Шизофрения болезнь гениев. Известные люди, страдающие шизофренией. Кто же вы - сумасшедший или гений

(Гениальность глазами психиатра)
Среди талантливых и гениальных людей очень много тех, кто страдал различными психическими расстройствами и заболе¬ваниями. Это Мюссе, Сальери, Свифт, Батюшков, Шуман, Мендельсон, Ван-Гог, Паскаль, Гейне, Мольер и т.д. Некоторые исследователи даже пришли к выводу, что талант почти обязательно сопутствует какой-либо психической патологии.

Шопенгауэр в периоды обострения болезни не пил из чужого стакана, боясь заразиться смертельной болезнью, боялся брать в руки бритву, считал себя жертвой глобального заговора. Стоило Руссо прочесть какую-либо медицинскую книгу и ему тотчас же представлялось, что у него есть все болезни, описанные в ней. И он очень удивлялся тому, что он остается жив, страдая такими серьезными недугами. Ампер сжег свой трактат о "Будущем химии" на том основании, что он написан по внушению сатаны.

Непросто было у великих и с их родственниками. Так, отец Фридриха Великого, дядя и дед Шопенгауэра были психически больными, как и сестры Ришелье и Гегеля, матери Карла 5 и Байрона, сын, отец и двоюродный брат Кардана. Двоюродный брат Россини был идиотом".

"Рожденный ползать, летать не может".
Специальные комплексные многолетние исследования в различных развитых странах Европы и Америки показали, что одаренность встречается в соотношении 1:4000, то есть на 100 000 человек только 25 одаренных, а гении - 1:10 000 000, то есть за последние 2000 лет истории человеческого общества было всего около 500 гениев. Причем, данная пропорция сохраняется для каждого из 20 столетий. И в то же время процент психически больных растет и только за последние 30 лет в 5-7 раз.

Некоторые люди, далекие от психиатрии, считают, что например, шизофрения - это особый вид таланта. Другой вопрос, что в психиатрии в понятие шизофрении вкладыва-ются явления, которые по своей сути имеют только некоторое внешнее сходство при значительных количественных и качественных различиях. Это и вялотекущая шизофрения, когда работоспособность человека может сохраняться всю его жизнь, а иногда имеет и принципиально более высокие показатели продуктивности (в 2-20 раз), чем у его так называе-мых здоровых коллег. А может быть и ран¬няя юношеская шизофрения, когда уже в 19-20 лет от интеллекта человека остаются лишь шаткие развалины.

Так почему же талант и шизофрения (как наиболее драматичная и своеобразная форма психической патологии) соседствуют друг с другом? Причин здесь много. Если быть строго бесстрастным, то предрасположенность к шизофрении имеется у каждого второго человека. Только у одних она выше, а у других ниже. Все зависит от величины и устойчивости внутреннего защитного барьера (интеллектуального, психического, физиологического, иммунологического и т.д.). И от того, в каких условиях живет человек, от того, насколько часто и насколько сильные стрессы встречаются в его жизни. Как только суммарная величина отрицательной энергии стрессов превысит защитный уровень конкретного человека, так и возникает психический срыв. Чем выше интеллект человека, чем тоньше его душевная организация, чем выше интеллигентность, тем больше шанс получить "болячку для головы".

Талант в своей сути предполагает творческое начало. Жажда самоутверждения у таланта не только не ниже, чем у обычного человека, но и еще во много раз выше. И на пути к общественному признанию таланту почти всегда приходится проходить весьма сложный и тернистый путь. Не зря Пушкин говорил, что "гений - это 99% труда и 1% та-ланта". Зависть и ревность к чужим успехам у простых смертных заставляет их строить бесчисленные изощренные козни против талантливых людей.
Если нельзя подвергнуть сомнению сам результат труда таланта, то желательно (для завистника) хотя бы как-то унизить и скомпрометировать саму личность, его чисто человеческую, повседневную сущность. Неординарность таланта часто проявляется уже в детстве, заставляя ровесников с некоторой долей неприязни относиться к нему, не зависи-мо от того, лучше его интеллектуальные успехи или хуже.

Рутина повседневной жизни чужда и нередко неприемлема для творческой личности. А истинное творчество невозможно без способности к ощущению чувств особой яркости, без оригинальной фантазии и своеобразного воображения, без способности к глубокому и искреннему сопереживанию другому человеку и в его счастье и в горе, без таланта настраивать свою душу в резонанс другой душе. А это возможно только при очень чувствительной, удивительно хрупкой души, подобной "клубку обнаженных нервов".
Повышенная впечатлительность, чрезмерная ранимость таланта наряду с неспособностью и нежеланием окружающих понимать часто создают довольно-таки высокую нагрузку на нервную систему у таланта, заставляя ее работать в особом, и без того напряженном режиме. Посто-янные перегрузки часто приводят к психическим срывам и болезням нервной системы, особенно учитывая то, что для вызывания вдохновения многие и так часто используют кофе (Бальзак, Руссо), алкоголь (Мюссе, Свифт, Гофман) и наркотики (Бодлер).

Истинные таланты уже рождаются ими. Возможность создавать что-то новое, максимально самовыражаться, изливать все самое лучшее и замечательное из своего ума и души дают человеку ощущение безграничной радости, близкого к фантастическому счастью. Душа человека буквально поет в момент вдохновения и поэтому непрерывно живет в ожидании этого приятного и радостного момента. Предвкушение вдох-новения создает состояние, близкое к одержимости. Только это не одержимость "дьяволом или "инопланетянами" и т.п. Это радостная одержимость служения человечеству. Творческий экстаз имеет в себе не только обычную интеллектуальную и психологическую подоплеку, но и духовную, что придает ему совершенно необычные качественные характеристики, существенно отличающие мимолетное удовольствие обычного человека от глубокого и мощного удовлетворения, целиком захватывающего всю личность и организм таланта. Соотношение вдохновения таланта и обычного человека можно сравнить с различием от всплеска в озере, вызванного брошенным в нее камнем, и гигантской волны цунами, проходящей сотни миль океана и сметающей все на нём.

Депрессия таланта - это прерывание внешнего контакта с окружающим миром для последующей внутренней стабилизации всех энергетических процессов в уме, душе, организме в целом для накопления сил, своего рода созревания для очередного творческого всплеска, воплощенного в прекрасном произведении науки или искусства. И потом, мы только думаем, что являемся источником наших идей. На самом деле мы - только проводники идей от Высших сил. Различие гения и обычного человека в первую очередь в способности (ума, души, всего организма) сознательно воспринимать особые творческие волны Космоса и воплощать их в то или иное творение.

Беттинелли называл поэтическое творчество сном с открытыми глазами, без потери сознания. Гофман говорил: "Я работаю сидя за фортепиано, с закрытыми глазами и воспроизвожу то, то кто-то подсказывает мне со стороны". Ламартин признавался: "Не я сам думаю, но мои мысли думают за меня".

Талантливый человек - это стрелок, попадающий в цель, которая нам кажется трудно достижимой, а гений попадает в цель, которая даже и не видна для нас. Фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения - совершенно новое и для него самого и для остальных. Талантливый человек действует строго об-думанно. Он чаще всего знает, как и почему он пришел к той или иной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна. И в этом имеется у таланта формальное сходство и общность с психическими заболеваниями. Но на этом основании любые виды активности человека могут быть признаны сходными, так как 95 процентов наших мыслей, чувств и поступков идет из нашего подсознания.

Если не впадать в крайности при сравнении себя с гениями, то ситуация будет выглядеть более неоднозначно. Дело в том, что естественной человеческой психологии очень трудно смириться с самим фактом, что кто-то, пусть даже где-то очень далеко (и не дай Бог, близко! ибо "нет пророка в своем отечестве") лучше. При этом подсознательный инстинкт "чувства собственной значимости" часто выделывает с довольно-таки неглупыми людьми весьма удивительные и предельно своеобразные психологические и интеллектуальные виражи и пируэты, неожиданности и странности, непонятные и неприемлемые даже для их собственного сознания.

В период проявления навязчивых мыслей Руссо считал, что его противники подкупили даже продавцов зелени, чтобы они продавали ему свой товар дешевле и лучшего качества, чтобы таким образом якобы показать его низость и свою доброту. Так еще Демокрит говорил, что не считает поэтом человека в здравом уме. Шеллинг писал, что гений - это что-то вроде нервной ненормальности, нередко переходящей в сумасшествие.

Люди привыкли оценивать гениев со своих обычных житейских позиций. А это представляется лишь отчасти правильным. Ведь никому не придет в голову оценивать десятиклассника критериями первоклассника или принципами первокурсника - выпускника вуза, не говоря уже о взглядах первоклассника применительно к дипломированному специалисту... В действительности же разница между обычным человеком и гением гораздо больше. Нельзя судить талант с повседневной точки зрения.

Из миллиардов живших и живущих на Земле людей мы вспомним лишь несколько сот составляющих цвет мировой науки и культуры. Так, неужели своим непрерывным трудом на благо всего человечества они не заслужили хотя бы некоторого снисходительного отношения к своим слабостям и странностям. Мелочи жизни... Гигантский экскаватор, вы-нимающий десятки кубометров земли в час, не должен беспокоиться о сантиметровой точности вырываемой им канавы. Это удел и задача тех, кто копает лопатой.

В Англии в ряде вузов введен специальная оценочная система на выпускных экзаменах. При этом минимальная сумма оценок может быть 100 баллов, а максимальная - 20000. Основная масса (60-70%) получают сумму баллов от 500 до 1500, в то время как даже относительно одаренные от 5000 до 15000. Иначе говоря, различие между основной массой и относительной одаренностью составляет 5, 10 и даже 30-ти кратную величину (500 и 15000). То, что трудно и недоступно одним, то легко и понятно другим и наоборот. И так всегда было, есть и будет. Это как будто слепой от рождения, будучи уже взрослым, вдруг прозревает, погружаясь в безумный восторг от возможности созерцать столь прекрасный и великолепный мир.

А жизнь творческого человека во многом отличается от таковой у обычного человека. Периоды вдохновения сменяются паузами, творческим затишьем, а иногда и упадком физических, умственных и психических сил.

Для обычного человека Космос - это в первую очередь пространство вне его и для него важно собственное звучание в этой бесконечности. А талант - это в первую очередь Космос в нём самом и главное - это звучание Космоса в его разуме и душе, а уже потом звучание его личности в окружающем мире.

Отсутствие вдохновения в течение длительного времени приводит творческую натуру в уныние, подавленное настроение, доходящее от легкой хандры до глубокой и тяжелой депрессии, когда все радости обычной жизни становятся безразличными, а все остальные проблемы и неприятности или вообще теряют какую-либо актуальность или перерастают в мелкие трагедии и драмы.

Бывает, что в результате заболевания открываются скрытые способности, в том числе поэтические, художественные и т.д. Так, Гратри, плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Но ни один не стал гениальным после возникновения психического заболевания. При этом многие одаренные люди после начала психотических явлений практически теряли не только интерес к прежним увлечениям, но нередко и уже имеющиеся навыки музыкального или художественного характера.

Бывало, что обычные смертные начинали считать себя гениями и создавали "гениальные" творения, которые в 99% случаев оказывались лишь пустыми и бессмысленными, нелепыми и вычурными произведениями. В то время как гении сохраняли свой талант и будучи больными.
В заключение хочется вспомнить слова Крылова:
"Когда таланты судишь ты, -
Считать их слабости не трать трудов напрасно.
Но чувствуя, что в них и сильно, и прекрасно.
Умей различны их постигнуть высоты".

Кто такой нормальный человек? Ответ прост, показатели уровня его развития соответствуют показателям возраста. Психодиагностика предлагает массу всяких методик для определения интеллекта, используя которые, каждому человеку хочется узнать, что его собственный уровень превышает норму. А что значит «выше нормы»? Это выражение уже говорит о «ненормальности» человека.

Более глубокое отклонение от нормы наблюдается у гениев. Сама мысль о ненормальности гениев приходила в головы ещё мыслителям древней Греции. Платон называл гениальность «бредом, даруемым богами».

Все великие открытия мира берут свое начало в безумных идеях и теориях. На современном этапе кажется нелепым противодействия Джордано Бруно или мысли Леонардо да Винчи. Мы восторженно говорим о том, насколько дальновидны были многие гении, и удивляемся той ситуации, что этого не понимало их окружение. Если безумными считались великие теории, то, естественно, что такая же характеристика была и у их авторов.

Гениальность и

Термин «шизофрения» впервые ввел в употребление австрийский психиатр Е.Бейлер в 1908г. Под шизофренией подразумевалось расщепление воли, эмоций и целостного мышления.

Причины до конца не изучены и до сих пор нуждаются в глубоком изучении. Одними из пусковых причин определяется стрессы, заболевания и наследственность. Эти же причины называются и в качестве основных механизмов появления гениальности. Известный профессор Ломброзо указывал, что причины происхождения шизофрении и гениальности одинаковы.

Платон, определив гениальность бредом, указывал на его разностороннее проявление. Расщепление мышления и эмоций проявляется в самых разнообразных формах и ни в коем случае, не связано со слабоумием, как ошибочно считают многие. Бред характеризовал многих поэтов, художников, музыкантов, ученых. Современники гениев часто наблюдали, как те, отстраняясь от окружающих, бормотали себе под нос бессвязные реплики и фразы, которые, впоследствии, становились гениальными стихами, сонетами, этюдами и научными трудами.

Известны факты, что отец ракетной техники Циолковский видел на небе надпись «рай», о чем неоднократно говорил своим помощникам. Работы Сальвадора Дали являются результатом бредовых видений. Сопровождающая гениальность мания преследования с бредовыми видениями продемонстрирована в фильме «Игры разума», основанного на реальных фактах из жизни Нобелевского лауреата в области экономики Джона Форбса Нэша.

Гении часто проявляют себя в какой-то одной или нескольких сферах. Например, Леонардо да Винчи не мог освоить латынь, а большинство великих математиков путали название цветов и стороны света. Такие особенности гениев часто воспринимались как чудачества, среди которых знаменитый перевязанный шнурком ботинок академика Сахарова, отказ от стрижки и бритья отца западного самолетостроения Говарда Хьюза.

Не обошла стороной гениальность и особенности сексуального влечения. История констатирует факты о том, что Микеланджело, оставаясь холостым, утверждал, что жену ему заменяет искусство. Леонардо да Винчи был гомосексуалистом, а Ньютон был девственником. Холостяками были также известные личности: Спиноза, Шопенгауэр, Лейбниц, Гоголь, Тургенев и др. А известный мыслитель Руссо, напротив, отличался развратностью.

Шизофрения и гениальность находятся рядом, уживаясь друг с другом, и по мнению многих ученых, возможно, являются следствием друг друга, в любой последовательности.

Великие гении, страдающие шизофренией

Абсолютное большинство гениальных людей имело характерные черты шизофрении. Естественно, что четких психиатрических диагнозов при жизни они не имели. Исторические факты их жизни, наблюдения современников и собственные дневники позволили психиатрам по прошествии множества лет установить данный диагноз.

БАТЮШКОВ К.Н. (1787 — 1855) — русский поэт, известный такими произведениями, как «Веселый час», «Вакханка», «Мои пенаты»и др. Пережил глубокий духовный кризис и в корне поменял направления поэзии, провозглашая глубокий трагизм: «Умирающий Тасс», «Изречение Мельхиседека».

БУЛГАКОВ М.А. (1891 — 1940) – русский писатель-прозаик, являющийся для современников закрытой и «темной» личностью. Является морфинистом, в результате чего были получены оригинальные образы его произведений.

ВАН ГОГ Винсент (1853 — 1890) – голландский живописец-постимпрессионист. Его творческий путь делится на 2 части: первая – сумрачная гамма произведений; вторая часть характеризуется манерой болезненного напряжения, которая строится на цветовых контрастах: «Ночное кафе», «Пейзаж в Овере после дождя» и др. Художник последние годы провел в больницу для душевнобольных.

ВРУБЕЛЬ М.А. (1856 — 1910) – русский живописец. В творчестве Врубеля преобладают философские темы добра и зла, сопровождаемые напряженностью: «Демон», «Сирень». Художник страдал тяжелыми формами душевной болезни.

ГАРШИН В.М. (1855 — 1888) – русский писатель, обладающий обостренным чувством восприятия социальной несправедливости. Произведения: «Трус», «Красный цветок» и др. Покончил жизнь самоубийством.

ГАУДИ Антонио (1852 — 1926) – испанский архитектор (Барселона). Был одержим идеей фантастичности вылепленных форм, чего до фанатизма добивался в работах.

ГОГОЛЬ Н.В. (1809 — 1852) – русский писатель. Зрительные и слуховые являются основой для сюжетов его произведений. Страдал апатией, депрессией, ипохондрией (страх смерти).

ДОСТОЕВСКИЙ Ф.М. (1821 — 1881) – русский писатель. Его произведения – «Преступление и наказание», «Двойник», «Записки мертвого дома» и др. — пронизаны поискам смысла, великим психологизмом и трагизмом, которые в крайних пограничных формам были присущи самому автору.

КАФКА Франц (1883 — 1924) – австрийский писатель. Его романы-притчи сочетают в себе кошмарную фантастику и описание бессилия и трагедии обычного человека.

МАНДЕЛЬШТАМ О.Э. (1891 — 1938) – русский поэт. Его поэзия насыщена особым восприятием мира, называемом конкретно-вещественным. Ему удавалось проникать вглубь обыденности и будней, наделяя привычные ситуации особым смыслом.

МОПАССАН Ги де (1850 — 1893) – французский писатель. Автор новелл, где Мастер короткого рассказа. В многочисленных рассказах пристрастие к сценам чувственных пристрастий. Писатель умер в лечебнице для душевнобольных.

НИЦШЕ (1844 — 1900) – немецкий философ. В работах философа ощущается идеалистическое отношение к самому себе, по сравнению с общим миром.

РУССО Жан Жак (1712-1778) – французский писатель и мыслитель, страдающей манией преследования. Мыслитель создал образа нового героя – романтичного дикаря, подчиненного только своим чувствам и желаниям.

ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Анри де (1864 — 1901) — французский живописец. Мастер «острого» восприятия богемы Франции того времени.

ХЛЕБНИКОВ Велимир (1885 — 1922) , русский поэт и писатель. Создатель футуристического направления в литературе. Отличался своими утопическими взглядами.

ЭЙНШТЕЙН Альберт – (1879 -1855) – немецкий физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии. Страдал , в приступах которого доводил до крайности своих близких.

  • Я не я, личность не моя
  • А камбала была!
  • За гранью
  • Приступ гениальности

Между гениальностью и безумием грань очень тонкая. Не претендуя на научность, попробуем порассуждать, где начинается одно и заканчивается другое.

Я не я, личность не моя

В конце 70-х годов в штате Огайо состоялся процесс по делу Билли Миллигана, обвинявшегося в нескольких ограблениях и трех изнасилованиях. Несмотря на тяжесть содеянного, Миллиган был полностью оправдан, его адвокатам удалось убедить присяжных в том, что подзащитный ни при чем, преступления совершили его альтернативные личности, коих в Билли существовало 24. Разного пола, возраста, национальности и профессий. Любопытно, что далеко не все из них были склонны к преступлениям и насилию. Врачи выяснили, что причиной такого многообразия характеров было тяжелое детство, которое вынуждало Билли постоянно находиться в состоянии защиты. Создавая в себе новые личности, Миллиган таким образом пытался обезопасить себя от той жестокой реальности, в которой ему приходилось жить. Личности менялись в зависимости от обстоятельств, в какой-то момент мужчина терял над ними контроль, и они совершали свои злодеяния. А когда Билли «возвращался», исправлять что-то было уже поздно.

Случай Миллигана уникален. Раздвоение личности, или диссоциативное расстройство идентичности, заболевание крайне редкое. При таком диагнозе создается впечатление, что в одном человеке уживаются две и более персоны. При этом все личности могут полноценно функционировать и ни одна из них никогда не будет помнить о том, что сделала другая. И это не имеет никакого отношения ни к феномену двойничества в психоанализе, когда в качестве двойника вступает нарциссическая проекция субъекта мужского пола, ни к литературному доппельгенгеру, появляющемуся как темная сторона личности или антитеза ангелу-хранителю.

В жизни разум человека с раздвоением личности не делит пополам хорошее и плохое, не создает доктора Джекила и мистера Хайда. Появляющиеся личности полноценные, а не воплощающие только темные бессознательные желания, подавленные в себе под влиянием морали.

Но такой плохой двойник вполне может появиться у человека, страдающего куда более частой, чем раздвоение личности, шизофренией (от др.-греч. «раскалываю ум, рассудок»). Хотя шизофрения и диссоциативные расстройства имеют совершенно разную природу, иногда отдельные симптомы этих двух заболеваний похожи.

Как бы там ни было, клиническая картина шизофрении гораздо богаче и интереснее. Вспомним хотя бы, что многие великие люди страдали шизофренией. Является ли это правилом? Не факт. Но абсолютно точно болезнь помогает создавать нечто новое, а будет ли при этом авторство нового принадлежать воображаемой личности или реальной, не столь уж и важно.

А камбала была!

Первые упоминания о шизофрении встречаются еще в Древнем Египте, где заболеванию приписывали мистический характер. Такой подход был актуален в течение долгих тысячелетий, а вот профессионально и основательно подойти к изучению болезни врачи решили только в XVII веке. Первая психиатрическая лечебница появилась в Лондоне в 1377 году (Вифлеемский госпиталь для душевнобольных, или Бетлемская королевская больница. Слово «бедлам» вам ни о чем не говорит?) В XVIII веке у английской знати поездка в это заведение считалась лучшим развлечением. Многих забавляло поведение больных: кто-то гонялся за невидимыми чертями, кто-то воодушевленно рассказывал об устройстве других миров. Это было свежо, весело и оригинально.

Любопытно, что иногда сумасшествие оказывался даром предвидения. До наших дней дошла карта больного XVI века, признанного слабоумным и отправленного на принудительное лечение. Он утверждал, что в будущем появятся небольшие ящики, в которых будут ходить и разговаривать люди. Разумеется, для XVI века подобные слова - опасный бред, но вполне возможно, что бедняга видел в своих галлюцинациях прообраз телевизора.

В XIX веке интерес к душевным заболеваниям растет как на дрожжах. Описываются все более необычные случаи. Например, такой: мужчина средних лет обратился за помощью к врачу с жалобой на дискомфорт в плече. Когда врач выписал мазь, мужчина удивился: «Как мазь может помочь от камбалы?» Пациент был уверен, что у него на плече… живет рыба. Кроме этой уверенности, его от нормальных людей больше ничего не отличало. Это был адекватный, спокойный, общительный человек, с которым было интересно и приятно общаться. Тут как-то сама собой вспоминается печальная история Хемингуэя, которому приписывали навязчивую идею слежки. Но, как потом выяснилось, за писателем действительно пристально «наблюдали» агенты ФБР.

За гранью

Сам термин «шизофрения» появился только в 1907 году благодаря швейцарскому психиатру Эйгене Блейлеру, который выделил и симптоматику заболевания. Почему же шизофрению называют болезнью гениев? С медицинской точки зрения мозг шизофреника не боится ничего нового, ему неведомы границы, он не стеснен рамками сознания и потому способен выдавать абсолютно новые, нестандартные идеи. Это состояние измененного, расширенного сознания (неудивительно, что многие творческие люди в погоне за вдохновением вводят себя в такое состояние посредством определенных средств). Даже страдающий навязчивой идеей человек может сгенерировать нечто гениальное. Примеров тому масса. По одной из версий, один из самых загадочных романов современности, «Мастер и Маргарита», был написан Булгаковым во время тяжелейших приступов галлюцинаций. Писатель утверждал, что его преследуют духи, которые хотят нанести ему вред, и просил у своих друзей помощи и защиты от темных сил. Ницше, страдающий тяжелой формой шизофрении, подарил нам идею о сверхчеловеке. У немецкого философа не только была мания величия, нередко он вел себя как дикое животное, на четвереньках прыгал по комнате и издавал невнятные звуки. Причиной заболевания послужили несколько апоплексических ударов, и последующие 20 лет философ страдал психическими расстройствами. Но именно тогда на свет появился роман «Так говорил Заратустра». Ницше прославился своим допущением, что «бог мертв», а также идеей о новой «морали господ», которая должна была свергнуть «мораль рабов».

История американского математика Джона Нэша известна многим благодаря биографическому фильму «Игры разума», основанному на реальных событиях. Нобелевский лауреат страдал параноидальной шизофренией, которая сопровождалась манией преследования и галлюцинациями. Нэш проходил лечение в 60-е годы XX века, когда появилась так называемая гормональная терапия. Благодаря постоянному приему лекарств Нэш смог восстановиться настолько, что вернулся преподавать в Принстон. Правда, страх, что таблетки навредят его умственным способностям, вынудил ученого прекратить их прием, и болезнь вернулась.

На долгое время Нэш стал «призраком» университета: записывал малопонятные формулы, слышал голоса и общался с невидимыми людьми. В 80-е годы он вновь стал принимать лекарства и возобновил занятия математикой. В 1994 году получил Нобелевскую премию по экономике.

В этот список можно также включить Ван Гога, неповторимый стиль которого возник из-за шизофрении. До того как художника постигло несчастье (или счастье?), он рисовал реалистичные портреты. И если бы не болезнь, вряд ли бы мы любовались «Ночным кафе», «Пейзажем в Овере после дождя», «Дорогой с кипарисами и звездами» и другими шедеврами.

Приступ гениальности

И все же шизофрения не всегда сопровождает гениев. Большое количество великих ученых, музыкантов, писателей творили без участия болезни. Но тут надо оговориться, что есть такие виды шизофрении, которые помогают увидеть мир по-другому и остаться клинически здоровым человеком. К примеру, оноэродная, приступ которой может случиться один раз в жизни или быть регулярными, но при этом не оставлять после себя никаких последствий для здоровья. Эти кратковременные галлюцинации полностью переворачивают привычную картину мира, и многие внезапные открытия в истории или неожиданно обнаруживающиеся таланты вызваны именно этим состоянием. Ошибочно будет полагать, что если здоровый человек заболеет шизофренией, то он непременно станет гением. Во всем мире психиатрические клиники переполнены, но мало кто из пациентов выдает на-гора нечто гениальное.

Но в паре гений-шизофреник все же есть один парадокс. Есть мнение, что гениальный мозг способен самостоятельно совершить «экскурс» в шизофрению и вернуться оттуда невредимым, то есть человек может входить в состояние контролируемого безумия. Метафизическая шизофрения была свойственна, например, Альберту Эйнштейну и Льюису Кэрроллу.

Шизофрения вызывала и до сих пор вызывает много вопросов, на которые ответ пока еще найден. Откуда берется болезнь? Почему человек заболевает? Есть ли иммунитет? В свое время было выдвинуто множество теорий, которые себя не оправдали, например, вирусная и генетическая теория происхождения заболевания. Наиболее жизнеспособным кажется предположение, что шизофрения - не болезнь, а механизм защитной реакции организма, предусмотренный самой природой. (Остается только выяснить, от чего она нас таким странным образом спасает.) Так или иначе, ученые когда-нибудь найдут ответы на эти вопросы, и тогда мы точно узнаем, как стать гением.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Внешне отличить здорового человека от шизофреника практически невозможно. Поэтому в психиатрии используют множество тестов и методик, которые помогают выяснить, что творится у пациента в голове и нужна ли ему помощь.

Важно: Чтобы результаты теста были точными, отвечайте на вопрос, отталкиваясь от своих ощущений. А именно от того, как вы видите эту картинку, а не какой она должна быть. Теперь внимательно посмотрите на изображение и ответьте на вопрос.

1. Маска выпуклая с одной стороны или с двух?



Маска выпуклая только с одной стороны.

2. Маска вращается в одну сторону или в две?



Маска вращается только в одну сторону — правую.

Кто же вы — сумасшедший или гений?

Если вы ответили неправильно на оба вопроса, то не переживайте: вы абсолютно здоровый человек. А если ответ для вас был очевиден, то, возможно, стоит подумать над тем, чтобы завести друга-психиатра.

Дело в том, что мозгу здорового человека свойственен самообман. Он учитывает искусственные формы, окружающие тени и «корректирует» картинку. Поэтому мы попадаемся на иллюзию, хотим мы этого или нет.

У шизофреника нет такого воображения. Его мозг не может установить связи между деталями. То есть он видит маску только такой, какая она есть, и никакой другой. Для него маска всегда вогнута вовнутрь, а вращается только в одну сторону.

Тогда как различить гения? Между шизофренией и гениальностью тонкая черта, но различить их можно. Гениальные личности обладают мышлением больного и здорового человека одновременно. В отличие от тех и других они мгновенно переключаются между типами мышления. То есть они видят иллюзию так же, как обычный человек, но моментально понимают, в чем подвох. И если захотят, то их мозг перестанет воспринимать обман навсегда.

Альберт Эйнштейн до трех лет не говорил, а из школы его чуть было не отчислили за неуспеваемость по математике. Фото РИА Новости

В одном из последних выпусков авторитетного научного журнала Nature Neuroscience были опубликованы результаты исследования, проведенного учеными исландской компании deCODE genetics. Главный вывод этой работы таков: генетические факторы риска развития шизофрении и биполярного аффективного расстройства (БАР; нам, возможно, более знакомого под названием «маниакально-депрессивный психоз») во многом определяют творческие способности. Другими словами, для людей, имеющих соответствующие наследственные признаки, высока вероятность, что они станут музыкантами, художниками, литераторами, отмечают авторы исследования. И учеными, добавим мы.

Надо заметить, что Исландия - страна уникальная во многих отношениях, уникальна в том числе и в отношении глубины изученности генотипов своих сограждан. Так, например, медицинская документация на всех исландцев сохраняется с 1915 года; практически каждая исландская семья хранит родословные, уходящие в глубь веков на несколько столетий.

Мало того, еще в 1998 году парламент Исландии принял решение о создании универсальной базы данных о всех жителях страны, которая включает медицинскую информацию, данные о родословной гражданина, а также генетическую информацию. А в 2000 году та самая компания deCODE genetics (поддержанная американскими инвестиционными компаниями и международной фармацевтической корпорацией «Хоффман Ла Рош») выиграла конкурс на право создания такой базы данных. Любопытно, что в обмен компания получала на 12 лет исключительное право на коммерческое использование генетической информации, которая могла быть получена из исследованных образцов крови практически всех исландцев. Планировалось, в частности, что вновь открытые гены, предрасполагающие к развитию того или иного заболевания, будут запатентованы. Подобного рода патент – интересный товар для фармацевтических компаний, разрабатывающих лекарственные средства нового поколения. То есть исландцы сделали предметом валютных поступлений не только рыбную продукцию, но и свой геном.

Как видим мы сегодня, компания deCODE genetics не ограничилась только изучением и «складированием» генетических данных соотечественников. Исследование, о котором пишет Nature Neuroscience, проведено по данным о 130 тыс. европейцах. И теперь мы, можно сказать, с математической точностью знаем, что одни и те же варианты генов определяют повышенный риск психических заболеваний в этой выборке, а также среди 86 292 исландцев. И те же варианты нашли с повышенной (на 17%) частотой у здоровых исландцев, входящих в национальные творческие объединения актеров, танцоров, музыкантов, художников и писателей.

Для проверки своих выводов ученые взяли данные по обследованиям 35 тыс. шведов и голландцев. И тут тоже все сошлось: представители творческих профессий в этих группах почти на 25% чаще являются носителями генов шизофрении и БАР. Вывод: генетические факторы, повышающие предрасположенность к шизофрении и БАР, также положительно влияют на творческие способности совершенно здоровых людей.

Вообще-то ученые во всем мире уже давно подбирались к подобным заключениям. «То, что есть связи, притом неожиданные, между некоторыми психическими, гормонально-биохимическими особенностями личности, в частности, генетически обусловленными, сейчас уже нельзя отрицать», – отмечал в своей книге «Генетика этики и эстетики» выдающийся отечественный генетик Владимир Павлович Эфроимсон (1908–1989). Он даже предложил шкалу психической нормы (подчеркнем это – нормы!), на одном полюсе которой располагаются так называемые шизоиды. Вот какое описание Эфроимсон дает людям с таким психотипом: «Замкнутые в себе (интравертированные), слабо контактные, абстрактно мыслящие люди, слабо и неадекватно реагирующие на внешние события, но живущие очень богатой внутренней жизнью. Замкнутость и отрешенность являются их уязвимым местом, они нередко порождают их неудачи; зато особая способность к концентрированному сосредоточенному мышлению нет-нет да выдвигает из их рядов таких творцов, как Иммануил Кант, крупных математиков, физиков, поэтов» (здесь и везде далее курсив мой. – А.В.).

Выдающийся физик лауреат Нобелевской премии Карл Саган еще в 1977 году замечал: «Наука может быть охарактеризована как параноидальное мышление, примененное к природе: мы ищем естественные конспирации, связи между кажущимися несопоставимыми фактами».

Не сговариваясь с ним, американский исследователь А. Махони определял науку как профессию, в которой «некоторые формы паранойи… содействуют достижению успеха».

Исторических примеров, подтверждающих эти нарочито вызывающие высказывания, огромное количество. Скажем, Альберта Эйнштейна чуть было не исключили из школы за неуспеваемость… по математике. Впрочем, Эйнштейн был физик в самой чистой, кристаллизованной, если можно так сказать, форме. А вот школьника Эрнста Резерфорда, будущего физика, прославившегося работами в области радиоактивности и нобелевского лауреата, учитель отправлял домой с запиской для родителей: «Больше этого идиота в школу не присылайте, все равно ничего путного из него не выйдет»…

Член-корреспондент РАН, заместитель директора Института психологии РАН Андрей Юревич в своей книге «Социальная психология науки» приводит и вовсе «шокирующие» данные. «Выдающиеся личности часто страдают и другими соматическими заболеваниями, побочным следствием которых является ускорение обмена веществ, а стало быть, и повышенная стимуляция головного мозга, – пишет Юревич. – Й. Карлссон (1978) на основе анализа биографий выдающихся людей сформулировал теорию, согласно которой их творческие способности передаются по наследству и предопределены тремя генами: шизофрении, миопсии (близорукости) и… алкоголизма. … По мнению Карлссона, любой из соответствующих генов непременно присутствует у гениев – либо в доминантной, либо в рецессивной форме.

В результате, например, Эйнштейн не страдал алкоголизмом, но был носителем этого гена, что и проявилось у его спившегося сына».

Но шокировать эти выводы могут только неподготовленную публику, которая воспринимает ученых как неких небожителей. Генетики с самого начала подходили к этой проблеме с прагматических позиций.

В 1921–1922 годах в Петербурге один из первых отечественных генетиков Юрий Филипченко провел беспрецедентное по тем временам исследование среди выдающихся ученых Петрограда. Опросив с помощью специально подготовленных обширных (несколько сотен вопросов) анкет практически всех научных работников города на Неве, Филипченко пришел к следующим заключениям: «Бичом чисто русских семей является алкоголизм, встречающийся почти в полтора раза чаще, чем его можно ожидать: в 70% вместо 51%...

Напротив, у иностранцев алкоголизм встречается раза в три реже ожидаемого, и все другие заболевания, особенно туберкулез, несколько ниже нормы».

Есть такая медицинская шутка: «С шизофренией ты никогда не будешь одинок». Но заболевание это отнюдь не шуточное. В России, например, 1% населения страдает шизофренией. Согласно исследованиям пекинского Центра изучения и предотвращения самоубийств (Beijing Suicide Research and Prevention Center), шизотипические расстройства встречаются более чем у 4 млн китайцев. Есть даже гипотеза, что шизофрения – заразное заболевание. По крайней мере эпидемиологическое исследование, выполненное в начале 2000-х годов в Москве, показало, что среди родственников шизофреников людей с психическими отклонениями – 44%.

И при этом до сих пор нет удовлетворительного, принятого всеми учеными и медиками определения, что же такое шизофрения. Именно поэтому так ценны любые новые исследования, приближающие нас к разгадке тайн этого психического недуга. Кандидат психологических наук Алена Иванова подчеркивает: «У больных шизофренией любой формы всегда выявляются специфические нарушения мышления. Но это не значит, что они глупы. Наоборот, больные, участвовавшие в моих исследованиях, были очень умными – например, студенты философского и математического факультетов, переводчики». Забавно, что тема кандидатской диссертации Алены Ивановой формулировалась так: «Нарушения чувства юмора при шизофрении и аффективных расстройствах».

Получается, что с различными формами шизофрении можно изучать философию и математику. Как минимум. «С вялотекущей шизофренией вообще часто нет никаких ограничений, – поясняет Иванова. – Но и с грубыми формами шизофрении это вполне реально. Дело в том, что шизофрения не нарушает формальной логики. Наоборот, формальная логика может быть даже развита лучше у этих больных… Мышление у больных шизофренией нарушается по другому принципу. Это называется «искажение процессов обобщения». То есть они совершают обобщения по каким-то неявным признакам».

Этот разговор с Аленой Ивановой состоялся у меня еще в 2007 году. Приведу еще одну цитату из него, идеально подходящую к нашему сегодняшнему информационному поводу. Итак, что же это такое – «неявные признаки»?

«Характерный пример, – поясняет Алена Иванова. – Больному шизофренией предлагают сравнить разные понятия – что в них общего, что различного. И больной говорит, что ботинок и карандаш – очень похожие между собой предметы. С обыденной точки зрения это очень далекие понятия. Но пациент удивляется: «Как же! И тем, и другим можно что-то написать: карандашом – на листе бумаги, мыском ботинка – на песке».

Такого рода мышление в принципе правильно. С точки зрения формальной логики все верно! И больные шизофренией, делая обобщения, опираются на эти критерии. Кстати, за счет этого и происходит сближение шизофрении с гениальностью, ведь творчество тоже основано на каких-то неожиданных обобщениях, порождении каких-то необычных метафор»…

Недаром, слегка иронизируя, Андрей Юревич как бы ставит окончательный диагноз: «Если вы не пьете, не носите очки, не склонны к шизофреническим странностям и, более того, никто из ваших предков во всем этом не замечен, лучше выберите себе другую профессию, поскольку ученым вам стать не суждено».

Успокаивает – если нужно кого-то успокаивать – одно: сам феномен возникновения науки, научного способа познания окружающего нас мира в некоторых современных гипотезах трактуется как глобальная реакция общества на массовый невроз. А наука, по определению, пытается – и довольно успешно иногда – привести в систему, обуздать окружающий человека хаос и связанное с ним чувство бессилия перед неопределенностью. До тех пор, конечно, пока саму науку не начинают «лечить», как в случае с реформой РАН. Могут ведь и залечить насмерть…