Что является религиозными объединениями в рф. Религиозные объединения в российской федерации. Классификация религиозных объединений

«Религиозные организации, зарегистрированные в Российской Федерации на 1 января 2011 г.»

«Религиозные организации России деструктивного характера»

1. Деструктивные религиозные организации сатанистской ориентации

2. Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы матрицы «Экология духа, оккультизм и язычество»

«Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»»

1. «Национал-большевистская партия» (решение Московского городского суда от 19.04.2007 о запрете деятельности).

2. Религиозная группа Краснодарская Православная Славянская община «ВЕК РА» (Ведической Культуры Российских Ариев) Скифской Веси Рассении (решение Краснодарского краевого суда от 05.10.2006 о запрете деятельности).

3. «Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь» (решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13.04.2006 о ликвидации).

4. Местная религиозная организация Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов (решение Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации).

5. Местная религиозная организация Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов (решение Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации).

6. Религиозная организация Мужская Духовная Семинария Духовное Учреждение профессионального религиозного образования Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов (решение Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации).

7. Международное религиозное объединение «Нурджулар» (решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.04.2008 о запрете деятельности).

8. Общественное объединение Ахтубинское народное движение «К Богодержавию» (решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 17.07.2008 и определение Судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 17.09.2008).

9. Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат» (решение Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2009).

10. Местная религиозная организация Свидетели Иеговы «Таганрог» (решение Ростовского областного суда от 11.09.2009 и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2009).

11. Рязанская городская общественная патриотическая организация «Русское национальное единство» (заочное решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 12.02.2008 и определение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 24.12.2009).

12. Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС») (решение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2010).

13. Группа «Джамаат мувахидов» (решение Ленинского районного суда города Астрахани от 19.10.2007).

14. «Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая» (решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 09.07.2010).

15. Приморская региональная правозащитная общественная организация «Союз славян» (решение Приморского краевого суда от 28.07.2010).

16. Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра» (решение Верховного Суда Российской Федерации от 15.09.2010).

17. Местная организация города Краснодара – «Пит Буль» («Pit Bull») (решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 24.08.2010).

18. Региональное общественное объединение «Национал-социалистическая рабочая партия России» («НСРПР») (решение Судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 22.09.2010).

19. Межрегиональное общественное движение «Славянский союз» (решение Московского городского суда от 27.04.2010).

20. Межрегиональное общественное объединение «Формат-18» (решение Московского городского суда от 20.12.2010).

21. Религиозная группа «Благородный Орден Дьявола» (решение Верховного Суда Республики Мордовия от 27.12.2010).

22. Межрегиональное общественное движение «Армия воли народа» (решение Московского городского суда от 19.10.2010).

23. Местная общественная организация «Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца» (решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 16.05.2011).

24. Межрегиональное общественное объединение «Духовно-Родовая Держава Русь» (решение Московского областного суда от 05.04.2011 и определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2011).

25. Татарстанское региональное отделение общероссийского патриотического движения «Русское национальное единство» (решение Верховного суда Республики Татарстан от 21.05.2003).

26. Религиозная группа Соколова О.В., Русских В.В. и Петина А.Г., исповедующая, культивирующая и распространяющая идеи доктрины «Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов» (решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 12.12.2008).

27. Межрегиональное объединение «Русский общенациональный союз» (решение Владимирского областного суда от 30.05.2011 и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.09.2011).

28. Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции» (решение Московского городского суда от 18.04.2011 и определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2011);

29. Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH») (решение Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012).

«Новости»

В РПЦ заявили о необходимости смены элит в России

Избран новый муфтий Татарстана.

РБК 17.04.2013, Казань
13:05:31 На VI внеочередном съезде мусульман Татарстана избран новый
муфтий республики. Как передает «РБК-Татарстан», им стал временно
исполнявший эти обязанности 28-летний имам мечети «Тынычлык» Камиль
хазрат Самигуллин.
ссылка; http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130417130531.shtml

Министерство юстиции Российской Федерации обнародовало список
религиозных организаций, в отношении которых планирует подать иски о
ликвидации. Согласно опубликованному сегодня на официальном сайте
Министерства юстиции перечню, в него попали 56 религиозных организаций.
ссылка:

Понятие и роль религиозных объединений в системе гражданского общества РФ

Суть понятия "религиозное объединение" раскрывает федеральный закон Российской Федерации "о свободе совести и религиозных объединениях" Пункт 1 статьи 6 данного нормативного акта гласит: "Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

вероисповедание;

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей".

Роль религиозных объединений в условиях развития нашего государства включает в себя множество аспектов, таких как организацию духовного развития личности, поддержку ее нравственных ориентиров, а так же воспитание любви к отечеству, веротерпимости и толерантности во взаимоотношениях среди народов, воспитание и формирование мировоззрения молодежи.

На сегодняшний день в России существует множество религиозных объединений. Наряду с прочими конфессиями наиболее крупными по числу последователей традиционно считаются Православие и Ислам, что в прочем не мешает бурному развитию деятельности других религиозных объединений (в соответствии с выборочным опросом, проведенным в 2001г., верующих 55% респондентов, неверующих - 33%, среди верующих большинство христиан, мусульман - 5%, сторонников некоторых других религий 2%; остальные опрошенные затрудняются с ответом). Подобное многообразие религиозных предпочтений в обществе гарантируется Конституцией Р.Ф., которая гласит:

"Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

Понятие "религиозное объединения" включает в себя три признака:

- вероисповедание

- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний

- обучение религии и религиозное воспитание своих последователей,

при условии что:

- это не противоречит законам Российской Федерации

- члены объединения проживают на территории РФ на законных основаниях.

Роль религиозных объединений, на данный момент времени, очень велика. Деятельность религиозных объединений в сфере политики, культуры, нравственности и т.п., может принести как пользу, если используется рациональный подход со стороны государственных органов и разумный диалог со стороны представителей религиозных объединений, так и вред в случае игнорирования властями проблем связанных со взаимоотношениями религиозных организаций с государством и обществом, и радикальность во взглядах последователей религиозных объединений.

Деструктивные религиозные объединения

В настоящее время одним из самых актуальных является вопрос о критериях разграничения религиозных организаций на два прямо противоположных вида: социально приемлемые для российского общества и государства конфессиональные образования, деятельность которых не нарушает законов Российской Федерации; и социально не приемлемые для российского общества и государства конфессиональные образования, деятельность которых грубо нарушает законы Российской Федерации. Этот второй вид религиозных организаций принято также называть тоталитарными религиозными сектами.

Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ, тоталитарная секта) - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному,психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам,культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц (руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.

Одна из главных целей лидеров подобных религиозных организаций - отбор среди массы своих сторонников тех, кто по приказу вождя пойдет на любые действия, вплоть до преступления или пожертвования собственной жизнью. Для того, чтобы сделать человека фанатично преданным вождю, используются приемы психологического воздействия, приводящие к контролю над сознанием. С этой целью на вовлекаемого в секту направляется групповое давление для усиления «потребности к принадлежности». Предоставляемая новобранцу информация дается через медитирование, монотонное пение и многократно повторяющиеся действия, т. е. через специально созданное состояние высокой внушаемости. Вовлеченный в секту обязан под предлогом создания близости исповедовать свои страхи и секреты, которые потом используются для эмоционального давления посредством явных и завуалированных угроз. Нарушается нормальное физическое состояние человека, поощряется отказ от сна, якобы для духовных упражнений и необходимого тренинга. Вводится неадекватное питание, маскируемое под специальную диету для улучшения здоровья или под ритуалы. В результате образуется сенсорная (чувственная) перегрузка, которая навязывает комплекс целей и определений новой доктрины, чтобы заменить прежние ценности посредством усвоения массы информации за короткое время, с очень ограниченной возможностью критической проверки.

Руководители и члены тоталитарных религиозных (а также псевдорелигиозных) сект используют новейшие достижения общей и социальной психологии для привлечения в секту новых ее членов и для удержания их в этой секте. Последовательное использование руководителями сект "сильнодействующих" психологических приемов в отношении новичков секты в течение длительного времени (нескольких месяцев или лет) приводит к существенному изменению психики членов секты и изменению их поведения. Член секты уже не мыслит своего существования без общения с другими сектантами и руководителями секты, которые им часто просто обожествляются. Члены секты продают свои квартиры и передают руководителям секты все свои накопления и практически все имущество. Члены секты бесплатно работают, зарабатывая деньги для руководителей секты. Сектанты живут в нищем и полуголодном состоянии, очень мало спят и много работают. Зачастую руководители секты выбирают для членов секты их партнеров по браку. При этом руководители секты, как правило, требуют от членов секты полного разрыва отношений с теми людьми, которые были для сектантов родными и близкими до их вступления в секту (то есть, требуют полного разрыва с родителями, родственниками, супругами, друзьями, товарищами). Родными и близкими для сектанта могут быть только другие члены секты.

Сами же руководители секты, как правило, живут абсолютно иной жизнью, чем рядовые сектанты: руководители большинства тоталитарных сект являются миллионерами или даже мультимиллионерами и ведут себя как богатые или сверхбогатые люди.

Культовый контроль над сознанием, практикующийся в деструктивных религиозных организациях, не столько стирает прежнюю личностную идентификацию, сколько создает новую, с тем, чтобы подавить старую. Это приводит к психическим расстройствам у некоторых сектантов, и, в конечном счете, к высокой вероятности агрессивных акций с их стороны в состоянии психической невменяемости. У человека формируется четкая грань между теми, кто имеет право на существование (сторонники секты), и теми, кто такого права не имеет («внешний мир»). Это приводит к планомерному распространению ненависти к внекультовому социуму. И потенциально обуславливает готовность адептов секты принести в жертву ради достижения целей своего культа любое количество неадептов. Другими словами, снимается априори грех за любое преступление во имя целей организации. Подобное уничтожение комплекса вины за совершаемое преступление и оправдание любых своих (или других членов секты) действий, способно привести человека к бесконфликтному принятию самоубийства. В некоторых сектах для целенаправленного нарушения идентичности личности и разрыва внекультовых связей адепта используются психотропные и наркотические вещества.

Возникновение сект всегда связано с хаосом в душах людей и крахом стабильности в стране. И едва успевает утихнуть один скандал, связанный с какой-нибудь сектой, как ему на смену приходит новый.

Целью некоторых сект также является изменение сознания русских людей, уничтожение православного самосознания граждан России. Полным ходом идет уничтожение всего русского, Православного, славянского. Точнее, идет расчленение нашего государства и нарушается закон массы, когда народ не может быть монолитным и высоко организованным. Секты разрушают душу, культуру народа, православную Церковь и единение Небесной церкви, Православной, домашней (семейной) церкви.

Сегодня в России насчитывается от 300 до 500 различных сект. Численность людей, вовлеченных в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает 1 миллиона человек, причем 70% из них - это молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет.

По расчетам президента Центра религиоведческих исследований и автора термина "тоталитарная секта" Александра Дворкина, только "штатных" сектантов насчитывается минимум 600-800 тысяч.

На сегодняшний день невозможно разграничить социально приемлемые и социально неприемлемые религиозные организации, т. к. еще не выработаны однозначные и точные критерии для такого разграничения. Но можно надеяться на то, что в будущем удастся найти правильное решение этой проблемы науки и практики. В современном мире, где так стремительно идет развитие науки, не последнее место занимает религия. Наряду с давно признанными, традиционными религиями, такими как христианство, католицизм, буддизм, иудаизм, ислам, есть и относительно новые религиозные организации, чаще всего негативно воздействующие на личность и общество.

Сектанство толкает людей на различные преступления, в том числе и на убийства; люди, попавшие в секту теряют свое мнение, у них исчезает цель и смысл жизни; многие заканчивают жизнь самоубийством и т. д.

Таким образом, деятельность сект в России подрывает нормативные социальные устои, подвергает общество и личность повышенной опасности, связанной с неконтролируемыми действиями сектантов, с их беспрекословным подчинением своим «лидерам» и выполнением любых их приказаний, обычно направленных против воли и сознания общества и личности.

Религиозное объединение - это одно из направлений публично-конфессионального регулирования свободы вероисповедания. В нашей стране у граждан есть право на создание подобных организаций.

Законодательство

Федеральный закон о религиозных объединениях содержит определение религиозных объединений, а также права и обязанности граждан, составляющих их. Люди могут совместно проводить религиозные церемонии, передавать опыт подрастающим поколениям.

Классификация

Религиозные объединения в РФ делят на организации и группы. Проанализируем их основные отличительные признаки.

Закон о религиозных объединениях допускает существование групп без специальной государственной регистрации, оформления юридического лица. У религиозных групп есть право на совершение богослужений, иных осуществление воспитания последователей.

Религиозное объединение - это юридическое лицо. В нашей стране допускается создание братств (сестричеств), монастырей, духовных образовательных учреждений, миссионерских обществ.

Приходы, общины

Такое религиозное объединение - это организация, состоящая более чем из 10 совершеннолетних лиц, придерживающихся общего вероисповедания, для проведения совместных религиозных праздников и обрядов. Подобное объединение можно считать начальным звеном в структуре религиозных организаций. В основном общины, приходы относятся к каким-либо централизованным объединениям. При этом вполне допускается и их самостоятельное существование.

Региональные представительства

Такие и объединения имеют собственный устав, в них существует не меньше трех религиозных местных организации.

Братство представляет собой общину, которая создается для культурно-просветительной, миссионерской, благотворительной цели. Некоторые монашеские католические ордены также именуют братствами.

Миссии и семинарии

Миссионерское религиозное объединение - это организация, которая учреждается для проповедования и распространения определенного вероучения с помощью просветительной, религиозной, благотворительной деятельности.

Учреждениями (семинариями, академиями, училищами) являются заведения, которые занимаются целенаправленной подготовкой кадров церковных служителей, священников. Выпускники подобных учебных заведений ведут целенаправленную религиозно-просветительную деятельность в церквях и монастырях.

ФЗ о религиозных объединениях регламентирует их деятельность.

Именно в нем указываются все основные права и обязанности различных религиозных объединений. Нарушение законодательства влечет за собой административную и уголовную ответственность.

Религиозные объединения Российской Федерации - это добровольные объединения граждан РФ, других лиц, которые проживают на законных основаниях на территории нашей страны. Они создаются для совместного исповедания, а также с целью распространения учения.

Порядок создания религиозных групп

Закон о совести и религиозных объединениях регламентирует порядок формирования подобной организации. Религиозные группы не предполагают государственной регистрации, нет необходимости оформлять и подтверждать правоспособность юридического лица. Для функционирования такой религиозной организации используется помещение имущество, которое находится в личном пользовании участников.

Представители группы имеют право на совершение богослужений, иных религиозных обрядов, церемоний, на обучение основам веры своих последователей.

Для ее создания необходимо воспользоваться определенным алгоритмом:

  • написать заявление по установленному шаблону;
  • под заявлением должно быть поставлено не меньше 10 подписей с расшифровками;
  • выбран орган местного самоуправления.

Особенности религиозных организаций

Она признается только в том случае, если в ходе государственной экспертизы был установлен факт соответствия. После получения статуса религиозной организации объединение может рассчитывать на получение льгот от государства, включая налоговые послабления, а также вести благотворительную деятельность.

Главным отличием ее от религиозной группы будет присутствие юридического лица. По ГК РФ юр. лицом считается такая организация, которая располагает собственностью, ведет хозяйственную деятельность, отвечает за обособленное имущество, может выступать в качестве ответчика и истца в судебном заседании.

Классификация религиозных объединений

Такие организации подразделяют на централизованные и местные. Первые состоят из 3 и более местных организаций. Для создания второй группы достаточно 10 участников, достигших совершеннолетия, проживающих в одном поселении (городе, деревне).

Датой создания считается день официальной государственной регистрации религиозного объединения. Обязательным является наличие собственного Устава, который утверждается централизованной религиозной организацией, отвечает всем требованиям ГК РФ.

В Российской Федерации все вопросы, касающиеся административно-правовой регламентации религиозных объединений, связаны с реализацией конституционных прав личности на свободу вероисповедания и совести. На данном этапе социально-экономического развития России именно этот вопрос имеет существенное научное и общественное значение.

Те нормы, которые определяют административно-правовой статус религиозных объединений в РФ, несовершенны, нуждаются в серьезной доработке.

Практика свидетельствует о том, что помимо внешней деятельности таких объединений, особое значение имеют внутренние взаимоотношения, возникающие между основными участниками организации. Подобная регламентация нужна, так как при подобных взаимоотношениях, часто затрагиваются интересы и права личности, интереса государства и общества, которые нельзя оставлять без административно-правового воздействия.

Понятие религиозного объединения в качестве субъекта административного права РФ

Конституция РФ гарантирует деятельность и существование разных религиозных объединений, которые имеют определенные функции, цели, решают конкретные задачи. Этот термин рассматривается в двух разных аспектах. С одной стороны, это религиоведческое понятие, которое отражает сущность и особенности отношений, складывающихся в процессе организации определенной религии.

С другой стороны ее можно рассматривать в виде юридического понятия, разработанного с учетом вероисповедания. Правовой статус организации суммируется из формальных и внешних факторов.

В России до Петра 1 православная церковь существовала независимо от царского института. В положении, которое было сформулировано Собором в 17 веке, содержалась информация о преимуществе царя при ведении гражданских дел. В задачу патриарха включалось осуществление церковных мероприятий.

Петр I провел радикальное реформирование взаимоотношений между церковью и государством, именно тогда был создан Священный Синод.

Из-за господства православной церкви Россия была поликонфессиональным государством, где существовали нехристианские и неправославные общины. Для закрепления правового положения этой категории верующих людей, были приняты специальные государственные акты.

В настоящее время все религиозные организации обязаны соблюдать законодательство РФ, они отделены от государства, имеют равные права перед законом.

Заключение

В современной России деятельность любых религиозных объединений осуществляется в соответствии с Уставом, она возможна только после завершения регистрационной процедуры. Отказать в такой процедуре можно только в том случае, когда организация не признается религиозной, либо ее Устав противоречит Конституции РФ.

Ликвидация таких объединений осуществляется по решению суда или официальных учредителей.

Причиной решения суда помимо нарушения общественной безопасности, действий, которые направлены на насильственное изменение конституционных прав граждан, может стать принуждение граждан к разрушению семьи, посягательство на права, свободы, личность россиян, нанесение нравственного и физического здоровья, принуждение к самоубийству, отказу от медицинской помощи.

Иностранные религиозные объединения должны сначала получить государственный сертификат, который выдается по ходатайству российской религиозной организации, проповедующей аналогичное вероисповедание.

Для того чтобы у иностранных деятелей не возникало желания нарушать нормы российского права, вовлекать в свою деятельность наших соотечественников, было принято специальное Положение о процедуре регистрации, открытия, а также закрытия в РФ представительств религиозных иностранных организаций.

Для укрепления экономической и социальной базы государства важно уделять пристальное внимание религиозным группам и организациям, специфике их деятельности. Безусловно, это не предполагает ограничения свобод граждан в вероисповедании, ограничения их конституционных прав и свобод.


Конституция РФ признает Российскую Федерацию светским государством, что означает полное отделение религиозных объединений от государства и его органов. Светский характер государства выражается прежде всего, в том, что религиозные объединения никак не вмешиваются в деятельность государственных органов при осуществлении правосудия, регистрации актов гражданского состояния, не входят в состав таких государственных органов, как армия государственные и муниципальные образовательные учреждения! В свою очередь государство не вмешивается в законную деятельность религиозных объединений и их участников.
Как показывает практика, государство не способно обходиться без помощи религиозных объединений. Недостаточное влияние политических партий на сознание и умы населения нынешняя государственная власть пытается компенсировать с помощью церкви, которая воспитывает в своих прихожанах многие моральные качества, импонирующие буржуазному государству. Это - законопослушание, несопротивление насилию и власти, смирение, отказ от материалистического мировоззрения и др.
Антиконституционный альянс церкви и органов государственной власти наиболее ярко проявился в предоставлении радио и телевидения для религиозной пропаганды, телевизионных трансляций богослужений, финансировании строительства церквей, иной финансовой и материальной помощи, участии религиозных деятелей в мероприятиях, проводимых государством. В свою очередь церковь предпринимает активные действия по введению в образовательных учреждениях специальных дисциплин, а также созданию религиозных организаций в воинских частях и подразделениях.
Заметно активизировали свою деятельность зарубежные миссионеры, изъявившие острое желание приобщить население России к религиозным ценностям Запада, помочь российским гражданам окончательно избавиться от пережитков социализма в сознании и поведении. Уже к концу 1993 г. Министерство юстиции РФ зарегистрировало более сотни миссионерских организаций, среди которых были Европейско-азиатский дивизион Генеральной конференции адвентистов седьмого дня, Всемирная миссия братьев во Христе, Российско-американская христианская миссия евангелизации и благотворительности «Каждый Дом для Христа».
В целях обеспечения реального действия конституционного принципа, закрепившего светский характер государства, а также создания условий, препятствующих бесконтрольной деятельности зарубежных миссионерских организаций, Государственная Дума 19 сен-
тября 1997 г. приняла Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Согласно названному закону религиозным объединением признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Таким образом, основное отличие религиозного объединения от общественных объединений характеризуется тем, что в основе его деятельности лежит определенное вероисповедание (христианство, буддизм, ислам и др.), т. е. религиозное учение и его обрядность. При этом религиозному объединению предоставляется право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также обучать религии и проводить религиозное воспитание своих последователей. Кроме того, религиозному объединению разрешается создавать собственные образовательные учреждения, с согласия детей и органов местного самоуправления вести факультативные занятия в образовательных учреждениях.
Религиозные объединения могут создаваться и действовать в двух организационных формах - религиозные группы и религиозные организации.
Религиозная группа представляет собой такое добровольное объединение граждан, которое исповедует и распространяет веру без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещение и другое необходимое имущество для дея-; тельности религиозной группы предоставляют ее участники.
Религиозная организация - это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица. Следовательно, религиозная организация от религиозной группы отличается двумя признаками: 1) состоит из лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих в Российской Федерации. Ее учредителями не могут выступать жители других государств, что значительно ограничивает возможности миссионерской деятельности религиозных объединений зарубежных стран; 2) обладает правами юридического лица и может выступать субъектом всех отношений, регулируемых гражданским законодательством.
Федеральный закон разрешает религиозной группе преобразоваться в другую организационную форму с соблюдением следующих условий. Учредителями религиозной организации могут выступать не менее десяти граждан РФ. Религиозная группа, членами которой состоят учредители, должна существовать на данной территории в течение пятнадцати лет и иметь подтверждение о своем существовании, выданное органами местного самоуправления либо централизованной религиозной организацией.
Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях последовательно проводит конституционный принцип о светском характере государства и полном отделении от него религиозных организаций. В частности, признается, что государство не может: 1) возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления: 2) вмешиваться в деятельность религиозных объединений, не противоречащую действующему законодательству; 3) давать согласие на создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и воинских частях; 4) вводить религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Федеральный закон запрещает сопровождать деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления, военнослужащим использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
Государство вправе оказывать финансовую, материальную и иную помощь религиозным объединениям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, передавать безвозмездно культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и имуществом церковного назначения, а также предоставлять объединениям налоговые и иные льготы. Все иные формы материальной помощи государства религиозным объединениям, в том числе и финансирование строительства новых храмов, являются противоправными, грубейшими нарушениями законности.
В свою очередь религиозные объединения обязываются последовательно соблюдать принцип отделения от государства, в том числе: 1) не возлагать на себя функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и
органов местного самоуправления; 2) не участвовать в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также в деятельности политических партий и политических движений, не оказывать им материальную и иную помощь.
Религиозные объединения могут действовать самостоятельно, без вмешательства государства при условии уважительного отношения к действующему законодательству и неукоснительного соблюдения прав и свобод граждан. В случае грубых нарушений Конституции РФ, федерального законодательства либо систематического осуществления деятельности, противоречащей целям ее создания, религиозная организация по решению суда может быть ликвидирована. За аналогичные деяния судом может быть вынесен запрет на деятельность религиозной группы.
Основаниями для судебного запрета деятельности религиозной группы или ликвидации религиозной организации могут служить такие противоправные деяния, как создание вооруженных формирований, пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества, посягательство на личность, права и свободы граждан, нанесение ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе с использованием наркотических и психотропных средств, гипноза, совершение развратных и иных противоправных действий.
:. Органы местного самоуправления

Учредители, руководители и участники религиозного объединения, совершившего насилие над гражданами или иное причинение | вреда их здоровью, несут ответственность в уголовном порядке.
Органы местного самоуправления избираются населением соот-:твующего муниципального образования - городского, сельского поселения, нескольких поселений, объединенных обшей территорией, иной населенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Структура названных органов весьма многообразна. Это могут быть представительные органы муниципального образования, глава администрации, иные должностные лица и органы местного самоуправления, наделенные полномочием решать вопросы местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Наименование органов местного самоуправления определяется в каждом регионе самостоятельно, исходя из национальных,

исторических и иных местных особенностей. Структура же этих органов определяется населением самостоятельно.
Специфика органов местного самоуправления как самостоятельного компонента политической системы РФ состоит в том, что они сочетают в себе черты, присущие как общественным организациям, так и органам государства.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, образуются непосредственно населением для решения местных, затрагивающих его интересы задач. Состав и структура этих органов не подлежат согласованию с вышестоящими органами государства и тем более не могут утверждаться ими. Всякое вмешательство в этот процесс со стороны органов государства означало бы грубейшее нарушение Конституции РФ, закрепленных ею прав населения на местное самоуправление.
Сформированные непосредственно населением органы местного самоуправления в пределах предоставленных им полномочий действуют на принципах автономии, самоуправления. Органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию, действующие федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты, но не находятся в подчинении у органов государственной власти и могут не выполнять их оперативно-распорядительные указания.
Самостоятельность организации и деятельности органов местного самоуправления роднит их с общественными объединениями и политическими партиями. Более того, названные компоненты политической системы нередко работают в тесном взаимодействии друг с другом, создавая надлежащие условия для участия населения в решении задач местного значения, формировании органов местного самоуправления, в местных референдумах, сходах и других формах непосредственного волеизъявления жителей муниципального образования. В то же время органы местного самоуправления не представляют собой разновидности общественного объединения. Они сохраняют в себе многие черты государственного управления и остаются в системе государственно-властных отношений. Они, в частности, осуществляют нормативно-правовое регулирование общественных отношений и принимают общеобязательные нормативно-правовые предписания, осуществляют правоприменительную деятельность, принимают акты применения права, которые имеют общеобязательную силу и для органов государства. В целях охраны общественного порядка органы местного самоуправления могут создавать муниципальную милицию.
Весьма широкими правами наделяются органы местного самоуправления в процессе решения вопросов местного значения. Они имеют прежде всего право собственности на определенное имущество. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»в состав муниципальной собственности входят земля и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, жилищный фонд, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Местное самоуправление осуществляется на подлинно демократических началах при непосредственном участии населения во всех его делах. Основными организационными формами местного самоуправления выступают формы прямого волеизъявления народа - местные референдумы, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, народная правотворческая инициатива, различного рода территориальное общественное самоуправление, осуществляемое гражданами по их месту жительства (микрорайонов, кварталов, улиц и др.).
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, памятников истории и культуры, организуют транспортное обслуживание населения, осуществляют организацию и содержание учреждений общего и профессионального образования, медицины, создают условия для работы предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, решают иные вопросы местного значения.
По некоторым вопросам органы местного самоуправления могут наделяться государственными полномочиями. Так, в настоящее время данные органы от имени государства осуществляют охрану окружающей природной среды, решают вопросы социального обеспечения граждан, могут координировать участие предприятий, организаций, учреждений, не находящихся в муниципальной собственности, в комплексном социально-экономическом развитии территории и т.д.
В случае передачи органам местного самоуправления каких-либо государственных полномочий, государство обязано обеспечить органы местного самоуправления необходимыми материальными и финансовыми средствами. Одновременно государство наделяется
правом контролировать деятельность органов местного самоуправления в рамках переданных им полномочий государства.
В целях защиты органов местного самоуправления от незаконного вмешательства в их деятельность органов государства или должностных лиц Конституция РФ наделяет органы местного самоуправления правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в процессе исполнения решений органов государственной власти. Одновременно Конституция РФ запрещает кому бы то ни было ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией и федеральными законами.
Органы местного самоуправления не обладают правом применения мер государственного принуждения к лицам, не выполняющим их нормативно-правовых установлений. По всем фактам неисполнения этих предписаний органы местного самоуправления могут обратиться в суд, который правомочен обязать правонарушителя исполнить соответствующее решение органа местного самоуправления.
Только суд может отменить решение органов местного самоуправления, которое противоречит Конституции РФ, законам и подзаконным нормативно-правовым актам. Органы государства и должностные лица не могут принимать подобных решений, поскольку это означало бы их вмешательство в дела органов местного самоуправления, создавало бы реальные условия для сохранения незаконной практики государственного руководства этими органами.
Действующее законодательство надежно гарантирует деятельность органов местного самоуправления от необоснованного прекращения их полномочий. Право принимать решения по этому вопросу предоставляется только законодательному (представительному) органу субъекта РФ при наличии установленных судом нарушений органом местного самоуправления Конституции РФ, устава субъекта Федерации, федерального закона, нормативно-правового акта субъекта Федерации или устава муниципального образования.

РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

добровольное объединение граждан РФ, иных лиц. постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний: обучение религии и воспитание своих последователей (ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"). Запрещается создание и деятельность P.O.. цели и действия которых противоречат закону.

Новейшая история РФ знает примеры как жестко репрессивной политики государства по отношению к P.O., так и почти полной бесконтрольности их деятельности, что в обоих случаях приводило к нарушению прав граждан. Декрет от 20 января 1918 г. лишал Православную церковь и другие религиозные общины движимого и недвижимого имущества (им можно было лишь "пользоваться" с разрешения властей): лишал их права юридического лица (таковыми могли быть лишь "двадцатки" мирян): запрещал преподавание религиозных учений. В 1929г. были запрещены любые формы религиозной "пропаганды" и общественной деятельности церкви,кроме "отправления культа" в церковных стенах. К 1941 г. на прежней территории СССР (без Западной Украины и Западной Белоруссии) осталось лишь немногим более 200 православных приходов из 48 тыс. в 1914 г. После Великой Отечественной войны контроль за деятельностью P.O. осуществлял Совет по делам религии при Совмине СССР, вся внутренняя жизнь церкви проходила под надзором КГБ. В 1961 г. приходские священники были лишены административных полномочий; ими могли обладать только светские лица. В 1959-1966 гг. число приходов вновь было сокращено с 22 тыс. до 7,5 тыс., закрыты семинарии и монастыри, ужесточен контроль уполномоченных Совета по делам религии. Без санкции Совета нельзя было ни рукополагать священников, ни переводить их на другое место. Особо преследовались неподконтрольные государству общины - баптистские, религиозно-правозащитные. Лишь в 1990 г. Верховный Совет СССР отменил антицерковные законы 1918 и 1929 гг. и принял новое законодательство, дающее религиозным организациям возможность восстановления.

Либерализация законодательства о P.O. в условиях 90-х гг. привела к массовому распространению в стране так называемых "тоталитарных сект", которые, прикрываясь конституционным правом на свободу совести и вероисповедания, оказывали разрушительное воздействие на психическое и физическое здоровье своих членов, в том числе несовершеннолетних. Закон о свободе совести и религиозных объединениях установил запрет на деятельность иностранных религиозных организаций на территории РФ, им может быть предоставлено лишь право открытия своих представительств. При этом они не могут заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на них не распространяется статус P.O. Другим важным нововведением было разграничение всех P.O. на две неравноправные категории: религиозные группы и религиозные организации.

Религиозной группой признаетсядо-бровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие

религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица. С точки зрения гражданского права (ст. 117 ГК РФ) религиозные организации являются некоммерческими организациями.

Религиозные организации могут подразделяться на местные и централизованные. Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, которая может подтвердить свое существование на протяжении не менее 15 лет (подтверждение выдается органами местного самоуправления) или вхождение в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания (выдается указанной организацией). Централизованной религиозной организацией признается структура, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из 3 местных религиозных организаций.

Наименование религиозной организации должно содержать указание на ее вероисповедание. Религиозные организации, действовавшие на протяжении не менее 50 лет на момент обращения с заявлением о государственной регистрации, вправе указывать в своем наименовании слова "Россия", "российская" и производные от них.

Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации только в указанных в Законе случаях: противоречие ее деятельности Конституции РФ и действующему законодательству, неправомочие учредителя, непризнание организации религиозной и

ранее состоявшаяся регистрация религиозной организации под тем же наименованием. Отказ может быть обжалован в суд.

Деятельность P.O. может быть запрещена, а сама организация ликвидирована по решению учредителей или органа, уполномоченного на то уставом P.O., или по решению суда, если деятельность объединения противоречит его уставу или действующему законодательству.

Согласно законодательству P.O. вправе: основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний,религиозного почитания (паломничества); организовывать и проводить в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций, публичные богослужения, религиозные обряды и церемонии. P.O. пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового значения, создания учреждений профессионального религиозного образования. Они вправе осуществлять благотворительную деятельность, устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, обладать правом собственности, заключать трудовые договоры (контракты) с работниками, пользоваться имуществом, являющимся собственностью государства, граждан и их объединений. P.O. вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия.. .

Надзор и контроль за исполнением законодательства о свободе совести и о P.O. осуществляют органы прокуратуры РФ, а в части соблюдения P.O. уставов, целей и порядка их деятельности - органы юстиции.

Додонов В.Н., Колодкин Л.М.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" в других словарях:

    Религиозное объединение: Содержание 1 В Российской Федерации 2 В СССР 3 См. также … Википедия

    Юридический словарь

    Религиозное объединение - по законодательству РФ добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели… … Бухгалтерская энциклопедия

    Религиозное объединение - (англ. religious association) в РФ вид общественного объединения, добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры… … Энциклопедия права - religinė bendrija statusas Aprobuotas sritis Religinės bendruomenės ir bendrijos apibrėžtis Religinių bendruomenių susivienijimas, siekiantis vienos religijos tikslų. Religinę bendriją sudaro ne mažiau kaip dvi religinės bendruomenės, turinčios… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)

    религиозное объединение - добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: а)… … Большой юридический словарь

    Религиозное объединение - добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее такими соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;… … Административное право. Словарь-справочник

    РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ - добровольное объединение совершеннолетних граждан РФ и иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, и образованное с целью совместного исповедания и распространения веры. Закон запрещает создание Р.о. в органах… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»