Ричард Султанов объясняет почему фестиваль Russian Film Week так важен для продвижения российской культуры на Западе

Американцы ищут коррупцию в переписке окружения экс-владельца «Уралкалия».

Электронная переписка может стать доказательством в деле руководителей компании Brunswick Rail, включая экс-гендиректора "Уралкалия" Пола Остлинга. Речь идет о раскрытии коммерческих тайн кредиторам. Ответчиков обвиняют в том, что они передавали корпоративные секреты третьим лицам. В компании считают, что таким образом друзья Ослинга пытались ослабить позицию Brunswick в переговорах о реструктуризации долга.

В конце прошлой недели окружной суд Северного округа штата Калифорния выдал предписание, запрещающее почтовым хостингам Google и Rackspace уничтожать содержимое внешних электронных ящиков двух экс-менеджеров группы Brunswick Rail — Ричарда Султанова и Пола Остлинга. Ричард Султанов до 12 декабря занимал пост директора по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям Brunswick Rail. Пол Остлинг с сентября 2015 года по 13 ноября 2016 года был гендиректором и членом совета директоров. Он хорошо известен в России: входил в совет директоров МТС Владимира Евтушенкова, сейчас — в совете директоров "Уралкалия". Эта корпорация принадлежит Дмитрию Мазепину. Ричард Султанов работал в "Уралкалии" до 2009 года, когда холдинг принадлежал Дмитрию Рыболовлеву. В 2010 году Рыболовлев эмигрировал из России в Монако, а свои акции «Уралкалия» продал Сулейману Керимову. В 2011 году тот судился с Ричардом Султановым, считая, что приближенный Рыболовлева получил от компании слишком большие выплаты.

Предписание выдано в рамках иска двух компаний группы Brunswick о нарушении ответчиками порядка обращения с конфиденциальной информацией в ноябре-декабре 2016 года. Они якобы "уже раскрыли и планируют продолжать раскрывать коммерческие тайны кредиторам с целью ухудшить переговорную позицию Brunswick" при обсуждении реструктуризации долга. Из иска также следует, что компания с мая 2016 года судится с экс-гендиректором Алексом Гениным.

Brunswick Rail занимается операционным лизингом вагонов, парк составляет порядка 25,8 тыс единиц. По данным "Ъ", основатели группы, Герард де Гир и Мартин Андерссон, владеют 24,4% акций, крупные пакеты — у Macquarie Renaissance Infrastructure Fund, IFC, Sumitomo Corporation и других. Чистая прибыль по МСФО за январь-сентябрь — $77,9 млн. С января 2016 года компания ведет переговоры с комитетом кредиторов о реструктуризации евробондов на $600 млн со сроком погашения в ноябре 2017 года и ставкой 6,5%.

Согласно тексту иска, в середине ноября в компании обратили внимание на необоснованно конспиративное поведение друга Дмитрия Рыболовлева. Ричард Султанов часто покидал рабочее место, поднимался на этаж выше и совершал звонки по телефону, работал в выходные. Примерно тогда же соратник Рыболовлева стал активно интересоваться ходом переговоров о реструктуризации долга, "хотя это не входило в его сферу деятельности". Вскрыв рабочий почтовый ящик, представители компании обнаружили, что Султанов посылал сам себе на внешнюю почту конфиденциальную документацию, а также поддерживал контакты с уже покинувшим Brunswick Rail Полом Остлингом и представителем одного из кредиторов, хотя это было запрещено. Султанов также отказывается сдать корпоративный лаптоп и мобильный телефон. Остлинг, утверждает компания, уйдя со службы, продолжал получать конфиденциальную документацию от своего бывшего секретаря.

Компания требует запретить уничтожение содержимого внешних ящиков, санкционировать сбор доказательств, заставить Султанова выдать лаптоп и сотовый телефон, запретить ответчикам распространять конфиденциальную информацию и так далее. Суд согласился с частью доводов, ответчиков он выслушает 20 января. До этого топ-менеджеру Дмитрия Рыболовлева запрещается вносить изменения в информацию на корпоративном мобильном телефоне и лаптопе — он должен принести их в немодифицированном виде в суд. Ответчикам также нельзя как-либо нарушать соглашения о конфиденциальности и передавать конфиденциальную информацию третьим лицам.

В Brunswick вчера ситуацию не комментировали. Пол Остлинг сообщил, что иск подан без уведомления ответчиков, и у них не было возможности отреагировать на обвинения. "Ни я, ни господин Султанов не получили материалы дела", — утверждает господин Остлинг. Он назвал обвинения "несусветными" и заверил, что они с Султановым будут отстаивать свою правоту.

Свердловский областной суд
Судья Киямова Д.В.
Дело №33-6696/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего судьи Прокофьева В.В., судей Сомовой Е.Б. и Шурыгиной Л.Г., при ведении протокола помощником судьи Жейновой С.И., рассмотрела в судебном заседании 12 мая 2011 года дело по иску открытого акционерного общества «Уралкалий» к Султанову Ю.Р. о возмещении затрат, связанных с обучением работника, - по кассационной жалобе представителя ответчика на решение Октябрьского районного суда города Екатеринбурга от 1 марта 2011 года.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения автора жалобы - Султановой А.Б., поддержавшей изложенные в ней доводы и просившей об отмене принятого судом решения, судебная коллегия установила:

ОАО «Уралкалий» обратилось в суд с иском к своему бывшему работнику Султанову Ю.Р. о возмещении затрат, связанных с его обучением в негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования. В обоснование своего требования истец указал, что в соответствии с условиями заключенного между сторонами 25 сентября 2009 года договора на профессиональную переподготовку оплатил 2 из 16 модулей обучения ответчика по программе образовательного направления. Однако в нарушение принятых на себя обязательств Султанов Ю.Р., не закончив обучения и не отработав на предприятии после этого трех лет, 9 ноября 2009 года уволился с работы по собственному желанию. В этой связи он должен возместить понесенные работодателем расходы, о чем между сторонами 22 октября 2009 года было заключено дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку платежа на три месяца. Однако и его условия ответчиком не исполнены

Султанов Ю.Р. иск не признал, ссылаясь на то, что договор на профессиональную переподготовку заключил вынужденно, исключительно в целях обеспечения своего дальнейшее карьерного роста. Соглашение о возмещении затрат на свое обучение также подписал вынужденно, поскольку истец препятствовал его увольнению по собственному желанию. А само увольнение, по его мнению, обусловлено уважительной причиной - намерением трудоустроиться к другому работодателю. Поэтому возмещать затраты на свое обучение он не должен.

Вышеназванным решением суда требование ОАО «Уралкалий» удовлетворено.

С таким решением не согласилась представитель ответчика - Султанова А.Б., которая в своей кассационной жалобе просит о его отмене, настаивая на прежних возражениях Султанова Ю.Р. против предъявленного к нему иска. Кроме того, она полагает недоказанным размер взысканной с ответчика суммы.

Изучив материалы дела, обсудив указанные доводы и проверив в их пределах обжалуемое решение, судебная коллегия оснований для удовлетворения просьбы кассатора не усматривает.

Суд обоснованно удовлетворил иск ОАО «Уралкалий», поскольку обстоятельства, на которых основано его требование, нашли свое достоверное и однозначное подтверждение в ходе судебного разбирательства и не были опровергнуты ответчиком. При этом все изложенные в решении суда выводы достаточно подробно им мотивированы, основываются на исследованных судом доказательствах, соответствуют установленным им фактам и закону, а поданная представителем Султанова Ю.Р. кассационная жалоба не позволяет признать их ошибочными.

Разрешая спор, суд правильно руководствовался правилами ст.249 Трудового кодекса РФ, предусматривающими, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Между тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, между ОАО «Уралкалий» и Султановым Ю.Р. был заключен именно такой, отвечающий указанным в ст.т.198,199 Трудового кодекса РФ признакам, а также интересам обеих сторон, договор на обучение (профессиональную переподготовку) работника за счет средств работодателя. Согласно его условиями ответчик обязан был освоить программу профессиональной переподготовки в соответствии с учебным планом и проработать на предприятии с момента окончания учебного заведения не менее трех лет. А в случае отчисления из учебного заведения до окончания обучения либо увольнения с предприятия до окончания обучения или истечения упомянутого выше срока по инициативе работника он должен возместить работодателю расходы, связанные с оплатой его обучения пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, Султанов Ю.Р. расторг трудовой договор с ОАО «Уралкалий» по своему собственному желанию до окончания обучения в НОУВПО..., из которого в этой связи был отчислен. При этом названная ответчиком причина увольнения (трудоустройство к другому работодателю) отнюдь не является уважительной. О правильности именно такого истолкования закона свидетельствует разъяснение, утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 июля 1980 года №198/12-21.

При таких обстоятельствах, как справедливо посчитал суд, ответчик обязан возместить истцу затраты, понесенные на его обучение в течение 2 из 16 модулей. Их размер (соответствующий 1/8 доли от общей суммы оплаты за обучение одного работника...) и срок выплаты (3 месяца) были согласованы сторонами при увольнении Султанов Ю.Р. соглашением от 22 октября 2009 года, что не противоречило правилам ст.248 Трудового кодекса РФ.

Указанная норма допускает возможность заключения сторонами трудового договора соглашения по вопросам возмещения причиненного работником ущерба, в том числе и предоставление работником письменного обязательства о добровольном возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. Вместе с тем ею предусмотрено, что в случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

Доводы же стороны ответчика о вынужденности заключения такого соглашения ничем не подтверждены. Кроме того, и при его отсутствии с учетом установленных судом обстоятельств ответчику все равно пришлось бы возмещать причиненный работодателю ущерб в том же размере, но в иные сроки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Октябрьского районного суда города Екатеринбурга от 1 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя ответчика без удовлетворения.

Ричард Султанов – один из немногих российских студентов, который получив образование в престижных высших учебных заведениях Запада, вернулся в нашу страну. Он работал сразу в нескольких крупных компаниях, как российских, так и зарубежных.



Первой большой компанией, где он стажировался еще в студенческие годы, был немецкий авиагигант Lufthansa. Там он работал в консалтинговым подразделении и занимался развитием авиационной инфраструктуры по всему миру, в том числе в России и в странах СНГ. Его отдел консультировал аэропорты, крупнейших инфраструктурных инвесторов, институты развития и даже правительства разных стран. Для молодого специалиста это была отличная возможность поработать в крупной международной компании, научиться структурировать свою деятельность и управлять проектами. Приобретенные навыки стратегического анализа, финансового моделирования и прогнозирования в дальнейшем оказались очень полезны и, кроме того, стажировка в Lufthansa подарила яркие впечатления, позволила почувствовать себя частью очень крупного механизма - компании-лидера в авиационной отрасли.


Следующая компания, в которой работал Ричард Султанов – Первая Грузовая Компания – дочернее предприятие Российских железных дорог. В ПГК Ричард Султанов создал с нуля отдел, который занимался разработкой стратегии, стратегическим анализом рынка железнодорожных перевозок и его основных драйверов, а также оценкой различных сделок, мониторингом изменений в сфере регулирования железнодорожного транспорта. Изначально в недавно созданной компании эти направления работы практически отсутствовали. Ричарду Султанову удалось выстроить ряд процессов и создать мозговой центр компании чтобы перевернуть ситуацию. Именно это на тот момент и требовалось, так как ПГК планировала или IPO, или продажу стратегическому инвестору на аукционе. Без стратегии это было бы крайне сложно осуществить. В итоге продажа ПГК состоялась в 2011 году и вошла в топ-5 M&A сделок года и на тот момент стала крупнейшей сделкой в транспортной отрасли в России.


Сейчас Ричард Султанов в Brunswick Rail (Брансвик Рейл) – компании, которая занимается лизингом железнодорожных вагонов и является крупнейшим игроком в этой нише. Ричард является директором по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям, курирует важнейшие направления деятельности, например, разработку стратегии компании, оценку рисков, инвестиционные сделки, анализ железнодорожного, сырьевого и финансового рынков и выполняет многие другие задачи, в том числе для совета директоров компании и его профильных комитетов.

15.03.2018 11700


Многим в России кажется, что если человек покинул нашу страну и уехал учиться в США и Западную Европу, то назад у него пути уже не будет и он навсегда останется заграницей. Возможно в условиях железного занавеса так и было...

Многим в России кажется, что если человек покинул нашу страну и уехал учиться в США и Западную Европу, то назад у него пути уже не будет и он навсегда останется заграницей. Возможно в условиях железного занавеса так и было (хотя даже в сталинский СССР возвращались такие люди как Максим Горький, Сергей Прокофьев, Александр Куприн), но сейчас в глобальном мире не обязательно уезжать насовсем, главное найти место где ты будешь нужен, где твои навыки будут востребованы и почему бы этим местом не оказалась Россия, благо с тем, что это - страна возможностей никто не будет спорить.

В качестве примера можно привести Ричарда Султанова, бизнесмена, управленца, который на данный момент занимает должность Директора по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям в компании Brunswick Rail (Брансвик Рейл). Он родился в СССР в Ленинграде в 1986 году. Его родители решили в конце 90-ых годов переехать из пасмурного Питера в солнечную Калифорнию. Там Ричард Султанов успешно учился сначала в школе, а затем в Университете Калифорнии в городе Дэвис. Оба учебных заведения он окончил блестяще и решил поступить еще и в магистратуру Школы Экономики и Политических Наук в Лондоне. Стоит отметить, что в Калифорнии Ричард Султанов не забывал о своих корнях и поддерживал связь с русскоязычным сообществом университета.

Прибыв в Лондон, вскоре оправился на первую европейскую стажировку – он работал в немецком гиганте авиаперевозок – компании Lufthansa в консалтинговом подразделении по развитию авиационной инфраструктуры. Транспорт надолго стал главной сферой работы молодого менеджера, но только воздушных поменялся на железнодорожной. После практики в авиакомпании он был приглашен в российскую Первую Грузовую Компанию, которая является детищем ОАО «Российские железные дороги», затем работал в международной компании АИКОМ (AECOM), а затем перешел в компанию Brunswick Rail (Брансвик Рейл). Здесь он сначала поработал на должности Руководителя департамента стратегического маркетинга, а через год в связи с заметными успехами в работе был повышен и стал Директором по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям.

Возможно пример Ричарда Султанова вдохновит и других россиян, которые рано покинули родину, вернуться, ведь и в нашей стране можно работать, строить карьеру и создавать бизнес.

Долгие годы мировая торговля шла по пути либерализации и открытости. Страны снимали различные барьеры и ограничения, отменяли или снижали пошлины, заключали соглашения о свободной торговли, активно вступали во Всемирную торговую организацию (ВТО). «Глобализация» и «либерализация» были ключевыми словами. Но все внезапно изменилось - США ввели пошлины на сталь и алюминий из ряда стран, включая Россию и ЕС, ввели отдельные адресные пошлины на огромный перечень товаров из Китая. Последовали ответные меры. Ситуация действительно настораживает, так как парадигма внезапно изменилась и теперь отличается от конструкции международной торговли, которую мы наблюдали последние десятилетия. Мы обсудили эти важные и волнующие многих бизнесменов события с Ричардом Султановым (Richard Sultanov). В Brunswick Rail он руководил стратегией и связями с крупнейшими российскими и международными инвесторами, изучал международную экономику и торговые отношения во всемирно известной Лондонской школе экономики.

Как мы пришли к напряженным отношениям в международной торговле? Еще совсем недавно все были за free trade

Ричард Султанов: Мне кажется, что необходимо начать с фундаментальных причин ситуации, которые важнее политических лозунгов и сводятся к экономике. Долгие годы США наращивали отрицательный торговый баланс, импортировали намного больше, чем экспортировали. Это нормальная ситуация, особенно если учитывать размер государственного долга США и ключевую позицию страны в мировой экономике. Это всем было выгодно, ведь нужны платежеспособные рынки сбыта продукции. Но даже если посмотреть только на импорт, то не весь он идет от иностранных компаний. Долгие годы американские компании создавали производства за рубежом, совсем недавно аутсорсинг был весьма модным словом. То же самое касается компаний вроде Apple, которые считали налоговый режим непривлекательным и аккумулировали сотни миллиардов долларов за пределами страны. Кто-то выиграет от нововведений, кто-то, наоборот, может серьезно пострадать. Очевидными победителями будут американские сталелитейные компании и производители алюминия, а ряд других производителей с бизнесом по всему миру нововведения могут серьезно задеть. В целом США активно выступали за свободную торговлю, создали свой блок NAFTA с Мексикой и Канадой, прямо перед уходом президента Обамы был запущен проект Trans Pacific Partnership.

Как повлияет ситуация на отношения между США и ЕС?

Ричард Султанов: Я бы сказал, что отношения между США и Евросоюзом сейчас переживают не лучшие времена. Самые мощные страны ЕС - это экспортоориентированные экономики, и для них США зачастую являются крупнейшим рынком. Реакция властей ЕС - ввести ответные меры на ряд товаров, включая алкоголь и мотоциклы, весьма понятна. Они хотят защитить позиции своих компаний, так как американские пошлины сильно ударили по некоторым из них. Но пока мы не дошли до самого серьезного - экспорта автомобилей из Европы в США. Да, долгие годы автогиганты, в том числе BMW и Mercedes, создавали локальные производства в США, но не все модели производятся там, большое количество комплектующих поставляется из ЕС. Автомобильный вопрос может стать точкой накала страстей.

Какая реакция у России? Будут ли ответные меры на недружественные шаги?

Ричард Султанов: Россия, безусловно, пострадала. Все это очень неожиданно, особенно если учитывать, что многие годы страна вступала в ВТО, делала для этого серьезные шаги, а потом случился такой неожиданный поворот событий. Мы видим, что ситуация в мире может очень быстро измениться, и правила, к сожалению, не едины. В свете всего этого ответная реакция оправдана и необходима. Мы как страна не можем терпеть убытки и ничего по этому поводу не делать, важен принцип взаимности. Но нужен и взвешенный подход. В каких-то областях мы можем обойтись имортозамещением или импортировть товары из стран с более дружественным подходом, но где-то есть очевидная зависимость, и не стоит стрелять себе в ногу только ради ответа. События последних месяцев показывают, что в мире сейчас крайне напряженная ситуация, и необходима гибкость и решительность.

Ричард Султанов, экс-директор Brunswick Rail и эксперт в сфере железнодорожного транспорта: «Приватизация железных дорог в России - это сложная задача, которая потребует системного подхода»

Мы часто слышим о приватизации. Например, Правительство Российской Федерации ставит жесткие цели по приватизации ряда крупнейших активов. Но целесообразна ли приватизация такого ключевого актива как железные дороги? Возможна ли приватизация и будет ли эффект от этого положительным для страны и ее граждан? Эту важную и весьма сложную тему мы обсудили с Ричардом Султановым (Richard Sultanov). Он уже долгие годы работает в сфере железнодорожного транспорта, на протяжении нескольких лет отвечал за стратегию в крупнейшей дочерней компании РЖД ОАО «ПГК», руководил стратегическим маркетингом и финансами в Brunswick Rail, крупнейшей частной лизинговой компании с парком более 25 000 вагонов.

В чем смысл приватизации государственных активов? Есть ли конкретная цель?

Ричард Султанов: Приватизация государственных компаний в целом укладывается в логику рыночных реформ. Через приватизацию можно улучшить эффективность предприятия, повысить уровень корпоративного управления, но самое главное – приватизация - это источник средств для первоочередных задач. При этом государство может оставаться ключевым акционером, оставить за собой блокпакет акций. В последние годы государство делает конкретные целенаправленные шаги по улучшению эффективности предприятий, например, путем привлечения независимых директоров в состав советов директоров. Сама приватизация может происходить в различных формах. Это может быть IPO или продажа стратегическому инвестору.

Возможна ли приватизация ключевого актива в железнодорожной отрасли – компании РЖД?

Ричард Султанов: Во-первых, я бы хотел отметить, что деятельность РЖД является весьма сложной. Перевозки пассажиров очень отличаются от грузовых перевозок по прибыльности. Но даже в части грузовых перевозок существую классы грузов и кросс-субсидирование. Железнодорожные перевозки - это не просто бизнес, а удовлетворение критических потребностей нашей экономики и граждан. Реформа МПС уже дала свои плоды. Существенно был обновлен парк как грузового, так и пассажирского подвижного состава, полностью приватизирована Первая Грузовая Компания, была создана Вторая Грузовая Компания (ныне ФГК). Есть видимые и ощутимые результаты по ряду направлений, сама компания работает эффективно. Но если принимать во внимание сложность бизнеса и стратегическую важность железнодорожной компании для страны, то целесообразность приватизации всей компании полностью пока неочевидна. Могут быть приватизированы отдельные блоки или направления с понятной бизнес-моделью. В этой ситуации сложность не только в принятии решения - продавать или не продавать, но и в интересе того или иного инвестора в покупке актива. Они хотят четко понимать перспективы своих вложений и иметь возможность влиять на принятие решений, управлять компанией и развивать бизнес.

Частные железнодорожные компании существуют в ряде стран. Почему это невозможно в России?

Ричард Султанов: Я бы сказал, что, во-первых, важно иметь ввиду положение монополии на рынке. Безальтернативность железнодорожных перевозок является еще одним важным фактором. В каких-то странах железные дороги были изначально частными и строились частными инвесторами. Если посмотреть на США, то там есть Union Pacific, есть BNSF Уорена Баффета. Схожая ситуация и в Канаде. Этим железнодорожным компаниям принадлежит все – и рельсы, и локомотивы, и часть парка вагонов, которые не в лизинге. Это совершенно иная бизнес-модель. И очень важным моментом является тот факт, что эти железнодорожные компании занимаются исключительно грузовыми перевозками. Ответственность за перевозки пассажиров, деятельность которая не всегда прибыльна, лежит на Amtrak, которая является частью государства. Также в Германии долгие годы шли разговоры и дискуссии о приватизации Deutsche Bahn, но пока этого не произошло. Были выделены отдельные компании, которые отвечают за отдельные задачи, например, за инфраструктуру или пассажирские перевозки, но приватизации пока нет не дали зеленый свет - это весьма сложная задача. В России уже сделано очень много, в том числе и допуск частных локомотивов на определенных направлениях к сети РЖД.

Но возможна ли в России приватизация отдельных активов?

Ричард Султанов: Да, это возможно и уже происходит. Я уже упомянул ПГК, есть и «Трансконтейнер», а также десятки других предприятий. Инвесторы видят огромный потенциал железнодорожного транспорта в нашей стране, это очень важная отрасль и многие активы им весьма интересны. Но в любом случае за государством скорее всего останется критически важная инфраструктура и локомотивная тяга. С локомотивами все очень непросто, они весьма дорогие. Также с логистической точки зрения частной компании будет весьма сложно управлять тягой по всей стране.