолете «Рафаль» В301 проводились в 2000 -

2001 гг. на испытательном полигоне в Казо на юго-западе Франции. После их завершения пушка 30 М 791 была сертифицирована и запущена в серийное производство. В

2002 г. она поступила на вооружение палубных истребителей «Рафаль» М, а в 2004 г. вошла в состав вооружения истребителей «Рафаль» С/В.

В качестве управляемого ракетного оружия класса воздух - воздух на истребителях «Рафаль» стандарта F1 применялась Матра - БАЕ Дайнэмикс УР R550 «Мажик» 2 с пассивной тепловой ГСН. Самолет мог нести две ракеты, размещенные на законцовках крыла. УР «Мажик» 2 появилась на вооружении ВВС Франции в 1985 г. и стала основным оружием истребителей «Мираж» 2000 В/С. Она способна поражать цели на расстоянии до 20 км (минимальная дальность стрельбы 300 м) и выполнять маневры с перегрузкой 8. Ракета длиной 2,75 м имеет цилиндрический корпус диаметром 157 мм и крестообразное крыло размахом 660 мм. Стартовая масса ракеты 89 кг. Она оснащена твердотопливным двигателем (РДТТ), обеспечивающим скорость полета, соответствующую числу М › 2.

На истребителях «Рафаль» стандарта F2 основным оружием класса воздух - воздух является УР средней дальности MICA (Missile cTlnterception, de Combat et cTAutodefence), предназначенная для перехвата воздушных целей, ведения маневренного воздушного боя на малых дальностях и самообороны. Самолет может нести до восьми ракет MICA.

Исследования ракеты начались фирмой «Матра» в конце 1970-х годов, а к полномасштабной разработке приступили в 1982 г. УР MICA имеет стартовую массу 112 кг, массой БЧ 12 кг. Ее длина составляет 3,1 м, диаметр корпуса - 165 мм, размах крыла - 560 мм. С помощью РДТТ может достигать скорости, соответствующей числу М = 2.6. Ракета MICA отличается чрезвычайно высокой маневренностью: с помощью двигателя с отклоняемым вектором тяги, развитого оперения и высокоэффективных поверхностей управления она способна выполнять маневры с перегрузкой 50. Дальность полета 60 км.



УР MICA IR с тепловой ГСП



УР MBDA «Метеор»



КАБ, оснащенная комплектом наведения A ASM


В состав вооружения истребителя «Рафаль» входят два варианта ракеты: MICA ЕМ с активной радиолокационной системой наведения и MICA IR с тепловизионной ГСН. Первые испытания ракеты MICA ЕМ начались в 1991 г., а ракеты MICA IR -в 1995 г. Ракета MICA ЕМ после пуска самостоятельно летит к цели, а истребитель в это время быстро уходит из зоны, избегая тем самым атаки противника. С помощью таких ракет летчик может одновременно поражать несколько воздушных целей. Ракета MICA IR предназначена для замены ракеты R550 «Мажик» 2. Установленная на ней тепловизионная ГСН нового поколения обладает высокой разрешающей способностью. Используя нашлемный прицел «Топсайт-Е» ракету можно направлять на цель, летящую параллельным курсом.

Появление в других странах более совершенных УР класса воздух - воздух с увеличенной дальностью полета (AMRAAM, Р-33, Р-77, РВВ-АЕ) заставило Министерство обороны Франции рассмотреть возможность установки подобных ракет на истребителе «Рафаль». В июне 1999 г. во время Парижской авиационно-космической выставки впервые появилась информация о готовности Франции подключиться к разработке европейской УР «Метеор». Официально Франция стала участником разработки в 2001 г. Ракета «Метеор» разработана европейским ракетостроительным консорциумом MBDA в рамках программы BVRAAM, предусматривающей создание УР класса воздух - воздух, способной поражать цели за пределами визуальной дальности. В ее проектировании принимают также участие фирмы Германии, Испании, Италии и Швеции. Ракета «Метеор» сначала предназначалась для истребителей Еврофайтер EF2000 «Тайфун» и SAAB JAS 39 «Грипен».

УР «Метеор» оснащена ПВРД, благодаря которому способна достигать скоростей, соответствующих числу М › 4. Длина ракеты 3,65 м, стартовая масса 185 кг. УР способна поражать воздушные цели на дальностях от 20 до 100 км. Она имеет инерциальную систему наведения, а на конечном участке полета управляется с помощью активной радиолокационной ГСН. УР «Метеор» должна войти в состав вооружения истребителей «Рафаль», соответствующих стандарту F4, с 2012 г. В настоящее время проходит летные испытания.

Для ударов по наземным целям применяются бомбы (обычные и управляемые) и тактические КР. Истребитель может нести до 22 обычных бомб калибром 227 кг или шесть КАБ GBU-12 «Пейвуэй» II аналогичного калибра. В конце 1990-х годов во Франции приступили к разработке недорогого модульного комплекта AASM, предназначенного для установки на обычные авиационные средства поражения класса воздух - поверхность с целью повышения точности попадания. Комплект AASM обеспечивают всепогодное применение вооружения, в его состав входят инерциально-спутниковая система навигации INS/GPS и система теп-ловизионного наведения на конечном участке полета. В объявленном Министерством обороны Франции конкурсе приняли участие более 30 фирм, из которых в 2000 г. выбрали фирму «Сажем» (в настоящее время входит в состав промышленной группы «Сафран»). Фирма «Сажем» получила контракт на поставку для французских ВВС и ВМС 3000 комплектов AASM, первый из которых был передан в 2005 г. Самолет «Рафаль» может нести шесть КАБ с комплектом AASM, размещенных по три штуки на двух подкрыльных пилонах. Испытания системы AASM начались в конце июля 2006 г. на полигоне в Казо.

Первый комплект AASM предназначался для оснащения бомб калибром 227 кг (аналогичных американским бомбам Мк.82). В дальнейшем была разработана модификация КАБ, оснащенная комплектом раскрывающегося крыла и РДТТ. В результате КАБ, сброшенная с высоты 13700 м, может совершать управляемый полет на расстояние 50 км, а при сбросе с малой высоты - на расстояние 15 км. Использование системы INS/GPS обеспечивает точность попадания 9 - 14 м, а применение тепловизионной системы -1 - 3 м. Имея на борту шесть КАБ самолет «Рафаль» может одновременно наносить удары по шести различным целям.


Тактическая КР SCALP EG


ПКР АМ-39 «Экзосет» на истребителе "Рафаль"



Авиационная ракета класса "воздух - поверхность" средней дальности ASMP-A


Для ВВС и ВМС Франции заказано 3000 комплектов AASM (2250 и 750 комплектов, соответственно) для размещения на бомбах калибра 227 кг. В дальнейшем будут поставляться комплекты для бомб калибром 454 и 910 кг.

Более совершенным оружием класса воздух - поверхность являются тактические КР MBDA «Апаш» и «Шторм LLtafloy»/SCALP EG. Ракета «Апаш», оснащенная кассетной БЧ, предназначена для разрушения взлетно-посадочных полос. КР «Апаш» обладает малой тепловой и радиолокационной заметностью, что позволяет ей легко укрываться в складках рельефа местности. В состав ее БЧ входят 10 суббоеприпасов «Крисе», которые могут выстреливаться вбок и вертикально вниз. Дальность полета ракеты 140 км.

КР «Шторм Шэдоу»/SCALP EG имеет дальность полета до 500 км, оснащена одной проникающей БЧ, способной поражать подземные сооружения. Силовая установка состоит из одного небольшого ТРД Микротюрбо TRI60-30 тягой 540 кгс. После пуска с самолета КР самостоятельно летит к цели, используя спутниковую систему навигации GPS и систему слежения за рельефом местности. На конечном участке траектории начинает действовать пассивная тепловизионная система наведения. В бортовой компьютер ракеты до старта закладываются цифровые изображения заданной цели и окружающей ее местности. В полете происходит сравнение виртуальных изображений с реальными, благодаря чему достигается высокая точность попадания. Министерство обороны Франции планирует закупить 500 ракет «Шторм Шэдоу»/SCALP EG (450 для ВВС и 50 для ВМС).

Для борьбы с надводными кораблями палубный истребитель «Рафаль» М может нести ПКР АМ-39 «Экзосет». Разработка первой модификации ракеты ММ-38, предназначенной для размещения на кораблях, началась в конце 1960-х годов фирмой «Аэроспасьяль». В начале 1970-х годов была создана модификация АМ-38, которая сначала размещалась на вертолетах «Супер Фрелон». Усовершенствованная ПКР АМ-39 появилась на вооружении в 1979 г. В дальнейшем она несколько раз модернизировалась.

Ракета АМ-39 «Экзосет» имеет стартовую массу 670 кг и массу БЧ 165 кг. Длина ракеты 4.7 м, диаметр корпуса 350 мм, размах крыла 1,1м. На ракете используется РДТТ. Система управления комбинированная - инерциальная и радиолокационная. Дальность полета ПКР «Экзосет» 50 -72 км. Ракета может совершать полет на высоте 9 - 15 м над водой. ПКР состоит на вооружении истребителей «Рафаль» М стандарта F3.

Истребитель «Рафаль», соответствующий стандарту F3, будет нести более широкую номенклатуру вооружения класса воздух - поверхность, например перспективную ПКР ANF, предназначенную для замены ракет АМ-39 «Экзосет». Эта ракета, оснащенная ПВРД, способна лететь со сверхзвуковой скоростью (число М = 2.5) на расстояние 150 - 200 км. В системе управления ракеты используется принцип «выстрелил и забыл». Ее мощная БЧ способна пробивать корпус любого корабля, а высокая скорость позволит преодолевать систему корабельной ПВО. Ракета ANF является первым членом семейства новых многоцелевых сверхзвуковых ракет, создающихся на основе результатов исследовательской программы VESTA, во время которой отрабатывались аэродинамика и силовая установка будущих ракет. Программа VESTA началась в 1996 г., в 2002 г. были выполнены первые испытательные пуски опытных ракет с наземной установки. Эта программа также должна способствовать снижению технического риска при создании ракеты ANF и помочь в получении технологий, способных уменьшить финансовые затраты. В 2008 - 2010 гг. планируется приступить к пускам ракеты с самолета.

Будущая авиационная ракета класса воздух - поверхность средней дальности ASMP-A, способная нести ядерный БЧ, также использует результаты программы VESTA. Новая ракета заменит ранее ракету ASMP, носителями которой являются истребители «Мираж» 2000N. По конструкции ракета ASMP-A практически ничем не отличается от предшественницы, но оснащена более мощным жидкостным ПВРД нового поколения. За счет увеличенного времени работы двигателя удалось существенно повысить дальность полета (до 500 км), выбирая при этом наиболее оптимальные траектории. К исследованиям ракеты ASMP-A приступили в 1996 г., в 2000 г. началось ее непосредственное проектирование. На сегоднешней день ракета должна была достичь начальной оперативной готовности.

(Окончание следует)

Dassault Rafale - французский многоцелевой истребитель 4-го поколения , разработанный компанией Dassault Aviation. Данная машина является полностью французским проектом – двигатели, вооружение, авионика, а также собственное производство и на данный момент является крайним самолетом, созданным без американской или другой иностранной помощи.

Разработку самолета Rafale начали в 1983 году, за 2 года до того как во Франции официально вышла из программы создания перспективного европейского истребителя FEFA, который позже получил название Eurofighter 2000. Rafale, как и Eurofighter, предназначен для использования в качестве ударного истребителя-бомбардировщика и перехватчика, способного выполнять задачи завоевания превосходства в воздухе и противовоздушной обороны, а также нанесения бомбовых ударов по наземным объектам.

В 1983 году фирмой «Dassault» в рамках национальной программы был разработан экспериментальный боевой самолет Avion de Combat Experimentale (ACX). Франция из проекта EFA вышла из-за того, что ее вооруженные силы, и особенно военно-морской флот, хотели получить компактную и легкую машину, масса которой составляла около 8 тыс. кг. Демонстрационный прототип ACX весом 9,5 тыс. кг в то время доводился.

Впервые в воздух он поднялся 4 июля 1986 г. и помог проверить аэродинамическую схему, характеристики, конфигурацию, систему дистанционного управления, а также конструкцию с широким применением композитных материалов для проекта Avion de Combat Tactique.

Позже ACX переименовали в Rafale A. Первоначально он оснащался двумя двухконтурными турбореактивными двигателями General Electric F404-GE-400. После 460 испытательных полетов, которые включали посадку на палубу авианосца «Клемансо» (касание и уход на второй круг), один двигатель (левый) заменили на SNECMA M88-2, который был разработан специально для Rafale.

Истребитель Rafale выполнили по схеме «утка», он имеет среднерасположенное треугольное крыло, с высокорасположенным передним горизонтальным оперением . Крыло оснащено двухсекционными предкрылками и односекционными элевонами. Основным материалом для крыла служат углепластики.

Законцовки консолей и обтекатель стыка крыла и фюзеляжа изготовлены из кевлара, предкрылки из титановых сплавов. 50% фюзеляжа сделано из углепластиков, для боковых панелей обшивки использован алюминиево-литиевый сплавов. Всего в конструкции планера Rafale на долю композитов приходится 20% по площади и 25% по массе . В результате, масса планера уменьшилась на 300 килограмм.

Для военно-морских сил Франции был разработан палубный вариант истребителя получивший обозначение Rafale М. Он отличается усиленной конструкцией шасси и планера, наличием под хвостовой частью фюзеляжа тормозного гака, встроенной выдвижной лестницей и так далее. На конце киля установлена система Telemir, которая обеспечивает обмен данными между навигационным оборудованием авианосца и навигационной системой самолета. Истребитель Rafale М в результате всех доработок стал тяжелее Rafale С на 500 кг.

Самолеты Rafale оснащаются шасси, выпускаемым компанией Messier-Dowty. На самолетах Rafale модификаций С и В основные опоры имеют по одному пневматику, а передняя – два пневматика. На палубном Rafale М передняя опора самоориентирующаяся. При буксировке она разворачивается почти на 360 градусов. На истребителях Rafale все опоры убираются вперед. Все колеса оснащаются углеродными тормозами производства Messier-Bugatti.

На одноместных Rafale С и М кабина оборудуется катапультным креслом Martin-Baker Mk.16, которое обеспечивает безопасное покидание самолета на земле при стоянке. Фонарь открывается в правую сторону на шарнирах вбок.

В кабине управления на приборной доске располагается три цифровых жидкокристаллических многофункциональных дисплея . В центре расположен тактический дисплей, служащий для вывода пилотажно-навигационной информации и информации, получаемой от различных датчиков. По бокам расположены дисплеи отображающих информацию о работе двигателей, гидравлической, топливной, кислородной и электрической систем, а также другого оборудования.

Силовая установка Rafale – два двухконтурных турбореактивных двигателя Snecma М88-2Е4. Тяга каждого 4970 кгс (на форсажном режиме — 7445 кгс) . Для фирмы Snecma разработка двигателя М88 была достаточно сложной задачей. Заказчику был необходим двигатель, способный надежно работать при маневренном воздушном бое и при скоростном прорыве системы противовоздушной обороны на малой высоте. Тех. требованиями предусматривалось большой ресурс, низкий расход топлива на различных режимах полета и высокое отношение тяги и массы. Snecma предпочла двухвальный двигатель, который впоследствии должен был стать родоначальником двигателей третьего поколения французского производства.

Официально программа разработки двигателя М88 началась в 1986 году. В феврале 1989 года состоялось первое стендовое испытание двигателя, а в феврале 1990 года были начаты летные испытания на демонстрационном Rafale А. Окончательная сертификация произошла в 1996 году.

Для получения двигателя с высокими характеристиками разработчики использовали в конструкции двигателя различные передовые технологии. Например, диски компрессора изготавливали монолитно с лопатками, в конструкции турбины высокого давления применялись монокристаллические лопатки, для изготовления дисков турбин применили порошковую технологию. В конструкции двигателя использованы керамические покрытия, малоэмиссионная камера сгорания и композиционные материалы. Перед создателями ТРДДФ поставили задачу по обеспечению минимально возможной тепловой заметности истребителя и уменьшению дымления, чтобы снизить визуальную заметность.

При создании двигателя был использован многоэтапный подход. На одноместных истребителях Rafale С и М во внутренних баках размещается 5900 литров топлива, а на двухместном Rafale В – 5300 литров. На пяти из 14 узлов внешней подвески возможно размещение подвесных топливных баков различной емкости. На 4-х подкрыльевых узлах подвешиваются топливные баки емкостью по 1250 литров, а на центральном – емкостью 2000 литров.

Пушечное вооружение самолетов Rafale состоит из 30-миллиметровой пушки Nexter DEFA 791B, скорострельность которой составляет 2500 выстр/мин . Боезапас - 125 бронебойно-зажигательных трассирующих патронов OPIT с донным взрывателем.

Ракетное вооружение состоит из :
— ракет класса «воздух-воздух»: AIM-9, AIM-132, AIM-120, MICA, «Мажик» II, MBDA Meteor;
— ракет класса «воздух-поверхность»: «Апач», Storm Shadow, AM.39, AASM, ASMP с ядерной боеголовкой.

Испытания и боевое применение

Экспериментальный истребитель Rafale А совершил первый полет в июле 1986 года. Первый самолет в варианте Rafale С (одноместный истребитель-перехватчик) в воздух поднялся в мае 1991 г., а первый палубный самолет Rafale М, предназначающийся для вооружения французских авианосцев, взлетел в декабре того же года. Согласно плану серийного производства ВМС и ВВС Франции будет поставлено 86 и 235 самолетов соответственно.

Первое боевое применение Rafale состоялось в марте 2007 г. во время натовской операции в Афганистане. Кроме того данные самолеты начиная с марта 2011 г. самолеты использовались в операции в Ливии против войск Каддафи.

Эксплуатация Rafale не обошлась без происшествий. 6 декабря 2007 года выполнявший тренировочный полет истребитель модификации Rafale B, летевший с военно-воздушной базы Сен-Дизье, в 18:30 разбился около населенного пункта Невик (центральная часть Франции). Причиной крушения стал сбой в электродистанционной системе управления полетом. Капитан Эммануэль Морьюзе – пилот самолета погиб.

24 сентября 2009 года два истребителя модификации Rafale M в 30 километрах от города Перпиньян упали в результате столкновения в Средиземное море. Авария произошла в 18:10, во время возвращения машин на авианосец «Шарль де Голль». Причиной катастрофы, согласно информации Бюро расследований происшествий при минобороны, стал человеческий фактор. Пилот одного истребителя, капитан второго ранга Франсуа Дюфло погиб. Пилот второго, капитан третьего ранга Жан Бофиль катапультировался.

28 ноября 2010 года истребитель модификации Rafale M, возвращаясь на «Шарль де Голль» упал в Аравийское море после выполнения боевого задания заключавшегося в поддержке коалиционных сил в Афганистане. Авария случилась в 100 км от побережья Пакистана. Причиной послужила техническая неисправность. Катапультировавшегося пилота подобрал спасательный вертолет.

2 июля 2012 года французский палубный истребитель Rafale во время учений разбился. Инцидент произошел в Средиземном море с машиной, базировавшейся на «Шарль де Голле». Пилот катапультировался и был подобран американским вертолетом. В Средиземноморье осуществлялись совместные учения французских и американских авианосцев.

Rafale стоит на вооружении ВВС и ВМС Франции . Военно-воздушные силы приняли самолет на вооружение в 2006 году. По состоянию на 2012 год принято 38 машин модификации Rafale В и 37 машин Rafale С. Военно-морские силы приняли на вооружение Rafale М в 2004 году. По состоянию на 2012 год имелось 36 самолетов.

Кроме этого Rafale выиграл в индийском тендере, принимал участие в тендерах на поставку истребителей в Бразилию и ОАЭ. 31 января 2012 года Rafale одержал победу в международном тендере MMRCA.

Модификации :

Rafale A – опытно-демонстрационный Rafale. Был несколько больше и тяжелее, по сравнению с самолетами Rafale C/M. Оснащался парой двигателями F404-GE-400 имеющих тягу 6800 кг (16 тыс. фунтов), на их базе разработали двигатель М88.

Rafale B – двухместный, наземного базирования. Заказывался как учебно-тренировочный вариант Rafale C, с сохранением всех функциональных возможностей.

Rafale C – многоцелевой боевой самолет наземного базирования. Первоначальное обозначение Rafale D, переименован в 1990 году. Военно-воздушные силы Франции затребовали 250 машин в одноместном и двухместном вариантах.

Rafale M – одноместный многоцелевой самолет авианосного базирования. Схож с Rafale C, но оснащается посадочным крюком, а также модифицированной носовой стойкой с изменяемой длиной. Военно-морские силы затребовали 86 машин.

Лётно-технические характеристики Rafale :
Экипаж – 1-2 человека;
Длина самолета – 15,3 м;
Высота – 5,3 м;
Размах крыла – 10,9 м;
Площадь крыла – 45,7 м²;
Масса пустого самолета – 10.000 кг;
Нормальная взлетная масса – 14.710 кг;
Максимальная взлётная масса – 24.500 кг;
Масса полезной нагрузки – 9500 кг;
Масса топлива – 4700 кг;
Масса топлива в подвесных топливных двигателей – 6700 кг;
Двигатель – 2 двухконтурных турбореактивных SNECMA M88-2 с форсажной камерой;
Сухая масса двигателя – 897 кг;
Максимальная тяга – 5100 кгс каждого двигателя;
Тяга на форсаже – 7500 кгс каждого двигателя;
Температура газов перед турбиной – 1577 °C;
Максимальная скорость – 1,8 Маха (1900 км/ч);
Боевой радиус (в варианте истребителя-перехватчика) – 1093 км;
Боевой радиус – 1800 км
Практический потолок – 15.240 м;
Скороподъёмность – 305 м/с.


ИСТРЕБИТЕЛЬ ВВС ФРАНЦИИ RAFALE

FIGHTER OF THE FRENCH AIR FORCE RAFALE

30.05.2018


Компания Dassault завершила разработку нового стандарта F3-R для истребителя Rafale. Разработка версии началась в 2014 году, официально будет утверждена в сентябре.
В настоящее время истребители Rafale B/C/M эксплуатируются в версии F3-4+, модернизированные под новый стандарт самолеты начнут поступать на вооружение в 2019 году. Египетские Rafale EM/DM и катарские EQ/DQ будут доводиться до нового стандарта.
Версия F3-R включает в себя интеграцию УР воздушного боя большой дальности Meteor, многофункциональной подвесной прицельной станции TALIOS, УАБ GBU-16 Paveway II с лазерной ГСН, системы РЭБ SPECTRA EW, автоматической системы облета препятствий AGCAS, системы SAASM для противодействия помехам спутниковой системе GPS, системы дозаправки в воздухе нового поколения NARANG, системы опознавания IFF mode 5/S, улучшенной зашифрованной системы связи, линии передачи данных L16.
Военный паритет

15.06.2018


Командующий ВВС Индии маршал авиации Бирендер Сингх Даноа в эксклюзивном интервью изданию The Week сообщил, что первые заказанные у Dassault Aviation истребители «Рафаль» будут получены в сентябре 2019 года.
Все заказанные самолеты планируется получить в период с сентября 2019 года по апрель 2022 года.
По его словам, сделка, которая в последнее время особенно жестко критикуется парламентариями за завышенную стоимость, на самом деле является выгодной.
Б.С. Даноа также отметил, что оставшиеся истребители Су-30МКИ (из 272 заказанных) будут собраны на мощностях Hindustan Aeronautics Limited к 2020 году.
Лидер оппозиции Гулам Наби Азад заявил в парламенте, что на переговорах с Dassault Aviation изначально речь шла о цене 80,95 млн. долл. (5,261 млрд. рупий) за истребитель, в то время как правительство Н.Моди в итоге приобрело самолеты по цене 241,66 млн. долл. (15,708 млрд. рупий) за единицу.
ЦАМТО

Dassault Rafale - французский многоцелевой истребитель 4-го поколения, разработанный компанией Dassault Aviation. Данная машина является полностью французским проектом – двигатели, вооружение, авионика, а также собственное производство и на данный момент является крайним самолетом, созданным без американской или другой иностранной помощи. Разработку самолета Rafale начали в 1983 году, за 2 года до того как во Франции официально вышла из программы создания перспективного европейского истребителя FEFA, который позже получил название Eurofighter 2000. Rafale, как и Eurofighter, предназначен для использования в качестве ударного истребителя-бомбардировщика и перехватчика, способного выполнять задачи завоевания превосходства в воздухе и противовоздушной обороны, а также нанесения бомбовых ударов по наземным объектам.


В 1983 году фирмой «Dassault» в рамках национальной программы был разработан экспериментальный боевой самолет Avion de Combat Experimentale (ACX). Франция из проекта EFA вышла из-за того, что ее вооруженные силы, и особенно военно-морской флот, хотели получить компактную и легкую машину, масса которой составляла около 8 тыс. кг. Демонстрационный прототип ACX весом 9,5 тыс. кг в то время доводился. Впервые в воздух он поднялся 4 июля 1986 г. и помог проверить аэродинамическую схему, характеристики, конфигурацию, систему дистанционного управления, а также конструкцию с широким применением композитных материалов для проекта Avion de Combat Tactique.

Позже ACX переименовали в Rafale A. Первоначально он оснащался двумя двухконтурными турбореактивными двигателями General Electric F404-GE-400. После 460 испытательных полетов, которые включали посадку на палубу авианосца "Клемансо" (касание и уход на второй круг), один двигатель (левый) заменили на SNECMA M88-2, который был разработан специально для Rafale.

Истребитель Rafale выполнили по схеме «утка», имеет среднерасположенное треугольное крыло, с высокорасположенным передним горизонтальным оперением. Крыло оснащено двухсекционными предкрылками и односекционными элевонами.

Основным материалом для крыла служат углепластики. Законцовки консолей и обтекатель стыка крыла и фюзеляжа изготовлены из кевлара – предкрылки из титановых сплавов. 50% фюзеляжа сделано из углепластиков; для боковых панелей обшивки использован алюминиево-литиевый сплавов. Всего в конструкции планера Rafale на долю композитов приходится 20% по площади и 25% по массе. В результате, масса планера уменьшилась на 300 килограмм.

Для военно-морских сил Франции был разработан палубный вариант истребителя получивший обозначение Rafale М. Он отличается усиленной конструкцией шасси и планера, наличием под хвостовой частью фюзеляжа тормозного гака, встроенной выдвижной лестницей и так далее. На конце киля установлена система Telemir, которая обеспечивает обмен данными между навигационным оборудованием авианосца и навигационной системой самолета. Истребитель Rafale М в результате всех доработок стал тяжелее Rafale С на 500 кг.

Самолеты Rafale оснащаются шасси, выпускаемым компанией Messier-Dowty. На самолетах Rafale модификаций С и В основные опоры имеют по одному пневматику, а передняя – два пневматика. На палубном Rafale М передняя опора самоориентирующаяся. При буксировке она разворачивается почти на 360 градусов.

На истребителях Rafale все опоры убираются вперед. Все колеса оснащаются углеродными тормозами производства Messier-Bugatti.

На одноместных Rafale С и М кабина оборудуется катапультным креслом Martin-Baker Mk.16, которое обеспечивает безопасное покидание самолета на земле при стоянке. Фонарь открывается в правую сторону на шарнирах вбок. В кабине управления на приборной доске располагается три цифровых жидкокристаллических многофункциональных дисплея. В центре расположен тактический дисплей, служащий для вывода пилотажно-навигационной информации и информации, получаемой от различных датчиков. По бокам расположены дисплеи отображающих информацию о работе двигателей, гидравлической, топливной, кислородной и электрической систем, а также другого оборудования.

Силовая установка Rafale – два двухконтурных турбореактивных двигателя Snecma М88-2Е4. Тяга каждого 4970 кгс (на форсажном режиме - 7445 кгс). Для фирмы Snecma разработка двигателя М88 была достаточно сложной задачей. Заказчику был необходим двигатель, способный надежно работать при маневренном воздушном бое и при скоростном прорыве системы противовоздушной обороны на малой высоте. Тех. требованиями предусматривалось большой ресурс, низкий расход топлива на различных режимах полета и высокое отношение тяги и массы. Snecma предпочла двухвальный двигатель, который впоследствии должен был стать родоначальником двигателей третьего поколения французского производства.

Официально программа разработки двигателя М88 началась в 1986 году. В феврале 1989 года состоялось первое стендовое испытание двигателя, а в феврале 1990 года были начаты летные испытания на демонстрационном Rafale А. Окончательная сертификация произошла в 1996 году.

Для получения двигателя с высокими характеристиками разработчики использовали в конструкции двигателя различные передовые технологии. Например, диски компрессора изготавливали монолитно с лопатками, в конструкции турбины высокого давления применялись монокристаллические лопатки, для изготовления дисков турбин применили порошковую технологию. В конструкции двигателя использованы керамические покрытия, малоэмиссионная камера сгорания и композиционные материалы. Перед создателями ТРДДФ поставили задачу по обеспечению минимально возможной тепловой заметности истребителя и уменьшению дымления, чтобы снизить визуальную заметность.

При создании двигателя был использован многоэтапный подход.

На одноместных истребителях Rafale С и М во внутренних баках размещается 5900 литров топлива, а на двухместном Rafale В – 5300 литров. На 5 из 14 узлов внешней подвески возможно размещение подвесных топливных баков различной емкости. На 4 подкрыльевых узлах подвешиваются топливные баки емкостью по 1250 литров, а на центральном – емкостью 2000 литров.

Пушечное вооружение самолетов Rafale из 30-миллиметровой пушки Nexter DEFA 791B скорострельность которой составляет 2500 выстрелов в минуту. Боезапас - 125 бронебойно-зажигательных трассирующих патронов OPIT с донным взрывателем.

Ракетное вооружение состоит из:
- ракет класса «воздух-воздух»: AIM-9, AIM-132, AIM-120, MICA, «Мажик» II, MBDA Meteor;
- ракет класса «воздух-поверхность»: «Апач», Storm Shadow, AM.39, AASM, ASMP с ядерной боеголовкой.

Испытания и боевое применение

Экспериментальный истребитель Rafale А совершил первый полет в июле 1986 года. Первый самолет в варианте Rafale С (одноместный истребитель-перехватчик) в воздух поднялся в мае 1991 г., а первый палубный самолет Rafale М, предназначающийся для вооружения французских авианосцев, взлетел в декабре того же года. Согласно плану серийного производства ВМС и ВВС Франции будет поставлено 86 и 235 самолетов соответственно.

Первое боевое применение Rafale состоялось в марте 2007 г. во время натовской операции в Афганистане. Кроме того данные самолеты начиная с марта 2011 г. самолеты использовались в операции НАТО в Ливии против войск Каддафи.

Эксплуатация Rafale не обошлась без происшествий.
6 декабря 2007 года выполнявший тренировочный полет истребитель модификации Rafale B, летевший с военно-воздушной базы Сен-Дизье, в 18:30 разбился около населенного пункта Невик (центральная часть Франции). Причиной крушения стал сбой в электродистанционной системе управления полетом. Капитан Эммануэль Морьюзе – пилот самолета погиб.

24 сентября 2009 года два истребителя модификации Rafale M в 30 километрах от города Перпиньян упали в результате столкновения в Средиземное море. Авария произошла в 18:10, во время возвращения машин на авианосец «Шарль де Голль». Причиной катастрофы, согласно информации Бюро расследований происшествий при минобороны, стал человеческий фактор. Пилот одного истребителя, капитан второго ранга Франсуа Дюфло погиб. Пилот второго, капитан третьего ранга Жан Бофиль катапультировался.

28 ноября 2010 года истребитель модификации Rafale M, возвращаясь на «Шарль де Голль» упал в Аравийское море после выполнения боевого задания заключавшегося в поддержке коалиционных сил в Афганистане. Авария случилась в 100 километрах от побережья Пакистана. Причиной послужила техническая неисправность. Катапультировавшегося пилота подобрал спасательный вертолет.

2 июля 2012 года Французский палубный истребитель Rafale во время учений разбился. Инцидент произошел в Средиземном море с машиной, базировавшейся на «Шарль де Голле». Пилот катапультировался и был подобран американским вертолетом. В Средиземноморье осуществлялись совместные учения французских и американских авианосцев.

Rafale стоит на вооружении ВВС и ВМС Франции.
Военно-воздушные силы приняли самолет на вооружение в 2006 году. По состоянию на 2012 год принято 38 машин модификации Rafale В и 37 машин Rafale С.

Военно-морские силы приняли на вооружение Rafale М в 2004 году. По состоянию на 2012 год имелось 36 самолетов.

Кроме этого Rafale выиграл в индийском тендере, принимал участие в тендерах на поставку истребителей в Бразилию и ОАЭ. 31 января 2012 года Rafale одержал победу в международном тендере MMRCA

Модификации:
Rafale A – опытно-демонстрационный Rafale. Был несколько больше и тяжелее, по сравнению с самолетами Rafale C/M. Оснащался парой двигателями F404-GE-400 имеющих тягу 6800 кг (16 тыс. фунтов), на их базе разработали двигатель М88.
Rafale B – двухместный, наземного базирования. Заказывался как учебно-тренировочный вариант Rafale C, с сохранением всех функциональных возможностей.
Rafale C – многоцелевой боевой самолет наземного базирования. Первоначальное обозначение Rafale D, переименован в 1990 году. Военно-воздушные силы Франции затребовали 250 машин в одноместном и двухместном вариантах.
Rafale M – одноместный многоцелевой самолет авианосного базирования. Схож с Rafale C, но оснащается посадочным крюком, а также модифицированной носовой стойкой с изменяемой длиной. Военно-морские силы затребовали 86 машин.

Летно-технические характеристики Rafale:
Экипаж – 1-2 человека;
Длина самолета – 15,3 м;
Высота – 5,3 м;
Размах крыла – 10,9 м;
Площадь крыла – 45,7 м²;
Масса пустого самолета – 10000 кг;
Нормальная взлетная масса – 14710 кг;
Максимальная взлётная масса – 24500 кг;
Масса полезной нагрузки – 9500 кг;
Масса топлива – 4700 кг;
Масса топлива в подвесных топливных двигателей – 6700 кг;
Двигатель – 2 двухконтурных турбореактивных SNECMA M88-2 с форсажной камерой;
Сухая масса двигателя – 897 кг;
Максимальная тяга – 5100 кгс каждого двигателя;
Тяга на форсаже – 7500 кгс каждого двигателя;
Температура газов перед турбиной – 1577 °C;
Максимальная скорость – 1,8 Маха (1900 км/ч);
Боевой радиус (в варианте истребителя-перехватчика) – 1093 км;
Боевой радиус – 1800 км
Практический потолок – 15240 м;
Скороподъёмность – 305 м/с.