Изменение в зарплате медицинских работников. Принципы обоснования зарплат медицинских работников. Как считают зарплату медикам

К сожалению, последние годы в нашей стране работа по медицинской специальности не считается особо престижной. Во многом это связано с фактом относительно низкой заработной платы при достаточно большом объеме работ и высоких нагрузках - как физических (у врачей-хирургов, например), так и моральных. Многие считают, что основная причина столь низкой зарплаты заключается в том, что практически вся медицинская сфера в Российской Федерации отнесена в статус бюджетных организаций и видят решение этой проблемы во введении страховой медицины - при этом все расходы на лечение людей, равно как и оплату медицинскому специалисту, будет покрывать страховая компания. Однако до полного перехода к такой системе еще очень много препятствий, поэтому бюджетная медицина еще во многом субсидируется государством.

Многим работникам медицинской сферы или тем, кто пока только планирует там работать, интересно, на каких основаниях и законах регулируется размер заработной платы у медицинских специалистов. Ведь в последние годы зарплаты врачей и медсестер все же больше выросли, чем у других бюджетных специалистов - педагогов, например. Принципам обоснования заработной платы медицинских работников и посвящена эта статья. Рассмотрим сначала общие факторы, так или иначе влияющие на размер зарплаты врачей и медсестер.

Первым фактором , влияющим на размер заработной платы медицинских , является уровень бюджета, который финансирует то или иное предприятие (больница, поликлиника). В Российской Федерации выделяют три уровня бюджета: федеральный, из которого финансируются объекты федерального значения (крупные специализированные клиники, например), государственный, на уровне субъектов федерации РФ, он финансирует объекты государственного значения, и муниципальный бюджет - бюджет отдельного города или другого населенного пункта. Именно этот тип бюджета, как правило, и финансирует большинство медицинских учреждений - городские больницы, поликлиники, родильные дома, стоматологические поликлиники и многое другое. Чаще всего, зарплаты у медицинских сотрудников предприятий, которые финансирует федеральный бюджет, выше, чем у сотрудников медицинских учреждений государственного или муниципального подчинения.

Другим фактором , влияющим на размер заработной платы медицинских сотрудников, является степень специализации самого работающего. При этом учитывается уровень образования, наличие государственных наград, стаж работы и другие факторы. Повышение зарплаты при этом, как правило, оплачивается за счет бюджета предприятия или больницы.

Также на уровень заработной платы могут влиять климатические условия местности места , позиция местного бюджета, наличие или отсутствие в данном регионе или субъекте РФ программы по модернизации системы здравоохранения. Для того, чтобы понять как эти факторы могут влиять на размер заработной платы медицинских работников, необходимо рассмотреть структуру зарплаты бюджетного сотрудника.

Основным документом , регулирующим размер заработной платы во всей бюджетной сфере Российской Федерации, является минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый Федеральным законом и поэтому действующего на всей территории РФ. В 2014 году минимальный размер заработной платы был принят на уровне 5554 рублей. Как правило, такой размер оплаты является "отправной точкой" для построения всей заработной платы. Вторым этапом в начислении заработной платы медицинских работников является определение тарифной ставки или оклада. Размер этой оплаты зависит от типа бюджета, финансирующего больницу или поликлинику, уровня квалификации работника, количество рабочих часов. Здесь же описывается принцип начисления квартальных других премий, а также дополнительных начислений или выплат.



Дополнительные выплаты выделяют двух типов - компенсирующие и стимулирующие. Первые особенно часто встречаются в начислении заработной платы медицинских работников. К ним относят компенсации за вредные условия труда (например, у лаборантов при работе с реактивами, у врачей рентгенологов), за переработку больше положенного количества часов в месяц, работа в ночные смены (начисление 20% к обычной оплате рабочего часа), в выходные и праздничные дни и другое. Стимулирующие выплаты в основном существуют, за редким исключением, в регионах, где проводят программы по модернизации системы здравоохранения и они выплачиваются за более высокую квалификацию, работу в амбулаторных условиях или на скорой помощи в сельских местностях - таким образом, при помощи таких дополнительных выплат, правительство повышает приток специалистов в эти сферы здравоохранения, а также стимулирует к повышению собственной квалификации.

Также в некоторых регионах из государственного бюджета финансируются дополнительные доплаты в случае работы в тяжелых климатических условиях (Крайний Север, например) или при работе сопровождающегося тяжелыми физическими нагрузками - но этот пункт в начислении зарплат медицинским работникам, как правило, отсутствует.

В связи со всем вышесказанным, нельзя точно сказать, сколько зарабатывает врач в России , так как в разных регионах разница в оплате труда одних и тех же специалистов может значительно различаться. Радует только то, что правительства многих регионов в настоящее время заинтересованы в модернизации сферы здравоохранения, поэтому хоть понемногу, но улучшает материальное положение сотрудников медицинских профессий и делает их более престижными.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила .

Существенные изменения касаются условий оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров, так как соответствующие изменения в 2016 году были внесены в ТК РФ.

«Наша новация - это то, что мы экстраполировали на систему здравоохранения норму об установлении предельной доли расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала в общем фонде оплаты труда учреждений не более 40%. Ранее это норма была предусмотрена для федеральных учреждений, а сейчас мы рекомендуем это для всех субъектов РФ», - рассказала «МВ» заведующая отделом экономической работы и оплаты труда, секретарь ЦК профсоюза работников здравоохранения Тамара Гончарова .

Более четко прописаны гарантии неснижения выплат компенсационного характера по результатам спецоценки. «Прописано, что без проведения спецоценки размеры выплат не могут быть снижены. А если спецоценка проведена, но на этом рабочем месте ничего не изменилось, выплаты тоже не должны быть снижены. И соответственно мы рекомендуем руководителям учреждений дифференцировать выплаты по классам вредности», - уточнила Тамара Гончарова.

Важный факт: в рекомендациях снова зафиксировано, что Фонд обязательного медицинского страхования в рамках финансирования базовых программ ОМС направляет средства на сохранение выплат, которые были установлены в 2012 году в рамках нацпроекта «Здоровье» и региональных программ модернизации здравоохранения. «То есть эти деньги в рамках субвенций федерального фонда в регионы продолжают поступать. Ранее мы увязали эти выплаты с критериями деятельности. Сейчас это снова зафиксировано», - сообщила представитель профсоюза.

Работодателям рекомендуется продолжить работу по увеличению в структуре заработной платы сотрудников окладной части. При этом окладная часть должна составлять не менее 55-60%, а на выплаты стимулирующего и компенсационного характера должно приходиться 30 и 10% соответственно. «Мы рекомендуем продолжать совершенствовать системы оплаты труда, как и в прошлом году, исходя из необходимости увеличения гарантированной части. Следует отметить, что, несмотря на проводимую в этом направлении работу, в регионах до 60% дотягивают с трудом. Поэтому мы эту задачу - увеличение гарантированной части заработной платы - тоже оставляем», - уточнила Тамара Гончарова.

Вопросы повышения размера заработной платы рекомендации тоже отражают, в первую очередь в рамках исполнения майских указов Президента РФ. Правда, как уточнила представитель профсоюза, в силу разных причин в федеральном бюджете, который уже утвержден, индексация фондов оплаты труда в бюджетной сфере не предусмотрена. Обеспокоенность профсоюза вызывает также тот факт, что контрольные показатели по обеспечению исполнения указов Президента РФ в сфере здравоохранения, которых планировалось достичь в течение 2017 года, плавно смещены на 2018 год. В связи с этим субъектам РФ сейчас дано поручение внести в «дорожные карты» соответствующие изменения.

Как сообщила ранее вице-премьер РФ Ольга Голодец, заработная плата врачей в 2017 году будет повышаться в два этапа : с 1 января она должна вырасти на 7,5%, а по итогам второй индексации 1 октября следующего года составит 180% от средней по региону.


Президент России не раз упоминал о том, что выпущенные им в мае указы пересматриваться не будут. Как же соотнести это с урезанными бюджетными средствами? Сэкономить государственный бюджет за счет уменьшения новой зарплаты педагогам и медицинским работникам в 2017 г. стало возможным благодаря новой системе вычисления среднего заработка, принятого в сентябре текущего года. Согласно постановлению правительства новые методы вычисления более эффективны и усовершенствованы.

Зарплата врачей в 2017 году в России

Зарплата врачей растет только благодаря сокращению штата, что очень отрицательно сказывается на качестве и скорости медицинского обслуживания, поскольку бюджетникам приходится работать более 12 часов в сутки. Благодаря реформе Минздрава зарплату врачам увеличили в половину, но это поспособствовало сокращению количества сотрудников, что привело к тому, что ситуация в целом не изменилась. Нововведением реформы является передача полномочий о начислении надбавок непосредственному руководству медицинских заведений, а это приводит к новым осложнениям. Доктор может остаться без дополнительных надбавок по многим причинам и поводам.

Охрана Труда Медицинских Работников! Организуем Работу Правильно!

Также установлен перечень медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда. Какие доплаты за вредность положены медработникам? Кому из медработников положен дополнительный отпуск? Как быть с компенсациями медработников, совмещающих профессии? Когда выдают молоко за вредность? Как отменить компенсации? Есть ли бонус? Первый вид компенсаций – доплаты за вредные или опасные условия труда.

Медиков, что привело к повышению уровня совместительства. В результате медик в среднем работает почти на 1,5 ставки. Фактически правительство урезает финансовую поддержку социальной сферы, считает представитель Центра социально-трудовых прав Сергей Саурин. Рост оплаты труда медиков осуществляется за счет сокращения персонала, что негативно влияет на систему здравоохранения. Данную тенденцию подтверждает статистика Счетной палаты.

Тарифная сетка медицинских работников в 2017 году

Тогда необязательно устанавливать для них разные оклады, общая сумма оплаты труда будет автоматически повышаться на выбранный коэффициент в зависимости от разряда. Именно так образуется тарифная сетка. Система таких тарифов применяется во многих бюджетных организациях, но тарифная сетка будет разной в каждом медучреждении в зависимости от особенностей его деятельности. Ранее вплоть до 2008 году на территории страны действовала единая тарифная сетка, которая была основой для расчета оплаты труда сотрудников бюджетных организаций. Единый квалификационный справочник для должностей специалистов, служащих и руководителей; Единый справочник по рабочим профессиям и видам работ Утвердило справочники Правительство РФ и их доработка продолжается до сих пор, т.к.

В следующем году зарплаты врачей и учителей вырастут на 20-30 процентов

Оно, надеюсь, будет принято парламентом, что позволит разомкнуть существующий сегодня круг проблем. - отметил министр. - Политика правительства заключается в том, чтобы увеличивать социальные стандарты - зарплаты и пенсии, - пояснил Андрей Рева. - Но не просто увеличивать, а вернуть социальную справедливость. Не надо всем повышать пенсию. Нужно сделать так, чтобы люди получили свое. И поскольку правительство предусмотрело в качестве основной цели повышение уровня жизни в нашей стране, то в проекте бюджета на 2017 год запланировано увеличение и минимальной зарплаты, и прожиточного минимума.

Бюджет фонда ОМС-2017: зарплата врачей вырастет до 100 тысяч рублей

- Одна из главных финансовых задач 2017 года — обеспечить высокий рост заработной платы медицинских работников в соответствии с «дорожной картой», — сказал директор ТФОМС. — Но только за счет роста бюджета фонда ее не решить. Предстоит большая совместная работа с комитетом по здравоохранению и руководителями медицинских организаций по оптимизации расходов, поиску внутренних резервов и дополнительных источников финансирования.

Кроме того, увеличение объемов финансирования даст возможность применять в тарифной политике при лечении тяжелых пациентов самые современные технологии и необходимые в таких случаях дорогостоящие медикаменты и расходные материалы: - В этом году 166 случаев лечения обошлись системе ОМС дороже миллиона рублей, а один счет — на 11 млн 303 тысячи 713 рублей.

В целях реализации пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852) приказываю:

1. Утвердить:

Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных образовательно-реабилитационных учреждений среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, согласно приложению.

2. Руководителям образовательно-реабилитационных федеральных бюджетных учреждений среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

2.1. До 1 октября 2008 г. утвердить по согласованию с представительным органом работников положения о системах оплаты труда работников учреждений с учетом примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных образовательно-реабилитационных учреждений среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного настоящим приказом, и ввести их с 1 декабря 2008 г.

2.2. До 1 октября 2008 г. осуществить информирование работников образовательно-реабилитационных федеральных бюджетных учреждений среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, о предстоящих изменениях обязательных условий трудового договора.

2.3. До 15 ноября 2008 г. провести мероприятия по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам (заключению новых трудовых договоров) с работниками в связи с введением в учреждениях новых систем оплаты труда.

2.4. Организовать и принять личное участие в работе по информированию всех работников учреждений по вопросам перехода на новые системы оплаты труда.

3. Директорам департаментов (Жарова Н.В., Кривонос О.В., Шипилева Е.М., Вельмяйкин С.Ф.) подготовить предложения о признании утратившими силу или внесении изменений в приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по вопросам оплаты труда в связи с переходом на новые системы оплаты труда.

4. Координацию работы и контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Сафонова А.Л.

Министр Т. Голикова

Приложение

Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных образовательно-реабилитационных учреждений среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации

I. Общие положения

1.1. Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных образовательно-реабилитационных учреждений среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Примерное положение), разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" и включает в себя:

рекомендуемые минимальные размеры окладов работников федеральных бюджетных образовательно-реабилитационных учреждений среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - учреждения), по профессиональным квалификационным группам (далее - ПКГ);

наименование, условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера работников учреждения в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. N 822 "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2008 г. N 11081), а также рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к окладам и иные выплаты стимулирующего характера в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. N 818 "Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях" (зарегистрирован в Минюсте России 1 февраля 2008 г. N 11080), за счет всех источников финансирования и критерии их установления;

условия оплаты труда руководителей учреждений.

1.2. Заработная плата работников учреждения (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.

1.3. Оплата труда работников учреждения, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени, производится пропорционально отработанному времени. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, занимаемой в порядке совместительства, производится раздельно по каждой из должностей.

1.4. Заработная плата работника учреждения предельными размерами не ограничивается.

II. Условия оплаты труда педагогических работников и работников учебно-вспомогательного персонала

2.1. Рекомендуемые минимальные размеры окладов педагогических работников и работников учебно-вспомогательного персонала учреждения устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей к ПКГ, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования" (зарегистрирован в Минюсте России 22 мая 2008 г. N 11731):

2.2. Положением об оплате труда работников учреждения может быть предусмотрено установление педагогическим работникам и работникам учебно-вспомогательного персонала учреждения повышающих коэффициентов к окладам:

Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов к окладу принимается руководителем учреждения с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу определяется путем умножения размера оклада работника учреждения на повышающий коэффициент. Выплаты по повышающему коэффициенту к окладу носят стимулирующий характер.

Повышающие коэффициенты к окладам устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года. Рекомендуемые размеры и иные условия применения повышающих коэффициентов к окладам приведены в пунктах 2.3-2.6 Примерного положения.

2.3. Повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности устанавливается всем педагогическим работникам и работникам учебно-вспомогательного персонала учреждения в зависимости от отнесения должности к квалификационному уровню ПКГ. Рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов по квалификационным уровням:

2.4. Персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен педагогическим работникам и работникам учебно-вспомогательного персонала учреждения с учетом уровня профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, обеспечения эффективности социально-реабилитационной работы, достижения высокого уровня специализации обучаемых, продуктивной работы по совершенствованию знаний и профессионального мастерства обучаемых на основе модернизации содержания, образования, развития коммуникативных способностей, внедрения рациональных форм, методов, средств обучения, современных педагогических и информационных технологий и других факторов, а также за классное руководство, заведование кабинетом, руководство предметной (цикловой) методической комиссией.

2.5. Повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет устанавливается всем педагогическим работникам и работникам учебно-вспомогательного персонала учреждения в зависимости от общего количества лет, проработанных в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения. Рекомендуемые размеры повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет:

Применение персонального повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат.

2.6. Повышающий коэффициент к окладу за квалификационную категорию устанавливается педагогическим работникам учреждения с целью стимулирования их к повышению качества результатов труда с учетом повышения профессиональной квалификации и компетентности.

при наличии высшей квалификационной категории - 0,15;

при наличии первой квалификационной категории - 0,12;

при наличии второй квалификационной категории - 0,10.

Дополнительно по решению руководителя учреждения повышающий коэффициент к окладу за квалификационную категорию педагогическим работникам учреждения, которым присвоена ученая степень кандидата (доктора) педагогических, экономических наук, культурологии, искусствоведения или присвоено почетное звание "Заслуженный учитель", "Заслуженный работник физической культуры", "Заслуженный мастер спорта", "Заслуженный работник культуры", "Заслуженный художник", может быть увеличен. Рекомендуемый диапазон увеличения от 0,05 до 0,15.

2.7. С учетом условий труда педагогическим работникам и работникам учебно-вспомогательного персонала учреждения устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные главой VII Примерного положения.

2.8. Педагогическим работникам и работникам учебно-вспомогательного персонала учреждения выплачиваются премии и другие выплаты стимулирующего характера, предусмотренные главой VIII Примерного положения.

III. Условия оплаты труда медицинских работников

3.1. Рекомендуемые минимальные размеры окладов медицинских работников учреждения устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей служащих к ПКГ, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. N 526 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников" (зарегистрирован в Минюсте России 27 сентября 2007 г. N 10190):

Оклады заместителей руководителей структурных подразделений учреждения рекомендуется устанавливать на 5-10% ниже окладов соответствующих руководителей.

3.2. Положением о системах оплаты труда работников учреждения может быть предусмотрено установление медицинским работникам повышающих коэффициентов к окладам:

повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности;

персональный повышающий коэффициент к окладу;

повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет;

повышающий коэффициент к окладу за квалификационную категорию.

Решение о введении соответствующих повышающих коэффициентов принимается руководителем учреждения с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу определяется путем умножения размера оклада работника учреждения на повышающий коэффициент. Выплаты по повышающему коэффициенту к окладу носят стимулирующий характер.

Повышающие коэффициенты к окладу устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года. Иные условия осуществления повышающих коэффициентов к окладу приведены в пунктах 3.3-3.6 Примерного положения.

3.3. Повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности устанавливается медицинским работникам учреждения в зависимости от отнесения должности к квалификационному уровню ПКГ.

Применение повышающего коэффициента к окладу по занимаемой должности не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат.

3.4. Персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен медицинскому работнику учреждения с учетом уровня его профессиональной подготовленности, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов. Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника учреждения. Рекомендуемый размер повышающего коэффициента к окладу - до 3,0.

3.5. Повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет устанавливается всем медицинским работникам учреждения в зависимости от общего количества лет, проработанных в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения. Рекомендуемые размеры повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет:

при выслуге лет от 1 года до 3 лет - до 0,05;

при выслуге лет от 3 лет до 5 лет - до 0,2;

при выслуге лет свыше 5 лет - до 0,3.

3.6. Положением о системах оплаты труда работников учреждения может быть предусмотрено установление медицинским работникам учреждения повышающего коэффициента за квалификационную категорию. Решение о введении соответствующей нормы принимается руководителем учреждения с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.

Повышающий коэффициент к окладу за квалификационную категорию устанавливается в процентах от оклада с целью стимулирования медицинских работников учреждения к повышению качества результатов труда путем повышения профессиональной квалификации и компетентности. Рекомендуемые размеры повышающего коэффициента к окладу за квалификационную категорию медицинским работникам учреждения:

при наличии высшей квалификационной категории - до 0,2;

при наличии первой квалификационной категории - до 0,15;

при наличии второй квалификационной категории - до 0,1.

По решению руководителя учреждения повышающий коэффициент к окладу за квалификационную категорию медицинским работникам учреждения, которым присвоена ученая степень кандидата (доктора) медицинских, биологических или химических наук или присвоено почетное звание "Заслуженный врач", "Народный врач", может быть повышен на рекомендуемый размер 0,05-0,15 и регламентирован локальным нормативным актом учреждения.

3.7. С учетом условий труда медицинским работникам учреждения устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные главой VII Примерного положения.

3.8. Медицинским работникам учреждения выплачиваются премии и другие выплаты стимулирующего характера, предусмотренные главой VIII Примерного положения.

IV. Условия оплаты труда работников учреждения, занимающих должности служащих (за исключением работников, указанных в главах II и III Примерного положения)

4.1. Рекомендуемые минимальные размеры окладов работников учреждения, занимающих должности служащих (за исключением работников, указанных в главах II и III Примерного положения), устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей служащих к ПКГ, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2008 г. N 247н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих" (зарегистрирован в Минюсте России 18 июня 2008 г. N 11858):

Оклады заместителей руководителей структурных подразделений учреждения рекомендуется устанавливать на 5-10% ниже окладов соответствующих руководителей.

4.2. Положением о системах оплаты труда работников учреждения может быть предусмотрено установление работникам учреждения, занимающим должности служащих (за исключением работников, указанных в главах II и III Примерного положения), повышающих коэффициентов к окладам:

повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности;

персональный повышающий коэффициент к окладу;

повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет.

Решение о введении соответствующих норм принимается руководителем учреждения с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу определяется путем умножения размера оклада работника на повышающий коэффициент. Выплаты по повышающему коэффициенту к окладу носят стимулирующий характер.

Повышающие коэффициенты к окладам устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года. Рекомендуемые размеры и иные условия применения повышающих коэффициентов к окладам приведены в пунктах 4.3 - 4.5 Примерного положения.

4.3. Повышающий коэффициент к окладу по занимаемой должности устанавливается всем работникам учреждения, занимающим должности служащих (за исключением работников, указанных в главах II и III Примерного положения), предусматривающие категорирование. Рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов:

Применение повышающего коэффициента к окладу по должности не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат.

4.4. Персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен работнику учреждения, занимающему должность служащего (за исключением работников, указанных в главах II и III Примерного положения), с учетом уровня его профессиональной подготовленности, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов. Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника. Рекомендуемый размер повышающего коэффициента к окладу - до 3,0.

Применение персонального повышающего коэффициента к окладу не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат.

4.5. Повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет устанавливается всем работникам учреждения, занимающим должности служащих (за исключением работников, указанных в главах II и III Примерного положения), в зависимости от общего количества лет, проработанных в учреждении здравоохранения и социальной защиты населения. Рекомендуемые размеры повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет:

при выслуге лет от 1 года до 3 лет - до 0,05;

при выслуге лет от 3 лет до 5 лет - до 0,2;

при выслуге лет свыше 5 лет - до 0,3.

Применение повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат.

4.6. С учетом условий труда работникам учреждения, занимающим должности служащих (за исключением работников, указанных в главах II и III Примерного положения), устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные главой VII Примерного положения.

4.7. Работникам учреждения, занимающим должности служащих (за исключением работников, указанных в главах II и III Примерного положения), выплачиваются премии и другие выплаты стимулирующего характера, предусмотренные главой VIII Примерного положения.

V. Условия оплаты труда работников учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих

5.1. Рекомендуемые минимальные размеры окладов рабочих учреждения рекомендуется устанавливать в зависимости от присвоенных им квалификационных разрядов в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих:

5.2. Положением о системах оплаты труда работников учреждения может быть предусмотрено установление рабочим учреждения повышающих коэффициентов к окладу:

персональный повышающий коэффициент к окладу;

повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет;

повышающий коэффициент к окладу за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ.

Решение о введении соответствующих норм принимается руководителем учреждения с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу определяется путем умножения размера оклада рабочего учреждения на повышающий коэффициент. Выплаты по повышающему коэффициенту к окладу носят стимулирующий характер.

Повышающие коэффициенты к окладу устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года. Рекомендуемые размеры и иные условия применения повышающих коэффициентов к окладам приведены в пунктах 5.3 - 5.5 Примерного положения.

5.3. Персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен рабочему учреждения с учетом уровня его профессиональной подготовленности, степени самостоятельности и ответственности при выполнении постановленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов. Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного рабочего учреждения. Рекомендуемый размер персонального повышающего коэффициента к окладу - до 3,0.

Применение персонального коэффициента к окладу не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат.

5.4. Повышающий коэффициент к окладу за выслугу лет устанавливается всем рабочим учреждения в зависимости от общего количества лет, проработанных в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения. Рекомендуемые размеры повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет:

при выслуге лет от 1 года до 3 лет - до 0,05;

при выслуге лет от 3 лет до 5 лет - до 0,2;

при выслуге лет свыше 5 лет - до 0,3.

Применение повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат.

5.5. Повышающий коэффициент к окладу за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ устанавливается по решению руководителя учреждения рабочим учреждения, которым в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) присвоен квалификационный разряд не ниже 6 и привлекаемым для выполнения важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ.

Решение о введении соответствующего повышающего коэффициента принимается учреждением с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.

На момент введения с 1 декабря 2008 года нового положения об оплате труда работников учреждения рекомендуется устанавливать повышающий коэффициент к окладу за выполнение важных (особо важных) и ответственных (особо ответственных) работ всем рабочим учреждения, тарифицированным по 9 разряду и выше Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.

5.6. С учетом условий труда рабочим учреждения устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные главой VII Примерного положения.

5.7. Рабочим учреждения выплачиваются премии, предусмотренные главой VIII Примерного положения.

5.8. Пункты 5.1 - 5.7 Примерного положения распространяются на профессии рабочих, не включенные в ЕТКС.

VI. Условия оплаты труда руководителя учреждения и его заместителей, главного бухгалтера

6.1. Должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором. Размер должностного оклада устанавливается в соответствии с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583.

Размеры окладов заместителей руководителя учреждения, главного бухгалтера устанавливаются на 10-30% ниже оклада руководителя.

6.2. С учетом условий труда руководителю учреждения и его заместителям, главному бухгалтеру устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные главой VII Примерного положения.

6.3. Премирование руководителя учреждения осуществляется с учетом результатов деятельности учреждения, в соответствии с критериями оценки и целевыми показателями эффективности работы учреждения, за счет ассигнований федерального бюджета, централизованных главным распорядителем средств федерального бюджета на эти цели.

Размеры премирования руководителя учреждения, порядок и критерии его выплаты ежегодно устанавливаются главным распорядителем средств федерального бюджета в дополнительном соглашении к трудовому договору с руководителем учреждения.

6.4. Заместителям руководителя, главному бухгалтеру учреждения выплачиваются премии, предусмотренные главой VIII Примерного положения.

VII. Порядок и условия установления выплат компенсационного характера

7.1. Оплата труда работников учреждения, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В этих целях в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. N 822, работникам учреждения могут быть установлены выплаты компенсационного характера:

выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

выплаты за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда;

выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, при расширении зон обслуживания, при увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни).

7.2. Выплаты работникам учреждения, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3).

за работу с вредными веществами (уборщица, посудомойщица, санитарка) - 5 процентов оклада;

за работу у горячих плит (повар) - 5 процентов оклада;

за работу с компьютерной и множительной техникой - 5 процентов оклада.

На момент введения новых систем оплаты труда указанная выплата устанавливается всем работникам учреждения, получавшим ее ранее. При этом руководитель учреждения принимает меры по проведению аттестации рабочих мест с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Если по итогам аттестации рабочее место признается безопасным, то осуществление указанной выплаты не производится.

7.3. Доплата за совмещение профессий (должностей) устанавливается работнику учреждения при совмещении им профессий (должностей). Размер доплаты и срок, на который она устанавливается, определяется по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

7.4. Доплата за расширение зон обслуживания устанавливается работнику учреждения при расширении зон обслуживания. Размер доплаты и срок, на который она устанавливается, определяется по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

7.5. Доплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, устанавливается работнику учреждения в случае увеличения установленного ему объема работы или возложения на него обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Размер доплаты и срок, на который она устанавливается, определяется по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

7.6. Доплата за работу в ночное время производится работникам учреждения за каждый час работы в ночное время. Ночным считается время с 10 часов вечера до 6 часов утра.

Расчет части оклада (должностного оклада) за час работы определяется путем деления оклада (должностного оклада) работника на среднемесячное количество рабочих часов в соответствующем календарном году в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели.

7.7. Доплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится работникам учреждения, привлекавшимся к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.

Размер доплаты составляет:

не менее одинарной дневной ставки сверх оклада (должностного оклада) при работе полный день, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени и в размере не менее двойной дневной ставки сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени;

не менее одинарной части оклада (должностного оклада) сверх оклада (должностного оклада) за каждый час работы, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени и в размере не менее двойной части оклада (должностного оклада) сверх оклада (должностного оклада) за каждый час работы, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

7.8. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере в соответствии со статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3).

7.9. В районах с неблагоприятными природными климатическими условиями к заработной плате работников применяются:

районные коэффициенты;

процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, республик Бурятии и Хакасии.

Условия начисления стажа для указанных процентных надбавок определяются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

VIII. Порядок и условия установления выплат стимулирующего характера

8.1. В целях поощрения работников учреждения за выполненную работу в учреждении в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. N 818, устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера:

надбавка за интенсивность и высокие результаты работы;

надбавка за качество выполняемых работ;

премии за выполнение особо важных и ответственных работ;

премии по итогам работы (за месяц, квартал, год).

Выплаты стимулирующего характера осуществляются по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников:

заместителей руководителя, главного бухгалтера, главных специалистов и иных работников, подчиненных руководителю непосредственно;

руководителей структурных подразделений учреждения, главных специалистов и иных работников, подчиненных заместителям руководителя учреждения - по представлению заместителей руководителя учреждения;

остальных работников учреждения, занятых выполнением уставной деятельности и возложенных на них функций, - по представлению руководителя соответствующего структурного подразделения.

Премирование работников учреждения осуществляется на основе положения о премировании, утверждаемого локальным нормативным актом учреждения.

8.2. Надбавка за интенсивность и высокие результаты работы производится работникам учреждения за:

интенсивность и напряженность работы, связанной со спецификой контингента и большим разнообразием развивающих программ;

особый режим работы;

непосредственное участие в реализации национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ;

организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение авторитета и имиджа учреждения среди населения.

Надбавка устанавливается приказом руководителя учреждения сроком на 1 год. Размер надбавки может устанавливаться как в абсолютном значении, так и в процентном отношении к окладу. Максимальным размером выплата за интенсивность и высокие результаты работы не ограничена.

8.3. Надбавка за качество выполняемых работ устанавливается работнику учреждения с учетом разработанных учреждением критериев, позволяющих оценить результативность и качество работы.

8.4. Выплата премий за выполнение особо важных и ответственных работ осуществляется по итогам выполнения особо важных и ответственных работ. Особо важными и ответственными работами могут считаться работы, проводимые при:

подготовке объектов к учебному году;

устранении последствий аварий;

подготовке и проведении международных, российских, региональных мероприятий научно-методического, реабилитационного, социокультурного и другого характера, а также смотров, конкурсов, фестивалей.

8.5. При премировании по итогам работы (за месяц, квартал, год) учитывается:

инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;

выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса или уставной деятельности учреждения;

достижение высоких результатов в работе в соответствующий период;

качественная подготовка и своевременная сдача отчетности;

участие в инновационной деятельности;

качественная подготовка и своевременная сдача отчетности учреждения;

участие в соответствующем периоде в выполнении важных работ, мероприятий.

Размер премий может устанавливаться как в абсолютном значении, так и в процентном отношении к окладу. Максимальным размером премии по итогам работы не ограничены.