Научиться гравировке по металлу. Работа гравером по дереву и другим материалам: видео, выбор гравера и уход за ним. Электрохимическая гравировка - что понадобится

В этом материале я хочу вам рассказать о гравировке на металле. Этапы гравировки на металле почти ничем не отличаются от таких же , но всё-таки есть некоторые нюансы.

Инструменты и материалы

Для гравировки по металлу нам необходимо тоже самое, что и для гравировки по оргстеклу - всё тот же дремель и насадки, а именно: конусообразная и сферическая . В этом случае гибкий вал необходим, поскольку хоть металл и твёрже оргстекла, но работа с ним требует большей деликатности, а при работе с алюминием, так и вовсе без него не обойтись. Если хотите поэкспереметировать , то стоит взять полироль. Но берите защитную - никаких там паст ГОИ и тому подобнох. По этому пункту вроде всё.

  • Во-первых, очистите рабочее место и выберите поверхность такого размера, чтобы можно было без проблем оборачивать заготовку. В гравировке по металлу вам не понадобится направленный свет - хватит просто обычного освещения.
  • Второе по важности - это комфорт . Сядьте так, дабы ваша рука могла свободно достать верха заготовки. Также уложите заготовку и проверьте её на прогиб. Может быть так, что в самый важный момент металл прогнётся и фрезу поведёт в ненужном направлении, запортачив при этом всю работу.
  • Протрите хорошо поверхность, уберите всю пыль и избавьтесь от жира.
  • Закрепите хорошо дремел ь. Если у вас есть штатив – хорошо, просто прекрасно. Но бывают случаи, что дремель лежит без фиксации, посему есть два выхода: или одним глазом гравировать, а другим посматривать на инструмент, или просто привязать его к столу чем-нибудь. К примеру, я держу дремель на коленке - так удобней всего для меня.

Итак, приступим к процессу. Сначала мы выбираем рисунок и печатаем один на самоклейке, а второй - на обыкновенной бумаге. Зачем второй я расскажу позже.

Отпечатанный рисунок для гравировки

Ко всему прочему, мне приходилось еще обводить дополнительно все линии, из чего я извлек дельную уловку. Дальше мы прикидуем расположение рисунка, а после этого клеим его. Желательно приклеивать, начиная с угла и продолжая по диагонали. Недопустимы никакие вздутия бумаги непосредственно на рисунке.

Для начала берём конусоидную насадку. На фотографии видно, как она потрепалась за время использования, но само жало ещё способно выдавать ровную линию.

Конусообразная насадка на гибком вале

Садимся за работу, крестимся трижды и начинаем. Во время работы не отвлекаться, не раздражаться и не задумываться . Самым оптимальным ход насадки будет, если вы расположите её под градусом и будете двигать её в сторону более острого угла. На рисунке, приведённом ниже, её нужно двигать в правый нижний угол.

Процесс нанесения гравировки на металл.

Вот несколько промежуточных фотографий работы.

На последней фотографии видно, как отодралась бумага. В основном, я снимаю её под горячей водой, но в этот раз в гараже не было ни капли жидкости, поэтому я в нетерпении просто содрал её. У кого получится аккуратней, тому стоит поэкспериментировать с этим делом. Можно, к примеру, всё это закрасить, получив оригинальный эффект. В итоге мы имеем неплохую, но незавершенную картинку, которая сама по себе одиноко смотрится на чёрном фоне.

Первый вариант гравировки на металле

А вот теперь берём тот самый неиспользованный рисунок и прикидываем на нём карандашом те места, где будем «заливать». После этого берём сферическую насадку и начинаем делать заливку. Итог таков:

Гравировка на металле с заливкой

  • Если нужно выгравировать длинную линию, начинайте снизу и ведите дремель от себя. Каким-то образом линия получается очень ровной. Как я говорю: «С душой».
  • Когда только начинайте гравировать, то возьмите ручку и прямо на рисунке наведите основные линии, исключая ненужные.
  • Очень часто бумага попадает под фрезу и зажёвывается, после чего чисто машинально фреза может пойти не в том направлении. Во избежание этого стоит начинать линию чуть дальше и заканчивать чуть раньше. Потом при финальной доработке вы её наведёте.
  • Если случилось так, что весь участок очень тяжелый, то просто на линиях поставьте точки, а в конце соедините их.
  • Во время заливки не стоит хаотично сошкрябывать краску. Если линия заливки очень большая, то не стоит её заливать поступательно. Лучше всего пройтись от начала и до конца, не останавливая фрезу на отдельном участке.
  • Опять-таки – не делайте очень маленьких деталей. Последствием может быть отшелушивание краски.

Сегодня мы познакомим вас с небольшим, но полезным руководством одного из лучших моддеров сайта www.bit-tech.net – Магнуса Персона

Чтобы достичь успеха в моддинге, необходимо использовать набор общепринятых приемов. Один из основных – гравировка. А это не так просто, как может показаться простому обывателю с первого взгляда. Поэтому сегодня мы познакомим вас с небольшим, но полезным руководством одного из лучших моддеров сайта www.bit-tech.net – Магнуса Персона (Magnus Persson).

Если вы считаете, что гравировка придает любому корпусу совершенно новое видение, и хотите попробовать создать свой первый шедевр собственноручно, тогда эта статья в некоторой мере покажется вам интересной. Многолетний опыт Магнуса в этой сфере поможет нам определить основные принципы и законы гравировки.

Гравировка – один из простейших способов создать уникальный внешний вид вашего корпуса. Сегодня мы попытаемся донести до вас базовые знания, необходимые моддеру. Перед началом работ возникает ряд вопросов: «Какой инструмент использовать?», «Какие насадки следует покупать?», «Необходимо гравировать алюминий, сталь или плексиглас?», и основной – «Что следует делать, чтобы достичь желаемого результата?».

Мы надеемся, что в процессе прочтения данной статьи вы найдете ответы на все вышеперечисленные вопросы.

На сегодняшний день пригодные для гравировки в домашних условиях машины имеют множество различных брендов и компаний. Но Магнус привык использовать оборудование только одного производителя – Dremel. Моддер пробовал использовать продукцию и других компаний, но ничего лучшего он так и не нашел. Поэтому без доли сомнения он рекомендует только Dremel.

Если говорить о конкретной модели, то тут энтузиаст остановился на Dremel 400. В США она имеет несколько другое название - Dremel 400 XPR.

В модельном ряду компании имеются также и беспроводные экземпляры, но Магнус рекомендует использовать их только в случае работы над совсем маленькими объектами. К тому же периодическая подзарядка отнимает достаточно много времени и отвлекает от непосредственной работы.

Также необходимо приобрести несколько дополнений к устройству гравировки. Первое - гибкий вал Dremel 225 Flexshaft - вещь, которую просто необходимо иметь (must have). Это подобие удлинителя делает гравировку намного проще. Вместо большого дремеля в руках вы держите предмет, лишь немного превышающий по размерам обычный карандаш. К тому же это позволяет погасить значительную часть вибрации. Хорошей вещью является также 2222 Flexshaft Tool Holder – держатель для дремеля, который также несколько облегчает процесс гравировки.

Теперь настало время подробнее остановиться на насадках. Их существует невообразимое множество типов и моделей. Как бы то ни было, все их можно разбить на две большие категории: для алюминия/металла и для плексигласа.

Для металлов Магнус всегда использует насадки с алмазным покрытием головки. Благодаря ним можно повысить качество конечного результата. К тому же прочность насадок значительно возрастает.

При работе с плексигласом можно также применять насадки с алмазной стружкой. Но в данном случае их использование не оправдано – какого-либо отличия в результате от обычных чаще всего заметить нельзя.

Если говорить о конкретных моделях, то Магнус использует следующие насадки: насадки Dremel с Алмазным напылением 7103, 7105 и 7134 для алюминия/стали и насадки 105, 106 и 107 для гравировки плексигласа .

Приобретя основной инструментарий, мы полностью готовы к началу работ по гравировке. Вернее почти полностью. Дело в том, что «взять и творить» может только достаточно небольшое количество людей, обладающих истинным талантом. Остальным же необходимо предварительно разработать подробный дизайн. Обычно это делают на компьютере с помощью подходящего ПО. Но как с достаточной точностью перенести заготовку на поверхность материала?

Магнус рекомендует использовать карбоновую бумагу Pelican Plentycopy. Вы просто распечатываете на ней нужный рисунок, прикладываете к материалу, на который необходимо нанести гравировку, и обводите обычным карандашом. После этого на поверхности металла или плексигласа остаются ровные и аккуратные линии, обозначающие края гравировки. Может быть, это не самый дешевый, зато самый качественный способ.

Достаточно слов, пора переходить к делу. Сначала Магнус попробует выгравировать эмблему сайта www.bit-tech.net . При покрытии больших площадей необходимо наносить полоски в одном направлении, иначе рисунок будет смотреться менее эстетично. Также одно из основных условий получения достойного результата – отсутствие небрежности и спешки. Важно не прикладывать слишком больших усилий и не пытаться вогнать в материал насадку. Помните, это машина должна выполнить всю работу, а не вы!

Контуры выгравированы с помощью насадки 7134

Насадка 7105 использована для заполнения

Гравировка по акрилу значительно отличается от рассмотренной выше. Причиной различий служит, прежде всего, меньшая прочность и твердость по сравнению с алюминием или металлом. Так что одним из самых важных условий обработки плексигласа является сохранение глубины гравировки.

Также необходимо быть осторожным с оборотами – при их значительном повышении материал начнет плавиться.

Следует помнить, что при гравировке плексигласа сторона, на которую нанесен рисунок, всегда должна быть внутри корпуса. Это вносит определенные трудности. Так, если необходимо нарисовать несимметричный рисунок или надпись, работать придется в зеркальном режиме. Сам Магнус несколько раз ошибался в этом, так что приходилось начинать все с нуля. Конечно, можно расположить лист плексигласа и рисунком наружу, но это несколько снижает визуальный эффект.

На начальном этапе гравировки акрила используем насадку 106

Одной из особенностей работы с плексигласом является возможность выбора текстуры гравировки. Можно использовать линии или точки, как это делает Магнус.

Неоспоримый плюс выбора плексигласа в качестве материала состоит в возможности организации подсветки. Во многих случаях она способна значительно изменить зрительное восприятие рисунка. Для этого требуются лишь набор светодиодов или, как сделал Магнус в данном случае, лампы холодный катод.

Вот мы и подошли к концу нашего небольшого гида по гравировке. Как и в любом другом деле, здесь имеются сотни секретов, трюков и особенностей, которые можно познать лишь при непосредственном выполнении работы. Так что не бойтесь, начать никогда не поздно. И главное не забывать основное правило: не надо торопиться.

Магнус отправляется работать над своим следующим корпусом, а нам позволяет насладиться небольшой фотогалереей своих работ по гравировке.

Тысячи лет назад человечество освоило способ рисунка на металле. Способ основывался, как снятие верхнего слоя поверхности вещества подручными способами. Появление в обиходе человека металла, появилась необходимость освоении нового ремесла – гравировки.

Новейшее оборудование и технологический процесс позволяют создавать красивые, уникальные вещи. Станочный способ предполагает работу в автоматическом режиме, что существенно экономит время. Для домашнего вида работ, достаточно освоить способы художественного дела. Перенос рисунка возможно произвести лазером или специальной машинкой.

Основные виды гравировки на металле

Ремесло под названием гравировка появилось множество столетий назад. Предметы и украшения, выполнение с индивидуальной гравировкой передаются поколениями. Гравировка на металле позволяет придать изделию индивидуальный вид и уникальность. На практике имеется несколько видов гравировки.

Ручная гравировка появилась самой первой, пользуется спросом при выполнении ювелирных украшение по сей день. Детали, имеющие неровную поверхность обработать машиной практически невозможно. Нанесение надписей на кольцах и других украшениях выполняется в основном ручным способом. Инструментом для работы служит штихель, небольшая стамеска с заостренным концом. Гравировка ручным способом делает приятным внешний вид, добавляет стоимости. Минусами данного способа стоит отметить высокую цену, выполнение работ требует необходимых профессиональных навыков и мастерства.

При механическом способе применяется специальный станок, используемый инструмент спец фреза, которая снимает часть верхнего слоя с поверхности изделия. Простая работа, а также невысокая ее стоимость сделали данный способ практически самым распространенным. Поверхность изделия должна быть максимально ровной и соответствовать размерам станины при оборудовании. Материалы повышенной прочности обрабатываются инструментом с алмазным напылением.

Лазерная гравировка на металле более новый способ обработки изделий. Быстрота работ, доступность технологий сделали метод наиболее используемым видом. Изделие принимает необходимый рисунок или надпись путем выжигания при гравировке лазером.

Данный вид имеет несколько минусов, одним из них является то, что надпись или рисунок быстро стираются с продукта. На ювелирных изделиях лазерная гравировка смотрится эстетично, качество работы зависит от инструмента и квалификации мастера.

Общая технология

Выполнение процессов гравировки предполагает множество видов техник. Основные способы это ручная и механическая, последняя подразделяется на категории оборонной и штриховой.

  1. Объемный рисунок возможно получить путем применения оборонной гравировки, более глубокая обработка подразумевает трехмерную гравировку.
  2. При выполнении поверхностных действий применяется штриховая техника. Процесс производится в несколько шагов, наносятся линии контура обработки, штриховыми движениями снимается часть металла с поверхности.



Самостоятельное выполнение резцовой гравировки выполняется штихелем. Специальный инструмент возможно приобрести в художественных магазинах. Принадлежности для ручного процесса подразделяются на типы:

  • Мессер — штихель необходим для изготовления тонких линий.
  • Гравировка, предусматривающая параллельные линии делается реп-штихелем.

Инструменты для гравировки по металлу невозможно использовать без качественной заточки штихеля. Для качественной работы нужно обточить инструмент мелкозернистым точильным камнем, после чего протереть кожаной тканью.

При работах мелкими предметами, понадобится специальная подушка. Изготовить данный инструмент можно своими руками, материал одинаковых размеров соединяется нитью по краям. Необходимо оставить промежуточное место для наполнения сыпучим материалом или песком. Заготовка выворачивается наизнанку, в образованное отверстие высыпается песок, после чего вся остальная часть подушки зашивается строчкой.

Использование инструмента потребует аккуратного отношения и предварительных навыков. Нужно использовать инструмент как обычную ручку при письме, большим пальцем рабочей руки придерживают инструмент сбоку.

Гравировка по металлу выполняется от себя, в случаях изменения направления рисунка или надписи, наилучшим вариантом остается разворачивать подушку в нужных направлениях.

Нанести рисунок на металл возможно путем лазерной гравировки. Уникальное изделие может использоваться в виде подарка или подписи фурнитуры. Изменение дизайна, надписи на металлических изделиях, доступны такой технологией, как лазерная гравировка.

Нанесение рисунка в цветном виде происходит с использованием стеклографа, выполненного в форме карандаша или тушью. После гравировки, поверхность обрабатывается бесцветным лаком, чтобы сохранить максимально дольше результат. Четкий рисунок возможно получить с помощью красок на масляной основе, перед нанесением поверхность расцарапывается и обрабатывается краской.

Чернение возможно получить без использования специального оборудования. Применяется смешанные вещества карбоната калия и серы, пропорции соблюдаются один к двум. Необходимо поместить смесь материалов на медленный огонь в удобной таре, процесс необходимо пристально контролировать и перемешивать состав. После почернения состава, огонь выключается, а смесь перетирается в ступе. Процесс чернения происходит несколькими шагами:

  • Состав смешивается водой в соотношении один к 9.
  • В специальную емкость опускается предмет, подготовленный к выполнению действий.
  • Нагрев детали происходит до того момента, пока не произойдет чернение, материал должен приобрести необходимый оттенок.

Перед нанесением надписи необходимо сделать сделать фон, такие случаи не требуют обработка лаком. Гравировка по металлу может быть выполнена с разными оттенками, достаточно смешать специальные вещества. Раствор из хлористого цинка и медного купороса придаст детали темно коричневый оттенок, смешивание производится 1 к 1 водой. Сероватый оттенок возможно получить из смеси 2 гр. поташи и серы, обычной поваренной соли к литру воды. Раствор сернистого калия в соотношении грамм к 250 гр. воды, придаст изделию красный оттенок.

После окончания деятельности удаляется используемый лак. Существует техника черни, процесс не схож с чернением при гравировке по металлу. Процесс возможно произвести только механическими способами, из подручных предметов исполнение невозможно.

Способы гравировки в домашних условиях

Процесс гравирования по металлу выполняется несколькими известными способами. Все возможные варианты отличаются необходимым инструментом и навыками.

Лазерная гравировка, осуществляемая по металлу потребует наличие необходимого оборудования. При небольших объемах деятельности, затраты на покупку оборудования можно считать неприемлемыми. Гравировка лазером позволяет отображать малейшие детали при работе, рисунок выглядит четко, без помарок. Данный вид подходит для предпринимателей, ремесло у которых является основным видом дохода.

Ручное выполнение потребует всего нескольких инструментов, наличие химических составов. Высокое качество рисунка возможно получить только при наличие определенных навыков в данной сфере. Инструмент для работы должен быть отлично заточен и разнообразен, для выполнения деятельности на профессиональном уровне.

Использование специального прибора для нанесения рисунков и надписей

Получение качественного изделия по окончанию процесса – главный приоритет любого мастера. Для выполнения работ своими руками, в домашних условиях, наилучшим вариантом является приобретение инструмента под названием гравер. Наличие множества оснасток, приспособлений расширяют спектр применения и делают труд удобным. Механическая гравировка выполняется по технологии.

  1. Перед тем, как сделать гравировку необходимо подготовить узор или рисунок. Разметить изделие можно тонким маркером или заточенным карандашом, также можно воспользоваться копиркой.
  2. Использовать инструмент необходимо при достаточном освещении, работы производить в одном направлении, чтобы избежать отколов и заусенцев.
  3. По окончанию действий с металлом, область произведения покрывается бесцветным лаком. Для закрепления результата возможно использовать воск, наносимый тонким слоем на изделие.

Использование ручного гравера или бор машинки необходимо производить только со специальным инструментом. Выбор насадок настолько велик, что существует вероятность перепутать инструмент, что в конечном итоге приведет к порче изделия.

Нанесение рисунка, используя подручный набор материалов

Различные виды гравировки в домашних условиях возможно выполнить путем электрохимического воздействия. Для использования понадобится набор средств, которые имеются у каждого под рукой.

  1. Емкость соответствует полному размеру изделия. Деталь должна полностью помещаться, горлышко должно быть наиболее широким для удобной работы. Для небольших изделий подойдет граненый стакан, наилучшим вариантом остается стеклянная банка.
  2. Провода для соединения с зажимами. Возможно использовать бытовую прищепку с фольгированными зажимами, но лучше воспользоваться специальными «крокодилами».
  3. Источник напряжения. Достаточно зарядки от мобильного телефона выходом более 1 ампер. Возможно использование зарядного устройства для аккумулятора автомобиля или бытовых приборов мощностью до 12 вольт.
  4. Соль используется в необходимой концентрации, на 250 мл воды, примерно 2 чайные ложки.
  5. Лак для ногтей. В хозяйственных магазинах существует заменитель – цапон — лак. Состав идентичен, также легко оттирается ацетоном или спиртом.

Процесс происходит путем нанесения рисунка на металл зубочисткой либо иголкой. После наносится слой лака на поверхность. Плюсовой провод источника питания прикладывается к изделию, минус опускается в стакан с водой, металлическим предметом. Глубина травления металла зависит от времени процесса. По окончании процесса травления, слой лака удаляется ацетоном.

Гравирование по металлическому предмету бормашиной

Инструмент работает путем снятия слоя металла с поверхности изделия.

Цена бор машинки кусается, поэтому для использования несколько раз – покупка не целесообразна.

Для использования данного способа понадобится набор различных насадок. Сделать гравировку машинкой не отнимет множество времени на подготовку и процесс. Перед началом действий с металлом, следует протестировать станок обычным металлом, привыкнуть к работе, полностью изучить конструкцию.

Гравировка по металлу с использованием различного оборудования

Человечество обуздало ремесло работы по металлу более пяти тысячелетий назад. Совершенствующиеся каждым днем технологии позволяют производить работы различным оборудованием.

Гравировка лазером используется совместно с пастой-раствором. Наносится раствор на материал перед процессом, на обрабатываемый участок. Лазером выжигается рисунок или надпись, путем изменения температуры, химического процесса. Раствор сопутствует растворению лишнего материала. Гравировка лазером используется в различных направлениях, но цена очень высока, за счет использования дорогостоящего оборудования.

Алмазная гравировка выполняется фрезой со специальным напылением и конструкцией. Исполнение предполагает четырёхгранные выемки, которые переливаются при просмотре изделия под разным углом.

Работа с объемными деталями возможна на фрезерном станке. Оборудование можно изготовить при домашних условиях, а также приобрести в специализированных магазинах. Обработка материалов фрезерным станком используется при серийном производстве, подходит для сувенирных изделий, брелоков и других металлических материалов.

Гравировка на производстве

Процесс не отличается от работ в домашних условиях. Перед действиями полируется предмет, затем обезжиривается. Перед подготовкой к процессу изделие тонируется серным раствором, который распределяется равномерно по детали.

Обведение рисунка происходит с помощью металлической иглы по приклеенной кальке. Рисунок и тени выполняются максимально реалистично, для получения качественного результата.

После работ рисунок покрывается защитным слоем из бесцветного лака либо воска. Затем изделие протирается насухо, полируется для получения блеска.

Инструменты и материалы

При потребности в качественной гравировке следует обратиться к сотрудникам специальной мастерской. Качественное оборудование для гравировки по металлу позволяет выполнить более точную и красивую работу.

Уровень подготовки, опыт мастера играют не маловажную роль в процессе и конечном результате.

Работы с металлом требуют следующих материалов:

  • Изделие или металлический кусок.
  • Лак для защиты поверхности.
  • Производственная калька.
  • Гравер – инструмент, с металлическим бором.

Как выбрать оборудование

Каждый тип оборудования сделает процесс более быстрым и качественным. Современные технологии позволяют выписывать различные узоры, надписи высоких сложностей на металле.

К примеру, использование специальной пасты на станках ЧПУ позволяет выполнять на металле узоры с отличающимся контрастом. Качественные инструменты для гравировки помогут для воплощения на металле рисунков и других идей.

Для выполнения качественной работы стоит приобрести профессиональный набор для ручной гравировки. Ручной инструмент позволит набить руку, изучить все тонкости работы. После получения необходимой практики и навыков, возможно перейти к более сложным методам, используя специализированное оборудования.

Вырезание по металлу производится только качественным инструментом. Оборудование, оснастки необходимо покупать в специальных магазинах с гарантией качества. Изготовка инструмента в домашних условиях потребует выбора надежных материалов. Штихель и граверы должны быть идеально наточены для получения необходимого конечного результата. Затупленный инструмент может испортить изделие, нанести увечья мастеру, при работах режущими поверхностями стоит соблюдать технику безопасности.

Для того, чтобы гравировать металл своими руками, существует достаточно способов и технологий. Большое количество металлов, которые подвергаются гравировке дают возможность воплотить в жизнь самые креативные идеи.

Технология гравировки на стали

Существует несколько видов обработки стали, подразумевающие механическую обработку и ручную. Технология нанесения подразделяется на оборонную и штриховую. Основным инструментов для выполнения тиснения по металлу является штихель. Его можно приобрести в хозяйственном магазине, либо изготовить в домашних условиях.

При любом случае, стоит обратить внимание на состояние режущего элемента, произвести заточку. Технология гравировки происходит путем удаления верхнего слоя метала по направлению от себя.

Особенности гравировки на обручальных кольцах

С давних времен отличительной особенностью обручальных колец является гравировка. Подход к надписи либо рисунку происходит индивидуально, согласно предпочтению заказчика. Наиболее распространенными способами являются углубленный либо рифленый метод. Наиболее распространена работа ручным способом на ювелирных изделиях. Ювелирами предлагается множество вариантов написания текста, а также способов отображения. Сложность работы оценивается индивидуально с каждым заказчиком.

Распространенным способом также является лазерная гравировка. Лучом выжигается верхний слой металла, скрепляется лаком. Важно помнить, что подгонка по размеру уже готового изделия практически невозможна, необходимо заранее определиться размером и типом продукта

Надписи на металле - неплохой способ сделать уникальный подарок или пометить ценную вещь. Существует не так уж много способов сделать четкую и нестираемую надпись или рисунок. Один из них - электрохимическая гравировка…

Нанести на металл надписи или рисунки можно несколькими способами:

  • краска, наносимая вручную или по трафарету . Самый простой способ, доступный каждому. Основной недостаток - даже после полного высыхания краску легко удалить растворителем или механическим путем. Поэтому краской можно нанести только временную надпись
  • механическая гравировка . Для гравировки нужен гравер и подходящая фреза. Основной недостаток - работа гравером требует достаточного навыка и твердой руки. Новичку сложно нанести четкую ровную линию даже по разметке. Можно отдать гравировальщику в мастерскую, стоит это не очень дорого. Но там вряд ли будут возиться с чем-то сложнее стандартных надписей, да и сделать своими руками намного приятнее
  • лазерная гравировка . Позволяет наносить любые рисунки и надписи с мельчайшими деталями и полутонами. Требует дорогостоящего оборудования, доступно только в мастерской
  • электрохимическая гравировка . Способ относительно простой и быстрый. При работе по шаблону не потребуется даже художественных навыков

Электрохимическая гравировка - что понадобится?

Электрохимическая гравировка металла по трафарету делается методом лазерно-утюжной технологии, хорошо знакомой радиолюбителям. Также можно сделать трафарет и вручную, если художественные навыки позволяют.

Для гравировки металла потребуются простые и доступные материалы и оборудование:

    • источник постоянного тока 5-15 вольт, способный обеспечить ток не менее 0,5 ампера (блок питания электронной аппаратуры, зарядное устройство от сотового телефона, аккумулятор от автомобиля или электроинструмента)
    • провода (удобно, если они будут с зажимами)
    • упаковочный или канцелярский скотч
    • тонкая глянцевая бумага или подложка от самоклеющейся пленки
    • пластилин любого цвета
    • ватные диски или ватно-марлевые тампоны
    • солевой раствор (2 чайных ложки поваренной соли на стакан воды)
    • прозрачный лак для ногтей

Электрохимическая гравировка - описание процесса

В качестве примера рассмотрим нанесение личного клейма на лезвие ножа. В принципе наносить надписи и рисунки можно на любые более-менее ровные, желательно полированные металлические предметы. Не страшно, если поверхность будет слегка выпуклой или вогнутой. Совершенно непригодны для электрохимической гравировки по трафарету предметы с тисненой или иным образом текстурированной поверхностью.

Надпись или рисунок, которые необходимо нанести на металл, подготавливаются в любом графическом или текстовом редакторе, позволяющем вывести результат на печать. Учтите, что окончательный результат нужно зеркально преобразовать , чтобы впоследствии получить правильное изображение.

Изображение распечатывается на лазерном принтере. Струйный принтер для лазерно-утюжного метода совершенно непригоден.

Тонкую глянцевую бумагу (хорошо подходит бумага от различных каталогов косметики) можно просто заправить в принтер, имеющиеся на листе типографские рисунки и текст значения не имеют. Также сразу можно печатать и на глянцевой стороне подложки от самоклеющейся пленки. В настройках принтера нужно отменить режим экономии тонера (если он включен) и установить максимальную яркость («черноту») изображения.

К сожалению, мне удалось достать только небольшой кусочек подложки от пленки, которую принтер захватить не мог. Поэтому пришлось прикрепить этот кусочек к обычному листу офисной бумаги обрезками той же пленки.

У меня принтер благополучно прожевал этот бутерброд и даже все удачно распечатал, но повторять эксперимент не советую. Было такое чувство, что еще бы немного - и пленка бы поплавилась и осталась внутри принтера.

После печати надпись аккуратно вырезается. При этом ни в коем случае нельзя касаться рисунка пальцами, лучше надеть хлопчатобумажные перчатки.

Металлическая поверхность предмета (ножа) тщательно очищается от загрязнений и обезжиривается спиртом или ацетоном. После этого рабочий участок также нельзя трогать пальцами .

Трафарет накладывается в нужное место. Если есть сомнение, что сможете удержать его от сдвига на горячем ноже - приготовьте пинцет или что-то подобное.

Теперь трафарет вместе с ножом хорошо разогревается утюгом. Температура и время нагрева сильно зависят от свойств конкретного тонера и предмета, на который наносится надпись, поэтому подбирать придется опытным путем. Начать можно с максимальной температуры и 1-2 минут.

Если поверхность не совсем плоская, то после нагрева утюгом можно пройтись ватным диском или ватно-марлевым тампоном, приминая трафарет к поверхности металла по всей площади. Во время всего процесса нельзя смещать трафарет по ножу!

После остывания бумагу можно удалить. Подложка от самоклеющейся пленки отходит без всяких проблем, а вот просто глянцевую бумагу нужно отмочить несколько минут в теплой воде.

Теперь нужно оценить качество полученного рисунка. Если некоторые места не перевелись на металл, то температура нагрева или давление были недостаточны. Слишком высокая температура приведет к тому, что тонкие линии тонера расплывутся и потеряют четкость. При крупном браке рисунок смывается ацетоном и операция повторяется.

Мелкие огрехи можно подправить - недостающее дорисовать лаком для ногтей, а расплывшиеся линии подправить скальпелем или бритвой. Также желательно покрыть лаком для ногтей большие покрытые тонером участки рисунка - незаметные глазу поры в тонере могут испортить весь эффект. Здесь спешить не нужно, готовую гравировку уже не исправить.

При наличии художественных способностей можно обойтись и вообще без тонера. Для этого всю поверхность металла покрывают лаком и наносят надпись или рисунок, удаляя лак в нужных местах подходящим инструментом.

Если все в порядке, то можно приступать к травлению . Для этого вокруг рисунка следует устроить небольшой бортик из пластилина. Я для надежности обклеил прилегающие участки лезвия ножа скотчем, чтобы случайно не попортить.

В получившийся бассейн заливается солевой раствор. Плюсовой вывод источника тока присоединяется к ножу, а минусовой просто опускается в раствор так, чтобы не касаться поверхности ножа.

Осторожно! При прикосновении проводом к поверхности металла произойдет короткое замыкание! Если источник тока мощный (аккумулятор), возможно сильное искрение, разбрызгивание раствора, нагрев и воспламенение проводов.

Для предотвращения короткого замыкания минусовой провод лучше обернуть ватой, хорошенько промочив ее в солевом растворе.

Время гравировки зависит от мощности источника тока. Если раствор чернеет и пенится, то все в порядке. Через 20-30 секунд нужно слить раствор и оценить результат. При необходимости в ванночку наливается свежий солевой раствор и процесс продолжается. Слишком длительное травление приведет к тому, что рисунок потеряет четкость, а близко расположенные линии могут слиться.

Если результат удовлетворительный, то скотч и пластилин снимаются, а тонер удаляется ацетоном. Результат работы виден на фотографии. На все ушло около часа.

При нанесении трафарета я немного схалтурил и не обвел рисунок лаком, за что и поплатился - в некоторых местах раствор проник под тонер и протравил участки, которые не должны были травиться.

  • Гравировка придает вещам уникальность и неповторимость. Такие предметы, украшенные рисунками, могут служить отличными подарками, а именная надпись будет напоминать о светлом событии – дне рождения или юбилее. Особенно популярна гравировка на ювелирных изделиях. Кольца, кулоны, браслеты с надписями или тонкими узорами обычно используются в качестве подарка на памятные даты. Также часто делают надписи на обручальных кольцах. Еще одно направление, где получило распространение гравирование – это моддинг (изменение внешнего вида компьютеров). В этой сфере гравировку применяют для изображения узоров и надписей на крышках ноутбуков и системных блоков.

    Гравированием называют перенос надписи или рисунка на поверхности и различного материала – металла, пластика, стекла. Для гравировки используют разные методы, ее наносят лазером, штихелем, гравером. Существуют гравировочные мастерские, но можно попробовать гравировку своими руками.

    Оборудование для гравировки

    В принципе, сделать гравировку можно любым острым предметом, например, гвоздем. Но результат вряд ли порадует, да и времени этой займет немало. Более удобен специальный инструмент – гравер (или дремель). Он выпускается разными производителями, и может работать от электросети, так и автономно. Если Вы выбираете гравер, то стоит присмотреться к моделям с кронштейном – они позволяют подвесить инструмент и таким образом разгрузить руки.

    Также для гравировки необходимы буры для разных поверхностей. Эти инструменты отличаются формами и материалом, поскольку применяются для разных видов работ. Наиболее прочными признаны алмазные буры, они служат долго и надежно. Видов буров очень много, но для начала можно приобрести два инструмента: для стекла и для металла.

    Технология нанесения гравировки

    1. Перенос надписи или рисунка на поверхность. Можно использовать для этого карандаш или маркер, это вариант для самостоятельного рисования узора. А те, кто использует готовые рисунки, могут перенести их на поверхность с помощью копирки.
    2. Нанесение надписи или рисунка на поверхность с помощью гравера или другого инструмента. Здесь стоит сказать о том, что при гравировке больших размеров важно работать инструментом в одном и том же направлении для большей аккуратности работы. Также необходимо обеспечить хорошее освещение, чтобы не уставали глаза.
    3. Нанесение на готовое изображение слоя бесцветного лака или тонкого слоя из расплавленного воска.

    Гравировка по металлу

    Гравировка по металлу позволяет получать красивые изделия – картины, панно, украшения и т.д. нанесение изображения на лист металла механическим способом можно делать разными инструментами – при помощи резца, лазера, штихеля и т.д. рассмотрим более подробно нанесение гравировки на металлическую поверхность ручным способом.

    В данном примере работа по гравированию металла выполняется в обратной манере – когда рисунок изображается светлыми линиями и штрихами на темном фоне. Прежде, чем приступить к работе необходимо подготовить все необходимое:

    • Лист из латуни толщиной 0,6-1 мм
    • Гравер с бором по металлу
    • Средство для обезжиривания
    • Кристаллы сернокислого натрия
    • Калька
    • Бесцветный лак

    Как выполнить гравировку по металлу

    1. Лицевую сторону латунного листа шлифуют и полируют.
    2. Далее основу необходимо обезжирить с помощью тампона, смоченного в бензине или ацетоне. Также можно использовать щетку, смоченную в растворе соды или стирального порошка. После обезжиривания нельзя прикасаться к металлическому листу пальцами, чтобы не остались отпечатки. Лист можно брать пинцетом, который также надо предварительно обезжирить.
    3. Приступают к тонированию основания. Готовят раствор: несколько кристалликов сернокислого натрия растворяют в воде. Чем насыщеннее будет этот раствор, тем большая плотность тонировки получится. Лицевую сторону латунного листа протирают тампоном, смоченном в приготовленном растворе. Постепенно лист латуни начнет темнеть и приобретать коричневый оттенок. Если этот процесс происходит очень медленно, то его можно ускорить с помощью нагрева. Важно, чтобы лист прогревался равномерно, поскольку в противном случае поверхность покроется пятнами.
    4. Когда поверхность латунного листа станет равномерного темно-коричневого цвета, ее промывают под струей теплой воды из крана, чтобы избавиться от остатков реактива. После этого лист надо тщательно просушить и тогда он станет готов для нанесения рисунка.
    5. Выбранный для гравюры рисунок наносят на кальку, причем изобразить можно только основные контуры рисунка. Мелкие детали можно наносить на металл непосредственно в процессе гравировки. Кальку с рисунком располагают на лицевой поверхности листа из латуни, загибают ее края за металлический лист и приклеивают их на резиновый клей. Использовать надо именно этот клей, поскольку после окончания работы он легко снимается. Далее с помощью острой иглы обводят контуры рисунка, оставляя тонкий след на полированной поверхности.
    6. Затем кальку убирают и начинают наносить рисунок с помощью устройства для гравирования. Бор по металлу вставляют в наконечник с гибким шлангом и обводят им контуры изображения. Лучше перед началом работы потренироваться. Для этого берут небольшую пластину из металла и проводят по ней гравером тонкие линии, завитушки, эллипсы и круги. Когда рука натренируется, можно приступать к нанесению рисунка, и при этом рука будет двигаться также легко, как и с карандашом.
    7. После нанесения основных контуров рисунка выполняют более мелкие детали. Тень можно изобразить в виде штриховки линиями, кружками и клеточками, а теневые линии наносят проводя бором по одному и тому же месту.
    8. Когда весь рисунок будет выгравирован, поверхность листа из латуни покрывают бесцветным лаком или обрабатывают тампоном, смоченном в жидком воске, и далее протирают сухой тряпочкой. При очень тонком металле лучше наклеить его на основу из дерева, чтобы усилить прочность картины и легко прикрепить к ней крепления.