Подводные лодки проекта 955 борей габариты. «Борей» против «Огайо»: Америка пока мощнее

Атомные подводные лодки проекта 955 «Борей» предназначены для нанесения ракетных ударов по стратегически важным военно-промышленным объектам противника.

История

На смену ракетным подводным крейсерам стратегического назначения проектов 667БДРМ и 941, постройка которых про­должалась до начала 90-х гг., в ЦКБ МТ «Рубин» в середине 80-х была начата разработка двух проектов перспективных РПКСН 4-го поколения под обозначением «Борей-1» (проект 955) и «Борей-2» (проект 935) под руководством Генерально­го Конструктора С.Н. Ковалева. Первый проект был рассчитан для несения тяжелого межконтинентального ракетного ком­плекса Д-31, а второй для комплекса Д-35, так и оставшихся на стадии проектирования. В 1990 году дальнейшую разра­ботку проекта 955 возглавил новый Главный Конструктор В.А. Здорнов. Не смотря на то, что «Борей-1» в начале 90-х фак­тически был готов к серийному производству, распад Советского Союза и проблемы с созданием комплекса Д-31 задержа­ли его закладку на 4 года. Всего, в рамках последнего советского судостроительного плана намечалась постройка 14 РПКСН проекта 955.

Длина АПЛ — 170 м.Максимальное подводное водоизмещение — 24 тысячи тонн. Скорость подводного хода — до 29 узлов Глубина погружения — до 400 м. Автономность — 90 суток. Экипаж — 107 человек.

В 1997 г. по причине недофинансирования работ по строительству новых АПЛ, а также в связи с серией неудачных испыта­тельных запусков новой ракеты, было принято решение о заморозке дальнейшей постройки К-535, которая на тот момент состояла, в основном, из разрозненных корпусных конструкций, оборудования и закладной секции. В сентябре 1998 года дальнейшая разработка ракетного комплекса «Барк» была остановлена, а для вооружения проекта 955 был объявлен кон­курс на разработку перспективного твердотопливного ракетного комплекса под обозначением «Булава». По итогам этого конкурса, в котором участвовал ГРЦ им. В.П. Макеева с проектом БР «Булава-45» и Московский институт теплотехники с ракетой «Булава-30», победителем был признан МИТ. Одновременно шли поиски возможностей для постройки головной лодки в отсутствие достаточного финансирования, контрагентского оборудования и даже корпусной стали. Перепроекти­рование велось в спешке и завершилось в первой половине 1999 года. Неуверенность в дальнейшем развитии событий от­носительно основного вооружения проекта 955 привела к тому, что некоторое время параллельно существовали два тех­нических проекта этого РПКСН: «Борей-А» с комплексом «Барк» и «Борей-Б» с комплексом «Булава». При этом были разра­ботаны два варианта, предусматривавших использование корпусных секций лодок других проектов. В первом варианте (проект 09550) использовался задел недостроенных многоцелевых АПЛ проекта 971, а во втором (проект 09552, Главный Конструктор И.Л. Баранов) задел также недостроенных ПЛАРК проекта 949Б. Для дальнейшей реализации был выбран про­ект 09550.

В 2000 году работы по постройке К-535 были возобновлены. Для этого блоки недостроенной многоцелевой АПЛ К-337 «Ку­гуар» были доставлены из цеха №50 в цех №55 Севмашпредприятия. Сдача головной лодки флоту планировалась, при этом, в 2006 году. 19 марта 2004 года по проекту 09550 был заложен второй РПКСН под наименованием К-550 «Александр Невский» с заводским номером 202. При его постройке был использован задел многоцелевой АПЛ К-333 «Рысь».

В 2005 году было завершено формирование корпуса «Юрия Долгорукого», а 19 марта 2006 года под наименованием «Влади­мир Мономах» была заложена третья лодка серии по несколько измененному проекту 09551 (заводской номер 203). В де­кабре 2009 года были начаты работы по постройке четвертой лодки проекта под наименованием "Святитель Николай".

15 апреля 2007 года состоялся вывод К-535 из цеха в плавдок, 12 февраля 2008 года лодка была спущена на воду, а 21 ноября того же года на ней был произведен физический пуск реактора. 17 марта 2009 года начались швартовые испыта­ния, с 19 июня по 10 июля того же года прошел первый этап ходовых испытаний, а в августе завершился их второй этап. Таким образом, проект 09550 стал первым реализованным российским проектом 4-го поколения.

Описание

Лодка выполнена по двухкорпусной схеме. Прочный корпус разделен на 8 отсеков. 1-й отсек является торпедным. Также в нем находится аппаратная выгородка гидроакустического комплекса, носовая дифферентная цистерна и носовая группа аккумуляторной батареи. Во 2-м отсеке расположен центральный пост, жилые и медицинские помещения, часть радио­электронного вооружения общекорабельных систем, таких как насосное оборудование, гидравлическая система, конди­ционеры, электрические преобразователи и аккумуляторную батарею. 3-й отсек вмещает в себя часть боевых постов, вспомогательное оборудование (холодильные машины, дизель-генераторы, холодильные машины, различные насосы и эле­менты системы воздуха высокого давления), часть аппаратного оборудования РЭВ, а также шахты и фундаменты подъем­но-мачтовых устройств. 4-й и 5-й - ракетный отсеки. Прочный корпус в их районе имеет максимальный диаметр. 6-й от­сек отведен под паропроизводящую установку, а также ее вспомогательное и насосное оборудование. Далее следуют 7-й турбинный отсек, 8-й отсек с вспомогательным оборудованием и румпельное отделение с гидравлическими приводами кормовых рулей. В междубортном пространстве корпуса размещены цистерны главного балласта и цистерны замещения ракет. Вместо большого количества шпигатов проницаемой надстройки, свойственных предыдущим проектам советских РПКСН, использованы всего два протяженных щелевых шпигата.

Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на амортизаторах и в аморти­зационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной амортизации (каждый блок изолиро­ван от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус лодки покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием.

Рабочая глубина погружения «Борея» составляет 380 м, а предельная - 450 м. Автономность - 90 суток.

Конструкция

Двухкорпусная. Прочный корпус выполнен, вероятно, из стали с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм, обработка на прессах FUJICAR). Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛ установлено внутри корпуса на аммортизаторах и в аммортизационных блоках, являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной аммортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими аммортизаторами). Носовая оконечность ограждения рубки выполнена с наклоном вперед в целях улучшения обтекания. Корпус ПЛА покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вероятно, используются активные средства снижения шума. При создании первых трех лодок серии использован задел корпусов лодок пр.971, при создании же первых 6 корпусов вообще использован задел ПЛА предыдущих проектов.

ПЛ пр.955 имеют в 5 раз меньшую шумность, чем ПЛА пр.971 и пр.949А

Силовая установка

Главная энергетическая установка корабля включает энергетическое оборудование с паропроизводящей установкой (ППУ) ОК-650В тепловой мощностью 190 МВт и блочной паротурбинной установкой (ПТУ) «Азурит-90». Последняя включа­ет в себя главный турбозубчатый агрегат с однопроточной паровой турбиной и с эффективной системой влагоудаления из проточной части, маневровое устройство с блоком управления, планетарный двухступенчатый редуктор, автономные тур­богенераторы, встроенные пароэжекторные холодильные машины, гребной электродвигатель, виброизолирующую муфту, главный упорный подшипник, система автоматического регулирования частоты вращения вала и давления свежего пара, вспомогательные центробежные насосы и другое оборудование. Мощность ПТУ на валу составляет 43000 л.с., суммарная мощность автономного турбогенератора 7000 л.с. За счет этого достигается максимальная подводная скорость около 29 узл и надводная 15 узл.

В состав вспомогательной силовой установки входит резервный движительный комплекс с подруливающими устройствами в откидных колонках с погружными 2-х скоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с. На бор­ту лодки установлен вспомогательный дизель-генератор АДГ-1000 мощностью 1000 л.с., на базе дизеля 8ДМ-21С.

Система спасения - всплывающая спасательная камера, рассчитанная на весь экипаж ПЛ. Находится за ракетным отсе­ком. Спасательные плоты класса КСУ-600Н-4 (5 шт).

Всплывающая спасательная камера ПЛ пр.955

Вооружение

16 х БРПЛ комплекса Д-30 / 3К30 "Булава" с ракетами Р-30 / SS-NX-30 разработки Московского Института Теплотехники. Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) разработки ГРЦ им. Макеева (г.Миасс). По неподтвержденным пока данным на ПЛАРБ пр.955У будет 20 пусковых шахт БРПЛ.

Для целей самообороны проект 955 оснащен восемью торпедными аппаратами. На проекте 09550 четыре ТА калибра 533 мм и четыре калибра 650 мм размещены в носовой части корпуса над главной антенной гидроакустического комплекса. В состав ракетно-торпедного вооружения входят многоцелевые электрические торпеды УГСТ, УСЭТ-80 и др., КРБД РК-55 «Гранат» или «Бирюза», ракеты ПЛРК «Водопад». Боезапас - до 40 единиц. Средства противодействия торпедному оружию и гидроакустическим средствам включают комплекс «Шлагбаум» с шестью 533-мм непроникающими ПУ в надстройке но­совой части корпуса.

Управление всеми корабельными системами и оборудованием осуществляется посредством автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) «Округ-55». В нее интегрированы все уровни систем вооружения, энергетической установки, систем всплытия-погружения, жизнеобеспечения и др.

Гидроакустический комплекс - МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Борей» («Иртыш-Амфора-Б») с конформной крупногабаритной основной антенной «Амфора» и цифровой обработкой сигналов с использованием цифровых библиотек системы автомати­ческой классификации целей «Аякс-М». Боковые конформные антенны большой площади. Буксируемая антенна ГАС в об­текателе вертикального оперения ПЛ.

8 х 533 мм носовых ТА (боезапас до 40 торпед УГСТ, УСЭТ-80 и др., КРБД РК-55 "Гранат" или "Бирюза", ракеты ПЛРК "Водопад"). Система подготовки ТА "Гринда"

Боекомплект - общий - не более 40 торпед, ракет, ракето-торпед или самотранспортирующихся мин.

6 х 533 мм одноразовых неперезаряжаемых ПУ РЭПС-324 "Шлагбаум" запуска средств гидроакустического противодействия, расположена в надстройке (аналогично ПЛА пр.971). Боекомплект - 6 СГАПД:

МГ-104 "Бросок"

МГ-114 "Берилл"

Состав ГАК :

  • аппаратура шумопеленгования в звуковом диапазоне частот и аппаратура эхопеленгования (гидролокации):
  • носовая конформная пассивно-активная ГАС поиска и атаки, работающая на средних и низких частотах;
  • 2 бортовых конформных антенны большой протяженности;
  • аппаратура обнаружения гидроакустических сигналов работающих гидролокаторов (гидроакустической разведки) с ГАС обнаружения ГАС противника;
  • защищенная звукоподводная система передачи тактических данных аналогичная аппаратуре звукоподводной связи "Структура". Аппаратура госопознавания;
  • аппаратура шумопеленгования в низком звуковом диапазоне частот с использованием буксируемой протяженной ан­тенны;
  • аппаратура классификации целей "Аякс-М" с использованием цифровой библиотеки шумов;
  • ГАС миноискания;
  • ГАС измерения скорости звука в воде;
  • ГАС определения начала кавитации гребных винтов;
  • эхоледомер;
  • обнаружитель разводий во льдах;
  • обнаружитель полыней во льдах;

Атомная подводная лодка проекта 955 «Борей»

2 ноября 1996 года в городе Северодвинске в торжественной обстановке была заложена первая (как в нашей стране, так и в мире) атомная стратегическая подводная лодка, относящаяся к 4-му поколению. Новый подводный ракетоносец стратегического назначения был назван «Юрий Долгорукий». Исследования в области ракетных подводных лодок, относящейся к новому 4-му поколению, начались еще в СССР в 1978 году.

Непосредственной разработкой АПЛ проекта 955 (шифр «Борей» ) занималось ЦКБ «Рубин», главным конструктором по проекту был В.Н. Здорнов. К активным работам приступили в конце 1980-х годов. К этому моменту изменилась и общемировая обстановка, что наложило определенный отпечаток на облик новой подлодки. В частности было решено отказаться от экзотической компоновки и гигантских размеров, которыми обладали ПЛА «Акула», вернувшись к «классической» схеме.

“ Юрий Долгорукий “ на заднем плане ТРПКСН ТК-208 “ Дмитрий Донской “

Согласно первоначальным планам новый подводный ракетоносец планировали вооружить ракетным комплексом, созданным «макеевской» фирмой. Основным вооружением подводной лодки должны были стать мощные твердотопливные ракеты «Барк», оснащенные новой системой инерциально-спутникового наведения на цель, что позволило бы значительно улучшить точность стрельбы. Но серия неудачных испытательных пусков ракеты и скудное финансирование заставили конструкторов пересмотреть состав ракетного вооружения ракетоносца.

В 1998 году в Московском институте теплотехники (МИТ), который до этого специализировался на проектировании стратегических баллистических твердотопливных ракет наземного базирования (среди которых ракеты «Курьер», «Пионер», «Тополь» и «Тополь-М» ), а также противолодочных ракетных систем (знаменитая «Медведка») была начата работа по созданию абсолютно новой ракетной системы, которая известна как «Булава» . Данный комплекс по точности поражения целей и способности преодоления ПРО противника должен превзойти американский аналог - «Трайдент» II.

подводный старт “ Трайдент II “

проект 955 “ Борей “

Новая морская ракета достаточно сильно унифицирована с состоящей на вооружении РВСН межконтинентальной баллистической ракетой «Тополь-М», не являясь при этом ее прямой модификацией. Существенные различия в особенностях наземного и морского базирования не позволяют разработать универсальную ракету, которая бы в одинаковой степени удовлетворяла требованиям РВСН и ВМФ.

Новая ракета морского базирования Р-30 «Булава» по разным данным способна нести от 6 до 10 ядерных блоков индивидуального наведения, которые обладают возможностью маневра по тангажу и рысканию. Общий забрасываемый вес ракеты составляет 1150 кг. Максимальная дальность пуска составляет 8000 км, что достаточно для поражения практически всех точек на территории США за исключением юга Калифорнии и Флориды. В то же время во время проведения последнего испытательного запуска ракета преодолела 9100 км.

Согласно существующим планам по модернизации подводного флота России, РПКСН проекта 955 «Борей» должны стать одним из 4-х типов подводных лодок, которые будут приняты на вооружение. В свое время одной из особенностей советского, а затем и российского флота было использование десятков разнообразных модификаций и типов подводных лодок, что существенно осложняло их ремонт и эксплуатацию.

В настоящее время между Минобороны РФ и ОСК - Объединенной Судостроительной Корпорацией подписан контракт на разработку модифицированной версии РПКСН пр. 955А «Борей». Сумма контракта на разработку лодок составила 39 млрд. рублей. Строительство подводных лодок проекта 955А будет осуществляться в Северодвинске на ПО «Севмаш». Подводные лодки нового проекта будут иметь по 20 БРПЛ «Булава» и усовершенствованный комплекс вычислительных средств.

История создания и конструктивные особенности


Начиная с конца 80-х годов, подводная лодка проекта 955 проектировалась как двухвальный РПКСН, аналогичный по своей конструкции подводным лодкам серии 667 БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой шахт баллистических ракет под ракетный комплекс «Барк». По данному проекту и была заложена в 1996 году субмарина с заводским номером 201. В 1998 году было принято решение об отказе от БРПЛ «Барк» в пользу создания новой твердотопливной ракеты «Булава», обладающей другими габаритами.

Такое решение привело к перепроектированию подводной лодки. Одновременно с этим стало понятно, что субмарина не сможет быть построена и введена в строй в разумные сроки в условиях сокращения объемов финансирования и распада СССР. Развал СССР привел к прекращению поставок специфических марок металлопроката производства Запорожского Сталелитейного Завода, оказавшегося на территории независимой Украины. При этом при создании лодок было принято решение об использовании заделов по недостроенным подводным лодкам проектов 949А «Антей» и 971 «Щука-Б».

Движение подводной лодки осуществляется при помощи одновальной водометной движительной установки, обладающей пропульсивными качествами. Аналогично подводным ракетоносцам проекта 971 «Щука-Б», новая подводная лодка имеет выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками, а также два откидывающиеся подруливающие устройства, которые повышали ее маневренность.

подруливающее устройство

Подводные лодки проекта «Борей» оснащаются системой спасения - всплывающей спасательной камерой, которая может вместить весь экипаж субмарины. Спасательная камера находится в корпусе лодки позади от пусковых установок БРПЛ. Помимо этого на подводном ракетоносце имеется 5 спасательных плотов класса КСУ-600Н-4.

спасательная камера

Корпус подводной лодки проекта 955 «Борей» имеет двухкорпусную конструкцию . Вероятнее всего, прочный корпус лодки выполнен из стали толщиной до 48 мм и показателями предела текучести 100 кгс/кв.мм. Сборка корпуса субмарины производится блочным методом. Оборудование подводной лодки монтируется внутри ее корпуса в амортизационных блоках на специальных амортизаторах, которые являются частью общеконструкционной системы двухкаскадной системы амортизации. Каждый из амортизационных блоков изолирован от корпуса субмарины при помощи резинокордных пневматических амортизаторов. Носовая оконечность ограждения рубки ПЛА изготовлена с наклоном вперед, это сделано с целью улучшения обтекания.


Корпус подводной лодки покрыт специальным резиновым противогидроакустическим покрытием , также в ее конструкции, вероятно, применяются активные средства снижения шума. Согласно словам А.А. Дьячкова, гендиректора ЦКБ «Рубин», подводные лодки проекта 955 «Борей» обладают в 5 раз меньшей шумностью, чем ПЛА проектов 949А «Антей» или 971 «Щука-Б» .



Гидроакустическое вооружение подводной лодки представлено МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Борей» - единым автоматизированным цифровым ГАК, который объединяет в себе как сам ГАК в чистом его понимании (эхопеленгование, шумопеленгование, классификация целей, ГА-связь, обнаружение ГА-сигналов), так и все гидроакустические станции так называемой «малой акустики» (измерение скорости звука, измерение толщины льда, миноискание, обнаружение торпед, поиск полыней и разводий). Предполагается, что дальность действия данного комплекса превзойдет ГАК американских подводных лодок типа «Вирджиния».

АПЛ “ Вирджиния “

На подводной лодке установлена ядерная энергетическая установка (ЯЭУ), вероятнее всего, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или же аналогичная с мощностью порядка 190 МВт . На реакторе используется система управления и защиты ППУ - «Алиот». По неподтвержденной пока что информации на лодках данного проекта будет установлена ЯЭУ нового поколения. Для движения субмарины задействуется одновальная паровая блочная паротурбинная установка с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9ВМ или аналогичным ему с улучшенной амортизацией и мощностью приблизительно 50.000 л.с.

Для улучшения маневренности подводная лодка проекта 955 «Борей» оснащается 2-мя подруливающими двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160, каждый мощностью по 410 л.с. (по другим данным мощностью в 370 л.с.). Данные электродвигатели находятся в выдвигаемых колонках в кормовой части субмарины.

Основным вооружением лодки являются твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» , созданные Московским Институтом Теплотехники. Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) был создан в ГРЦ им. Макеева (город Миасс). На первых лодках проекта 955 «Борей» будет находиться по 16 БРПЛ «Булава», на лодках проекта 955А их количество будет доведено до 20 единиц .


ракетная шахта ПЛА с открытой крышкой

Помимо ракет лодка имеет 8 носовых 533-мм торпедных аппаратов (максимальный боезапас 40 торпед, ракето-торпед или самотранспортирующихся мин). С борта лодки могут применяться торпеды УСЭТ-80 и УГСТ , ракеты ПЛРК «Водопад». Также имеется 6 одноразовых неперезаряжаемых 533-мм пусковых установки РЭПС-324 «Шлагбаум» для запуска средств гидроакустического противодействия, которые расположены в надстройке (аналогично лодкам проекта 971). Боекомплект — 6 самоходных приборов гидроакустического противодействия: МГ-104 «Бросок» или МГ-114 «Берилл».



По состоянию на май 2011 года было известно, что, начиная с 4-го корпуса подлодок проекта 955 «Борей» (условно пр. 09554), будет изменяться форма корпуса лодки, которая станет ближе к изначально задуманному облику субмарин. Вероятно, данные лодки будут строиться без использования задела, который остался от ПЛА пр. 971. В носовых отсеках РПКСН планируется отказаться от двухкорпусности.

Наряду с носовыми антеннами ГАК «Иртыш-Амфора» будут использоваться протяжные корпусные антенны ГАК. Торпедные аппараты планируется сдвинуть ближе к центру корпуса и сделать их бортовыми. Передние рули глубины собираются переместить на рубку. Количество пусковых шахт планируется довести до 20, с уменьшением размеров проницаемой надстройки в районе шахт. Подвергнется модернизации и энергетическая установка, которая будет унифицирована с другими подлодками 4-го поколения.

Основные ТТХ лодки :
Экипаж - 107 человек (в том числе 55 офицеров);
Длина наибольшая - 170 м; Ширина наибольшая - 13,5 м; Осадка корпуса средняя - 10 м;
Водоизмещение подводное - 24.000 т; Водоизмещение надводное - 14.720 т;
Скорость подводного хода - 29 узлов; Скорость надводного хода - 15 узлов;
Глубина погружения предельная - 480 м; Глубина погружения рабочая - 400 м;
Автономность плавания - 90 суток;
Вооружение - 16 ПУ ракет Р-30 «Булава», на лодках проекта 955А - 20ПУ, 8х533 торпедных аппаратов.

2 ноября 1996 года в городе Северодвинске в торжественной обстановке была заложена первая (как в нашей стране, так и в мире) атомная стратегическая подводная лодка, относящаяся к 4-му поколению. Новый подводный ракетоносец стратегического назначения был назван «Юрий Долгорукий». Исследования в области ракетных подводных лодок, относящейся к новому 4-му поколению, начались еще в СССР в 1978 году.

Непосредственной разработкой АПЛ проекта 955 (шифр ) занималось ЦКБ «Рубин», главным конструктором по проекту был В.Н.Здорнов. К активным работам приступили в конце 1980-х годов. К этому моменту изменилась и общемировая обстановка, что наложило определенный отпечаток на облик новой подлодки. В частности было решено отказаться от экзотической компоновки и гигантских размеров, которыми обладали ПЛА «Акула», вернувшись к «классической» схеме.

Согласно первоначальным планам новый подводный ракетоносец планировали вооружить ракетным комплексом, созданным «макеевской» фирмой. Основным вооружением должны были стать мощные твердотопливные ракеты «Барк», оснащенные новой системой инерциально-спутникового наведения на цель, что позволило бы значительно улучшить точность стрельбы. Но серия неудачных испытательных пусков ракеты и скудное финансирование заставили конструкторов пересмотреть состав ракетного вооружения ракетоносца.

В 1998 году в Московском институте теплотехники (МИТ), который до этого специализировался на проектировании стратегических баллистических твердотопливных ракет наземного базирования (среди которых ракеты «Курьер», «Пионер», «Тополь» и ), а также противолодочных ракетных систем (знаменитая «Медведка») была начата работа по созданию абсолютно новой ракетной системы, которая известна как . Данный комплекс по точности поражения целей и способности преодоления ПРО противника должен превзойти американский аналог – «Трайдент» II.

Новая морская ракета достаточно сильно унифицирована с состоящей на вооружении РВСН межконтинентальной баллистической ракетой «Тополь-М», не являясь при этом ее прямой модификацией. Существенные различия в особенностях наземного и морского базирования не позволяют разработать универсальную ракету, которая бы в одинаковой степени удовлетворяла требованиям РВСН и ВМФ.

Новая ракета морского базирования по разным данным способна нести от 6 до 10 ядерных блоков индивидуального наведения, которые обладают возможностью маневра по тангажу и рысканию. Общий забрасываемый вес ракеты составляет 1150 кг. Максимальная дальность пуска составляет 8000 км, что достаточно для поражения практически всех точек на территории США за исключением юга Калифорнии и Флориды. В то же время во время проведения последнего испытательного запуска ракета преодолела 9100 км.

Согласно существующим планам по модернизации подводного флота России, РПКСН проекта 955 «Борей» должны стать одним из 4-х типов подводных лодок, которые будут приняты на вооружение. В свое время одной из особенностей советского, а затем и российского флота было использование десятков разнообразных модификаций и типов подводных лодок, что существенно осложняло их ремонт и эксплуатацию.

В настоящее время между Минобороны РФ и ОСК – Объединенной Судостроительной Корпорацией подписан контракт на разработку модифицированной версии РПКСН пр. 955А «Борей». Сумма контракта на разработку лодок составила 39 млрд. рублей. Строительство подводных лодок проекта 955А будет осуществляться в Северодвинске на ПО «Севмаш». Подводные лодки нового проекта будут иметь по 20 БРПЛ «Булава» и усовершенствованный комплекс вычислительных средств.

История создания и конструктивные особенности

Начиная с конца 80-х годов, подводная лодка проекта 955 проектировалась как двухвальный РПКСН, аналогичный по своей конструкции подводным лодкам серии 667 БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой шахт баллистических ракет под ракетный комплекс «Барк». По данному проекту и была заложена в 1996 году субмарина с заводским номером 201. В 1998 году было принято решение об отказе от БРПЛ «Барк» в пользу создания новой твердотопливной ракеты «Булава», обладающей другими габаритами.

Такое решение привело к перепроектированию подводной лодки. Одновременно с этим стало понятно, что субмарина не сможет быть построена и введена в строй в разумные сроки в условиях сокращения объемов финансирования и распада СССР. Развал СССР привел к прекращению поставок специфических марок металлопроката производства Запорожского Сталелитейного Завода, оказавшегося на территории независимой Украины. При этом при создании лодок было принято решение об использовании заделов по недостроенным подводным лодкам проектов 949А «Антей» и 971 «Щука-Б».

Движение подводной лодки осуществляется при помощи одновальной водометной движительной установки, обладающей пропульсивными качествами. Аналогично подводным ракетоносцам проекта 971 «Щука-Б», новая подводная лодка имеет выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками, а также два откидывающиеся подруливающие устройства, которые повышали ее маневренность.

Подводные лодки проекта «Борей» оснащаются системой спасения – всплывающей спасательной камерой, которая может вместить весь экипаж субмарины. Спасательная камера находится в корпусе лодки позади от пусковых установок БРПЛ. Помимо этого на подводном ракетоносце имеется 5 спасательных плотов класса КСУ-600Н-4.

Корпус подводной лодки проекта 955 «Борей» имеет двухкорпусную конструкцию . Вероятнее всего, прочный корпус лодки выполнен из стали толщиной до 48 мм и показателями предела текучести 100 кгс/кв.мм. Сборка корпуса субмарины производится блочным методом. Оборудование подводной лодки монтируется внутри ее корпуса в амортизационных блоках на специальных амортизаторах, которые являются частью общеконструкционной системы двухкаскадной системы амортизации. Каждый из амортизационных блоков изолирован от корпуса субмарины при помощи резинокордных пневматических амортизаторов. Носовая оконечность ограждения рубки ПЛА изготовлена с наклоном вперед, это сделано с целью улучшения обтекания.

Корпус подводной лодки покрыт специальным резиновым противогидроакустическим покрытием , также в ее конструкции, вероятно, применяются активные средства снижения шума. Согласно словам А.А.Дьячкова, гендиректора ЦКБ «Рубин», подводные лодки проекта 955 «Борей» обладают в 5 раз меньшей шумностью, чем ПЛА проектов 949А «Антей» или 971 «Щука-Б» .

Гидроакустическое вооружение подводной лодки представлено МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Борей» – единым автоматизированным цифровым ГАК, который объединяет в себе как сам ГАК в чистом его понимании (эхопеленгование, шумопеленгование, классификация целей, ГА-связь, обнаружение ГА-сигналов), так и все гидроакустические станции так называемой «малой акустики» (измерение скорости звука, измерение толщины льда, миноискание, обнаружение торпед, поиск полыней и разводий). Предполагается, что дальность действия данного комплекса превзойдет ГАК американских подводных лодок типа «Вирджиния».

На подводной лодке установлена ядерная энергетическая установка (ЯЭУ), вероятнее всего, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или же аналогичная с мощностью порядка 190 МВт . На реакторе используется система управления и защиты ППУ – «Алиот». По неподтвержденной пока что информации на лодках данного проекта будет установлена ЯЭУ нового поколения. Для движения субмарины задействуется одновальная паровая блочная паротурбинная установка с главным турбозубчатым агрегатом ОК-9ВМ или аналогичным ему с улучшенной амортизацией и мощностью приблизительно 50.000 л.с.

Для улучшения маневренности подводная лодка проекта 955 «Борей» оснащается 2-мя подруливающими двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160, каждый мощностью по 410 л.с. (по другим данным мощностью в 370 л.с.). Данные электродвигатели находятся в выдвигаемых колонках в кормовой части субмарины.

Основным вооружением лодки являются твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» , созданные Московским Институтом Теплотехники. Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) был создан в ГРЦ им. Макеева (город Миасс). На первых лодках проекта 955 «Борей» будет находиться по 16 БРПЛ «Булава», на лодках проекта 955А их количество будет доведено до 20 единиц .

Помимо ракет лодка имеет 8 носовых 533-мм торпедных аппаратов (максимальный боезапас 40 торпед, ракето-торпед или самотранспортирующихся мин). С борта лодки могут применяться торпеды УСЭТ-80 и , ракеты ПЛРК «Водопад». Также имеется 6 одноразовых неперезаряжаемых 533-мм пусковых установки РЭПС-324 «Шлагбаум» для запуска средств гидроакустического противодействия, которые расположены в надстройке (аналогично лодкам проекта 971). Боекомплект — 6 самоходных приборов гидроакустического противодействия: МГ-104 «Бросок» или МГ-114 «Берилл».

По состоянию на май 2011 года было известно, что, начиная с 4-го корпуса подлодок проекта 955 «Борей» (условно пр. 09554), будет изменяться форма корпуса лодки, которая станет ближе к изначально задуманному облику субмарин. Вероятно, данные лодки будут строиться без использования задела, который остался от ПЛА пр. 971. В носовых отсеках РПКСН планируется отказаться от двухкорпусности.

Наряду с носовыми антеннами ГАК «Иртыш-Амфора» будут использоваться протяжные корпусные антенны ГАК. Торпедные аппараты планируется сдвинуть ближе к центру корпуса и сделать их бортовыми. Передние рули глубины собираются переместить на рубку. Количество пусковых шахт планируется довести до 20, с уменьшением размеров проницаемой надстройки в районе шахт. Подвергнется модернизации и энергетическая установка, которая будет унифицирована с другими подлодками 4-го поколения.

Основные ТТХ лодки :
Экипаж – 107 человек (в том числе 55 офицеров);
Длина наибольшая – 170 м;
Ширина наибольшая – 13,5 м;
Осадка корпуса средняя – 10 м;
Водоизмещение подводное – 24.000 т;
Водоизмещение надводное – 14.720 т;
Скорость подводного хода – 29 узлов;
Скорость надводного хода – 15 узлов;
Глубина погружения предельная – 480 м;
Глубина погружения рабочая – 400 м;
Автономность плавания – 90 суток;
Вооружение – 16 ПУ ракет Р-30 «Булава», на лодках проекта 955А – 20ПУ, 8х533 торпедных аппаратов.

/По материалам militaryrussia.ru и vadimvswar.narod.ru /

Проект 955 «Борей» — ракетная подводная лодка.

Новейшие отечественные АПЛ типа «Борей» относятся к классу ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН). Они поступают на замену устаревших проектов АПЛ и предназначены для обеспечения стратегического ядерного сдерживания совместно с остальными элементами стратегической ядерной триады (ракетными войсками стратегического назначения и стратегической ракетоносной авиацией).

К слову о ядерном потенциале: не только оружие может сдерживать ядерную угрозу, но и идеология, в частности можно ознакомиться с идеями Вячеслава Моше Кантора .

Они получили в НАТО обозначение SSBN Dolgorukiy, по названию первой лодки проекта.

Стратегическим ракетоносцам четвертого поколения, к которым относится лодка, по традиции присваиваются названия российских боевых кораблей первого ранга. Первому кораблю (принят комиссией в 2012 г.) присвоено имя «Юрий Долгорукий». Второй корабль данного класса, который планируется ввести в боевой состав флота в 2013 г., назвали «Александр Невский». Третьей лодке данной серии присвоено имя «Владимир Мономах», четвертой - «Князь Владимир». Третья и четвертая находятся на стапелях в различной степени готовности.

Особенности.
Лодки данного проекта имеют двухкорпусную архитектуру. Ракетные шахты конструктивно размещены за ограждением выдвижных устройств. Такая конструкция позволила получить АПЛ с приемлемой осадкой. Одна из отличительных особенностей проекта - использование на РПКСН типа «Борей» (впервые на российских АПЛ) водометного движителя (вместо гребных винтов), обладающего высокими пропульсивными характеристиками. За счет этого снизился уровень шумов, возникающих в процессе движения АПЛ, почти в пять раз. Лодка способна на боевом дежурстве перемещаться на значительные расстояния. Сокращено время боевого развертывания подводного крейсера. Все эти показатели значительно усложняют вероятному противнику обеспечение эффективной противолодочной обороны и повышают боевую устойчивость российских стратегических сил сдерживания.

РПКСН оснащается новым комплексом гидроакустического вооружения «Иртыш-Амфора-Б». По своим боевым возможностям он превосходит штатные комплексы американских АПЛ типа «Вирджиния». Новые ракетоносцы можно эксплуатировать с имеющихся баз ВМФ.

Конструкция.
Отличительная особенность проекта 955 - скос боевой рубки, имеющей обратную стреловидность -75°. Для самообороны РПКСН получили восемь торпедных аппаратов. Их установка планировалась под углом к плоскости ракетоносца (диаметральной) по правому и левому бортам. Но из-за технических трудностей подобное размещение будет сделано только с четвертой лодки проекта. На трех первых торпедные аппараты размешены над главной антенной многофункционального гидроакустического комплекса (ГАК) в носовой части лодки. Там же, в надстройке, смонтирован комплекс «Шлагбаум» с шестью непроникающими ПУ, который выполняет задачи противодействия гидроакустическим средствам вероятного противника и его торпедному оружию.

Корпус лодки состоит из восьми основных отсеков. Первый - торпедный. Второй отсек отведен под центральный пост, медицинские и жилые помещения. Здесь же находится большая часть радиоэлектронного вооружения общекарабельных систем (насосное оборудование, системы кондиционирования и гидравлики, аккумуляторные батареи и электрические преобразователи). В третьем отсеке находятся часть боевых постов и аппаратного оборудования систем РЭВ, вспомогательное оборудование, фундаменты и шахты подъемно-мачтовых устройств. Четвертый и пятый отсеки являются ракетными, и у них принципиально новая конструкция. В их районе диаметр корпуса АПЛ максимальный. Шестой отсек полностью занимает паропроизводящая установка со вспомогательным и насосным оборудованием. Седьмой - турбинный. Восьмой отсек предназначен для размещения румпельного отделения с гидравлическими приводами кормовых рулей и вспомогательного оборудования. Цистерны замещения ракет и главного балласта находятся в междубортном пространстве.

РПКСН проекта 955 оснащен системой спасения экипажа - всплывающей спасательной камерой, в кото рой может разместиться весь экипаж лодки, и пятью спасательными плотами КСУ-600Н-4.

Стоящая на вооружении крейсера БР обладает меньшими габаритами, чем та, под которые лодка разрабатывалась. Поэтому лодки проекта конструктивно сохранили в районе четвертого и пятого отсеков развитую надстройку. Однако ее обводы в боковой проекции практически не выступают за пределы легкого корпуса лодки. Оперение крестообразной формы разместили в кормовой части. А сразу за ним - комплекс движения с водометными движителями. Лодка обладает вспомогательной силовой установкой с резервным движительным комплексом, предназначенным для работы подруливающих устройств. Эти устройства установлены в откидных колонках и оснащены двухскоростными гребными электродвигателями. Вспомогательное оборудование АПЛ дизель-генератор (ДГ) АДГ-1000 и мембранные опреснители.

Автоматизированная система боевого управления лодки «Округ-55» осуществляет управление в автоматическом режиме всем корабельным оборудованием и системами. В нее конструктивно интегрированы все уровни основных систем подводного ракетоносца: вооружения, всплытия-погружения, энергетики, жизнеобеспечения и т. п.

Основное оружие РПКСН - это комплекс «Булава» (Д-30), оснащенный трехступенчатой твердотопливной ракетой Р-30 и имеющий обозначение по международной классификации РСМ-56. Планируется, что, начиная с четвертой лодки, технически проект будет реализован в полном объеме. Количество шахт на лодках возрастет до 20. Будет осуществлена установка нового реактора и турбин. Кроме этого, лодка имеет восемь торпедных аппаратов: четыре калибра 533 мм и четыре калибра 650 мм. Аппараты универсальны и предназначены для использования как электрических торпед типа УЭСТ-80КМ и тепловых торпед типа «Физик», так и ПЛР (комплекс «Водопад»). Основное назначение данного вида вооружения - оборонительное оружие лодки.

Еще до распада СССР в нашей стране начались разработки атомной подводной лодки четвертого поколения, оснащенной баллистическими ракетами. Несмотря на трудности во время строительства, подводные крейсеры проекта 955 начали поступать на вооружение российского флота. Статья посвящена истории их создания и испытаний.

Еще во времена холодной войны в вооруженных силах обеих сверхдержав, Советского Союза и Соединенных Штатов, началось формирование «ядерной триады». Таким термином обозначают комплекс стратегических ядерных вооружений, состоящий из трех частей: авиационной (стратегические бомбардировщики), сухопутной (межконтинентальные баллистические ракеты шахтного базирования и подвижные комплексы) и морской (ракетные подводные крейсеры стратегического назначения). Обеим странам удалось создать подобную структуру стратегических ядерных сил.

В конце 1970-х – начале 1980-х годов международная обстановка начала накаляться. «Разрядка» заканчивалась, наступало время нового витка гонки вооружений. В Советском Союзе велась работа по обновлению компонентов «ядерной триады». В воздух в 1981 году поднялся новейший Ту-160, велась разработка ракет Р-36М и М2 шахтного базирования. Не остался без внимания и морской компонент ядерных сил СССР. В 1981 году на Северном флоте появился первый представитель АПЛ проекта 941 «Акула», являющихся самыми большими подлодками в мире. С 1984 года в строй стали поступать новые атомные подводные лодки проекта 667БДРМ. Они принадлежали к третьему поколению ПЛ.

Но еще до всех этих событий, в 1978 году, стартовали первые работы по формированию облика субмарины нового, четвертого поколения. К 1985 году они были завершены. Конструкторское бюро ленинградского предприятия ЦКБ «Рубин» в то же время приступило к созданию проекта подводного крейсера, получившего цифровое обозначение 955. Лодка должна была быть не только тише своих предшественников, но и по первоначальному плану нести новые баллистические ракеты Р-39УТТХ «Барк».

Период проектирования и начала строительства новой атомной подводной лодки совпал со временем тяжелой социально-экономической ситуации в нашей стране. Поэтому, несмотря на всю важность работ над лодками 955 проекта, они практически не получали государственного финансирования и, как следствие, шли очень медленно. Кроме того, задерживались и испытания «главного калибра» новых подлодок – баллистической ракеты «Барк». Тем не менее, осенью 1996 года на верфи «Севмаша» был заложен первый атомный подводный крейсер серии, именовавшийся сначала «Санкт-Петербург», а затем получивший свое новое имя – «Юрий Долгорукий» и обозначение К-535.

Однако строительство «Долгорукого» шло низкими темпами. Было и другое обстоятельство, осложнявшее судьбу подводных крейсеров проекта 955. Новая ракета, создаваемая для них, оказалась очень ненадежной, так как провалила все пусковые испытания. В 1998 году руководством страны было решено прекратить работы над «Барком». Новую ракету, впоследствии получившую известность под именем «Булава», начали создавать в Московском институте теплотехники. Из-за смены «главного калибра» конструкторам ЦКБ «Рубин» пришлось вносить изменения в конструкцию лодки. Модернизированный вариант получил обозначение «проект 09551».

Работы над новым атомным подводным крейсером возобновились в 2003 году. В следующем, 2004-м, была заложена вторая АПЛ серии – «Александр Невский», а еще через два года третья – «Владимир Мономах». Зимой 2008 года «Юрий Долгорукий» был спущен на воду. Через полтора года начались его ходовые испытания. В эти же годы шли активные испытания новой ракеты Р-30 «Булава». После нескольких первых удачных запусков с борта атомной подводной лодки 941 проекта новый «главный калибр» морских ядерных сил стали преследовать неудачи. В ходе нескольких следующих запусков постоянно возникали нештатные ситуации. Ходили даже разговоры о том, что новая баллистическая ракета непригодна для использования на подводных лодках, и новые «Бореи» придется вооружать старыми образцами. Однако конструкторам «Булавы» удалось выявить все неисправности, и дальнейшие пуски, производившиеся уже с борта К-535 «Юрий Долгорукий», завершились успешно.

Ходовые испытания новой лодки 955 проекта продолжались. Зимой 2010 года вторая АПЛ серии, «Александр Невский», была спущена на воду. В следующем же, 2011 году с борта «Долгорукого» были произведены первые стрельбы ракетами «Булава». Уже в конце 2011 года между государством и кораблестроителями был заключен новый контракт на постройку атомных подводных крейсеров по улучшенному проекту 955А. Лодки этой серии будут еще более незаметными для средств акустического обнаружения, кроме того на них будут устранены прочие недостатки, выявленные в ходе испытаний первых подлодок 955 проекта.

В 2013 году первые атомные подводные ракетные крейсеры проекта 955, К-535 «Юрий Долгорукий» и К-550 «Александр Невский», были приняты в строй Военно-морского флота России. Первый останется на Северном флоте, второй же отправится на Тихий океан. Несмотря на все трудности, преследовавшие конструкторов подлодок и ракет, российские морские ядерные силы получили новейший боевой подводный корабль четвертого поколения. В ближайшие годы новым «Бореям» предстоит заменить устаревающие подлодки третьего поколения и стать на долгие годы неотъемлемой частью «ядерного щита» нашей страны.