Что можно снимать на широкоугольный объектив. Широкоугольные объективы (увеличиваем угол обзора). Объективы с переменным фокусным расстоянием

При помощи широкоугольных объективов можно добиваться качественных снимков, но при недостаточной подготовке получается негативный результат. Нужно так поймать кадр в широкоугольник, чтобы в нем не оказались лишние предметы, портящие общее впечатление. Нужно хорошо разобраться в таком вопросе – широкоугольный объектив для чего нужен, прежде чем начинать им активно пользоваться.

При использовании разных типов объективов возникают различные сложности, которые предстоит преодолевать фотографу. Малая глубина резкости характерна для телеобъективов, и данное оборудование предпочтительно для съемки в движении. Когда идет фотографирование подобными устройствами, необходимо максимально открывать диафрагму.

Особенности широкоугольных объективов

Данный тип оптики имеет маленькое фокусное расстояние, так что фотоаппараты с таким приспособлением обеспечивают несколько иное изображение, чем длинный фокус. Они имеют другую глубину резкости и другую перспективу. Так что для того, чтобы использовать эффективно широкоугольники, нужно тщательно изучить их потенциальные возможности.

Если используются советские широкоугольные объективы, нужно сократить расстояние до объекта, и тогда есть шанс получить качественный кадр. Необходимо создавать оптимальное сочетание:

  • фона,
  • объекта,
  • переднего плана.

Получается перспектива, отличная от длиннофокусного прибора, и ей нужно грамотно пользоваться. Известно, что нормальный диапазон фотоаппарата от 35 до 90 миллиметров, создает похожую картинку, как и при взгляде человека без поворота головы.

Получается естественное восприятие изображения без особых искажений. Но если используется широкоугольник, то охватывается больший диапазон, который способен напомнить взгляд человека, но с поворотом головы.

То есть, в объективе отображаются дополнительные объекты, которые разбросаны по горизонту и относительно наблюдателя. Фотограф, работающий с широкоугольником, приобретает дополнительные перспективы для творческого процесса.

Появляется возможность для всевозможных взаимодействий между такими предметами, которые являются неочевидными для человека.

Характеристики широкоугольников

Чтобы ответить на вопрос — широкоугольный объектив для чего нужен, необходимо разобраться в его возможностях. Такие оптические приборы имеют преувеличенную перспективу и предметы, которые захватываются при фотографировании, находятся в некотором отдалении, чем на самом деле.

Подобный эффект достигается благодаря проецированию сцены на плоскости, и все изображения получаются непривычными для человеческого глаза. Если изучить потенциал широкоугольников, с помощью умело сделанных фотографий можно максимально захватывать внимание зрителей.

Кроме того, с помощью них фотографы добиваются большой глубины изображаемого пространства. Причем в этой глубине предметы изображаются с приличным уровнем резкости, что позволяет пользователю создавать оригинальные композиции.

Как правильно использовать широкоугольные объективы?

Чтобы получить действительно уникальную и привлекающую внимание фотографию, нужно располагать фотоаппараты, на которых установлены советские широкоугольные объективы, на определенном расстоянии от объектов.

Если вы нарушите горизонтальность установки камеры, то даже ровные объекты получатся с неестественным наклоном. Такие возможности можно умело использовать для создания фантастических кадров, но делать это нужно предельно точно, чтобы не получить обратный эффект.

Еще есть вариант с дополнительной обработкой полученных широкоугольником снимков, при этом используются специальные компьютерные программы.

Если вы желаете добиться положительного результата при фотографировании подобными аппаратами, необходимо располагать горизонт в самом центре кадра, а потом производить дополнительную обработку снимка.

Обрезаются ненужные элементы и остаются только те объекты, которые вы хотели бы видеть в кадре. Таким образом, зная широкоугольный объектив для чего нужен, и как правильно использовать это устройство, вы сможете получать интересные фотографические шедевры.

Во время просмотра грамотно выполненных снимков с помощью широкоугольников зритель перемещает взгляд с одного участка кадра на другой, и если эти переходы сделаны точно, то просмотр получается особо захватывающим.

Слишком смягченные области на фотографии не всегда получаются гармоничными, поэтому необходимо тщательно настраивать объектив и производить дополнительную обработку кадров для достижения положительного эффекта.

В фотографии широкоугольные объективы прочно заняли своё далеко не последнее место. Наряду с телеобъективами и портретными объективами, объективы с широким углом обзора входят в тройку самых распространённых как среди профессиональных фотографов, так и рядовых пользователей. Они незаменимы и могут использоваться в самых разных видах фотосъёмки для достижения тех или иных задач. Для съёмки городских пейзажей , интерьеров, архитектуры используют именно широкоугольные фотообъективы. Широкий угол таких объективов даёт возможность поместить большую площадь в один кадр. Расширяя рамки фотографии, широкоугольный объектив искажает перспективу, близкие объекты становятся ближе, а дальние - дальше. При фотографировании этим объективом кажется, что объект съёмки расположен дальше, это даёт возможность в дальнейшем свободно кадрировать фотографию . Искажение перспективы можно использовать в своих целях, получая интересные художественные эффекты на фотографии. Например, человек на фоне архитектуры будет казаться ближе, а архитектура - дальше, благодаря широкому углу человек и архитектура попадут в кадр, а большая глубина резкости сделает их в фокусе. Широкоугольные объективы имеют большую глубину резкости, что позволяет сфокусироваться как на близких, так и на дальних объектах, а при желании можно и весь кадр сделать в фокусе, это удобно при создании панорам , пейзажей и снимков на фоне достопримечательностей. При съёмке интерьеров даже небольшая комната покажется просторной, если использовать широкоугольный объектив. Это хороший способ показать пространство маленького помещения. Если фокусное расстояние вашего объектива меньше диагонали плёночного кадра или матрицы , то этот объектив можно назвать широкоугольным, в эквиваленте к плёночному кадру он составляет не более 44 mm. Если фотографировать крупные планы людей широкоугольным объективом (свадебная фотография , пленер, репортажная съёмка), можно получить различные искажения, которые фотограф использует в своих целях для достижения какого либо эффекта. Очень хорошо видны искажения геометрических предметов, чертежей, нот, если фотографировать их вблизи. Прямые, вертикальные, горизонтальные линии изгибаются, что можно использовать, если это является художественной задумкой фотографа, в противном случае фотографировать вблизи не рекомендуется.

Виды широкоугольных объективов и технические характеристики

Широкоугольные объективы делятся на два вида: с переменным фокусным расстоянием (zoom ) и фиксированным (фикс ). Объективы с переменным фокусным расстоянием довольно удобны, позволяют кадрировать изображение на месте съёмки, но обладают меньшей светосилой f/2.8, f/4, а это минус, так как фиксы имеют большую светосилу f/1.4, f/1.8, что позволяет фотографировать в условиях недостаточной освещённости без повышения чувствительности ISO . Также zoom-объективы недостаточно резки (имеют сложную конструкцию разных линз, что приводит к лишним колебаниям), ими сложно получить маленькую глубину резкости. В свою очередь объективы с фиксированным фокусным расстоянием технически более просты, в них нет места лишним движущимся деталям за исключением фокусировочного кольца, что даёт возможность делать более резкие фотографии. Качественные широкоугольные zoom и фикс-объективы стоят не дёшево. Как правило, цена zoom-объектива (Canon EF 16-35mm f/2.8L USM, в среднем 55 000 рублей) будет гораздо меньше фикса (Canon EF 14mm f/2.8L USM, средняя цена 75 000 рублей). Но есть и исключения, например, фикс Canon EF 24mm f/1.4L USM стоит порядка 54 000 рублей. При желании можно найти и более дешевые широкоугольные объективы с фиксированным фокусным расстоянием, но велик риск нарваться на брак или дешёвую подделку.

Объективы с переменным фокусным расстоянием

Лет пятьдесят назад о широкоугольном zoom-объективе можно было только мечтать, так как сложная конструкция требовала технических нововведений. И вот мы имеем компактные объективы от различных производителей, причём каждый производитель успел выпустить не по одному качественному zoom-объективу. Например, Canon сделал серию различных широкоугольных объективов с переменным фокусным расстоянием. Все описывать не имеет смысла, остановлюсь на ярких экземплярах. EF 16-35mm f/2.8L - USM отличный, светосильный, широкоугольный zoom, по словам и отзывам универсален,так как можно фотографировать как свадьбы, так и пейзажи, а благодаря диафрагме f/2.8 позволяет делать снимки в плохо освещенных помещениях (ночных клубах, интерьерной съёмке). Быстрый автофокус, качественно собранный корпус, хороший контраст и цветопередача при средней цене в 55 000 рублей. Из той же серии - EF 17-40mm f/4L USM. Качество данного объектива также на высоте, отличается от брата меньшим углом и диафрагмой f/4, хорошей цветопередачей и контрастом, имеется дисторсия, но при этом терпимая, невысокая цена в 27 000 рублей. В свою очередь у Nikon ещё больше широкоугольных zoom-объективов таких как: 16-35mm f/4G ED AF-S VR Nikkor, 14-24mm f 2.8G ED AF-S Nikkor, 17-35mm f/2.8D ED IF AF-S Zoom-Nikkor, 18-35mm f/3.5-4.5D ED Zoom-Nikkor и 10-24mm f/3.5-4.5G ED AF-S DX Nikkor. Цена у них варьируется от 800 до 1600$. На этом фоне объективы Canon немного дешевле, хотя качество фотографии и сборки объективов обоих производителей на высоте. Однако не стоит забывать, что всегда можно найти неменее хорошие объективы у сторонних производителей. Например, у широкоугольных зумов Tamron SP AF 10-24mm F/3.5-4.5 Di II LD Aspherical (IF) Nikon F, Sigma AF 10-20mm f/4-5.6 EX DC или Tokina AT-X 12-24mm F4 DX качество изображения немного хуже объективов Canon и Nikon, но цена значительно ниже - недороже 600$.

Объективы с фиксированным фокусным растоянием

В то время как развиваются широкоугольные zoom-объективы, фиксы никто не отменял, тем более что качество фиксированного объектива превосходит зум в резкости и светосиле. Фиксы стоят дороже зумов, оно и понятно, на более резкую фотографию куда приятнее смотреть. Качественные фиксы можно найти у любого производителя, тут всё упирается в финансы. Можно приобрести Canon EF 14mm f/2.8L II USM ценой в среднем 75 тысяч рублей или Canon EF 20mm f/2.8 USM, который обойдётся вам в среднем около 15 тысяч рублей, разница ощутимая как в техническом плане, так и в ценовом. Объективы Canon L-серии обойдутся покупателю всегда дороже, так как производитель уверяет, что они собраны из качественных материалов, спрятанных под прочным корпусом, который не пропускает ни пыль, ни влагу. У Nikon фиксированные объективы дешевле, например, если взять Nikon AF-S 24mm F1.4G NIKKOR и сравнить с тем же Canon EF 14mm f/2.8L II USM, то получается, что Nikon с диафрагмой f/1.4, стоит немного дешевле, но и угол у него меньше. Другие производители, такие как Sigma, с объективами Sigma AF 20mm f/1.8 EX DG ASPHERICAL RF, Sigma AF 28mm F1.8 EX DG ASPHERICAL MACRO, конкурентноспособны благодаря низкой цене и высокой светосиле! Так что если финансы позволяют, можно взять дорогой Canon или Nikon, а если нет, то недорогие объективы Sigma подойдут как нельзя лучше. О сайте fotomtv .

Показать html-код для вставки в блог

Широкоугольные объективы (увеличиваем угол обзора)

В фотографии широкоугольные объективы прочно заняли своё далеко не последнее место. Наряду с телеобъективами и портретными объективами, объективы с широким углом обзора входят в тройку самых распространённых как среди профессиональных фотографов

Читать подробнее

Под сверхширокоугольным в рамках данной статьи будем подразумевать любой объектив с фокусным расстоянием менее 20 мм (в пленочном эквиваленте). Под эту категорию попадают два вида объективов - обыкновенный сверхширокоугольник и "рыбий глаз". В статье речь пойдет не о технических возможностях данных объективах, а о возможностях творческих - "сверхширик" открывает нам возможность видеть мир в совершенно непривычном ракурсе, что, несомненно является благодатной почвой для различных творческих экспериментах.

"С широко открытыми глазами"

У меня есть опыт работы с двумя сверхширокоугольными объективами - рыбьим глазом Зенитар 16/2.8 (на кропе и на полном кадре) и с объективом Samyang 14mm f/2.8 . Сразу скажу, что оба эти объектива наилучшим образом проявляют себя на полнокадровом фотоаппарате, однако, в продаже есть "сверхширики" специально для кропа - их фокусное расстояние составляет 8-10 мм на коротком конце, что в пересчете на полный кадр дает 12-16 мм, поэтому мой опыт будет вполне применим и к этим объективам. Тем не менее, давайте сразу договоримся, что далее я буду оперировать именно "полнокадровыми" фокусными расстояниями.

В чем коварство сверхширокого угла?

На первый взгляд может сложиться впечатление, что широкий угол дает огромное преимущество при съемке архитектуры и других крупных объектов с близкого расстояния. Было бы очень удобно фотографировать во время экскурсий! В то время как владельцы стандартных объективов вжимаются в стены, чтобы уместить в кадр весь объект целиком, вы совершенно спокойно фотографируете архитектурные ансамбли и интерьеры соборов и музеев. Но за удобство приходится платить... Для начала, приведу два примера фотографии некого объекта, которые сняты при помощи объективов 14 мм и 50 мм так, чтобы масштаб был примерно одинаковым.

Насколько сильно отличаются фотографии одного и того же объекта! Как вы уже, наверное, догадались, левое фото было сделано на 14-мм объектив практически в упор. Возможно, для подобных "креативных" объектов, такой стиль съемки приемлем, но при фотосъемке классических архитектурных композиций столь агрессивная перспектива быстро начинает раздражать.


На левая фотография сделана на 14-мм объектив, правая - на 16-мм "рыбий глаз".

Конечно, при помощи Adobe Photoshop Lightroom можно частично скомпенсировать эффект перспективы...

Но при этом объекты получаются с жутко искаженными пропорциями - неправдоподобно вытянутыми вверх и сплющенной по бокам! К тому же для сохранения пропорций кадра пришлось его ощутимо обрезать. Таким образом, пострадало разрешение фотографии.

"Выпрямить" фотографию с Зенитара16 в Lightroom тоже можно, применив к ней профиль объектива Canon 15mm f/2.8 fisheye . Получится примерно то же самое, но с ощутимым размыливанием углов (собственно из-за этого я поменял фишай на обыкновенный сверхширокоугольник, дающий изначально "ровную" картинку).

Сверхширокоугольник для архитектуры - а вы уверены, что это хорошая идея?

Часто на сайтах с обзорами объективов, в частности на photozone.de , сверхширокоугольники позиционируются как чуть ли не специальные объективы для съемки архитектуры. Лично мне эта идея кажется не очень хорошей.

Как уже говорилось, если фотографировать здания с близкого расстояния и с низкой точки при помощи широкоугольного объектива, они получатся "падающими" назад. Еще один пример:

Перспективу можно выровнять в Photoshop, но это далеко не всегда получается качественно - при сильной компенсации эффекта здорово пострадают форма и пропорции объектов в верхней части кадра.

Если вам нужно получить действительно качественные фотографии объектов архитектуры, по возможности не используйте сверхширокоугольник. Ищите такую точку съемки, с которой объект поместится в кадр при использовании "нормального" объектива (40-50 мм) или даже телеобъектива. Линия горизонта - чем ближе к середине кадра, тем меньше перспективные искажения.

Вот пример фотографии объекта архитектуры, сделанной на фокусном расстоянии 105 миллиметров с большого расстояния.

Никаких падающих стен, кривых линий и искажения пропорций! Согласитесь, смотреть такие фотографии архитектурных объектов намного приятнее, чем такие:

Или такие:

Разумеется, использовать длиннофокусный объектив для съемки архитектуры получается не всегда. Часто бывает, что архитектурные объекты расположены очень неудачно - их закрывают деревья, рекламные щиты, другие здания. Тут уже делать нечего - спасение только в широкоугольнике. Но все же, старайтесь снимать на максимально возможном в данных условиях фокусном расстоянии.

p.s. Речь не идет о художественных фотографиях, в которых перспективные искажения играют роль художественного приема.

Съемка природы

Пейзажная съемка - вот истинный конек сверхширокоугольной оптики! Угол поля зрения 14-мм объектива на полном кадре составляет около 120 градусов по горизонтали -это примерно соответствует тому, что человек видит двумя глазами.

При съемке природы, в отличие от городского пейзажа, сильное искажение перспективы не столь уж критично, как при съемке зданий. Наоборот, агрессивная перспектива придает снимку дополнительную динамику и глубину.

При компоновке кадра с "верхним горизонтом" в кадр попадает большое количество объектов переднего плана (иногда даже ноги фотографа). Это заставляет более ответственно подходить к выбору точки съемки. Зато у фотографа есть возможность одним кадром передать все великолепие пейзажа во всех подробностях - от травы или воды под самыми ногами до линии горизонта.

При съемке пейзажа со сверхширокоугольником объекты заднего плана получаются очень мелкими - такова уж специфика столь малого фокусного расстояния, однако часто это превращается в огромное достоинство. Особенно хорошо со сверхширокоугольником получаются пейзажи с облаками. Если с обычным объективом облака являлись лишь фоном, дополняющим композицию, то со сверхширокоугольником они, зачастую, становятся полноправными ключевыми объектами.

А вот такая фотография получилась на 24-мм объектив:

Согласитесь, с 14-мм объективом получилось интереснее!

Даже если передний план как таковой отсутствует, "облачный рисунок", чуть усиленный в Фотошопе, сделать основным мотивом в пейзаже.

Разумеется, при таком ракурсе мы столкнемся с завалом вертикальных объектов из-за эффекта перспективы. Исходный вариант данной фотографии выглядел так:

Перспективные искажения в нижней части снимка кажутся катастрофическими! А что вы ожидали? Законов оптики никто не отменял. Про то, как исправить подобную беду без обрезки краев картинки (как на фото с колокольней), вы можете задать мне вопрос на Фотокурсах , я вам охотно все расскажу и покажу. Возможно, в обозримом будущем появятся видеоуроки.

Горизонт посередине - отступление от общепринятых правил композиции или полезный художественный прием?

Возможно, вам уже приходилось читать или слышать, что следует любыми способами избегать горизонта посередине кадра. По крайней мере, во многих учебниках серединный горизонт характеризуется как недостаток в композиции. Но, фотография - не физика и не математика! От правил можно и нужно отступать. Но, все же делать это следует с осторожностью, тщательно взвесив все за и против.

Долгое время я был противником серединного горизонта в пейзаже, однако, относительно недавно изменил свое мнение на этот счет. Основным поводом для этого стало пополнение моего арсенала сверхширокоугольным объективом с фокусным расстоянием 14 мм. За небольшой промежуток времени с этим объективом было сделано немало удачных фотографий, горизонт на которых располагался, как будто в насмешку над всеми правилами и канонами, ровно посередине кадра. Вот несколько примеров:

Гороховец, вид с Лысой горы:

Вечер в Ворсме (1):

Вечер в Ворсме (2):

Я пытался понять, почему серединный горизонт на этих фотографиях абсолютно не режет глаз, а наоборот, обеспечивает некий эффект присутствия? И, похоже, выяснил это...

Объектив 14 мм на полном кадре имеет угол поля зрения, сопоставимый с углом зрения человека (2 глазами, с учетом периферийного зрения) - 115-120 градусов. В обычном состоянии мы держим голову прямо и, совершенно очевидно, что линию горизонта мы привыкли видеть посередине! Вот и вся разгадка. Именно поэтому, на фотографиях, сделанных с таким широким углом охвата линия горизонта, делящая кадр пополам - вполне разумный композиционный ход.

Из этого можно сделать смелый вывод, что классические правила композиции (пришедшие в фотографию из живописи) на сверхширокоугольных объективах не так уж незыблемы! Все равно что геометрия Евклида и геометрия Лобачевского, либо классическая механика и квантовая:)

Заключение

В заключение хочу сказать, что фотографировать сверхширокоугольный объектив не так легко, как может показаться на первый взгляд. Вам почти всегда будут сопутствовать такие сложности. Многие разочаровываются в подобной оптике, из-за ряда ее особенностей:

  • Сильные искажения перспективы (нужно учиться их исправлять в редакторе, либо использовать в качестве творческого приема)
  • Дисторсия (относительно легко правится в Adobe Lightroom)
  • Недостаток динамического диапазона (из-за угла большого поля зрения в кадр будут попадать объекты хорошо освещенные, а также объекты в глубокой тени - осваивайте HDR)
  • При использовании мануальных объективов нужно привыкать к ручному режиму

Если же вы успешно освоите сверхширокоугольник и "проникнетесь" им, вам откроются огромные творческие возможности!

Широкоугольные объективы часто неправильно используются или выбираются по ошибочным причинам. Многие новички покупают действительно хороший объектив с широким углом, 50-миллиметровый (потому что кто-то посоветовал) и более длинный зум-объектив. Но самой большой ошибкой является непонимание того, как они работают, почему вам нужен конкретно каждый из них и для какой ситуации.

В этой статье мы рассмотрим широкоугольные объективы. Что они делают, как их использовать и как избежать следующих пяти наиболее распространенных ошибок, которые допускают фотографы.

  • Все на изображении находится на одинаковом расстоянии от объектива.
  • Отсутствует четкий объект съемки.
  • Широкоугольный объектив используется только для того, чтобы поместить больше объектов в кадр.
  • Съемка неудачных фотографий людей.
  • Съемка с широкоугольным объективом без причины.

Что такое широкоугольный объектив?

Технически это любой объектив, который имеет более широкий угол обзора, чем человеческий глаз. Еще во времена пленки 50-миллиметровый объектив считался "нормальным", потому что он дает картинку, которая ближе всего к той, которую видит человек. Теперь с "цифрой" это немного сложнее - 50 мм считается нормальным для полнокадровых камер, что соответствует приблизительно 35 мм для APS-C или кроп-сенсоров (для того же угла обзора).

Таким образом, фокусное расстояние которых превышает 50 мм (полный кадр) или 35 мм (APS-C), считаются широкоугольными объективами. Чем меньше фокусное расстояние, тем шире будет кадр, например; 15 мм, который является сверхшироким (полный кадр) или 10 мм (специальный объектив, сделанный только для камер APS-C). Еще более широкие объективы считаются объективами "рыбий глаз", при съемке изображение становится практически круглым.

Что делает широкоугольный объектив?

Широкоугольные объективы искажают предметы и улучшают перспективу: объекты, расположенные ближе к камере, кажутся более крупными, чем те, которые находятся дальше, даже если они одинакового размера в реальности.

Посмотрите на фотографию знака метро выше; обратите внимание, насколько больше его часть, расположенная ближе к камере, по сравнению с дальней. Это результат работы широкоугольного оптического объектива. То же самое видно на фотографии с Бруклинским мостом сверху и со зданиями ниже.

Давайте сравним изображения ниже, снятые при помощи широкоугольного и телеобъектива соответственно.

17-миллиметровый объектив на полнокадровой камере (для получения этого угла обзора вам нужно использовать 11 мм на APS-C)

75-миллиметровый объектив на полнокадровой камере (50-мм объектив на фотоаппарате APS-C даст вам примерно тот же угол обзора)

Посмотрите на размер трактора на двух изображениях. Обратите внимание, насколько визуально больше трактор на первом фото по сравнению с объектом на заднем плане. Посмотрите, как изменилось соотношение размеров на втором изображении? Трактор не двигался между снимками, расстояние между объектами тоже не менялось. Единственное, что изменилось - объектив, который использовал фотограф, а также расстояние между объектом и камерой.

5 ошибок начинающих при использовании широкоугольного объектива

  • Все на вашем изображении находится на одинаковом расстоянии от объектива

Чтобы использовать широкоугольный объектив правильно, вам нужен какой-то объект на близком расстоянии к объективу.


Это было снято с 24-миллиметровым объективом. Здесь отсутствует объект, потому что все элементы находятся на одном и том же расстоянии от камеры. Сравните с изображением трактора выше, особенно с широкоугольным снимком: трактор на нем буквально оживает

Теперь посмотрим на два изображения велосипеда ниже. На снимке слева нет ничего выделяющегося. По мере приближения переходит на велосипед. Фотограф находился всего лишь в нескольких дюймах от передней шины, когда делал второй снимок.

Вы не можете оставаться незаметным, когда занимаетесь широкоугольной съемкой. Чтобы сделать ваши снимки более интересными, иметь больше глубины и перспективы - вам нужно приближаться к снимаемым объектам. Попытайтесь найти объект на очень близком расстоянии к объективу, что-то еще на среднем расстоянии, а фон оставить еще дальше. Это придаст вашей фотографии глубины.

Изображение выше было снято с бедра (буквально), когда фотограф пересек улицу в Нью-Йорке. Готовое изображение было обрезано и обработано следующим образом.

Истинный Нью-Йорк - шумный центр деятельности. И перспектива, полученная при помощи широкоугольного объектива, переносит зрителя в самую гущу. Вы чувствуете хаос через фото?

Еще один пример.


Красивый восход солнца, но может показаться, что ему чего-то не хватает


Лучше всего добавить человека в кадр, близость к камере вносит глубину

  • В изображении нет четкого объекта

Эта ошибка тесно связана с первой. Когда все находится на равном расстоянии от объектива, . Как только вы приблизитесь, чтобы сделать объект в кадре более крупным, он начнет визуально выделяться.

В этих примерах фотограф начал с 17-мм и очень низкого угла съемки. Он хотел подчеркнуть перспективу через сходящиеся линии железнодорожных путей.


В первом снимке (выше) этого не удалось достичь, в нем нет четкого объекта, на котором бы зритель мог задержать взгляд. Затем фокус был сделан на гвозде, который торчал из доски. Вышло лучше, но потом обнаружился торчащий из гнилых досок желтый лист. Подсвеченный солнцем, он действительно выделялся на фото. Лист стал фокусной точкой изображения не только из-за своего размера в кадре, он яркого теплого цвета, не центрирован, а также на него определенным образом.

Какую историю вы хотите рассказать в своей фотографии?

Используйте все свои чувства, чтобы проникнуться тем, что происходит вокруг вас, когда вы фотографируете. Как вы можете связать это с вашим изображением?

Изображение выше было сделано в Базилике Нотр-Дам в Монреале.

Широкоугольный объектив был использован, чтобы сосредоточить больше внимания на статуях и кафедре и меньше - на главном алтаре. Глаз зрителя "идет" к ним из-за их размера в кадре.

Наконец, продумывайте композицию и освещение. Если объект съемки будет размещен не в центре, фотография будет интереснее. Убедитесь, что он хорошо освещен, а задний план не отвлекает зрителя.

  • Ошибка №3 - попытка вместить слишком много всего в кадр

Уличный продавец в Гаване, Куба; 17-миллиметровый объектив (полный кадр)

Выберите что-то интересное на прилавке, чтобы сфокусироваться, пока остальная его часть будет играть роль фона. Необходимо выбрать какой-то один объект, а не всю комнату, рынок или другое место. Ваш посыл будет разбавленным, если вы попытаетесь вместить как можно больше вещей в кадр.

Упрощайте - упрощайте - упрощайте. Часто в фотографии, меньше - это больше. Скажите больше с меньшим количеством вещей в своих изображениях. Посмотрите, насколько просты, но в то же время графичны, фотографии ниже?

  • Снимаете неудачные фотографии людей

Широкоугольные объективы искажают объекты в кадре. Таким образом, нос человека на фото будет удлиняться, челюсть будет торчать, а голова - выглядеть просто громадной!


17-миллиметровый объектив - не очень удачное фото модели

Такая съемка, как правило, не подходит большинству людей. Если вы хотите удачно сфотографировать человека, просто не используйте широкоугольный объектив. Вам нужно понять, какой эффект он будет производить на фото и использовать с мудростью.


35 мм - немного лучше


70 мм - другое дело. 85 мм является общим фокусным расстоянием для портретных фотографий. Лицо выглядит приятно, отображается меньше фона, внимание зрителя фокусируется на лице модели


160 мм - отлично подходит для съемки головы

Поэкспериментируйте со всеми объективами, которые у вас есть, подумайте, если бы фотографировали вас, то вы бы хотели в итоге получить изображение, снято с каким объективом? С ним и фотографируйте.

Используйте широкоугольный объектив, чтобы фотографировать людей, которые показывают свое окружение (вспомните владельца магазина в приведенном выше примере), добавьте веселья или даже немного юмора, расскажите историю. Но знайте, что это фото, вероятно, не будет лестным для модели.

Если вы намерены сделать лестный для модели портрет - выберите объектив чуть длиннее обычного в коротком телефото диапазоне (85-135 мм в полноэкранном режиме, 60-90 мм APS-C).


Широкоугольный вид показывает всю картину целиком. Это путеводитель и шаман в Перу, играющий в Мачу-Пикчу. Задний план в данном случае очень важен - он рассказывает часть истории


Юмор и широкоугольная съемка отлично сочетаются

Дети - очень важный объект съемки, с которыми вы можете немного повеселиться. Пусть в них проснется дух исследователей, и они приближаются к широкоугольному объективу. Это добавит ощущение игривости и веселья всем фотографиям.

  • Съемка с широкоугольным объективом хороша просто "потому что хороша"

Последняя ошибка заключается в использовании широкоугольного объектива только потому, что "он классный". Часто, когда люди покупают новый объектив, какое-то время только его и используют, причем где нужно и не нужно.

Успех с широким объективом

Выберите свой объектив, отталкиваясь от эффекта, который вы хотите получить в своих снимках.


Сходящиеся линии длинного коридора ведут зрителя к сцене

Подходите ближе, находите четко определенный и понятный объект съемки, не старайтесь поместить в кадр как можно больше вещей, правильно фотографируйте людей с широкоугольным объективом и принимайте осознанные решения о его использовании в целом.

· 02.06.2017

Текст статьи обновлён: 18.10.2018

Не ошибусь, если скажу, что абсолютно все посетители моего блога имеют опыт съемки на ширик: в смартфонах стоит объектив с эквивалентным фокусным расстоянием (ЭФР) 25-28 мм. Только вот, не у всех получаются шедевры. Предлагаю сегодня проанализировать, как фотографировать на широкоугольную оптику так, чтобы не выходило УГ.


Сначала разберемся с аббревиатурой «УГ» — «унылое г..но». Когда начинающий фотолюбитель приобретает свой первый ширик, он тоннами сваливает в соцсети и на специализированные форумы фотографов приблизительно вот такие кадры.

Что хорошего в этом снимке? Наверное, только линия забора, ведущая взгляд зрителя к СВКЦ (сюжетно-важный композиционный центр, если кто еще не прочитал учебник Лидии Дыко «Беседы о фотомастерстве»). А почему я считаю, что эта фотка УГ? Кто-то скажет: «Потому, что здание снято вблизи и наличествует дисторсия» (в данном случае линии стремятся сойтись в одну точку, хотя наяву они являются параллельными). Почему при съемке на ширик появляется дисторсия, если наклонить ось объектива, подробно и со схемами рассматривается в фотоуроке «Зачем мне нужен полный кадр» (ссылку на эту статью и другие, которые будут упоминаться по ходу разговора, можно увидеть в самом низу).

Но я не согласен, что дисторсия здесь — главное зло. Загружаю изображение в Photoshop, делаю дублирующий слой, выставляю направляющие, в меню «Редактирование – Трансформ – Перспектива — Масштаб». Более-менее выравниваю стены строения. Стало лучше (если бы снимал в анфас, результат был бы чуть качественнее). Все равно УГ…

Значит, причина в другом. Я считаю, что эта фотография некачественная, потому что на ней есть средний план (ближний угол здания), задний (дальний угол и колокольня), но нет переднего. Если бы на ближней плоскости находился какой-нибудь интересный объект, зритель даже не обратил бы внимания на дисторсию.

Хотите эксперимент? Беру исходное фото с кривыми стенами и делаю простенький фотоколлаж.

Бьюсь об заклад, вы даже не сразу обратили внимание, что я в редакторе дополнительно изогнул стены строения…

Особенности широкоугольного объектива

У широкоугольной оптики есть две характеристики, отличающие ее от других типов объективов. Во-первых, ширик растягивает перспективу (усиливает): предметы на переднем плане получаются очень большими, а объекты на заднем – быстро уменьшаются в размерах.

Фото 5. Вагоны поезда, можете мне поверить, тоже имеют одинаковую высоту спереди и сзади, хотя из-за усиленной широкоугольным объективом перспективы, они выглядят не очень реалистично. Зато эффектно… 1/160, -1.67, 8.0, 450, 14.

Во-вторых, широкоугольная линза выдает картинку, которую англоязычные фотографы характеризуют как «inclusive», то есть, «включающая, взаимопроникающая». По-русски, я бы сказал, «затягивающая зрителя во внутрь», или «интерактивная».

Согласитесь, когда смотришь на эти цветы, кажется, они за стеклом стоят, можно до них дотянуться. Необыкновенное чувство. Ни портретник, ни телеобъектив такого ощущения вам не подарят — это «магия» широкоугольной оптики.

Ошибки, которые допускают новички при съемке на широкоугольный объектив

Опытные фотографы выделяют четыре типа недостатков на снимках, полученных любителями на широкоугольные фотообъективы:

  1. Нет объекта, расположенного близко к объективу.
  2. Нет четко выделенного СВКЦ.
  3. Попытка вместить в кадры слишком много объектов.
  4. Искаженные лица на портретах.

Попробуем проанализировать каждый из этих пунктов.

1. Объект расположен далеко от объектива фотоаппарата

На мой взгляд, первая ошибка – это причина 90% слабых снимков и она тесно переплетается со следующими двумя.

Большинство лучших кадров, снятых на широкоугольный объектив, получены с расстояния менее метра (если говорить о крупных объектах) и даже с нескольких сантиметров (если речь идет о маленьких). Например, цветы на снимке №6 я фотографировал где-то с 10 см.

Чтобы получить интересные кадры, мы должны иметь большую глубину изображения (другими словами, усилить перспективу), то есть, должны подойти к объекту съемки на минимально короткую дистанцию.

Проделаем опыт. Снимем фото с уличной скульптурой на полный кадр Nikon D610 с репортажным зумом Nikon 24-70 mm f/2.8 на широком конце ФР=24 мм. Сначала я приближаюсь на очень короткое расстояние: буквально полметра.

Мне кажется, машина сейчас выпрыгнет с экрана на компьютер! Отхожу чуть дальше, буквально на 50-70 сантиметров и… магия теряется.

Ну, если отдалиться на пару метров, то наш объект совсем теряется на снимке. Шарм исчезает полностью.

Считаю, что в примере выше круг из брусчатки более-менее служит передним планом. Если бы его не было, восприятие изображения еще сильнее ослабилось бы.

Но и для тех, кто ненавидит ширики, приведу пример того же сюжета, но снятого на длинном фокусном расстоянии.

Обратите внимание на размер окон на заднем плане на снимке, полученном на широкоугольный объектив и на телеобъектив. Понятно теперь, почему при фотографировании на фоне горы или памятника, лучше попросить фотомодель отойти от него подальше и для съемки использовать линзу с большим фокусным расстоянием?

В статье с рассказом о том, зачем мне ширик и зачем телевик, я обращал внимание: если на Canon 70-200 mm f/2.8 снять кадр при ФР=200 мм и ФР= 180 мм, то изменение фокусных составит лишь 10% и, скорее всего, не будет заметно зрителю. А на фотографии снятой на Canon 16-35 mm f/2.8 при ФР=35 мм, а затем при ФР=16 мм, несмотря на то, что фокусное расстояние изменилось всего лишь на 19 мм, относительное изменение составило 219%.

Та же самая история с изменением дистанции до объекта съемки: снимаем на телеобъектив – отойдя на шаг, практически не получим изменений в передачи перспективы, на ширик – происходит существенный скачок…

Не нужно забывать, что есть широкоугольные объективы (ФР=24-35 мм для фуллфрейма, и ФР=15-22 мм для КРОПа), а есть сверхширокоугольные (ФР=14-24 мм для FX, и ФР=10-14 мм для DX) – они в разы более чувствительны к ошибкам фотографа, допущенным при построении кадра.

Ситуацию как на фото №12 и №13 профессионалы описывают как «расположение элементов композиции на одинаковом расстоянии от объектива и, как следствие, потеря СВКЦ».

Ну, может быть, здесь я подобрал не очень удачный пример, так как машина на заднем плане расположена в 30 метрах. Если бы она стояла в 5-ти метрах от медведя, то оба субъекта слились бы и казалось бы, что они размещаются почти в одной плоскости…

Как это работает? Читайте фотоурок об отличиях кропа и фул-фрейма — там есть схемы и формулы (ссылка размещена в конце данной статьи).

Здесь же расскажу кратко. Если на фото №11 расстояние до медведя составляет 1 м, а до точно такого же мишки на заднем плане — 5 м, то разница в изменении их линейных размеров изображения на снимке составляет Δ=((5/1)*100%-100%)=400%. Когда же фотограф отходит от первого медведя на 2.5 м, то Δ=((5+2,5/(1+2,5)*100%-100%)=114%…

На практике это значит, что в первом случае перспектива выражена очень сильно: медведь на переднем плане будет на снимке выглядеть в 4 раз крупнее, чем скульптура такого же размера, отстоящая от него на расстоянии 5 м. Во второй ситуации такие мишки будут на снимке отличаться в размерах друг от друга лишь в 1,14 раза.

Это значит, что такой трюк, как отойти подальше, снять на ширик фотографию, а потом вырезать объект, не получится, не потеряв магии широкого кадра. Ведь в таком случае перспектива будет выражена слабее.

Для сравнения восприятия: допустим мы снимали бы эти же сюжеты на телеобъектив с расстояния сначала 20, а затем 22,5 метров. Тогда изменение размеров медведей составило бы в первом случае Δ=((25/20)*100%-100%))=25%, а во втором ((27,5/22,5)*100%-100%)=22,2%. Во-первых, размеры обоих скульптур на снимках телевиком отличаются друг от друга существенно меньше, чем при использовании ширика (сравните 25% и 400%), т.е. перспектива выражена слабее. Во-вторых, изменение расстояния до объекта съемки тоже не приводит к драматическим отличиям: 25%/22,2%=1,13 против 400%/114%=3,51…

Поэтому еще раз: хочешь красивые снимки на широкоугольный объектив, подойди ближе, чтобы усилить перспективу, то есть, разницу в размерах между передним и задним планами. Вот еще практический пример. Я подошел к скульптуре на 30см.

Вроде все нормально, картинка затягивает. А что будет, если дистанцию сократить на 15см?

Отмечу, что примеры здесь подобраны неидеальные с точки зрения композиции. Я тоже учусь и нечасто могу снять шириком свой шедевр. В частности, в данном примере и на кадре с медведями, некрасиво обрезан низ. В фотоотчете я, наверное, оставил бы предыдущее изображение, чтобы плита на земле полностью вошла в кадр. Ну, еще парные кадры для демонстрации постулата: на широкоугольную оптику лучше фотографировать с малой дистанции.

2. Нет четко выделенного объекта в кадре при съемке широкоугольным объективом

Требование иметь в кадре СВКЦ, которое обращает внимание зрителя, взаимосвязано с предыдущим пунктом: чуть отошел подальше – зритель «потерялся».

Дорогой читатель, уж извините, если мой тон получился несколько поучительным. Еще раз повторяю, я тоже не умею снимать шириками, только учусь. А в блоге выкладываю свои «конспекты лекций». Я знаю, что часто бывает, что этот СВКЦ трудно найти и обозначить, что иногда нет возможности приблизиться и т.п.

Чтобы оживить такой кадр, жизненно важно найти что-то, что будет цеплять глаз зрителя: камень, надпись, трещина на переднем плане.

Думаете, зачем я в путешествие по дальним странам езжу с женой? Она мне нужна, чтобы привнести «человеческий элемент» («human element») в композицию.

Моя теория здесь в следующем: на этих кадрах главный объект не человек, а окружающая его среда, и она, как и нужно, располагается близко к фотографу.

3. Попытка разместить на снимке слишком много

Ширик имеет очень большой угол обзора. Это помогает, когда мы хотим показать, например, среду обитания нашего объекта. Но это и мешает строить композицию, так как на снимке может оказаться слишком много второстепенных деталей, отвлекающих от главного. Тут только один совет: знать меру и быть осторожным, выбирая границу кадра.

4. Съемка портретов на широкоугольный фотообъектив

Наверняка, вы много раз встречали строгие рекомендации: на ширик портреты людей не снимают, так как сильно искажаются пропорции лица и тела.

Первый кадр сфотографирован с расстояния 15 см, второй – с 30 см.

Я бы здесь внес уточнение. Когда вам пишет девушка, фотомодель: «Уважаемый фотограф, снимите, пожалуйста, мне портфолио», — наверное, лучше взять портретник Canon 50mm f/1.4 или Canon 85mm f/1.4. А если вы идете по улице и снимаете стрит-фото, можно получить очень интересные снимки на широкоугольный объектив с эффектом вовлечения зрителя.

Заключение

Подведем итоги. Без широкоугольного объектива очень трудно, а иногда и невозможно, снять профессиональный репортаж со свадьбы, Дня рождения, вечеринки и путешествия. Хотя бы потому, что нужен установочный кадр с общим планом, дающим зрителю понимание, где происходит событие (смотри урок «Как фотографировать фотоисторию»).

Чтобы фотки с ширика не были УГ, нужно следовать простым правилам: 1) подойти близко; 2) показать зрителю четко, кто главный объект; 3) не делать «мешанину» из тысяч субъектов, быть проще; 4) если хочется естественных пропорций тела человека, используются большие фокусное расстояние, но для стрит-фото и юмора не стоит стесняться снимать на ширик.

Понимаю, что я не авторитет в фотографии, но попробуйте внимательно обдумать те тезисы, что я здесь изложил. Затем зайдите на сайт Mywed и проанализируйте лучшие кадры – 30% свадебных фотографий сняты на ширик. Затем наберите в Гугле фразу «Коммерсант, лучшие фотографии года». Там тоже треть сюжетов получены на широком угле. Проанализируйте каждое фото, сравните с тем, что есть в вашем портфолио, и тогда тоже станете снимать шедевры на широкоугольный объектив. Удачи друзья!

Также хочу добавить, что всё вышеизложенное не значит, что мы всегда должны использовать ширик, и бывают исключения, когда мы не следуем описанным в статье правилам. Еще обращаю внимание, что в фоторепортаже желательно чередовать кадры, сделанные разными типами объективов: если все снимки будут сняты на широкоугольный объектив, зритель заскучает.

Обратили внимание, что при съемке на этот тип оптики чрезвычайно важное значение приобретают линии в кадре? Почти везде они очень цепко «захватывают взгляд» и ведут зрителя туда, куда нужно фотографу. Нужно быть очень внимательным при построении композиции.

В этой статье мы видели фотки, снятые на сверхширокоугольный объектив Samyang 14mm f/2,8. У такой линзы есть родственник: