Статьи о жизни и здоровье. Как проходить занятия. Психическое здоровье и сексуальность

Здоровый образ жизни, это - прежде всего охрана собственного здоровья, т.е. непосредственная обязанность каждого любящего себя человека. Сам человек не вправе перекладывать, заботу о собственном здоровье на окружающих. Зачастую бывает так, что человек ведя неправильный образ жизни, страдая вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния, и лишь прибывая в этом состоянии, вспоминает о медицине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ахметова Л.Ш.

Нижнекамск

Здоровый образ жизни, это - прежде всего охрана собственного здоровья, т.е. непосредственная обязанность каждого любящего себя человека. Сам человек не вправе перекладывать, заботу о собственном здоровье на окружающих. Зачастую бывает так, что человек ведя неправильный образ жизни, страдая вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния, и лишь прибывая в этом состоянии, вспоминает о медицине.

Но какой бы модернизированной и совершенной ни была медицина, она не может избавить человека от всех болезней. Не зря существует такое высказывание, что человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Поэтому уже с раннего возраста необходимо приучать детей вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, т.е. добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира человеком, к самоутверждению самого человека и его счастью. Активная долгая жизнь человека - это важное слагаемое человеческого фактора. Само понятие здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни человека, который основан на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий, и в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, который, позволяет человеку сохранить до глубокой старости не только физическое и психическое здоровье, а так же нравственное.

Можно отметить три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное (социальное):

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, которое обусловлено нормальным функционированием всех органов и систем. Если все органы и системы человека работают хорошо, то и весь организм человека, т.е. саморегулирующаяся система правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье человека зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания, памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств человека.

Нравственное здоровье человека определяется моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Даже физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущи общечеловеческие качества, которые делают их настоящими гражданами.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п. Плодотворный труд облагораживает человека и является одним из наиважнейших элементов здорового образа жизни. На здоровье человека свое влияние оказывают биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

Рациональный режим труда и отдыха – это еще один необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха, и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Следующим немаловажным звеном здорового образа жизни, является искоренение вредных привычек, таких как курение, алкоголь, наркотики. Эти разрушители здоровья являются причиной многих заболеваний, они способствуют сокращению продолжительности жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения, а так же и на здоровье будущих детей.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда мы говорим о рациональном питании идет речь, всем нам следует помнить о двух основных законах, не соблюдение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии, т.е. наш организм, получает энергии больше, чем расходует, таким образом, если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей планеты, включая детей, имеет лишний вес. А виной всему - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Здесь нужно отметить, что питание человека должно быть разнообразным, которое и обеспечивает потребности организма человека в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. При недостатке или отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В, мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

Но так же нужно отметить, что не каждый из нас знает, что нужно научиться культуре разумного потребления пищи, дающего лишние калории, или вносящего дисбаланс в наш организм, необходимо научиться воздерживаться от соблазна взять еще кусочек вкусного продукта. Необходимо каждому из нас помнить, что любое отклонение от законов рационального питания приводит к нарушению здоровья. Организм человека расходует энергию не только в период физической активности: во время работы, занятий спортом, но и в состоянии относительного покоя: во время сна, отдыха лежа, т.е. когда энергия используется для поддержания физиологических функций организма - сохранения постоянной температуры тела.

Так же немаловажное значение на здоровье человека оказывает и состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые, положительные результаты. Нарушение человеком хотя бы одного из природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей, эффект "озоновой дыры" влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод - на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Однако, здоровье, полученное от природы, только на 5% зависит от родителей, а на 50% - от условий, нас окружающих.

Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого человека. Развитие стремления к здоровому образу жизни у молодежи необходимо стимулировать посредством воспитательного воздействия и пропаганды.

Пропаганда здорового образа жизни представляет собой систему развивающих мероприятий направленных на раскрытие сущности и пользы здорового образа жизни в рамках современных тенденций развития общества, и начинать пропаганду здорового образа жизни нужно, прежде всего,

с семьи. Невозможно вырастить здорового ребенка с тягой к здоровому образу жизни, если родители пьют, курят и едят все подряд. Важно помнить, что основная задача родителей не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма и его работоспособности. Благодаря здоровому образу жизни каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.


Здоровый образ жизни - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни: «здоровый образ жизни - это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни».

Элементы ЗОЖ
Здоровый образ жизни - это активное участие в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности человека.
В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:
воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоядом, табакоядом) и нелегальными.
питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
закаливание;
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:
эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;
интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

Формирование здорового образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:
социальном: пропаганда в СМИ, информационно-просветительская работа;
инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические (спортивные) учреждения, экологический контроль;
личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.
10 советов здорового образа жизни
Существует 10 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной нашу жизнь.
1 совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ.

2 совет: работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.

3 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало.

4 совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды.

5 совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным.

7 совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов), это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.

8 совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь.

9 совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое.

10 совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а

иногда и поспорить.
Оптимальный труд и достаточный отдых также влияют на наше здоровье. Активная деятельность, не только физическая, но и умственная, хорошо действуют на нервную систему, укрепляет сердце, сосуды и организм в целом. Существует определённый закон труда, который известен многим. Людям занятым физическим трудом, необходим отдых, который не будет связан с физической активностью, и лучше, если во время отдыха будут проведены умственные нагрузки. Людям, работа которых связана с умственной деятельностью, полезно во время отдыха занимать себя физической работой.

Такое понятие как распорядок дня всё реже встречается в жизни современного человека, но этот фактор тоже имеет немаловажную роль в сохранении здоровья. Ритм жизни человека обязательно должен предусматривать время для труда, отдыха, сна, и еды. Человек, который не соблюдает режим дня, со временем становится раздражительным, у него накапливается переутомление, такие люди чаще подвержены стрессу и заболеваниям. К сожалению, современному человеку сложно поддерживать хороший распорядок дня, приходится жертвовать временем, отведённым на сон, принимать пищу только тогда когда на это есть время, и т. д. Правильный распорядок дня поможет не только сохранить здоровье, но и лучше организует Ваше время.

Также наше здоровье зависит от хорошего сна. Достаточный сон необходим для нормальной деятельности нервной системы. Потребность во сне у разных людей может быть разная, но в среднем рекомендуется спать не менее 8 ч. Регулярное недосыпание ведёт к снижению работоспособности и сильной утомляемости. Для того чтобы Вас не мучила бессонница необходимо за 1 ч. до сна прекратить физическую или умственную работу. Последний приём пищи должен быть не позднее, чем за 2 ч. до сна. Спать лучше в хорошо проветриваемой комнате, а также желательно ложиться спать в одно и тоже время.

Физическая нагрузка является одним из важнейших средств укрепления здоровья. Даже небольшая каждодневная 20-минутная гимнастика приносит огромную пользу. Гимнастика, атлетика, подвижные игры очень полезны для сердечно-сосудистой системы, лёгких, укрепления опорно-двигательного аппарата. Занятия бегом оказывают положительное влияние на нервную и эндокринную системы. Ходьба помогает избавиться от лишнего веса. Подсчитано, что за 1 час быстрой ходьбы сгорает до 35 граммов жировой ткани.

Не стоит забывать о здоровом образе жизни и людям старшего возраста. Даже пожилому человеку необходимы физические нагрузки оптимальные для его возраста. При недостаточной физической активности у пожилых людей развивается ожирение, болезни обмена веществ, возрастает риск сахарного диабета, нарушается деятельность желудочно-кишечного тракта. Стоит помнить о том, что физические нагрузки в таком возрасте должны быть дозированными и соответствовать возрасту.

Всем желающим жить согласно здоровому образу жизни, важно придерживаться 12 жизненных принципов академика Углова.

Екатерина Тимус

Как только просыпаешься,

Зарядку делай, друг.

Тогда лишь только радостным

Будет все вокруг…

Здоровым быть , это здорово ! Каждый человек от мала до велика должен знать, что значить быть здоровым и что для этого нужно делать. Дети нашего детского сада знакомы с тем, что значит здоровый человек , и могут без запинки ответить на вопрос : «Как себя вести, чтобы быть здоровым

Пропаганду здорового образа жизни с детьми мы начинаем с самого начала нахождения ребенка в детском саду. Воспитатели проводят беседы, приводят различные ситуации, жизненные примеры , загадывают загадки различного содержания, разучивают стихотворения, поговорки, песни о здоровье и о спорте , рассматривают иллюстрации, читают книги, рисуют и т. д.

Так же в совместную деятельность мы привлекаем родителей. Родители не только занимаются с детьми дома, но и являются активными участниками образовательно – воспитательного процесса в стенах детского сада, участвуют в развлечениях, праздниках, в непосредственной образовательной деятельности .

В четверг, 12 ноября, во 2 младшей и средней группах нашего детского сада прошло совместное спортивное развлечение. В путешествие под названием : «Будьте здоровы отправились и дети, и воспитатели, и родители. Мама Артема Марченко, Евгения Васильевна, играла роль Витаминки и Микроба. Так же к детям на праздник приходил Айболит и Медведь. Дети играли в подвижные и дидактические игры, занимались зарядкой, танцевали, проходили тропу здоровья , пели песни и читали стихотворения о здоровье и о спорте . Нас порадовала Маша из младшей группы, она первый раз для всех зрителей рассказала громко стихотворение о спорте, а так же Дима П. и Артем М. из средней группы выразительно рассказали стихи о ЗОЖ.

Все участники и зрители развлечения остались довольны, получили заряд положительных эмоций на целый день. Наши дети еще раз повторили, что такое здоровье и что нужно делать , чтобы быть здоровым .

Быть здоровым - это модно !

Уважаемые родители, беседуйте, читайте, рассказывайте и

прививайте нашим детям привычку быть здоровым .

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ !

Публикации по теме:

Консультация «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста» Формирование здорового образа жизни у человека – одна из центральных проблем современности. В последние годы наблюдается тенденция увеличения.

«Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию потребности в здоровом образе жизни» Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию потребности в здоровом образе жизни. Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи.

Басня на новый лад «Стрекоза и Муравей». Стихотворение о здоровом образе жизни Басня на новый лад «Стрекоза и Муравей» Попрыгунья Стрекоза много пела и гуляла, в пиццерии отдыхала, И совсем не замечала, что на шар похожей.

Игровая обучающая ситуация «Айболит рассказывает о здоровом образе жизни» Цель: Систематизировать представления детей о здоровом образе жизни: соблюдении гигиены тела, правильном питании, закаливании, значении.

Конспект проведения занятия по формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни Конспект проведения занятия по формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни в первой младшей группе детского сада.

Конспект занятия по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни «Путешествие в страну «Здоровей-ка» Конспект занятия по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни в средней группе «Путешествие в страну «Здоровей-ка». Цель:.

Консультация для родителей «Формирование у ребенка представления о здоровом образе жизни» Здоровье нации – один из главнейших показателей ее благополучия. Обеспечение здоровья подрастающего поколения – одна из актуальных задач.

Перспектива обновления системной работы по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников В настоящее время одной из самых важных проблем современного общества является состояние здоровья народонаселения страны. Под ним подразумевается.

Образ жизни - одна из важнейших социологических категорий, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности людей, характерном для исторически конкретных социальных отношений.

Социально-экономические, культурные и природные условия формируют и обусловливают образ жизни, но не сводятся к сумме или совокупности тех или иных обстоятельств. Взятый в единстве объективного (способ совместной деятельности, общественная связь людей, определяющие характер их общения и поведения) и субъективного (цели общения, интересы и мотивы деятельности, ценностные ориентации) аспектов, образ жизни выступает как целостная структура, состоящая из элементов материальной и духовной жизни общества. Образ жизни воплощает в себе синтез социальнотипичного и индивидуально неповторимого в поведении, общении и складе мышления отдельного человека.

Существуют разные походы к определению понятия «образ жизни». Согласно Ю. П. Лисицыну, образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей.

Многие западные исследователи определяют образ жизни как широкую категорию, включающую индивидуальные формы поведения, активность и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу.

Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни И. В. Бестужева-Лады

и других отечественных ученых, выделяет в образе жизни четыре категории: экономическую - уровень жизни, социологическую - качество жизни, социально-психологическую - стиль жизни и социально-экономическую - уклад жизни.

Уровень жизни, или уровень благосостояния, характеризует размер, а также структуру материальных и духовных потребностей, таким образом, количественную, поддающуюся измерению, сторону условий жизни. Под укладом жизни понимается порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей. Стиль жизни относится к индивидуальным особенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Качество жизни является оценкой качественной стороны условий жизни; это показатель уровня комфорта, удовлетворенность работой, общением и т. п.

И хотя в приведенных определениях образа жизни отсутствует прямое указание на его связь со здоровьем человека, внутренне она явно присутствует и логически вполне выводима. Об этом убедительно свидетельствуют приводимые в литературе определения «здорового образа жизни». Здоровый образ жизни, по мнению Ю. П. Лисицына, А. М. Изуткина, И. Ф. Матюшина, в его медицинском понимании означает полноту включенности человека в многообразные формы и способы социальной деятельности соответственно оптимальному и гармоническому развитию всех его структур - телесной, психической, социальной.

Здесь необходимо отметить, что, по определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье является состоянием полного физического, духовного и социаль-

Здоровый образ жизни молодежи

Энциклопедия гуманитарных наук 137

ного благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.

Таким образом, здоровый образ жизни - это все то, что в поведении и деятельности человека благотворно влияет на его здоровье. Здоровый образ жизни способствует сохранению и укреплению здоровья и является основой профилактики большинства заболеваний.

По данным ряда отечественных и зарубежных исследователей, здоровье населения более чем на 50% зависит от образа жизни.

Понятие молодежи как самостоятельной группы населения связано с достигнутой на данный исторический момент ее социальноэкономической зрелостью, а также совокупностью личных особенностей и отличительных черт.

Специфика группы молодежи заключается в том, что именно в молодом возрасте закладывается фундамент нравственных позиций, трудовых отношений, формируются ценностные ориентации. Вместе с тем для данной социально-демографической группы характерно максимальное число важнейших переходов из одной социальной среды в другую, обозначаемых психологами как дезорганизация ближайшей социальной среды. К таким переходам относятся окончание школы, поступление в профессиональные образовательные учреждения, начало производственно-трудовой деятельности и т. п. В течение этого периода происходит формирование семьи, рождение детей, что также требует качественной перестройки всего уклада жизни.

Основными аспектами здорового образа жизни молодежи являются двигательная активность, личная гигиена, режим труда и отдыха, неприятие вредных привычек, рациональное питание, сексуальная культура, экологически грамотное поведение, профилактическое мышление и др.

В решении задач формирования здорового образа жизни молодежи целесообразно исходить из принципа комплексности, предполагающего систему мер социально-экономи-

ческого, организационного и воспитательного характера. Отсюда вытекает необходимость внедрения новых социально-экономических механизмов и организационно-управленческих решений, совершенствование культурно-воспитательных и образовательных методов и средств в вопросах охраны и укрепления здоровья молодых людей, формирования их здорового образа жизни.

Основываясь на понимании здорового образа жизни как качественной стороне образа жизни в целом и молодого человека как центрального звена, вопросам охраны и укрепления здоровья необходимо уделять первостепенное внимание не только в собственно профилактических программах, но и предусматривать их при проектировании и реализации всех социальных и гуманитарных мероприятий. По сути дела, ни одна социальная технология не может быть эффективной, если она не предусматривает решения проблем охраны и укрепления здоровья молодежи.

Основываясь на понимании относительности границ между гигиеной и воспитанием, психотерапией и социально-психологическими воздействиями, оздоровительно-восстановительной практикой и формированием человека, вытекающем из методологии человекознания, по мнению В. З. Когана, программы обучения здоровью необходимо строить на основе принципа гетерохроннос-ти, обеспечивая тем самым целостное развитие человека.

Ю. П. Лисицын отмечает, что здоровый образ жизни - это не просто все то, что благотворно влияет на здоровье людей. В данном случае речь идет обо всех компонентах разных видов деятельности, направленных на охрану и улучшение здоровья. Автор указывает на то, что здоровый образ жизни не сводится к отдельным формам медико-социальной активности - искоренению вредных привычек, следованию гигиеническим нормам и правилам, санитарному просвещению, обращению за лечением или советом в медицинские учреждения, соблюдению режима труда, отдыха, питания

и многим другим, хотя все они отражают те или иные стороны здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - это, прежде всего, деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека.

Другой подход имеет совершенно иные ориентиры, и в качестве здорового образа жизни рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Учитывая, что все люди различны, им нужно в течение жизни вести себя по-разному. И. А. Гундаров и В. А. Палесский отмечают, что здоровый образ жизни в принципе не может и не должен быть идентичным. Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата. При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на казалось бы разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое. Для оценки количества здоровья в этом подходе разработана методика, дающая человеку возможность с учетом индекса здоровья и его положения по шкале здоровья самому принимать решение, какое поведение считать здоровым. В рамках такого подхода здоровый образ жизни определяется исходя из индивидуальных критериев, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления.

Здоровый образ жизни молодежи как определяющий фактор охраны и укрепления здоровья молодого поколения - условия и предпосылки социальной активности мо-

лодого человека, полноты выражения его духовных и физических сил - предполагает, наряду с обеспечением социально-экономических условий полноценной жизнедеятельности, целенаправленное формирование его сознания и поведения, соответствующих требованиям здоровья.

Благоприятные условия труда, быта и досуга молодежи - необходимая, но не единственная, а часто и не главная предпосылка осуществления здорового образа жизни. Обусловливаясь социально-экономическими, природными, культурными и другими факторами, здоровый образ жизни, как и образ жизни в целом, в конечном счете определяется самим молодым человеком, его всесторонней сознательной деятельностью. Повседневная реализация здорового образа жизни зависит от осознанного и ответственного отношения молодого человека к своему здоровью и здоровью окружающих, уровня его гигиенической культуры, как неотъемлемой части гуманитарной культуры, богатства духовного мира, его жизненных целей и ценностных ориентаций.

Лит.: Лисицын Ю. П., Изуткин А. М., Матюшкин И. Ф. Медицина и гуманизм. М.: Медицина, 1984; Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учеб. руководство / Под ред. Ю. П. Лисицына. М., 1998; Формирование здорового образа жизни молодежи / Мартыненко А. В. и др. М.: Медицина, 1988; Коган В. З, Мартыненко А. В. Здоровый образ жизни: проблемы формирования. М.: Ин-т молодежи, 1992; Самосознание творческой личности: Методологический сб. / Сост. и науч. ред. А. Л. Хейн. М., 1996; Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2002.