Что такое справки социально правового характера. Исполнение запросов социально-правового характера

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ В г. Сургут

НАПРАВЛЕНИЕ: ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Архивоведение

Использование запросов социально-правового характера

Научный руководитель: к.и.н., доцент

О.П. Еланцева

Выполнила: студентка 3 курса ОЗО

Строколист Е.М.

Сургут 2014

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач органов местного самоуправления в области архивного дела на современном этапе стала задача сохранения и использования документов по личному составу ликвидированных организаций в целях бесплатного предоставления архивных справок и копий документов, связанных с социальной защитой граждан.

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что архивы являются самой ценной частью социальной памяти, так как они долговечны, специально создаются для хранения документов и концентрируют информацию о наиболее глубинных сторонах жизни данного общества.

Согласно Конституции Российской Федерации гражданин вправе обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, свободно искать и получать информацию, в том числе социально-правового характера, любым законным способом, если такая информация не содержит государственной тайны и не нарушает права и свободы других лиц, обладающих в свою очередь правом на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Реализуя свои права, граждане обращаются с запросами в государственные архивы с просьбой подтвердить те или иные сведения, необходимые при решении вопросов их социально - правового обеспечения. На основании Положения о Федеральном архивном агентстве (Росархив), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 290, организация исполнения запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, отнесена к числу основных полномочий Росархива

Цель курсовой работы: исследовать методику подготовки исполнения социально правовых запросов.

Среди архивистов всегда существовало глубокое понимание ценности документов по личному составу как неизменно исторического источника, который не теряет свою практическую социальную ценность.

Массовое разгосударствление, непрерывные реорганизации управленческих и производственных структур, развал прежней системы кадрового делопроизводства и документирования трудовой деятельности привели к тому, что не только архивисты, но и управленцы утратили контроль над многими содержащими персональные данные массивами документации. При этом в связи с проведением пенсионной реформы, начиная с 2003 года, востребованность архивных документов по личному составу резко возросла.

Специалисты отдела по делам архивов администрации г.Пыть-Ях предоставляют данные услуги согласно Регламентов предоставления муниципальных услуг:

«Организация исполнения запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформления в установленном порядке архивных справок, направляемых в иностранные государства»;

«Организация исполнения запросов социально-правового характера, поступивших в муниципальный архив от российских граждан, оформления в установленном порядке архивных справок, по документам архивных фондов муниципального архива Администрации г.Пыть-Ях»;

«Организация исполнения тематических запросов российских граждан и организаций, поступивших в отдел по делам архивов (муниципальных архив) Администрации г.Пыть-Ях» .

Запрос - это письмо организации или заявление гражданина, в котором сформулирована тема, географические и хронологические рамки необходимой заявителю информации.

Исполнение запроса - поиск и предоставление потребителю информации, содержащейся в архивной информации.

Существуют следующие виды запросов:

·Тематические (выявление информации по конкретной теме или документальное подтверждение какого-либо факта);

·Персональные, в том числе биографические и генеалогические;

·Социально-правовые.

·Консульские (направлены на защиту законных прав и интересов граждан, постоянно проживающих за рубежом, в том числе российских граждан, граждан СНГ, иностранных граждан и лиц без гражданства). Эти запросы являются разновидностью социально-правовых запросов, но отличаются от них тем, что поступают через Министерство иностранных дел РФ, посольства зарубежных стран в РФ, зарубежные организации, Центр розыска и информации ЦК общества Красного Креста РФ и др.

В нашем архиве чаще других запрашиваются сведения о трудовом стаже и заработной плате, об имущественных правах на жилые и не жилые помещения, землю.

Исполнение запросов осуществляется в три этапа:

1.Прием запроса и работа с заявителем.

2.Поиск запрашиваемой информации.

.Составление и выдача заявителю ответов на запросы.

При приеме запроса необходимо уделить внимание точности информации, которую заявитель излагает в запросе. Для этого нами разработан бланк заявления-запроса, который утвержден как приложение к Регламенту предоставления муниципальных услуг. В процессе проверки заявления надо проследить, чтобы заявитель изложил в нем все сведения, которые помогут найти документы, необходимые для предоставления информации в архивной справке.

Муниципальный архив, как структурное подразделение Администрации не может взимать плату за исполнение социально-правовых и консульских запросов, запросов органов государственной власти и органов местного самоуправления для использования в служебных целях, а также за научно-техническое информирование организаций системы Росархива и др.

1. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ЗАПРОСОВ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

1.1 Основные нормативные правовые и методические документы

Основными нормативными правовыми и методическими документами архивной отрасли, регулирующими деятельность архивов, по исполнению запросов социально-правового характера, являются:

Федеральный закон Российской Федерации «Об архивном деле в Российской Федерации», подтвердивший бесплатный порядок исполнения запросов социально-правового характера, связанных с пенсионным обеспечением, получением льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, и впервые установивший возможность направления запросов заявителей в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет (Ст.26.П.3).

. «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук», установившие для работников государственных и муниципальных архивов, работающих с запросами социально-правового характера, положения, обязательные для исполнения, и являющиеся приоритетными в случае, когда положения других нормативных документов противоречат положениям, закрепленным в Правилах. Архивы могут разрабатывать документы, регламентирующие исполнение запросов социально-правового характера, с учетом специфики состава и содержания документов архива, особенностей его работы. Указанные документы не могут противоречить настоящим Правилам.

В Правилах зафиксированы следующие основные положения, регулирующие исполнение запросов социально-правового характера:

указан набор информации, достаточный для принятия запроса на исполнение (наименование юридического, физического лица, почтовый электронный адрес пользователя, формулировка темы, вопроса, хронологический период запрашиваемой информации) (п. 5.8);

названы отдельные этапы работы с запросом (рассмотрение запроса руководством с целью определения исполнителя или направления поиска (если лицо, принимающее запрос, является и его исполнителем), определение тематической группы, к которой относится запрос, его повторяемости) (пп. 5.8, 5.8.3);

определены сроки: ответа на непрофильный запрос, исполнения запросов по научно-справочному аппарату (НСА), по документам архива (пп. 5.8, 5.8.3).

регламентированы основные подходы при составлении архивных справок, архивных выписок; подготовке архивных копий, (пп. 5.9, 5.10); подчеркнуто, что архивная справка является документом, обладающим юридической силой (п. 5.7.2).

Административный регламент по предоставлению Федеральным архивным агентством государственной услуги «Организация информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов», посвященный исполнению Федеральным архивным агентством запросов: тематических и социально-правовых. Положения документа основываются на нормах Федерального закона «Об архивном деле в Российской федерации» и «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук». В документе, в частности, определены:

условия, необходимые для принятия архивом запроса к исполнению (основания для предоставления государственной услуги) (пп.1.6,1.7, 2.2);

юридические и физические лица, имеющие право на получение архивной информации (п. 5);

порядок исполнения запроса (кратко), этапы и сроки (раздел III);

информационные документы архива, являющиеся ответами на запрос (п. 4);

контроль за исполнением государственной услуги (пп. 46 - 53);

порядок обжалования действий архивного органа (архива) (пп. 54 - 64).

Административный регламент по предоставлению Федеральным архивным агентством государственной услуги «Организация исполнения запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформления в установленном порядке архивных справок, направляемых в иностранные государства», определивший:

основание для предоставления государственной услуги (пп. 18 - 20);

сроки ее предоставления (пп. 21 - 25);

перечень оснований для отказа в выполнении данной услуги (пп. 26 - 29);

условия и порядок проставления апостиля на информационных документах архива. В отличие от предыдущей редакции Административного регламента в принятой редакции упрощен порядок проставления апостиля, в частности, подпись и печать на апостиле не требуют заверения (пп. 49 - 55);

требования к порядку и формам контроля за предоставления государственной услуги (раздел IV) и др.

Рекомендации по подготовке архивных справок и ответов на типовые запросы социально-правового характера, выдаваемые архивными учреждениями Российской Федерации, содержащие обобщающую информацию по подготовке информационных документов архива. Их основой являются приложения, в которых даны примеры ответов на некоторые типовые запросы социально-правового характера.

1.2 Специфика использования конфиденциальных персональных данных

Исполнение запросов социально-правового характера связано с использованием информации архивных документов, составляющей персональные данные человека. Часть этой информации является конфиденциальной и относится к информации ограниченного доступа. Согласно ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» «ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов» .После окончания 75 лет дела и документы, содержащие такую информацию, становятся общедоступными, за исключением дел и документов личного происхождения, переданных в архив на особых условиях доступа к ним. Собственник имеет право установить свои сроки ограничения и условия доступа.

Правом получить конфиденциальные персональные данные обладает субъект персональных данных (человек, информация о котором содержится в документе), если это не противоречит законодательству Российской Федерации (например, законам «О государственной тайне», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» и т.п.), после смерти субъекта персональных данных - его наследники (при наличии свидетельства о смерти субъекта информации); доверенные лица субъекта персональных данных, его наследников (при наличии нотариально заверенных доверенностей).

Правом получить конфиденциальные персональные данные в качестве ответа на официальный мотивированный письменный запрос, в котором указываются цель получения информации и форма ее использования (например, «информация будет использована для подготовки справочно-информационного издания в обезличенном виде» или «в связи с заведением уголовного дела…») обладают также сотрудники организаций-фондообразователей и их правопреемников; органов государственной власти, государственных органов и организаций, органов местного самоуправления; судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания (по делам, находящимся в их производстве) в пределах исполнения ими своих служебных обязанностей.

правовой документ конфиденциальный архив


Архив рассматривает запросы заявителей, поступившие при личном обращении, по почте, факсу, электронной почте, через единый портал и региональные порталы государственных и муниципальных услуг, по электронным каналам связи в рамках межведомственного взаимодействия, через сайт архивного учреждения.

Заявителями могут быть:

российские, иностранные граждане и лица без гражданства;

органы государственной власти, местного самоуправления;

организации и общественные объединения;

юридические и физические лица, имеющие право в соответствии с законодательством Российской Федерации или в силу наделения их заявителями полномочиями выступать от их имени, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Запрос рассматривается и исполняется архивом, если в нем указаны:

наименование юридического лица на бланке организации, для граждан - фамилия, имя и отчество, число, месяц и год рождения;

почтовый и/или электронный адреса заявителя;

тема, вопрос, событие, факт, сведения и хронологические рамки запрашиваемой информации;

личная подпись гражданина или подпись должностного лица.

Запрос может быть не принят к исполнению, если:

запрос не содержит наименования юридического лица, для гражданина - фамилии, имени, отчества; почтового и/или электронного адреса заявителя;

запрос не поддается прочтению. В таком случае ответ на обращение не дается, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилию и почтовый адрес можно прочитать;

ответ по существу поставленного в нем вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законодательством тайну. Заявителю сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений. Заявителя информируют, что необходимая ему информация может быть предоставлена только при наличии у заявителя документально подтвержденных прав на получение таких сведений;

в нем содержится вопрос, на который заявителю ранее многократно давались письменные ответы по существу, и в присланном повторном запросе не приводятся новые доводы или обстоятельства. Руководитель архива или уполномоченное на это должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного запроса и прекращении переписки по данному вопросу.

Письмо архива с информацией о том, что запрос не принят к исполнению по причинам, указанным в п. 2.4, готовится руководителем профильного структурного подразделения, или назначенным им сотрудником, подписывается руководством архива и направляется заявителю в течение 5 дней со времени регистрации запроса.

Если запрос написан на иностранном языке, архив возвращает его заявителю с уведомлением, что к исполнению принимаются только запросы, написанные на русском языке.

Принятый к исполнению запрос выполняется бесплатно в соответствии с установленными сроками в порядке очередности по дате регистрации обращения заявителя:

исполнение запроса в архиве не должно превышать 30 дней с момента регистрации запроса. С разрешения руководства архива этот срок может быть при необходимости продлен. В частности, основанием для перенесения срока исполнения запроса могут быть дополнительные сведения, полученные архивом от заявителя, большой объем просматриваемой информации, размещение архивохранилищ вне основной территории архива, недостаточно развернутый научно-справочный аппарат, проходящая научно-техническая обработка документов, их реставрация и т.д

исполнение запроса по научно-справочному аппарату архива не должно превышать 15 дней с момента его регистрации;

запрос, требующий выявление информации, не содержащейся в документах архива, в течение 5 дней с момента его регистрации направляется в другой архив или организацию, где хранятся необходимые сведения, с уведомлением об этом заявителя.

граждан, достигших 80-летнего возраста;

участников Великой Отечественной войны и региональных военных конфликтов;

граждан, удостоенных звания Герой Советского Союза, Герой России, Герой Социалистического труда и лиц, приравненных к ним;

граждан, принимавших участие в ликвидации последствий Чернобыльской аварии;

по медицинским показателям при наличии медицинского заключения;

в связи с утратой кормильца;

для оформления инвалидности при досрочном выходе на пенсию.

Исполнение запроса включает следующие этапы работы:

консультирование заявителя;

регистрация запроса;

рассмотрение запроса руководством архива для передачи на исполнение в профильное структурное подразделение или конкретному исполнителю;

рассмотрение запроса руководством профильного структурного подразделения для передачи исполнителю, специализирующемуся на исполнении запросов данной тематики;

проверка на повторяемость;

сбор информации для ответа;

подготовка ответа;

направление ответа заявителю.

архивную справку.

Исполненный запрос в электронном или бумажном виде поступает на проверку руководителю профильного структурного подразделения, который оценивает правильность его составления и оформления, полноту. Документ возвращается исполнителю для доработки, если он не соответствует необходимым требованиям. руководству архива.

Исполненный запрос регистрируется в базе данных (см. п. 2.6.2.). Исполненные запросы и копии архивных справок с приложениями формируются в дела по годам, внутри года - в алфавитном порядке. Для удобства поиска на корешках папок указывается год, буква (ы) и номера справок (первой и последней). Возможно формирование дел в хронологической последовательности в пределах одного года по порядку номеров запросов. Исполненные запросы юридических и физических лиц могут формироваться в дела раздельно.

Эффективность исполнения запросов социально-правового характера во многом зависит от взаимодействия специально уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти (Росархива), уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ в области архивного дела (органов управления архивным делом) с Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФ РФ) и его отделениями в субъектах РФ:

проведение круглых столов, семинаров для сотрудников ПФ РФ с целью информирования об установленном порядке обращения граждан в архив для исполнения запросов социально-правового характера;

предоставление в отделения ПФ РФ в качестве инициативного информирования: перечней документов по личному составу, которые поступают на государственное хранение в архивы данного субъекта РФ; сведений о переименовании действующих на данной территории организаций - источников комплектования; списков ликвидированных организаций, чьи документы по личному составу имеются на хранении в архивах;

установление в архиве дня работы с сотрудниками ПФ РФ, в этот день прием граждан можно не проводить, вывесив объявление, объясняющее причину, например, «(дата) в архиве проводится обслуживание сотрудников ПФ РФ»;

совместная разработка единых образцов бланков справок по заработной плате.

По мере разработки механизмов электронного взаимодействия между учреждениями данная работа будет развиваться и совершенствоваться.

3. УЧРЕЖДЕНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА

Отдел по делам архивов администрации города Пыть-Ях создан на основании Постановления главы администрации 9 марта 1992 года.

Первые единицы хранения архивного отдела были приняты от администрации города и хранились в сейфе, выделенном архивному отделу под хранение документов постоянного хранения.

Отдел по делам архивов муниципального образования города Пыть-Ях является структурным подразделением исполнительного органа местного самоуправления без права юридического лица. Отдел по делам архивов был создан для выполнения функций местного самоуправления в области архивного дела и обеспечения деятельности органов представительной и исполнительной власти муниципального образования, действующий в соответствии с его Уставом, а также обслуживания учреждений, организаций, предприятий и граждан.

Специалисты отдела занимались комплектованием и оформлением наблюдательных дел, предприятий ставших источниками комплектования отдела. До 1997 года утверждение описей дел постоянного хранения, номенклатуры дел, описи дел по личному составу источников комплектования согласовывались и утверждались в управлении по делам архивов Тюменской области. В 1997 году Постановлением Губернатора округа от 27.06.1997 №236 было создано Управление по делам архивов ХМАО, ставшее координирующим центром архивной службы округа.

Прием документов постоянного хранения начался с 1996 года. Так в 1996 году было принято 741 ед. хр., в 2000 году - 1408 ед. хр. C 1996 года по 2000 год основное направление работы архивистов отдела приходилось на упорядочение и оформление документов постоянного хранения и по личному составу.

В это время были переданы документы Мамонтовского и Пыть-Яхского поселковых Советов из архива города Нефтеюганска, так как до образования города Пыть-Ях документы поселковых Советов хранились в администрации Нефтеюганского района. Для города эти документы имеют огромную историческую и социально-культурную ценность. Они раскрывают первые шаги становления города, освоение Западной Сибири в Нефтеюганском регионе, превращение региона в часть топливно-энергетической базы страны.

Ежегодно в архив города поступает до 1000 ед. постоянного хранения. Большая часть поступающих документов принадлежит администрация города, городской Думе и подразделения администрации с правом юридического лица. По документам этих фондов легко проследить изменения в обществе, которые происходили в перестроечный период.

В 2001 году появилась возможность уделить внимание совершенствованию научно-справочного аппарата, учета документов. Отдел по делам архивов был обеспечен компьютерной техникой. Началось создание учетной электронной базы «Архивный фонд».

Отделом по делам архивов был составлен справочник ликвидированных предприятий города, документы которых хранятся а архиве. Справочник дал возможность жителям города, филиалам Пенсионного фонда РФ получить информацию необходимую для начисления пенсий жителям города Пыть-Ях и гражданам, выехавшим из города. Данный справочник был опубликован в муниципальных средствах массовой информации. В составе архивного фонда города находится более 2000 ед хр., имеющих большое значение для подтверждения социальных прав и льгот граждан.

В целях сбора документов об истории города специалисты отдела по делам архивов занимаются сбором фотодокументов, оформлением коллекций документов личного происхождения ветеранов войны и труда, Почетных граждан города, ветеранов труда городских предприятий, имеющих правительственные награды за освоение недр Западной Сибири.

1 СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ

В Администрации функционируют следующие системы документации:

а) нормативно-методические (штатное расписание, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников, инструкция по делопроизводству, ГОСТ Р. 6.30.-2003. и т. д.);

б) распорядительные (постановления, распоряжения и т. д.);

в) информационно-справочные (протоколы, акты, деловая переписка, справки, справочные каталоги и т. д.)

г) документы по личному составу (кадровые документы) : приказы по личному составу: прием, увольнение, перемещение; личные карточки (формы Т-2), личные дела, лицевые счета на з/п т. д.).

д) управленческая документация (приказы по основной деятельности, бухгалтерские документы, статистические отчеты, положения о структурных подразделениях и т. д.)

3.2 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АРХИВНОМ ОТДЕЛЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ АРХИВ) АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА Пыть-Ях

Общие положения.

1.1. Администрация муниципального образования город Пыть-Яха (далее -Администрация города) в целях реализации полномочий в области архивного дела образует в своем составе аппарата Администрации города архивный отдел (муниципальный архив), выполняющий функции муниципального архива.

3. Отдел осуществляет функции по комплектованию, обеспечению сохранности, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, образовавшихся в деятельности Администрации города, организаций, отнесенных к муниципальной собственности, а также документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов юридических и физических лиц, переданных на законном основании в муниципальную собственность.

4. Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами Федерального архивного агентства, законами Хантымансийского автономного округа, постановлениями и распоряжениями Губернатора автономного округа, Уставом муниципального образования город Пыть-Ях, нормативными правовыми актами Главы города и Администрации города Пыть-Ях, нормативно-методическими документами Федерального архивного агентства и службы по делам архивов автономного округа, настоящим Положением.

5. Финансирование и материально-техническое обеспечение Отдела осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования.

6. Администрация города обеспечивает Отдел помещениями, отвечающими нормативным требованиям сохранности документов, его содержание, оборудование, охрану, транспортное обслуживание и создание необходимых условий труда работникам Отдела.

7. Отдел, при выполнении возложенных на него задач, взаимодействует со службой по делам архивов автономного округа по вопросам архивного дела, хозяйствующими субъектами, иными субъектами гражданского права.

Задачи и функции.

Отдел, в целях эффективной организации архивного дела в муниципальном образовании, осуществляет следующие полномочия:

1. Организует комплектование (формирование), хранение, учет и использование архивных документов, сформированных и образующихся в результате деятельности организаций, отнесенных к муниципальной собственности, а также архивных фондов и архивных документов юридических и физических лиц, переданных на законном основании в муниципальную собственность.

2. Разрабатывает проекты нормативно-правовых актов Администрации города по вопросам хранения, учета, комплектования и использования архивных документов.

3. Исполняет иные полномочия, предусмотренные правовыми актами Администрации города.

4. В соответствии с возложенными на Отдел полномочиями, основными функциями Отдела являются:

4.1. Комплектование архивных фондов, определение состава документов, подлежащих приему в муниципальный архив, обеспечение соблюдения установленного порядка передачи архивных документов.

4.2. Хранение и учет документов архивных фондов и архивных документов на различных видах носителей, являющихся муниципальной собственностью, а также архивных документов, входящих в состав Архивного фонда Российской Федерации.

4.3. Составление списков организаций - источников комплектования архивного отдела, утверждаемых распоряжением Администрации города.

4.4. Внедрение в практику работы наиболее рациональных систем и методов хранения, копирования, охраны и использования архивных документов, а также принимает меры по укреплению и развитию материально-технической базы Отдела.

4.5. Организация приема на хранение фотодокументов и других архивных документов, находящихся в частной собственности, образующихся в деятельности негосударственных организаций и граждан, в порядке и на условиях договоров между собственниками документов и Отделом, действующим от имени Администрации города на основании доверенности.

4.6. Осуществление организационно-методической помощи по вопросам архивного делопроизводства, ведомственного хранения документов, в том числе по личному составу, в организациях - источниках комплектования архивного отдела.

4.7. Оказание методической помощи ликвидируемым организациям по передаче документов по личному составу в архивный отдел.

4.8. Оказание методической помощи в составлении паспорта архивов организаций -источников комплектования архивного отдела, в проведении экспертизы ценности документов, разработке номенклатур дел и составлении описей дел постоянного срока хранения и по личному составу организаций.

4.9. Проведение семинаров и консультаций по вопросам организации и методики составления номенклатур дел, описей дел постоянного хранения и по личному составу, формирования дел для передачи на муниципальное хранение организациями - источниками комплектования архивного отдела.

4.10. Предоставление в установленном порядке отчетов в службу по делам архивов Хантымансийского автономного округа.

4.11. Предоставление на рассмотрение экспертно-проверочной комиссии (ЭПК) службы по делам архивов автономного округа полного комплекса документов посогласованию номенклатур дел, описей дел по личному составу, инструкций по делопроизводству и утверждению описей дел постоянного хранения.

4.12. Информирование органов местного самоуправления, организаций муниципального образования о составе и содержании документов архивного отдела по актуальной тематике.

4.13. Организация работы пользователей документами, изготовление копий документов по их запросам, осуществление публикационной деятельности, подготовка документальных выставок, материалов для средств массовой информации, проведение встреч с общественностью.

4.14. Организация работу пользователей документами, изготовление заверенных копий документов и выписок из документов по запросам, готовит материалы для средств массовой информации, проводит встречи с общественностью, а также исполнение в установленном порядке социально-правовых запросов организаций и граждан.

4.15. Предоставление в установленном порядке информации пенсионным фондам, органам социального обеспечения, налоговым органам Российской Федерации, а также иностранным гражданам и органам социального обеспечения и пенсионным фондам иностранных государств.

4.16. Проведение работы по созданию и совершенствованию научно-справочного аппарата к документам Архивного фонда и другим архивным документам архивного отдела, банков и информационных баз данных, автоматизированных информационно-поисковых систем, архивных справочников о составе и содержании документов.

4.17. Прием на депозитарное хранение, по согласованию с Администрацией города, при наличии свободных площадей и необходимых условий, документов действующих муниципальных и общественных организаций и граждан на договорных условиях.

4.18. Осуществление приема документов, являющихся частной собственностью, в порядке и на условиях договоров между собственниками, документов и Отделом, действующим от имени Администрации города.

4.19. Осуществление иных функций, отнесенных к ведению Отдела.

Руководство и организация работы отдела.

1. Деятельность Отдела организуется в соответствии с правилами и инструкциями, действующими в системе Федерального архивного агентства России, на основе целевых программ, планов работы, утверждаемых Администрацией города.

2. Отдел возглавляет начальник, являющийся муниципальным служащим. Начальник Отдела назначается и освобождается от должности заместителем Главы Администрации города, руководителем аппарата Администрации города.При смене начальника Отдела прием-передача дел проводится специально созданной комиссией, включающей представителя Администрации города. Один экземпляр акта приема-передачи представляется в службу по делам архивов автономного округа.

4. ПОРЯДОК КОМПЛЕКТОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРХИВНОГО ФОНДА

1 КОМПЛЕКТОВАНИЕ И УЧЕТ ДОКУМЕНТОВ АРХИВА

Комплектование архива включает: - определение источников комплектования архива в соответствии с его профилем:

определение состава документов, подлежащих приёму в архив; - приём документов в архив. Комплектование архива осуществляется в соответствии с принципами: принадлежности документов к составу Архивного фонда РФ; соблюдения прав собственности на документы; происхождения и территориальной принадлежности документов; недробимости фондов. Государственные и муниципальные архивы комплектуются документами Архивного фонда РФ, образующимися в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, предприятий и граждан и имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое или культурное значение. Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по истечении сроков их временного хранения в государственных органах, органах местного самоуправления либо государственных и муниципальных организациях передаются на постоянное хранение в соответствующие государственные и муниципальные архивы. Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, поступают в государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук на основании договоров между этими архивами, музеями, библиотеками, организациями Российской академии наук и собственниками указанных документов. Передача на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы обязательного бесплатного экземпляра документов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном экземпляре документов. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации обеспечивают в соответствии с правилами, установленными Федеральным архивным агентством, отбор, подготовку и передачу в упорядоченном состоянии документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы. Все работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей архивных документов на постоянное хранение, в том числе с их упорядочением и транспортировкой, выполняются за счет средств органов и организаций, передающих документы. Негосударственные организации обеспечивают отбор и передачу в упорядоченном состоянии в государственные и муниципальные архивы находящихся в их владении архивных документов, отнесенных к федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.

При реорганизации государственных органов архивные документы в упорядоченном состоянии передаются правопреемникам реорганизуемых государственных органов. При изменении структуры органов местного самоуправления архивные документы в упорядоченном состоянии передаются вновь формируемым органам местного самоуправления.

2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ АРХИВА

Использование архива или архивного документа, находящегося в собственности общественных и религиозных объединений и организаций или в частной собственности осуществляется только с согласия собственника. Порядок использования документов Архивного фонда установлен Федеральным архивным агентством в соответствии с Федеральным законом "Об архивном деле в Российской Федерации", Законом РФ „О государственной тайне, другими федеральными законами и нормативными актами Президента и Правительства РФ, касающиеся информации, информационного обеспечения и обмена, а также законами и нормативными актами субъектов РФ. Основными формами использования документов являются: - информационное обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления, государственных, негосударственных и общественных организаций, объединений, граждан в соответствии с их запросами; - инициативное информирование органов государственной власти и местного самоуправления, государственных, негосударственных и общественных организаций, объединений; - исполнение запросов в целях обеспечения прав и законных интересов граждан;

предоставление документов пользователям для исследований в читальном зале;

организация и проведение информационных мероприятий в научных и культурно-просветительских целях; - использование документов в средствах массовой информации; - выдача подлинных документов и дел во временное пользование; - публикация документов в различных формах. Основными принципами использования документов Архивного фонда РФ являются общедоступность и открытость, обеспечение информационных потребностей государства, общества и личности, законность поиска, получения и использовании информации пользователем. Пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы. Доступ к архивным документам обеспечивается путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, а также подлинников и (или) копий необходимых ему документов. В соответствии со ст. 26 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" пользователь архивными документами имеет право использовать, передавать, распространять информацию, содержащуюся в предоставленных ему архивных документах, а также копии архивных документов для любых законных целей и любым законным способом. Государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук обеспечивают пользователю архивными документами условия, необходимые для поиска и изучения архивных документов. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при наличии у них соответствующих архивных документов обязаны бесплатно предоставлять пользователю архивными документами оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственные и муниципальные (за исключением структурных подразделений органов местного самоуправления) архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук, а также государственные и муниципальные организации в соответствии с законодательством Российской Федерации могут на основе имеющихся у них архивных документов и справочно-поисковых средств оказывать пользователю архивными документами платные информационные услуги, заключать с ним договоры об использовании архивных документов и справочно-поисковых средств.

Государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук, архивы государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций предоставляют государственным органам и органам местного самоуправления необходимые для осуществления ими своих полномочий архивную информацию и копии архивных документов, публикуют и экспонируют архивные документы, готовят справочно-информационные издания о составе и содержании хранящихся в них документов.

Архивные документы, изъятые в качестве вещественных доказательств в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат возврату собственнику или владельцу архивных документов.

Ограничивается доступ к архивным документам независимо от их форм собственности, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, а также к подлинникам особо ценных документов, в том числе уникальных документов, и документам Архивного фонда Российской Федерации, признанным находящимися в неудовлетворительном физическом состоянии. Отмена ограничения на доступ к архивным документам, содержащим сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование документов Архивного фонда РФ, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, разрешается по истечении 30 лет со времени их создания, если иное не установлено законодательством. Увеличение указанного срока в отношении отдельных архивных документов устанавливается постановлением Государственной Думы РФ по представлению Федеральным архивным агентством России. Использование документов Архивного фонда РФ, содержащих секретные сведения, разрешается органами и учреждениями Федерального архивного агентства России совместно с соответствующими центральными органами исполнительной власти РФ, учреждениями, организациями и предприятиями до истечения 30 лет со времени их создания, по мере утраты секретности этих сведений. Ограничения в использовании архивных документов, содержащих сведения о личной жизни граждан (об их здоровье, семейных и интимных отношениях, имущественном положении), а также создающие угрозу для их жизни и безопасности жилища, устанавливается на срок 75 лет со времени создания документов. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, может быть отменено ранее, чем через 75 лет со дня создания указанных документов.

Граждане, учреждения, организации и предприятия, а также общественные и религиозные объединения и организации имеют право получать заверенные копии из архивных документов и выписки из архивных документов, хранящихся в государственных архивах или архивах учреждений, организаций, предприятий, или самостоятельно изготавливать копии этих документов и делать выписки из них, если это не угрожает физической сохранности документов. Таким образом, применение пользователями и архивами архивных документов в управлениях, в научных, политических, экономических, социально-культурных целях направлены на укрепление российской государственности и информационных потребностей общества, а также для обеспечения законных прав и интересов граждан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование документов - одна из важнейших функций архивов всех уровней.

Написанием курсовой работы, была раскрыта актуальность темы полностью:

Все формы использования документов в совокупности позволяют обеспечить права граждан на владение, распоряжение архивными документами государственной и негосударственной части Архивного фонда Российской Федерации; реализовать комплекс мер, исключающих несанкционированный доступ и использование носителей сведений, содержащих государственную тайну, тайну личной жизни, коммерческую и иную охраняемую законом тайну. Необходимо дальнейшее расширение доступа к архивным фондам, развитие системы научно-справочного аппарата архивов; организация публикаций документальных источников по актуальным проблемам отечественной истории, использование архивных документов в культурно-просветительских целях; создание системы непрерывного повышения квалификации работников архивных учреждений.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Административный регламент по предоставлению Федеральным архивным агентством государственной услуги "организация информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов Архивного Фонда Российской Федерации и других архивных документов", утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21.05.2009 № 271 <#"justify">2.Историческая справка о создании и развитии отдела по делам архивов администрации города Пыть-Ях

3.Конституция Российской Федерации 1993 г. Ст. 23,24,29

.Положение об отделе по делам архивов администрации города Пыть-Ях(муниципальный архив)

5.Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.2004 № 290 «О Федеральном архивном агентстве» (с изменениями на 24.03.2011) Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 25. Ст. 2572; 2008.. №22.Ст. 2583),

6.Перечень сведений, отнесенный к государственной тайне, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года № 1203. (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 49, ст. 4775; 2006, № 8, ст. 892; 2007, № 53, ст. 6550; 2008, № 15, ст. 1525; № 18, ст. 2007; № 31, ст. 3702; № 37, ст. 4182; 2009, № 21, ст. 2547; № 24, ст. 2919; № 40, ст. 4684; 2010, № 50, ст. 6655; 2011, № 15, ст. 2083)

7.Федеральный закон от 29.12.94 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов".(в ред. Федеральных законов от 11.02.2002 N 19-ФЗ <#"justify">8.Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации от 18.01.2007 № 19 (зарегистрирован в Минюсте России 06.03.2007 № 9059 //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, № 20, Российская газета, 2009, № 89. П. 5.8.

Практика в архивном отделе Серпуховской администрации

Информационное обслуживание руководителей и структурных подразделений организации, осуществляет использование документов по запросам организаций и частных лиц, в том числе социально - правовым запросам граждан, ведет учет и анализ использования


Запрос - это письмо организации или заявление гражданина, в котором сформулирована тема, географические и хронологические рамки необходимой заявителю информации.

Исполнение запроса - поиск и предоставление потребителю информации, содержащейся в архивной информации.

Существуют следующие виды запросов:

· Тематические (выявление информации по конкретной теме или документальное подтверждение какого-либо факта);

· Персональные, в том числе биографические и генеалогические;

· Социально-правовые. Наиболее часто запрашиваются сведения о трудовом стаже и заработной плате, об образовании, о службе в Советской Армии, о пребывании в плену, фашистских концлагерях, исправительно-трудовых учреждениях, о ранениях в годы ВОВ и других войн, об участии в партизанских движениях, о награждении медалями, орденами и другими знаками отличия, о гражданском состоянии, об имущественных правах, о государственной и общественной деятельности.

· Консульские (направлены на защиту законных прав и интересов граждан, постоянно проживающих за рубежом, в том числе российских граждан, граждан СНГ, иностранных граждан и лиц без гражданства). Эти запросы являются разновидностью социально-правовых запросов, но отличаются от них тем, что поступают через Министерство иностранных дел РФ, посольства зарубежных стран в РФ, зарубежные организации, Центр розыска и информации ЦК общества Красного Креста РФ и др.

Исполнение запросов осуществляется в три этапа:

1. Прием запроса и работа с заявителем.

2. Поиск запрашиваемой информации.

Составление и выдача заявителю ответов на запросы.

При приеме запроса необходимо уделить внимание составлению запроса. Надо проследить, чтобы заявитель изложил в нем все сведения, которые удалось почерпнуть из семейного архива, рассказов родственников, из других архивов.

Если запрос относится к категории платных, следует известить об этом заявителя.

Государственный архив не может взимать плату за исполнение социально-правовых и консульских запросов, запросов органов государственной власти и органов местного самоуправления для использования в служебных целях, а также за научно-техническое информирование организаций системы Росархива и др.

Архив организации обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех организаций и лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Архив может исполнять тематические запросы юридических лиц, а также запросы физических лиц имущественного и финансового характера на платной основе. Перечень таких услуг и размер оплаты утверждаются руководителем организации.

При поиске запрашиваемой информации следует помнить о сроках исполнения.

Срок пересылки непрофильного запроса в другие архивные учреждения с информированием об этом заявителя или предоставление ему письменных рекомендаций о месте хранения документов составляет 5 дней со дня регистрации запроса.

Срок исполнения запросов на основании научно-справочного аппарата архива составляет 15 дней со дня регистрации. Такие запросы исполняются на основании просмотра описей, каталогов.

Срок исполнения запросов, требующих обращения к документам архива, не должен превышать 30 дней. Однако в случае особой сложности запроса руководитель архива может продлить этот срок, но не более чем на 30 дней.

При составлении и выдаче заявителям ответов на запросы архив предоставляет ответы в виде следующих информационных документов;

§ архивная справка;

§ архивная копия;

§ архивная выписка.

Архивная справка - документ, содержащий архивную информацию о предмете запроса, с указанием поисковых данных документов, на основании которых она составлена. Это документ, подготовленный и заверенный архивом, имеющий юридическую силу.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АРХИВНОЕ АГЕНСТВО

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И АРХИВНОГО ДЕЛА

ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО

АРХИВНОМУ ДЕЛУ И ДОКУМЕНТАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

УПРАВЛЕНИЯ (ОЦПК)

ОНОПЕНКО Я. А.

АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗАПРОСОВ АРХИВА КАДРОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ ЗА ПЕРИОД С 2004 ПО 2006 ГОДЫ

(краткое изложение)

Москва 2006

Введение …………………………………………………………………….

Глава I. Информационное обеспечение пользователей архивных

учреждений Российской Федерации ..…………...……………………..

1.1. Виды запросов и информационных документов..………….……...

1.2. Теоретические основы исполнения запросов ………………..…….

Глава II. Анализ исполнения социально-правовых запросов .............

2.1. Виды и сложность исполнения социально-правовых запросов..….

2.2. Количественный анализ запросов поступивших в архив.…………

Заключение.. ……………………………………………………………….

Список источников и литературы. …….………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время внимание значительной части отечественных специалистов архивной отрасли привлечено к проблеме исполнения социально-правовых запросов все с большей интенсивностью поступающих в архивные учреждения Российской Федерации. Это обусловлено тем, что произошедшие социально-экономические изменения жизни российского общества существенно активизировали интерес граждан к архивной информации в целях обеспечения их прав и законных интересов. Обеспечение общества достоверной ретроспективной информацией является одной из главных задач архивных учреждений. Оттого, как и в каких условиях будет протекать данная работа, зависит и эффективность исполнения поступающих в архив запросов социально-правового характера.

Вопросы, касающиеся нормативно-правовых основ использования документов, правил подготовки, и выдачи готовых ответов подробно отображены в Основных правилах работы государственных архивов Российской Федерации, рекомендациях Росархива и широко представлены в методической литературе Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела.

Исполнение запросов российских граждан и граждан СНГ производится в соответствии с порядком использования документов Архивного фонда Российской Федерации, установленным Федеральным Законом от 22 октября 2004 года № 125-ф3 «Об архивном деле в Российской Федерации» (2004 г.), Федеральным законом от 20 февраля 1995 года № 24 ф3 «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.), а также Законом города Москвы «Об обращениях граждан» (1997 г.), Законом города Москвы «Об архивном фонде Москвы и архивах» (2004 г.), в случае предоставления архивной информации о состоянии здоровья Основами законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» (1997 г.), Перечнем сведений конфиденциального характера (1997 г.).

Целью настоящей работы является, выявление наиболее эффективных методов исполнения запросов поступающих в архив.

Объектом исследования данной работы являются социально-правовые запросы граждан, поступившие в архив за период последних трех лет.

Исходя из цели и объекта исследования, определяются основные задачи:

Анализ исполнения запросов по видам и сложности в условиях архивов кадровой документации в соответствии с основными правилами работы государственных архивов;

Определить наиболее эффективные методы организации труда сотрудников архива, то есть возможности дифференцированного распределения работ по исполнению запросов.

Методы, применяемые для решения поставленных задач при проведении данного исследования, включают в себя:

Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

Анализ отчетно-плановой документации архива и заключений специалистов отдела организации использования архивных документов;

Математико-статистическая обработка полученных данных.

В первой главе даны общие понятия о видах социально-правовых запросов их назначении, правилах и нормах исполнения. Во второй главе проанализированы представленные социально-правовые запросы, проведен сравнительный анализ видов, количества и сложности их исполнения.

Исследование проводилось на базе Архива кадровой документации Западного административного округа Главного архивного управления города Москвы, на основании документов (социально-правовых запросов) исполненных Сектором документов хлебопекарной промышленности города Москвы.

Информационное обеспечение пользователей предусматривает выявление архивом запрашиваемой ими информации по документам, подготовку и предоставление пользователям соответствующих информационных документов; оно проводится в плановом или оперативном порядке на основе запросов органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и негосударственных организаций, общественных объединений, граждан, а также по договорам с юридическими и физическими лицами.

В работе с заявителями архивные учреждения Российской Федерации руководствуются положениями Конституции Российской Федерации (1993 г.), ст. 23, 24; Перечнем сведений конфиденциального характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации (1997 г.); Уголовным кодексом Российской Федерации (1996 г.), ст. 137, 183; Гражданским кодексом Российской Федерации (1994 г.), ст. 139, 727; Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (2001 г.), ст. 13.11; Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.), ст. 11; Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации» (2004 г.), ст. 24, 25, 26; Основными правилами работы государственных архивов Российской Федерации (1984, 2002 гг.). Также архивные учреждения, расположенные на территории субъектов Российской Федерации должны осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с законами и нормативными правовыми актами, относящимися к информации, информационному обеспечению и обмену информацией, а также регламентом работы органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Основными принципами использования документов Архивного фонда Российской Федерации являются общедоступность и открытость документной информации, законность ее поиска, получения и использования.

Формами использования архивных документов, находящихся в государственных и муниципальных архивах являются:

– информационное обеспечение пользователей (органов государственной власти, местного самоуправления, государственных, негосударственных и общественных организаций, объединений и граждан) в соответствии с их запросами, а также в инициативном порядке;

– представление документов пользователям для исследований в читальном зале;

– экспонирование документов на выставках;

– использование документов в средствах массовой информации;

– проведение информационных мероприятий (встреч с общественностью, экскурсий в архивы, презентаций, «дней открытых дверей», лекций, докладов, устных журналов, читательских конференций и др.) с использованием документов;

– выдача документов во временное пользование;

– публикация документов в различных формах.

1.1. Виды запросов и информационных документов

Запросы, поступающие в архивные учреждения Российской Федерации, подразделяются на тематические, генеалогические и запросы социально-правового характера. К их числу относятся запросы:

Служебного характера от органов законодательной и исполнительной власти,

От физических и юридических лиц,

Запросы от российских и иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих за рубежом, так называемые консульские.

Тематический запрос - запрос о предоставлении информации по определенной проблеме, теме, вопросу, событию или факту, которые имеют историко-культурный характер, и необходимы заявителю в исследовательских целях. Разновидностью тематического запроса является биографический запрос, по которому устанавливаются сведения, необходимые для изучения жизни конкретного лица, уточняются факты его биографии.

Генеалогический запрос - запрос, выражающий потребность в документной информации, сведениях устанавливающих родство, родственные связи двух или более лиц, историю семьи, рода заявителя.

Запросы социально-правового характера - запрос конкретного лица или организации, связанный с обеспечением прав и законных интересов граждан: подтверждении трудового стажа, размера заработной платы, имущественных прав, о службе в военных формированиях, об участии в партизанском движении, о награждении, о присвоении почетных, воинских и специальных званий, состоянии здоровья, об образовании, избрании на выборные должности, о факте применения репрессий, актах гражданского состояния.

Выдаваемые информационные документы подразделяются:

Архивная справка - официальный документ архива (выполненный на бланке архивного учреждения), имеющий юридическую силу и содержащий документную информацию (подтверждение) о предмете запроса с указанием поисковых данных документов, на основании которых она составлена.

Архивная копия - официально заверенный документ архива, дословно воспроизводящий машинописным, фотографическим, электрографическим или иным способом, в том числе переданный по другим информационным каналам, текст документа, с указанием его поисковых данных.

Архивная выписка - официальный документ архива, дословно воспроизводящий часть текста архивного документа, относящийся к определенному вопросу, факту, событию или лицу, с указанием поисковых данных документа.

Информационное письмо - официально оформленное архивным учреждением письмо, составленное архивом по своей инициативе или в ответ на запрос пользователя, содержащее информацию об имеющихся в архиве документах по определенной проблеме, теме, содержащий название архивных фондов и краткую характеристику документов или мотивированный отказ от выдачи запрашиваемых сведений или документов.

Тематический перечень документов - систематизированный краткий или аннотированный перечень заголовков документов, единиц хранения, единиц учета по определенной теме (вопросу) с указанием их дат и поисковых данных, составленный по инициативе архива или по запросу пользователя.

Тематическая подборка копий документов - систематизированный комплект копий документов или их частей (фрагментов) по определенной теме (вопросу), подготовленный архивом по запросу пользователя или в инициативном порядке.

Тематический обзор включает систематизированные сведения о составе и содержании части документов одного или группы фондов одного или нескольких архивов по определенной теме. По запросу заявителя в тематическом обзоре указываются основные разновидности документов, их авторы, хронологические рамки, подлинность, поисковые данные. К тематическому обзору должны быть составлены список фондов, информация о которых содержится в обзоре, и библиография по теме, также к тематическому обзору по документам одного архива может быть дополнено сведениями о наличии документов по данной теме в других архивах.

1. 2. Теоретические основы исполнения запросов

Наиболее важной формой использования документов архива является исполнение запросов граждан и организаций. Прием запросов о предоставлении архивной информации от физических и юридических лиц, поступающих в архив, осуществляется службой (отдел, сектор) информационного обеспечения юридических, физических лиц или отделом справочно-информационной работы. Передача запросов в архивы на исполнение осуществляется на основании реестров, составленных в 2-х экземплярах с пометками о факте передачи и получения запросов в виде подписи представителя службы «приема» и представителя архива с указанием конкретной даты. Все полученные запросы регистрируются архивом в Журнале регистрации и контроля выполнения обращений заявителей (граждан, организаций, правоохранительных органов) по фондам архива, а также, при наличии автоматизированного учета в компьютерной базе поступления и исполнения запросов или по Картотеке «служебной корреспонденции».

К запросам социально-правового характера относятся запросы о подтверждении трудового стажа и размера заработной платы, службы в воинских частях и формированиях, о состоянии здоровья, награждении, присвоении званий, получении образования, применении репрессий, об актах гражданского состояния и т.п.

При подготовке ответов на запросы социально-правового характера следует помнить, что выдача информации, подтверждающей трудовой стаж и размеры заработной платы, осуществляется только собственнику информации (лицу, о котором данная информация), или другому лицу с согласия собственника по доверенности, оформленной в установленном порядке, если не истек 75 летний срок с момента ее создания, или наследнику согласно существующий на это право документов (ст. 11 Федерального закона от 20.02.1995 г. № 24-ф3 «Об информации, информатизации и защите информации»).

По запросам адвокатов (адвокатских) контор выдается информация при наличии доверенности, оформленной в установленном порядке от лица, которое они защищают.

Предоставление информации социально-правового характера, предназначенной для направления за рубеж, осуществляется в соответствии с порядком, установленным МИД РФ и Федеральным архивным агентством.

1.2.1. Основным документом, подтверждающим трудовой стаж, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют необходимые записи или содержится неправильная или неточный записи о периодах работы заявитель обращается в архив.

В архивную справку о подтверждении трудового стажа включаются данные только за то время, за которое имеются сведения в документах архива. При этом приводится название должности, которую занимал гражданин структурного подразделения и период его работы.

Имеющиеся в личных делах листки по учету кадров, анкеты, автобиографии, собственноручно составленные гражданином, на которых отсутствуют отметки проверке имеющихся в них сведений, на основании представленных подлинных документов или справок, не могут служить основанием для выдачи справок о трудовом стаже. При необходимости содержащиеся в них сведения письменно сообщаются гражданину. В качестве документов подтверждающих трудовой стаж, для составления справки при отсутствии приказов по личному составу используются приказы по основной деятельности, лицевые счета, расчетно-платежные или расчетный ведомости, расчетные книжки, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении и произведенных отчислениях страховых взносов; акты о приемке работ, выполненных по трудовому договору (контракту); личные карточки формы Т–2; табели учета рабочего времени и расчета оплаты труда и др. документы, членские билеты профсоюзов, учетные и отчетные карточки о выплате членских взносов с заработной платы или стипендии.

1.2.2. В справку для назначения или пересчета пенсии включаются сведения в порядке, определяемом органом, осуществляющим пенсионное обеспечение граждан.

При отсутствии документов о заработной плате должностной оклад может быть установлен на основании штатного расписания организации за соответствующий период, другие выплаты на основании приказов по личному составу или основной деятельности.

1.2.3. В справку об образовании при отсутствии в документах сведений об окончании гражданином учебного заведения указывается на каком курсе или в каком классе учился.

1.2.4. В справку о награждении, полученном в соответствии с решениями местных органов исполнительной власти, включаются сведения, содержащиеся в списках награжденных, подписанных руководством организации и официально утвержденных местным органом исполнительной власти, а также сведения о соответствующем приказе вышестоящей организации.

1.2.5. В справку о подтверждении фактов получения травмы, несчастном случае на производстве, нахождении на излечении включаются сведения, содержащиеся в актах о несчастных случаях, книгах учета и регистрации аварий, катастроф, делах по расследованию причин аварий или катастроф, а также в документах обкомов, горкомов профсоюзов и профсоюзных организаций соответствующих организаций.

1.2.6. При исполнении повторных запросов или составлении справки по просьбе гражданина архив проверяет соответствующие сведения, включенных в эту справку, тем, которые имеются в документах и в случае обнаружения дополнительных сведений, включает их в повторно выдаваемую архивную справку.

1.2.7. Срок исполнения запросов социально-правового характера, требующего обращения к документам архива не должен превышать 30 рабочих дней. При необходимости руководитель архива может продлить этот срок, но не более чем на 30 дней. Срок исполнения запросов на основании научно-справочного аппарата составляет 15 дней со дня регистрации. Также запросы выполняются на основании просмотренных описей, каталогов без обращения к документам архива. Срок пересылки непрофильного запроса заявителя в другие архивные учреждения с информированием об этом заявителя или предоставления ему письменных рекомендаций о месте хранения документов составляет 5 дней со дня регистрации запроса.

1.2.8. Порядок исполнения генеалогических запросов.

Архивы исполняют генеалогические запросы от граждан, генеалогических обществ и др. организаций на договорной основе. Такого рода запросы могут исполняться как в отношении заявителей, так и третьих лиц в установленном порядке.

1.2.9. Порядок исполнения запросов социально-правового характера, поступающих из-за рубежа т.н. «консульских» запросов, осуществляется в соответствии с порядком, установленным МИД РФ, а также «Инструкции о порядке исполнения поступающих из-за рубежа запросов по истребованию документов социально-правового характера, касающихся прав и законных интересов советских, иностранных граждан и лиц без гражданства», утвержденной приказом Главного архивного управления при Совете Министров СССР от 28 января 1983 г., действующего до сего времени, не предусматривает зафиксированного временного срока исполнения.

Глава II . Анализ исполнения социально-правовых запросов

2.1. Виды и сложность исполнения социально-правовых запросов

В данной главе проанализированы представленные социально-правовые запросы граждан по видам и сложности исполнения, выданные Сектором документов хлебопекарной промышленности города Москвы Архива кадровой документации Западного административного округа (АКД ЗАО).

При исполнении запросов социально-правового характера сектор АКД готовит следующие виды информационных документов:

Архивная справка – официально заверенная справка, имеющая юридическую силу и содержащая подтверждение об имеющихся в документах архива сведениях, относящихся к предмету запроса с указанием поисковых данных;

Архивная копия – дословное воспроизведение машинописным, фотоэлектрографическим или другим способом всего текста документа, заверенная архивом. После текста архивной копии указываются поисковые данные, сами копии заверяются подписью исполнителя и гербовой печатью архива.

Архивная выписка – дословное воспроизведение части текста документа, относящееся к определенному вопросу, официально заверенное архивом. После текста архивной выписки указываются поисковые данные. Текст заверяется подписью исполнителя и печатью;

Информационное письмо – официальное письмо архива за подписью руководства, содержащее сведения об имеющихся архивных документах по определенному вопросу.

Архивные справки, архивные выписки, архивные копии составляются на бланк архива с обозначением названия документа «Архивная справка», «Архивная выписка», «Архивная копия». Изложение текста в справке дается в хронологической последовательности событий с указанием видов документов и их дат. В справке допускается цитирование документов. Не совпадение отдельных данных документов архива со сведениями, изложенными в запросе, не является препятствием для включения их в справку при условии, если совпадение всех остальных данных не вызывает сомнений в тождественности лица или фактов, изложенных в документе. В этом случае эти данные оговариваются в тексте понятием «так в документе». Следует особо обратить внимание, что фразой «так в документе» оговариваются расхождения, несовпадения и неточные названия, сокращение слов, аббревиатуры, отсутствие имен, отчеств, инициалов или наличие одного из них и т.д., а не цитаты из архивных документов причем данная фраза пишется непосредственно за тем словом (словами, буквой и т.д.), которое поясняется.

В архивной справке не допускаются комментарии и собственные выводы исполнителя. В конце справки допускается указание на номер фонда, описи, дела и листа, но и на вид НСА. Следует различать понятия «сведений не имеется» и «документов не имеется». Первое означает, что в просмотренных документах за запрашиваемый период информация о конкретном человеке не обнаружена, но документы за данный период находятся на хранении в архиве. Второе означает, что интересующих документов в архиве на хранении нет.

При подготовке ответа на запрос о подтверждении работы в особых (вредных) условиях следует просматривать не только приказы и карточки формы Т–2, но и лицевые счета, расчетно-платежные ведомости. В случае отсутствия каких-либо документов (а не сведений), подтверждающих факт вредных условий труда, информация дается в конце архивной справки.

В случае небрежного оформления документов, поступающих в архив, неоднозначного прочтения текста архивных документов, сложностей в текстовом изложении архивного документа, а также в спорных случаях или по просьбе заявителя архив готовит ответ на запрос в виде копий архивных документов.

В архивной выписке название документа, его номер и дата воспроизводятся полностью. Извлечениями из текста документов должны быть исчерпаны все имеющиеся данные по запросу, прием связность содержания и точный смысл каждого извлечения не должен нарушать начало и конец каждого извлечения, а также пропуски в тексте документа отдельных слов обозначаются многоточием.

В случае выдачи копий архивных документов предусматривается составление сопроводительного письма за подписью руководства архива. В нем должна быть ссылка на постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 6 и Пенсионного фонда Российской федерации № 19 от 27 февраля 2002 г. Об утверждении перечня документов необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которыми допускаются к рассмотрению для исчисления пенсии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями.

Копии документов, выдаваемых архивом, должны быть оформлены в соответствии с «Основными правилами» (п. 8.4.6.5.); на обороте каждого листа должны проставляться поисковые данные документа, на обороте последнего листа проставляются заверительные надписи, все листы копии документов должны быть скреплены и на месте скрепления заверены печатью архива и подписью исполнителей.

При отсутствии в архиве документов, необходимых для исполнения запроса, на бланке структурного подразделения архива составляется ответ с изложением причин отсутствия документов, содержащих запрашиваемые сведения, и даются необходимые рекомендации. Готовый ответ подписывается руководством архива (архивная справка и зав. отделом или зав. сектором) на информационном (сопроводительном) письме печать не ставится.

Копия ответа (архивная справка, выписка и т.д.) остается в деле и заверяется исполнителем. При заверении соответствия копии документа ниже реквизита «Подпись» проставляют заверительную надпись «Верно», должность лица, заверившего копию, личную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилию), дату заверения. На документе проставляется дата подписания документа руководителем архива, а не дата его исполнения и печати.

Справки о начислении заработной платы:

В архивной справке о заработной плате для предоставления в Пенсионный Фонд РФ, сведения даются только за пять лет (60 месяцев). Если необходимы сведения за больший период, то сведения предоставляются в хронологическом порядке, но не более пяти лет на каждом бланке. Сведения о заработной плате включаются в архивную справку, т.к. они приложены в архивных документах: суммирование начислений не допускается.

В случае отсутствия начислений в лицевых счетах, составленных отдельно на каждый месяц, так и на год в архивной справке ставиться прочерк, а в примечании пишется «в лицевых счетах по заработной плате за месяц(ы) начислений нет».

В случае отсутствия лицевых счетов, составленных отдельно на каждый месяц в примечании пишется «лицевые счета по заработной плате за месяц(ы) отсутствуют».

В случае несоответствия отчислений в Пенсионный фонд 1% от итоговой суммы начислений, такие отчисления следует указывать в тексте справки после итоговой суммы начислений в скобках. При этом в примечании дается ссылка на данный факт: отчисления в Пенсионный фонд за год(ы), месяц(ы) указаны в скобках. В остальных случаях отчисления в Пенсионный фонд не указываются.

2.2. Количественный анализ запросов поступивших в архив

Архив организован в 2004 году в соответствии с Распоряжением Начальника Главархива Москвы «О передаче в ведение Архивов кадровой документации документов находящихся на хранении а Архивных отделах округов».

За указанный период работы сектора, сотрудниками архива исполнено около 800 поступивших запросов социально-правового характера. В соответствии с целью исследования данные показатели были использованы для проведения сравнительного и количественного анализа запросов (Рис. № 1).

Рисунок 1. Соотношение видов социально-правовых запросов в общей

Запросы о размере заработной платы - 50,7%; о подтверждении страхового стажа работы - 34%; о подтверждении работы в особых (вредных) условиях труда - 3,6%; консульских - 0,4% от общего количества запросов

Данные представленные в диаграмме подробно приведены в отчетной таблице (таб. № 1) по результатам исполнения социально-правовых запросов за 2005 – 2006 гг.

Таблица № 1. Результаты исполнения социально-правовых запросов


Полученные данные позволяют составить расширенный количественный профиль ответов на запросы социально-правового характера, выдаваемых гражданам и организациям, что является весьма важным для оценки динамики работы сектора архива в целях обеспечения законных прав и интересов граждан. Кроме того, это позволяет сделать вывод об уровне востребованности тех или иных архивных справок, об их качественных особенностях, о степени социально-экономической активности граждан в связи с введением персонифицированного учета пенсионных прав граждан. Полученные данные графически представлена в диаграмме № 1 и № 2.

Диаграмма №1. Соотношение выданных документов сектором АКД ЗАО в ответ на запросы социально-правового характера за 2005 г.* (указано в % от общего кол-ва)

1 - 0,7% консульских запросов;

2 - 2,4% архивных копий и выписок;

3 - 3,6% о подтверждении работы в особых (вредных) условиях труда;

4 - 9,4% о размере заработной платы за период менее 5 лет;

5 - 24% отрицательных ответов;

6 - 33,2% о подтверждении страхового стажа работы;

7 - 40,9% - о размере заработной платы за период более 5 лет.

Диаграмма №2. Соотношение выданных документов сектором АКД ЗАО в ответ на запросы социально-правового характера за 2006 г.* (указано в % от общего кол-ва)

1 – 0 % консульских запросов;

2 – 3,7% архивных копий и выписок;

3 – 3,7% о подтверждении работы в особых (вредных) условиях труда;

4 - 8,4% о размере заработной платы за период менее 5 лет;

5 – 19,2% отрицательных ответов;

6 - 34,8% о подтверждении страхового стажа работы;

7 – 42,7% - о размере заработной платы за период более 5 лет.

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:

Что с большей частотой запрашивалась информация о размере заработной платы (51,1% - 50,3%), а также архивные справки, подтверждающие страховой стаж работы (36,8% - 38,5%);

Так же полученные данные свидетельствуют о достаточно высоком уровне заинтересованности граждан в получении ретроспективной информации, что требует разработки архивами новых форм хранения и работы с подобными архивными документами.

Таким образом, результаты полученные в ходе исследования, явно указывают на необходимость информатизации архивов, приему на государственное хранение и работе с документами по личному составу на электронных носителях, что позволит не только значительно снизить возрастающую загруженность архивохранилищ подобными материалами, но и ускорит сроки исполнения данных запросов, в соответствии с интересами граждан Российской Федерации.

Заключение

В данной работе были проанализированы представленные социально-правовые запросы, их виды, количество и сложность исполнения.

В настоящее время в связи со значительно увеличившемся числом обращений граждан Российской Федерации и иностранных граждан в государственные и муниципальные архивы, связанных с подтверждением страхового стажа работы, размеров заработной платы и некоторых других сведений, необходимых для обеспечения законных прав и интересов заявителей. Это обусловлено тем, что с 1 января 2002 г. в Российской Федерации в соответствии с Федеральными законами №№166, 167 ФЗ, осуществляется пенсионная реформа, предполагающая переход от полностью распределительной пенсионной системы к системе, основанной на страховых принципах и включающей в себя распределительный и накопительный компоненты с введением персонифицированного учета пенсионных прав граждан. Данное обстоятельство определило возрастающий общественный интерес к использованию архивных документов.

Результаты теоретического анализа и обобщения данных научно-методической литературы позволяют отметить, что часто встречающиеся (однотипные) запросы могут иметь стандартную форму ответов, что дает возможность использовать шаблоны бланков-ответов, в которые работник архива вносит лишь необходимые личные данные заявителя. Такая унификация непременно будет способствовать более оперативному и точному исполнению запросов граждан.

Количественный анализ полученных данных, позволяет сделать вывод об уровне востребованности той или иной ретроспективной информации, что позволяет оценить загруженность и динамику работы архива, об их качественных особенностях, о степени социально-экономической активности граждан в связи с введением персонифицированного учета пенсионных прав граждан.

Полученные результаты позволяют не только перейти к более глубокому изучению вопросов подготовки архивных справок и выдачи готовых ответов, для дальнейшей разработки рекомендаций и норм на трудозатраты по исполнению запросов социально-правового характера, выдаваемых архивными учреждениями Российской Федерации, но и указывают на острую необходимость скорейшей информатизации архивной отрасли, способствующей не только более эффективному информационному обеспечению граждан, но и дающие возможность значительно повысить производительность труда работников архивов. Прием на государственное хранение документов по личному составу на электронных носителях, не только значительно снизит все возрастающую, порой критическую загруженность архивохранилищ подобными материалами, но и позволит более рационально использовать площади архивов в сложившихся экономических условиях.

Список источников и литературы

1. Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах // Отечественные архивы. – 1993. - № 5.

2. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве» // Отечественные архивы. – 1993. - № 3.

2. Основная литература

2.1. Нормативная литература

3. Основные правила работы государственных архивов Российской Федерации / Росархив. - М., 2002.

4. Основные правила работы государственных архивов СССР. - М., 1984.

5. Основные правила работы ведомственных архивов. - М., 1989.

6. Словарь современной архивной терминологии социалистических стран / Главархив СССР. ВНИИДАД. – М., 1988. – Вып. 2.

2.2. Методическая литература

7. Информационное обеспечение деятельности архивных учреждений. – М., 1988.

8. Организация использования документов ГАФ СССР: Пособие для архивистов. – М., 1991.

9. Организация исполнения запросов социально-правового характера в РГАНИ. М., 1999.

10. Порядок приема, регистрации, учета и передачи на исполнение запросов / Главархив Москвы. – М., 2005.

11. Перечень сведений конфиденциального характера. – М., 1997.

11. Регламент подготовки и выдачи документов в режиме «одного окна» Главным архивным управлением города Москвы / Главархив Москвы. - М., 2005.

12. Регламент подготовки и выдачи Главным архивным управлением города Москвы информационных документов по документам Государственной службы медико-социальной экспертизы Москвы / Главархив Москвы. - М., 2006.

2.3. Архивоведческая литература

13. Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П., Бурова Е.М. Архивоведение. Учебник.- М.: ПрофОбрИздат, 2002.

14. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение: Учебник для средних специальных учебных заведений. - М.: Изд-во «Норма», 1996.
9. Департамент международной деятельности. 10. Административно - правовой департамент МЧС. 11.

Основы социокультурного проектирования

Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов...
...печати (проблемных статей), анализ социально -демографической структуры территории, а также деловые игры, в процессе...


В данной главе проанализированы представленные социально-правовые запросы граждан по видам и сложности исполнения, выданные Сектором документов хлебопекарной промышленности города Москвы Архива кадровой документации Западного административного округа (АКД ЗАО).

При исполнении запросов социально-правового характера сектор АКД готовит следующие виды информационных документов:

Архивная справка - официально заверенная справка, имеющая юридическую силу и содержащая подтверждение об имеющихся в документах архива сведениях, относящихся к предмету запроса с указанием поисковых данных;

Архивная копия - дословное воспроизведение машинописным, фотоэлектрографическим или другим способом всего текста документа, заверенная архивом. После текста архивной копии указываются поисковые данные, сами копии заверяются подписью исполнителя и гербовой печатью архива.

Архивная выписка - дословное воспроизведение части текста документа, относящееся к определенному вопросу, официально заверенное архивом. После текста архивной выписки указываются поисковые данные. Текст заверяется подписью исполнителя и печатью;

Информационное письмо - официальное письмо архива за подписью руководства, содержащее сведения об имеющихся архивных документах по определенному вопросу.

Архивные справки, архивные выписки, архивные копии составляются на бланк архива с обозначением названия документа «Архивная справка», «Архивная выписка», «Архивная копия». Изложение текста в справке дается в хронологической последовательности событий с указанием видов документов и их дат. В справке допускается цитирование документов. Не совпадение отдельных данных документов архива со сведениями, изложенными в запросе, не является препятствием для включения их в справку при условии, если совпадение всех остальных данных не вызывает сомнений в тождественности лица или фактов, изложенных в документе. В этом случае эти данные оговариваются в тексте понятием «так в документе». Следует особо обратить внимание, что фразой «так в документе» оговариваются расхождения, несовпадения и неточные названия, сокращение слов, аббревиатуры, отсутствие имен, отчеств, инициалов или наличие одного из них и т.д., а не цитаты из архивных документов причем данная фраза пишется непосредственно за тем словом (словами, буквой и т.д.), которое поясняется.

В архивной справке не допускаются комментарии и собственные выводы исполнителя. В конце справки допускается указание на номер фонда, описи, дела и листа, но и на вид НСА. Следует различать понятия «сведений не имеется» и «документов не имеется». Первое означает, что в просмотренных документах за запрашиваемый период информация о конкретном человеке не обнаружена, но документы за данный период находятся на хранении в архиве. Второе означает, что интересующих документов в архиве на хранении нет.

При подготовке ответа на запрос о подтверждении работы в особых (вредных) условиях следует просматривать не только приказы и карточки формы Т-2, но и лицевые счета, расчетно-платежные ведомости. В случае отсутствия каких-либо документов (а не сведений), подтверждающих факт вредных условий труда, информация дается в конце архивной справки.

В случае небрежного оформления документов, поступающих в архив, неоднозначного прочтения текста архивных документов, сложностей в текстовом изложении архивного документа, а также в спорных случаях или по просьбе заявителя архив готовит ответ на запрос в виде копий архивных документов.

В архивной выписке название документа, его номер и дата воспроизводятся полностью. Извлечениями из текста документов должны быть исчерпаны все имеющиеся данные по запросу, прием связность содержания и точный смысл каждого извлечения не должен нарушать начало и конец каждого извлечения, а также пропуски в тексте документа отдельных слов обозначаются многоточием.

В случае выдачи копий архивных документов предусматривается составление сопроводительного письма за подписью руководства архива. В нем должна быть ссылка на постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 6 и Пенсионного фонда Российской федерации № 19 от 27 февраля 2002 г. Об утверждении перечня документов необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которыми допускаются к рассмотрению для исчисления пенсии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями.

Копии документов, выдаваемых архивом, должны быть оформлены в соответствии с «Основными правилами» (п. 8.4.6.5.); на обороте каждого листа должны проставляться поисковые данные документа, на обороте последнего листа проставляются заверительные надписи, все листы копии документов должны быть скреплены и на месте скрепления заверены печатью архива и подписью исполнителей.

При отсутствии в архиве документов, необходимых для исполнения запроса, на бланке структурного подразделения архива составляется ответ с изложением причин отсутствия документов, содержащих запрашиваемые сведения, и даются необходимые рекомендации. Готовый ответ подписывается руководством архива (архивная справка и зав. отделом или зав. сектором) на информационном (сопроводительном) письме печать не ставится.

Копия ответа (архивная справка, выписка и т.д.) остается в деле и заверяется исполнителем. При заверении соответствия копии документа ниже реквизита «Подпись» проставляют заверительную надпись «Верно», должность лица, заверившего копию, личную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилию), дату заверения. На документе проставляется дата подписания документа руководителем архива, а не дата его исполнения и печати.

Справки о начислении заработной платы:

В архивной справке о заработной плате для предоставления в Пенсионный Фонд РФ, сведения даются только за пять лет (60 месяцев). Если необходимы сведения за больший период, то сведения предоставляются в хронологическом порядке, но не более пяти лет на каждом бланке. Сведения о заработной плате включаются в архивную справку, т.к. они приложены в архивных документах: суммирование начислений не допускается.

В случае отсутствия начислений в лицевых счетах, составленных отдельно на каждый месяц, так и на год в архивной справке ставиться прочерк, а в примечании пишется «в лицевых счетах по заработной плате за месяц(ы) начислений нет».

В случае отсутствия лицевых счетов, составленных отдельно на каждый месяц в примечании пишется «лицевые счета по заработной плате за месяц(ы) отсутствуют».

В случае несоответствия отчислений в Пенсионный фонд 1% от итоговой суммы начислений, такие отчисления следует указывать в тексте справки после итоговой суммы начислений в скобках. При этом в примечании дается ссылка на данный факт: отчисления в Пенсионный фонд за год(ы), месяц(ы) указаны в скобках. В остальных случаях отчисления в Пенсионный фонд не указываются.