Социальная стратификация и мобильность кратко. Понятие социальной стратификации. Исторические типы стратификации

Общество как целостная система представляет собой структурированное образование. Одним из важнейших срезов структуры общества является социально-стратификационная структура, которая представляет собой совокупность различных по социальному положению относительно устойчивых социальных групп, общностей, слоев (страт).

В дальнейшем более детально исследуются четыре аспекта социальной мобильности в Германии: родители уже имеют такое же классовое положение, что и их дети сегодня? В какой степени классные позиции родителей передаются их детям? Какова степень взлетов и падений в Германии? И что означают эти взлеты и падения для равных возможностей в немецком обществе? Особое внимание будет уделено временному развитию социальной мобильности, сравнению между Восточной и Западной Германией и различиям между мужчинами и женщинами.

Степень социальных восхождений и спусков

Чтобы исследовать восхождения и спуски, необходимо упорядочить отдельные позиции класса в иерархии. Наиболее благоприятную классовую ситуацию испытывают те, кто занимает должность в верхнем классе обслуживания. Долгое время социальное происхождение призваний не так важно, как сегодня. Младшие профессора являются самыми эксклюзивными.

4. Средний слой среднего класса: профессура, врачи и юристы, имеющие частную практику, руководители отделов крупных предприятий, старшие офицеры и т. д.

5. Нижний слой среднего класса: «белые воротнички» - канцелярские слу-жащие, работники торговли и сферы обслуживания, мелкие предприниматели, учителя, младшие офицеры и т. д.

6. Верхний слой низшего класса: «синие воротнички» - заводские и другие рабочие, а также крестьяне, служащие, сержантский состав вооруженных сил и т. д.

Только достижение не делает профессора, говорит социолог Кристина Мёллер. Вероятно, для тех, кто имеет высокий социальный фон. Важность «тонких различий» для академической карьеры значительно возросла за последние годы. Никогда еще за 40 лет доля профессоров с самого высокого уровня не была столь высокой. Это можно увидеть в новом исследовании, которое только что появилось в журнале «Социальный мир». Ее автор, социолог Кристина Мёллер, проявляет тенденцию к «социальному закрытию университетской профессуры».

Поскольку все профессора в Северном Рейне-Вестфалии были активными, результаты исследования нелегко переносимы на всю Федеративную Республику. Мёллер назначает профессоров четырьмя социальными группами происхождения: «Низкий» - это социальное происхождение профессоров, родители которых являются рабочими и служащими в исполнительной деятельности или должностными лицами основного и среднего класса. В «среднюю» группу входят дети мастеров, работники среднего звена, старшие сотрудники или более мелкие самозанятые.

7. Нижний слой низшего класса: самые бедные и отверженные члены об-щества.

Исторические типы стратификации . Стратификация возникла вместе с зарождением человеческого общества. С появлением раннего государства (восточной деспотии) стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации и демократизации стратификация смягчается. В социологии выделяют четыре главных исторических типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы . Первые три характеризуют закрытые общества, последний тип - открытые.

Группа «высококлассных» включает сотрудников на более высоком уровне и с комплексными управленческими задачами, старшими государственными служащими и средними и крупными самозанятыми лицами, каждый без университетского образования. В группу «высокий» входят дети родителей, которые прошли и освоили комплексные управленческие задачи в государстве или бизнесе, а также самозанятые лица с высоким доходом.

Больше студентов из низшего класса

Можно ясно видеть, что шансы стать профессорами для членов высшего социального класса будут продолжать улучшаться на протяжении десятилетий, в то время как шансы для членов самого низкого класса ухудшаются. В то время 43 процента студентов приходили из высшего социального класса. Среди профессий семидесятых годов доля профессоров с самого высокого уровня составляет 35 процентов.

Рабство - исторически первая система социальной стратификации, представляет собой экономическую, социальную и юридическую форму закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Различают две исторические формы рабства: патриархальное рабство, при котором раб обладал всеми права младшего члена семьи; классическое рабство, при котором раб считался собственностью хозяина.

Тридцать лет спустя университет значительно расширился в процессе расширения образования. Но лучший социальный микс не оказывает никакого влияния на призвания членов этой студенческой когорты. Для студентов с самым низким социальным происхождением развитие в точности противоположное. Они были представлены в их студенческой когорте на 18 процентов.

Еще более отчетливо видно непрозрачность университета, рассматривая социальную структуру всей Федеративной Республики, пишет Мёллер в своем эссе. В период с пятидесятых до середины восьмидесятых годов, когда сегодняшние профессора были детьми или подростками, около пятидесяти процентов рабочего населения считалось группой рабочих. Но только небольшая часть детей из этого большого пула вообще заняла ученую степень и стала профессором. С другой стороны, доля высокопоставленных государственных служащих и менеджеров в работающем населении была очень низкой - от одного до двух процентов за этот период.

Каста - социальная группа, страта, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Индия - классический пример кастового общества, где кастовое положение индивида закреплено индуизмом: рождение в определенной касте зависит от поведения в предшествующей жизни. В индии четыре основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие, крестьяне). Кроме перечисленных в Индии насчитывается еще около 5 тысяч не основных каст. Особо стоят неприкасаемые, они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию (в 1991 г. численность касты неприкасаемых в Индии равнялась 55,3 миллиона человек).

Но более половины нынешних профессоров имеют отца с повышенным или высоким фоном. Таким образом, две верхние слои резко перепредставлены в профессуре. Среди профессоров социальный отбор еще более острый. Быть женщиной делает продвижение в университете значительно сложнее. Вот почему женщины должны быть в состоянии поставить очень высокий социальный фон в равновесие, чтобы достичь профессуры: доля женщин-профессоров с высоким социальным образованием в настоящее время составляет 38 процентов. Для мужчин на профессурах это всего 32 процента.

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Классическим образцом сословной иерархии являлась Европа: высшие сословия (дворянство, духовенство), непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство; сословия основывались на земельной собственности. Права и обязанности сословий определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной, а членство в сословии определялось наследством. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались.

Только у семи процентов женщин-профессоров низкий уровень, среди мужчин почти в два раза больше. По словам социолога Майкла Хартмана, рост женщин до профессорско-преподавательского состава, который только начинается, может привести к конфликтам целей. Конечно, женщины явно недопредставлены на профессурах. Но: Если у вас есть только женская квота, то она может и приведет к тому, что избиратели граждан в большем количестве достигнут более высоких позиций. Но не за счет граждан, а за счет рабочих.

Решающим является культурная подгонка

Не решает ли решение о том, кто станет профессором в Германии, например? Кристина Мёллер считает это с французским социологом Пьером Бурдье. Даже если кто-то из низшего класса приносит ту же «одаренность», скрытые социальные механизмы препятствуют настоящему образовательному соревнованию. Требования образования сформулированы так, чтобы соответствовать культурным привычкам высших классов, тогда как потомки низших классов имеют культурную адаптацию, и считаются ли эти усилия «естественно менее одаренными», чем, казалось бы, легко перемещающиеся дети с более высоких уровней слои.

Промышленная революция XVIII - XIX вв . разрушила феодально-сословную систему и привела к формированию классового строя . Ускоренное развитие промышленности привело к выдвижению на активную позицию мелкой буржуазии, т. е. предпринимателей, коммерсантов, купцов и т. д. Крестьянство разорялось и превращалось в наемных индустриальных рабочих - новую социальную страту, которой не было в традиционном обществе. Формировалось индустриальное общество и новая система стратификации - классовая, характеризующая общество открытого типа. Понятие «класс» выражало экономическое положение людей, выходцев из низов, способных свободно продвигаться наверх в зависимости от таланта и трудолюбия.

В Германии высокий класс, который всегда доминировал в университете, набирает профессоров, особенно среди своих сверстников. И сознательно, культурно менее подходящие для университета, дети из школьных слоев меняются добровольно по-другому. Хотя университет долгое время был социально прозрачным по сравнению с лидирующими позициями в экономике, Мёллер объясняет: Но после периода «сокращения»между профессорами шестидесятых и семидесятых годов в настоящее время набирается больше буржуазных и буржуазных слоев.

Мёллер также является «социальной сегрегацией» в отдельных дисциплинах. Социальный фон уже влияет на выбор субъекта. При этом «изображения предметов», а также «личные и чужие образы» ученика. Соответственно, профессора из низшего класса чаще всего участвуют в социальных науках, затем следуют математика, естественные науки, технологии и гуманитарные науки. Но среди профессоров права 80 процентов имеют родителей, принадлежащих к высокой или высокой группе. В случае с медицинскими профессорами это составляет 72 процента.

В широком значение, класс - это большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения доходов. Выделяют четыре основных класса: высший, средний, рабочий и низший. Современный средний класс является историческим преемником третьего и четвертого сословия и появляется лишь в ХХ в. В обществе средний класс выполняет стабилизирующую функцию: чем его численность больше, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать конфликты, социальные катаклизмы, революции. Средний класс разводит два противоположных полюса (богатых и бедных) и не дает им столкнуться. В средний класс входят две основные категории: собственники материального капитала (мелкая буржуазия, мелкий и средний бизнесмен), и собственники интеллектуального капитала (ученые, инженеры, менеджеры и т. п.).

Мюллер заключает, что дисциплины, имеющие «большую близость к социальной власти», имеют более высокую социальную избирательность. Для младших профессоров это социально наиболее эксклюзивно. Только семь процентов приходилось на самые низкие, но 62 процента от самой высокой группы происхождения. Поэтому ожидалось, что он будет более открытым для социальных защитников.

По словам Мёллера, формат карьеры младших профессоров исходит из самой высокой группы, но те, кто назначен младшим профессором, уже решили вскоре после докторантуры. Так как люди с хорошей «культурной пригодностью», т.е. правильное появление в университете, имеют быстрые успехи, младший профессионал занят ими в первую очередь. Ученые с менее привилегированным происхождением уже не могут подтвердить свою привычку, что они принадлежат ей. Им нужно больше времени, чтобы продемонстрировать свои способности - и поэтому они называются позже.

Социальные слои и классы находятся в процессе постоянных изменений, совокупность которых П. Сорокин назвал социальной мобильностью , т. е. подвижностью слоев и классов. Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой места в социальной структуре общества, перемещение из одного социального положения в другое.

Если младший профессор продолжает распространяться, не меняя одностороннего социального отбора, Мёллер ожидает еще более строгой социальной «закрытости университетской профессуры». Однако даже нынешний состав профессора поднимает вопрос о возможностях и «участии в мощных позициях», пишет Мёллер.

Структура и развитие современных обществ, в частности

Анализ социальной структуры, также в международном сопоставлении Социальное неравенство Социальная среда и образ жизни Синглы Демографическое и социальное будущее Германии. «Единое общество». «Демографические изменения и их влияние с точки зрения местных и региональных лиц, принимающих решения».

Социальная мобильность реализуется в обществе в различных типах и видах. По пространственным характеристикам она подразделяется на горизонтальную (перемещение индивида или группы из одной социальной позиции в другую на том же стратификационном уровне) и вертикальную (перемещение индивида или группы из одного социального пласта в другой, расположенный в стратификационной иерархии выше или ниже первого). Вертикальная мобильность бывает двух видов: восходящая (социальный подъем из одного слоя в другой, более высокий) и нисходящая (социальное нисхождение в более низкий социальный слой). По скорости протекания стратификационные перемещения бывают медленные и быстрые ; по плотности изменений они делятся на индивидуальные и групповые.

Книги и независимые шрифты

«Положение социального центра в Германии». Распределение доходов и социальная справедливость Положение среднего класса в Германии Развитие народонаселения Будущее развитие Германии Изменение изменения ценности Жизнь одиноких людей. Как люди имеют дело с деньгами? . Социальное неравенство в Германии.

Анализ социальной структуры в продвинутом обществе. Том 21: Юрген Шиенер: доходы от образования в компании. Шмидт: Какое равенство, какое неравенство? Том 13: Карин Готтшалл: Социальное неравенство и гендер. Том 9: Уолтер Мюллер: Социальное неравенство.

Само понятие «социальной мобильности» становится важной социальной характеристикой общества. По его критериям можно вводить понятия «открытого» или «закрытого общества», «демократического» или «тоталитарного режима».

В рыночных обществах все основные критерии стратификации: доход, престиж, власть, профессия и образование - тесно взаимодействуют друг с дру-гом. Не так обстоит дело в постсоциалистических социальных системах. В ус-ловиях трансформации общества четкость социальных расслоений исчезает, а единственной основой стратификации в наших условиях может, например, выступить профессионально-должностное положение индивидов. Доступ к знаниям и социально значимой информации становится основным ресурсом социальной динамики постиндустриального общества и, следовательно, критерием социальной дифференциации, а также показателем социального положения людей.

Старое общество, новое сообщество? Высшие классы - элиты - правящие классы. Конгресс Немецкого общества социологии, Конгресс Австрийского общества социологии и Конгресс Швейцарского общества социологии во Фрайбурге. Конгресс немецкого социологического общества в Дрездене.

Вклады в журналы и коллекции

Жизненные ситуации, резюме, образ жизни. Рынок: несправедливо, но полезно? Бедность в современном обществе, в: Шульце, Гюнтер: Армия и Рейх. Растущее социальное неравенство в обсуждении. Введение, в: Федеральный центр политического образования: выше - средний - вниз.

Экономический капитал и материальные ресурсы в таком обществе уже не в состоянии быть ключевыми факторами развития, уступая место информации, умноженной на знания и технологии. Следовательно, значимость прежнего классового деления - собственники - несобственники - также снижается, заменяясь социальным разделением на тех, кто владеет информацией, и тех, кто ею не владеет. П. Бурдье в связи с указанными тенденциями разработал концепцию «символического (или культурного) капитала» и «культурной индентичности», в которой классовая иерархия заменяется статусной иерархией, обусловленной ценностными ориентациями и образовательным потенциалом социальных групп.

Может ли социальный капитал помочь решить социальные проблемы? Что объединяет компании? Будущие сценарии для Германии, в: Стефан Градиль: немецкие условия. Общество раздвигается, в: Стефан Градиль: немецкие условия. Страх перед демографическим будущим: Штефан Градиль: немецкие условия.

Введение, в: Стефан Градиль: немецкие условия. Нужно ли нам привыкать к большему неравенству? Больше дружелюбия с семьей через новые отношения власти на рынке труда, в: Институт Романа Герцога: Сколько семьи может терпеть современное общество? Пути и пути социальной справедливости. Взгляд на социологию, в: Институт Романа Херцога: Почему справедливость важна?

В переходный период , в условиях кризиса нарушается взаимосвязь компонентов стратификационного процесса, а основным критерием стратификации в обществе становится масштаб присвоения собственности. В тоже время в постсоветстком обществе существенно расширяется сеть критериев стратификационной динамики: наряду с действующими экономическими, политическими, социокультурными факторами появляются факторы «теневые» (нелегальный бизнес, преступность) и маргинализационные.

Бедность и понимание. Социальная сплоченность в Федеративной Республике. О позиции и функции Социального центра, в: Накке, Бернхарде: Ориентация и инновации. Книги, чтение и пробел в знаниях. Комментарии к замороженному обществу. О положении социального центра с социологической точки зрения, в: Фонд Герберта-Квандта: между эрозией и обновлением. Социальный центр в Германии.

Есть ли подпись в Германии? Являются ли богатые богаче и беднее беднее? Наше образование недофинансировано? Гидденс, Энтони: Конституция общества. Модернизация современных обществ. Тенденции социального развития и его теоретическая классификация по модернизации, в: Херманн Хилл: процесс модернизации или стратегия развития?

Введение.

Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутст-вию привилегий. В первобытном обществе неравенство было не-значительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило лю-дей по доходам, уровню образования, власти.

Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенный статус и выполняющие определенные социальные функции, объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное поло-жение людей по отношению друг к другу. Таким образом, социальная структура -- это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.

Термин «стратификация» был заимствован из геологии, где он обозна-чает расположение пластов Земли по вертикали. Социология упо-добила строение общества строению Земли и разместила социаль-ные слои (страты) также по вертикали. Но первые идеи о социальной стратификации встречаются у Платона (выделяет три класса: философы, стражи, земледельцы и ремесленники) и Аристотеля (также три класса: «очень зажиточные», «крайне неимущие», «средний слой») Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология - М.:Инфра-М, 2001 - с.265. Окончательно идеи теории социальной стратификации оформились в конце 18 века благодаря появлению метода социологического анализа.

Основой стратификации в социологии выступает неравенство, т.е. неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, власти и влияния. Первыми пытались объяснить природу социальной стратификации К.Маркс и М.Вебер.

1. Системы стратификации.

Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации.

В открытых системах стратификации каждый член общества может изменять свой статус, подниматься или опускаться по социальной лестнице на основе собственных усилий и способностей. Современные общества, испытывая потребности в квалифицированных и компетентных специалистах, способных управлять сложными социальными, политическими и экономическими процессами, обеспечивают достаточно свободное движение индивидов в системе стратификации.

Примером закрытой системы стратификации может служить кастовая организация Индии (она функционировала до 1900 г.). Традиционно индусское общество разделялось на касты, и люди наследовали социальный статус при рождении от своих родителей и не могли изменить его в течение жизни. В Индии насчитывались тысячи каст, но все они группировались в четыре основные: брахманов, или касту жрецов, численностью около 3% населения; кшатриев (потомки воинов) и вайшья (торговцы), которые вместе составляли около 7% индийцев; шудра, крестьян и ремесленников - около 70% населения, остальные 20% - хариджане, или неприкасаемые, которые традиционно были уборщиками, мусорщиками, кожевниками и свинопасами.

Представители высших каст презирали, унижали и угнетали членов низших каст. Строгие правила не позволяли общаться представителям высших и низших каст, ибо считалось что это духовно оскверняет членов более высокой касты.

2. Измерения стратификации.

Первыми попытались объяснить природу социальной стратификации Карл Маркс и Макс Вебер. Маркс считал, что в капиталистических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средствами производства - класс капиталистов-угнетателей, или буржуазия, и тех, кто может продавать только свой труд,- угнетенный рабочий класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении.

Полагая, что Маркс чересчур упростил картину стратификации, Вебер утверждал, что в обществе существуют и другие линии раздела, которые не зависят от классовой принадлежности или экономического положения, и предложил многомерный подход к стратификации, выделив три измерения: класс (экономическое положение), статус (престиж) и партию (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектом социальной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать.

Экономическое положение. Экономическое измерение стратификации определяется богатством и доходом. Богатство - то, чем люди владеют. Доход понимается упрощенно как количество получаемых людьми денег. Например, человек может владеть огромной собственностью и получать от нее маленькую прибыль; к таким людям относятся те, кто коллекционирует редкие монеты, драгоценные камни, произведения искусства и т.п. Другой человек может получать высокую заработную плату, роскошествовать, но быть небогатым.

Престиж. Авторитет, влияние, уважение в обществе, степень которых соответствует определенному социальному статусу. Престиж - явление неосязаемое, нечто подразумеваемое. Однако в повседневной жизни человек обычно стремится придать престижу ощутимость - присваивает титулы, соблюдает ритуалы уважения, выдает почетные степени, демонстрирует свое “умение жить”. Эти действия и объекты выполняют роль символов престижа, которым мы присваиваем социальную значимость.

В наши взаимодействия с другими обязательно входят переговоры относительно степени уважения и почтительности, которые мы должны оказывать и получать. Даже простому разговору свойственна некая негласная договоренность о том, что мы будем внимательно относиться к сказанному, если нашим словам будет уделено такое же внимание. Самыми различными способами мы демонстрируем почтение человеку более высокого ранга. Так, в ритуалах знакомства применяются символические действия - поклоны, комплименты. В ритуалах избегания та же цель достигается при сохранении “соответствующей дистанции” по отношению к престижным фигурам.

Для получения и удержания престижа недостаточно просто обладать богатством и властью - они должны быть выставлены на всеобщее обозрение, ибо престиж присваивается только на основе очевидных фактов.

Престиж большинства современных людей определяется, как правило, доходом, родом деятельности и образом жизни. При этом личность и общительность человека весьма важны. Хотя многие все еще считают, что деньги важнее всего, но образ жизни и ценности, которые исповедует человек, играют в настоящее время наиболее существенную роль в определении их престижа.

Власть определяет, какие именно люди или группы смогут воплотить свои предпочтения в реальность социальной жизни. Власть - это способность отдельных лиц и социальных групп навязывать свою волю другим и мобилизовывать имеющиеся ресурсы для достижения цели.

Основы власти подразделяются на три категории ресурсов.

1. Принуждение - ресурсы, которые позволяют стороне, располагающей этими ресурсами, вводить в какую-то ситуацию новые ограничения.

2. Побуждающие мотивы - ресурсы, которые позволяют одной стороне придавать ситуации новые преимущества.

3. Сила убеждения - ресурсы, которые дают возможность одной стороне изменять взгляды других людей без привнесения недостатков или преимуществ какой-либо ситуации.

Таким образом, овладеть важными ресурсами - значит получить господство над людьми. Контролировать ключевые ресурсы - значит поставить себя (или свою группу) между людьми и средствами, обеспечивающими людям удовлетворение своих биологических, психологических и социальных потребностей.

Социальный статус - это тот относительный ранг, со всеми вытекающими из него правами, обязанностями и жизненными стилями, который индивид занимает в социальной иерархии. Статус может приписываться индивидам при рождении независимо от качеств индивида, а также на основании пола, возраста, семейных взаимосвязей, происхождения, или может являться достигнутым в конкурентной борьбе, что требует особых личных качеств и собственных усилий. Такие группы отличаются от социальных классов тем, что основываются на соображениях уважения и престижа, а не только на экономическом положении. Члены статусной группы взаимодействуют в основном в рамках собственной группы и в меньшей степени с людьми более высокого или более низкого статуса.

3. Типы социальной стратификации.

Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.

Рабство .

Причины рабства.Неотъемлемой чертой рабства является владение одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей.

Обычно указывают на три причины рабства:

1. долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору.

2. нарушение законов, когда казнь убийцы или грабителя заменяли на рабство, т.е. виновника передавали пострадавшей семье в качестве компенсации за причиненное горе или ущерб.

3. война, набеги, покорение, когда одна группа людей завоевывала другую и победители использовали часть пленников в качестве рабов.

Общие характеристики рабства. Хотя рабовладельческая практика была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой - рабом (не имеющим привилегий).

Касты.

В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; если использовать социологические термины: базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия - браки в рамках собственной группы - и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Индийское общество - наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиозных принципах, эта система просуществовала почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или Варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом.

Кланы .

Клановая система типична для аграрных обществ. В подобной системе каждый индивид связан с обширной социальной сетью родственников - кланом. Клан представляет собой нечто вроде очень разветвленной семьи и имеет сходные черты: если клан имеет высокий статус, такой же статус имеет и индивид, принадлежащий к этому клану; все средства, принадлежащие клану, скудные или богатые, в равной степени принадлежат каждому члену клана; верность клану является пожизненной обязанностью каждого его члена.

Кланы напоминают и касты: принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной. Однако в отличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами; они даже могут использоваться для создания и укрепления союзов между кланами, поскольку обязательства, налагаемые браком на родственников супругов, способны объединять членов двух кланов.

Процессы индустриализации и урбанизации превращают кланы в более изменчивые группы, в конце концов заменяя кланы социальными классами.

Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кланах, являются закрытыми. Границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при рождении - индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов.

Следовательно, основной характеристикой этой системы социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, или класса - одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Конечно, семейное положение, наследуемое человеком с рождения, способно определять и исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко, и обеспечить ребенку такие привилегии, что для него окажется практически невозможным “скатиться вниз” по классовой лестнице.

Гендерное неравенство и социальная стратификация .

В любом обществе тендерный признак составляет основу социальной стратификации. Ни в одном обществе пол не является единственным принципом, на котором основывается социальное расслоение, но тем не менее он присущ любой системе социальной стратификации - будь то рабство, касты, кланы или классы. По гендерному признаку члены любого общества делятся на категории и получают неодинаковый доступ к тем благам, которые может предложить их общество. Представляется очевидным, что такое деление всегда осуществляется в пользу мужчин.

4. Социальная мобильность: типы, виды, измерение.

Социальная мобильность - это перемещение индивидов или их групп между различными уровнями социальной иерархии (т.е. мобильность - это изменение места в социальном пространстве).

Начало изучению явления социальной мобильности положил П.А.Сорокин. Он рассматривал данный процесс как выполнение жизненной социальной функции.

Основными характеристиками социальной мобильности выступают: направление, разновидность и направленность. В зависимости от различного сочетания этих характеристик выделяют следующие виды и типы мобильности.

Основными видами социальной мобильности являются:

1. межпоколенная (интергенерационная, межгенерационная) - это изменение положения в социальном пространстве индивида по сравнению со статусом родителей;

2. внутрипоколенная (интрагенерационная) - это сравнение позиций, занимаемых одним и тем же индивидом в разные моменты трудовой жизни.

Основными типами мобильности являются:

1. вертикальная - перемещение из одной страты в другую. Может быть восходящей или нисходящей. Как правило, восходящая мобильность, связанная с повышением социального статуса, доходов, является добровольной, а нисходящая - вынужденной;

2. горизонтальная - переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне социального пространства. Как разновидность выделяют географическую мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Если подобное перемещение сопровождается переменой статуса, то говорят о миграции.

Выделим факторы, определяющие социальную мобильность в обществе: исторический тип стратификации, состояние экономики, степень её развитости, социальная обстановка в стране, идеология, традиции, религия, образование, воспитание, семья, место жительства, индивидуальные особенности человека (талант, способности).

Сорокин П.А. разработал теорию каналов вертикальной мобильности. В качестве подобных каналов выступают социальные институты: семья, школа, армия, церковь, собственность. Причем семья и школа являются одним из самых главных механизмов социального отбора, определения и наследования статуса. Советское общество одним из самых мобильных, так как доступное все слоям бесплатное образование открывало перед каждым возможности продвижения.

Можно выделить следующие общие закономерности социальной мобильности:

1. в периоды серьезных изменений в обществе появляются группы с ускоренной моделью мобильности ("красные директора" в 30-е гг.). Фактор происхождения (место рождения, социальный статус семьи) играет меньшую роль;

2. общее направление межпоколенной мобильности молодежи - из группы работников физического труда в группу работников умственного труда;

3. чем выше социальный статус родителей, тем чаще профессия передается по наследству, и наоборот.

Заключение.

Согласно эволюционной теории стратификации, по мере усложнения и развития культуры наступает такая ситуация, при которой ни один индивид не может овладеть всеми аспектами социальной деятельности, происходит разделение труда и специализация деятельности. Одни виды деятельности оказываются более важными, требующими длительной подготовки и соответствующего вознаграждения, другие же - менее важные и поэтому более массовые, легко заменяемые.

Концепции стратификации, в отличии от марксистской идеи классов и построения бесклассового общества, не постулируют социального равенства, наоборот, они рассматривают неравенство как естественное состояние общества, поэтому страты не только различаются по своим критериям, но и размещаются в жесткой системе подчинения одних слоев другим, привилегированного положения высших и подчиненного положения низших. В дозированной форме допускается даже идея некоторых социальных противоречий, которые нейтрализуются возможностями социальной мобильности вертикального типа, т.е. предполагается, что отдельные талантливые люди могут переходить из низших слоев в высшие, как в равной мере и наоборот, когда малоактивные люди, занимающие места в высших слоях общества в силу социального положения своих родителей, могут разориться и оказаться в самых низших слоях социальной структуры.

Таким образом, понятия социального слоя, стратификации и социальной мобильности, дополняя понятия класса и классовой структуры общества, конкретизируют общее представление о структуре общества и детализируют анализ социальных процессов в рамках тех или иных экономических и социально-политических формаций.

Список литературы.

1. Вебер М. Основные понятия стратификации. Социологические исследования. 1994. № 5. С. 147-156.

2. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.: Наука, 1995 г.

3. Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность // Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. С. 302-373.

4. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Наука, 1994.

5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. - М.: Инфра-М, 2001. - с. 624.

6. Социология. / Под ред. Волкова Ю.Г. - М.: Гардарики, 2005. - с. 512.