Английская ост индская компания была прообразом современных. Британская Ост-Индская компания: история самой преступной корпорации в мире. Операции в Индии

Ост-Индская компания. История великого олигарха

Английская Ост-Индская компания (1600 – 1858) – ровесница английского капитализма и английского государства как государства-нации. Исторически она ненамного моложе Могольской империи. В этой компании и посредством нее соединяются истории Англии и Индии, а также многое внутри самих этих историй: в английской истории Компания как бы соединяет правление двух великих королев – Елизаветы и Виктории, а в индийской – две великие империи: Могольскую и Британскую. Компания "родилась" за три года до смерти Елизаветы I и при жизни Шекспира, а "скончалась" при Виктории и Диккенсе, пережив три с "половиной" династии (Тюдоров, Стюартов, ганноверцев и протекторат Кромвеля).

Два с половиной столетия – это срок существования династии или даже государства. Собственно, длительное время Ост-Индская компания и была государством в государстве, даже в двух – Великобритании и Могольской Индии.

Ост-Индская компания – уникальная организация в истории человечества. Такой вывод кажется преувеличением только на первый взгляд. История знает много разных торгово-политических форм. Это и "государство-купец" (Венеция), и "военно-торговые ассоциации" (так М. Н. Покровский называл княжества Киевской Руси), и союз торгующих городов (Ганза). История знает много могущественных государств и компаний (например, нынешние транснациональные корпорации). Но в истории есть только один случай существования торговой компании, которая в то же время является политическим организмом, государством-компанией в государстве, словно воплощая девиз "Наутилуса" капитана Немо – mobile in mobile ("подвижное в подвижном").

Разумеется, компании такого типа существовали не только в Англии, но также, например, в Голландии (1602 – 1798), Франции (с реорганизациями и перерывами просуществовала с 1664 по 1794 год). Однако их история не идет в сравнение с английской. Голландская Ост-Индская компания – ее расцвет пришелся на середину XVII века – никогда не имела той силы и мощи, которой обладала ее английская "полная тезка", никогда не контролировала столь обширных территорий, равно как и Голландия никогда не занимала в мировой экономике такое место, как Англия. Что касается французской Ост-Индской компании, то, во-первых, она просуществовала в два раза меньше, а во-вторых, и это главное, она находилась под жестким контролем государства (что отражалось в ее постоянных реорганизациях и смене названий) и по сути не была самостоятельным агентом социально-экономического процесса. Ни одна из Ост-Индских компаний не занимала в своих колониальных империях такого места, как английская, и не играла такую роль, как эта последняя, в проникновении на Восток, а затем – в эксплуатации колоний. По-видимому, уникальность английской Ост-Индской компании соответствует уникальности как английской истории, так и того явления, которое специалисты по экономической истории именуют "англосаксонским капитализмом" (Дж. Грэй).

Первые 150 лет

Итак, 31 декабря 1600 года группа лондонских купцов, получивших хартию от королевы Елизаветы I на монопольную торговлю с Востоком сроком на 15 лет, основала Ост-Индскую компанию. Первые два десятилетия Компания торговала с островной Юго-Восточной Азией, но затем ее вытеснил более сильный на тот момент конкурент – голландская Ост-Индская компания, и англичане переместили свою деятельность в Индию.

Компания состояла из двух органов: собрания акционеров и совета директоров во главе с управляющим. Первые путешествия финансировались путем подписки: постоянного капитала не было. В 1609 году Яков I даровал Компании новую хартию, которая объявила срок монопольной торговли Компании неограниченным.

Вытеснив из Индии слабеющих португальцев, англичане постепенно расширяли свою торговлю в Азии. Компания покупала малайский перец и индийские хлопчатобумажные ткани за серебро и продавала их в Европе (прежде всего континентальной), получая за них большее количество серебра (которое лилось в Европу из испанской Мексики).

Отношения Компании и английской монархии были взаимовыгодными. Компании нужны были королевские хартии и дипломатическая поддержка на Востоке, а взамен она предоставляла крупные "займы" короне.

В 1657 году в истории Компании произошло очень важное изменение. Кромвель дал Компании хартию, превратившую ее в организацию с постоянным капиталом. Смена власти не принесла Компании ничего плохого. Напротив, после реставрации она получила от короны остров св. Елены и Бомбей. В 1683 году государство предоставило Компании право адмиралтейской юрисдикции, а через три года разрешило чеканить в Индии монету. Успех Компании не мог не вызвать зависть и враждебные действия со стороны ее соперников в Англии – купцов, вывозивших английский текстиль. Последние подняли в парламенте вопрос об отмене монополии Компании и о регулировании ее деятельности государством. Ничего не добившись в 1698 году, они образовали альтернативную Ост-Индскую компанию, однако из-за слабости новой компании и французской угрозы на Востоке в 1702 – 1708 годах Компании объединились.

К середине XVIII века, после победы Великобритании над Францией в Семилетней войне, Объединенная Компания превратилась в мощную военно-политическую силу в Индии, или, как назвал ее один английский исследователь, "компанию-государство" (company-state) по аналогии с "нацией-государством" (nation-state). В 1765 году Компания присвоила право сбора налогов в Бенгалии. Таким образом, торговая компания превратилась по сути в политическое государство. Налоги вытеснили коммерческую прибыль, а управление – торговлю.

Пожалуй, это был апофеоз Компании, увенчавший первые полтора века ее истории, в течение которых поддержка со стороны английского государства шла по нарастающей. Однако к середине 1760-х годов отношения Компании и государства, а точнее государства и Компании, изменились: Компания стала слишком лакомым кусочком, к тому же менялась "добрая старая Англия", а государству нужны были деньги. Хотя Семилетняя война и окончилась победой англичан, она сильно истощила казну. Поиски средств заставили корону обратить внимание на Компанию. Пожалуй, не меньшую роль сыграло и то, что постепенно Компания начала превращаться в некое подобие государства на Востоке, в то состояние, которое известный английский историк Маколей охарактеризовал как "подданный в одном полушарии и суверен в другом".

"Великий перелом"

В 1767 году государство, как говорили у нас во времена Ивана Грозного и как заговорили опять в конце XX века, "наехало" на Компанию: парламент обязал ее ежегодно выплачивать министерству финансов 400 тысяч фунтов стерлингов в год. В начале 1770-х годов Компания оказалась на грани банкротства из-за разорения ею Бенгалии и была вынуждена просить правительство о займе. Однако ей пришлось дорого заплатить за финансовую помощь. В 1773 году парламент принял билль премьер-министра Норта, вошедший в историю как Акт о регулировании. Государство в числе прочих мер, направленных на установление контроля над Компанией, обязало ее совет директоров регулярно отчитываться о делах Компании перед министерствами финансов и иностранных дел. Система управления в Индии была централизована. На посты троих из четырех советников калькуттского генерал-губернатора были назначены государственные чиновники.

Акт Норта стал компромиссом между государством и Компанией. Это ярко показала последовавшая за ним борьба генерал-губернатора Хейстингса и члена совета Фрэнсиса. Хотя Фрэнсис, отстаивавший внутри Компании интересы государства, потерпел в этой борьбе поражение, Компания в конце концов оказалась не в силах противиться давлению обеих партий парламента и потеряла свою политическую независимость. В 1784 году был принят акт Питта, учредивший правительственный контрольный совет по делам Индии и давший генерал-губернатору – теперь фактически ставленнику государства – полноту власти в Индии. Акт Питта оформил отношения английского государства и Ост-Индской компании как неравноправных партнеров по управлению Индией на период 70 с лишним лет. Компания сохранила самостоятельность лишь в сфере торговли.

Конфликт в калькуттском совете

В истории нередко случается так, что частный конфликт, в котором большую роль играют личные амбиции, не только становится выражением противоборствующих социально-политических тенденций, но и определяет некие внеличностные тенденции порой весьма причудливым образом. Именно таким оказался в калькуттском совете 1774 года конфликт между бенгальским генерал-губернатором Хейстингсом и его советником Фрэнсисом, который был ставленником правительства.

Одним из важнейших пунктов их разногласий был вопрос о политическом управлении Индией. Фрэнсис считал необходимым отменить политическую власть Компании и провозгласить суверенитет британской короны над английскими владениями в Индии (что и было сделано в 1858 году). Восстановленный у власти наваб Бенгалии теперь должен был бы управлять от имени английского короля. Хейстингс как представитель Компании выступал за сохранение власти Компании в Индии, и его позиция в конкретной ситуации конца XVIII века была более реалистичной, поскольку аннексия индийских территорий Британией могла привести ее к вооруженному конфликту с другими европейскими державами, имевшими интересы на Востоке.

История показала, что с точки зрения краткосрочных последствий прав был Хейстингс, хотя в долгосрочной перспективе, в другую эпоху – в момент пика британской гегемонии в мире, была реализована "программа Фрэнсиса". Другим пунктом споров Хейстингса и Фрэнсиса был вопрос землеустройства и сбора налогов. По плану генерал-губернатора введенную им же откупную систему следовало заменить старой могольской системой. Однако исторически победил план Фрэнсиса, проведенный в 1793 году: заминдаров наделили правом частной собственности, лишив всех прежних прав крестьян и сведя их к положению арендаторов.

Хейстингс и Фрэнсис спорили и по внешней политике Компании в Индии. Если Хейстингс выступал за активное участие Компании в политических событиях Индостана, заключая субсидиарные договоры с индийскими князьями, то Фрэнсис призывал к невмешательству, причем связывал это с планом расширения британской власти в Индии. По его мнению, Великобритании следовало аннексировать лишь Бенгалию, а остальную Индию контролировать через делийского Могола. Однако в то время такой план был нереален: англичане не являлись еще явно доминирующей силой в Индии.

И эти противоречащие друг другу взгляды примирило дальнейшее развитие. Они легли в основу взаимодополняющих и чередующихся в зависимости от обстоятельств политических стратегий первой половины XIX века: завоевание и "политика невмешательства". Так в спорах и борьбе личностей, с одной стороны, государства и Компании – с другой, выковывались и отрабатывались стратегии будущего. Решающим периодом этой выработки стало десятилетие с небольшим между 1773 и 1784 годами. Это же время стало кульминацией в противостоянии Компании и государства; в нем было достигнуто равновесие сил: акт Норта уже положил начало подчинению Компании государству, но Фрэнсис потерпел поражение в борьбе с Хейстингсом, и понадобился еще один парламентский акт, чтобы чаша весов склонилась в пользу государства.

Последний круг

Развитие Великобритании в ходе и после промышленного переворота вело к столкновению интересов Компании и формирующейся английской промышленной буржуазии, к дальнейшему наступлению на нее государства. Вехами этого наступления стали три Акта о хартии – 1793, 1813 и 1833 годов.Принятый в 1793 году Акт о хартии Ост-Индской компании стал очередным компромиссом между Компанией и ее противниками, причем роль арбитра в противостоянии играло, естественно, государство. Была установлена "регулируемая монополия": государство обязало Компанию предоставлять часть своих судов по умеренным ценам фрахта частным купцам для торговли с Индией.

Актом о хартии 1813 года парламент под напором британских промышленников и судовладельцев вообще отменил монополию Компании на торговлю с Индией. Этой отмены требовали и логика промышленного развития "мастерской мира", и необходимость противостоять континентальной блокаде, организованной Наполеоном. Резко усилилось и вмешательство государства в административную сферу Компании: парламент четко предписал Компании, как ей следует распоряжаться государственными доходами азиатской страны, которой она управляет. Одобрение короной кандидатур высших чиновников Компании в Индии резко расширило зону власти государства за счет зоны Компании в их совместном управлении Индией.

Акт о хартии 1833 года отменил последние монопольные права Компании на торговлю с Китаем. Логика развития отношений между государством и Компанией привела к запрету парламентом Компании заниматься в Индии торговлей, то есть тем, для чего Компания и была когда-то создана.

К середине XIX века Ост-Индская компания была обречена. Она была политико-экономическим кентавром, а время этих "организационных существ" прошло – им не было места в мире промышленности и национальных государств.

За три четверти столетия (без одного года), которые разделяют 1784 и 1858 годы, Англия из доиндустриальной страны превратилась в "мастерскую мира". Будучи формой организации торгового, доиндустриального капитализма, Компания была неадекватна промышленному капитализму, его эпохе, его политико-экономическим структурам. Вполне естественно, что институты и организации доиндустриальной эпохи должны были уйти вместе с ней, как это и произошло с Ост-Индской компанией. То, что в XVII – XVIII веках составляло силу и было основной победой Ост-Индской компании, а именно: довольно органичное (для того времени) единство, комбинация в ее деятельности политических и торгово-экономических функций, стало причиной ее ослабления и гибели.

В известном смысле степень свободы и привилегии Ост-Индской компании можно считать мерой неразвитости английского капитала как, выражаясь марксистским языком, формационного, английского государства как буржуазного и английского общества как классового в капиталистическом смысле слова. Развитие буржуазного государства и общества в Англии, все большее обособление общества и государства, дивергенция административного управления и управления бизнесом ("закон Лэйна") – все это сокращало "жизненное пространство" Компании.

Зачем компания-государство, если есть нация-государство? Будучи носителем административных функций, которые в зрелом капиталистическом обществе суть монополия государства как персонификатора функций капитала, Ост-Индская компания оказывалась чем-то вроде альтернативной или параллельной государственной структуры, что в середине XIX века, конечно же, было анахронизмом, подлежащим уничтожению.

В 1853 году широкие круги английской буржуазии потребовали ликвидации Компании как политического института – британского инструмента управления Индией – и аннексии Индии. Однако парламент ограничился лишь дальнейшим реформированием Компании. Акт о хартии 1853 года стал примером вмешательства государства во внутреннюю структуру Компании: было сокращено количество директоров. Более того, Компания (совет директоров) частично – на треть – перестала быть самой собою. На одну треть она стала министерством, так как теперь 6 из 18 директоров назначались короной.

Трудно сказать, сколько бы еще протянула Компания-ветеран, если бы не обстоятельства – сипайское восстание 1857 – 1859 годов, одной из причин которого стала деятельность именно чиновников Компании.

В 1858 году был принят Акт об управлении Индией, который завершил историю Ост-Индской компании как политического института. Этот акт провозгласил суверенитет британской короны над Индией. После этого Компания просуществовала еще до 1873 года, но лишь как чисто коммерческая организация. Вместе с Компанией (теперь уже – компанией) ушла целая эпоха, но современники почти не заметили этого: франко-прусская война, коммунары в Париже, отказ России соблюдать условия Парижского мира 1856 года, отречение испанского короля Амадея и объявление первой республики в Испании, крах на венской бирже и начало экономического кризиса США, открывшие Великую депрессию 1873 – 1896 годов – мировой экономический кризис, подорвавший гегемонию Великобритании.

Короче, в начале 1870-х годов миру было не до Ост-Индской компании, этого реликта прошлого. Мир, сам не зная того, вступал в эпоху, которая закончится в 1914 году и станет водоразделом между двумя "короткими" веками – XIX (1815 – 1873) и XX (1914 – 1991). Эта эпоха начиналась как эпоха империализма, эпоха окончательного оформления национальными государствами колониальных империй. В этой эпохе национальные государства были главным действующим лицом, главным монополистом, в целом успешно боровшимся с частными монополиями.

Ост-Индская компания – воспоминание о будущем?

Однако так было до 1950-х годов, пока не стали набирать силу транснациональные корпорации (ТНК), которые начали постепенно теснить государство, в том числе и английское. Прошло всего лишь столетие с момента его победы над своим "транснациональным" подданным-конкурентом, и появились новые транснациональные конкуренты, пожалуй, более серьезные, чем Почтенная Компания.

При всей поверхности аналогий можно сказать, что между Ост-Индской компанией и современными транснациональными корпорациями есть определенное сходство: так или иначе все они связаны с монополией, представляют собой вызов национальному государству и национальному суверенитету, комбинируют политические и экономические формы деятельности. В известном смысле можно сказать, что ТНК берут реванш у государства как института за Ост-Индскую компанию. ТНК не единственный конкурент государства в нынешнем "постсовременном" мире. Есть и другие. Это и надгосударственные объединения типа Европейского Союза и АСЕАН, это "регион-экономики" (К. Омаэ), то есть зоны, возникающие внутри одного государства (район Сан-Паулу в Бразилии, Ломбардия в Италии), на стыке двух (район Лангедок – Каталония) или даже трех (район Пинанг – Медан – Пхукет) государств и представляющие собой вполне интегрированные единицы производства и потребления с 20 – 30-миллионным населением. Это, наконец, так называемые "серые зоны", то есть районы, не контролируемые легальной властью (различные "наркотреугольники", зоны самовоспроизводящихся межплеменных конфликтов и т. п.).

В мире, в котором государство все больше становится лишь картографической реальностью, все большую роль играют политико-экономические "кентавры", точнее – неокентавры, структуры того типа, которые более или менее успешно конкурировали с национальным государством в XVI – XVIII веках, на заре Современности, и проиграли ему в первой половине XIX века. Ныне они возникают словно тени из прошлого, но тени вполне материальные. С этой точки зрения феномен и история английской Ост-Индской компании получают вполне современное звучание, становятся актуальными. Почтенная Компания как воспоминание о будущем? А почему бы и нет. Ее четырехсотлетний юбилей, пришедшийся на последний день века и тысячелетия, – хороший повод поразмышлять об этом.

Ост-Индская компания I Ост-И́ндская компа́ния

английская (1600-1858), частная компания по торговле с Ост-Индией (Индией и Ю.-В. Азией) и Китаем, постепенно превратившаяся в политическую организацию и аппарат английского правительства для эксплуатации и управления захваченными территориями. С 1623 О.-И. к. сконцентрировала свою деятельность в Индии, откуда вывозила в страны Азии, а также в Европу ткани, пряжу, индиго, опиум, селитру. В 1-й половине 17 в. торговля велась преимущественно через Сурат, позже главными опорными пунктами стали основанные О.-И. к. Мадрас, Бомбей, Калькутта. Своё влияние в Индии О.-И. к. утвердила в борьбе с европейскими соперниками (португальскими, голландскими и французскими Ост-Индскими компаниями) и местными правителями, используя подкуп, шантаж и военную силу. Победив в войнах 18 в. французскую Индийскую компанию (основана в 1719 на базе Ост-Индской и др. французских торговых компаний), английская О.-И. к. по сути монополизировала эксплуатацию Индии. Уже в 17 в. О.-И. к. приобрела ряд государственных прерогатив: право вести войну и заключать мир (1661), чеканить монету, иметь военно-полевые суды, полностью распоряжаться своими войсками и флотом (1686). После 1757 (битвы при Плесси) захватила Бенгалию и ряд других территорий. Со 2-й половины 18 в. основой деятельности О.-И. к. стала не торговля, а сбор налогов, управление и грабёж захваченных территорий. К 1849 О.-И. к. подчинила в основном всю Индию и к 1852 - Нижнюю Бирму. Доходы, поступавшие от торговли, налогов, грабежа, послужили важным источником первоначального накопления капитала (См. Первоначальное накопление капитала).

Колониальная эксплуатация Индии О.-И. к. привела к гибели и обнищанию миллионов индийцев, упадку товарного ремесленного производства, разорению сельского хозяйства, существенным изменениям в аграрных отношениях.

С середины 18 в. бесконтрольность О.-И. к. стала вызывать недовольство окрепшей английской промышленной буржуазии, претендовавшей на участие в прибылях от эксплуатации Индии. В результате принятия английским парламентом ряда актов (1773, 1784, 1813, 1833, 1853) Совет директоров О.-И. к. был подчинён Контрольному совету, назначаемому королём; генерал-губернатор владений О.-И. к. стал назначаться премьер-министром; дивиденд был ограничен 10%. Монополия О.-И. к. на торговлю с Индией была отменена в 1813, а с 1833 торговая деятельность О.-И. к. вообще была запрещена. В 1858 во время Индийского народного восстания 1857-59 (См. Индийское народное восстание 1857-59) О.-И. к. была ликвидирована (с выплатой пайщикам компенсации в 3 млн. фунтов стерлингов). Индия стала подчиняться непосредственно статс-секретарю (министру) по делам Индии и английскому вице-королю.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 9; Антонова К. А., Английское завоевание Индии в XVIII веке, М., 1958; The Cambridge history of India, v. 5, Camb., 1929; Mukherjee R., The rise and fall of the East India company, B., 1958.

Л. Б. Алаев.

II О́ст-И́ндская компа́ния

голландская, Объединённая Ост-Индская компания (ОИК), монопольная торговая компания, существовавшая в 1602-1798. Возникла в результате слияния нескольких конкурировавших компаний. Акционерами ОИК были богатейшие голландские купцы. Возглавлялась 17 директорами (в т. ч. 8 - от Амстердама). ОИК была главным орудием, с помощью которого голландская буржуазия путём насилий, вымогательств и захватов создала голландскую колониальную империю. На всём пространстве к В. от мыса Доброй Надежды до Магелланова пролива ОИК имела монопольное право торговли и мореплавания, беспошлинного провоза товаров в метрополию, создания факторий, крепостей, набора и содержания войск, флота, ведения судопроизводства, заключения международных договоров и т.д. В 1609 была создана собственная администрация ОИК [с 1619 с постоянной резиденцией в Батавии на о. Ява, ставшей столицей голландских колониальных владений на Ю.-В. Азии (см. в ст. Индонезия)]. Опираясь на своё торговое и военное могущество, ОИК вытеснила с Молуккских островов португальцев, создала фактории на побережье Индии, на Цейлоне и в др. местах. ОИК истребляла местное население, подавляла восстания туземцев, ради поддержания высоких монопольных цен на колониальные товары хищнически уничтожала заросли пряностей. Такими путями ОИК в период своего расцвета (середина 17 в.) обеспечивала выплату своим акционерам огромных дивидендов - в среднем 18%, а в отдельные гиды и гораздо больше. ОИК оказывала значительное влияние на политику и государственный аппарат республики. С конца 17 - начала 18 вв. в условиях общего экономического упадка Голландской республики, конкуренции английской Ост-Индской компании и др. начался упадок ОИК. В 1798 ОИК была ликвидирована, всё её имущество и активы перешли в собственность государства (окончательный срок действия привилегий ОИК истек 31 декабря 1799).

А. Н. Чистозвонов.

III Ост-И́ндская компа́ния

французская, торговая компания, существовавшая в 1664-1719. Организована по инициативе Ж. Б. Кольбер а в целях монополизации торговли с Индией. Имела несколько факторий на индийском побережье (Масулипатам, Маэ, Чандерна-гор и др.). Центром владений О.-И. к. в Индии был Пондишери. Руководство О.-И. к., носившей феодальный характер, осуществляло королевское правительство. Развитию компании мешала мелочная опека и регламентация её деятельности правительственными комиссарами. В начале 18 в. О.-И. к. была поглощена новой т. н. Индийской компанией, которая монополизировала всю заморскую торговлю Франции.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Ост-Индская компания" в других словарях:

    Название ряда торговых обществ в европейских странах колониальной эпохи. В каждой из крупных держав была учреждена собственная компания, наделённая монопольным правом торговли с Ост Индией: Британская Ост Индская компания учреждена в 1600 году… … Википедия

    I английская (1600 1858), компания английских купцов в основном для торговли с Ост Индией (название территории Индии и некоторых других стран Южной и Юго Восточной Азии); постепенно превратилась в государственную организацию по управлению… … Энциклопедический словарь

    Английская, компания (1600 1858) английских купцов в основном для торговли с Ост Индией (название территории Индии и некоторых других стран Южной и Юго Восточной Азии); постепенно превратилась в государственную организацию по управлению… … Современная энциклопедия

    Английская (1600 1858) компания английских купцов в основном для торговли с Ост Индией (название территории Индии и некоторых других стран Юж. и Юго Вост. Азии); постепенно превратилась в государственную организацию по управлению английскими… …

    Нидерландская, торговая компания (1602 1798). Имела монопольное право торговли, мореплавания, размещения факторий и т.д. в бассейне Индийского и Тихого океанов. Захватила значительные территории в Юго Восточной Азии (на острове Ява и др.) и на… … Современная энциклопедия

    Нидерландская торговая компания (1602 1798). Имела монопольное право торговли, мореплавания, размещения факторий и т. д. в бассейнах Индийского и Тихого океанов. Захватила значительные территории в Юго Вост. Азии (на о. Ява и др.) и на юге Африки … Большой Энциклопедический словарь

    1 . английская (1600 1858) частная компания англ. купцов для торговли с Ост Индией (так в 17 18 вв. в Европе называли Индию, Юго Вост. Азию и Китай), постепенно превратившаяся в гос. орг цию по управлению англ. владениями в Индии. В 1 й пол. 17 в … Советская историческая энциклопедия

    Ост-Индская компания - (ист.) … Орфографический словарь русского языка

    ОСТ ИНДСКАЯ КОМПАНИЯ английская частная компания по торговле со странами Ост Индии (см. ОСТ ИНДИЯ) и Китаем, постепенно превратившаяся в организацию по управлению английскими владениями в Индии; существовала в 1600 1858 гг. Создание компании В… … Энциклопедический словарь

    ОСТ ИНДСКАЯ КОМПАНИЯ голландская (Объединенная Ост Индская компания), торговая компания голландских купцов, существовавшая в 1602 1798 гг. Голландская Ост Индская компания имела монопольное право торговли, мореплавания, размещения факторий… … Энциклопедический словарь

Книги

  • История Елизаветы, королевы английской. Том 2 , . Санкт-Петербург, 1795 год. Типография И. К. Шнора. Владельческий переплет. Бинтовой корешок. Сохранность хорошая. Елизавета I (1533 - 1603) - королева Англии и королева Ирландии с 17 ноября…
Чтение статьи займет: 13 мин.

400-летняя схема бизнеса Британской Ост-Индской компании: вооруженный грабеж

Примерно 250 лет назад в английском языке появилось новое слово – loot – переводимое сегодня как «добыча», «трофей» и «халява». Происхождение словесного новоприобретения – Индия, где «lūṭ» означало добычу, полученную грабежом. Именно этим словом можно охарактеризовать всю сущность второй транснациональной корпорации нашей планеты, известной, как Ост-Индская компания.

Герб Ост-Индской компании. Лозунг на нем «Auspicio regis et senatus angliae» переводится с латыни, как «Под властью Короны и Парламента Англии»

Замечу сразу: название «Ост-Индская компания» прямо не относится к Англии. В нем отражена сфера колониальных интересов предприятий Европы – Южная Азия. Свои Ост-Индские компании были у Португалии, Франции, Нидерландов, Швеции, Австрии, Дании и даже Германии (Пруссии). Однако лишь одно акционерное предприятие превзошло по всем масштабам прочие национальные торговые компании и поглотило их колониальные территории – Британская Ост-Индская компания. Поэтому в данной статье под «Ост-Индской компанией» подразумевается именно английское предприятие.

Англия на пути к Великобритании

В XVII веке Британия представляла собой одно из беднейших государств западной Европы. Череда кризисов, оставленных королевству мятежным Генрихом VIII – отказ от католицизма, путаница с престолонаследием и неприкрытая враждебность всех государств-«сестер» по римскому прошлому – казалось, эти проблемы разрешить мог только брачный союз Елизаветы Тюдор с отпрыском королевского дома Испании.

Королева Англии Елизавета I. Ее упорное противостояние Испании, Португалии и Нидерландам стало причиной создания Английской Ост-Индской компании

Но младшая дочь короля-протестанта не интересовалась брачными узами, равно как и не испытывала интереса к католической вере. Она намеревалась оставаться английской королевой и на смертном одре, не делясь властью совершенно ни с кем. Дочь Анны Болейн и Генриха VIII – Елизавета I – демонстрировала королевским домам Европы такой мятежный нрав, что и ее отец.

Англии Елизавета Тюдор, самая почитаемая британская королева, за три года до своей смерти поддержала создание купеческого морского АО «Ост-Индская компания», впоследствии ставшего величайшей транснациональной корпорацией на нашей планете в XVII-XIX веках н.э. Кстати, современная популярность английского языка на Земле во многом случилась именно благодаря Ост-Индской компании.

Между тем вся европейская колониальная история, начиная с конца XV века, базировалась на единственной цели – достичь Индии и Китая морским путем.

Англия становится морской державой

Эту загадочную и баснословно богатую страну пряностей, золота и алмазов 500 лет назад искали все – испанцы, французы, португальцы, голландцы, датчане… В итоге испанцы нашли Южную Америку, принявшись извлекать ресурсы оттуда (конкиста). Остальные, испытав множество морских неудач, сосредоточились на Африке. Колониальной звездой Индия впервые стала в короне Португалии – путь к ней вокруг африканского континента был обнаружен мореплавателем-капером Васко да Гама, прибывшим к индийским берегам в 1498 году на трех кораблях.

Васко да Гама, португальский мореплаватель и капер. Первооткрыватель морского пути вдоль берегов Африканского континента в Индийский океан

Наблюдая, как обогащаются соседние европейские государства с каждым прибытием морских судов из далеких заморских колоний, Генрих VII Тюдор повелел построить для нужд Англии первые крупнотоннажные корабли. К восшествию на английский престол его сына Генриха VIII в 1509 году у королевства было пять морских судов, а спустя пять лет их стало уже 30 и более.

Однако обладание полноценным океанским флотом не создавало само по себе возможностей к колониальному обогащению – у Англии не было ни морских карт, ни опытных капитанов, умеющих следовать курсу по океанским просторам. Маршруты на юго-запад (к Южной Америке), освоенные испанцами и португальцами, для торговых английских экспедиций не подходили – колониальные конфликты с Испанией или Португалией британской короне были совершенно не нужны. Конечно, английские каперы периодически нападали на груженые серебром испанские галеоны, но этот тип мореплавателей власти Англии поддерживали негласно. И они всегда готовы были отказаться от каперов, пойманных при неудачном захвате колониальных грузов.

Поиски Индии англичанами

Генуэзский мореплаватель Джон Кабот (Джованни Кабото) предложил Генриху VII поход на запад через море (о существовании Атлантического океана на тот момент европейцы не знали), чтобы найти Индию. Шансы на успех увеличились с известием, что испанская корона благодаря мореплавателю-португальцу Христофору Колумбу нашла морской путь к Индии в 1492 году (на самом деле была открыта Южная Америка, но ни Колумб, ни кто-либо еще об этом не ведали).

Джованни Кабото (англ. Джон Кабот) генуэзский мореплаватель, в поисках морского пути в Индию открыйший путь через Атлантический океан в Северную Америку

С благословления английской короны и при финансировании бристольских купцов Джон Кабот на одном корабле достиг в 1497 году побережья Северной Америки (территория современной Канады), посчитав эти земли «блаженными островами Бразил» — удаленной восточной частью Индии. Однако английские географы решили, что найденная Каботом земля – часть «царства великого хана» (так назывался в Европе Китай). Впоследствии именно открытие Кабота и объявленное им право Англии на владение землями Северной Америки привели к образованию американской колонии Великобритании и возникновению современных США.

Вторую попытку доплыть до Индии или хотя бы до Китая предприняла эскадра под командованием английских мореплавателей Хью Уиллоуби и Ричарда Ченслора. Британская экспедиция, состоявшая из трех судов, была послана на восток через северные моря в 1553 году. После многомесячного путешествия и зимовки у берегов Лапландии, единственный корабль Ченслора вошел в Двинский залив Белого моря. Экипажи двух других судов, разминувшихся с Ченслором, погибли во время зимовки у устья реки Варзина.

Ричард Ченслер, английский мореплаватель, на приеме у Ивана Грозного (гравюра). Он открыл северный морской путь в Россию и участвовал в организации с ней торговых отношений,хотя изначально пытался доплыть до Индии

Встретившись с местными рыбаками Ричард Ченслор узнал, что попал не в Индию, а в Россию. Милостивый прием английских моряков Иваном IV Грозным привел к активной многовековой торговле между Англией и Россией с образованием привилегированной купеческой монополии «Московская компания» (Muscovy Company). Однако русского царя, ведшего частые войны, интересовали исключительно английские товары военного назначения (порох, ружья, пушечное железо и т.п.), что вызвало протесты со стороны королей Швеции, Польско-Литовской Унии, Дании и императора Священной Римской империи Фердинанда I. Поэтому высоких прибылей торговля англичан с русскими не давала.

Как Англия нашла Индию

Первым английским мореплавателем, обнаружившим морской путь в Индию, стал капер Джеймс Ланкастер. Добыв подробные копии португальских морских карт у разорившегося голландского купца Яна Гюйгена ван Линсхотена и возглавив флотилию из трех полувоенных судов, Ланкастер за 1591-1592 годы достиг Индийского океана и вышел на восток дальше Индии – к полуострову Малакка. Занимаясь излюбленным делом – грабежом всех попавшихся поблизости судов – Ланкастер провел год близ малазийского Пенанга. В 1594 году он вернулся в Англию, став первооткрывателем Индии для английской короны и первым капитаном, нанятым для перевозки грузов в Южную Азию.

Джеймс Ланкастер, английский мореплаватель и капер (приватир), открывший для Британии путь в Южную Азию. Используя морские карты ван Линсхотена с нанесенными на них маршрутами, глубинами и отмелями, он обогнул Африку и вошел в Индийский океан, где занимался грабежом кораблей азиатских купцов

Однако поводом для образования Ост-Индской компании послужило вовсе не приобретение морских карт с маршрутом к Индии – голландские купцы вдвое задрали стоимость перца. Именно по этой причине английские купцы обратились за поддержкой к королеве Елизавете I, разрешившей на выгодных для британской короны условиях (королевская хартия) прямую монопольную торговлю с заморским государством. Для запутывания португальцев и голландцев Индия была названа страной «Великих Моголов».

Кроме англичан индийскую империю Тимуридов (Бабуридов), контролировавших большую часть современных Индии, Пакистана, Бангладеша и юго-восточных земель Афганистана никто не называл «Великими Моголами». Сами правители (падишахи) этой империи именовали свое государство Гурканиан (от слова «Gurkānī» — с персидского «зять хана»), считая себя потомками великого азиатского завоевателя Тамерлана.

Как Ост-Индская компания решила проблему Португалии

Первые четыре рейса британцев, совершенные в 1601-1608 годах заставили португальцев нервничать, однако поводов для прямых колониальных конфликтов у двух королевств пока еще не было. У Англии пока еще не имелось земельных владений в Южной Азии. Португалия же после нескольких битв с арабскими правителями, прошедших в XVI веке, контролировала большую часть южного побережья Персидского залива, остров Мозамбик, Азорские острова, Бомбей и Гоа полностью, а также несколько городов в индийском штате Гуджарат. И португальцы успешно отбивали атаки османских турок, окончательно утвердив свое главенствующее положение на южно-азиатских территориях.

Флаг Ост-Индской компании на ее торгово-военных кораблях

В попытке восстановить статус-кво четыре корабля португальского флота попытались заблокировать и уничтожить четыре судна Ост-Индской компании в конце ноября 1612 года у городка Сували (штат Гуджарат, Индия). Капитан Джеймс Бест, командовавший английской флотилией, сумел не только отбить атаки португальцев, но и одержать победу в бою.

Что интересно – именно неудачное нападение португальцев убедило падишаха Джахангира империи Великих моголов дать разрешение на создание торговой фактории для Ост-Индской компании. Он видел в англичанах возможность ведения честных сделок, тем более что британская Ост-Индская компания не вмешивалась в дела местных религиозных конфессий. А португальцы активно насаждали католицизм и атаковали суда с мусульманскими паломниками, направляющиеся в Мекку, благодаря чему пользовались полной поддержкой папского престола. Кстати, посланник к английскому королю Джеймсу I, отправленный по суше Джеймсом Бестом после достижения договора с падишахом Великих Моголов – Энтони Старки – был отравлен на пути следования монахами-иезуитами в интересах Папы Римского.

Карл II, король Англии. Его женитьба на Екатерине Браганнской, дочери короля Португалии Жуана IV, решила проблемы Ост-Индской компании в португало-индийских колониях

Именно после морского сражения с португальцами руководители Британской ост-Индской компании приняли решение о создании собственного военного флота и сухопутной армии. Инвестиции в торговлю со странами пряностей нуждались в защите, предоставить которую английская корона не могла и не хотела.

Начиная с 1662 года колониальный конфликт в Южной Азии между Португалией и Англией был исчерпан – после реставрации власти короны в Великобритании Карл II женился на дочери португальского короля, получив в качестве приданого Бомбей и Танжер (король передал их Ост-Индской компании за символическую плату в 10 фунтов стерлингов за год). Португалия нуждалась во флоте Англии, чтобы уберечь свои колонии в Южной Америке от посягательств испанцев – Индия считалась ими не столь ценной.

Как Ост-Индская компания решила проблему Франции

Французская версия Ост-Индской компании возникла в 1664 году и спустя чуть более 10 лет ее представителями были основаны две индийские колонии – Пондишерри и Чандернагор. В течение следующих 100 лет юго-восточная часть полуострова Индостан контролировалась французскими колонизаторами.

Однако в 1756 году в Европе началась Семилетняя война, противниками в которой, в том числе, были Англия и Франция. Спустя год стартовали боевые действия между французскими и английскими колониальными войсками на территории Индостана.

Генерал-майор Роберт Клайв в молодости. Под его руководством армия Британской Ост-Индской Компании захватила под полный контроль весь полуостров Индостан

Французский генерал Томас Артур, граф де Лалли совершил крупнейшую стратегическую ошибку – отказался поддержать молодого наваба Бенгалии Сирадж-уд-Даула, выступившего против англичан и захватившего Калькутту. Лалли надеялся сохранить нейтралитет с колониальными войсками Великобритании, но как только генерал Ост-Индской компании Роберт Клайв вынудил бенгальского правителя сдаться, войска East India Company атаковал французские фактории и военные укрепления.

Потерпев поражение от британцев у форта Вандиваш, граф де Лалли попытался укрыться во французской крепости Пондишерри с теми войсками, что у него остались (около 600 человек). Колониальная военная эскадра Франции под командованием адмирала Антуана д’Аше, понесшая высокий урон в экипажах судов после трех битв с флотом Ост-Индской компании у Куддалора в 1758-1759 годах, ушла к острову Маврикий. Надежды на помощь с моря у генерала де Лалли не было. После 4,5 месяцев осады французы сдали крепость в январе 1761 года войскам Британской Ост-Индской компании.

Последствия битвы при Пондишерри, произошедшей в 1760-61 годах и ставшей частью Семилетней войны. Французский форт Пондишерри был полностью демонтирован Ост-Индской компанией

Впоследствии британцы снесли крепость Пондишерри полностью, чтобы стереть любые напоминания о колониальной власти Франции. Хотя по окончании Семилетней войны Франция частично вернула себе территории индийских колоний, она потеряла право строить укрепленные форты и держать войска в Бенгалии. В 1769 году французы полностью покинули Южную Азию, а Британская Ост-Индская компания забрала под полный контроль весь Индостан.

Как Ост-Индская компания решила проблему Нидерландов

Военные конфликты между Англией и Нидерландами за период 1652-1794 годы произошли четыре раза, наибольшую выгоду в результате этих войн получила Великобритания. Голландцы являлись прямыми конкурентами англичан в борьбе за колониальные рынки сбыта – их торговый флот хотя и был плохо вооружен, но велик.

Зарождающийся класс английской буржуазии нуждался в расширении торговли. Серия государственных потрясений в Англии, приведшая к английской революции и казни Карла I, вывела парламентариев Британии на первое место в решении внешних и внутренних государственных вопросов. Этим воспользовались руководители Ост-Индской компании – они подкупали парламентариев акциями своей корпорации, побуждая поддерживать интересы предприятия ради извлечения наибольшего личного дохода.

Битва английского и голландского флотов в ходе первой Англо-Нидерландской войны

По итогам последней, четвертой войны с Нидерландами, был заключен мирный договор (Парижский) в 1783 году. Голландская Ост-Индская компания вынужденно передала Великобритании Нагапаттинам – город в южной части Индии, принадлежавший Нидерландам свыше 150 лет. В итоге Ост-Индское предприятие голландских купцов потерпело банкротство и в 1798 году прекратило свое существование. А британские торговые суда получили полное право вести беспрепятственную торговлю на бывших колониальных территориях Голландской Ост-Индии, принадлежавших теперь короне Нидерландов.

Национализация Ост-Индской компании Великобританией

Добившись в ходе войн за 17-19 века монопольного владения всеми территориями Колониальной Индии, британская мегакорпорация приступила к выкачиванию максимальной прибыли из туземцев. Ее представители, являвшиеся фактическими правителями многочисленных государств Южной Азии, требовали от марионеточных туземных властей резко ограничить выращивание зерновых культур, растить опиумный мак, индиго и чай.

Также лондонское правление Ост-Индской компании решило нарастить прибыль путем ежегодного повышения земельного налога для земледельцев Индостана – вся территория полуострова и значительные площади, прилегающие к нему с запада, востока и севера принадлежали британской корпорации. В Британской Индии стали частыми голодные годы – при первом случае, произошедшем в 1769-1773 годы, только в Бенгалии от голода умерло свыше 10 миллионов местных жителей (треть населения).

На фото — голодающая семья индусов во время голода в Бенгалии, случившегося в 1943 году, т.е. много позже описываемых событий. Однако ситуация в голодные годы в Индостане, управляемом Ост-Индской компанией была значительно хуже

Массовый голод среди населения Колониальной Индии, за период ее полного контроля Ост-Индской компании, происходил в 1783-1784 годах (погибло 11 млн. человек), в 1791-1792 годах (погибло 11 млн. человек), в 1837-1838 годах (погибло 800 тыс. человек), 1868-1870 годы (погибло 1,5 млн. человек).

Показательный нюанс: в ходе борьбы с голодом 1873-1874 годов управляющий компании Ричард Темпл переоценил возможные последствия очередной засухи и затратил «слишком много» средств на приобретение бирманского зерна для голодающего населения колоний – 100 000 тонн зерна были куплены и доставлены попусту. Хотя смертность от голода удалось свести к минимуму (умерли единицы), Темпл был жестко раскритикован и в парламенте и СМИ Великобритании.

Сэр Ричард Темпл II, первый баронет Великобритании. Руководил колониями Ост-Индской
компании в 1846-1880 годах

Чтобы обелить себя, Ричард Темпл провел эксперименты для определения минимальной нормы питания туземцев – приказал отобрать в трудовой лагерь несколько десятков здоровых и крепких индусов, держать каждую тестовую группу на определенном рационе питания и ждать, кто выживет, а кто умрет от голода. В своих мемуарах Темпл написал: некоторые индийские парни в трудовом лагере настолько ослабели от голода, что походили на живые скелеты, полностью неспособные работать. Стоит отметить, что за «индийские заслуги» перед Великобританией Ричард Темпл получил титул баронета.

Недостаток пропитания для населения индийских колоний английских руководителей Ост-Индской компании никак не интересовал. Однако повальный голод вызвал иную проблему – в Индии начались народные восстания. Прежде британцам удавалось сводить риски восстаний к минимуму благодаря общественной разобщенности населения Индостана. Касты, множество религиозных конфессий, межнациональная рознь и родовые конфликты между наследными правителями многочисленных мини-государств – это были роскошные условия для иностранного колониального управления индийскими землями.

83-летний Бахадур Шах II, последний падишах Великих Моголов. На фото, сделанном в 1858 году, он ожидает решения колониального суда за его участие в восстании сипаев. Его дети, способные унаследовать падишахский трон, к этому моменту казнены

Однако участившийся голодомор на фоне откровенно безразличного поведения служащих Ост-Индской компании к коренному населению колоний вызвали восстание в рядах колониального войска, большая часть которого набиралась из жителей Индостана. В 1857-1859 годах произошло восстание сипаев, поддержанное многими местными правителями Южной Азии, включая последнего падишаха Великих Моголов Бахадура Шаха II. Подавление восстания заняло более трех лет, наемные войска Ост-Индской компании утопили земли Индостана в крови, вырезав порядка 10 миллионов человек.

Лорд Генри Джон Темпл, III виконт Палмерстон. Он внес на рассмотрение британского парламент акт о передаче колониальной Индии от Ост-Индской колонии власти английской короны

На фоне некрасивых вестей из индийских колоний парламент Великобритании большинством голосов принимает в 1858 году «Акт о лучшем управлении Индией», внесенный Генри Джоном Темплом, третьим виконтом Палмерстоном (лордом Палмерстоном). По условиям Акта управление английскими колониями в Южной Азии передается британской короне, т.е. королева Великобритании Виктория становится также королевой Индии.

Ост-Индская компания признается не справляющейся с руководством индийскими колониальными территориями, а потому должна быть закрыта. Завершив передачу дел и имущества госсекретарю Ее величества и созданной властями Англии Индийской гражданской службе, в 1874 году Ост-Индская компания прекращает свое существование.

Уникальность Британской Ост-Индской компании

Любая из современных мегакорпораций – Google, Exxon Mobile или Pepsi Co – с их многомиллиардным годовым оборотом средств являются лишь слабым подобием могущественной британской корпорации, созданной в 1600 году. С момента образования Британской Ост-Индской компании на протяжении следующих 100 лет всеми ее бизнес-операциями управляли не более 35 человек, составлявших постоянный штат главного офиса на улице Лиденхолл, Лондон. Весь прочий персонал, включая капитанов и экипажи кораблей, а также обширный военный контингент нанимался на строго ограниченный контрактами срок.

Территория Южной Азии, являвшаяся колонией Ост-Индской компании. После полного закрытия торговой корпорации в 1874 году, отмеченные на карте земли перешли под власть Великобритании

Численность армии и флота Ост-Индской компании втрое превышали размер королевских вооруженных сил. В начале XVIII века численность корпоративной армии составляла 260 000 человек, военный флот насчитывал более 50 многопалубных кораблей с современным пушечным вооружением и подготовленными к бою экипажами.

Кстати, именно на удаленном острове Св. Елены в Атлантическом океане, открытом португальцами, принадлежащем изначально Нидерландам и захваченным у них Ост-Индской компанией в 1569 году, Наполеон Бонапарт до конца своих дней содержался именно под контролем войск торговой корпорации. Бежать с этого острова, как итальянской Эльбы, равно, как и привлечь на свою сторону кого-либо из непальских солдат-гурхов, бывшему императору Франции было совершенно невозможно.

Положение острова Св. Елены, на котором содержался до своей смерти Наполеон Бонапарт

Годовой товарооборот корпорации в лучший для нее период – первую половину 18 века – был равен половине всего годового товарооборота Великобритании (сотни миллионов фунтов стерлингов). Ост-Индская компания чеканила свои монеты на территории своих колоний, совокупно превышающих площадь Британских островов.

Внеся огромную лепту в проект Pax Britannica, руководство Ост-Индской компании повлияло также на развитие обществ и политических сил в самых разных частях Земли. Например, китайские кварталы в США появились из-за Опиумных войн, начатых корпорацией. А повод для борьбы за независимость для американских поселенцев дало «Бостонское чаепитие» — поставки Ост-Индской компанией чая по демпинговым ценам.

Монета, отчеканенная Ост-Индской компанией для расчетов в границах индийских колоний

Массовые убийства без разбора пола и возраста, пытки, шантаж, голодомор, подкуп, обман, запугивание, грабежи, кровавые военные операции «дикими» отрядами чуждых местному населению народов – руководители Британской Ост-Индской компании человеколюбием не страдали. Неудержимая жадность второй мегакорпорации, ее неодолимое желание удержать монопольные позиции на рынках нашей планеты – вот что вело Ост-Индскую компанию вперед. Впрочем, для любой современной корпорации этот подход в бизнесе – норма.

В завершении требуется пояснение для внимательных гостей блога свагор.ком – почему же я назвал Английскую Ост-Индскую второй мегакорпорацией в историческом прошлом Земли? Потому, что я считаю первой и более древней мегакорпорацию, существующую до сих пор – папский престол и католическую церковь.

Пример англичан и голландцев, успешно осваивавших удалённые от Европы земли с использованием частных капиталов и частной инициативы в виде торговых Ост-Индских компаний (ОИК), в 60-х годах XVII века вдохновил на создание аналогичного акционерного общества и короля Франции. Людовик XIV и его сподвижник Кольбер с энергией взялись за дело. При этом одним их главных препятствий на пути создания новой торговой империи в бассейне Индийского океана оказались не военные флоты государств-конкурентов, а инертность мышления собственных французских купцов. Негоцианты не желали вкладываться в новое предприятие с неясными перспективами и огромными рисками.

Как всё начиналось

1 апреля 1664 года Шарпантье, будущий академик Французской академии наук и протеже Жана Батиста Кольбера, поднёс королю Людовику XIV 57-страничный мемуар, названный «Записка верноподданного Вашего Величества о создании французской торговой компании в Индии, полезной для всех французов» . Людовик благосклонно встретил подношение, и уже 21 мая по инициативе Кольбера, фактического руководителя французского правительства, было организовано собрание парижских купцов. На нём один из коммерсантов – господин Фавероль – озвучил некоторые положения о создании во Франции своей Ост-Индской компании.

Естественно, эта речь была одобрена королём и Кольбером, ведь именно они стояли за спиной Фавероля. Лишним подтверждением этому служит присутствие на собрании мессира де Берриэ, одного из секретарей королевского совета, и уже упомянутого Шарпантье. Результатом купеческого совещания явилась отсылка 26 мая 1664 года 9 делегатов к королю с просьбой организовать Ост-Индскую компанию по образцу английской и голландской. Делегаты были приняты Людовиком во время заседания Королевского Суда с большой благосклонностью, а король попросил у купцов несколько дней, чтобы ознакомиться с их предложениями.

Жан-Батист Кольбер, один из отцов-основателей французской Ост-Индской компании

На 5 июля было назначено новое собрание, с участием самого Луи, на которое под угрозой возможной опалы в случае неявки собрались более трёхсот парижских негоциантов. На этот раз были озвучены королевские условия – Людовик предлагал зафиксировать уставной капитал новой компании в 15 миллионов ливров, которые должны быть внесены пайщиками в течение трёх лет. Государство соглашалось внести первый взнос в размере 3 миллионов ливров, а кроме того – 300 тысяч на оснащение первой экспедиции. Король также сообщил, что он согласен каждый раз вносить 300 тысяч ливров в случае, когда частные пайщики внесут сумму в 400 тысяч.

Было определено, что компанией будут управлять 12 директоров, которые будут выбираться среди акционеров, имеющих пай более 20 тысяч ливров. Правом голоса будут обладать вкладчики, внёсшие более 6 тысяч ливров.

В августе «Декларация короля об учреждении Ост-Индской компании» была внесена в парижский Парламент, а 1 сентября торжественно апробирована (одобрена) депутатами. Эта декларация включала в себя 48 статей. Вот некоторые из них:

«Статья 36 . Компания имеет право посылать послов и посольства к правителям Индии и Мадагаскара от имени французского короля; объявлять им войну или мир, или производить любые другие действия, направленные на упрочение и расширение французской торговли.

Статья 37 . Вышеупомянутая компания может действовать в пределах от мыса Доброй Надежды до Магелланова пролива во всех Южных морях. Разрешение наше дается компании на 50 лет, причем отсчет времени начинается со дня выхода первых судов, снаряженных компанией, на Восток. Компания должна заниматься торговлей и навигацией в вышеупомянутых водах, в то же время защищая любые французские суда в этом регионе, для чего ей дозволяется реквизировать или захватывать нужные ей корабли, припасы, вооружения, необходимые для защиты нашей торговли и наших подданных.

Статья 38 . Все земли и острова, открытые судами компании, будут навсегда оставаться в ее владении. Правосудие и Право Сеньора на землях компании отправляется представителями компании. В свою очередь король французский имеет Право Сеньора над шахтами, золотыми месторождениями, деньгами и драгоценностями, а также любыми другими полезными ископаемыми, принадлежащими компании. Король обещает пользоваться Правом Сеньора только в интересах страны.

Статья 40 . Мы, король Франции, обещаем компании защищать ее представителей и ее интересы против всех и вся, использовать силу оружия в целях поддержки свободы торговли и навигации компании; устранять причины любых затруднений или дурного обращения со стороны кого-либо; сопровождать корабли и грузы компании за наш счет таким количеством военных кораблей, которое будет потребно компании, и не только у берегов Европы или Африки, также в водах Вест- и Ост-Индий».

Герб французской Ост-Индской компании

Король утвердил компании и герб. На лазурном поле была расположена золотая лилия (символ дома Бурбонов), которую окаймляли оливковая и пальмовая ветви. Внизу располагался девиз – «Florebo, quocunque ferar» («Расцвету там, где буду посажена»).

Таможенные пошлины на товары, ввозимые ОИК, согласно тарифу 1664 года, были определены в 3% от их оценочной экспертной стоимости. На продажу французских товаров компания получала снижение или освобождение от таможенных сборов, в том числе – и от налога на соль (если эта соль предназначалась для засолки рыбы).

Король предоставлял премию в 50 ливров за каждую тонну экспортированного компанией товара и 75 ливров за каждую тонну импортированного товара. Колонисты и агенты компании после 8 лет пребывания в Индии могли возвратиться во Францию в звании мэтра в свои корпорации. Офицеры и директора отделений получали от короля дворянство на себя и на своё потомство.

Король и члены его семьи подали пример, вступив в акционеры ОИК, однако дело не обошлось без перекосов. Члены судов и мэтры предприятий под угрозой опалы вынуждены были нести деньги в компанию. В провинциях интенданты использовали совсем уж беззаконные способы сбора паев. Так, например, в Оверни сюр-интендант запер в тюрьме всех зажиточных горожан и отпускал только тех, кто поставил подписи под долговыми расписками в пользу компании.

Отдельно стоял вопрос о выборе штаб-квартиры ОИК. Сначала она расположилась в нормандском Гавре, где Людовик повелел построить канатное производство и парильню для конопляных тросов. Затем правление перенесли в баскскую Байону. И лишь 14 декабря 1664 года Людовик отдал приказание построить верфи недалеко от бретонского Порт-Луи, где давно гнили склады Компании герцога Ла Мельере, прозванные в народе Восточными. Верфь также было решено назвать Восточной (L’Orient), отсюда и началась история славного города Лорьян.

Первое плавание

На кораблях, помимо экипажей, находились дополнительно 230 матросов и 288 колонистов, которых планировалось высадить на Мадагаскаре. Среди поселенцев присутствовали господин де Боссе, председатель Совета Восточной Франции (так планировали назвать будущую колонию), его секретарь мессир Сушо де Ренефор и лейтенант колонии Монтобон. Именно эти три человека должны были представлять собой власть в колонии.

Организация экспедиции обошлась вкладчикам ОИК в 500 тысяч ливров, включая снаряжение кораблей, приобретение товаров и провианта для колонистов.

3 июня французские корабли прошли траверз мыса Доброй Надежды, а 10 июля появились у берегов Мадагаскара – у поселка Фор-Дофин (сейчас - Таулагнару), образованного ещё представителями Компании де Ла Мельере в 1635 году. Председателю прежней колонии – господину Шапмаргу – было объявлено, что более Компания де Ла Мельере не обладает исключительной привилегией торговли с Востоком, теперь это право принадлежит французской ОИК.


Карта Мадагаскара

14 июля экипаж «Сен-Поля» высадился на берег, и была произведена тожественная процедура принятия Мадагаскара в подданство французского короля. Де Боссе стал управляющим колонией, Шапмаргу – начальником местного ополчения, де Ренефор – секретарём (писарем), а Монтобон – главным судьёй. В Фор-Дофине были оставлены около 60 колонистов, а корабли отплыли к острову Бурбон (современное название – Реюньон), где также существовала небольшая французская колония, основанная в 1642 году. Там было объявлено о вступлении во власть представителей ОИК и высадились ещё 20 колонистов. Затем суда разделились. «Сен-Поль» взял курс на северо-западный берег Мадагаскара, имея намерение выйти потом к Красному морю и Персидскому заливу. Однако экипаж этого корабля взбунтовался, капитан обогнул Мадагаскар Мозамбикским проливом и взял курс на Францию.

«Эгль-Бланк» от острова Бурбон также пошёл к северо-западному берегу Мадагаскара. Он посетил форт Галлар, основанный в 1642 году французскими купцами, где застал только двух колонистов (остальные к тому времени погибли). В форте оставили 18 колонистов (из них – 6 женщин) и взяли курс на остров Санта-Мария, а потом поплыли обратно к Фор-Дофину.

«Торо» в ноябре 1664 года вылетел на скалы острова Бурбон, выжило только 12 из 63 членов его экипажа. На следующий день появившийся у острова «Виерж-де-Бон-Пор» поднял на борт выживших. Вместе с «Торо» были потеряны товары на 100 тысяч ливров (в основном – сахарные головы, кожи, кошениль).


Первые торговые дворы французской ОИК в Байоне

Судно «Виерж-де-Бон-Пор» занималось закупкой колониальных товаров и золота у мозамбикских и мадагаскарских царьков.12 февраля 1666 года переполненный товарами корабль уже был готов взять курс домой, но в гавань острова Бурбон прибыл французский 120-тонный бот «Сен-Луи», который вместе со 130-тонным «Сен-Жаком» вышел из Гавра 24 июля 1665 года (эта маленькая экспедиция обошлась пайщикам компании в дополнительные 60 тысяч ливров). Во время шторма корабли потеряли друг друга («Сен-Жак» отнесло аж к берегам Бразилии, к Пернамбуку, где он пробыл до 1666 года), а капитан «Сен-Луи» дошёл до точки рандеву, к острову Бурбон. Команды сделали несколько визитов на суда друг друга. Наконец, 20 февраля 1666 года «Виерж-де-Бон-Пор» снялся с якоря и пошёл домой.

9 июля 1666 года недалеко от острова Гернси в Ла-Манше корабль был атакован английским капером «Оранж», которым командовал кэптен Джон Лиш (John Lyshe). Выдержка из отчета «Оранжа»:

«9-го числа HMS «Оранж» атаковал французский корабль, принадлежавший французской Ост-Индской компании, который шел из Мадагаскара и Красного моря. Груз сборный – золото, парча, шелк, янтарь, жемчуг, драгоценные камни, кораллы, воск и другие дефицитные товары. Владелец – мессир де Ля Шене из Сен-Мало. Объявленная ценность груза – 100 тысяч фунтов стерлингов» .

Англичане взяли на абордаж корабль ОИК, перегрузили себе все ценности, а сам корабль потопили. Из 120 человек команды «Виерж-де-Бон-Пор» 36 человек утонули (их английский капер, загруженный под завязку товарами, отказался брать на борт). Во время абордажа были убиты ещё 2 человека, 33 француза (в том числе и капитан) были взяты в плен. Остальных англичане отпустили на шлюпке. Капитан ля Шене умер в плену на острове Уайт, а секретарь де Ренефор (отплывший на корабле во Францию) был освобождён после окончания второй англо-голландской войны в апреле 1667 года.

Вторая экспедиция

Согласно утверждённой 1 сентября 1664 года декларации об образовании Ост-Индской компании, первое собрание её акционеров должно было состояться через три месяца после апробации декларации парламентом, то есть 1 декабря 1664 года. Главной целью этой ассамблеи был выбор постоянных директоров сроком на 7 лет.

Однако собрание было перенесено на начало марта 1665 года в связи с нежеланием купцов участвовать в делах новой компании. К январю в уставной фонд с трудом было собрано 6 миллионов 800 тысяч ливров (с учетом 3 миллионов 300 тысяч, выделенных королём). При этом, многие французы, внёсшие свои паи, отказывались вносить дополнительные деньги, «предпочитая потерять уже отданное, чем выкинуть ещё какие-то суммы на абсолютно бессмысленную затею» . Всё же 20 марта королю удалось собрать ассамблею. На места 12 директоров претендовало 104 пайщика (внёсшие более 20 тысяч ливров).

Голосование проходило в королевской зале Лувра. Президентом компании был избран Жан-Батист Кольбер. От дворянства директорами стал сир де Ту, от финансистов – уже знакомый нам мессир де Берриэ, от купцов – Энфен, Поклен-отец, Кадо, Ланглуа, Жабаш, Башелье, Эрен де Фэ, Шанлатт и Варренн. Было решено открыть шесть отдельных представительств (палат) компании в Париже, Руане, Бордо, Гавре, Лионе и Нанте.

Директора получили задачу до мая рассмотреть возможность отправки новой экспедиции на Восток, которая на этот раз должна была дойти до индийского берега. Эта задача была поставлена королём и Кольбером, однако сильным ударом для акционеров стала гибель летом 1666 года судна «Виерж-де-Бон-Пор» вместе с ценностями на 2 миллиона 500 тысяч ливров. В результате вместо 2 миллионов 700 тысяч ливров с вкладчиков смогли собрать только 626 тысяч ливров. Основная тяжесть снаряжения второй экспедиции снова упала на королевскую казну.

Новая эскадра состояла из 10 судов:

Корабль

Тоннаж, т

Пушки

Командир

Saint-Jean-Baptiste

Командиром эскадры был назначен Франсуа де Лопи, маркиз де Мондеверга, которому король пожаловал звание «адмирала и лейтенант-генерала всех вод и земель французских за экватором». В качестве эскорта отряду был выделен дивизион шевалье де Роше в составе кораблей «Руби», «Бофор», «Меркюр» и «Инфан».

В качестве директоров экспедицию сопровождали голландец Карон, принятый на французскую службу, и мессир Фэй. Кроме экипажей, на бортах кораблей находились 4 полка пехоты, 4 французских и 4 голландских купца с товаром, 40 колонистов, 32 женщины, а всего – около двух тысяч человек. Оснащение экспедиции обошлось в 1 миллион ливров, ещё 1 миллион 100 тысяч было принято на борт в виде товаров и звонкой монеты.

Конвой и эскорт вышли из Ла-Рошели 14 марта 1666 года. Сначала корабли взяли курс на Канарские острова, где сделали небольшую остановку. Там же был приобретён 120-тонный фрегат «Нотр-Дам-де-Пари», поскольку руководители экспедиции всерьёз опасались атак англичан (шла вторая англо-голландская война, в которой Франция выступала союзником Голландии). 20 мая эскадра возобновила движение, но на «Терроне» обнаружилась опасная течь, и Мондеверг взял курс на Бразилию, чтобы с помощью португальцев починить корабль. 25 июля он прибыл в Пернамбуку, где задержался до 2 ноября (там же экспедиция обнаружила отбившийся во время первой экспедиции «Сен-Жак», о котором упоминалось ранее). Через штормовую Атлантику конвой направился к мысу Доброй Надежды.

Только 10 марта 1667 года корабли появились на рейде Фор-Дофин, где высадили 5 женщин. Экспедиция застала эту колонию в ужасном состоянии. Припасы у колонистов почти закончились. При этом долгий путь конвоя в Индийский океан сыграл с Мондевергом злую шутку – на кораблях также съели все припасы, а в Бразилии не смогли их восполнить из-за неурожая и дороговизны товаров (португальская Бразилия ещё не оправилась от португальско-голландских колониальных войн).

Желание Мондеверга пополнить провиант в Фор-Дофине встретило резкий отпор со стороны колонистов, которые просто отказались что-либо передать или продать экипажам. Они оправдывали такое положение дел тем, что эскадра пришла на полгода позже, и все припасы, оставленные в колонии первой экспедицией, давно закончились. Поселенцам ничего не оставалось, как угонять скот у местных, на что мальгаши также стали отвечать набегами. Благодаря девяти 4-фунтовым орудиям французам удавалось отбиваться от их атак, но пороха оставалось очень мало. «Эгль-Бланк», оставшийся на Мадагаскаре, был вытащен на берег, совсем обветшал и частью разобран на дрова.

Обнаружив в колонии такое положение дел, Карон и Фэй настаивали на скорейшем движении к Индии, где экипажи могли бы пополнить провиант, а купцы – закупить дефицитные товары, которые бы окупили расходы на экспедицию. Мондеверг всё же решил задержаться в Фор-Дофине, чтобы «навести порядок в колонии» . Силами экипажей посёлок был обнесён каменной стеной, маркиз ввёл карточную систему на продукты, которые теперь все получали независимо от званий и титулов. Он также выделил свои деньги на закупку у мальгашей скота и пшеницы, причём большую часть коров и свиней он запретил пускать под нож, создав в Фор-Дофине первые скотные дворы.


Мадагаскарский город Толанаро (в прошлом – Фор-Дофин)

Мондеверг также отправил два корабля на остров Бурбон, где реквизировал часть продовольствия для мадагаскарских поселенцев.

Осенью 1667 года в Фор-Дофин прибыло ещё одно судно компании – грузовой флейт «Коронн» под началом Маркара Аванши, перса по национальности. Поскольку корабль пришёл довольно быстро (вышел из Франции в марте 1667 года), на нём был избыток провианта. Он был сразу же реквизирован Мондевергом для нужд колонии. Аванши пытался было возмутиться, но после того, как маркиз намекнул уроженцу Испагани, что по нему плачет виселица, приказал выгрузить припасы.

27 октября 1667 года Карон и Аванши на суднах «Сен-Жан-де-Батист» и «Сен-Дени» отправились в Индию. 24 декабря они вошли на рейд Кочина (город на юго-западе Индии, в описываемое время голландская колония), где были хорошо приняты. Потом суда взяли курс на Сурат, а далее – пошли к Суали. Во всех городах шла бойкая торговля – на «Сен-Жан-де-Батист» заметно убавилось золота, зато корабль был полон парчи, жемчуга, алмазов, изумрудов, индийской ткани, кораллов и многих других товаров. 24 апреля 1668 года Карон отправил заполненный до краёв «Сен-Жан-де-Батист» в Фор-Дофин. Корабль появился на рейде мадагаскарской колонии в мае, где сгрузил продовольствие и скот, который закупил предусмотрительный голландец. 21 июня 1668 года «Сен-Жан-де-Батист» взял курс домой.


Английская фактория в Сурате, 1668 год

Фор-Дофин благодаря энергичным действиям маркиза Мондеверга немного воспрял, но всё равно находился в ужасном состоянии. Меж тем второй отряд под руководством Фэя ждал кораблей из Франции (о скором подходе которых сообщил Аванши), чтобы также отправиться к Индии. Два корабля Компании – «Эгль д’Ор» и «Форс», вышедшие из Пор-Луи 20 марта 1668 года, появились в Фор-Дофине соответственно 15 и 30 сентября 1668 года.

19 октября второй индийский конвой («Мария», «Эгль д’Ор» и «Форс») отплыл в Сурат. Третий караван ушёл из Фор-Дофина в Индию 12 августа 1669 года («Коронн», который отвозил в Фор-Дофин Карона, гукор «Сен-Жан» и фрегат «Мазарин»). Эти корабли прошли вдоль мадагаскарского берега, у северной части Мозамбикского пролива попали в сильный шторм и появились на суратском рейде только 23 сентября 1669 года.

Таким образом, в Сурате теперь присутствовала крупная французская эскадра, которая, где силой, где деньгами, налаживала отношения с правителями Малабара и Коромандельского берега.

Что касается Фор-Дофина, пришедший туда 2 октября 1669 года фрегат «Сен-Поль» привёз письмо Мондевергу, где король выражал своё недовольство делами в колонии. Оно гласило:

«Господин Мондеверг. Я не удовлетворен той службой, которую вы мне оказали во время командования колонией Фор-Дофин. По получении этого письма вы должны сесть на первый же корабль, идущий во Францию. Молю бога, чтобы он был к вам милостив.

Луи XIV, король Франции.

Маркиз, будучи совершенно уверенным, что оправдается, 15 апреля 1670 года сел на «Марию» и, взяв с собой ещё один корабль ОИК «Форс», отплыл на родину. Около мыса Доброй Надежды корабли потеряли друг друга и добирались до Франции отдельно. «Форс» прибыл в Порт-Луи 10 сентября 1670 года. «Мария» же вернулась на Мадагаскар и пробыла там до ноября 1670 года, пока в Фор-Дофине не появилась ещё одна французская эскадра, которая везла нового вице-короля французской Индии.

9 февраля 1671 года Мондеверг наконец отплыл на родину. 22 июля «Мария» бросила якорь на рейде Груа (острова Кардиналов в Бретани). Сошедшего на берег маркиза именем короля арестовал лейтенант мушкетеров Ла Гранж. Обвиняемого препроводили в замок Сомюр, где он и умер 23 января 1672 года.

Время собирать камни

Сразу же после отплытия экспедиции Мондеверга акционеры компании начали считать убытки. Директора отмечали, что они потратили значительные суммы на вооружение и снабжение экспедиций товарами, а отдачи так и не видно. Недоверие было настолько всеобщим, что с трудом было собрано 78 333 ливра вместо запланированных 2 миллионов 100 тысяч. И в этот критический момент пошли одна за другой плохие новости. Сначала в ступор акционеров ввела гибель корабля «Виерж-де-Бон-Пор», потом пришли вести из Бразилии, куда занесло нечастного Мондеверга. А между тем приближался 1666 год, а с ним и выплата третьего взноса пайщиками.

Директора сообща послали Луи XIV петицию, в которой просили объявить компанию банкротом. Дело могли спасти только новые инвестиции со стороны короля. Деньги Луи выделил. Согласно финансовым отчётам на февраль 1667 года, общие траты компании составили 4 991 000 ливров, тогда как пайщики внесли только 3 196 730 ливров. Таким образом, ОИК имела дефицит в 1 794 270 ливров, что мешало выплатить зарплату сотрудникам компании и расплатиться с поставщиками.

Материальные активы компании на тот момент составляли 18 судов в Индии и 12 кораблей во Франции, а также 7 судов в постройке. Кроме того –

  • 600 тысяч ливров в испанских реалах в Пор-Луи;
  • 250 тысяч ливров в товарах в Пор-Луи и Гавре;
  • 60 тысяч футов канатов и запчастей для такелажа в Гавре;
  • 473 000 фунтов сырой конопли;
  • 100 якорей разного веса;
  • 229 пушек различных калибров;
  • 72 560 ольховых брёвен;
  • 289 мачт в разных портах Франции.

Король, ознакомившись с положением дел ОИК, собрал акционеров на аудиенцию, где уговаривал их идти дальше. «Нельзя бросать дело на половине пути. Я, как один из пайщиков, также несу убытки, но с такими активами мы можем попытаться вернуть свои деньги» . Тем не менее, в начале 1668 года уже и короля начали обуревать сомнения в правильности выбранного пути.


Французские латифундии в колониях

Наконец, 20 марта 1668 года пришли вести от Карона, который сообщал, что первая экспедиция удачно добралась до Индии, торговля довольно успешна, средняя норма прибыли по сделкам – 60%. Также в письме рассказывалось о положении на Мадагаскаре и о мерах, предпринятых Мондевергом для улучшения ситуации. Эти вести послужили для короля стимулом вложить в дело ещё 2 миллиона ливров, что спасало компанию от банкротства и позволило акционерам закрыть самые насущные долги.

Вместе с тем Луи серьёзно поговорил с Кольбером на предмет будущего финансирования компании. Король напомнил, что уже вложил в дело более 7 миллионов ливров, и за пять лет не получили никакой, даже самой маленькой прибыли. Людовик вполне резонно спрашивал – есть ли смысл содержать разорённый Фор-Дофин, который не приносит никакой прибыли? Может быть, есть смысл перенести колонию непосредственно в Сурат? Этот разговор заставил Кольбера на ассамблее акционеров компании признать, что «колонизация Мадагаскара была ошибкой» .

Наконец, 12 марта 1669 года на рейд Пор-Луи пришёл долгожданный «Сен-Жан-де-Батист». Согласно отчётам, общая стоимость привезённого товара составила 2 796 650 ливров, из которых 84 тысячи было выплачено в качестве акцизных сборов, а 10 процентов король соизволил выплатить акционерам в качестве прибыли предприятия.

Это событие спровоцировало резкое увеличение желающих вступить в ряды пайщиков, за три месяца денег было собрано больше, чем за предыдущие 5 лет. Теперь купцы хвалили предусмотрительность Кольбера и короля, деньги потекли рекой. Нашлось множество желающих рискнуть своими капиталами ради торговли с Востоком.

Послесловие. Основание Лориана

Ещё в июне этого же года король своим рескриптом разрешил судам компании располагаться в Пор-Луи, в устье Шаранты. В окрестностях этого города находились склады, принадлежавшие компании де Ла Мельере. Кольберу удалось их выкупить их за 120 тысяч ливров, из которых 20 тысяч ливров ушло пайщикам, которые к тому времени разорились, и 100 тысяч – главе компании герцогу Мазарини. Последнему также было предложено стать привилегированным акционером новой компании.

Песчаный берег, предоставленный ОИК, образовывал что-то вроде полуострова, который выступал в море. На правом его берегу по настоянию Кольбера была заложена верфь, на высоком мысу, препятствовавшем Шаранте и Блавэ слиться в одну реку, расположились арсенал и несколько береговых батарей.


Лориан, 1678 год

Денни Ланглуа, один из генеральных директоров компании, был послан в Пор-Луи и восточные склады, чтобы принять их под руку ОИК. Этому сильно противились местные сеньоры – принц Гемене и сенешаль Поль дю Вержи д’Хенебон, однако с помощью Кольбера Ланглуа удалось с ними договориться, выплатив компенсацию в 1207 пистолей. 31 августа мессир Дени от имени компании торжественно вступил во владение новыми землями. Верфи были возведены очень быстро, уже в 1667 году на воду было спущено первое 180-тонное судно, этот корабль рассматривался как первый опыт. Согласно планам Кольбера, компании необходимо было построить десяток судов водоизмещением от 500 до 1000 тонн.

Название же нового города – Лориан – появилось позже, примерно в 1669 году. До этого времени место, принадлежащее копании, называли «лие л’Орьян» (Восточное местечко) или «л’Орьян де Пор-Луи» (то есть восточный Пор-Луи).

Обозреватель сайт изучил историю торговой Британской Ост-Индской компании, которая практически захватила контроль над Индией, прославилась грабежами и злоупотреблениями, а также сделала Британскую империю одной из самых могущественных стран мира.

Британская Ост-Индская компания, как и ее голландский , была фактически государством в государстве. Имея собственную армию и активно влияя на развитие Британской империи, она стала одним из важнейших факторов блестящего финансового положения государства. Компания позволила англичанам создать колониальную империю, в которую вошла жемчужина британской короны - Индия.

Основание Британской Ост-Индской компании

Британскую Ост-Индскую компанию основала королева Елизавета I. После победы в войне с Испанией и разгрома Непобедимой армады она решила перехватить контроль над торговлей пряностями и другими товарами, привезенными с Востока. Официальной датой основания Британской Ост-Индской компании называют 31 декабря 1600 года.

Долгое время она называлась Английской Ост-Индской компанией, а Британской стала в начале 18 века. Среди 125 ее пайщиков была и королева Елизавета I. Общий капитал составлял 72 тысячи фунтов стерлингов. Королева издала хартию, предоставляющую компании монопольную торговлю с Востоком на 15 лет, а Яков I сделал хартию бессрочной.

Английская компания была основана раньше голландского аналога, но ее акции вышли на биржу позже. До 1657 года после каждой успешной экспедиции доход или товары делились между пайщиками, после чего нужно было снова вкладывать деньги в новое путешествие. Руководил деятельностью фирмы совет из 24 человек и генерал-губернатор. У англичан того времени были, возможно, лучшие мореплаватели в мире. Опираясь на своих капитанов, Елизавета могла надеяться на успех.

В 1601 году на Острова пряностей отправилась первая экспедиция под руководством Джеймса Ланкастера. Мореплаватель достиг поставленных целей: провел несколько торговых сделок и открыл факторию в Бантаме, а после возвращения получил звание рыцаря. Из поездки он привез в основном перец, который не был редкостью, поэтому первая экспедиция считается не слишком прибыльной.

Благодаря Ланкастеру в Британской Ост-Индской компании появилось правило проводить профилактику от цинги. По легенде, сир Джеймс заставлял матросов на своем корабле каждый день пить три ложки лимонного сока. Вскоре другие корабли обратили внимание на то, что команда Ланкастерского «Морского Дракона» болеет меньше, и принялись делать то же самое. Обычай распространился на весь флот и стал еще одной визиткой моряков, служивших в компании. Есть версия , что Ланкастер заставлял команду своего корабля употреблять лимонный сок с муравьями.

Экспедиций было еще несколько, и сведения о них противоречивы. Часть источников говорит о неудачах - другие, наоборот, сообщают об успехах. Можно точно сказать, что до 1613 года англичане в основном занимались пиратством: прибыль была чуть ли не в 300%, но местное население выбирало из двух зол голландцев, которые пытались колонизировать регион.

Большая часть английских товаров не представляла для местного населения интереса: плотная ткань и овечья шерсть не были им нужны в условиях жаркого климата. В 1608 году британцы впервые попали в Индию, но в основном грабили там торговые корабли и продавали полученные товары.

Долго так продолжаться не могло, поэтому в 1609 году руководство компании отправило в Индию сэра Уильяма Хоукинса, который должен был заручиться поддержкой падишаха Джахангира. Хоукинс хорошо знал турецкий язык и очень понравился падишаху. Благодаря его усилиям, а также приходу кораблей под командованием Беста, компания получила возможность создать факторию в Сурате.

По настоянию Джахангира Хоукинс остался в Индии и вскоре получил титул и жену. По этому поводу есть интересная легенда: Хоукинс будто бы согласился жениться только на христианке, втайне надеясь, что подходящую девушку не найдут. Джахангир же, к общему удивлению, нашел в невесты христианскую княжну, да еще и с приданым - деваться англичанину было некуда.