Главное вера в себя. Цитаты про веру в себя. Вера в себя: цитаты

Савва Мамонтов родился 2 октября 1841 года в купеческой семье. Его отец, Иван Федорович Мамонтов, занимался винным откупом в Тобольской губернии. Именно здесь у него и его жены Марии Тихоновны Лахтиной родился четвертый ребенок - Савва. Всего у супругов было семеро детей, но две дочери умерли еще в детстве. В 1843 году Иван Федорович стал купцом первой гильдии, а в 1849 году вместе с семьей он переехал в Москву, где возглавил все откупное хозяйство Московской губернии. И в Сибири, и в Москве дела у Ивана Тимофеевича шли хорошо, благодаря чему семья могла жить на широкую ногу. На первой Мещанской улице Мамонтовы арендовали роскошный особняк, где устраивались балы и званые вечера. Некоторое время спустя в Москву переехал и брат Ивана Тимофеевич, Николай Тимофеевич, также купец и предприниматель.

Образ жизни братьев Мамонтовых, несмотря на их принадлежность к купечеству, сильно отличался от того, как жили другие представители этого класса. Важное место в их жизни занимало искусство, литература, музыка, театр. По воспоминаниям современников Иван Федорович манерами и внешностью больше походил не на купца, а на английского премьера. Особо влиятельных связей среди московских предпринимателей и купечества Мамонтовы не имели. Во-первых, они сами к этому не слишком стремились, а местные торговцы и промышленники не очень благосклонно относились к богатым приезжим откупщикам. Надо сказать, что спустя десять-пятнадцать лет Мамонтовы уже прочно закрепились и в Москве, завоевали авторитет и заняли видное место в купеческой среде и в городском управлении.

Но вернемся к истории жизни сына Ивана Тимофеевича - Саввы Мамонтова. После переезда в Москву методы воспитания детей в семье несколько изменились. Старшим сыновьям (Федору, Анатолию и Савве) наняли гувернера. Им стал выпускник Дерптского университета Ф.Б. Шпехт, который обучал мальчиков европейским манерам и иностранным языкам. Вместе с тем, в ходу оставались и старые способы - за ослушание или нерадивость детей укладывали на кровать и секли.

В 1852 году после смерти Марии Тихоновны Иван Федорович с детьми переехал в большой, но менее великолепный дом на Новой Басманной. Отец всерьез волновался о судьбе своих сыновей, и хотел дать мальчикам хорошее образование. Савву и Анатолия отец отдал на обучение во Вторую Московскую гимназию, располагавшуюся на Елоховской улице. В гимназии Савва успехами в учебе не отличился, и через год отец перевел его в петербургский Институт Корпуса гражданских инженеров (Горный корпус). Это было очень перспективное решение - в России как раз начинало развиваться железнодорожное строительство, и важность инженерной профессии постоянно росла.

В 1854 году Савва вместе с двумя двоюродными братьями выдержал экзамен и был зачислен в корпус. Учащиеся Горного корпуса получали общие и специальные профессиональные знания, а также проходили военную подготовку. При выпуске им присваивался чин. Савва Мамонтов проучился в Петербурге два года. Преподаватели отмечали его хорошее поведение, но недостаточное прилежание. Дело в том, что Савва предпочитал заниматься только теми предметами, которые его интересовали. Например, его увлекающаяся натура была покорена немецким языком. Савва быстро его выучил, и имел по этому предмету высшие баллы, в то же время по латыни у него были только двойки и тройки. Такое положение вещей не устраивало отца, и он писал 14-летнему Савве: "Я благословляю тебя, прошу и приказываю бросить лень, учиться хорошо и баллами в успехах показать мне, что ты послушный и заботливый к исполнению отцовских приказаний сын". Обучение в Горном корпусе закончилось внезапно. Во время эпидемии скарлатины умер двоюродный брат Саввы, Валерьян, и Иван Федорович решил забрать сына в безопасную Москву, чтобы продолжить его обучение в той же Второй гимназии, в которой Савва учился до отъезда в Санкт-Петербург.

В 1860 году, когда Савве было уже почти 19 лет, он провалил экзамен по латыни в выпускном 7-м классе, не получил свидетельство и был оставлен на второй год. Однако, знающие люди порекомендовали отцу способ, как обойти эту проблему. Для поступления в петербургский университет свидетельство об окончании гимназии не требовалось, туда и поступил Савва. Латынь на вступительном экзамене за него сдал другой учащийся. Поступив в университет, Савва затем перевелся на юридический факультет Московского университета, где и начал учиться с большим интересом.

Уже тогда Савва Мамонтов начал серьезно увлекаться театром. В его дневнике за 1858 год можно найти отзывы о многих спектаклях, по которым можно судить, насколько большую роль играл театр в жизни студента. Из дневников можно многое узнать и о том, как протекала жизнь Саввы в кругу семьи. Например, 31 января 1858 г. он записал: "Сегодня утром ходил к Александру (двоюродный брат, Александр Николаевич. — А. Б.) на фабрику, у него был Булахов, он пробовал мой голос, говорит, что у меня баритон и может образоваться хороший голос, если мне им заниматься".

В середине 19 века Мамонтовы приобрели дом на Воронцовом поле и подмосковное имение Киреево возле Химок. В этом имении останавливались некоторые декабристы, которые возвращались в Москву после амнистии. Иван Тимофеевич продолжал успешно заниматься предпринимательством, а Савва Иванович жил своими интересами. Он стал не только театральным зрителем, но и принимал участие в любительских театральных постановках. Все это волновало отца. Поскольку старшие сыновья не имели склонностей к предпринимательству, то надежда была только на Савву. Театральные занятия сына все больше беспокоили Ивана Тимофеевича, и, чтобы отвадить его от столичных развлечений, он направил его в Баку по делам Закаспийского товарищества. Это случилось в 1862 году, а в 1863 руководители товарищества назначили Савву Ивановича заведующим Центральным отделением фирмы, расположенным в Москве.

В 1864 году Савва Мамонтов приехал в Италию, чтобы немного поправить здоровье и познакомиться с тонкостями торговли шелком. Ломбардия и ее столица Милан были известными европейскими центрами шелководства и шелкоткачества. Кроме того, именно в Милане располагался знаменитый театр Ла Скала - сердце мировой оперы. Были ли от этой поездки какие-то деловые результаты - не известно, но известно, что в Италии Савва Иванович серьезно увлекся оперой и даже стал брать уроки пения. К своим занятиям он относился со здоровой долей юмора. Мамонтов писал, что извозчики, стоянка которых располагалась под окнами, где он занимался пением, не выдерживали и разъезжались. Первая поездка в Италию ознаменовалась для Саввы Мамонтова и еще одним важным событием - здесь он познакомился с дочерью известного московского купца, крупного шелкоторговца Григория Григорьевича Сапожникова — Елизаветой, которая впоследствии стала его женой. Елизавета Сапожкова не отличалась красотой, но была очень хорошо воспитана, образованна, обладала сердечным и открытым нравом. Сапожковы занимали очень высокое положение в обществе, и их согласие на брак дочери с Саввой стало подтверждением авторитета Мамонтовых. Иван Федорович высоко оценил 17-летнюю Лизу Сапожкову, и безоговорочно одобрил выбор сына. После свадьбы молодожены несколько недель прожили в Кирееве, а затем отправились в свадебное путешествие по Италии.

По возвращении из-за границы Савва с женой поселились на Садово-Спасской, в доме, который приобрел для них Иван Тимофеевич Мамонтов. В 1860-е годы Иван Тимофеевич тесно сотрудничал с Ф.В. Чижовым, бывшим профессором математики, находившимся в дружеских отношениях с Гоголем, Аксаковым, Поленовым и другими известными представителями искусства и культуры. Чижов симпатизировал Савве Мамонтову, и на протяжении долгого времени был его наставником и покровителем.

В 1869 году Иван Тимофеевич Мамонтов умер, и Савве пришлось самому вести дела. Не без помощи Чижова молодой Мамонтов приобретал новый опыт и добивался успехов в области предпринимательства. Так, в 1872 году по рекомендации Чижова Савва Мамонтов стал директором Общества Московско-Ярославской железной дороги. В то же время, он являлся владельцем торговой конторы, специализировавшейся на поставках строительных материалов. Приблизительно в это же время Мамонтов начал активно участвовать в общественной жизни.

После смерти Ивана Тимофеевича Киреево отошло к его сыну Федору, а Савва Иванович с Елизаветой Григорьевной приобрели у писателя С.Т. Аксакова его усадьбу Абрамцево. Чета Мамонтовых считала, что дети должны расти в простой и здоровой обстановке, поэтому дом за городом был прекрасным решением. Из воспоминаний Елизаветы Григорьевны можно узнать, что несмотря на живописную местность, сразу перебираться в Абрамцево было нельзя, так как дом был настолько ветхим, что нуждался в капитальной переделке. Со временем Савва Иванович, отличавшийся постоянной жаждой деятельности, превратил Абрамцево в цветущую усадьбу. Помимо усадебного дома здесь построили больницу, школу, мост, плотину на реке Воре, улучшили дорогу, оборудовали мастерские для художников. Также в Абрамцеве появилась новая церковь, оранжерея и сад.

Савва Иванович испытывал искреннюю заинтересованность к людям искусства, и они ему отвечали взаимностью. Так возник "мамонтовский кружок", в который входили многие выдающиеся деятели российской культуры конца 19 века. После очередной поездки в Италию в 1874 году Савва Мамонтов очень тяжело переживал возвращение к обычным деловым будням в России. Он начал задумываться о том, что у семьи уже вполне достаточно средств для безбедного существования, и, возможно, стоит ограничить свою деловую активность, чтобы иметь больше времени для себя и своих близких. В то же время, его деятельная и увлекающаяся натура стремилась к большому и важному делу. Таким делом для него на некоторое время стала постройка Донецкой каменноугольной железной дороги. Это предприятие принесло Мамонтову всероссийскую известность. Дорога была достроена в 1882 году, а в начале 1990-х ее выкупило государство.

Предпринимательская деятельность Мамонтова прекрасно уживалась с его духовными и интеллектуальными интересами. Он был в курсе самых последних течений в изобразительном искусстве и литературе, находился в родстве с Третьяковым и хорошо знал его собрание. В круг общения Мамонтова входили А.М. Васнецов, И.И. Левитан, В.И. Суриков, Н.В. Неврев, В.А. Серов, К.А. Коровин и многие другие. Савва Иванович при необходимости оказывал художникам не только моральную, но и материальную поддержку. Некоторые из них подолгу жили в доме Мамонтова в Москве и в Абрамцеве. Савва Иванович мог различить в еще не признанном художнике талант. Он помогал встать на ноги Врубелю, Васнецову, Серову, Коровину. В Абрамцеве были созданы многие произведения искусства, прославившие впоследствии своих авторов.

Несмотря на то, что Мамонтов целенаправленно не занимался коллекционированием, его постоянно окружали произведения искусства. Многие художники сами дарили ему свои работы, некоторые картины Савва Иванович и его жена покупали сами. Таким образом, постепенно сформировалась коллекция, в которую входило большое число ценных произведений живописи.

Савва Мамонтов сделал многое для пропаганды творчества художников-передвижников. В 1880 году он за свой счет издал альбом "Рисунки русских художников". Также Мамонтов помогал организовывать художественные выставки в Москве, совместно с княгиней М.К. Тенишевой финансировал издание журнала "Мир искусства", внес несколько десятков тысяч рублей в фонд Музея изящных искусств и был избран членом-учредителем Комитета по устройству музея.

В доме Мамонтовых часто звучала музыка. Здесь проходили музыкальные вечера, на которых исполнялись произведения Бетховена, Шумана, Моцарта, Мусоргского, Глинки, Даргомыжского и других композиторов. Иногда перед гостями выступал сам Савва Тимофеевич, который обладал вокальным талантом. Ставили у Морозовых и домашние спектакли, в одном из которых в 1878 году принимал участие 17-летний К.С. Алексеев, впоследствии известный как Станиславский.

Мамонтова беспокоила мысль о том, что просвещенная российская публика достаточно пренебрежительно относится к отечественному оперному искусству, и в начале 1880-х годов он решил заняться крупными оперными постановками. Вместе с дирижером Н.С. Кротковым он начал собирать труппу. В 1882 году частные театральные труппы были разрешены законодательно, и Мамонтов первым осмелился учредить оперный театр совершенно нового типа. До этого русские оперные постановки были ориентированы на правильное выпевание нот, Савва Иванович же задумал создать на сцене цельное произведение, в котором принимали бы участие на равных певцы, актеры, музыканты и художники. Это была совершенно новая задача, и решать ее пришлось без опоры на опыт.

В труппу Московской частной русской оперы было решено набирать молодых певцов, которые еще не выступали на казенной сцене. В новом театре Мамонтов официально не занимал никаких постов, но он принимал самое активное участие в репетициях, руководил актерами, говорил им, что "опера не есть концерт в костюмах на фоне декораций". Для начала было решено поставить три оперы: "Русалка" А.С. Даргомыжского, "Фауст" Ш. Гуно и "Виндзорские проказницы" О. Николаи. Первый спектакль "Русалка" прошел в январе 1885 года в здании Лианозовского театра. Рисунки для костюмов и декорации создавал художник В.М. Васнецов, декорации писали молодые К.А. Коровин, И.И. Левитан, Н.П. Чехов. Они же оформляли "Фауста" и "Виндзорских проказниц" по эскизам В. Д. Поленова. Именно благодаря Савве Мамонтову появилось понятие "театральный художник". До этого серьезные художники не занимались театром, а театральные декорации создавали декораторы, задачей которых было более-менее похоже изобразить средневековый замок, античные руины или итальянский пейзаж - стандартные иллюстрации к оперным темам. При таком серьезном подходе к организации театра, казалось бы, он должен был иметь огромный успех, тем более, что задолго до открытия по Москве ходило множество слухов о новшествах в театре "железнодорожного короля". Несмотря на то, что все билеты на премьеру были раскуплены, успеха постановка не имела, и в дальнейшем зрительные места в зале часто оставались пустыми, а в прессе появлялись довольно острые критические заметки. Отчасти они были справедливы, у первых постановок театра Мамонтова имелись недостатки. В первую очередь - это невысокий уровень мастерства артистов, которые еще не научились "петь, играя", но цели Мамонтова были гораздо более далекоидущими и глобальными. Большинство, в том числе и родственники, осуждало Савву Ивановича, считая занятие театром недостойным для делового человека такого масштаба.

Много времени и сил пришлось потратить, прежде чем мамонтовская опера стала собирать восторженные отзывы. В 1898 году гастроли мамонтовского театра с успехом прошли в Санкт-Петербурге, после чего была опубликована восторженная статья В.В. Стасова, в которой он высоко оценил роль Мамонтова в развитии русской оперы. Именно благодаря Савве Ивановичу загорелась сценическая звезда Шаляпина, стал известен талант дирижера и композитора Рахманинова, нашла своего слушателя музыка Мусоргского и Римского-Корсакова.

Создание частной оперы и ее дальнейшая материальная поддержка, прежде чем спектакли стали окупаться, нуждалось в крупных и регулярных затратах. Точных данных о том, во что все это обходилось Савве Мамонтову, не сохранилось. Только путем приблизительного анализа и некоторых слухов можно предполагать, что в первый год основания театра Мамонтов потратил на него около трех миллионов рублей, а ведь на этом его вложения не закончились, и продолжались на протяжении нескольких лет. Надо заметить, что театральное меценатство Мамонтова было совершенно бескорыстным, он не имел никакой выгоды от этого предприятия. Со временем способности, художественный вкус и чутье Мамонтова в творческой среде оценили по достоинству, и по многим вопросам спрашивали у него мнения и света. Например, Станиславский называл Савву Ивановича своим учителем эстетики.

Но меценатство Мамонтова было направлено не только на искусство, он долгое время был председателем Дельвиговского железнодорожного училища в Москве. В качестве душеприказчиков Чижова Савва Иванович занимался учреждением учебных заведений в северных губерниях, в том числе Костромского промышленного училища им. Ф.В. Чижова, где был избран пожизненным почетным попечителем. Мамонтов стал организатором либеральной газеты "Россия" в Санкт-Петербурге. Газета быстро стала популярной, и просуществовала несколько лет. В 1902 году ее закрыли за фельетон А.В. Амфитеатрова "Господа Обмановы", в котором высмеивались члены царской семьи.

Все благотворительные начинания Мамонтова требовали больших финансовых расходов, а средства можно было получить в процессе предпринимательской деятельности, которой Мамонтов продолжал заниматься. В начале 1990-х годов правление Московско-Ярославской дороги решило продлить железнодорожную линию до Архангельска. Это был сложный и трудоемкий проект, который не сулил никаких крупных дивидендов в обозримом будущем. Но Савва Мамонтов взялся за него, посчитав, что развитие надежного железнодорожного сообщения поможет хозяйственному росту отдаленных русских областей. Он возглавил правление Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, а также привлек к делу своего младшего брата Николая и сына Всеволода, а затем и Сергея.

Новый участок дороги был достроен в 1897 году, а через год по ней началось регулярное движение. Осуществление этого масштабного проекта было единогласно одобрено всеми, кто понимал важность экономического прогресса страны. Сам же Мамонтов просто делал нужное дело, не стремясь к наградам, чинам или званиям, хотя, за свою деятельность он все равно не оставался без них. Так, в 1896 году по инициативе министра финансов С.Ю. Витте, Мамонтов получил престижное звание мануфактур-советника, а через год, также благодаря Витте, Савва Иванович был награжден орденом Владимира четвертой степени.

Общество железной дороги в этот период процветало, его чистый доход за 1898 год составлял 5,2 миллиона рублей. Логично предположить, что при таких доходах, часть которых оседала в семье Мамонтовых, можно было быть совершенно уверенными в собственном благосостоянии, но многочисленные идеи и проекты Саввы Ивановича постоянно требовали новых и новых расходов.

В начале 1890-х готов Мамонтов параллельно с железнодорожными делами приступает к осуществлению грандиозной экономической комбинации, которая в конце концов привела его к краху. Суть предприятия заключалась в создании конгломерата связанных между собой промышленных и транспортных предприятий.

Еще в 1890 году Мамонтов арендовал у государства почти заброшенный Невский судостроительный и механический завод в Петербурге, и на его базе организовал "Московское товарищество Невского механического завода". Товарищество должно было заниматься обеспечением железных дорог подвижным составом. Для того, чтобы обеспечивать это производство сырьем, Мамонтов приобрел в Иркутской губернии Николаевский металлургический завод (преобразованный в общество Восточно-Сибирских железоделательных и механических заводов). В обоих случаях во главе предприятий встал Савва Иванович Мамонтов. Ничего подобного до Мамонтова еще никто не делал, и в случае успеха был бы образован крупный концерн.

Чтобы поднять все свои промышленные предприятия на современный уровень, нужна была их полная модернизация. Эта задача требовала огромных капиталовложений и, возможно, Мамонтов просто не до конца оценил серьезность предстоящей работы. Личных средств оказалось недостаточно, не хватало и личного контроля, а также компетентных и честных сотрудников. Часть средств просто растрачивалась впустую, но все это Мамонтова не останавливало. Он продолжал упорствовать в своем начинании и начал финансировать предприятия из кассы Московско-Ярославско-Архангельской дороги, а также изыскивал денежные средства на стороне. В этом случае интуиция подвела Мамонтова, а одной из причин стало отсутствие надежного источника кредитования. Он не имел тесных отношений с банками. По совету Витте Мамонтов обратился за помощью в другим крупным промышленникам, но они видели в нем серьезного конкурента, так что не в их интересах было помогать Савве Ивановичу.

В конце 1890-х годов Мамонтов также задумал грандиозный проект - строительство огромного культурного центра с современной гостиницей, ресторанами, художественными галереями, помещениями для спортивных состязаний и, конечно же, театром. Этот комплекс должны были построить на месте нынешней гостиницы Метрополь. С 1830-х годов это была трехэтажная гостиница с банями, принадлежавшая купцу Челышеву. Здание было построено известным архитектором Осипом Бове. Мамонтов выкупил и гостиницу, и прилегающую к ней территорию для реализации своего плана. Конкурс на лучший проект проводился в 1899 году, выиграли его архитекторы Л.В. Кекушев и Н.Л. Шевяков. Однако Савве Мамонтову больше понравился проект Вильяма Валькота, который занял четвертое место. Строительство началось сразу же. Старую гостиницу не сносили, ее должны были перестроить и объединить при помощи общих фасадов с новыми корпусами. Как раз в это время у Саввы Ивановича начались финансовые проблемы, и Метрополь остался недостроенным. В дальнейшем Метрополь перешел к новым владельцам, нанявшим для строительства архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова, которые внесли в проект Валькота значительные изменения.

В результате рискованной банковой операции, на которую Мамонтов возлагал большие надежды, он потерпел неудачу, которая в итоге кардинальным образом изменила его жизнь. Мамонтов провел ряд операций, которые позволили бы ему достичь финансовой стабильности, но везение обернулось к нему спиной.

В газеты просочилась информация о его финансовом крахе. Журналисты, охочие до горячих новостей, и совершенно несведущие в экономических вопросах, будоражили общественно мнение заметками о грандиозных суммах краж и растрат. Со временем ситуация стала проясняться, и о Савве Ивановиче уже говорили, как о жертве. Всех интересовали ответы на вопросы, почему такой серьезный предприниматель попал в подобную ситуацию, была в этом его вина или он стал жертвой обстоятельств? Некоторые считали, что Мамонтов пострадал от интриг в высших эшелонах власти, где шла борьба за влияние между министром юстиции Н.В. Муравьевым и С.Ю. Витте, вначале поддерживавшим Савву Ивановича, но затем обернувшим свое мнение против него. Мамонтовское дело называли "одним из эпизодов борьбы казенного и частного железнодорожного хозяйства". Также существовала версия, что другие предприниматели и чиновники мстили Мамонтову за его популярность и подвижничество в сфере культуры. До сих пор это громкое дело остается не до конца ясным.

Объективно положение Мамонтова было небезнадежным. Из баланса личной собственности, которую он сам составил, общая стоимость движимого и недвижимого его имущества составляла 2 миллиона 660 тысяч рублей, а претензии кредиторов - 2 миллиона 230 тысяч рублей. Но Мамонтову не дали времени распродать имущество и расплатиться с долгами. Иски быстро передали в суд, и 11 сентября 1899 года Мамонтова арестовали в его доме и пешком под конвоем сопроводили в Таганскую тюрьму, а на его имущество наложили арест. Тяжело для Саввы Ивановича было крушение дел всей его жизни, и то, что он, хоть и немолодой, но очень деятельный человек, на несколько месяцев был заточен в одиночной камере.

Изначально сумма залога, который мог бы облегчить меру пресечения свободы, была определена в 763 000 рублей. В первые дни ареста Савва Иванович обратился к следователю с просьбой сменить тюрьму на домашний арест, так как его слабое здоровье могло не выдержать тюремных условий, и до суда он попросту мог бы не дожить. Следователь отвечать не торопился. Лишь через неделю он сообщил Мамонтову, что, если он нездоров, то его могут перевести в тюремную больницу. Совершенно неожиданно залог подняли до 5 миллионов рублей, и близкие Мамонтова не смогли собрать такую сумму. Некоторые знакомые в это трудное время отвернулись от Мамонтова, хотя вина еще даже не была доказана, но оставались и такие, которые не бросили его в трудную минуту. Среди верных друзей Саввы Ивановича были тринадцать художников из "мамонтовского кружка", Константин Сергеевич Станиславский, а также рабочие мамонтовских предприятий, которые даже собирали деньги для выкупа промышленника.

После пяти месяцев тюремного заключения во время врачебного осмотра было признано, что Мамонтов страдает болезнями легких и сердца, и следователь согласился перевести заключенного под домашний арест. 17 февраля 1900 года Савва Иванович поселился в небольшом доме в Петропавловском переулке, а в его знаменитом на всю Москву доме на Садовой власти устроили настоящий погром. Полицейские и судебные чиновники приходили сюда несколько раз. Было описано все имущество, а переписка изъята.

Особый интерес у судебных исполнителей вызывали деловые архивы Мамонтова. Эти документы изучали особенно тщательно, пытаясь найти в них следы махинаций, но никаких подтверждений так и не обнаружили. Внимание обращалось даже на мелочи, личные отношения между коллегами, но раздуть из них дело не вышло. Следствие завершилось в мае 1900 года, его передали в суд, и 23 июня началось разбирательство в Московском окружном суде. В числе подсудимых оказались и сыновья Мамонтова, его брат Николай, директор К. Д. Арцыбушев и начальник коммерческого отдела М. Ф. Кривошеин.

Во время судебных заседаний ни один из нескольких десятков свидетелей не сказал ни одного плохого слова в адрес Мамонтова, и все показания сводились к тому, что обнаруженные нарушения не являлись результатом злого умысла Мамонтова и его коллег. После нескольких дней судебных разбирательств был вынесен приговор "не виновен", который присутствующие в зале встретили овацией. Несмотря на то, что Мамонтов был полностью оправдан, дело продолжалось. Иски кредиторов нужно было удовлетворять. Окружной суд признал Мамонтова несостоятельным должником, от него потребовали подписку "о несокрытии своего имущества и о невыезде из Москвы".

Имущество Мамонтова начали пускать с молотка. В доме Мамонтовых находилось множество ценных предметов, прекрасная библиотека, все это оценить по достоинству могли только люди, по-настоящему просвещенные. Те же чиновники, которые распродавали имущество Мамонтова не были такими специалистами, например картину Коровина "Испанки" оценили всего в 25 рублей, а его "Корабли" в 50 рублей. По 25 рублей оценили и один этюд Врубеля и картину Перова "Мальчик". Самую высокую цену назначили за картины Васнецова "Ковер-самолет", "Витязь на распутье" и скульптуру Антокольского "Христос перед Пилатом" — по 10 000 рублей. Около двух лет дом на Садовой со всем имуществом стоял опечатанный. Только весной 1902 года начались распродажи. Предметы из собрания Саввы Мамонтова разошлись по музеям, в частные коллекции, а иногда и просто попали к случайным людям. В итоге все долги были уплачены, и пострадавшим оказался только сам Савва Иванович. Деловая его карьера была закончена, состояния у него не осталось, но уважение и любовь к себе он не растерял.

После суда, в 1900 году Савва Иванович переехал с Басманной в маленький деревянный домик у Бутырской заставы. Несколько ранее сюда было перевезено оборудование гончарной мастерской из Абрамцево, где при участии Врубеля и мастера-керамиста П.К. Ваулина создавалась майолика - керамика, покрытая глазурью. В 1900 году на выставке в Париже работы из мамонтовской мастерской получили золотую медаль. Владелицей мастерских художественных изделий "Абрамцево" в Москве была дочь Саввы Ивановича — Александра.

В этом доме Савва Иванович и прожил до конца своих дней. Последние годы он редко появлялся на людях, общался только с узким кругом людей - родными и близкими друзьями, в числе которых были В.А. Серов, В.М. Васнецов, К.А. Коровин, В.Д. Поленов, В.И. Суриков, И.Э. Грабарь, С.П. Дягилев, Ф.И. Шаляпин и другие. Савва Иванович прожил долгую жизнь пережил многих своих друзей и близких. Савва Иванович Мамонтов умер он 24 марта (6 апреля по н/с) 1918 года, и был похоронен в Абрамцеве.


90 лет назад, 6 апреля 1918 г., умер Савва Иванович Мамонтов (1841-1918), меценат, театральный и музыкальный деятель, крупный промышленник

Крупный промышленник, меценат, деятель в области русского искусства, театра и музыки Савва Иванович Мамонтов родился 15 октября (по старому стилю 3 октября) 1841 года в Ялуторовске Тобольской губернии, ныне Тюменской области в богатой купеческой семье.

Учился в Петербургском горном институте, затем на юридическом факультете Московского университета. Успешно продолжая отцовское дело железнодорожного строительства, С.Мамонтов создал крупное состояние, разбогатев на железнодорожном строительстве. Был главным акционером общества Московско‑Ярославско‑Архангельской железной дороги, Товарищества Невского механического завода и общества Восточно‑Сибирских чугуноплавильных заводов.

Несколько лет жил в Италии, где занимался пением, изучал живопись. Он пел как оперный певец (итальянская опера предлагала ему выступать на ее сцене), был талантливым скульптором, художником, увлекался изготовлением майолики.

В 1870‑1890 годах его подмосковное имение Абрамцево стало центром художественной жизни; здесь собирались виднейшие русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. и Е. Д. Поленовы, К. А. Коровин) и музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие).

При поддержке Саввы Мамонтова были созданы художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества и ремёсел.

В 1885 году он основал на свои средства Московскую частную русскую оперу (существовала до осени 1904 года), пропагандировавшую творчество передовых деятелей русского музыкального искусства, утверждавшую новые принципы в оперно‑театральном искусстве, реалистический тип оперного спектакля.

Савва Мамонтов являлся основателем и строителем крупнейших железнодорожных магистралей России (от Ярославля до Архангельска и Мурманска и от Донецкого угольного бассейна до Мариуполя), основателем Мытищенского вагоностроительного завода, занимался добычей железной руды и выплавкой чугуна.

Он был гласным Московской городской думы, почетным и действительным членом Общества любителей коммерческих знаний, председателем Дельвиговского железнодорожного училища, основателем пяти коммерческих и промышленных училищ в разных частях Российской империи и, наконец, кавалером ордена Владимира 4‑й степени. Он был также автором книги "О железнодорожном хозяйстве России".

В начале 1990‑х годов С.Мамонтов задумал создать конгломерат связанных между собой промышленных и транспортных организаций. Он приступил к реконструкции взятого у казны Невского судостроительного и механического завода в Петербурге, приобрел Николаевский металлургический завод в Иркутской губернии. Эти предприятия должны были обеспечить транспортными средствами Московско ‑Ярославско‑Архангельскую железную дорогу, директором правления которой он был, и продолжить ее строительство, что позволило бы энергичнее осваивать Север. Из‑за нехватки финансовых вложений, связанных с промышленным кризисом в 1899 году С.Мамонтов разорился.

С.И. Мамонтов умер 6 апреля 1918 года после длительной болезни в Москве в доме у Бутырской заставы. Похоронен в Абрамцеве у Спасской церкви.

Мамонтовский период усадьбы Абрамцево. Село Абрамцево (до 2004 года ‑ дачный посёлок) расположено в городском поселении Хотьково Сергиево‑Посадского района Московской области.

Впервые Абрамцево упоминается в XIV веке. Свою славную историю подмосковное имение начинает с 1843 года, когда его приобретает писатель С.Аксаков, которого посещали многие литераторы, актеры, философы, историки, некоторые даже подолгу жили в гостеприимном аксаковском доме.

В 1870 году, через 11 лет после смерти Аксакова, имение Абрамцево было приобретено крупным предпринимателем и любителем искусства Саввой Ивановичем Мамонтовым, которому усадьба принадлежала до 1900 года. Увлекавшийся пением, музыкой и ваянием Мамонтов привлек к себе молодых талантливых художников, скульпторов, композиторов, музыкантов, актеров, певцов. В течение многих лет в его имении работали и отдыхали выдающиеся русские художники, в красной гостиной старинной усадьбы собирались его друзья: И.Е. Репин, В.М.Васнецов, А.М.Васнецов, В.Д.Поленов, И.С.Остроухов, М.А.Врубель, М.В.Нестеров, Н.В.Неврев, М.М.Антокольский, В.А.Серов, В.А.Коровин, И.И.Левитан, Ф.И.Шаляпин и многие другие. В 1878 году здесь образовалось своеобразное творческое объединение художников, которое вошло в историю искусства под названием «Абрамцевский Художественный кружок», сыгравший большую роль в развитии национальной художественной культуры России конца XIX- начала XX века. Членов этого кружка объединяло общее стремление к дальнейшему развитию русского национального искусства, опиравшегося на народное творчество и его художественные традиции. На протяжении четверти века подмосковное имение Мамонтова «Абрамцево» являлось крупным очагом русской культуры, местом, куда иногда на целое лето, иногда на более короткий срок приезжали художники, которые отдых совмещали с работой. В окрестностях Абрамцева В.Васнецов работал над картинами «Богатыри», «Аленушка», а в усадебном парке и поныне стоит его сказочная избушка «на курьих ножках». Знаменитый портрет Верушки Мамонтовой «Девочка с персиками» Серов написал в столовой Абрамцевского дома. Здесь же устраивались совместные вечерние чтения, которые незаметно вылились сначала в домашний театр, где при участии Ф.И.Шаляпина, К.С.Станиславского регулярно устраивались любительские спектакли, послужившие основой знаменитой Русской Частной оперы, откуда впервые зазвучал на всю Россию голос и имя Ф.Шаляпина, а волшебные декорации к постановкам, выполненные по эскизам художников «кружка», изумили весь театральный мир. Здесь возрождалось старорусское гончарное производство, разрабатывались новые формы предметов быта. В усадьбе открылась общеобразовательная школа для крестьянских детей.

Пытаясь возродить художественные кустарные промыслы, члены Абрамцевского кружка организовали две мастерские: столярно‑резчицкую и керамическую. Благодаря им в конце XIX века в окрестностях усадьбы возникла школа абрамцево‑кудринской резьбы по дереву. Возникновение промысла тесно связано с Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе Мамонтова в 1882 году столярно‑резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырки, Кудрино, Мутовки. В настоящее время мастеров абрамцевско‑кудринской резьбы готовит Абрамцевский художественно‑промышленный колледж имени В. М. Васнецова.

В 1918 году усадьба была национализирована. На ее территории был создан музей, первым хранителем которого стала младшая дочь Саввы Ивановича Мамонтова Александра Саввична

В советское время вокруг усадьбы вырос дачный посёлок художников, где жили и работали художники П. П. Кончаловский, Б. В. Иогансон, В. И. Мухина, И. И. Машков и многие другие. 12 августа 1977 года было опубликовано постановление Совета Министров РСФСР "О преобразовании музея‑усадьбы, Абрамцево" в Государственный историко‑художественный и литературный музей‑заповедник "Абрамцево".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

1918 С. И. Мамонтов - крупный промышленник, меценат, сделавший неоценимый вклад в развитие русского искусства.

Семейные корни

Савва был третьим сыном в огромной семье купца Ивана Федоровича Мамонтова. Родился он в г. Ялуторовске (Тюменская обл.) в 1841 году, месте политических ссыльных, в том числе и декабристов. Отец Саввы был просвещенным человеком, он сочувствовал и всячески помогал политическим заключенным, его дом всегда был открыт для таких людей. В детских воспоминаниях Саввы сохранились встречи в их доме ссыльных декабристов. Личности этих необыкновенных людей произвели неизгладимое впечатление на мальчика, поэтому неудивительно, что уже во взрослой жизни в своем доме Савва Иванович всегда поддерживал, по словам его сына, «особый культ» и его участников.

Купеческие дела вынуждали Ивана Федоровича переезжать из города в город, и в 1850 году его семья поселилась в Москве. Как человек, обладающий тонким экономическим чутьем, он стал организатором масштабных проектов: основал акционерное железнодорожное общество, которое занялось строительством Московско-Ярославской дороги, при его участии разрабатывались и производились первые нефтяные промыслы в Баку.

Способность к экономическому прогнозу, деловые качества успешного хозяйственника передались от отца и Савве Мамонтову, унаследовавшего после смерти главы семьи (1869) его дело. Это случилось спустя два года после женитьбы Саввы на Е. Г. Сапожниковой, когда сын начинал собственную коммерцию и жил уже своим домом.

Приобщение к искусству

Еще в ранней юности Савва Иванович страстно полюбил театр, отчего возникали разногласия с отцом. Но это увлечение театром с годами не только не пропало, но и расширилось, умножилось, укрепилось. Поэтому со временем Мамонтов все больше внимания и средств стал отводить искусству, и в первую очередь - изобразительному. Он дружил со многими художниками, они часто бывали у него дома на улице Садовой-Спасской в Москве, а когда семья путешествовала, Савва Иванович непременно приглашал в поездки во Францию, Италию своих друзей-художников, которым, как он понимал, необходимы впечатления и опыт, получаемые в музеях изобразительного искусства мирового значения.

Такие имена как Репин, Поленов, Врубель, Нестеров, братья Васнецовы, Остроухов, Малютин, Антакольский, Неврев и многие другие связаны с именем великого их поклонника и мецената С. И. Мамонтова. Заслугой Саввы Ивановича, с его энергией и личной одаренностью, является возникновение Абрамцевского кружка и Московской частной русской оперы, где дебютировал великий бас - Федор Шаляпин.

Абрамцевский кружок

Огромным событием явилась покупка Мамонтовыми усадьбы Абрамцево (1870), бывшего имения писателя Аксакова. Эта усадьба стала одним из важнейших центров русской культуры того времени, где в течение четверти века постоянными гостями или жителями было великое множество талантливых людей, составляющих цвет художественной интеллигенции. Репин назвал Абрамцево «лучшей в мире дачей», где образовалась первая российская художественная колония, объединившая единомышленников, людей нового искусства. На территории усадьбы были построены мастерские, где создавались великие произведения живописи, изделия прикладного искусства, предметы мебели, детали архитектурного декора - все, что творило целостную картину развития искусства того времени.

И. Е. Репин в Абрамцеве

Значение деятельности Абрамцевского кружка в имении Мамонтова трудно переоценить. Здесь творил великий , оставив потомкам многочисленные портретные зарисовки гостей и обитателей дома. Это были карандашные наброски, но они в полной мере передавали домашнюю атмосферу в семье Мамонтовых. Его герои изображены за неспешной беседой, за чтением, чаепитием. На повседневность жизни дома художник смотрел глазами посвященного. Общность духовно-интеллектуальной среды, особого стиля жизни, созданного Мамонтовым в своем имении, объединяет персонажей на репинских портретах.

Об истории знаменитого портрета

В. А. Серов именно в Абрамцеве написал свою самую знаменитую картину - «Девочка с персиками» (1887). Моделью для портрета послужила любимая Саввы Ивановича - Веруша, существо прелестное и обаятельное. Хрупкому равновесию цвета, света и воздуха на портрете, ощущению вселенской гармонии обязана еще и особая атмосфера дома Мамонтова. Его хозяин предоставлял художникам уникальную свободу в творчестве, которая не омрачалась академическими условностями, материальными заботами, сроками исполнения.

Васнецов и другие члены Абрамцевского кружка

В картинах «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке», написанных под впечатлением от усадьбы Мамонтова, ее идеи о возрождении национального искусства, вдохновлявшая и самого Мамонтова и всех остальных членов кружка. В 1888 г. в Абрамцеве были созданы мастерские, где предпринимались первые практические шаги, чтобы сохранить и возродить кустарные народные промыслы. Активно занялась этим художница Е. Поленова, естественно, при содействии Саввы Ивановича.

Также были открыты гончарные мастерские, давшие впоследствии русскому искусству много высочайших образцов керамики, в частности, там была создана знаменитая майоликовая скульптура М. А. Врубеля.

Коллекционер и создатель театра

Параллельно со своей подвижнической деятельностью и благодаря ей, Мамонтов упорно и целенаправленно собирал коллекцию произведений современного ему искусства. Но творческая активность мецената отразилась не только на коллекционировании, но и на работе по созданию новых театральных традиций. Именно Мамонтов закладывал основы для создания целостного образа театрального представления, когда единое целое составляют тексты, музыка, художественное оформление спектакля.

В своем московском доме он давал первое представление в 1878 г., потом они проходили регулярно, а сам Мамонтов даже принимал участие в них. Но домашний театр был только началом: в 1885 г. Савва Иванович стал создателем частной русской оперы. Это был первый театр, где служили профессиональные актеры, после того, как была отменена императорская монополия на театры в Москве.

Последние годы

В 1899 г. Мамонтов разорился. Он подвергся аресту, а его московский дом на Садовой конфисковали. Он лишился большей части своей драгоценной коллекции, которую продали «с молотка», пережил муки горьких утрат родных людей. Последние годы Саввы Ивановича Мамонтова проходили в Москве, в скромном доме с гончарной и скульптурной мастерскими, к нему примыкающими. На его хутор «На Бутырках» все так же приходили люди искусства, как когда-то приходили в дом по Садовой улице и в Абрамцево, несмотря на то, что Мамонтов уже отошел от дел и был не в состоянии оказывать какую-либо помощь. Великий меценат скончался в 1918 -ом году.

Портрет железнодорожного магната и мецената искусств Саввы Ивановича Мамонтова работы И.Репина

За всю историю человечества лишь немногих людей природа наградила огромным количеством самых разных талантов. Еще меньше было тех, кто сумел достойно применить в жизни такой щедрый дар судьбы. И в числе этих немногих - Савва Иванович Мамонтов - промышленник, строитель железных дорог, музыкант, писатель, скульптор, режиссер - человек, говоривший, что его самый главный талант - это «находить таланты».

Савва Мамонтов родился в 1841 году в далеком зауральском городке Ялуторовске Тобольской губернии, в котором жили когда-то ссыльные декабристы. В семье Мамонтовых Савва был четвертым сыном. Его отец, Иван Федорович, успешно занимался винным откупом в Сибири - сначала в Шадринске, затем в Ялуторовске, а в 1840 г. переехал с семейством в Москву. Иван Федорович прошел путь от провинциального купца к верхушке московского предпринимательства, и в 1853 был возведен в потомственное почетное гражданство.
Отец Саввы всегда тяготел к самым смелым проектам, поэтому одним из первых обратился к железнодорожному строительству. В 1859 году Иван Федорович получил концессию на строительство железной дороги из Москвы в Сергиевский Посад, куда местная достопримечательность - Троице-Сергиева лавра, привлекала немало паломников со всей России. Тогда же юный Савва впервые приобщился к транспортной экономике. Их дом стоял рядом с заставой, которая вела из Москвы в Сергиевский Посад, и старший Мамонтов посадил сыновей у окна - считать потенциальный «пассажиропоток» - пеших паломников и седоков на возах. Подсчеты эти оправдались: 66 верст пути, проложенные за полтора года, стали приносить устойчивую прибыль.

Портрет работы Валентина Серова

Отец поощрял тягу сына к знаниям: Савва с детства знал французский и немецкий языки, много занимался дома, учился на юридическом факультете Московского университета. Отец страстно хотел, чтобы Савва стал достойным продолжателем его дела. Он определил его на учебу в Институт корпуса гражданских инженеров (Горный корпус) в Санкт-Петербурге. А в свободное от учебы время Савва начал посещать драмкружок. Он выступал в роли Кудряша в «Грозе», где роль Дикого исполнял сам автор - А.Н.Островский. Поначалу Иван Федорович был доволен сыном, ходил на спектакли, но потом, видя, как велик интерес Саввы к сцене, отослал его подальше от театральных соблазнов - в Персию - учиться торговать. «Ты вовсе обленился, перестал учиться классическим предметам... и предался непозволительным столичным удовольствиям музыкантить, петь и кувыркаться в драматическом обществе», - сокрушался отец. Савва смирился и после Персии отправился в Италию - изучать основы шелководства, практическую коммерцию и европейские методы торговли.

Мамонтов С.И. (бюст работы Репина, первый справа, 1880)

Однако, в Италии случилось то, чего не ожидали ни семья Мамонтовых, ни московский деловой мир. Нет, Савва вовсе не «загулял», как делали многие его сверстники. Случилось другое, никогда не бывалое, совершенно непонятное для купеческой среды. В Италии Савва... запел. У продолжателя торгового дома Мамонтовых оказался прекрасный оперный голос. После недолгих занятий с местными преподавателями он уже получил приглашение одного из миланских театров дебютировать в двух басовых партиях в операх «Норма» Беллини и «Лукреция Борджиа». Но, прослышав об успехах сына, отец срочно отозвал его в Москву, и только этот вызов помешал дебюту русского купца на миланской оперной сцене.
Кстати, на коммерции Мамонтова это увлечение не отразилось: вернувшись в Москву, Савва снял здание на Ильинке и открыл собственное дело - торговлю итальянским шелком.

А.А. Киселев. Е.Г. Мамонтова в своем кабинете в Абрамцево

В 1865 году Иван Федорович благословил сына на брак с дочерью купца первой гильдии Лизой Сапожниковой и подарил молодоженам дом на Садово-Спасской. Тогда еще никто не подозревал, что вскоре этот дом станет одним из центров художественной жизни России. Через несколько лет Савва Иванович вновь уехал в Италию - в Рим, где на этот раз раскрылся другой его талант. Скульптор Марк Антокольский, с которым Мамонтов познакомился в Риме, так отозвался в письме к критику Стасову о необычном купце: «Он один из самых прелестных людей с артистической натурой... Приехавши в Рим, он начал лепить - успех оказался необыкновенный!.. Вот вам и новый скульптор!!! Надо сказать, что, если он будет продолжать, и займется искусством свободно хоть годик, то надежды на него очень большие».
Конечно, Савва Мамонтов не мог оставить дела и заняться лишь скульптурой, но интерес к ней он пронес через всю жизнь.
Вернувшись на родину, Савва Мамонтов познакомился со многими талантливыми художниками, и вскоре, в его особняке на Садово-Спасской, и в подмосковном поместье Абрамцево возник, по словам В.М. Васнецова, «неугасавший художественный очаг». Имение, расположенное на родной Московско-Ярославской дороге, Савва Иванович приобрел в 1870 году, и эта усадьба начала вторую жизнь в русской культуре. Поместье было куплено у семьи знаменитого писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, жившего в Абрамцево до самой смерти в 1859 году. У Аксакова подолгу гостили Тургенев, Гоголь, Хомяков, братья Киреевские и другие литераторы. Мамонтовым, впервые приехавшим в этот дом, показали тщательно сберегаемую «гоголевскую» комнату, как ее уважительно называл старый хозяин...
Савва Мамонтов продолжил славную традицию, с той лишь разницей, что его основные гости, жившие порой месяцами в Абрамцево, - художники, фактически весь цвет русской живописи того времени. Мамонтов хотел, чтобы талантливые живописцы могли свободно творить, не заботясь о бытовой стороне дела. Он построил обширную мастерскую, где работали Репин, Серов, Врубель, Коровин, Нестеров, Поленов, Антокольский, Васнецов.

Портрет работы И.Репина

Савва Иванович имел поистине уникальную черту характера: трудясь сам, занимаясь лепкой, майоликой или постановкой домашних спектаклей, к которым он писал тексты и в прозе, и в стихах, Мамонтов имел, по словам В.Васнецова, «способность возбуждать и создавать кругом себя энтузиазм». Как вспоминал И. Грабарь: «Мамонтов казался рядом с уравновешенным, мудрым и холодным Третьяковым каким-то неистовым искателем юных дарований».
Кто знает, если бы не было этой вдохновляющей атмосферы Абрамцево, возможно, и не появились бы картины, составляющие сейчас золотой фонд русской живописи. Ведь именно здесь были написаны «Девочка с персиками» Серова (портрет дочери Саввы Ивановича - Веры), «Богатыри» и «Аленушка» Васнецова, пейзажи Поленова. С этим домом связаны репинские «Запорожцы», «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии»; «Явление Отроку Варфоломею» Нестерова, многие работы Врубеля.

У Саввы Ивановича Мамонтова. 1889. На фотографии присутствуют - Серов, Коровин, Мамонтов

В общении с художниками Мамонтов выступал на равных, был для них свой коллега, а вовсе не богатый барин, который балуется искусством. Это и легло в основу «феномена Мамонтова» в русской истории. Савва Мамонтов не был ни меценатом, ни коллекционером, ни «другом русской культуры». Он был Художник и Предприниматель в одном лице, поэтому, наверное, его и не понимали до конца ни те, ни другие.
Все, с кем Савва Иванович делил интересы, пытались уговорить его «заняться настоящим делом». Художники недоумевали: что интересного находит Мамонтов в рельсах, шпалах, векселях и финансовых расчетах? Антокольский писал Савве Ивановичу: «Я думаю, что не вы с вашей чистой душой призваны быть деятелем железной дороги, в этом деле необходимо иметь кровь холодную как лед, камень на месте сердца и лопаты на месте рук». Железнодорожники же опасались: не помешают ли увлечения Мамонтова делам?
Но Савва Иванович искренне удивлялся: разве одно другому помеха? Разве в делах не требуется воображение, умение «увидеть статую в глыбе мрамора»? И без своего Дела, которое меняет лицо России, соединяет города железными дорогами, молодой предприниматель себя не представлял.
Строительством железных дорог Савва Мамонтов всерьез занялся в 1869 году, став в 28 лет, после смерти отца, председателем Общества Московско-Ярославской железной дороги. Наследник контрольного пакета акций имел право единолично принимать решения, и Савва Иванович продемонстрировал в бизнесе, как это важно - быть художником в своем деле, увидеть и воплотить то, что никто пока не видит.
Первым решением нового хозяина дороги было - тянуть дорогу дальше, от Ярославля до Костромы. Это вызвало недоумение у многих: зачем нам Кострома, кто поедет в эту глушь? Если уж строить, то на Запад, в Европу, а не в «медвежьи углы России». Но Мамонтов смотрел дальше.
Еще у Александра III зародилось понимание того, что России мало петровского «окна в Европу»: в случае войны порты на Балтике могут быть легко блокированы. Нужен другой, независимый от иностранных держав, выход в открытое море. Император хотел заложить порт на Мурмане, но смерть помешала ему исполнить задуманное. И, как писал единомышленник и друг Мамонтова, министр финансов граф Витте, «Если бы был построен порт на Мурмане, мы не искали бы выхода в открытое море на Дальнем Востоке, не было бы этого злополучного шага - захвата Порт-Артура и... не дошли бы мы и до Цусимы».
Мамонтов верил, что здравый смысл и объективный интерес России победят. Поэтому он упорно прокладывал свой путь, и скоро дорога Москва-Кострома вошла в строй и стала приносить прибыль, что еще раз доказало правильность его расчетов.
Савва Иванович решил убедить власти в необходимости прокладывать железную дорогу дальше - на Север, и открыл павильон на Всероссийской выставке в 1896 году, приуроченной к коронации Николая II. Среди художественных экспонатов Савва Иванович выставил два панно работы Врубеля - «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» (вариант которого украшает ныне фасад московской гостиницы «Метрополь»). Комиссия Академии художеств, принимавшая выставку, единогласно забраковала панно и постановила убрать их из павильона искусств: работы Врубеля не соответствовали представлениям академиков о декоративной и монументальной живописи. Савва Иванович очень рассердился, заплатил Врубелю стоимость панно и построил Северный павильон за пределами территории выставки, а на фасаде написал: «Выставка декоративных панно художника М.А. Врубеля, забракованная жюри императорской Академии художеств». Вход был свободный, и публика шла нескончаемым потоком, дивясь необычным картинам. Специально для гостей выставки пел приглашенный Мамонтовым молодой Шаляпин, еще неизвестный, начинающий двадцатитрехлетний певец.


После выставки, вместе с С. Витте, Савва Иванович поехал в Мурманский край для осмотра вероятной трассы дороги и поиска дополнительных аргументов в пользу ее прокладки. Когда экспедиция вернулась в Петербург, эти доводы были, наконец, услышаны. Последовало высочайшее решение: дорогу сначала до Архангельска, а потом и до незамерзающей Екатерининской гавани - строить! И строить ее будет Савва Мамонтов!
Путешествуя по Северу и решая деловые вопросы, Савва Иванович был потрясен неповторимой красотой этого края, о которой в Центральной России не имели и понятия, а местные жители ее попросту не замечали, не ценили. В письмах домой он советовал всем обязательно побывать здесь: «... вы вернетесь отсюда более русскими, чем когда-либо. Какая страшная ошибка искать французских тонов, когда здесь такая прелесть».
По приезде в Москву Мамонтов решил воплотить свой давний замысел - украсить вокзалы Северной дороги живописью русских художников - пусть люди учатся видеть красоту, пусть они, хотя бы на вокзалах, познакомятся с настоящим искусством. Для этого он отправил в поездку по Двине своих друзей - художников Коровина и Серова, и они вернулись из этой «командировки» с целым собранием полотен - картин северной природы, которые имели огромный успех на Периодической художественной выставке. Успех был столь велик, что до вокзалов эти работы так и не дошли: почти все они находятся сейчас в Третьяковской галерее и в Русском музее.
Идеей открытия художественных выставок на железнодорожных вокзалах Мамонтов увлек и В. Васнецова. Верный своему принципу собирать вокруг себя не картины, но таланты, Савва Иванович приободрил молодого мастера, переживавшего кризис из-за разрыва с передвижниками, и заказал ему работы для другой своей дороги, Донецко-Мариупольской, которая вошла в строй в 1882 году, связав 500 верстами пути Донецкий угольный бассейн и Мариупольский порт.
Необходимость мамонтовских дорог для России подтвердилась окончательно, когда началась Первая мировая война, и все пути, ведущие на Запад, оказались блокированы линией фронта. И только две дороги - Северная и Донецкая - стали для России буквально дорогами жизни. Не случайно, самый популярный в России журналист Влас Дорошевич отложил на время свои фельетоны и написал хвалебный гимн в честь Саввы Ивановича Мамонтова - статью «Русский человек»: «Интересно, что и Донецкой, и Архангельской дорогами мы обязаны одному и тому же человеку - «мечтателю» и «затейнику», которому в свое время очень много доставалось за ту и другую «бесполезные» дороги, - С.И. Мамонтову. Когда в 1875 году он «затеял» Донецкую каменноугольную дорогу, протесты понеслись со всех сторон. Но он был упрям... И вот теперь мы живем благодаря двум мамонтовским «затеям»».
А тем временем, Савва Иванович «затеял» строительство Московской окружной дороги, создал Московский вагоностроительный завод, занимался добычей руды и производством чугуна. Он начал грандиозный экономический проект: создание мощного конгломерата промышленных и транспортных предприятий, чтобы наладить производство локомотивов в России и сломать, наконец, монополию инофирм на поставки паровозов в страну. Он приступил к реконструкции взятого у казны Невского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге, приобрел Николаевский металлургический завод в Иркутской губернии. Эти предприятия должны были обеспечить транспортными средствами Московско-Ярославско-Архангельскую железную дорогу, и продолжить ее строительство, что позволило бы энергичнее осваивать Север.

В.А. Серов. Девочка с персиками (портрет дочери С.И. Мамонтова - Веры). 1887 г.

И параллельно с этим Савва Великолепный (так называли его друзья-художники, по аналогии с Лоренцо Великолепным, герцогом-меценатом эпохи Возрождения) решил создать... первый в России частный оперный театр. Недоумение и шум снова были огромные. Многие считали: блажь, захотел барин свой «балет» завести... Общему хору вторила и театральная критика. В год дебюта театра - в 1885 году - газета «Театр и жизнь» возмущалась, что за дело организации оперного театра «берутся люди, вряд ли знающие столь тонкое дело, как оперная постановка... Словом, все это сплошное любительство», - клеймил рецензент мамонтовскую затею. Конечно, знания оперной школы и режиссерской подготовки у Мамонтова не было. Основу его труппы составили молодые голоса, не имевшие имени в оперном мире. Но у Саввы Ивановича было главное - безукоризненный художественный вкус, развитый до степени подсознательного чутья, интуиции. И этот вкус подсказал Мамонтову, что время старого оперного театра кончилось, что он себя изжил. Тогда певцы императорских театров пели в «лучших» итальянских традициях - играли голосом так, что зритель не мог разобрать ни слова, а солисты не заботились о том, чтобы, сопровождая пение драматической игрой, придавать сценическому образу правдоподобие. Этот разрыв между пением и драматическим искусством решил преодолеть Савва Мамонтов в своей Частной опере. «Петь нужно играя» - таков был принцип этого театра.
Считая, что театр - это «коллективный художник», Мамонтов окружил себя талантливыми людьми, которые помогали ему в задуманном прекрасном деле. Первыми его помощниками стали неизменные члены Абрамцевского кружка - Виктор Васнецов и Василий Поленов. Поленов привлек к исполнению декораций своих молодых учеников - Исаака Левитана и Константина Коровина.

Ф.И. Шаляпин в роли Бориса Годунова. Художник Н.В.Харитонов

А еще Савва Иванович Мамонтов подарил миру Шаляпина! До этого малоизвестный начинающий певец был связан жестким контрактом с Императорским театром. Мамонтов, разглядевший в юноше необычайный талант, убедил его разорвать контракт, заплатил огромную неустойку и сразу поставил певца на первые роли в своем театре. Здесь, в обстановке всеобщего доверия и подлинного творчества, Шаляпин почувствовал, «будто цепи спали с души моей». Он позже вспоминал, что именно тогда, у Саввы, понял: математическая верность в музыке и самый лучший голос мертвы до тех пор, пока математика и звук не одухотворены чувством и воображением.
Фактически Мамонтов разработал и применил то, что впоследствии назовут «методом Станиславского», хотя сам К.С. Станиславский ясно представлял, кто его учитель, и очень уважал его. Патентовать свою театральную эстетику как «метод Мамонтова» Савва Иванович, конечно, и не думал, да и некогда было. Реформируя оперный театр, он ни на минуту не оставлял своих железнодорожных забот. И в театре Мамонтов добился своего, хотя и пришлось ему работать в своей опере «всем». Как вспоминали коллеги, он режиссировал, дирижировал, ставил голос артистам, делал декорации. Савва Великолепный работал буквально как «человек-оркестр». Зато теперь он с гордостью говорил: «У меня в театре - художники». Его актеры стали творцами своих художественных образов. Театр Мамонтова состоялся.

Портрет работы Михаила Врубеля

В 1897 году Михаил Врубель написал портрет Саввы Ивановича, вызвавший у Мамонтова и близких ему людей неожиданное и ничем не подкрепленное ощущение предстоящей беды. Впоследствии это врубелевское полотно, полное необъяснимой тревоги, стало расцениваться как пророчество, откровение судьбы, предъявленное миру гением.
11 сентября 1899 года Савва Иванович Мамонтов в своем доме на Садовой Мамонтов был арестован и помещен в Таганскую тюрьму, куда его вели пешком через весь город под конвоем. Деятельный, жизнелюбивый и далеко не молодой человек на несколько месяцев оказался в одиночном заключении. Это была совершенно неоправданная жестокость. Следователь по особо важным делам, ведший дело Мамонтова, определил колоссальный залог в размере 763 тысяч рублей. Богатые родственники Сапожниковы и Савва Морозов были готовы внести требуемую сумму, но совершенно неожиданно следователь увеличил ее до 5 миллионов рублей! Быстро собрать такие деньги было практически невозможно.
На все имущество Мамонтова наложили арест. Его бумаги были изъяты и скрупулезно изучены. Но никаких убедительных данных, подтверждающих махинации, так и не нашли. Правда, удалось обнаружить несколько писем помощника Витте Максимова, в одном из которых он выражал благодарность за присланную семгу. Эта "рыба" стала темой особого разбирательства. Очевидно, не лишены оснований утверждения, что глава юридического ведомства Муравьев действительно интересовался в первую очередь сведениями, которые можно было использовать против министра финансов Витте.
Не удалось документировать и корыстный умысел в действиях самого Саввы Ивановича. Вообще-то вся эта история была лишь формальным нарушением закона. Ведь и железная дорога, и Невский завод находились в руках мамонтовской семьи. Предприятия были лишь юридически независимыми, а фактически существовала известная общность средств.

Газетная шумиха, поток сенсационных бездоказательных "разоблачений" способствовали тому, что вокруг арестованного стал образовываться вакуум. Некоторые люди, которым Савва Иванович всемерно помогал и кого считал своими друзьями, вдруг как-то "забыли" о нем. Особенно тяжело он переживал предательство Шаляпина и Коровина, которые покинули мамонтовскую Частную оперу и не проявили в первые месяцы после краха особого интереса к судьбе мецената.
Однако остались люди, не изменившие своего отношения к нему. На Пасху, в апреле 1900 года, по инициативе Васнецова и Поленова был составлен памятный адрес на имя Саввы Ивановича, который подписали практически все художники мамонтовского кружка: Серов, Врубель, Суриков, Остроухов... Рабочие и служащие Северной дороги, среди которых Савва Иванович пользовался авторитетом и уважением, собирали деньги для "выкупа". С первого дня ареста хлопотала за мужа и Елизавета Григорьевна.
Кстати, к этому времени брак Мамонтовых фактически распался. На причину указал в своих воспоминаниях художник князь Щербатов. По его словам, Савва Иванович влюбился в певицу Любатович, "разрушившую его семейную жизнь". К этому уместно добавить следующее. Действительно, уже с середины 1890-х годов Савва Иванович и Елизавета Григорьевна живут раздельно. Когда же над головой мецената сгустились тучи, Любатович потеряла к нему всякий интерес. Совершенно иначе повела себя Елизавета Григорьевна. Она была добрым, сострадательным и глубоко верующим человеком, и с самого начала не одобряла некоторых увлечений мужа. Все эти ночные катания на лошадях, рестораны, застолья заполночь, цыгане и тому подобные удовольствия были ей чужды. Но когда Савве Ивановичу стало действительно плохо, она, не задумываясь, переступила через свои обиды и уязвленное самолюбие. Однако сделать ей практически ничего не удалось, хотя она и стучалась во многие двери.
Старались облегчить участь Мамонтова и его друзья. В феврале 1900 года во время работы над портретом царя Серов, по его словам, решился попросить у государя за Мамонтова. На что император ответил, что распоряжение им уже сделано. Однако в следственном деле нет никаких следов царского вмешательства в судьбу Мамонтова.

Более пяти месяцев провел Савва Иванович в одиночном заключении, и только после того как врачебная комиссия констатировала, что он "страдает болезнями легких и сердца", следователь был вынужден отпустить его под домашний арест. Поселился Савва Иванович в своем небольшом доме в Петропавловском переулке на Новой Басманной, строго опекаемом полицией.
Знаменитый дом на Садовой со всеми книгами, картинами, скульптурами, мебелью простоял опечатанным более двух с половиной лет. Всю "мерзость запустения" описал Гиляровский в заметке под характерным названием "Помпея в Москве". Ему удалось проникнуть в дом зимой 1901 года: "Ледяным погребом веет от злополучного здания, гулко раздаются шаги под заиндевевшими сводами... Орнаменты на резной итальянской мебели обвалились, деку рояля, испещренную художественной инкрустацией, повело, и на всем, как кровяные пятна, краснеют сургучные печати судебного пристава...". Даже в спальне хозяина на столе лежали "четыре костяные запонки и стальное пенсне, снабженное печатями, — это тоже движимость...".
В 1900 году в Московском окружном суде в здании Судебных установлений в Кремле началось судебное разбирательство по делу Мамонтова. Обвинителем выступал прокурор Курлов, защитником — известный "златоуст русской адвокатуры" Плевако. Процесс длился несколько дней. Присяжные вынесли вердикт: "Невиновен". "Зал дрогнул от рукоплесканий. Не могли остановить оваций и толпы, которая бросилась со слезами обнимать своего любимца". Хотя коллегия присяжных не нашла в действиях Саввы Ивановича состава преступления и оправдала его, дело не было закончено. Требовали удовлетворения иски. Московский окружной суд признал Савву Ивановича несостоятельным должником. Имущество мецената пошло с молотка, и, в конечном счете, все претензии были удовлетворены. Пострадавшим оказался лишь сам Мамонтов.
Крушение деловой репутации, потеря состояния, сплетни и пересуды — все это не могло не сказаться на Савве Ивановиче. Он сравнительно редко теперь появлялся на людях, жил замкнуто и общался с ограниченным кругом людей.
Освободившись от коммерческих дел, Мамонтов поселился в доме на Бутырской заставе, купленном на имя дочери, и организовал там свою керамическую мастерскую, которая вскоре превратилась в небольшой керамический завод. И хотя изделия не приносили большой прибыли, они завоевывали множество призов на международных и отечественных выставках.
Потом и Шаляпин, и Коровин приходили на Бутырки с покаянием, но Савва Иванович не принял их. Коровина в Частной опере заменил Врубель. Он прекрасно оформил спектакли «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Кавказского пленника» и «Ратклифа» Кюи. Но вскоре Михаил Врубель тяжело заболел и его положили в психиатрическую клинику, где он и оставался до конца дней. Частная опера одно время даже блистала, но постепенно залезала в долги и наконец так увязла в них, что театр пришлось закрыть.
Из старых друзей по кружку Савве Ивановичу такими же близкими оставались Поленов, Серов и Васнецов. Со временем Мамонтов сменил гнев на милость, и к нему вновь стали наезжать Шаляпин и Коровин. Все время между встречами он коротал за гончарным кругом, делал вазы или что-нибудь лепил.

Мамонтов жил долго, но это был уже другой человек. Остатки жизни Савва Иванович Мамонтов провел в полной тени. Он стремительно старел, был морально затоптан, потерян среди многолюдной Москвы. Он умер в 1918 году и лег в могилу на кладбище в Абрамцеве, где уже успели найти последний приют многие из его близких. Похороны были скромные. Гроб с телом привезли на Ярославский вокзал. «Рабочий-железнодорожник, — рассказывала внучка покойного Саввы Ивановича, — спросил, кого хоронят. Узнав, что Мамонтова, снял шапку, а потом сказал: “Эх, буржуи, такого человека похоронить не можете как следует”».

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B2%D0%B0_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87