Прекращение деятельности юридического лица понятие. Присоединение юридического лица к другому юридическому лицу. В чем заключается прекращение юридических лиц

Деятельность ЮЛ прекращается посредством его реорганизации (ст.57) или ликвидации (ст.61).

Реорганизация ЮЛ осуществляется в следующих формах: а) слияние нескольких ЮЛ в одно; б) присоединение одного или нескольких ЮЛ к другому; в) разделение ЮЛ на несколько самостоятельных ЮЛ; г) выделение из состава ЮЛ (не прекращающего свою деятельность) одного или нескольких новых ЮЛ; д) преобразование ЮЛ из одной ОПФ в другую. Во всех случаях, кроме «г» прекращается деятельность хотя бы одного ЮЛ, но его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным ЮЛ в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, т.к. к выделившемуся ЮЛ переходит часть прав и обязанностей остающегося ЮЛ. Следовательно, реорганизация ЮЛ всегда несет правопреемство и в этом ее отличие от ликвидации ЮЛ, при котором никакого правопреемства не возникает, т.к. их субъект (ЮЛ) подлежит прекращению.

Реорганизация ЮЛ по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей или уполномоченного на это его УД органа (общего собрания). Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях требует предварительного согласия госорганов (антимонопольных или иных). В случаях прямо указанных в законе реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного госоргана или суда (ЮЛ, занимающие доминирующее положение на рынке неоднократно нарушившие требования антимонопольного законодательства). Реорганизация ЮЛ оформляется либо передаточным актом (балансом) (слияние, присоединение или преобразование), либо разделительным балансом (разделение и выделение). Названные документы должны содержать положение о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного ЮЛ в отношении его кредиторов и должников (ст.59). Часто в практике проводимая реорганизация ЮЛ ухудшают положение кредиторов, поэтому закон требует уведомления всех кредиторов о принятом учредителями решении, а последние вправе требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков. Утвержденные ПА или РБ должны быть представлены для ГР вместе с иными документами. Реорганизация считается завершенной с момента ГР вновь возникших юридических лиц, а в случае присоединения – ГР прекращения деятельности присоединенного лица.

Ликвидация ЮЛ представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях. В этом случае задача защиты прав и интересов кредиторов приобретает еще большую важность, чем в случаях реорганизации. ГЗ устанавливает специальный порядок ликвидации ЮЛ. Ликвидация может осуществляться добровольно по решению учредителей либо уполномоченного на то органа ЮЛ. Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением, на основании: осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); неоднократного грубого нарушения законов или НА; противоречие деятельности законодательным запретам и т.д. ГК предусматривает все случаи принудительной ликвидации ЮЛ. Особым случаем ликвидации ЮЛ является банкротство.

Ликвидация ЮЛ представляет достаточно длительную процедуру, основным содержанием которой является выявление удовлетворение имеющихся у кредиторов требований. При этом ЮЛ продолжает свою деятельность, а лица принявшие решения о ликвидации извещают регистрирующий орган об этом. В государственный реестр вносятся сообщенные сведения, а к наименованию ЮЛ обязательно добавляются слова «в ликвидации». Ликвидация проходит под контролем органа осуществившего ГР ЮЛ. Этапы ликвидации ЮЛ: назначение с согласия регистрирующего органа специальной ликвидационной комиссии (единоличного ликвидатора); опубликование в СМИ извещения о ликвидации, а также о порядке и сроках (не менее 2 месяцев) заявления требований кредиторами и письменное уведомление об этом известных кредиторов; утверждение промежуточного ликвидационного баланса; при недостатке денежных средств для удовлетворения заявленных требований – продажа имущества ЮЛ с публичных торгов; расчеты с кредиторами ЮЛ в порядке очередности (ст.64 – регресс, зарплата, залог, налоги, иные); составление ликвидационного баланса и его утверждение, передача остатков имущества учредителям. Ликвидация считается завершенной, а ЮЛ прекратившим существование – с момента внесения записи об этом в государственный реестр.

Прекращение предпринимательской деятельности юридического лица предполагает его выбытие из соответствующих гражданско-правовых отношений. Информация о субъекте исключается из ЕГРЮЛ. Рассмотрим далее порядок прекращения деятельности юридических лиц.

Актуальность вопроса

Прекращение деятельности юридического лица регламентируется законодательством. Процедура предполагает несколько этапов, в ходе которых осуществляется анализ работы, составляется документация, решается вопрос о погашении обязательств, если они были у субъекта. Существование юрлиц не ограничивается временными рамками. Однако в ряде случаев возникает необходимость завершить работу. Так, ликвидация предприятия может обуславливаться несостоятельностью, невозможностью погашать обязательства в установленные сроки. В таких случаях процедуру проводят через суд.

Основания прекращения деятельности юридического лица

Процедура завершения работы компании может являться добровольной или принудительной. В первом случае в качестве основания будет выступать решение органа юрлица либо учредителей. Принудительная процедура начинается по постановлению судебной инстанции. Прекращение деятельности юридического лица, проводящееся по решению учредителей либо уполномоченного органа компании, может обуславливаться:

  1. Истечением периода, на который была сформирована фирма.
  2. Достижением цели, поставленной при создании компании.
  3. Уменьшением либо увеличением количества членов ниже или выше числа, установленного в уставе или законе.
  4. Признанием недействительной регистрации организации судом вследствие допущенных при ее образовании неустранимых нарушений правовых актов.
  5. Несостоятельностью.
  6. Снижением цены чистых активов до уровня ниже минимального объема уставного капитала.
  7. Прочими обстоятельствами.

Решение судебной инстанции принимается, если:

  • Выявлено нарушение закона в процессе функционирования организации.
  • Осуществлялась деятельность, которая запрещена нормами, или не предусмотренная в уставе и пр.

Способы прекращения деятельности юридического лица

Законом определены различные процедуры, в результате которых компания завершает свою работу. В законодательстве предусматривается прекращение деятельности юридического лица путем:

  1. Реорганизации. Этот вариант предусматривает завершение работы одной компании и создание на ее базе новых. Все обязанности и права первоначальной организации при этом переходят к преемникам.
  2. Ликвидации. В этом случае существовавшая компания завершает свою работу без создания иных фирм. Ликвидация предприятия предполагает полное погашение имеющихся обязательств.

Нюансы

Как выше было сказано, прекращение деятельности юридического лица может осуществляться по решению уполномоченного органа либо собрания учредителей. Это зависит от организационно-правового типа компании. В ООО и АО этот вопрос включен в компетенцию общего собрания. Некоторые виды прекращения деятельности юридического лица предполагают получение согласования Госкомитета по антимонопольной политике. К таким случаям, в частности, относят преобразование, присоединение и слияние. Нормативные акты, регламентирующие конкуренцию и монополии, допускают принудительное прекращение деятельности юридического лица в форме выделения и разделения.

Такое решение принимается Госкомитетом и его территориальными подразделениями. Компании, которые получили соответствующее предписание, должны провести необходимые процедуры в определенный срок. Если фирма этого не сделает, Госкомитет направляет исковое заявление о прекращении деятельности юридического лица в суд. В этом случае будет назначен внешний управляющий, которому поручается провести установленные мероприятия. Учредительная документация вновь образующихся компаний, разделительный баланс согласовываются и утверждаются судебной инстанцией и затем регистрируются по общим правилам.

Нормы ГК

Одна из распространенных причин, обуславливающих прекращение деятельности юридических лиц, - банкротство. Порядок проведения процедуры регламентируется ст. 61-64 ГК. Признание компании несостоятельной влечет ее ликвидацию. Процедура включает в себя следующие этапы:

  1. Размещение в официальных изданиях информации о начале процесса и сроке, в течение которого кредиторы могут заявить о своих требованиях. Он не должен составлять меньше двух месяцев с даты публикации. При этом назначается ликвидационная комиссия, которая занимается выявлением всех кредиторов, рассылает им письменные уведомления, предпринимает меры, направленные на получение дебиторской задолженности.
  2. Формирование промежуточного баланса. Он составляется по окончании срока, предоставленного кредиторам для заявления требований. В балансе содержатся данные об имуществе компании, приводится перечень претензий контрагентов, результаты их рассмотрения. Этот документ должен быть утвержден учредителями либо уполномоченным органом компании по согласованию с учреждением, осуществляющим госрегистрацию фирм.
  3. Составление ликвидационного баланса. Он формируется после окончания всех расчетов с кредиторами.
  4. Внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации предприятия.

Особенности расчетов с кредиторами

В случае если у предприятия недостаточно средств для погашения обязательств, ликвидационная комиссия организует реализацию его имущества с публичных торгов. Выплаты сумм, вырученных от реализации, осуществляется по очередности, определенной ст. 64 ГК, согласно промежуточному балансу с даты его утверждения. Исключение составляют кредиторы 5-й очереди. Им выплаты производят по окончании месяца с даты утверждения баланса.

Исключения

Указанные выше положения не распространяются на казенные предприятия и учреждения. При недостаточности средств у указанных субъектов погашение обязательств осуществляется в судебном порядке за счет имущества собственника. Оставшиеся объекты после расчетов передаются участникам общества, которые обладают вещными правами на них либо обязательственными правами в отношении компании, если другое не устанавливается нормативными актами либо учредительной документацией.

Формы завершения деятельности

Реорганизация юрлица может производиться путем:

  1. Слияния. В этом случае несколько компаний объединяются в одну. Она по передаточному акту получает обязанности и права первоначальных фирм.
  2. Присоединения. В этом случае происходит "поглощение" одного предприятия другим. К последнему обязанности и права также переходят по передаточному акту.
  3. Разделения. Оно предполагает формирование на базе одного юрлица нескольких самостоятельных организаций. К ним обязанности и права первоначальной фирмы переходят в соответствии с балансом.
  4. Выделения. В данном случае из существующей компании отделяется организация. При этом первоначальная фирма сохраняется. К выделенному предприятию обязанности и права переходят по разделительному балансу.
  5. Преобразования. Оно предполагает изменение организационно-правового типа компании. Переход прав и обязанностей осуществляется по передаточному акту.

Реорганизация признается законченной после госрегистрации вновь образованных юрлиц. Данное правило не распространяется на процедуру присоединения. Она считается оконченной с момента включения в Госреестр записи о завершении деятельности поглощенной компании.

Документы

Обязанности и права переходят ко вновь образованным компаниям на основании передаточного акта либо баланса. В указанных документах должны присутствовать положения, касающиеся правопреемства. В них включаются сведения обо всех переходящих обязательствах, оспариваемых в том числе, перед имеющимися кредиторами, а также обо всех должниках. Акт или баланс утверждаются тем, кто принимал решение о проведении реорганизации. Документы предоставляются в орган, уполномоченный на проведение госрегистрации. В случае невозможности определить правопреемника у вновь сформированных предприятий возникает солидарная ответственность перед кредиторами.

Госрегистрация

Только после ее проведения компания будет признана реорганизованной. Правила госрегистрации зависят от формы процедуры. Для постановки на учет компании, реорганизованной путем слияния, в уполномоченный орган предоставляют:

  1. Учредительную документацию всех субъектов, участвующих в процессе.
  2. Протоколы с собраний (проводимых отдельно в каждой компании и совместных).
  3. Договор о слиянии и передаточный акт.
  4. Подтверждение факта публикации о начале процедуры в официальных изданиях.
  5. Доказательство письменных уведомлений кредиторов.
  6. Копии балансов компаний.
  7. Наименование вновь образующейся фирмы.
  8. Характеристика формирования капитала компании.
  9. Данные паспорта руководителя образующейся фирмы.
  10. Юридический адрес нового предприятия.

Дополнительно (при необходимости) предоставляется документ, подтверждающий согласование или уведомление антимонопольного органа. При реорганизации путем присоединения госрегистрация выполняется по правилам, предусмотренным для регистрации изменений, которые вносятся в учредительную документацию.

Специфика правопреемства

При реорганизации особое значение имеет объем обязанностей и прав, которые переходят по балансу или акту. Правопреемство может быть:

  1. Частичным. При этом переход обязанностей и прав осуществляется как к нескольким, так и к одному субъекту. Такая ситуация имеет место при выделении.
  2. Полным с переходом обязанностей и прав к одному преемнику. Эта ситуация имеет место при преобразовании, присоединении и слиянии.
  3. Полным с переходом обязанностей и прав к нескольким субъектам в соответствующих долях. Такое правопреемство характерно для разделения.

Момент перехода

Вопрос о его определении возникает практически у всех реорганизуемых субъектов, а также у их кредиторов. Последних, в частности, беспокоит процесс погашения обязательств. В действовавшем ранее ГК указывалось, что переход имущества осуществляется в день, когда подписан передаточный акт или утвержден разделительный баланс. В нормах нового Кодекса данный подход исключается. Между принятием учредителями или уполномоченным органом решения о реорганизации и непосредственной процедурой проходит определенный период. В ст. 57 ГК четко установлен момент, в который субъект считается реорганизованным. При разделении, выделении, слиянии, преобразовании им выступает дата госрегистрации вновь созданных компаний. Правопреемство не основывается на каком-либо договоре. Оно выступает как следствие реорганизации. Из этого следует, что определяющее значение при установлении момента перехода обязанностей и прав будет иметь факт госрегистрации. До ее окончания преемство невозможно, поскольку еще не создан принимающий субъект. Аналогичным образом обстоит дело с присоединением. В этом случае реорганизация также считается оконченной после включения соответствующей записи в Госреестр о прекращении работы присоединенного субъекта.

Заключение

Для предотвращения нарушений при оформлении правопреемства в ходе реорганизации в ГК предусматривается специальное правило. В соответствии с ним, при отсутствии в разделительном балансе либо акте о передаче положений о переходе обязанностей и прав, госрегистрация вновь образованных компаний не осуществляется. При возникновении неопределенности в решении вопроса о правопреемстве, действует законодательное положение о солидарной ответственности фирм. Оно обеспечивает дополнительные гарантии для кредиторов и обязывает юрлиц в любом случае исполнять свои обязательства.

Прежде всего отметим, что гражданское законодательство не содержит определения понятия "прекращение юридического лица". Тем не менее данный термин активно используется в нормативных правовых актах.
В ГК РФ устанавливается, что правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
В соответствии с ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) предусматривается, что реорганизация юридических лиц в форме преобразования, слияния, разделения считается завершенной с момента регистрации вновь возникших юридических лиц, а реорганизуемые юридические лица считаются прекратившими свое существование. Аналогичные положения относительно последствий реорганизации юридических лиц содержатся в , Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и , Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
ГК РФ оперирует понятием "прекращение недействующего юридического лица", подразумевая под этим исключение из ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.
Из приведенных норм следует, что прекращение юридического лица представляет собой юридически закрепленное путем внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ прекращение деятельности юридического лица, влекущее за собой невозможность этого юридического лица в дальнейшем приобретать и осуществлять (выполнять) права и обязанности от своего имени и каким-либо образом участвовать в гражданском обороте.
В свою очередь, под ликвидацией юридического лица гражданское законодательство подразумевает определенную процедуру, которая влечет за собой прекращение этого юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам ( ГК РФ).
Принимая во внимание, что, как это вытекает из вышеприведенных норм, прекращение юридических лиц в процессе реорганизации влечет за собой переход прав этих юридических лиц к вновь созданным или уже существующим юридическим лицам (смотрите также ГК РФ), а прекращение недействующего юридического лица ( ГК РФ), согласно Закона N 129-ФЗ, не требует соблюдения процедуры ликвидации, предусмотренной ГК РФ, можно сделать вывод, что прекращение юридического лица в результате ликвидации является лишь одним из возможных случаев прекращения юридического лица.
Таким образом, понятия "ликвидация юридического лица" и "прекращение юридического лица" соотносятся как частное и общее, то есть ликвидация юридического лица является лишь частным случаем его прекращения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

1. Общие положения. Юридические лица не только возникают, но и прекращают свою деятельность в установленном законом порядке. При этом необходимо различать предусмотренные законом основания, способы и формы прекращения деятельности юридических лиц.

Основания прекращения – это определенные фактические обстоятельства, с которыми закон связывает прекращение деятельности юридических лиц.

Основания прекращения деятельности юридических лиц могут быть самые разные. Если, например, юридическое лицо было создано для достижения определенной цели, то по достижении этой цели оно прекращает свое существование. Истечение определенного срока, на который было создано юридическое лицо, также является основанием для прекращения его деятельности.

Юридические лица, основанные на частной форме собственности и созданные в любой организационно-правовой форме, прекращают свое существование не только по основаниям, предусмотренным в законе, но и по основаниям, которые могут быть дополнительно определены их уставами или положениями.

Способы прекращения – это предусмотренный законом порядок прекращения деятельности юридических лиц.

Так, прекращение государственных организаций, являющихся юридическими лицами, производится тем органом, по решению которого они были образованы. Юридические лица любой организационно-правовой формы, основанные на частной форме собственности и созданные по желанию их учредителей, в таком же добровольном порядке могут прекратить свою деятельность.

Таким образом, способы прекращения юридических лиц принципиально не отличаются от способов их возникновения.

Возможно, однако, и принудительное прекращение деятельности юридических лиц, т.е. против воли их учредителей. На основании решения суда хозяйственные общества прекращают свою деятельность, если они признаны банкротами, систематически и грубо нарушают действующее законодательство, если учредительные документы признаны недействительными, в других случаях, предусмотренных действующим законодательством (ст. 19 ЗУ «О хозяйственных обществах»). Решением суда объединение граждан (общественная организация или политическая партия) распускается (прекращает свою деятельность) в случаях, если деятельность его принимает характер, подрывающий безопасность государства, ограничивающий общепризнанные права человека, в других случаях, предусмотренных ст. 4, 22 и 32 ЗУ «Об объединениях граждан».

Формы прекращения – это предусмотренные законом приемы прекращения деятельности юридических лиц.

Юридические лица прекращаются путем реорганизации и ликвидации.

2. Реорганизация юридических лиц. На протяжении многих десятилетий реорганизация рассматривалась в качестве способа прекращения юридического лица, отличного от ликвидации наличием правопреемства. Такой подход был предопределен нормами ст. 37 Гражданского Кодекса УССР от 1963 года. В законодательстве отсутствовали даже легальные определения, как самой реорганизации, так и отдельных ее форм.


В результате кодификации ХК Украины сохраняет традиционный для нашего законодательства термин «реорганизация» и закрепляет возможность прекращения деятельности субъекта хозяйствования путем его реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) (ст. 59). В то же время в ГК Украины отсутствует обобщающий термин «реорганизация». Он заменяется перечнем ее форм: слияние, присоединение, разделение, преобразование (ч. 1 ст. 104). Это объяснялось стремлением разработчиков ГК Украины применять европейские правовые конструкции, которым не присущ данный термин, а в правовых нормах указываются отдельные формы реорганизации или их перечень, либо используется словосочетание «прекращение, которое не влечет ликвидацию».

Главной целью реорганизации является не прекращение субъекта права, а напротив, непрерывность осуществления хозяйственной деятельности, сохранение и продолжение целостного имущественного комплекса либо в виде создания нового субъекта, либо «…путем включения к уже существующему субъекту». Однако всегда, при любой форме реорганизации, ее результатом является появление в коммерческом обороте нового либо обновленного целостного имущественного комплекса (целостных имущественных комплексов).

Анализируя процесс реорганизации, можно выделить свойственные ему элементы и создания, и прекращения. Создаются новые субъекты путем реорганизации в четырех правовых формах – при слиянии, выделении, разделении, преобразовании. Элементы создания в указанных формах прослеживаются в появлении: новой имущественной базы организации – нового размера уставного фонда, измененного качественного состава целостного имущественного комплекса (целостных имущественных комплексов), а также субъекта (субъектов) реорганизации.

Прекращаются субъекты также в четырех формах – при слиянии, присоединении, разделении, преобразовании. К элементам ликвидации можно отнести, в частности, закрытие банковских счетов, снятие с учета в налоговых органах, исключение из Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту – ЕГР), сдача печатей и штампов на уничтожение.

Как видим, элементы создания и прекращения одновременно имеют место только при слиянии, разделении и преобразовании, тогда как в остальных формах реорганизации – только один из элементов: либо только прекращение (при присоединении), либо только создание (при выделении).

Права и обязанности правопредшественника в зависимости от формы реорганизации могут переходить к разному количеству правопреемников. При слиянии и присоединении они переходят в полном объеме только к одному правопреемнику, а не к нескольким (как при разделении) или к одному или нескольким (как при выделении). Это, с одной стороны, является общей чертой таких правовых форм укрепления положения на рынке как слияние и присоединение, с помощью которых решается экономическая задача – капитализация хозяйственных обществ. С другой стороны – их отличительной чертой от таких форм реорганизации как разделение и выделение.

Итак, признаками реорганизации являются:

1) появление нового либо обновленного целостного имущественного комплекса юридического лица;

2) создание одного (или более) юридического лица (лиц) и (или) прекращение одного (или более) юридического лица (лиц);

3) наличие правопреемства между реорганизуемыми юридическими лицами (правопредшественниками и правопреемниками) .

Реорганизация – это прекращение деятельности юридического лица, когда его дела и имущество не ликвидируются, а переходят к другому юридическому лицу, обязанному выполнять функции прекратившего свое существование юридического лица.

Существует 5 форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

При слиянии одного юридического лица с другим все имущественные права и обязанности каждого из них переходят по передаточному акту к юридическому лицу, возникшему в результате слияния.

При присоединении одного юридического лица к другому к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица.

При разделении юридического лица к новым юридическим лицам переходят по разделительному акту в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица.

При выделении из юридического лица одного или нескольких новых юридических лиц к каждому из них переходят по разделительному балансу в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизованного юридического лица.

При преобразовании одного юридического лица в другое к вновь возникшему юридическому лицу переходят все имущественные права и обязанности прежнего юридического лица (происходит изменение организационно-правовой формы: государственное предприятие в АО).

Участники юридического лица, суд или орган, принявший решение о прекращении юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию, комиссию по прекращению юридического лица (выполнение функций комиссии может быть возложено на орган управления юридического лица):

– с момента назначения комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица;

– комиссия выступает от имени юридического лица, которое прекращается;

– комиссия по прекращению юридического лица помещает в печатных органах СМИ («Урядовий кур’єр», или специально созданный печатный орган от государственной регистрации) информацию о том, что юридическое лицо находится в состоянии реорганизации и о порядке и сроке заявления требований к нему (этот срок не может быть менее 2 месяцев);

– комиссия по прекращению принимает все возможные меры по выявлению кредиторов и персонально уведомляет их о прекращении юридического лица.

Юридическое лицо считается прекратившим свое существование со дня внесения в Единый государственный реестр предприятий и организаций записи о его прекращении (ст. 104 ГК, ст. 59 ХК – записи о прекращении его деятельности). Прекращение деятельности юридических лиц осуществляется, как правило, в том же порядке, в котором они были созданы (исключение – банкротство).

Ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК Украины содержит перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая может носить как добровольный, так и принудительный характер.

В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами. Основаниями добровольной ликвидации являются истечение срока, на который оно было создано, достижение целей организации, для которых она создана, а также в других случаях, предусмотренных учредительными документами (п. 1 ч. 1 ст. 110 ГК Украины).

Принудительная ликвидация проводится по решению суда о признании судом недействительной государственной регистрации юридического лица вследствие допущенных при его создании нарушений, которые нельзя устранить, а также в других случаях, установленных законом (например, в случае осуществления ею деятельности, противоречащей уставным документам или запрещенной законом; непредоставления на протяжении года налоговым органам документов финансовой отчетности; наличия в Едином государственном реестре записи об отсутствии юридического лица по указанному им местонахождению и т.д.).

Для некоторых видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации. ГК Украины предусматривает дополнительные основания ликвидации отдельных видов юридических лиц действующих в рамках тех или иных организационно – правовых форм. Например, согласно ч.1 ст. 141 ГК Украины число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать предела, установленного законодательством Украины. В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение одного года, а по истечении этого срока – ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного предела. Общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Часть 2 ст. 38 ЗУ «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности» устанавливает, что основанием для постановления судебного решения о ликвидации является несоответствие минимального размера уставного фонда юридического лица требованиям закона. Это общее основание конкретизируется для хозяйственных обществ. В законодательстве предусмотрено такое основание ликвидации, как утрата имущества, т.е. уменьшение стоимости чистых активов организации ниже уровня минимального размера уставного капитала . Так, общество с ограниченной ответственностью подлежит также ликвидации в случае, если его участники в течение первого года деятельности общества не оплатили полностью сумму своих вкладов или в случае уменьшения стоимости чистых активов ниже уровня, установленного законом (ч. 4 ст. 144 ГК Украины). Аналогичная норма только относительно акционерных обществ содержится в ч. 3 ст.155 ГК Украины.

Еще примером установления в законодательстве дополнительных оснований может быть ст. 83 ЗУ «О хозяйственных обществах», а также ч.1 ст. 139 ГК Украины, которые предусматривают, что коммандитное общество прекращается в случае выбытия из него всех участников с полной ответственностью. При таких обстоятельствах теряется весь необходимый состав коммандитного общества, и оно перестает соответствовать своей форме. Однако при таких обстоятельствах его полные участники имеют право преобразовать коммандитное общество в полное.

Учредительными документами может быть предусмотрена ликвидация полного общества в случае выбытия из него любого из участников. Согласно ч. 1 ст. 132 ГК Украины полное общество ликвидируется в случае, если в обществе останется один участник. Ликвидация и полного, и коммандитного общества имеет место в случае, если остается один участник общества в связи с тем, что эти организационно – правовые формы обществ являются объединением двух лиц для ведения предпринимательской деятельности. Однако этот участник имеет право в течение шести месяцев с момента, когда он стал единственным участником общества, преобразовать его в другое хозяйственное общество. Это мудрое решение законодателя, поскольку нецелесообразной является ликвидация, например, полного общества, которое было создано двумя лицами и приносит стабильный доход в случае смерти одного из участников. Однако, если оставшийся участник не воспользуется предоставленной возможностью преобразования хозяйственного общества, он будет вынужден смирится с его ликвидацией.

Статья 36 ЗУ «О ценных бумагах и фондовом рынке» закрепляет, что деятельность фондовой биржи прекращается в том случае, когда ее членов стало меньше десяти. Если в фондовой бирже осталось десять членов, ее деятельность прекращается в случае непринятия новых членов в течение шести месяцев. Это дополнительные основания прекращения фондовых бирж, а в остальных случаях деятельность фондовой биржи прекращается в соответствии с законодательством Украины об акционерных обществах и иных видах хозяйственных обществ.

Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст. 111-112 ГК Украины, ст. 60 – 61 ХК Украины и состоит из следующих этапов:

1) участники организации, ее уполномоченный орган или суд, принявшие решение о ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по управлению юридическим лицом;

2) ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о ликвидации, взыскивает дебиторскую задолженность юридического лица;

3) ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности, принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и составляет промежуточный ликвидационный баланс;

4) в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются законные требования кредиторов, причем выплаты производятся в порядке очередей, установленных ст. 112 ГК Украины. Если денежных средств организации недостаточно для расчетов с кредиторами, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица;

5) после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся имущество между участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию, передаются регистрирующему органу, который на их основе вносит соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента юридическое лицо является ликвидированным.

Особенности ликвидационной процедуры в случае банкротства юридического лица установлены ЗУ «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».

Контрольные вопросы

1. Дайте определение юридическому лицу. Каковы признаки юридического лица?

2. Раскройте понятие «организационное единство юридического лица» и определите органы управления юридического лица. Что такое«корпоративная демократия»?

3. В чём выражается имущественная обособленность юридического лица? Раскройте понятие и значение уставного фонда.

4. Раскройте значение самостоятельной имущественной ответственности юридических лиц и особенности ответственности некоторых юридических лиц (казённые предприятия, полные общества, коммандитные общества, общества с дополнительной ответственностью).

5. Какие способы создания юридических лиц выделяются в науке гражданского нрава?

6. Какими законодательными актами регулируется создание юридических лиц?

7. Кто имеет право на учреждение юридического лица? Кто является учредителем и участником юридического лица?

8. Какие права и обязанности возникают у участника юридического лица?

9. В чем заключается значение государственной регистрации юридических лиц? Что такое Единый государственный реестр?

10. Определите порядок регистрации юридических лиц и основания для отказа в государственной регистрации юридического лица.

11. Определите органы, управомоченные принимать решения о признании недействительной записи о проведении государственной регистрации, и правовые последствия принятия такого решения.

12. По каким критериям можно классифицировать юридические лица?

13. Назовите организационно-правовые формы юридических лиц.

14. Какие виды хозяйственных обществ Вы знаете? Охарактеризуйте особенности их правового положения.

15. Понятие кооператива. Виды кооперативов.

16. Особенности статуса и ответственности казённого предприятия.

17. Правовое положение учреждения.

18. Что такое реорганизация юридического лица?

19. В чём заключается ликвидация юридического лица? Каковы ее правовые последствия?

20. Порядок ликвидации юридического лица: правовое положение ликвидационной комиссии, порядок удовлетворения требований кредиторов.