Технологии адаптации в социальной работе. организация практического освоения навыков самопомощи: умения проявлять настойчивость, договариваться, находить друзей, устанавливать контакты, поддерживать отношения, противодействовать отрицательному давлению, о

Социальная работа как вид профессиональной деятельности непосредственно связана с оказанием содействия гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в адаптации к изменившимся условиям окружающей среды. Зачастую изменившаяся среда (природная, политическая, социальная и т.п.) приводит к возникновению трудной жизненной ситуации конкретного индивида, группы людей.

Адаптация (от лат. adaptatio, adaptare – приспособлять) понимается как приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Одним из самых значимых видов адаптации является социальная адаптация, которая рассматривается как процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды.

Для успешной социальной адаптации не всегда наличие желания индивида и готовности работника социальной службы оказать содействие являются решающими факторами. В период реформирования неотъемлемым компонентом должна стать система мер государственной поддержки отдельных категорий граждан в процессе социальной адаптации. В нашей стране такая система стала формироваться с середины девяностых годов.

В первую очередь необходимость оказания содействия в социальной адаптации на государственном уровне была признана в отношении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. В 1994 году было заявлено о создании системы профессиональной ориентации, переподготовки, трудоустройства и социальной адаптации вышеуказанной категории граждан. С 1996 года с утверждением примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий начинается формирование сети специализированных учреждений, одной из задач которых стало оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации вышеуказанных граждан.

Обострившиеся проблемы детства обусловили принятие в 1998 году закона, в котором закреплялись основные гарантии прав ребенка в РФ. Закон дал определение социальной адаптации ребенка, обозначил приоритетной задачей государства поддержку детства, стал точкой отсчета в процессе создания сети социальных служб, которые специализировались на решении проблем детей. Таким образом, создавалась система социальных служб, функционирование которой включило в процесс социальной адаптации разных категорий населения социальных работников, а в арсенал профессиональных средств последних – технологию социальной адаптации.

Процесс социальной адаптации можно считать более успешным, когда успешно проходят такие виды социальной адаптации как управленческая (организационная), экономическая, педагогическая, профессиональная, физиологическая, бытовая, психологическая. Характеристика и содержание видов социальной адаптации сводятся к следующему: управленческая адаптация представляет собой управление процессом социальной адаптации как со стороны социальных институтов, так и со стороны личности в форме самоуправления. Экономическая адаптация – это процесс усвоения новых социально-экономических норм и прин­ципов экономических отношений индивидов и других субъектов. Этот вид предполагает адаптированность системы социального обеспечения к социально-экономической реальности (размеры пенсий и пособий), и содействие в адаптации граждан, ранее исключенных из системы экономических отношений, с целью интеграции в нее (например, лиц, освободившихся из мест заключения).

Педагогическая адаптация – это приспособление к системе образования, обучения и воспитания. Её объектом преимущественно являются дети, подростки, учащаяся молодежь. В процессе переподготовки объектом становятся взрослые, они проходят процесс вторичной адаптации к процессу обучения. Профессиональная адаптация рассматривается как приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Во многом успех профессиональной адаптации зависит от совпадения личных интересов и интересов коллектива, особенностей межличностных и профессиональных отношений в нём. Более сложно может проходить процесс вторичной профессиональной адаптации (при смене профессии, рода деятельности, места работы и должности, а также после большого перерыва в профессиональной и/или трудовой деятельности).

О процессе физиологической адаптации можно говорить, с одной стороны, в рамках приспособления индивида к новым условиям труда, режиму работы и отдыха. С другой стороны, в процесс физиологической адаптации индивид включен тогда, когда он имеет стойкие нарушения здоровья, что ограничивает возможности его организма в осуществлении привычных действий. Бытовая адаптация, т.е. адаптация к условиям быта и приобретение навыков ведения домашнего хозяйства, присуща в первую очередь лицам с ограниченными возможностями здоровья, а также индивидам, начинающим самостоятельную жизнь. Бытовая адаптация может быть рассмотрена также как адаптация сферы быта и услуг общества к потребностям и возможностям граждан.

Психологическая адаптация – это процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации с той или иной степенью интенсивности происходит в нашей жизни постоянно – смена обстановки, социального окружения, социально-экономической и политической ситуации, стрессы. Осознание того, что изменения происходят в нашей жизни постоянно, зачастую независимо от нашего желания, позволит с меньшими психологическими издержками переживать их. Вместе с тем, в экстренных случаях без вмешательства специалистов в этот процесс невозможно обойтись.

Важную роль в процессе социальной адаптации граждан играет институт консультирования и психологической поддержки. Его функционирование организовано как на базе учреждений социального обслуживания, так и в форме самостоятельных учреждений, специализирующихся на предоставлении такого рода услуг населении.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Заключение

Введение

Актуальность темы.

Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой - является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма - необходимое условие профессионализма социального работника. Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды, как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ. В настоящее время усиленное внимание к разработке этой проблемы детерминировано потребностями решения практических задач, связанных с ускорением процесса адаптации человека к новым условиям в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, бытовой, политико-правовой и др.

Цель работы - Охарактеризовать понятие социальная адаптация и основные методы ее регулирования.

Задачи:

1) Охарактеризовать понятие "адаптация, ее виды.

2) Определить роль специалиста социальной работы в адаптации различных категорий населения.

3) Проанализировать понятия социализация и конформизм личности.

социальная адаптация работа инвалид

1. Социальная адаптация: сущность, виды, методы регулирования

Понятие "адаптация" происходит от латинского слова adaptatio - приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса - это проблема выживания человека, через приспособление организма индивида с процессами природной и социальной среды. Существуют различные процессы взаимоотношения человека с окружающим миром, и поэтому жизненно необходимо найти оптимальные механизмы и способы адаптации человеческого организма (его физиологическая организация) с индивидуально-личностными сторонами (психическая организация) и потребностями, нуждами, требованиями и нормами социального обустройства (система социальных отношений). Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм поведения, с "врастанием в социальный мир". По существу социальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но если "социализация" представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие "социальная адаптация" подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа активно осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды.

Процесс адаптации - это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры учувствуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития.

Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер, который по разному влияет на личность или подталкивает ее к определенному выбору механизмов действия в заданном контексте времени.

Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

общество (макросреда) - адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

социальная группа (микросреда) - адаптация человека или, наоборот, несовпадение интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);

сам индивид (внутриличностная адаптация) - стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.

Человек входит в широкую систему профессиональных, деловых, межличностных, социальных отношений, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов: производственная и профессиональная адаптация; бытовая; досуговая; политическая и экономическая; адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство, мораль и пр.); к природе и др.

Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации либо дезадаптации личности зависит во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития. Но, с другой стороны, хорошо организованная профессиональная работа со стороны социальных служб различного профиля направлена на обеспечение помощи отдельным личностям, группам, социальным слоям общества на различных этапах их развития и уровня их социальной адаптации.

Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования.

Адаптация как вид взаимодействия личности (либо группы) с общественной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников, во многом зависит от определяемого индивидом первоначального, само идентифицированного положения в системе общественной иерархии. Самоидентификация личности, выбор, который сделает индивид, осуществляется в соответствии с самоопределением личности, с сопоставлением себя и изменившейся социальной среды.

Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию.

Управленческая адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.

Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально - экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы важен так называемый "социальный блок", включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, пенсий пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека.

Педагогическая адаптация. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов. Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.

Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств, к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д. В 1936 г. канадский физиолог Г. Селье ввел понятия "стресс" и "адаптационный синдром". Стресс - это состояние психологической напряженности в процессе деятельности в сложных условиях, как повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах (например, работа космонавта). Адаптационный синдром - это совокупность реакций организма человека в ответ на неблагоприятные воздействия (стрессоры). Эти понятия получили чрезвычайно широкое распространение. Одна из основных причин популярности теории стресса состоит в том, что она претендует на объяснение многих явлений повседневной жизни, реакций человека на неожиданные события, возникающие трудности: развитие самых различных заболеваний, как соматических, так и психических.

Нормальная жизнедеятельность человека немыслима без определенной степени физического и нервно-психического напряжения. Человеку свойствен определенный оптимальный тонус напряжения. Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровень напряжения, при котором он чувствует себя наиболее "комфортно", какое бы занятие он ни избрал. В противном случае может развиться дистресс безделья. Так, для человека, оказывающегося без работы, особенно опасным является длительное состояние незанятости. Именно длительная незанятость действует разрушающе на личность, подрывает ее способность вернуться в систему социальных отношений полноценным работником. Западная статистика свидетельствует, что если человек находится без работы более года, то он, как правило, теряет способность найти работу.

В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия: такие как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактныи анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы.

Психологическая поддержка является частью более широкой программы социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц (правовая, психологическая, сексологическая, информационная и др.). Главные усилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальной адаптации в новых социально-экономических условиях (помощь клиенту в поиске работы в утверждении социального статуса, в восстановлении веры в духовные ценности и др.).

Профессиональная адаптация. Это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин. Адаптация включает широкий круг понятий: от элементарного опыта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социально-психологической адаптации личности в процессе ее социализации. Человека - субъекта деятельности необходимо рассматривать как сложную, многомерную социопсихологическую-биофизиологическую систему. В рамках системного подхода адаптация личности предстает и процессом, и результатом функционирования целостной саморегулирующейся системы, адаптивность которой обеспечивается за счет взаимодействия отдельных ее элементов. Следовательно, полноценное исследование адаптации человека возможно лишь при реализации комплексного подхода к изучению всех уровней организации человека: от психосоциального до биологического с учетом их взаимосвязей и взаимовлияний.

2. Роль специалиста социальной работы в адаптации различных категорий населения

Социальная работа является универсальным и многоаспектным видом профессиональной деятельности. Те проблемы, которые призван решать социальный работник являются, насущными проблемами нашей сегодняшней жизни. Задачи адаптации и реадаптации людей (молодежи, пенсионеров, людей, потерявших работу, и т.п.), поддержка человека в трудные, кризисные моменты жизни, помощь в реализации его прав, создание условий для более полной реализации человеком своих возможностей, помощь в решении разного рода социальных и психологических проблем - это не полный перечень задач, стоящих перед новой, ориентированной на человека, профессиональной деятельностью. Успех решения профессиональных задач социальным работником зависит от овладения системой знаний, как практических, так и теоретических, соблюдения этических норм и принципов, наличия определенных личностных качеств, статуса и репутации профессии в обществе, узаконенных полномочий специалиста.

Социальная работа с детьми группы риска

Современная ситуация в российском обществе характеризуется наличием многих неблагоприятных факторов, влияющих на возрастание доли детей группы риска. Среди них сохранение высокого уровня социальной и имущественной дифференциации населения, мало обеспеченность, распространенность бытового пьянства и алкоголизма, возросшая в последние годы безработица и другие. Все это снижает воспитательные потенциалы семьи и порождает проблемы недостаточного внимания к детям, педагогической запущенности, безнадзорности, что, в свою очередь, проявляется во множественных и различных по содержанию и выраженности поведенческих отклонениях, характерных для детей группы риска.

К группе риска относятся следующие дети:

1) педагогически запущенные дети, к которым, в свою очередь, относят детей и подростков социально дезадаптированных, с отклоняющимся и предпреступным поведением, то есть тех, поведение которых значительно выходит за границы социальной нормы, которые активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей.

2) неуспевающие дети, то есть тех, кто испытывает стойкие затруднения при усвоении учебной программы или отдельной дисциплины.

3) дети, требующие медицинской помощи . Наиболее тяжелой ситуацией, связанной с потерей здоровья, является инвалидность ребенка. В отношении детей, требующих медицинской помощи, ставятся и решаются, как минимум, две задачи: помочь детям развиваться по возможности в соответствии с нормой; минимизировать возможные отрицательные последствия их состояния здоровья и результатов деятельности.

4) дети, оставшиеся без попечения родителей . Среди таких детей встречаются: отказные (оставшиеся без попечения по заявлению матери или обоих родителей в родильных домах, домах ребенка, больницах); подкидыши (оставленные родителями на улице, в магазине, на вокзале, в других общественных местах для того, чтобы государство, общество взяло на себя заботу об их содержании и воспитании); отобранные (права родителей которых ограничены судом); также дети, оставшиеся без родителей, в случаи смерти двоих или единственного родителя.

Центральной проблемой социальной помощи детям, находящимся на государственном попечении, становится преодоление социальной беспомощности, развитие самостоятельности в жизненном самоопределении, поддержки в вопросах получения качественного образования, успешной постинтернатной адаптации, сформированность социальных знаний и умений, хорошая ориентированность в своих правах и обязанностях, способность адекватно реагировать на жизненные ситуации. Следовательно, социальная работа с детьми, лищенными родительского попечения и воспитывающимися в государственных учреждениях, призвана помочь им занять позицию добропорядочного взрослого человека, осознать себя в мире, понять свое назначение в жизни. Для этого необходимо: создание в таких учреждениях развивающей образовательно-воспитательной среды, базирующейся на принципах безусловного уважения личности ребенка, его фундаментальных потребностей и интересов, собственной активности воспитанников в общении, деятельности, взаимодействии с другими людьми, мотивации на успех и благополучие в самостоятельной жизни, обогащение социального опыта; проведение целенаправленной подготовки детей к самостоятельной жизни в процессе реализации комплекса программ.

5) безнадзорные и беспризорные дети . Это дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих, детского коллектива и одновременно при безразличии родителей, воспитателей к детям. Детская беспризорность - социальное явление, заключающееся в отсутствии у детей и подростков должного семейного или государственного попечения, педагогического надзора, нормальных условий жизни, возникающих как один из результатов социальных бедствий - войн, голода, безработицы, эпидемий, крайней нужды родителей. Беспризорные дети, таким образом - это те, которые не имеют попечения со стороны взрослых, постоянного места проживания, соответствующих возрасту позитивных занятий, систематического обучения. Они - жертвы экономического роста, бедности, утраты ценностей, бытового насилия, физических и моральных оскорблений. Их условно можно назвать детьми улиц.

Работа с детьми улиц начинается с оценки ситуации, определения их нужд и потребностей, что позволяет спрогнозировать, какие необходимы действия для улучшения условий их жизни. Основные этапы оценки ситуации таких несовершеннолетних предполагают: выбор методов сбора информации (индивидуальное собеседование, групповые обсуждения, фокусные группы); отбор источников информации. Следующий этап - анализ этой информации и подготовка плана действий в процессе поиска ответов на вопросы: какие проблемы считать приоритетными?, какое направление в работе нуждается в улучшении?, что желательно предпринимать немедленно?, какие необходимы новые программы или услуги? И наконец - реагирование на потребности и проблемы беспризорных и безнадзорных детей, то есть облегчение их доступа к образованию, создание безопасной, поддерживающей среды; развитие навыков жизнедеятельности и поддержания здоровых, позитивных отношений с окружающими.

Направлениями деятельности социального работника будут:

информирование . Беспризорные и безнадзорные дети имеют право узнавать о своих правах и обязанностях, состоянии здоровья, характере услуг, которые можно получить на определенной территории, местонахождение служб, в которые следует обращаться в случае возникновения конкретных проблем;

формирование умений и навыков безопасной жизнедеятельности, к которым относят обучение принятию решений и разделения проблем, творческому мышлению и критической оценки, навыкам коммуникации и межличностного общения, преодоление (совладание) эмоций и стресса;

психологическое консультирование , которое представляет собой адресную помощь таким детям в периоды кризисных состояний, ориентировано на понимание несовершеннолетним сущности возникшей ситуации для принятия решения по ее преодолению. Консультирование направлено на сопереживание, моральную поддержку личности, поощрение тех, кто нацелен на активное и ответственное выполнение рекомендаций, ослабление у детей чувства страха, недоверия, налаживание доверительных отношений к медико-социальным службам;

организация обучения беспризорных и безнадзорных детей, способствующего изменениям в стиле поведения ребенка, в психологических установках, практических умениях и навыках. В литературе предлагается использовать такие формы обучения: обсуждение в составе группы; демонстрация (показ); обучающие, постановочны Темами такого обучения могут быть: "Репродуктивное здоровье", "Меры зашиты при половом контакте", "Беременность и контрацепция", "Опасность употребления психоактивных веществ", "Секс против желания: его последствия" и другие;

организация практического освоения навыков самопомощи : умения проявлять настойчивость, договариваться, находить друзей, устанавливать контакты, поддерживать отношения, противодействовать отрицательному давлению, осваивать приемлемые с точки зрения социальных норм способы выражения собственных требований.

Социальная работа с пожилыми людьми

В последние десятилетия в России наблюдается демографическое старение, т.е. увеличивается доля пожилых и старых людей в общей численности населения. Происходящая при старении сложная перестройка механизма высшей нервной деятельности составляет основу возрастных изменений психических функций, психической деятельности и поведения человека. Прежде всего это касается такого сложного явления, как интеллект. Возрастные изменения психической деятельности зависят также от взаимодействия ее с социальными факторами, способными существенно изменить психический склад человека, его личность. Большая часть этих психологических особенностей рассматривается как нарушение адаптации в старости. В частности, пожилые люди болезненно воспринимают крушение прежних идеалов и ценностей (в том числе уважительное отношение общества к старости), попытки очернить прежние страницы жизни. Поэтому приоритетной задачей работников социальных служб является преодоление не востребованности жизненного опыта знаний пожилых людей.

Социальным работникам, имеющим дело с семьями пожилых людей, важно знать особенности этой категории клиентов. С выходом на пенсию у пожилых людей изменяются привычные жизненные стереотипы, возникают не только материальные, но и психологические трудности. Порой это ведет к возникновению чувства одиночества, ненужности. Чаще всего оно наступает в результате смерти одного из супругов. В этом случае семья считается, неполной пожилой. С учетом сокращения продолжительности жизни мужчин, пожилая семья заканчивается чаще всего женским одиночеством, которое влечет за собой депрессию, снижает адаптацию организма к изменениям, происходящим в ближайшем социуме, затрудняет самообслуживание. Социальный работник может столкнуться и с таким явлением в жизни пожилых людей, как "социальное одиночество". Оно характерно для неполных пожилых семей, имеющих детей и других родственников, но практически потерявших с ними связь. Преодолеть такое состояние старикам могут помочь окружающие их люди, церковь, социальные работники. Причем важна не только помощь, но и взаимопомощь, которая облегчает жизнь одиноких пожилых людей. Углубить одиночество может неожиданная потеря близких, родных, друзей, знакомых, а также неожиданная перемена места жительства. Такая ситуация связана с глубокими переживаниями и, как правило, создает стрессовое состояние. В этом случае помощь специалиста по социальной работе необходима.

Давно доказано, что с возрастом число болезней увеличивается. На одного пожилого человека приходится от 3,5 до 7 хронических заболеваний. Наиболее типичными из них являются склероз, артериальная гипертензия, онкологические заболевания, сахарный диабет, болезни органов дыхания, пищеварительного тракта, с возрастом у пожилых людей снижается острота слуха, ухудшается зрение. Особое место в пожилом возрасте занимают болезни нервной системы и психические расстройства. Среди пожилых людей распространена так называемая старческая немощь - состояние, когда человек в результате длительной хронической болезни неспособен выполнять повседневные функции, которые необходимы для нормальной самостоятельной жизни. Естественно, что такое состояние требует постоянной опеки и помощи, поскольку человек не может жить один. При тяжелых и хронических болезнях требуется помощь семьи или приходящих людей. Особая роль в таких случаях отводится социальным работникам, социальным службам. Многие пожилые люди нуждаются в советах по личной гигиене, подбору одежды, обуви, правильному питанию, двигательному режиму, лечебной физкультуре, активной общественной жизни и т.д. Часть таких советов дает социальный работник.

Учитывая психологию пожилых людей, их консерватизм в плане бытовых привычек, места жилья и т.д., важно развивать такое направление социально-медицинского обслуживания, каким является обслуживание на дому.

Социальные работники оказывают на дому множество разных услуг, среди которых: доставка на дом продуктов питания и горячих обедов; товаров первой необходимости; содействие в оплате жилья, коммунальных и других услуг; сдача вещей и предметом домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт; содействие и получении медицинской помощи, в том числе сопровождение к лечебно-профилактические учреждения, посещение в стационарах; содействие в прохождении медико-социальной экспертизы; помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных; оказание помощи в вопросах пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат; организация ремонта жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды; содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами, в посещении концертов, киносеансов, выставок; помощь в написании писем, оформлении документов, в том числе при обмене и приватизации жилых помещений, и т.д.

Социальная работа с инвалидами

Человек с инвалидностью очень часто встречается с трудностями, которые способствуют его удалению от общества и замыканию в себе, формируя "проблемное поле", в котором присутствуют: ограниченный доступ к учреждениям культуры и спорта; дефицит общения; отсутствие организации досуга. Культурно-досуговую деятельность инвалидов составляет общение, отдых, вечера встреч, прогулки, физкультурно-оздоровительная деятельность (игра в шашки, шахматы, дартс, теннис и др.), интеллектуально-познавательная деятельность активного (чтение, экскурсии, занятия в кружках, студиях, издание газеты) и пассивного характера (просмотр телевизора, прослушивание музыки и др.), любительская деятельность прикладного характера (шитьё, фотодело, тестопластика, конструирование, моделирование), активная общественная деятельность. Роль специалиста социальной работы, создать условия для активного приобретения знаний и умений, раскрывающих способности и возможности инвалидов, активизирующих и стимулирующих их участие в личностно значимой культурно-досуговой деятельности.

Технология социальной адаптации инвалидов может реализовываться и с помощью таких форм, как игра, социальный тренинг, экскурсия, беседа. Игра как форма технологии социальной адаптации инвалида имитирует реальную социальную среду, в которой инвалид может оказаться в действительности. В процессе социальной адаптации граждан с ограниченными возможностями здоровья широко применяются различные виды деловых игр: имитационные игры, "деловой театр" и др. В целом социальная адаптация как технологический процесс, позволяет: включить инвалида в малую группу, помочь ему усвоить сложившиеся нормы, отношения, образцы поведения, развить умения и навыки общения, включится в доступную для него социально-профессиональную сферу.

Технология социальной терапии включает следующие методы: арт-терапию, сказкотерапию, трудовую терапию и др. Специалист по социальной работе, осуществляющий арт-терапию, специально подбирает - картины, музыку, литературные произведения.

Таким образом, применение различных технологий социальной работы способствует самовыражению, самоутверждению инвалида и позволяет ему освоить социальные умения и навыки. Созданные клиентом в процессе технологий социальной работы творческие работы и их признание окружающими повышают его самооценку, уровень его самопризнания.

Социальная работа с малообеспеченными гражданами

В сложившихся социально-экономических условиях социальная защита направлена на адресную поддержку отдельных слоев и групп населения, наиболее в ней нуждающихся. Под категорию малообеспеченных чаще всего попадают: семьи с низким денежным доходом на члена семьи (чаще всего это многодетные семьи); граждане, потерявшие кормильца; матери, воспитывающие детей в одиночку; инвалиды; престарелые; пенсионеры, получающие недостаточную пенсию; студенты, живущие на стипендию; безработные; лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов и иные категории граждан. Все эти люди нуждаются в социальной защищенности со стороны общества, государства.

Малообеспеченные граждане испытывают состояние бедности, при котором у человека или социальной группы (семьи) основные потребности, необходимые для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности, не могут быть полностью удовлетворены по причине отсутствия или недостаточности средств.

В качестве основного критерия определения уровня бедности населения в Российской Федерации выступает прожиточный минимум. Социальная работа с малообеспеченными и одиноко проживающими гражданами осуществляется с помощью индивидуальных и групповых форм социальной работы. К индивидуальным можно отнести первичный прием, консультирование и т.д. К групповым: социальный патронаж. В ходе первичного приема специалист по социальной работе проводит сбор информации о причинах, которые привели к низкому имущественному статусу или бедности клиента. Он рассказывает гражданину о видах государственной социальной помощи, перечисляет и объясняет требования к оформлению документов, необходимых для получения социальных услуг. Специалист, по социальной работе уточняет у человека следующую информацию: его возраст, фактическое и реальное место проживания, семейное положение. Со слов клиента (при отсутствии документов: справки с места работы, свидетельств о рождении детей) вносится сведения о месте работы, наличии детей в возрасте до 18 лет. Все эти данные специалист по социальной работе заносит в журнал регистрации. На повторную консультацию гражданин должен предоставить все документы, необходимые для оказания ему государственной помощи. Специалист по социальной работе разъясняет клиенту, как оформить заявление на предоставление социальных услуг и договаривается с ним о дате проведения социального патронажа.

Особой формой социального обслуживания на дому, является социальный патронаж, который предполагает посещение клиентов с диагностическими, социально-реабилитационными целями. Данная форма социальной работы раскрывает ресурсы малоимущего гражданина, способствующие выходу из трудной жизненной ситуации. При оказании социальной помощи малообеспеченным гражданам используется первичный и плановый социальный патронаж.

Первичный социальный патронаж осуществляется для выявления, постановки на учет и оказания экстренной помощи клиенту. Плановый социальный патронаж позволяет выявить возможные изменения, которые произошли у малообеспеченного гражданина со времени последнего посещения.

Специалист по социальной работе во время определения среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывает сумму доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи. Специалист по социальной работе во время консультирования принимает у клиента все документы (справки: о составе семьи, о размере заработной платы, о размере пенсии, стипендии и др.) проводит их первичную экспертизу. Затем проверяется наличие печати и подписи ответственных лиц, заверявших документы, отслеживается, правильно ли оформлено клиентом заявление об оказании ему государственной социальной помощи, отражены ли в нём все источники дохода. Специалист по социальной работе вправе проверить следующие сведения, указанные гражданином в заявлении об оказании ему государственной социальной помощи: месте жительства или пребывания семьи или одиноко проживающего клиента; доходах; степени родства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства; имуществе, принадлежащем гражданину на праве собственности.

Далее специалист, по социальной работе определив среднедушевой доход семьи или одиноко проживающего гражданина, назначает вид государственной социальной помощи, а именно социальное пособие, социальные доплаты к пенсии, субсидии, услуги и жизненно необходимые товары или иные меры социальной поддержки. В некоторых регионах страны введен такой вид адресной социальной помощи малообеспеченным одиноко проживающим гражданам как благотворительное горячее питание. Пожилые люди, инвалиды, лица с заболеваниями психоневрологического профиля и попавшие в экстремальные ситуации могут посещать социальные столовые. Для клиентов, имеющих ограничения в передвижении, горячие обеды и полуфабрикаты доставляются на дом. Специалисты по социальной работе проводят ярмарки изделий, изготовленных на предприятиях общественных организаций инвалидов, мастерских центров социального обслуживания населения, социально-реабилитационных учреждений. Данная форма социальной работы с малообеспеченными гражданами позволяет им получить прибыль от продажи изделий, сохранить и увеличить для них рабочие места, дает людям возможность чувствовать себя способными трудиться и создавать изделия, пользующиеся спросом.

Социальная работа с мигрантами

Миграция населения - это характерная черта современного развития общества. Мигрантом называют человека, покинувшего место своего постоянного проживания более чем на шесть месяцев под влиянием выталкивающих или притягивающих факторов. Социальная работа с мигрантами строится в соответствии с основными направлениями Государственной миграционной политики, целью которой является эффективное управление миграционными процессами для устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, обеспечение ее национальной безопасности, геополитических интересов, прав и свобод человека и гражданина. Но не все категории мигрантов в равной степени могут рассчитывать на социальную поддержку со стороны государства. В Российской Федерации к социально поддерживаемым категориям мигрантов относят: студентов - мигрантов; вынужденных переселенцев и беженцев; высококвалифицированных трудовых добровольных мигрантов; легальных мигрантов, относящихся к социально ущемленным слоям населения (многодетные семьи, инвалиды, дети, пожилые люди).

Целями социальной работы с социально одобряемыми категориями мигрантов являются: с одной стороны, повышение социального статуса и улучшение положения мигранта; а с другой - воздействие на среду, в которую они включаются. Результатом должно стать “примирение" с новой социальной средой, интеграция в ней. социальная поддержка легальных мигрантов направлена на смягчение трудной жизненной ситуации, создание условий для их успешной адаптации и интеграции в принимающее общество. Значительно сложнее положение нелегальных мигрантов. в их отношении государство придерживается двух основных линий: во-первых, облегчение процедуры получения легального статуса мигранта на территории страны (в первую очередь для мигрантов из стран СНГ); во-вторых, контроль и выдворение нелегальных мигрантов.

Другая категория мигрантов, это студенты - мигранты. Важным видом социальной поддержки студентов - мигрантов является их жилищное обеспечение на период учебы в вузе или сузе. Студенческие общежития являются обязательным атрибутом учебных заведений профессионального образования. Одной из важных форм социальной поддержки студентов-мигрантов является их социально-экономическая поддержка, осуществляемая в форме стипендиального обеспечения. Другой формой социальной поддержки студентов можно назвать введение компенсаций за транспортные расходы в виде льготных проездных билетов на городские и пригородные (для студентов, включенных в маятниковые миграции) маршруты.

Роль социального работника является организация социально-психологической поддержки данной категории студентов. В качестве основных целей социально-психологической поддержки студентов-мигрантов выделяют: психологическое обеспечение свободного и гармоничного развития личности в процессе адаптации к изменившимся социальным условиям жизнедеятельности; предупреждение негативных тенденций в психологии студентов-мигрантов, преодолении трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с окружающими.

Таким образом, в социальной работе, в отношении студентов-мигрантов уделяется большое внимание, как на федеральном, так и на региональных уровнях, а также на уровне конкретных учебных заведений. В целом категорию студентов-мигрантов в современной России можно назвать наиболее социально защищенной группой.

3. Социализация и конформизм личности

В социологии личность рассматривается как итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия "социализация".

Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация - это процесс становления социального "Я". Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает их в зависимости от своих качеств. Смыслом процесса социализации на ее ранних стадиях является поиск своего социального места.

В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации - это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.

Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп институтов. Вторичные агенты - это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.

Каждый агент социализации дает для личности то, чему в ее становлении может научить и воспитатель. Агенты первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны. Агенты вторичной социализации действуют узко специализированно ибо каждый институт нацелен на решение своих задач в соответствии со своими функциями.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, каждый этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией. Десоциализация - это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация - это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения в замен старых.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З . Фрейд . По Фрейду, личность включает три элемента: "ид" - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; "эго" - осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и "суперэго", или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. Фреид выделял ряд психологических механизмов социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Идентификация - это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Основное влияние здесь оказывает ближайшее окружение ребенка. Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. Чувства стыда и вины тесно связаны с друг другом и почти неразличимы, однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентированно на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.

Теория "зеркального Я" американца Ч. Кули, зафиксировав воздействие на формирование личности окружающей среды, отмечает избирательный характер поведения личностей. В зависимости от ситуации личность адаптируется к ситуации, избирая для себя определенную роль (победитель, жертва, нейтралитет). Согласно выбранной роли личностью избираются ценности, которыми она руководствуется в процессе социализации.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Слово "Конформизм" в обыденной речи означает приспособленчество или, более точно - соответствие некоему признанному или требуемому стандарту. Противоположным понятием является независимость, самостоятельность человека, который сам вырабатывает определенное мнение и отстаивает его перед другими.

Конформность как социально-психологическое явление необходимо отличать от некоторых других, внешне похожих явлений. Так, единообразие общественных верований, ценностей и привычек может объясняться разными причинами и вовсе не обязательно связано с социальным давлением. Понятие конформизма применимо только к определенному способу разрешения конфликта между индивидом и группой, мерой конформности является степень подчинения индивида групповым стандартам и требованиям. Это подчинение может быть только внешним: индивид не меняет своих взглядов, но не высказывает своих разногласий вслух, делая вид, что принимает позицию группы (лицемерие). В этом случае, как только давление прекращается или как только индивид выходит из-под контроля соответствующей группы, он снова действует в соответствии со своей личной установкой. Гораздо сложнее и глубже "внутренняя" конформность, когда человек под давлением группы меняет свое первоначальное мнение, усваивая мнение большинства. Чем определяется степень конформности и какую социальную функцию она выполняет? Прежде всего, степень конформности зависит от характера соответствующей ситуации, как объективной, так и субъективной. Люди не делятся на конформистов и независимых по природе, и реакция каждого человека на групповое давление будет различной в зависимости от конкретных условий. Так, имеют значение состав и структура группы, значимость (авторитетность) группы для индивида и его собственное положение в группе, значимость обсуждаемых вопросов, насколько они затрагивают непосредственные интересы испытуемого и насколько он к ним подготовлен, степень авторитетности участников взаимоотношения и т.д.

Расхождение с авторитетным коллективом, принадлежность к которому существенна для ролевой структуры личности, неизбежно затрагивает и ее ценностные ориентации, и ее самоуважение. Личность не есть простая функция частной социальной роли или ситуации, в каждом нашем поступке аккумулирован весь наш осознанный и неосознанный жизненный опыт. Человек, воспитанный преимущественно в духе беспрекословного подчинения дисциплине, обнаружит меньшую склонность к независимости, чем тот, в ком с детства воспитывали привычку к инициативе и самостоятельности. И дисциплина, и самостоятельность - это социальные ценности, и их соотношение в том или ином обществе зависит не столько отличных качеств индивидов, сколько от типов общественных отношений.

В сфере познавательных функций конформисты обнаруживают менее развитый интеллект, чем независимые; для них характерна негибкость мыслительных процессов и бедность идей. В сфере мотивации и эмоциональных функций конформисты обнаруживают меньшую силу характера, меньшую способность владеть собой в напряженных условиях; для них характерна большая эмоциональная скованность, подавленные импульсы, склонность к беспокойству.

В сфере самосознания конформисты склонны к явно выраженным чувствам личной неполноценности и неудачи. Им не хватает веры в себя. Их представление о самих себе более поверхностно и менее реалистично, чем у независимых.

В сфере межличностных отношений для конформистов типична повышенная озабоченность мнением о них других людей. В своих отношениях с людьми они обнаруживают большую пассивность, внушаемость, зависимость от других. В то же время их отношения к другим людям характеризуются недоверчивостью и настороженностью, а способность правильно судить другого человека ниже, чем у независимого субъекта.

Таким образом, высокая степень конформизма оказывается связанной с общим догматизмом, авторитарностью, стереотипностью мышления. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определенные образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека.

Заключение

Проблема социальной адаптации одна из самых фундаментальных междисциплинарных научных проблем, которая изучается как на педагогическом, психологическом, так и на социально-экономическом, медико-биологическом и других уровнях.

Адаптация - приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Сам процесс адаптации связан с перестройкой функций тех или иных органов, механизмов, с выработкой обновленных навыков, привычек, качеств, что приводит к адекватности личности и среды. Адаптационный процесс характеризуется двойственностью. В нем приобретаются новые возможности и одновременно перестраиваются уже имеющиеся. Сохранение эффективности деятельности происходит благодаря готовности к привыканию в других ситуациях.

Из всего выше сказанного отметим что, только человеку свойственно создавать определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде. Человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации. Только человек способен с помощью особой технологии целенаправленно контролировать и регулировать процесс социальной адаптации, варьировать при этом свое поведение при изменении условий и обстоятельств.

Список использованной литературы

1. Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред.В.А. Сластенина. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 264 с.

2. Басов Н.Ф. Социальная работа с различными группами населения. М., 2010.

3. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России: учеб. пособие / Г.И. Климантова. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2004. - 132 с.

4. Основы социальной работы: учебник / отв. ред.П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 268 с.

5. Социальная работа / под общей ред. проф.В.И. Курбатова. Серия "Учебники, учебные пособия". - Ростов н/Д: "Феникс", 1999. - 576 с.

6. Технологии социальной работы: учебник / под общ. ред. проф.Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 400 с.

7. Технология социальной работы/ Под ред. Зайнышева И. - М.: Владос, 2002. - 49-54c.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Концепция социальной защиты людей пожилого возраста. Основные проблемы и потребности лиц с ограниченными возможностями (инвалидов). Распространенные сложные ситуации, создающие проблемы в жизни пожилого человека. Формы и методы работы с пожилыми людьми.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Сущность социальной адаптации первокурсников. Типология социальной адаптации в социологической науке. Основные проблемы социальной адаптации. Особенности адаптации студентов при поступлении в ВУЗ. Студенческий совет как средство адаптации первокурсников.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2012

    Социальный статус человека в старости. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема. Нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми. Социальное и пенсионное обеспечение пожилых людей. Формы и методы технологий социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 09.05.2012

    Сущность понятий "социальная адаптация", "дезадаптация", "девиантное поведение". Возрастные особенности подростков. Диагностика уровня социальной адаптации подростков. Рекомендации по социально-педагогической коррекции поведения подростка в семье.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2010

    Понятие и стадии социальной адаптации, её уровни и виды. Характеристика половозрастной социальной адаптации. Типология механизмов социальной адаптации личности. Специфические моменты технологии социальной работы по регулированию адаптивных процессов.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Место адаптации в содержании социальной работы, ее виды и свойства. Проблемы социальной адаптации в теории и практике социальной работы. Роль молодежи в современном российском обществе и методы ее социальной адаптации с помощью специальных программ.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2009

    Пожилые люди как социальная общность. Формы и методы работы с пожилыми людьми. Виды социальных услуг и опыт оказания социальной поддержки пожилым людям на примере отделений дневного пребывания комплексных центров социального обслуживания населения.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2015

    Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты населения. Проблемы по совершенствованию работы с пожилыми людьми в ТЦСО "Новогиреево". Технологии социальной адаптации молодых пенсионеров. Организация школ психологической устойчивости пожилых людей.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2016

    Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект социальной работы. Законодательство в области социальной работы с детьми-инвалидами. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. Социальная адаптация как цель социальной политики.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2015

    Работа с детьми и семьями группы риска как социально-педагогическая проблема. Практика социальной работы комиссии по делам несовершеннолетних с детьми и семьями группы риска. Отклоняющееся поведение в разрезе микросоциума.

Социальная работа как профессиональная деятельность способ­ствует социальной адаптации людей, оказавшихся в трудной жиз­ненной ситуации, и создает условия, обеспечивающие их интегра­цию в общество. Результатом процесса социальной адаптации яв­ляется развитие у человека способности к самоконтролю, уста­новление и расширение социальных связей.

Об общественно-государственном внимании к данному направ­лению социальной работы свидетельствует комплекс правовых документов. В частности, Федеральный закон «Об основных гаран­тиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) трактует со­циальную адаптацию как процесс активного приспособления ре­бенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс пре­одоления последствий психологической и моральной травмы. Меро­приятия, способствующие социальной адаптации, направлены на решение проблем, связанных со сменой места жительства, с поте­рей работы или отсутствием семьи у недееспособных граждан.

На основании постановления Правительства Российской Фе­дерации «Об утверждении примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий» (1996) специалисты по социальной работе оказывают содействие в осуществлении мероприятий по социальной адапта­ции лиц, утративших социально полезные связи (в первую оче­редь граждан, освобождаемых из мест лишения свободы), к усло­виям жизни в обществе.

В практике военно-социальной работы разрабатывается комп­лекс социальных технологий, способствующий интеграции военно­служащих в гражданское общество. Международный фонд соци­альной адаптации, основанный 13 декабря 1998 г., содействует

формированию среднего класса населения как гарантии повыше­ния уровня благосостояния государства. Основными направления­ми содействия социальной адаптации военнослужащих являются: помощь в переобучении по специальностям, пользующимся спро­сом на рынке труда; помощь в трудоустройстве через центры со­циальной адаптации; помощь в социально-психологической и ме­дицинской реабилитации через соответствующие центры; под­держка инновационных и экспериментальных проектов и программ, таких как «Конверсия военных городков», «Неправительственные организации».



Для обеспечения поддержки военнослужащих разработана го­сударственная программа «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Феде­рации, других войск, воинских формирований и органов, и чле­нов их семей», утвержденная постановлением Правительства Рос­сийской Федерации в 2001 г.

Реализация программы предполагает подготовку военнослужа­щих к условиям гражданской жизни и включает следующие на­правления социальной адаптации: профессиональную ориентацию, переподготовку, трудоустройство и социально-психологическую поддержку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей. Военно-социальная работа предпола­гает консультирование и профессиональную ориентацию в спра­вочно-консультативных пунктах при воинских частях, военных образовательных учреждениях профессионального образования.

В центрах социальной адаптации военнослужащих осуществля­ется научно-методическое руководство развитием направлений социальной адаптации, проведением комплекса мероприятий по профессиональной ориентации, переподготовке и трудоустройству прошедших обучение граждан. Обеспечение их занятости достига­ется через специализированные подразделения, создаваемые на биржах труда, и трудовые агентства, которые ориентированы на работу только с этой категорией населения и знают профессио­нальные возможности, запросы, трудовой опыт военнослужащих.

Возникновение трудной жизненной ситуации отдельных кате­горий клиентов опосредуется изменениями внешних условий со­циальной среды, в частности миграция беженцев и вынужденных переселенцев влечет за собой смену места жительства, места рабо­ты, иногда и сферы профессиональной деятельности. У безработ­ных граждан, например, при организации их занятости процесс социальной адаптации предполагает установление отношений в новом трудовом коллективе и включение в производственную дея­тельность.

Поэтому для социальной работы важно исследование благопри­ятных внешних и содействующих внутренних условий, с помощью которых клиент повышает свой социальный статус и достигает

равновесия с социальной средой. В социально-психологических исследованиях социальной адаптацией принято считать, в о-п е р- вых, процесс активного включения в социальную среду и, во- вторых, состояние гармонии между человеком и социальной сре­дой. Это значит, что, реализуя свои потребности, человек не нару­шает требований социальной среды (социальных норм, нравствен­ных устоев, традиций и т.д.).

Совместная деятельность специалиста по социальной работе и клиента, создающая возможности для установления отношений с незнакомым человеком, моделирующая сложную ситуацию во вре­мя общения, из которой необходимо найти выход, предполагаю­щая подготовку к творческому делу и обсуждение результатов, содержит ряд проблемных ситуаций, разрешая которые человек приобретает опыт и развивает способности, обеспечивающие его социальную адаптацию.

Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать «процессом социально-психологической адаптации лич­ности, в ходе которого она использует приобретенные на преды­дущих этапах своего развития и социализации навыки и механиз­мы поведения или открывает новые способы поведения и реше­ния жизненных задач» 1 .

Социальная деятельность, организуемая специалистом по со­циальной работе и включающая специально разработанные прак­тические ситуации, позволяет клиенту проявить себя, свои навы­ки и развить новые способы поведения, способствующие социаль­ной адаптации.

При активном типе адаптационного процесса клиент пре­образует или устраняет проблемную ситуацию. Адаптивные ре­сурсы личности мобилизуются для осмысления вариантов реше­ния проблемы. В этом случае развиваются творческие способно­сти, приобретаются новые знания и навыки социальной компе­тентности.

Пассивный тип адаптационного процесса проявляется в сохране­нии проблемной ситуации в ее первоначальном виде и предпола­гает избегание и самоустранение клиента от решения проблемы, приспособление к действительности. А. А. Налчаджян отмечает, что для обозначения адаптации личности с сохранением проблем­ной ситуации правомерно использование термина «приспособ­ление»: личность меняется, а ситуация в основном остается без изменения. Механизмами и стратегиями приспособления в дан­ном случае являются все разновидности конформизма.

При пассивном типе адаптационного процесса клиент, как пра­вило, ориентируется на специалиста по социальной работе, у него

1 Налчаджян А.А.

формируется зависимость от других людей, исключающая жела­ние использовать собственные ресурсы, приобретать новые зна­ния, умения и навыки.

Во время посещения учреждения социального обслуживания населения (групп дневного пребывания, клуба, групп длительного пребывания) у клиента развивается социально-психологическая адап- тированность. Это состояние взаимоотношений личности и груп­пы, при котором «личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа» 1 .

Человек находится в поиске социальной среды, благоприятной для его самореализации, раскрытия творческих способностей и их свободного выражения. Благоприятную социальную среду создают внешние условия. Подготовка клиента к социальной адаптации до­стигается через обучение определенному поведению и освоение различных социальных ролей в деятельности, которая организу­ется специалистами учреждения социального обслуживания на­селения.

В социальной группе, по мнению американского психолога

Э. Бёрна, «человек обнаруживает одно из состояний Я - Родите­ля, Взрослого или Ребенка. Все три аспекта личности чрезвычайно важны для функционирования и выживания. Их изменения необ­ходимы только в том случае, если один из этих аспектов нарушает здоровое равновесие» 2 . Если клиент, попавший в трудную жизнен­ную ситуацию, ведет себя в соответствии только с двумя соци­альными ролями - «ребенка» и «родителя», исключая позицию взрослого, это приводит к дезадаптации личности.

Поэтому важным внешним условием, характерным для учреж­дения социального обслуживания населения, является создание в процессе совместной деятельности практических ситуаций, позво­ляющих клиенту проявить себя в социальной роли взрослого. Дан­ное состояние предполагает умение контролировать ситуацию, способность в ней разобраться и дать оценку, компетентность, независимость и умение быть объективным. Идентифицируя себя с социальной ролью взрослого, клиент дополняет свои способно­сти, приобретает новый социальный опыт поведения, умения и навыки, которые развивают в нем социально-психологическую адаптированность.

1 Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). - Ереван, 1988. - С. 17.

2 Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотно­шений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Общ. ред. М. С. Мацковского. - М., 1988. - С. 20.

Термин «адаптация» происходит от позднелатинского «adaptatio»- приспособление, прилаживания. Он был введен немецким физиологом Аубертом в 1865 году, для описания явления приспособления органов зрения и слуха к воздействию раздражителей.

Можно выделить четыре вида адаптации человека : биологическая, физиологическая, психологическая, социальная . Они тесно взаимосвязаны, но иногда на различных условиях реализации адаптационной потенции личности могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет.

Термин биологическая адаптация используется для обозначения степени приспособленности строения и функций организмов (особей, популяций, видов) к условиям среды.

Под физиологической адаптацией следует понимать совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды.

Психологическая адаптация определяется активностью личности, и в общем виде представляет собой процесс взаимодействия личности и среды. Его можно представить как единство аккомодации (усвоение правил среды, «уподобления ей») и ассимиляции (преобразование среды, «уподобление ее себе»).

Социальная адаптация – это процесс активного приспособления индивида или группы к определенным нормам, ценностям, условиям, изменениям социальной среды.

В социальной работе адаптация рассматривается как процесс приспособления личности (социальной группы), попавшей в трудную жизненную ситуацию к среде жизнедеятельности. Причиной этого в основном служит изменение социального статуса личности в результате потери работы, выхода на пенсию, инвалидности, вынужденной миграции, резким ухудшением социально-экономической обстановки и т.д.

(При подготовке к семинарскому занятию знать следующие виды социальной адаптации: управленческая, экономическая, педагогическая, психологическую, профессиональную. Источник – Технология социальной адаптации / под ред. И.Г. Зайнышева. Ст. 50-53)

Процесс социальной адаптации это всегда взаимодействие личности со средой. Поэтому на ход этого процесса оказывают влияние, как различные условия среды, так и особенности самой личности. Поэтому следует выделять две характерные стороны процесса социальной адаптации: объективную и субъективную.

Объективная сторона процесса социальной адаптации заключается в том, что человек на протяжении всей жизни приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. То есть происходит непрерывное усвоение и развитие механизмов адаптации, в формировании которых активное участие принимает окружающая среда.

Субъективный процесс социальной адаптации связан со всеми аспектами социально-психологического развития личности, с ее характерными свойствами и особенностями.

Процесс социальной адаптации может быть представлен двумя историческими типами. Первый представляет собой способ развития личности в социальной среде. В таком контексте человеческая жизнь рассматривается как поэтапная адаптация к новым жизненным условиям, к новой социальной среде. Второй тип социальной адаптации связан с состоянием переходности общества. Речь идет о макросоциальных изменениях в обществе, происходящих при переходе от одной стадии развития цивилизации к другой.

Исходя из того, что на процесс социальной адаптации личности влияют различные по масштабности факторы социальной среды, его необходимо рассматривать в трех структурных условиях:

1. Общество (макросреда). Этот уровень позволяет выделить процесс социальной адаптации личности в контексте социально-экономического, политического и духовного развития общества;

2. Социальная группа (микросреда). На этом уровне происходит интеграция индивида с его социальной группой;

3. Сам индивид (внутриличностная среда). Индивидуальная адаптация это стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции личности и встречного влияния общества.

Эффективному развитию механизмов социальной адаптации способствует взаимодействие многих составляющих – это и объективные социальные условия, и условия непосредственной среды обитания и сама личность. В основе понимания механизмов социальной адаптации лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой является потребность в преобразовании существующей социальной действительности.

Социальная адаптация связана со всеми видами преобразований индивида и происходит в социальной деятельности, общении и самосознании.

Социальная деятельность – ведущий механизм социальной адаптации, позволяющий индивиду активно и полноценно включаться в социальную среду.

Общение - механизм социальной адаптации, который направляет и расширяет круг усвоения социальных ценностей при контакте с другими индивидами.

Самосознание личности – механизм социальной адаптации, при котором осуществляется формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли.

(рассказать об активном характере адаптационного процесса, векторе активности)

Результат процесса социальной адаптации можно охарактеризовать с помощью понятия «адаптированность личности».

Под адаптированностью понимать такие взаимоотношения личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляют к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Выделяют следующие виды адаптированнности:

а) адаптированность в сфере «неличностной» социально – экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетентности и мастерства;

б) адаптированность в среде личностных отношений, где устанавливаются интимные, эмоцианально насыщенные связи с другими людьми.

Именно суммарное проявление этих видов адаптированности можно признаком эффективной социальной адаптации.

Выделение понятия адаптированности личности приводит нас к необходимости проведения анализа механизма взаимодействия личности и среды, приводящего к достижению этого состояния.

Социальная адаптация на личностном уровне включает в себя:

1) реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность;

2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного окружения, путем их рационального осознания;

3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды.

Для выявления возможностей управления процессом адаптации необходимо уточнить – как обеспечить именно ту форму протекания данного процесса, которая приведет к эффективному осуществлению деятельности индивида без значительных психологических затрат с его стороны.

Для этого необходимо детально рассмотреть психологический механизм взаимодействия среды и личности.

При столкновении с изменившимися условиями среды появляется ряд факторов, вносящих дезорганизацию в психическую деятельность, регулирующую поведение человека. Возникает необходимость в ответной реакции на раздражители, вызванные изменившимися условиями. Относительная дезорганизация психических функций является сигналом для активизации адаптационного механизма, конечным результатом действия которого является организация нового уровня психической деятельности в соответствии с изменившимися условиями среды. Схематично этот процесс можно представить так: факторы среды – первичная дезадаптации – активизация адаптивных механизмов – адаптивное поведение.

В таком виде процесс адаптации можно трактовать как систему действий, направленных на ликвидацию временной дезадаптированности и приводящих к созданию состояния адаптированности личности.

Состоянием противоположным адаптированности является состояние дезадаптации. Можно выделить несколько видов дезадаптации личности:

1) временная дезадаптированность, которая устраняется с помощью адекватных, адаптивных, предметных, социальных и внутрипсихических действий;

2) устойчивую дезадаптированность (ситуативную и общую), которая имеет место тогда, когда личность не находит путей и средств адаптации в изменяющихся социальных условиях.

В свете приведенной выше классификации можно выделить два вида адаптационного процесса: адаптация с достижением личностью состояния адаптированности и дезадаптация.

Дезадаптивным называется такой ход внутрипсихических процессов и поведения, который приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к ее усугублению, к усилению трудностей и тех неприятных переживаний, которые она вызывает.

Существует модель социальной адаптации личности с выделением критериев адаптации личности внутреннего и внешнего плана (рис.1).

Рис. 1 Модель социальной адаптации А.А. Реана

Внутренний критерий ученый связывает с психоэмоциональной стабильностью, личной комфортностью, состоянием удовлетворенности, отсутствием дистресса и т. д. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды.

Im- (Im- Imaginary (англ.) – мнимый) адаптация по внутреннему критерию характеризуется дезадаптацией по внешнему критерию, проявляющейся как конфликтное, ассоциальное, контрнормативное и деликвентное поведение. Одновременно при этом может иметь место «внутренняя гармония» – адаптированность по внутреннему критерию. Im – адаптация по внутреннему или по внешнему критерию, это не полная, односторонняя, но вполне вероятная форма адаптации личности.

Системную социальную адаптацию Re (Re – Real (англ.) - действительный) А.А. Реан определяет как появление нового системного образования – способности личности к самоактуализации в гармонии с реальным социумом.

Благоприятное течение процесса социально-психологической адаптации обеспечивается функционированием внутренних и внешних механизмов адаптации, которые приводят личность к состоянию комплексной адаптированности, выражающейся как в адекватном новым условиям среды поведении, так и достижением личности внутренней гармонии.

Понятие о методиках социальной адаптации

Замечание 1

Социальная работа с проблемными категориями населения заключена, прежде всего, в создании условий для их необходимой адаптации в социуме. Люди и социальные группы, ведущие социально активную жизнь, полностью приспособлены к жизни в данном обществе, т.е. адаптированы. У них есть и возможности, и место для созидательной деятельности.

Для людей, ведущих асоциальный образ жизни, обладающих разной степенью маргинализации, свойственна дезадаптация, они не приспособлены к созидательной деятельности.

Методы и формы социальной адаптации соответствуют общей технологической схеме социальной работы и подразделяются в зависимости от причин дезадаптации.

Социальная диагностика занимается выявлением причин дезадаптации, что является первым этапом общей технологической схемы социальной работы.

Социальная адаптация – технология, объединяющая все формы и виды социальной работы, это своеобразный процесс приспособления к системе норм, ценностей, правил данного общества.

Формы социальной адаптации

Социальная адаптация обладает множеством разнообразных средств и возможностей, зависящих от того, где именно, в какой области деятельности индивиды проявляют признаки дезадаптации. Исходя из этого выделяют следующие формы адаптации:

  • социально-психологическая – процесс коррекции отношений к окружающим людям и событиям, поведения;
  • профессиональная - процесс профессиональной ориентации, стажировки и трудоустройства;
  • экономическая – процесс формирования способности собственным трудом обеспечивать себя, приобретение экономической самостоятельности;
  • социально-бытовая – процесс приспособления к деятельности в повседневной социальной среде и бытовых условиях;
  • культурная – процесс освоения правил, норм, ценностей социальной среды.

Методы социальной адаптации

Методы исследования эффективности социальной адаптации предоставляют количественные показатели критериев, их изменений, которые происходят в процессе адаптации, а также статистический анализ полученных результатов.

Замечание 2

В картине динамики адаптационного процесса наибольшее значение представляют собой психологические силы развития личности, а именно, особенности самоприятия и самооценивания, локус контроля, эмоциональный контроль, стремление к доминированию и т.д. Поэтому особенно актуальна надежная диагностика этих состтавляющих.

К социологическим методам адаптации индивида к социальной среде относятся:

  1. Методы сбора и анализа информации. Используются в макросоциальной работе, в социальном прогнозировании и проектировании.
  2. Методы социальной статистики. Применяются для анализа и оценки эффективности социальных программ и социальной работы. Существенно модифицированы в микросоциальной работе.
  3. Социально-экономические методы. Оказывают содействие повышению материального благосостояния, используются для профилактики социального иждивенчества, криминализации населения, в социальной терапии инвалидов и некоторых других социальных групп. К данным методам относятся: организация социального партнерства, самозанятости, кооперативной и артельной деятельности и т.д.
  4. Социально-психологические. Способствуют процессу нормализации поведения при микросоциальной работе, применяются в качестве мер социальной терапии при групповой и индивидуальной работе.
  5. Социально-педагогические. Комплекс различных воспитательных мероприятий: групповые собрания, беседы, дискуссии, диспуты по жизненно важным вопросам, поощрения за проявление позитивной социальной активности. Чаще всего используются при работе с детьми, молодежью, семьями.
  6. Социально-культурные. Социальная адаптация и социализация через приобщение индивидов к историческому наследию и определенным культурным традициям. В основном применяются при социально-профилактической работе с подростками и молодежью. К социально-культурным методам относятся: просветительская работа, клубная работа, культурно-массовые мероприятия.
  7. Медико-социальные методы. Применяются при макросоциальной профилактической работе с целью поддержания здоровья определенных категорий населения: инвалидов, пенсионеров и др. реализуются при помощи оздоровительных мероприятий: отдых на свежем воздухе, оздоровительная и лечебная физкультура, уход за лицами с нарушенным здоровьем, диспансеризация, пропаганда здорового образа жизни.
  8. Организационные, или методы управления социальными системами (организациями и объединениями людей). Применяются в макросоциальной работе при непрямых мероприятиях.
  9. Методы проектирования и прогнозирования. Используются в виде моделирования и экстраполяции событий в макросоциальной работе для обозначения целей и задач разработки социальных программ, выявления направлений социального развития.
  10. Методы посредничества и разрешения конфликтов. Помогают установить взаимосвязи между специалистами, объектом работы, различными организациями.

Методика диагностики социальной адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

Замечание 3

В 1954 году К. Роджерсом и Р. Даймондом была разработана методика диагностики социально-психологической адаптации.

Методика показала значительные дифференцирующие возможности в диагностике состояний адаптации и дезадаптации, в определении особенностей личностного восприятия, перестройки этих представлений в различные возрастные критические периоды, в критических ситуациях, когда происходит переоценка своих возможностей и себя.

Методика включает опросник, содержащий высказывания об индивиде, его образе жизни: мыслях, переживаниях, стиле поведения, привычках и др. Испытуемому предлагается «примерить на себя» высказывания опросника и в соответствии с этим, оценить. Выбранные варианты ответов заносятся в специальный бланк, после чего соответствующим образом интерпретируются. Интерпретация результатов проводится по специальным таблицам, в которых отображены установленные границы выявления адаптации или дезадаптации.