Роспись цветы. Цветочная жостовская роспись. Русские народные росписи: мезенская, городецкая, жостовская, хохломская

Этот вид чаще всего используется, так как он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом. Наиболее распространенными элементами являются: цветы - розы, купавки с симметричными листьями; животные - конь, птица.

Существует три вида композиции в Городецкой росписи:

  • - цветочная роспись;
  • - цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
  • - сюжетная роспись.

Такое деление является условным, так как сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов, она разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с Городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, можно не сразу уловить сходство.

В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

«Букет» - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.

«Гирлянда» - это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели. «Ромб» - один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах.

«Цветочная полоса» - сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.

«Венок» - напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.

Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица». Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично описанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. Иногда, при выполнении мастером композиции из нескольких предметов (например, разделочных досок), симметрия проявляется в композиции двух крайних. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка».

Изображения «петух» и «конь» является символами солнца, пожеланиями счастья. Изображения «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.

Нарисованные на стене цветы универсальны. Они одинаково уместны в спальне и гостиной, детской и подростковой комнате. Цветами расписывают автомобили и украшают стены домов. А как меняет шаблонный облик и будит творчество стена в цветах в детском саду или красивые картинки в музыкальной школе, как привлекает внимание уличная роспись стен розами!

Настенная роспись цветов ведется разными способами:

  • Фреска - довольно сложный для художника способ нанесения. Он подразумевает требующую высокого уровня мастерства работу по сырой штукатурке водорастворимыми красками, которые быстро высыхают.
  • Альфрейная техника - нанесение красок на сухую поверхность.
  • Аэрография - способ, где вместо кистей художник использует специальный инструмент, аэрограф. Краски наносятся при помощи сжатого воздуха. Это может быть не только настенный декор, но и украшение текстиля, автомобилей и мотоциклов.

Аэрография цветов на стенах или машинах очень эффектна и поэтому востребована. Эта техника позволяет создавать объемные реалистичные и абстрактные картинки с большим количеством деталей и цветовых переходов.

Граффити - искусство уличной росписи, которое давно используется не только для украшения наружных стен, но и в качестве отделки внутренних. Граффити цветов на стене будет ярким и дерзким, как все уличное творчество. Такой вид росписи больше подойдет для динамичного современного интерьера.

Роспись стен цветами в разных стилях

Цветы-символы, цветы-талисманы… Ни один классический интерьер, независимо от географии, не обходился без цветочных мотивов. Каждая эпоха приносила за собой новых фаворитов, способы и стиль изображения. Но не было времен, когда роспись стен цветами в интерьере не была бы востребована.

Иногда для того чтобы стиль стал узнаваемым, а интерьер - завершенным, достаточно художественной росписи цветов. Цветочный рисунок любили в Англии и Франции, Китае и России. По некоторым особенностям колористики, виду росписи и цветов, входящих в ее состав, легко можно определить стилевую принадлежность.

  • Викторианский

Больше всего любили украшать стены цветами англичане. Увлеченные садоводы, они отводили цветам значительное место в своей жизни. На стенах самых роскошных дворцов георгианской и викторианской эпохи красовались фрески цветов: розы и пионы, гранаты и маки, скромные примулы и пышные георгины.

Творчески подходили и к составлению «букета», и к цветовому решению. Совсем не обязательно цветочный рисунок в английском стиле - это мелкая розочка. Кроме розы фреска на стене могла содержать размашистые пионы и благородные хризантемы, нежные букеты полевых цветов. При этом реалистичное изображение растений использовалось наряду с графичным и орнаментальным. Фон для росписи мог быть как светлым, так и темным.

  • Георгианский

Ознаменовавший правление королей Георгов, георгианский стиль отличается меньшим романтизмом, чем викторианский. В нем классическая симметрия вела борьбу с вычурностью рококо, что привело к необычному результату. И место цветам в нем тоже нашлось.

Отделка стен в истинно георгианском стиле подразумевает трехуровневое оформление. Нижний уровень обшивали деревянными панелями, верхний - украшали фризами и карнизами. Пространство между ними драпировали или наносили рисунок с элементами цветов и птиц.

  • Шинуазри

Уже в декоре георгианской эпохи проявляются черты китайского шинуазри - популярного у современных европейцев восточного стиля. «Китайщина» сейчас активно используется в дизайне. Стиль соединяет в себе китайский колорит с чертами нежного рококо. Интерьер в стиле шинуазри просто переполнен цветами. Это цветущие ветви деревьев, нежно-розовые пионы. Часто встречается роспись стен розами на зеленом фоне, дополненными райскими птицами и бабочками, традиционна для китайского стиля роспись синими цветами на белом фоне.

Довольно часто декоративная роспись цветов в стилистике шинуазри используется в ар-деко и современной классике.

  • Модерн (ар-нуво)

Источником вдохновения для ар-нуво, без сомнений, является природа. Поэтому изображения цветов здесь на каждом шагу. Вниманием к экзотике в момент зарождения стиля объясняется обилие лилий и орхидей. Характерны для этого стиля изображения нераспустившихся бутонов, олицетворяющих развитие, новую жизнь (суть модерна). Дополнением к росписи стен тюльпанами и пионами становятся яркие жуки и бабочки, кузнечики и стрекозы.

  • Прованс

Французский стиль, как и английский, - безусловный лидер по количеству цветов.

Роспись стен в стиле прованс представляет собой букет из фиолетовой лаванды и ромашек. Красные маки, ирисы, незабудки, мимозы и чайные розы дополняют веткой розмарина и колосьями пшеницы. В приоритете именно роспись: этот стиль любит все, сделанное руками. Она легкая, ненавязчивая, с преобладанием пастельных тонов.

  • Японский минимализм

Японский стиль, хоть и предельно аскетичен, но изображения цветов традиционно присутствуют в декоре. Каждому цветку японцы приписывают определенные качества: сакура и лотос символизируют надежду и новую жизнь, роспись стен пионами сулит богатство и уважение, а хризантемами - долгую и здоровую жизнь.

  • Скандинавский

Актуальный скандинавский стиль часто дополняется таким декором как роспись цветов. Одна стена с росписью в виде одуванчиков или тюльпанов вполне компенсирует недостаток красок в минималистском интерьере.

В современном дизайне цветы чаще используются для акцентирования, особенно эффектно выглядят в комбинации с лаконичной мебелью крупные изображения. Например, роспись стены цветами орхидеи на фото имеет высоту более 4 м и объединяет два этажа.

Если вы выбрали стилистику хай-тек или лофт, не хотите разрушать цветовой баланс контемпорари - яркая многоцветная роспись вам не подойдет. В этом случае цветы могут быть монохромными или двуцветными: они внесут оживление в скромную палитру и создадут эффект графичности и контраста.

Если вам близка тема цветов, то смело оформляйте ими любую комнату, не забывая учитывать стиль и пропорции рисунка. Яркие цветы лучше оттенить естественными тонами текстиля и мебельной обивки.

  • Если хотите рисунок во всю стену - пожалуйста! Только остальные стены пусть «уйдут в тень».
  • Бордюр: им хорошо разграничить рисунок и фоновую отделку.
  • Картуш: это специальное пространство (наподобие филенки), в поле которого размещается декоративная роспись.

Вместе с мастерами студии художника Арона Оноре вы сможете воплотить в жизнь любую цветочную фантазию, сделать свой интерьер ярким и позитивным или элегантным и утонченным. Ждем вас в нашей мастерской!

Публикации раздела Традиции

Загадки узоров русских росписей

В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Мастер начинал работу с битья баклуш - готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок , они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой» .

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку , куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты - с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор . Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи .

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин - красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской - до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты - это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок . Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу ... После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина … Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

Александр Котухин, миниатюрист

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким , который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией» . По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания


Казалось бы, художественной росписи уже не осталось места в прагматичном 21 веке, и ею можно любоваться теперь только в музеях. Однако до сих пор в России можно найти процветающие мастерские, которые сохранили древние традиции разнообразной художественной росписи и продолжают удивлять современных обывателей своим умением.

Жостово




Истоки жостовской росписи восходят к началу 19 века. В то время в нескольких соседних деревнях бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) возникали ремесленные мастерские, которые занимались изготовлением расписных декоративных изделий из папье-маше, покрытых лаком. Художники расписывали шкатулки, портсигары, сахарницы и металлические подносы. Постепенно количество производимых подносов увеличивалось, тем самым вытесняя прочие изделия.
Основными мотивами росписи являются цветочные букеты. В начале 20 века с приходом советской власти деревни объединили в артель «Металлоподнос», а мастерам пришлось туго, когда им навязывались новые сюжеты для рисования, диктуемые тогдашними тенденциями реализма. Однако художникам удалось сохранить свою самобытность, а жостовские подносы перешли их разряда бытовых предметов в декоративные панно, которые ценятся не только в России, но и за рубежом.

Хохлома





Хохлома зародилась в 17 веке в окрестностях Нижнего Новгорода. Название промысла пошло от деревни Хохлома, куда свозили готовые изделия с близлежащих деревень. Основоположниками этой росписи по дереву называют старообрядцев, бежавших от нового церковного уклада. Именно они владели секретами «золотой» росписи по посуде.
Кстати в основе росписи находится не золотистый, а серебристый оловянный порошок. Сверху него наносят специальный состав, затем подвергают тепловой обработке, и только потом начинают расписывать. Основные мотивы хохломы – это грозди рябины, ягоды, листочки и цветы.

Гжель




Гжель называют визитной карточкой России в сфере прикладных ремесел. Считается, что гжель берет свое начало еще с 14 века. Одни утверждают, что название произошло от реки Гжелька (Гжолка), на которой стояла деревня, где проживали мастера. Другие считают, что «гжель» - это перефразированное слово «жгель», т. е. обжиг керамики. В 60 км от Москвы есть «Гжельский куст», который состоит из 27 деревень, где занимаются обжигом и росписью керамических изделий. Их расписывали синим кобальтом в два способа: надглазурный и подглазурный. Сначала рисунок наносился на влажную глину, а потом еще раз на глазурь. Промысел гжельской посуды процветал, т. к. богачи пользовались столовым серебром, а простой люд разнокалиберной грубой глиняной посудой. Со временем гжель стала доступной для всех слоев населения, но красоты и востребованности при этом не утратила.

Федоскино




Росписью лаками славится деревня Федоскино (Московская область). В 18 веке рядом с деревней находилась Лукутинская фабрика по производству лаковых козырьков для головных уборов. Затем она сменила направление, и 80 вольнонаемных рабочих занялись росписью изделий из папье-маше и дерева лаком. Удивительного свечения и блеска шкатулок и прочих миниатюр добивались путем «письма по сквозному». Так называлась техника, когда перед непосредственно самим рисованием на поверхность наносили тонкий слой сусального золота, перламутра. Самые популярные сюжеты для рисования связаны с жизнью простого народа.

Мезенская роспись





Как и многие другие народные промыслы, Мезенская роспись получила свое название от местности, в которой развивалась – в этом случае от названия реки Мезень, расположенной в Архангельской области. Техника, в которой работают мастера, восходит еще к древним славянским племенам. Основными орнаментами являются ромбы, крестики, солярные диски, повторяющиеся в определенной последовательности.
В мезенской росписи по дереву доминируют всего лишь два цвета – черный (сажа) и красноватый (охра). В основном наносят орнаменты на предметы быта: короба, прялки, ковшики. После разрисовывания утвари на нее наносят олифу, которая предохраняет рисунок от стирания и придает ей дополнительный блеск.
Многие современные художники продолжают заниматься старинными промыслами, привнося при этом нечто свое. Так художница из Ижевска

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии - Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим.


Поднос Жостово «Рябина»

В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.

Тонкий лист железа прессуют, для придания дополнительной жесткости края подноса завальцовывают. Лицевая поверхность подноса покрывается грунтом и шпатлевкой, а затем зачищается шкуркой и покрывается лаком, обычно традиционного черного цвета.


Покрытие производят три раза, после этого цветная поверхность подноса приобретает характерный блеск. Подносы просушиваются в специальных печах. Затем изделия расписывают масляными красками.


Жостовский поднос« Цветы»


Жостовский поднос (Жостово) «Рябина»


Жостовский поднос (Жостово)« Фрукты с птичкой»


Жостовский поднос (Жостово)«Фрукты»


Жостовский поднос«Ежевика»


Жостовский поднос «Кувшинки»


Жостовский поднос« Маки»


Жостовский поднос« Фрукты»(Жостово)


Жостовский поднос« Цветы»


Жостовский поднос «Цветы»


Жостовский поднос«Цветы»


Жостовский поднос «Цветы»


Жостовский поднос «Цветы»



Жостовский поднос «Цветы» (Жостово)