Что такое метаболический тренинг? Что такое кросс-тренинг. Как проходит тренировка по кросс-тренингу

Одной из самых перспективных вакансий на сегодняшний день можно считать вакансию бизнес-тренера и тренера личностного развития. Люди, способные проводить качественные и интересные тренинги, особенно востребованы на современном рынке труда.

И это совсем не удивительно, ведь тренер не только должен быть отлично осведомлен в теории и практике своей работы, но и обязан принимать всю ответственность за результаты деятельности своих учеников. Конечно же, в этом случае лица должны быть специально обучены.

Но мало кто знает, что при желании, например, представитель кадровой службы может самостоятельно овладеть навыками такой «профессии» и стать успешным лидером. Давайте же разберемся, как провести тренинг самостоятельно и какие при этом важно учитывать организационные моменты.

Тем, кто интересуется, как нужно проводить тренинги, важно понимать, что это такое. Стоит сказать, что тренинг – это в первую очередь обучающие мероприятия (психологическое определение термина произошло от английского словосочетания «to train», которое переводится как «тренировать» или «обучать»).

Они проводятся в нетипичном для прочих подобных занятий русле и потому помогают создавать оптимальную базу для быстрого усвоения и развития определенных знаний, навыков. Заметьте, что все, кто когда-либо участвовал в тренинге, запоминают не только само событие, но и всю информацию, которой их обучали в ходе мероприятия.

Начнем сначала: основные тезисы и секреты успеха

Учитывая высокую успешность и популярность тренингов, нужно знать, в чем кроется их секрет. А высокая продуктивность и эффективность тренингов полностью зависит сразу от нескольких составляющих:

  • Тщательно составленный план действий и сама программа.
  • Оригинальность и польза материала.
  • Актуальность и востребованность темы, свежесть идей.
  • Увлекательная и интересная подача информации.
  • Достижения и личный опыт инструктора.
  • Окружающая обстановка.

Если вы хотите, чтобы тренинг был успешным, обязательно создайте интригу. Подача информации должна быть цепляющей, увлекательной, интересной. Здесь ответственность полностью перекладывается на плечи тренера, ведь от его умения выступать перед публикой и от способности организовывать живые дискуссии с участниками мероприятия напрямую зависит успех всего предприятия.

Следует отметить, что качественным можно считать тренинг, программа проведения которого включает все описанные выше моменты. В частности, если вы задаетесь вопросом: «Я хочу провести тренинг – что мне для этого нужно?», — то в первую очередь вам следует заняться составлением плана действий.

Подготовка

Если вы интересуетесь, с чего и как правильно начинать подготовку к тренингу, то изначально продумайте основные цели предстоящего мероприятия. Какие задачи и идеи вам нужно воплотить через обучение? Взяв эти данные за основу, вам следует выстроить схему программы, разделяя тренинг на две части:

1. Теоретическая

2. Практическая.

Что касается тематики, то она должна быть принципиально новой либо же актуальной для слушателей. В этом случае на ваших занятиях будет настоящий аншлаг, что повысит популярность и востребованность вашего курса. Как показывает практика, в настоящее время пользуются спросом следующие несколько тем:

  • Бизнес (открытие и развитие собственного дела).
  • Личностный рост.
  • Развитие и совершенствование лидерских способностей, а также навыков управления.

Не менее популярными считаются тренинги по продажам, целью которых является увеличение продаж и выполнение планов. Подготовка к таким мероприятиям включает составление индивидуальной программы, адаптированной под конкретное предприятие (компанию, торговую точку и т.п.), что связано с наличием различных индивидуальных нюансов и особенностей фирмы.

Если вам предстоит провести психологический тренинг, то на подготовительном этапе нужно будет составлять программу, которая полностью соответствовала бы ожиданиям слушателей. И для того чтобы аудитория смогла получить ожидаемый эффект, инструктору следует обязательно считаться с потребностями участников. В случае, если материал будет подаваться широкой публике, то ориентироваться при составлении плана программы нужно будет на самую «сложную» категорию слушателей.

Если же ваша тематика совсем иная, то она обязательно должна быть интересной для широкой массы людей, а подавать ее надо настолько эффектно и одновременно доступно, чтобы каждый участник мероприятия наверняка запомнил все до мельчайших подробностей.

Организационные моменты

Что касается выбора помещения, то отдавать предпочтение нужно светлым и просторным комнатам с удобной мебелью. Обычно, когда человек чувствует себя комфортно, его деятельность очень плодотворна, он концентрируется именно на подаваемой ему информации, что повышает эффективность занятия.

Поэтому если вы решились организовать тренинг, вам нужно предварительно подобрать наиболее оптимальный вариант помещения. Можно договориться с заказчиком, чтобы он на время мероприятия предоставил вам отдельный кабинет. Либо же арендовать отдельное помещение, максимально соответствующее требованиям занятия, чтобы было место для слушателей, аппаратуры и прочей атрибутики.

Также, планируя проведение тренингов и семинаров, важно помнить о нуждах заказчика. Руководство, которое приглашает инструктора для обучения персонала, нуждается не в самом процессе «обновления знаний». Заказчик ждет конкретных результатов — реального продвижения бизнеса, роста показателей продаж продукции (услуг), улучшения качества обслуживания и т.п., которые вы можете ему обеспечить посредством проведения тренинга. Автор: Елена Суворова

Тренинг - слово, которое в наше время у всех на слуху. Тренинг - это модно. Это современно. Это уже неотъемлемая часть жизни в целом, и образования в частности. Так что такое тренинг?

История тренинга

Сам термин «тренинг» пришел к нам из англоязычного мира. Одним из его влиятельных сторонников и распространителей, как метода преподавания, стал Дейл Карнеги, создавший в начале XX века тренинговый центр имени самого себя, где более чем успешно обучал желающих ораторскому искусству и другим социально-значимым навыкам.

Но настоящее рождение в психологии тренинг получил благодаря деятельности небезызвестного Курта Левина, который со своими сторонниками создал в 40-х годах прошлого столетия тренинговые группы для людей, жалующихся на низкие коммуникативные способности. Формат его занятий показал настолько впечатляющие результаты, что вскоре в США была создана целая академия тренинга. С тех пор этот метод является неотъемлемой частью как образовательного процесса, так и развития личности в разных сферах жизни, например, в семейных отношениях и в бизнесе.

Особенности тренинга

Что такое тренинг и чем он отличается от других методов обучения? Во-первых, нужно понять, что тренинг - это не просто тренировка или лекция, это - нечто большее. Но при этом он включает в себя их элементы. Программа тренинга такова, что включает в себя и теоретический материал, и практическую часть, призванную привить и развить у человека определенные навыки и умения. Причем последней уделяется основное внимание. Тренинг всегда практичен, его задачи жизненны, предназначены для воплощения в повседневной реальности. Этим он отличается от лекции, где только рассказывается «как надо». В тренинге же моделируется ситуация, которая тут же разыгрывается участниками, а затем обсуждается. Благодаря этому теоретическая информация прорабатывается в условиях реального времени, в результате участник кроме знаний выносит реальный опыт.

Важной особенностью тренинга является также то, что он всегда проводится в группе. Такая категоричность в обязательном взаимодействии людей имеет под собой основания в ряде психологических законов. Группа - это не просто несколько человек, это единый организм, обладающий своей коллективной памятью. Поэтому, благодаря методам, которые предполагает тренинг, развитие и рост личности протекают быстрее. Это объясняется законом синергии, что делает обучение в разы эффективнее, чем при индивидуальном обучении.

Классификация тренингов

В современной науке нет единой системы классификации тренингов. Здесь мы последуем наиболее распространенным концепциям и разделим тренинговую систему на три группы по видам их направленности. Кроме того, тренинги можно разделить по целям, которые они ставят перед своими участниками.

Итак, тренинги бывают следующих видов:

Бизнес-тренинги.

Психологические тренинги.

Личностные тренинги.

Что касается целей, то по этому критерию можно выделить всего две категории:

Инструментальные тренинги.

Фундаментальные тренинги.

Три вида тренингов

Первый тип тренинга связан с бизнесом. В его задачу входит обучение предпринимателей, директоров и менеджеров коммерческих предприятий различным техникам и секретам успешного ведения дел, выживаемости в условиях конкуренции, решения конфликтов, мотивации персонала и тому подобного.

Что такое тренинг психологический? Это тренинг, задача которого проапгрейдить человека в области коммуникативных навыков, социальной адаптации и вообще, привить личности социально-полезные индивидуальные навыки. Например, тренинг общения с сотрудниками государственной автоинспекции или тренинг по техникам продаж будут называться психологическими, так как в отличие от первого работают на индивидуальность, а не на компанию. Однако в их компетенции находятся все-таки такие качества, которые проявляются в общественной, профессиональной, либо в какой-нибудь иной социальной деятельности. Поэтому существуют также личностные тренинги или тренинги по личностному росту. Эти тоже направлены на апгрейд индивидуального человека, но работают с внутренним миром человека - комплексами, психологическими блоками, страхами и прочим «добром», которое мы таскаем с собой каждый день как ненужный груз и не можем его сбросить. Среди таких тренингов также может быть тренинг общения, к примеру, с лицами противоположного пола - чтобы преодолеть какой-либо внутренний барьер, возможно боязнь или смущение.

Две цели тренингов

Что такое тренинг не с точки зрения формата, а с точки зрения цели? Это метод обучения, который помогает человеку решить определенную задачу. И делает он это двумя способами. Во-первых, предоставляя человеку инструментарий, позволяющий с его помощью достичь нужного эффекта, преодолев все препятствия. В таком случае тренинг будет называться инструментальным. Во-вторых, тренинг может ставить своей целью привитие навыков общего видения проблемы и усвоение базовых механизмов ее появления и решения для самостоятельного адекватного выбора конкретного инструментария. Другими словами, человеку дается не одна конкретная «таблетка» от проблемы, а понимание концепции - знание того, как, когда и какую именно «таблетку» в каждой отельной ситуации нужно изготовить и принять. Вот что такое тренинг, носящий наименование фундаментального.

Треннинг. Настольная книга тренера Торн Кей

Что такое тренинг?

Что такое тренинг?

Вы можете провести очень интересную получасовую сессию с группой, определяя понятие тренинга. Могут возникнуть такие варианты ответов:

Это происходит не на работе.

Это происходит на работе.

Это демонстрация кому-то, как что-то делать.

Тренинг дает комплекс целей, которых участник должен достигнуть.

Тренинг порой воспринимается как нечто, связанное с работой - тренинг на рабочем месте, тренинг не на рабочем месте, схемы обучения найму персонала. Часто тренинг считают формальным процессом, чьи составляющие: присутствие тренера в комнате для тренинга и наличие раздаточных материалов - у участников «на руках». Лежащие в основе активного обучения принципы научения людей, индивидуальные стили обучения, навыки активного слушания, задавания вопросов и предоставления обратной связи, применяются в тренинге так же, как и в обычном обучении, в чтении лекций, при проведении инструктажа и оценке индивидуальных качеств. Естественно ожидать, что тренинг будет иметь собственные цели и задачи, структурированное содержание и методы оценки результатов.

Тренинг предполагает бесчисленное количество вариантов проведения, в зависимости от тренерского стиля и подхода, и предпосылок проводимого обучения. Если все варианты расположить вдоль одной прямой, на одном ее конце будут находиться так называемые тренеры-фасилитаторы, использующие небольшое количество формальных упражнений и полагающиеся на собственный опыт генерации идей внутри группы. Они в большей степени, чем другие, направлены на достижение результата. На другом конце шкалы находятся более традиционные тренеры, занимающиеся «постановкой навыка», которые могут чувствовать себя очень свободно в ораторской среде. Присущий им стиль - это, в первую очередь, информирование. И те, и другие проводят тренинги. Однако опыт, полученный участниками, будет сильно различаться. Оба подхода имеют свои преимущества и недостатки.

Тренеры-фасилитаторы хорошо работают с группами. С помощью собственного творчества и энергии они облегчают включение всех членов группы в работу и поощряют это включение.

Более традиционные тренеры могут найти этот подход слишком сложным для воспроизведения. Они стремятся обучить других определенным поведенческим моделям. Их стиль ведения может быть более директивным, многие из них привыкли выступать в роли экспертов.

Для эффективного осуществления обучения в современных условиях необходимо сочетать активное включение участников с дозированным преподнесением информации. Членам группы важно чувствовать, что тренер передал им лично нечто очень ценное. Этим может быть модель, процесс или информация. Участники не хотят приходить к выводу, что тренер не открыл для них ничего нового. Можно вспомнить старую историю о консультантах, которые одалживают у вас часы, говорят вам, сколько сейчас времени, и затем требуют за это вознаграждения.

В разделе «Изменения как эффект обучения и развития (ОиР)» мы будем говорить о том, что тренинг сам по себе является изменением. Многие традиционные тренинговые центры исчезли. Вместо них возникли образовательные центры, центры, занимающиеся инструктажем линейных менеджеров, и специальные выездные мотивационные тренинги. Сегодняшние организации рассматривают посещение любого тренинга как серьезную инвестицию и ожидают от него финансовой выгоды и приближения целей всего бизнеса.

Возможно, в будущем сам термин «тренинг» исчезнет. Вместо него появятся такие слова, как «активное обучение», «развитие» или «передача стиля деятельности», или Совсем другие термины, о которых сегодня мы даже не думаем.

Из книги МВА за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира автора Силбигер Стивен

Десятиминутный тренинг лидерства Новейшая сфера в подготовке MBA – лидерство. Руководители корпораций наперебой устремляются на коучинг лидерских качеств и платят сотни долларов в час. Основные теории лидерства я уже излагал в главе 4 «Организационное поведение», но

Из книги Треннинг. Настольная книга тренера автора Торн Кей

ТРЕНИНГ КАК БИЗНЕС Первые шаги Ведение тренингового бизнеса имеет нечто общее с розничной торговлей. Каждый может открыть магазин, но как долго он просуществует? Будет ли он в состоянии обзавестись постоянными клиентами? Сможет ли приносить хорошую прибыль? На

Из книги Ctrl Alt Delete. Перезагрузите свой бизнес и карьеру, пока еще не поздно автора Джоэл Митч

Что такое телевидение? Что такое книга? Что такое сайт? Что такое приложение? Рассмотрим очень важный вопрос. Хью Магуайр (мой друг, сооснователь моего подкаста Media Hacks, основатель PressBooks и LibriVox, а также автор книги «Манифест футуриста») любит провоцировать публику,

Из книги Бери и делай! 77 максимально полезных инструментов маркетинга автора Ньюман Дэвид

40. Вам не нужен тренинг по продажам Если вы владелец своего бизнеса, индивидуальный предприниматель или независимый профессионал, вероятно, вы задавались некоторыми из следующих вопросов. Как мне привлечь больше покупателей и клиентов? Как мне привлечь более

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Тренинг Для менеджеров проводится мастер-класс «согласованности», чтобы обсудить то, каким образом можно объективно обосновать оценки и проверить выставленные оценки на конкретных примерах, взятых из данных обзора показателей труда. Это может создать некоторое общее

автора

Тренинг «в коробке» В отличие от короткого семинара, тренинг требует от участника действий, обычно более длителен и дает какой-то конкретный результат.Стоимость этого элемента (именно коробочного формата) составляет примерно 3000-5000 рублей.Четыре ценовых уровня

Из книги Инфобизнес. Зарабатываем на продаже информации автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Живой семинар/тренинг Как правило, семинар длится 1-3 дня. Позже мы поговорим о том, как его лучше делать, какие есть особенности и что лучше продается.Под тренингом здесь мы будем понимать большой (живой либо онлайн) тренинг, который длится несколько дней (от 1 до 3

Из книги Инфобизнес с нуля автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Большой тренинг Большой тренинг длится 7–10 дней и стоит минимум 4000 руб. Чтобы клиенты получили существенные результаты, надо проводить большие тренинги. И каждый день давать конкретные задания и инструкции по их выполнению.Ваша задача – набрать на тренинге интересные

автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Тренинг в коробке Следующий продукт инфобизнеса – тренинг в коробке. Когда вы уже провели семинар, тренинг, мастер-класс, у вас должны иметься несколько аудиозаписей (или видеозаписей). Продавайте их, люди это покупают! Это основа инфобизнеса. Фактически это тот самый

Из книги Быстрые деньги в Интернете автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Бесплатный тренинг Для тех, у кого уже что-то получается и кому нужен больший объем.Второй способ продвижения своего консалтинга – продажа его на вашем вечернем тренинге (семинаре, мастер-классе).Вы делаете бесплатный тренинг по увеличению продаж в определенной нише и

автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Трансформационный тренинг Третий тип тренингов – трансформационный. В таком тренинге, помимо информационной и развлекательной наполненности, кроме домашних заданий и перехода из точки А в точку А2, меняются качественные составляющие человека за счет работы с

Из книги Инфобизнес на полную мощность [Удвоение продаж] автора Парабеллум Андрей Алексеевич

То, чем тренинг не является Чего не нужно делать Продающее письмо – основной инструмент продаж ваших тренингов и вебинаров. Его первый блок – введение, hero story. Затем нужно составить следующий блок под рабочим названием «Чего не нужно делать».Ваш инфобизнес должен решать

Из книги Инфобизнес на полную мощность [Удвоение продаж] автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Тренинг Не исключено, что в будущем вы будете вести полуавтоматические тренинги (хотя бы частично в записи). Когда станете достаточно раскрученным, сможете запускать запись через Winamp или любую другую программу. После этого нужно будет лишь подключиться к микрофону для

Из книги Инфобизнес на полную мощность [Удвоение продаж] автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Новый тренинг Вам необходимо придумать большой (минимум на пять-семь дней) тренинг, который будет трансформационным. То есть позволит изменить сознание ваших клиентов: они ничего не умели, а после получили необходимые навыки и конкретный результат.Навыки вырабатываются

автора Мердок Мэттью

Тренинг запуска Теперь поставьте себе цель обеспечить безупречную работу вашего виртуального класса. Для этого вам понадобится обучить членов своей команды тому, как грамотно выполнять новые задачи. Мы выделили два основных вида тренингов запуска: тренинг по

Из книги Взрыв обучения: Девять правил эффективного виртуального класса автора Мердок Мэттью

Тренинг по распространению Тренинг по распространению рассчитан на каждого, кто будет продавать ваш продукт – как внутри вашей организации, так и внешним клиентам. Про эффективные маркетинговые коммуникации написаны сотни книг, поэтому не будем углубляться в эту тему

Прежде чем принять решение о продолжительности тренинга, выясните, каким временем вы располагаете. Несмотря на то что в большинстве случаев именно тренер определяет продолжительность программы, я все более убеждаюсь в том, что временные параметры зачастую задаются заказчиком, а не тренером. В этом случае при спонтанной разработке программы следует объяснить, каких результатов можно достичь за обозначенный промежуток времени.

Разумеется, невозможно точно сказать, сколько времени потребуется, чтобы привести данную тренинговую группу к определенным результатам; однако существует все же несколько основных руководящих принципов. Семинары, подобные занятиям в университете, в основном построены так, чтобы у каждого студента было достаточно времени для освоения материала на необходимом уровне. Тем не менее зачастую студентам бывает необходим дополнительный год, чтобы полностью справиться с программой данного курса. Большинство людей осваивает нехитрые правила техники безопасности за несколько минут. Мы без труда сможем обучить любого человека, как при посещении строительных объектов застегивать ремни защитной кас ки. Предлагаемая вами программа тренинга может также оказаться набором подобных простых процедур.

При формировании более сложных навыков, таких как общение, ведение переговоров или творческая деятельность, бывает довольно трудно точно определить необходимый временной промежуток; вы можете без труда определить, сколько времени вам потребовалось бы в идеале для осуществления подобной программы. Во время обсуждения программы очень полезно сделать примерный расчет времени: это помогает либо оценить общую продолжительность семинара, либо объяснить заказчику, сколько можно успеть за предложенный им период времени.

Главное - определить методы и упражнения, отвечающие результатам, которых ожидает заказчик. Суммируйте время, необходимое для выполнения каждого упражнения, и в результате вы получите продолжительность тренинга.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КРАТКОГО ОПИСАНИЯ ПРОГРАММЫ В ПРИСУТСТВИИ ЗАКАЗЧИКА

Продолжительность программы исходит из желаемых результатов, указанных заказчиком

Клиент говорит: «Мы подбираем новую команду из восьми человек и хотели бы, чтобы они, узнав друг друга лучше, смогли эффективно и открыто общаться друг с другом. Каждый из них будет самостоятельно руководить отдельным проектом, и для многих из них это произойдет впервые».

Тренер делает расчет: «Формирование команды»> сплочение команды » два упражнения-«ледокола» и обсуждение. Время = 90 минут.

Таким образом начинается процесс формирования команды. Чем важнее является составляющая формирования команды, тем большее количество процедур вам может понадобиться.

Помните, что многие упражнения, направленные на другие аспекты, также способствуют формированию команды. «Более эффективное взаимодействие между участниками» > Ролевая игра и дискуссия. Время — 2 часа. «Развитие лидерских качеств у восьмерых участников» > Восемь ситуаций, где необходимо проявление лидерских качеств в различных упражнениях. (Проводить упражнения параллельно, но на протяжении как минимум 4 часов.)

Плюс теоретический материал (30 минут), презентация моделей (30 минут), планирование действий (40 минут).

Минимальная общая продолжительность тренинга = 9 часов 10 минут.

Очевидно, что в данном примере курс, рассчитанный на полдня, будет слишком коротким для достижения намеченных целей. Будет нужен как минимум однодневный курс, который позволит выполнить самые важные упражнения. Двухдневный курс позволит провести все запланированные упражнения с некоторым запасом времени для закрепления материала, возможностью индивидуального подхода, необходимым временем для обдумывания материала и с учетом непредвиденных обстоятельств. Если количество ожидаемых результатов увеличивается, то мы можем рассмотреть вопрос о более длительном курсе, например недельном, или же о еженедельных или ежемесячных занятиях в течение шести, восьми или более сессий.

Если вы проводите однодневный или более длительный курс, старайтесь организовать следующую сессию с привлечением тех же участников. Настрой на продолжение занятий дополнительно мотивирует участников предпринимать какие-то действия между сессиями, для них становится важным перенос полученного опыта на практику. Когда репетиция окончена, наступает время для настоящих действий. Вам следует попросить участников действовать на основании решений, принятых во время семинара, и проследить, как это получается. Затем на следующей сессии попросите их рассказать о результатах, обсудите с ними альтернативные варианты и планы действий.

Со временем вы поймете, чего вы сможете достигнуть, и сможете уверенно договариваться о разумном расписании для выполнения всех необходимых задач. Если вам это не удастся, приготовьтесь действовать спонтанно, чтобы оправдать ожидания клиента.

Количество участников тренинга

Самая распространенная величина группы - от восьми до двенадцати человек. Некоторые преимущества групп этой величины приведены ниже:

  • группа достаточно велика, чтобы обеспечить разнообразие опыта участников и возможностей для обучения;
  • группа достаточно велика, чтобы справиться с общими задачами или с задачами на сравнение / соревнование в нескольких командах;
  • участники могут быть разделены на несколько групп для выполнения разных упражнений;
  • группа достаточно мала, чтобы тренер мог обеспечить каждому участнику индивидуальный подход и обратную связь;
  • группа достаточно мала для того, чтобы все участники могли высказаться;
  • группа достаточно мала для того, чтобы все смогли познакомиться друг с другом, но достаточно велика, чтобы каждый мог выбрать себе подходящего партнера для работы.

Чем меньше группа, тем более интенсивно она раскрывается. Это очень важно, особенно в том случае, когда тренинг имеет в большей степени личностную направленность. По экономическим соображениям маленькие группы чаще всего состоят из сотрудников высшего управляющего звена и оказываются наиболее эффективными для решения межличностных и стратегических вопросов, в том числе при развитии творческого подхода к поиску решений в различных ситуациях.

Но вдохновляющий тренинг никоим образом не ограничивается маленькими группами. Несмотря на объяснимые сложности при работе с группами свыше двенадцати человек, такие группы имеют и определенные преимущества. Если во время обсуждения вы приходите к необходимости работы с большими группами, выясните, будут ли у вас все возможности для коллективной работы и работы в подгруппах или объединениях.

При проработке некоторых частей программы, когда все участники собираются вместе, мы можем вызвать энтузиазм участников, связанный с выполнением задач тренинга, и подтолкнуть подгруппы к более тесному взаимодействию. При этом возрастает творческая активность участников, и их общий энтузиазм может помочь менее вовлеченным в работу участникам преодолеть наиболее трудные моменты программы.

События, происходящие в рамках большого коллектива, могут быть более запоминающимися. Они могут вдохновить участников на создание более крупных проектов, например на построение огромных сооружений на открытом воздухе. Бывали семинары, на которых команды строили мосты через расщелины, устраивали вечеринки на всю ночь и самостоятельно создавали комедийные шоу (разумеется, не в рамках одного семинара!).

Если клиент заказывает короткий семинар для большого количества людей, мы все равно сможем провести эффективный тренинг. Люди учатся везде и всегда. А тренинг может основываться на любом опыте, приобретенном в процессе обучения.

Существуют простые способы, с помощью которых мы можем научиться работать с большим количеством сложных программ и тем самым расширить свой репертуар. Например, если мы в основном специализируемся в индивидуальном наставничестве, ведении небольших групп и не вполне уверенно чувствуем себя в группах с большим количеством участников, мы можем воссоздать удобные для себя условия в рамках этих больших групп. Для этого мы можем привлечь к работе помощников. Мы можем создать подгруппы, работающие с инструкторами, временными лидерами, или же самоуправляемые группы.