Год основания журнала бурда моден. Burda Moden - это я

"Кабы не было Бурды
В городах и селах,
Никогда б не знали мы
Выкроек готовых."

lora , наш форум

В метких словах эпиграфа заключена вся любовь российских любительниц шитья к журналу Burda. Если бы Энне Бурда их слышала, она бы наверняка удовлетворенно улыбнулась. Ее журнал не только занял пустую нишу на рынке, он занял большое место в сердцах его читательниц. А это удается далеко не всем женским журналам!

Недавно в издательском доме "Бурда" вышла интересная , с отрывком из которой мы хотим познакомить вас в этой публикации. Книга на 400-х страницах раскрывает перед нами мир Энне Бурда, немецкой домохозяйки послевоенного времени, которая открыла свое дело в 40 лет и достигла мировой известности.

Книга "Энне Бурда: Бурда моден – это я!" под авторством Уте Дамен.

Она не умела шить, она ничего не знала об издательском деле. Но у нее было внутреннее чувство элегантности, очень много энергии и муж, измена которого как раз и запустила маховое колесо новой истории. Истории Энне Бурда, выдающейся предпринимательницы XX века. Как тут не вспомнить известную русскую поговорку "Не было бы счастья, да несчастье помогло."? Вот так, удивительным образом личная трагедия женщины трансформировалась в великолепный журнал, который до сих пор вдохновляет нас и является высшим образцом журнала с выкройками.

О том, как родился журнал Burda в далеком 1950-м году, читайте в нижеследуюшем отрывке из книги "Энне Бурда: Бурда моден – это я!" , который мы публикуем с разрешения ИД "Бурда".

PS. Энне Бурда умерла в 2005 году. 28 июля 2009 года ей бы исполнилось 100 лет. В честь юбилея у нас выходила заметка , в которой вы найдете немало интересных фотографий из истории этой уникальной женщины.

С грязного фасада трактира Wirtschaft zum Badle кусками отваливалась штукатурка. Этот двухэтажный дом в Ларе был серым, как и вся послевоенная Германия. В большом зале, где когда-то устраивались театральные представления и танцевальные вечера, стояла цилиндрическая железная печь, рядом с ней лежала груда угля с воткнутой в нее лопатой. Стены почернели от копоти. Окна были так высоко, что в них можно было увидеть лишь кусочек неба и верхушки елей. Узкая крутая лестница вела на второй этаж, где располагались две маленькие комнатки, в таких же, должно быть, когда-то жила Золушка.

В зале, в котором еще пахло прокисшим пивом, предполагалось разместить офис издательства, а пока что там стояли только стол и стул. Повсюду было запустение. Но Энне Бурду, эстетку, всегда с большим вкусом и дорого обставлявшую свои дома, на этот раз мало заботило убожество помещений: ведь, если делать свое дело на совесть, хрустальная туфелька непременно найдет свою хозяйку.

По указанию Энне на белом обшарпанном фасаде черной краской вывели: "Издательство мод A. Burda" . "Я была уверена в своих силах и упорна в достижении целей. Для этого вовсе не нужно быть эмансипированной, - вспоминала Энне Бурда начало своей издательской карьеры. - К тому же я еще была очень хороша собой и умела располагать к себе людей".

В октябре 1949 года Энне Бурда вступила во владение тем хозяйством, что оставила после себя Эффи Бройер: более чем скромная мебель, маленький штат служащих и огромный долг за услуги типографии - 200"000 марок. Стоит признать, Энне не имела никакого представления о работе издателя . Да, время от времени она брала на себя смелость редактировать для мужа женскую страничку в SURAG, но этим ее опыт и ограничивался.

Как делают журнал? Работать, как Бройер, для нее абсолютно неприемлемо. Она еще покажет, на что способна. Всем. И в первую очередь мужу. Завел любовницу, родившую ему ребенка, еще и подарил ей издательство! Но ладно, первый пункт программы выполнен, Бройер устранена, издательство принадлежит ей. "Если бы муж любил меня, как любила его я в начале нашей совместной жизни, я никогда не создала бы Burda Moden, - говорила впоследствии Энне Бурда. - Мне вполне хватило бы счастья семейной жизни". Теперь же ее обуревало тщеславие. "Семья меня больше не интересовала" ,- вспоминала она.

Когда именно Анна узнала о том, что у мужа есть любовница , точно неизвестно. Измена больно ранила ее сердце. Она считала, что муж и жена должны быть неразрывно связаны "в горе и в радости" и принадлежать только друг другу. Она в это верила, потому что так была воспитана, а к слухам, которые разносили злые языки, всегда относилась как к проявлению зависти. И еще она любила Франца, считая, что так же и он любит свою "дикарку". Мир рухнул для нее в одно мгновение, и она даже не могла рассчитывать на чью-то поддержку.

Рано утром она садилась в свой новенький кабриолет Volkswagen Karmann и мчалась в Лар, за 25 километров от Оффенбурга. С работы она уходила последней, в 10-11 часов вечера. Энне сидела за письменным столом и размышляла. Она видела женщин, одетых в практичные, но некрасивые платья послевоенной поры, уже дважды перелицованные. Как можно чувствовать себя женщиной в таком платье? Но готовой одежды в продаже было мало, и цены на нее - заоблачные. А вот ткани вполне доступны: владельцы магазинов припрятали их перед денежной реформой, теперь они вновь появились на прилавках. Понемногу оживала и промышленность.

Ритм ее работы задавал Людвиг Эрхард, директор Экономического управления англо-американской оккупационной зоны, будущий министр экономики и канцлер ФРГ. Он добился отмены централизованного планирования, что дало свободу промышленности. Проведенная им финансовая реформа позволяла надеяться на стабильность новой валюты - немецкой марки. В мае 1949 года была принята конституция Федеративной Республики. 14 августа во временной столице, Бонне, на свое первое заседание собрался бундестаг. Христианский демократ Конрад Аденауэр стал канцлером, председатель Свободной демократической партии Теодор Хейс - президентом бундестага. Восточная Германия выбрала своего президента - Вильгельма Пика. Газеты много писали о блокаде Западного Берлина и об американском воздушном мосте для анклава. Все это будоражило умы. Но Берлин слишком далеко от Оффенбурга.

Здесь, как и по всей Германии, все еще были беженцы и изгнанники, не хватало работы и достойного жилья. Но люди хотели забыть недавнее прошлое, как страшный сон. Возможность начать все сначала пьянила, как аромат вновь появившегося натурального кофе. Казалось, что, если есть сила, воля, энергия и стремление к созиданию, прекрасные мечты могут стать реальностью. Новый стиль New Look , придуманный парижским кутюрье Кристианом Диором, стал выражением этих надежд, глянцевые журналы тех лет заполнили фотографии экстравагантных женщин. Широкие юбки с узкой талией вместо халатов и головных платков, шелковые чулки вместо шерстяных носков - немки вновь хотели быть красивыми, женственными. И прагматичная Энне поняла, как им помочь.

Проблему решали выкройки. "Сама я ничего не смыслила в шитье, но знала, что выкройки способна делать только портниха" , - вспоминала Энне Бурда. Она пригласила Лило Дюршнабель, сообразительную молодую портниху из Оффенбурга, отлично знавшую свое дело. Лило, к слову, хранила верность издательству вплоть до выхода на пенсию. Из художественной академии Штутгарта пришел Гюнтер Кригер. Энне назначила его на должность художника-графика и всегда похвально отзывалась о нем: "Он делал изумительные выкройки, даже изобрел особое колесико для перевода выкройки на ткань, которое мы потом запатентовали".

От конкурентов в Нюрнберге Энне сманила опытную редакторшу, а та в свою очередь привела в издательство двух молодых женщин, специалистов по текстилю. Наконец, Энне "увела" у своего мужа прекрасного художника-графика Освальда Мозера, который работал на Франца Бурду с 1942 года. "Один за другим приходили дельные люди и приносили с собой идеи" , - вспоминала Энне Бурда. Неоценимую помощь на первых порах оказала ей секретарша Луиза Вайс, она работала у Энне следующие двадцать лет, пока не вышла на пенсию.

Первый номер журнала вышел в январе 1950 года. Энне хотела назвать его Favorit. Номер был уже в печати, когда одно венское издательство вдруг заявило претензию на это название. Нужно было срочно принимать решение. Замена названия с Breuer Moden на Anna Moden не устраивала Анну: "Это вызывало ассоциацию со скучающей домохозяйкой" . В конце концов она остановила свой выбор на варианте Burda Moden . Интуиция не подвела ее.

Кто тогда мог представить, что именно это название прославит фамилию Бурда на весь мир? Что ее журнал будут читать женщины в ста странах мира на двадцати языках? Что даже сегодня, в эпоху H&M и Zara, на Земле не найдется, пожалуй, человека, чья мать, бабка, тетка или двоюродная сестра не имели бы хоть одной вещи, сшитой по выкройке из Burda Moden? Что в далекой Москве таксисты будут охотно брать за проезд не деньги, а журнал Burda Moden? Да, Франц мог сказать: "Назови ты свой журнал Lemminger Moden, он не имел бы такого успеха" , но в глубине души он наверняка признавал, что его фамилия стала известна всему миру именно благодаря Энне.

"Когда репортеры Bunte, одного из ведущих изданий группы Burda Media, отдавали свои визитные карточки в Южной Америке, США, Австралии или Азии, они нередко слышали: "А, Burda Moden!"" , - вспоминал Имре Кустрих, много лет проработавший главным редактором различных изданий Франца Бурды. "Империю моды создала Энне. То, что сделал доктор Бурда, замечательно, но без Энне всего этого не было бы" , - отдает дань уважения подруге Карл Лагерфельд .

Итак, Энне с волнением держала в руках первый номер журнала Burda Moden, вышедшего тиражом 100"000 экземпляров. "Одежда, белье, рукоделие", - гласил подзаголовок. Все модели номера сопровождались выкройками, которые размещались на двух листах, прилагавшихся к журналу. В рознице номер журнала стоил 1,40 марки, по подписке чуть дешевле - 1,20. Обложку украшала фотография Ренаты, студентки-филолога, дочери хирурга из Оффенбурга Пауля Шеффера, - ее родители дружили с семьей Бурда и часто проводили с ними время. Девушке исполнился 21 год, и она была чрезвычайно хороша в сине-зеленом двубортном жакете с накладными карманами и остроконечным воротником. Ансамбль дополняли красные перчатки и шейный платок в тон губной помаде.

"Энне не шла в авангарде моды, она была женщиной своего времени, а это время было очень непростым , - говорил Карл Лагерфельд. Женщины в Германии отвергали откровенно мещанские ценности и модели поведения, навязанные им идеологами Третьего рейха, и стремились наверстать упущенное за годы войны и разрухи. - Благодаря Энне представительницы среднего и нижнего среднего класса обретали уверенность в себе и знакомились с модой, какую прежде не знали" .

Первый успех укрепил уверенность в себе и у самой Энне. Ей было 40 лет . Пережив две мировые войны, выйдя замуж, она родила трех сыновей, исполнила свой долг. И теперь она хотела жить по-своему. Она все еще была привлекательна, маленькие морщинки у сияющих глаз лишь добавляли ей шарма. Она сохранила фигуру, обладала вкусом и была вполне обеспечена, так что могла себе позволить очень хорошо одеваться. Но тогда еще, как сама она потом признавала, отнюдь не была отъявленной модницей. "Я заинтересовалась модой, когда начала издавать журнал , - рассказывала Энне Бурда в интервью журналу Kultur-Spiegel в 1999 году. - До этого меня интересовали красивые платья, но не мода. Ведь следовать моде - это значит менять гардероб четыре раза в год" .

Приступая к работе над новым выпуском, Энне собирала портних, директрис и редакторов в комнате, где стояли вешалки с последними моделями из Берлина, Цюриха, Флоренции и Парижа. Она примеряла эти наряды один за другим, словно манекенщица: "Итак, дамы, это и есть стиль Burda Moden!"

"Она всегда выглядела шикарно. Но вначале я слышал ее и только потом видел" , - вспоминал художник Освальд Мозер. Появление хозяйки предваряли энергичный стук каблуков и легендарные гневные тирады в адрес нерадивых сотрудников. Франц откомандировал Мозера в Лар по настоянию Энне, напутствуя, предостерег: "Поедешь в Лар, к моей жене. Имей в виду, там много бабья, а где много бабья, там много проблем" . И Мозер, рисовавший карты Северной Африки для Роммеля, находившийся во французском плену до 1948 года и участвовавший в издании Revue d"Information, теперь должен был переключиться на журнал мод. "Я делал работу в срок, иногда засиживаясь до часу ночи, - вспоминал он. - Впрочем, к себе она была не менее требовательна, чем к остальным" . ...

Burda (Бурда́) – журнал о моде , выпускаемый немецким издательским концерном Hubert Burda Media. Выходит с выкройками моделей одежды в натуральную величину. Изначально назывался Burda Moden. Журнал стал первым западным изданием, выпущенным в СССР.

История журнала

  • Франц Бурда и Франц Бурда II. Начало семейного бизнеса

В 1898 году двадцатипятилетний Франц Бурда устроился в типографию Отто Прёттеля в Филиппсбурге. Через четыре года он дослужился до должности директора организации. Первым изданием семьи Бурда стала вышедшая в 1903 году газета Philippsburger Zeitung, где Франц отвечал за редакцию и издательство. Прослужив в типографии еще несколько лет, он решил открыть собственное дело. В 1908 году, вернувшись в родной город Оффенбург, предприниматель зарегистрировал компанию и назвал ее своим именем. Сначала в типографии работали всего три человека. В 1927 году компания выпустила первое издание – журнал радиопрограмм SÜRAG. 24 февраля 1903 года у Франца Бурда родился сын, которого назвали в честь отца. Он взял на себя управление типографией в 1929 году, когда окончил университет. Франц Бурда младший решил расширить семейный бизнес. Первыми изданиями компании стали французская солдатская газета Revue d’Information (1945), а также журналы Das Ufer (1948) и Das Haus (1949).

  • Франц и Энне Бурда. История любви

«Важнее всего вера в себя и в свои силы».

28 июля 1909 года в Оффенбурге в семье машиниста поезда и домохозяйки родилась Анна Магдалена Леммингер. Прозвище «Энне» она получила еще в детстве, когда постоянно пела песенку «Änchen von Tharau». В голове девочки навсегда отложился образ матери, постоянно стирающей или готовящей еду. Энне хотела другой жизни. После церковно-приходской школы девушка окончила торговое училище и устроилась кассиром в энергетическую компанию. Одним из ее клиентов оказался Франц Бурда младший. Молодой человек был покорен ее красотой и постоянно повторял, что она самая заметная девушка Оффенбурга.

В 1931 году Франц Бурда II и Анна Магдалена Леммингер поженились. Энне и Франц состояли в браке почти двадцать лет, они воспитали троих детей – Франца (1932), Фридера (1936) и Хуберта (1940). Энне была самой эффектной светской дамой Оффенбурга: она прекрасно одевалась, содержала горничную и няню, ездила стричь волосы в Баден-Баден.

  • Энне Бурда. Появление Burda Moden

«Если ваши доходы не позволяют вам одеваться у Диора, иголка с ниткой, вкус и фантазия обязательно помогут вам выглядеть модно и стильно…»

В 1949 году Энне Бурда узнала, что муж изменяет ей со своей секретаршей Эльфридой Бройер, которая даже родила ему дочь. Чтобы обеспечить вторую семью, Франц подарил любовнице типографскую мастерскую и небольшой журнал мод «Effi Moden» , который постепенно разорялся под неумелым управлением. Сорокалетняя Энне Бурда с помощью адвоката отобрала у любовницы мужа журнал и лично возглавила его. Она простила мужу измену, и Франц стал младшим партнером жены. В том же году он получил должность почетного сенатора Технического университета в Карлсруэ.

Энне Бурда изменила название журнала на Burda Moden и создала новую концепцию: отныне в издании печатались иллюстрации и выкройки в натуральную величину простых элегантных нарядов, которые легко можно было сшить самостоятельно. В 1950 году тиражом 100 000 экземпляров был выпущен первый номер журнала Burda Moden . В послевоенной Германии, где женщины мечтали о красивых и недорогих нарядах, идеи Энне Бурда казались революционными. Она предлагала не модные наряды с подиумов, сложные в пошиве, а красивые и практичные изделия.

Энне посещала модные показы в Париже и Милане, выбирала понравившиеся ей модели и адаптировала их под вкусы и финансовые возможности читательниц журнала. Кроме того, она впервые предложила своей аудитории приложение с понятными и точными выкройками. Журнал распространялся через профсоюзные организации на предприятиях, и тем, кто не имел возможности приобрести издание положенным образом, приходилось покупать его втридорога у спекулянтов. Женщины менялись номерами, переписывали статьи и срисовывали выкройки.

  • Энне Бурда. Развитие Burda Moden

«Я постоянно стремилась к богатству. Но не только. Мне всегда хотелось и власти».

Энне Бурда привлекла лучших специалистов к разработке выкроек для журнала. Она переманила художника-графика Освальда Мозера из издательства мужа. К 1956 году тиражи Burda Moden достигли 500 000, а еще через несколько лет – 1 200 000 экземпляров. В 1963 году был побит мировой рекорд по количеству продаж модного журнала. В 70-е годы издание выпускалосьтиражом уже 2 000 000 экземпляров. Изначально в журнале печатались только модели женской одежды. К 80-м годам содержание журнала дополнилось мужской и детской одеждой, а также советами по домоводству, рукоделию, кулинарии. Позднее к основному выпуску издания добавились версии Burda International и Burda Special, полностью посвященные рукоделию, кулинарии и пр.


Из нескольких журналов, в основном благодаря Burda Moden, выросла целая издательская империя. Издательство ежегодно устраивало конкурсы для непрофессиональных и портных. Сама Энне Бурда ненавидела домашнее хозяйство и никогда не занималась шитьем. Добиться успеха ей помогли интуиция и деловая хватка. Позднее Энне Бурда переехала в Нью-Йорк и открыла на Манхеттене бутик, где демонстрировала модели из журнала на себе. Подобные показы пользовались успехом и положительно влияли на рейтинги издания. Затем по всему миру были открыты магазины, где можно было купить ткань и фурнитуру для моделей одежды, предложенных в журнале, а также старые номера Burda Moden.

В 1974 году Энне Бурда была удостоена Ордена «Большой крест за заслуги перед ФРГ», а почти через тридцать лет - Креста ФРГ со звездой «За заслуги». Она возглавляла журнал до 1994 года, после чего ушла на покой и занялась живописью. 3 ноября 2005 года Энне Бурда скончалась. В честь нее названа улица в Оффенбурге – Аллея Энне Бурда.

  • Хуберт Бурда. Развитие семейного бизнеса и управление Burda Moden

Хуберт Бурда родился 9 февраля 1940 года в семье Франца Бурда II и Энне Бурда. Он пришел в семейный бизнес в 1966 году после обучения в Мюнхенском институте на факультете истории искусств и археологии. На тот момент Хуберт совершенно не разбирался в издательском деле. Компания владела уже пятнадцатью журналами. В 1973 году Франц Бурда II передал сыновьям полномочия директоров-распорядителей: Францу – в сфере печати, Фридеру – в финансах и администрации, Хуберту – в издательской деятельности. В конце 1986 года после смерти отца Хуберт Бурда принял руководство издательством, выкупив у братьев их доли. Владельцем журнала Burda он стал в 1994 году, когда Энне Бурда отошла от дел компании, а издательство Burda Moden вошло в концерн Hubert Burda Media. В том же году журнал начал издаваться в КНР, став первым западным журналом, допущенным в страну.

К 2000-м годам аудитория журнала сильно изменилась. Теперь его покупают не те, кто не может позволить себе хорошую готовую одежду, а увлекающиеся шитьем женщины. В начале 2000-х годов читательниц на страницах журнала регулярно называли «творческой элитой». В тот же период редакция Burda Moden стала предлагать женщинам помощь в поиске нужных тканей. В журнале стало печататься больше статей и фотографий готовой одежды. В настоящее время журнал Burda Moden переименован в Burda Fashion. Он издается в классическом и мини-форматах и выпускается на 20 языках почти в 100 странах мира.

Журнал Burda Moden в России

«Энне Бурда стояла у истоков деятельности нашего издательского дома в Советском Союзе. Немка, не знающая русского языка, смогла понять потребности русской женщины и предложила ей главное – элегантность, красоту и веру в мечту».

Арнд-Фолькер Листевник, генеральный директор издательского дома «Бурда»

В Советском Союзе Burda Moden начал выходить с 1987 года и стал первым западным журналом, распространяемым в закрытом государстве. Издание выпускалось на открытом в том же 1987 году советско-германском предприятии «Бурда Моден». Оно появилось благодаря содействию Раисы Горбачевой, заявившей, что журнал станет большим вкладом в «демократизацию советских женщин». По случаю выхода издания в Колонном зале Дома союзов состоялось торжественное мероприятие с показом мод. Министр иностранных дел ФРГ Ганс Дитрих Геншер сказал Энне Бурда, что для налаживания дружественных связей с Советским Союзом она сделала больше, чем «три посла до нее, вместе взятые» .

Первый номер Burda Moden вышел к 8 марта 1987 года тиражом 100 000 экземпляров и моментально был раскуплен. На обложке над названием журнала была помещена фраза «Модели для тех, кто сам шьет». Затем слоган неоднократно изменялся: «Мода для всех», «Журнал для всех», «Мода для всего мира» и пр. Чтобы сделать издание доступным для советских читательниц, в русской версии было сокращено количество страниц, использовалась менее качественная бумага и пр. Но несмотря на это, журнал, ставший своеобразным «окном на Запад», пользовался огромной популярностью. Каждая модель из номера многократно копировалась, каждый рецепт незамедлительно воплощался в жизнь. Советские женщины, которые «шили по Бурде», как и на Западе, ценили элегантность фасонов, точность и удобство выкроек, представленных в каждом выпуске. Несколько позднее в эфир вышла телепередача «Бурда Моден представляет», где демонстрировались видео-уроки шитья. Сдержанный стиль моделей одежды журнала воспитал вкусы нескольких поколений советских женщин.

Сейчас Burda Moden перестал быть символом обустроенной иностранной жизни. В настоящее время, как и за рубежом, журнал покупают женщины, которые нуждаются в качественных выкройках и практичных советах о домашнем хозяйстве.

Hubert Burda Media

В настоящее время медиаконцерн Hubert Burda Media под руководством Хуберта Бурда выпускает 262 журнала ( , Men’s Health, Bunte, Freundin, Frau im Trend, Лиза, Отдохни и пр.), которые издаются более чем в 20 странах мира. Также компания имеет доли на различных радиостанциях, проекты на телевидении и в интернете. На предприятии работают более восьми тысяч сотрудников. Концерн имеет представительства в Германии, Центральной и Восточной Европе, Азии, а также в России.


28 июля исполняется 109 лет со дня рождения женщины, имя которой известно всему миру благодаря знаменитому журналу мод «Burda moden». Энне Бурда , простая немецкая домохозяйка, помогла обычным женщинам со скромными доходами выглядеть элегантно и стильно. Она сделала себя сама и предлагала всем желающим попробовать то же самое: к журналу прилагались качественные выкройки, по которым женщины могли самостоятельно шить одежду.





В эпоху СССР журнал «Бурда», как тогда его все называли, был невероятно популярен. Советских женщин привлекали сдержанность форм, удобство кроя и пригодность для повседневного употребления, в отличие от вычурности фасонов и яркости цветов «от кутюр». Красивая жизнь вдруг оказалась реальной и достижимой. Журнал ценили за доступность и точность выкроек, которые без труда можно было перенести на ткань. К тому же он открывал большой простор для самостоятельного творчества: используя идеи модного журнала, женщины их дорабатывали и видоизменяли.





Анна Магдалена Леммингер родилась в немецком провинциальном городе в 1909 г. Она рано вышла замуж, за владельца типографских мастерских Франца Бурду, и родила троих детей. По западным меркам доходы семьи были скромными, хотя Энне могла позволить себе нанять няню и домработницу. 25 лет она провела, занимаясь исключительно домом и детьми. Возможно, это продлилось бы и дольше, если бы не один случай, круто изменивший размеренную жизнь.





В 40 лет Энне узнала, что ее муж уже длительное время состоит в любовной связи со своей секретаршей, и та ему родила ребенка. Кроме того, муж подарил ей одну из типографских мастерских и журнал мод «Эффи моден». С помощью адвоката Энне отобрала у любовницы мужа журнал и возглавила его. На тот момент он не приносил дохода и не был популярен. Новая концепция была довольно простой: удобные и элегантные наряды, качественные выкройки, кулинарные рецепты и советы по благоустройству дома. Журнал был рассчитан на обычных женщин со средним уровнем дохода. Энне пропагандировала не слепое следование модным тенденциям, а поиски собственного стиля с помощью доступных средств.





Первый номер вышел в 1950-м г. В послевоенное время в Германии женщины мечтали о недорогой, удобной в носке и красивой одежде, и тираж журнала только за первые полгода вырос со 100 тысяч до 500 тысяч экземпляров. Энне благоразумно простила неверного мужа, он стал младшим партнером в ее бизнесе, а журнал получил семейную фамилию. Интересно то, что сама Энне не увлекалась ни шитьем, ни другими женскими хобби – только готовила она с удовольствием.





Энне Бурда посещала парижские и миланские модные показы, а потом адаптировала новые идеи для своего журнала. До 87 лет она управляла бизнесом самостоятельно, а после смерти матери в 2005 г. империю моды унаследовал ее младший сын Хьюберт. Родной город Энне – Оффенбург – называют в шутку Бурдапештом, а одна из его улиц получила ее имя. Сегодня журнал не пользуется такой же невероятной популярностью, как в ХХ в., но продолжает свое существование.





Еще один человек, который сам себе создал имя в мире моды, – это японский дизайнер, модельер и парфюмер:

Энне Бурда была величайшим издателем прошлого столетия, добившимся грандиозных успехов в деловой нише, занятой мужчинами. Но если проследить ее путь, этот непрерывный штурм вершины, начавшийся в маленьком домике железнодорожника в Оффенбурге и завершившийся в хрустальном дворце мира Высокой Моды, то понимаешь, что истинное значение ее достижений неизмеримо больше. Ее судьба - доказательство того, что в жизни можно вырваться за любые рамки, что границы нерушимы лишь для тех, кто сам ставит их перед собой. Энне Бурда стала примером для подражания прежде всего для женщин. Ее головокружительное восхождение было результатом ежедневной суровой работы в течение всей жизни. За все, что Энне Бурда вложила в наши сердца и умы, мы ставим ей памятник любви.

Энне Бурда была «королевой одежды» и основательницей самого крупного в мире модного издательства. Создав Burda Moden, дочь железнодорожника из баденского городка Оффенбург, достигла мировой славы. В 2009 году Энне Бурда исполнилось бы 100 лет. Издательству «Бурда Моден» исполняется 60 лет с момента основания.

«Я - это Burda Moden!». Фотография 1973 года красноречиво подтверждает цитату издательницы. Уверенная в себе, с модной прической, в больших солнечных очках, одетая в элегантном спортивном стиле, она стоит рядом со своим автомобилем Райли, который в народе называли «Мини-Роллс Ройс», на фоне здания издательства в Оффенбурге, построенного по проекту архитектора Эгона Айерманна. На плоской крыше здания блестит, написанное огромными буквами, название - Burda Moden. Здесь отразились и гламур Энне Бурда, и ее профессиональный успех, и ее родной город Оффенбург.

Burda Moden продается в 120 странах мира. Кульминационным моментом становится первый зарубежный показ мод в Москве в 1987 году и выход Burda Moden на советский рынок.

История успеха ее издательства неразрывно связана с идеей сделать женщин красивыми и тем самым помочь им обрести чувство собственного достоинства. Энне Бурда это удалось, причем она сделала акцент на выкройках, которые идеально сидели по фигуре, модно выглядели и были удобны в носке.

Знаменитые выкройки Burda Moden давали вдохновение не только тем женщинам, для которых шитье было хобби, но и деятелям искусства.

«Сделай голливудскую улыбку!» - призывал Хуберт Бурда свою мать в 1973 году, когда Энди Уорхол был в гостях в Оффенбурге, чтобы сфотографировать Энне Бурда. Для нее это было нетрудно, ведь десять лет подряд она вместе со своим супругом устраивала самый знаменитый бал Германии, «Bal paré» в Мюнхене. Всемирно известные звезды кино, шоу-бизнеса, политики бизнесмены посещали этот бал, а Энне Бурда всегда блистала в центре событий.


Энне Бурда любила роскошь и не стеснялась демонстрировать ее: на фото в 1952 г. в кабриолете, народном автомобиле Rometsch серии "Элеганц" в Баден-Бадене.

Для журнала Burda Moden создавали модели самые знаменитые дизайнеры. "Голливудские" выкройки вносили гламурность в гардероб любой женщины. На фото творение Хайнца Остергаарда (1959 г.) - вышитое платье из благородного шелкового дюшеса.

В 1957 г. тиражи журнала достигли полумиллиона экземпляров, и в каждом номере до 80 моделей, каждая модель с собственной выкройкой трех размеров.

"Бурда Моден - это я!" Энне Бурда руководит всеми работами от начала до конца (на фото со своей заместительницей Иреной Байер) и всегда принимает самое непосредственное участие в создании журнала, от выбора эскизов до отбора тканей и диапозитивов.

18.12.2010 22:28

Многие современные процветающие компании с длительной историей когда-то начали свою деятельность с небольшого семейного подряда. Так было и со знаменитым немецким журналом Burda, датой основания которого считается 1908 год.

Молодой человек Франц Бурда начал свою типографскую карьеру в 1898 году. В возрасте 25 лет он устроился на работу в компанию Отто Прёттеля, а уже спустя четыре года стал ее владельцем. Поработав несколько лет в этой организации, немец решил организовать собственное дело, еще не зная о том, что оно принесет ему ошеломительный успех.

Свое собственное предприятие Франц открыл в 1908 году в городе Оффенбург и, по примеру многих европейских предпринимателей, назвал его своим именем. С 1929 года бразды правления типографией взял на себя сын Франца Франц Бурда младший. К этому времени юноша уже успел изучить типографское дело и получить степень в университете, что, несомненно, было хорошим подспорьем для развития бизнеса.

Первыми изданиями типографии стали журналы S?RAG, Das Ufer, Das Haus и солдатская газета Revue d"Information. Дебютный номер любимого многими женщинами журнала Burda Moden вышел в свет в 1950 году по инициативе супруги Франца Энне Бурда. В этом же году Бурда стал почетным сенатором Технического университета в Карлсруэ, что не могло не отразиться на характере печатных изданий и темпе развития типографии.

Уже в 1954 году компания Burda выпустила первый в Германии журнал, иллюстрированный цветными фотографиями. Этот прорыв обеспечил грандиозную популярность периодическому изданию, чего и добивался предприимчивый Франц.

Еще одним достижением уже Хуберта Бурды стало начало издания модного журнала в Советском Союзе. Это знаменательное событие случилось в 1987 году. Помимо всего прочего Burda Moden становится первым западным изданием, которое разрешили распространять в закрытой стране. До Хуберта такого не добивался еще никто.