Как делали в старину цветные краски. Окрашивание синий цвет. Окрашивание в серый цвет

История производства красок для меня оказалась самой сложной для поиска и изложения. Во многом потому, что красок разных множество, одни и те же краски имеют разные названия в зависимости от места производства ну и конечно "туман" истории. Для начала я дам шедевр официальной историографии о происхождении красок вообще, вот послушайте что нам любопытным говорят.....- "Зелёный – цвет растительности и жизни, это наиболее спокойный цвет для глаз. В природе зелёный окружает нас, но до недавнего времени в качестве пигмента был непрост в получении. Со времён Римской империи пигменты зелёного цвета делали из сока петрушки, цветов и ягод, в том числе зелёный пигмент, изготовленный из высушенных незрелых ягод крушины, был особенно популярен в Англии и Франции в XVIII веке. В XIX столетии производство растительных пигментов для масляных красок прекращается: их заменяют синтезированными минеральными пигментами." ----Вот и весь сказ, с древних времен, еще в римской империи, а потом сразу прыг и в лучшем случае 18 век, хотя теперь меня это не удивляет. Вот послушайте песни про зеленую краску....
----"В живописи применяли несколько минералов зелёного цвета.Например, зелень малахита, хотя и была прочна, но недостаточно интенсивна, и мастера Ренессанса нашли выход в лессировке – наносили прозрачную жёлтую краску поверх синей. (то есть у мастеров ренесанса зеленой краски не было!!!, они ее получали за счет послойного наложения, даже не смешивания, так как далеко не все краски смешивались, да и сейчас не все краски можно смешать, технология произвадства не позволяет).....Натуральные зелёные "земли" давали основную гамму оттенков и в зависимости от места добычи получали названия: Земля зелёная богемская, веронская, французская, немецкая и т.д.
Итак зеленые краски:
Волконскоит PG2
Открыт в 1830 году в Пермской губернии. Назван в честь светлейшего князя Петра Михайловича Волконского, генерал-фельдмаршала, участника Отечественной войны 1812 года. Происхождение экзогенное.
Волконскоит образуется в результате взаимодействия подземных вод, обогащённых хромом, с органикой (с захороненными в крупнообломочном материале отводами и обломками стволов деревьев). В результате этого взаимодействия соединения хрома восстанавливались, образуя вместе с растворёнными в воде железом, кремнезёмом и глинозёмом данный материал CaО3(CrIII,Mg, FeIII)2(Si,Al)4O10(OH)2 4(H2O).

Известен всего в нескольких пунктах земного шара. Наиболее значительные залежи этого минерала известны в России, в Пермской области, в меньших количествах в Удмуртии, Кировской области. Встречается в виде прожилок и столбообразных тел, залегающих горизонтально или наклонно среди песчаников (песков) и конгломератов (галечников), отложившихся в руслах древних рек в конце пермского периода (около 255 млн лет назад).

Минерал высоко ценится художниками, так как из него получается качественная краска оливкового цвета с высокой лессировочной способностью, показатель преломления волконскоита n 1,5–1,63. После высыхания краска образует плёнку, стойкую к внешним воздействиям, не изменяется под действием сероводорода и сернистых газов.
А дальше нужно ведь поддержать древних иконописцев......ну и посла песня........
--- Иконописцы задолго до официального открытия этого минерала использовали его для изготовления красивого зелёного пигмента, который сохранял свой цвет столетиями; пример – широко известная икона «Святые апостолы Пётр и Павел» из Новгородского Софийского собора XI века. Обычно плащ Иоанна Предтечи изображается зелёного цвета с использованием данного минерала. В Средние века волконскоит использовался часто и высоко ценился. Он может применяться не только в производстве художественных красок, но и в других видах промышленности, в реставрационных работах, в иконописи, для изготовления эмалей, глазури в керамическом и гончарном и производстве защитно-декоративных красок (волконскоит выдерживает температуру до 1500 °C).
Глауконит PG 23, «зелёная земля» (от греч. glaukos – голубовато-зелёный), минерал, водный алюмосиликат железа, кремнезёма и oксидa калия непостоянного состава (K,Na) (Fe3,Al,Mg)2(Si,Al)4O10(OH)2. Глауконитовые земли имеют широкий спектр цветов: от густого оливково-зелёного до изумрудного и голубовато-зелёного. Наиболее редкими и ценными считаются тёмно-зелёные глаукониты холодного оттенка.
Как самостоятельный минеральный вид известен с 1828 года по работе Керферштейна, давшего ему название. Традиционно применяется в иконописи. Благодаря стойкой зелёной окраске используется как естественный пигмент масляной живописи в виде лессировочной краски, коэффициент преломления n 1,590–1,644, а также для производства зелёных красок в промышленных целях.
Веронская зелёная земля PG 23 представляет собой прозрачный тёмно-зелёный, с тёплым оттенком пигмент, земля из базальтового месторождения туфа в Brentonico, расположенного в итальянской провинции Верона. Самая лучшая «Веронская земля», которая отличалась голубоватым оттенком, больше недоступна из-за оползня 1922 года в результате большого землетрясения. Качество земель, доступных в настоящее время, при сравнении с историческим аналогом считается средним

Наряду с азуритом малахит широко использовался в китайских картинах IX–X веков и в буддийских фресках Японии. Широкое распространение и простота добычи сделали его довольно обычным пигментом в темперной живописи. Ченнино Ченнини отмечает, что «если вы размалываете его слишком мелко, то краска получится грязно-пепельного цвета»....Вот опять древне-китайская живопись, древний рим и вот реальность.....Изумрудная зелёная, изумрудная зелень PG 18. Этот пигмент известен с 1838 года. В живописи применяется с середины XIX века. Химический состав – гидратированный оксид хрома (III) Cr2O3 nH2O, где n = 1,5–3. Имеет красивый изумрудно-зелёный цвет. Очень светостойкая краска, устойчива в смесях и применяется во всех видах живописи.
Viridian (PG 18) (от лат. viridis – зелёный).
Первая запись об использовании изумрудной зелени под именем Viridian как наименование цвета появилась на английском языке с 1860-х годов.
Изумрудная зелень (Emerald Green), представленная в серии масляных красок Schmincke Norma Professional Oil Colors, одержит следующие пигменты: PG18 – Viridian, PG36– Phthalo Green, PG50 – Cobalt Green, PW6-Titanium White.
Окись хрома PG17 – неорганический пигмент, представляющий собой зелёный порошок различных оттенков (серо-зелёного, оливкового и др.), а по химическому составу – более или менее чистую безводную окись хрома Сг2О3. Пигмент был получен в 1809 году и применяется в живописи с середины XIX века, хотя при исследовании он был обнаружен на картине английского художника Тёрнера, которая относится к 1812 году. Окись хрома принадлежит к светостойким и не изменяющимся в смесях краскам, имеет низкую маслоёмкость.

Кобальт зелёный PG 19 – светлый и тёмный. Светлый – холодно-зелёного цвета. Химический состав представляет собой твёрдый раствор закиси кобальта (СоО) в оксиде цинка(ZnO) при температуре 1100–1200°С. Открыт в 1780 году.
Кобальт зелёный светлый (CoO nZnO mAl2O3), Кобальт зелёный тёмный (CoO nZnO mAl2O3 xMgO).
В живописи Кобальт тёмный известен с 1858 года, Кобальт светлый – с 1880 года.
Сырьём для получения зелёного кобальта являются цинковые белила и сернокислый кобальт.
В зависимости от количественного соотношения окиси цинка и соли кобальта получаются различные оттенки пигмента. Из всех кобальтовых пигментов зелёный самый дешёвый из-за низкого содержания оксида кобальта.
Зелёные пигменты на основе фталоцианина меди, как и синие, получены в 1935 году и используются на практике с 1938 года.
....вот пожалуй действительно "древняя" и простая в получении краска......
Ярь-медянка – одна из древнейших красок. Она поступала в продажу под несколькими названиями, в том числе и как ярь веницейская. Последнюю можно рассматривать скорее как одну из разновидностей (сорт) яри-медянки.
Обычно это уксуснокислая медь, выражаемая формулой: Cu(CH3COO)2*nCu(OH)2 *H2O.
Некоторые исследователи красок причисляют ярь-медянку к синим на том основании, что при смешении с белилами она даёт голубой цвет.
Не надо забывать что краска это не только пигмент это еще и связующее вещество, от которого во многом зависит долговечность краски, ее яркость и способ применения!
Давайте послушаем еще один перл официальной историографии.....
---- "Не все пигменты могут быть использованы в любой технике живописи, поскольку не каждый из них при смешивании (перетирании) с разными типами связующих-клеевыми, масляными и т. п. - сохраняет присущий ему цвет. Вот почему в масляной живописи, как правило, используются лишь те пигменты, с которыми получается цветостойкая паста; такая паста, будучи перенесенной на грунт, на длительное время сохраняет цвет и фактуру. Появление и использование в живописи того или иного пигмента имеет каждый раз свою предысторию. Так, художникам России до освоения ими техники масляной живописи были известны пигменты, которые можно превращать в краски на водорастворимых клеях, известковом молоке, эмульсии куриного желтка, белка и даже на живицах, а также на растворенных твердых смолах. (вот она история - известны издревле, но на курином желтке, белке и соке петрушки!!!)
Известны были, вероятно, и краски, приготовленные на льняной олифе, однако их использовали исключительно для малярных и других декоративных работ. С красками собственно масляной живописи русские начали знакомиться лишь в последней четверти XVII века, воспринимая практически новую технику и технологию либо от художников из западных областей, присоединенных к России, либо от зарубежных художников, приглашенных в государеву Оружейную палату. К этому времени пигменты, наиболее рациональные для масляной живописи, уже были проверены западноевропейской практикой с XV века. (нуда еуропа, оно конечно) О красках масляной живописи, с начала XVIII века используемых русскими художниками, сообщают немногочисленные письменные источники - прежде всего счета и переписка о приобретении красок для Академии художеств. Из современных же работ наиболее полные и обстоятельные сведения о красках, привозимых в Россию или приготовляемых в Академии, содержатся в книге А. Н. Лужецкой и в четвертом томе обширного труда П. М. Лукьянова.
Кустарное и мелкопромышленное изготовление пигментов для монументальной и станковой живописи в России уже в допетровскую эпоху было достаточно развито. Обширные торговые связи с зарубежными странами способствовали появлению в России новых пигментов. Однако ни в XVIII, ни даже в первой половине XIX века привозить и закупать готовые масляные краски было не принято - главным образом потому, что они не выдер¬живали длительного хранения: во-первых, в качестве связующего в XVIII веке использовали быстро твердеющее масляно-лаковое, а во-вторых, упаковка в те времена не была достаточно герметичной. (вот она логика, да все знали, все было но только в европе, но наши не закупали, герметично упаковать не смогли, упаковки не было!!!) Металлическая упаковка, в частности привычные для современных художников свинцовые тубы, появилась лишь в XIX веке.
Вот история очень важных желтых красок...
---Шишгелъ относится к органическим краскам - вернее, состоит из органического красящего вещества и минеральной основы. Она была известна русским иконописцам, и получали ее при осаждении сока крушины на мел или на немецкие белила (белила свинцовые). В Полном собрании законов Российской Империи записано, что «шишгель гишпанский густой, шишгель же темный, ординарный шишгель, который называется блягирь», изготовляли из сока крушины, березового листа. В масляной живописи шишгель использовали только в том случае, если краска изготовлена на основе свинцовых белил. Как и свинцовые белила, она обладала светостойкостью и хорошими кроющими способностями, поскольку крушина исключительно светостойка.
Раушгелъб также имеет в своей основе органический краситель, осажденный на свинцовые белила, однако судить об этом можно лишь по письменным источникам XVIII века. Цвет этой краски характеризуют так: «Рахгиль желт аки курячий желток, мягкая как мука». Красноватый же оттенок определен и самим названием rauschgelb, которое в соответствии со старым значением слова «rausch» может быть переведено как рыже-желтый. Краска была очень прочной, т. е. светостойкой, и не разрушающейся в сочетании с другими красками.
В конце XVIII и первой половине XIX века обе желтые краски на основе органических красителей - шишгель и раушгельб (рашгиль) - были вытеснены синтезированными минеральными красками на основе хрома (первые хромы появились в 1797) и кадмия, производство которого началось с 1817 года и расширилось по ассортименту оттенков в 1829 году.... И опять в лучшем случае 18 век, а скорее начало 19 века - начало промышленного производства!
Не было ни каких разноцветных старых карт, картин, росписей в "античных" храмах раньше 18 века и то скорее всего второй половины, когда научились получать температуру выше 900с и производить обжиг известняка и других минералов - получать негашеную известь, получать окиси кобальта, цинка, свинца то есть, когда началась настоящая химия. Все это произошло одновременно с технологией производства кирпича и всех остальных технологий которыми мы все до сих пор пользуемся.

Большинство учёных считают, что древние люди появились свыше двух миллионов лет назад. Следы их существования археологи нашли в Восточной Африке. Условия здесь были благоприятные для первобытного человека: жаркий климат, в достатке съедобных кореньев и плодов, есть, где укрыться от непогоды и хищников. Жизнь древнего человека завесила от природы. Первобытная история длилась сотни тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кроме Антарктиды. На территории нашей страны они появились примерно полмиллиона лет назад.

Возникновение первобытного искусства

Уже тогда существовало древнейшее искусство. Древнейшие изображения были обнаружены в Испании, на юге Франции, в России на Урале.

Первобытное искусство известно с незапамятных времён. К древнейшим изображениям на стенах пещер относятся изображения-оттиски человеческой руки. Почти 150 лет назад в Испании обнаружили пещеру, на стенах и потолке которой были рисунки. Позднее во Франции и Испании обнаружено более 100 подобных пещер.

В развитии пещерного искусства выделяется несколько периодов:

Первый период (ХХХ тыс. лет до н. э.). Когда поверхность внутри контура рисунка заполнялась чёрной или красной краской.

Второй период (до Х тыс. лет до н. э.) - отмечен переходом к косым параллельным штрихам. Так стали изображать шерсть на шкурах животных. Вводились дополнительные цвета (различные оттенки жёлтого и красного) для пятен на шкурах быков, лошадей, бизонов.

В третьем периоде (с Х тыс. до н. э.) – пещерное искусство стало очень объёмным с применением разноцветных красок

Первые краски.

Что же такое краски? В толковом словаре С. И. Ожигова дается вот такое определение:

Краска – однородное окрашенное вещество, придающее тот или иной цвет предметам. Широко используется в народном хозяйстве, быту, а также в живописи.

Конечно, красок в современном понимании этого слова у древнего человека не было. Он брал для своих рисунков природные материалы.

Первой краской была глина. Она бывает разная: жёлтая, красная, белая, синяя, зеленоватая. Древний художник высекал рисунок на скале, а затем в углубление втирал глину, смешанную с жиром животного. Часто древние художники использовали охру - краску красного, жёлтого и коричневого цвета, встречается в природе в виде глины или рассыпчатых маленьких комочков. Наскальные рисунки были сделаны и углём, который всегда был под рукой, а также чёрной сажей и копотью.

Краски из минералов, растений и животных.

Рисовали наши предки и красками, которые получали из горных пород. Синюю краску добывали из минерала лазурита, зелёную из – малахита, а красную из минерала, который называется киноварь.

Со временем люди научились добывать и делать много различных красок. Особенно ценился пурпурный багряный цвет. В Древнем Риме одежду пурпурного, багряного цветов носил только император. Эта краска была очень дорогой, её добывали из раковин улиток живущих в Средиземном море. Чтобы получить 1 грамм такой краски надо было обработать10 тысяч раковин. Делали краски даже из насекомых. Тропические насекомые – кашинель – были источником красной краски под названием «кармин».

Яркие и стойкие краски получали из растений. Растительные краски в древности применялись человеком, для украшения оружия, одежды, и жилища. Сначала это были соки ярких лепестков, листьев, плодов растений, затем люди научились приготавливать специальные красители из растений.

Например, из коры барбариса, ольхи, молочая получали жёлтую краску.

Луковая шелуха, кора дуба и листья хны, это растение лавсония давали коричневую краску.

Много разных красок добывали из растений и в Древней Руси. Синюю краску получали из корня горца красильного, жёлтую из корней щавеля конского, вишнёвую из лишайника степной золотянки, а с помощью ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые цвета.

При раскопках египетских пирамид найдены ткани синего цвета, окрашенные индиго, краситель из листьев растения индигофера.

Были найдены такие растения, из которых можно было получить краску нескольких цветов. Так, например, из растения зверобой получали красную, жёлтую и оранжевую краску. А из растения манжетка получали жёлтую, зелёную и чёрную краску. Особенно широкую цветовую палитру давало такое растение как марена красильная. Знаменитые яркостью красок и многоцветием дагестанские ковры ткались из шерсти окрашенной веществом, которое получали из корней марены.

Заключение.

Результаты наблюдений.

Мной был проведёно наблюдение.

Много раз я видела, как бабушка и мама красили луковой шелухой пасхальные яйца. У них получался очень насыщенный бордовый цвет.

К празднику мама часто печёт торт и украшает его кремом, в который добавляет сок свеклы и моркови. У неё получаются красные розочки и оранжевые цветы.

Результаты эксперимента.

Я сама провела эксперимент и попробовала сначала древесным углём нарисовать рисунок, а потом раскрасить его соком свеклы и моркови. К своим новым краскам я добавила отвар растения тысячелистника. У меня получился цветной рисунок «Цветы».

Таким образом, из всех рассмотренных выше красок, которые использовал древний художник можно сделать вывод:

1) Конечно красок в современном понимании этого слова у древнего человека не было. Он брал для своих рисунков природные материалы.

2) Цвет применялся для раскраски, хотя не очень отличался от естественного. Он носил условный характер, для выделения более важных предметов в рисунке.

3) Роспись осуществлялась минеральными красками, красками из растительного и животного мира

4) Краски, изготовленные из природных материалов, были доступны и безвредны.

5) До наших дней дошли рецепты приготовления некоторых красок из природных материалов таких как: коричневая из луковой шелухи, бордовая из свеклы и оранжевая из моркови и многие другие.

Из своего исследования я сделала вывод: выдвинутая мной гипотеза, что древние люди находили краски в природе, полностью подтвердилась.

Сложно представить себе современный мир без использования красок. Ее используют в быту и промышленных целях, окрашивая целые сооружения и расставляя предупреждающие разметки. Использование человечеством краски в разнообразных областях своей деятельности уходит корнями в глубинные пласты истории.

Учеными и археологами найдены многочисленные рисунки и наскальная живопись в различных уголках земного шара. Также был доказан факт использования красящих пигментов во время проведения разнообразных обрядов. Неоднократно были найдены древние захоронения, возраст которых составляет около 20-40 тыс. лет до н.э. Низ могилы и останки полностью покрыты охрой красного цвета. Похожие могилы были найдены на территории Украины и Карелии.

Помимо этого, учеными были найдены части сгоревшего в 1240 году дома. Среди найденных предметов были обнаружены доски для написания икон, емкости с красками и прочая утварь иконописца. Уже в те времена процветали иконописные мастерские, что подтвердили аналогичные находки на территории Новгорода.

Как создавались краски на Руси?

История создания красок на Руси - исследование глубокое. Многие из красок применялись для окрашивания вытканного материала и пряжи. В основном использовались натуральные ингредиенты: шафран, вайда, марена, чермес, куркума, крушина. Каждое из растений давало свой уникальный оттенок. При смешении нескольких цветов можно было варьировать интенсивность оттенка и получать новые необычные тона. В XIX веке был найден способ добычи желтых оттенков - для этого использовали отвар ольхи, березы и золы. Багульник использовали для получения зеленой краски. А уже к концу этого столетия палитра красок пополнилась синтетическими составляющими. Чаще всего их использовали для придания нового цвета материалам, использовали - индиго, хризамин, красную кровяную соль, анилиновые пигменты, кадмиевую желтую, ультрамарин и иные красители.

Краски всевозможных оттенков природного происхождения широко использовали для окрашивания жилых строений, раскрашивания церквей, резных украшений различных строений, мебели и предметов интерьера. Искусственно полученными красками пользовались гораздо реже. В XIX веке для окрашивания кровли из железа задействовали мумию, железный сурик и ярь-медянку. Смесью мела и извести часто белили дома весной. В военной сфере часто красили ножи из дерева и кожаные части оружия.

Не отставала и бумажная промышленность. Для окрашивания бумаги была разработана широкая палитра красящих материалов. В конце XVIII века краски, созданные по особому рецепту, стали использовать при печатании бумажных купюр. Состав хранился в строжайшем секрете и был доверен только нескольким лицам. Существовала даже такая профессия как красильщик бумаги.

В настоящее время ассортимент краски поражает воображение. Ее использование достигло промышленных масштабов. Согласитесь, невозможно представить современный мир без этого важного изобретения.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №88 Г.ТЮМЕНИ

Безопасная живопись

Россия, Тюменская область, г.Тюмень,

МАОУ СОШ №88, 9 класс

Научный руководитель:

Исакова Людмила Георгиевна,

учитель химии

МАОУ СОШ №88 г.Тюмени

г. Тюмень, 2016


Введение . ..3

История возникновения красок ………………………………………………….4

Изготовление красок разных цветов в древности. 4

Современные краски. 6

Химический состав и его влияние на организм человека. 6

Состав красок без химически-опасных элементов. 9

Создание продукта . 11

Вывод . 12

Список используемой литературы .. 14

Приложения . 14


Введение

В современном мире мы сталкиваемся с живописью каждый день, а для многих детей и подростков живопись является основным увлечением. Часто пользуясь красками, я задалась вопросом их безвредности, а также из каких веществ делают современные краски, актуальны ли древние методы изготовления красок и можно ли сэкономить на покупках красок и сделать их самому. Этим и обусловлен выбор темы проекта - «Безопасная живопись »

Исходя из актуальности и практической значимости темы, можно сформулировать цель данной работы: изучить химический состав современных красок. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить историю создания красок и их химический состав в древности

Изучить состав современных красок

Обобщить собранный материал и определить безвредность современных красок

Собрать информацию о способах изготовления химически-безопасных красок

Изготовить продукт

Процесс создания проекта можно разделить на несколько этапов:

Изучение химического состава разных видов современных красок, определение их влияния на организм человека

Практический этап, включающий подготовку материалов и непосредственно изготовление красок


1. История возникновения красок

Изготовление красок разных цветов в древности

Растительные краски с древности применялись человеком для украшения оружия, одежды и жилища. Сначала это были соки ярких лепестков, листьев, плодов растений. Затем люди научились изготавливать специальные краски из растений. При раскопках египетских пирамид найдены ткани синего цвета, окрашенные индиго (краситель из листьев растения индигофера). В Древней Руси синюю краску добывали из корня горца красильного, желтую - из корней щавеля конского, вишневую - из лишайника степной золотянки, а с помощью ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые тона. Из манжетки научились получать желтую, зеленую и черную краски, из зверобоя - красную, желтую и оранжевую. Особенно широкую цветовую палитру давала марена красильная. Знаменитые яркостью красок и многоцветием дагестанские ковры ткались из шерсти, окрашенной веществом, которое получали из этого растения.

Желтые краски

Наиболее древним пигментом, известным доисторическим «живописцам» - авторам пещерных росписей, была желтая натуральная земля, называемая греками охрой. Желтые охры - природные земляные краски, представляющие продукт выветривания железной руды и полевого шпата. Месторождения охр встречаются повсеместно. В классическую эпоху охры добывали в разных местах.

Красные краски

С доисторических времен, подобно охрам, известны в живописи красные земли. Красные земли, или красные охры, - натуральные красные земли, представляющие собой преимущественно глины или минералы, окрашенные безводной окисью железа, продукта выветривания красного железняка, разнообразные по цвету: от светлого теплого красного (английская красная) до холодных фиолетовых (капут-мортум) и желтовато-розовых (розовая поцуольская земля).

Красные земли в живописи известны давно. Они применялись в стенных росписях многих пещер эпохи палеолита.

Красный пигмент милтос, который, скорее всего, относится к группе красных железосодержащих и глинистых пигментов, называл Теофраст, различая три его разновидности: очень красный, светлый и средний между ними.

Белые краски

Известь, обобщённое название продуктов обжига - известняков, мела, мрамора, устричных раковин и пр. Известь, как материал живописи, была известна за 25 -15 тыс. лет до н.э.. Известковые белила являлись основной белой краской в египетских фресках эпохи Древнего царства за 3-2 тыс. лет до н.э.. Они применялись в античной стенной живописи древнеэтрусских гробниц.

Свинцовые белила, белая свинцовая краска, относящаяся к наиболее древним. Впервые о них упоминает древнегреческий естествоиспытатель Теофраст (372-287 до н.э.). За свой долгий путь использования в живописи эта краска имела множество названий: у древних греков - psimithium, псимигион, псимитий, псимитиум. У римлян: Ceruse, cerosium, церусса.

Синие краски

Ляпис-лазурь, лазурит или ультрамарин натуральный.Ляпис-лазурь или ультрамарин натуральный принадлежит к древнейшим краскам, применяемым в живописи. Получали пигмент, для краски тонко размалывая минерал лазурит. Лазурит может иметь цвет от ярко-синего до пурпурного и содержать вкрапления пирита, который выглядит как золото. В Древнем Египте лазурит ценился наравне с золотом:, так как он был редким камнем. Напоминая своим видом усыпанный звёздами небосвод, он считался священным камнем жрецов и фараонов. Жрецы-судьи носили амулет на шее из ляпис-лазури с надписью «истина». Синий цвет ляпис-лазури как бы указывает на его небесное происхождение (синий цвет, так же как и золото, считался божественным, символизирующим, прежде всего, бога Амона).

Современные краски


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03

Экология потребления. Лайфхак: Крашение известно человечеству с незапамятных времен, как считают археологии – не менее 30 тысяч лет. Химических заводов тогда, как вы понимаете, не было, но предки наши...

Крашение известно человечеству с незапамятных времен, как считают археологии – не менее 30 тысяч лет. Химических заводов тогда, как вы понимаете, не было, но предки наши были весьма изобретательны в подборе средств, позволяющих разнообразить цветовую палитру тканей и пряжи.

Арабские купцы, например, завезли из Индии краситель, который самим названием выдает происхождение – индиго. Его изготавливали из стеблей и листьев растений рода индигофера. Только представьте себе: для получения 3 кг продукции необходимо было переработать целый центнер растительного сырья! Кстати, басму и в наши дни производят из листьев индигоферы.

Весьма распространенным был ализарин, который добывали из корней марены ещё в древних Египте, Персии и Индии. Другим древнейшим красителем был пурпур. Тирийский пурпур добывали из улиток-багрянок, измельчая их с водой. Полученной смесью пропитывали ткань и высушивали на улице, в смысле – не в помещении. Только после этого материал приобретал пурпурную окраску.

Это был колоссальный труд, ведь всего-навсего на один грамм красителя надо было истолочь ни много ни мало – 10 тысяч хрупких созданий. Но в Венеции сырьем для местного пурпура был какие-то высушенные жучки (правда, венецианский пурпур ценился меньше).


Обзор мировой истории красителей текстиля можно было бы продолжить, но поскольку «это присказка, а сказка… сказка будет впереди», то давайте лучше остановимся на этом и перейдем к вопросу о том, что использовали для крашения русичи . Оказывается, они были очень хорошо осведомлены о возможностях, которые предоставляет для этого растительный мир, и с учетом этих возможностей получали разные цвета.

Желтый и коричневый

Задумав получить солнечную окраску, наши предки могли использовать более двух десятков растений. Некоторые из них применялись целиком: это бессмертник, вереск, манжетка, пупавка, череда. А в роду дроков, кустарников и полукустарников семейства бобовых, так и вовсе есть вид, который прямо так и называется – красильный.

С этой же целью применялись цветы и листья золотарника (именуемого также золотой розгой), прыгуна (тоже имеющего второе название – недотрога), трава серпухи. Только цветы брались, если речь шла о ястребинке зонтичной и, как ни странно, луговом васильке, а еще лядвенце рогатом. Кстати, в ход шли листья березы и чернотала (или верболоза).

О корневой системе растений рачительные хозяева тоже не забывали: здесь полезными оказывались щавель, ирис (он получил очень ласковое прозвание – касатик). А у орешника и дикой яблони в красительных целях брали кору. Иногда определенные части растений выбирались с учетом материала, который нужно было окрасить. Так, листья и стебли плауна (он же баранец), а также цветы сурепицы брались в расчет при работе с шерстью, а купальницу применяли только для холста.

Как желтый, так и коричневый тон можно получить на основе коры, листьев и ягод крушины ольховидной. Как отмечают специалисты, краситель из этого растения отличаются очень высокой устойчивостью к выцветанию.

Оранжевый и красный

Чтобы полотно «порыжело», народных способов было существенно меньше. Это могла обеспечить кора ольхи черной. А чтобы добиться нужного результата с помощью чистотела, к нему добавляли квасцы.

В красном диапазоне возможностей было побольше и, в основном, в качестве красителей использовались корни растений, в частности, сабельника (называемого также пятилистником и серебряком), гречишника (т.е. раковых шеек), подмаренника мягкого (это дерябка, косма-трава) подмаренника настоящего (речь идет о сычужнике – желтой кашке). Если материал был шерстяной, то пользовались корнями зверобоя четырехгранного. Но была и наземная часть травки, благодаря которой ткани «краснели»: это марь белая, а проще говоря – лебеда.

Голубой, синий и зеленый

Голубизну полотну придавали с помощью коры ясеня, а если требовалось окрасить шерсть, цветы василька или гречавки. Птичья гречиха (в народе зовется травкой-муравкой) способна окрашивать материал в синий цвет, при этом растение используется целиком, как и вайда, у которой еще несколько выразительных названий: синячник, синиль, синильник, да вдобавок еще и крутик. Этот самый вайда-крутик применялся в качестве красителя шерстяных материалов и весьма ценился в кустарном производстве ковров. Ягоды черники использовались для окрашивания льна в голубой цвет, а шерсти – в синий.

Кстати, только что упомянутая вайда-крутик применялась и для получения зеленого цвета. Впрочем, наряду с другими растениями. Так, в частности, стебли и листьями хорошо всем знакомой крапивы двудомной и вахты, т.е. трилистника, листья плауна булавидного, корни пижмы (дикой рябинки).

Черный

Для того чтобы добиться черного тона материала, использовались несколько растений. В их числе ягоды и корни воронца (воронка), коры таволги вязолистной, листьев и стеблей подбела, листьев толокнянки (по-другому – медвежьих ушек) и сока травы с забавным названием зюзик блестящий. У него целый ряд народных названий: водяная шандра, волчья нога (или лапа), дикий маточник, конопель лесной, крапива болотная, крапчатка, сердечная трава, чистец).

«Разноцветные способности» растений

По ходу рассказа уже вскользь упоминалось, что некоторые представители земной флоры способны при разных технологиях получать различные тона. И первое, что приходит на ум, это всем известная луковая шелуха и свекла. Но они вовсе не единственные в этой группе.

Так, используя цветы и листья яблони, либо ее кору с добавлением квасцов, можно добиться как красной, так и зеленой краски. Из цветов и листьев зверобоя обыкновенного ткань и при соответствующей обработке может стать либо красной, либо желтой. Плаун обоюдоострый (иначе: зеленка, собачка) способен «расцветить» полотно зеленью, желтизной и краснотой.

Ягоды ежевики способны придавать тканям малиновую и фиолетовую окраску, а кора дуба с добавлением ржавого железа – от темно-синей до черной. Если дикий калган дополнить тем же ржавым железом, либо квасцами, получится тот же эффект. Ольха белая и вовсе может окрасить материал в цвета от желтого до черного, если добавлять к ней то – опять же – проржавевшее железо, то… еловые шишки.

Завершая этот краткий обзор, хотелось бы высказать две мысли. Во-первых, порадоваться тому, как доброхозяйски использовали растительные дары наши предки, какой огромный труд они совершали, собирая, заготавливая и их и производя красители и как обширны и глубоки был накаливаемые веками знания о свойствах растений. Во-вторых, как велики возможности растительного царства и насколько мы должны быть ему благодарны! Конечно же, ручное и кустарное крашение сейчас используется редко, да ведь не в этом дело… Хочешь попробовать? опубликовано