Виды договоров купли продажи судебная практика. Путеводитель по судебной практике: купля-продажа. Общие положения. Занижение стоимости квартиры

Водитель автотранспортного средства – это не просто человек, который ведет машину из пункта А в пункт Б. Данная профессия настолько многофункциональна, что сочетает в себе несколько специфик. Но когда речь заходит о водителя, не все могут с уверенностью сказать может ли она быть возложена на данную профессию.

Водители в том или ином количестве как наемные лица есть на любом предприятии. Принимая на работу шофера, ему выдается автомобиль и сразу же возникает вопрос, а в какой мере он несет ответственность за столько дорогое транспортное средство.

Как и с другими наемными лицами с шофером при приеме на работу подписывается . В нем оговариваются условия будущего сотрудничества, график работы и размеры оплаты за произведенный труд. Трудовое соглашение закрепляет тот факт, что стороны принимают на себя обоюдную ответственность, и каждый обязан исправно исполнять свою часть контракта. Кроме соглашения, водителю составляется должностная инструкция, которая полно очерчивает его трудовые обязанности.

В обязанности водителя входят:

  1. Следить за исправностью авто и своевременно оповещать нанимателя о необходимости ремонта или ТО.
  2. Поддерживать чистоту как внутри, так и снаружи.
  3. Следовать прописанным маршрутам.
  4. Соблюдать правила дорожного движения.
  5. Следить за погрузкой и выгрузкой пассажиров или грузов.

На работника данной профессии не должны возлагаться обязанности по ремонту авто, он может производить лишь мелкие починки.

Законодательное регулирование вопроса

Но является ли шофер ответственным за груз и машину? Работодатель для решения данного вопроса обязан ориентироваться на существующие законодательные нормы в Российской Федерации.

В РФ Постановлением Минтруда России в 2002 году утвержден Перечень № 85. В нем приводятся списком все профессии, которые могут по желанию нанимателя привлекаться к . Не внесенные в перечень профессии не могут нести обязательства по возмещению причиненного ущерба в полном объеме. Поэтому заключать такие договоры с работниками, которые работают на местах, не внесенных в Перечень нельзя. А если он будет все же заключен, то его правомерность оспаривается в судебном порядке.

Ориентируясь на пункты Перечня можно с уверенностью сказать, что заключить договор о материальной ответственности водителя нельзя.

А вот если водитель, по является еще и экспедитором, то ситуация сразу в корне меняется. Ведь экспедитор, подолгу своей профессии, отвечает за выданные ему материальные ценности с момента их выдачи до момента доставки их до получателя.

Можно ли заключить договор о материальной ответственности?

Чтобы заключить на постоянной основе договор материальной ответственности водителя за автомобиль, необходимо проставить в его трудовое соглашение приставку экспедитор. При наличии такого уточнения обязательства по наступают после того, как будет подписан договор о материальной ответственности. До момента его подписания действуют общие правила возмещения причиненного ущерба, а именно в размере, не превышающем оклад за один месяц.

Отсутствие договора с водителем не означает, что на него нельзя возложить некие финансовые обязательства. Например, можно выдавать грузы по доверенности. Доверенность автоматически подразумевает несение полных обязательств по сохранности, доставке, аккуратной погрузке и выгрузке товаров. Этот документ ограничен временными рамками или является разовым до момента передачи груза. Неудобство данного метода заключается в необходимости подготовки лишних бумаг. Если товары перевозятся не на постоянной основе, то доверенность прекрасно решит проблему с возложением ответственности.

Что касается самого транспортного средства, то здесь каждый случай рассматривается отдельно. Принимаются во внимание факторы, повлекшие поломку или аварию, доказывается виновность лица.

Ответственность водителя за причиненный ущерб

Многие перевозчики опломбируют свои грузы после погрузки. В этом случае водитель всего лишь выполняет функцию доставки. Его не интересует количественные характеристики, он обязан в указанный срок, по указанному маршруту доставить машину, груженую товаром. Получатель вскрывает пломбу и забирает содержимое. Совсем по-иному дело обстоит, когда шофер получает товар по накладной. Он обязан проверить не только его количество, но и целостность грузимого. По приезде в пункт Б он также обязан сдать ценности по описи, а именно по накладной, в указанном количестве и без внешних повреждений. Комплектность, целостность и иные характеристики внутреннего содержимого упаковки шофера не касаются. Исключением является лишь факт неправильной транспортировки, при котором продукция была повреждена по вине самого водителя.

В той или иной мере шофер всегда отвечает за доставленные грузы. Различают:

  1. Полную матответственность.
  2. Ограниченную матответственность.

Что каждая из них влечет за собой для работника данной профессии, рассмотрим более подробно.

Ограниченная ответственность

Ограниченные обязательства несут все работники, которые были приняты на работу с соблюдением законодательных норм о трудоустройстве.

При нанесении ущерба каждый работник подвергается денежным взысканиям, то есть, обязан возместить установленную сумму. При отсутствии заключенной с работодателем договоренности о полных обязательствах возмещение носит лишь частичный характер.

Учитывая специфику ситуации, признать ранее подписанный договор о купле-продаже автомобиля недействительным не так просто. Не всегда суд становится на сторону потерпевшей стороны. Но все же, если истец уверен в своей правоте, стоит попытаться восстановить справедливость. Так насколько часто в суде происходят дела по расторжению ДКП авто и насколько большой процент судебных дел по признанию договора купли-продажи автомобиля решается с позитивным исходом для истца? Ответим на этот вопрос в данной статье, а также рассмотрим примеры из положительной судебной практики по расторжению ДКП авто.

Судебная статистика

Данные судебной статистики характеризуют многие стороны социально-экономические жизни граждан, и позволяют на основе анализа повышать эффективность деятельности правоохранителей, судов, органов юстиций, направленной на обеспечение законности, в том числе сделок купли-продажи транспортных средств. На сайте Судебного департамента Верховного суда Российской Федерации собраны статистические данные о деятельности всех категорий судов с 2007 года. При этом на официальных сайтах каждого суда, начиная от районных и заканчивая Высшим Арбитражным, собрана статистика по тем делам, которые рассматривались именно в этом суде. Согласно данным Государственной автоматизированной системы РФ «Правосудие» с 1 января 2017 года в первой инстанции было рассмотрено более тысячи исков по делам о расторжении договора купли-продажи автомобиля. И по ним были приняты следующие решения:

  • Отказ в удовлетворении иска - 317;
  • Частичное удовлетворение иска - 284;
  • Удовлетворение иска - 249;
  • Оставление иска без рассмотрения - 71;
  • Иные решения, в том числе возврат иска заявителю, прекращение производства, передача иска по подсудности и т.д. - 98.

При этом не все дела решали спор между физическими лицами. Истцом могло выступать как физическое лицо, так и юридическое (организация), ответчиком точно так же. Наибольшее количество таких дел было рассмотрено в Республике Татарстан (73), и из них лишь в 14 случаях были полностью удовлетворены требования заявителя. На втором месте по количеству таких исков находится Красноярский край (48), третье место делят Московская область и Нижегородская области (46).

Пример отказа в удовлетворении иска

Гражданка Ипатова А. В. предъявила иск к ООО «Автомобильный торговый дом «Вега» с требованием вернуть деньги за уплаченный товар (447 600 руб.), возместить ремонтные работы за время эксплуатации машины (10 600 руб.), компенсировать затраты по кредитному договору (12 624 руб.) и выплатить моральный ущерб (150 000 руб.). Суть претензий состояла в следующем: гражданка Ипатова приобрела транспортное средство в указанном автосалоне. В автомобиле во время эксплуатации, по словам истцы, обнаружились существенные недостатки: повышенный шум в КПП, потребовал замены термостат, периодически загоралась лампа неисправности двигателя, вышла из строя шаровая опора.

Гражданка Ипатова неоднократно прибегала к ремонтным услугам, однако неполадки устранены не были. Посчитав дальнейшие поездки небезопасными, Ипатова А. В. обратилась в суд с целью взыскать потраченные на покупку и ремонт средства. Представитель автосалона представил доказательства, что истица обращалась за гарантийным ремонтом, но оплачивать услуги вне гарантии отказывалась. Кроме того, имели место случаи обращения по надуманным предлогам. После осуществления ремонтных работ сведения о производственных недостатках транспортного средства отсутствуют.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что автомобиль повреждений и дефектов производственного характера не имеет. По этой причине оснований для расторжения договора купли-продажи нет, требования о компенсации ремонтных затрат и морального ущерба не обоснованы. Таким образом, Ульяновский областной суд принял решение по делу № 33-363/2011 в иске Ипатовой А.В. отказать. В свою очередь ответчик попросил взыскать с гражданки Ипатовой средства на погашение затрат по проведению экспертных работ и найма представителя по юридическим вопросам. Расходы ответчика на проведение технической экспертизы (45 000 руб.) и привлечение представителя (10 000 руб.) удовлетворены за счет истца гражданки Ипатовой А. В.

Пример частичного удовлетворения искового заявления

Гражданка Алаева О.Г. обратилась в суд по поводу взыскания стоимости автомобиля, компенсационной суммы с автосалона, расторжения договора купли-продажи автомобиля, а также возмещения морального вреда. Причина жалобы ― ненадлежащее состояние транспорта, обнаруженное в процессе его эксплуатации. Гражданка Алаева заметила, что после дождя или мойки в багажнике транспортного средства скапливается вода и обратилась к ответчику за помощью, что зафиксировано заказ-нарядом №000. Поломку устранить не удалось и истица подала претензию с требованием расторгнуть ДКП, на которую так и не получила ответа.

Ссылаясь на ст. ст. 13-15, 17, 18, 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» истица просила суд расторгнуть договор купли-продажи и обязать организацию выплатить ей денежную компенсацию в полном объеме. Основываясь на материалах дела, а также на результатах экспертизы Калининский районный суд г. Чебоксары принял решение по делу № 2-945-11 , а именно освободить гражданку Алаеву от исполнения договора купли-продажи, взыскать с автосалона стоимость автомобиля, неустойку, а также частично удовлетворить исковые требования о возмещении морального вреда.

Пример полного удовлетворения иска

Гражданин Невмержицкий А.Н. обратился в судебные органы с иском к гражданке Злотниковой В.В. Предметом спора явился автомобиль, приобретенный по подложным документам. Невмержицкий А.Н. изъявил о желании расторгнуть договор купли-продажи транспорта, вернуть потраченные средства, компенсировать судебные издержки и затраты на представителя, а также возместить моральный ущерб. В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования в части взыскания убытков, и просил взыскать с ответчицы 500 000 руб. убытков.

Суд установил, что после получения автомобиля в собственность Невмержицкий А.Н. был остановлен сотрудником ДПС и при проверке предъявленных документов выяснилось, что СТС, талон ГТО и номерные агрегаты имеют признаки подделки. По этому факту было возбуждено уголовное дело, а транспортное средство и документы были изъяты на хранение в ГИБДД. Злотникова являясь продавцом, несет ответственность за изъятое имущество и тот ущерб, который понес заявитель, поэтому ДКП подлежит расторжению.

Основываясь на материалах уголовного дела, показаниях истца и ответчика, свидетельских показаниях и руководствуясь законодательными нормами, Советский районный суд г. Красноярска принял решение по делу № 2-75/14 , а именно удовлетворить все исковые требования гражданина Невмержицкого А.Н., расторгнуть ДКП, взыскать в пользу истца 500 000 руб., а также в пользу местного бюджета госпошлину в размере 6 350 руб.

Заключение

Анализируя судебную практику по спорам в сфере купли-продажи авто, можно сделать вывод, что законодательство нередко встает на сторону не только истца. Но это касается лишь случаев неоправданных требований или слишком завышенных сумм взысканий. Если доказательства заявителя будут неоспоримыми, суд несомненно вынесет положительное решение в удовлетворении иска. Обнаружение же мошеннических действий чревато административными последствиями.