Как фотографировать закат чтобы люди были темные. Применяйте правила композиции. Как фотографировать в режимное время? Практические советы

Хотите подчеркнуть свою лиричную натуру, запечатлеть одушевленный красочный пейзаж с заревом восходящего (заходящего) солнца? Тогда отправляйтесь в романтическое путешествие за потрясными снимками вместе с вашей камерой, вооружившись знаниями профессионалов! Так как же фотографировать закат или рассвет? Если говорить о композиции, то данный сюжет совершенно не отличается от какой-либо другой фотографии. Безусловно, вы снимаете церемонию восхода или захода солнца, но вы так же хотите запечатлеть те невероятные и великолепные цвета облаков, тени, которые открывают иной взгляд на предметы, одним словом – весь необычайный солнечный пейзаж. Будет просто идеально, если в кадре вдруг очутится какой-нибудь интересный силуэт. Возможно, это будет нечто большое – как, например, горы или несколько пальм, стоящих в ряд, или причал, а быть может и человеческий силуэт. Здесь действуют все те же композиционные правила: правила трех третей и прочие законы в данном сюжете работают просто превосходно.

До рассвета

С приближением рассвета ночные «прохладные» оттенки исчезают, освобождая дорогу теплому свету, который и повышает общую световую температуру. А на востоке, где ожидается появление нашей звезды, можно заметить невероятной красоты сияние. Так что не проспите момент! В эти волшебные для фотографа минуты свет невероятно мягкий, как маленький барашек, тени не омрачают своим присутствием, прямые солнечные лучи пока только потягиваются, а в это время за них нашу сцену освещает только отраженный нежный свет. Такие условия, как говорят многие фотографы, располагают к шедевральным снимкам. В такие мгновенья у вас есть возможность детально проработать фактуру, например, гальку и крупные камни на побережье. Особенно советуем поснимать море в то время как вот-вот солнце проснется и разукрасит небо дивными красками. Благодаря общей низкой освещенности сцены можно настроить длинную выдержку и как по волшебству обратить морскую воду в таинственный туман.

Как фотографировать рассвет

Для того чтобы зафиксировать в памяти фотоаппарата рассветное зарево, вам нужно не полениться, оторвать бренное тело от мягкой подушечки и прибыть на выбранное накануне место фотосъемки где-то за двадцать минут до того, как солнце начнет появляться из-за горизонта. Летом рассвет начинается, примерно, с 4:05 до 4:25 часов утра, а к 5-ти часам солнце уже высоко и краски совершенно другие. Чтобы удачно сфотографировать рассвет вам понадобится:

  1. Цифровой фотоаппарат с ручным (М), и/или полуавтоматическим режимом.
  2. Из оптики – широкоугольный объектив. К примеру, фикс-объектив – 18мм, или же зум-объектив с блендой;
  3. И, конечно же, штатив.

Не так уж и много составляющих для получения непревзойденного результата, верно? Если говорить о настройках, то мы советуем придерживаться следующих параметров:

  • Выберите режим А – приоритет диафрагмы.
  • Настройки баланса белого (ББ), в принципе не имеют особого значения: можете установить Cloudy или включить автоматический режим. Не стоит переживать, ибо вы в любом случае снимаете в RAW и при конвертации сможете подправить изображение.
  • ISO рекомендуем выставлять минимальное – 100. Но если ваш фотоаппарат поддерживает и меньшие значения, к примеру, ISO 50 – то, установите его.
  • О значении выдержки вам не придется волноваться – режим приоритета диафрагмы предполагает автоматический подбор наилучшего значения выдержки.
  • Диафрагма при этом может быть любой, но лучше установить среднее значение, к примеру – 8f.

Стоит помнить о том, что первые 2 часа после восхода солнца являются просто идеальными для пейзажной съемки. И потому, даже если вы не услышали будильник или не смогли подняться с постели, пропустив сам рассвет, то добраться в задуманное место в эти несколько часов все еще можно и даже нужно. С каждой минутой яркость света будет увеличиваться, и вместе с тем будет расти разница в освещенности земли и небес. Для того чтобы грамотно экспонировать кадр советуем вам использовать градиентный фильтр или же сделать парочку фотографий в режиме брекетинга, а уже после соединить снимки в один непревзойденный шедевр посредством обработки изображений в редакторе.

Как правильно фотографировать закат

Правило первое – не стоит делать акцент исключительно на небесное светило. Правило второе – самые необычные по световому решению закаты случаются во время смены погоды. Правило третье – чем больше вы закроете диафрагму (не стоит перебарщивать), тем длиннее и выразительнее солнечные лучи получатся в результате. Выставляем следующие настройки камеры:

  • Режим приоритета диафрагмы (AV, A).
  • Значение выдержки не меньше единицы поделенной на установленное фокусное расстояние.
  • Светочувствительность (значение ISO) задайте минимально возможное, но при этом не забывайте о том, что шевеленка всегда где-то рядом.
  • Что касается баланса белого, то конкретную рекомендацию дать просто невозможно, ибо самый верный совет в данной ситуации – это снимать в RAW, а уже потом, при конвертации в JPEG, установить необходимые настройки.

И на дорожку (мы же отправляемся в романтическое путешествие) небольшой совет: если при съемке заката вам кажется, что все, лучшее время уже прошло – все равно не торопитесь сворачивать объективы. Спустя час после солнечного заката вы сможете наблюдать непродолжительный промежуток времени, в который можно поймать синие-синие небеса незадолго до того, как ночь почувствует свою власть и превратит красочное небо в угрюмую пустую черноту.

Фотографии рассвета и заката

Вот вам немного фотоснимков чудеснейших закатов и рассветов для вдохновения на романтические подвиги. фотографии заката

1. Низкая экспозиция. Фотографируя закат мы хотим передать насыщенность цвета, всё его многообразие и глубину. Яркий кадр не позволит этого сделать. Поправку экспокоррекции или настройки экспозиции, если вы снимаете в ручном режиме, нужно устанавливать таким образом, чтобы снимок был затемнённым. Только тогда проявится вся красота тонущего за горизонтом солнца.

2. Передний план. Закат сам по себе очень красивое зрелище, но на фотографии не чувствуется вся атмосфера, поэтому снимок желательно наполнить смыслом. На переднем плане, в контровом свете заката может находиться одинокое дерево, здание или фигура человека. Может быть и целый жилой массив или город. Практически что угодно Очертания объекта добавят снимку точку интереса. Черный силуэт не позволит рассмотреть детали. Благодаря этому зритель сможет пофантазировать.

3. Положение линии горизонта. Она не должна проходить в середине кадра. По правилу третей и по правилу золотого сечения снимок делится на три горизонтальных части и линии разделения этих частей и есть местом, где стоит располагать горизонт. Таким образом, если горизонт на верхней линии, то мы увидим больше детализацию на участке земли, а если на нижней - то небо станет объектом обозрения.

4. Не закатом единым. Если вы увлечённо снимаете закат, оглянитесь вокруг. Пейзаж за вашей спиной в лучах заходящего солнца может оказаться гораздо интереснее самого заката.

5. Режим приоритета диафрагмы с компенсацией экспозиции. Данный режим удобнее всего использовать когда солнце ещё виднеется на небе. Как только оно выскользнет из поля нашего зрения, лучше переключиться на ручное управление. Это позволит добиться лучшего результата в условиях плохого освещения.

6. Спешка - это плохо. Не многие знают, что после того, как солнце окончательно зашло за горизонт, спустя 25 минут оно снова напоминает о себе ярким заревом на небе. Это мгновение может выглядеть ещё более красочным, чем сам процесс заката.

7. Силуэты. Важно фотографировать силуэты, которые легко узнать. Такой силуэт добавляет снимку осмысленность и сюжет.

8. Работа с балансом белого . Если закат смотрится тускло, в настройках баланса белого можно выбрать режим «Тень» и цвета станут насыщенными и золотистыми.

9. Техника HDR . В фотографировании закатов HDR позволяет добиться потрясающих результатов с детализацией переднего плана и сохранением чарующей расцветки неба.

10. Облака как элемент сюжета. Облака сами по себе бывают очень красивыми, но когда перистые или кучевые тучи прикрывают небо и сквозь них пробиваются лучи заката, снимок становится неповторимым.

11. Съёмка с закрытой диафрагмой . Отверстие диафрагмы со значением близким к f/22 создаст на снимке красивый рисунок лучей света.

12. Фотографируем без фильтров. Любой фильтр сделает цвета более тусклыми. Ультрафиолетовый фильтр также лучше снять. Поляризационный фильтр не сделает цвета насыщенными.

13. Взгляд ваш и камеры. Вам следует видеть так же, как и будет видеть камера. Снимите очки и не используйте их чтобы четко видеть цветовую гамму и мельчайшие детали сюжета.

14. Негласное правило фокусировки. Фокусировка на облаках - это интересно, но всё же в пейзажной фотографии принято наводить фокус на зону, которая находится в пределах нижней трети кадра.

15. RAW - залог качества. Закат имеет множество нежных тонов. JPEG может просто напросто вырезать их во время сжатия. Не следует рисковать. Выжимайте из камеры всё, на что она способна.

16. Отражения. Съёмка вблизи водоёмов позволит снять отражение заката в воде. Глубина и очарование снимка от этого увеличатся в значительной степени.

17. Закат, портрет, вспышка. Портрет на фоне заката очень эффектно смотрится. Для создания такого снимка непременно понадобится вспышка, так как камера в противном случае не сможет настроить экспозицию по переднему и заднему плану одновременно.

18. Экспериментируйте с объективами. Телеобъектив позволит получить крупный передний план и сузить задний. Шири исказит перспективу. Всё это творческие моменты, которые способны вкорне изменить вид снимка.

19. Птицы в помощь. Летающие в небе птицы способны сделать атмосферу снимка настолько чарующей, что снимок станет вашим любимцем в портфолио или коллекции.

20. Условия освещения. Когда небесное светило ещё не село за горизонт на дисплее камеры снимок может выглядеть темнее, чем есть на самом деле. А когда солнце сядет полностью, на дисплее снимки могут выглядеть ярче, чем на самом деле. Это следует учитывать.

Рассветы и закаты – это самые живописные и прекрасные виды пейзажной съемки. В эти несколько минут природа успевает нарисовать поистине завораживающую картину , которую фотограф должен успеть правильно и красиво запечатлеть. В это время солнце едва поднимается над горизонтом, а небо окрашено в сказочные, яркие и восхитительные цвета и оттенки, облака, как бы светятся изнутри, и весь пейзаж залит непередаваемым золотым сиянием. Но снимать закаты и рассветы довольно сложно. Это трудоемкий процесс, который требует постоянной практики и хорошей подготовки.

Все люди снимают закаты – как начинающие фотографы, так и профессионалы. Но не все снимки заслуживают внимания, а, может быть, лишь один из тысячи действительно получается завораживающим и уникальным. Все остальные рассветы и закаты чаще всего выглядят скучными и обычными. Почему же так получается, когда от фотографии мастера невозможно оторвать взгляд, а фотография любителя не находит отклика в сердце?

На самом деле при съемке закатов и рассветов нужно немного по-другому взглянуть на привычные вещи. Поверните картинку под иным углом, и у вас получится оригинальный кадр. А мы вам дадим несколько подсказок, которые научат вас, как правильно фотографировать закаты и рассветы, и тогда, возможно, ваш творческий потенциал фотографа раскроется на все сто процентов.

Все закаты и рассветы похожи друг на друга . Они одинаковы до такой степени, что трудно различить время суток, когда они снимались. Но здесь следует отметить, что фотосъемку закатов произвести легче, чем съемку рассветов. Первый плюс – это то, что при съемке заката вам не надо рано просыпаться. Закат вы можете сфотографировать за один раз, а вот рассвет... мы не гарантирует вам этого, ведь он менее прогнозируем. Когда мы на закате готовимся к съемке, мы точно видим, где находится солнце, и где оно будет через минуту.

А с рассветом не все так просто. Поэтому мы не сможем выстроить композицию кадра заранее, установив камеру на нужном месте и настроив ее. Притом, на съемку рассвета у нас есть лишь несколько минут. Для съемки рассвета вам, скорее всего, придется еще не один раз приходить на место съемки, пока у вас не получатся действительно интересные кадры.

Планировать съемку заката нужно заранее. Ведь когда солнце встает или садится, мы часто находимся не в самых лучших местах для съемки. Поэтому лучше заранее присмотреть идеальное место для съемки рассвета или заката. Вы должны отправиться на это место хотя бы за полчаса до съемки, чтобы было время осмотреться, придумать сюжет съемки, наметить композицию кадра, продумать передний и задний план.

Не забывайте, что время работает против вас, драгоценные минуты тают, как снег. И вы должны успеть за это короткое время сделать много хороших фотографий. И вот еще один совет. Если солнце только что село, не спешите прятать фотоаппарат. Если сделать фото сразу после захода солнца, то часто получаются очень красивые снимки.

Для фотографирования закатов подойдет любая местность, где практически отсутствуют всякие лишние объекты, где ничто не мешает для обзора. Хорошо снимать закаты на пляжах, равнинах, степях, хотя не надо зацикливаться лишь на такой местности. Помните, что без интересного объекта на переднем плане ваша фотография заката будет, скорее всего, выглядеть скучно, как и миллионы других закатов. Это будет просто банальная, обычная картинка. Само по себе солнце, без переднего и заднего плана, ничего не выражает.

Помните об этом, всегда вводите в кадр какие-нибудь интересные дополнительные элементы на передний план, и эти предметы на фоне закатного солнца засияют новыми красками. Поэтому вы не расстраивайтесь, если живете далеко от моря – красивый закат вы сможете снять и с крыши своего дома, только если сможете найти удивительную композицию.

Не смотрите на солнце через объектив, пока оно высоко над горизонтом и ярко светит. Дождитесь, пока оно приблизится к горизонту, иначе вы рискуете повредить глаза или матрицу фотокамеры.

Готовим фотоаппарат

Свою фотокамеру вы должны знать наизусть, где что находится, какие у нее есть настройки и где они расположены. И вообще, вы должны знать возможности своего фотоаппарата . Для съемки закатов, как и рассветов, вам понадобится и спусковой тросик . Это нужно для того, чтобы избежать «шевеленки» на длинных выдержках, которые неизбежны в это время суток. Можно также обойтись без тросика, просто ставить съемку на таймер.

Для съемки закатов вам понадобится объектив с фокусным расстоянием от 50 мм и выше. Если вы собираетесь фотографировать солнце крупным планом, тогда используйте телеобъектив от 200 мм и выше. Широкоугольный объектив не рекомендуем использовать при съемке закатов, ведь с ним солнце получается размером со спичечную головку.

Не ставьте высокие значения светочувствительности матрицы (ISO), иначе ухудшите качество фотографии. Лучше всего снимайте в формате , тогда у вас будет больше возможностей во время обработки фотографии на компьютере.

Применяйте правила композиции

Во-первых, не размещайте линию горизонта посередине кадра. Применяйте . То есть, линия горизонта должна проходить в нижней части кадра, тогда вы больше пространства отдадите небу, чтобы подчеркнуть все его детали и получить более выразительный снимок. Когда вы фотографируете на пляже, можете показать отражение в воде или сфокусироваться на каком-то интересном объекте на песке, тогда ваша линия горизонта может проходить в верхней трети кадра. Однако, правило третей вы можете нарушать, если того требует творческая задумка.

Не заваливайте горизонт. Следите за тем, чтобы линия горизонта лежала строго горизонтально, и не наклонялась под углом к краю фотографии. Эта ошибка может испортить фотографию, горизонт под наклоном будет выглядеть неестественно.

Помните о переднем плане

Разместите какой-нибудь предмет или силуэты людей на переднем плане, чтобы изменить вид и смысл изображения. Для переднего плана подойдут любые предметы, например, лодка, человек, песочный замок, дерево, птица, пальма, брошенные на песке ласты и маска и т.д. Передний план на фоне закатного солнца наполнит фотографию жизнью и придаст глубину.

Посмотрите вокруг себя, быть может, лучи заходящего солнца окрашивают в необычные цвета и создают хорошее освещение тем объектам, которые находятся сзади вас. Фотографируйте закаты под разными углами и меняйте точки съемки. Ищите удачные ракурсы. За полчаса, когда длится закат, природа быстро меняется, все меняется: и цвета, и тени, и облака и тучи, поэтому вы должны замечать эти изменения и находить красивые сочетания.

Теперь поговорим про экспозицию . Съемка заката не предусматривает какой-нибудь единственно правильной экспозиции. Если вы направите объектив в сторону солнца, то яркий солнечный свет моментально заполнит экспонометр камеры, и в итоге вы увидите недодержанное изображение. Но и такие снимки часто выглядят интересно, даже если они недодержаны. На таких снимках все объекты, которые расположены на переднем плане, будут выглядеть просто силуэтами, без деталей.

Если нужно, вы можете установить и выдержку так, как вам хочется. Сделайте сначала несколько снимков с теми настройками, которые вам автоматически предлагает фотоаппарат. Затем попробуйте поменять настройки понемногу в одну и в другую сторону. У вас получатся фотографии темнее и светлее. Ищите, как вам больше нравится.

Основная особенность съемки на закате – это влияние контрового света от солнца и большой динамический разлет получаемых фотографий. В итоге вы можете получить либо пересвеченное небо и четкий и ясный объект на переднем плане, либо, наоборот, яркое, детализированное солнце и облака, но недосвеченные силуэты переднего плана. Есть еще возможность снимать HDR фотографии, где все детали в тенях и светах проработаны хорошо, но это тема отдельной статьи. Посмотрите в интернете, вы много найдете информации на эту тему, если будет интересно.

Обработка фотографий . После съемки заката вам, как правило, понадобится компьютерная постобработка снимков. При съемке закатов не всегда есть идеальные условия для съемки, да и не всегда получается сразу установить правильные настройки фотокамеры. Поэтому вам придется улучшать качество фотографий с помощью разных компьютерных программ, которые позволят вам изменить освещенность снимка, отрегулировать уровень яркости и поменять другие настройки. А также вы можете использовать готовый вариант коррекции фотографии.

Дата публикации: 24.07.2015

Что помогает отличить на фото плоский предмет от объёмного? Блики и тени на предмете, созданные светом. В этой серии статей мы поговорим об одной из наиболее важных составляющих фотографии - освещении.

Как отличить на плоскости изображения объёмный предмет от двухмерного? Благодаря светотеневому рисунку: бликам и теням.

На художественных фотографиях не просто фиксируются какие-то объекты, а создаётся определённое настроение, атмосфера. Освещение может играть роль в сюжете снимка, помочь передать определённые эмоции в кадре. Не зря говорят «взглянуть на вещи в ином свете», «увидеть кого-то в новом свете» - свет позволяет увидеть даже в обычных вещах новые детали. На художественных фотографиях не просто фиксируются какие-то объекты, а создаётся определённое настроение, атмосфера. Освещение может играть роль в сюжете снимка, помочь передать определённые эмоции в кадре. Не зря говорят «взглянуть на вещи в ином свете», «увидеть кого-то в новом свете» - свет позволяет увидеть даже в обычных вещах новые детали.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/60 с, 18.0 мм экв.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 30 с, 22.0 мм экв.

Фотографы, работающие под открытым небом, зависят от естественного освещения, которое даёт нам природа. Управлять им и настраивать его под себя практически невозможно. Да, в портретной фотографии используют специальные рассеиватели и отражатели, вспышки. Но все эти меры могут применяться лишь на небольших дистанциях.

Очевидно, что освещение будет меняться в течение дня вместе с положением Солнца на небе. Также освещение будет зависеть от погоды и даже от времени года.

В какое время лучше фотографировать, чтобы получить выразительные кадры?

Режимное время

Когда речь заходит о поисках выгодного для съёмки освещения, в первую очередь вспоминают термин «режимное время». Он актуален для любых съёмок: пейзажной, портретной, тревел-фотографии. Фотографы, снимающие на улице, используют период режимного времени в своих целях.

Когда случается режимное время? Оно привязано к двум ключевым точкам: к моменту восхода Солнца и к моменту его захода.

Режимное время - это период, который включает в себя 1 час до восхода и 1 час после него. И наоборот: 1 час до заката и 1 час после него. Разумеется, по прошествии часа после восхода хороший свет никто резко не отключит. Просто постепенно выгодное освещение сойдёт на нет. Временные рамки, указанные выше, носят ориентировочный характер, очень многое зависит как от местности, времени года и погоды, так и от ваших требований к освещению.

Режимное время состоит из двух различающихся по характеру освещения периодов: «голубого часа» и «золотого часа».

Голубой час: 1 час до рассвета, 1 час после заката.

День для фотографа начинается примерно за час до рассвета. В это время ночь постепенно сменяется предрассветными сумерками. Уже достаточно светло, чтобы фотографировать, при этом свет мягкий, рассеянный и имеет голубоватый оттенок. Поэтому этот период часто называют голубым часом.

У голубого часа есть одна особенность: пока на земле всё находится в тени, небо постепенно окрашивается рассветными красками. Так же будут окрашиваться объекты, находящиеся на высоте (например, горные вершины), ведь на них попадают прямые лучи от Солнца, которое для нас ещё не взошло.

Если вы собрались фотографировать рассветное небо, можно начинать примерно за полчаса до самого рассвета, а в случае вечерней съёмки - приступить к этому уже после захода. Так вы получите красиво окрашенное небо и избавите себя от серьёзных проблем с динамическим диапазоном , когда небо не столь яркое, как при Солнце, находящемся над горизонтом.

Вечером после захода Солнца тоже случается голубой час. Но всё происходит в обратном порядке: небо постепенно бледнеет, на улице становится темнее, и наступают сумерки.

Золотой час: 1 час после восхода, 1 час до захода; рассвет и закат.

Итак, Солнце появилось над горизонтом, а в случае вечерней съёмки - вот-вот закатится за него. В этот момент начинается следующий характерный период - золотой час. В это время Солнце, находящееся низко над горизонтом, даёт приятный золотистый свет, нанося «позолоту» на окружающие предметы. Утром и вечером солнечный свет проходит через атмосферу Земли более длинный путь, нежели днём. От этого он рассеивается, становится более мягким, не отбрасывает таких контрастных теней, как в дневное время. Это идёт на пользу снимкам.

У начинающего фотографа может сложиться впечатление, что все эти голубые и золотые часы нужны лишь тем, кто желает снимать красивые восходы или закаты. Это не так. Пока Солнце находится около горизонта, его свет подойдёт для любых видов съёмок, ведь в этот промежуток времени оно отлично передаёт объём и фактуру предметов.

NIKON D810 / 35.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 80, F1.4, 1/400 с, 35.0 мм экв.

Конечно, режимное время отлично подходит и для съёмки портретов. Поскольку мы имеем дело с довольно рассеянным и при этом весьма эффектным освещением, в золотой час можно делать очень выразительные кадры.

Утреннее и вечернее режимное время. В чём отличия?

    Главное отличие - утром и вечером Солнце светит с разных сторон, ведь садится и заходит оно в разных частях неба. Поэтому утром и вечером одно и то же место может быть освещено совершенно по-разному. А значит, в некоторых местах выгоднее фотографировать вечером, в некоторых - утром.

    Нередко утренние голубой и золотой часы сопровождаются туманами , а на природе ещё и обильной росой, инеем или изморозью. Эти явления тоже могут украсить ваши кадры. В вечернее режимное время они обычно бывают не такими сильными, да и случаются реже.

    Утром холодно. Рано утром обычно гораздо холоднее, чем днём или вечером, поэтому одевайтесь на утреннюю съёмку очень тепло, подумайте о своём комфорте и здоровье. Скорее всего, чтобы быть на месте съёмки в нужное время, выходить вам придётся затемно. Чтобы ориентироваться на местности, возьмите с собой фонарик. Удобнее пользоваться налобным фонарём: он освободит ваши руки.

    Особенность раннего утра в городе - отсутствие прохожих на улице: все ещё спят. Следовательно, есть возможность сфотографировать даже самые оживлённые места города без людей.

    В утренний золотой час солнечный свет имеет золотистый оттенок, тогда как в вечернее время освещение красноватое.

Выбираем фототехнику. На что снимать закаты и рассветы?

  • Камера с большой матрицей, широким динамическим диапазоном и ручными настройками. Большая матрица даст низкий уровень цифрового шума и высокое качество изображения. Широкий динамический диапазон позволит показать на снимке все детали как на ярком небе, так и на тёмных участках земли. Ручные настройки помогут сделать кадр нужной яркости - автоматика в режимное время порой ошибается в настройке параметров экспозиции и баланса белого . Исходя из этих требований, отличным выбором станет зеркальная фотокамера. Подойдут даже самые доступные модели, например, Nikon D3300. Более продвинутые аппараты (например, Nikon D750 или Nikon D810), помимо отличного качества изображения и удобства в управлении, обладают ещё одной важной характеристикой - они защищены от влаги. Это особенно актуально в утренние часы, когда кругом роса и туманы.

  • Как выбрать объектив? Начинающий фотограф может пользоваться и китовым объективом (из комплекта к фотоаппарату), он вполне подходит для таких съёмок. Но для пейзажной съёмки может не хватить его угла обзора. Тогда стоит присмотреться к широкоугольнной оптике. Для «кропнутых» фотокамер хорошим выбором станет объектив Nikon AF-S 10-24MM F/3.5-4.5G ED DX Nikkor, для полнокадровых - Nikon AF-S 18-35MM F/3.5-4.5G ED Nikkor или Nikon AF-S 16-35MM F/4G ED VR Nikkor. Для портретов же удобнее использовать светосильные объективы с фокусным расстоянием от 35 мм. Классическим выбором станет «полтинник», то есть объектив с фокусным расстоянием 50 мм, например, Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor. Все эти объективы не только обладают хорошей резкостью, но и хорошо справляются со съёмкой в контровом свете, не давая сильных бликов на фото. Это качество также очень важно при съёмке в режимное время.

Некоторые объективы (в особенности старые и недорогие) дают сильные блики при съёмке против Солнца. Такой блик может загубить весь снимок. Имейте в виду, что бленда объектива не даёт абсолютной защиты от бликов, особенно если мы снимаем в контровом свете. Добавить бликов на снимок могут и защитные фильтры. Когда съёмка ведётся в контровом освещении, их лучше убрать с объектива.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.4, 1/400 с, 50.0 мм экв.
  • Для съёмки пейзажей нужен штатив. До рассвета на улице ещё не так светло, как днём. Прибавим к этому то, что пейзажи снимают на закрытых диафрагмах для получения большой ГРИП . А значит, фотографировать придётся на длинных выдержках. Где длинные выдержки, там и штатив : без него резких и качественных кадров не получится. А вот для портретной, уличной или репортажной съёмки света будет достаточно, если фотографировать на открытых диафрагмах. При этих видах съёмок штатив чаще является обузой.

Как фотографировать в режимное время? Практические советы

    Наблюдайте за природой. Когда вы последний раз встречали рассвет? Не из окна квартиры, бросив в его сторону сонный взгляд перед выходом на работу, а более осознанно? Попробуйте изучить этот процесс в динамике: вы увидите как быстро меняются краски неба и освещение вокруг, как просыпается природа или город. В первый раз вы можете вообще не брать с собой фототехнику - используйте собственные глаза. Такой визуальный опыт очень полезен для фотографа.

    Спланируйте съёмку. Заранее найдите место, выберите подходящие точки съёмки. Узнайте точное время и место на небе, где будет восход или заход Солнца. Далеко не всегда Солнце восходит строго на востоке, а садится на западе. В зависимости от времени года Солнце встаёт и садится в разных местах. Спланировать съёмку помогут специальные приложения для смартфона. То же можно сделать на этой веб-странице - достаточно указать на карте приблизительное место съёмки и выбрать нужную дату. Сайт покажет, в какой стороне и в котором часу будут закат и восход.

    Проверьте прогноз погоды. Если обещают пасмурную погоду, то никакого режимного света мы не увидим - освещение будет точно такое же, как и в пасмурный день. Для съёмки в режимное время хорошо подходят ясные дни или погода с переменной облачностью.

На тему фотосъемки рассветов и закатов в интернете существует много статей, но не смотря на такое изобилие информации, у некоторых начинающих фотографов все же остаются вопросы по этой теме.

Если вы из числа тех, кого привлекают снимки восхода и заката солнца ; кто хочет узнать что нужно для того, чтобы получить интересные кадры; какие настройки и режимы камеры использовать, в этой статье я раскрою некоторые важные моменты данного вида фотосъемки, которые на первых порах помогут вам избежать многих ошибок.

Фототехника для съемки восхода/заката солнца

Для фотосъемки рассветов/закатов нам понадобится:

  • Цифровая фотокамера с поддержкой ручного (М), и/или полуавтоматического режима управления экспозиции (А - приоритет диафрагмы);
  • Широкоугольный объектив. Например, фикс-объектив - 18mm, или зум-объектив от 18mm с блендой ;
  • Штатив.

Как видим, не так уж много надо для фотосъемки рассвета/заката.

Настройка фотокамеры, режим съемки

Режим «А» - приоритет диафрагмы

Если ваша фотокамера способна работать в режиме «А» - приоритет диафрагмы, установите этот режим управления экспозиции. Баланс белого (ББ) можно установить «Cloudy» (Пасмурно), или включить автоматический режим ББ, - не имеет значения, так как мы снимаем в RAW. Если мы снимаем в режиме RAW , при конвертации, мы сможем установить оптимальный ББ для того или иного снимка, что существенно облегчает работу фотографа при постобработке исходных файлов в редакторе Photoshop .

Центрально-взвешенный замер экспозиции

Режим замера экспозиции устанавливаем центрально-взвешенный. Замер экспозиции делаем не далеко от солнца (на оранжевом спектре), но не на самом солнце. Если солнца нет, замер делаем вблизи оранжевого спектра зарева, но не на ярком участке, - на участке нейтральной яркости свечения. Обычно эта зона находится немного выше линии горизонта.

Чувствительность ISO

Значение чувствительности ISO на камере устанавливаем наименьшее. Как правило, это - ISO 100. Но если ваша фотокамера поддерживает еще меньшие значения, например, ISO 50 - установите его.
Запомните, чем ниже значение ISO, тем меньше шума в полутонах, следовательно, выше техническое качество снимка.

Режим задержки срабатывания затвора

Также следует установить в меню камеры режим задержки срабатывания затвора (если такой имеется). Чтобы избежать шевеленки во время экспонирования, можно воспользоваться автоспуском с задержкой на 5 сек. Все эти приемы, в сочетании с применением устойчивого штатива, дадут высокую четкость изображения при длительной выдержке, которая может быть достаточно продолжительной: от доли секунды (фото выше), до нескольких секунд (фото в начале статьи). Именно по этой причине рекомендую использовать задержку затвора и автоспуск , чтобы получить технически качественный снимок.

Средние значения диафрагмы

В режиме «А» - приоритет диафрагмы, выдержка при съемке определяется автоматически, следовательно, мы устанавливаем только необходимую диафрагму, например, 8f. Диафрагма может быть какой угодно, но все же лучше устанавливать средние значения. Например, если ваш объектив обладает светосилой 1:2f - 1:16f, среднее значение будет составлять 1:7f - 1:8f. Используя средние значения светосилы , мы используем максимальное разрешение объектива , значит снимок также будет обладать высокой детализацией.

Зарево восходящего солнца

Кто рано встает, тому...

Чтобы запечатлеть рассветное зарево, необходимо прибыть на место съемки за 15-20 минут до начала рассвета. Рассветное зарево в летний период начинается, примерно, с 4:10 до 4:30 часов утра (фото выше). В 5 часов утра солнце уже довольно высоко (фото ниже).

Съемка зарева заходящего солнца

Так же как и рассветное зарево, после заката солнца наступает стадия закатного зарева. Закатное зарево длится немного дольше чем рассветное, но не стоит мешкать со съемкой, чтобы не упустить интересный момент состояния атмосферы, см. фото ниже.

Одушевленный солнечный закат

Если включить в композицию силуэты животных, см. фото ниже, такой снимок становится одушевленным - живым. Одушевленный пейзаж выглядит естественно, наполняя снимок безмятежностью и теплотой, подчеркивая взаимосвязь фауны и флоры. При компоновке кадра, следите за расположением объектов в кадре, для получения сбалансированной композиции.

Композиция

Солнце не обязательно должно быть по центру, как в данном снимке. Оно может быть немного смещенным в сторону. Но в таком случае, для сбалансированной композиции необходимо в противовес главному объекту расположить второстепенные объекты с противоположной стороны.

Одушевленный пейзаж

Немного отступая от главной темы этой статьи, хочу сказать несколько слов о одушевленном пейзаже в котором не присутствует живое существо, то есть, в одушевленном пейзаже могут не присутствовать непосредственно живые существа, их присутствие на фотографии может быть косвенным.

Например, на этом пейзаже, см. фото справа (кликните по картинке для увеличения), на первый взгляд, нет никакого живого существа, но этот пейзаж можно отнести к разряду одушевленных пейзажей, так как его одушевляют заячьи следы, тем самым связывая данный пейзаж с живым существом, в данном случае - зайцем.

Съемка природных явлений на рассвете/закате

Однажды, добравшись на место съемки, я увидел что с моря надвигается шторм. Ветер усилился так, что капли морской воды в перемешку с песком долетали до меня. В то утро я рискнул сделать всего лишь один кадр (фото ниже), и поспешил обратно домой. Где-то на пол пути, буря таки догнала меня. Началась ужасная гроза. Мелкими перебежками я добрался до какого-то пансионата, который, возможно, спас меня от удара молнии , - спасибо вахтеру. В такое время все нормальные люди видят сладкие сны, и только некоторым чего-то не спится:)

Откровенно говоря, съемка рассвета для меня - это каждый раз маленький тест на профпригодность. Я люблю спать до обеда, и встать задолго до рассвета дается мне ой как не просто. Но пересилив лень и желание поспать, я снова спешу на фотосъемку, потирая глаза и спотыкаясь о сугробы. Всем желаю больше удачных снимков. Спасибо за внимание.

Еще по данной теме.