Правила натюрморта в фотографии. Как поставить натюрморт. Практические советы. Определяемся с выбором фона

С самых истоков развития фотоискусства особую популярность всегда имела съемка натюрмортов, а все из-за того, что фотографируемые объекты статичны и неподвижны, и с ними можно экспериментировать, не ограничивая себя во времени и задумках - ведь первые камеры имели очень долгую выдержку, что осложняло задачу съемки динамичных сюжетов. Сегодня, спустя почти два века, искусство фотографии продолжает пополняться интересными кадрами со всевозможными предметами, расставленными определенным образом и с конкретной концепцией. Многие фотографы предпочитают именно этот жанр всем остальным, ведь работа в нем не знает границ.

На первый взгляд может показаться, что съемка статичных объектов в натюрморте - дело простое и быстрое, но на деле все оказывается совсем по-другому. Сложности начинаются уже с самого начала, при выборе необходимых предметов и их расстановке по всем композиционным законам, а заканчиваются расстановкой света и подбором выигрышного угла съемки, которые в заключении необходимо обыграть качественной обработкой изображения. На такую работу фотографы тратят часы, а то и целый день - иначе профессиональных кадров не получить.

Особенности съемки натюрмортов

Преимущество работы с натюрмортами состоит в том, что вам не придется подыскивать какое-то особенное место для съемочного процесса или гору профессионального оборудования. В качестве локации подойдет даже домашняя обстановка: выберите освещенное дневным светом место или воспользуйтесь вспышкой, подберите и самостоятельно соорудите подходящий фон - и можно снимать.

В отличие от съемки, например, портретов и пейзажей, вам потребуется намного меньше дополнительных деталей. Но самым главным отличием является то, что для работы у вас будет столько времени, сколько вам нужно, ведь взаимодействовать с предмета намного проще: их можно переставлять, убирать лишние, добавлять новые, пробовать бесконечное количество ракурсов и воплощать любые задумки. С людьми, энергетические ресурсы которых ограничены, таких возможностей в съемке не будет.

В фотосессии людей, животных или ландшафтов фотографам часто приходится делать все чуть ли не на бегу, а с неживыми объектами все иначе: вы можете продумать каждую мелочь и создать действительно идеальный снимок.

Кроме всего прочего, съемка натюрмортов всегда ценилась в коммерческой фотографии, поэтому хорошие снимки могут приносить не только эстетическое удовольствие, но и неплохую прибыль. В современном мире выпускается все больше журналов, каталогов и других изданий различной направленности, в которых необходимо демонстрировать самые разнообразные предметы и товары: продукты и готовые блюда, напитки, аксессуары, одежду, предметы интерьера и многое другое. Подобные фотографии можно самостоятельно продвигать в Интернете, используя специальные биржи и прочие ресурсы.

Что фотографировать?

Многим жанр натюрморта в фотографии кажется классическим, стандартным и предсказуемым, в котором главное место в кадре достается овощам, фруктам или цветам. На самом деле, что фотографировать - зависит только от вашей фантазии и предпочтений. Оглянитесь вокруг и отыщите предметы, которые могут рассказать свою историю, какими бы необычными они не были. Ведь здесь, как и в любом другом жанре, есть место оригинальности и креативности.

Необычные или интересные для съемки вещи вы можете обнаружить где угодно: на прогулке, в кафе и много где еще. Запомните или запишите идею, возникшую у вас в голове при виде понравившегося объекта и попытайтесь воплотить ее в домашней обстановке. Для новичков рекомендуется начинать работу с более простыми предметами, избегая стекла и металла, к которым сложно подобрать освещение. Потренировавшись на чем-то понятном, можно выбирать более сложные формы, объединяя объекты между собой в выгодных комбинациях.

Настройка освещения

Плюс натюрмортной съемки в том, что для нее не обязательно приобретать дорогостоящее световое оборудование, как это нужно при студийной съемке. Помните, что вы полностью контролируете весь рабочий процесс, поэтому и со светом можно разобраться с минимальным количеством техники и в домашних условиях.

Использовать можно не только любой искусственный источник освещения, но даже и дневной естественный свет. В первом случае вы можете просто блокировать дневное освещение, плотно занавесив окна с помощью жалюзи и штор, выстроив весь свет искусственным способом. В случае же с дневным освещением, вам необходимо просто выбрать самую светлую точку в комнате, около окна, которое не загорожено деревьями, зданиями и другими препятствиями.

Некоторым может показаться, что с обычными лампами накаливания хороших снимков не сделаешь, но это не так. Главное - научиться работать с искусственными источниками света, экспериментируя с их расстановкой. Можно подсветить объект не только спереди, что может быть довольно скучным, но и сбоку и даже сзади, добиваясь интересных результатов. Но если у вас есть качественный и сильный источник натурального света, то не пренебрегайте им, а обязательно попробуйте использовать в съемке предметов: его можно дополнить специальными световыми отражателями, а можно сочетать с лампой.

Отражатель света можно сделать самостоятельно с помощью картона и фольги.

Работа с ракурсами

Отличным помощников в фотографировании статичных предметов и натюрмортов является специальный штатив для камеры, который позволяет ей крепко держаться в нужном положении и снимать кадры даже с очень длинной выдержкой. В дополнение к нему можно приобрести пульт дистанционного управления, который позволит наблюдать за съемкой со стороны.

Как использовать возможности штатива на полную мощность? С помощью него вы сможете наблюдать за сюжетом и использовать множество интересных ракурсов - главное не забывать их менять, иначе всю фотосессию камера может простоять в одном положении, от чего снимки получатся однотипными. Штатив для фотокамеры должен подчеркнуть многообразие углов съемки, и не в коем случае не ограничивать ваши замыслы. Меняйте расположение фотоаппарата, переставляйте штатив на самые неожиданные места, изменяйте свет и настройки - все это поможет создать разнообразные кадры, которые хочется рассматривать.

Перемещая оборудование, не забывайте следить за тем, чтобы освещение не было заслонено.

На каком фоне фотографировать?

Грамотный подбор заднего плана для натюрморта играет не последнюю роль в создании качественного снимка. Фон должен быть простым и нейтральным, таким, чтобы не переводить на себя внимание от объекта съемки. Выбирая задник, остановитесь на однотонной стене, а если таковой нет, то воспользуйтесь картоном белого или любого другого подходящего цвета. Можно также использовать легкий и ненавязчивый узор, но только в том случае, если он не будет слишком выбиваться, нарушая гармонию снимка.

Подбирая оттенок фона, обращайте внимание на то, как он взаимодействует с фотографируемыми предметами. Можно выбрать как нейтральный белый цвет, так и оттенок посложнее, который будет дополнять картинку.

Если вы снимаете объекты небольшого размера, то задник может не понадобиться. Просто подберите поверхность, на которую вы положите нужный предмет. Популярным вариантов в таком случае является бархатная ткань черного цвета, которая отлично поглощает цвет и выглядит равномерно.


Композиционные правила

Как и в любом другом виде фотографии, в натюрморте композиция снимка играет важную роль. Именно она в большей степени определяет, получится снимок или нет. Правильно подобранная композиция сделает вашу работу уникальной, интересной зрителю и очень запоминающейся.

Самое важное правило, которое знает любой фотограф - это правило третей. Следуйте ему, и вы получите снимки, на которые приятно смотреть. Также не забывайте о том, что кадр должен быть составлен таким образом, чтобы в нем не было отвлекающих от сути деталей, а только все самое необходимое: выделите главный объект съемки и фон.

Чтобы создать красивые фотографии, используйте всю свою фантазию и не бойтесь нестандартных решений. Подумайте о том, куда зритель направляет взгляд во время просмотра фотографии, а также о том, как задействуется пустое пространство кадра, и стоит ли его заполнять. Необходимо провести большую работу и понять, как представить фотографируемый объект в наилучшем свете, показав не только его красоту, но и отразив вложенный в работу смысл. Да, над контекстом тоже необходимо поработать: вы должны решить, будет ли смотреться предмет хорошо самостоятельно, или же стоит добавить ему дополнительных деталей. Только проработав все вышеперечисленные моменты, у вас получится создать идеальный с композиционной точки зрения кадр.

Ошибки, допускаемые в съемке натюрмортов

Каждый фотограф, который только начинает свой путь в съемке статичных предметов и натюрмортов, сталкивается с примерно одним и тем же набором ошибок, что и остальные. Не стоит расстраиваться, если на первых порах вы сталкиваетесь с трудностями, ведь именно они учат нас правильному пониманию съемочного процесса и работе со всеми тонкостями и нюансами съемки натюрмортов. Стоит разобрать самые распространенные причины, из-за которых в работу допускаются ошибки и недочеты.

  1. Недостаточное количество практики . Все навыки и опыт работы приобретаются только во время съемочного процесса, поэтому тренироваться и набивать руку нужно как можно больше и чаще. Снимая в свободное время, вы вскоре научитесь выставлять подходящие настройки камеры и работать со многими параметрами. Сюда же относится работа с композицией: чем больше вы экспериментируете, тем быстрее вы начнете понимать принципы ее построения и видения.
  2. Непроработанная идея . Все начинается именно с задумки, и только после того, как четкое представление будущей фотографии сформировано, под него подбираются предметы и детали, а также фон. Художественный посыл и заложенный смысл очень важны, без них весь процесс съемки “чего-нибудь” будет провальным.
  3. Плохая работа с освещением . Вы должны четко видеть, что переизбыток или недостаток света отсутствуют, иначе любая, даже самая оригинальная и креативная задумка будет загублена. Вы можете прибегать к помощи дневного света, специальных внешних вспышек, ламп и даже свечей - главное, чтобы объект был грамотно освещен. Не забывайте о том, что работа с отражателями улучшит результат, поэтому старайтесь не использовать прямой свет.
  4. Работа со сложным оборудованием . Новичку да и любому другому фотографу не обязательно гнаться за дорогостоящей аппаратурой - хорошие кадры с натюрмортами получаются даже с минимальными затратами. Качество снимка напрямую зависит от мастерства, а не от того, сколько денег было вложено в работу.
  5. Несоблюдение целостности стиля . Вы всегда можете экспериментировать с цветами, сочетаниями предметов, текстурами и фактурами, формами. Но не стоит пытаться вклинить в картинку предмет, который абсолютно не вписывается в композицию по стилю, эпохе или другим очевидным параметрам.
  6. Ошибки в подборе фона . Задник фотографии - вовсе не мелочь, а деталь, способная с легкостью “убить” фотографию, сделать ее неприглядной и даже отталкивающей. Подходите с особой внимательностью к выбору фона для натюрморта: если он никак не фигурирует в идее и композиции, то подбирайте нейтральные оттенки, которые не будут переводить на себя внимание. Например, можно выбрать белый цвет с простой фактурой.

Главное, что нужно знать об успешной и качественной съемке натюрмортов - старайтесь снимать постоянно, набивать руку при любой возможности и даже на любых объектах, и тогда вы сможете добиться неплохих результатов в этом ремесле и даже начать зарабатывать на нем деньги.

В данной статье мы разберем основные правила, которые помогут вам понять, как правильно фотографировать натюрморт. И, вполне возможно, что данный жанр вас заинтересует. А ведь на самом деле профессиональная съемка натюрмортов имеет множество плюсов, которые многие недооценивают, к примеру, финансовая сторона дела. Такие фотографии часто заказывают для журналов, сайтов и другой продукции.

Приступим к работе и рассмотрим основные заблуждения начинающих фотографов. Для съемки натюрмортов, вопреки распространенному мнению, вам не потребуется студия. Достаточно обычного пространства вашего дома, а в качестве света для съемки используйте природное освещение из окна.

Так же знайте, что при создании натюрморта вам нужно учесть гораздо меньше деталей, чем при съемке пейзажа или портрета. А создавая будущий снимок, у вас есть множество возможностей выставить предметы в кадре и тратить на съемку столько времени, сколько вам необходимо.

Выбор объекта съемки

То, что будет на вашей фотографии целиком и полностью зависит от вас. Если посмотреть вокруг, то вы найдете множество интересных достойных вещей, которые заслуживают кадра. Вам не следует зацикливаться только лишь на классических темах натюрмортов, которые состояли из цветов и фруктов. То есть, если вам нравятся эти темы, то снимайте их, но не стоит думать, что это единственное направление натюрморта. В этом стандартном жанре особо сильно приветствуется нестандартное мышление!

Для успешной съемки натюрмортов вам необходимо выработать умение обращать внимание на мелочи. Так же необходимо уметь смотреть на вещи с разных ракурсов и под разными углами. Выбирая объект для съемки, постарайтесь избежать отражающих поверхностей, типа стекла и металла. Эти объекты могут искажать свет и портить кадр, но так же, вам следует знать, что именно с этими объектами можно получить самые лучшие кадры, только это намного сложнее.

Освещение для съемки натюрморта

Многие думают – для понимания того как правильно фотографировать натюрморт, необходим профессиональный студийный свет. Но, это совсем не так, вначале статьи я говорил, что для натюрморта вполне достаточно освещения из окна. Так же вам никто не запрещает использовать подручные средства и приборы.

Следует понять, что для подсветки натюрморта не нужен мощный, а значит дорогой свет, который может стоять на расстоянии нескольких метров от объекта съемки, как это необходимо в портретной фотографии. Достаточно нескольких десятков сантиметров и грамотного расположения. Используя искусственный свет, экспериментируйте с углами, так как прямое освещение в большинстве своем просто скучно. Если же у вас нет дополнительных приборов, но есть хорошо освещенное окно, используйте отражатель и создайте красивый рисунок. Вы удивитесь, сколько всего можно придумать с простыми источниками света!

Фиксация камеры и углы съемки

Скорее всего, при вашей работе, вам потребуется штатив, точнее со штативом будет удобнее и проще. Используя этот простой аксессуар, вы сэкономите кучу времени и нервов, ведь если вам не нравится какая-то деталь, то вы ее измените, а при съемке без штатива время и силы будут затрачиваться на восстановление предыдущей композиции. Так же с помощью штатива у вас появится возможность использования длинных выдержек. Вы сможете больше закрывать диафрагму, что позволит создавать более красивые и глубокие кадры.

Один из самых главных, хоть и простых уроков работы со штативом, который вам нужно усвоить, перед тем как фотографировать натюрморт, звучит так: штатив это помощник, а не ограничитель. Многим начинающим фотографам заимевшим штатив становится лень менять композицию или угол зрения. Они начинают выстраивать картинку вокруг фотоаппарата, прикрепленного к штативу, а не используют его как вспомогательный инструмент. Избегайте подобных ошибок!

Выбор фона

Если вам удалось найти красивый фон, то половина натюрморта у вас уже есть. Лучше всего, что бы фон был простым, но в тоже время красивым и не отвлекал глаз зрителя от главных объектов кадра. В качестве фона лучше всего использовать стены однотонной окраски, большие листы белой или аккуратно окрашенной бумаги, возможно, грубые однотонные ткани.

Композиция фотографии

Композиция натюрморта – это еще один важнейший момент при съемке натюрморта. Так как кадр статический, то вы можете заранее и качественно продумать ее. Обратите внимание, основные способы построения композиции – правило третей и золотое сечение.

Для создания успешного и интересного натюрморта следует учиться мыслить не стандартно. Так же стоит очень глубоко понимать то, что вы показываете, так можно разбираться, зачем и сколько пустого пространства в кадре. Как показать главный объект в выигрышном и интересном свете? Отвечая на эти и другие вопросы, вы сможете создать прекрасный снимок!

Так же, перед тем, как фотографировать натюрморты, вам стоит запомнить еще одну вещь. В этом жанре за нерезкие и смазанные кадра вам не видать прощения и не найти оправданий. У вас нет ограничения по времени и поэтому будьте бдительны и очень аккуратны.

Вдохновение натюрмортов

Последнее что стоит обсудить при съемке натюрмортов – это вдохновение. При выборе света, композиции объектов и прочего, вы можете просмотреть любимые фотографии и рисунки классиков, которые вдохновят вас на создание нового шедевра! Так же в фотографиях мастеров вы сможете найти ответы на многие свои вопросы, что так же очень полезно!

Удачных вам съемок!

Дата публикации: 23.04.2018

О натюрморте часто думают как о чём-то статичном, представляя фотографии, похожие на классические завтраки гарлемской школы - восхитительные, но лишённые динамики. Современный же натюрморт наполнен движением: молоко проливается из чашек, шоколад взрывается, какао превращается в дракона, защищающего зефирки. Начать стоит, конечно, не с дракона, а с чего-то попроще. Например, с лимонного чая, где есть не только лимон, на который не вполне действует гравитация, но и движение пара, поднимающегося от чашки.

Оборудование и реквизит

Во-первых, нам понадобятся средства для крепления лимонов в воздухе. Это зажимы, о которых я расскажу позже, и что-то тонкое, чтобы закрепить непосредственно дольку лимона. В моём случае это длинные тонкие иглы для бусин. Можно взять зубочистки, шпажки, тонкие спицы, но иглой удобнее всего. Для очень лёгких предметов (чайных листьев или мяты) подойдут акупунктурные иглы.

Во-вторых, нам нужны предметы натюрморта: прозрачная чашка, лимоны, корица, сахар. Листья мяты, впрочем, будут выглядеть не менее удачно.

В-третьих, источник света. Скорость движения пара невысока, а лимоны будут неподвижно зафиксированы в «полёте», поэтому сцену можно снимать как с импульсным, так и с постоянным светом. Даже окна будет достаточно (если вы предпочитаете естественное освещение). Мне нравится контролируемый свет, поэтому я снимаю с двумя вспышками.

В-четвертых, средства для создания пара, о которых я расскажу ниже.

И, конечно же, не в последнюю очередь нам нужна камера. Я снимаю на Nikon D800 с объективом Nikon 105mm f/2.8 FX AF MICRO-NIKKOR. Также прекрасно подойдут, например, профессиональная D850 или любительская D5200. И, разумеется, штатив.

Зажимы

Необходимая вещь в хозяйстве практически любого предметного фотографа. Если вы снимаете падающие чашки, летающие печеньки, парящие чернильницы и прочую левитацию, вам, скорее всего, нужен не только клеевой пистолет, но и хорошее средство для фиксации этих предметов в правильном положении и под нужным углом. «Рука» от отражателя и проволочки - прекрасны, я не спорю, но не всегда справляются. Вот, что я пробовала и что мне понравилось.

Давайте посмотрим на специальный зажим Wimberley The Plamp II - мой любимый. Он состоит из сферических шарниров, которые, во-первых, хорошо держат свой вес (можно закрепить небольшой отражатель, и он не упадёт), а во-вторых, поддаются тонкой настройке (ложечка в кадре точно будет под нужным углом).

Придуман этот зажим для тех, кто снимает цветы, но используется всеми. Можно зажать что-то твёрдое, и оно будет жёстко закреплено, и что-то мягкое, например, стебель ромашки - и он не помнётся.

Также неплох зажим для ткани Starmag Double Flexi Clamp. Придуман для тех, кто занимается вышиванием и пэчворком. Шарниров нет, специальная подкладка для мягких вещей тоже отсутствует, настройка положения не такая тонкая, но вес держит хорошо (можно крепить даже предметы потяжелее), цепляется за стол крепко и в целом радует.

Кроме того, рассмотрим любой зажим с тонкой «гибкой» трубкой. Даже не подходите к ним! Настроить изгиб такой трубки практически невозможно: выпрямляется, падает, отказывается сотрудничать. Пытаться зафиксировать такую в нужном положении - всё равно, что пробовать распрямить проволоку с эффектом памяти, она возвращается к прежнему состоянию, как только её оставят в покое.

Пар

Ключ к съёмке пара - контровой источник света. Всё. Да, ещё холодное помещение и кипяток, но это само собой разумеется. Главное, что нужно помнить: пар и дым - очень разные вещи.

Я всеми руками за использование аромапалочек для получения дыма на фото - это и дёшево, и относительно безопасно. Дым-машина и сухой лёд есть не у всех, а благовония можно купить в любой лавочке с сувенирами. Проблемы начинаются, когда их используют, чтобы имитировать пар. Но пар - это частицы жидкости, а дым - частицы твёрдого вещества в воздушной среде. У пара обычно чуть более крупная фракция и совсем другая структура. На фото это заметно.

NIKON D800 / 105.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F6.3, 1/160 с, 105.0 мм экв.

Если хотите снять пар над чашкой чая, лучше всего взять чашку с настоящим горячим напитком и подсветить её контровым светом (просто поставить камеру напротив окна, если вы снимаете с естественным светом), будет очень красиво. Если вашу модель так просто кипятком не полить, в дело может пойти отпариватель для одежды или нагретая в микроволновке стопка влажных ватных дисков. Но в большинстве случаев вам хватит обычного кипятка.

Композиция

Итак, с формальностями разобрались, можно приступать к делу!

Соберите несложную композицию с чайной чашкой как центром интереса. Оставьте много места в верхней части снимка - для пара и левитации. Разрежьте лимон на сегменты, каждый проткните длинной тонкой иглой или шпажкой. Закрепите эту конструкцию в воздухе с помощью зажимов, о которых я говорила выше, или подручных предметов вроде линейки, стопки книг и малярного скотча. На фото видно, что иглы не столько зафиксированы зажимами на самих держателях, сколько приклеены к ним малярной лентой - так было проще подобрать нужный угол. Закрепите вначале тяжёлые объекты (дольки лимона), а затем лёгкие (листья мяты или чая).

NIKON D800 / 105.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 160, F10, 1/100 с, 105.0 мм экв.

Свет

Можно использовать любую привычную схему света, где выполняется одно условие: один из источников света должен подсвечивать пар сзади. Так он будет хорошо виден на снимке и даже слегка светиться.

В моём случае схема света выглядит так:

    Рисующий свет. Вспышка в стрип-боксе чуть позади сцены. Бьёт чай и лимоны напросвет. Мне нравится этот эффект на прозрачных объектах: они начинают светиться и получается очень красиво.

    Заполняющий свет. Можно поставить отражатель, но со вспышкой за большим диффузором мне нравится больше. Подсвечивает тени, делает видимыми чайные листья и звёздочку аниса слева.

    Чёрный флаг. На третьем фото видно обе вспышки вместе. Плюс, поставила маленький чёрный флаг (лист картона формата А6), чтобы закрыть полоску горизонтального фона за пустой чашкой - мне нравится, когда горизонтальной границы в кадре не видно.

Съёмка и обработка

Не забудьте сделать «пустой» кадр, где композиция уже есть, а лимонов и держателей ещё нет - так будет проще удалить последние. Проверьте, всё ли хорошо держится, переведите камеру в режим серийной съёмки, добавьте пар способом, который вам больше всего понравился и сделайте несколько снимков. Настройки, разумеется, подбираются в зависимости от вашего источника света и атмосферы, которую вы хотите передать. Мой EXIF выглядит так: ƒ/10, 1/100s, ISO 160.

NIKON D800 / 105.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 160, F10, 1/100 с, 105.0 мм экв.

Теперь надо немного поколдовать над картинкой. Обработка здесь минимальная, потому что мы всё сделали «на площадке». Снимайте в RAW. Такая съёмка в камерах Nikon позволяет гибко регулировать цвет и сохранять детали в тенях. Сконвертируйте файл из RAW, увеличивая насыщенность синего цвета, чтобы пар выглядел более контрастным рядом с дольками лимонов. Откройте самый удачный кадр из серии и «пустой» кадр в Фотошопе, положите «пустой» кадр поверх отдельным слоем и с помощью маски слоя (Layer Mask) и мягкой кисти просто закрасьте всё, что не должно быть видно. Заретушируйте видимые части игл в лимонах и листьях. Мне понадобилось добавить кадру еще немного блеска: сделать цвет чая теплее, убрать пылинки, чуть высветлить чайные листья на переднем плане. Та-да!

Цель каждого фотографа, снимающего натюрмортные сцены - максимально привлечь внимание зрителя, создать снимок, который бы хотелось распечатать, поставить в рамку и наслаждаться его видом. Однако фотография имеет более краткую "настенную жизнь", чем, к примеру, живописные картины. Многое объясняется тем, что художник получает максимальный контроль и свободу художественного самовыражения в каждом миллиметре своего полотна и ограничен только кругом своего виденья и талантом.


Фотограф же, в свою очередь, принимает вызов запечатлеть изображение так, как оно выглядит в реальности, и если он тщательно не продумает каждый элемент экспозиции, снимок рискует попасть в категорию "почти идеально". Для большинства любителей натюрмортной фотосъемки наиболее сложной задачей является освещение. Понимание природы света, а также умение контролировать и изменять его максимально приблизит вас к осознанию того, что фотограф должен "рисовать светом".

В этом уроке мы продемонстрируем вам несколько основных приемов освещения и техник фотосъемки, а также ознакомим с основами искусственного освещения и покажем, как наилучшим образом его использовать в ваших целях.

Рассматриваемые вопросы:
Как не следует снимать натюрморты
Установка простого студийного света
Переключение в ручной режим
Коррекция баланса белого
Установка основного света
Добавление второго источника света
Изменение положения света
Создание снимка с контровым освещением
Настройка каждого источника света по отдельности
Съемка в режиме B&W и Sepia

Используемое оборудование:
Камера/Объектив
- Olympus EVOLT E-500
- Olympus 14-45mm f/3.5-5.6 Digital Zuiko Zoom Lens
Устойчивый штатив
Набор осветительного оборудования

Как не следует снимать натюрморты

Для начала рассмотрим, как не следует снимать натюрморты. В нашем случае использовалась камера Olympus EVOLT E-500 в основном из-за возможности съемки как в AUTO, так и в ручном режиме. Важно отметить, что Вы обязательно получите просто "ужасные" результаты, если будете снимать в режиме AUTO.

Купив в цветочном магазине цветы каллы, мы поставили их в вазу и положили на стол на фоне стены. Затем мы установили экспозицию в режим AUTO, активировали встроенную вспышку и сделали снимок (изображения 1 и 2).


Ужасно, не так ли? Но даже слово "ужасно" применяется, когда на изображении присутствует, по крайней мере, какой-то элемент, привлекающий внимание зрителя. Но не в данном случае. Для этого результата приговор более сильный - скучно.

Снимать красивые цветы подобным образом сравнимо с игрой на фортепиано в зимних перчатках. Вы, возможно, и справитесь с заданием, но кто захочет на это смотреть?

Установка простого студийного света


Чтобы наглядно проиллюстрировать основные техники освещения для этих цветов, было решено выделить место на съемочную площадку в небольшой комнате (2,4х2,4 м. и высотой 2,4 м.). Для освещения мы использовали набор, состоящий из двух источников света. Каждая единица включает параболический рефлектор, лампу мощностью 250 Вт, провод с включателем и стойку (изображение 3). Мы внесли деревянный стол, установили его возле стены и поставили на него вазу с каллами. Источники были расположены по обе стороны установки, мы прикрепили камеру к штативу и настроили ее.

Переключение в ручной режим
Первое, что мы сделали, это отключили вспышку. В случае с Olympus EVOLT E-500 - это означает просто опустить вспышку вниз до получения щелчка. Если вы используете другую камеру, обратитесь к инструкции пользователя, чтобы отключить вспышку. Следующим делом мы изменили режим экспозиции на ручной M (Manual), чтобы иметь возможность выставлять выдержку и диафрагму вручную (изображение 4).


Коррекция баланса белого

Наконец, нам понадобилось настроить баланс белого таким образом, чтобы цвета на нашем изображении были нейтральными или сбалансироваными, для этого мы использовали настройку Tungsten (лампа накаливания). Чтобы изменить баланс белого в EVOLT E-500, сначала нужно нажать кнопку WB на задней панели камеры, затем с помощью кнопок направлений выбрать иконку "лампочка" (Tungsten/3000K). Для подтверждения выбранной настройки нажмите кнопку OK (изображение 5).


Чтобы узнать больше о настройках цветовой температуры и баланса белого, читайте наш урок "Настройки баланса белого в цифровой зеркальной фотокамере при съемке в помещении".

Установка основного света

Когда камера была окончательно настроена, мы включили один источник света и поставили его немного в сторону, чтобы передать текстуру лепестков цветка. Преимуществом работы с постоянным освещением является то, что вы можете наблюдать эффект на объекте съемки по мере изменения света.

Настроив свет по нашему усмотрению, мы сняли несколько тестовых кадров, изменяя настройки диафрагмы и выдержки для достижения лучшей глубины резкости, в результате была выбрана следующая комбинация, как наиболее оптимальная (изображения 6 и 7). Чтобы узнать больше о глубине резкости, читайте наш урок "Контроль над глубиной резкости при съемке на отрытом воздухе".




Как видно из полученного изображения результат значительно улучшился по сравнению с предыдущим снимком со встроенной вспышкой. Поскольку свет падал под наклоном со стороны, нам удалось захватить больше деталей в текстуре лепестков. Такой способ освещения под углом также помогает придать цветам большую глубину и объемность.

Несмотря на изменение снимок все же получился высококонтрастным, на изображении заметно, что левая часть цветов осталась в тени.

Добавление второго источника света

На данном этапе множество людей посчитало бы, что лучшим способом минимизировать контраст и осветить левую часть калл стало бы добавление второго источника света с противоположной стороны под примерно таким же углом, как и первый.

Давайте посмотрим, что получится, если так сделать (изображения 8 и 9).




Результат вышел интересным. Второй источник света, несомненно, прибавил больше света в левой части объектов съемки, но при этом он выровнял общее освещение так же, как и текстуру лепестков, которую мы получили в первом результате. Если смотреть на снимок в целом, то это действительно шаг вперед по сравнению с результатом, сделанным с помощью встроенной вспышки, но все еще скучно. Также обратите внимание, что задний фон, хотя и обеспечивает определенный контраст, все же слишком однородный и неинтересный.

Изменение положения света

На следующем этапе было решено немедленно отключить второй источник света и немного изменить положение первого источника, чтобы получить нечто подобное к тому, что нам удалось сделать при использовании только одного источника света. Мы также поменяли положение вазы с цветами для создания лучшей композиции в кадре.

Когда первый источник света находился в нужном месте, мы взяли второй, придвинули его ближе к заднему фону и направили прямо на стену. Второй источник выполнял две задачи: во-первых, освещал стену, создавая тональный переход, а во-вторых, отражал свет от стены в тени на левой части объекта съемки (изображения 10 и 11).

После установки света мы сделали следующий снимок (изображение 12).


Как видно из полученного результата, снимок выглядит намного динамичней. Нам снова удалось добиться хорошей детализации на лепестках, области теней уже не настолько темные, композиция получилась боле интересной, а задний фон, постепенно переходящий от одного оттенка к другому, придал общее ощущение объемности.

Создание снимка с контровым освещением


В качестве эпитетов для описания этого снимка подойдут следующие: "приятный", "успокаивающий", "милый":Существует хорошее упражнение, которое поможет вам улучшить результат. Покиньте на некоторое время комнату, войдите снова и постарайтесь посмотреть на кадр или изображение объективно. Какие определения приходят в голову? Являются ли они теми эмоциями, которые вы стремились вызвать у зрителя? Помните, что инструменты освещения и то, как вы их будете использовать, в значительной мере выразится в эмоциональном качестве изображения.

Так, к примеру, припустим, что вы бы хотели изменить кадр из "приятного" на "драматичный". Что бы вы делали для этого? В нашем случае было решено применить очень эффективный метод, так называемое "контровое освещение" или "эффект ореола". По сути, этот способ освещения позволяет подсветить объект съемки сзади, создавая при этом красивый контур на заднем фоне, захватывая видимые элементы текстуры, при этом передняя часть получается немного затемненной, что придает освещению более драматичный эффект (изображение 13).

Для начала мы включили задний левый источник света, направили его на объект съемки с тыловой стороны и повернулись на место, чтобы увидеть, как свет повлиял на сцену. После небольших изменений в положении обеих источников и цветов мы сделали следующий снимок (изображения 14 и 15).


Это и есть та "драматичность", о которой мы говорили. Результат получился очень выразительным, высококонтрастным, это означало, что изменения были сделаны в правильном направлении. Обратите внимание, насколько лепестки и стебельки четко отделились от фона, придав снимку еще большее ощущение объемности. Также заметно, что небольшое количество света от одного источника пролилось на задний фон, создав на нем интересный тональный переход.

Настройка каждого источника света по отдельности

На следующем этапе мы выключили этот источник слева и включили правый. Мы рекомендуем начинать с искусственного освещения, чтобы выработать привычку настраивать каждый источник отдельно. Намного проще увидеть эффект от одного источника и изменять его, чем когда два или больше источника включены одновременно. Несмотря на то, что сначала это может показаться трудным, но вы будете удивлены, как долго вы можете промучиться, когда имеете дело с несколькими источниками одновременно, особенно когда в вашу установку подключено все больше осветительных элементов.

Когда второй источник света был установлен в нужном месте, мы сделали следующий снимок (изображения 16 и 17).


Мы снова получили очень драматичное освещение, но на этот раз с противоположной стороны. На этом этапе мы были готовы приступить к съемке с двумя источниками, чтобы увидеть их совместный эффект (изображения 18 и 19).



В результате мы получили именно тот вид, к которому стремились. Каждый источник света очень эффективно осветил цветы, резко выделив их на красивом переходящем фоне. А благодаря своему положению источники не влияют негативно друг на друга, как это было заметно на изображении 7.

Съемка в режиме B&W и Sepia

Наконец было решено применить классический подход и сделать несколько альтернативных снимков в режиме grayscale (полутон) (черно-белое) и сепия. Камера EVOLT E-500 оснащена этими, а также другими режимами, доступными с помощью всего нескольких нажатий кнопок.

Чтобы изменить настройку на режим Полутон, нужно просто нажать кнопку Menu на задней панели камеры и с помощью кнопок направлений выбрать Picture Mode, а затем Monotone, после этого нажать кнопку OK (изображения 20 и 21).




В одно мгновение мы получили прекрасный черно-белый снимок! Благодаря драматичному, высококонтрастному освещению эта сцена была хорошо передана в резких черных, белых и серых тонах.

Придерживаясь этой же линии, мы решили сделать снимок немного теплее и использовали для нашего последнего снимка цветовой режим Sepia (изображения 22 и 23).





Как видно из этих трех последних результатов (изображение 24), существует множество способов, с помощью которых можно улучшить снимок, придав ему разные настроения. Чем больше вы стаете опытным в технике освещения и фотосъемки, а также чем больше вы экспериментируете и придаете разные настроения изображению, тем лучше вам удается создавать снимки, которые хочется распечатать, поставить в рамку и наслаждаться их видом.

Натюрморты - прекрасное поле деятельности: обычные предметы можно превратить в потрясающую сцену в фотографии. Вот пять потрясающих изображений с натюрмортами для вашего вдохновения, и которые помогут вам создать собственный шедевр!

Зачем нужны натюрморты?

Художники предпочитали натюрморты с тех пор, как их популярность возросла на Западе, в картинах позднего 16 го века. Эти картины отражали группы неодушевленных объектов, расположенных в красивую конфигурацию, и обычно ими служили цветы или еда.

Фотография товаров должна считаться формой натюрморта, а также сцены без живых моделей, которые можно зачастую увидеть в журналах и газетах. Если вас не привлекает коммерческая фотография и фотография товаров, это не значит, что вам не понравится делать снимки натюрмортов. Они предоставляют больше свободы, чем любые другие виды фотографии. Вы управляете каждым аспектом: вы можете организовать сцену так, как вам надо, выбрать, что будет на снимке, как его осветить, и так далее.

Что вам понадобится

Натюрморты отличаются друг от друга, и поэтому, в зависимости от сюжета вашего снимка и общей идеи, вам не нужен специализированный набор, чтобы получать удовольствие от этого типа фотографии. Понятно, что понадобится камера, но вот еще несколько советов о том, что будет полезным:

Отражатели

Отражатели прекрасно отражают и смягчают свет. Стены и потолки прекрасно выступают в роли отражателей, но, если вы предпочитаете нечто более портативное, они недорого стоят, и, если у вас нет желания их покупать - их легко сделать самим. Быстрым решением станут картон и алюминиевая фольга!

Вспышки, спидлайт или студийный свет.

Будем надеяться, что у вас много естественного света, но если это не так, использование вспышек или небольших студийных ламп (для макро-съемки объектов) поможет вам осветить небольшую сцену без особых затрат. Объедините это с отражателями, и у вас есть все, что нужно.

Бутафория

Это самая интересная часть, потому что здесь подойдет, что угодно! Достаньте свою фруктовую корзину, сорвите цветы на даче, посмотрите, что есть на блошином рынке или в комиссионке поблизости. Там наверняка найдутся странные и удивительные вещи - фантазии нет границ. Постарайтесь подобрать предметы, которые хорошо подойдут друг другу по цвету и текстуре.

Хороший предмет съемки

В фотографии вам необходим хороший предмет съемки, который станет "главным героем" изображения. Не все будет шикарно выглядеть в монохроме, но потрясающий аспект цифровой съемки - возможность принять это решение позже. Однако все-таки важно заранее выбрать, что именно вы будете снимать.

Вдохновение

Кофе

Изображение: Photodune

Это звучит странно, но кофе бобы всегда приятно снимать, у них потрясающая текстура и они производят ощущение тепла. Здесь фотограф объединил бобы с белой чашкой, что создает хороший контраст, дополненный теплым деревом и холщовым мешком. Думаю, этот снимок стал бы еще более удачным без металлического совка и ложки, но все равно это выигрышная комбинация.

Карандаши

Изображение: Photodune

Обожаю простоту этого снимка. Это замечательный пример того, как обычные объекты могут стать по-настоящему интересным предметом для сюжета фотоснимка, не перегружая его. Композиция здесь идеально использует правило третей, и малая глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) акцентирует заостренный наконечник карандаша.

Цветы

Изображение: Photodune

Цветы особо популярны в натюрмортах, и не удивительно, что они украсят любую сцену. Если вы используете окно с цветами не в фокусе, это создаст эффект боке с мягким, прохладным и чистым настроением изображения. Теплые цвета при этом приятно контрастируют. Помещение предмета фотографии в чайную чашку вместо вазы или стакана - интересный нюанс, и хорошо подходит к атмосфере чистоты.

Еда

Изображение: Photodune

Еда - еще один популярный предмет фотографии, когда речь идет о натюрмортах. Вот прекрасный пример, когда предметы используются в рамках темы. Невозможно не разглядеть, что тема этого снимка - молочные продукты. Также здорово то, что все цвета здесь гармонируют, а простой фон помогает изображению не выглядеть слишком перегруженным, несмотря на большое количество предметов съемки.

Пиво

Изображение: Photodune

Натюрморты не обязательно должны быть композицией, созданной лично вами. Вы можете пойти куда-то и натолкнуться на хорошую сцену. Свет в этом снимке выделяет главный предмет фотографии, но также создает красивое янтарное свечение пива, что делает сцену более теплой.

Техника

Предметы

Иногда сложно решить, что сгруппировать вместе, но, если у вас есть тема, изображение будет выглядеть хорошо. Тема не обязательно должна объединять предметы из одной категории, она может основываться на цвете, текстуре или форме, например.

Если вы только начинаете работать с натюрмортами, или делаете первые шаги в фотографии, тогда лучше избегать объектов, которые бликуют или блестят, потому что их сложно правильно фотографировать.

Постарайтесь не использовать "ключевых" объектов в центре. Это может быть самый большой объект или самый светлый по цвету, например. Если вы намеренно не собираетесь построить композицию с основным объектом в центре (как цветы в чашке на изображении вверху), тогда вы должны избегать располагать объекты, привлекающие наибольшее внимание, в центре. Не бойтесь перемещать предметы в композиции до тех пор, пока она не будет выглядеть правильно.

Фон

Плохой фон может испортить хороший натюрморт. Подумайте, как объекты могут дополнить ваш предмет съемки. Если вы, например, фотографируете кофе бобы, теплые тона и более грубые текстуры (вроде мешковины) хорошо подойдут. Самое лучшее - в том, что вы можете попробовать разные комбинации, все зависит от вас.

Нет необходимости приобретать дорогое студийное оборудование для успешного снимка. Попытайтесь создать собственный фон с помощью бумаги для скрапбукинга, обоев, ткани или холста. В общем, вам стоит попробовать использовать темный фон для более светлых объектов, и наоборот.

Вы также можете воспользоваться техникой "кьяроскуро". Возьмите темные доски (например, школьную), чтобы отсечь все источники света, кроме одного, так, чтобы на все предметы съемки падал прямой свет. По существу, это создает очень сильный контраст, как это было популярно в стиле живописи эпохи ренессанса.

Используйте размытый фокус

Выбор меньшей линзы может создать красивые фоны с размытым фокусом и . Если вы пользуетесь более широкой диафрагмой, вам может быть понадобится большая выдержка, и потребуется трипод, чтобы снимки не были размытыми от движения камеры.

Придерживатесь простоты

Может стать большим соблазном пуститься во все тяжкие, когда дело доходит до креатива, и у вас есть полный контроль над сценой. Внезапно вы начинаете включать каждый предмет, купленный в магазине хобби, или найденный вами в подвале, и вы надеетесь, что создадите шедевр. Простота лучше подойдет и сэкономит вам массу времени и труда, а возможно, и нервов!

Избегайте деталей на фоне, чтобы они не перегружали сцену, и не отвлекали вас от ключевого объекта в сцене. Естественные фоны вроде стен и заборов идеально подойдут для фото с цветами и овощами.

Попробуйте рассказать историю с помощью своих изображений. Что вы хотите передать? Вы могли бы взять несколько похожих изображений и превратить их в визуальную историю, используя .

Композиция

Попробуйте новый ракурс при съемке. Вы будете стремиться заполнить рамку предметами съемки, но это не значит, что вы должны снимать с одного ракурса. Попробуйте добиться эффекта высоты, встав на табурет, или опуститесь ниже и направьте камеру снизу, чтобы исказить ощущение размера.

Также есть метод плоской композиции, когда вы размещаете свои объекты с намерением снимать их сверху вниз. Это поможет вам взглянуть на повседневные объекты свежим взглядом, например, чай в чашке, а не просто снимок чашки сбоку. Геометрические фигуры интересно снимать с этого ракурса.

Рассеяный свет

Я упоминал ранее об использовании вспышки или дополнительных источников света в сцене. Рассеиватель поможет смягчить свет, и у вас не будет резких теней. Если у вас нет мыльницы или рассеивателя, используйте белую ткань, что-то вроде муслина, и задрапируйте ее поверх окон или светильников. Будьте особенно осторожны, когда используете ткань с горячими лампами: они не должны соприкасаться.

Тень так же важна, как и свет, и, очевидно, одно влияет на другое, поэтому подумайте о том, какими выраженными вы хотите, чтобы были ваши тени.

Используйте макро

Макро (или съемка вблизи) - прекрасный способ создать снимки натюрмортов, используя совершенно иную точку зрения. Для нее потребуется кое-что, но . Съемка вблизи означает, что в композиции будет меньше объектов, но зато будет легче заполнить объем. Используйте части объекта вне фокуса для заолнения фона. Например, макро съемка небольшого цветка в букете, где остальная часть букета находится позади него.

Потенциальные проблемы

Потребуется немного практики, чтобы научиться находить подходящие объекты для съемки, которые будут интересны. Если вам не хватает терпения, вы можете попробовать искать объекты для съемки на природе, а не создавать своих. В следующий раз, когда вы встретитесь с друзьями на кофе, попытайтесь расположить чашки, сахар и молоко на столе, так, чтобы создать привлекательный натюрморт.

Ищите вдохновения онлайн, смотрите, что создают другие, что хорошо получается, и попытайтесь воссоздать это сами. Настанет время, и вы интуитивно будете знать, что работает, а что - нет. До тех пор, терпеливо продолжайте экспериментировать. У вас могут даже получиться неожиданные и приятные результаты.

  1. Выбирайте предметы съемки, которые могут "рассказать историю".
  2. Используйте рассеиватели для смягчения света.
  3. Пусть фон будет простым.
  4. Пользуйтесь широкой диафрагмой, чтобы размыть фон.
  5. Выбирайте уникальную композицию, постарайтесь выбирать ракурс сверху вниз.

Дополнительные ресурсы

  • Работа с наборами предметов, которая поможет вам задуматься о свете и новых способах фотографии.
  • . В любой фотографии стильного товара контекст также важен, как и сам товар. Ваши снимки проиллюстрируют это важное обещание.
  • "10 Советов новичку в фотографии натюрмортов". Когда создается фото, важно, чтобы была длинная выдержка, тогда фотографии статичных объектов будут идеальным объектом. По мере развития технологий, увлечение натюрмортами растет, и по-прежнему является одной из самых популярных специальностей в фотографии сегодня.

Заключительные мысли

Натюрморты - потрясающая возможность быть по-настоящему креативным с изображениями. Если вы хотите попробовать нечто новое - это может хорошо отвлечь вас. Часто, когда мне не удается снять удачный пейзаж, я создаю сцену с натюрмортом, и делаю ее снимок. Есть нечто удовлетворяющее в переходе от того, над чем у вас мало контроля к тому, чем вы можете управлять от начала до конца. Также это станет хорошим вдохновением в дождливый день.

Поначалу может быть сложно решить, что станет предметом съемки: подойдут ли они друг другу? Что вы пытаетесь передать с помощью этой композиции? Придерживайтесь простоты и думайте тематически: не только, будут ли предметы хорошо смотреться вместе в жизни, но подумайте и о цветах и текстурах. Метод проб и ошибок - естественный процесс, и может привести к неожиданным результатам.

Может быть легче найти сначала композиции натюрмортов в окружающей жизни, прежде, чем создавать собственную. Места вроде кафе - хороший источник вдохновения, где можно попробовать использовать разные объекты.

Когда будете создавать собственные композиции, помните сохранять крупные и очевидные объекты вне центра рамки (только если это не является вашим намерением), и подумайте о том, как будет падать свет. Рассеиватели помогут смягчить и выровнять свет, но если вы хотите добиться контраста, попробуйте направленный свет и темный фон, чтобы добиться драматичного эффекта.

Снимайте сверху в плоской композиции - это будет непросто, но может произвести интересный снимок. Воспользуйтесь этой техникой в качестве изображения объектов в неожиданном свете.

Для интересных снимков крупного плана и небольшого ГРИП, попробуйте использовать , чтобы размыть фон и показать ваши объекты с новой стороны.

Натюрморты по-настоящему позволяют вам натренироваться и научиться более умело управлять тем, что вы создаете. Если вам еще нужен повод для того, чтобы начать, почему бы не напечатать результат на холсте и не повесить на стену у себя дома? Таким образом вы сможете продумать цвета, текстуры и тему интерьера своей комнаты - это станет хорошей отправной точкой.