Квалификационная характеристика социального работника образец. Квалификационные требования - социальный работник

Введение

1. Понятие профессиональной деятельности

2. Квалификационные характеристики специалиста по социальной работе

3. Профессиональные свойства, функции и источники влияния социального работника

4. Статус и престиж социального работника в современном обществе и возможности их повышения

Заключение

Список литературы

Для большинства должностей начального уровня требуется четырехгодичная степень бакалавра в области социальной работы или связанной с ней области. Если вы уже имеете степень кандидата, вы можете передавать кредиты и сокращать время до окончания обучения до двух лет. Степень бакалавра обычно подготавливает вас к прямым служебным позициям, таким как работники социальных служб или помощники по психическому здоровью.

Завершить стажировку в сообществе. Ничто не является более важным в образовании социальной работы, чем фактическая полевая работа, и как можно скорее использовать возможности для обслуживания других. Даже если вы не можете найти стажировку, которая точно соответствует вашим интересам, любое взаимодействие с клиентами и сообществом создает навыки, необходимые для карьерного роста в социальной работе. Стажировка может включать работу в местной некоммерческой организации здравоохранения, клинике или больнице.

Введение

Социальная работа - деятельность, которая требует не только управленческого профессионализма, педагогических, юридических и психологических знаний, изучения социаль­ной философии и этики, но самое главное, чем должен обла­дать социальный работник, - это высокие морально-нрав­ственные устои, которые не позволят ему поддаться соблаз­ну манипулировать людьми в корыстных целях.

Рекомендуем: Заработать мастера социальной работы. Студентам, которые хотят стать лицензированными клиническими социальными работниками, требуется, по крайней мере, степень магистра в этой дисциплине. Магистерские программы включают в себя клиническую практику с курсовой работой, чтобы обеспечить надлежащую подготовку учащихся к занятиям на местах.

Программы социальной работы могут получать аккредитацию от специализированных организаций, таких как Совет по образованию в области социальной работы. Зарабатывайте необходимые сертификаты. В некоторых штатах социальные работники должны быть лицензированы или сертифицированы. Поскольку правила варьируются от одного государства к другому, получите информацию о требованиях вашего штата от Ассоциации советов по социальной работе. Работа в качестве клинического социального работника может потребовать лицензию, в которой вы живете.

Социальная работа ни в одной стране не приносит боль­ших капиталов, она очень трудна, так как заключается в по­стоянном общении с людьми, у которых горе, которые стра­дают. И, тем не менее, даже порой, не пре­тендуя на зарплату, в свободное от основной работы время представители разных социальных слоев общества получают профессиональное образование социальных работников, уча­ствуют в деятельности различных организаций, занимающихся социальной помощью.

Как только студенты получат степень и сертификацию, пришло время войти в профессию. Как и в случае с интернатурой, в зависимости от сообщества и доступности, ваша первая работа в этой области может не быть точным положением или концентрацией, которую вы намерены преследовать. Вначале важно получить как можно больше соответствующего опыта. Обучение в классе важно, но время, проведенное в сообществе, может быть еще более трансформируемым. По мере того как вы становитесь комфортно с вашими навыками и своей ролью, вы можете продолжать искать идеальную карьеру.

Социальный работник в некоторой степени действует на пересечении нравственной обязанности и нравственной сво­боды. Чем выше степень его нравственной свободы, тем выше его долг.

Цель работы: рассмотреть вопросы о проблемах престижа профессии

социальной работы

Задачи работы: познакомиться с понятием профессиональной деятельности, квалификационной характеристикой специалиста по социальной работе,

Возвращение в колледж, чтобы добавить аспирантуру, является одним из способов продвижения в области социальной работы. Многие общественные организации требуют, чтобы сотрудники принимали участие в непрерывном образовании. Продвижение по продвижению и ранжированию может быть привязано к годам службы, работе и формальному повышению квалификации. В некоторых случаях вы можете изменить поля. Например, при дополнительной аспирантуре вы можете перейти от выполнения работы по оказанию семейной помощи на должность консультанта, директора по персоналу, менеджера объекта или администратора.

профессиональные свойства, функции и источники влияния социального работника, статус и престиж социального работника

Понятие профессиональной деятельности

С переходом к рыночным отношениям в России полнос­тью изменилась сфера политических, экономических и тру­довых отношений. Экономический кризис в стране, передел собственности, коммерциализация системы образования и здравоохранения обусловили необходимость в мощной госу­дарственной системе гарантированной защиты и поддержки населения, особенно его, социально-уязвимых слоев - мно­годетных и неполных семей, детей, инвалидов, пенсионеров, которая бы снимала социальное напряжение в обществе и спо­собствовала стабилизации социально-политической ситуации.

Если студент рассматривает карьеру в социальной работе, существует много разных путей, которые он или она может предпринять, каждый из которых представляет свой собственный набор возможностей. Обязательства по обучению могут длиться от двух до десяти лет, в зависимости от того, сколько образования и обучения желает ученик. Самое главное - это определить идеальную карьерную ситуацию, которая позволит ученику выбрать подходящий академический путь.

Понимание степеней социальной работы

С. имеют степень в социальной работе. Если студент решил карьеру в социальной работе, следующий шаг - выяснить, какой курс обучения взять и как далеко он или она хочет пойти в академические круги. Студент может вводить несколько различных типов дипломных программ, которые обучают основам передовых навыков и инструментов, используемых в социальной работе.

Эти обстоятельства и обусловили потребность в профес­сиональной деятельности специалистов, которые могли бы оказать реальную профессиональную помощь и поддержку нуждающимся людям.

Международный социальный опыт предложил профессию социального работника, которая показала свою эффективность в решении многих социальных проблем большинства разви­тых стран мира. Социальный работник-профессионал реали­зует реальную социальную политику государственной власти на местах на основе социальной защиты различных групп, слоев и личности.

Ученая степень в социальной работе обеспечивает основы для карьеры в этой области. Студенты изучают историю и развитие социальной работы на протяжении веков, а также требуемый кодекс этики. Курсы представляют основы психологии, человеческого развития, антропологии, социологии и психического здоровья, а также исследуют критические проблемы в современном обществе, такие как нищета, дискриминация, ожирение и другие плохие состояния здоровья. Наличие ученой степени в социальной работе может привести к карьеру начального уровня, такой как помощник по социальным услугам или помощник менеджера по делам.

Профессиональная деятельность социального работника многопланова. Существуют следующие направления работы социального работника:

1) социальный работник изучает личностные особенности своих клиентов, условия, в которых они живут. Это позволяет осуществить так называемый "социальный диагноз";

2) социальный работник прогнозирует поведение клиентов, события, которые могут произойти;

Общий обзор социальной работы для тех, кто интересуется этой областью или связанной с ней карьерой. Изучение фундаментальных аспектов социальной работы включает профессиональные ценности, информацию и навыки как в историческом, так и в современном контексте.



  • Понимание роли и функций социальных работников.
  • Осознание национальной этики социального труда.
  • Кодекс этики.
  • Знакомство с профессиональной практикой и образованием.
Введение в развитие человека. Исследование того, как люди развиваются физически, когнитивно, культурно и социально над жизнью. Анализ того, как эти процессы развития работают вместе, чтобы создать уникальную личность.

3) социальный работник проводит мероприятия различной направленности (психологические, юридические и пр.) с тем, чтобы клиенты могли избежать нежелательных социальных, психологических и др. проблем;

4) социальный работник оказывает различного рода консультирования,

способствует социальной адаптации и реабилитации клиентов;

Фонд в нормальном человеческом физическом, когнитивном и социальном развитии Возможность сравнивать и анализировать отдельные случаи.

Введение в общую психологию. Широкий обзор основных дисциплин и тем психологии. Студенты изучают основы психологических теорий, особенно в том, что касается их будущего в социальной работе.

Предыстория методологии исследования Понимание моделей поведения и их биологических и социальных причин Знание обучения и памяти, психология личности и ненормальная психология.

Введение в социальные проблемы. Основной обзор многих конфликтов и проблем, существующих в современном обществе. Студенты учатся формулировать гипотезы при наблюдении и анализе социальных проблем.

5) социальный работник, выявляя интересы клиентов в различных видах деятельности, оказывает им психолого-педагогическую и организационную помощь в реализации их интересов;

6) социальный работник способствует оказанию материальной помощи различным категориям клиентов;

7) социальный работник участвует в организации служб социальной защиты населения, привлекая к этому различные учреждения и организации



  • Критическое мышление о проблемах общества.
  • Решение современных социальных проблем.
  • Проанализируйте закономерности соответствия и отклонения в обществе.
Если студент хочет продолжить свое образование в социальной работе, следующим этапом станет степень бакалавра. Помимо базовых знаний, степень бакалавра охватывает более конкретные темы, связанные с определенными группами населения и социальными проблемами, с которыми сегодня сталкивается мир, такими как дети и закон, как ориентироваться в системах здравоохранения или социального обеспечения или как бороться с наркоманией и психическое заболевание.

Из сказанного выше делаем вывод: социальная работа охватывает практически все сферы жизни.

Квалификационные характеристики

специалиста по социальной работе.

Социальная работа предъявляет повышенные требования к личностным качествам социального работника. В соответствии с направлениями деятельности к социальному работнику предъявляются особые требования со стороны профессии.

Студенты учатся не только теории социальной работы, но и фактическим практикам, чтобы вступить в игру, чтобы взаимодействовать с клиентами и сообществами в целом и помогать им в целом. Бакалавр также означает решение полного необходимого гуманитарного фона, а также более специализированные курсы. Степень социальной работы на этом уровне может помочь выпускникам достичь более продвинутых позиций, чем они могли бы с ассоциированной степенью.

Статистика и исследования для социальных работников. Этот курс учит основам проведения исследований и анализа статистики и результатов. Студенты учатся выполнять собственные исследования и делать выводы, определяя взаимосвязь статистики и методов исследования.

Быть профессионально подготовленным;

Быть эрудированным человеком в области культуры, политики, экономического и социального развития общества;

Уметь предвидеть последствия своих действий, твёрдо проводить в

жизнь ценности своей профессии;

Иметь навыки коммуникативного общения;

Иметь профессиональный такт, соблюдать профессиональную тайну,быть деликатным в вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни клиента;

Знание того, как использовать соответствующие методы, включая описательную и выведенную статистику, выборку и распределение вероятностей.

  • Четкое понимание методов исследований и анализа данных.
  • Разработка исследовательских проектов.
Учебная программа занимается различными аспектами права, как гражданскими, так и уголовными, и как они влияют и распространяются на детей. Сюжеты включают систему правосудия по делам несовершеннолетних, опекунство и зависимость, а также юридические последствия разводов и изменений в опекунстве.

Уметь принимать решение в трудных ситуациях;

Обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым в любых условиях выполнять профессиональный долг, не теряя доброжелательности и самообладания.

Важные личностных качеств социальных работников следующие:

Гуманистическая направленность личности;

Личная и социальная ответственность;

Способность взаимодействовать с детьми в системе правосудия по делам несовершеннолетних или лиц, участвующих в разводах или разногласиях в отношении опекунов. Способность выступать посредником в обсуждении между родителями или родителями и детьми в отношении закона.

Знание семейного права, закон о разводе и уголовное право несовершеннолетних. . Введение в эту сложную и сложную арену дает студентам инструменты для навигации по системам здравоохранения, координируя и заботясь о других. Акцент обычно делается на определенных группах, таких как социально обездоленные сообщества.

Доброта и справедливость;

Чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей;

Готовность понять других и прийти к ним на помощь

Социальный работник не должен использовать отношения с клиентами, свои профессиональные отношения (в широком смысле слова) в собственных целях и интересах.

Социальный работник должен принимать плату только за реально выполненную работу и на законных основаниях;



  • Координация назначений на здравоохранение для других.
  • Поощрение других к ответственности за собственное здоровье.
  • Услуги по поиску, которые нелегко доступны для всех групп населения.
  • Взаимодействие с учреждениями здравоохранения, особенно от имени других.
Химическая зависимость и практика социальной работы.

Это включает изучение конкретных типов зависимости и способов вмешательства и предотвращения дальнейших проблем. Способность выявлять признаки зависимости или потенциальные риски зависимости Говоря с другими о своих зависимостях Организация интервенционных или профилактических возможностей Понимание зависимости как психического заболевания.

Степень магистра может открыть еще больше возможностей для социальной работы, особенно для клинической карьеры. В этой программе студенты изучают более совершенные теории и практические рекомендации, позволяющие им работать более автономно, например, посредством своей собственной практики.

Потребность в профессиональном достоинстве не должна реализовываться на основе стратегий, противоречащих моральному смыслу этого понятия (успех за счёт ущемления интересов других людей, стремление к власти «любой ценой» и т.п.)

В квалификационном справочнике установлена квалификационная характеристика специалиста по социальной работе. В соответствии с ней специалист по социальной работе выявляет на предприятии (в объеди­нении, организации, учреждении), в курируемом микрорайоне (окру­ге) семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помо­щи, охране нравственного, физического и психического здоровья, и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т. д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту. Содействует интеграции деятельности различных государствен­ных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходи­мой социально-экономической помощи населению. Проводит среди насе­ления работу по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи, соблюдению санитарно-гигиенических норм, мер противопожар­ной защиты, предупреждению бытового и дорожно-транспортного трав­матизма, правонарушений. Оказывает помощь в семейном воспитании лицам, испытывающим негативное воздействие социального окруже­ния по месту жительства, учебы, работы, в трудоустройстве несовер­шеннолетним, заключении трудовых договоров о работе на дому жен­щинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам. Проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолет­ними с асоциальным поведением. Выявляет и оказывает содействие де­тям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, в устрой­стве в лечебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи. Представляет в соответствующие органы материалы и документы для предъявления иска о лишении ро­дительских прав, оформления усыновления, опеки, попечительства. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонаруши­телей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье, усыновлению, попечительству и опеке, социальной реа­билитации, приютов, молодежных, подростковых детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т. п. Орга­низует и координирует работу по социальной адаптации и реабилита­ции лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреж­дений и мест лишения свободы.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы вышесто­ящих органов, нормативные и другие руководящие материалы по со­циальной защите населения; психологию; социологию; специфику ра­боты в различной социальной среде; основы общей и семейной педагоги­ки; формы и методы воспитательной работы и просвещения; нормы се­мейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие ох­рану материнства и детства, права несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов; основы уголовного и гражданского права; порядок и орга­низацию усыновления, опеки, попечительства, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения; организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения, ги­гиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни; национальные особенности быта и семейного воспитания, на­родные традиции региона; нормы и правила дорожного движения, ох­раны труда, техники безопасности, производственной санитарии и про­тивопожарной защиты; передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы

Профессиональные свойства,

функции и источники влияния

социального работника.

Деятельности специалистов по социаль­ной работе вытекает из его основных функций:

Диагностическая - изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит "социальный диагноз";

Прогностическая - прогнозирует развитие событий, про­цессы, происходящие в семье, группе людей, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения;

Правозащитная, использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержку населения, его защиту;

Организационная - способствует организации соци­альных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их дея­тельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению;

Предупредительно-профилактическая - приводит в действие различные механизмы (юридические, психологи­ческие, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

Социально-медицинская - организует работу по профилактике заболеваний, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т. д.;

Социально-педагогическая - выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества) и привлекает к работе с ними различные учреж­дения, общества, творческие союзы и т. д.;

Психологическая - консультирует по вопросам меж­личностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

Социально-бытовая - способствует в оказании необхо­димой помощи и поддержки различным категориям населе­ния (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т. д.) в улучшении их быта, жилищных условий;

Коммуникативная - устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека

Социальной работе как профессиональной деятельности присущи специфические черты, одной из которых является характер отношений между специалистом по социальной работе и клиентом.

Социальная работа как вид деятельности является коммуникативной. Коммуникативное взаимодействие, понимаемое в широком смысле слова,- это взаимосвязь, смысловой аспект взаимодействия. Основная цель взаимодействия социального работника и клиента- оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы, предполагающая:

Увеличение степени самостоятельности клиента, его способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

Создание условий, в которых клиент может в максимальной мере проявить свои возможности;

Адаптация или реабилитация людей в обществе.

Конечная цель деятельности социального работника предполагает достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в его помощи.

Все формы и методы взаимодействия социального работника можно разделить на две группы: работа с проблемой клиента и работа по поводу этой проблемы с другими учреждениями, организациями, службами. Внутри этих групп, в свою очередь, идет классификация различных видов социального взаимодействия. Важным компонентом социального взаимодействия являются профессиональные умения и навыки социального работника и, в частности, степень владения методами поддержки, социальной терапии, коррекции и реабилитации.

Взаимодействие социального работника и клиента составляет часть целенаправленного процесса практического воздействия соответствующих государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе и религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий

В процессе взаимодействия социального работника и клиента важное значение имеет вербальное и невербальное поведение. Невербальная коммуникация оценивается как более достоверная, чем словесная, так как она осуществляется, как правило, спонтанно, бессознательно. Средства невербальной коммуникации содействуют процессу передачи информации в системе «социальный работник- клиент». Социальному работнику необходимо владеть обоими этими средствами общения, уметь кодировать и передавать свои состояния и намерения в жестах, мимике, позах, интонациях.

Экспертная оценка носит психосоциальный характер и включает в себя анализ личности, межличностных отношений, семьи и ее взаимодействия с социальным окружением и определяющими его факторами. Основной задачей социального работника становится получение этой информации и определение средств для ее получения.

Техника межличностного взаимодействия с клиентом должна выстраиваться по принципам:

Психологической целесообразности, применения коммуникативных техник в зависимости от индивидуальных особенностей клиента;

Особую значимость приобретают технологии взаимодействия социального работника и клиента, разработка основных этапов и возможных способов его реализации, установление контактов для выполнения совместной работы, активизация возможностей клиента для решения проблемы, стремление выразить и получить расположение, сопереживание

Социальные работники при исполнении своих професси­ональных функций заняты разными видами деятельности. Их работа характеризуется тремя подходами при решении про­блемы:

  • воспитательный подход - выступает в роли учителя, консультанта, эксперта; социальный работник в таких случаях дает советы, обучает умениям, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения;
  • фасилитативный подход - играет роль помощника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации лично­сти, когда это сделать трудно ей самой; деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпре­тацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов;
  • адвокативный подход - применяется тогда, когда со­циальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени

Исходя из вышесказанного, именно нравственно-гуманистические истоки заставля­ют людей выбирать трудную социальную работу, имеющую единственное, но важнейшее отличие от других видов дея­тельности: возможность помочь людям, отдать свои силы, знания, приобрести уверенность слабым.

Статус и престиж социального работника

в современном обществе и

возможности их повышения.

В 30-е годы 19 в. был введен в социологическое знание понятие «социальный статус», определяя его как место, которое занимает индивид в системе социальных отношений и которое связано с совокупностью прав и обязанностей. Их выполнение формирует роль как предписанная и ожидаемое поведение от личности, занимающей определённое положение в обществе. Социальный статус выступает характеристикой социальной позиции в определённой системе социальных координат. В этом отношении социальную структуру можно представить как сложную систему взаимосвязанных социальных статусов, занимая которые индивид становится членом общества.

Исследование «Социальный работник сегодня: социокультурный портрет» позволило выявить отдельные аспекты имиджа профессии «Социальная работа».

По самооценкам выбор профессии «социальная работа» определяется во многом внепрофессиональными мотивами: 40% стали социальными работниками из-за личных обстоятельств. Для 20% особенно значима работа с людьми. Лишь 10% пришли в социальную сферу, получив соответствующее образование; 71% респондентов их работа нравится; 2% – нет.

В ряду оценок выполняемой работы для 40% значимо, что она, помогая людям, не вознаграждается по достоинству; 21% подчеркивают эмоционально-психологические перегрузки; 12% отметили ее низкий престиж. Если бы представилась возможность поменять работу, 35% готовы уйти из-за низкой зарплаты, 13% – из-за перегрузок и тяжелых условий труда, еще 6% готовы уйти сразу, не раздумывая.

Но потенциал социальных работников достаточно высок: 82% могут работать более эффективно, если будут, устранены помехи в работе (чрезмерная загруженность, недостаток профессиональных знаний, межведомственные барьеры, неопределенность функций).

Высоко осмысление социальными работниками недостаточности своих профессиональных знаний: 9% отметили полную их недостаточность, 54% –частичную. У 68% нередки проблемы, с которыми они не справляются из-за низкой компетентности, 4% – такие ситуации встречаются довольно часто.

Особенно значима недостаточность навыков работы с компьютером. Относительно часты (11-13%) ссылки на организационные проблемы – межведомственные барьеры и неопределенность функций.

Наиболее остро социальные работники ощущают нехватку юридических (28%), психологических (24%), медицинских (10%) знаний, технологии социальной работы (11%). Конкретизируя нехватку конкретных умений и навыков, они назвали 67 компетенций, предложенных в экспертном интервью и в скорректированном виде представленных как результаты умениях позволяет наполнить учебные модули по выявленным группам профессий конкретным содержанием.

Низкий престиж профессий социальных работников и низкий уровень оплаты их труда определяют сложную ситуацию на рынке труда (в большинстве интервью. Учет потребностей социальных работников в указанных навыках и социальных учреждений и социальных служб – недоукомлектованность штатов и высокая текучесть кадров); 95% опрошенных – женщины, 5% – мужчины; 60% респондентов – в зарегистрированном браке, 6% – в незарегистрированном, 13% – разведены, 8% – вдовцы, вдовы, 13% – холосты, незамужем. По стажу работы в системе социальной защиты – 12% работают до 1 года, 27% – 1-3 года, 24% – 3-6 лет, 13% – 6-9 лет, 23% – больше 9 лет. Это подтверждает факт текучести кадров и нестабильности коллективов. У 50% – среднее профессиональное образование, у 30% – высшее и незаконченное высшее, у 4% –начальное профессиональное, у 15% – общее. Лишь 18% имеют профильное образование (специалист по социальной работе, социальный работник, социальный педагог, психолог). У 18% – медицинское образование, у 28% – педагогическое. Остальные – специалисты по другим профессиям. Выясняется, что даже для работающих необходимо не только повышение компетентности по основным направлениям социальной работы, но и освоение азов социальной работы.

Еще более критичны социальные работники к оценке достаточности

своих профессиональных знаний: 9% респондентов отметили их полную недостаточность, 54% – частичную. У 68% респондентов нередки проблемы, с 15 которыми они не справляются из-за недостаточной компетентности, 4% – такие ситуации встречаются довольно часто.

В ряду знаний, нехватку которых социальные работники ощущают наиболее остро, на первый план вышли юридические (28%), психологические (24%), технологии социальной работы (11%) и медицинские (10%).

Важными для социального работника являются понимание своей собственной профессиональной значимости. Это достигается не только на основе самооценки профессиональных знаний и умений. Так называемое профессиональное достоинство в отличие от иллюзий самомнения основано также на одобрении компетентных действий социального работника со стороны клиентов, коллег, руководителя.

Исходя из цели повышения престижности социальной работы как одного из новых профессиональных видов деятельности, была произведена системная диагностика профессионального имиджа специалиста социальной работы, получена оценка видения

Первое связано с пониманием того, что по мере развития профессиональной социальной работы, расширения сферы ее деятельности в нашей стране можно ожидать изменения престижа профессии в сторону его снижения в связи с вероятным увеличением числа негативных событий: столкновения клиентов с проявлениями непрофессионализма, бюрократизма и др. Второе следствие, вытекающее из факта наличия тенденции к повышению определенности профессионального имиджа социальной работы, связано с пониманием необходимости его осознанного формирования.

Это процесс, в котором участвует множество субъектов, составляющих не только внутреннюю, но и внешнюю среду института социальной работы (в том числе и СМИ, как один важнейших инструментов воздействия на общественное мнение). Роль средств массовой информации в процессе формирования позитивного имиджа профессий социальной сферы крайне важна. Поэтому, в соответствии с полученными в ходе качественного исследования результатами, представляется необходимым выстраивать постоянные коммуникативные связи между социальными учреждениями и ведущими средствами массовой информации регионального уровня с учетом следующих принципов эффективного информационного взаимодействия.

Исходя из вышесказанного, выявляются два узловых фактора, негативно влияющих на имидж профессии «социальной работы», – ограниченность внимания властных структур к работникам этой профессии (особенно проявляется в недофинансировании учреждений социальной сферы) и недостаточная профессиональная компетентность многих из них

Заключение

В квалификационном справочнике установлена квалификационная характеристика специалиста по социальной работе. Деятельность специалистов по социаль­ной работе вытекает из его основных функций: социально-бытовая, психологическая, социально-педагогическая, социально-медицинская, организационная, правозащитная, прогностическая, диагностическая.

Социальная работа как вид деятельности является коммуникативной. Конечная цель деятельности предполагает достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в его помощи. Техника межличностного взаимодействия с клиентом должна выстраиваться по принципам:

Психологической целесообразности

Соответствия целей и задач взаимодействия актуальности и содержанию проблем клиента;

Оптимистического подхода к возможностям и силам клиента.

Низкий престиж профессий социальных работников и низкий уровень оплаты их труда определяют сложную ситуацию на рынке труда. По мере развития профессиональной социальной работы, расширения сферы ее деятельности в нашей стране можно ожидать изменения престижа профессии в сторону его снижения в связи с вероятным увеличением числа негативных событий: столкновения клиентов с проявлениями непрофессионализма, бюрократизма и др. Второе следствие, вытекающее из факта наличия тенденции к повышению определенности профессионального имиджа социальной работы, связано с пониманием необходимости его осознанного формирования. Роль средств массовой информации в процессе формирования позитивного имиджа профессий социальной сферы крайне важна

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 12-10-94 66 (ред от 31-05-2001) О СОГЛАСОВАНИИ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА И ТАРИФНО - КВАЛИФИКАЦИОННЫХ... Актуально в 2017 году

ТАРИФНО - КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПО ДОЛЖНОСТЯМ РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Постановлений Минтруда РФ от 22.02.96 N 12 , от 31.05.2001 N 45)

1. Настоящие тарифно - квалификационные характеристики призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями и специалистами, а также обеспечению единства в определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований по разрядам оплаты.

2. Тарифно - квалификационные характеристики по должностям заместителя директора дома - интерната и заместителя директора учреждения социального обслуживания не разрабатывались, поскольку их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации определяются по аналогии с приведенной характеристикой директора дома - интерната и директора учреждения социального обслуживания.

3. Раздел "Должностные обязанности" тарифно - квалификационных характеристик содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, и являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность работника.

4. Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно Положению о порядке проведения аттестации работников учреждений, организаций, предприятий системы социальной защиты населения Российской Федерации, находящихся на бюджетном финансировании, и Положению о порядке проведения аттестации работников здравоохранения.

5. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных тарифно - квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

6. Аттестация работников учреждений и организаций службы социальной защиты населения проводится в соответствии с Положением о внеочередной аттестации и тарификации медицинских и фармацевтических работников, находящихся на бюджетном финансировании, и Положением о порядке аттестации врачей и среднего медицинского персонала, утвержденными приказами Минздрава России, а других специалистов - в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации работников учреждений, организаций и предприятий системы социальной защиты населения России, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденным Приказом Минсоцзащиты России от 7 декабря 1992 г. N 265.

7. Отнесение учреждений и организаций службы социальной защиты населения к группе по оплате труда руководителей производится в соответствии с показателями, утвержденными Министерством социальной защиты населения Российской Федерации.

8. При приеме на работу или при установлении разряда оплаты труда ЕТС при наличии двойных разрядов по должностям работники, имеющие среднее (высшее) профессиональное (социальное, медицинское, педагогическое, юридическое) образование, имеют приоритетное право на более высокий разряд.

9. Разряды оплаты труда устанавливаются на один разряд выше по сравнению с разрядом, определенным в соответствии с Единой тарифной сеткой:

социальным работникам, которые обслуживают в надомных условиях граждан пожилого возраста и инвалидов, в значительной степени или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в услугах, не входящих в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставление которых требует специальной курсовой подготовки по вопросам медицинского ухода, медицинской и социальной реабилитации, диетологии, личностной психологии, конфликтологии и т.д., а также увеличения кратности посещений обслуживаемых граждан по сравнению с действующими нормативами;

специалистам по социальной работе при работе с наиболее сложными категориями населения, в т.ч. с несовершеннолетними с девиантным поведением, безработными, семьями "групп риска", одинокими несовершеннолетними матерями, с лицами, страдающими психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, склонными к суициду, вернувшимися из мест лишения свободы, при осуществлении методического руководства и помощи социальным работникам в организации обслуживания населения, внедрении новых форм социального обслуживания, при работе в сельской местности;

социальным работникам, специалистам по социальной работе и заведующим отделениями (социальными службами), работающим в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, на территориях вооруженных и межэтнических конфликтов на период, определяемый решениями Правительства Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

от 22.02.96 N 12)

14 - 18 разряды

Должностные обязанности. Осуществляет организационное и научно - методическое руководство врачебно - трудовой экспертизой на административной территории. Разрабатывает и осуществляет мероприятия по внедрению в практику врачебно - трудовой экспертизы научных методов экспертных решений. Осуществляет анализ деятельности экспертных комиссий в административной территории на основе оценки показателей, инвалидности и работы врачебно - трудовых экспертных комиссий (ВТЭК). Принимает меры по совершенствованию экспертного обслуживания населения, повышению качества врачебно - трудовой экспертизы. Принимает участие в разработке и реализации территориальных программ по социальной защите населения в части вопросов врачебно - трудовой экспертизы и реабилитации инвалидов. Применяет современные методы диагностики, лечения и реабилитации.

Должен знать: основы законодательства об охране здоровья населения и социального обеспечения, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения и социальной защиты населения; структуру и основные принципы организации службы здравоохранения и врачебно - трудовой экспертизы (ВТЭК); юридические права и обязанности главного эксперта по врачебно - трудовой экспертизе; принципы сотрудничества ВТЭК с другими специалистами и службами, в том числе страховыми компаниями, ассоциациями врачей, профсоюзами, администрацией предприятий и др.; основы функционирования бюджетно - страховой медицины; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

14 разряд: главный эксперт при наличии 1 - 2 составов высшей ВТЭК, имеющий II квалификационную категорию;

15 разряд: главный эксперт при наличии 1 - 2 составов высшей ВТЭК, имеющий I квалификационную категорию; при наличии 3 - 4 составов высшей ВТЭК, имеющий II квалификационную категорию;

16 разряд: главный эксперт при наличии 1 - 2 составов высшей ВТЭК, имеющий высшую квалификационную категорию; при наличии 3 - 4 составов высшей ВТЭК, имеющий I квалификационную категорию; при наличии 5 и более составов высшей ВТЭК, имеющий II квалификационную категорию;

17 разряд: главный эксперт при наличии 3 - 4 составов высшей ВТЭК, имеющий высшую квалификационную категорию; при наличии 5 и более составов высшей ВТЭК, имеющий I квалификационную категорию;

18 разряд: главный эксперт при наличии 5 и более составов высшей ВТЭК, имеющий высшую квалификационную категорию.

12 - 16 разряды

Должностные обязанности. Организует работу комиссии в целом, контролирует работу членов ВТЭК, среднего и младшего медицинского персонала. Принимает участие в заседаниях ВТЭК, в том числе выездных, осуществляет контакты с органами здравоохранения, лечебно - профилактическими учреждениями по вопросам, связанным с организацией ВТЭК, и проблемам инвалидности. Информирует местные органы исполнительной власти, профсоюзы, администрацию предприятий и организаций о состоянии инвалидности, мерах по ее снижению и профилактике. Представляет службу врачебно - трудовой экспертизы в организациях, учреждениях, административных и судебно - следственных органах. Имеет теоретическую и практическую подготовку по своей специальности, в области смежных специальностей, в вопросах организации врачебно - трудовой экспертизы и определении инвалидности. Применяет современные методы диагностики, лечения и реабилитации, планирует и анализирует работу ВТЭК.

Должен знать: основы законодательства об охране здоровья населения и социального обеспечения; структуру и основные принципы организации службы здравоохранения и врачебно - трудовой экспертизы; юридические права, ответственность и обязанности председателя ВТЭК; принципы сотрудничества ВТЭК с другими специалистами и службами, в том числе страховыми компаниями, ассоциациями врачей, профсоюзами, администрацией предприятий и др.; основы функционирования бюджетно - страховой медицины.

Высшее медицинское образование, специальная подготовка по врачебно - трудовой экспертизе, стаж работы на врачебной должности не менее 5 лет.

12 разряд: председатель первичной ВТЭК, не имеющий квалификационной категории;

13 разряд: председатель первичной ВТЭК, имеющий II квалификационную категорию; высшей ВТЭК, не имеющий квалификационной категории;

14 разряд: председатель первичной ВТЭК, имеющий I квалификационную категорию; высшей ВТЭК, имеющий II квалификационную категорию;

15 разряд: председатель первичной ВТЭК, имеющий высшую квалификационную категорию; председатель высшей ВТЭК, имеющий I квалификационную категорию;

16 разряд: председатель высшей ВТЭК, имеющий высшую квалификационную категорию.

11 - 15 разряды

Должностные обязанности. В составе комиссии принимает участие в определении наличия признаков значительных затруднений в жизни, установлении инвалидности, ее причины и срока, нуждаемости инвалида в различных видах социальной защиты, включая меры реабилитации, осуществляет проверку правильности использования труда инвалидов в соответствии с рекомендациями ВТЭК о характере и условиях труда, применяет современные методы диагностики, лечения и реабилитации, практические навыки по специальности. Планирует и анализирует свою работу.

Должен знать: основы законодательства об охране здоровья населения и социальном обеспечении; структуру и основные принципы организации службы здравоохранения и врачебно - трудовой экспертизы; юридические права и обязанности врача - специалиста ВТЭК; принципы сотрудничества ВТЭК с другими специалистами и службами, в том числе страховыми компаниями, ассоциациями врачей, профсоюзами, администрацией предприятий и др.; основы функционирования бюджетно - страховой медицины.

Высшее медицинское образование, специальная подготовка по врачебно - трудовой экспертизе, стаж работы на врачебных должностях не менее 3 лет.

11 разряд: врач - специалист первичной ВТЭК, не имеющий квалификационной категории;

12 разряд: врач - специалист первичной ВТЭК, имеющий II квалификационную категорию; врач - специалист высшей ВТЭК, не имеющий квалификационной категории;

13 разряд: врач - специалист первичной ВТЭК, имеющий I квалификационную категорию; врач - специалист высшей ВТЭК, имеющий II квалификационную категорию;

14 разряд: врач - специалист первичной ВТЭК, имеющий высшую квалификационную категорию; врач - специалист высшей ВТЭК, имеющий I квалификационную категорию;

15 разряд: врач - специалист высшей ВТЭК, имеющий высшую квалификационную категорию.

11 - 14 разряды

Должностные обязанности. Осуществляет общее руководство работой отделения, подбор и обучение сотрудников; обеспечивает надлежащие условия труда и контроль за их деятельностью. Отвечает за ведение документации, учет и отчетность отделения. Организует сохранность материальных ценностей, осуществляет мероприятия по соблюдению в отделении санитарно - эпидемиологического и противопожарного режимов. Организует выявление и учет граждан, проживающих на территории действия отделения и нуждающихся в социальном обслуживании. Определяет число граждан, обслуживаемых сотрудниками отделения, объем их работы, с учетом характера предоставляемых услуг и специфики территории обслуживания. Осуществляет конкретные мероприятия по предоставлению социальной помощи нуждающимся гражданам. Проводит регулярный контроль за качеством оказания социальных услуг и их соответствием потребностям обслуживаемых граждан, проводит анализ и прогнозирование работы отделения. Внедряет новые виды помощи, формы и методы ее оказания. Вносит предложения в вышестоящие организации по совершенствованию форм и методов обслуживания. Содействует привлечению внебюджетных материальных средств для оказания помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке. Организует их питание, отдых, посещение культурно - массовых учреждений. Осуществляет взаимодействие в вопросах обслуживания граждан с территориальными органами и учреждениями здравоохранения, культуры, образования благотворительными, религиозными объединениями. Осуществляет мероприятия по привлечению сил и средств предприятий, организаций, общественных объединений и частных лиц к оказанию социальной поддержки обслуживаемым гражданам, координирует их деятельность. Организует через органы здравоохранения, образования, предприятия торговли, общественного питания, коммунального хозяйства, бытового обслуживания и т.д. предоставление обслуживаемым необходимых видов и форм помощи. Организует прием, сохранность и распределение гуманитарной помощи среди обслуживаемых, предоставление им натуральных видов помощи. Рассматривает заявления и предложения граждан по вопросам социального обслуживания и принимает меры по их реализации.

Должен знать: теорию и методику социальной работы; законы и постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно - правовые акты, регламентирующие предоставление различных видов социальных услуг, основные направления в проводимой политике социальной защиты населения; отечественный и зарубежный опыт по вопросам социального обслуживания; теорию и практику управления персоналом.

11 - 12 разряды: высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет;

13 - 14 разряды: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности заведующего отделением (социальной службой) не менее 5 лет.

8 - 13 разряды

Должностные обязанности. Выявляет и учитывает на территории обслуживания семьи и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи. Содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы. Способствует улучшению взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением. Дает необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты. Помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства. Содействует в помещении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения. Представляет в соответствующие органы и учреждения материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформлении усыновления и т.д. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Координирует деятельность различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам. Участвует в работе по формированию социальной политики, развитии сети учреждений социального обслуживания населения территории. Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.

Должен знать: особенности психологии личности и отдельных категорий населения; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции; теорию и практику социальной работы; основные направления в проводимой политике социальной защиты населения; законы, постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно - правовые акты в сфере социальной защиты населения; работу органов и учреждений социального обслуживания; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы.

8 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование и индивидуальная подготовка и стаж работы в должности социального работника не менее 2 лет, или среднее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности социального работника не менее 3 лет;

9 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 1 года или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 2 лет, или среднее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 3 лет;

10 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 2 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 4 лет, или среднее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 5 лет;

11 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 3 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 5 лет;

12 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 7 лет;

13 разряд: высшее профессиональное (по профилю) образование, стаж работы в должности специалиста по социальной работе не менее 5 лет и наличие научно - методических разработок по профилю работы.

(в ред. Постановления Минтруда РФ от 31.05.2001 N 45)

5 - 8 разряды

Должностные обязанности. Выявляет граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих на территории обслуживания, нуждающихся в социальной помощи; обеспечивает обслуживаемых граждан продуктами питания, горячими обедами, промышленными товарами первой необходимости, медикаментами по рецептам врача. Оказывает помощь в уборке жилых помещений, протапливает печи. Сдает вещи в стирку, ремонт и т.п. Оплачивает коммунальные и другие услуги. Организует ремонт жилья, обеспечение топливом, работу на приусадебном участке, проверку правильности предоставления льгот и преимуществ, компенсационных выплат, начисления пенсий и пособий, оказывает содействие в поддержании контактов с родными, близкими, написании писем и заявлений, ознакомлении с печатными изданиями. Помогает поддержанию обслуживаемыми личной гигиены, имеет постоянные контакты с лечащим врачом обслуживаемых. Оказывает первичную медицинскую помощь: измерение температуры тела, накладывание горчичников, компрессов; оказывает первичную психотерапевтическую помощь. Вызывает врача на дом. Сопровождает обслуживаемых в лечебные учреждения, посещает их при помещении в больницу. Организует оказание ритуальных услуг.

Должен знать: нормативные документы по организации социально - бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому; организацию ведения домашнего хозяйства; санитарно - гигиенические требования по уходу за престарелыми и инвалидами в домашних условиях; основы психологии лиц старшего возраста; приемы оказания неотложной доврачебной помощи; основы законодательства в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов.

(в ред. Постановления Минтруда РФ от 31.05.2001 N 45)

5 разряд: начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее полное (общее) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

5 - 6 разряды: среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

6 - 7 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

8 разряд: высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

15 - 18 разряды

Должностные обязанности. Осуществляет руководство работой учреждения социального обслуживания (со стационаром) в соответствии с Положением об учреждении. Осуществляет организационную работу по выявлению и дифференцированному учету лиц, нуждающихся в социальной поддержке, предоставлению им структурными подразделениями учреждения различных социально - бытовых и иных видов услуг. Организует работу медицинского, педагогического, административно - хозяйственного персонала учреждения по социально - бытовому, медицинскому, культурному обслуживанию, учебно - воспитательной работе с обслуживаемыми гражданами. Проводит реабилитационные мероприятия, включая медицинскую, социальную, психологическую и трудовую реабилитацию. Осуществляет внедрение новых форм и методов работы по обслуживанию граждан учреждением социального обслуживания (со стационаром). Обеспечивает хозяйственную деятельность и целенаправленное расходование ассигнований на содержание учреждения. Организует мероприятия по привлечению внебюджетных средств для улучшения обслуживания проживающих в нем лиц. Руководит деятельностью лечебно - производственных (трудовых) мастерских, подсобного хозяйства. Обеспечивает техническое оснащение учреждения современными средствами реабилитации и ухода за обслуживаемыми. Принимает меры по обеспечению учреждения квалифицированными кадрами, наилучшему использованию знаний и опыта работников, созданию безопасных и благоприятных условий для их труда, соблюдению трудового законодательства. Проводит работу по укреплению трудовой и производственной дисциплины. Несет полную ответственность за состояние и деятельность учреждения. Решает вопросы в пределах предоставленных ему прав и поручает выполнение отдельных производственно - хозяйственных функций другим должностным лицам: заместителям директора, руководителям подразделений учреждения. Действует от имени учреждения, представляет его интересы в учреждениях и организациях, распоряжается в установленном законодательством порядке имуществом и средствами учреждения, заключает договоры, выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает в Государственном банке текущие счета учреждения. Издает приказы по учреждению в соответствии с трудовым законодательством, принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников учреждения.

Должен знать: теорию и методику социальной работы; законы и постановления на федеральном, региональном и местном уровнях; другие нормативно - правовые акты, регламентирующие деятельность учреждения социального обслуживания (со стационаром); профиль и особенности учреждения; организацию обслуживания проживающих в нем лиц; основы трудового законодательства, организации финансово - хозяйственной деятельности учреждения; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; теорию и практику управления персоналом.

Высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет:

15 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора учреждения социального обслуживания со стационаром, отнесенного к IV группе по оплате труда руководителей;

16 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора учреждения социального обслуживания со стационаром, отнесенного к III группе по оплате труда руководителей;

17 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора учреждения социального обслуживания со стационаром, отнесенного к II группе по оплате труда руководителей;

18 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора учреждения социального обслуживания со стационаром, отнесенного к I группе по оплате труда руководителей.

14 - 17 разряды

Должностные обязанности. Осуществляет руководство работой учреждения социального обслуживания (без стационара) в соответствии с Положением об учреждении. Осуществляет организационную работу по выявлению и дифференцированному учету лиц, нуждающихся в социальной поддержке, предоставлению им структурными подразделениями учреждения различных социально - бытовых и иных видов услуг. Обеспечивает хозяйственную деятельность и целенаправленное расходование ассигнований на содержание учреждения. Организует мероприятия по привлечению внебюджетных средств для укрепления материально - технической базы, улучшения обслуживания граждан и условий труда работников учреждения. Принимает меры по обеспечению учреждения квалифицированными кадрами. Организует работу по повышению квалификации кадров, росту их профессионального уровня. Несет ответственность за соблюдение трудового законодательства, правил охраны труда и техники безопасности, противопожарной безопасности и санитарно - гигиенических норм. Проводит работу по укреплению трудовой и производственной дисциплины. Организует работу учреждения и несет полную ответственность за его состояние и деятельность. Руководит деятельностью лечебно - производственных (трудовых) мастерских, подсобного хозяйства. Решает вопросы в пределах предоставленных ему прав и поручает выполнение отдельных производственно - хозяйственных функций другим должностным лицам: заместителям директора, руководителям структурных подразделений. Без доверенности действует от имени учреждения, представляет его интересы в учреждениях и организациях, распоряжается в установленном законодательством порядке имуществом и средствами учреждения, заключает договоры, выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает в Государственном банке текущие счета учреждения. В пределах своей компетенции издает приказы по учреждению, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников учреждения.

Должен знать: теорию и методику социальной работы; законы и постановления на федеральном, региональном и местном уровнях; другие нормативно - правовые акты, регламентирующие деятельность учреждения социального обслуживания (без стационара); профиль и особенности учреждения; организацию обслуживания престарелых и инвалидов; основы трудового законодательства, организации финансово - хозяйственной деятельности учреждения; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; теорию и практику управления персоналом.

Высшее профессиональное образование (по профилю) и стаж работы по профилю не менее 5 лет:

14 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора учреждения социального обслуживания (без стационара), отнесенного к IV группе по оплате труда руководителей;

15 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора учреждения социального обслуживания (без стационара), отнесенного к III группе по оплате труда руководителей;

16 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора учреждения социального обслуживания (без стационара), отнесенного к II группе по оплате труда руководителей;

17 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора учреждения социального обслуживания (без стационара), отнесенного к I группе по оплате труда руководителей.

15 - 18 разряды

Должностные обязанности. Руководит в соответствии с Положением о домах - интернатах учреждением социальной защиты населения. Организует работу медицинского, педагогического, административно - хозяйственного персонала учреждения по социально - бытовому, медицинскому, культурному обслуживанию, учебно - воспитательной работе с проживающими; проводит реабилитационные мероприятия, включая медицинскую, социальную, психологическую и трудовую реабилитацию. Осуществляет внедрение новых форм и методов работы по обслуживанию проживающих в учреждении. Обеспечивает хозяйственную деятельность и целенаправленное расходование ассигнований на содержание учреждения. Организует мероприятия по привлечению внебюджетных средств для улучшения обслуживания проживающих в нем лиц. Руководит деятельностью лечебно - производственных (трудовых) мастерских, подсобного хозяйства. Обеспечивает техническое оснащение учреждения современными средствами реабилитации и ухода за проживающими. Принимает меры по обеспечению учреждения квалифицированными кадрами, наилучшему использованию знаний и опыта работников, созданию безопасных и благоприятных условий для их труда, соблюдению трудового законодательства. Проводит работу по укреплению трудовой и производственной дисциплины. Несет полную ответственность за состояние и деятельность учреждения. Решает вопросы в пределах предоставленных ему прав и поручает выполнение отдельных производственно - хозяйственных функций другим должностным лицам: заместителям директора, руководителям подразделений, учреждения. Действует от имени учреждения, представляет его интересы в учреждениях и организациях, распоряжается в установленном законодательством порядке имуществом и средствами учреждения, заключает договоры, выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает в Государственном банке текущие счета учреждения. Издает приказы по учреждению в соответствии с трудовым законодательством, принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников учреждения.

Должен знать: законы и постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно - правовые акты, регламентирующие деятельность учреждения; профиль и особенности учреждения; организацию обслуживания проживающих в нем лиц; основы трудового законодательства, организации финансово - хозяйственной деятельности учреждения; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; теорию и практику управления персоналом.

Высшее профессиональное или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет:

15 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора дома - интерната, отнесенного к IV группе по оплате труда руководителей;

16 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора дома - интерната, отнесенного к III группе по оплате труда руководителей;

17 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора дома - интерната, отнесенного ко II группе по оплате труда руководителей;

18 разряд: при выполнении должностных обязанностей директора дома - интерната, отнесенного к I группе по оплате труда руководителей.