Специальность машиностроение. Сколько получают люди, работающие по данной профессии. Машиностроение специальность - ВУЗы

Машиностроение - это комплекс отраслей тяжелой промышленности. Основных направлений машиностроения несколько: станкостроение, автомобилестроение, авиационная промышленность, космическое машиностроение, судостроение, разработка и производство добывающего и обрабатывающего оборудования, подъемно-транспортные машины и механизмы.

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Наряду с металлургией, добывающей и обрабатывающей промышленностью, машиностроение составляет основу мощи и обороноспособности любого государства. Около двадцати лет назад, одновременно с распадом СССР, многие заводы, НИИ, КБ временно встали или вовсе закрылись: не поступали новые заказы, финансирование практически прекратилось. Приток новых кадров остановился. Большинство молодых людей выбирали тогда профессию экономиста или юриста, - а те немногие, кто всё-таки шел тогда в машиностроительные вузы, не хотели работать за мизерную зарплату. В начале XXI века ситуация изменилась в лучшую сторону: заводы, НИИ и КБ были переформированы в новые структуры, как правило, включенные в «оборонку»; появились госзаказы, начали поступать деньги на зарплаты и переоборудование.

Чему учиться

Какие предметы надо освоить будущему инженеру завода или КБ?

В некоторых машиностроительных вузах на подготовительных курсах специально учат чертить. Если с карандашом и линейкой не дружите, если интереса к черчению нет, лучше даже не мечтать о дипломе инженера: не по силам будет и первый курс, черчение отнимет всё ваше время. Зачастую оно преподается 2 года. Это головная боль для многих студентов, которые поступили на машиностроительные факультеты, не зная об особенностях предстоящей им учебы. Здесь не терпят тех, кто пришел ради корочек или ради спасения от службы в армии; таким тут делать нечего.

Чтобы учиться на машиностроительном факультете, предварительно требуется также знать физику и математику - большего не требуется, так как при желании студента преподаватели с удовольствием поделятся с ним знаниями и опытом. А осваивать придется материаловедение, конструкционные материалы, теоретическую механику, сопромат, теорию машин и механизмов, строительную механику, детали машин, термодинамику и теплотехнику, основы конструирования и проектирования. На старших курсах вы будете изучать системы автоматизированного проектирования, конструирование и проектирование агрегатов, испытания агрегатов, технологию изготовления и сборки. Плюс к этому выполните многочисленные курсовые работы и проекты, для которых количество чертежей формата А2 или А1 может доходить до 10, а число более мелких «форматов» - до 15-20.

Следует помнить, что машиностроительные факультеты дают не столько чистые знания, сколько профессию (за редким исключением, каждая из них - это тема для отдельного рассказа).

Практике - как летней, так и в процессе учебы (курсовые работы и проекты) - уделяется огромное значение. Теории не так уж и много - теоретическая механика, высшая математика, физика, сопромат, строительная механика, САПР - вот и весь «джентльменский набор». Все остальные предметы почти полностью утилитарные: только дадут немного теории - и пожалуйста, тут же практическое применение, реальные задачи, проектирование. Зато позднее, на работе, не придется заново постигать многие очень важные вещи.

К примеру, концепция предмета «Конструирование самолетов» кажется совсем простой, укладывающейся в небольшую вузовскую методичку. Однако это один из самых объемных предметов: практика занимает огромную часть курса, а про лабораторные занятия и говорить не приходится - все постигается на реальных объектах и примерах.

Или взять «расчетные» предметы:

  • теплопередача и термодинамика,
  • расчет конструкций,
  • строительная механика - очень часто на лекциях и семинарах объясняются реальные, практические задачи.

Машиностроение тесно связано с приборостроением, материаловедением, металлообработкой: в процессе учебы студенты часто сталкиваются с соответствующими предметами, да и в работе их знание будет совсем не лишним. Однако в отличие от приборостроения или, скажем, радиотехники, машиностроение не терпит ошибок и не позволяет их исправить. Лонжерон самолетного крыла должен быть сделан точно по чертежу, из определенного материала, обязан точно попадать в систему допусков: отклонения от расчетных значений могут обойтись слишком дорого. И переделать этот лонжерон «на коленках» не получится - надо будет отправлять детали на переплавку, повторять весь производственный цикл. В радиотехнике всё гораздо проще: изначально отклонения в значениях пассивных компонентов (резисторов, конденсаторов, катушек) допускаются до 15%, да и в собранном устройстве зачастую можно многое подправить; выпаять тот или иной элемент из схемы и заменить на другой труда не составляет. Более того, все радиокомпоненты давно унифицированы и выпускаются серийно.

Как учат

В машиностроительных вузах и на соответствующих факультетах учатся, как правило, 5 с половиной лет на дневном отделении и 6 - на вечернем. Образовательные программы давно стандартизированы, и нововведения встречаются довольно редко. Средний возраст преподавателей перевалил за 50-60 лет - аспирантов и молодых педагогов мало (такая же возрастная ситуация и в машиностроении в целом). Однако всё чаще на базе зарекомендовавших себя вузов создаются методические и учебные центры с соответствующим финансированием и материальным обеспечением.

Выбрав машиностроительную специальность, будьте готовы к нелегкой и вдумчивой учебе. Совокупность предметов и вложенных в головы студиозусов знаний дает свой результат курсу к третьему - восприятие мира в целом и многих конкретных вещей меняется до неузнаваемости. Дело не в трудной учебе, забирающей последние силы и заставляющей просыпаться посреди ночи, а в практикоориентированной специфике машиностроения. Практика здесь такая, что, не прибегая к крайне специальному подходу, можно долго ломать голову - а ответ всё равно не найти. Конструирование или методика испытаний полны нюансов и развивают нелинейность мышления - не зря конструкторы Туполев, Миль, Камов, Королев были в высшей степени неординарными людьми. Многие ноу-хау в рассматриваемой отрасли, на первый взгляд, довольно просты. Зато додуматься до них не так-то легко. Сколько было случаев в советском и мировом машиностроении, когда важнейшая проблема решалась интуитивно, за пять минут, появлялась в уме создателя мгновенно - и лишь потом подгонялась под теоретические выкладки!

Но, прежде чем научится самому видеть проблему в целом и уметь решать ее интуитивно, заранее прикидывая в уме ответ, нужно пройти дебри механики, физики, химии, сопромата, деталей машин - а с младшекурсниками преподаватели бывают ох как строги. Машиностроение - это совершенно определенный образ мышления и подход к решению задач, формируемый за пять лет довольно напряженной учебы.

Где учиться

Список вузов велик - от Калининграда до Владивостока. В каждом городе-центре субъекта Российской Федерации найдется свой машиностроительный вуз.

  1. В Сибири и на Урале такие вузы, как правило, ориентированы на добывающую и обрабатывающую промышленность: добыча полезных ископаемых, выплавка и изготовление металлоизделий требуют огромного количества сложнейших механизмов и специалистов по их эксплуатации. Следовательно, специалисты должны разбираться в станках, в горнодобывающем, обогатительном и плавильном оборудовании, в двигателях и приводах.
  2. В Центральном федеральном округе, в Приволжском ФО машиностроение напрямую связано с конструированием и эксплуатацией самих машин. Это авиастроение, создание космической техники, двигателестроение, автомобилестроение, станкостроение.
  3. В Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах на первом месте машиностроение для моря - судостроение, тяжелое и легкое автомобилестроение, двигателестроение.
  4. В ЮФО и Приволжском ФО также востребовано машиностроение для сельского хозяйства - создание посевной и уборочной техники.

Независимо от региона востребована погрузочно-разгрузочная техника. Речь идет о так называемых подъемно-транспортных механизмах.

Где работать

Работать нужно там, где есть желание приложить силы и ум. С одной стороны, выпускнику прямой путь в НИИ, КБ, на завод: после выпуска, прошедший все практики, это почти готовый специалист, практически не требующий доучивания. С другой - профессия профессией, но спектр полученных навыков и знаний велик настолько, что выпускник может успешно работать и в других отраслях и направлениях. Изучал он теплотехнику, технологию сборки, испытания? Добро пожаловать в фирму по эксплуатации, продаже и монтажу теплового и холодильного оборудования. Знает выпускник технологию изготовления металлоизделий и проката? Его с удовольствием возьмут в фирму по изготовлению изделий из металла конструктором или технологом.

Примерно с 18 века были изобретены такие устройства, как ткацкие станки, паровые и прядильные машины, которые позже становились более современными двигателями. В этот период, можно сказать, началось зарождение серьезного дела, именуемого технологией машиностроения.

Появление машин по обработке металлов, а также усовершенствование станков по резке металла и изобретение суппорта дало стремительный толчок для появления отрасли машиностроения.

Мануфактурное производство постепенно отмирало. Набирали обороты промышленные масштабы, и это стало причиной начала эры индустрии машиностроения.

Когда-то в Англии была изобретена первая в мире паровая установка, которая не могла не заинтересовать промышленников. Ее придумал Томас Ньюкомен, который вообще работал английским купцом. Только через полвека Джеймс Уатт собрал паровой двигатель, более современный и эффективный, который был задействован в промышленности.

Кто является первым основателем завода в России

Основателем первого завода в России считается Франц Берд из Петербурга в 1804 году. Тут же и был открыт завод машиностроения как отрасль.

Франц Берд выпускал железнодорожное оборудование и пароходы, но вначале занимался производством двигателей на пару. Активное строительство и выпуск продукции дал сильнейший толчок для развития транспортного машиностроения в целом по России.

Начиная с 1865 года по 1904, было произведено примерно 1100 единиц паровозов, а также товарных вагонов примерно 21000 единиц. В эти периоды также зарождается область станкостроения. Первые металлообрабатывающие и деревообрабатывающие станки были выпущены на первом российском заводе двух братьев Бромлей.

Не было забыто и сельское хозяйство России. Для них выпускалось простое сельскохозяйственное оборудование, но уже ближе к концу 19 века. Однако наиболее привлекательным и перспективным для России все же считалось военное машиностроение. По качеству производства изделий для артиллерии в этой области страна была далеко не последней и не хуже по образцам из Америки и Европы.

Благодаря высокой квалификации заводских инженеров, а также огромным техническим производственным мощностям удалось изготовить 305-миллиметровые дальнобойные орудия для русских броненосных кораблей и другие осадные тяжелые орудия.

К началу 20 века отечественная промышленность и технология была одной из передовых в мире. Одним из трех факторов, способствующих развитию машиностроения, является непосредственное расположение вблизи научного центра, обязательно пользующаяся спросом выпускаемая продукция, а также присутствие как природных ресурсов, так и трудовых.

Например, Санкт-Петербург может похвастаться производством турбин для гидроэлектростанций и выпуском кораблей. Так как местоположение этому способствует, что позволяет, в свою очередь, развивать промышленные отрасли, которые непосредственно связаны с тяжелым машиностроением.

Здесь находится крупный научный центр, не уступающий мировым международным меркам, точное машиностроение, технология производства в космической сфере, предприятия оборонного характера.

Екатеринбург силен производством станков, благодаря развитию здешней отрасли тяжелого машиностроения. Природные ресурсы только поспособствовали этому.

Технология производства тракторов и комбайнов славится область южной части России, в связи с развитием сельскохозяйственного машиностроения. Дальневосточные регионы развивают лесозаготовку, энергетику, судостроение, ракетостроение. Автомобильное машиностроение – Приволжский край. Удобная высокоразвитая сеть.

На многих машиностроительных заводах, благодаря современным информационным технологиям и системам автоматического управления производством, наличия автоматизированного оборудования, приходится создавать современное оборудование.

Поэтому без специального технического образования и знаний компьютера, точнее сказать компьютерных технологий, в современном производстве невозможно и даже трудновыполнимо решение поставленных задач на предприятиях всех отраслей машиностроения.

Для этого существуют специальные учебные заведения, в которых обучают студентов, чтобы они могли освоить технологию производства. Управление станками с числовым программным управлением – современная востребованная специальность.

Но сама технология заключается не только в этом. Работа с промышленными роботами, познания в чтении чертежей и их разработке, деятельность за токарным станком с помощью компьютера и многое другое – вот современное машиностроение.

Сама технология производства не может не привлечь как рядового работника, так и руководящий состав, которые любят вникать в процесс и радоваться каждому выпускаемому конечному продукту данного предприятия независимо от отрасли машиностроения. Выпускники профильных учебных заведений могут проявить себя как профессионалы.

Кем можно пойти работать

Данная профессия предусматривает работу:

  • специальность инженера, в многочисленных производственных отраслях;
  • специальность техник-технолог. Он контролирует качество конечной продукции, предварительно все рассчитав;
  • специальность станочника. Позволяет выполнять различные детали на многообразных станках, в зависимости от того, какая технология предусмотрена на данном производстве и в какой области;
  • специальность оператора на станках с числовым программным обеспечением, программирует и устанавливает режим на нем;
  • специальность инженера по наладке и испытанию оборудования. Он следит за тем, чтобы вовремя проводили осмотры и ремонт оборудования, рассчитывает и рекомендует необходимую настройку на станах. У него обязана быть техническая документация на участке производства по оборудованию;
  • специальность инженера-конструктора предусматривает разработку деталей и оборудования, по сути изобретателя всего нового;
  • мастер участка – организовывает работу и процесс ее выполнения и контроль;
  • специальность технолог цеха (разрабатывает документацию по изготовлению какого-то изделия).

Подводя итог, отметим, что если вы тяготеете к машиностроению и до сих пор сомневаетесь, стоит ли обучаться данной профессии – посетите любой университет или институт, который выпускает профильных специалистов.

Любые механизмы, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, состоят из простых или сложных деталей и соединений. Все они являются продукцией машиностроения - области народного хозяйства, которая занимается производством разнообразных механизмов и машин. Технология машиностроения - это специальность, позволяющая овладеть знаниями и навыками, позволяющими работать в машиностроительной отрасли.

Начало развития этого направления народного хозяйства в нашей стране принято связывать с именем который еще в 18 веке изобрел первый русский токарный станок. В то время инженерами были единицы, в основном энтузиасты и первопроходцы своего дела. Но основной стимул для развития технология машиностроения получила во многом благодаря войнам 19 и 20 века, когда зачастую от технического оснащения войска зависела победа. Для России расцвет машиностроения пришелся на период второй мировой войны, когда практически все предприятия страны стали выпускать оружие, боеприпасы и технику. И именно в это время оказалась крайне "технология машиностроения", так как заводы испытывали острую нехватку квалифицированных и грамотных инженеров.

К сожалению, в настоящее время машиностроение также развивается благодаря соревнованию между странами на самые лучшие оружие и систему обороны.

Технология машиностроения - специальность, которая остается востребованной: каждый год на одно бюджетное место претендует не меньше 4 человек. Стоит отметить, что инженеров обучают только государственные вузы и техникумы, для коммерческих организаций это специальность является слишком дорогостоящей. Технология машиностроения требует наличия в образовательных учреждениях специального разных типов), лабораторий, компьютеров со специальными программами - для разработки чертежей, создания 3Д-моделей и т.п. Именно поэтому негосударственные учебные учреждения не могут конкурировать с государственными вузами, которые имеют хорошую материальную базу, штат высококвалифицированных преподавателей (многие из которых кандидаты и доктора наук) и многолетние традиции обучения.

Сегодня на функции инженера-технолога значительно изменились. На заводах повсеместно внедрены автоматические линии, станки с ЧПУ, оборудование, напрямую управляемое от компьютера, системы автоматизированного проектирования. Все это привело к тому, что инженеры должны на высоком уровне владеть компьютерными технологиями. При таком уровне автоматизации инженер-технолог может контролировать весь от разработки чертежа изделия до испытания уже готовой Технология машиностроения - быстро развивающаяся и изменяющаяся специальность, которая постоянно подстраивается под новые технологии, появляющиеся в производстве. Поэтому студентам, выбравшим это профессию, необходимо знать, что учиться придется не только до получения диплома - инженеры всю жизнь должны повышать свою квалификацию.

Технология машиностроения – это направление, на котором зиждется экономическая стабильность многих развитых и развивающихся государств, в т.ч. и России. Специалисты, занятые в этой сфере, изготавливают детали для машин, проектируют и создают оборудование, изучают способы сокращения производственных затрат при условии сохранения качества. Так кем же и в каких секторах могут работать люди, избирающие машиностроение делом своей жизни?

Историческая справка

Научные знания, являющиеся основой данной профессии, начали собираться человечеством с давних времен – так, сам термин «техника» впервые появился в Древней Греции («techne»), где он обозначал искусство, мастерство, умение. Несмотря на то, что начальные технические достижения быстро и прочно вошли в жизнь населения (например, в виде ремесел), уже в эпоху Средневековья здесь произошло резкое торможение, ведь против новых разработок выступала Святая Инквизиция.

Обществу понадобилось дождаться наступления 15-16 веков, когда в Европу, а затем и на другие территории пришло Возрождение с его бурным развитием техники и появлением оригинальных инструментов. Положительные сдвиги наметились в военном и особенно артиллерийском деле, гидротехнике, архитектуре и строительстве. Было пересмотрено само отношение к техническому опыту, созданию оборудования, строительству аппаратов – все это начало рассматриваться как благо, приносящее ощутимую пользу в «житейских делах».

Людям стало недостаточно простого ремесленного труда. Возникла необходимость в возведении крупных и, как правило, централизованных производств с разделением обязанностей. Так в итальянских городах были построены первые мануфактуры, проекты которых затем перекочевали к англичанам, голландцам, французам. Появление этих коллективных мастерских сделало возможным дальнейшее развитие машиностроения.

Профессия в современности

Фактически по специальности «технология машиностроения» подготавливаются инженеры-технологи различных профилей. Выбор того, кем можно работать, у них просто огромный: конструкторы в авиационной, железнодорожной, судостроительной и других типах промышленности, операторы станков и оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ), механики на предприятиях машиностроительного, металлургического, ракетно-космического, оборонного комплексов и т.д.

В целом сама сфера подразделяется на 3 крупных блока – это машиностроение:

  1. Трудоемкое, где создаются приборы, техника, станки, сельскохозяйственные машины и аппараты, автомобили, самолеты, истребители и пр. Отличительная черта трудоемких производств – это зависимость от наличия квалифицированных и компетентных сотрудников, поэтому обычно такие комплексы располагаются в крупных городах с высокой концентрацией населения (в РФ это Москва, Казань, Самара).
  2. Металлоемкое, нуждающееся в больших запасах металлов и обслуживающее производства тяжелой промышленности (металлургические, энергетические, горно-шахтные и пр.). Здесь специалисты подготавливают инструменты для металлургов, горняков, кузнецов, нефтяников, а также разрабатывают сложные автоматические конструкции больших размеров: лифты, подъемные вышки, грузоподъемные краны, конвейеры, тяжелые экскаваторы.
  3. Наукоемкое, требующее опоры на достижения передовой науки. Инженеры наукоемких направлений стоят буквально на передовой, ведь в их задачи входит выпуск инновационной электрической, атомной и космической продукции. Большинство российских заводов, базирующихся на производстве ультрасовременных машин, располагаются вблизи Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и т.н. подмосковных «наукоградов» – Жуковского, Зеленограда, Дубны, Королева, Обнинска.

Куда поступать

Чтобы понять, что представляет собой профессия «технология машиностроения», молодой человек может поступить на эту или смежную с ней техническую специальность как в среднее специальное, так и высшее учебное заведение. Средний срок обучения составляет 3 года 10 месяцев для СПО (согласно государственному образовательному стандарту номер 15.02.08) и 4 года для ВПО (согласно стандарту номер 15.07.00).

Наиболее перспективными вариантами считаются именно институты и университеты, а не техникумы и колледжи. Хотя последние и позволят выпускнику быстрее реализовать собственные амбиции в работе, все же эксперты советуют получить диплом бакалавра в одном из престижных ВУЗов.

Среди них можно выделить:

  1. МФТИ – Московский физико-технический институт.
  2. МГУ – Московский государственный им. М.В. Ломоносова.
  3. РГУ – Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина.
  4. МИФИ – Национальный ядерный университет.
  5. ВШЭ – Национальный университет «Высшая школа экономики».

Учебный процесс по специальности «технология машиностроения» выстраивается точно так же, как и по всем другим техническим направлениям:

  1. На 1 курсе студенты изучают общеобразовательные предметы и получают начальные знания о профессии.
  2. На 2 курсе происходит углубление в профильные научные области. Так, к общей физике, высшей математике, информатике добавляется техническая механика, теория резания, менеджмент, металловедение или другие предметы, предусмотренные программой. В процессе обучения и прохождения практик у ребят складывается понимание того, кем они хотят и будут работать в будущем. Если практиканты хорошо проявят себя, предприятия могут взять их на дальнейшую стажировку или частичную занятость.
  3. На 3 и 4 курсах молодые люди изучают только узкоспециализированные предметы. Это может быть электротехника, основы технических процессов при изготовлении машин и деталей, теория и практика экономического анализа.

Обязанности и требования

Становится понятно, что такая профессия, как технология машиностроения, подойдет далеко не каждому. Человек должен обладать техническим и аналитическим складом ума, высоким уровнем внимания и концентрации, хорошей памятью, пространственным воображением. Успешно доводить до конца сложные процессы помогут дисциплинированность, усидчивость, аккуратность. В связи с тем, что инженерам-технологам часто приходится сталкиваться с большими объемами работ, им необходимо уметь грамотно организовывать собственное время, чтобы извлекать из него максимальную пользу.

В обязанности инженера-технолога входит:

  1. Разработка и внедрение новых технологических процессов в изготовление деталей машин.
  2. Взаимодействие с конструкторской, отчетной и иными видами документации (их использование, анализ, дополнение графиками выработки, оформление и пр.).
  3. Проектирование путей создания составных частей и блоков.
  4. Использование специализированного программного обеспечения для упрощения своей деятельности (например, компьютерных утилит «Компас» и «AutoCAD», которые позволяют моделировать любые приспособления в режиме 3D).
  5. Расчет производственных мощностей с целью получения данных о материальных затратах и экономической выгодности проекта.
  6. Организация и проведение патентных исследований.
  7. Выявление брака, установление причин его появления и принятие мер по устранению недочетов в выпускаемой продукции.
  8. Контроль над соблюдением стандартов и норм при использовании оборудования сотрудниками.
  9. Своевременное выявление систем и комплексов, нуждающихся в ремонте, и оповещение об этом своего непосредственного начальника.
  10. Обеспечение общей технологической безопасности предприятия.

Перспективы: трудоустройство, заработная плата, карьерный рост

Профессия технолог машиностроения является стабильной и хорошо оплачиваемой, ведь практически каждый цех или производство нуждается в универсальном квалифицированном специалисте подобного профиля. Средний уровень зарплаты составляет 30000-35000 рублей, причем у сотрудника есть все шансы увеличить данную цифру путем повышения собственного разряда. В будущем достаточный уровень квалификации обеспечит ему место начальника цеха или заведующего производством.

В учебных заведениях молодые люди получают такой большой багаж знаний, что впоследствии могут позволить себе устроиться на любую из следующих должностей:

  • заточник;
  • зуборезчик;
  • шлифовщик;
  • наладчик автоматических линий и станков;
  • слесарь;
  • токарь;
  • фрезеровщик;
  • станочник широкого профиля;
  • техник-ядерщик;
  • техник жилищно-коммунальных хозяйств и пр.

Вакансии для технологов машиностроения не иссякают, а лишь появляются снова и снова, причем их предлагают как отечественные, так и заграничные работодатели.

Острая нехватка представителей этой прикладной профессии в промышленных секторах экономики обеспечивает таким инженерам уверенность в завтрашнем дне, ведь без работы они точно не останутся.

Специалист по технологиям машиностроения – это скорее квалификация, чем профессия. Получение образования по данной специальности открывает возможность трудоустройства на должность техника.

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

История

Технические знания являются истоком практически всех профессий. Появился термин «техника» в Древней Греции. В дословном переводе означал искусство. Со временем из него начали появляться различные виды ремесла. Развитие приостановилось в эпоху средневековья. В «темные времена» все новое считалось плохим и жестоко наказывалось инквизицией. С наступлением эпохи Возрождения начинается стремительное развитие техники. Появляется спрос общества на различные механизмы и инструменты. Работы ремесленников становится недостаточно. В результате появляются первые мануфактуры. Так и зародились специалисты по технологиям машиностроения. Они осваивали сложности производства, работу с аппаратурой и оттачивали свои знания веками. Современные техники имеют широчайшую классификацию и уже давно не выделяются в отдельную профессию.

Описание

Специалист по технологиям машиностроения - это целая группа технических специальностей, объединенная под одной специализацией. К ней можно отнести такие подгруппы:

  • Авиационный техник. Это специалист по обслуживанию авиатехники. Работает он в наземных ангарах и заботится об исправности транспортных средств. Для этого производится регулярный диагностический осмотр техники по прилету и перед отправлением в рейс. Специальность довольно обширная и сложная. Она предполагает высокий уровень ответственности, ведь ошибки чреваты серьезными катастрофами и гибелью людей.
  • Техник-программист. Это мастер, занимающийся обслуживанием технической составляющей компьютеров. Он предполагает низкую зарплату и возможность получения квалификации программиста.
  • Зубной техник. Это специалист в сфере создания коронок, протезов для зубов или челюстно-лицевых аппаратов. Данный мастер редко встречается с пациентами, выполняя в основном технические процессы.
  • Санитарный техник или сантехник. Это специалист, обеспечивающий исправную работу систем отопления, канализации и подачи воды. Данный мастер занимается проведением работ, направленных на замену и ремонт трубопроводов различной сложности.
  • Техник жилищно-коммунальных хозяйств. Это мастер, выполняющий работы по обеспечению комфорта жильцов, проживающих на территории определенного ЖКХ. Это сантехнические, ремонтные и электрические процессы, необходимые для благоустройства домов. Оценка повреждений и необходимости ремонта тоже входит в спектр работ техника. Он редко сидит на месте, практически постоянно пребывая на объектах.
  • Техник-ядерщик. Это специалист по работе с особо опасным оборудованием. Обычно работают такие мастера на атомных электростанциях и отвечают за исправность технических составляющих процесса добычи энергии атома.

Специалист по технологиям машиностроения - это весьма широкое понятие, объединяющее ряд технических направлений.

На каких специальностях учиться

Для получения данной профессии следует выбрать одну из специализаций:

  • Специалист по технологиям машиностроения.
  • Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем.
  • Акустические приборы и системы.
  • Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
  • Эксплуатация внутренних водных путей.

Где учиться

Для получения одной из специальностей, дающих право на работу в технической направленности, можно выбрать практически любое учебное заведение. Наиболее престижными считаются:

  • Московский физико-технический институт.
  • Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина.
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.
  • Московский институт электроники и математики Национального исследовательского университета Высшей школы экономики.
  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

Это пятерка самых престижных технических высших учебных заведений страны. В них сложно поступить, но их диплом гарантирует быстрое трудоустройство.

Чем приходится заниматься на работе и специализации

Любая специальность с технической направленностью предполагает достаточно большой объем работ с аппаратурой. Спектр ежедневных обязанностей состоит из ряда процессов:

  • Разработка проекта техники. Это создание новых механизмов, призванных облегчить и автоматизировать человеческие процессы, чтобы свести вероятность погрешностей к минимуму.
  • Установка оборудования. Мало просто создать, важно адаптировать устройства к специфике компании. Ненадлежащая установка чревата быстрой поломкой дорогостоящих устройств.
  • Настройка оборудования. Данный процесс необходим для обеспечения корректной работы аппаратуры.
  • Контроль состояния техники. Для этого проводятся периодические работы по диагностике оборудования.
  • Устранение неполадок. Данный процесс включает ремонтные работы любого уровня сложности.
  • Обучение персонала правилам эксплуатации техники. Правильное использование сведет к минимуму поломки по неосторожности.
  • Составление инструкций по эксплуатации. Это необходимо, чтобы в отсутствие техника, персонал мог самостоятельно узнать ответы на свои вопросы.
  • Ведение технической документации и составление отчетов.

Данные обязанности могут дополняться отдельными специфическими составляющими.

Кому подходит данная профессия

Данные специальности подходят людям с техническим складом ума. Для них характерна хорошая память, высокий уровень внимания и умение концентрироваться на сложных процессах. Незаменимыми будут усидчивость и аккуратность.

Ведь техник часто сталкивается кропотливой работой и мельчайшими составляющими механизмов. Технологический процесс довольно сложно проконтролировать, поэтому данный специалист должен уметь самостоятельно организовать свой труд так, чтобы он был максимально эффективным.

Востребованность

Технические профессии всегда были и будут популярны, ведь с развитием прогресса, расширяется и спектр действий специалистов по технологиям машиностроения.

Сколько получают люди, работающие по данной профессии

Уровень доходов у специалистов-техников разный. Все зависит от узкой специализации и уровня компании, в которой вы трудоустроены. В среднем заработок колеблется от 5 до 45 тысяч рублей в месяц. Самые низкие доходы в провинциальных городках. Развитые города предоставляют достаточно большой заработок.

Легко ли устроиться на работу

Процесс трудоустройства начинается при прохождении практики. Обычно выпускников забирают предприятия, на которых они успели себя проявить. Специалисты по технологиям машиностроения востребованы в основном на заводах и производствах. Учитывая динамику развития данных предприятий, вакансии есть всегда.

Для трудоустройства достаточно пройти собеседование и предоставить свой диплом.

Как обычно строится карьера

Построение карьеры напрямую зависит от места работы. Так, в основном она проявляется в повышении разряда. С каждым таким ростом показателя, увеличивается и уровень дохода, что немаловажно, учитывая тот факт, что заработок не слишком высокий.

При высокой производительности труда техник запросто может вырасти до мастера или старшего смены. Это обеспечит не только более высокий доход, но и дополнительные обязанности. Помимо этого перед старшим смены открываются и новые горизонты. Со временем такой специалист может претендовать на должность начальника цеха или заведующего производством. Данные вакансии сулят уже стабильно высокий уровень дохода.

Многие специалисты по технологиям машиностроения продолжают свое образование с целью получения профессии инженера. Это предоставляет возможность более быстрого карьерного роста.

Перспективы

Профессия специалиста по технологиям машиностроения считается перспективной. Связано это с постоянным внедрением новых методик и появлением современных изобретений. Данные специалисты имеют массу возможностей для успешного построения карьеры и развития, что откроет перед ними новые перспективы в построении карьеры. Для того чтобы получить возможность, важно постоянно повышать свой уровень квалификации, стремиться к достижению более высоких показателей и карьерному росту. Каждый, кто прилагает максимум усилий, со временем будет вознагражден.

Также наш уровень образования в технических специальностях дает возможность трудоустройства в более экономически развитых странах. Связано это и с недостатком таких кадров за рубежом.