Производство как процесс удовлетворения потребностей. Список использованных источников

производства бы удовлетворить свои в первую очередь физиологические потребности. Предметы, которые удовлетворяют потребности человека, надо производить.

Производство - это процесс взаимодействия человека и природы в определенной общественной форме в целях создания предметов, удовлетворяющих потребности людей.

Из данного определения вытекает структура содержания общественного производства, которая включает вещественную и общественную стороны производства и его цели.

Вещественную сторону производства образуют процессы взаимодействия человека с природой. Человек воздействует на природу своим трудом, чтобы преобразовать ее и получить необходимые предметы, удовлетворяющие его потребности. Именно труд в соединении с природой создает общественное богатство.

Труд - это целесообразная деятельность человека, в процессе которой совершается обмен веществ между природой и обществом. Но данный процесс совершается не сам по себе. Его совершает человеческая производительная сила, рабочая сила. Рабочая сила - это совокупность физических и ум-

ственных способностей, которыми располагает человек и которые им используются для производства жизненных благ. Именно рабочая сила совершает процесс труда. Следовательно, рабочая сила и труд тесно связаны между собой и составляют единство. Но они имеют и различия. Рабочая сила - это способность к труду, потенциальная возможность совершать труд. Человек способен трудиться, но он не всегда трудится, а лишь тогда, когда появляется такая необходимость. Труд же - это функция рабочей силы, процесс ее потребления.

Процесс труда включает три простых момента: сам труд (живой труд человека), предмет труда (на что направлен труд) и средство труда (посредством чего труд воздействует на предмет). Предмет труда и средства труда называются так не только потому, что с их помощью совершается труд, но и потому, что они также созданы трудом в прошлом.

Предмет труда и средство труда образуют вещественные условия живого труда, а совместное их взаимодействие совершает процесс труда в общественном производстве.

Общественная сторона производства представлена теми отношениями, в которые вступают люди в процессе создания жизненных благ. Это производственные отношения, в основе которых лежит та или иная форма собственности на средства производства и которые определяют характер производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Производство всегда общественное, если оно направлено на создание предметов для общества, на продажу и производитель своими результатами обменивается с результатами производства других экономических агентов. В этом случае все производители и потребители вступают в определенные экономические отношения по поводу обмена созданных предметов. Возникающие экономические (производственные) отношения по поводу производства придают ему общественный характер.

Цель общественного производства заключается в удовлетворении потребностей людей. Именно потребности человека как необходимость его существования и осуществления жизнедеятельности определяют цели производства. За счет производства человек удовлетворяет три первоочередные необходимости (потребности): а) необходимость в существовании

человека как живого организма, т.е. его физиологические потребности. Живому организму человека необходимы белки, жиры, углеводы и т.д.; б) необходимость в выполнении труда определенного вида и сложности, для чего требуются специальные знания, опыт и навыки, которые человек должен приобрести, накопить, чтобы иметь способности к труду; в то же время необходимо иметь и соответствующую работу, чтобы применять свой труд; в) необходимость в развитии человека как личности через творчество, инициативу, другие моральные качества, которые он проявляет в процессе труда и производства. Таким образом, цель общественного производства заключается в создании тех предметов, условий и услуг, которые удовлетворяют указанные потребности человека. Благодаря им человек становится способным трудиться, создавать материальные и духовные блага для себя и других.

Создание предметов для удовлетворения потребностей человека - конечная цель производства. Однако у производителя имеется непосредственная (собственная) цель производства - получить определенный доход (прибыль) от реализации произведенного продукта. Между этими целями существует тесная взаимосвязь. Хотя у производителя как собственника условий производства на первый план выступает непосредственная цель, он ее не может осуществить без конечной цели производства. Только тогда, когда будет создан предмет, удовлетворяющий потребности людей, и его купят на рынке, у производителя появится возможность получить от производства определенную прибыль.

Потребности Производство и потребности взаимосвяза-людей ны между собой. Потребность - это

надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения. Удовлетворение тех или иных потребностей человека, как уже отмечалось, вытекает из необходимости для него. Потребности удовлетворяются через потребление благ. Главная черта потребностей заключается в их безграничности. Нет предела человеческим потребностям по мере поступательного развития общества. Данная черта лежит в основе действия закона возвышения потребностей как всеобщего закона экономической жизни. Сущность этого закона заключается в том, что под непосредственным воздействием производительных сил, в результате внедрения в

5. Заказ 4098 65

практику экономической жизни достижений НТП возвышаются потребности человека как в предметах и средствах труда, так и в предметах потребления. Причем это возвышение проявляется в необходимости возникновения новых потребностей людей, в более совершенных орудиях труда, в более качественных предметах потребления. Количественная сторона закона определяется достигнутым уровнем удовлетворения потребностей людей, а следствием выступает всестороннее развитие способностей человека.

Структура потребностей многообразна и классифицируется по определенным признакам.

По значимости:

Первичные потребности, обеспечивающие жизнедеятельность человека (в питании, одежде, жилье, в средствах, необходимых для создания предметов потребления);

Вторичные потребности (в культуре, спорте, туризме и т.д.). Первичные потребности, как правило, не взаимозаменяемые, вторичные - взаимозаменяемые.

По характеру:

Личные потребности, удовлетворение которых обеспечивает приобретение и развитие способностей человека к трудовой деятельности (в питании, одежде, здравоохранении и т.д.);

Производственные (инвестиционные) потребности, обеспечивающие нормальное функционирование производственных структур (в машинах, сырье, зданиях и т.д.);

Непроизводственные потребности, связанные с развитием социальной сферы и имеющие совместный (коллективный) характер потребления (в образовании, культуре, в социальной защите населения и т.д.).

Физические (материальные) потребности, имеющие натурально-вещественную форму (в продуктах питания, в производственной, бытовой технике и т.д.);

Духовные потребности, обеспечивающие интеллектуальное развитие человека (в образовании, культуре и т.д.).

По субъектам:

Индивидуальные потребности, складывающиеся у каждого человека;

Коллективные потребности, возникающие у людей от

дельных предприятий, организаций, у населения обособленных территорий и т.д.;

Общественные потребности, т.е.

Присущие всему обществу (в обороне, в здоровой окружающей среде, в стабильности общества - экономической, социальной, политической и т.д.).

Из перечисленных потребностей преимущественное значение имеют личные потребности. Они во многом определяют и другие потребности - коллективные, общественные, производственные. Американский социолог А. Маслоу предложил специальную пирамиду личных потребностей человека, в которой они расположены в иерархической последовательности от ее основания до вершины:

а) физиологические потребности (в еде, одежде, жилье, воспроизведении рода и др.);

б) потребности в безопасности (потребности в выживании - физическом, экономическом, социальном, профессиональном);

в) социальные потребности (в образовании, культуре, в любви, дружбе, в общении с людьми и т.д.);

г) потребность в уважении (со стороны других людей и в самоуважении);

д) потребность в самореализации (в развитии своих возможностей и способностей и их активном использовании, т.е. в пополнении своих профессиональных знаний, учении новому, выполнении сложной и разнообразной работы и т.д.)

Пирамида потребностей выражает определенные правила их расположения: по необходимости и значимости, по степени развитости, по причине появления новых потребностей, по причине возрастания или падения более высокого порядка потребностей, по зависимости их от экономических условий и т.д.

Структура потребностей тесно взаимосвязана со структурой производства. Поскольку потребности человека стали многообразны, то и структура общественного производства сложилась многосторонняя. Потребности определяют цель производства. Они диктуют, каких и сколько благ необходимо произвести, чтобы удовлетворить имеющиеся потребнос-ти" ^тРУктура производства должна полнее отражать структуру потребностей. Этому способствует рыночный спрос, который, в свою очередь, зависит от потребностей. В соответ-

ствии с потребностями одни отрасли производства создают предметы потребления, другие - средства для производства этих предметов, третьи - сырье для первых и вторых и т.д. Жизненные Удовлетворение потребностей возможно лишь блага посредством созданных благ. Блага - это совокупность вещей, предметов и услуг, удовлетворяющих потребности людей. Блага и потребности взаимосвязаны между собой. Чем больше создано в стране благ, тем выше уровень благосостояния людей, т.е. степень обеспеченности граждан товарами, услугами, условиями жизни, необходимыми для удовлетворения их потребностей. В то же время потребности определяют, какие блага и в каком количестве необходимо производить, чтобы удовлетворять спрос на них.

Блага обладают следующими чертами: а) их ограниченность по сравнению с потребностями, так как для производства нужного количества благ не хватает ресурсов; б) их предоставление одному потребителю приводит к уменьшению объема потребления другими по причине ограниченности благ; в) блага реализуются за деньги; те, кто нуждается в благах, но не имеет возможности оплатить их по рыночной цене, исключаются из числа потребителей.

Как потребности, так и блага, их удовлетворяющие, можно классифицировать по признакам, объединяющим блага в отдельные группы.

По происхождению:

Природные блага естественного происхождения (воздух, вода и все другие природные ресурсы, которые могут быть ограниченные и неограниченные);

Экономические блага, созданные обществом (все блага, кроме природных).

По характеру потребления:

Блага личного потребления, удовлетворяющие потребности каждого человека в отдельности (продукты питания, одежда, обувь и т.д.);

Блага производственного потребления, удовлетворяющие потребности предприятий, фирм, организаций при создании готовых предметов и услуг (машины, оборудование, сырье, помещение и т.д.);

Блага непроизводственного потребления, предназначенные для удовлетворения коллективных, совместных потреб-68 ностей людей (услуги образования, медицины, коммунальные

Материальные блага, удовлетворяющие личные, производственные и непроизводственные потребности людей (предметы личного потребления, средства для производства различных благ);

Духовные блага для удовлетворения потребностей людей, обеспечивающих развитие личности человека (в виде различных услуг, духовные блага в вещественной форме - книги, картины и т.д.).

По времени использования:

Долговременные блага многоразового использования, предназначенные для удовлетворения как личных, так производственных и непроизводственных потребностей (книги, бытовая техника, оборудование для производства и др.);

Недолговременные блага разового потребления, удовлетворяющих личные, производственные и непроизводственные потребности (продукты питания, сырье для производства различных предметов и т.д.).

По взаимосвязи и схожести:

Взаимодополняемые блага, которые своими свойства ми взаимосвязаны и дополняют друг друга при удовлетворении каких-нибудь потребностей людей (стол и стул, видеомагнитофон, магнитная лента и аппарат для последующего воспроизведения телеизображения и др.);

Взаимозаменяемые блага (субституты), которые схожие по своим свойствам и функциям и могут удовлетворить одну и ту же потребность человека (чай и кофе, услуга по перевозке людей и груза, выполняемая различными видами транспорта - поезд, автомобиль, самолет и т.д.).

Производство как основа жизни общества

контрольная работа

3. ПОТРЕБНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВО: ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Категория деятельности выражает собой качественно специфический тип активности живых систем, характеризующийся, прежде всего таким признаком, как продуктивность, она носит продуктивный характер. В этом её специфика и коренное отличие от живых систем биологического уровня. Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, тогда, как люди производят. Уже одно это - единственное, но фундаментальное - различие делает невозможным перенесение, без соответствующих оговорок, законов животных обществ на человеческое общество.

Деятельность человека, предметна, т. е. и активность и деятельность направлены на овладение предметом потребности. Но если в первом случае предмет потребности - природная вещь в ее, так сказать, природно-готовом, естественном виде, то во втором случае предмет потребности - продукт, произведенный человеком из вещества природы и по законам природы. Для удовлетворения своих потребностей человек трудится и тем самым, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, т. е. приводя в движение свои естественные силы (руки, ноги, голову, пальцы), человек оказывается способным присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни. Такое изменение характера человеческой активности ведет к тому, что удовлетворение потребностей происходит непосредственно, т. е. деятельность человека направлена не на непосредственное овладение предметом потребности, а на овладение средством труда, с помощью которого в последующей деятельности природный предмет (предмет труда) преобразуется, приспосабливается к потребностям, становясь продуктом труда. Это изменение характера связующего звена - замена биологической активности преобразовательной деятельностью - и определяет качественно новое соотношение между существенно важными факторами воспроизводства человека - его деятельностью, ее результатами и потребностями.

Удовлетворение потребностей зависит не просто от наличия в природной среде тех или иных предметов, способных стать предметом потребностей, а главным образом - от характера и уровня развития труда, то есть практической преобразовательной деятельности способной преобразовать предмет в продукт труда для удовлетворения потребностей.

Природа человеческих потребностей, характер их формирования и роль в жизнедеятельности человека всегда были объектом пристального внимания как обществоведов - философов, социологов, экономистов, психологов - всех, кто исследует многообразные общественные явления, так и ряда представителей естественных наук - тех из них, которые изучают объекты живой природы, источники и особенности их активности, функционирования и самовоспроизводства.

Современное состояние ряда наук и практической деятельности в странах обуславливает возможность и необходимость все более глубокого и всестороннего исследования этих детерминант человеческой деятельности.

Во-первых, задача анализа сути и закономерностей формирования потребностей общества обуславливается его специфической сущностью, вырождающейся в основном законе функционирования общества, требующем непосредственной подчиненности всей системы деятельности общества его действительным, общественно-необходимым потребностям.

Во-вторых, накоплен большой эмпирический и теоретический материал в ряде наук - биологии, психологии, экономике, этике, эстетике, социологии - позволяющий сделать определенный шаг вперед в теоретической разработке проблемы потребностей человека, которая, и осуществляется в трех основных направлениях. Это:

а) исследование методологических и социологических аспектов взаимосвязи системы потребностей и системы деятельности общества;

б) анализ понятийной стороны проблемы потребностей человека, рассмотрение взаимосвязи категории потребности с другими категориями той или другой науки;

в) конкретно-социологический анализ всего реального богатства взаимосвязей между разного рода и вида потребностями человека и соответствующими видами деятельности, в частности, предпринимаются энергичные исследования этических и эстетических потребностей социальных субъектов.

Многоплановый характер исследований потребностей человека предъявляет «повышенный спрос» на разработку методологического аспекта этой проблемы, на анализ ее в рамках общесоциологической теории, как категории исторического материализма, понятийное содержание которой и могло бы служить методологической основой конкретных или частно - научных исследований.

Общественные науки изучают социально-экономический аспект потребностей. Экономическая наука, в частности, исследует общественные потребности.

Общественные потребности - потребности, возникающие в процессе развития общества в целом, отдельных его членов, социально-экономических групп населения. Они испытывают на себе влияние производственных отношений социально-экономической формации, в условиях которой складываются и развиваются.

Общественные потребности делятся на две крупные группы потребности общества и населения (личные потребности).

Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся потребности производственные, в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охранения окружающей среды, обороне и т. п.

С экономической деятельностью общества наиболее связаны производственные потребности.

Производственные потребности вытекают из требований максимально эффективного функционирования общественного производства. Они включают потребности отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства в рабочей силе, сырье, оборудовании, материалах для выпуска продукции, потребности в управлении производством на разных уровнях - цеха, участка, предприятия, отрасли народного хозяйства в целом.

Эти потребности удовлетворяются в процессе хозяйственной деятельности предприятий и отраслей, которые связаны между собой как производители и потребители.

Личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Они выступают как осознанное стремление человека к достижению объективно необходимых условий жизни, обеспечивающих полное благосостояние и всестороннее развитие личности.

Являясь категорией общественного сознания, личные потребности выступают и как специфическая экономическая категория, выражающая общественные отношения межу людьми по поводу производства, обмена и использования материальных и духовных благ и услуг.

Личные потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Последняя в конечном счете всегда направлена на удовлетворение потребностей: осуществляя свою деятельность, человек стремиться полнее удовлетворить их.

С другой стороны, сама эта деятельность выступает важнейшим фактором формирования личных потребностей. Чем она шире и многограннее, тем разнообразнее, богаче потребности человека и тем, в конечном счете, полнее они удовлетворяются.

Удовлетворение потребностей путем так называемого пассивного потребления, не связанного с активной деятельностью индивида как члена общества, экономического субъекта, неизбежно ведет к их обесценению. Поэтому именно сама активная деятельность человека является фактором роста потребностей, их качественного совершенствования, стимулирует проявление закона возрастающих потребностей.

Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки «разложить по полочкам» все многообразие потребностей людей. Так А. Маршалл, выдающийся представитель неоклассической школы, ссылаясь на немецкого экономиста Геммана, отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и др. В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные (низшие) и вторичные(высшие). Под первичными подразумевается потребности человека в еде, питье, одежде т. д. Вторичные потребности главным образом связанны с духовной интеллектуальной деятельностью человека - потребности в образовании, искусстве, развлечении и т. п. Деление это в известной степени условно: роскошная одежда «нового русского» не обязательно связанна с удовлетворением первичных потребностей, а, скорее, с представительскими функциями или так называемым престижным потреблением. Кроме того, деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого отдельного человека: для некоторых чтение - первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в одежде или жилище (хотя бы частично).

Можно встретить выражение «человек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется виду неразвитость высших потребностей, так как потребность в еде или питье заложена самой природой. Изысканная кулинария и сервировка свидетельствует, скорее всего, о развитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только с простым насыщением желудка.

Единство общественных потребностей (в том числе и личных), характеризующееся внутренними взаимосвязями, называется система потребностей.

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов

Потребность - одна из фундаментальных категорий теоретической и прикладной экономики, характеризующей состояние неудовлетворенности, то есть великой "заслугой" потребностей выступает то, что они стимулируют людей к действию. }