Если много думать к чему приведет. Почему женщине вредно думать. Избыток мыслей не дает вам нормально жить

Шкала Экстраверсии

балл
норма

Шкала Нейротизма

балл
норма

Шкала Психотизма

балл
норма

Шкала Лжи

балл
норма

Пятифакторный личностный опросник (сокращенный вариант, Big5)

Инструкция

Перед Вами ряд характеристик, которые в той или иной степени соответствуют (или не соответствуют) Вам. Например, Вы согласны с утверждением, что вы – человек, который любит проводить время в компании? Пожалуйста, напротив каждого утверждения на бланке обведите в кружок ту цифру, которая показывает, в какой степени Вы согласны или не согласны с этим утверждением:

1 совершенно не согласен 2 скорее не согласен 3 трудно сказать 4 скорее согласен 5 полностью согласен


Мне кажется, что я человек, который:
1. разговорчив

2. склонен придираться к другим

3. добросовестно выполняет свою работу

4. часто бывает грустным, подавленным

5. преисполнен новых идей, оригинален

6. сдержан

7. отзывчив и бескорыстен

8. бывает несколько легкомысленным

9. легко справляется со стрессом, спокоен

10. любит узнавать все новое

11. энергичен, активен

12. может затеять ссору

13. работник, на которого можно положиться

14. бывает напряжен

15. умный, вдумчивый

16. полон энтузиазма

17. легко прощает обиды

18. бывает неорганизован

19. часто беспокоится

20. обладает развитым воображением

21. как правило, тихий и молчаливый

22. доверчив

23. часто бывает ленив

24. эмоционально стабилен, его сложно чем-либо расстроить

25. изобретателен

26. уверен в себе, напорист

27. бывает необщительным, холодным

28. доводит начатое дело до конца

29. подвержен частой смене настроения

30. ценит эстетику и искусство

31. бывает застенчивым и замкнутым

32. добр и внимателен ко всем

33. старательно выполняет любую работу

34. остается спокойным даже в напряженной обстановке

35. предпочитает однообразную работу

36. общительный, открытый

37. иногда может нагрубить окружающим

38. планирует свои дела и следует намеченным планам

39. легко выходит из себя

40. любит поразмышлять над чем-нибудь

41. мало интересуется искусством

42. с удовольствием сотрудничает с другими людьми

43. легко отвлекается

44. хорошо разбирается в искусстве, музыке или литературе

Шкала оценки (“R” обозначает обратный балл)

Экстраверсия: 1, 6R, 11, 16, 21R, 26, 31R, 36

Дружелюбие: 2R, 7, 12R, 17, 22, 27R, 32, 37R, 42

Сознательность: 3, 8R, 13, 18R, 23R, 28, 33, 38, 43R

Нейротизм: 4, 9R, 14, 19, 24R, 29, 34R, 39

Открытость опыту: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35R, 40, 41R, 44

№ вопроса Ваш ответ № вопроса Ваш ответ № вопроса Ваш ответ № вопроса Ваш ответ
1. 1 2 3 4 5 12. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
2. 1 2 3 4 5 13. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
1 2 3 4 5 14. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
4. 1 2 3 4 5 15. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
5. 1 2 3 4 5 16. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
6. 1 2 3 4 5 17. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
7. 1 2 3 4 5 18. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
8. 1 2 3 4 5 19. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
9. 1 2 3 4 5 20. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
10. 1 2 3 4 5 21. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5
11. 1 2 3 4 5 22. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

Полное название методики: Пятифакторный личностный опросник (сокращенный вариант)

Краткое описание: Несмотря на то, что опросник создавался как средство измерения "черт нормальной личности", авторы предполагают, что он окажется полезным в клинической и прикладных областях деятельности, а также при проведении научных исследований.

Опросник создавался в расчёте на честного и сотрудничающего испытуемого и не содержит шкал, предназначенных для проверки правдивости ответов. Поэтому, весьма важным является правильное инструктирование испытуемого.

Литературный источник: Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: Методическое пособие. - М.: ГУК МВД России, 2003. - 211 с., стр.67-69.

Шкалы: Экстраверсия, Нейротизм, Открытость Опыту, Уживчивость, Сознательность.

Инструкция

Этот тест-опросник содержит 60 утверждений. Прочитайте внимательно каждое утверждение. Для каждого утверждения выберите тот вариант ответа, который лучше всего отражает Ваше мнение. Отметьте выбранный вариант ответа:

1. Полностью не согласен 2. Не согласен 3. Безразлично 4. Согласен 5. Полностью согласен

1. Я не тревожный человек.
2. Мне нравится, когда вокруг меня много людей.
3. Я не люблю проводить время, мечтая о чем-то.
4. Я стараюсь быть дружелюбным с каждым, кого я встречаю.
5. Я содержу свои вещи в чистоте и порядке.
6. Я часто чувствую, что я хуже других.
7. Мне легко рассмеяться.
8. Я стараюсь всегда придерживаться одного и того же способа делать что-то.
9. Я часто ссорюсь с членами моей семьи и знакомыми.
10. Я всегда могу задать себе хороший темп в моей работе.
11. Я иногда чувствую, что "разваливаюсь на части", когда бываю в сильном напряжении.
12. Я не считаю себя очень радостным человеком.
13. Меня увлекают образы, которые я нахожу в искусстве или природе.
14. Некоторые люди считают меня эгоистичным и себялюбивым.
15. Я не являюсь дисциплинированным человеком.
16. Я редко чувствую себя несчастным.
17. Я действительно очень люблю разговаривать с людьми.
18. Я думаю, что спорные высказывания лекторов могут только запутать и ввести в заблуждение учащихся.
19. Я скорее буду сотрудничать с другими людьми, чем соперничать с ними.
20. Я стараюсь выполнять все задания, которые мне дают, добросовестно.
21. Я часто чувствую себя напряженным и очень нервозным.
22. Мне нравится быть там, где что-то происходит.
23. Поэзия на меня почти совсем или совсем не производит впечатления.

24. В отношении намерений других людей я склонен быть циничным и скептичным.
25. Я имею четкий набор целей и систематично работаю для их достижения.
26. Иногда я ощущаю себя абсолютно ничего не стоящим человеком.
27. Я обычно предпочитаю работать один.
28. Я очень люблю пробовать необычные блюда.
29. Я думаю, что большинство людей будет использовать человека, если это им выгодно
30. Я теряю много времени перед тем, как приняться за работу.
31. Я редко испытываю страх или тревогу.
32. Я часто чувствую, будто меня переполняет энергия.
33. Я редко замечаю настроения или чувства, которые вызывает разная окружающая обстановка.
34. Большинство моих знакомых любит меня.
35. Я много работаю, чтобы достичь своих целей.
36. Меня часто злит то, как люди обращаются со мной.
37. Я веселый, живой человек.
38. Я думаю, что для решения личных проблем иногда следует обращаться к авторитетам.
39. Некоторые люди считают меня холодным и расчетливым.
40. Когда я беру на себя обязательство, то на меня определенно можно положиться.
41. Слишком часто, когда дела идут плохо, я падаю духом и бросаю начатое дело.
42. Я не являюсь жизнерадостным оптимистом.
43. Когда я читаю стихи или смотрю на произведение искусства, то иногда я чувствую дрожь или сильное волнение.
44. В своих взглядах я практичен и холоден.
45. Иногда я бываю не таким исполнительным и надежным, каким следовало бы быть.
46. Я редко бываю грустным или подавленным.
47. У моей жизни быстрый темп.
48. У меня слабый интерес к рассуждениям о природе мира или состоянии человечества.
49. Я обычно стараюсь быть заботливым и внимательным.
50. Я работоспособный человек, который всегда справляется со своей работой.
51. Я часто чувствую себя беспомощным и хочу, чтобы мои проблемы решил кто-то другой.
52. Я очень активный человек.
53. Большинство моих знакомых считают меня очень любознательным человеком.
54. Если мне не нравятся люди, я даю им это понять.
55. Мне кажется, я никогда не смогу стать организованным человеком.
56. Мне часто бывало стыдно.
57. Я скорее один пойду своим путем, чем буду вести других людей.
58. Я часто наслаждаюсь игрой с теориями и абстрактными идеями.
59. Если мне необходимо, я готов манипулировать людьми, чтобы получить то, что хочу.
60. Я стремлюсь к совершенству во всем, что я делаю.

Ключ

№ ответа Кол-во баллов
Нейротизм, сумма баллов =
Экстраверсия, сумма баллов =
Открытость опыту, сумма баллов =
Уживчивость, сумма баллов =
Сознательность, сумма баллов =

ОПРОСНИК ЛЕОНГАРДА

Вам предлагаются утверждения и вопросы, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением или отвечаете на вопрос “да”, то поставьте в бланке под его номером знак “+”, если же не согласны или отвечаете “нет”, то знак “-”. Над ответами долго думать не следует, правильных и неправильных ответов здесь нет.

1. У Вас чаще бывает веселое и беззаботное настроение.

2. Вы чувствительны к оскорблениям.

3. Бывает ли так, что у Вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, в беседе и т.п.?

4. Сделав что-либо, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в этом.

5. В детстве вы были таким же смелым, как другие Ваши сверстники.

6. Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?

7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, в компании?

8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?

9. Вы серьезный человек.

10. Способны ли вы восхищаться, восторгаться чем-нибудь?

11. Предприимчивы ли Вы?

12. Вы быстро забываете, если Вас кто-то обидит.

13. Мягкосердечны ли Вы?

14. Опуская письмо в ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо упало в него?

16. Бывало ли Вам в детстве страшно во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь)?

17. Вы стремитесь во всем и повсюду соблюдать порядок.

18. Ваше настроение зависит от внешних обстоятельств.

19. Любят ли вас ваши знакомые?

20. Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной неприятности, беды?

21. У вас часто бывает несколько подавленное настроение.

22. Переживали ли Вы хотя бы раз истерику или нервный срыв?

23. Трудно ли вам долго усидеть на месте?

24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, Вы обычно считаете нужным энергично отстаивать свои интересы.

25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?

26. Вас раздражает, если дома занавес или скатерть висят неровно, и вы сразу же стараетесь поправить их.

27. Вы в детстве боялись оставаться в одиночестве дома.

28. Часто ли у вас бывают беспричинные колебания настроения?

29. Вы стремитесь быть высококвалифицированным работником в своей профессии.

30. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?

31. Можете ли Вы быть абсолютно беззаботным?

32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас?

33. Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом концерте?

34. Вы обычно высказываете свое мнение достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно.

35. Вам трудно переносить вид крови, он вызывает у Вас неприятные ощущения.

36. Нравится ли Вам работа с большой личной ответственностью?

37. Вы склонны выступать в защиту лиц, по отношению к которым допущена несправедливость.

38. Было бы Вам страшно спускаться в темный подвал?

39. Вы предпочитаете работу, в которой надо действовать быстро, но требования к качеству выполнения невысоки.

40. Общительны ли Вы?

41. В школе вы охотно декламировали стихи.

42. Убегали ли Вы в детстве из дома?

43. Кажется ли Вам жизнь трудной?

44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым?

45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора?

46. Если бы Вас кто-либо обидел, предприняли бы Вы первым шаги к примирению?

47. Вы очень любите животных.

48. Вы иногда возвращаетесь, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в порядке, и там ничего непредвиденного не случилось.

49. Вас иногда преследует неясная мысль, что с Вами или Вашими близкими может случиться что-то страшное.

50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?

51. Трудно ли Вам выступать перед большим количеством людей?

52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит.

53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми.

54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние.

55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности.

56. У Вас хватает настойчивости добиваться поставленной цели, несмотря на то, что на пути к ней приходится преодолевать много препятствий.

57. Трагический фильм может взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы.

58. Часто ли вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого или будущего дня все время крутятся в голове?

59. В школе Вы подсказывали или давали списывать товарищам.

60. Вам потребовалось бы большое напряжение воли, чтобы пройти ночью одному через кладбище.

61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы дома каждая вещь была всегда на своем месте?

62. Бывает ли так, что Вы ложитесь вечером спать в хорошем настроении, а наутро встаете в подавленном, которое длится чуть ли не весь день?

63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?

64. Бывают ли у Вас головные боли?

65. Вы часто смеетесь.

66. Вы можете быть приветливым даже с теми, кого Вы явно не цените и не уважаете.

67. Вы подвижный человек.

68. Вы очень переживаете из-за несправедливости.

69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее своим другом.

70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери?

71. Вы очень боязливы.

72. Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя?

73. В юности Вы охотно участвовали в художественной самодеятельности.

74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости.

75. Часто ли Вас тянет путешествовать?

76. Ваше настроение может изменяться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмостью и подавленностью.

77. Легко ли Вас удается поднять настроение друзей в компании?

78. Долго ли Вы переживаете обиду?

79. Долго ли Вы переживаете горести других людей?

80. Будучи школьником, Вы нередко переписывали страницу, если случайно ставили на ней кляксу.

81. Вы относитесь к людям скорее с осторожностью и недоверием, чем доверчивостью.

82. Часто ли Вы видите страшные сны?

83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или выпадете из окна, расположенного на высоком этаже?

84. В веселой компании Вы обычно веселы.

85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих Вашего решения?

86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя свободнее под влиянием алкоголя.

87. В беседе вы скупы на слова.

88. Если бы Вам надо было играть на сцене, Вы смогли бы войти в роль настолько, чтобы забыть, что это только игра.

Бланк для ответов

ОПИСАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ПО ЛЕОНГАРДУ-ЛИЧКО:

1) Гипертимная - повышенный фон настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.

2) Возбудимая - повышенная импульсивность, ослабление контроля над побуждениями и влечениями.

3) Эмотивная - чувствительность, впечатлительность, глубина переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни.

4) Педантичная - ригидность, инертность, долгое переживание травмирующих событий.

5) Тревожная - высокий уровень тревожности, склонность к страхам, повышенная робость и пугливость.

6) Циклотимная - периодическая смена гипертимических (повышенное настроение, активность) и дистимических (сниженное настроение, заторможенность) фаз.

7) Демонстративная - демонстративное, театральное поведение, эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе.

8) Неуравновешенная - слабоволие, непоседливость, склонность к праздности и развлечениям, трусость, безынициативность.

9) Дистимная - сниженный фон настроения, фиксация на мрачных сторонах жизни, идеомоторная заторможенность.

10) Экзальтированная - большой диапазон эмоциональных состояний, склонность легко приходить в восторг от одних событий и в полное отчаяние от других.

КЛЮЧ

Опросник содержит 10 шкал, отражающих типы акцентуаций. В ключе числа означают номера шкал. Если ответ испытуемого совпадает со стоящим в клетке после номера шкалы знаком “+” или “-”, ему засчитывается один балл по данной шкале. При подсчете результатов тестирования набранная по каждой шкале сумма баллов умножается на указанный коэффициент.
ШКАЛЫ

1- Гипертимность

3 - Эмотивность

Полученную сумму умножить на 2

5 - Тревожность

7- Демонстративность

Полученную сумму умножить на 3

9 - Дистимность

Полученную сумму умножить на 6

Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант MMPI)

MMPI был предложен американскими психологами в 40–50 годах. Адаптация была проведена в СССР в 60-х годах в институте им. В. Н. Бехтерева Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниковым. Опросник Мини-мульт представляет собой сокращенный вариант MMPI , содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 – оценочные. Первые 3 оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. Остальные 8 шкал являются базисными и оценивают свойства личности. Время проведения опроса не ограничивается. (Подробнее в прил.)

Инструкция
:Сейчас вы ознакомитесь с утверждениями, касающимися состояния вашего здоровья и вашего характера. Прочитайте каждое утверждение и решите, верно оно или неверно по отношению к вам. Не тратьте времени на раздумывание. Наиболее естественно то решение, которое первым приходит в голову.

1. У вас хороший аппетит?
2. По утрам вы обычно чувствуете, что выспались и отдохнули.
3. В вашей повседневной жизни масса интересного.
4. Вы работаете с большим напряжением.
5. Временами вам приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать.
6. У вас очень редко бывает запор.
7. Иногда вам очень хотелось навсегда уйти из дома.
8. Временами у вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.
9. Временами вас беспокоит тошнота и позывы на рвоту.
10. У вас такое впечатление, что вас никто не понимает.
11. Иногда вам хочется выругаться.
12. Каждую неделю вам снятся кошмары.
13. Вам труднее сосредоточиться, чем большинству людей.
14. С вами происходили (или происходят) странные вещи.
15. Вы достигли бы в жизни гораздо большего, если бы люди не были настроены против вас.
16. В детстве вы одно время совершали кражи.
17. Бывало, что по несколько дней, недель или целых месяцев вы ничем не могли заняться, потому что трудно было заставить себя включиться в работу.
18. У вас прерывистый и беспокойный сон.
19. Когда вы находитесь среди людей, вам слышатся странные вещи.
20. Большинство знающих вас людей не считают вас неприятным человеком.
21. Вам часто приходилось подчиняться кому-нибудь, кто знал меньше вас.
22. Большинство людей довольны своей жизнью более чем вы.
23. Очень многие преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи.
24. Иногда вы сердитесь.
25. Вам определенно не хватает уверенности в себе.
26. У вас часто бывает чувство, как будто вы сделали что-то неправильное или нехорошее.
27. У вас может ухудшиться самочувствие и здоровье, если люди критикуют вас, требуют от вас слишком многого.
28. Обычно вы удовлетворены своей судьбой.
29. Некоторые так любят командовать, что вам хочется все сделать наперекор, хотя вы знаете, что они правы.
30. Вы считаете, что против вас что-то замышляют.
31. Большинство людей способно добиваться выгоды не совсем честным путем.
32. Вас часто беспокоит желудок.
33. Часто вы не можете понять, почему накануне вы были в плохом настроении и раздражены.
34 Временами ваши мысли текли так быстро, что вы не успевали их высказывать.
35. Вы считаете, что ваша семейная жизнь не хуже, чем у большинства ваших знакомых.
36. Временами вы уверены в собственной бесполезности.
37. В последние годы ваше самочувствие было в основном хорошим.
38. У вас бывали периоды, во время которых вы что-то делали и потом не могли вспомнить, что именно.
39. Вы считаете, что вас часто незаслуженно наказывали.
40. Вы никогда не чувствовали себя лучше, чем теперь.
41. Вам безразлично, что думают о вас другие.
42. С памятью у вас все благополучно.
43. Вам трудно поддерживать разговор с человеком, с которым вы только что познакомились.
44. Большую часть времени вы чувствуете общую слабость.
45. У вас редко болит голова.
46. Иногда вам бывало трудно сохранить равновесие при ходьбе.
47. Не все ваши знакомые вам нравятся.
48. Есть люди, которые пытаются украсть ваши идеи и мысли.
49. Вы считаете, что совершали поступки, которые нельзя простить.
50. Вы считаете, что вы слишком застенчивы.
51. Вы почти всегда о чем-нибудь тревожитесь.
52. Ваши родители часто не одобряли ваших знакомств.
53. Иногда вы немного сплетничаете.
54. Временами вы чувствуете, что вам необыкновенно легко принимать решения.
55. У вас бывает сильное сердцебиение, и вы часто задыхаетесь.
56. Вы вспыльчивы, но отходчивы.
57. У вас бывают периоды такого беспокойства, что трудно усидеть на месте.
58. Ваши родители и другие члены семьи часто придираются к вам.
59. Ваша судьба никого особенно не интересует.
60. Вы не осуждаете человека, который не прочь воспользоваться в своих интересах ошибками другого.
61. Иногда вы полны энергии.
62. За последнее время у вас ухудшилось зрение.
63. Часто у вас звенит или шумит в ушах.
64. В вашей жизни были случаи (может быть, только один), когда вы чувствовали, что на вас действуют гипнозом.
65. У вас бывают периоды, когда вы необычно веселы без особой причины.
66. Даже находясь в обществе, вы обычно чувствуете себя одиноко.
67. Вы считаете, что почти каждый может солгать, чтобы избежать неприятностей.
68. Вы чувствуете острее, чем большинство других людей.
69. Временами ваша голова работает как бы медленнее, чем обычно.
70. Вы часто разочаровываетесь в людях.
71. Вы злоупотребляли спиртными напитками.

В 1 Н В 17 Н В 33 Н В 49 Н В 65Н
В 2 Н В 18 Н В 34 Н В 50 Н В 66Н
В 3 Н В 19 Н В 35 Н В 51 Н В 67Н
В 4 Н В 20 Н В 36 Н В 52 Н В 68Н
В 5 Н В 21 Н В 37 Н В 53 Н В 69Н
В 6 Н В 22 Н В 38 Н В 54 Н В 70Н
В 7 Н В 23 Н В 39 Н В 55 Н В 71Н
В 8 Н В 24 Н В 40 Н В 56 Н
В 9 Н В 25 Н В 41 Н В 57 Н
В 10 Н В 26 Н В 42 Н В 58 Н
В 11 Н В 27 Н В 43 Н В 59 Н
В 12 Н В 28 Н В 44 Н В 60 Н
В 13 Н В 29 Н В 45 Н В 61 Н
В 14 Н В 30 Н В 46 Н В 62 Н
В 15 Н В 31 Н В 47 Н В 63 Н
В 16 Н В 32 Н В 48 Н В 64 Н
Шкалы Ответы № вопроса
L Неверно (Н) 5, 11, 24, 47, 53
F Н 22, 24, 61
Верно (В) 9, 12, 15, 19, 30, 38, 48, 49, 58, 59, 64, 71
K Н 11, 23, 31 , 33, 34, 36, 40, 41, 43, 51, 56, 61, 65, 67, 69, 70
1 (Hs) Н 1, 2, 6, 37, 45
В 9, 18, 26, 32, 44, 46, 55, 62, 63
2(D) Н 1, 3, 6, 11, 28, 37, 40, 42, 60, 65, 71
В 9, 13, 17, 18, 22, 25, 36, 44
3(Ну) Н 1, 2, 3, 11, 23, 28, 29, 31, 33, 35, 37, 40, 41, 43, 45, 50, 56
В 9, 13, 18, 26, 44, 46, 55, 57, 62
4 (Pd) Н 3, 28, 34, 35, 41, 43, 50, 65
В 7, 10, 13, 14, 15, 16, 22, 27, 52, 58, 71
5 (Pa) Н 28, 29, 31, 67
В 5, 8, 10, 15, 30, 39, 63, 64, 66, 68
6 (Pt) Н 2, 3, 42
В 5, 8, 13, 17, 22, 25, 27, 36, 44, 51 , 57, 66, 68
7(Sc) Н 3, 42
В 5, 7, 8, 10, 13, 14, 15, 16, 17, 30, 38, 39, 46, 57, 63, 64, 66
8(Ma) Н
В 4, 7, 8, 21, 29, 34, 38, 39, 54, 57, 60

Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Большая пятерка» («Великолепная пятерка») был разработан в 1983-1985 гг. американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста. В последующем опросник совершенствовался и в окончательном виде в 1992 г. представлен тестом NEO PI (от англ. «нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник»).

По мнению авторов выделенных на основе факторного анализа пяти независимых переменных (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) вполне достаточно для адекватного описания психологического портрета личности.

Опросник создавался в расчёте на честного и сотрудничающего испытуемого и не содержит шкал, предназначенных для проверки правдивости ответов. Поэтому, весьма важным яаляется правильное инструктирование испытуемого.

В данной статье представлен вариант адаптации 5PFQ (сост. Хийджиро Теуйн) в адаптации А.Б. Хромова.

Пятифакторный опросник личности представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятиступенчатую оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; экспрессивность – практичность).

Теоретические основы

Теоретической основой опросника является пятифакторная модель личности.

Пять фундаментальных факторов, позволяющих охарактеризовать структуру личности человека, были определены в итоге научных исследований психологов разных стран (Г. Олпорт, Д. Гилфорд, Р. Кэттелл, Г. Айзенк, Р. МакКрэй, П. Коста и др.) на протяжении пяти десятилетий. К этим факторам относятся:

  • “нейротизм” (neuroticism, N),
  • ”экстраверсия” (extraversion, E),
  • “открытость опыту” (openness to experience, O),
  • “согласие” (agreebleness, A),
  • “сознательность” (conscientiousness, C).

Р. МакКрае и П. Коста использовали для обозначения пяти факторов следующие термины: 1. нейротизм, 2. экстраверсия, 3. открытость опыту, 4. сотрудничество, 5. добросовестность.

Адаптации и модификации

В русском переводе опросник был адаптирован к условиям русской культуры В. Е. Орлом в соавторстве с А. А. Рукавишниковым и И. Г. Сениным. Известна японская версия «Большой пятерки» 5PFQ, (сост. Хийджиро Теуйн), которая также была переведена и адаптирована в 1995-1999 гг. к отечественным условиям социальной среды психологами Курганского государственного университета (А. Б. Хромовым).

Процедура проведения

Инструкция

Перед Вами опросник, состоящий из 75-и противоположных по значению высказываний, каждое из которых выявляет важные свойства личности и особенности поведения человека в некоторых жизненных ситуациях.

В данном опроснике нет утверждений правильных или неправильных, так же как нет “хороших” или “плохих” черт личности, поэтому следует оценить все 75 высказываний.

Все стимульные фразы разделены оценочной шкалой. Прочтите внимательно высказывание и определите, какая его часть больше соответствует особенностям Вашей личности. Если Вы считаете, что левая, то используйте для оценки символы -2 и -1 шкалы, если Вы считаете, что правая, то используйте правую часть шкалы (+2 и +1). Цифрами Вы отразите степень выраженности оцениваемого признака: 2 - сильно выражено, 1 - слабо выражено, если Вы сомневаетесь в выборе, то выбирайте 0.

Все оценки заносятся в левую ячейку бланка ответов.

Обработка результатов

Оценочные значения высказываний переводятся в баллы в соответствии со следующей таблицей:

Балльные оценки проставляются в бланк ответов в правые ячейки соответствующих высказываний. Каждый из основных (вторичных) пяти факторов состоит из пяти первичных факторов. К примеру, основной фактор «экстраверсия – интроверсия» состоит из первичных факторов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5.

В количественном выражении первичные факторы определяются суммированием трех балльных оценок. К примеру, первичный фактор 1.1 «активность – пассивность» оценивается суммой баллов, полученных на высказывания 1, 6, 11.

Суммирование балльных оценок первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность соответствующего основного фактора. К примеру, сумма баллов первичных факторов 1.1, 1.2,1.3, 1.4, 1.5 определяет количественную выраженность первого основного (вторичного) фактора «экстраверсия – интроверсия» (см. Бланк ответов).

Нормативные данные

В таблице ниже приводятся нормы оценок по шкалам пятифакторного опросника, полученные в ходе тестирования взрослых и подростков обоего пола, используя которые можно перевести тестовые значения факторов конкретного испытуемого в Т-шкалу. На основе переведенных в один масштаб значений вторичных и первичных факторов можно отобразить в графическом виде психологический профиль личности.

Т-балл вычисляется по следующей формуле:

T = 50 + \frac{10 (X - M)}{S.D.}

где М - среднеарифметическое, S. D. - стандартное отклонение.

Факторы девочки девушки мальчики юноши
14 -17 лет 18-23 лет 14 -17 лет 18-23 лет
N - 87 N - 219 N - 58 N - 98
М S.D. М S.D. М S.D. М S.D.
Вторичные факторы
1.0 Экстраверсия - Интроверсия 55.7 9.1 52.4 7.9 50.8 8.4 49.1 8.5
2.0 Привязанность - Отделенность 47.5 11.1 50.1 9.1 47.8 9.8 49.4 8.7
3.0 Контролирование - Естественность 51.7 9.8 49.8 9.8 49.3 12.0 47.8 9.8
4.0 Эмоциональность - Сдержанность 49.3 11.9 48.7 9.8 42.6 9.5 42.9 11.4
5.0 Игривость - Практичность 55.6 9.3 55.8 8.4 52.3 9.8 54.6 6.9
Первичные компоненты
1.1 активность - пассивность 11.1 2.6 10.7 2.5 10.9 2.7 10.6 2.4
1.2 доминирование-подчиненность 10.0 2.7 10.1 2.6 10.7 2.1 9.4 2.6
1.3 общительность - замкнутость 11.8 3.2 10.7 3.0 10.6 3.1 9.5 2.7
1.4 поиск впечатлений - избегание 10.4 3.1 9.8 2.3 8.9 2.6 9.4 2.6
1.5 привлечение внимания - избегание 11.8 2.4 11.0 2.5 9.9 3.1 10.3 2.5
2.1 теплота - равнодушие 9.8 3.4 10.3 2.8 10.1 2.7 10.4 2.3
2.2 сотрудничество - соперничеств 8.9 3.6 9.9 2.5 9.7 3.8 10.0 2.7
2.3 доверчивость - подозрительност 7.8 3.3 8.1 2.6 7.6 3.0 8.1 2.3
2.4 понимание - непонимание 10.1 2.9 10.6 2.6 10.1 2.9 9.8 2.7
2.5 уважение других - самоуважени 11.1 2.5 10.9 2.1 11.0 2.7 11.0 1.8
3.1 аккуратность - неаккуратност 11.4 2.6 10.3 2.7 10.8 2.7 9.6 2.5
3.2 настойчивость - слабоволие 9.9 2.8 10.0 2.8 10.0 3.1 9.2 3.0
3.3 ответственность - безответственность 9.6 3.0 10.3 2.6 9.9 2.8 9.6 2.0
3.4 самоконтроль - импульсивност 10.6 3.5 9.3 2.8 10.1 3.1 9.9 2.5
3.5 предусмотрительность - беспечность 9.9 2.9 9.6 2.6 10.1 3.3 9.7 2.7
4.1 тревожность - беззаботность 10.6 3.2 10.7 3.0 9.5 2.8 9.3 3.3
4.2 напряженность - расслабленност 8.4 3.4 8.3 2.7 7.6 2.9 8.0 2.8
4.3 депрессивность - эмоциональная комфортность 10.1 3.1 9.8 2.8 8.2 2.4 9.9 2.7
4.4 самокритика - самодостаточность 9.7 3.5 9.2 2.3 8.5 2.6 8.8 2.5
4.5 эмоциональная лабильность - эмоциональная стабильность 11.1 3.3 10.7 3.0 8.9 3.2 8.6 3.1
5.1 любопытство - консерватизм 11.5 3.1 11.1 2.6 11.1 3.0 10.6 2.3
5.2 мечтательность - реалистичност 10.9 2.7 11.5 2.7 10.0 2.9 11.7 2.6
5.3 артистичность - неартистичност 10.8 3.1 11.9 2.4 9.9 2.8 10.8 2.7
5.4 сензитивность - нечувствительност 11.1 2.5 11.5 2.1 10.4 2.7 10.9 2.4
5.5 пластичность - ригидность 10.2 2.4 10.0 2.4 9.5 2.9 10.1 2.4

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов опросника строится на анализе как первичных, так и вторичных (основных факторов). Ниже перечислены характерологические признаки, которые могут быть определены у испытуемого с помощью первичных факторов:

  1. Экстраверсия – интроверсия
    1. Активность - пассивность
    2. Доминирование - подчиненность
    3. Общительность - замкнутость
    4. Поиск впечатлений - избегание впечатлений
    5. Привеление внимания - избегание внимания
  2. Привязанность - обособленность
    1. Теплота - равнодушие
    2. Сотрудничество - соперничество
    3. Доверчивость - подозрительность
    4. Понимание - непонимание
    5. Уважение других - самоуважение
  3. Самоконтроль - импульсивность
    1. Аккуратность - неаккуратность (отсутствие аккуратности)
    2. Настойчивость - отсутствие настойчивости
    3. Ответственность - безответственность
    4. Самоконтроль поведения - импульсивность (отсутствие самоконтроля)
    5. Предусмотрительность - беспечность
  4. Эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость
    1. Тревожность - беззаботность
    2. Напряженность - расслабленность
    3. Депрессивность - эмоциональная комфортность
    4. Самокритика - самодостаточность
    5. Эмоциональная лабильность - эмоциональная стабильность
  5. Экспрессивность - практичность
    1. Любопытство - консерватизм
    2. Любознательность - реалистичность
    3. Артистичность - отсутствие артистичности
    4. Сенситивность - нечувствительность
    5. Пластичность - ригидность

В каждом из первичных факторов слева обозначается черта личности, которая по версии «Большой пятерки» соответствует высоким значениям балльных оценок, справа же обозначается черта личности с низкими балльными оценками.

Сумма баллов первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность основного фактора. Минимальное количество набранных баллов для любого основного фактора равно 15, максимальное количество – 75. Условно балльные оценки можно разделить на высокие (51-75 баллов), средние (41-50 баллов) и низкие (15-40 баллов).

Бланк ответов

Литература

Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. - Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. - 23 с.

Вот мы как-то волюнтаристически, на уровне пресловутого здравого смысла привыкли полагать, что человека от животных в первую очередь отличает способность думать. Причем судя по всему не качественная (вроде бы этологи благополучно доказали, что у животных есть и зачатки логического мышления, и абстрактного мышления, и способность к счету и всякая другая когнитивная роскошь), а именно что количественная. В этом есть и мой вклад. Когда-то, классе, наверное, в шестом, я писала для городской олимпиады по биологии работу на тему «Думают ли животные?», в которой, разумеется, доказывала, что они безусловно думают, и даже получила за нее диплом второй степени…
То есть ключевым моментом для зарождения «сапиенсов» являлась возможность думать именно что МНОГО и разнообразно.

В общем, гипотеза не хуже всякой другой – думать было полезно, это помогло выжить нашим мохнатеньким предкам на ранних этапах эволюции вида. Причем чем больше и качественнее думали, тем больше помогало, что и сформировало вектор естественного отбора.

А как же теперь, на данном этапе? Все еще работает?
Вы знаете, мне кажется, что – нет! И это меня огорчает.

Картинки к посту – вовсе не абстрактная живопись, а самая что ни на есть реальность – фотографии космоса, сделанные телескопом «Хаббл». Сатурн, туманности, взрыв звезды и т.д. Где-то там живут наши братья по разуму…

Любителям строгих определений (например: а что такое «думать»?) скажу сразу, что в университетском курсе общей и когнитивной психологии слышала и конспектировала на эту тему много боль-мень мутных вещей, ситуации не проясняющих (ныне все они достигаемы с помощью умницы-интернета), но вообще-то все читатели знают, что это такое. А те, кто непосредственно общался с животными не на уровне мультфильмов про Болто и рассказов Сеттона-Томсона, знают, что все «думание» даже самых развитых животных все же существенно отличается от человеческого (сейчас, со своим большим опытом этого общения, я не очень уверена только за дельфинов, касаток и т.д. – уж очень у них взгляд и поведение осмысленное).

Уже довольно давно человек, мыслящий больше, глубже и свободнее других воспринимается сообществом «сапиенсов» как опасность. Чуть ли не с самого возникновения цивилизации? Греки были еще довольно лояльны (Сократа отравили не за это!), восточные деспотии, как ни странно, мудрецов тоже уважали и в общем-то не трогали, а вот уж с распространением и утверждением христианства – началось!
Выход очевиден – формирование анклавов, где можно было думать спокойно и безопасно, в кругу единомышленников. Как человек, сформировавшийся в университетском кругу, могу подтвердить – еще недавно работало прямо по образцу средневековых университетов и кружков, в котором начинал свою карьеру тринадцатилетний Блез Паскаль.

Кто-то скажет, что похожие признаки характеризуют и религиозную секту. Отличие есть – у ученых возможность размышлять никем не монополизирована, внутри анклава, несмотря на четкую иерархичность, сохраняется подобие демократии. Но есть, конечно, и сходство и доказательством тому – трагические метания того же бедняги Паскаля, который как раз и не смог до конца выбрать между Наукой и сектой янсенистов, в результате чего умер от невроза.
Но оставим Паскаля… С его времен лучшие умы человечества долго боролись за свободу мысли и слова, и… Что же сейчас?

Вот и-нет – высшее на сегодняшний день коммуникативное достижение цивилизации. Безличные электронные сумерки с миллионами масок. Мысли свободно и распространяй результаты сколько хочешь – опасности вроде бы никакой нет. Где-нибудь да отыщется единомышленник.
Но уже как психолог могу сказать: это не так.
Мыслить – опасно. Ведь чем шире человек мыслит – тем больше совершает ошибок. В и-нете – вовсе не безопасность, а наоборот, подтверждение опасности, так как получаемых в качестве обратной связи неблагоприятных сигналов куда больше, чем в строго отобранном сообществе (ситуация еще осложнена распространением в и-нете синдрома дефицита внимания – часто люди не только не могут понять, но даже дочитать не могут написанного). Заметила: если просто сообщаешь хорошо откомпилированные сведения, реакция нейтральная или почти сугубо положительная. Как только появляется хоть какая-то мысль, на нее тут же обрушивается лавина несогласных. Причем весьма часто не согласны они не по «ученому» коду («хочу уточнить у уважаемого коллеги…») а «по-трамвайному» («а шел бы ты…»)

И вот уже в и-нете выработался ряд узнаваемых приспособлений, ограничивающих опасность: говорить на особом языке, говорить просто непонятно. Прятать мысль внутри сообщения, оставляя ее «для посвященных». Создание «референтных групп», где можно свободно и безопасно спекулировать мыслями, соображениями – там тебя примут и поймут, подхватят и разовьют, необидно поправят и т.д. Знакомые «думательные» заповедники.

Но и в них получается небезопасно. Вот коллега из данного сообщества то и дело говорит: хотел бы поразмышлять-написать вот об этом, но – опасаюсь. Чего?!! – вроде ведь специально отобранный анклав единомышленников - поймут, а на прочих – плевать с высокого небоскреба. Но ведь не просто же так - ощущения мыслящего человека со счетов не спишешь...

То есть с одной стороны думать вроде бы однозначно полезно, ведь даже ошибочное сопоставление уже расширяет общую палитру. Но с другой стороны – опасно и в каком-то смысле хлопотно. Лучше повторять уже известное (вновь появляющаяся информация забавно ходит по и-нету – кругами, как волна от Тунгусского метеорита) или просто ограничиваться красивыми картинками (невероятное засилье в и-нете отчетов разнообразных туристов).

Очень часто у мыслящих людей происходит гиперразвитие защитных реакций (это легко наблюдать опять же в данном сообществе) – им начинают всюду мерещиться «враги». И вместо того, чтобы продолжать мыслить, они начинают с ними бороться. На запах «борьбы» тут же подваливают люди, которые ничего не смыслят в сути вопроса, но обладают врожденно «борцовским характером». Естественно, что в конечном итоге все это не может привести ни к чему, кроме победы той или иной разновидности мракобесия.

Другая разновидность защиты-нападения тоже идет прямо из песочницы. «А вот докажи!» или «А чем докажешь?» (вынесенная непосредственно со студенческой скамьи попытка отбора людей, способных «работать с литературой»)
Мысль считается как бы доказанной, если каждый поворот опирается либо на экспериментальный факт, либо на статистику. Разумно. И в общем-то в узком научном кругу (где этот алгоритм и родился), в какой-нибудь отдельной специализации – почти работает. У меня есть университетский приятель, он лет тридцать уже изучает тлей, живущих на зонтичных растениях. Когда он начинал, этих тлей изучало пять человек в мире. Потом один умер от старости, остальные четверо очень печалились и говорили, что надо брать еще ученика. Не знаю, как сейчас… Но ясно, что между собой они как-нибудь договорятся…

Но когда данный алгоритм выходит «в поле», что происходит с этими фактами? Умница Селье (ставивший почти фантастической чистоты эксперименты – чего стоят хоть два этажа его лаборатории, в которых исследователи делали одно и то же, но не общались между собой) говорил: «Теории, которую представляет исследователь, обычно не верит никто, кроме самого исследователя, фактам, которые предоставляет тот же исследователь, верят все, кроме опять же самого исследователя». Потому что только он, исследователь, знает, как именно эти факты получены… А если эти факты еще кем-то отреферированы, переведены, пересказаны в и-нете в каком-нибудь около-научном портале? А еще, как всем известно, есть просто ложь, есть большая ложь, а есть – статистика. И вот счастье-то в песочнице! Доказали!

Но почему, собственно, так опасна мысль? Ведь как бы одна польза. А вот и нет. Свободно мыслящие люди активно мешают людям действующим. Только те соберутся что-нибудь предпринять, подгонят сторонников, аккумулируют средства, а тут подвалит «размышлятель» и скажет, задумчиво ковыряя в носу: «Послушайте, но ведь можно взглянуть на это еще и под таким вот углом. И тогда все это делать не надо, а надо, наоборот…» Кому такое понравится? Выход: «пусть выскажутся, а потом убрать их подальше. Чтоб сидели тихо и не чирикали…».

Свободные размышлятели мешают не только чистым действователям, но и части думательных людей. В том числе и в науке. «У меня есть мысль и я ее думаю» - и дальше по расширительной схеме: статья, канд.диссертация, докт.диссертация, монография… А тут же рядом ходит персонаж, рассыпает горстями такие же мысли, не удосуживаясь их не только разработать, но даже нагнуться и поднять, и говорит: «Старик, ну чего ты так в это вцепился. Посмотри вот тут рядом, какой интересный поворот событий получается… А? А вот здесь, если немного развернуть и вспомнить об исследованиях того-то… А?»
Тут кто хочешь озвереет…

И одна из главных вещей, которая бесит в размышлятелях: они явно получают от этого удовольствие. Вот просто так: не идут в боулинг, не покупают дорогих авто, не едут на Канары, не коллекционируют женщин или мужиков, не прыгают вниз головой с моста на резинке. Просто так – берут информацию из среды, сидят или ходят где придется, мыслят и вырабатывают себе эндорфины. Воистину - "праздник, который всегда с тобой"! Иногда, если хотят чего проверить, ставят опыты на синхрофазотронах или на каких-нибудь дрозофилах в пробирке. А иногда и не ставят… «Ты просто посмотри, старик, как красиво смотрится эта гипотеза…»
«И неизменно лишена обмана волшебная структура таракана». Выглядит как издевательство, честное слово!

Даже в языке и в бытовой практике: «Многия знания – многия печали» «Ты чё – слишком умный, что ли?!» «Пусть лошадь думает – у нее голова большая…» «Всем известно: мужчины не любят умных женщин» и т.д. и т.п.
Поспорьте со мной, кто не согласен…

Между прочим, думать не только полезно, но и вредно! И я смею утверждать, что иногда не думанье - единственный выход из ситуации.

Естественно, у любого здравого человека в этом месте появится справедливое негодование. Как это, думать - вредно?! Мы всю жизнь учимся, развиваем свой интеллект, измеряем IQ, становимся умнее (как нам кажется), а тут пришла одна такая «умная» тетя и заявляет оное?!

Не торопитесь возмущаться. А лучше давайте представим…

На самом деле, в жизни каждого человека существуют простые, даже банальные ситуации, в которых мысли мешают

Например, когда мы ложимся спать… Ну, не надо в этот момент прокручивать прошедший день. Не надо думать, это вредно! Потому что мешает заснуть.

А коль соблазнишься, впустишь в свою голову бродить и волновать мысли, так сразу они размножаются и выгоняют все остатки сна. И потом долго-долго усталому организму приходится ворочаться в поисках успокоения.

Потому что в засыпании хорошо успокаиваться, расслабляться, плыть на мягких тучках, получать наслаждение от уютной постельки. Все что угодно - только во благо сну. А это возможно при категорическом отсутствии мыслей.

И с мужем устраивать разборки (с женой) - тоже не время. Потому как «утро вечера мудренее»! И на следующий день или через день можно уже спокойно разобрать ситуацию. С меньшими переживаниями и потерями, на себе проверено!

Они же какие, мысли? Они - пронырливые. И способны не только разбудить уставший мозг, но и эмоции за собой притянуть. А те, в свою очередь, добавят масла в огонь. Вот и получается, что даже сила 1000 барашков не в состоянии принести желаемое расслабление и успокоение.

А еще любое самокопание затравливает психику . Человек дает волю своим тягостным думам и в результате получает усугубление своей ситуации. Все вот эти поиски на тему: «А что если я ему скажу вот так?» или «Ну почему же я не смог ему ответить (поступить желаемым образом)?» - затравливают наше сознание и приводят к понижению самооценки, уверенности в себе и т. д.

Кажется, что долгие размышления способны «защитить» и помочь найти способы подстилания соломки, чтобы падать было не так больно. А в реальности все ухудшается. Вместо того чтобы расслабиться и позволить себе свободно принимать решения, мы загоняем себя в угол. Как можно чувствовать себя в углу? Конечно, плохо! Какие там мудрые решения и выходы из ситуации можно придумать? То-то же!

Также никакими думами нельзя мусолить свое Плохо. Иначе оно вырастает до больших размеров, а потом пугает и давит. Испытываешь неприятные чувства? Переключись на что-то другое! Расслабься. Это единственное спасение. Свое Больно, Страшно, Горько размышлениями не вылечишь. А регулярными расслаблениями - как минимум облегчишь!

Совершенно бессмысленно интерпретировать поступки других людей. Люди и сами не знают, что ими двигало. Даже не задумываются об этом - считают свой образ поведения и мышления нормой. Конечно, очень хочется узнать, что это он имел в виду, когда сделал мне вот так или сказал вот эдак.

И кажется, если я подумаю, обязательно выработаю противоядие. Но это иллюзия. Никакого противоядия не существует, и все интерпретации с большой долей вероятности - ошибочные. Даже если вы очень проницательны - чужая истина не в вашей компетенции.

Когда ничего не знаешь на волнующую тему - думать не о чем . Чего выковыривать мысли там, где их нет? Гораздо полезнее поискать или почитать их у других людей. Иногда можно просто расслабиться и забыть. Придет время, и нужные, полезные идеи не заставят долго ждать.

В случае беспокойства о близком, родном человеке - очень вредно думать! Сколькими трагическими пустыми переживаниями мы себе настроение испортили? Многими! А ничего не случилось, а если бы случилось, то вряд ли бы помогли, а здоровья себе (и близким) поесть успели!

Лучше всего в таких ситуациях переключиться от волнений, успокоиться и создать благоприятные условия для интуитивного чувствования. Тогда ощущения сразу подскажут, все в порядке с родным или нет.

Если нужно держать руку на пульсе, то все равно это не противоречит необходимости расслабления (и от мыслей тоже). В таком случае спокойствие - залог «холодных» мозгов. Эмоции отсутствуют, а решения принимаются быстрые и самые верные. Быть в ситуации - не значит думать о ней .

Вредно включать логику сознания всегда, когда хочешь услышать свою интуицию. Одно другому противоречит. Вредно анализировать интуитивные знания, искать им логическое доказательство или опровержение. В результате таких поисков веских аргументов не находится и действие не слушает внутренний голос. А потом жалеет.

Противопоказано думать за рулем. Здесь лучшее состояние - полное отсутствие мыслей, а только дорога, я, ощущения дороги (машины, ситуации). Такое состояние нахождения здесь и сейчас гарантирует максимальную сосредоточенность и безопасность.

Не полезно думать о чем-либо, кроме того, что ты делаешь здесь и сейчас . Любое отвлечение на сторонние мысли грозит некачественным исполнением настоящей задачи. И вовсе не экономит время, а наоборот - бездарно его растрачивает.

Да-да, предвижу вопросы о некотором несоответствии «противопоказано думать за рулем» и «думать только о том, что ты делаешь здесь и сейчас». А вот здесь, дорогие читатели, проявите свою смекалку. Ну не все же автору разжевывать! Умейте разделять ситуации, понятия, ощущения и действия. Ищите свою золотую середину.

Ну вот, в общем-то, и все сказала, что хотела. Если я хорошо постаралась, то некоторые доводы о вредности мыслей убедили-таки читателя. И в этом случае возникнет справедливый вопрос: а как это возможно - не думать?

Отвечаю: этому нас учит медитация . Состояние не ума, то есть его отсутствие,- вот что такое медитация. Она еще много чему учит, но об этом не скажу. Потому что к теме данной статьи не относится.

Но если читатель заинтересовался, он всегда может найти материалы, прочитать и взять на заметку то, что сочтет для себя полезным.

Между прочим, думать не только полезно, но и вредно! И я смею утверждать, что иногда НЕдуманье – единственный выход из ситуации!

Естественно, у любого здравого человека в этом месте появится справедливое негодование. Как это, думать – вредно?! Мы всю жизнь учимся, развиваем свой интеллект, измеряем IQ, становимся умнее (как нам кажется), а тут пришла одна такая «умная» тетя и заявляет оное?!

Не торопитесь возмущаться. А лучше давайте, представим…

На самом деле, в жизни каждого человека существуют простые, даже банальные ситуации, в которых мысли мешают…

Например, когда мы ложимся спать… Ну, не надо в этот момент прокручивать прошедший день. Не надо думать, - это вредно! Потому что мешает заснуть.

А если соблазнишься, впустишь в свою голову бродить и волновать мысли, так сразу они размножаются и выгоняют все остатки сна. И потом долго-долго усталому организму приходится ворочаться в поисках успокоения.

Потому что, в засыпании хорошо, успокаиваться, расслабляться, плыть на мягких тучках, получать наслаждение от уютной постельки. Все что угодно – только во благо сну. А это возможно при категорическом отсутствии мыслей.

И с мужем устраивать разборки (с женой) – тоже не время. Потому как, «утро вечера мудренее»! И на следующий день или через день можно уже спокойно разобрать ситуацию. С меньшими переживаниями и потерями, - на себе проверено!

Они же какие, мысли? Они – пронырливые. И способны не только разбудить уставший мозг, но эмоции за собой притянуть. А те, в свою очередь, добавят масла в огонь. Вот и получается, что даже сила 1000 барашков не в состоянии принести желаемое расслабление и успокоение.

А еще любое самокопание затравливает психику. Человек дает волю своим тягостным думам и в результате получает усугубление своей ситуации. Все вот эти поиски на тему: «а что если я ему скажу вот так?» или «ну почему же я не смог ему ответить (поступить желаемым образом)» затравливают наше сознание и приводят к понижению самооценки, уверенности в себе и т.д.

Кажется, что долгие размышления способны «защитить», и помочь найти способы подстилания соломки, чтобы падать было не так больно. А в реальности все ухудшается. Вместо того, чтобы расслабиться и позволить себе свободно принимать решения, мы загоняем себя в угол. Как можно чувствовать себя в углу? Конечно,- плохо! Какие там мудрые решения и выходы из ситуации можно придумать? То-то же!

Так же, никакими думами нельзя мусолить свое плохо. Иначе оно вырастает до больших размеров, а потом пугает и давит. Испытываешь неприятные чувства? Переключись на что-то другое! Расслабься. Это единственное спасение. Свое больно, страшно, горько размышлениями не вылечишь. А регулярными расслаблениями – как минимум облегчишь!

Совершенно бессмысленно интерпретировать поступки других людей. Люди и сами не знают, что ими двигало. Даже не задумываются об этом – считают свой образ поведения и мышления нормой. Конечно, очень хочется узнать, что это он имел в виду, когда сделал мне вот так, или сказал вот эдак.

И кажется, если я подумаю, обязательно выработаю противоядие. Но это иллюзия. Никакого противоядия не существует, и все интерпретации с большой долей вероятности – ошибочные. Даже если вы очень проницательны – чужая истина не в вашей компетенции.

Когда ничего не знаешь на волнующую тему – думать не о чем. Чего выковыривать мысли там, где их нет? Гораздо полезнее поискать или почитать их у других людей. Иногда можно просто расслабиться и забыть. Придет время, и нужные, полезные идеи не заставят долго ждать.

В случае беспокойства о близком, родном человеке – очень вредно думать! Сколькими трагическими пустыми переживаниями мы себе настроение испортили? Многими! А ничего не случилось, а если бы случилось, то вряд ли бы помогли, а здоровья себе (и близким) поесть успели!

Лучше всего в таких ситуациях переключиться от волнений, успокоиться и создать благоприятные условия для интуитивного чувствования. Тогда ощущения сразу подскажут, все в порядке с родным или нет.

Если нужно держать руку на пульсе, то все равно это не противоречит необходимости расслабления (и от мыслей тоже). В таком случае спокойствие – залог «холодных» мозгов. Эмоции отсутствуют, а решения принимаются быстрые и самые верные. Быть в ситуации – не значит, думать о ней.

Вредно включать логику сознания всегда, когда хочешь услышать свою интуицию. Одно другому противоречит. Вредно анализировать интуитивные знания, искать им логическое доказательство или опровержение. В результате таких поисков веских аргументов не находится, и действие не слушает внутренний голос. А потом жалеет.

Противопоказано думать за рулем. Здесь лучшее состояние – полное отсутствие мыслей, а только дорога, я, ощущения дороги (машины, ситуации). Такое состояние нахождения здесь и сейчас гарантирует максимальную сосредоточенность и безопасность.

Не полезно думать о чем- либо, кроме того, что ты делаешь здесь и сейчас. Любое отвлечение на сторонние мысли грозит некачественным исполнением настоящей задачи. И вовсе не экономит время, а наоборот – бездарно его растрачивает.

Да, да, предвижу вопросы о некотором несоответствии «противопоказано думать за рулем» и «думать только о том, что ты делаешь здесь и сейчас». А вот здесь, дорогие читатели, проявите свою смекалку. Ну не все же автору разжевывать! Умейте разделять ситуации, понятия, ощущения и действия. Ищите свою золотую середину.

Ну вот, в общем то и все сказала, что хотела. Если я хорошо постаралась, то некоторые доводы о вредности мыслей убедили - таки читателя. И в этом случае возникнет справедливый вопрос, а как это возможно – не думать?

Отвечаю,- этому нас учит медитация. Состояние НЕ ума, то есть его отсутствие, - вот что такое, медитация. Она еще много чему учит, но об этом уже не скажу. Потому что, к теме данной статьи данные знания не относятся.

Но если читатель заинтересовался, - он всегда может найти материалы, прочитать и взять на заметку то, что сочтет для себя полезным.