Альманах профессий. Строим будущее по атласу новых профессий. Куда поступать, чтобы оставаться в тренде
Прелести и сложности изучения итальянского языка – впечатления от первого лица. Часть I
В статье я рассказываю о своем опыте изучения итальянского языка (как второго иностранного) в Италии за два года до уровня B2. Это уровень выше среднего, дальше идут уровни С1 и C2 – преподавание и носитель. Я рассматриваю факторы, помогающие в изучении итальянского, а так же привожу примеры сложностей, возникающих на этом пути, делюсь субъективными переживаниями и эмоциями, испытываемыми мной в процессе освоения этого интересного языка.
Я училась в интернациональной группе, в которой при этом была достаточно большая выборка моих соотечественников и выходцев из соседних государств. Поэтому я могла наблюдать не только свои успехи и сложности, но и остальных студентов, с которыми мы активно обсуждали вопросы учёбы. Приведенные нюансы итальянского языка произвели впечатление не только на меня, но и обратили на себя внимание многих людей, с которыми я общалась в течение двух лет.
Для русскоязычного человека этот язык проще, чем арабский или японский, где для начала надо разобраться с самой структурой языка, его логикой, но гораздо сложнее английского или испанского и, как говорят знающие люди, даже французского. Хотя последнее не берусь утверждать, потому что из-за нагромождения правил чтения, французский мне уже видится достаточно сложным языком. Кстати, с итальянским у меня был как раз противоположный эффект: поначалу он мне казался очень лёгким и интуитивно понятным, я быстро продвигалась вперёд, но где-то через 8-10 месяцев изучения в языковой среде меня накрыло осознание всей глубины, противоречивости и сложности итальянского языка.
Появились упаднические мысли вроде «Я никогда не смогу говорить на итальянском свободно!» или «Что за язык! Сплошные неопределенности и подвохи!». Я буквально ненавидела итальянский. Это был период с высокими трудозатратами и очень низкой видимой результативностью. Я много и усердно занималась – языковая среда по 15 часов в сутки, школа и домашние упражнения, но при этом я продолжала совершать море ошибок, многое не понимала и постоянно открывала новые и новые нюансы там, где, мне казалось, уже всё исследовано, понято и можно двигаться дальше. Как это всегда бывает, наступает такой момент, когда затраченные усилия вдруг неожиданно возвращаются сторицей.
К концу второго года пребывания в Италии, я заговорила на итальянском языке почти свободно. То есть, конечно, я продолжаю совершать ошибки, иногда совершенно смешные (если волнуюсь), часто не понимаю или не знаю нужного слова, формы глагола, но напряжение ушло, появились уверенность и свобода. Некоторые процессы автоматизировались, позволяя сконцентрироваться на более сложных языковых формах, я вышла на качественно новый уровень языка и начала приводить в недоумение местных жителей невозможностью определить мою национальность. Некую странность речи, произношения и оборотов они, конечно, ощущают, но вот ухватить что-то конкретное уже не могут, поэтому теряются в догадках, с кем они говорят. Для итальянца же (особенно южного) неудовлетворенное любопытство – хуже средневековой пытки, поэтому на дню я могу по 3 раза отвечать на вопросы о своём происхождении.
Однако вернёмся к итальянскому языку и его изучению
Если вы не владеете ни одним из европейских языков романской или германской групп, то изучать итальянский будет однозначно непросто. Вам придется столкнуться с такими несвойственными русскому языку явлениями, как латинский алфавит и правила произношения, артикли, развитая система времен и их согласование. Однако, через эти трудности проходили все, кто начинал изучать второй язык, и могу заверить, они вполне преодолимы. Зато потом овладение каждым новым родственным языком становится всё более и более легким занятием – проверено на собственном опыте.
Если вы владеете одним из романских языков, то он будет неоценимым подспорьем в освоении итальянского. Например, знатокам испанского, в этой статье делать просто нечего, да вы её и не откроете, потому что итальянский у вас и так на 2/3 в кармане, и вы это прекрасно знаете. Как-то через год после начала изучения итальянского я была в Мадриде и слушала в одном музее экскурсию на испанском. К своему удивлению, я умудрилась понять процентов 40 рассказа на языке, который вообще никогда не изучала! Мне кажется, близость итальянского и испанского можно представить, если подумать о русском и украинском языках.
С португальским всё тоже хорошо – одна структура, один корень, много совпадающей лексики. Свой концерт в Неаполе португальская певица фаду Кристина Бранко начала словами: «Я не говорю по-итальянски, но если я буду говорить по-португальски медленно, вы меня прекрасно поймёте…». С французским, если верить Википедии, всё ещё лучше – там почти 100% совпадение, хотя, с виду так и не скажешь.
В моей базе лингвистических помощников имелись английский (в районе Upper Intermediate) и русский языки. Да, я включила русский в этот недолгий список не для внушительности, а потому что его знание оказалось действительно полезным))). Неожиданная близость русского и итальянского языков стала для меня приятным открытием, воодушевила и, конечно, значительно ускорила процесс изучения на начальном этапе.
Стремительное изменение мира и развитие технологий побудило специалистов создать «Атлас новых профессий», в котором составлены прогнозы касаемо появления специальностей в 2020-2030 годах. И хотя при первом ознакомлении кажется, что это сценарий к фантастическому фильму, после размышлений и анализа начинаешь понимать, что уже завтра это может стать реальностью. Ведь всего 15-20 лет назад невозможно было предложить, что востребованными на рынке будут ИТ-специалисты, пиарщики и менеджеры по продажам. Разработчики отмечают, что это первое и экспериментальное издание. В ходе дальнейших исследований в него будут вноситься изменения.
Что это
По словам создателей, «Атлас» − это альманах специальностей и путеводитель по отраслям, которые будут перспективными в ближайшее десятилетие. В нем хорошо отражается стремительное развитие мира, его кардинальное изменение, продиктованное достижениями в сфере информационных технологий и других отраслях. На основе проведенных исследований разработчики составили список профессий в 19 разных отраслях, которые будут востребованы уже в ближайшее время. Некоторые специальности ныне уже существуют в хорошо развитых странах, другие профессии пока отсутствуют во всем мире, но при сохранении общей тенденции изменений они обязательно появятся.
В «Атласе» прописано несколько основных аспектов:
- Появление новых профессий. Разработчики не только составили список специальностей, но и квалифицировали их по отраслям, периоду появления и другим критериям.
- Исчезновение старых профессий. В связи с предполагаемыми изменениями некоторые профессии скоро утратят свою актуальность. И хотя они могут просуществовать еще 10-20 лет, работать будут только отдельные люди. К примеру, совсем скоро работу бухгалтера сможет выполнять компьютер.
- Обучение. Создателями указаны учебные заведения, в которых можно будет получить необходимое образование для построения карьерного роста в выбранной специальности.
- Потенциальные работодатели. В этом разделе прописаны российские компании, в которых будет востребована профессия.
- Универсальные навыки и умения. Указаны, какие навыки и умения позволять достичь успехов в выбранном направлении, например, владение компьютером и умение работать с искусственным интеллектом, системное мышление, художественные способности и др.
Особенностью издания является то, что в нем не просто перечислены новые профессии, но и содержится их подробное описание, необходимые навыки и умения.
Как создавался
Над созданием «Атласа новых профессий 2020-2030 года» совместно работали специалисты из московской школы «СКОЛКОВО» и Агентства стратегических инициатив. Общими усилиями они провели исследование под название «Форсайт Компетенций 2030». Его участниками стали 2500 компании из России, Америки, Японии, европейских и других стран. Участие принимали ведущие компании, в том числе «Росатом», «Газпром», «Роскосмос», «Аэрофлот» и др.
Для проведения исследования разработчики использовали специальную технологию форсайт. Сами создатели называют ее подзорной трубой в будущее. С английского языка слово «foresight» переводится как взгляд в будущее. Технология базируется на нескольких основных принципах:
- Будущее зависит от прикладываемых усилий. Создается людьми в определенных условиях.
- Будущее отличается вариативностью. Может меняться в зависимости от принятых решений.
- Предсказать будущее на 100% нельзя, но развитие отдельных отраслей можно предусмотреть с высокой вероятностью.
Всего разработчиками «Атласа» было проведено 30 форсайт-сессий разных направлений – от ИТ-сферы до биотехнологий. Во время их проведения эксперты обсуждали технологические изменения, а также экономические и социальные процессы, которые оказывают влияние на формирование отраслей разного направления. Так называемая «карта будущего» была составлена после тщательного анализа всех обсуждений и доводов.
Для чего предназначен «Атлас новых профессий»
Мир постоянно меняется. В последние десятилетия это происходит со стремительной скоростью. Из-за развития технологий, внедрения инноваций практически во все отрасли деятельности человека, меняются и приоритеты среди профессий. Некоторые специальности в условиях современного мира теряют свою актуальность. В тоже время им на смену приходят новые профессии.
«Атлас новых профессий», которые появятся до и после 2020 года, не может быть точным руководством для действий, так как предсказать будущее на 100% невозможно. Но он открывает поле возможностей, позволяет определиться с направлением. Особенно полезный «Атлас» для нынешних и будущих студентов. Ведь при выборе профессии они могут учесть тенденции на рынке, прогнозируемые изменения и выбрать перспективную специальность.
Информацию, предоставленную в «Атласе», также могут использовать обучающие центры, высшие учебные заведения и другие образовательные заведения. Они могут уже сейчас разработать программу обучения с учетом прогнозируемых изменений. При таком подходе человек будет успевать за меняющимся миром. Учебным заведениям удастся своевременно подготовить специалистов соответствующего профиля. Развитие новых профессий послужит толчком для укрепления и развития экономики.
Какие профессии перестанут быть фантастикой в 2020 году: видео
Предисловие................................................ | |
Атлас новых профессий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Биотехнологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Медицина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Энергогенерация и накопление энергии. . . . . . . . . . . . . . . . | |
Энергосети и управление энергопотреблением. . . . . . . . . . . . | |
Наземный транспорт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Водный транспорт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Авиация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Космос. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Новые материалы и нанотехнологии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
ИТ-сектор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Добыча и переработка полезных ископаемых. . . . . . . . . . . . . | |
Строительство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Робототехника и машиностроение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Финансовый сектор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Экология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Менеджмент. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Социальная сфера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Образование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Индустрия детских товаров и сервисов. . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Профессии-пенсионеры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Причины устаревания профессий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | |
Устаревающие интеллектуальные профессии. . . . . . . . . . . . . | |
Устаревающие рабочие профессии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
Участники форсайт-сессий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
АТЛАСНОВЫХПРОФЕССИЙ
Предисловие
ЧТО зА КАРТы ВНУТРИ, еСлИ ЭТО «АТлАС»?
«Атлас» – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет вам понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие
в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Скорость изменений увеличивается, сложность профессиональных задач возрастает. Некоторые занятия
в сфере ИТ, например менеджер социальных сетей, профессиональный блогер, сео-оптимизатор, хедхантер, не были известны в начале 2000-х, а теперь стали популярными и высокооплачиваемыми. Какими знаниями, умениями и навыками нужно обладать, чтобы быть востребованным специалистом в новом мире? Наш «Атлас» поможет вам ответить на эти вопросы, а также узнать, какие вузы могут дать профессионалам будущего хорошую базовую подготовку.
«Атлас» – это поле возможностей, в котором вы сможете построить собственную траекторию движения в интересное будущее.
Эта версия «Атласа» является первой, а потому экспериментальной. Мы хотим,
чтобы «Атлас» был понятным и полезным для его читателей. Поэтому мы будем рады вашим отзывам и предложениям по его доработке. Вы можете направить их по адресу [email protected] .
КАК РОДИлСя «АТлАС»?
Впервые в России Московская школа управления «СКОлКОВО» и Агентство
стратегических инициатив провели масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в 19 отраслях экономики. Эксперты обсуждали технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач, и строили отраслевые «карты будущего», при помощи которых выявляли спрос на новые компетенции и выстраивали образ новых профессий. Результаты исследования были собраны в «Атлас новых профессий» .
Конечно, экономика будущего не будет ограничиваться 19 отраслями, вошедшими в исследование. есть еще целый ряд важных секторов производства (например, сельское хозяйство или рыбоводство)
и услуг (например, индустрия развлечений, средства массовой информации или туризм), которые будут иметь большое значение в будущем, и где также будут происходить значительные изменения. Мы предполагаем, что Атлас будет развиваться и постепенно становиться все более полным.
ФОРСАйТ - ПОДзОРНАя ТРУБА В БУДУщее?
Форсайт (от англ. «foresight» – взгляд в будущее, предвидение) – это социальная технология, которая была создана за рубежом более 30 лет назад и активно используется в сфере бизнеса и государственного управления. Эта технология позволяет участникам совместно создать прогноз развития отрасли, региона или страны и на основе этого прогноза договориться о действиях по достижению желаемого будущего.
ОСНОВНые ПРИНцИПы ФОРСАйТА:
Будущее зависит от прилагаемых усилий: его можно создать;
Будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и заинтересованных сторон;
есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно. Можно подгото-
виться к такому будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его.
Именно исходя из этих принципов, Атлас новых профессий показывает будущее, которое планируют совместно создавать ведущие компании отраслей в соответствии со своими планами развития – освоения новых рынков, выпуска новых продуктов, применения новых технологий и т.п. Атлас является одним из элементов подготовки к желаемому будущему – поскольку эти планы развития смогут быть реализованы только в том случае, если появятся специалисты, способные их воплотить.
Каждой отрасли отводится отдельный раздел, в начале которого вы можете ознакомиться с кратким прогнозом развития отрасли до 2030 года, узнать, какие новые технологии и тенденции оцениваются отраслевыми экспертами и работодателями как наиболее интересные и перспективные.
Для каждой отрасли приводится перечень новых профессий с кратким описанием их рабочих задач. Список этих профессий не является окончательным и исчерпывающим (вполне возможно, могут появиться и другие профессии и специализации) – однако он иллюстрирует те важные изменения, которые ожидают отрасль в ближайшие годы.
ХАРАКТеРИСТИКИ ПРОФеССИй
Для каждой профессии указываются ее ключевые характеристики, такие как:» (и далее уже блоки «горизонт», «тип специализации»и пр.).
гОРИзОНТ ВОзНИКНОВеНИя:
НАВИгАцИя ПО «АТлАСУ» | До 2020 года – профессии, которые |
«Атлас новых профессий» состоит из двух | востребованы «завтра». В развитых |
странах многие из этих профессий |
|
появились уже сегодня (например, |
|
Первая часть посвящена новым про- | энергоаудиторы, сетевые врачи, |
гМО-агрономы и др.). Это профес- |
|
сии, которые будут востребованы |
|
Вторая часть посвящена «професси- | в России в ближайшее десятилетие.» |
ям-пенсионерам». | |
Первая часть посвящена профессиям, | |
которые будут возникать в ближайшие | После 2020 года – профессии, ко- |
годы в наиболее перспективных, высоко- |
|
технологичных и быстрорастущих отраслях | торые потребуются «послезавтра» |
российской экономики. | и при благоприятном технологиче- |
ском развитии страны и мира. Эти |
АТЛАСНОВЫХПРОФЕССИЙ
профессии сегодня могут показаться фантастическими, хотя первые шаги в решении профессиональных задач такого рода (например, задачи киберпротезистов, программистов виртуальных миров и др.) уже сделаны. Это профессии, которые являются новыми не только для России, но и для других стран.
ТИП СПецИАлИзАцИИ:
Кросс-отраслевая – набор знаний, навыков и умений, дающий возможность найти работу в разных отраслях / на стыке отраслей.
Внутриотраслевая – набор знаний, умений и навыков, позволяющий работать в одной отрасли.
НАДПРОФеССИОНАлЬНые НАВыКИ И УМеНИя
Эти навыки являются универсальными и важны для специалистов самых разных отраслей. Овладение ими позволяет работнику повысить эффективность
профессиональной деятельности в своей отрасли, а также дает возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность. Ниже приведен список некоторых надпрофессиональных навыков, которые были отмечены работодателями как наиболее важные для работников будущего. Это:
Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия).
Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях).
Умение управлять проектами и процессами.
Программирование ИТ-решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.
Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.
Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).
Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем).
Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса.
Бережливое производство.
какие вузы России дают базовую подготовку позволяющую через несколько лет оказаться в первом составе специалистов будущего;
какие крупнейшие работодатели
присутствуют на российском рынке в рассматриваемых отраслях, готовятся к внедрению новых технологий и, значит, уже сейчас определяют спрос на специалистов будущего;
В атласе рассказано о новых профессиях в разных сферах и о тех профессиях, что уходят на покой. В скором времени он будет распространяться по школам.
что мне НЕ понравилось:
Есть новые профессии, которые просто переименовались из уже существующих профессий и вполне популярных, например, "агроном, работающий с ГМО" или "архитектор мед.оборудования".
Есть профессии с очень частной функцией, например, "специалист по защите прав потребителей электроэнергии".
Есть профессии, которые придуманы исходя из текущей моды - например, "ментор стартапов для школьников".
Из профессий, которые отправляют на покой удивило, что копирайтер там рассматриваются исключительно как тот, что пишет про "пластиковые окна недорого", а не тот, кто креативит решения для брендов.
Про умирающие профессии лектора (есть же видеозаписи) и журналиста (есть же программы-расшифровщики звуков в текст) я даже не знаю, смеяться или возмущаться.
А главное, что обидно, в атласе по большому счету позиция старая, что можно школьником выбрать профессию и до пенсии на ней сидеть. И профессии будущего нужно знать, чтобы ты как самый хитрый сейчас в 8 классе решил, что будешь "проектантом жизни медицинских учреждений" и все, востребованная профессия с большой зарплатой у тебя в кармане.
Не говорится о том, что нужно заранее готовить себя и своих детей НЕ к одной возможной профессии будущего, а к тому, что в будущем как раз придется постоянно учиться и переучиваться, быстро менять свою траекторию и быть самому себе "трендвотчером" (который тоже есть в атласе).
что понравилось:
Атлас красивый. По нему легко ориентироваться. Там хорошая табличка в начале о связи качеств человека с нуждами профессий и о свойствах разных профессий. Он лишний раз подтолкнет к тому, чтобы подумать о профессиях, которые ты вот прямо сейчас не видишь среди своих родных и знакомых, и о том, что вообще происходит в мире с технологиями и общественными процессами.
НО я бы его рассматривала не в лоб, а исключительно как повод для разговора с семьей, преподавателями, психологами, профконсультантами.
А так... Представляете среди наших с вами детей (да и среди нас с вами - чем черт не шутит!) будут специалист по кибер-протезированию, проектировщик нейроинтерфейсов по управлению роботами, дизайнер виртуальных миров, менеджер фонда прямых инвестиций в талантливых людей (это чур мне!), медиатор социальных конфликтов, космобиолог, строитель "умных дорог" и тренер по майнд-фитнесу.
Как вам такое будущее?
А как сам атлас?