Износ оборудования. Износ. Виды износа. Значение коэффициента износа

Для осуществления операций по купле-продаже загородной недвижимости владелец заказывает ее оценку. На основе экспертного заключения определяется реальная стоимость дома с учетом всех моментов, связанных с износом здания. Этот фактор является ключевым и, в дальнейшем, влияет на эксплуатационные характеристики постройки.

Определить износ можно самостоятельно с использованием специальных алгоритмов. Воспользуйтесь приведенными инструкциями, чтобы провести предварительную оценку износа частного дома.

Классификация износа

У каждого построенного здания есть заявленные сроки эксплуатации и параметры, по которым определяется ценность дома, его конкурентоспособность на рынке недвижимости. По мере использования объекта ему может наноситься механический ущерб, вследствие чего его оценочная стоимость снижается.

На установленную цену влияет:

  • внешнее состояние дома, его пригодность для проживания;
  • техническое состояние (надежность самой конструкции);
  • текущая рыночная ситуация и месторасположение объекта.

Единица измерения износа – это проценты. Эксперты разделяют этот показатель на две категории: устранимый и неустранимый физический износ дома. Если постройка имеет факторы, указывающие на обесценивание, специалист определяет финансовую целесообразность и стоимость устранения недостатков. Когда затраты на устранение слишком велики и полностью обесценивают объект, от покупки такого объекта недвижимости лучше отказаться.

Сколько времени может прослужить дом?

Период эксплуатации каждой постройки можно определить с точностью до нескольких лет. Факторы, влияющие на возраст и пригодность эксплуатации дома разделяют на физические, хронологические, экономические и эффективные.

Физические факторы

Под физическими сроками службы подразумевается время, в течение которого сама конструкция здания (коробка и фундамент) могут служить и не представляют опасности для жильцов. Если здание изношено настолько, что есть риски обрушения и неустойчивости несущих конструкций, такой объект непригоден для эксплуатации и подлежит сносу.

Хронологические

Во время оценки профессионалы берут во внимание также хронологический возраст объекта. Это временной промежуток между вводом коттеджа в эксплуатацию и настоящим временем. Существуют нормативы, по которым можно понять сколько «прослужит» без капремонта та или иная постройка.

Экономические

При определении стоимости дома анализируют параметр экономической жизни здания (срок, на протяжении которого объект приносит владельцу доход). Если внесенные улучшения или затраты на дом не окупятся, экономическая жизнь такого дома подошла к концу.

Эффективный возраст

Эффективный возраст – это критерий, который отличается от хронологического. К примеру, если здание было построено 10 лет назад, а эксплуатировалось лишь 5, то мы получаем эффективный возраст в два раза меньше хронологического. На основе определения возраста дома определяется оставшийся срок его эксплуатации.

Срок службы дома также определяется оценкой экспертов, которые проводят анализ по ряду параметров, собранных во время осмотра здания и на основе правоустанавливающих документов (с техническим паспортом). На срок пригодности здания также влияет качество строительства. Заявленный в документах срок эксплуатации может отличаться от фактического состояния коттеджа.

Как рассчитывается износ?

В арсенале экспертов есть несколько формул, которые собственник также может применить для предварительного расчета износа своего жилого дома. На практике каждый из критериев износа просчитывается отдельно. Итоговая оценка включает в себя данные по каждому из следующих расчетов:

1. Физический износ

Возникает под воздействием внешних факторов (погоды, климата) и зависит от того, как за домом ухаживали жильцы. Описываемый метод применяют по отношению, как к частным домам, так и к многоквартирным жилым комплексам.

Во время нормативной оценки специалисты БТИ используют формулы, руководствуются законодательными нормами и проводят инвентаризацию домов с целью планирования строительства, капитального ремонта и оценки общего состояния жилого фонда.

Оценку физического износа можно проводить как ко всему зданию, так и по отношению к отдельным элементам его конструкции. Сами жильцы могут применять упрощенную формулу для оценки своей недвижимости:

хронологический возраст объекта / стандартный срок физической жизни * 100%

Эта формула используется для метода сравнительной продажи и, конечно, влияет на цену. Поэтому, чтобы продать такой объект недвижимости дороже, проводится его модернизация (реновация).

Сегодня это очень развитый сектор рынка услуг на западе, и он постепенно становится популярным и в России. Реновацию коттеджей выполняют как сами собственники, так и агенты по недвижимости, специализированные фирмы по перепродаже домов (флипперы).

2. Временной износ

Когда оценку делает эксперт, он пользуется формулой, в которой эффективный возраст делится на стандартный показатель и умножается на 100%. Эффективный возраст определяется исключительно в ходе осмотра конструктивных частей здания. Рассмотрим сравнительную оценку физического возраста на конкретном примере.

Предположим на участке расположен дом, построенный в 1988 году. В документах заявлено 150 лет допустимой эксплуатации. Если сравнить земельный участок с аналогичными по текущему состоянию рынка, то он будет стоить порядка 4-4,5 миллионов рублей. Цена замещения коттеджа находится на уровне 11,4 миллионов и была определена методикой сравнительной единицы.

Отталкиваясь от текущих данных, если оценка проводится в 2018 году, то объекту 30 лет (хронологический возраст). Так как эффективный возраст нам неизвестен, используем следующую формулу:

хронологический возраст (30) / стандартный срок физической жизни (150) * 100%.

Получается, что износ дома равен 30%.

3). Экономический (внешний) износ

На показатели внешнего износа недвижимости влияет целый ряд факторов. В первую очередь, это месторасположение дома. В данном аспекте оценивается наличие поблизости:

  • транспортной инфраструктуры (шоссе, развязок, дорог с круглогодичным подъездом);
  • близости к городу и крупным пригородам;
  • автономность населенного пункта (поселка);
  • наличие магазинов, школ, детских садов, поликлиник, спортивных центров;
  • близость природных благ (леса, речки, озера) и т.д.

Немаловажно также текущее состояние рынка недвижимости (соотношения спроса и предложения, востребованность частного сектора и др.).

Экономический износ также зависит от политики государства и профильных ведомств. К примеру, если за период существования дома издавались нормативные акты, затрудняющие процедуры купли-продажи в определенном регионе или домов определенного назначения, то спрос на подобные объекты может быть низким. Соответственно, коэффициент экономического износа тоже будет минимальным.

В экономической оценке имеют вес негативные факторы. К примеру, если вблизи дома с участком построили промышленное предприятие, к коттеджу ведет разбитая дорога, ремонтом которой никто не занимается, или плохой воздух ввиду наличия рядом свалки или крупного шоссе. Определить негативные факторы далеко не всегда можно во время осмотра здания.

Стоит отметить, что в отдельных случаях экономический износ может стать устранимым с течением какого-то времени. Например, если условия на рынке поменяются в обратную сторону и правительство выдаст другой нормативный акт. Показатель экономического износа является плавающим и не подлежит оценки с помощью конкретной формулы.

4. Функциональный износ

Ущерб, нанесенный объекту недвижимости в процессе эксплуатации, может быть устранен посредством модернизации, замены, добавления отдельных элементов и сверхулучшений. В качестве отправной точки для оценки функционального износа здания берут нормы современных эксплуатационных стандартов. Стоимость устранения функционального износа измеряется количеством улучшений и их стоимостью, включая монтаж.

Если рассмотреть ситуацию на конкретном примере, можно отметить, что несоответствие современным эксплуатационным стандартам – это отсутствие счетчиков на газ и воду, наличие устаревшей канализации, или системы теплоснабжения.

Если в помещениях присутствуют явные недостатки внутренней отделки, в сумму функционального износа включаются затраты на проведение ремонтных работ по рыночной стоимости базовых стройматериалов.

Какие части дома подлежат оценке?

Как и говорилось ранее, экспертный метод предполагает осмотр специалистом основных конструктивных элементов постройки для общей оценки износа дома. Среди основных конструктивных элементов, подлежащих осмотру, выделяют:

  • фундамент;
  • перекрытия;
  • перегородки и внутренние стены;
  • полы;
  • кровля и крыша;
  • внутренняя отделка;
  • дверные проемы;
  • коммуникации.

Во время проверки эксперт фиксирует выявленные недостатки, определяет физический износ каждой части по формуле и указывает процентное соотношение удельного веса конструктивного элемента в общей стоимости здания. На основании заключения определяется стоимость воспроизводства или итоговая сумма, которая потратится на устранение недостатков.

Собственник может принять решение в пользу ремонта и реконструкции объекта, а может снизить стоимость дома во время продажи, основываясь на конкретных цифрах. Предварительная оценка без эксперта поможет владельцу приблизительно прикинуть стоимость дома с участком. В свою очередь, покупатель может, во время покупки дома, обратить внимание на конструктивные части здания, чтобы установить корректность суммы, которую запрашивает продавец.

Вам понравилась статья?

Вступайте в наше сообщество ВК, где мы рассказываем о всех нюансах загородной жизни и недвижимости.

Начнем с того, что общий пробег автомобиля далеко не всегда указывает на реальное состояние важнейших узлов и агрегатов (двигателя, трансмиссии, элементов рулевого управления, и т.д.). Что касается силовой установки, в ряде случаев возникает необходимость определить износ двигателя, например, . Важно понимать, что не всегда мотор, который при этом сильно изношен, обязательно должен плохо заводиться и «тянуть», а также шуметь, стучать и т.д.

Бывает так, что явных проблем с запуском не наблюдается, тяга на первый взгляд вполне приемлемая, агрегат работает ровно. Однако через несколько тысяч или даже сотен километров такой двигатель все равно попадает на дорогостоящий ремонт по причине сильного износа.

В этой статье мы поговорим о том, на какие признаки следует обращать внимание в рамках поверхностной проверки , а также как можно узнать износ двигателя без его разборки.

Читайте в этой статье

Определение степени износа мотора по косвенным признакам

Прежде всего, проверку ДВС необходимо начинать с анализа работы двигателя. Как уже было сказано, в норме не допускаются затруднения при запуске, вибрации и т.д. Однако даже наличие тех или иных отклонений не обязательно указывает на то, что двигатель износился.

Например, запуск может осложняться по причине сбоев в работе системы зажигания, проблемного стартера или недозаряженного . Стучать на холодную также могут , вполне возможно, что шум издают ролики и подшипники приводов, навесного оборудования и т.д.

Если опыта недостаточно, чтобы точно определить источник шума или другие причины сбоев, тогда, в первую очередь, следует обращать внимание на технические жидкости и их состояние. Начинать проверку следует с моторного масла. Важным показателем является расход смазки. Если двигатель начал «есть» масло, при этом нужно доливать около 1.0 литра на тысячу километров, тогда вполне вероятен сильный износ (при учете того, что мотор сухой, нет течей сальников и прокладок).

Дополнительно следует проверить и выхлоп, так как наличие из выхлопной трубы также укажет на причину повышенного расхода смазки. Параллельно следует открутить крышку маслозаливной горловины на заведенном моторе. Если явно виден дым, тогда это еще один признак проблем с поршневой группой и цилиндрами.

При этом становится понятно, что в одних случаях мотор еще можно в дальнейшем «оживить» с минимальными вложениями ( или их замена, установка новых маслосъемных колпачков, переход на более вязкую смазку), тогда как в других силовой агрегат необходимо разбирать и делать ( , замена поршней и т.д.).

Проверка поршневой и шатунной группы двигателя

Естественно, бeз cпeциaльнoгo oбopудoвaния, то есть «на глаз», описанными выше методами изнoc двигaтeля определить сложно. Можно выявить наличие проблемы, но точную причину установить может быть затруднительно. Учитывая эти особенности, следующим этапом при проверке становятся наиболее распространенные действия:

  • в двигателе;

Компрессия является условным показателем состояния пopшнeвой группы (поршней, поршневых колец и цилиндров), замер давления масла позволяет оценить состояние шатунных подшипников, шеек коленвала и т.д.)

При этом важно понимать, что компрессия в двигателе зависит от многих факторов и условий. Например, снижение показателя может происходить не только по причине проблем с ЦПГ, но и в результате неполадок, которые связаны с . Если точнее, компрессия падает в том случае, когда возник прогар клапана, к снижению компрессии приводят проблемы с ceдлами клaпaнoв.

По этой причине оценить состояние ЦПГ по показателю компрессии можно только приблизительно. Однако существует еще один способ, чтобы получить более достоверные данные. Для этого необходимо замерить дaвлeние отработавших газов, кoтopыe прорываются через неплотности между пopшнями и стенками цилиндров в поддон двигателя.

Для замера манометр подключается к вытяжнoй тpубкe в пoддoне. Параллельно очень важно максимально гepмeтичнo перекрыть остальные отверстия и щели как в пoддoнe, так и в двигaтeлe. Еще понадобится иметь специальную насадку для манометра, а также техническую документацию для конкретной модели ДВС.

Естественно, на многих мелких СТО такую операцию выполнять не будут. Если же речь идет о проверке б/у авто перед покупкой, скорее всего продавец также ответит отказом на просьбу провести диагностику указанным способом. В итоге остается только выполнять замер кoмпpeccии, учитывая все возможные погрешности и различные нюансы для получения максимально точных результатов.

  • Если же говорить об измерении дaвлeния мacлa в двигателе, с этим несколько проще, а сам способ позволяет определить приблизительное состояние шатунных подшипников, шеек коленвала и т.д. Для решения задачи выкручивается датчик давления масла, после чего в это место через переходник подключается манометр.

При этом важно учитывать, что перед проведением процедуры моторное масло необходимо заменить на свежее с учетом всех допусков и рекомендаций производителя ДВС (вязкость по SAE и т.д.) Также необходимо поставить новый масляный фильтр. Перед замером двигатель должен быть прогрет до рабочей температуры. После прогрева мотора измерения проводятся на разной частоте вращения коленвала.

Затем полученные результаты по давлению масла сравниваются с теми, которые указаны в технической документации для конкретного двигателя. При этом максимально точные данные не так важны, вполне допускается определенная погрешность по манометру. Дело в том, что на износ двигателя и его шатунной группы указывает достаточно значительное отклонение от нормы (около 15-20 %). Если это так, тогда силовой агрегат в скором времени будет нуждаться в дорогостоящем ремонте.

Что в итоге

Итак, теперь вы не знаете, как определить износ двигателя. Более того, оптимально воспользоваться не одним, а сразу несколькими методами, описанными выше. Выполнять ряд проверок можно даже одновременно (например, замер компрессии совмещают с проверкой свечей зажигания). Главное, чтобы все операции были выполнены правильно.

Добавим, что хотя перечисленные решения дают только ориентировочное представление о том, в каком состоянии находится мотор и какова степень его износа, с их помощью все равно можно быстро получить полезную информацию, причем без разборки двигaтeля. Это может пригодиться при выборе автомобиля с пробегом.

Если же возникает необходимость ремонта ДВС, точно оценить его состояние только по косвенным признакам (потеря тяги, стуки, шумы) или путем замера компрессии и давления масла, не получится. Для того чтобы точно узнать степень износа двигателя, потребуется в обязательном порядке разбирать силовой агрегат. Далее выполняется , после чего осуществляется последующая переборка или выполняется капитальный ремонт мотора.

Читайте также

Компрессия в двигателе автомобиля: на что влияет и как проверить. Как делается проверка компрессии без компрессометра, замер показаний при помощи прибора.

  • Как самому определить прогар клапана двигателя. Основные симптомы погоревшего клапана, точное выяснение причин троения мотора. Диагностика, полезные советы.


  • При определении нормативов потребления коммунальных ресурсов учитывается такой фактор как износ МКД. Он также влияет на размер тарифа на содержание и ремонт общего имущества дома. Читайте о том, кто и как определяет уровень износа многоквартирного дома и почему это важно для управляющих организаций.

    Физический износ дом и почему он происходит

    Базой для определения износа многоквартирного дома служат:

    Для получения точного результата необходимо обследовать несколько участков с разной степенью повреждений. Итоговый процент износа МКД - это сумма величин износа, полученных при оценке отдельных элементов. При этом учитывается удельный вес таких элементов в доме: как отношение размера повреждённого участка к общему размеру оцениваемой конструкции или размера всей конструкции к общему объёму элементов в доме (п. 1.3 Правил № 446). Усреднённые значения удельного веса различных конструкций и элементов дома приведены в Правилах № 446.

    Как происходит расчёт износа многоквартирного дома по Правилам № 446

    Рассмотрим пример оценки изношенности многоквартирного дома с применением Правил № 446 . Для определения общего износа дома необходимо рассчитать изношенность его отдельных конструкций.

    1. Сначала проводится осмотр всех конструкций, систем и элементов дома с применением таблиц Правил № 446 . Затем определяется изношенность элементов каждой конструкции отдельно или отдельных частей с разной степенью изношенности. Такие значения рассчитываются по формуле:

    значение износа элемента согласно таблице Правил № 446*удельный вес (размер повреждённого участка/размер всей конструкции).

    Например, если одна часть фундамента четырёхсекционного дома по признакам, приведённым в таблице, изношена на 50%, а три другие - на 50%, расчёт изношенности повреждённой наполовину конструкции фундамента выглядит так:

    50*(25/100)=12,5%,

    где 25 - удельный вес элемента в % в общем объёме фундамента (одни из четырёх одинаковых секций, то есть ¼ от общего объёма элемента), а 100 - общий объём фундамента в %.

    Таким же образом рассчитывается доля трёх оставшихся частей фундамента с износом 30%:

    30*(75/100)=22,5%,

    где 75 - удельный вес элементов в % в общем объёме фундамента (¾), а 100 - общий объём фундамента в %.

    2. Определяется изношенность конструкции как сумма значений изношенности его отдельных элементов и элементов с разной степенью износа (п. 1.3 Правил № 446). В нашем примере износ всего фундамента складывается из суммы долей износа первого элемента (12,5%) и трёх других элементов (22,5%). Следовательно, износ фундамента МКД составляет 35% (пример 2 приложения 1 к Правилам № 446).

    3. Когда таким образом рассчитан процент изношенности каждого конструктивного элемента или инженерной системы МКД, определяется значение его износа по отношению ко всему объёму конструкций в доме:

    износ конструкции (п. 2)*удельный вес (доля восстановительной стоимости отдельной конструкции в общей восстановительной стоимости здания/100).

    Такие доли, или коэффициенты, для каждого элемента, конструкции или системы приведены всборнике № 28 «Укрупненные показатели восстановительной стоимости жилых, общественных зданий и здания и сооружения коммунально-бытового назначения для переоценки основных фондов» и частично - в приложении 2 к Правилам № 446 . Например, для фундамента с изношенностью 35% значение его износа в масштабах всего МКД будет составлять:

    35*4/100=1,4%, где 4 - удельный вес фундамента.

    4. Когда износ каждого элемента, конструкции, системы в доме подсчитан отдельно, определяется общий износ дома - как сумма этих показателей. Пример расчёта износа пятиэтажного многоквартирного дома с указанием износа и удельного веса каждого конструктивного элемента приведён в примере 6 приложения 1 к Правилам № 446 .

    Согласно п. 1.5 Правил № 446 , полученный в результате расчётов процент износа принято округлять: для отдельных частей конструкций - до 10%, для конструкций в целом - до 5%, для домов в целом - до 1%.

    Следовательно, если износ дома после сложения всех его элементов и систем, - 22,47%, то изношенность МКД составит 22%.

    Запомнить

    Сведения об износе дома заносятся в технический паспорт МКД. Обязанность об актуализации этой информации в техдокументации лежит на собственниках помещений в МКД (ст. 210 ГК РФ , п. п. 3.43- 3.50 приказа Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37). Поэтому проведение экспертизы для определения актуального износа дома и внесение информации в техпаспорт МКД должно быть утверждено на общем собрании собственников.

    Определить износ дома важно для управляющей организации по нескольким причинам:

    1. В зависимости от степени износа дома определяются нормативы потребления коммунальных ресурсов, утверждённые на уровне субъектов РФ.
    2. Степень износа дома влияет на уровень тарифа на содержание и ремонт общего имущества МКД, устанавливаемый управляющей организацией по договору управления. Чем больше износ дома - тем выше расходы на его содержание.
    3. Износ дома напрямую может повлиять на очередность проведения капитального ремонта дома, если средства на него собираются на счёте регоператора.

    С момента начала эксплуатации машины и оборудование подвергаются износу, который нарастает с увеличением срока эксплуатации объектов и приводит к потере ими части своей полезности, и, как следствие, определенной части стоимости.

    Иными словами, износ - потеря стоимости (обесценение) собственности в процессе эксплуатации под действием различных факторов устаревания и природно-временного воздействия.

    Причины износа могут относиться либо к самому объекту, либо к ближайшему окружению этого объекта (появлению более совершенных и конкурентоспособных аналогов, появлению новых технологий или изменениям в технологической цепочке, в которую включен объект), либо в областях, не имеющих непосредственного отношения к объекту, то есть внешних по отношению к нему.

    В качестве основных факторов обесценения (устаревания) обычно рассматриваются физический, функциональный и внешний износ.

    Физический износ - ухудшение первоначальных технико-экономических свойств, обусловленное естественным изнашиванием конкретного объекта в процессе эксплуатации и под воздействием различных природных факторов. Другими словами, это износ материалов, из которых создан объект, потеря его первоначальных качеств, постепенное разрушение конструкций и т.д.

    Функциональный износ - обесценение объекта в результате несоответствия его параметров и (или) характеристик оптимальному технико-экономическому уровню. Причиной функционального устаревания может быть как недостаток в оптимальной полезности, так и ее неиспользуемый избыток.

    В качестве примера функционального устаревания можно рассматривать излишек производственных мощностей, конструктивную избыточность или недостаточность, большие затраты на вспомогательное производство и т.д.

    Внешний (экономический) износ - обесценение собственности, обусловленное влиянием внешних факторов, а именно: изменение в оптимальном использовании, законодательные нововведения, изменение соотношения спроса и предложения, ухудшение качества сырья, квалификации рабочей силы и т.д.

    Внешний износ почти всегда считается неустранимым, поскольку величина потенциальных затрат на ликвидацию внешних элементов, вызвавших это устаревание, всегда, за редким исключением, превышает добавленную к собственности стоимость.

    Поскольку любой объект может подвергаться одновременно разным видам износа, то при оценке учитывается совокупный износ.

    Расчет совокупного износа предполагает определенный порядок оценки обесценивания. Обычно он имеет следующий вид: текущая стоимость минус физический износ, функциональный износ и внешний износ. Это - общепринятая последовательность вычитания этих различных элементов обесценивания из текущей стоимости. Логика последовательности получена из нормального жизненного цикла актива. Когда актив новый, оценка равна цене, по которой он фактически продается.

    Наличие желания покупателя и желания продавца подразумевает предположение, что покупка этого актива экономически оправдана (т.е. имеется деловая потребность определенного вида). Как только активы покидают завод-изготовитель, они начинают обесцениваться. Обычно первым элементом обесценивания является физический износ, так как актив будет введен в эксплуатацию и использоваться по назначению. Поскольку актив продолжает эксплуатироваться, появляются два элемента ухудшения - исправимый и неисправимый износ. Исправимый износ проявляется в форме обычного ремонта, а неисправимый проявляется в таких формах, как усталость металла. Физический износ - единственный элемент обесценивания, который действует до того, пока какое-нибудь событие на рынке или в окружающей среде не вызывает функциональный или внешний износ.

    Обычно изготовитель улучшает изделие постепенно через какое-то время, и, когда изготовитель объявляет о "новой и улучшенной" версии машины, появляется новый вид устаревания существующего актива. Обычно новая версия - результат некоторых технологических усовершенствований, вызывающих некоторое функциональное устаревание. При существенных изменениях в технологии функциональное устаревание становится значительным. В этот момент актив эксплуатируется, испытывает физический износ, и к нему теперь добавляется некоторый функциональный износ. По прошествию времени, внешние факторы типа уменьшенной доходности в промышленности, увеличении конкуренции, импорта иностранных товаров, сдвиги в потребностях рынка или законах и т.д. ведут к внешнему устареванию. Это обычно последний элемент обесценивания, воздействующий на актив.

    Это нормальная последовательность обесценивания при использовании затратного подхода. Последовательность может измениться при определенных обстоятельствах. Важно, чтобы при использовании затратного подхода оценщик стремился выделять различные виды износа и удостоверяться в отсутствии дублирования обесценивания.

    Совокупный износ объекта оценки определяется как сумма потерь стоимости под действием всех факторов устаревания (износа). Коэффициент годности, учитывающий обесценение от совокупного износа определяется по формуле:

    К г = К ф * К фун * К в (5.15)

    где: К ф - коэффициент физического износа;

    К фун - коэффициент функционального износа;

    К в - коэффициент внешнего (экономического) износа.

    Физический износ

    Физический износ представляет собой естественный процесс ухудшения характеристик оборудования во время его эксплуатации под воздействием многих факторов, таких как: трение, коррозия, старение материалов, вибрация, флуктуации температуры и влажности, качество обслуживания и др.

    Рост физического износа приводит к увеличению вероятности аварийных отказов оборудования и к снижению качественных характеристик выпускаемой с помощью этого оборудования продукции, что ведет к уменьшению остаточного срока службы всего изделия или некоторых его узлов и деталей.

    Различают следующие виды физического износа:

    1) механический износ, результатом которого является снижение точности (отклонение от параллельности и цилиндричности);

      абразивный износ - появление царапин и задиров на сопрягаемых поверхностях;

      смятие, вызывающее отклонение от плоскостности;

      усталостный износ, ведущий к появлению трещин, излому деталей;

      заедание, которое проявляется в прилипании сопрягаемых поверхностей;

      коррозионный износ, проявляющийся в окислении изнашиваемой поверхности. По причине, вызвавшей износ, физический износ бывает первого рода и второго рода.

    Физическом износом первого рода называется износ, накопившийся в результате нормальной эксплуатации.

    Физическим износом второго рода называется износ, возникающий вследствие стихийных бедствий, аварий, нарушений норм эксплуатации и т.д. По времени протекания различают износ непрерывный и аварийный. Непрерывным износом называется постепенное снижение технико-экономических показателей объекта при правильной, но длительной его эксплуатации. Один из видов непрерывного износа -механический износ узлов и деталей, влияющий в основном на движущиеся части машин и механизмов.

    Аварийным износом называется быстрый по времени износ, достигающий таких размеров, что дальнейшая эксплуатация объекта становится невозможной, например, пробой кабеля. По характеру протекания аварийный износ действительно моментальный, но по сути он является следствием непрерывного скрытого износа.

    Аварийный износ по внешним причинам связан с ошибками персонала, резкими скачками питающих напряжений, несоответствием между требуемыми и имеющимися расходными материалами. Например, у двигателей внутреннего сгорания, рассчитанных на низкооктановое топливо, при применении высокооктановых бензинов быстро прогорают клапана, то есть наступает аварийный износ.

    Скрытым износом называется износ, который непосредственно не влияет на технические параметры оборудования, но увеличивает вероятность аварийного износа.

    По степени и характеру распространения различают глобальный и локальный виды износа.

    Глобальным износом называется износ, распространяющийся на весь объект в целом.

    Локальным износом называется износ, в разной степени поражающий различные узлы и детали объекта.

    По технической возможности и экономической целесообразности восстановления утраченных потребительских свойств физический износ бывает устранимым и неустранимым.

    Устранимый износ - износ, устранение которого физически возможно и экономически оправдано, т.е. износ, допускающий ремонт и восстановление объекта с технической точки зрения и оправданный с точки зрения экономической.

    Неустранимый износ, т.е. износ, который невозможно устранить из-за конструктивных особенностей объекта или нецелесообразно устранять по экономическим соображениям, так как расходы на устранение (ремонт оборудования или замену деталей или узлов) превышают прирост стоимости соответствующего объекта.

    По форме проявления физический износ бывает техническим и конструктивным. Техническим износом называется снижение фактических значений технико-экономических параметров объекта по сравнению с нормативными, паспортными данными. Конструктивным называется износ, под которым понимается ухудшение защитных свойств внешних покрытий.

    Другим проявлением износа служит увеличение издержек на изготовление продукции в части материалов, энергии, а также расходов на техобслуживание и ремонт, значительно превышающих средний уровень затрат для аналогичного нового оборудования. Иногда с увеличением физического износа увеличения издержек не происходит и затраты остаются ниже среднего уровня. Подобная ситуация может указывать на наличие отложенного ремонта и увеличение скрытого износа.

    Величина физического износа объекта в процессе эксплуатации зависит от множества факторов:

      степени загрузки объекта, продолжительности работы, интенсивности использования;

      качества объекта - совершенства конструкции, качества материалов и т. д.;

      особенностей технологического процесса, степени защиты объекта от внешней среды;

      условий эксплуатации - наличия пыли и абразивных загрязнений, повышенной влажности и т. д.;

      качества ухода;

      квалификации обслуживающего персонала.

    В результате физического износа снижается производительность машин и оборудования. Это вызвано в первую очередь увеличением простоев, вызванных ремонтом и обслуживанием, уменьшающих полезный фонд рабочего времени. Кроме того, износ машины с некоторого момента времени начинает сказываться и на ряде технических параметров, что также снижает выработку. Например, у металлорежущего оборудования падает точность обработки, в результате требуются более частые проверки и наладки, увеличивается выход бракованной продукции. По статистике производительность падает до 25% за 10 лет эксплуатации. У транспортных средств снижается мощность двигателя и, соответственно, грузоподъемность и скорость.

    Величина физического износа зависит от срока службы и ресурса. Срок службы измеряется календарной продолжительностью эксплуатации машин и оборудования до наступления предельного состояния, а ресурс - наработкой. Для разных видов техники установлены нормативные сроки службы. Однако реальные сроки службы машин и оборудования сильно варьируются, как отмечалось выше, из-за воздействия многих факторов: интенсивности и режима эксплуатации, наличия пиковых нагрузок, качества и периодичности технического обслуживания и ремонтов, состояния окружающей среды и т.д.

    Оборудование с износом до 5% условно можно отнести к новому, т.к. в таком состоянии у него еще нет видимых дефектов и практически не изменены технические параметры. Со временем технические параметры начинают заметно ухудшаться, накапливаются видимые дефекты.

    При переходе в стадию предельного износа изделие не способно выполнять целый ряд функций и в любой момент может полностью выйти из строя. В нормативно-технической документации для каждого вида машин и оборудования указывается критерий предельного состояния. Характерной особенностью данной стадии является экономическая нецелесообразность ремонта изделия в случае его выхода из строя. Эта стадия отсутствует у целого ряда изделий, которые эксплуатируются по ресурсу, например, ядерный реактор демонтируют, не доводя до предельного состояния, самолет и тепловоз выводят из эксплуатации и т.д.

    Работоспособное состояние любой, даже очень старой машины, можно восстановить, поэтому такие машины можно эксплуатировать значительно дольше срока их экономической жизни, заменяя выходящие из строя детали и узлы новыми.

    В какой-то момент времени машина ломается и больше не может выполнять своих функций, ее стоимость резко падает до некоторого уровня - стоимости ликвидации.

    В оценочной практике принято разделять прямые и косвенные методы определения величины физического износа.

    Прямые методы определения физического износа основаны на осмотре объектов оценки, испытании в различных режимах работы, измерении параметров и характеристик, оценке реального износа важнейших узлов, выявлении и оценке внешних и внутренних дефектов и потери товарной стоимости. При прямом определении износа производятся различные испытания его технических параметров, при этом могут измеряться как все значимые параметры функционирования изделия, так и только основные. Например, при испытаниях станков измеряются такие параметры, как минимальная и максимальная скорость оборотов шпинделя, максимальная мощность, расход электроэнергии, сила вибрации различных узлов при различных степенях загрузки, электрическое сопротивление силовых кабелей, а также измеряются все параметры изготовленного на данном станке тестового изделия.

    В оценочной практике прямые методы определения физического износа применяются крайне редко.

    Косвенные методы определения физического износа основаны на осмотре объектов и изучении условий их эксплуатации, данных о ремонтах и денежных вложениях для поддержания их в рабочем состоянии. Можно выделить следующие косвенные методы определения физического износа машин и оборудования:

      метод эффективного возраста (метод срока жизни);

      экспертный анализ физического состояния;

      метод потери прибыльности;

      метод потери производительности.

    Метод эффективного возраста (метод срока службы)

    Это наиболее распространенный метод определения физического износа наряду с методом экспертного анализа физического состояния.

    Как уже указывалось выше, реальные сроки службы машин и оборудования могут отличаться от нормативных из-за различных факторов: интенсивности работы и режима эксплуатации, качества и периодичности технического обслуживания и ремонта, состояния окружающей среды и т. д.

    При использовании метода эффективного возраста применяются следующие термины и определения:

    Срок службы (срок экономической жизни Т н ) - период времени от даты установки до даты изъятия объекта из эксплуатации (или полный ресурс наработки).

    Хронологический (фактический) возраст Т - количество лет, прошедших со времени создания объекта (или наработка).

    Остающийся срок службы Т о - предполагаемое количество лет до изъятия объекта из эксплуатации (или предполагаемая оставшаяся наработка).

    Эффективный возраст Т э - разница между сроком службы и остающимся сроком службы (или величина наработки объекта за прошедшие годы).

    Нормируемые отраслевыми стандартами для различных групп оборудования и механизмов сроки службы указывают на допустимое время эксплуатации оборудования без ощутимого изменения качества выполнения машинами своих функций. Иногда для определения срока службы используются «Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990г. №1072. При этом полагается, что условия эксплуатации будут соответствовать рекомендованным изготовителями техники, а ремонтные и регламентные работы будут производиться в срок и качественно. Следует отметить, что при оценке рыночной стоимости машин и оборудования срок службы оборудования является обычно только ориентиром для оценщика.

    Сроки службы машин и оборудования имеют для оценщиков собственности только рекомендательный характер, поскольку отражают их возможности для среднестатистических условий эксплуатации. В каждом конкретном случае определения остающегося срока службы оборудования следует учитывать реально существующий на момент оценки физический износ.

    Коэффициент физического износа для объектов с различным фактическим возрастом определяется по-разному.

    1) Для сравнительно нового оборудования при нормальных условиях эксплуатации коэффициент физического износа определяется по формуле:

    где: Т - хронологический возраст; Т н - срок службы.

    Следует учитывать, что изготовленная и временно неэксплуатируемая машина, даже находясь на складе в условиях тщательной консервации, имеет частичное ухудшение технических характеристик, а, следовательно, и потери стоимости. В этом случае стоимость оборудования на момент начала эксплуатации может ощутимо отличаться от стоимости нового оборудования, и это следует учитывать при оценке стоимости.

    Так, например, реэкспортные автомашины марки ВАЗ, поставляемые на внутренний рынок Украины из-за низкого спроса за рубежом, имеют потерю рыночной стоимости от 10 до 30%. А у этих автомашин, так же как и у изготовленных только что, нулевой срок эксплуатации. Потеря рыночной стоимости происходит из-за того, что за интервал времени от момента изготовления до момента продажи реэкспортная автомашина претерпела износ как физический (по следующим причинам: усталостные процессы в материалах, окисление и адсорбция смазочных материалов, коррозия, потеря эластичности резиновых и пластмассовых уплотнителей и шлангов, старение лакокрасочных покрытий и электроизоляционных материалов и т.п.), так и функциональный.

    3)Для более старого, сложного оборудования, а также оборудования, проработавшего больше срока его экономической жизни и продолжающего ещё работать коэффициент физического износа определяется следующим образом:

    где:Т э - эффективный возраст;

    Т о - остающийся срок службы.

    4)Срок службы оборудования значительно увеличивается за счет ремонтов, при которых происходит замена устаревших и износившихся узлов механизмов на новые и восстановление сопряжений в узлах трения. Особенно значимо это проявляется при капитальных ремонтах оборудования, когда заменяются основные узлы оборудования и восстанавливаются основные свойства наиболее важных частей машин.

    Если объект подвергался капитальному ремонту, коэффициент его физического износа определяется следующим образом:

    (
    5.18)

    Эффективный возраст объекта в данном случае - это средневзвешенный хронологический возраст его частей. Эффективный возраст может определяться также путем взвешивания инвестиций в объект (затрат на ремонт в денежном выражении).

    Пример. Задача состоит в том, чтобы определить эффективный возраст оборудования, оцениваемого в 2001 году. Мы знаем первоначальную стоимость и дату приобретения. Известно, что оборудование было приобретено новым в 1991, а в 1994 и 1996 годах были выполнены текущие ремонты. Капитальный ремонт был произведен в 1999 году с заменой некоторых агрегатов.

    На первом шаге необходимо выработать соответствующую основу для сравнения, которой в этом случае является накопленная первоначальная стоимость. Она определяется путем применения соответствующего индекса стоимости (для данного примера принят равным 10% в год) к первоначальной стоимости для каждого года:

    Если мы рассматриваем действительный возраст (или хронологический возраст) как количество лет с начала эксплуатации, то эффективный возраст отражает состояние актива. Если хронологический возраст -10 лет, то текущий возраст будет меньше, т.к. оборудование находится в лучшем состоянии в результате модернизации по сравнению с немодернизированным оборудованием.

    Эффективный возраст может быть определен путем взвешивания инвестиций в актив или группу активов. Первоначальная стоимость в 41900 грн. и накопленная стоимость 80979 грн. вводят в заблуждение, потому что они включают в себя избыточное капиталовложение, сделанное в ходе обновления в 1999 году, поскольку эти стоимости дважды включают активы, которые были заменены в ходе обновления в 1999 году. Например, если насос был заменен в 1999 году, то обе стоимости учитывают его дважды - как часть первоначальной инвестиции в 1991 году и снова в 1999. Чтобы скорректировать стоимости, необходимо удалить избыточные инвестиции. Для этого мы вновь переводим стоимость обновления в 1999 году в стоимость 1991 года путем дисконтирования следующим образом:

    (округленно 8100 грн.)

    Первоначальная стоимость и накопленная стоимость затем уменьшаются на величину избыточных инвестиций на дату приобретения (в данном примере в 1991 г.). Итог представлен ниже:

    Следующим шагом является учет возраста капиталовложений.

    Это выполняется умножением накопленной первоначальной стоимости на соответствующее количество лет:

    Дата приобретения

    Накопленная первоначальная стоимость, грн

    Возраст инвестиций, лет

    Взвешенные инвестиции, грн.*год

    На последнем шаге определяется эффективный возраст. Это выполняется делением взвешенных капиталовложений на накопленную стоимость.

    Результат - 6,66 года - приемлемая оценка эффективного возраста оборудования, которое мы оцениваем.

    Задача, решенная в примере, была упрощена, чтобы проиллюстрировать используемые методы и понятия. Мы использовали информацию о стоимости как равноправную базу для сравнения. Существуют и другие соответствующие базы. Например, оценщик может рассматривать оценку эффективного возраста на основе производительности.

    Для вычисления эффективного возраста можно использовать некоторые упрощенные методы, которые не дают столь же точные результаты, как метод, описанный в примере. Одной из технологий является использование информации о накопленной первоначальной стоимости для определения индекса составной стоимости и использование индекса стоимости при интерполяции. Если бы мы делали это в примере, то составной индекс стоимости, полученный делением накопленной первоначальной стоимости на первоначальную стоимость, составил бы 1,82. Интерполяция этого индекса стоимости в соответствии с принятым индексом стоимости (10%) указывает, что эффективный возраст оборудования составляет 6,3 года, что соответствует приблизительно 1995 году.

    Иногда используют методику взвешивания первоначальной стоимости возрастом (то есть, первоначальная стоимость за вычетом избыточных инвестиций, умноженная на возраст в годах). Если эту методику использовать для предыдущего примера, то эффективный возраст составит 5,5 года.

    Причины различий результатов, полученные с помощью таких упрощенных методик отражают упрощающие предположения, лежащие в основе плана взвешивания. Методика, использованная в примере, является наиболее точной, потому что фактически измеряется возраст капиталовложения на равноправной основе. Установление составного индекса стоимости и его интерполяция - не столь точный метод из-за процесса интерполяции, а также отклонений в индексе стоимости. Третья методика (первоначальная стоимость X возраст) - наименее точна, поскольку использование возраста в качестве основы подразумевает пропорциональные отношения, и, следовательно, предоставляет равный вес всем стоимостям

    Экспертный анализ физического состояния

    Этот метод предполагает привлечение экспертов для оценки фактического состояния машин и оборудования, исходя из их внешнего вида, условий эксплуатации и других факторов. В качестве экспертов можно использовать работников службы главного механика или ремонтной службы предприятия. Также оценщик может воспользоваться уже имеющимися данными периодически проводимых обследований состояния оборудования.

    В общем случае можно воспользоваться оценочной шкалой определения физического износа, составленной на основании исследований специалистов - экспертов (табл. 5.4) 1

    Таблица 5.4

    Оценочная шкала физического износа

    Состояние оборудования

    % обесценивания

    Новое

    Новое, смонтированное, и неиспользованное оборудование в превосходном состоянии

    Очень хорошее

    Как новое, однако несколько использованное и не требующее никаких ремонтов или замены деталей

    Хорошее

    Бывшее в употреблении, однако проходившее ремонт или модернизацию, находящееся в превосходном состоянии

    Нормальное

    Бывшее в употреблении, но требующее некоторого ремонта или замены деталей

    Удовлетворительное (пригодное к использованию)

    Бывшее в употреблении, находящееся в рабочем состоянии, однако требующее значительного ремонта

    Плохое

    Бывшее в употреблении, требующее значительной реконструкции, такой, как замена движущихся частей или основных структурных блоков

    Многие автомобилисты при эксплуатации своей машины задумываются о том, когда же им пора менять шины. Для этого необходимо уметь определять уровень их износа. Однако делать это умеют не все, из-за чего иногда покрышки приходят в негодность прямо в пути, что очень опасно.

    Этот показатель также важен при покупке б/у шин. Безусловно, новые будут идеальными, но ведь некоторые покупают резину с пробегом, и процент изношенности может быть существенным.

    Но как определить износ шин? Для этого существует несколько вариантов. Рассмотрим каждый из них.

    По внешнему виду

    Этот способ является самым легким, но стопроцентных результатов он не обеспечит. Его суть заключается в визуальном осмотре покрышек. Есть ряд факторов, безошибочно указывающих, что их использовать уже нельзя:

    • Если на резине видны порезы, трещины и другие дефекты.
    • На протекторе наблюдается неравномерный износ, когда один участок в нормальном состоянии, а другой полностью стерт до кордового слоя.
    • Стертая внутренняя часть покрышек – иногда она может задевать о какой-нибудь элемент автомобиля и стираться.
    • Наличие шишек также указывает на то, что степень изношенности выше допустимого.

    Еще: Как починить автомобильный компрессор для подкачки шин

    Работники СТО и шиномонтажей и даже некоторые автомобилисты умеют выявлять уровень износа протектора на глаз, определяя его примерную высоту.

    По высоте протектора

    Для определения изношенности шин лучше всего воспользоваться штангенциркулем. Он позволит точно узнать, какая высота у протектора. Для этих целей также подойдет линейка с глубиномером или другой инструмент.

    Чтобы точно понять, сколько осталось миллиметров, и определить износ протектора шины, рекомендуется измерять толщину на разных его участках, так как процент износа может быть неравномерным. Если все измеренные значения больше, чем минимально допустимые, то шины еще подойдут к использованию.

    Если же значения меньше, то продолжать эксплуатацию автомобиля с этими шинами не рекомендуется, так как они не обеспечат безопасное вождение, особенно в экстренных ситуациях.

    Если под рукой нет штангенциркуля, то измерить высоту протектора можно при помощи монетки. Она позволит понять, сколько еще осталось высоты, но точность измерений она не гарантирует, а только позволяет примерно сравнить показатели равномерности/неравномерности истирания резины.

    По индикатору

    На некоторых покрышках имеется индикатор износа. Если он вровень с протектором, значит, покрышки полностью изношены. Обычно индикатор состоит из цифр. Износ летних шин не должен быть более 2-3 мм, а у зимних – не более 4-6 мм.

    Еще: Какие диски и шины ставить на Ниссан Х Трейл

    При этом у зимних шин также должны оставаться шипы, если их менее 40%, то к дальнейшей эксплуатации покрышки не подходят, так как зимой безопасную езду они не обеспечат.

    В городских условиях без шипов еще можно ездить в экстренных случаях, но предельно аккуратно, а на трассе этого делать точно нельзя ни при каких обстоятельствах.

    Индикатор износа шин находится на самом протекторе, но найти его не так просто. Для этого на боковой части следует найти отметку в виде логотипа марки, треугольника, либо специального знака TWI.

    На покрышках Мишлен индикатор расположен в центральной канавке и обозначен специальным символом.

    Компания Континенталь на своих моделях применяет промежуточный индикатор, стирание которого сигнализирует о потере устойчивости к эффекту аквапланирования.

    На покрышках Нокиан и Матадор обычно применяется цифровой индикатор. Он удобнее всех, так как числа на нем соответствуют высоте протектора в миллиметрах.

    Сроки замены

    Если у вас нет желания постоянно измерять высоту протектора и определять износ шин, то можно просто менять их каждые 6 лет, тогда они не подведут вас на дороге. Однако такой период актуален только для спокойного стиля вождения.