Изменения в закупках с года. Введение дополнительной информационной системы. Новые правила оформления государственного задания

  • On 30.09.2018
  • 0 Комментарии
  • 223-ФЗ, 44-ФЗ, Газпромбанк, Гособоронзаказ, ЕИС, НМЦК, СМП, Спецсчет, ТЭК Торг, Электронные закупки, Электронный аукцион, ЭТП

В законах, регулирующих закупочную деятельность, с июля 2018 года появились новые положения. Однако многие из них заработали только , поскольку потребовалось время на подготовку инфраструктуры. Итак, что же нового.

Изменения в 44-ФЗ, которые уже работают

Расширение списка ЭТП

Федеральных площадок теперь восемь. К шести прежним добавились две новые:

Кроме того, еще одна площадка - АСТ ГОЗ - подтвердила право проводить торги по гособоронзаказу.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Полный список операторов ЭТП размещен в ЕИС.

Заявки обеспечиваются по-новому

Отобраны банки, которым доверили открывать и обслуживать спецсчета поставщиков . Речь о счетах, на которых поставщики будут размещать средства для . По новым правилам сумма обеспечения будет блокироваться не на ЭТП, а на специальном счете поставщика в одном из уполномоченных банков.

Чтобы механизм работал, должен установить взаимодействие со всеми площадками. Пока не все кредитные организации оказались к этому готовы. Минфином дал им время до 1 ноября и пригрозил исключить из списка уполномоченных те банки, которые не уложатся в отведенный срок.

Была надежда, что хранение денег на спецсчетах будет для поставщиков выгодно, поскольку на остаток будут начисляться проценты. Но не все так просто - банки устанавливают процент на свое усмотрение. По факту поставщикам предлагают мизерный процент (0,01 годовых) . А там, где проценты выше, за ведение счета просят абонентскую плату . Кроме того, за услугу блокирования и разблокирования денежных средств на спецсчете некоторые банки взимают плату.

Пока н апрашивается в ывод, что новая система со спецсчетами не слишком выгодна поставщикам, в особенности малому бизнесу. Но возможно, Минфин и Центробанк еще внесут в нее какие-то коррективы.

Новые правила в части обеспечения заявки применяются к процедурам, извещения о которых размещены в ЕИС после 1 октября. Более ранние торги проводятся по старым правилам.

Площадки устанавливают плату

В информационной ленте ЕИС на днях появились сообщения о том, что ЭТП начали устанавливать плату за свои услуги. Такое право им дает статья 24.1 закона 44-ФЗ. Предельные размеры платы, которую могут брать операторы, установлены в постановлении Правительства № 564. Это 1% от суммы контракта, но не более 5000 рублей без учета НДС , если проводится обычная закупка, и не более 2000 рублей , если проводится процедура для СМП и СОНО.

Плату берут только с победителя. Если он уклонится, второй участник платить не будет.

Сумма будет списываться со спецсчета. Но может быть и так, что такого счета у участника нет. Поставщик без спецсчета может участвовать в закупках стоимостью менее 1 млн рублей, в которых не установлено обеспечение заявки. В случае победы он должен перевести обеспечение заявки на счет ЭТП.

Контракты заключаются в ЕИС

Заключение контрактов заказчиками по результатам электронных процедур следует производиться в ЕИС. Правило действует для закупок, объявленных после 1 октября , которые проводятся любым из способов определения поставщика, кроме электронных аукционов. Для них старый порядок, то есть заключение контрактов на ЭТП, сохранится до 1 января 2019 года.

Новый порядок заключения контракта таков:

  1. Заказчик размещает проект в ЕИС (без своей подписи).
  2. Победитель либо подписывает его и публикует на ЭТП, либо размещает там же протокол разногласий (1 раз).
  3. Заказчик подписывает контракт и публикует его в ЕИС.

Разрешается не отклонять заявки с радиоэлектроникой из ЕАЭС

С 1 сентября вступили в силу поправки в постановление № 968 . Оно ограничивает допуск радиоэлектронной продукции на рынок закупок. Раньше не допускались товары из ЕАЭС, теперь это ограничение снято.

Таким образом, при закупке радиоэлектроники, входящей в перечень из этого постановления, заказчик должен отклонить иностранную продукцию, если есть минимум 2 предложения с товаром из России или иной страны ЕАЭС разных производителей.

Грядущие изменения в закупках по 44-ФЗ

Повышение НДС

Новость о повышении ставки НДС прямо сказывается на заказчиках, причем уже сейчас. Регулятор пояснил, что при расчете НМЦК контрактов на 2019 год нужно закладывать НДС 20% . Что касается контрактов, которые уже заключены и будут действовать в следующем году, то это проблема поставщиков. Заказчики не имеют права пойти ни на повышение стоимости контракта, ни на уменьшение объема товаров или услуг, которые подлежат поставке. Так что исполнителям придется оплачивать повышение НДС из собственного кармана.

Но есть контракты, цены в которых могут быть пересмотрены:

  • федеральные контракты с ценой 10 млрд рублей и выше, срок которых более 3-х лет;
  • региональные контракты с ценой 1 млрд рублей и выше, срок которых более 3-х лет;
  • муниципальные контракты с ценой 500 млн рублей и выше сроком от года.

Единый реестр участников закупок

Реестр участников должен заработать с 1 января 2019 года. Правила его ведения разработаны Правительством, но пока постановление проходит общественное обсуждение.

Регистрация в Реестре начнется с 1 декабря. Однако тем, кто аккредитован на нужных ЭТП и срок аккредитации не истекает, можно зарегистрироваться и позже - до конца 2019 года . При условии, что в документах не произошло никаких изменений.

Что нового в закупках по 223-ФЗ

Закупки у МСП - на федеральных ЭТП

Заказчики, которые уже внесли изменения в свои Положения о закупке в части торгов для малого бизнеса, должны с 1 октября их проводить строго в электронном виде. Для этого можно выбрать одну из 8-ми ЭТП, предназначенных для закупок по 44-ФЗ.

Внести соответствующие изменения в Положения нужно до конца года. С 1 января 2019 года все заказчики по 223-ФЗ должны проводить торги для МСП в электронном виде.

Унитарные предприятия снова работают по 223-ФЗ

ГУПы и МУПы могут работать по 223-ФЗ уже с 1 октября. Но лишь те из них, кто успел до указанной даты утвердить и опубликовать в ЕИС Положение о закупке . Остальные продолжат работать по 44-ФЗ до конца года.

Государственная Дума приняла законопроект, вносящий изменения в 44-ФЗ. Корректировки вступают в силу уже с 1 июля 2018 года. Они затрагивают как правила проведения процедур, так и порядок подготовки к их проведению. В данном материале мы рассмотрим эти преобразования и разберёмся что следует предпринимать заказчикам и поставщикам.

Новые термины

В статью 3 44-ФЗ были внесены дополнительные пункты, расшифровывающие некоторые термины государственных закупок, а именно:

  1. Электронная площадка (пункт 17 статьи 3).
  2. Оператор электронной площадки (пункт 18 статьи 3).
  3. Специализированная электронная площадка (пункт 19 статьи 3).
  4. Оператор специализированной электронной площадки (пункт 20 статьи 3).

Для каждого термина даны точные определения, раскрывающие его ключевые особенности. Также приводятся ссылки на статьи закона, которыми устанавливаются требования к указанным объектам.

Электронная подпись

Согласно прежней редакции пункта 3 статьи 4 44-ФЗ для участия в закупках могла использоваться усиленная неквалифицированная подпись. С 1 июля 2018 года это станет невозможным. Новая редакция закона обязывает всех участников подписывать документы только усиленной квалифицированной ЭЦП.

Также внесено изменение и в статью 112 44-ФЗ. В нее добавлен пункт 5.5, который обязывает участников закупок использовать квалифицированные сертификаты ключей, удостоверяющие подлинность ЭЦП.

В пункте 5.1 статьи 112 будет указано, что до конца 2018 выдачей квалифицированных подписей участникам контрактной системы будет заниматься федеральный орган исполнительной власти. Позже эти обязанности возложат на удостоверяющие центры, получившие соответствующую аккредитацию.

Такие нововведения приведут к дополнительным затратам потенциальных поставщиков. Им необходимо будет в срочном порядке обратиться в один из удостоверяющих центров, имеющий аккредитацию, с просьбой выпустить для него усиленную квалифицированную подпись. В противном случае компания не сможет принять участие ни в одной закупке.

Реестры

Изменения затронут и правила ведения различных реестров в ЕИС. Основные из них представлены в таблице ниже:

Наименование реестра

До 01.07.2018г.

После 01.07.2018г.

Статья 44-ФЗ

Реестр участников закупки

В ЕИС появится единый реестр, в который будут заноситься все компании, принимавшие участие в госзакупках.

Пункт 6.1 статьи 4

Реестр контрактов

Сведения о заключенном контракте и внесенных изменениях передавались в течение 3 дней после принятия решения.

Срок передачи информации в реестр контрактов продлен до 5 рабочих дней.

Пункт 3 статьи 103

Реестр недобросовестных поставщиков

Сведения о поставщике, уклонившемся от заключения контракта, направлялись в РНП в течение пяти суток с момента признания факта уклонения.

Срок сокращен до трех рабочих дней.

Пункт 5 статьи 104

Введение дополнительной информационной системы

В статью 14 вносятся пункты 13 и 14. Они регламентируют создание новой информационной системы. Среди ее основных задач выделяют:

  1. Отслеживание и фиксация действий участников контрактной системы.
  2. Мониторинг работоспособности ЕИС и электронной площадки.
  3. Фиксацию в режиме реального времени всех действий пользователей информационной системы.
  4. Хранение всей информации, собранной по результатам мониторинга.

В дальнейшем Правительство России определит орган, который будет отвечать за функционирование новой системы. Планируется, что работать она начнет с 1 октября 2019 года.

Закупки госкорпораций

Согласно пункту 4.1 статьи 9 44-ФЗ Государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос», а также наиболее значимые учреждения образования, культуры, науки и здравоохранения должны будут соблюдать все предписанные законодательством правила нормирования закупок. Они обязаны определить требования к приобретаемым ими товарам и услугам, а также нормативные затраты на обеспечение собственной работы и функционирование всех дочерних подразделений.

Внесение изменений в план-график

В действующей редакции пункта 14 статьи 21 44-ФЗ предусмотрена возможность внесения изменений в план-график в срок не позднее, чем за 10 суток с момента размещения в ЕИС извещения о проведении закупки. С июля 2018 года предусматривается ряд ситуаций, при которых вносить корректировки в план-график разрешено не позднее чем за сутки до дня размещения извещения. Такое правило распространяется на следующие процедуры:

  1. Повторный конкурс или процедура, проводимая после признания конкурса несостоявшимся.
  2. Запрос предложений, проводимый в рамках пункта 8 части 2 статьи 83.
  3. Закупка, реализуемая после признания несостоявшимся двухэтапного конкурса.
  4. Запрос предложений или иная процедура, назначаемая после признания несостоявшимся электронного конкурса.
  5. Повторная процедура, назначенная после того, как заказчик продлил срок проведения запроса котировок, но он все равно не состоялся.
  6. Запрос предложений, проводимый повторно после того, как на первую процедуру не поступило ни одной заявки.
  7. Закупка после несостоявшегося запроса предложений.
  8. Приобретение товаров или услуг у единственного поставщика.

Извещение о проведении процедуры не может быть опубликовано в ЕИС раньше, чем соответствующие изменения в план-график.

Способы определения поставщиков

С 1 июля 2018 года вступает в силу обновленный перечень процедур, которые будут проводиться в электронном виде. Он установлен пунктом 2 статьи 24 44-ФЗ. В него входят:

  1. Открытый конкурс.
  2. Конкурс с ограниченным участием.
  3. Двухэтапный конкурс.
  4. Электронный аукцион.
  5. Запрос котировок.
  6. Запрос предложений.

Пунктом 16 статьи 44 устанавливаются размеры обеспечения заявок:

  • Если НМЦК в пределах от 5 до 20 миллионов рублей, то обеспечение может быть на уровне от 0,5 до 1% от НМЦК.
  • Для контрактов с НМЦК более 20 миллионов рублей обеспечение варьируется в диапазоне от 0,5 до 5% от НМЦК.

При проведении закупки на сумму более 20 миллионов рублей среди организаций, попадающих под действие статей 28 и 29 44-ФЗ, размер обеспечения не может превышать 2% от НМЦК.

Обновленные правила проведения открытых конкурсов

Утратил силу пункт 2 статьи 48, в котором говорилось о том, что заказчик проводит открытые конкурсы во всех случаях за исключением отдельных ситуаций. Также исключено обязательство прописывать в извещении преимущества, предоставляемые участникам, условия допуска и запреты поставки товаров иностранного производства.

В заявке все участники помимо прочей информации должны прописать следующие сведения:

  1. Почтовый адрес (ранее такое требование касалось только юридических лиц).
  2. При желании прикладываются документы, подтверждающие соответствие товаров национальному режиму. Если такая бумага отсутствует, то продукция считается произведенной на территории иностранных государств.
  3. Страна происхождения товара. Прописывается только в том случае, если заказчиком были введены ограничения для товаров иностранного производства.
  4. Указание на лот, в борьбе за который принимает участие заказчик.

В пункт 3 статьи 53 внесены дополнительные обстоятельства, по которым заявка может быть отклонена. К ним относят не предоставление обеспечения заявки, несоответствие товаров национальному режиму и так далее.

В 44-ФЗ были также внесены дополнительные статьи 54.1 – 54.7. В них рассматриваются все аспекты проведения открытых конкурсов в электронном виде.

Рассмотрены порядки предоставления и оценки заявок, оформление результатов и так далее. Аналогичные разделы о проведении закупки в электронной форме появились в отношении конкурсов с ограниченным участием и двухэтапных конкурсов.

Особенности проведения электронных аукционов

Серьезные изменения коснулись и правил проведения электронных аукционов. Полностью утратила силу статья 60, в которой рассматривались особенности документооборота при такой закупке.

Изменился и порядок подачи заявки на участие в электронном аукционе:

  1. Согласие со всеми условиями договора, а также декларация о соответствии участника требованиям подаются посредствам программно-аппаратных средств ЭТП.
  2. Во второй части заявки должен быть прописан почтовый адрес у всех поставщиков, а не только у юридических лиц, как раньше.
  3. Наименование страны происхождения товара указывается только в том случае, если в извещении установлены запреты и ограничения на поставку товаров иностранного производства.
  4. Если поставщик не приложил в составе заявки документ, подтверждающий соответствие товаров национальному режиму, то они признаются произведенными на территории иностранного государства.

Все поступившие заявки получают не просто порядковый, как раньше, а идентификационный номер. При наличии сведений об участнике в РНП заявка возвращается ему автоматически.

Изменения коснулись и пункта 2 статьи 67 в части срока рассмотрения заявки. Ранее на это отводилось не более 7 дней с даты окончания подачи предложений. Теперь же, если НМЦК не превышает 3 миллиона рублей, то этот период сокращается до 1 рабочего дня.

В протокол рассмотрения заявок помимо прочей информации вносятся сведения об идентификационных номерах поданных заявок, а также о наличии предложений, содержащих товары иностранного производства.

Важное дополнение внесено в пункт 5 статьи 68. Отныне шаг аукциона не может быть менее 100 рублей. При этом интервал снижения НМЦК остался прежним от 0,5 до 5%.

Полностью утратила силу статья 70, регламентирующая порядок заключения контракта, по результатам электронного аукциона. Договор будет отныне заключаться по общим правилам, прописанным в параграфе 4.1 44-ФЗ. Изменения и расторжение контракта в ЕИС отображать больше не нужно.

Проведение запроса котировок

В своей заявке участник помимо прочей информации обязан с 01 июля 2018 года прописывать следующие данные:

  1. Почтовый адрес. Ранее это было актуально только для юридических лиц.
  2. Предложения о цене каждого товара, входящего в техническое задание. Раньше разрешалось указывать только общую стоимость контракта.
  3. Приложить документы, подтверждающие соответствие товаров национальному режиму. В противном случае товары признаются иностранными.
  4. Приложить декларацию, подтверждающую соответствие участника требованиям пунктов 3 – 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ.

В составляемый по результатам рассмотрения заявок протокол вносятся сведения о наименованиях и характеристиках товаров, предложенных участниками.

В 44-ФЗ внесен также параграф 3.1. В нем подробно описывается процесс проведения запроса котировок в электронном виде.

Порядок обжалования бездействия и действий заказчика

Ранее срок подачи жалобы в контролирующие органы согласно пункту 3 статьи 105 отсчитывался от момента размещения в ЕИС плана закупок. Выражать свое несогласие можно было только с содержанием документации. Теперь подать жалобу можно в любое время. Предельный срок остался прежним – 10 суток с момента размещения в ЕИС протокола рассмотрения заявок.

Согласно пункту 4 статьи 105 существенно расширен перечень процедур, по которым участник может подавать жалобу. В него вошли закрытые и электронные способы приобретения товаров и услуг.

Согласно пункту 2 статьи 107 ответственность за противоправные действия лежит и на операторах электронных площадок. Если раньше они должны были лишь возместить убытки, причиненные своими действиями, то теперь они могут быть привлечены к дисциплинарной, уголовно-правовой или административной ответственности.

Все вводимые нововведения призваны упростить систему государственных закупок и сделать ее более «прозрачной». Потенциальным поставщикам и заказчика придется приготовиться к дополнительным тратам. Важно внимательно изучить новые требования законодательства и четко им следовать.

4.4347826086957 Рейтинг 4.43 (46 Голосов)

С 1 июля 2018 года вступают в силу изменения в Закон № 44-ФЗ, которые внесли Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ.

Планирование Заказчики смогут публиковать изменения в плане-графике за один день до закупки. Госкорпорации и значимые учреждения будут нормировать закупки
Способы закупки С 1 июля 2018 года заказчики вправе проводить в электронной форме не только аукцион, но и конкурс, запрос котировок, запрос предложений. С 1 января 2019 года электронные закупки — обязанность. Электронные площадки смогут взимать плату с заказчиков и участников. Внесли правки во все конкурентные закупки и в правила закупок у едпоставщика
Проведение закупки Участников обяжут декларировать, что нет законодательных ограничений для их участия в закупке. Требовать обеспечить заявку заказчики смогут только при НМЦК выше 1 млн руб.
Контракт В контракты будут включать новое обязательное условие — вычет из оплаты налогов, сборов и других платежей. При изменении и расторжении контракта не нужно будет публиковать сведения в ЕИС в однодневный срок. Информацию в реестр контрактов необходимо направить в течение пяти рабочих дней, а не трех
Контроль и обжалование Контролеры не будут сравнивать сведения в документации и протоколе. Расширили список процедур, которые вправе обжаловать заказчик


Планирование

Изменили сроки, в которые необходимо вносить изменения в план-график. С 1 июля 2018 года для некоторых случаев действует сокращенный срок. Правила нормирования будут использовать две госкорпорации.

Сократили срок для плана - гарфика

По общему правилу заказчик вносит изменения в план-график и только спустя 10 календарных дней вправе размещать извещение о закупке в ЕИС или направлять приглашение на закрытую закупку. Для правила ввели исключения - срок сократили до одного календарного дня для закупок:

Наименование закупки Норма 44-ФЗ
Повторный конкурс или новая закупка, когда конкурс не состоялся Часть 2 статьи 55
Запрос предложений по пункту 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ или другая закупка, когда повторный конкурс не состоялся Часть 4 статьи 55
Новая закупка или повторный конкурс, когда двухэтапный конкурс не состоялся Части 5, 6 статьи 55
Запрос предложений в электронной форме или новая процедура, когда не состоялся электронный конкурс. При этом сроки подачи заявок на электронный конкурс уже продлевали Часть 4 статьи 55.1
Запрос предложений по пункту 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ или другая закупка, когда электронный аукцион не состоялся Часть 4 статьи 71
Повторная закупка, когда заказчик продлил срок подачи заявок на запрос котировок, но заявок не поступило Часть 4 статьи 79
Новая закупка, когда электронный запрос котировок не состоялся. При этом сроки подачи заявок на электронный запрос котировок уже продлевали Часть 2 статьи 82.6
Повторный запрос предложений, когда на первую закупку не поступило заявок Часть 19 статьи 83
Новая закупка, когда электронный запрос предложений не состоялся Часть 27 статьи 83.1
Закупка у единственного поставщика Часть 1 статьи 93

Извещение должно быть опубликовано, не ранее размещения внесенных изменений плана-гарфика в единой информационной системе в соответствии с частью 15 настоящей статьи. (часть 14 статьи 21 Закона № 44-ФЗ)


Правила нормирования стали применяться на Госкорпорации

Правила нормирования, которые установило Правительство, будут применять госкорпорации «Росатом», «Роскосмос», а также наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения. Наиболее значимые учреждения определяют по Бюджетному кодексу.

Росатом и Роскосмос будут утверждать требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе предельные цены продукции и нормативные затраты на обеспечение функций. Речь о закупках самих госкорпораций и подведомственных им организаций (части 4.1, 7 в статью 19 Закона № 44-ФЗ).

Извещение

Дополнили перечень информации обязательной для указания в извещении о проведении закупки

Статьей 42 Закона № 44-ФЗ установлено, какую информацию нужно включать в извещение о закупке.


Способы закупки

Появились новые электронные процедуры

Заказчики обязаны проводить на электронных площадках все конкурентные закупки. Предусмотрен переходный период - с 1 июля 2018 года до 1 января 2019 года.

С 1 июля 2018 года заказчики, вправе применять новые электронные формы процедур, а с 1 января 2019 года - обязаны закупать продукцию только электронными процедурами. Проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме нельзя с 1 января 2019 года.
Закупать в бумажной форме можно только в исключительных случаях:

  1. закупки заказчиками за рубежом;
  2. запросы котировок для скорой медпомощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан;
  3. предварительный отбор участников закупки или запрос котировок для гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
  4. закрытые способы закупки;
  5. закупки у едпоставщика;
  6. закупки согласно решениям Правительства.

Новые правила для электронных процедур.

  1. Электронные закупки проводят на площадках, которые отберет Правительство.
  2. Закрытые процедуры будут проводить на специализированных площадках.
  3. Пока площадки не отобрали, электронные закупки будут проводить на работающих сейчас площадках.
  4. Заявки на электронные закупки участники будут подавать только через электронные площадки или специализированные электронные площадки.
  5. Из Закона № 44-ФЗ исключили положения, которые касаются возможности подать заявку через ЕИС.
  6. Одно из обязательных требований электронной закупки - стороны используют усиленную квалифицированную электронную подпись. Получить подпись можно в аккредитованных Минкомсвязи удостоверяющих центрах. До конца 2018 года квалифицированную электронную подпись выдает Казначейство.
  7. Операторы электронных площадок смогут брать деньги за то, что проводят электронный аукцион. Раньше плата была под запретом. Также запрещалось брать деньги с участников электронного аукциона за аккредитацию и за участие в закупке. Порядок и размеры платы Правительство вправе установить с 1 июля 2018 года.


Основные изменения в открытом конкурсе.

Убрали из статьи 48 Закона № 44-ФЗ фразу, что заказчик проводит открытый конкурс во всех случаях, кроме исключений.

Конкурсная заявка:

  1. В заявке все участники указывают почтовый адрес, а не только юрлица, как было ранее.
  2. В заявке участник представляет документы, которые предусмотрены нормативными правовыми актами по нацрежиму. Если участник не представит документы, заявку приравнивают к предложению с иностранным товаром, работами или услугами иностранных лиц.
  3. Страну происхождения товара участник указывает, только когда заказчик установил в извещении и документации условия, запреты, ограничения допуска иностранных товаров.
  4. Каждый том заявки должен содержать опись.


Рассмотрение заявки:


Заявку нужно отклонить, если участник не представит обеспечение заявки или если отказ предусмотрен НПА в рамках нацрежима. Допустим, заказчик не приложил к заявке документы, которые подтверждают преимущества для организаций УИС или инвалидов. Тогда отклонять заявку нельзя.

Протоколы.

Убрали требование, что к протоколу рассмотрения и оценки заявок единственной заявки заказчик обязан приложить предложение участника по объекту закупки, цену единицы, наименование страны происхождения товара.

Основные изменения в электронном аукционе

С 1 июля 2018 года утрачивают силу нормы Закона № 44-ФЗ, которые регламентируют документооборот и порядок заключения контракта при электронном аукционе. Это связано с тем, что теперь в законе появилась статья по электронным закупкам (ст. 24.1, 60 и 70 Закона № 44-ФЗ).

Аукционная заявка.

Изменили порядок подачи заявки на аукцион.
В первой части заявки участник представляет согласие поставить товар, выполнить работу, оказать услугу на условиях документации. Добавили, что согласие подают через электронную площадку. В случае если, закупаете товары или работы и услуги, для которых участник использует товар. Тогда в первой части участник прописывает:
  • страну происхождения товара, только если заказчик установил нацрежим;
  • конкретные показатели товара и товарный знак при наличии. Информацию включают в заявку, если в документации нет товарного знака или если участник предлагает товар с товарным знаком, отличным от товарного знака из документации.
Во второй части:
  • Почтовый адрес указывают все участники, а не только юрлица, как было раньше.
  • Если во второй части участник не представит документы по нацрежиму, заявку приравняют к заявке с иностранными товарами, работами, услугами иностранных лиц.
Добавили еще одно основание, когда оператор вернет заявку - если сведения об участнике есть в реестре недобросовествных поставщиков. Условие - заказчик ограничил в документации о закупке участников из РНП.

У заявки теперь не порядковый номер, а идентификационный. Такой номер присваивает заявке и сообщает участнику оператор электронной площадки. Идентификационный номер указывают в протоколах.

Рассмотрение заявки.

Изменили срок, в который заказчик рассматривает первые части заявок. Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок, а в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.


Протоколы.

Протокол о рассмотрении первых частей теперь включат дополнительное условие - наличие среди предложений участников иностранных товаров, работ или услуг иностранных лиц. Эти сведения в протоколе пишут при закупках с установленым нацрежимом.

Шаг аукциона.

Шаг не может составлять меньше 100 руб. Величина снижения НМЦК - от 0,5 процента до 5 процентов.

Основные изменения в запросе котировок

Котировочная заявка
  • В котировочной заявке участник указывает:
  • почтовый адрес
  • предложение о цене контракта, а также необходимо прописать предложение о цене каждого наименования товара
  • декларация о соответсвии требованиям пунктов 3-9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ
  • если в закупки установлен национальный режим, участник предоставляет документы о соответсвии товара. Если такие докмуенты не предоставлены, то заявку приравняют к заявке с иностранными товарами, работами, услугами иностранных лиц.

Протокол
Результаты рассмотрения и оценки заявок комиссия заказчика оформляет протоколом. В протокол теперь необходимо включать наименования и характеристики товара, который поставляют участники.

Основные изменения в запросе предложений

С 1 июля 2018 года нельзя проводить запрос предложений, когда не состоялся повторный электронный аукцион. Запрос предложений заказчик вправе провести, только если не состоялся повторный конкурс (п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Вскрытие конвертов.

Присутствовать на вскрытии конвертов вправе не только участники, но и ихпредставители.

При вскрытие конвертов, комиссия объявляет:

  • место,
  • дату и время вскрытия,
  • название или Ф. И. О.,
  • почтовый адрес участника.
Комиссия озвучивает, есть ли сведения и документы, которые предусмотрены документацией, условия исполнения контракта. Перечисленную информацию комиссия вносит в протокол.

Рассмотрение заявок.

Дополнили причины, когда комиссия должна отклонить заявку участника:
  • заявка не отвечает извещению;
  • участник представил недостоверную информацию;
  • в случаях, которые предусмотрены нормативными правовыми актами по национальному режиму.


Окончательные предложения.

Добавили правило, что окончательное предложение участника запроса предложений не может ухудшать условия из заявки. Если участник нарушит это правило, окончательное предложение заказчик отклоняет. В этом случае окончательным считают предложение из заявки.

Основные изменения в закрытых закупках

С 1 июля 2018 года закрытые процедуры вправе проводить:
  1. федеральные органы исполнительной власти с функциями по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности страны;
  2. государственные учреждения, государственные унитарные предприятия, которые подведомственны заказчикам из пункта 1.
Перечень органов, учреждений и предприятий утверждает Правительство.

Основные изменения в закупках у единсвенного поставщика

Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком, когда:
  • не состоялся запрос котировок на закупку товаров, работ, услуг для гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • недостаточно продукции, которую купили запросом котировок для гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС. Недостающий объем заказчик вправе купить у едпоставщика (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • не состоялись открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс в электронной форме, запрос котировок и запрос предложений в электронной форме. Единственного участника таких закупок приравнивают к победителю закупки (п. 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
Разрешили не размещать в ЕИС извещения о закупках у единственного поставщика федеральным органам исполнительной власти, которые выполняют функции в области обороны, государственным управлениям в области обеспечения безопасности России, подведомственным им государственным учреждениям и унитарным предприятиям. Перечень органов, учреждений и предприятий определит Правительство.

Проведение закупки

К участникам закупки заказчики будут предъявлять еще одно требование. Размер обеспечения заявки будет зависеть от НМЦК, а требовать обеспечение можно при закупке до 5 млн руб.

Новые требования к участникам закупки

В единые требования к участникам закупки добавили пункт. Каждый поставщик, исполнитель или подрядчик должен потвердить, что законодательство не ограничивает его участвовать в закупке. Участник декларирует статус и подтверждает, что отвечает требованию, на электронной площадке. Заказчик устанавливает требование в извещении и документации.

Извещение дополнили перечень информации обязательно для указания

В статье 42 Закона № 44-ФЗ прописано, какую информацию нужно включать в извещение о закупке. Список информации дополнили. В извещении нужно писать в том числе:
  • конкретную часть статьи 15 Закона № 44-ФЗ - когда проводите закупку по частям 4-6 статьи 15 Закона № 44-ФЗ. Если закупаете по частям 5 и 6 статьи 15 Закона № 44-ФЗ, к извещению приложите копии договоров или соглашений, о которых говорится в этих частях;
  • преимущества для предприятий УИС и организаций инвалидов (ч. 28 и 29 Закона № 44-ФЗ);
  • запреты, ограничения и условия допуска;
  • информацию о закупке по государственному оборонному заказу.

Обеспечение заявок Обеспечение заявки не устанавливаеться:

  • заказчик не вправе требовать обеспечить заявку, когда проводит конкурс или аукцион с НМЦК до 1 млн руб.
  • казенные учреждения в счаи если являються участниками закупки освобождаються от обеспечения заявки.
Размеры обеспечения при НМЦК выше 1 млн руб. Постановление Правительства от 12.04.2018 № 439

Для СМП и СОНО прекращает действовать особый режим с обеспечением. В редакции Закона № 44-ФЗ до 1 июля максимальный размер обеспечения для таких участников - не более 2 процентов НМЦК (ч. 15 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Случаи когда необходимо выделять лоты в закупке

Заказчик вправе разбить закупку на лоты, но это запрещено, когда проводите запрос котировок, запрос предложений, а также электронные закупки - закрытые или открытые. Делить на лоты можно только бумажные конкурсы и закрытый аукцион.

Когда выделяете лоты, для каждого лота отдельно указываеться:

  • объект закупки;
  • НМЦК и ее обоснование;
  • размер обеспечения заявки, когда установили требование;
  • сроки и другие условия поставки продукции.


Информация которую небходимо включить в контракт

Дополнили обязательные сведения, которые необходимо включать в контракт с 1 июля 2018 года. Скорректировали правила отчетности по контрактам.

Контракт Участник подает заявку на конкретный лот. Стороны заключают отдельный контракт по каждому лоту.
Правительство вправе определить требования к формированию лотов при закупках отдельных видов товаров, работ, услуг.

Внесение сведений в реестр недобрасовестных поставщиков

Изменили правила, по которым направляют сведения в реестр недобросовестных поставщиков. Если от сделки уклонится единственный участник несостоявшейся конкурентной закупки, направьте сведения в РНП в течение трех рабочих дней. Срок отсчитывайте с деты, когда признали участника уклонившимся.
  • В контракт нужно вносить условие, по которому заказчик уменьшит сумму оплаты на налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет, когда этого требует законодательство. Правило действует для физлиц, ИП и юрлиц, которые участвуют в закупке.
  • Правительство вправе установить порядок, в котором определяют минимальный срок исполнения контрагентом контракта.


Увеличили срок размещения информации в реестр контрактов

На два рабочих дня увеличен срок размещения информации о контракте в реестр контрактов. С 1 июля 2018 года заказчики вправе направлять такие сведения в реестр в течение пяти рабочих дней, а не трех, как ранее.

Правила изменения и расторжения контракта

Отменили требование публиковать в ЕИС информацию об изменении или расторжении контракта на следующий день после того, как контракт изменили или расторгли. Изменения или расторжения контракта вносятся в течение 5 рабочих дней. Также этот срок установлен для внесения сведений о контракте в реестр контрактов

Отчетность по контракту

Изменили порядок, в котором готовят отчет об этапах исполнении контракта.
1. Контракт заключили на работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капстроительства, по сохранению объектов культурного наследия.
2. Цена контракта превышает 1 млрд руб.
В остальных случаях отчитываться об этапах с 1 июля 2018 года не нужно.

Контроль и обжалование

Из Закона № 44-ФЗ исключили часть сведений, которые проверяют контролеры. Расширили перечень процедур, которые вправе обжаловать участник закупки.

Казначейство, органы финконтроля регионов и муниципалитетов, органы управления государственными внебюджетными фондами не станут сверять сведения в протоколах закупки и документации о закупке с 1 июля 2018 года.

Порядок обжалования с 01 июля 2018 года

Изменили правила, по которым можно обжаловать действия заказчика. Жалобу в бумажных процедурах, в том числе в запросе котировок, участник вправе подать в любое время с даты, когда заказчик опубликовал извещение или направил приглашения на закрытую закупку. Ранее срок отсчитывали с даты публикации в ЕИС плана закупок и обжаловали только положения документации.
Расширили перечень электронных процедур, в том числе закрытых, по которым участник вправе обжаловать действия заказчика. Добавили:
  • открытый и закрытый конкурс в электронной форме;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме, в том числе закрытый;
  • двухэтапный конкурс в электронной форме, в том числе закрытый;
  • закрытый аукцион в электронной форме;
  • запрос котировок в электронной форме;
  • запрос предложений в электронной форме.


Изменения в 44-ФЗ с 2019 года


Новый термины

В Закон № 44-ФЗ ввели новые определения: электронная площадка, оператор электронной площадки, специализированная электронная площадка, оператор специализированной электронной площадки. Термины определяют требования к организационно-правовой форме оператора, доле иностранного участия, информационной защищенности функционирования программно-аппаратных средств.
Понятие ставки рефинансирования заменили на ключевую ставку ЦБ. Неквалифицированную подпись заменили квалифицированной.
  • С 1 января 2019 года заказчики обязаны закупать продукцию только электронными процедурами
  • Участники должны будут регистрироваться в ЕИС.
  • В единой информационной системе и на электронной площадке заработает государственная информационная система.


Участники должны регистрироваться в Единой информационной системе

Участники закупки должны зарегистрироваться в ЕИС. Затем в течение одного дня информация об участниках попадает на все электронные площадки, которые отобрали для закупок по Закону № 44-ФЗ. Участника регистрируют в ЕИС и аккредитуют на площадке на три года. Перерегистрироваться можно будет не ранее чем за шесть месяцев до истечения срока регистрации. За четыре месяца система уведомит поставщика о том, что срок истекает. За три месяца до окончания срока регистрации участник, который не прошел перерегистрацию, не сможет подавать заявки.
Участники, которые зарегистрируются в ЕИС, попадут в реестр поставщиков. Вести реестр будут в ЕИС с 1 января 2019 года.

Сроки аккредитации на ЭП

С 1 июля 2018 по 1 января 2019 Порядок аккредитации участников на электронной площадке прежний
С 1 января 2019 Старый порядок аккредитации участников на электронной площадке перестанет действовать. Утратит силу статья 61 Закона № 44-ФЗ
С 1 января 2019 по 31 декабря 2019 Участники, которые аккредитованы на электронных площадках, обязаны пройти регистрацию в ЕИС
С 1 января 2019 Участник сможет пройти аккредитацию на электронной площадке только после регистрации в ЕИС
С 1 января 2020 Прекратят действовать реестры участников электронного аукциона, которые ведут электронные площадки


Новая информационная система

В ЕИС и на электронных площадках заработает новая государственная информационная система. Система нужна, чтобы мониторить и фиксировать действия и бездействие участников и заказчиков. Задача системы, в том числе, отслеживать работоспособность ЕИС и электронной площадки. В режиме реального времени система будет фиксировать действия, бездействие участников и заказчиков в ЕИС и на электронной площадке, вести видеофиксацию.
Кто будет отвечать за работу новой системы, определит Правительство. Система начнет работать с 1 октября 2019 года.

Изменения в 223-ФЗ с 1 июля

Таблица с кратким описанием изменений в ФЗ 223 с 01 июля 2018 года
Что изменили Краткое описание изменений
Способы закупок Расширили перечень конкурентных закупок: к конкурсу и аукциону добавили запрос котировок и запрос предложений. Определили, какая закупка конкурентная. Регламентировали электронные закупки, которые будут проходить на электронных площадках. К неконкурентным отнесли закупки у едпоставщика и любые другие закупки, которые заказчик напишет в положении о закупке
Выбор поставщика Заказчики будут проводить закупки по новым правилам. Так, в описании предмета закупки нельзя указывать товарные знаки. В исключительных случаях написать товарный знак можно, но с фразой «или эквивалент». Требовать обеспечить заявку можно только при начальной (максимальной) цене договора от 5 млн руб. Размер обеспечения - до 5 процентов НМЦД. Изменили сроки, в которые необходимо публиковать извещения и заключать договоры
Правила закупки у МСП Закупки у МСП заказчики будут проводить только в электронной форме на электронных площадках, которые утвердит Правительство. Сроки для публикации извещения сокращены в сравнении с закупками на общих основаниях
Работа по Закону № 44-ФЗ Заказчики будут работать по правилам Закона № 44-ФЗ, если не выполнят обязанность закупки у МСП, не разместят годовой отчет о закупках у МСП или опубликуют недостоверный отчет. При этом часть положений Закона № 44-ФЗ заказчики применять не будут
Правила работы операторов ЭП Оператором электронной площадки может быть только юрлицо. При закупках среди МСП закупки будут проводить только на ЭП из перечня Правительства
Отчетность при закупках Заказчики отдельно будут отчитываться о договорах с едпоставщиками по результатам конкурентных закупок, которые не состоялись. Не нужно будет публиковать ежемесячные отчеты о закупках у субъектов малого и среднего бизнеса
Судебное обжалование Участники смогут обжаловать любые действия заказчика. Корпорация МСП, региональные власти и организации, созданные органами власти регионов, вправе подать жалобу только на заказчиков, в отношении которых проводят оценку и мониторинг
Закупки по инвестпроектам Правила закупок по инвестпроектам будут действовать, если стоимость такого проекта от 500 млн руб. Правила не применяют госкорпорации, госкомпании, хозобщества, в уставном капитале которых доля участия государства превышает 50 процентов, и «дочки» перечисленных организаций
Закупки с утвержденной НМЦД Правительство установит перечни товаров с начальной (максимальной) ценой договора. Если заказчик запланировал цену выше, то должен согласовать закупку с координационным органом Правительства

Основную часть поправок в Закон № 223-ФЗ внесли Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Полный обзор изменений читайте далее в рекомендации.

Способы закупок

Два главных изменения - расширили перечень конкурентных закупок и установили правила закупок в электронной форме. Читайте о новшествах подробнее.

ДОБАВИЛИ КОНКУРЕНТНЫЕ ЗАКУПКИ

К конкурсу и аукциону добавили запрос предложений и запрос котировок . Эти способы конкурентных закупок называют торгами. Все конкурентные способы заказчик вправе провести на электронной площадке, а также в закрытой форме. Перечень не исчерпывающий - заказчик имеет право написать в положении о закупке другие способы в дополнение к четырем, установленным Законом № 223-ФЗ.
Закупка конкурентная, если заказчик одновременно соблюдает три условия:
  1. Публикует сведения о закупке в ЕИС или отправляет приглашения потенциальным участникам.
  2. Обеспечивает конкуренцию за право заключить договор по итогам закупки.
  3. Описывает предмет закупки с учетом требований, которые перечислены ниже.
Способы неконкурентных закупок заказчики выбирают самостоятельно, в том числе закупку у едпоставщика.

ОПРЕДЕЛИЛИ ПОРЯДОК КОНКУРЕНТНЫХ ЗАКУПОК

Чтобы провести конкурентную закупку, заказчик публикует в ЕИС извещение и документацию. При запросе котировок документацию публиковать не нужно. Требования к заявкам участников заказчик прописывает в документации, а при запросе котировок - в извещении.
Претенденты вправе подавать только одну заявку, а при многолотовой закупке - одну заявку на каждый лот. До того как заказчик завершит принимать заявки, участник вправе изменить или отозвать заявку.
Любой участник вправе попросить разъяснить извещение и документацию. Опубликовать ответ в ЕИС необходимо в течение трех рабочих дней с даты, когда поступил запрос. Заказчик вправе не отвечать на запросы, которые поступили позднее чем за три рабочих дня до завершения срока подачи заявок. Менять разъяснениями суть документации нельзя.
Заказчик вправе отменить закупку до того, как завершит принимать заявки. Решение об отмене необходимо опубликовать в ЕИС.
Для выбора поставщика, заказчик создает закупочную комиссию. Протоколы закупки необходимо хранить не менее трех лет.

УСТАНОВИЛИ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАКУПКЕ У ЕДПОСТАВЩИКА

Заказчики будут публиковать сведения о закупке у едпоставщика в ЕИС, только если предусмотрят такую обязанность в положении о закупке. Также в положении необходимо написать порядок такой закупки и полный перечень случаев, когда заказчик вправе заключить контракт с едпоставщиком. Проводить закупки у едпоставщика и другие неконкурентные процедуры поможет рекомендация.

ОПИСАЛИ ПОРЯДОК ЗАКУПОК В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

При электронной закупке весь документооборот будет проходить на электронных площадках. Через ЭП участники будут подавать заявки, направлять запросы о разъяснениях документации, а заказчики - публиковать разъяснения в ЕИС, получать доступ к заявкам, формировать проекты протоколов. Работу электронной площадки обеспечит оператор. Документы заказчик, участник и оператор электронной площадки подписывают усиленной квалифицированной электронной подписью. Чтобы участвовать в закупке, участник будет аккредитовываться на ЭП.
Чтобы изменить или отозвать заявку, участник направляет уведомление оператору электронной площадки. Сделать это можно не позже даты, в которую завершается прием заявок. Подробнее об электронных закупках смотрите в рекомендации.

РЕГЛАМЕНТИРОВАЛИ ЗАКРЫТЫЕ ЗАКУПКИ

Заказчики вправе провести любую конкурентную закупку закрытым способом. Закрытую форму выбирают, если сведения о закупке составляют гостайну либо информацию не публикуют в ЕИС по решению Правительства или координационного органа Правительства по закупкам в рамках инвестпроектов.
Сведения о закрытой закупке не публикуют в ЕИС. Заказчик направляет приглашения участвовать в закупке не менее чем двум возможным участникам. Заявку участник подает в запечатанном конверте. Как проводить закрытые закупки в электронной форме, определит Правительство.

Выбор поставщика

Описывать предмет закупки заказчики будут обязаны по правилам. Сроки для публикации извещения привязали к способам закупки. Что еще изменилось, читайте далее.

УТВЕРДИЛИ ПРАВИЛА ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТА ЗАКУПКИ

Описывать объект закупки заказчики будут по правилам, которые сходны с положениями Закона № 44-ФЗ. Необходимо написать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара, работы или услуги.
Нельзя будет указывать товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные названия, патенты, полезные модели, промышленные образцы, страну происхождения товара. Исключение - нет другого способа точно описать товар. При этом необходимо использовать фразу «или эквивалент». Не нужно указывать на эквивалентность в случаях, когда заказчик покупает:
  • товары и необходимо обеспечить совместимость с товаром, который уже есть у заказчика;
  • запчасти на машины и оборудование, которыми заказчик уже располагает;
  • товары, чтобы исполнить контракт по Закону № 44-ФЗ;
  • товары, работы или услуги по международным договорам или договорам заказчиков по Закону № 223-ФЗ, которыми предусмотрены конкретные марки товаров.


ИЗМЕНИЛИ ПРАВИЛА, ПО КОТОРЫМ УКАЗЫВАЮТ НМЦД

Начальную (максимальную) цену договора в извещении и документации заказчики будут указывать одним из трех способов:
  1. начальная (максимальная) цена договора (НМЦД);
  2. формула цены и максимальное значение цены договора;
  3. цена единицы товара, работы или услуги и максимальное значение цены договора.


УСТАНОВИЛИ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЯВОК

Если заказчик требует обеспечить заявку, то условия необходимо написать в извещении и документации. Как обеспечить заявку, заказчик пропишет в положении о закупке. Это могут быть денежный залог, банковская гарантия и другие способы по Гражданскому кодексу. Участник сам выбирает способ из тех, которые установил заказчик.
Кроме банковской гарантии и залога, обеспечить обязательства возможно неустойкой, удержанием вещи, поручительством, задатком, обеспечительным платежом или другим способом (п. 1 ст. 329 ГК).
Установить обеспечение заказчик вправе, если начальная (максимальная) цена договора превышает 5 млн руб. Размер обеспечения заявки не должен превышать 5 процентов НМЦД.
Заказчик не вернет обеспечение, если победитель закупки не заключит договор или не предоставит обеспечение договора (если оно предусмотрено извещением).

ИЗМЕНИЛИ СВЕДЕНИЯ В ИЗВЕЩЕНИИ И ДОКУМЕНТАЦИИ

К сведениям, которые заказчик будет обязан указать в извещении с 1 июля 2018 года, добавили:
  • адрес электронной площадки при конкурентной закупке;
  • срок и порядок подачи заявок на закупку;
  • порядок, в котором заказчик подводит итоги закупки (этапов закупки);
  • описание объекта закупки согласно правилам, которые описаны выше.
Изменили содержание документации. Заказчики дополнительно будут указывать:
  • требования к участникам и субподрядчикам при закупке работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капстроительства и продукции, которая связана с использованием атомной энергии;
  • описание предмета закупки согласно правилам, которые описаны выше.
Кроме того, в извещение и документацию необходимо включить правила расчета НМЦД. Читайте подробнее, что написать в извещении и в документации.
Изменят порядок, в котором вносят поправки в извещение и документацию. Если заказчик меняет извещение и документацию, необходимо, чтобы после публикации поправок осталось не менее половины срока подачи заявок согласно положению о закупке. Допустим, опубликовали извещение об аукционе 2 июля. Заявки принимаете 15 календарных дней, то есть до 18 июля. 16 числа изменили документацию. Продлить срок необходимо не менее чем на 8 календарных дней, то есть до 26 июля.

ИЗМЕНИЛИ СРОКИ ПУБЛИКАЦИИ ИЗВЕЩЕНИЙ

Сроки, в которые заказчики будут публиковать извещение в ЕИС, зависят от способа закупки. Отсчитывать срок необходимо с даты публикации извещения до даты, когда завершите принимать заявки, а при запросе предложений - когда проведете запрос. Сроки для закупок у МСП и для закупок на общих основаниях отличаются.
Способ закупки Минимальный срок при общих закупках Минимальный срок при закупках у МСП
Конкурс 15 календарных дней Семь календарных дней при НМЦД до 30 млн руб., 15 календарных дней при НМЦД выше 30 млн руб.
Аукцион
Запрос предложений Семь рабочих дней Пять рабочих дней, НМЦД не должна превышать 15 млн руб.
Запрос котировок Пять рабочих дней Четыре рабочих дня, НМЦД не должна превышать 7 млн руб.

Сейчас заказчик должен дать участникам не менее 20 календарных дней, чтобы подать заявки. Правило действует только для конкурса и аукциона. Сроки для конкурентных закупок, которые не являются торгами, заказчик устанавливает в положении (ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

УСТАНОВИЛИ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОТОКОЛОВ

Заказчики будут составлять два вида протоколов: по каждому этапу закупки и по результатам выбора поставщика (итоговый протокол).
Сведения, которые необходимо включить в протоколы, смотрите в таблице.
Протокол этапа закупки Итоговый протокол
Дата подписания протокола.

Результаты рассмотрения заявок (если на этапе заказчик рассматривает заявки).
Результаты оценки заявок с итоговым решением комиссии о том, отвечают ли заявки требованиям документации.

Дата подписания протокола.
Количество заявок, дата и время регистрации каждой заявки.
Наименование или Ф. И. О. участника, с которым заказчик заключит договор.
Номера заявок в порядке уменьшения выгодности предложений участников.
Результаты рассмотрения заявок.
Результаты оценки заявок.
Причины, по которым закупка не состоялась (при необходимости).
Другие сведения согласно положению о закупке


ОПРЕДЕЛИЛИ ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА

Стороны будут заключать договор не раньше чем через 10 и не позднее чем через 20 календарных дней с даты, когда заказчик опубликовал в ЕИС итоговый протокол. Другой срок действует, если участник обжаловал закупку в ФАС или если заказчику необходимо одобрение органа управления. В этом случае договор стороны подписывают не позднее чем через пять рабочих дней с даты, когда заказчик получил одобрение или антимонопольный орган вынес решение.
По итогам конкурентной закупки заказчик сможет заключить договоры с несколькими участниками в случаях, которые предусмотрел в положении о закупке. Например, договор с несколькими подрядчиками на научно-исследовательские работы.

Правила закупки у МСП

Закупки среди малого и среднего бизнеса заказчики будут проводить только в электронной форме. При закупке у МСП заказчик вправе провести конкурс по этапам, на которых:
  • обсудит с участниками характеристики продукции, чтобы уточнить их;
  • обсудит предложения участников, чтобы уточнить характеристики продукции;
  • рассмотрит и оценит заявки;
  • проведет квалификационный отбор;
  • сопоставит дополнительные ценовые предложения участников.
Если заказчик включает этапы, то обязан соблюдать последовательность, которая описана выше. Сроки для каждого этапа необходимо описать в документации. Каждый этап в закупку можно включить только один раз.
В аукцион и в запрос предложений заказчик вправе включить этап квалификационного отбора, сроки которого необходимо написать в документации. При запросе котировок квалификационный отбор заказчики проводить не будут.
Участник вправе предоставить обеспечение заявки в форме денежного залога или банковской гарантии. Другие формы обеспечения при закупке среди МСП не предусмотрены. При этом деньги претендент вносит не на счет заказчика, а на специальный счет, который открывает в банке из перечня Минфина.
Заявки на конкурс, аукцион и запрос предложений будут состоять из двух частей и ценового предложения. В первой части МСП описывает продукцию. Во второй - указывает сведения о себе, описывает потребительские свойства продукции, приводит другие условия исполнения договора.
Договор заказчик и субъект МСП будут заключать на электронной площадке. Победитель вправе направить заказчику протокол разногласий - также через электронную площадку. Подробнее об электронных закупках у МСП читайте в рекомендации.

Порядок работы по 44-ФЗ

Заказчики, которые не выполнили обязательства по закупкам у МСП, работают по Закону № 44-ФЗ. Нарушители с 1 июля будут применять не все положения Закона № 44-ФЗ, а только:
  • обосновывать цену контракта;
  • выбирать способ закупки;
  • закупать товары, работы и услуги у СМП и СОНО;
  • предъявлять требования к участникам;
  • оценивать заявки;
  • создавать закупочную комиссию;
  • выбирать поставщика;
  • направлять в ФАС сведения об участниках для включения в реестр недобросовестных поставщиков;
  • заключать контракты с едпоставщиками по правилам части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Заказчик работает по Закону № 44-ФЗ, если не выполнил обязанность закупать у МСП продукцию в объеме, который определило Правительство, не опубликовал отчет о закупках у МСП в ЕИС или опубликовал недостоверный отчет. Аналогичные правила работы по Закону № 44-ФЗ с 31 декабря 2017 года действуют для заказчиков, которые не утвердили и не опубликовали в ЕИС положение о закупке.

Требования к операторам электронной площадки

Работу электронной площадки обеспечит оператор. Оператором ЭП может быть только юридическое лицо в форме общества с ограниченной ответственностью или непубличного акционерного общества. В уставном капитале юрлица доля иностранных граждан или лиц без гражданства, иностранных юрлиц должна составлять не более чем 25 процентов. Оператор должен владеть электронной площадкой, в том числе необходимым для работы ЭП оборудованием и программами.
Оператор электронной площадки обеспечивает секретность документов, которые получает от участника и передает заказчику. Запрещены переговоры заказчика с оператором электронной площадки, но только если такие переговоры создают преимущества для кого-либо из участников или разглашается конфиденциальная информация.
Требованиям к операторам площадок при закупках среди МСП другие. Такие площадки будут работать по правилам Закона № 44-ФЗ с учетом дополнительных требований, которые установит Правительство. Сейчас функционирует шесть площадок, однако точный перечень определит Правительство.

Отчетность при закупках

С 1 июля 2018 года не нужно публиковать ежемесячные отчеты о закупках у субъектов малого и среднего бизнеса. В ЕИС заказчики размещают сведения о количестве и стоимости договоров по результатам всех закупок, закупок у едпоставщика, а также договоров с едпоставщиком по результатам несостоявшейся закупки.

Порядок судебного обжалования

Участник вправе обжаловать в суде любые действия заказчика. Корпорация МСП, региональные органы власти и созданные ими организации смогут подать жалобу, только если заказчик:
  • проводит закупку с нарушением Закона № 223-ФЗ или положения о закупке;
  • предъявил к участникам требования, которые не предусмотрел закупочной документацией;
  • не утвердил и не опубликовал в ЕИС положение о закупке и провел закупку не по правилам Закона № 44-ФЗ;
  • не опубликовал в ЕИС годовой отчет о закупках у МСП или разместил недостоверные сведения.
Корпорация МСП, региональные власти и созданные ими организации вправе подать жалобу только на заказчиков, в отношении которых проводят оценку и мониторинг. Сейчас действует только одно ограничение - обжаловать можно действия заказчика в отношении субъекта МСП.
Введут новое основание для жалобы в ФАС - нарушение Закона № 223-ФЗ оператором электронной площадки. Обратиться в антимонопольный орган по этому основанию вправе только участник закупки.

Закупки по инвестпроектам

Новые правила закупки при инвестпроектах действуют при одновременном соблюдении двух условий:
  1. Заказчик реализует инвестпроект с государственной поддержкой, при этом проект включен перечень инвестиционных проектов.
  2. Стоимость инвестиционного проекта составляет не менее 500 млн руб.
Правило не будет действовать на следующих заказчиков:
  • госкорпорации;
  • госкомпании;
Правительство наделят правом обязывать юрлица публиковать перечни перспективных потребностей в продукции машиностроения. При этом продукцию из перечня заказчик вправе купить только после того, как предоставит сведения в координационный орган Правительства.
Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 года.

Закупки с утвержденной НМЦД

Правительство установит перечни товаров с начальной (максимальной) ценой договора. Если заказчик запланировал цену выше, то должен согласовать закупку с координационным органом Правительства. Закупать по согласованию с координационным органом также необходимо работы, услуги и аренду, если контрагент будет использовать товары из перечня.
Правила действовуют для следующих заказчиков:
  • госкорпорации;
  • госкомпании;
  • хозобщества, в уставном капитале которых доля участия государства превышает 50 процентов;
  • дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50 процентов принадлежит перечисленным юрлицам.

Многочисленными подзаконными актами в тендерном законодательстве уже никого не удивить: их количество исчисляется десятками. Само собой, начало нового календарного года сулит вступление в силу очередных изменений - рассказываем о них.

Сначала о том, к чему точно нужно готовиться участникам рынка закупок с 1 января 2018 года. С нового года снижаются пороговые значения годового объема выручки и величины активов, при которых заказчики по вправе или обязаны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). «Мы снижаем для заказчиков порог по годовому объему выручки с 2 млрд рублей до 500 млн, стало быть, автоматически расширяется количество возможных участников», - сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев.

В число заказчиков включены также автономные учреждения - федеральные и субъектов Российской Федерации.

По данным Минфина, по результатам I полугодия 2017 года доля закупок госкомпаний у субъектов МСП от общей стоимости заключенных договоров составила около 11,2%.

«Теоретически нововведение может увеличить объем закупок госкомпаний у МСП, но что помешает в таких случаях регистрировать новые малые предприятия и под них проводить коррупционные закупки? - комментирует руководитель тендерного отдела ГК «Бико» Екатерина Дементьева. - Мне кажется, что более действенным способом для расширения доступа МСП к тендерам по 223-ФЗ может стать введение исчерпывающего перечня документов и сведений, которые заказчик может требовать от участников».

С 1 января вводятся единые правила и особенности описания лекарственных препаратов и унификации процедуры их закупки по . Теперь в тендерной документации госзаказчики должны указывать лекарственную форму препарата, его дозировку и остаточный срок годности. Допускается также указание на путь введения лекарства, а для препаратов для использования в педиатрической практике - на возраст ребенка.

При этом запрещено указание определенных единиц измерения дозировки лекарственного препарата, если есть возможность конвертирования в другие единицы. Нельзя также указывать объём наполнения первичной упаковки и формы выпуска, вспомогательные вещества, фиксированный температурный режим хранения при наличии альтернативного, количество единиц препарата во вторичной упаковке, требования поставки конкретного количества упаковок вместо количества самого препарата и другие характеристики, которые содержатся в инструкции по его применению и указывают на конкретного производителя.

«Использование перечисленных характеристик при описании объекта закупки всё же допускается, когда нет другой возможности описать лекарственный препарат, - поясняет тендерный эксперт ГК «Бико» Нина Кожурова. - В этом случае закупочная документация должна содержать обоснование необходимости указания таких характеристик. Стоит сказать, что мера довольно спорная. На мой взгляд, госзакупка лекарственных средств - не та сфера, где необходимо столь жёсткое регулирование. Например, есть лекарства, где дозировка того или иного вспомогательного вещества влияет на эффективность препарата».

Каталог и ныне там

А теперь об изменениях гипотетических. Будущее многострадального и долгожданного каталога товаров, работ и услуг (ТРУ), который будет функционировать в единой информационной системе госзакупок (ЕИС), пока кажется весьма туманным. Его создание предусмотрено 44-ФЗ. По мнению властей, каталог кардинально изменит работу всех участников рынка: значительно упростит контроль прозрачности и эффективности закупок, установит единый формат информации о проводимых тендерах, позволит рассчитать референтные цены на объекты закупок. Кроме того, посредством каталога планируют исключить необоснованные требования заказчиков: они не смогут сами описывать закупаемые товары, работы или услуги - необходимо будет выбирать из уже существующего списка.

Ввести каталог ТРУ в действие планировали 1 октября сего года. Но тут случился казус министерского уровня. В апреле глава правительства подписал постановление, по которому все полномочия в сфере госзакупок от Минэкономразвития отошли Минфину. Последний сразу же принялся за доработку каталога. Однако изменения, которые запланировало ведомство, оказались слишком уж глобальными: Минфин предложил изменить правила формирования и использования каталога ТРУ, разработанные ранее Минэкономразвития. Министерство финансов решило формировать позиции каталога «при участии отраслевых федеральных органов исполнительной власти», а «в целях обеспечения интеграции каталога с иными государственными информационными системами изменить порядок формирования позиции каталога и ее кода». При этом ведомство заверило , что запустит каталог ТРУ в декабре.

«Во всей этой эпопее с каталогом совершенно непонятен конечный результат, - недоумевает тендерный специалист «Бико» Дарья Малахова. - Сроки по его вводу в эксплуатацию постоянно переносятся, процесс затянут. Ни поставщики, ни заказчики не понимают, к чему им готовиться. Вполне возможно, что с вводом каталога ТРУ возникнет стрессовый момент: может провалиться значительная часть закупок».

Обещать - не значит перевести

В марте этого года глава ФАС Игорь Артемьев высказывал надежду, что еще во время весенней сессии депутаты Госдумы примут поправки в 44-ФЗ, предусматривающие перевод всех госзакупок в электронный формат. Артемьев назвал данный законопроект «фундаментальным»: «Как вы знаете, если перевести те же конкурсы в электронный вид, то любое несанкционированное вмешательство всегда будет обнаружено», - отмечал глава ведомства.

Однако надежды ФАС и игроков тендерного рынка не оправдались: законопроект не принят до сих пор, а само рассмотрение поправок затянулось на внушительные два года. Оправдаются ли большие надежды в 2018 или даже в 2019 году - неясно. В апреле этого года глава Федерального казначейства Роман Артюхин попросил президента РФ Владимира Путина перенести полный перевод госзакупок в электронный формат на 2019 год: не стоит, по его мнению, внедрять данный функционал «с колёс». Путин инициативу Артюхина поддержал и дал поручение правительству обеспечить принятие Госдумой РФ законопроекта с поправками к 44-ФЗ, которые предусматривают: с 1 июля 2018 года - право госзаказчиков на проведение процедур определения поставщиков в электронной форме, а с 1 января 2019 года - обязанность заказчиков проводить гостендеры в электронном формате. Правительство не обеспечило, Госдума не приняла, успеют ли сделать всё это до конца года - маловероятно.

В I полугодии 2017 года самым распространенным конкурентным способом определения поставщика оставался электронный аукцион, доля извещений которого составила 54,74 %. Объем размещенных извещений о проведении электронных аукционов составил 67,68 % от общего объема размещенных в ЕИС извещений.

«Электронизация тендеров очень нужна и важна, - комментирует эксперт Нина Кожурова. - Перевод закупок в электронный формат должен сделать их максимально прозрачными. На мой взгляд, электронизация позволит расширить доступ к тендерам поставщикам. Кроме того, электронный формат торгов исключит возможность привлечения к закупкам «своих» поставщиков. Анонимность заявок, которую планируют предусмотреть при электронизации, поможет свести к минимуму коррупцию. Надеюсь, что в 2018 году всё-таки начнут переводиться в электронную форму такие способы закупок, как запрос котировок, запрос предложений и конкурсы».

Кстати, электронизация закупок невозможна без введения в эксплуатацию того же каталога ТРУ и адекватного функционирования ЕИС. Со вторым, как и с первым, тоже пока больше вопросов.

Жалобы от участников тендерного рынка на ЕИС, которая создана на базе сайта госзакупок, давно стали делом привычным: «Система часто падает, что затягивает сроки размещения извещений и подведения результатов. Есть опасение, что часть заявок участников закупок по причине возможных технических сбоев со стороны ЕИС не будет подана, - констатирует Дарья Малахова.

Стандартный подход

Что касается изменений, которые может претерпеть в 2018 году 223-ФЗ, то они участникам тендеров давно известны: не один год обсуждаются, не единожды писались и вносились на рассмотрение Госдумы поправки, которые пока так и не были приняты.

Как известно, закон «О закупках отдельных видов юридических лиц» носит рамочный характер - заказчику предоставлено огромное поле для маневров, чем те, собственно, и пользуются. Например, в 223-ФЗ не прописаны четкие требования к способам закупок.

На сегодняшний день заказчиками применяется уже 4788 способов определения поставщика, которые зачастую маскируют закупки у единственного поставщика.

«Указанные проблемы могут быть урегулированы посредством установления исчерпывающего перечня конкурентных способов осуществления закупок, а также основных требований к порядку осуществления закупки указанными способами», - полагает Минфин.

Законодатели предлагают оставить в основе следующие способы закупок: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений. Для всех них будут регламентированы минимальные сроки подачи заявок на участие.

«Нужно обязательно на законодательном уровне закрепить ограниченный перечень способов закупок, - уверена Екатерина Дементьева. - Сами заказчики не должны их изобретать, как происходит сейчас. Нужно обязательно сформировать перечень, а госкомпании уже будут выбирать из него подходящие способы, прописывать их в своих положениях о закупках. Надеюсь, что в 2018 году данная поправка к закону будет принята».

Еще одна головная боль поставщиков, которые принимают участие в тендерах по 223-ФЗ, - огромное количество электронных торговых площадок (ЭТП).

По состоянию на 1 июля 2017 года, с ЕИС интегрирована 181 ЭТП для проведения тендеров по 223-ФЗ.

«Сложившаяся ситуация в сфере функционирования электронных площадок не позволяет обеспечить оптимальный контроль за соблюдением требований закона № 223-ФЗ уполномоченным контрольным органом, - констатирует Минфин. - Неограниченное число электронных площадок вынуждает потенциальных участников закупок проходить аккредитацию на значительном количестве таких площадок, что приводит к возникновению дополнительных временных и финансовых затрат. Указанные факторы также создают предпосылки для злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков».

Министерство вполне логично предлагает значительно сократить количество ЭТП и установить к ним единые исчерпывающие требования.

«Ограничение числа ЭТП необходимо, прежде всего, для субъектов МСП, - считает Нина Кожурова. - На большинстве площадок - свои тарифы, многие требуют конкретную электронную подпись (ЭП). Если сузить количество ЭТП, то, соответственно, меньше станут затраты поставщиков на тарифы и оформление ЭП, участие в закупках госкомпаний станет более доступным».

В 2018-м могут быть приняты поправки, которые предусматривают дополнение процедуры торгов по усмотрению заказчика. Так, предлагается прописать в 223-ФЗ следующие этапы:

    предварительный этап с проведение конкурентных переговоров;

    предварительный квалификационный отбор (сейчас его довольно активно используют госкомпании «Роснефть» и «Газпром»);

    переторжка по расширенной модели, когда можно улучшить не только цену, но и условия исполнения контракта;

    альтернативные предложения (если прописаны заказчиком в тендерной документации);

    преддоговорные переговоры (после объявления победителя).

Все перечисленные дополнительные элементы можно будет сочетать в рамках одной процедуры. То есть заказчик сможет «собирать» закупку, как из деталей конструктора.

«Большая часть поправок, которые предлагается внести в 223-ФЗ, направлена на унификацию закупок, - поясняет руководитель тендерного отдела «Бико» Екатерина Дементьева. - Однако такие тендеры-конструкторы - это возможность собирать усложненную для участников закупку. Подобная модель конструктора оправдана, когда речь идет о крупных контрактах. Но абсолютно не применима для мелких, где она станет лишь инструментом для ограничения конкуренции. В таком случае все идеи по унификации и расширению доступа для МСП сойдут на нет».

Итак, самые ожидаемые и давно назревшие нововведения в сфере тендеров известны не первый год и кочуют по созывам и чтениям в Думе. При этом первоначальные поправки в 44-ФЗ и 223-ФЗ уже неоднократно перекраивались и дорабатывались. Стоит ли ждать глобальных новшеств в 2018 году, остаётся под большим тендерным вопросом.

В статье.

Анастасия Муталенко: Идеальных законов не бывает
17.05.2016

О неидеальных законах, работе активистов, «серых» схемах - в интервью руководителя проекта ОНФ «За честные закупки» Анастасии Муталенко пресс-службе ГК BiCo.

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года предусматривают новый порядок обеспечения заявок и новую форму проведения конкурентных процедур. Есть и другие важные нововведения. Рассмотрим эти изменения, внесенные в ФЗ 44.

Читайте в статье:

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года вводят Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ, а также постановление Правительства от 12.04.2018 № 439.

Изменение 44-ФЗ в части обеспечения заявок

С 1 июля 2018 года будут устанавливать обеспечение заявки, когда начальная максимальная цена контракта (НМЦК) в рамках конкурса или аукциона составляет более 1 миллиона рублей.

Заказчик также потребует обеспечение заявки и в других двух случаях:

  • при закупке запросом предложений, если не состоялся повторный конкурс;
  • при электронном запросе предложений, если не состоялись открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и аукцион (все в электронной форме).

Требование об обеспечении заявки является обязательным для всех участников. Но только не в части казенных учреждений.

Размер обеспечения состоит из двух диапазонов:

  • с 0,5 % до 1 %, когда НМЦК составляет от 5 млн руб. до 20 млн руб.;
  • с 0,5 % до 5 %, когда НМЦК составляет более 20 млн руб.

Для ряда категорий участников действуют специальные условия. К ним относятся организации инвалидов и учреждения уголовно-исполнительной системы. Размер обеспечения для них снижен. Он составляет не более 2 % от НМЦК. Но при этом одновременно должны выполняться три условия:

  • НМЦК составляет не более 20 млн руб.
  • в закупке установлены преимущества для этих категорий участников;
  • у участника есть льготный статус.




Также отметим, что из 44-ФЗ исключили льготные условия обеспечения для СОНО и СМП.

Обеспечение заявки участник вправе представить либо в виде денежных средств либо в виде банковской гарантии. При проведении конкурса в бумажной форме у участника есть выбор из этих двух видов. При электронном конкурсе возможно обеспечение заявки только денежными средствами. В документации нужно закрепить право выбора участником способа обеспечения.

Обратите внимание, что при проведении электронного конкурса или электронного аукциона участник не вправе применять для обеспечения банковскую гарантию до 30.06.2019 года.

Изменение Закона 44-ФЗ: новые электронные процедуры

С 1 июля 2018 года новые электронные процедуры заказчики будут проводить в добровольном порядке. С 1 января 2019 года они станут обязательными.

Изменения в законе 44-ФЗ предусматривают, что электронные процедуры теперь могут быть в виде:

  • аукциона;
  • конкурса;
  • запроса предложений;
  • запроса котировок.

Местом проведения электронных процедур являются электронные торговые площадки. Для допуска участнику необходима аккредитация. Процедура имеет сходство с нынешней процедурой допуска на электронные аукционы. Потенциальный участник предоставляет оператору все необходимые документы, в электронной форме. При этом документы должны быть подписаны электронной подписью.

Отметим, что с 1 июля 2018 года для того, чтобы принять участие в госзакупках необходимо иметь в наличии квалифицированную электронную подпись. Ей можно подписывать любые электронные документы. Квалифицированная электронная подпись от компании БухСофт принимается на 108 торговых площадках.

С 2019 года регистрация будет проводиться в единой информационной системе. Она будет бесплатной и разовой. Участникам больше не потребуется аккредитовываться на каждой торговой площадке отдельно.

В ЕИС создадут единый реестр участников закупок. Он представляет собой список всех зарегистрированных участников, которые участвовали, участвуют или хотели бы участвовать в госзакупках. Вести его будет Казначейство на сайте ЕИС с 01.01.2019 г.

Всех зарегистрированных в ЕИС участников автоматически внесут в этот реестр. Регистрация будет доступна с 01.01.209 по 31.12.2019 г.

Другие важные изменения 44-ФЗ

Сроки конкурентных процедур сократили. В частности, это относится к рассмотрению первой и второй части заявок в рамках электронного аукциона сократят, электронному запросу котировок. Вам придется пересчитать этапы закупки и сроки каждой процедуры. В этом вам поможет определения сроков по конкурентной процедуре.

Из 44-ФЗ исключили пункт об обязательном проведении закупки открытым конкурсом. Таким образом, конкурс больше не является приоритетным способом закупки.

Список единых требований к участникам закупок дополнили. Теперь от участника потребуют подтверждение того, что у него отсутствуют ограничения на участие в госзакупке.

Появится новая система «Независимый регистратор». Эта система будет отражать и фиксировать действия заказчиков и участников. В том числе, будет доступен режим видеозаписи. Система будет полезной для решения возникших спорных ситуаций.

Остальные изменения смотрите в таблице ниже: