Что такое кнут и пряник. Кнут и пряник — стихи. Пряник: когда и сколько

Преподавателю необходимо объективно оценивать работу ученика, хвалить за достижения и указывать на направления развития. В индивидуальном обучении мы, как правило, не ставим оценки за исключением тестовых работ, сочинений и проектов. Как же студенту понять в чем он преуспел, а где его слабые места? Не все учащиеся способны себя адекватно оценить. Как критиковать в позитивном ключе? В сегодняшней статье мы рассмотрим несколько правил.

1. Эффект сэндвича

Золотое правило критики состоит в том, чтобы начать с позитивного фидбека, затем перейти к негативному и снова к положительному. Этот принцип хорошо применим для подведения итогов занятия.
Например, учитель говорит в конце урока:

+ Your speaking was really fluent today. Well done! I feel that it is much easier for you to talk now.
− But we still need to pay more attention to grammar structures if you want other people to understand you easier. This means more work both in class and at home. I think it’s a good idea to learn irregular verbs more, don’t you think?
+ Anyway, you manage to communicate rather successfully and I’m glad that you understand your partner without any difficulties.

Если ученик низкого уровня, то обратная связь может даваться на родном языке, так как важно, чтобы студент понял 100% вашего утверждения и сделал соответствующие выводы для себя. Если сложно хвалить за реальные достижения, хвалите за старания. Как это делать можно прочитать в нашей .

2. Не переусердствуйте с критикой

Если вы будете исправлять каждую оговорку в речи учащегося, то он просто закроется и будет стараться сказать меньше. Точно также с критикой. Слишком много критики, даже конструктивной, негативно скажется на мотивации. Сконцентрируйтесь на самой большой проблеме на данном этапе, которую необходимо решить. Следите за тем, чтобы негативный фидбек не превышал положительный.

3. Без упреков и покровительственного тона

Избегайте фраз, которые могут спровоцировать негативную реакцию:

“Я же говорил(а)”.
“Мы уже учили это несколько уроков подряд”.
“Ну сколько ж можно повторять”.
“Почему вы никак не запомните, мы только на прошлом уроке это разбирали”.
“ Я вами сегодня довольна”.

Был реальный случай из моей практики, когда учитель на индивидуальном уроке сказал: “ Я попугая быстрее научила говорить это слово”.
Это фразы-табу потому, что они показывают превосходство говорящего и непременно приведут к конфликту. И прежде чем раздражаться, что студент не знает или не помнит, подумайте, а всё ли у вас гладко получается в учебе? Сразу ли вы научились водить машину, а с компьютером всегда справляетесь?

4. Расскажите о последствиях

Если ученик не выполнил домашнее задание - это не всегда означает, что он ленивый и необязательный. Игнорировать это не стоит потому, что отсутствие дополнительной практики замедляет прогресс. Узнайте причину, затем спокойно расскажите учащемуся какие последствия имеют его действия, и обязательно предложите свою помощь, если потребуется.
Если студент опаздывает, не говорите ему, что все остальные ученики пунктуальные и ответственные. Расскажите о последствиях - он теряет своё же оплаченное время.

5. Аргументируйте свою точку зрения и предлагайте альтернативу

Один из моих студентов очень любил читать текст минут 20, чтоб понять каждое слово. Каждый раз я пыталась его переучить и говорила, что он делает неправильно. Пока я не объяснила причину, замечания не приносили результатов. Я объяснила, что для успешного прохождения международного экзамена ему необходим навык сканирующего чтения и соблюдение лимита времени. Проблема была решена. А дома он читал этот текст столько времени, сколько пожелает.
Вместо того, чтобы говорить интроверту “из Вас слова не вытянешь” , объясните, что необязательно, каждый раз отвечая на вопрос, говорить правду. Это всего лишь практика языка. И необходимость критики отпадет сама собой.

6. Расскажите о своих сложностях при изучении языка

Когда вы говорите о слабых местах ученика, вы также можете рассказать о том, что тоже сталкивались с такими сложностями. Это поможет вам сблизится со студентом, а ему понять, что он - не единственный человек, испытывающий такие проблемы.

7. Не вступайте в спор с учеником

Если в ответ на вашу конструктивную критику учащийся начинает возражать, не пытайтесь с ним спорить. Согласитесь с ним и скажите, что понимаете как он себя чувствует, а только затем перейдите к разговору о последних исследованиях в современной методике на этот счёт.

8. Поощряйте веру в себя

Успех в обучении Керол Двек предписывает наличию “growth mindset”, то есть когда студент верит в возможность улучшения и вызовы воспринимает как возможности для обучения.
Когда вам необходимо дать критический анализ сочинению, особенно если оно не соответствует критериям высокой оценки, старайтесь поощрять ученика мыслить позитивно. Он должен воспринимать неудачу как возможность обучения.
Очень позитивно звучит фраза Эдмонда Дадли , обращенная к обучаемому:
“Everyone works in a different way. Let’s keep trying to find a way to improve”.

С вашей помощью студент обязательно поверит в себя и достигнет результата, несмотря на слабые места и неудачи!

Метод кнута. Или пряника? Мы же знаем, что кнут должен подаваться вперемешку с пряниками, в пропорциях один к одному. Или, может, нет? Давайте разберемся. Все мы знаем о знаменитом золотом сечении Да Винчи, а также о золотой середине, а также о том, как это все замечательно связано. Ведь умеренность – залог гармонии. Но умеренность только на весах получается, когда на каждую тарелку кладут по килограммовой гирьке. В жизни эти соотношения могут, ради достижения гармонии, весьма и весьма смещаться. И жизненный баланс совсем не означает, что всего должно быть поровну. И учитель, работая первый, второй и третий год в шоке, выбирает свой рецепт. Только часто бывает соли многовато. Или сахара.

Есть учителя строгие, а есть добрые. В детстве мы все любим добрых, повзрослев, начинаем ценить строгих. Радуемся, вспоминая, как они нас силком вымуштровали. Сетуем на слабохарактерных, которые кормили нас даровыми пятерками и воспитали нас лоботрясам. И ведь всегда найдется, кого сделать виноватым. А для своих детей мы хотим только идеального учителя, непременно идеального. Да только забываем, что учитель – это, в первую очередь, человек, со своим характером, порой тяжелым. И его прямая обязанность – не вершить стеклянный купол душевного равновесия над нашим чадом, а учить его. Словам, числам, реактивам, элементам, микробам, грунтам.
Некоторые учителя стоят на том, что только в строгости воспитывается настоящий человек, и ребенок, кроме наказания, никакого другого воспитания не понимает. Если хочешь, чтоб учился, нужно наказать, пригрозить, заставить. Хотя, даже строгие учителя делятся на две категории. Одни – это гроза морей. Они влетают в класс, как фурии, они активные и громкие, их луженое горло не знает отдыха, не дает спуска. Горло – главный инструмент такого учителя, ему под силу многое. Такого учителя боятся (но вряд ли уважают), поэтому покорно заучивают логарифмы. Другие – воплощение королевского величия. Заходят в класс спокойно, вещают ровным тоном, который умерщвляет все живое, даже пролетающую муху. Если учитель выразительно замолкает, то и в классе воцаряется гробовая тишина. Вот такого учителя уважают. Но, опять-таки, боятся. И снова – те же логарифмы. Это разновидности метода кнута в педагогическом арсенале. В данной статье мы рассматриваем даже не оптимальный курс воспитания, не способ морального оздоровления ребенка, а именно эффективность обучения. Какова же она при методе кнута? Не низкая, но и не очень высокая. Какая-то средняя. Да, эффект достигнут – дети читают, пишут, учат, отвечают. Даже думают! Но, увы, не по своей воли. А труд по чужой воле не бывает особо эффективным, особенно умственный. Человек не может качественно понять материал, заинтересоваться им, если изначально делает задания исключительно потому, что так надо, и только потому. Беда еще в том, что дети не так и безнадежны, и, возможно, материал сумел бы их увлечь. Но когда он уже предубежден против учителя, предмета в целом, ни о какой увлеченности речь не идет.
Теперь рассмотрим методологию пряника в педагогическом арсенале. Тут даже подвидов никаких нет. Такой учитель – добрый, веселый (или спокойный) человек, зачастую – «свой» человек. Общается с учениками или на равных, или с отеческим покровительством. Ставит баллы направо и налево, закрывает глаза на промашки, жалеет двоечников и сочиняет оды отличникам. Плюс такого подхода в том, что такой учитель, на самом деле, может заинтересовать класс, может им открыть глаза на яркие краски в тусклом учебнике, и они захотят учиться, и они станут учиться, и будут тянуть руку, перебивать друг друга, высказывать свое мнение. Это замечательно, это то, к чему стремится педагогика. Но вернемся к нашей цели – эффективности обучения. Уровень? Опять-таки, средний. Как так? Ответ на поверхности. Детям свойственно чем-то рьяно увлечься и вскоре бросить. Так сжато, как по конспекту, они проходят стадии своего развития. Создают и развенчивают кумиров. То же самое происходит и с учебным материалом. Учитель завлек, выбил искру – и они готовы говорить о новом хоть целый час. Но вот они пришли домой, переключились на другие свои дела, и интерес остыл. Такой интерес нужно поддерживать, как огонек, не давая ему угаснуть. Если нет стимула, нет указки, он угаснет сам собой, ничего тут не поделаешь. А если ученик не боится получить двойку или выговор, то он не станет учить даже любимый предмет. Такова уж детская натура. Конечно, есть заучки и зубрилы, но ведь остальная масса именно такая. Вот поэтому, нужно сочетать пряник с кнутом. Однако, это не новость, это все мы знаем и так. Вопрос, – в каких пропорциях (здесь возвращаемся к началу разговора).
Чтобы выяснить это, нужно понять – что сильнее стимулирует ребенка – страх или любопытство? Оба стимула достаточно сильны. Бывали случаи, когда единственный страх спасал человека от смерти, ведь страх – сильнейший защитный механизм. Бывали случаи, когда любопытство, напротив, убивало человека. Но, опять-таки, любопытство – сильнейший двигатель прогресса. Получается, ничья? При любом стимуле ученик выучит равное количество материала? Может, и так. Но качество учебы будет отличаться. Если под страхом палки мы именно зубрим, то под знаком конфеты мы учим. Знаний в обоих случаях хватит, чтобы отстреляться на экзамене. Но в первом случае, мы благополучно все забудем. А во втором – много запомним, и, возможно, будем возвращаться к этим страницам своей памяти снова и снова.
Подводим итог. Метод пряника должен доминировать, причем, доминировать с королевской щедростью. Метод же кнута должен присутствовать, не более. Ученик должен знать, что никто не станет его ругать, повышать на него голос, звать родителей или вести на красный ковер. Просто он не получит зачет, вот и все. Просто в дневнике будет красоваться аккуратный кол, без лишних слов и знаков восклицания. Такого кнута достаточно. Остальное будет делать человеческая совесть и жажда знаний, которая есть в каждом маленьком ребенке, и мальчишке, и девчонке.

Манипулятор [Секреты успешной манипуляции человеком] Адамчик Владимир Вячеславович

Кнут и пряник

Кнут и пряник

Будьте хорошим человеком, но не кажитесь таковым. Ваши доброта, мягкость и любезность очень скоро приедятся. Желание постоянно угождать будет казаться признаком слабости и неуверенности в себе. Соблазнение и обольщение лучше всего удаются, когда в мед вы добавляете немного горечи. Подманите жертву подчеркнутым вниманием, а потом прикиньтесь безразличным. Дайте повод поволноваться, поискать причину в себе. Можно даже спровоцировать разрыв, оставив жертву с ощущением пустоты и боли. Степень отчаяния будет прямо пропорциональна высотам, на которые вы после дальнейшего сближения и примирения вознесетесь вместе.

Почти каждый человек бывает вежлив, мил и приветлив, даже когда в этом нет необходимости. Мы стараемся уживаться с окружающими, нравиться им, не наступать на больные мозоли, избегать разногласий и конфликтов. Но в обольщении эти качества могут привлечь к себе лишь при первом знакомстве, а затем теряют свою силу. Слишком милое поведение перестает быть интересным. Оно может оттолкнуть от вас разочарованного обольщаемого. Чувства влюбленности не бывает без напряжения, которое дает шанс испытать облегчение, истинное наслаждение и радость. Ваша задача – создать это напряжение для ваших обольщаемых, вызывать у них поочередно то тревогу, то кратковременное облегчение. Постарайтесь избавиться от вредного пристрастия к бесконфликтности, тем более что привычка эта по большому счету противоестественна. Чаще всего вы хороши с людьми не в силу природной добродетели, а потому, что это вам выгодно или вы испытываете неуверенность в себе. Но в современном мире людям не хватает новых впечатлений. Если вы причините им немного боли, они почувствуют себя более живыми. Теперь им есть на что жаловаться, они ощущают себя жертвами. В результате, когда вы от болезненно злого вернетесь к доброму и хорошему, они с готовностью простят вам все. Возбудите их ревность, сделайте вид, что вы раздваиваетесь между несколькими объектами, заставьте терзаться сомнениями – позднее вы потешите самолюбие своих обольщаемых тем, что выбрали именно их, отдав им предпочтение перед соперниками.

Вы не замечали, как много люди говорят о тех, кто их задел, кто причинил им боль? Это привязывает их часто сильнее, чем доброта и ласка. Создавайте напряжение, снять которое можете только вы. Для облегчения задачи найдите у ваших обольщаемых свойство, которое вас раздражает, и на этой основе устройте конфликт. Чем более правдоподобной будет ваша жестокость, тем сильнее ее благотворное воздействие.

Часто приходится слышать, что в страхе есть что-то притягательное. Так говорят, к примеру, те, кто любит смотреть или читать ужастики. В жизни же страх заставляет волноваться, обдумывать каждый шаг, а это чрезвычайно эротично. Любовь порождает беспомощность и страх, смешанный с упоением.

Ни в коем случае не становитесь привычными для своих обольщаемых. Это они, а не вы должны испытывать страх и тревогу. Пусть им покажется, что они теряют вас навсегда, пусть боятся, что их обаяние больше на вас не действует. Дайте им помучиться какое-то время, а потом оттяните от края пропасти. Дело в том, что у многих людей имеется неосознанная предрасположенность к мазохизму. Необходимо научиться распознавать различные типы скрытых мазохистов, поскольку каждый из них особо чувствителен к определенному типу боли. Довольно часто встречаются, к примеру, люди, уверенные, что они ничего не заслуживают и не стоят в этой жизни. Они не готовы к успеху и поэтому постоянно вредят сами себе. Если вы будете с ними ласковы, признаетесь в своих нежных чувствах, это лишь вызовет у них дискомфорт: ведь они, скорее всего, не оправдают ваших ожиданий и не смогут соответствовать тому идеальному представлению, которое вы наверняка себе о них составили. Подобным особам, склонным к самобичеванию, не повредит небольшая выволочка: выбраните их, дайте понять, что их несовершенство для вас не секрет. Они сочтут подобную критику заслуженной и потому вздохнут с облегчением. Можно также без труда вызвать у них чувство вины, чувство, которым они в глубине души наслаждаются.

Другой тип людей – те, для кого настолько непосильны многочисленные обязанности, налагаемые жизнью на каждого из нас, что они спят и видят, как бы от них избавиться. Эти люди часто ищут объект для поклонения – религию, гуру, дело. Есть и такие, что хотят играть роль мучеников. Их вы узнаете по той радости, с которой они сетуют на то, что с ними несправедливо обошлись. Дайте им основание для таких жалоб. Помните: внешность обманчива. Часто сильные на вид люди втайне желают почувствовать себя наказанными детьми. Как бы то ни было, перемежая боль удовольствием, вы добьетесь прочной привязанности, способной продлиться долгое время.

Как обольститель вы должны научиться ослаблять сопротивление. Разумеется, в этом может оказаться эффективным подход Волшебника – лесть и внимание, особенно если вы имеете дело с неуверенными в себе людьми, однако на это потребуются месяцы кропотливой работы, и в любой момент возможна осечка. Если вы хотите добиться результатов быстрее или перед вами стоит задача справиться с совсем уж неприступными обольщаемыми, лучше всего чередовать резкость с мягкостью и добротой. Своей жесткостью вы создадите внутреннее напряжение – обольщаемые забеспокоятся; огорченные вашим отношением, они начнут задавать себе вопросы: что они сделали не так, чем заслужили ваше неудовольствие? Когда вы смените гнев на милость, они ощутят огромное облегчение, но в глубине души сохранят опасение, что если они снова чем-то не угодят вам, то все повторится. Пользуйтесь этой схемой, если хотите держать их в подвешенном состоянии.

И последнее: ни одно обольщение – и ваше тоже не является исключением – не походит на простую прямую дорогу к наслаждению и гармонии. Именно предшествующее страдание заставляет нас в полной мере оценить достигнутое. Игра со смертью помогает острее ощутить любовь к жизни; долгие и утомительные скитания на чужбине делают еще более желанным возвращение домой. Ваша задача – сотворить мгновения, полные печали, отчаяния и муки, создать напряжение лишь для того, чтобы можно было в полной мере ощутить всю прелесть последующего избавления от страданий. Не бойтесь рассердить этим людей: гнев – верный признак того, что они уже у вас на крючке. Не следует опасаться и того, что из-за вашей непокладистости вас могут покинуть – оставляют лишь тех, кто надоел. Путешествие, в которое вы увлечете своих обольщаемых, будет мучительным, но ни в коей мере не скучным. Любой ценой заставьте их поволноваться, держите их на грани. Низвергайте их в бездны, чтобы потом вместе взмыть к вершинам, и по пути они растеряют последние крохи того самообладания, что у них еще оставалось.

На краю обрыва люди обычно чувствуют слабость, головокружение и страх. Они невольно представляют, как, сорвавшись, летят в бездну. В то же время их так и подмывает подойти и заглянуть вниз. Подтолкните свой объект как можно ближе к краю, но в последний момент оттяните назад. Без страха нет восторга и наслаждения.

Из книги Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок автора Леви Владимир Львович

Как не поладили Пряник и Апельсин Антона сыграл Д.С., Бабушку - Дана Р.За обеденным столом все те же Антон и Бабушка. Антон задумчиво грызет пряник.Бабушка (ласково, заботливо): - Антоша, оставь пряник, он черствый. На, съешь лучше апельсин. Смотри, какой красивый! Я тебе

Из книги Непослушное дитя биосферы [Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей] автора Дольник Виктор Рафаэльевич

Из книги Руководство начинающего счастливчика, или Вакцина против лени автора Иголкина Инна Николаевна

Из книги Самоучитель мудрости, или Учебник для тех, кто любит учиться, но не любит, когда его учат автора Казакевич Александр

Почему «пряник» лучше «кнута»? Как известно, существует два универсальных метода воспитания - образно говоря, «кнут» и «пряник». Их чередование, по мнению многих политиков, педагогов, дрессировщиков и прочих воспитателей, обеспечивает наилучший результат. Вот наглядный

Из книги Серьезный разговор об ответственности [Что делать с обманутыми ожиданиями, нарушенными обещаниями и некорректным поведением] автора Паттерсон Керри

Источник 5. Кнут и пряник Формальная система вознаграждения поощряет неподобающее поведение, отбивая охоту совершать правильные поступки. Может ли человек из-за правильного поведения потерять деньги? Не ставят ли правильные поступки под удар его карьеру или

Из книги Как вырастить сына. Книга для здравомыслящих родителей автора Сурженко Леонид Анатольевич

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

Кнут и пряник Эта проблема не нова. Помните историю Одиссея? Он обеспокоен тем, что сирены, которые своим чарующим пением околдовывают моряков, вызывая кораблекрушения в узком проливе, соблазнят и его. Одиссей знает, что не сможет принимать правильные решения, как только