Оформляем внутреннюю разработку как программный актив в пять шагов. Процесс разработки программного обеспечения. Почему важна бумажная работа

Аннотация: Понятие процесса разработки ПО. Универсальный процесс. Текущий процесс. Конкретный процесс. Стандартный процесс. Совершенствование процесса. Pull/Push стратегии. Классические модели процесса: водопадная модель, спиральная модель. Фазы и виды деятельности.

Достоинством этой модели явилось ограничение возможности возвратов на произвольный шаг назад, например, от тестирования – к анализу, от разработки – к работе над требованиями и т.д. Отмечалось, что такие возвраты могут катастрофически увеличить стоимость проекта и сроки его выполнения. Например, если при тестировании обнаруживаются ошибки проектирования или анализа, то их исправление часто приводит к полной переделке системы. Этой моделью допускались возвраты только на предыдущий шаг, например, от тестирования к кодированию , от ПО эта модель активно критиковалась, практически, каждым автором соответствующих статей и учебников. Стало общепринятым мнение, что она не отражает особенностей разработки ПО . Недостатками водопадной модели являются:

  • отождествление фаз и видов деятельности, что влечет потерю гибкости разработки, в частности, трудности поддержки итеративного процесса разработки;
  • требование полного окончания фазы-деятельности, закрепление результатов в виде подробного исходного документа (технического задания, проектной спецификации); однако опыт разработки ПО показывает, что невозможно полностью завершить разработку требований, дизайн системы и т.д. – все это подвержено изменениям; и причины тут не только в том, что подвижно окружение проекта, но и в том, что заранее не удается точно определить и сформулировать многие решения, они проясняются и уточняются лишь впоследствии;
  • интеграция всех результатов разработки происходит в конце, вследствие чего интеграционные проблемы дают о себе знать слишком поздно;
  • пользователи и заказчик не могут ознакомиться с вариантами системы во время разработки, и видят результат только в самом конце; тем самым, они не могут повлиять на процесс создания системы, и поэтому увеличиваются риски непонимания между разработчиками и пользователями/заказчиком;
  • модель неустойчива к сбоям в финансировании проекта или перераспределению денежных средств, начатая разработка, фактически, не имеет альтернатив "по ходу дела".

Однако данная модель продолжает использоваться на практике – для небольших проектов или при разработке типовых систем, где итеративность не так востребована. С ее помощью удобно отслеживать разработку и осуществлять поэтапный контроль за проектом. Эта модель также часто используется в оффшорных проектах 1От английского offshore – вне берега, в расширенном толковании – вне одной страны. с почасовой оплатой труда. Водопадная модель вошла в качестве составной части в другие модели и методологии, например, в MSF .

Спиральная модель была предложена Бэри Боемом в 1988 году для преодоления недостатков водопадной модели, прежде всего, для лучшего управления рисками. Согласно этой модели разработка продукта осуществляется по спирали, каждый виток которой является определенной фазой разработки. В отличие от водопадной модели в спиральной нет предопределенного и обязательного набора витков, каждый виток может стать последним при разработке системы, при его завершении составляются планы следующего витка. Наконец, виток является именно фазой, а не видом деятельности, как в водопадной модели, в его рамках может осуществляться много различных видов деятельности, то есть модель является двумерной.

Последовательность витков может быть такой: на первом витке принимается решение о целесообразности создания ПО , на следующем определяются системные требования , потом осуществляется проектирование системы и т.д. Витки могут иметь и иные значения.

Каждый виток имеет следующую структуру (секторы):

  • определение целей, ограничений и альтернатив проекта;
  • оценка альтернатив, оценка и разрешение рисков; возможно использование прототипирования (в том числе создание серии прототипов), симуляция системы, визуальное моделирование и анализ спецификаций; фокусировка на самых рисковых частях проекта;
  • разработка и тестирование – здесь возможна водопадная модель или использование иных моделей и методов разработки ПО;
  • планирование следующих итераций – анализируются результаты, планы и ресурсы на последующую разработку, принимается (или не принимается) решение о новом витке; анализируется, имеет ли смысл продолжать разрабатывать систему или нет; разработку можно и приостановить, например, из-за сбоев в финансировании; спиральная модель позволяет сделать это корректно.

Отдельная спираль может соответствовать разработке некоторой программной компоненты или внесению очередных изменений в продукт. Таким образом, у модели может появиться третье измерение.

Спиральную модель нецелесообразно применять в проектах с небольшой степенью риска, с ограниченным бюджетом, для небольших проектов. Кроме того, отсутствие хороших средств прототипирования может также сделать неудобным использование спиральной модели.

Спиральная модель не нашла широкого применения в индустрии и важна, скорее в историко-методологическом плане: она является первой итеративной моделью, имеет красивую метафору – спираль, – и, подобно водопадной модели, использовалась в дальнейшем при создании других моделей процесса и методологий разработки ПО .

Apple никогда не выпустила бы iPhone, если бы не разработки советских и российских ученых. Об этом обозреватель ресурса Rusvesna Алексей Гумилёв, по словам которого в «яблочный» смартфон «просто напичкали уже существующие плюшки, истоки изобретения которых лежат в России».

Возможно, вы ещё не слышали, что это американцы победили фашистов, первыми полетели в космос и что это у них придумали всё самое лучшее. Мобильники и интернет – вот чем пытается повысить авторитет Америки современное молодое поколение.

А никто не думал, что родина этих изобретений в России? Пусть не в том виде, в котором мы их знаем нынче, но это так. Даже первая американская мобила была размером с домашний миксер, а пульт связи весил 12 кг. Но это не американская находка, а советская. Ещё в 1957 году мобильный телефон изобрёл Куприянович.

«Огромное количество всех изобретений имеет начало в Советской или постсоветской России».

Гусеничный ход, трамвай, самолёт, вертолёт, парашют, баллистическая ракета, космический корабль, первый спутник Земли, космическая станция, луноход, электронный микроскоп, пересадка органов, искусственные органы, первая в мире АЭС, водородная мощь и многое другое – это всё изобретено русскими. Всё, начиная с лампочки, изобрели русские. Не говоря уж о элементарной сварке металлов, без которой американские танки и прочий военный хлам казались бы совсем убогими и сплошь напичканы заклёпками.

Радио, телевизор, мультипликация, видеомагнитофон, фото- и видеосъёмка, система беспроводного управления и даже компьютер – это всё лежит в основе нынешних американских гаджетов. Все изобретения модернизировались всем миром и утеряли тот первозданный вид и функционал, что мы наблюдаем нынче.


Карманный телефон Куприяновича весил 70 граммов

Это далеко не все инновации, которые присвоили себе американцы и подытожили: «Русские деградировали, а мы изобрели iPhone». Да не в США изобрели этот айфон, в него просто напичкали уже существующие плюшки, истоки изобретения которых лежат в России. Все эти плюшки не имели мирового патента, поскольку являлись секретными военными разработками Союза.

Потом эти плюшки рассыпались по миру и их модернизировали и уменьшили в Азии, Америке и Европе, а отсутствие патента дало возможность присвоить их изобретение себе. Какой нафиг Стив Джобс, будь он покоен? Ещё скажите, что он лично делал электронные платы, сидя с дымящимся паяльником в руке. Подавляющее большинство электронной начинки всех без исключения гаджетов (iPhone тоже) произведено и собрано под одним корпусом в Китае.

Как видим, Америка присвоила себе всё, что создала Россия.

Понятие искусственного интеллекта существует уже давно, упоминания о нем еще встречаются в греческой мифологии. Однако бурно развиваться это направление начало именно в нашем веке, и длинный путь развития начался от виртуальных помощников (таких как Siri от Apple), которые уже играют важную роль в повседневной жизни.

По данным ЦБ уже зарегистрировано свыше 30 компаний направленных на разработку и совершенствования ИИ . Очевидно, интерес в области искусственного интеллекта растет, несмотря на сопротивление со стороны скептиков, которые предупреждают, что именно ИИ станет причиной разрушений на Земле.

Создание искусственного интеллекта направлено на улучшение качества жизни человека, но и как все в этом мире данное направление тоже имеет множество возможностей и рисков. «Создание ИИ будет иметь огромный экономический эффект способный изменить общество и трудно сделать какие либо четкие прогнозы, но очевидно что работа рынков будет зависеть от разработок в области ИИ», — сказал Yoshua Bengio, профессор Монреальского университета.

Следующие 10 компаний играют важную роль в формировании будущего ИИ и его возможностей. Представляем вашему вниманию топ 10 компаний, занимающихся разработкой искусственного интеллекта, которые заслуживают особого внимания, а также тех компаний, которые инвестировали большие средства в разработку ИИ.

Пожалуйста, дайте нам знать о любых компаниях, которые внесли большой вклад в разработку ИИ, которые по вашему мнению должны быть в этом обзоре!

1. Google


Компания Google скупила более 9 стартапов, направленных на разработку ИИ и глубоко заинтересовалась в развитии возможностей ИИ. Основное направление исследований — машинное обучение. Сегодня разработки Google активно работаю над алгоритмом, который будет способен самостоятельно вести разговор, хотя бы простейший. Одна из последних работ от Google это WaveNet . Это новая технология, которая приближает устную речь, сгенерированную компьютером к естественному звучанию голоса человека.

2. Facebook


Обслуживая более 3 млдр. пользователей по всему миру, Facebook сделала огромные стратегические инвестиции в развитие ИИ, для более быстро и эффективной обработки данных публикуемых в социальной сети. На сегодняшний день Facebook открыла три лабораторные искусственного интеллекта — свою новую лабораторию открыли в Париже в прошлом году. В дополнение к лабораторным Facebook приобрела компанию face.com, которая направлениа на распознавание лиц.

Компания IBM является лидером в области ИИ с 1950-х годов. Watson — один из самых громких проектов ИИ — это суперкомпьютер, который открывает данные из неструктурированных больших данных с помощью машинного обучения и обработки естественного языка.

4. Amazon


Amazon является одним из гигантских интернет магазинов, который использует ИИ для модернизации своих услуг и продукций. Виртуальный помощник Алекса от Amazon может распознавать и отвечать на вопросы, читать новости, аудиокниги и даже воспроизводить музыку. Алекса с каждым днем становится умнее и уже в своем арсенале имеет более 1500 новых возможностей и навыков.

5. Apple


Компания Apple приобрела четыре стартапа в области искусственного интеллекта, демонстрируя свой интерес в этой области. Одним из знаменитых разработок является виртуальный помощник Сири, который на сегодняшний день трансформировался в действительно полноценного цифрового помощника.

6. AIBrain

Компания, расположенная в Калифорнии, строит ИИ решения для смартфонов и робототехники . Главной особенностью их разработок является то, что навыки их ИИ тесно переплетаются с навыками человека, а именно: умение решать проблемы, обучаться и запоминать. Основные продукты включают в себя персональных роботов, виртуальных помощников, и игры с внедренным ИИ.

7. Twitter

Twitter инвестировала значительные средства в развитие искусственного интеллекта. Они приобрели более 4 компаний направленных на разработки в области ИИ. Их последнее приобретение это стартап Magic Pony, который обошелся им в 150 млн. долларов. Главная цель Twitter — использовать опыт, накопленный в ходе этих приобретений, чтобы стать ключевым игроком в видео-пространстве.

8. iCarbonX

iCarbonX — китайский биотехнологический стартап, который использует ИИ, чтобы обеспечить информацией о здоровье человека. На сегодняшний день, iCarbonX оценивается в более чем в 1 млрд. долларов. iCarbonX занимает свое место как основго игрока в области искусственного интеллекта.

9. Entefy

Entefy работает над интеллектуальной системой, которая будет предоставлять персонализированную цифровую информацию для каждого пользователя, что устраняется в необходимости использования различных приложений.

10. CloudMinds

CloudMinds является разработчиком интеллектуальных облачных робот-операторов. CloudMinds работает над мобильной-Интранет облачной услугой, которая будет предоставлять предприятию, безопасную, самостоятельно обучающуюся и интеллектуальную облачную платформу.

Эта методология проектирования соединяет в себе объектную декомпозицию, приемы представления физической, логической, а также динамической и статической моделей системы.

Типовой проект включает в себя следующие этапы разработки программного обеспечения :

  • анализ требований к проекту;
  • проектирование;
  • реализация;
  • тестирование продукта;
  • внедрение и поддержка.

Анализ требований к проекту

На этом этапе формулируются цели и задачи проекта, выделяются базовые сущности и взаимосвязи между ними. То есть, создается основа для дальнейшего проектирования системы.

В рамках данного этапа не только фиксируются требования заказчика, но и проводится их формирование - клиентам подбирается оптимальное решение их проблем, определяется необходимая степень автоматизации, выявляются наиболее актуальные для автоматизации бизнес-процессы.

При анализе требований определяются сроки и стоимость разработки ПО, формируется и подписывается ТЗ на разработку программного обеспечения.

Проектирование

На основе предыдущего этапа проводится проектирование системы. Эта методология проектирования соединяет в себе объектную декомпозицию, приемы представления физической, логической, а также динамической и статической моделей системы.

Во время проектирования разрабатываются проектные решения по выбору платформы, где будет функционировать система языка или языков реализации, назначаются требования к пользовательскому интерфейсу, определяется наиболее подходящая СУБД. Разрабатывается функциональная спецификация ПО: выбирается архитектура системы, оговариваются требования к аппаратному обеспечению, определяется набор орг. мероприятий, которые необходимы для внедрения ПО, а также перечень документов, регламентирующих его использование.

Реализация

Данный этап разработки программного обеспечения организован в соответствии с моделями эволюционного типа жизненного цикла ПО. При разработке применяются экспериментирование и анализ, строятся прототипы, как целой системы, так и ее частей. Прототипы дают возможность глубже вникнуть в проблему и принять все необходимые проектные решения еще на ранних этапах проектирования. Такие решения могут затрагивать разные части системы: внутреннюю организацию, пользовательский интерфейс, разграничение доступа и т.д. В результата этапа реализации появляется рабочая версия продукта.

Тестирование продукта

Тестирование тесно связано с такими этапами разработки программного обеспечения как проектирование и реализация. В систему встраиваются специальные механизмы, которые дают возможность производить тестирование системы на соответствие требований к ней, проверку оформления и наличие необходимого пакета документации.

Результатом тестирования является устранение всех недостатков системы и заключение о ее качестве.

Внедрение и поддержка

Внедрения системы обычно предусматривает следующие шаги:

К любой разработке прилагается полный пакет документации, который включает в себя описание системы, руководства пользователей и алгоритмы работы.

Поддержка функционирования ПО должна осуществляться группой технической поддержки разработчика.

Материал не является исчерпывающим и предоставлен лишь для ознакомления с основными проблемами, существующими в данной сфере. Для получения подробной информации о сотрудничестве обратитесь к нашим менеджерам или звоните по нижеуказанному номеру.