Тренинг как пройти собеседование. Как пройти собеседование успешно? Несколько секретов эффективной коммуникации. Программа тренинга проведения собеседований

Упражнение 3.4. Тренинг собеседования

В группе потренируйтесь проходить собеседо­вание, играя различные роли:

Интервьюируемый (кандидат) - человек, про­ходящий собеседование.

Работодатель - человек, который ведет собе­седование - менеджер по персоналу ( HR *- ot - дел) компании, в которой есть вакансия , подходящая для интервьюируемого.

Наблюдатель - человек, который смотрит со стороны, как проходит собеседование.

Очень важно научиться отвечать на самые раз­ные виды вопросов. Пройдите учебное собеседова­ние, меняясь ролями (каждую роль играйте по 5-10 минут).

Тренинг начинается с момента, когда интер­вьюируемый человек открывает дверь, входит в комнату, приветствует работодателя и представ­ляется. После каждого учебного собеседования обсудите результат в течение 5-10 минут. Ведет дискуссию человек, игравший роль наблюдателя.

* HR (читается «эйч-ар») - аббревиатура от англ. « Hu ­ man Resources » (людские ресурсы).

Роль

Предлагаемый сценарий

Интервьюи-

Помните, что часто решение о принятии на работу

принимается в первые 30-60 секунд собеседования.

Интервьюируемый должен принести на собеседование:

1) резюме (упражнение 3.3);

2) детальное исследование профессии (должности)

(упражнение 2.4).

Необходимо быть готовым к вопросам разного рода, которые

может задать работодатель (см. в строке «Работодатель»).

Во время собеседования важно также задавать вопросы

работодателю: это покажет вашу заинтересованность в

получении работы. Однако это не должно быть основным.

собеседовании:

1. Чего вы ждете от кандидата на данную должность?

2. Возможно ли проявление инициативы на этой должности?

3. Каковы возможности продвижения по службе?

4. Это новая должность или я буду кого-то заменять?

5. Какие обязанности предполагает эта должность?

6. Совет: Не спрашивайте о зарплате или надбавках, пока

работодатель сам об этом не заговорит.

В конце собеседования необходимо поблагодарить

работодателя за собеседование, еще раз кратко сформулировать

условия, подчеркнуть свои достоинства и заинтересованность

в данной вакансии.

За несколько минут до начала собеседования работодатель

должен быстро ознакомиться с резюме и исследованием

должности. Затем, после беседы с интервьюируемым,

необходимо еще раз четко определить позицию, на которую

компания ищет сотрудника.

Вот несколько видов вопросов, которые можно задать на

собеседовании:

1. Расскажите о себе.

2. Почему нам стоит именно вас взять на эту должность?

3. Опишите себя. (Назовите пять определений, которые бы

наиболее полно вас описали.) Как о вас отзываются другие

Роль

Предлагаемый сценарий

Работодатель

4. Умеете ли вы работать в сжатые сроки или в стрессовой

ситуации?

5. Назовите ваши сильные и слабые стороны.

6. Что вы ищете в работе?

7. Опишите случай, из которого вы вышли с чувством

выполненного долга.

8. Каких целей вы хотели бы добиться в жизни? Что

повлияло на вашу карьеру?

9. Опишите ваше представление об «идеальной» работе.

10. Какие ваши качества, навыки будут полезны для

компании?

11. Что является для вас мотивацией?

13. Чем вы планируете заниматься в ближайшие пять лет?

14. Расскажите о проблеме, с которой вы сталкивались

последний раз. Насколько успешно вы ее решили?

15. Как вы оцениваете свою способность выходить из

конфликтных ситуаций?

16. Есть ли у вас вопросы?

Наблюдатель

Наблюдатель должен внимательно проследить за

собеседованием, оценить интервьюируемого и определить,

насколько успешно прошло собеседование. В конце

собеседования наблюдатель должен быть готов провести

краткое обсуждение. Необходимо обсудить следующие

1. Насколько внимателен и заинтересован был кандидат?

2. Выражал ли кандидат свои мысли четко и ясно?

3. Каковы были удачные моменты кандидата в ходе

собеседования? Слабые стороны?

4. Спросить у кандидата его мнение о том, как он

выступил и что он хотел бы изменить в своем

выступлении, а затем задать аналогичный вопрос о

кандидате работодателю.

Тренинг «Проведение собеседований. Как оценить кандидата?»

Описание тренинга по проведению собеседований:

Для того, чтобы понять, как оценить кандидата, и сделать вывод о том, насколько тот или иной человек подходит к определенной должности, необходимо при проведении собеседований использовать как минимум несколько инструментов. Данный тренинг отличается от классического подхода к оценке кандидатов тем, что в нем основной акцент сделан на определение психологического типа кандидата и его мотивационного профиля, а также на отработку навыков использования вопросов в ходе интервью, и умения быстро определять ключевые особенности кандидата.

Подобные инструменты уже доказали свою эффективность во многих компаниях, их применение является незаменимым дополнением к классическому интервью по компетенциям и анализу метапрограмм кандидата. Используя данные методики, специалисты и руководители получат возможность проанализировать и обновить профили должности кандидатов, а также отработают новые инструменты на практике, и смогут встроить новый арсенал методик в свою работу.

Целевая аудитория тренинга:

Специалисту по подбору персонала, рекрутингу, hr -специалисты и их руководители, линейные менеджеры и менеджеры среднего звена, которые участвуют в проведении собеседований и принимают участие в финальной оценке кандидатов.

Программа тренинга проведения собеседований:

Данная программа представляет собой предварительное содержание корпоративного тренинга по проведению собеседований, и она адаптируется в зависимости от пожеланий заказчика к основным модулям программы. Есть несколько вариантов проведения данного тренинга, которые отличаются в зависимости от того, на какие позиции участникам предстоит подбирать персонал, нужны ли им знания о личностных типологиях, владеют ли они методами составления профиля должности, и каким компетенциям уделяют основное внимание при оценке кандидатов.

1. Составление карты инструментов проведения собеседования
. Систематизация имеющихся знаний по методикам отбора
. Анализ привычных приемов при проведении собеседования
. Анализ приемов, которые знают, но не используют
. Примеры успешных и неуспешных интервью

2. Технология MBTI для определения психологического типа соискателя
. Краткий экскурс в технологию MBTI
. Анализ психологических типов людей по технологии MBTI
. Самоанализ руководителей по данной технологии
. Выбор подходящих типов людей для конкретной должности

3. Типы трудовой мотивации по В.И Герчикову
. Особенности связи мотивации и трудового поведения
. Определение типа трудовой мотивации кандидата
. Проверка ведущих мотивов кандидата при проведении интервью
. Выстраивание коммуникаций в соответствии с типом мотивации

4. Анализ и детализация профиля должности под вакансию
. Портрет подходящего соискателя с учетом MBTI и типологии В.И. Герчикова
. Требования к соискателю и составление списка мотиваторов
. Список ожидаемых компетенций соискателя

5. Классификация вопросов для проведения собеседования
. Открытые, альтернативные и закрытые вопросы
. Вопросы при начале собеседования
. Вопросы для выяснения информации
. Вопросы о профессиональных достижениях
. Вопросы, выявляющие несоответствия
. Вопросы для уточнения полученных данных

6. Этапы проведения собеседований
. Этапы классического собеседования
. Модель STAR для проведения собеседований
. Особенности ситуационного интервью
. Практика применения стресс-интервью при оценке кандидата

Продолжительность программы тренинга по проведению собеседований составляет
8-16 часов, возможен расширенный вариант проведения программы при добавлении большего количества практики и глубины погружения в тему.

Существуют различные методы оценки кандидатов на вакантную должность, но техника собеседования остается на сегодня самой применяемой. Этот метод удобен тем, что прост в применении, не требует дополнительных затрат и оперативен.

Какая основная цель собеседования? На какие основные вопросы должен получить ответ менеджер по подбору персонала, проводя интервью? В первую очередь это - соответствует ли профессиональный уровень кандидата требованиям, предъявляемым работодателем. Это главный, но не единственный критерий.
Следующий блок вопросов должен прояснить мотивацию соискателя: что движет им в поиске работы именно в вашей компании.

И третьим пунктом нужно выяснить – как впишется кандидат в производственный коллектив, проходит ли он по параметрам безопасности, соответствует ли его стиль поведения стилю руководства в компании, требованиям дисциплины, особенностям корпоративной этики.

Перед собеседованием менеджер по подбору составляет план собеседования. План содержит перечень основных вопросов, которые необходимо задать, а также дополнительные вопросы для уточнения определенных моментов из рассказа претендента. Ответы на часто задаваемые вопросы могут быть заранее подготовлены, поэтому для реального представления личности кандидата, необходимо задавать ему уточняющие вопросы, ответы на которые заставят его проявить себя в реальном свете.

Время проведения интервью условно можно разделить на 3 части:

  • - личное знакомство и установление контакта;
  • - получение основной информации;
  • - завершение собеседования.

Начиная встречу, постарайтесь сразу установить доверительную обстановку, будьте внимательны и дружелюбны. Задайте пару незначительных вопросов, не имеющих отношения к основной теме разговора, обращайтесь к соискателю по имени-отчеству. Чем меньше напряжения в беседе, тем более информативно пройдет встреча.

В основной части собеседования предложите соискателю рассказать о себе, о своем профессиональном опыте, ожиданиях от нового места работы. Соискатель готов к такому рассказу, в процессе разговора можно задавать уточняющие вопросы, способные выяснить конкретные профессиональные компетенции, уточнить опыт в сфере, которой предстоит заниматься новому работнику. Вопросы из серии: Вспомните ситуацию…, Какие достигнуты результаты…, Что вы могли бы улучшить… помогут получить необходимую информацию о соискателе.
Еще один способ получить больше информации о соискателе – провести с ним небольшую игру или дать небольшое задание. Основные условия – игра должна быть короткой и не требовать специальных знаний. Цель - продемонстрировать уровень компетенции, профессионализма и личностных качеств, необходимых для конкретной вакансии.

Не менее важно выяснить мотивацию кандидата: что нравится, что не нравится в профессии, причина смены работы, заработные ожидания, желание профессионального роста. Вопросы лучше рассеять по всему интервью, вставляя в контекст, для получения незарепетированных ответов.

Получив необходимую информацию о соискателе, переходите к завершению собеседования: проинформируйте соискателя о порядке дальнейших действий. Подведите итог, выскажите свое мнение о шансах кандидата, таким образом, чтобы у него сложилось правильное понимание своих шансов занять вакансию.
Позитивное и доброжелательное прощание завершит успешное собеседование. По результатам только что прошедшего собеседования обязательно заполните оценочный бланк, это поможет в момент принятия окончательного решения.

Когда я в первый раз устраивалась на работу бизнес-тренером, я и предположить не могла, что решающим фактором для принятия окончательного решения: «Брать или не брать тренера в компанию?», является демонстрация отрывка из тренинга. Причем тему тренинга заказывает ваш потенциальный работодатель. С одной стороны, можно вас поздравить: «Вы благополучно прошли все этапы собеседований и практически на все 99 % по всем параметрам подходите на эту должность». С другой стороны, открывать шампанское еще рано: этот 1 % может сыграть не в вашу пользу.

Что же такое демо-тренинг?

Дословно, в переводе с английского, демо-тренинг — это демонстрация, показ, образец. Демо-тренинг — это кусок (отрывок) тренинга, который может состоять как из целого модуля, так и части модуля, в зависимости от временных границ его проведения. Обычно продолжительность демо-тренинга составляет от 30 до 60 минут. В редких случаях, может длиться и дольше — 2 — 4 часа. Так что всегда имейте в запасе больше подготовленного материла для проведения тренинга. Старожилы-тренеры относятся к демо-тренингу, как к бессмысленному театральному действию, которое не может в полной мере оценить тренера, как профессионала своего дела. Почему?
Во-первых , участниками тренинга, как правило, являются сами интервьюеры и сотрудники HR.
Во-вторых, провести полноценный кусок тренинга за такой промежуток времени в 30-60 минут просто невозможно.
В-третьих, в процессе подготовки и проведения демо-тренинга нарушаются почти все базовые принципы классической тренерской школы.

Я соглашусь с мнением опытных коллег и понимаю всю бессмысленность проведения демо-тренингов с точки зрения проверки тренерских компетенций. Но, если рассматривать демо-тренинг, как оценку таких качеств и навыков, как: стрессоустойчивость, ораторское мастерство, импровизация, технические навыки презентации, навыки публичных выступлений, умение работать в нестандартных ситуациях, организаторские способности, то демо-тренинг превосходно для этого подходит.
Чтобы не провалиться на демо-тренинге, предлагаю вашему вниманию несколько советов:

Как провести свой демо-тренинг на собеседовании и получить работу:

1. Соберите полную информации о предстоящем демо-тренинге
Когда вы получили тему демо-тренинга и вам назначили дату проведения, обязательно сделайте запрос по почте HR-менеджеру, чтобы получить дополнительную информацию:

  • место и время проведения
  • количество участников и их должности
  • оборудование (будет ли там ноутбук, проектор, флипчарт и т. д.)

Напишите, что вам необходимо прийти на 30 минут раньше, чтобы подготовиться и проверить оборудование.

2. Уточните критерии оценки демо-тренинга и какой метод лучше использовать

Так и спросите, что ожидают увидеть ваши заказчики на тренинге? Чаще всего оценивают ваш стиль работы с группой и умение управлять групповой динамикой и трудными участниками. В лучшем случае приготовьтесь к тому, что обязательно один из участников будет играть роль трудного, основной задачей которого будет вывести вас из себя и сорвать проведение тренига. В худшем случае вам устроят действие под известным названием «смерть тренера».

3. Тщательно продумайте выбор темы

Чаще всего советуют выбрать свой самый любимый тренинг, в котором вы чувствуете себя экспертом, «как рыба в воде». Мой совет другой: выберите тему, в которой вы можете отличиться и запомниться своим участникам. Ведь показать свои компетенции тренера за такой короткий промежуток времени невозможно, а вот произвести шикарное первое впечатление полностью в ваших силах. Постарайтесь выгодно отличаться от других претендентов и не останавливайте свой выбор на заезженной пластинке, вроде: «работа с возражениями» или «выявление потребностей». Оставьте эти темы для своих конкурентов, выберите что-нибудь интересное и необычное, чтобы привлечь к себе внимание. В случае, если вы не уверены, справитесь или нет, возьмите самый интересный модуль из вашего проверенного «обкатанного» тренинга. Главное: отличайтесь! Я всегда выбираю темы: «Навыки презентации» и «Установление контакта». Они хороши тем, что вызывают интерес участников и даже позволяют отработать один навык, что дает эффект получения практической пользы за столь короткий промежуток времени.

4. Подготовьте все необходимые материалы для проведения

Несмотря на то, что время ограниченно, рабочие тетради к тренингу никто не отменял. Так что не забудьте подготовить их для каждого участника (+ 3 шт. в запасе). Заранее подготовьте записи на флипчарте и возьмите свои маркеры. Относитесь к демо-тренингу как к настоящему тренингу и тогда вы ничего не пропустите.

5. Всегда имейте в запасе дополнительный модуль тренинга для показа

Часто бывает так, что работодатель просит показать еще один отрывок или вы слишком быстро прогнали свой тренинг. Так что будьте готовы к тому, чтобы иметь в запасе пару модулей.

6. Рассчитайте поминутно проведение каждого упражнения своего демо-тренинга и поставьте таймер. Вы должны четко уложиться во времени, от этого зависит оценка ваших организаторских способностей и вашего

Тренинг

«ПОКАЖИ СЕБЯ В ПОЛНОМ БЛЕСКЕ, ИЛИ КАК УСТРОИТЬСЯ НА РАБОТУ».

Цель - социально-психологическая помощь выпускникам в трудоустройстве по окончании учебы и реализации знаний и навыков, приобретенных во время обучения в школе.
Оборудование :
тест с вариантами ответов на вопросы у каждого учащегося; бланки для ответов;
набор из пяти карточек А, Б, В, Г, Д у каждого учащегося; плакаты с текстами по теме классного часа.

Тренинг «Как устроиться на работу» является итоговым, завершает цикл занятий по профориентации, которые мы проводили ранее.
Речь сегодня пойдет о вашем «счастливом билете» на рынке труда, то есть о проблеме успеха в поиске работы, ибо по утверждению немецкого философа Ницше «Быть занятыми люди хотят еще больше, чем быть счастливыми».
Сегодня мы с вами попробуем научиться «искать место под солнцем». В условиях растущей обостряющейся конкуренции на рынке труда нужно действительно уметь убедить работодателя, что именно вы - тот специалист, который украсит его учреждение, поможет его процветанию, а общение с вами будет для него «даром небес»! Данная проблема у вас не за горами. Представьте, что 11класс и обучение в ВУЗе или техникуме позади, вы пришли устраиваться на работу.
Советы деловых людей, рекомендации психологов, проигрывание ситуаций при приеме на работу станут для вас полезными. Надеемся, что все это поможет вам более уверенно чувствовать себя при устройстве на работу и в результате стать “единственным и неповторимым” специалистом.

Цель нашего занятия: попытаться найти ответ на поставленный вопрос «Как устроиться на работу».

    Игра – активатор

Всех учащихся делю на четыре группы: яблоки, груши, бананы, апельсины. Называю пару, например, яблоки и груши. Встают ребята названной группы и меняются друг с другом местами, причём ведущий занимает место одного из игроков. Так повторяется несколько раз. Желаю быть такими же активными в течение всего тренинга.

2. Упражнение «Как себя вести на собеседовании при приёме на работу». Мозговой штурм.

Никто не станет оспаривать тот факт, что устройство на работу начинается с визита к руководителю учреждения или руководителю его кадровой службы. Общеизвестно также, что первое впечатление - самое сильное, поэтому очень важно все сделать так, чтобы первая встреча с работодателем не стала встречей последней. “Искусство нравиться - есть тайна, которая даруема или природой или похищаемая упорными усилиями. В обоих случаях достойна уважения и зависти, в последней дани ей немногие и отказывают” (А.А. Вяземский).
Итак, покажем себя в полном блеске!
А помогут вам в этом советы деловых людей и рекомендации психологов.

Но прежде мне бы хотелось услышать ваше мнение о том, как себя вести, когда вы пришли на собеседование при приёме на работу. Как одеться, где и как сесть, что сказать, куда глядеть. Говорим по кругу по одному предложению.







11. Всегда глядим в глаза. В затруднительных случаях смотрим в переносицу. 12. Не лжём. Обман всегда раскрывается, и из-за этого можно лишиться хорошей работы. 13. Не переборщим с юмором. Если вам рассказали анекдот или пошутили, можно смеяться, но не пытаться ответить шуткой. Слишком веселые собеседования редко заканчиваются стоящим результатом. 14.

18.
20. Прощаются там, где собеседники расстаются. Уходим сразу, не возвращаясь, не “застывая” на пороге, улыбнувшись перед тем, как
повернуться спиной.


Возможно, во время визита вам предложат чашечку кофе или чая. Советуем проявить сдержанность и отказаться.
4. Тест «Как вести себя на собеседовании при приёме на работу». Мини – дискуссия по каждому вопросу.

Итак, нетрудно запомнить, что нужно быть соответственно одетым, прийти вовремя, правильно держаться и уметь вести беседу, вовремя проститься, оставив о себе самое приятное впечатление.
Но кроме этих обязательных условий есть и другие, о которых хорошо бы знать в свой “звездный час”. Итак, вам представился случай получить работу, о которой вы мечтаете. Вы уже узнали, что кандидатов много и договорились о встрече для собеседования. Попробуйте представить себя в предложенных обстоятельствах и ответьте на следующие вопросы. Выберите возможные варианты ответов и сразу же фиксируйте правильные и неправильные ответы для определения результатов теста. За каждый правильный ответ зачтите себе 10 очков. Неправильный ответ не оценивается. Каждому ученику раздаётся тест с возможными вариантами ответов, бланки для ответов, набор из пяти карточек А, Б, В, Г, Д (см. приложение). Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, голосуя карточкой с определённой буквой. Проводится мини – дискуссия по каждому вопросу. Затем ведущий зачитывает правильные ответы.

1. В чём будет состоять ваша домашняя подготовка:

Правильный ответ - “Б”. Это позволит вам разумно отвечать на вопросы и показать, что вы можете быть полезным организации.



Лучший ответ “А” или “В”. Тактику “В” применяют спортсмены перед соревнованиями: представлять себя победителем - хорошее тонизирующее. Если вы ответили “Б”, то не трудитесь даже после этого показываться на собеседовании.

что:
а) вы

Верный ответ - “В”. Так вы подготовитесь к любой неожиданности и в случае неудачи не умрёте от разочарования.

у дверей и просит

б) диван;
в) остаетесь стоять.
Верный ответ - “А”. Это место испытуемого напротив экзаменатора. Контролирует ситуацию он. Предпочтя диван, вы вынудите его сесть рядом с вами, что поставит вас как бы на одну доску. Если же вы останетесь стоять, вам обоим будет неловко.

5 . Вы садитесь на стул и:

Правильный ответ - “Б”. Это самая нейтральная поза. Поза “А” - враждебная и агрессивная, “В” выдает ваше волнение, а уж “Г” - это самое худшее, что вы можете сделать.
6. Кто начинает разговор:
Верный ответ - “Б”. Это его игра.

7. Он спрашивает, нравилась ли вам ваша последняя работа и почему вы с ней расстались. Ваш ответ:


д) эта работа не приносила мне удовлетворения.
Верный ответ - “Б”. Это показывает вас с выгодной стороны и объясняет, почему вы покинули работу, кстати, по собственной инициативе. «А» характеризует вас как “подрывной” элемент, «В» - как лентяйку, «Г»- как жертву, а «Д» - как мечтательницу, далёкую от реальной жизни.


б) спасибо, нет;
в) спасибо, с удовольствием;
г) спасибо, для меня это слишком крепкие сигареты.
Верный ответ - “Б” вне зависимости от того, курите вы или нет. Это неписаное правило игры. Кстати, курящие имеют меньше шансов получить работу. Если фирма стоит перед выбором между двумя специалистами, и один из них курит (а квалификация абсолютно одинаковая), то работу получит некурящий.



в) переключаетесь на другую, более интересную деталь своей биографии; г) задаете вопрос об организации, где хотите работать.
Верный ответ - “Г”. Ничто не пробуждает симпатии сильнее, чем вопрос, ответ на который собеседнику хорошо известен.



в) его невозможно выдержать.
Верный ответ - “Б” и “В”. Некоторые так верят в клише “Глаза - зеркало души”, что ни на секунду не отпускают взгляд собеседника. Это заблуждение. Время от времени вполне допустимо отводить и опускать глаза, но, конечно, прятать их не следует.

11. На вопрос, как далеко простираются ваши профессиональные планы, вы отвечаете :
б) угадайте;

Верный ответ - “Г’.
12. Как вы пожмете
б) крепко;
в) возьмете руку интервьюера двумя руками и тепло пожмете;
г) чтобы продемонстрировать ему свою силу, сдавите ему руку так, как только сможете, не показывая при этом, каких усилий вам это стоит.
Лучший ответ - “Б”. “В” - глупо и непрофессионально, “Г” причинит человеку боль. Если вы всерьез ответили “А”, это свидетельствует о вашей, мягко говоря, отсталости.

Результаты теста.
От 100 до 120 очков. Вам доступно умение показать себя с лучшей стороны и с необходимой дозой отстраненности. Ваш собеседник поймет, что вы - сила, с которой нужно считаться. Ваши спокойствие, уверенность, доброжелательность говорят о том, что вы - человек успеха. Не волнуйтесь, вы наверняка будете приняты.
От 70 до 90 очков. У вас хороший потенциал, но чтобы показать себя в полном блеске, необходимо еще поработать. Собеседник может “учуять” вашу неуверенность, поскольку ваши жесты, речь вас выдадут. Хорошо бы отказаться от пристрастия к сухим и точным фактам. Вы наверняка справитесь с желанной работой, но, чтобы добиться ее, прибавьте себе уверенности!
От 40 до 60 очков. Кажется, у вас довольно-таки незатейливое представление о том, как произвести хорошее впечатление. Вы собираетесь прийти на эту встречу в туфлях на высоченных шпильках? Не надо. Употребляете выражения типа: “Ну это просто балдеж!”? Воздержитесь от них в разговоре. Попросите кого-нибудь, чьими манерами вы восхищаетесь, научить вас, как сгладить острые уголки и обнаружить достоинства.
Меньше 40 очков. От души надеемся, что у вашего папочки есть свое дело, и он примет вас, не настаивая на собеседовании.
Это был тест американского психолога Шарона Кохена.
5. Упражнение «Вопросы работодателя». Мозговой штурм.
Вы будете более уверенно чувствовать себя при собеседовании, если заранее подготовите ответы на вопросы, которые наиболее часто задаются работодателем. Как вы думаете: какие это вопросы?

Ответы учащихся (добавляет ведущий)
- Какова ваша профессиональная подготовка?
- Где вам ранее приходилось работать?
- Ваше семейное положение, условия проживания.
- Почему вы обратились об устройстве на работу именно в данную организацию?
- Что вы знаете об этой работе?
- Какого типа работу вы больше всего любите?
- Каково состояние вашего здоровья?
- Почему вы оставили свою прежнюю работу?
- Как бы вы могли охарактеризовать самого себя?
- Кто дал вам совет обратиться именно к нам?
- На какую зарплату вы рассчитываете?
- Каковы ваши интересы вне работы?
- Каковы ваши цели в жизни?
- Каковы ваши слабые стороны?
- Каковы ваши сильные стороны?

6. Упражнение «Отрицательно оцениваемые факты». Мозговой штурм. А теперь посмотрим на проблему нашего трудоустройства с позиции работодателя. Ведь последнее слово останется за ним. Что, по вашему мнению, отрицательно оценивается при собеседовании?

Ответы учащихся (добавляет ведущий): - небрежно составленные документы;
- опоздание на собеседование;
- небрежное пожатие руки;
- невнимание к вопросам;
- осуждение своих работодателей, сослуживцев;
- отказ от условий работы, требующих определенных неудобств для работника;
- противоречие данных, приведенных в документах и высказанных в ходе собеседования;
- болезненный вид;
- использование духов, одеколона с резким запахом;

- неряшливая, кричащая или грязная одежда;
- косноязычная, невнятная речь;
- отсутствие интереса к делам организации.
7.Заключительное слово ведущего. Выводы по занятию. Какой вывод вы могли бы сделать по сегодняшнему занятию?

Как правило, работодатели стремятся найти следующие профессиональные качества: - высокая квалификация по нескольким специальностям;
- хорошее здоровье;
- пунктуальность и аккуратность.
Среди личных качеств чаще всего требуются следующие: преданность, верность, умение хранить секреты фирмы, находчивость, честолюбие, дружелюбие, контактность, порядочность, вежливость, деликатность, опрятность, уравновешенность, готовность работать в коллективе, помогая другим, эрудиция, чувство юмора.
Я очень надеюсь, что вы станете прекрасными специалистами, устроитесь на работу, которая бы вам очень нравилась и была хорошо оплачиваемой.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Тест «Как вести себя на собеседовании при приёме на работу». За каждый правильный ответ зачтите себе 10 очков. Неправильный ответ не оценивается.

    В чём будет состоять ваша домашняя подготовка:
    а) вы подробно, чтобы ничего не упустить, восстановите в памяти все свои достижения;
    б) как можно больше постараетесь узнать об организации, в которой собираетесь работать, просмотрите профессиональные журналы, переговорите со сведущими людьми;
    в) выбросите всё из головы: надо отвлечься, может быть, устроить вечеринку, иначе от тревожных мыслей у вас заболит голова и появятся морщины.
    2. Некоторые специалисты советуют заранее перед собеседованием проиграть ситуацию. Как, по-вашему, это лучше сделать:
    а) вы попросите подругу выступить в роли интервьюера;
    б) за неделю до этого запросите в этой организации список вопросов, которые вам могут задать, это, во-первых, продемонстрирует ваши навыки работы, во- вторых, действительно поможет в подготовке;
    в) перед сном представите в уме будущий экзамен и несколько раз «проиграете ответы», следя за тем, чтобы они звучали гладко.
    3. Другие специалисты советуют готовиться к худшему. По-вашему, это означает, что:
    а) вы всё время говорите себе: “Я неудачница”, это вас успокоит и подготовит к испытанию;
    б) на собеседовании вы расскажете всё самое жуткое и нелепое, что случилось с вами за время учебы, подчеркнув, что теперь с такими ситуациями вы справились бы лучше;
    в) продумываете самые кошмарные варианты возможных вопросов и готовите ответы на них.
    4. И вот вы входите в кабинет. Ваш собеседник встречает вас у дверей и просит
    присесть. Вы осматриваетесь и выбираете:

    а) стул перед письменным столом;
    б) диван;
    в) остаетесь стоять.
    5 . Вы садитесь на стул и:
    а) кладёте ногу на ногу, скрещиваете руки на груди;
    б) садитесь и откидываетесь на спинку стула; в) сидя на краешке стула, наклоняетесь вперёд с выражением внимания и готовности;
    г) изо всех сил стараетесь истерически не рассмеяться.
    6. Кто начинает разговор:
    а) вы - задаёте толковый вопрос об организации, в которой хотите работать; б) ваш собеседник.
    7.Он спрашивает, нравилась ли вам ваша последняя работа и почему вы с ней расстались. Ваш ответ:
    а) я категорически не сошлась взглядами с руководством;
    б) я достигла своего потолка в этой организации и поняла, что пора двигаться дальше;
    в) работа мне нравилась, но рабочий день казался мне невыносимо долгим;
    г) таких бессовестных мошенников, как в этой конторе, я в жизни своей не видела;
    д) эта работа не приносила мне удовлетворения.
    8. Он достаёт сигареты и предлагает вам закурить. Вы отвечаете:
    а) ой, что вы, мне мама не разрешает!
    б) спасибо, нет;
    в) спасибо, с удовольствием;
    г) спасибо, для меня это слишком крепкие сигареты.
    9. Вы расписываете свои успехи. Он смотрит на часы. Вы:
    а) смотрите на свои часы и вежливо сворачиваете разговор, сообщив, что у вас назначена еще одна встреча, таким образом, вы сохраните контроль над ситуацией;
    б) говорите: “Простите, что заставила вас скучать’;
    в) переключаетесь на другую, более интересную деталь своей биографии; г) задаете вопрос об организации, где хотите работать.
    10. По-вашему, взгляд прямо в глаза при разговоре:
    а) производит впечатление грубое и отталкивающее; б) предполагает честность и прямолинейность;
    в) его невозможно выдержать.
    11. На вопрос, как далеко простираются ваши профессиональные планы, вы отвечаете:
    а) вот бы такую должность, как ваша!
    б) угадайте;
    в) хотелось бы открыть свое собственное дело, но до этого еще далеко;
    г) хочу работать в этой должности, пока не исчерпаю возможности своего профессионального роста.
    12. Как вы пожмете руку своему собеседнику на прощанье:
    а) вы считаете, что рукопожатие женщины должно быть мягким, деликатным, так как сильное производит неверное впечатление - в нем есть что-то противоестественное;
    б) крепко; в) возьмете руку интервьюера двумя руками и тепло пожмете;
    г) чтобы продемонстрировать ему свою силу, сдавите ему руку так, как только сможете, не показывая при этом, каких усилий вам это стоит.

Буква

Баллы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

1. Выглядим опрятно и нарядно.
2. Избегаем зеленых, оранжевых, ярко-красных, ярко-желтых, розовых, лиловых и нежно-голубых тонов.
3. Приходим на 5-10 минут раньше.
4. Войдя, говорим: “Позвольте”, - “Здравствуйте!”. Не забываем об улыбке.
5. Представляемся: “Позвольте представиться...”
6. Садимся на стул в 1-2 стульях от собеседника.
7. Исключаем кресло - оно коварно.
8. Не садимся на краешек стула, занимаем все сиденье, спиной ощущаем спинку стула, расслабляемся.
9. Спокойное лицо и размеренный ровный тон - умение властвовать собой!
10. Слушаем внимательно, не торопимся с ответом, говорим спокойно.
11. Всегда глядим в глаза. В затруднительных случаях смотрим в переносицу.

12. Не лжём. Обман всегда раскрывается, и из-за этого можно лишиться хорошей работы.

13. Не переборщим с юмором. Если вам рассказали анекдот или пошутили, можно смеяться, но не пытаться ответить шуткой. Слишком веселые собеседования редко заканчиваются стоящим результатом.

14. Ни в коем случае ничего не трогаем на столе, за которым сидит человек, беседующий с вами.
15. Не пытаемся заглянуть в бумаги, лежащие на столе.
16. В беседе появились паузы - визит заканчиваем, не дожидаясь, когда с вами начнут прощаться.
17. Интересуемся, что нужно делать дальше - звонить, зайти к заместителю, исчезнуть.

18. В конце собеседования в одной фразе выразим свое желание работать в данной организации. Ничего не просим, только убежденно выразим свое желание.
19. Встаем, только когда прощаемся.
20. Прощаются там, где собеседники расстаются. Уходим сразу, не возвращаясь, не “застывая” на пороге, улыбнувшись перед тем, как повернуться спиной.

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

А

Б

В

Г

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д