Расходование бюджетных и внебюджетных средств финансирования образования. Характеристика и планирование внебюджетной деятельности

Образовательные учреждения в процессе своей деятельности вступают в экономические и договорные отношения с другими хозяйствующими субъектами (коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами – заказчиками образовательных услуг, другими экономическими партнерами), осуществляют различные сделки, используя материальные, финансовые, кадровые, информационные и другие ресурсы, которыми они располагают. При этом согласно Гражданскому кодексу РФ (далее – ГК РФ) и Закону РФ “О некоммерческих организациях” как некоммерческие организации ОУ могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Отнесение государственных и муниципальных ОУ к категории бюджетных (бюджетополучателей) приводит к четкой регламентации правил использования внебюджетных источников финансирования, связываемых с понятием предпринимательская и иная приносящая доход деятельность ОУ. В соответствии с приведенным в ГК РФ определением предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которые разрешено вести ОУ, прописаны в ст. 47 Закона РФ “Об образовании”, где указано, что ОУ вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом. К ней относятся:

    торговля покупными товарами, оборудованием;

    оказание посреднических услуг;

    долевое участие в деятельности других учреждений (в т. ч. образовательных) и организаций;

    приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

    ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Перечисленные в законе виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности не соответствуют общепринятой классификации, зафиксированной в Налоговом кодексе РФ (далее – НК РФ). В соответствии с ней все доходы подразделяются на две группы.

К первой группе относятся доходы от реализации товаров, работ и услуг. В ОУ такими доходами прежде всего являются доходы от реализации платных образовательных услуг. В эту же группу входят доходы от реализации товаров, например, учебно-методической литературы.

Типичными внереализационными доходами, относящимися ко второй группе, являются:

    доходы от сдачи имущества в аренду или субаренду (в настоящее время упразднено право государственных и муниципальных образовательных учреждений на самостоятельное распоряжение имуществом, находящимся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении. Они не вправе продавать недвижимость, сдавать ее в аренду, использовать в виде залога, вносить в качестве вклада в уставный капитал других организаций без согласия собственника . При заключении договоров на сдачу в аренду недвижимого имущества им отведена роль пассивного участника. Все договорные арендные отношения должны строиться не между ОУ и арендатором, а между владельцем основных средств – соответствующим органом по управлению государственным или муниципальным имуществом и арендатором. Поэтому суммы арендной платы рассматриваются как неналоговые доходы бюджета и могут не поступать в распоряжение государственных и муниципальных ОУ. Однако в тех случаях, когда по решению собственника средства от аренды поступают в распоряжение образовательных учреждений, они должны отражаться в отдельной смете доходов и расходов и отдельно учитываться органами казначейства на лицевых счетах арендных платежей);

    плата кредитных организаций, начисляемая за размещение средств на расчетном счете (этот источник доходов возможен только в негосударственных школах);

    излишки товарно-материальных ценностей, выявленные в ходе инвентаризации.

В совокупности все доходы первой и второй групп, приносящие экономическую выгоду ОУ, называются доходами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Органы казначейства четко определяют понятие средств, полученных от приносящей доход деятельности (п. 2 Инструкции № 46н), но перечень видов внебюджетных доходов ОУ зависит от специфики его деятельности, профиля, сменности работы, местоположения, наличия свободных площадей, согласия учредителя на организацию деятельности, приносящей доход, и т. п. Средства, полученные ОУ от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах внебюджетных средств, а учет кассовых операций со средствами, полученными из внебюджетных источников, осуществляется с предварительным санкционированием их финансовым органом на основе внебюджетной сметы ОУ.

На лицевых счетах по учету внебюджетных средств ОУ регистрируются:

    остаток средств, полученных из внебюджетных источников на начало текущего финансового года;

    операции по поступлению средств, полученных их внебюджетных источников;

    операции по выплатам за счет средств, полученных из внебюджетных источников;

    остаток средств, полученных из внебюджетных источников на отчетную дату.

Остаток средств на начало финансового года появляется на лицевом счете ОУ, если средства, полученные бюджетными ОУ от предпринимательской деятельности, не были использованы по состоянию на 31 декабря . В этом случае они отражаются на лицевых счетах по учету внебюджетных средств как вступительный остаток на 1 января текущего финансового года (п. 19 Инструкции № 46н). Расчетные и кассовые документы при использовании внебюджетных и бюджетных средств оформляются идентично: согласно Положению ЦБ России и Минфина России от 13.12.2006 № 298-П/173н “Положение об особенностях расчетно-кассового обслуживания органов Федерального казначейства”. При этом в поле “Назначение платежа” платежного поручения дополнительно указывается наименование источника образования дохода или пункт разрешения , выданного учреждению

Есть мнение, что государственные и муниципальные учебные заведения прочно сидят на дотациях бюджета. Однако это не так. Очень многие школы и вузы зарабатывают сами. Законами РФ предусмотрено такое явление, как внебюджетная деятельность образовательного учреждения. Что это такое? Какого рода специфику оно в себе несет?

Что такое внебюджетная деятельность?

Что представляет собой внебюджетная деятельность образовательного учреждения? Дело в том, что финансирование работы школ, предусмотренное государственными и муниципальными планами, во многих случаях рассчитывается исходя из минимального покрытия тех расходов, с которыми предстоит иметь дело организации. Поэтому образовательными учреждениями ведется различного рода внебюджетная деятельность по привлечению дополнительных финансовых средств.

Формы внебюджетной деятельности

Рассмотрим, в каких формах школы извлекают Сразу отметим, что закон не накладывает ограничений в отношении выбора образовательным учреждением организацонно-правовой формы контрагента. Партнерами школы могут быть НКО, индивидуальные предприниматели, физлица. С ними учреждение заключает различного рода соглашения с целью приобретения дополнительных финансовых или же материальных ресурсов, делясь взамен своими.

Какого рода образовательные структуры могут вести "бизнес"? С точки зрения закона, допустима внебюджетная деятельность образовательного учреждения СПО (среднего профессионального образования), средней школы, лицея, вуза - в целом, уровень программ обучения принципиальной роли не играет. Самое главное, чтобы исполнялись соответствующие предписания, упомянутые в релевантных законах.

Госучреждение может вести бизнес?

Да, может. В соответствии с ФЗ "Об образовании" внебюджетная деятельность вуза, школы и иного образовательного учреждения может иметь характер коммерческой. Но только если такого рода активности соответствуют уставу организации, то есть обеспечивают достижение основных целей деятельности. В то же время ведомство, учредившее учебное заведение, имеет право установить запрет на предпринимательские активности, если основному профилю работы школы или вуза наносится ущерб. О чем идет речь? Какого рода активности в государственных и муниципальных учебных организациях могут быть? Эксперты чаще всего приводят в пример следующие направления внебюджетной деятельности:

Оказание платных услуг по обучению;

Торговля (перепродажа) товарами и оборудованием;

Предоставление посреднических сервисов;

Совместная деятельность с другими образовательными организациями в коммерческой сфере;

Покупка акций и других ценных бумаг, извлечение дохода по факту их удорожания.

В силу специфики основного профиля школы извлекают дополнительный доход именно посредством оказания платных услуг образовательного характера. Хотя одновременно могут практиковаться также и другие виды внебюджетной деятельности образовательного учреждения.

Предпринимательство ли это?

Выше мы употребили термин "предпринимательские активности". Мы это сделали, подразумевая, скорее, абстрактный смысл. По факту называть деятельность образовательных структур "предпринимательством" не вполне корректно с точки зрения буквы закона, нормы которого актуальны сегодня. Почему?


Дело в том, что в 2010 году на законодательном уровне были приняты существенные поправки в Закон №3266-11 "Об образовании", регулирующий работу государственных и муниципальных учреждений. Да, действительно, до того, как они были утверждены, госучреждения вполне могли заниматься именно "предпринимательской" деятельностью - так было сказано в предыдущей редакции закона. Однако по факту принятия поправок соответствующие активности стали назваться по-другому. А именно появилась формулировка "приносящая доход деятельность". Так что де-юре внебюджетная деятельность образовательного учреждения - это не бизнес, и нам будет полезно усвоить этот факт.

Ограничения

В соответствии с нормами отмеченного нами выше Закона "Об образовании", школа, используя такой канал извлечения доходов, как оказание платных услуг, не вправе заменять ими те, что финансируются бюджетом. То есть недопустимо проводить платные уроки в рамках того расписания, которое установлено для обычных занятий. Если такие действия выявятся контролирующими органами, то весь доход, который принесла подобного рода внебюджетная деятельность, будет изъят соответствующим ведомством, учредившим школу. Также есть нормы, в которых указан перечень видов образовательных услуг, которые учреждения не вправе оказывать на платной основе. К таковым относятся, например, программы обучения повышенного уровня или углубленного изучения различных предметов. Нельзя проводить платные занятия с учениками, которые относятся к категории неуспевающих, а также принимать экзамены в формате экстерната.

Оформление коммерческих отношений

Каким образом оформляется внебюджетная деятельность образовательного учреждения? Если речь идет об оказании платных услуг, то необходимо заключать корректным образом оформленные договора с заказчиками. При этом, прежде чем составлять такие документы, школа обязана заблаговременно предоставить будущим потребителям сведения об оказываемых услугах и одновременно - информацию об учреждении. Какого рода факты необходимо указывать в подобного рода сообщениях (форма подачи которых определяется школой самостоятельно)? В числе основных значатся следующие:

Название учреждения, информация о лицензиях, аккредитациях;

Основные факты об учебных программах, их сложность, направленность, сроки преподавания;

Список услуг, которые включены в оплату в рамках соглашения;

Дополнительные сервисы, предоставляемые по согласию заказчика;

Стоимость услуг, входящих в основной договор, а также тех, что оказываются дополнительно;

Порядок поступления обучающихся;

Сведения о документах, которые выдаются по факту прохождения учебной программы.

Составлять договор как таковой школа, извлекающая доходы от внебюджетной деятельности в виде оказания платных образовательных услуг, должна, соотнося его содержание с нормами релевантных законов. В некоторых случаях полезно знакомиться с теми формулировками в правовых актах, которые прямо указывают на условия договора, признаваемые противоречащими законодательству РФ. К таковым относятся:

Указание права о расторжении соглашения в случае неоплаты услуг или просрочки;

Включение пункта о возможности отчислить ученика по причине невыполнения исходного учебного плана;

Формулировки, указывающие на ограничение права заказчиков отказаться от договора в любой момент и без объяснения причин при условии полного возврата уплаченных за обучение сумм;

Включение пунктов о штрафных санкциях за отказ от обучения.

Подписываются договора на оказание образовательных услуг на коммерческой основе уполномоченными должностными лицами. Их перечень утверждает руководитель заведения. Внебюджетная деятельность образовательного учреждения ведется при условии полной ответственности директора за то, насколько качественными будут оказываемые услуги. Также в компетенции руководства - соблюдение учетной и трудовой дисциплины, контроль над корректным составлением смет и иных документов, имеющих отношение к платным услугам.

Дополнительные сведения для заказчика

Какие еще сведения руководству образовательного учреждения следует предоставлять заказчику в процессе составления договоров на оказание платных услуг? В соответствии с актуальными формулировками закона, школа или вуз обязуются обеспечить доступность ряда документов, имеющих отношение к основной деятельности. Их перечень таков:

Учредительные документы (включая источники, указывающие внесение изменений);

Свидетельство о госрегистрации учреждения;

Решение о создании организации, подписанное учредителем;

Распоряжение учредителя о назначении директора (или иной руководящей должности) организации;

Ряд положений (например, тех, что касаются филиалов и представительств);

Документы, отражающие плановую активность в направлении финансово-хозяйственной деятельности учреждения, который составлен в порядке, определяемом учредителем и в соответствии с требованиями Минфина;

Бумаги, предоставляющие бухгалтерскую отчетность за год;

Информация о проверках и иного рода контрольных мероприятиях, проведенных компетентными ведомствами (а также их результаты);

Сведения о государственном задании на предоставление определенного рода услуг (или выполнение работ).

Также учреждение обязуется предоставить корректным образом оформленный отчет о своей деятельности, предусматривающий пункты об использовании государственного имущества в порядке, который определяется учредителем и в соответствии с теми требованиями, которые установлены органом власти, имеющим отношение к сфере деятельности организации.

Дополнительные документы

Организация внебюджетной деятельности образовательных учреждений предполагает оформление не только договоров, но также и составления некоторых иных источников. Перечислим основные их виды.

Во-первых, это должным образом оформленное положение о внебюджетной деятельности, где будут отражаться основные принципы оказания платных услуг того или иного рода.

Во-вторых, это соответствующей направленности приказ, в котором будут отражаться сведения следующего характера:

Перечень сотрудников, которые будут заниматься оказанием платных услуг, их часовые ставки, график работы;

На организацию коммерческих сервисов;

В-третьих, со специалистами, которые, как предполагается, будут оказывать услуги по обучению на коммерческой основе, школе необходимо будет заключить трудовые договора (или гражданско-правовые соглашения).

В некоторых случаях учреждение может предоставлять своим сотрудникам дополнительные документы, облегчающие их адаптацию к специфике перехода к работе на коммерческой основе. Это может быть, к примеру, инструкция по внебюджетной деятельности, отражающая принципы работы с учениками определенной возрастной или социальной категории. Руководство школы или вуза может издавать методические пособия для сотрудников, которые позволят лучше ориентироваться в специфике оказания платных услуг.

Нюансы платного образования

В 2013 году Правительство РФ издало постановление, в соответствии с которым были введены новые нормы, касающиеся предоставления учебными заведениями платных образовательных услуг. Полезно будет ознакомиться с ними. Основное новшество здесь в появлении такого понятия, как "недостаток платных услуг". В соответствии с законом, такое свойство может обнаружиться, если услуга не будет соответствовать образовательным стандартам, или же будет явно противоречить условиям договора. Или, что тоже возможно, целям, для которых услуги подобного рода чаще всего используются.

Если "недостаток" будет обнаружен, то заказчик имеет полное право потребовать от руководства образовательного учреждения проведения занятий на бесплатной основе, соразмерно уменьшить стоимость услуг по договору, или же возместить убытки, возникшие как итог прохождения программы в рамках не вполне качественно организованного учебного процесса.


Расчеты

Организация внебюджетной деятельности образовательными учреждениями предполагает соответствующий порядок расчетов с потребителями услуг. Какие нюансы здесь следует учитывать?

Технически расчеты с потребителями могут производиться с применением кассового аппарата (тогда оплата происходит в бухгалтерии школы) или же при использовании расчетного счета в банке. Если нужного оборудования нет, а оплатить через кредитно-финансовую организацию потребитель не может, то школа может выдать ему Прием наличных денежных средств осуществляют ответственные лица, которых назначает директор.

Имеет ли значение форма учреждения?

Как известно, государственные и муниципальные учреждения, включая образовательные, могут относиться к одной из трех групп - казенным, бюджетным или же автономным. Есть ли разница в законодательных подходах к регулированию предпринимательских активностей в зависимости от конкретного типа госучреждений? Каким образом государство регулирует развитие внебюджетной деятельности учреждаемых организаций?

Прежде всего, как отмечают юристы, школы и вузы, относящиеся к любому из трех типов, могут осуществлять предпринимательскую активность. Однако, существуют различия в аспекте последующего распределения полученных учебным заведением доходов.

Для казенных учреждений есть норма, по которой весь доход поступает в соответствующего уровня бюджет. Что касается автономных организаций - ситуация обратная. Всю выручку учреждение может оставить себе (однако при условии, что получена она, как мы уже сказали в начале статьи, при полном соответствии коммерческой активности профильным целям и задачам). Что касается классической "бюджетной" организации, то "бизнес" можно вести по основным видам деятельности, что отражены в учредительных документах.

Кроме того, внебюджетная деятельность образовательного учреждения, относящегося к группе казенных, должна вестись на основании документов, завизированных главным распорядителем государственных (муниципальных) денежных средств. В них указывается, какого рода источники будут использоваться для извлечения дохода, а также статьи расходов.

Для бюджетных и казенных учреждений есть обязательство - предоставлять документы, имеющие отношение к "бизнесу", в территориальные представительства Федерального казначейства. Основной - это смета доходов и расходов. Она же, как отмечают юристы, может быть основным документом для открытия расчетного счета организации.

Если нужна смета

Рассмотрим, согласно каким нормативам составляется та самая внебюджетная смета. Она, подобно аналогичным источникам, характерным для коммерческих предприятий, подразделяется на две части - доходную и расходную.

В первой должен отражаться остаток денежных средств, присутствующий на момент начала финансового года, а также ожидаемые поступления соотносительно с кодами классификации доходов. Кроме того, в смете должны быть указаны доходы не только от оказания услуг на коммерческой основе, но также и факты поступления финансовых средств на безвозмездной основе.

Если речь идет о расходной части сметы, главное здесь - корректное оформление обоснования издержек исходя из их финансово-экономического свойства. Указывается перечень подписанных учреждением договоров и иных документов.

Смета подписывается директором учреждения и главным бухгалтером (либо лицами, которые их замещают). Затем документ заверяется печатью и направляется распорядителю с тем, чтобы тот все утвердил. Вместе с тем, даже если смета подписана, в нее можно в течение года вносить коррективы - также по согласованию с распорядителем.

Деятельность по плану

Выше мы сказали о том, что в числе документов, составляемых государственными и муниципальными организациями, значится положение о внебюджетной деятельности. В соответствии с относительно новыми поправками к законодательству, вступившими в силу с 1 января 2012 года, некоторые группы госучреждений будут составлять еще один важнейший документ - "План финансово-хозяйственной деятельности". Какого рода нюансы включает его оформление? Их достаточно много. Но прежде всего в него должны быть включены плановые показатели соотносительно ожидаемым поступлениям от предоставления услуг, суть которых не противоречит уставу организации. Виды внебюджетной деятельности образовательного учреждения, вместе с тем, могут содержать не только организацию платных сервисов, но также и извлечение выручки за счет благотворительности и иного рода активностей безвозмездного характера.

Что еще необходимо учитывать госучреждениям с точки зрения формальностей? Не менее важный аспект, который включает внебюджетная деятельность школы, вуза или иной образовательной структуры, - учет денежных средств. Он должен осуществляться корректно. Рассмотрим механизмы, имеющие к этому отношение.


Специфика ведения учета

Учет внебюджетной деятельности образовательных организаций, как предписывает закон, должен осуществляться с использованием расчетных банковских аккаунтов. Основанием для ведения финансовых операций выступают соответствующие разрешения, а также смета.

Чтобы оплатить услуги за счет внебюджетных источников, организация обязуется предоставить в Федеральное казначейство заявку по форме 05311801 ("кассовый расход") либо, если требуется обналичивание средств, документ за номером 0531802.

Если речь идет об отражении финансовых операций в рабочем плане, то используется код 2 (собственные доходы). Для фиксации расчетов по доходам используется счет за номером 2 205 00.

Как только денежные средства поступают, то соответствующие финансовые операции фиксируются - по нескольким счетам - за номером 2 201 00, по группам 10, 20 и 30 (первая - средства в казначействе, вторая - на банковском аккаунте организации, третья - в кассе учреждения).

Еще один нюанс, касающийся учетной политики, - налоги. Интересен тот факт, что ведущие предпринимательскую деятельность, обязуются самостоятельно разрабатывать алгоритмы, отражающие исчисление сборов на основе извлекаемой прибыли. Руководствоваться при этом можно общими принципами, что изложены в 25-й главе НК РФ. Что касается уплаты соответствующих типов налогов, то в отношении бюджетных организаций закон допускает послабление - вносить авансовые платежи можно только поквартально. Делать это ежемесячно не требуется.

План лекции

    Понятие внебюджетного финансирования

    Источники внебюджетных средств

    Порядок внебюджетного финансирования

    Совершенствование внебюджетной деятельности в образовании

7.1. Общие вопросы внебюджетного финансирования

Понятие ”внебюджетная деятельность“ применительно к сфере образования сложилось достаточно давно. Его содержание определялось исходя из того обстоятельства, что, наряду с деятельностью, финансируемой из бюджета, образовательное учреждение имеет возможность осуществлять ”дополнительную“ деятельность, что называется ”в свободное от основной работы время“ и с использованием своего кадрового и материального потенциала. Финансовое обеспечение этой деятельности осуществлялось, как правило, не из бюджета, поэтому и деятельность называлась и часто называется ”внебюджетной“.

Средства, поступающие от осуществления такой деятельности, принято называть внебюджетным финансированием, внебюджетными поступлениями, доходами от самостоятельной деятельности образовательного учреждения. Термины эти также сложились давно, используются, в основном, как синонимы, хотя и отражают разные отношения.

Что такое бюджетное финансирование, всем, очевидно, понятно, хотя бы из предыдущих лекций. Кроме того, это понятие на столько плотно вошло в жизнь, что у каждого есть и свое представление о нем. Напомним, что для рассмотрения экономических проблем образования удобно пользоваться этим термином, имея в виду, что это безвозмездное обеспечение деятельности образовательных учреждений средствами бюджета учредителя. Обычно понимается - государственного и муниципального. Следует добавить, что если это будет безвозмездное обеспечение средствами из коммерческой организации-учредителя (из прибыли после уплаты налогов), то это также может считаться бюджетным финансированием.

Можно ли в таком случае сказать, что внебюджетное (или небюджетное) финансирование - это все прочие поступления средств в учебное заведение? Обычно так и говорят.

Все средства, поступающие в образовательное учреждение не из бюджета, разумеется, являются внебюджетными. В данном случае применяется так называемое ”негативное определение“, в качестве отличительного признака выбирается их ”непринадлежность“

к определенному источнику поступления - к бюджету, причем неважно, к какому именно бюджету. Может быть, это и не самая удачная классификация, но она прочно вошла в обиход, а термин имеет общепринятый характер. Таким образом, поступающие в учебное заведение средства делятся на бюджетные и внебюджетные (рис. 7.1). Было бы логично называть все поступающие в учебное заведение средства доходами, но применительно к бюджетным средствам этот термин обычно не используется, а применяется пока только к внебюджетным поступлениям.

Рис. 7.1. Средства, поступающие в учреждение из разных источников

Как было показано раньше, бюджетные средства, поступающие в учебное заведение в режиме финансирования, характеризуются двумя основными признаками:

Направлены на совершенно определенные расходы (в соответствии со сметой);

Поступают безвозмездно, т. е. взамен этих средств собственник не получает от учебного заведения эквивалента в виде товаров и (или) услуг.

Иногда говорят, правда, что государственный или муниципальный бюджет от имени общества оплачивает обучение молодежи, а общество получает эквивалент своих расходов в виде образованных людей. Но это вопрос, как минимум, дискуссионный. Ведь учат человека несколько лет, эквивалентность суммы полученных им знаний и навыков понесенным затратам на этот процесс является неочевидной, отдача обществу от подготовленного человека может не соответствовать затратам на подготовку, да ее и вовсе может не быть (человек уехал из страны) и т. д.

Это вовсе не означает, что бюджетные средства не могут поступать в образовательное учреждение иначе. Могут, конечно. Государство может, например, приобретать (покупать по рыночным ценам) для своих нужд товары и услуги. Поэтому для понимания финансирования необходимо ввести еще один важный признак: финансировать организацию может только ее учредитель собственник (по определению, данному в Гражданском кодексе Российской Федерации, ст. 120). Финансировать образовательное учреждение, таким образом, может государство или муниципальное образование, а может и частное лицо. Следует отметить, что наибольшее распространение получила точка зрения, что учредитель у учреждения может быть только один, поскольку финансироваться учреждение может только из бюджета учредителя, а не учредителей.

Конечно, можно подискутировать относительно средств спонсоров, отличающихся целевым характером и передающихся на безвозмездной основе (обычно). Поэтому их тоже можно неформально считать финансированием, хотя и не со стороны учредителя. Кроме того, известно понятие ”самофинансирования“, т.е. финансирования организацией своих собственных работ, выполняемых внутри организации, за счет средств, находящихся в собственности (распоряжении) этой организации. Результаты такой работы могут быть:

Потреблены этой же организацией, в этом случае самофинансирование представляется в виде возмещения собственных издержек по выполнению работы за собственный счет;

Получены в виде некоторого продукта, интеллектуального объекта и т. п., который может быть в дальнейшем реализован (продан, использован для производства товаров или услуг), что возместит (полностью, частично или с прибылью) понесенные издержки, или отложен ”в запас, в задел“, что должно увеличить активы организации.

Но поскольку оба эти варианта имеют в качестве конечного результата конкретный продукт, в том или ином виде использованный организацией, то, строго говоря, это финансированием не является. Скорее такой вариант следует отнести к приобретению организацией товаров, работ, услуг (хотя бы и у себя самой). Другой вопрос, если организация тратит свои средства на проведение, например, исследовательских работ, которые не приносят осязаемого результата (по крайней мере, на определенном отрезке времени), тогда это, наверное, можно считать самофинансированием.

Таким образом, финансирование может осуществляться из следующих источников:

Бюджет учредителя;

Спонсорские средства;

Собственные средства, находящиеся в самостоятельном распоряжении учреждения (организации).

И уж если быть еще более точным, следует указать, что на цели собственно финансирования могут быть использованы те средства организации, которые остаются у нее после погашения издержек, понесенных для получения этих средств, т.е. прибыль, да еще и после урегулирования отношений с налоговой системой.

Следовательно, для осуществления самофинансирования образовательное учреждение (по определению некоммерческая организация!) должно быть нацелено на получение прибыли, решать задачи коммерческой организации.

Вернемся к внебюджетным средствам и внебюджетному финансированию.

Основными источниками внебюджетных средств являются доходы от самостоятельной деятельности образовательного учреждения, осуществляемой за рамками той деятельности, которая финансируется из бюджета учредителя, а также различные пожертвования, не имеющие целевого характера. Перечень основных источников представлен в табл. 7.1.

Таблица 7.1. Внебюджетные средства и внебюджетное финансирование


Поэтому, когда говорят о внебюджетном финансировании, следует это понимать, как расходование прибыли, полученной в результате приносящей доходы деятельности, а также пожертвований, полученных от ”неучредителей“, на возмещение расходов по необходимыми для деятельности организации видам деятельности.

Понимая основные черты внебюджетного финансирования, будем все же считать, что внебюджетным финансированием является получение и расходование образовательным учреждением средств из внебюджетных источников. Рассмотрение особенностей этого процесса и будет предметом данной лекции.