Врач по организации здравоохранения и общественного здоровья. Сроки и формы обучения. Монографии, руководства, патенты и изобретения

Система последипломной подготовки врачей организаторов здравоохранения в МОНИКИ берет свое начало с периода начала работы Николай Александровича Семашко - первого наркома здравоохранения СССР. Как известно Н.А.Семашко – одновременно с заведованием кафедрой социальной гигиены медицинского факультета Московского университета (с 1930 г. - Первый Московский медицинский институт) в период с 1925 - 1927 гг. работал в Московском клиническом институте (МКИ), ныне МОНИКИ и заложил основы системе последипломной подготовке врачей организаторов здравоохранения, развивающееся в настоящее время на ФУВ МОНИКИ.

Кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья ФУВ МОНИКИ была создана 1 января 1990 г. Руководили кафедрой со дня ее основания до 1 сентября 1997 г. канд. мед. наук Л. А. Коржинский, с 1997 г. по 2003 г. - кандидат медицинских наук, доцент Н. А. Катунцева. С 2003 года по настоящее время кафедру возглавляет доктор медицинских наук, профессор Гуров Андрей Николаевич.

Направления научной работы

  • Научное обоснование оптимизации отдельных профильных служб здравоохранения Московской области на основе медико-статистического анализа здоровья населения и показателей деятельности медицинских организаций» на 2016 – 2020 годы
  • Оценка эффективности внедрения результатов научно-практической деятельности в практику здравоохранения

За последние 6 лет сотрудники кафедры защитили

  • Андреева И.Л. - "Оптимизация внедрения результатов научной деятельности в практику здравоохранения (на модели Московской области)" - 2010 г.
  • Смбатян С.М. - "Фундаментальные основы профилактики социально опасных заболеваний в субъекте Российской Федерации" - 2010 г.
  • Серегина И.Ф. - "Концептуальные подходы к государственной системе контроля и надзора и ее роль в управлении качеством медицинской помощи" - 2010 г.
  • Пирогов М.В. - "Совершенствование организационно-экономического обеспечения государственных гарантий по предоставлению медицинских услуг населению Российской Федерации" - 2012 г.
  • Плутницкий А.Н. - "Научно-методическое обоснование определения приоритетных направлений развития здравоохранения территории" - 2014 г.

1 кандидатскую:

  • Митрофанова О.Е. - "Система мониторинга состояния здоровья детей как инструмент совершенствования педиатрической амбулаторно-поликлинической службы региона (на примере Московской области)" - 2011 г.

Сотрудники кафедры принимали участие в разработке и проведении более 10 научных исследований по:

  • повышению эффективности медицинской помощи;
  • разработке подушевого норматива финансирования амбулаторно-поликлинической помощи;
  • организации и развития общих врачебных практик;
  • оценке эффективности современных принципов оплаты труда медицинского персонала и др.

Монографии, руководства, патенты и изобретения

За 6 лет издано:

  • Монографий – 6
  • Руководств для врачей – 4
  • Учебных пособий – 12

Наименование свидетельств о государственной регистрации программ для ЭВМ, выданных Патентным ведомством Российской Федерации сотрудникам кафедры

1. Программный комплекс «Клинико-экономический и фармакологический интерфейс» для формирования и расчета медико-экономических стандартов
2. Информационная система мониторинга показателей учета и анализа деятельности научных медицинских организаций в интересах развития государственных прогнозов развития медицинской науки
3. Клинико-экономическая информационная система мониторинга способных к правовой охране результатов научной медицинской деятельности
4. Клинико-экономическая информационная система мониторинга выездной работы специалистов ведущих медицинских центров и оценки эффективности внедрения современных медицинских технологий в практику здравоохранения
5. Клинико-информационная система мониторинга здоровья населения, демографических показателей для оценки качества и эффективности работы здравоохранения
6. Программный комплекс мониторинга, анализа качества и эффективности социально-экономических и медицинских программ в интересах охраны здоровья населения и развития здравоохранения
7. Информационно-программный комплекс моделирования эффективности внедрения результатов научно-технической деятельности в практику здравоохранения
8. Программный комплекс для планирования и анализа исполнения программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов и обязательного медицинского страхования
9. Программный комплекс SWOT – анализа для стратегического планирования работы здравоохранения


Сотрудничество

  • НИИ общественного здоровья РАМН
  • Первый Московский Государственный Медицинский Университет им. И.М. Сеченова
  • Российская медицинская академия последипломного образования
  • ГИУВ Министерства обороны РФ
  • ФГБОУ ДПО ИПК ФМБА России
  • Белорусская медицинская академия последипломного образования

Ежегодные мероприятия

  • Рабочие совещания с главными специалистами Министерства здравоохранения Московской области по актуальным вопросам общественного здоровья и организации здравоохранения (1 раз в квартал)
  • Организация заседаний Координационного совета по вопросам здравоохранения в Медицинских округах Московской области (1 раз в квартал)

Возникновение государственной системы здравоохранения востребовало организаторов этой отрасли на местах — в районах, городах, областях. В медицине стала формироваться новая профессия — руководитель органа здравоохранения. Первое место среди пионеров становления и развития государственной системы здравоохранения на Дону по праву принадлежит Одаманяну Гавриилу Мартыновичу.

В начале XX века медицинская помощь на Дону была крайне незначительной: в 1913 году на каждую тысячу жителей — городских и сельских — Области Войска Донского приходилось только одна больничная койка и на каждые сто тысяч человек лишь 17 врачебных должностей, неоднократно область «лидировала» по числу заболеваний холерой, свирепствовали тифы, косили детские инфекционные болезни, особенно грудных детей. Не проводилось никакой медицинской профилактики туберкулеза.

В 1920 году на Дону были созданы государственные органы здравоохранения. Работа их строилась на трех руководящих началах: широком проведении профилактической работы и санитарных мероприятий; создании мошной государственной квалифицированной системы общедоступной бесплатной медицинской помощи; борьбе с распространенными заболеваниями — туберкулезом, тифами, малярией.

Уже в 1940-ом на каждые десять тысяч жителей приходилось 45 больничных коек и 14 врачей. За период с 1943 по 1946 годы объем капиталовложений в охрану здоровья населения составил более 20 миллионов рублей. По сравнению с 1914 годом заболеваемость дифтерией уменьшилась в 20 раз, коклюшем в 10 раз, тифами в 3-4 раза. И так по каждому заболеванию. В 1946 году уже было 145 туберкулезных коек по области и 190 из них в Ростове-на-Дону, 13 противотуберкулезных диспансеров, кумысолечебница «Маныч», планово проводились массовые осмотры. Общая смертность снижена в четыре раза.

Для оказания помощи жителям отдаленных районов стала применяться санавиация. При облздраве было создано консультативное бюро в составе 12 профессоров и научных работников.

Организатор здравоохранения. Новые задачи — новая профессия. 1

Секрет его успеха: работать, работать и ещё раз работать

К 65-летию директора НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России академика РАН Владимира СТАРОДУБОВА «МГ» расспросила юбиляра о том, каково было управлять здравоохранением, какой должна быть медицинская наука сегодня и что он считает своим главным достижением.

Если пройти вместе с Владимиром Ивановичем его путь, то несомненно выкристаллизуются его профессиональные, стратегически верные и очень продуманные действия, которые он предпринимал, будучи во главе отрасли, обеспечивая руководство и координацию деятельности в период реформ. Ещё важнее отметить, что руководитель министерства принимал непосредственное участие в разработке проектов федеральных законов. Благодаря богатейшему опыту В.Стародубова масштабная и непростая задача по обновлению отрасли шла успешно. Ответственный подход, самоотдача и преданность своему делу позволили создать команду единомышленников. Особенно важен и успешно реализован - это отмечает и сам Владимир Иванович - демографический проект. Учитывая умеренный, по нынешним временам, бюджет проекта, результаты оказались просто ошеломительные. Страна вышла из демографической ямы, появились сотни тысяч новых жителей нашей страны, рождаемость поднялась в полтора раза.

Масштабы проделанной работы не остались незамеченными. Владимир Иванович является кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, ордена Почёта и множества медалей, имеет звание «Заслуженный врач РФ». Он также является автором более 350 научных работ, в том числе монографий, книг, учебников. С 2008 г. возглавляет Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения, фактически - механизм принятия управленческих решений для министерства. Что ж, беседа с таким удивительным человеком не только даёт пищу для размышлений, но и вселяет уверенность в завтрашнем дне российского здравоохранения. По крайней мере, с точки зрения его организатора.

Владимир Иванович, вы долгое время работали в руководстве Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Наверное, самым сложным было говорить «нет», когда вы отстаивали интересы отрасли перед Администрацией Президента?

К сожалению, здравоохранение и социальные вопросы не всегда лежат в приоритетном поле лиц, принимающих решения. Поэтому главная проблема - финансы: обоснование проекта, его экономическая составляющая, ожидаемый эффект. Чтобы «выбить» дополнительные деньги для отрасли, нужно было прикладывать большие усилия и уметь аргументированно доказывать, что эти деньги необходимы и принесут результат. Поэтому говорить «нет» Министерству здравоохранения не приходилось, ему нужно было отстаивать свои интересы и добиваться, чтобы «да» сказали в министерствах финансов и экономического развития.

Долгое время здравоохранением управляли министры, у которых не было врачебного образования. Ваше мнение: кто должен управлять здравоохранением - врачи или экономисты? Кто это делает эффективнее?

Нам ещё далеко до западного образца, когда министерствами управляют политики, а работает аппарат. Выиграла одна партия, приходит министр, которому досталась должность по политическим мотивам. Он может быть врачом, может не быть, главное, что существующий аппарат имеет преемственность.

Говоря о нашей стране, вес объединённого министерства здравоохранения и социального развития был несоизмерим с нынешними условиями, когда отдельно существует министерство здравоохранения и отдельно - министерство социальных вопросов. А.Кудрин и Г.Греф не принимали решения без М.Зурабова, потому что в руках у него было более трети бюджета. Этот вес позволял министерству добиваться необходимого финансирования. Зурабов и Т.Голикова, будучи на этом посту, сумели привлечь такие средства в здравоохранение, которые отдельному министерству здравоохранения никогда бы не удалось найти. Когда Татьяна Алексеевна Голикова была министром объединённого министерства, она добавила 2% в фонд медицинского страхования - это огромные деньги для всей страны.

Отрасль преодолела немалый путь за последние 15 лет. Как вы считаете, модернизация решила проблемы российского здравоохранения, достигнуты ли поставленные цели? Всё-таки потрачено немало средств .

Если смотреть на абсолютные цифры, то легко сказать, что в здравоохранение пришли значительные средства, но на самом деле удельный вес расходов на здравоохранение практически не изменился. Они составляют 3,6-3,7% ВВП, и только в 2008 г. было около 4%.

Задачи программы модернизации в основном выполнены. Она позволила укрепить материальную базу, повысить заработную плату медицинских работников, внедрить в практику современные технологии. Но осталась проблема, которая на сегодняшний день является ключевой - подготовка врачебного сословия к работе в новых условиях.

Прогресс медицинской науки стремителен, прогресс медицинской техники идёт семимильными шагами, и врачи должны уметь применять самые современные технологии для лечения наших граждан. Это касается и подготовки в вузах, и послевузовского непрерывного образования.

- Как в решении этой проблемы участвует ваш институт?

Существуют прогнозы по заболеваемости и смертности населения. Исходя из этих показателей нужны определённые специалисты. Наш институт по различным профилям - у нас около 100 специальностей врачей - на основании этих данных работает с территориями по планированию тех кадров, которые необходимы здравоохранению в ближайшей перспективе.

С учётом тех же прогнозов мы готовим и доводим данные по подготовке врачебных специальностей до субъектов Российской Федерации и до наших вузов. Самая большая проблема на сегодняшний день - это первичное звено. Участковые терапевты, педиатры, врачи общей практики - вот специальности, которые на сегодняшний день являются дефицитными.

Сейчас стало больше врачей-иммигрантов из бывших республик Советского Союза. Как вы оцениваете их уровень подготовки? Нуждаются ли они в переподготовке?

Нам нужно думать в первую очередь о своих выпускниках.

Сейчас уровень подготовки снизился, и это не только по моему мнению. Профессия врача в 90-е годы была у нас не столь популярна, как до этого, и мы снизили требования. Сегодня она вновь возвращается в сферу тех специальностей, куда молодёжь хочет идти, а требования к абитуриентам и студентам по-прежнему низкие. Сейчас высшая школа, по крайней мере в структуре Минздрава, пытается ужесточить требования, так сказать, «закручивает гайки». Не всем это нравится, но процесс идёт.

Есть и другая беда - это открытие медицинских факультетов при классических университетах в регионах. Я считаю, что это негативный фактор. Если мы в каждой деревне откроем по мединституту, то боюсь, что этих специалистов придётся фильтровать, чтобы допустить к работе. И прецеденты уже есть. Когда врач из такого университета приходит с дипломом на работу, его надо ещё 2-3 года готовить, прежде чем допустить к больному.

Несколько десятков таких факультетов уже открыто, а ведь должна существовать школа, среда, которая позволяет подготовить врача. Я уже не говорю о преподавателях. Из-за низкой зарплаты существуют проблемы с педагогами даже базовых дисциплин в существующих мединститутах. А найти преподавателей-специалистов по гистологии, анатомии, физиологии и т.д. в регионах очень сложно. Нужно осторожно подходить к этому, ведь иногда недочёты в образовании не столь очевидны и проявляются позже.

То есть здесь уже стоит вопрос более фундаментальной науки. Вы являетесь сегодня академиком-секретарём Бюро медицинского отделения РАН, входите в комиссию президиума РАН по совершенствованию структуры научных организаций. Какой вам видится развитие российской медицинской науки?

По моему убеждению, развитие медицинской науки должно быть одной из ключевых задач Министерства здравоохранения. Академия наук в данном случае является достаточно грамотным экспертным сообществом, которое подскажет, что нужно делать, а Минздрав должен исполнять те направления, которые приняты в развитии медицинской науки.

Соответственно, все институты должны быть переданы в структуру Министерства здравоохранения, и частично это уже сделано. Осталось ещё немного - принять управленческое решение и передать оставшиеся институты в Минздрав. И тогда можно будет комплексно смотреть, какие направления нужно развивать, где есть проблемы, где есть дублирование.

Но этот вопрос, конечно, идёт очень болезненно, потому что сейчас в Федеральном агентстве научных организаций 800 учреждений, огромное имущество, 140 тыс. человек, из них десятки тысяч учёных.

Всё это особенно актуально сейчас, когда не хватает денег, когда есть проблемы со специалистами, которые уезжают за рубеж и т.д. Сейчас наука интернациональна, и если наши специалисты работают на хорошем уровне, их с удовольствием приглашают за рубеж. Понятно, что мы не можем соперничать по заработной плате и условиям работы.

- Причина в финансировании?

Проблема в том, что у нас науку финансирует в основном государство. На Западе структура финансирования науки резко отличается, особенно биомедицинской. Основные деньги вкладывают фармацевтические фирмы и компании, которые производят медтехнику. Они в этом заинтересованы и они привлекают средства. Мы от государственной соски отойти пока не можем, но нужно создавать механизмы, которые позволили бы частным структурам финансировать медицинскую науку.

- Какие достижения фундаментальной науки вы выделяете в качестве ключевых за последние годы?

На современном, хорошем уровне идут изыскания, связанные с генетикой. Это Институт биомедицинской химии, который участвует в международном проекте по расшифровке различных генов. В НИИ психиатрии есть ряд лабораторий, уровень которых сопоставим с зарубежными, где изучают особенности генетики у больных психическими заболеваниями. Прекрасные результаты в практическом плане и научные достижения в области визуализации различных видов патологии в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева, в НИИ нейрохирургии, где применяются самые современные методы лечения. Хотелось бы отметить Научный центр здоровья детей, где решают проблемы реабилитации недоношенных детей. В этом направлении институт проделал огромную работу. Также отметил бы Научный центр неврологии. Нейронаука является одной из основных, и те методы, которые разработаны ими для лечения различных заболеваний, находятся на очень приличном уровне.

Каким образом теория должна претворться в практику? Какова здесь роль института, который вы возглавляете? И прислушиваются ли к рекомендациям учёных-организаторов здравоохранения на Рахмановском?

Наше государство привыкло к авторитарному стилю руководства. Беда сегодняшнего времени в том, что все смотрят в рот начальнику, что он скажет и что он повелит делать. Так что не всегда руководители здравоохранения советуются с учёными, с практиками. А по моему убеждению, должна быть инициатива с мест. На местах люди не безразличные, они что-то придумывают, предлагают. Найти те изюминки, предложения, которые можно тиражировать в масштабах не только одного субъекта, но и по всей России, в этом должно быть одно из предначертаний руководителя отрасли.

Наш институт существует, чтобы посмотреть, что делается на местах, а затем научно обосновать, есть ли в каком-то опыте или каком-то пилотном проекте позитивные моменты, есть ли пути реализации и насколько это тиражируемо. То есть можно сказать, что институт - это механизм, который помогает принимать управленческие решения. Это его предназначение, основная задача.

Вы прошли большой профессиональный путь: хирург, главный врач, министр здравоохранения... Что вам больше всего пригодилось из вашего опыта?

В любой деятельности нужно принимать решения. А когда ты находишься на посту руководителя здравоохранения, от тебя зависит, условно говоря, уже жизнь не одного больного, а жизни тысяч, если не миллионов людей. Поэтому чем выше должность, тем больше ответственность и тем больше должно быть сомнений при принятии решений. И здесь нужно, естественно, опираться на профессиональное сообщество. Принцип, который был у меня: прежде чем принять какой-то нормативный документ, его отправляют тем людям, которые этот документ будут потом исполнять. Насколько он реализуем, насколько он возможен, нет ли там глупостей, недоработок, недостатков и т.д. И когда получаешь ответную реакцию, то можно более уверенно эти документы воплощать в жизнь. Если ты принимаешь решения и ни с кем не советуешься, то очень много шансов, что эти решения останутся на бумаге.

Есть ли у вас рецепт, как стать настоящим учёным? Что бы вы пожелали молодым специалистам, которые вступают на эту стезю ?

Рецепт не мною придуман: работать. Никто ещё не придумал других рецептов. Всех успешных людей, которых я знаю, можно назвать одним словом: трудоголики. Кто-то имел возможность реализоваться в определённой среде, кто-то нет, но если ты хочешь чего-то достичь, нужно работать и идти к поставленной цели.

Вы известны как министр здравоохранения, как директор института, как успешный учёный, а как вы сами считаете, какое ваше самое большое достижение в жизни?

Может быть, оно ещё впереди?

А если по-серьёзному, из всех проектов, которые были реализованы, я считаю, что это реализация Указа Президента РФ о демографической политике. Концепция демографического развития РФ была утверждена указом в начале 2000-х. Её воплощение в жизнь началось несколько позже. И то, что мы сумели, несмотря на всю критику, доказать результатами, что деньги в здравоохранение, в социальные вопросы вкладывать выгодно, это, я думаю, можно причислить к моим самым большим достижениям.

- Ваш девиз?

Работа, работа и ещё раз работа.

Беседу вела Анна КАБИКОВА,
внешт. корр. «МГ».
Фото Александра ХУДАСОВА.

Мнение коллег

«Что за человек Владимир Стародубов? Каково с ним работать?» - такие вопросы «МГ» задала коллегам юбиляра.
Виктор Тутельян, академик РАН, директор Научно-исследовательского института питания:
- Государственник, профессионал, широко эрудирован не только в медицине. Доброжелательный, принципиальный, понимает слово «дружба». Блестящий администратор и организатор. Доступен для простого народа. С ним интересно, полезно и поучительно работать. Редкий пример для многих руководителей здравоохранения. Настоящий Человек - с большой буквы.

Юлия Михайлова, профессор, первый заместитель директора Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России:
- С Владимиром Ивановичем работаю давно. Высочайшего уровня профессионал. Всё, чего он достиг, он достиг своим упорным трудом. В нём заложено чутьё нового, стремление к новаторству, это хороший пример для молодёжи. Его потенциал руководителя до конца не оценён. Он мог бы сделать больше для медицинской отрасли. Считает, что прежде чем начинать реформы в здравоохранении, надо полюбить свой народ.
Из качеств отметила бы честь, чувство собственного достоинства и человечность. Работать с ним легко и интересно. Поражает его умение выслушать человека. Владимир Иванович прекрасный отец (у него две дочери) и дед (во внуке, кажется, видит себя).

Руслан Хальфин, профессор, директор Высшей школы управления здравоохранением при Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М.Сеченова:
- Мы окончили один вуз - Свердловский мединститут - и судьба свела нас в Минздраве России, работали заместителями министра. Прежде всего отметил бы целеустремлённость: ставит задачи и старается их достичь. Готов на компромисс, даже в некоторых случаях на отступление, чтобы потом всё равно добиться успеха.
Профессионал с большим стажем. Прост в общении, доступен, готов к контактам. Начинал врачом, прошёл весь путь с самого начала.
Наконец, готов к новым поискам, свершениям, не останавливается на достигнутом и прививает эти качества коллективу. Работоспособности ему не занимать.

1. Я (Клиент), настоящим выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных, полученных от меня в ходе приема на обучение по предложенным образовательным программам «Межрегиональным центром обслуживания по дополнительному профессиональному медицинскому и фармацевтическому образованию в ФГБОУ ПИМУ и ПГМУ» (далее - Центр) или при подписке на новости сайта.

2. Я подтверждаю, что указанный мною номер мобильного телефона, является моим личным номером телефона, выделенным мне оператором сотовой связи, и готов нести ответственность за негативные последствия, вызванные указанием мной номера мобильного телефона, принадлежащего другому лицу.

3. В рамках настоящего соглашения под «персональными данными» понимаются:
Персональные данные, которые Клиент предоставляет о себе осознанно и самостоятельно при оформлении Заявки на обучение на Сайте и при подписке на новости сайта на любой странице
(а именно: фамилия, имя, отчество (если есть), номер мобильного телефона, адрес электронной почты, регион, город проживания, дата рождения, уровень образования Клиента, выбранная программа обучения, адрес проживания, данные паспорта, диплома о профессиональном образовании, сертификатов о переквалификации или о повышении квалификации и др.).

4. Клиент - физическое лицо (лицо, являющееся законным представителем физического лица в соответствии с законодательством РФ), заполнившее Заявку на обучение на Сайте, выразившее таким образом своё намерение воспользоваться образовательными услугами, предлагаемыми Центром.

5. Центр в общем случае не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Клиентом, и не осуществляет контроль за его дееспособностью. Однако Центр исходит из того, что Клиент предоставляет достоверную и достаточную персональную информацию по вопросам, предлагаемым в форме регистрации (форма Заявки, форма Подписки), и поддерживает эту информацию в актуальном состоянии.

6. Центр собирает и хранит только те персональные данные, которые необходимы для проведения приема на обучение и организации оказания образовательных услуг (исполнения соглашений и договоров с Клиентом), а также информирования о новостях в области дистанционного образования для специалистов здравоохранения.

7. Собираемая информация позволяет отправлять на адрес электронной почты и номер мобильного телефона, указанные Клиентом, информацию в виде электронных писем и СМС-сообщений по каналам связи (СМС-рассылка) в целях проведения приема в Образовательные учреждения, организации образовательного процесса, отправки важных уведомлений, таких как изменение положений, условий и политики Центра. Так же, такая информация необходима для оперативного информирования Клиента обо всех изменениях условий и организации образовательного и процесса приема в Образовательные учреждения, информирования Клиента о предстоящих акциях, ближайших событиях и других мероприятиях Центра, путем направления ему рассылок и информационных сообщений, а также в целях идентификации стороны в рамках соглашений и договоров с Центром, связи с Клиентом, в том числе направления уведомлений, запросов и информации, касающихся оказания услуг, а также обработки запросов и заявок от Клиента.

8. Наш сайт использует идентификационные файлы - cookies. Cookies - небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя. Веб-клиент (обычно веб-браузер) всякий раз при попытке открыть страницу соответствующего сайта, пересылает этот фрагмент данных веб-серверу в виде HTTP-запроса . Применяется для сохранения данных на стороне пользователя, на практике обычно используется для: аутентификации пользователя; хранения персональных предпочтений и настроек пользователя; отслеживания состояния сеанса доступа пользователя; ведения статистики о пользователях . Вы можете отключить использование cookies в параметрах настройки браузера. Следует учитывать, однако, что в этом случае некоторые функции будут недоступны или могут работать некорректно.

9. При работе с персональными данными Клиента, Центр руководствуется Федеральным законом РФ №152-ФЗ от 27 июля 2006г. «О персональных данных».

10. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на адрес электронной почты информации путем направления электронного письма на адрес: . Отказаться от получения на адрес электронной почты информации также возможно в любое время, кликнув по ссылке «Отписаться» в конце письма.

11. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на указанный мной номер мобильного телефона СМС-рассылки путем направления электронного письма на адрес:

12. Центр принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты персональных данных Клиента от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц.

13. К настоящему соглашению и отношениям между Клиентом и Центром, возникающим в связи с применением соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.

14. Настоящим соглашением подтверждаю, что я старше 18 лет и принимаю условия, обозначенные текстом настоящего соглашения, а также даю свое полное добровольное согласие на обработку своих персональных данных.

15. Настоящее соглашение, регулирующее отношения Клиента и Центра, действует на протяжении всего периода предоставления Услуг и доступа Клиента к персонализированным сервисам Сайта Центра.

«Межрегиональный центр обслуживания по дополнительному профессиональному медицинскому и фармацевтическому образованию в ФГБОУ ПИМУ и ПГМУ»
Юридический адрес: 299009, РФ, Крым, г. Севастополь, переулок Перекомский, д. 19
ИП Михеда А.И. ИНН 920350703600

При поступлении будут проверяться знания в профильной области и некоторых других направлениях.

После окончания медуниверситета у вас отпало желание заниматься лечебной деятельностью, но все же вы не хотите бросать эту область? Тогда специальность 31.08.71 организация здравоохранения и общественное здоровье (ординатура) подходит вам.

Условия поступления и экзамены

Для учебы в данном направлении подойдут лица, окончившие медицинский университет, а именно, лечебный, педиатрический, стоматологический или медико-профилактический факультет. При поступлении будут проверяться знания в профильной области и некоторых других направлениях.

Какие предметы сдавать для поступления можно посмотреть на сайте профильной кафедры. Там же можно найти список вопросов, которые будут проверяться на экзамене.

Будущая профессия

Область деятельности специалиста включает в себя охрану здоровья граждан путем обеспечения оказания медицинской помощи в соответствии с установленными государственными стандартами. Виды профессионально деятельности:

  • профилактическая;
  • психолого-педагогическая;
  • организационно-управленческая.

Таким образом, профессия не подразумевает диагностику и лечение заболеваний.

Куда поступить

Получить необходимые знания и навыки по организации здравоохранения можно в крупных медицинских вузах Москвы и других городов. В частности, обучение проводится в:

  • Первом Московском медицинском университете;
  • Российской государственной академии последипломного образования;
  • Государственной медицинской академии в г. Астрахань;
  • Государственном медицинском университете в г. Краснодар;
  • Государственном медицинском университете в г. Ростов.

Сроки и формы обучения

Обучение по специальности длится 2 года и проводится в очной форме.

Основные изучаемые предметы в ходе обучения по специальности

Ординаторы по данной специальности изучают такие вопросы:

  • организационно-правовые вопросы в сфере здравоохранения рф;
  • управление, экономика и финансирование здравоохранения;
  • медицинская статистика;
  • организация оказания различной медицинской помощи населению;
  • основы педагогики;
  • гигиена и эпидемиология чрезвычайных ситуаций;
  • основы микробиологии.

Приобретаемые навыки и умения

После окончания ординатуры, специалисты должны уметь:

  • составлять программы и схемы изучения здоровья;
  • применять показатели и давать комплексную оценку состояния здоровья общественности;
  • анализировать демографические показатели на вверенном специалисту районе;
  • рассчитывать статистические показатели;
  • применять методы оценки здоровья и качества здравоохранения;
  • оценивать качество предоставляемой медицинской помощи, обеспеченность больницы кадрами;
  • разрабатывать и предлагать комплекс мер по совершенствованию лечебно-профилактической помощи;
  • решать задачи по оформлению и выдаче листов нетрудоспособность;
  • оценивать и давать рекомендации по совершенствованию организации работы врачей;
  • проводить оценку подготовки специалистов.

Перспективы трудоустройства

Поступая на данную специальность, возникает логичный вопрос, кем работать после ее окончания?

После сдачи экзаменов можно устроиться на должность врача-специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью в любое медицинское учреждение. Ставка этого доктора имеется не только в больших центрах, но и в маленьких поликлиниках.

Преимущества обучения в аспирантуре

Если Вы хотите заниматься научной деятельностью или преподавать на кафедре организации здравоохранения и общественного здоровья, то аспирантура даст такую возможность. Ну а окончанием такого направления является написание научной работы и защита кандидатской диссертации. Кроме того, аспирантура дает преимущество в зарплате и статусе доктора.