IT-технологии в транспорте и логистике. Информационные технологии в логистике

Введение


В течение последних лет бурно развиваются основанные на информатике новые логистические технологии, без которых сложно осуществлять деятельность любому предприятию.

Любое производственное предприятие является открытой системой, которая материальным и информационным потоками связана с поставщиками, потребителями, экспедиторами и транспортными организациями. Такие связи, определяют некоторые сбои в осуществлении деятельности каждым из участников в общей системе сотрудничества (партнерства). Поэтому информационное обеспечение логистического управления является одним из наиболее важных и актуальных направлений. Благодаря успешному управлению информационными потоками можно сократить складирование (лучшее управление запасами, согласованность действий поставщика и потребителя, замена складирования готовой продукции складированием полуфабрикатов или сырья), а так же за счет обмена информации удается также ускорить транспортировку (согласованность всех звеньев транспортной цепочки).

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. Необходимым условием согласованной работы всех звеньев логистической цепи является наличие информационных систем, которые подобно центральной нервной системе, в состоянии быстро и экономично подвести нужный сигнал к нужной точке в нужный момент. Одним из важнейших условий успешного функционирования производства в целом является наличие такой системы информации, которая позволила бы связать воедино всю деятельность (снабжение, производство, транспорт, складское хозяйство, распределение и т.д.) и управлять ею исходя из принципов единого целого.

1. Информационные технологии в логистике


Использование компьютерной техники и современного программного обеспечения позволяет значительно улучшить скорость и качество управленческих решений. Современное состояние логистики и её развитие во многом сформировалось благодаря бурному развитию и внедрению во все сферы бизнеса информационно-компьютерных технологий. Реализация большинства логистических концепций (систем) таких как SDP, JIT, DDT, и других была бы невозможна без использования быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и информационно-программного обеспечения.

Разнообразные информационные потоки, циркулирующие внутри и между элементами логистической системы, логистической системой и внешней средой, образуют своеобразную логистическую информационную систему, которая может быть определена как интерактивная структура, состоящая из персонала, оборудования и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.

Если в информационной системе осуществляется автоматизированная обработка информации, то техническое обеспечение включает в себя компьютерную технику и средства связи между компьютерами.

Широкое проникновение логистики в сферу управления производством в существенной степени обязано компьютеризации управления материальными потоками. Компьютер стал повседневным орудием труда для работников самых разнообразных специальностей, с ним научились обращаться ему поверили. Программное обеспечение компьютеров позволяет на каждом рабочем месте решать сложные вопросы по обработке информации. Эта способность микропроцессорной техники дает возможность с системных позиций подходить к управлению материальными потоками, обеспечивая обработку и взаимный обмен большими объемами информации между различными участниками логистического процесса.

При реализации функций логистики на предприятии составляют основные направления программы работ:

· определяются технические средства для выполнения программного задания;

· составляются требования к качественным характеристикам и определяется необходимый объем финансовых и трудовых ресурсов;

· определение базовых методов формирования программных заданий;

· выбор организационной формы осуществления программных заданий;

· составление сетевой модели выполнения этапов и работ;

· разработка системы критериев оценки и мотиваций действий;

· организация контроля, учета и оценки хода работ.

Логическая система на производстве эффективна только тогда, когда создаются условия для ее интеграции в текущие производственные и коммерческие процессы. Эта проблема решается путем создания информационного базиса соответствующего данному виду производства и его объему и прочим характеристикам производственной структуры предприятий. Также к этому относятся "актуальные обзоры" фондов (наличие фактических и планируемых заказов, содержание производственных основных и промежуточных складов) и сроков (поставки, обработки, ожидания, простои, соблюдение сроков). Для сбора этих данных производственная система по всему предприятию располагает "датчиками и измерительными инструментами", которые контролируют объемы и сроки текущих процессов.

В настоящее время между партнерами широко распространяются технологии безбумажных обменов информацией. На транспорте вместо сопровождающих груз многочисленных документов (особенно в международном сообщении) по каналам связи (Интернет) синхронно с грузом передается информация, содержащая о каждой отправляемой единице все необходимые для нее характеристики товара и реквизиты. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе этого принимать управленческие решения. Логистическая система дает возможность грузоотправителю получать доступ к файлам, отражающим состояние транспортных услуг и загрузку транспорта.

Возможен автоматический документальный обмен между производителями товаров и крупными магазинами, включающий обмен накладными и транспортными конторами при прямой отправки товаров от производителя к покупателю. С помощью технологии безбумажных обменов информацией покупатель может непосредственно оформить заказы на покупку.

Электронный обмен данными - процесс, который позволяет с помощью компьютеров наладить связь между компаниями, заключить сделку с помощью глобальных и локальных вычислительных сетей, которые непосредственно организуют взаимодействие между компьютерами различных компаний. Чтобы реализовать эти возможности, компании заключают стандартные протоколы обмена и заключают между собой договора.


2. Создание логистических информационных технологий


Значимым элементом любой логистической технологии является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, которая при ближайшем рассмотрении сама разворачивается в сложную информационную систему, состоящую из различных подсистем. Так же, как и любая другая система, информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элементов и обладать некоторой совокупностью интегративных качеств. Декомпозицию информационных систем на составляющие элементы можно осуществлять по-разному. Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.

Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:

техническое обеспечение, т.е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;

информационное обеспечение, которое включает в себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;

математическое обеспечение, т.е. совокупность методов решения функциональных задач. Логистические информационные системы, как правило, представляют собой автоматизированные системы управления логистическими процессами. Поэтому математическое обеспечение в логистических информационных системах - это комплекс программ и совокупность средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.

Организация связей между элементами в информационных системах логистики может существенно отличаться от организации традиционных информационных систем. Это обусловлено тем, что в логистике информационные системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальным потоком, их оперативное и надежное взаимодействие.

Вычислительная техника также применяется в отдельных звеньях логистической цепочки для управления сложными техническими процессами и для контроля за ними. В области экономического контроля, наоборот, роль регулятора (прерогативу принятия решений) оставляет за собой человек, а вычислительная техника предоставляет ему нужную информацию. Для управления оперативными логистическими процессами и для контроля за ними важным является диалог с ЭВМ в режиме on-line, который позволяет минимизировать время реакции регулятора. Для экономического контроля часто достаточно периодической пакетной обработки данных.

Благодаря миниатюризации и удешевлению вычислительной техники становится возможной ее децентрализации, т.е. приближение к рабочим местам. Децентрализация ЭВМ позволяет существенно сократить объем передачи данных. Ряд данных о логистических процессах можно обрабатывать автономно прямо в данном подразделении, например, на складе. Принципиальной идеей создания децентрализованных баз данных является возможность принимать решения на месте при информационной связанности всех децентрализованных подразделений.

Взаимная связь средств вычислительной техники на территории предприятия или между несколькими близко расположенными частями предприятия (например, в одном городе) реализуется, как правило, стационарной линией, предназначенной только для этой цели. У передвижных средств и у бортовых вычислительных машин некоторая часть трассы линии связи бывает беспроволочной. ЭВМ и абонентские пункты соединяются в так называемые локальные сети.

Ограничивающим фактором для применения ЭВМ в последние годы становится сложность создания программного обеспечения. Поэтому обычно стремятся, с одной стороны, рационализировать и повысить производительность труда программистов, с другой стороны, создавать пакеты прикладных программ широкого применения, пригодных для разных (особенно персональных) ЭВМ и относительно легко адаптируемых к конкретным условиям пользователя.

По оценкам специалистов, на логистические информационные системы приходится 10-20% всех логистических издержек. Цены аппаратного оборудования в мире быстро понижаются; растет отношение производительности ЭВМ к их цене. Надо иметь в виду, что вычислительные системы не являются универсальным лекарством от плохо управляемых операций. Кроме того, при неконтролируемом использовании новых информационных технологий легко возникает разлив излишней информации и в результате возрастает стоимость обработки данных без заметного эффекта для предприятия. Недостаточная эффективность информационных систем может иметь и другие причины: например, организационные барьеры между подразделениями предприятия, низкое качество (по критериям «верность» и «актуальность») данных, неподготовленность подразделений предприятия к внедрению системы.


2.1 Виды информационных технологий в логистике

материальный поток автоматизация логистический

Информационные технологии в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов на территории региона, страны и даже группы стран.

На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяются на три группы:

плановые;

диспозитивные (или диспетчерские);

исполнительные (или оперативные).

Логистические информационные системы, входящие в разрядные группы, отличаются как функциональными, так и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т.е. техническими, информационным и математическим обеспечением. Остановимся подробнее на специфике отдельных информационных систем.

Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие: создание и оптимизация звеньев логистической цепи; управление условно - постоянными, т.е. малоизменяющимися, данными; планирование производства; общее управление запасами; управление резервами и другие задачи.

Дизпозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логических систем. Здесь могут решаться следующие задачи: детальное управление запасами (местами складирования); распоряжение внутрискладским (или внутризавоским) транспортом; отбор грузов по заказам и их комплектование; учет отправляемых грузов другие задачи.

Исполнительные информационные системы. Создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущей момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением помещениями и т.п.

Создание многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечении, которое, с одной стороны, должно обеспечить многофункциональность системы, а с другой - высокую степень ее интеграции. В связи с этим при создании автоматизированных систем управления в сфере логистики должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения с его адаптацией к местным условиям.

В настоящее время создаются достаточно совершенные пакеты программ. Однако применимы они не во всех видах информационных систем. Это зависит от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными потоками задач.

Наиболее высок уровень стандартизации при решении задач в плановых информационных системах, что позволяет с наименьшими трудностями адаптировать здесь стандартное программное обеспечение в диспозитивных информационных системах возможность приспособить стандартный пакет программ ниже, это вызвано рядом причин, на пример: производственный процесс на предприятиях складывается исторически и трудно поддается существенным изменениям во имя стандартизации; структура обрабатываемых данных существенно различается у разных пользователей.

В исполнительных информационных системах на оперативном уровне управления индивидуальное программное обеспечение принимают наиболее часто.

Наиболее высок уровень стандартизации при решении задач в плановых информационных системах, что позволяет с наименьшими трудностями адаптировать здесь стандартное программное обеспечение. В диспозитивных информационных системах возможность приспособить стандартный пакет программ ниже. Это вызвано рядом причин, например:

производственный процесс на предприятиях складывается исторически и трудно поддается существенным изменениям во имя стандартизации;

структура обрабатываемых данных существенно различается у разных пользователей.

В исполнительных информационных системах на оперативном уровне управления индивидуальное программное обеспечение применяют наиболее часто.

Главную роль во всей архитектуре логистических систем играют диспозитивные системы, которые определяют требования к соответствующим исполнительным системам.


2.2 Принципы построения и функционирования логистических информационных систем


В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уж затем внутри своей структуры. Этот принцип, принцип последовательного продвижения по этапам создания системы, должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем.

С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня. Первый уровень - рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т.е. передвигается, разгружается, упаковывается и т.п. грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока. Второй уровень - участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.

Третий уровень - система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.

В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт - производство - снабжение», что позволяет создать эффективную систему организации производства, построенную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требований в систему материально-технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы как бы «ввязывают» логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.

Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.

В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.

Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков.

Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.

В целом преимущества интегрированных информационных систем заключается в следующем:

возрастает скорость обмена информацией;

уменьшается количество ошибок в учете;

уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы;

совмещаются разрозненные информационные блоки.

При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы.

Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:

обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;

повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;

снизить их стоимость;

ускорить построение.

Принцип возможности поэтапного создания системы. Логистические информационные системы, построенные на базе ЭВМ, как и другие автоматизированные системы управления, являются постоянно развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения число объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач. При этом следует иметь ввиду, что определение этапов создания системы, т.е. выбор первоочередных задач, оказывает большое влияние на последующее развитие логистической информационной системы и на эффективность ее функционирования.

Принцип четкого установления мест стыка. «В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики».

Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения.

Принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек - машина».

Стратегическое планирование информационной системы включает следующие шаги:

определение подразделений предприятия, которые будут включены в интегрированную информационную систему (также с учетом перспективы);

грубый проект функциональных областей информационной системы и соотношений между ними;

определение важных для работы предприятия объектов (заказчики, поставщики материалов, деталей и т.п.) и их отображение в информационной системе (это наиболее сложная задача стратегического планирования, тесно связанная с предыдущим шагом);

определение возможностей использования функциональных областей системы в различных подразделениях предприятия и оценка ожидаемого эффекта;

установление правил для архитектуры и технической реализации подсистем и соединяющих звеньев, создаваемых собственными силами;

установление общих, независимых от функций правил и форматов для передачи данных между функциональными областями информационной системы;

установление параметров для вычислительной техники (аппаратное оборудование, операционная система, система управления данными, иерархические уровни ЭВМ, технические методы передачи);

разработка проекта реализации (приоритеты, сроки и т.д.).

Стратегический общий план создается в течение нескольких месяцев. Необходима его ежегодная актуализация с учетом нового опыта реализации отдельных проектов, изменений в рыночной среде и дальнейшего развития информационной техники.

Для создания стратегического общего плана рекомендуется образование немногочисленной группы специалистов по информатике и сотрудников пользовательских подразделений. Решающей предпосылкой успешной работы такой группы является поддержка руководства предприятия; оно формулирует цели и контролирует ход работ.

Комбинирование стратегического общего планирования информационной системы с ситуативным действием позволяет принимать решения об отдельных проектах гибко и с учетом потребностей отдельных подразделений, но без возникновения изолированных, несогласованных частных решений.

Построение и функционирование логистической системы основывается на следующих наиболее существенных концептуальных положениях:

реализация принципа системного подхода, который проявляется в первую очередь в интеграции и четком взаимодействии всех элементов логистической системы. Данный принцип находит свое отражение в разработке и осуществлении единого технологического процесса производственно- транспортной системы, в переходе от конструирования отдельных видов оборудования, к созданию комплексных производственно - складских и производственно - транспортных систем. Системный подход открывает новые возможности для сокращения продолжительности и оптимизации производственного цикла, повышения производительности во всех звеньях логистической системы гармоничного их развития особенно при хранении, складировании, транспортировки и перегрузочных процессах;

индивидуализация требований к технологическому и подъемно - транспортному оборудованию и промышленной продукции, т.е. отказ от универсальности в пользу более полного соответствия оборудования конкретным условиям;

гуманизация технологических процессов с учетом создания современных условий труда, исключение неблагоприятного воздействия на внешнюю среду;

учет совокупности издержек на протяжении всей логистической цепочки с ориентацией на рынок;

Развитие услуг сервиса на современном уровне, обеспечение гибкости, надежности, высокого качества.

Логистическая система обычно функционирует в условиях ярко выраженной неопределенности, стохастичности внешней среды - для конъюнктуры рынка, работы транспорта характерны случайные процессы. Поэтому в условиях их действия непременным свойством логистической системы является способность к адаптации. Высокая надежность и обеспечение устойчивости - один из фундаментальных принципов ее функционирования. Конфликты на стыках различных видов транспорта можно ликвидировать за счет создания межотраслевых автоматизированных систем, чтобы обеспечить устойчивость транспортной системы.

Для устойчивости функционирования системы первостепенное значение имеет достоверное планирование производства сбыта и распределения, причем предпочтение отдается стратегическому планированию по отношению к оперативному. С целью достижения высокой надежности такого планирования необходимо изучение поведения внешней среды и, прежде всего, рынка, идентификация возможных ситуаций и получение стратегических ответов на возникшие в связи с этим вопросы.


3 ПРОБЛЕМЫ ПРИ СОЗДАНИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


В течение последних лет бурно развиваются основанные на информатике так называемые новые логистические технологии. Информационные системы занимают в этих технологиях центральное положение. Развитие логистики в развитых странах не в последнюю очередь стимулируются необходимостью быстрой реакции производителей на конъюнктуру рынка, стремлением в короткое время адаптироваться в изменяющихся ситуациях.

Центральной идеей логистики является планирование, управление и контроль предпринимательской деятельности, всех материальных и информационных потоков связанных с этой деятельностью. Информационные системы в логистики предполагают быструю адекватную реакцию на требование рынка, слежением за временем доставки, оптимизацию функций в цепях доставки и снабжения и другое.

Но и здесь возникают трудности и проблемы создания информационных систем на предприятии. Одной из первых проблем - отсутствие сбора информации на предприятиях. В основном информация носит не точный, не оперативный и не преемственный характер. Зачастую компании терпят крах по причине несвоевременной, либо недостоверной полученной информации.

Что и говорить в нашей стране подобные проблемы ведут просто к хаосу в экономике. Также слабое развитие коммуникационных сетей по структуре и техническому уровню для информационных систем обслуживающих ЭВМ и отсутствие информационного взаимодействия между поставщиками-производителями и покупателями-потребителями становятся следующей проблемой создания хорошо отлаженных логистических информационных систем.

Что же можно сделать по этому поводу? Можно создать отраслевые и внутрипроизводственные центры, которые будут управлять одновременно информационными и материальными потоками на предприятии. Также можно создать логистическую информационную систему в сфере подготовки грузов к перевозке с применением электронных перевозочных документов во внутренних и прямых международных сообщениях (об этом мы поговорим позже и подробнее). А также наладить логистическое взаимодействие поставщиков и покупателей транспорта и производства, создать гибкие методы управления с ориентацией на экономию затрат ресурсов и энергии.

Следующей проблемой создания логистической информационной системы является отсутствие технического обеспечения на предприятиях. Это отсутствие ЭВМ, которые бы собирали, хранили и преобразовывали информацию, а также облегчали сам процесс управления. Ведь именно за счет возрастающей скорости и эффективности реакции на управляющие данные выгоднее содержание компьютеризованной системы связи в экономических и производственных структурах.

Также существенной является проблема в сфере внешнеэкономической деятельности предприятия, при преодолении таможенных барьеров, а особенно для государств, которые находятся в непосредственной близости друг от друга и которые практически каждый день имеют связи.

Для того чтобы облегчить отношение в этой области нужно ввести единую межнациональную коммуникационную информационную систему. Она будет предназначена для передачи информации о материальных потоках и контроля за их движением.

Эта информационная система будет объединять коммуникационные системы многих стран и в связи с этим она уменьшит время пребывания грузов на пограничных станциях и связанные с этим затраты. Эта система должна быть постоянно открыта для пользователей по поводу обмена данными, а также для пользования этой системой нужно - создать общий язык, как единый.

Система будет иметь в наличии самостоятельную коммуникационную сеть, и эта сеть не будет зависеть от других государственных информационных систем. Также она должна обеспечивать круглосуточный обмен информацией между пользователями и развиваться при увеличении потоков информации и числа абонентов.

При информационном обеспечении всех предприятий можно будет заменить некоторые бумажные документы - электронными аналогами, что позволяет синхронизировать движение материальных и информационных потоков, а также сократятся затраты при подготовке бумажных документов.

В некоторых случаях возникают излишние юридические сложности. Но для того, чтобы все это осуществить необходимо следовать прогрессивным технологиям, таким как: каналы связи, построенные с использованием лазеров, световодов, средств космической связи и тому подобное, а так как это все очень, очень дорого, это тоже становится весомой проблемой для многих предприятий.

Основная концепция построения логистической системы основывается на принципе четкого взаимодействия и согласованности функциональных элементов. В данном случае к ним можно отнести объекты производства и потребления продукции, объемы ее поставок (транзитом и через склады), наличие и потребность в складских мощностях для ее хранения, объемы требуемых капитальных вложений и т.д.

При таком подходе в рамках логистической системы интегрируются функции производства, снабжения и сбыта, т.е. система по принципу построения представляется макрологистической. Такая система решает в глобальном плане следующие основные вопросы: производство продукции, выработка общей концепции товародвижения, выбор рациональных материальных потоков, определение объема запасов, объема требуемых складских мощностей для их хранения, необходимость их расширения или нового строительства, необходимый объем капитальных вложений, как для увеличения производства продукции, так и для расширения складских площадей.

Заключение


Несомненно, использование информационной логистики позволило наладить эффективную связь между участниками процесса управления, хотя это повлекло за собой некоторые проблемы, например, недостаток в получении и обработке данных, проблема исследования операций в управлении материальными и информационными потоками, проблема управления поставками и т.д. Для управления информационными потоками и организации электронной передачи данных между предприятиями нужно, прежде всего, достичь совместимости аппаратного оборудования и программного обеспечения.

Широкое проникновение логистики в сферу экономики в существенной степени обязано компьютеризации управления материальными потоками. Способность микропроцессорной техники решать сложные вопросы по обработке информации, позволяет обеспечивать обработку и взаимный обмен большими объемами информации между различными участниками логистического процесса.

Информационная инфраструктура, создаваемая как в рамках отдельных производственных единиц, так и во всей фирме в целом на базе современных, быстро действующих ЭВМ, соответствующего программного обеспечения, превращает информацию из вспомогательного фактора в самостоятельную производительную силу, способную заметно и в короткие сроки повысить производительность труда и минимизировать издержки производства.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: использование информационных логистических систем позволило наладить эффективную связь между участниками процесса управления, хотя это повлекло за собой некоторые проблемы, например, отсутствие сбора информации на предприятии, технического обеспечения на предприятиях и др.

В настоящее время эти проблемы находятся на стадии решения, так как роль информационного обеспечения логистического управления возрастает с каждым днем, приобретая массовые масштабы, тем самым ускоряет процесс формирования информационных технологий в логистике.

Что касается конкретно автоматизированных систем, то конечно без них не обойтись, если мы хотим ускорить и облегчить связи между партнерами вдоль логистических цепочек, так как, каждое движение материалов связано с передачей информации.

Список использованной литературы


1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. 2-изд. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008. - 228 с.

Логистика: Учебное пособие./Под редакцией Б.А. Аникина: 2-е-изд. - М: ИНФРА-М, 2007. - 352 с.

Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. - 2-е изд.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-389 с.

Семененко А.И. Предпринимательская логистика. - СПб.: «Политехника», 2010.- 349 с.

Смехов А.А. Введение в логистику. - М: «Транспорт», 2009.-112 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Логистика – это системный инструмент управления, позволяющий управлять всеми материальными потоками и запасами, финансовыми и информационными потоками, сопровождающими движение материалов и услуг на предприятии. В литературе принято выделять логистическую структуру как систему сложную, объединяющую звенья в единый процесс управления материальными и сопутствующими им финансовыми и информационными потоками.

Логистическая система предполагает, что эти виды при принятии решений объединяются, так как принятие решений по отдельным видам деятельности нерационально в отношении общих затрат. Но самое существенное – это то, что логистическая система увязывает в едином экономическом процессе материальные и соответствующие им финансовые потоки, объединяющие отдельные звенья системы в единое целое. Примеры логистических систем – промышленные и торговые предприятия, корпорации, финансово-промышленные группы, дилерские сети и т.д.

Рассмотрим наиболее важные логистические функции.

Обеспечение качества обслуживания потребителей в соответствии с требованиями стандартов ISO-9000 Международной организации по стандартизации. Логистический подход играет определяющую роль в обеспечении доставки товаров нужного качества в нужное место и в нужное время, в доведении услуг до потребителя.

Управление закупками обеспечивает решение комплекса задач по определению потребностей, стратегическому и оперативному планированию поставок, выбору поставщиков, выбору оптимальных объемов и сроков поставок, заключению договоров, определению вида транспорта и т.д.

Транспортировка – это реализация материального потока, совокупность перевозки, погрузки-разгрузки, экспедирования, промежуточного складирования и т.п. Затраты на транспортировку порой достигают более 2/3 логистических издержек. Управление перевозкой включает в себя выбор транспорта, перевозчика и экспедитора, маршрута доставки и т.п.

Управление запасами – это поддержание объема запасов, позволяющего обеспечить бесперебойное производство при минимуме затрат на хранение запасов. Решение такой задачи осуществляется оптимизационными методами.

Управление заказами включает сбор заказов, заключение и ведение договоров, определение сроков и условий поставок. Фактически это обеспечение работы распределительной сети предприятия или логистических посредников.

Операционный менеджмент – это комплекс мер по снижению затрат и повышению качества продукции, реализуемый в производстве путем управления потоками сырья и незавершенной продукции. При этом решаются частные задачи минимизации промежуточных запасов сырья и незавершенной продукции, прогнозирования потребности в сырье, сокращения производственного цикла и т.д.

Ценообразование – функция, определяющая уровень общих издержек, составляющих базовую цену готовой продукции. Она определяется логистической стратегией фирмы-производителя. Важно, что отпускная цена для потребителей определится исходя из конъюнктуры рынка, уровня цен конкурентов, прогноза сбыта, т. е. уже не логистическими, а маркетинговыми факторами.

Физическое распределение является комплексной функцией, предусматривающей все операции, связанные с движением готовой продукции в структурах торговых посредников и товаропроизводителей: планирование распределения, управление реализацией заказов, обслуживание потребителей, транспортировка.

Подбор тары и упаковки имеет большое значение для повышения рыночной привлекательности товара. Применение прогрессивных видов тары с улучшенными весогабаритными размерами снижает затраты, типовая упаковка позволяет автоматизировать складские операции.

Послепродажный сервис обеспечивает возврат товаров некондиционного качества, а также снабжение запчастями и гарантийное обслуживание и ремонт.

Набор логистических функций шире, чем просто набор функций товародвижения, которое лишь часть общей сферы действия логистики.

Логистический подход, реализуя взаимодействие управления по областям маркетинга, финансов, производства, сглаживает внутрифирменные противоречия, оптимизирует внутрифирменные межфункциональные решения. Рассмотрим связь логистического менеджмента с другими управленческими функциями.

Маркетинг . Значительное влияние на логистическую систему оказывает маркетинговая политика предприятия (и наоборот):

    рациональная логистика фирмы снижает логистические издержки, расширяя возможности ценового маневра;

    ассортимент, определяемый маркетинговой стратегией, влияет на логистические издержки;

    маркетинговая стратегия большое влияние уделяет внешнему виду упаковки, ее привлекательности;

    выбор партнеров – оптовики или розничные торговцы – влияет на логистические издержки.

Операционный менеджмент . Взаимодействуя с производственным (операционным) менеджментом, логистика решает две группы задач.

    В области внутрипроизводственной логистики – управление производственными запасами сырья, незавершенной и готовой продукцией в процессе производства, организация заказов на материалы в структурных подразделениях, управление технологическим транспортом, складским хозяйством и т.д.

    В области внешней логистики – управление логистическими функциями, обеспечивающими снабжение и сбыт. К ней же относится группа логистических функций, обеспечивающих сервис и послепродажное обслуживание товаров и готовой продукции – доставка, сервисное и гарантийное обслуживание, обеспечение запчастями и комплектующими.

Финансовый менеджмент взаимодействует с логистикой по следующим аспектам:

    эффективность логистических решений – оказывает непосредственное влияние на объем и оборачиваемость капитала фирмы, так как большая часть капитала вложена в материальные ресурсы и готовую продукцию;

    издержки во внешних каналах – сопоставимы с себестоимостью продукции, а иногда и превышают ее, поэтому важно объединить усилия логистического и финансового менеджмента, в первую очередь, для снижения затрат по закупке сырья и сбыту готовой продукции.

Именно в логистической системе формируется первичная информация по дебиторско-кредиторской задолженности, которая ис­пользуется далее в контуре бухгалтерского учета.

В контуре бухгалтерского учета выделяются и анализируются составляющие логистических издержек, знание которых необходимо для принятия управленческих решений.

В последнее время для разработки информационную систему принято представлять в виде иерархической совокупности бизнес-процессов. ИС разбивается на крупные бизнес-процессы, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие и т.д. Обычно разработчики сопоставляют бизнес-процессы информационной системы с подсистемами проектируемой системы автоматизации.

В логистической системе такими основными бизнес-процессами являются управление закупками, управление запасами, управление физическим распределением. Взаимосвязь и единство между основными бизнес-процессами и видами менеджмента показаны на рис.12.1.

В горизонтальном направлении изображены бизнес-процессы, в вертикальном – виды менеджмента: логистический, финансовый, маркетинговый.

Управление закупками – это сбор, учет, обработка заказов на материальные ресурсы, выбор поставщиков, размещение заказов, оплата и контроль оплаты, в случае необходимости – возврат товаров поставщикам.

Управление запасами – определение оптимальных структур и объемов запасов, оперативные учет и контроль уровня запасов на складах материальных ресурсов и готовой продукции.

Управление физическим распределением – выбор каналов распределения, контроль оплаты заказов и контроль исполнения заказов, обеспечение в случае необходимости возврата готовой продукции от потребителей.

Подсистема автоматизации задач логистики обычно является составной частью общей комплексной системы автоматизации деятельности предприятия. Как правило, это так называемые «тяжелые системы», т.е. по возможности полнофункциональные в отношении деятельности предприятия, большие по объему и достаточно дорогостоящие. Обычно такие системы предназначены для крупных предприятий и объединений. Признанными разработчиками этого направления в России являются фирмы «ГАЛАКТИКА» и «ПАРУС». Однако не исключено использование элементов описываемых подходов и в небольших системах автоматизации логистики, и в системах автоматизации бухучета.

Рис. 12.1. Взаимодействие между основными бизнес-процессами

    Информационные технологии в финансовом менеджменте

В рыночной экономике управление финансами является одной из основных и приоритетных задач, стоящих перед любым предприятием независимо от формы организации, сферы и масштабов его деятельности. Приоритетность этого направления в системе целей управления экономическим объектом обусловлена особой ролью финансов, представляющих собой единственный вид ресурсов, способный трансформироваться непосредственно и с наименьшим интервалом времени в любой другой: основные и оборотные средства, рабочая сила и т.п. Рациональность, целесообразность и эффективность подобной трансформации во многом определяют экономическое благополучие предприятия, а также его работников и собственников. Финансовые ресурсы могут также использоваться в качестве работающих активов предприятий, генерирующих различные виды доходов.

Ключевая роль финансовых ресурсов в экономике предприятий обусловливает необходимость выделения функций управления ими в самостоятельную сферу деятельности. В настоящее время организация подобной деятельности осуществляется в рамках специальной системы управления, получившей название финансовый менеджмент.

Как и любая система, финансовый менеджмент состоит из объекта и субъекта управления, т.е. управляемой и управляющей подсистем (рис. 12.2). Объектом управления в данной системе выступают финансовые ресурсы и финансовые отношения между хозяйствующими субъектами, а также различными звеньями финансовой системы.

В зависимости от масштаба и разнообразия видов деятельности объекта управления его управляющая подсистема может иметь достаточно сложную структуру. В общем случае в ее составе можно выделить правовое, организационное, методическое, кадровое, информационное, техническое и программное обеспечение. Основные виды обеспечения были рассмотрены ранее (см. тему 5).

Управляющая подсистема финансового менеджмента

Правовое обеспечение

Организационное обеспечение

Методическое обеспечение

Кадровое обеспечение

Информационное обеспечение

Техническое обеспечение

Программное обеспечение

Объект управления

Финансовые ресурсы:

Финансовые отношения:

источники средств (собственные и привлеченные);

распределение средств (основной и оборотный капитал, нематериальные, финансовые и прочие активы);

внутренние и внешние платежи (текущие расчеты, заработная плата, отчисления в бюджет и прочие фонды, дивиденды, проценты по займам и т.д.)

внутри предприятия с другими предприятиями (поставщики, покупатели, транспортные и строительные компании и т.п.) с бюджетами всех уровней;

с рыночными институтами (банки, биржи, инвестиционные и страховые компании и т.п.)

Рис. 12.2. Структура системы финансового менеджмента

Управление любым экономическим объектом неразрывно связано с обменом информацией между его структурными элементами и окружающей средой. Своевременность, полнота, точность и достоверность этой информации являются одним из ключевых факторов, определяющих успех в современном бизнесе. Особенно велика роль информации в сфере финансового управления. В широком смысле к информационному обеспечению в финансовом менеджменте можно отнести любую информацию, используемую в процессе принятия управленческих решений. Часть такой информации формируется внутренними подразделениями предприятия (например, бухгалтерией, отделами производства, материально-технического снабжения, сбыта, маркетинга и т.д.), другая часть производится вне объекта и может быть получена на информационном рынке.

Техническое обеспечение управляющей подсистемы финансового менеджмента составляют современные средства вычислительной и телекоммуникационной техники. В настоящее время основой технических решений при построении ИС являются высокопроизводительные персональные компьютеры, реализующие АРМ специалиста. Они функционируют автономно либо объединенными в сети и обеспечивают эффективное распределение вычислительных и информационных ресурсов между различными категориями пользователей. Одной из наиболее распространенных технологий реализации многопользовательских сетей является использование архитектуры «клиент-сервер». В настоящее время возрастание роли глобальной сети Internet во всех сферах деятельности современного общества обусловило широкое применение ее технологий при реализации корпоративных сетей.

Комплекс задач финансового менеджмента достаточно широк и многообразен (табл.12.1). Решение большинства из них представляет собой сложный и трудоемкий процесс, требующий обработки значительных объемов информации, применения сложных математических моделей и современных компьютерных технологий, часто протекающий в условиях жестких временных ограничений, риска и неопределенности, а степень ответственности за последствия исключительно высока.

Таблица 12.1. Комплекс задач финансового менеджмента

Общий финансовый анализ, планирование и контроль

Управление источниками средств

Управление активами

Анализ и прогнозирование финансового состояния предприятия

Текущее и перспективное планирование финансово-хозяйственной деятельности

Оперативное управление финансовыми ресурсами

Реализация финансового контроля

Определение источников, стоимости и структуры капитала

Управление собственным капиталом

Управление заемным капиталом

Управление распределением прибыли и дивидендной политикой

Анализ и управление инвестиционными проектами

Управление оборотными активами

Управление денежными средствами и ценными бумагами

Управление дебиторской задолженностью

Управление запасами

Особенность задач финансового менеджмента заключается также в том, что в отличие, например, от задач бухгалтерского учета они плохо стандартизируемы и сочетают в себе одновременно вычислительный, информационно-поисковый и логический аспекты. Решение многих из них носит нерегулярный характер. Существует также ряд так называемых разовых задач, потребность в решении которых возникает в процессе проведения конкретной сделки.

Подобная специфика финансового менеджмента предъявляет особые требования к организации его информационного обеспечения и обусловливает необходимость использования в процессе решения задач разнообразных программных продуктов.

Эффективное решение задач финансового менеджмента требует использования адекватных информационных ресурсов, которые по источникам формирования и отношению к управляемому объекту могут быть разделены на внутренние и внешние.

К внутренней относится информация, которая генерируется в процессе функционирования предприятия и формируется специалистами его различных подразделений – бухгалтерии, маркетинга, материально-технического снабжения, сбыта, финансового отдела и т.д.

Практический интерес для использования в финансовом менеджменте представляет любая внутренняя информация о хозяйственном объекте. Это прежде всего данные управленческого учета, различные сметы и бюджеты, плановые и оперативные данные о производстве и реализации товаров и услуг, закупках и расходовании сырья и комплектующих, исполнении кассового бюджета, общих и производственных издержках, сведения о незапланированных поступлениях и выбытии средств, о движении трудовых ресурсов, финансовая отчетность и т.п.

Поскольку подобная информация производится, циркулирует и потребляется внутри предприятия, она должна быть всегда доступна финансовому менеджеру в полном объеме и с любой степенью детализации.

Особую роль при этом играет финансовая отчетность предприятия, характеризующая результаты его хозяйственной деятельности за определенный период времени. Показатели, которые содержатся или могут быть определены из отчетности, являются информационной базой для решения задач анализа, текущего планирования, прогнозирования и контроля финансового состояния предприятия, а также для решения других задач.

К внешней относится информация о других производителях, возможных потребителях продукции, поставщиках сырья и комплектующих, современных технологиях, положении на товарных рынках, правовых условиях хозяйственной деятельности, общей экономической и политической ситуации. Подобная информация формируется и может быть получена на информационном рынке.

Одной из важных проблем при разработке информационных технологий в финансовом менеджменте является выбор программных продуктов. Многообразие задач финансового менеджмента обусловливает необходимость использования различных программных средств (табличных процессоров и пакетов) для решения задач функционального анализа и др. Примерами комплексных автоматизированных систем управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий являются следующие программные продукты:

    БААН (BAAN, США);

    «ГАЛАКТИКА» (Россия);

    РLATINUM (США);

    SCALA (Швеция);

    БОСС (АйТи, Россия);

    «ОЛИМП» (Росэкспертиза, Россия) и др.

Эти системы обладают схожими чертами и реализуют стандартные базовые функции управления фирмой. Они ориентированы на применение в вычислительных сетях, реализованы на базе «клиент-сервер», позволяют вести обработку информации в режиме реального времени большому количеству пользователей и обеспечивают интеграцию с другими программными продуктами на уровне обмена данных.

Технология решения задач финансового менеджмента в условиях автоматизации ИТ в общем случае включает выполнение следующих процедур: сбор и подготовка информации; обработка, накопление и хранение данных; моделирование данных; формирование результатной информации; передача информации лицу, принимающему решения; принятие решения.

В зависимости от вида и особенностей конкретной задачи, а также технологических решений по организации автоматизированной обработки информации на данном предприятии некоторые из перечисленных процедур могут отсутствовать. Как правило, это характерно для задач, решение которых требует использования внутренней информации об объекте в условиях применения комплексных систем автоматизации управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, предполагающих использование единой информационной базы. Примерами таких задач могут служить: анализ финансового состояния предприятия, осуществляемый его менеджментом; текущее планирование; управление оборотными средствами; оперативный контроль за осуществлением расчетов и платежей и др.

Решение таких задач в условиях применения ИТ максимально автоматизировано и осуществляется в режиме АРМ, реализованного на пользовательском компьютере-клиенте, который подключен к вычислительной сети организации, функционирует на базе технологии «клиент-сервер» или «файл-сервер» и использует ее информационные ресурсы.

Программное обеспечение подобных задач выполнено в виде отдельных модулей или подсистем, которые являются составной частью программного обеспечения комплексной системы автоматизации управления финансово–хозяйственной деятельностью предприятия.

Существует целый ряд задач финансового менеджмента, требующих использования как внутренней, так и внешней информации. Вне зависимости от применяемых на предприятии информационных технологий решение таких задач, как правило, осуществляется в автономном режиме, который предполагает использование соответствующих пакетов прикладных программ и включает все указанные процедуры обработки информации.

Типичным представителем этого класса является задача анализа и подготовки технико-экономического обоснования (ТЭО) инвестиционных проектов (ИП). Наиболее популярными программами, используемыми для ее решения, в настоящее время являются отечественные продукты Project Expert (PRO-INVEST Consulting) и «Альт-Инвест» («Альт»).

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) являются в настоящее время главными инструментами, с помощью которых осуществляется модернизация в транспортной сфере. Современные информационные системы характеризуются созданием единого информационного пространства для всех участников взаимодействий. В виду обширности российской территории и охвата транспортными услугами самых отдаленных регионов и точек страны, именно транспорт является самой территориально-распределенной отраслью. По этой причине главной особенностью транспортной инфраструктуры является ее высокая технологическая зависимость.

Специфика транспортной отрасли - необходимость постоянного обмена информацией между очень удаленными друг от друга пунктами. Это обуславливает необходимость использования новейшего сетевого оборудования , технологий передачи данных. В связи с тем что от безопасности на транспорте зависят жизни людей, в отрасли повышенные требования к надежности передачи данных на большие расстояния и защите данных от доступа из вне. Так ка обмен данными происходит между центрами обработки данных использующих различное серверное оборудование (серверы x86 архитектуры, серверы RISC архитектуры), различные операционные системы (Microsoft Windows Server, IBM AIX, Linux Red Hat, Linux Ubuntu, IBM i, i5/OS, OS/400, z/OS, zTPF, Z/VM & z/VSE, HP-UX, SunOS, Solaris, других операционных систем семейства UNIX), различные протоколы обмена данными (iSCSI, Fibre Channel, InfiniBand). Спектр применяемого в отрасли оборудования очень широк: от недорогих серверов с одним процессором Intel Xeon или процессором AMD Opteron x86 архитектуры и неуправляемых коммутаторов до мощных ЦОД с большой вычислительной плотностью на базе блейд-серверов, модульных систем и массивов хранения данных hi-end уровня. Самые крупные компании отрасли используют серверные решения уровня мэйнфрейм. Современные технологии виртуализации и терминального доступа (VMWare, Citrix) позволяют сосредоточить все вычислительные мощности и системы хранения и резервоного копирования данных в одном центральном центре обратботки данных, позволяя разворачивать в удаленных офисах и филиалах лишь вспомогательную IT-инфраструктуру.

ИТ-технологии в авиаперевозках.

Авиатранспорт является той сферой, где современные достижения ИТ-технологий находят скорейшее практическое осуществление. Автоматизация аэропортов, полетов, обслуживания авиатехники, отслеживания багажа и авиагрузов стремительно ворвались в нашу жизнь и опередили многие другие сферы автоматизации. Уже невозможно представить себе действительность, когда не были доступны в Интернете бронирование и продажа билетов, удаленная регистрация на рейсы с помощью вэб-киосков в аэропортах или через Интернет, не говоря уже о свободном доступе к информации о вылетах и прилетах самолетов.

ИТ-технологии стали основным инструментом конкуренции между авиакомпаниями, когда в период мирового кризиса произошел значительный спад авиаперевозок.

Так в 2009 году была внедрена система "Сирена-Трэвел", которая охватывает четверть объема пассажирских перевозок на российском авиатранспорте и позволяет осуществлять бронирования на чартерные рейсы, как туристическим операторам, так и практически любым авиаперевозчикам в он-лайновом режиме. При этом система для удобства пользователей дополнена платежным шлюзом eGo.

Способность повышения эффективности деятельности компании за счет инновационных технологий, умение грамотно управлять доходами стали необходимыми условиями выживания авиаторов в нынешних условиях. Интеграция информационных продуктов между всеми участниками авиаперевозок, снижение себестоимости транспортировки, повышение привлекательности авиапутешествий для пассажиров и повышение безопасности полетов - вот главные задачи ИТ-решений для современной авиации, используемые во множественных информационных системах отрасли. Направлений развития IT-технологий в авиаперевозках достаточно много - начиная с серверов видеонаблюдения и систем контроля доступа, с разворачивания серверов для предоставляния дополнительных сервисов пассажирам (например web-сервер для программы "Аэрофлот-Бонус", использующий СУБД Microsoft SQL Server 7.0) до тренировочных серверов авиакомпаний, которые используя технологии визуализации и 3D-моделирования позволяют пилотам отрабатывать взлет, посадку на незнакомых им маршрутах или новой технике. Именно авикомпании и аэропорты - самые передовые с точки зрения развитости IT-инфраструктуры в транспортной отрасли.

ИТ-технологии для железнодорожного транспорта.

Российские Железные Дороги (РЖД) несколько отстают от авиации в продвижении инновационных решений. Но тем не менее, и здесь ширится охват пассажиров, для которых становится доступен электронный билет: он-лайн бронирование, покупка билетов.

Именно на РЖД продолжается внедрение самой крупной корпоративной информационной системы (ERP) в России и Европе на базе SAP R/3. В настоящее время она переведена на более современную платформу - SAP ERP 2005. 17 железных дорог, 3 тыс. предприятий и 15 тыс. структурных подразделений, около 20 тысяч пользователей системы - таковы количественные характеристики инфраструктуры, созданной для реализации данного проектного решения.

РЖД - крупнейшая в мире железнодорожная компания по многим показателям, включая протяженность дорог. Реализовать ИТ-системы в таких непростых условиях позволяет принцип централизованной разработки. Создание Типовой дорожной системы (ТДС) и ее централизованная модификация в рамках развития продукта с дальнейшим тиражированием на местах - вот залог успеха и удачного внедрения.

В компании существует большое множество систем, управляющих различными аспектами ее деятельности, включая управление перевозками пассажиров и грузов (например, ЭТРАН - автоматизированная система оформления перевозочных документов), планирование перевозок и технических ресурсов. Все данные внешних систем с помощью разработанных интерфейсов интегрируются в единую автоматизированную информационную систему (АСУ ОАО «РЖД»). Модернизация систем связи и телемеханики используемых на на железнодорожном транспорте - один изх способов существенно повысить интенсивность и безопасность железнодорожных перевозок.

ИТ-технологии в логистике.

Оптимизация загрузки транспортных единиц и маршрутов перевозки, отслеживание грузов в он-лайновом режиме на протяжении всего пути - такие задачи требуют скорости обработки, высокой точности и согласованности в логистических цепях. Только современные инновационные ИКТ позволяют реализовывать задачи такого уровня. В наши дни существует много коробочных решений, позволяющих сократить время доставки грузов и расходы с нею связанные, оптимально планировать и отслеживать перемещения товаров. Такие решения существуют для всех видов транспорта, но особенно эта сфера нашла широкое развитие в автотранспорте с началом применения GPS-навигаций, позволяющих отслеживать в режиме реального времени местонахождение каждой транспортной единицы.

Актуальны задачи логистики в сфере, где происходит стыковка в перевозке грузов между разными видами транспорта, а, следовательно, между различными системами обработки данных, обусловленными нормативами, действующими в различных отраслях транспорта. Современные инновации в виде использования GPS мониторинга (с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС), виртуальных распределенных вычислений (или облачных вычислений) и сервисов Интернета позволяют реализовать задачи современной логистики.

Особое значение приобретают информационные технологии при пасссажирских перевозках и транспортировке грузов за рубеж. Только свободный транспортный коридор позволяет обеспечить своевременную доставку грузов, а это - залог повышения конкурентоспособности компаний. Создание единой евразийской транспортной системы, единого открытого информационного пространства на базе Интернет, единых стандартов обработки и передачи информации - основы глобальной интеграции в сфере транспортной логистики.

Транспортная логистика уже не видится без специальных Интернет-служб, позволяющих проектировать каналы доставки товаров и логистические цепочки, без прототипов виртуальных экспедиторских служб, без планировщиков маршрутов перевозки, позволяющих в интерактивном режиме составлять маршруты. Интернет-видеоокна дают возможность диспетчерам транспортных компаний отслеживать ситуацию в пограничных районах, в местах перегрузки товара, контролировать транспортировку по запросам. Существует и широко внедряется международная логистико-телематическая программа TEDIM.

ИТ-технологии - информационная основа Транспортной стратегии.

С 2010 года в России была принята к реализации Транспортная стратегия до 2030 года. В рамках этой грандиозной программы предусматривается реализация единой автоматизированной системы управления транспортным комплексом (АСУ ТК), которая позволит проводить интеграцию информации из всех отраслей России, связанных с транспортировкой людей и грузов.

Начальными актуальными моментами данной программы являются осуществление внедрения электронного документооборота между подразделениями и организациями МинТранса РФ, а также формирование единой отчетности в течение 120 дней после завершения текущего года.

В соответствии с общей стратегией все отрасли транспорта разрабатывают программы информационного и коммуникационного развития на многие годы. Главным пилотным интегрированным проектом является проект транспортного обеспечения Олимпиады в г.Сочи, который разрабатывается на основе европейских требований как к IT-инфраструктуре, так и к самому информационному обеспечению.

Оборудование, применяемое для создания ИТ-инфраструктуры на предприятиях по транспорту и логистике

  • Сервер Lenovo ThinkSystem SR550 отличается высокой производительностью и отказоустойчивостью. Высокая производительность обеспечивается за счет внедренных ресурсов, 20-ядерного процессора Intel Xeon Scalable, установки оперативной памяти объемом в 768 Гб. Кроме этого у данной системы, существует поддержка USB адаптеров, которые позволяют выполнять передачу данных на высокой скорости, тем самым, экономя время.
  • Сервер Lenovo ThinkSystem SR630 предоставляет более доступное альтернативное решение в отличие от традиционных предложений для растущих компаний и филиалов без ущерба производительности. Для более интенсивных рабочих нагрузок, SR630 поддерживает до 3Тб внутреннего объема памяти.

4. 8. Информационные технологии в логистике

Современное состояние логистики и ее развитие во многом сформировалось благодаря бурному развитию и внедрению во все сферы бизнеса информационно-компьютерных технологий.

Реализация большинства логистических концепций (систем), таких как SDP, JIT, DDT и др., была бы невозможна без использования

быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и информационно- программного обеспечения.

Разнообразные информационные потоки, циркулирующие внутри и между элементами логистической системы, логистической системой и внешней средой, образуют своеобразную логистическую информационную систему, которая может быть определена как интерактивная структура, состоящая из персонала, оборудования и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.

Широкое проникновение логистики в сферу управления производством в существенной степени обязано компьютеризации управления материальными потоками. Компьютер стал повседневным орудием труда для работников самых разнообразных специальностей, с ним научились обращаться, ему поверили.

Программное обеспечение компьютеров позволяет на каждом рабочем месте решать сложные вопросы по обработке информации. Эта способность микропроцессорной техники дает возможность с системных позиций подходить к управлению материальными потоками, обеспечивая обработку и взаимный обмен большими объемами информации между различными участниками логистического процесса. При реализации функций логистики на предприятии составляют основные направления программы работ:

Определяются технические средства для выполнения программного задания;

Составляются требования к качественным характеристикам и определяется необходимый объем финансовых и трудовых ресурсов;

Определяются базовые методы формирования программных заданий;

Выбираются организационные формы осуществления программных заданий;

Составляются сетевые модели выполнения этапов и работ;

Разрабатываются системы критериев оценки и мотиваций действий;

Организуются контроль, учет и оценка хода работ.

Логистическая система на производстве эффективна только тогда, когда создаются условия для ее интеграции в текущие производственные и коммерческие процессы. Эта проблема решается путем создания информационного базиса, соответствующего данному виду производства, его объему и прочим характеристикам производственной структуры предприятий. Сюда можно отнести «актуальные обзоры» фондов (наличие фактических и планируемых заказов, содержание производственных основных

и промежуточных складов) и сроков (поставки, обработки, ожидания, простои, соблюдение сроков). Для сбора этих данных по всему предприятию производственная система располагает «датчиками и измерительными инструментами», которые контролируют объемы и сроки текущих процессов. Логистическая система предъявляет к своей вычислительной сети следующие требования:

^ быстрый и надежный, преимущественно автоматизированный сбор информации и данных о транспортных средствах и средствах производства;

^ структурирование внутрипроизводственной информационной системы поддержки принятия решений, которая в каждый момент содержит актуальную информацию о ходе производственных процессов по каждому участку предприятия.

В настоящее время между партнерами широко распространяются технологии безбумажных обменов информацией. На транспорте вместо сопровождающих груз многочисленных документов (особенно в международном сообщении) по каналам связи (Интернет) синхронно с грузом передается информация, содержащая о каждой отправляемой единице все необходимые характеристики товара и реквизиты. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе этого принимать управленческие решения. Логистическая система дает возможность грузоотправителю получать доступ к файлам, отражающим состояние транспортных услуг и загрузку транспорта. Возможен автоматический документальный обмен между производителями товаров и крупными магазинами, включающий обмен накладными и транспортными конторами при прямой отправке товаров от производителя к покупателю. С помощью технологии безбумажных обменов информацией покупатель может непосредственно оформить заказы на покупку.

Электронный обмен данными – процесс, который позволяет с помощью компьютеров наладить связь между компаниями, заключить сделку с помощью глобальных и локальных вычислительных сетей, которые непосредственно организуют взаимодействие компьютеров различных компаний.

Из книги Бизнес со скоростью мысли автора Гейтс Билл

Из книги Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок автора Никифоров Валентин

3.6. Современные информационные технологии логистического управления Современные информационные технологии, под которыми понимается вся совокупность методов обработки информации в рамках обоснования принимаемых управленческий решений, направлены на удовлетворение

Из книги Маркетинг. Краткий курс автора Попова Галина Валентиновна

3.7. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых

Из книги Информационные технологии и управление предприятием автора Баронов Владимир Владимирович

4.6. Информационные технологии в маркетинге Использование информационных технологий для решения маркетинговых задачИспользование интернет-пространства в качестве инструмента реализации маркетинговых стратегий стало технически возможным и экономически рентабельным

Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна

Владимир Владимирович Баронов, Георгий Николаевич Калянов, Юрий Иванович Попов, Игорь Николаевич Титовский Информационные технологии и управление

Из книги Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует автора Адизес Ицхак Калдерон

Глава 3 Структура процесса инвестирования в информационные технологии Во всем мире вопросу управления инвестициями уделяется значительное внимание. Практический опыт управления инвестиционными процессами свидетельствует о том, что управление инвестициями в

Из книги Продажа товаров и услуг по методу бережливого производства автора Вумек Джеймс

Прямые и скрытые расходы на информационные технологии Прямые расходы обычно ассоциируются с объектом затрат, скрытые – на определенном уровне управления, где они, собственно, и формируются.Участники ежегодного исследования информационных технологий Staffing and Spending Survey

Из книги Дао Toyota автора Лайкер Джеффри

4. 8. Информационные технологии в логистике Современное состояние логистики и ее развитие во многом сформировалось благодаря бурному развитию и внедрению во все сферы бизнеса информационно-компьютерных технологий.Реализация большинства логистических концепций

Из книги Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов автора Джестон Джон

Информационные технологии Информационные технологии раньше были известны как ИСУ: информационные системы управления. Этот вид деятельности не считался (P) – функцией, как производство или продажи, – хотя именно она доминирует в некоторых ИТ-подразделениях, например в

Из книги МВА за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира автора Силбигер Стивен

Как информационные технологии облегчают переход к экономике решений Еще одну возможность сгладить спрос и сократить затраты позволяют информационные технологии, причем как уже существующие, так и только возникающие. Дело в том, что практически все производимые сегодня

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

Как информационные технологии поддерживают подход Toyota Несколько лет назад я сопровождал декана технологического факультета Мичиганского университета во время его поездки в Японию. Среди тех, кто нас принимал, был Микио Китано, который в то время осуществлял надзор за

Из книги Управление отделом продаж автора Петров Константин Николаевич

Информационные технологии Информационные технологии (ИТ) обозначают программное и аппаратное обеспечение, а также системы управления информацией, которые обеспечивают и поддерживают деятельность, связанную с процессами. Оценка зон способностей ИТ структурирована

Из книги ORG [Тайная логика организационного устройства компании] автора Салливан Тим

Информационные технологии Во многих бизнес-школах первой десятки информационные технологии введены в программу как самостоятельный курс. Данная тема зажила своей жизнью на страницах научных журналов и деловой прессы и в преподавательских кругах. С ростом возможностей

Из книги автора

Тема 18 Аутсорсинг в логистике 18.1. Сущность аутсорсинга В современной экономике все большее значение приобретает совокупное предложение «товар-услуга», то есть когда покупателю вместе с товаром предлагаются услуги, связанные с его приобретением (транспортировка,

Из книги автора

Альянсы в логистике Еще одна интересная новация последних лет, наблюдаемая в разных отраслях, – образование альянсов в логистике, в результате которых формируются электронные системы размещения заказов. Такая система позволяют крупным постоянным клиентам размещать и

Из книги автора

Информационные технологии и кофейни В ожидании того, что во всех офисах будут применяться «безбумажные технологии», мы переоцениваем влияние информационных технологий на жизнь организации. Понятие об освобождающей силе технологий также подпитывает мечту о мобильном