Что такое фэшн-фотография? Подготовка к съемке. Тренды в фэшн-фотографии

Когда разговор заходит о fashion-фотографии, в голове всплывают картинки из модных журналов, где модели в странных позах и одеждах, с дерзким и ярким макияжем. Это и будет суть этого направления – реклама и привлечение внимания. Используют такой тип фотографии для повышения лояльности клиентов к бренду, повышения уровня продаж линий одежды, косметики или аксессуаров, для информирования клиентов о новинках моды.


Общие сведения

Главной целью работы фэшн-фотографов является создание несуществующей идеологии, навязывание ценностей зрителю и привлечение внимания к миру моды. Без фотографии не станет и самого понятия «мода», она строится на кадрах, картинках и постановочных снимках. Даже модные показы посещают единицы, а остальные узнают о тенденциях и новых коллекциях со страниц журналов или на сайтах.

Многие фотографы мира стремятся попасть в элиту – имиджевые съемки для журналов и брендов, но удается только единицам. Одной из причин является сложность жанра – новички тут не справятся. Для съемок таких кадров нужны годы тренировок, миллионы неудачных снимков и талант видеть глубже и дальше чем объектив и одежда. Fashion фотография должна иметь глубокую историю, внутренний смысл, подтвержденный деталями, четко проработанные мелочи и многое другое.


Отличительные особенности фэшн-фотографии

У фэшн-фотографии за долгие годы выделились особенности и правила, отличающие ее от других жанров. Можно выделить главные из них:

  • На хороший снимок в итоге может уйти до нескольких дней подготовки и 10-15 часов непрерывных съемок. Этого не стоит пугаться, кадр должен стать бриллиантом, а для этого нужно долго работать.

  • Каждая мелочь на снимке имеет свой смысл и тщательно прорабатывается до начала съемок. На фэшн-фотографии никогда не будет лишней тени, грязного пятна на одежде, случайно попавшего в кадр визажиста и так далее. А если это там будет, то так задумано изначально.
  • По постановке модели, одежде и деталям можно понять смысл и внутренний посыл фотографии. Рекламные кадры призывают вас купить продукт таким образом, что вы не всегда сможете это заметить и определить. Информационная фотография даст вам полную картину происходящего.

  • Одежда, макияж и поза модели подбираются таким образом, чтобы выделить снимок из общей массы. Поэтому они нереальные, дерзкие и вычурные.
  • Свет в имиджевой съемке играет одну из главных ролей, с его помощью строится интрига фотографии, диалог фотографа и зрителя. Поэтому новичкам будет сложно в этой индустрии без теоретических основ композиции, расстановки источников света и знаний о колористике.
  • В съемках должны участвовать мастера своего дела, причем узкоспециализированные. Фотограф не должен отвечать за макияж, а осветитель – за костюмы. Четкое разделение труда, где каждый знает зону работы и ответственности.

  • Фотография fashion-стиля является определенной вехой эпохи, она должна нести настроение толпы, определять направление развития культуры и общества, воплощать идеал времени и фиксировать неповторимую атмосферу и скрытые желания.
  • Фэнш-фото невозможны без графических редакторов. Сегодня весь глянец создается именно так, Photoshop – это библия современности, и инструмент, и источник вдохновения, и главный участник фотосъемок.

Эти пункты можно продолжать долго, у этого жанра фотографии множество особенностей и неповторимых черт. Они складывались годами и шлифовались почти полтора века, чтобы дойти до нас в современном виде.


Немного истории

У фэшн-фотографии богатая и насыщенная жизнь, наполненная духом и трудом различных мастеров. Каждая веха эпохи вносила коррективы в идеологию самой фотографии и всех ее направлений, развитие технических возможностей камеры и осветителей позволяло создавать все новые и новые провокационные снимки. А с появлением графических редакторов и цифры, имиджевые съемки получили и вовсе неограниченную свободу полета фантазии. На образе современных моделей отразилось и общее раскрепощение умов, снижение цензуры и критики.

Вехи

Началось движение в конце 19-го в начале 20-го веков с книги Адольфа Брауна, где он разместил фотографии итальянской герцогини Вирджинии Ольдони в модных нарядах того времени. Так она стала первой моделью в истории фотографии, а Браун – основателем направления фэшн-съемки. Было это в середине 19-го века, в 1856 году.

В начале 20-го века появись первые глянцевые журналы и в La mode practuqie была размещена первая фэшн-фотография. В 1909 году эстафету подхватил журнал Vogue, а в 1911 году в журнале Art et Decoration напечатали серию снимков Эдварда Стейхена, где были изображены платья парижского кутюрье Поля Пуарэ.

До Второй Мировой Войны несколько основных журналов и десятки модных фотографов активно публиковали снимки fashion-направления. В 50-е годы в тяжелое послевоенное время, активность фотографов и кутюрье заметно снизилась. Второе дыхание в фэшн-фотографию вдохнул английский фотограф Джон Фрэнч, напечатав снимок на газетной бумаге.

Известные фотографы современности

В список известных фотографов попали люди, сделавшие революцию в фотографии своего времени или создавшие снимки «эпохи».

  • Энни Лейбовиц родилась после войны и росла в тяжелое послевоенное время, что стало основой для роста ее как фэшн-фотографа. Самой известной ее фотографией является снимок Джона Леннона и его жены для обложки журнала в 1981 году.

  • Патрик Демаршелье снимает уже более 60 лет, за свою жизнь сотрудничал практически со всеми крупными изданиями, заслуженно считается одним из известных фэшн-фотографов мира. Самый знаменитый снимок – портрет принцессы Дианы, сделанный в 1992 году.

  • Питер Линдберг работает в фотоиндустрии уже более 30 лет, снимал огромное количество известных моделей, актрис и сотрудничает с несколькими известными брендами. Его считают «отцом» множества топ-моделей мира, именно благодаря Питеру большинство из них обрели мировую известность.

  • Марио Тестино имеет перуанские корни и уже более 40 лет работает по всему миру, снимая для журналов Vouge и Vanity Fair, на его счету тысячи фотосессий с моделями, певицами и актрисами мира.

  • Ник Найт – авангардист и экспериментатор из Великобритании. Часто работает с неординарными моделями, предпочитает идти против стандартов красоты. Работает в сфере моды и стиля уже более 35 лет, за это время он получил множество премий и титулов, выпустил несколько фотокниг и уже боле 15 лет руководит сайтом о моде SHOWstodio.com.

В мире фэшн-фотографии за почти полтора века «засветились» сотни фотографов и все они внесли вклад в облик этого направления.


Виды Fashion-фотографии

У фэшн-фотографии есть несколько направлений, они схожи между собой наличием модели и одеждой, но имеют некоторые отличия в стилистике, настроении, месте съемки и назначении снимков.

Съемки на показах дизайнеров

Они хороши тем, что их не нужно организовывать. Нужна только техника, хорошая оптика, правильный свет и «прямые руки» фотографа. Это кадры с подиума, где модели показывают готовый образ зрителю.

Съемки на улице (street-style)

Они могут быть постановочные или спонтанные. Фотограф может создавать образ полностью и снимать модель на улице, а можно просто ходить по городу и искать стильных людей.

Still-life – съемка одежды без моделей

«Стильный look», размещается в журнале или в сети, часто с подписью «надели бы?» Акцент тут сделан на фактуре вещей, идеи и настроения нет. Снимаются still-life на белом фоне, что позволяет сильно экономить на моделях, макияже и фонах для съемки.

Коммерческие или каталожные фотографии

Здесь стилисты создают полные образы для размещения их в каталогах одежды или аксессуаров. Снимается чаще всего в циклораме или на белом фоне, чтоб максимально показать товар и детали.

Собственно, фэнш-фотография

Главное ее отличие от предыдущих направления – наличие истории и смысла. Одежда не является центральным элементом на фото, более важно создать атмосферу, наполнить кадр эмоциями.

Чтобы прийти к качественной имиджевой или журнальной фотографии, стоит сначала потренироваться в остальных видах, научиться видеть не только вещи и лицо, но и внутреннее настроение. Подавать в кадр атмосферу, крик души, экстравагантность с помощью макияжа, деталей, света и декораций.


Тренды в фэшн-фотографии

Если вы начинающий фотограф, то первые снимки можно делать, копируя известных мастеров, пытаясь воссоздать настроение и атмосферу снимка. Со временем постановочные съемки разовьют вкус и творческое видение снимка. Можно еще использовать беспроигрышные тренды в фэшн-фотографии, от них можно оттолкнуться при создании своего шедевра.

Смазанные линии в макияже, нарочитые грубые дефекты. К пример, яркая помада, смазанная на щеки или потекшая тушь привлекут внимание к снимку, создадут настроение хаоса и беспорядка. Если правильно расставить акценты, то можно создать дух бунтарства на фотографии.

Спортзал и акцент на спортивных формах. Популяризация здорового образа жизни отразилась и на фотографии. Красивые подтянутые формы, играющее мышцы, спортивный инвентарь в кадре привлекают внимание современной молодежи. Для съемок можно выбрать старый стадион, школьный спортзал, площадку во дворе, она выгодно оттенит глянец и ухоженность модели.

Съемки на пленочный фотоаппарат. Несмотря на популяризацию цифры, пленка не сдает позиции и до сих пор уверенно удерживает популярность. Кадры, снятые на пленочный фотоаппарат, имеют неповторимую и ни с чем не сравнимую атмосферу, приятный глазу оттенок, хорошо запоминающийся и всегда приятный. Любой снимок будет восприниматься мягче, если снять его на пленку.

Использование масок. В модельном бизнесе и фэшн-фотографии на показ выставляется личность и внутренний мир модели. Маски закрывают лица, создавая протест персонализации модных направлений. Они могут частично прятать голову или полностью, могут оставлять открытыми некоторые участки, подчеркивая их важность.

Мокрые волоса и одежда. Эффект «только что из душа» не теряет популярности уже много лет, и активно используется фотографами для фэшн-съемок. Мокрые элементы одежды выгодно подчеркивают формы, а волосы и стекающая вода создают настроение протеста против канонов красоты и стандартов внешнего вида.

Сидячие позы в креслах или диванах. Все привыкли видеть модель стоя, так привычнее и красивее. А развалившись в кресле, создается атмосфера наплевательского отношения, вызова обществу. Девушка привлекает внимание, пропагандируя независимость от общественного мнения. Начинающему фотографу можно использовать эту идею для создания провокационных снимков.

Уличные съемки в неожиданных местах. Декорации улиц, заброшенные здания, мусор и урбанистических пейзаж при правильно подобранном образе и выражении лица модели создадут поэтическое настроение безысходности и «писательства». В противовес глянцевым и гламурным снимкам такая фотография обязательно запомнится зрителю.

Акцент на несовершенства фигуры. Родинки, веснушки, непропорциональное лицо – отличительные черты моделей, и на них можно сделать весь смысл фотографии. Не обязательно даже подавать историю красиво, можно усилить несовершенство, довести ситуацию до абсурда.

Кукольные позы, сутулость. На повседневных фотографиях смотрятся нелепо и комично, а в фэшн-фотографии считаются трендом. Моделей красят по-кукольному, даже одежду выбирают подходящую. Создается такой образ для нарочитого обезличивания персонажа, чтобы показать важность вещей и обстановки надо людьми и личностями.

Пастельные тона и минимализм. Излишество красок в глянцевых журналах часто создает цветную какофонию, что отлично используемся мастерами своего дела. Пастель и минимум макияжа, однотонный фон и неброская одежда – образ уже притягивает взгляд к странице.

Само появление фэшн-фотографии – протест желанию запечатлеть все красивое и гармоничное в мире. Главным смыслом направления всегда являлось привлечение внимания любыми способами. Тренируйтесь создавать постановочные фотографии, не бойтесь экспериментировать и вкладывайте смысл в каждый щелчок затвора, так вы сможете приблизиться к fashion-фотографам и возможно оставить свой след в искусстве.

Стаж – 4 года.



Леша: «Есть съемки с ошибками: с бликами, некрасивыми тенями, недоэкспонированием, переэкспонированием. В то же время есть абсолютно прекрасные съемки в похожих условиях уже без ошибок. Это наводит на мысль, что либо человек этим управляет и использует для достижения задуманного результата, либо есть знакомый специалист по свету.

В целом все неплохо, но крупный план не всегда удается хорошо : заметна ретушь, испорченная текстура кожи, восстановленная шумами. Разница видна за счет тех мест, где текстура сохранилась. К тому же заметно размытие. Но с крупным планом в принципе сложно: тяжело найти модель с идеальной кожей».

Катя: «Юлю я знаю уже года два. Пару лет назад она обращалась ко мне с просьбой опубликовать ее работы. Тогда, смотря на них, мне в принципе нравилась картинка из-за техничности и детализации. Все было неплохо, но в этом не было чего-то интересного.

Сейчас же, когда я смотрю на ее работы, я вижу копирование одного фотографа: его зовут Майкл Пуделка . Он стал очень популярным за счет четко выраженной эстетики. Недавно он снял campaign для Valentino и проснулся знаменитым. Фотографии Юлии – точные копии этих работ. Но, я считаю, что это хорошее начало, потому что методом проб и копирования ты рано или поздно приходишь к какой-то своей картинке и своему стилю».

Паша Павлов

Стаж – 2 года.




Леша: «Провалов с тенями нет, свет ставит правильно, ракурсы хорошие. Да и в общем смотрится интересно».

Катя: «Работы Паши я увидела на tumblr. Это как раз тот случай, когда у фотографа есть одна очень хорошая фотография . Есть, например, московский фотограф Сергей Рогов – у него была фотосессия, ставшая популярной чуть ли не во всем мире. В той фотосессии была одна фотография – ее все репостили, а об остальных работах и стиле фотографа вообще никто не знал. Пашу Павлова я нашла примерно так же – увидела одну его очень крутую фотографию , которую все копипастили, и начала смотреть, что вообще к чему.

Увидев его остальные работы, я в принципе была довольна. Паша Павлов – фотограф, который начинал не с одной четкой позиции: «вот, я буду снимать моду и буду снимать ее как-нибудь странно». Он долго нащупывал себя, делал качественные фотографии, но в какой-то абстрактной эстетике. В итоге пришел к тому, что делает сейчас. Мне не удалось найти его совсем ранние работы, потому что, мне кажется, все фотографы очень тщательно подчищают архивы и портфолио. Но из того, что имеется сейчас, мне многое нравится. Он стремится к идеальной картинке, но при всем при этом у него есть какой-то свой взгляд на вещи. Он старается найти историю, определенную тему и раскрыть ее красиво».

Страница в «ВКонтакте» Паши Павлова

Саша Чайка

Стаж – 1,5 года.




Леша: «Сначала в глаза бросаются ошибки с крупным планом. Вот , например, явно есть щетина на одной щеке, а на другой – нет. Следом замечаешь, что размыто ухо, нос, губа – использован фильтр «размытие по поверхности».Весь альбом такой, все фото с этим эффектом, и он явный, а смотришь другие альбомы – там таких ошибок нет. Так что, я думаю, что это сделано специально, а, возможно, вообще на телефон снято.

В целом видно, что у него все под контролем. Если посмотреть на эту фотографию , например, то видно, что свет ложится аккуратно, мягко, без прожига текстур».

Катя: «Странно говорить про него, потому что мы вместе работаем, но буду стараться быть объективной. В общем, Саша Чайка – молодой фотограф, который, возможно, с технической точки зрения и не самый лучший, но его фишка в другом. Я думаю, Саша старается смотреть на фотографию так же, как люди, которые, говоря про моду, говорят о ней, как о явлении. Он старается в первую очередь раскрыть тему (проблему давления медиа, например), и идти не снизу вверх – с техники до восприятия – а наоборот.

Многие ребята, которые сейчас фоткают, наверно смотрят на его работы и говорят «блин, что это за фигня, что за жесть». Возможно, с точки зрения профессионалов это выглядит, как пустышка. Но он внес свое видение, понимает четко, что происходит в сложных российских реалиях и пытается сделать то, что делают профессионалы в мировом масштабе. Это такая эстетика брака («эстетика брака» – эстетика, в которой изъяны и дефекты изображения являются частью композиции, выразительным средством – прим.ред. ), которая имеет довольно мощный эффект на людей».

Официальный сайт Саши Чайка

Сергей Ломакин

Стаж – меньше года.




Леша: «Видно, что оборудование при съемках используется по полной. С технической точки зрения многие фотографии выполнены корректно: нет бликов, мягкий свет. Однако на некоторых снимках есть засветы и недоэкспонирование. Понять, намеренно ли он это делает, сложно. Мне кажется, что это ошибки, потому что, когда такого эффекта пытаются добиться специально, то все смотрится органично. Тут – бросается в глаза».

Катя: «Сергей Ломакин снимает довольно неплохо, старается подражать каким-то современным тенденциям и эстетическим взглядам. Но, я думаю, что с его намерениями и пониманием внешней среды как модной, так и художественной, он может что-то поинтереснее сделать. Я нашла его через подругу, которая занимается абстрактным искусством – ее зовут Юля Попова. У них был совместный проект, и это наверное единственная его работа, которая прямо на 100% для меня. Все остальное – начинания, старания, но я не могу сказать, что это что-то выдающееся.

Его работы похожи на работы фотографа, тоже молодого, его зовут Стас Калашников. Он сейчас в Париже, снимает года 4 или 3. Мне кажется, успех Стаса как раз в том, что он очень много снимает. Он единственный, фотографии которого я вижу в ленте каждый день. К сожалению, фотографы, которых я лично знаю, работают «редко, но метко». Я бы предпочла, чтобы они максимально активно снимали и старались шире смотреть на вещи».

Tumblr Сергея Ломакина

Антон Рева

Стаж – 2 года.




Леша: «Мне сложно судить о технике – Антон не фотографирует, он пишет. Заниматься поиском косяков не хочется – картинки слишком интересные. Он однозначно умеет выбирать ракурсы, снимать при ярком солнечном свете».

Катя: «Фотографии Антона до нынешнего момента я не видела ни разу, что довольно странно, потому что его картинка – нереальный синтез фотографии и эстетики брака. Мне кажется, его работы покажутся интересными даже тем, кто абсолютно не интересуется ни модой, ни фотографией – они могут просто визуально почувствовать работу и проникнуться ей.

Суть такой фотографии в том, что сохраняется не только стиль фотографа, но и какая-то природа объекта что ли. Это история, близкая к Японии. Есть, например, гранит, и японцы стараются не нарушать его природную красоту – объект должен максимально находиться в своей атмосфере и поддаваться рукам мастера. Фотограф не диктует модели, что делать, а старается вжиться в ее природу. Это что-то вроде природной фотографии – когда фотограф не навязывает свою позицию по отношению к предмету, который он фотографирует. Получается что-то из ряда вон выходящее. Кажется, что раньше мало кто так снимал, а сейчас пытаются уловить эти моменты на уровне осязания и перенести эту философию в свои работы. Возможно, с технической точки зрения он пока не так хорош, но практика приведет его к нереальному росту».

Страница в «ВКонтакте» Антона Рева

Леха Ким

Стаж – 3 года.




Леша: «Снимки качественные, но, мне кажется, что он недавно начал заниматься съемками из серии «гуляли и снимали». Со светом Леша хорошо работает: бликов нет, свет мягкий. Попадаются кадры с явными ошибками . Ошибки эти выглядят настолько вопиющими, что, скорее всего, это часть замысла».

Катя: «Леша делает довольно качественную картинку. Его работы современные, но он старается применять еще и классические методы съемки. При всем при этом он не зацикливается на моде: он снимает портреты, лайфстайл. Лайфстайл не в смысле каких-то репортажек – это просто живая фотография, которая не статична».

Tumblr Лехи Ким

Таня Олифиренко

Стаж – 4 года, fashion-фотография – 2 года.




Леша: «Со светом и ракурсами работа хорошая, ретуши, если она есть, не видно».

Катя: «Я ее фотографии видела много раз, и, как это обычно бывает, думала «о, прикольно, пусть будет». Недавно я снова обратила внимание на ее имя, зашла, посмотрела работы и поняла, насколько это круто. То есть, во-первых, это очередной фотограф из Киева. Я не понимаю, как они это делают, но почему-то многие ребята из Киева крутые. У них есть какой-то свой взгляд, своя эстетика и общее понимание того, что вообще происходит сейчас в мире. Наверное, одна из причин ее успеха – это то, что в Киеве есть, где развернуться. Есть хорошие ребята, которые шьют одежду, есть интересные модели. Мне кажется, но им как-то проще, нежели нам. Нам, чтобы сделать съемку, нужно написать в пять агентств и сказать всем, что отдадите пол-царства за возможность снять их девочку.

Но это не важно. Важно то, что ты смотришь на ее работы и не думаешь вообще ни о чем. Это самое главное, ты не думаешь «ок, да, вот это работа киевского фотографа, я вижу здесь какие-то отголоски Патрика Демаршелье». Просто смотришь и видишь чистую работу. Плюс, это тоже показатель, я видела ее работы года два назад и подумала «ну да, здорово». Когда ты не думаешь, чтобы кого-то найти, но все равно его находишь – это показатель. Ее работы можно найти в различных пабликах, ресурсах, при этом она не надоела. Есть фотографы, которых видишь постоянно и думаешь «сколько можно, я уже не могу это видеть», а тут все ненавязчиво, но при этом очень здорово».

Tumblr Тани Олифренко

Ира Nuts

Стаж – год.




Леша: «По большей части техника хорошая, но есть съемки с ошибками новичка. Банально, нельзя выходить снимать в полдень при ярком солнечном свете. Компенсировать пересвет удачными ракурсами можно, но их здесь почти нет – в итоге приходится уходить в ч/б.

Многие модные фотографы используют в своей работе продвинутые фотографические технологии, которые помогают создавать передовые визуальные и цифровые изображения для высокой моды и художественных изданий. Мы рассмотрим работы нескольких современных фотографов, создающих красивые и интересные образы:

Черное и белое. Модная фотография от Тьери Ле Гуэ


Цифровые технологии. Фото Даниэля Саннвалда.

Даниэль Саннвалд (Daniel Sannwald)

Лондонский фотограф Даниэль Саннвалд родился в Германии. Он создает образы, пронизанные неотразимой цифровой эстетикой и поразительными современными визуальными эффектами. Даниэль специализируется и на цветной, и на черно-белой съёмке.

Он раздвигает границы того, что можно сделать с помощью цвета в модной фотографии. Мы видим это в приведенных выше ультрамодных снимках.


Американский фотограф моды Кортни Рой и ее красивые образы.

Кортни Рой (Kourtney Roy)

Талантливый фотограф Кортни Рой искусно балансирует на грани сюрреализма и обычности. Для съёмки она часто выбирает такие места, как гостиничный номер, летний пляж или удаленная ферма. Её ход мыслей выходит за рамки обычного, преобразуя каждый день в нечто захватывающее. Она придает своим моделям необычные позы и помещает их в кадр, обрамленный интересным фоном, который часто привлекает больше внимания, чем сами модели. Настоящая мистика.


Великолепная серия модных фото «Amazones» от Тьери Ле Гуэ

Тьери Ле Гуэ (Thierry Le Goues)

Французский фэшн-фотограф Тьерри Ле Гуэ отличается гениальным подходом к освещению своих моделей. Он умеет создавать яркий и экзотический законченный вид, используя освещение и всего один цвет, как в изображении выше.

Среди самых известных работ Тьерри Ле Гуэ его мощная серия «Amazones», в которой афроамериканские модели в облачении воинов с серебряными шлемами и в провокационных позах выглядят как амазонские богини. В одном снимке изображена черная модель на абсолютно белом фоне. От достигнутого уровня контрастности и красоты захватывает дух.


Майлз Олдридж и его насыщенные цветами фотографии.

Майлз Олдридж (Miles Aldridge)

Первое, на что мы обращаем внимание, когда любуемся работами Майлза Олдриджа - активное использование цвета, но это слишком поверхностное впечатление. Его фэшн-снимки с искусственными конструкциями, сложной сценографией и стилем несут тревожное настроение. Среди его самых красивых работ серия «Первые впечатления» для японского Vogue. В ней он снял гламурные 50-е годы в стиле «степфордских жён» в супермаркетах.


Потрясающие черно-белые кадры шведского фэшн-фотографа Микаэля Янссона.

Если задаться целью выяснить, какой жанр фотографии на сегодняшний день по численности и распространенности занимает лидирующие позиции, то, вероятно, уже при первом обзоре первенство окажется за гламуром. Современному человеку это слово знакомо не понаслышке, так как гламурные фотографии виднеются везде и всюду: на рекламных щитах, по телевидению; гламуром переполнены глянцевые издания, кафе и бары, ночные клубы. Многие интуитивно понимают, что такое гламур, но редко кто может дать более-менее внятное определение этому понятию. Если определение таких жанров как, например, портрет, пейзаж, ню, не вызывает затруднений и укладывается в несколько кратких предложений, то гламур рассыпается в шквале ярких эпитетов. Вот приблизительный перечень услышанных в результате краткого опроса определений: шик, роскошь, красота, ухоженность, блеск, эротизм, сексуальность, шарм, очарование… И это не полный список. Можно даже сделать вывод, что гламур - это скорее не жанр, а некая аура, настроение, которое охватило современность в последние 3 десятилетия.

Гламур, как стиль, действительно сложно поддается четкому определению. Но попытаться все-таки стоит.

Гламур - от английского glamour: шарм, чары, волшебство, обаяние, романтический ореол, привлекательность, в разговорной речи употребляется в значении роскошь, шик. Зародился, очевидно, в Голливуде в 1920-30-х годах с активным распространением кинематографа и популярностью известных кинозвезд. Свою роль сыграли и многочисленные глянцевые издания и активное развитие рекламы. На первых гламурных фотографиях изображались томные, манерные дамочки в декольтированных платьях, высоких перчатках и открытых туфлях на шпильках. Вспомним, например, известные фотографии Мерлин Монро.

Сегодня же гламур куда как более разнороден. На гламурной фотографии модель может изображаться как во всю стать, так и отдельными фрагментами (гламурный портрет, гламурные ноги и т.д.). Одета девушка может быть в вечернее платье или спортивный костюм, в сексуальное белье или купальник, в мокрую футболку или топлесс. По стилю - это может быть как жесткая сексуальность с элементами фашистской эстетики или с присутствием опасных рептилий или животных, так и милая романтика в ореоле гротеска и волшебства (см. фотографии Елены Черненко) То, каким получится гламур - зависит от авторского взгляда самого фотографа. Ведь каждый понимает его по-своему.
Вот что говорит по этому поводу Глеб Кутуков , основатель и владелец одного авторитетного фотосайта: «По-моему, понятие гламур включает в себя для каждого человека что-то свое. То есть, определение понятия "гламур" как "шик" или "шикарно" для всех абсолютно разное. Кому-то нравится деревенская девушка на морозе и большие розочки на ее кофточке (чем не гламур?).

Я попытаюсь обьяснить понятие "гламур" со своей точки зрения. В моем понятии "гламур"- это шикарная женщина в шикарном интерьере. И необязательно раздетая. Для меня важно все - как лежит косметика на ее лице (если она есть), белье (если оно видно), диван, на котором она сидит, стена (фон), картины на стене, аксессуары (сумочка, очки, перчатки - все должно быть идеально). Может быть, я слишком уж серьезно подхожу к этой теме, но я четко различаю очки Cartier за 1500 долларов и ремни S.T.Dupont за 500 долларов от их поддельных собратьев. То есть шикарная женщина в шикарном же интерьере не будет для меня выглядеть гламурно, если в ней что-то будет не идеально. Люди, которые не различают подобных тонкостей, конечно же видят гламур по-другому».

В современном словаре Вебстера гламур определяется как:

  • "ускользающая, загадочно-волнующая и зачастую иллюзорная привлекательность, которая будоражит воображение и разжигает вкус к необычному, неожиданному, красочному или экзотическому..."
  • "странно-соблазнительная атмосфера романтического волшебства, околдовывающего, непостижимого, неодолимо-магнетического очарования; личное очарование в сочетании с необыкновенной физической и сексуальной привлекательностью".

Из опроса «что в вашем понимании означает гламурная фотография?»:

  • - нет слов, одни эмоции…
  • - это шикарная красота и зовущая сексуальность
  • - идеализированный мир мечтаний и фантазий, воплощенных на глянцевой картинке
  • - красивая модель и отличное качество снимка

Но вопрос состоит не только в проблематичности определения жанра. Сложность также заключается в размытости границ между гламуром и подобными ему направлениями: фэшн, ню (он же и акт). Для многих все эти термины являются синонимами одного и того же понятия, но это - заблуждение.

Фэшн (fashion) - это фотография высокой моды, то есть моделей, дорогих вещей известных марок и дизайнеров для журналов мод. Фэшн-фотография внешне может не особо отличаться от гламурной - и там и здесь есть красивая модель, интересный фон, роскошные аксессуары. Различие заключается в самом назначении и цели изображения. В фэшн-фотографии акцент делается на одежде, а красивая модель лишь усиливает привлекательность костюма, демонстрируя «товар лицом». Гламурная же фотография концентрирует внимание зрителя на модели, а одежда и детали фона способствуют умножению ее привлекательности.



фото: Елена Черненко

Ню (nude) - жанр изобразительного искусства, раскрывающий в изображении обнаженного женского тела представления о красоте, ценности чувственного земного бытия. Может быть двух видов:

  • художественная обнажённая съёмка (art nude) - обнажённая натура изображается тонко и артистично, очень часто в черно-белом варианте и с акцентом на светотеневом рисунке. Здесь имеют место такие настроения, как драматизм, мистичность и пр.
  • эротическая обнажённая съёмка (erotic nude) - в отличии от художественной, призвана затронуть не высокие струны человеческой души, а привлечь внимание и вызвать сексуальное желание показом красивой обнажённой натуры

Гламур (glamour) - Главным здесь является то, что фокус делается на самой модели, её внешости, а не на настроении, наряде или обстановке. Обычно интерьер, детали фона, аксессуары и одежда являются своего рода усилителями красоты и шарма модели. Съёмка может быть как в одежде, так и с небольшим количеством одежды, а также и совсем без неё. Поэтому можно вывести направления (подразделения) жанра: эротический гламур, который тяготеет к ню и неэротический, который тяготеет к фэшн.



МИФЫ О ГЛАМУРЕ

Самые распространенные мифы о гламуре:

  • Цветное изображение
  • Сексуальность и явный эротизм
  • Модель - женщина
  • Фотографии знаменитых личностей

На самом деле гламур в черно-белом (монохромном) варианте не менее актуален, нежели в цветном.
Явный эротизм в гламурных фотографиях -- условие отнюдь необязательное.
Сексуальность - это всего лишь один из акцентов, способ еще больше привлечь к изображению, обольстить и завоевать внимание зрителя.
Гламурный мужчина (glamour boy) также возможен, как и гламурная женщина (glamour girl). Хотя второй вариант встречается чаще всего.



фото: Алексей Пищикевич

На начальном этапе, у самых истоков развития жанра, под гламуром негласно подразумевались фотографии личностей мирового масштаба - шоумены, поп- звезды, актрисы и др. Однако сегодня рамки понятия стали гораздо шире, и гламурная женщина или мужчина - это не только всем известная личность. Главное - чтобы модель отличалась шикарными внешними данными, сексуальностью, и чтобы от нее веяло роскошью.


фото: Алексей Пищикевич

ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ СНЯТЬ ГЛАМУРНУЮ ФОТОГРАФИЮ?

"фотография сделанная в стиле "гламур" должна быть идеальной - пересвет, недосвет, прикрытые глаза и другие, даже очень мелкие, огрехи уничтожают понятие "гламур" подчистую." Глеб Кутуков

Для съемки гламура требуется:

  • Профессиональный фотограф.
  • Дорогая аппаратура.
  • Опытная модель.
  • Визажист и Стилист.
  • Удачная композиция.
  • Хорошо подобранные аксессуары.
  • Интригующий фон или место съемки.

Гламур на любительском уровне не возможен! Это касается как профессиональных навыков фотографа, так и его аппаратуры (обычной мыльницей гламур не снимешь). Гламурный фотограф должен уметь правильно выставлять свет и знать особенности цветной и ч/б съемки, а это требует практики. Поэтому прежде, чем переходить к гламуру, желательно потренироваться в съемке обычных портретов. Кроме того, важным критерием является умение работать с моделью и хороший вкус. Последнее время в продаже появились специальные издания для фотографов и моделей, где приводятся шаблоны различных поз, их психологические характеристики, а также способы скрыть некоторые недостатки фигуры или подчеркнуть достоинства. Такое практическое пособие желательно сделать настольной книгой.

Один из критериев гламурной фотографии - это беспрекословное качество изображения, что достижимо только с помощью хорошей камеры и оптики. В идеале, конечно, среднеформатная аппаратура, так как она дает более высокое качество изображения и, что важно, позволяет лучше передать пластику светотонального рисунка человеческого тела. Но при грамотном подходе необходимого качества можно добиться и 35-мм камерой, а если речь идет о цифровой технике, то желательно разрешение не менее 6-8 мегапикселей.

Гламурная девушка всех очаровывает и пленит. Она блистательна, роскошна и соблазнительна, в ней есть загадочность и шарм. Чтобы добиться такого эффекта, нужно обладать как отличными физическими, так и артистическими данными. Поэтому очень важно, чтобы у модели была пропорциональная и гармоничная фигура, хорошая, без явных дефектов кожа, привлекательные черты лица. К необходимым личным качествам относится умение раскрепоститься, способность понять фотографа, умение передавать различные эмоции и внутренние состояния. Визажист и стилист помогут добавить мельчайшие штрихи к образу.



фото: Алексей Пищикевич

Изо дня в день, из года в год понятия красоты и шика претерпевают изменения. Фотограф, как никто другой, должен чувствовать малейшие трансформации, запечатлевая их в ярком глянце фотоизображения.

Fashion-фотография - относительно новое направление в фотоискусстве, пользующееся сейчас невероятной популярностью. Мы узнали все тонкости работы в этом жанре у профессионального фотографа Сергея Ли . Окунитесь в мир модной фотографии и узнайте, можно ли превратить обыкновенную девушку в модель, и что необходимо для того, чтобы начать карьеру fashion-фотографа.

- Где вы черпаете вдохновение, сюжеты для своих работ?

Я люблю работы таких мастеров, как Херб Ритц, Марио Тестино, Эни Лейбовиц и многих других. Но это не означает, что я вдохновляюсь на какой-то проект или съёмку исключительно работами этих мастеров, хотя у меня много их альбомов. Обычно перед съёмкой я подбираю десяток другой картинок-референсов, которые могут быть собраны из различных книг, журналов и блогов, и ориентируюсь на них во время съёмки. Но это не копирование, а лишь вдохновение и стилистический ориентир.

- Как вы находите моделей?

Натыкаюсь на интересные типажи в соц.сетях или в жизни. Или диаметрально противоположная ситуация - они находят меня сами.

- Можно ли из обычной девушки сделать модель для съёмки? Как?

Очень часто я снимаю портфолио для частных заказчиков, которые являются обычными людьми, не привыкшими стоять перед камерой, а иной раз и вовсе дебютантами. Поэтому задача моя и моей команды - сделать так, что обычная девушка превратилась на следующие несколько часов в модель и, самое главное, почувствовала себя раскованно и уверенно перед камерой.

Поэтому, основываясь на собственном опыте, могу сказать, что да, это можно сделать: правильный макияж, красивые волосы, грамотный гардероб, непринуждённая обстановка и чувство юмора у всей команды.

- Продумываете ли вы образ модели (гардероб, макияж, причёску) или это делает заказчик?

Да, бывает, что я погружаюсь в проект настолько сильно, что сам определяю и гардероб для съёмки, и вид макияжа, и то, какими должны быть волосы. Но если это, к примеру, съёмка для журнала, где работает целая команда профессионалов, то там достаточно лишь моих каких-то незначительных пожеланий или рекомендаций на месте, непосредственно перед постановкой модели в кадр.

- На какую технику вы снимаете?

Я снимаю с 2007 года на технику Nikon. Первой камерой была Nikon D80, на которой я освоил азы и два с половиной года снимал репортажи. В 2010 году я приобрёл Nikon D700, который также провёл со мной два года, но уже это были репортажи вперемешку со студийной съёмкой. В 2012 году я перешёл на Nikon D800, потому что ждал его выхода с момента покупки D700.

Недавно услышал о выходе обновлённой модели - Nikon D810 и теперь подумываю о переходе на неё, хотя принципиальной разницы между Nikon D800 и Nikon D810 для меня нет. Моя нынешняя камера полностью меня устраивает, особенно при работе в студии.
Из объективов чаще всего использую AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G и AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED.

- Какие принципиальные отличия между женской и мужской fashion-фотосессией?

Ну, кроме самых явных, половых различий моделей, думаю, никаких. Всё должно быть красиво и современно и в одном, и в другом случае. И даже в том случае, если это парная съёмка.

- Расскажите об особенностях работы с моделями во время fashion-съёмок.

О, это приятные особенности, так как обычно на модных съёмках работают настоящие профессионалы своего дела, которым не нужны строгие наставления по позам, настроению и мимике.

- Чего ни в коем случае не должно быть на fashion-съёмках?

Зажатости, ханжества и стереотипов.

- Какие настройки фотоаппарата оптимальны для fashion-съёмки?

Нет каких-то «оптимальных» настроек, выставив которые можно снимать любой вид fashion-съёмки. В каждом конкретном случае и при определённых условиях своя световая схема, настройки, подходы…
Есть какие-то наиболее частые приёмы, которые я использую при разных условиях съёмки. Например, снимая этот кадр в студии, я использовал выдержку 1/10 секунды для того, чтобы придать динамики кадру и обозначить движение рук и волос. Значение диафрагмы f/8.

А на этой съёмке передо мной стояла задача сделать атмосферные кадры в чёрно-белом плёночном стиле, поэтому я снимал при естественном освещении и на довольно высоком значении ISO 1600. И хотя Nikon D800 при подобном ISO не даёт практически никакого шума, плёночное зерно было добавлено при обработке кадра.

Поэтому ещё раз повторюсь - не существует какой-то формулы успешных настроек камеры, которые подошли бы под любой тип съёмки. При подготовке своих работ к этому материалу я не нашёл ни одной пары кадров разных съёмок с одинаковыми настройками.

- Каковы особенности постановки света в данном жанре? Какие световые схемы вы используете чаще всего?

Все зависит от конкретных целей и задач, которые стоят передо мной и моей командой. Также я ориентируюсь на формат издания, для которого снимаю или на стилистические ориентиры от заказчика.

Если заказчик доверяет моему вкусу, то зачастую я предпочитаю мягкий студийный или естественный свет. Хотя тоже зависит от настроения: образ в кожаной одежде и с красной помадой на губах я могу снять просто с одним источником жёсткого света, направленного прямо от камеры, и мне понравится результат.

- Как много времени вы уделяете обработке фотографий?

К сожалению, настолько много, что решил прибегнуть к услугам ретушера в последнее время. Мне нравится доводить кадр до совершенства, но это отнимает у меня достаточно много сил и времени, которые я мог бы потратить на планирование и реализацию новых проектов.

- Какие направления в fashion-фотографии вам особенно близки?

Основным направлением я бы назвал swimwear style, как в женском, так и в мужском направлении. Также нравятся динамичные сцены и яркие цвета.

- Каким вы видите будущее fashion-съёмки? Как относитесь к борцам за «естественность» в этом жанре?

Мне кажется, я ещё не в том ранге, чтобы выступать с прогнозами на будущее относительно fashion-фотографии. Я думаю, всё будет ещё интереснее, так как с развитием и технических возможностей, и современных модных тенденций, придётся больше конкурировать и придумывать новое. Хотя сейчас действительно кажется, что всё изобретено.

Все всё уже сняли, поэтому естественность в этом жанре оправдана: накопилась некая усталость от идеальных лиц и тел, чрезмерного блеска и гламура. Поэтому стремление к естественности не считаю чем-то негативным для области fashion-фотографии, наоборот - только «за»!

Помимо технических знаний, практического багажа и непреодолимого желания делать именно это? Ещё важно быстро и ненавязчиво обрасти нужными знакомствами. Без этого никак, к сожалению.

Благодарим за ответы на вопросы">