Образование взгляд в будущее атлас новых профессий. «Атлас новых профессий - в жизнь

В атласе рассказано о новых профессиях в разных сферах и о тех профессиях, что уходят на покой. В скором времени он будет распространяться по школам.

что мне НЕ понравилось:

Есть новые профессии, которые просто переименовались из уже существующих профессий и вполне популярных, например, "агроном, работающий с ГМО" или "архитектор мед.оборудования".
Есть профессии с очень частной функцией, например, "специалист по защите прав потребителей электроэнергии".
Есть профессии, которые придуманы исходя из текущей моды - например, "ментор стартапов для школьников".

Из профессий, которые отправляют на покой удивило, что копирайтер там рассматриваются исключительно как тот, что пишет про "пластиковые окна недорого", а не тот, кто креативит решения для брендов.
Про умирающие профессии лектора (есть же видеозаписи) и журналиста (есть же программы-расшифровщики звуков в текст) я даже не знаю, смеяться или возмущаться.

А главное, что обидно, в атласе по большому счету позиция старая, что можно школьником выбрать профессию и до пенсии на ней сидеть. И профессии будущего нужно знать, чтобы ты как самый хитрый сейчас в 8 классе решил, что будешь "проектантом жизни медицинских учреждений" и все, востребованная профессия с большой зарплатой у тебя в кармане.
Не говорится о том, что нужно заранее готовить себя и своих детей НЕ к одной возможной профессии будущего, а к тому, что в будущем как раз придется постоянно учиться и переучиваться, быстро менять свою траекторию и быть самому себе "трендвотчером" (который тоже есть в атласе).

что понравилось:

Атлас красивый. По нему легко ориентироваться. Там хорошая табличка в начале о связи качеств человека с нуждами профессий и о свойствах разных профессий. Он лишний раз подтолкнет к тому, чтобы подумать о профессиях, которые ты вот прямо сейчас не видишь среди своих родных и знакомых, и о том, что вообще происходит в мире с технологиями и общественными процессами.

НО я бы его рассматривала не в лоб, а исключительно как повод для разговора с семьей, преподавателями, психологами, профконсультантами.

А так... Представляете среди наших с вами детей (да и среди нас с вами - чем черт не шутит!) будут специалист по кибер-протезированию, проектировщик нейроинтерфейсов по управлению роботами, дизайнер виртуальных миров, менеджер фонда прямых инвестиций в талантливых людей (это чур мне!), медиатор социальных конфликтов, космобиолог, строитель "умных дорог" и тренер по майнд-фитнесу.

Как вам такое будущее?
А как сам атлас?


Знаете ли вы, кто такой “пинспоттер”? Так раньше, в начале прошлого века, называли работавших на дорожке для боулинга мальчиков, которые ставили кегли и подавали шары. А кто такой “резчик льда”? Человек, который во времена, когда не было холодильников, заготавливал лёд. Как можно догадаться, этих профессий уже давно нет, как и многих других. И вообще, по прогнозам специалистов, к 2030 году перестанут существовать 57 профессий (в том числе – лектор, кондуктор, вахтёр, телефонист, почтальон и так далее), зато появится 186 новых. Так что сегодняшним школьникам делать выбор следует с прицелом на будущее.

Посудите сами: совсем недавно такие названия как проектировщик доступной среды, разработчик киберпротезов, архитектор “умного дома”, дистанционный координатор безопасности и тому подобное встречались разве что в фантастических романах. А сейчас этим занимаются тысячи людей по всему миру и их количество будет лишь увеличиваться. Специально для того, чтобы будущее стало ближе, создан “Атлас новых профессий” - альманах перспективных отраслей и профессий, актуальных на ближайшие 15-20 лет. Эта внушительная книга разработана Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления СКОЛКОВО по итогам уникального для России масштабного исследования «Форсайт компетенций 2030». Атлас можно найти на сайте http://atlas100.ru .

В современном мире любая профессия в течение короткого промежутка времени способна получить новое содержание и распасться на огромное количество совершенно разных специальностей, - говорит руководитель направления АСИ “Атлас новых профессий” Дмитрий Судаков . – Наука и техника развиваются настолько интенсивно, что вузам приходится идти на радикальные меры, менять не только содержание, но и сами подходы к высшему образовании. Система подготовки конкретного специалиста обречена хотя бы потому, что цикл обучения составляет 4-5 лет, а за этот срок в технологиях происходят кардинальные перемены и многие знания устаревают. Даже учебник много теряет за тот срок, пока его готовят в печать. Выход – необходимо в корне пересмотреть всю программу образования, начиная с детского сада, делая упор прежде всего на развитие мотивации, самостоятельности, ответственности.


Но главная проблема, считает Дмитрий Судаков, в том, что у нас утеряна крайне важная компетенция – думать о будущем, уметь и иметь смелость не просто поразмышлять, что будет лет через 10, 20, 30, но и начать делать что-то конкретное по реализации задуманного. “Атлас новых профессий” как раз даёт возможность ребятам почувствовать себя реальными строителями этого будущего, конструировать свою жизнь с прицелом на десятилетия вперёд. Если не делать этого, всем нам придётся жить в чужом будущем, которое создадут для себя другие люди. И не факт, что оно нам понравится. А вот чтобы избежать серьёзных противоречий, в каком направлении развиваться, нужно учиться договариваться, налаживать коммуникации, грамотно излагать свои мысли, быть не только настойчивым, но и терпеливым.

Безусловно, профориентационную работу необходимо проводить и в школе, и в семье, в этом должны быть заинтересованы все, - уверен председатель МАН “Интеллект будущего” Лев Ляшко . – Нужно рассказывать ребятам о профессиях, о вузах, где готовят по тем или иным специальностям, о вакансиях, зарплатах и так далее. Однако не менее важно донести до них и другую мысль – не надо бояться менять профессию! Более того, это тоже один из навыков будущего. Да, нужно уметь выбирать то, что тебе нравится, и стараться дойти в этом до совершенства. Но не должно быть так, что человек становится заложником когда-то давно сделанного выбора и десятилетиями тянуть воз, который ему уже давно в тягость. Надо научить детей гибко подстраиваться под реалии времени и стремиться к тому, чтобы работа приносила удовольствие.


Кстати, почти все мероприятия Малой академии наук как раз и помогают школьникам найти себя в той или иной сфере науки, культуры, искусства. И чем бы школьник ни занимался, какой бы теме ни была посвящена его работа, полученные навыки помогут ему в выборе жизненного пути и достижении поставленной цели. Среди “выпускников МАН” – огромное количество успешных учёных, бизнесменов, политиков, руководителей. Кстати, многие из них продолжили своё развитие в том направлении, которое они начали разрабатывать ещё в школе, выбрав тот или иной проект, исследовательскую работу.

Посмотрите на список творческих научных работ, с которыми ребята приехали на фестиваль: “Сравнение литературных произведений и экранизаций”, “Математика в футболе”, “Влияние звука на организм человека”, “Создание топливного элемента на основе карбида кремния”… Кто знает, может быть, кого-то из них ожидает Нобелевская премия?


Юные исследователи берутся за темы вполне взрослые, жизненные, напрямую связанные с тем, что происходит в нашем обществе: “Диссиденты советской эпохи и Российской действительности: принципы, сходства, различия”, “Сила воли как саморазвитие в подростковом периоде”, “Технология ведения информационной войны “Окно Овертона”, “Проблемы ювенальной юстиции”. Ребята не просто описывают то, что видят, но анализируют, ищут выход, предлагают свои решения. И нам, взрослым, надо уметь их слышать, помогать, поддерживать.

Кому сказать “спасибо”?

Все участники фестиваля независимо от возраста очень серьезно подходят к выбору будущей профессии и с удовольствием поделились с нами своими рассказами. Каждая из этих историй достойна внимания…

Виктор БЕРЕЗИН, ученик 10 класса Обдорской гимназии, Салехард, ЯНАО :

Я хочу стать специалистом в области юриспруденции. Раньше мечтал быть учителем, потому что мама работает в школе. А вот папа, сестра, муж сестры – юристы, поэтому решил к ним присоединиться. Тем более что мне интересны такие предметы как история, право, обществознание. На самом деле, в вопросе выбора профессии свою роль сыграли все понемногу – и семья, и школа, и сам я.


Софья СУПОГАЛИЕВА, ученица 10 класса медицинского лицея при СГМУ им. В.И.Разумовского, Саратов :

Мне нравится профессия врача, хочу стать гематологом. Об этом я мечтала с детства, сколько себя помню. Всегда было интересно, хотелось помогать людям избавляться от болезней. У меня дядя врач, у него очень много книг и журналов по медицине, я их тоже листала, читала. Правда, родители и дядя не слишком одобряют мой выбор, но мне самой всё равно хочется. Как только появилась возможность, в 9 классе поступила в медицинский лицей, мне очень нравится тут учиться. Дядя даже предложил мне поработать у него в роли санитарки, думал, что это отобьёт у меня охоту. Но – нет, наоборот! Конечно, есть теоретическая вероятность, что случится нечто из ряда вон выходящее, и я передумаю. Но тогда я стану химиком, эта профессия мне тоже нравится.

Или лингвистом, потому что люблю иностранные языки. Хотя, конечно, лучше бы и то, и другое, и третье охватить, а не выбирать одно из трёх.

Ольга ПАТРИНА, учитель математики школы №1, Кондрово, Калужская область :

Профориентационная работа у нас проходит в рамках спецкурса “Выбор профессии”, который стоит в расписании 9-х классов. С помощью специальных тестовых технологий мы выясняем склонности и направленности каждого ребёнка, а также его интересы и предпочтения. Служба занятости поставляет нам сведения о вакансиях и наиболее востребованных профессиях, и на основании всех этих данных мы рассказываем детям о том, кто сейчас нужен стране, где можно этому научиться, что для этого надо уметь, какие предметы изучать более глубоко, и так далее. Возможно, имеет смысл вводить этот курс не в 9-м классе, а раньше. С другой стороны, у нас ведь хорошо организована внеклассная деятельность, кружковая работа, а это тоже профориентация.


Александр МИХЕЕВ, ученик 5-го класса лицея №22 “Надежда Сибири”, Новосибирск :

Я хочу стать музыкантом. Или инженером. Я со второго класса занимаюсь робототехникой и с четырёх лет играю на пианино. Мне интересна и музыка, и техника. В детстве у меня была пластмассовая клавиатура на батарейках, и мама заметила, что я хорошо подбираю на слух мелодии. Поэтому она записала меня в музыкальную школу. А с роботами я познакомился в школе, когда нам показали фильм и разрешили поиграть в конструктор.

Илья ЮМАШЕВ, ученик 10-го класса Самарского лицея информационных технологий :

Пока не определился с выбором профессии, но уже точно знаю, что она будет связана с физикой. Мне нравится этот предмет, причём не в теоретическом, а именно практическом плане - что-то делать, производить, строить, рассчитывать какие-нибудь сложные конструкции. Наверное, стану инженером. Когда в школе начался курс физики, я понял, что это моё. Во многом за это надо сказать спасибо учителям. Но и родителям тоже, потому что папа у меня – инженер, он помог привить интерес к своему делу. Раньше думал пойти в химики. Но химиков требуется гораздо меньше, чем инженеров. А ведь нужно уже сейчас думать не только о том, куда поступать, но и о том, где найти работу.


Даниил ФЕДИН, ученик 5-го класса школы №1, Кондрово, Калужская область :

Ещё во втором классе я решил, что буду флеш-аниматором. Тогда на Новый год родители подарили мне графический планшет, и мне очень понравилось рисовать мультфильмы. А раньше хотел стать космонавтом. Может, потом родители ещё что-нибудь интересное подарят, из-за чего я захочу стать кем-нибудь другим, но пока нравится то, чем я занимаюсь уже три года, и не собираюсь от этого отказываться. В школе, в основном, никто ничего про профессии не говорит. Поэтому те мои одноклассники, которые решили стать программистами или дизайнерами, сделали свой выбор, благодаря родителям, а не учителям.

Алиса ГАБДРАХМАНОВА, ученица 8-го класса гимназии №91, Уфа, Республика Башкортостан :

Я хочу стать дизайнером одежды. Интерес к этому делу возник ещё в четвёртом классе, когда вдруг захотелось создать что-то своё, собственное. И с тех пор рисую,

придумываю новые фасоны, модели. Беру примеры с известных дизайнеров, модельеров. Нравится! Родители, учителя, одноклассники удивлены, им почему-то кажется странным мой выбор. Но они и не отговаривают меня, что тоже хорошо. В школе, если честно, нам никто ничего не говорит о профессиях. Разве только в рамках своего предмета. Почему-то учителя думают, что если они заставляют детей участвовать в олимпиадах по математике или физике, то мы обязательно станем математиками или физиками. А вот я бы охотно приняла участие в олимпиаде по дизайну. Но таких, насколько мне известно, пока просто нет.

Разговор на актуальную тему поддержали и взрослые участники форума.


Марина ЧИЖОВА, преподаватель биологии медицинского лицея при СГМУ им. В.И.Разумовского, Саратов :

Профиль нашего учреждения по умолчанию предполагает, что у нас учатся очень мотивированные дети. Однако это вовсе не значит, что все наши выпускники уходят в медвузы. Да это и не является нашей главной целью. Мы – общеобразовательное учреждение, поэтому стараемся растить всесторонне развитых школьников, а то, что они получают углублённые знания по некоторым предметам, помогает им уверенно сдавать экзамены в самые разные вузы – например, химические, биологические, сельскохозяйственные и так далее. Наша задача – помочь ребятам раскрыть свой потенциал, показать им перспективы роста, дать прочную базу, на которой потом они могут стоить всё, что угодно. Да, с одной стороны, поскольку лицей всё-таки относится к медицинскому университету, мы ориентируем детей на поступление именно туда. С другой, мы ни коим образом не принуждаем их, не ограничиваем в возможности выбора будущего жизненного пути. Мы просто учим их, а попутно на практике показываем, чем занимаются врачи разных специальностей. И там уже дело каждого, понравится это ему или нет.


Андрей МАКУШКИН, доцент кафедры физиологии Института атомной энергетики, Обнинск, Калужская область :

Профориентационную работу, я уверен, нужно начинать не в каком-то определённом классе, а в возрасте, когда он способен понять суть и смысл той или иной деятельности. Но начинать нужно не в школе, а в семье. Родители лучше всех знают своих детей, их склонности, интересы. А потому необходимо предоставить каждому ребёнку возможность попробовать себя в том или ином деле. И лучше всего это можно организовать с помощью кружков в школах или домах творчества. А какой-нибудь специальный курс, посвящённый профориентации, занятия, призванные ориентировать на тот или иной род занятий, имеет смысл вводить не раньше 9-10 класса. Да и то – с обязательной возможностью выбирать, строить нестандартные схемы, работать на стыке, чтобы не ограничивать ребёнка-гуманитария только гуманитарными предметами, но заинтересовать его другими науками.

Малая академия наук «Интеллект будущего» предоставляет школьникам уникальную возможность попробовать, испытать себя в самых разных областях знаний, и предлагает огромный выбор: более 100 конкурсов в проектах «Познание и творчество», «КИТ – креативность, интеллект, талант», «Эврикум», «Интеллект-экспресс» . На сайте http://future4you.ru вы найдёте список мероприятий и испытаний для школьников и учителей, посвящённых «Атласу новых профессий». Каждый желающий может написать эссе, провести увлекательную игру, принять участие в командном конкурсе «Классная олимпиада» или проверить свою сообразительность в проекте «IQ-champion». Как видите, создана целая сеть направлений для профориентации школьников и раскрытия их талантов.

«Космические» профессии будут одними из самых востребованных, считают авторы атласа. Фото Reuters

Через 10 лет на смену провизорам, швеям и турагентам в России придут биофармакологи, дизайнеры одежды с генерацией энергии и менеджеры по космическому туризму. Такие перемены на рынке труда сулят составители «Атласа новых профессий», которые выбрали для молодых россиян более 100 самых перспективных специальностей. Правда, пока получить большинство профессий будущего в России просто невозможно.

Президентское Агентство стратегических инициатив (АСИ) вместе со школой управления «Сколково» подготовили «Атлас новых профессий» - справочник, показывающий, какие профессиональные направления будут востребованы через 10–20 лет. В сборник вошли 132 новые профессии, разделенные по 19 отраслям, и более 30 «профессий-пенсионеров», которые, по прогнозам экспертов, должны исчезнуть в ближайшем будущем. В подготовке справочника профессий будущего участвовали 2,5 тыс. российских и иностранных специалистов.

Атлас профессий будущего должен стать для молодых людей своего рода картой жизненных и карьерных возможностей. Авторы прогноза постарались объяснить, какие навыки и компетенции будут востребованы в будущем и как изменится сама структура рынка труда. Для каждой специальности составители выделяют и так называемые надпрофессиональные навыки – от сверхэкономичного производства до мультиязычности и мультикультурности.

Надо сказать, что атлас профессий будущего и в самом деле выглядит футуристично. Если, например, такие профессии, как консультант по здоровой старости или инженер производства малой авиации, можно осваивать уже сейчас, то образовательные возможности для будущих космогеологов или архитекторов медоборудования, обладающих одновременно медицинскими и техническими знаниями, весьма ограничены.

«Этот атлас – пока наш первый шаг, он не полный, и мы не планируем останавливаться на достигнутом. Мы хотим в перспективе перейти к тому, чтобы заинтересованный абитуриент или родитель мог ввести на сайте профессию или образ профессионала в будущем – и под него была выстроена целостная траектория образовательного и профессионального развития. Программа атласа будет выдавать пошаговую инструкцию – например, сначала поучиться в одном вузе, потом поехать на стажировку, затем поработать на предприятии. И тогда при соблюдении этих условий через 15 лет человек станет тем, кем он хотел стать», – рассказал на презентации атласа руководитель департамента проектов и практик направления «Молодые профессионалы» АСИ Владимир Солодов. Пока же составители атласа ограничились небольшим списком вузов и работодателей для каждой отрасли.

Перечень вымирающих профессий оказался не менее удивительным. К 2020 году, согласно прогнозу, устареют не только рабочие специальности вроде лифтера, вахтера и почтальона, но и интеллектуальные – например, лектор в университете, копирайтер и турагент. А после 2020 года исчезнут журналисты, логисты, водители такси и даже инспекторы ДПС.

Насколько точным окажется прогноз, сказать невозможно. Однако составители атласа уверены, что изменения в структуре рынка труда неизбежны. А вот скорость появления новых профессий может быть разной. Это зависит и от желания предпринимателей заниматься развитием технологий, и от способности образовательной системы удовлетворять возникающие потребности в новых специалистах, и от готовности федерального правительства способствовать переменам.

Опрошенные «НГ» эксперты к атласу профессий отнеслись скорее скептически. Руководитель программы «MBA – стратегическое управление человеческими ресурсами» ВШЭ Екатерина Варга считает, что подобные исследования могут быть интересны людям, выбирающим профессию, но сами работодатели мало обращают на них внимания. Пока у работодателей самые практические потребности, куда атлас профессий будущего явно не входит. «Например, Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) перестал устраивать уровень подготовки приходящих к ним выпускников вузов. Эксперты ОАК провели собственное исследование и, заручившись согласием Минобрнауки, изменили образовательные программы в целом ряде вузов», – рассказывает эксперт.

Исполнительный директор компании «Горизонт» Галина Мельникова полагает, что такого рода справочники в любом случае интересны и полезны, но их востребованность и уровень доверия к ним зависят и от компетенции экспертов, и от методологии прогнозов. При этом граждане должны учитывать, что долгосрочные прогнозы, как правило, не сбываются. «Но то, что в будущем приоритетными окажутся наукоемкие, высокотехнологичные отрасли, это не новость – наверняка так и будет», – уверена Мельникова. По ее мнению, преимуществами на рынке труда будут обладать главным образом высококвалифицированные специалисты инженерно-технологических отраслей.

Профессии будущего и прошлого
Будут востребованы до 2020 года Будут востребованы после 2020 года Устареют до 2020 года Устареют после 2020 года
Генетический консультант Специалист по киберпротезированию Лектор Юрисконсульт
Проектировщик инфраструктуры «умного дома» Разработчик образовательных траекторий Оператор call-центра Инспектор ДПС
Оценщик интеллектуальной собственности Специалист по безопасности в наноиндустрии Турагент Системный администратор
Экопроповедник Дизайнер носимых энергоустройств Копирайтер Риелтор
Корпоративный антрополог Эксперт по «образу» будущего ребенка Испытатель техники Машинист товарных составов

Проводит: НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ «ОБНИНСКИЙ ПОЛИС».

Поддерживающие организации:

Автономная некоммерческая организация « ПО ПРОДВИЖЕНИЮ НОВЫХ ПРОЕКТОВ;
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК «ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО»

Цель конкурса: привлечь учащихся средних и старших классов к изучению материалов «Атласа новых профессий» для реализации проектов: профориентационных мероприятий, разработки внеклассных мероприятий, профориентационных уроков, предметных уроков для знакомства учащихся с новыми профессиями и компетенциями будущего.

Деятельностный подход, согласно ФГОС второго поколения, является основным подходом в современном образовании. А всесторонне реализовать его позволяет проектная деятельность. Сегодня каждый ученик должен получить навыки подготовки и выполнения проекта. Это способствует формированию всех универсальных учебных действий, о которых говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте.

В заданиях конкурса учтены самые современные данные «Атласа новых профессий» (альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет, составленный при поддержке и - http://atlas100.ru/about ).

Участвуя в конкурсе, вы сможете активизировать развитие универсальных надпрофессиональных навыков, которые потребуются и детям, и взрослым в недалеком будущем. А будущее начинается уже сегодня. Ваше настоящее неразрывно связано со школой. Какой станет школа будущего? Как и чему в ней будут учить? Что можно сделать уже сейчас, чтобы заглянуть в будущее? Как изменятся некоторые профессии в будущем?

Как достичь успеха в профессии и преумножить его? Для ответа на эти вопросы просто необходим свежий взгляд. Лучшие эксперты страны по выбору профессии считают, что к 2020 году многие популярные профессии уйдут в прошлое, потеряют актуальность. Возникают новые технологии, требующие абсолютно новых профессий. Поэтому уже сегодня необходимо заранее готовиться к предстоящим изменениям в мире профессий на этапе школьной жизни.

Задачи конкурса:

Психолого-педагогическая подготовка детей к выбору жизненного пути на основе «Атласа новых профессий;
- реализация требований ФГОС, повышение качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной деятельности;
- формирование и развитие интеллектуально-личностных навыков, универсальных учебных действий, которые будут востребованы на рынке труда в недалеком будущем;
- практическая реализация социально значимых проектов в образовательной среде.

II. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

Учащиеся 5-11 классов образовательных организаций всех типов:

Общеобразовательных организаций (школ, гимназий, лицеев и т.д.);

средних специальных учебных заведений;

Учреждений дополнительного образования детей,
детских и молодёжных организаций.

Для участия в конкурсе необходимо представить разработку по одной из предложенных номинаций и ПРОВЕСТИ разработанное мероприятие, отправив в оргкомитет несколько фотографий (3-5) или видеоролик, а также отзывы учащихся (родителей, педагогов), которые принимали участие в мероприятии.

Условие: необходимо показать, как вы понимаете свои перспективы на рынке труда будущего. При работе над проектом используйте материалы «Атласа новых профессий».

1. IТ-технологии.

Принимаются ваши оригинальные разработки - инструменты современного обучения с привлечением информационных технологий: онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, компьютерные мини-игры по различным предметам, составленные на основе Атласа новых профессий.

2. Игромастер. Попробуйте стать игромастером. В недалеком будущем появится такой специалист по разработке, организации и сопровождению обучающих игр. Принимаются проекты, раскрывающие содержание и методику проведения различных игр, раскрывающих содержание и суть Атласа новых профессий: обучающих, общеинтеллектуальных, коммуникативных, развлекательных и др. Ваш проект должен содержать саму игру, а также итоги проведения, анализ ее результативности.

3. Школьный стартап. Современное образование становится все более предметным и практико-ориентированным, поэтому важнейшим компонентом такого образования становятся реальные проекты учащихся, в том числе их стартапы. Принимаются проектные работы, в которых раскрыта инициатива автора в достижении своей идеи (творческой, экономической, социальной). Проекты должны основываться на внедрении в жизнь идей, описанных в Атласе новых профессий.
В данной номинации возможны следующие варианты:

Проект «Центр развития образовательной среды». Как могут развиваться образовательные услуги в вашей школе? Какие возможности своей школы вы используете для своей подготовки к будущему? Проект может раскрывать возможности получения необходимых в будущем, но не входящих в школьную программу, знаний, умений, навыков, необходимых в выбранных вами или вашими одноклассниками профессиях будущего. Например, вы подготовили и провели дополнительные курсы, циклы внеурочных занятий («Азы профессии сити-фермера», «Как достичь успеха в профессии биотехнолог?», «Постигаем мастерство менеджера космотуризма…» и пр.). Раскройте смысл, результат вашей работы, как вы смогли продвинуть в школе свою идею. Можно подготовить и провести небольшой цикл занятий (3-4) с одноклассниками о профессии будущего. Сценарии таких занятий и творческий отчет могут стать основой конкурсного проекта.

Школьный бизнес-инкубатор. Проекты о реализации различных школьных бизнес-идей. Можно выбрать отрасль или профессию в «Атласе новых профессий» (http://atlas100.ru/about/ ) и на основе ее описания придумать и реализовать один из проектов.

Тьютор. Будущее образования связано с тьюторством. Тьютор – это педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся. Покажите, как определенная дисциплина может быть адаптирована к конкретному ребенку.

Тренер по майнд-фитнесу. Одним из вариантов может быть проект по майнд-фитнесу. Тренер по майнд-фитнесу - это специалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрацию внимания, скорость чтения, устный счет и др. в зависимости от особенностей ребёнка). Ваш проект может представлять собой специальную программу интеллектуально-личностного развития с учетом особенностей психотипа и задач пользователя.

4. Навыки будущего. В этой номинации принимаются проекты, раскрывающие способы развития одного из универсальных надпрофессиональных навыков, которые будут востребованы в будущем. В данной номинации возможны варианты (для полного ознакомления с навыками будущего перейдите по ссылке
http://atlas100.ru/future/articles/rabota-budushchego-kakoy-ona-budet/ )

Мультиязычность и мультикультурность. Выбирается какая-либо конкретная профессия, готовится проект об особенностях данной профессии в выбранных 2-3 странах. Задача – сравнить культурные особенности в сфере данной профессии. В чем сходство, каковы различия? В качестве приложения готовится «Словарь профессионала» (какие профессиональные слова, фразы используются в данном виде деятельности в разных странах).

Умение действовать в ситуации неопределенности. Это очень востребованный навык на рынке труда уже сегодня. Принимаются проекты, в которых раскрываются способы, обучающие умениям действовать в режиме быстрой смены условий задач, быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, распределять ресурсы и управлять своим временем. Например, можно придумать 10-15 вопросов (заданий) разной сложности и ценности по содержанию Атласа новых профессий, по сути новых профессий, по надпрофессиональным навыкам наподобие «Своей игры». При этом простой вопрос может оцениваться высокими баллами, а сложный – низкими, и наоборот, т.е. участники не должны знать, какой вопрос их ждет и сколько баллов они заработают. В конце подводятся итоги и опрос участников: 1) какие чувства вы испытывали во время игры; 2) почему нужно научиться действовать в ситуации неопределенности; 3) как этот навык может пригодиться в вашей будущей жизни? Основа этого проекта – игровые вопросы и обобщение ответов участников.

Коммуникативная компетентность. Работа с людьми. Принимаются социальные проекты, направленные на работу по распространению среди одноклассников, учащихся вашей школы сведений по Атласу новых профессий. Опишите ваши действия. Зафиксируйте мнение одноклассников. Пришлите проект, раскрывающий вашу работу в социальной сфере.

Навыки художественного творчества . Проявите свои творческие способности, покажите развитый эстетический вкус. Проекты данного направления могут быть посвящены творческому воплощению ваших талантов по теме «Моя будущая профессия». Выберите любую профессию (или отрасль) в Атласе новых профессий (http://atlas100.ru/about ). Подготовьте творческий проект, связанный с этой профессией.

Экологическое мышление. Проекты, раскрывающие бережливое отношение к любым типам используемых природных ресурсов (например, снижение энергопотребления, расхода воды или природного сырья), а также сокращение объема производимых отходов Навыки «экологически ответственного поведения» должны освоить все люди, начиная с самого детства.

5. Разработка и проведение внеклассного мероприятия с использованием Атласа новых профессий
Разработайте и проведите профориентационную игру с использованием Атласа новых профессий (http://atlas100.ru ).
По итогам игры представьте её разработку, творческий отчет с фото и возможно видеоматериалами.

6. Разработка и проведение внешкольных развивающих игр по Атласу новых профессий
Представьте проект, предусматривающий разработку и проведение развивающих игр по Аталсу новых профессий вне стен школы.
Разработайте структуру игры, правила игры.
Подготовьте раздаточный материал, презентацию к игре и т.д.
Подготовьте методическое описание игры.
Проведите игру. Соберите отзывы участников.

7. Разработка и проведение классных уроков по Атласу новых профессий.
Разработайте классный урок (классный час) с использованием Атласа новых профессий.
Напишите сценарный план урока, разработайте игровые решения: примеры, иллюстрации, схемы, карточки – для применения во время урока.
Подготовьте презентацию к уроку.
Проведите урок и пришлите все разработанные материалы, творческий отчет, фото (видео) материалы, отзывы.

IV. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ МАТЕРИАЛОВ

1. Соответствие тематике конкурса.
2. Конструктивность предложенного содержания.
3. Оригинальность и креативность представления конкурсных материалов.
4. Возможность распространения данной практики.
5. Эффективное, адекватное использование Атласа новых профессий.

V. ЭКСПЕРТНАЯ КОМИССИЯ КОНКУРСА

Для оценки конкурсных материалов участников конкурса создаётся экспертная комиссия.

Состав экспертной комиссии:

Судаков Дмитрий Александрович – руководитель проекта «Атлас новых профессий» Агентства стратегических инициатив, ведущий эксперт проекта по разработке методики прогнозирования потребности в рабочих кадрах (Skills Technology Foresight, совместно с Международной организацией труда), председатель экспертной комиссии;

Голованов Виктор Петрович - главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», доктор педагогических наук, профессор Заслуженный учитель Российской Федерации;

Исакова Инга Николаевна - психолог высшей категории, Почётный работник общего образования РФ, специалист НП «Обнинский полис» по организации психологического сопровождения исследовательской деятельности учащихся и личностного роста учителя;

Кузьмин Максим Олегович - директор по развитию МАН «Интеллект будущего»;

Лукша Екатерина Борисовна , руководитель программ АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», направление «Социальные проекты».

Ляшко Лев Юрьевич - председатель Общероссийской общественной Малой академии наук «Интеллект будущего», кандидат педагогических наук, Лауреат премии Правительства РФ в области образования;

Ляшко Татьяна Васильевна – директор образовательных программ Общероссийской общественной Малой академии наук «Интеллект будущего», Лауреат премии Правительства РФ в области образования;

Маленкова Людмила Ивановна - кандидат педагогических наук, профессор, эксперт МАН «Интеллект будущего»;

Панченко Ольга Григорьевна - профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кандидат философских наук;

Федоровская Елена Олеговна – кандидат биологических наук, зам. председателя МАН «Интеллект будущего» по научно-методической работе, Лауреат премии Правительства РФ в области образования.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ

Аннотация: объём до 900 знаков, включая пробелы.
В начале аннотации указывается: а) название проекта; б) инициалы и фамилия автора (авторов); в) краткое название учреждения и населенный пункт с указанием субъекта Российской Федерации.

Конкурсная работа может быть представлена в любом формате в зависимости от её вида.

Обязательное условие: практическое применение с приложением фото, по возможности видео материалов.

Файл с работой называется по фамилии участника проекта (первому автору), далее указывается через пробел город, организация, в которой Вы учитесь. Например: Иванова Томск Школа7.

Внимание! Работа представляется на конкурс индивидуально или в соавторстве (не более 5 соавторов). Если авторы прислали работу на конкурс, то предполагается, что они дают согласие на публикацию этих материалов на сайте Атласа новых профессий (http://atlas100.ru ), в электронном журнале «Академиан», в специальных сборниках журналах. Авторские права на материалы сохраняются за участниками.

VII. ЧТО ОЖИДАЕТ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА ПРОЕКТОВ

1. По итогам конкурса участники в своём личном кабинете смогут скачать Свидетельство Участника Всероссийского открытого конкурса проектов учащихся «Атлас новых профессий – в жизнь!».

3. Трем победителям конкурса отправляются Грамоты от Директора направления «Молодые профессионалы» Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

4. Лучшие работы будут опубликованы на сайте Атласа новых профессий (http://atlas100.ru ) с указанием фамилии и имени авторов, в журнале «Академиан» – электронном издании Малой академии наук «Интеллект будущего».

5. Участие в очной конференции. По итогам заочного тура конкурсанты приглашаются на очный проект – Всероссийскую конференцию «Созидание и творчество».

IX. ПОРЯДОК УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ

1. Изучить информацию на сайте Atlas100.ru об Атласе новых профессий.
2. Выбрать любую понравившуюся номинацию. Подготовить и реализовать проект.
3. Зарегистрироваться на сайте pedkurs.ru. На верхней вкладке нажать кнопку «Каталог курсов». В «выпавшем» списке выбрать конкурс «Атлас новых профессий – в жизнь!», напротив нажать кнопку «Подать заявку».
На сайте дана инструкция, как зарегистрироваться и прикрепить файл (описание проекта, презентацию, фото и видеоматериалы).
В названии файла указывается фамилия участника, город, учреждение.
Например: Иванова Томск Лицей 12.

Отправляя работу на конкурс, Вы тем самым даёте разрешение на внесение в базу ваших данных и публикации ваших результатов на сайте нашей организации.

Обращаем внимание , для участия в конкурсе необходимо в период с 1 марта по 25 апреля 2016 года отправить в Оргкомитет (разместить на сайте) заявочные материалы (описание проекта, отчёт о проведении с фото, видео приложениями).

Атлас новых профессий - это инструмент профессиональной ориентации, который поможет открыть новые горизонты перед школьниками. Ведь чтобы стать хорошим профессионалом через несколько лет, нужно как можно четче представить, чем ты хочешь заниматься в будущем, и начать меняться уже сегодня. Мы хотим, чтобы конкурс, основанный на материалах Атласа, помог тем, кто только начинает свой жизненный путь и ищет возможность для самореализации, определить оптимальное направление развития.

Вопросы о проведении конкурса можно задать по электронной почте Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.