Социальное обеспечение, страхование и помощь. Основные виды социального обеспечения. Система социальной зашиты населения и ее структура

  • 6.1.1. Социальное обеспечение - это система, базирующаяся на, принципе универсализма, на механизме максимально широкого включения граждан (пользователей) в систему предлагаемых государством благ и услуг в денежной или натуральной форме. Социальное обеспечение практически не содержит механизмов исключения граждан из числа получателей различных социальных благ. В общем виде социальное обеспечение можно определить как содержание за счет общества (государства) разных категорий населения, в особых случаях и особыми способами. Считается, что социальное обеспечение - обязанность всего общества, реализуемая государством. Государственная централизованная система социального обеспечения населения сложилась и существовала в советское время. Первоначально она охватывала только рабочих и служащих, затем распространилась на все население и стало всеобщей, т.с. универсальной. Сегодня, несмотря на привычное и широкое использование понятия «социальное обеспечение» как теоретиками, так и практиками, оно фактически устарело, неточно и постепенно заменяется другими понятиями, такими, как «социальное страхование», «помощь», «обслуживание» и т.п.
  • 6.1.2. Социальное страхование заключается во включении в число получателей социальных благ только работающих и членов их семей. Причем такое включение обусловлено предшествующими страховыми взносами работников и работодателей, поэтому в этой системе государство определяет только нормы включения, а работники и работодатели ее финансируют. И наконец, социальная помощь также имеет адресный характер, т.е. содержит механизм включения только тех получателей, которые наиболее нуждаются по каким-либо критериям. Как правило, критерием включения в число получателей социальной помощи является малообеспеченность или неспособность улучшить свое положение самостоятельно.

В начале 1990-х гг. вопрос об универсальности или адресности социальной поддержки государства был решен в пользу адресности. Этот выбор был связан с экономическими отношениями, потому что определяется уровнем налогов, необходимых для реализации принципа универсализма или принципа адресности. Адресная помощь населению обходится государству дешевле. Это также вопрос отношений государства с общественными организациями, с муниципальной властью, с семьей, поскольку реализация принципа адресности дешевле для государственного бюджета, но требует широкой общественной поддержки.

6.1.3. Советская система социального обеспечения включала распределение средств производства , трудовых ресурсов , а также предметов потребления и услуг. Эта система исключала безработицу, обеспечивала стабильный, хотя и отстающий от мировых стандартов, уровень жизни, была направлена на сокращение социально-экономического неравенства. Ее важным аспектом было первичное формирование доходов семьи: оплата по труду в общественном хозяйстве и дополняющие оплату по труду денежные выплаты из общественных фондов потребления (пенсии, пособия, стипендии, оплата ежегодных отпусков) .

Важным субъектом социального обеспечения выступали профсоюзы. Так, Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС) участвовал в принятии государственных решений но труду и социальным вопросам. Фабрично-заводские местные комитеты принимали непосредственное участие в регулировании трудовых отношений на предприятиях, в организациях, учреждениях; решали вопросы о выдаче материальной помощи нуждающимся, о распределении путевок в санатории и дома отдыха, в пионерские лагеря; совместно с медицинским учреждением и администрацией предприятия разрабатывали и осуществляли мероприятия по снижению заболеваемости работников; совместно с администрацией готовили документы, необходимые для назначения пенсий рабочим, служащим и их семьям.

В целом система государственного социального обеспечения, с одной стороны, реализовывала конституционные права граждан на труд, отдых, образование и здоровье, обеспечивала стабильность и уверенность в завтрашнем дне. С другой - выступала тормозом экономического развития, поскольку государство изымало у непосредственных производителей значительную часть доходов и осуществляло жестко централизованное, по сути уравнительное, их перераспределение. Это касалось и заработной платы, и большинства видов социальных выплат. В результате благосостояние советских людей стало зависеть все меньше от их собственных трудовых усилий, от их активности, и все больше от государственной политики социального обеспечения. Уравнительное распределение порождало иждивенчество, снижало стимулы к производительному труду. Поэтому одной из целей перехода к рынку в начале 1990-х гг. было изменение модели поведения людей в экономической и социальной сферах, их отношения к груду и социальному обеспечению на основе повышения самостоятельности и ответственности за уровень своего благосостояния. Реализация данной цели потребовала реформирования социальной сферы.

6.1.4. Социальное обеспечение всегда было связано с большими издержками из-за того, что все работавшие принимали участие в его финансировании, а распределялось оно в соответствии с разделением населения на определенные категории, которым в соответствии с категорией предоставлялись льготы, компенсации и субсидии, т.е. осуществлялось их включение в ресурсную среду. Причем выделение категорий зачастую было связано не с трудовыми заслугами или какими-либо жизненными проблемами, а с политическими или идеологическими задачами государства. Выделение обеспечиваемых категорий носило характер бюрократических процедур, закрепленных законом. Если какая-либо группа не была указана в законах как объект дополнительного, т.е. льготного социального обеспечения, то она не имеет права на него. Поэтому, хотя и считалось, что социальная политика в СССР носила универсальный характер, в то же время она была направлена на защиту интересов номенклатуры, что отмечал английский исследователь Р. Титмусс еще в 1970-е гг. Фактически советская социальная политика дифференцировала разные категории граждан по степени их «права» на получение социальной помощи от государства. Дифференцированный и дифференцирующий подходы советской социальной политики в полной мере проявились в отношении участников различных войн, разных групп пенсионеров и т.д. Например, ветераны войны в Афганистане вынуждены были очень долго лоббировать свои интересы и нужды в социальном обеспечении, поскольку государство не кодифицировало их как ветеранов войны и не включало в число льготных категорий. Аналогичная ситуация сложилась в настоящее время с участниками боевых действий в Чечне.

И, напротив, если какая-то группа была кодифицирована в законах как нуждающаяся, она имела право на включение в систему социального обеспечения независимо от степени реальной нуждаемости. В то же время любая из традиционно признаваемых слабыми групп населения внутренне ие однородна. Не только дети и пожилые могут значительно отличаться по уровню доходов и условиям жизни, но даже и инвалиды. Конечно, это социально уязвимые группы, но единые нормы социального обеспечения имеют для них разную значимость. Так, льготы на оплату телефона, квартиры, коммунальных услуг полагаются всем, а реально ими пользуются лишь те, у кого соответственно есть телефон, водопровод и прочее, поскольку далеко не все жители России живут в населенных пунктах, где есть блага цивилизации, пользование которыми носит льготный характер, где есть необходимая ресурсная среда. Одним, например, действительно нуждающимся городским пенсионерам (одиноким, живущим в коммунальных квартирах), льготы дают очень важную поддержку, которая тем не менее может оцениваться более благополучными людьми или семьями как незначительная. Малообеспеченным пожилым, не имеющим дач, не нужны льготы па проезд в пригородном транспорте, зато важен бесплатный проезд в городском и т.д. Таким образом, для системы социального обеспечения характерны многочисленные ошибки включения в число получателей слишком широкого числа клиентов, вызванные идеологически подчеркнутым принципом универсализма.

6.1.5. Несмотря на либерализацию экономики и, естественно, новый подход к решению социальных проблем в 1990-е гг., в России к началу 2004 г. было 103 млн льготников. Финансовый «вес» льгот составляет примерно 2,8 трлн руб., т.е. около 21% бюджета государства. Правда, государство выполняет свои обязательства, как правило, не более чем на 40% от необходимой суммы, ссылаясь на невозможность финансировать все типы льгот. Фактическое недофинансирование и изменение подхода к социальному обеспечению привело к тому, что, начиная с 1992 г. одно правительство за другим объявляло о необходимости перейти к системе, больше ориентированной на эффективное включение действительно малообеспеченных членов льготных категорий населения, к адресной системе помощи. Так, в 2001 г. часть льгот потеряли военнослужащие, затем почетные доноры и студенты и т.д. Но после завершения выборной компании 2003/2004 г. государство решило, наконец, «взять льготников за горло». Конечно, формально льготы очень часто достаются в наибольшем объеме проживающим в городах и далеко не самым нуждающимся пенсионерам. Но, учитывая то, что весьма большая часть пенсионеров имеет пенсию ниже прожиточного минимума, льготы для них вовсе не лишние. Предлагаемые же денежные компенсации льгот в размере от 450 до 1800 руб. (ситуация па июнь 2004 г.) могут стать реальным подспорьем только для сельских пенсионеров, которые просто не могли получать льготы в натуральной форме из-за отсутствия возможности пользования транспортом, аптекой, телефоном и т.п. Для части же городских льготников такие компенсации не возмещают потерь. Кроме финансовых это потери, связанные с социальным статусом пожилых людей, который в известной мере также конструировался разнообразными льготами как признанием их заслуг.

Вызывает озабоченность то, что все льготники «поделены» между федеральными и региональными бюджетами. Региональные законодатели должны до 31 декабря 2004 г. продумать и закрыть все пятна, появившиеся в законодательстве, принять законы и заложить в бюджет новые статьи расходов. Даже передача информации, т.е. документов льготников, может затянуться надолго и привести к тому, что люди не смогут получать причитающиеся суммы. К сожалению, социальная ответственность законодателей и правительства и в этом очень низка.

Если даже согласиться с необходимостью перестройки системы льгот, первым шагом мог бы быть более продуманный порядок их использования, т.е. более гибкий порядок включения клиентов в ресурсную среду. Так, проблемы перегрузки транспорта можно было бы попытаться решить за счет перераспределения пассажирских потоков. Например, для городского транспорта определить «часы пик», когда льготный проезд не разрешен. Для пригородного установить дни (будние), когда льготный проезд разрешен, и выходные дни, когда для всех категорий населения проезд платный. Конечно, это привело бы льготников к необходимости действовать в определенных рамках. Зато работающее население могло бы ехать на дачи в менее стесненных условиях и вопрос дополнительного транспорта в выходные дни отпал бы. Это сузило бы сферу действия льгот, но не ухудшило бы материального положения льготников. Однако создается впечатление, что правительство больше озабочено тем, чтобы соответствовать «принципам» рыночной экономики, чем сделать систему льгот более справедливой и удобной для всего населения.

  • Волчкова Л. Т, Минина В. Н. Становление и развитие системы социальной защиты населения в России в 1991-2002 г. / под ред. И. Григорьевой. II. Килдал, С. Кюнле, В. Мининой // Развитие государства благосостояния в странах Северной Европы и России: сравнительная перспектива. Сб. статей. СПб., 2004. С. 66-84.
  • Titmuss R. М. Social Policy. L., 1974.

Социальное обеспечение – система мер по материаль­ному обеспечению и обслуживанию престарелых, нетрудо­способных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждаю­щихся в социальной помощи. Оно позволяет гражданам страны реализовать свое конституционное право на мате­риальное обеспечение и социальное обслуживание в ста­рости, в случае болезни, полной или частичной утраты тру­доспособности, потери кормильца и в иных случаях, уста­новленных законом.

К основным видам социального обеспечения следует отнести:

· пенсионное обеспечение;

· систему пособий;

· систему профессионального обу­чения, трудоустройства и протезно-ортопедической помо­щи инвалидам;

· социальное обслуживание престарелых, инвалидов и лиц, находящихся в трудной жизненной си­туации;

· социальную помощь семье и детям.

Важнейшей функцией социального обеспечения явля­ется выплата гражданам пенсий – ежемесячных денеж­ных выплат нетрудоспособным гражданам в связи с их прошлой трудовой или иной общественно полезной дея­тельностью. Пенсионные отношения в нашей стране регу­лируются законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. с учетом изменений и дополнений, внесенных последующими законами Российской Федера­ции и другими нормативными актами.

Основным видом пенсионного обеспечения являются трудовые пенсии, которые назначаются в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью. Наряду с этим существует и социальная пенсия. К трудовым пенси­ям относятся пенсии по старости (по возрасту), по инва­лидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Пенсия по старости назначается в связи с достижением определенного возраста при наличии требуемого стажа ра­боты. На общих основаниях пенсия по старости назнача­ется рабочим, служащим и колхозникам: мужчинам по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, жен­щинам – по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет.

Пенсия по инвалидности устанавливается в связи с дли­тельной или постоянной фактической утратой трудоспо­собности (инвалидностью). Пенсия за выслугу лет назна­чается при наличии определенного специального стажа, независимо от возраста и фактического состояния трудо­способности. Пенсия по случаю потери кормильца на­значается нетрудоспособным членам семьи умершего, которые находились ранее на его иждивении.

Социальная пенсия – это государственная выплата с целью оказания материальной помощи гражданам, не име­ющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью. Такая пенсия устанавливается инвалидам I и II групп, в том числе и инвалидам с детства, а также инвалидам III группы; детям-инвалидам в возрасте до 16 лет; детям, по­терявшим одного или обоих родителей в возрасте до 18 лет; гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчи­ны и женщины).

Формой дополнительного социального обеспечения по­жилых граждан являются негосударственные пенсионные фонды. Импульсом к их развитию послужил указ Прези­дента Российской Федерации «О негосударственных пен­сионных фондах» (сентябрь 1992 г.). Наиболее важными элемен­тами деятельности негосударственных пенсионных фондов являются аккумулирование пенсионных взносов, разме­щение пенсионных резервов и выплата пенсий.

Негосударственные пенсионные фонды условно можно разделить на три группы:

1) фонды с пенсионными взносами, которые формируются пре­имущественно предприятиями и организациями-работода­телями;

2) пенсионные фонды с преимущественными взносами физических лиц;

3) фонды с совместным участием юридических и физи­ческих лиц.

В соответствии с законом Российской Федерации «О госу­дарственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995 г.) были установлены следующие виды пособий :

· по беременности и родам;

· единовременное женщинам, вставшим на учет в меди­цинские учреждения в ранние сроки беременности;

· единовременное при рождении ребенка;

· ежемесячное на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

· ежемесячное на ребенка.

Государственное единовременное пособие по многодет­ности выплачивается при рождении четвертого и последу­ющего детей в всевозрастающих размерах. Кроме того, со второго года жизни ребенка выплачивается ежемесячное пособие до достижения им пятилетнего возраста. Пособие одино­ким матерям определяется на каждого ребенка и выпла­чивается до достижения ребенком возраста 16 лет, а если он учится, но не получает стипендию, то до 18 лет. Посо­бие одиноким матерям по многодетности выплачивается независимо от получения женщиной установленного посо­бия одиноким матерям.

По временной нетрудоспособности существуют такие виды пособия, как пособие при заболевании (травме), при санаторно-курортном лечении, при протезировании. Пер­вое выдается на основании больничного листка со дня ут­раты трудоспособности до ее восстановления. При санаторно-курортном лечении – в тех случаях, когда ежегодного от­пуска работника недостаточно для лечения и проезда в санаторий и обратно, но путевка выдана полностью или частично за счет средств социального страхования. Посо­бие при протезировании выплачивается при помещении работника в стационар протезно-ортопедического учреж­дения..

Пособие по безработице исчисляется в процентном от­ношении к среднему заработку за последние три месяца работы, если обратившийся за ним гражданин имеет уста­новленный законом стаж работы не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели).

Пособия выплачиваются также инвалидам с детства и инвалидам детства, на детей военнослужащих срочной служ­бы, на погребение. Пособия инвалидам с детства назнача­ются лицам не старше 16 лет, признанным инвалидами I и II группы с детства, а также детям-инвалидам в возрасте до 16 лет при наличии соответствующих медицинских по­казаний. Инвалидам детства , имеющим право на пособие и пенсию, назначается пособие или пенсия по их выбору.

Пособия на детей военнослужащих срочной службы на­значаются женам солдат, матросов, сержантов и старшин срочной службы, имеющих детей. Пособие на погребение выдается в случае смерти как самого работника, так и на­ходившихся на его иждивении членов семьи: детей, брать­ев, сестер, не достигших 18-летнего возраста или нетрудо­способных супруга, родителей, де­душки, бабушки.

Важным видом социального обеспечения является сис­тема льгот. Социальные льготы – это дополнительные права и преимущества для отдельных категорий граждан, не имеющих возможности реализовать общую для всех правовую норму по независящим от них причинам, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством.


Специалисты по социальному праву классифицируют льготы:

· по субъектам (пенсионеры, инвалиды I и II групп, быв­шие узники фашизма, Герои СССР и Российской Федера­ции, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и пр.);

· по источникам финансирования (государственные вне­бюджетные фонды социального страхования, федеральный и территориальные фонды социальной поддержки населе­ния, бюджеты различных уровней) и другим признакам.

В соответствии с законом Российской Федерации «О ве­теранах» ветераны труда пользуются определенными льго­тами. Среди них: льготы по оплате жилищно-коммуналь­ных услуг; 50 % – скидка с абонентной платы за телефон и радио, а для инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территории других государств бесплатные услуги по установке телефонов; 50 % – скидка в оплате твердого топлива; льготы по проезду железнодо­рожным транспортом междугородного и пригородного со­общения; льготы по проезду в общественном транспорте. Эти и другие льготы во многих регионах России реально предоставляются ветеранам.

В соответствии с федеральным законом «О со­циальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрен целый комплекс мер, направленных на повы­шение их конкурентоспособности на рынке труда. К ним относятся:

· осуществление льготной финансово-кредитной поли­тики в отношении специализированных предприятий, при­меняющих труд инвалидов;

· установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для них;

· резервирование рабочих мест по профессиям, наибо­лее подходящим для трудоустройства инвалидов;

· стимулирование создания предприятиями, учрежде­ниями, организациями дополнительных рабочих мест, в том числе специальных для трудоустройства инвалидов;

· создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации;

· создание условий для предпринимательской деятель­ности инвалидов;

· организация обучения инвалидов новым профессиям, востребованным на рынке труда.

Протезно-ортопедическая помощь инвалидам направлена на обеспечение их необходимыми протезами, личными сред­ствами передвижения дома и на улице. Инвалиды имеют право на изготовление и ремонт протезно-ортопеди­ческих изделий за счет средств федерального бюджета в поряд­ке, установленном Правительством Российской Федерации. Они обеспечиваются необходимыми средствами те­лекоммуникационного обслуживания, специальными те­лефонными аппаратами.

Важнейшим звеном системы социального обеспечения является социальное обслуживание. В нашей стране оно регулируется федеральными законами «Об основах социального обслуживания населения в Россий­ской Федерации» (1995 г.) и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.).

Социальное обслуживание – это совокупность соци­альных услуг, оказываемых гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, бо­лезнью, инвалидностью, а также лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Система социального обслуживания включает в себя, различные учреждения. В их число входят:

· комплексные центры социального обслуживания;

· территориальные цен­тры социальной помощи семье и детям;

· центры социаль­ного обслуживания граждан пожилого возраста и инвали­дов;

· социально-реабилитационные центры для несовершен­нолетних;

· центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

· социальные приюты для детей и подростков;

· центры психолого-педагогической помощи населению;

· цент­ры экстренной психологической помощи по телефону;

· цен­тры (отделения) социальной помощи на дому;

· дома ночно­го пребывания;

· специальные дома для одиноких и преста­релых;

· стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психонев­рологические интернаты, детские дома-интернаты для ум­ственно-отсталых детей, дома-интернаты для детей с физи­ческими недостатками);

· геронтологические центры;

· кризис­ные центры и иные учреждения.

По желанию граждан пожи­лого возраста и инвалидов социальное обслуживание может осуществляться на по­стоянной или временной основе. Особо востребованной формой социального обслуживания является надомная. Наряду с надомными служ­бами, система социального обслуживания граждан пожи­лого возраста и инвалидов включает в себя полустационар­ное социальное обслуживание в отделениях дневного (ноч­ного) пребывания, срочное социальное обслуживание, социально-консультативную помощь и стационарное соци­альное обслуживание.

Из нестационарных учреждений наибольшее развитие получили муниципальные центры соци­ального обслуживания (ЦСО). Они занимаются выявлени­ем граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающих­ся в таком обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивают их предостав­ление, осуществляют срочное социальное обслуживание, а также оказывают населению социально-консультативную помощь.

На оказание разносторонней социально-бытовой помо­щи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслужи­ванию, направлено стационарное соци­альное обслуживание. В дома-интернаты поступают, в основном, люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться.

Одной из новых форм социального обслуживания яв­ляется развитие сети специальных жилых домов для оди­ноких пожилых граждан и супружеских пар с комплек­сом служб социально-бытового назначения (медицин­ского кабинета, библиотеки, столовой, пунктов заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную и химчистку, помещений для проведения культурного досу­га и для трудовой деятельности).

Многодетные семьи, дети, оставшиеся без попечения ро­дителей, также являются объектом социального обеспече­ния. Разнообразную помощь малообеспеченным, неполным, многодетным семьям, а также семьям с детьми-инвалида­ми оказывают службы семьи в таких формах, как разовые денежные выплаты, натуральная помощь и др.

Система социального обеспечения занимает особое мес­то среди общих технологий социальной работы. Она не только взаимосвязана с другими технологическими про­цедурами, но и обеспечивает на практике их взаимодействие.

Социальная поддержка (социальная защита) населения - это комплекс мер, направленных на удовлетворение социальных потребностей человека. Особенно она важна для социально уязвимых категорий граждан: пенсионеров, инвалидов, участников ВОВ, многодетных семей, детей, оставшихся без родителей, работников вредных производств и т. д.

Меры по социальной поддержке населения

Оказание различных услуг, льготы и выплаты нуждающимся составляют основу социальной поддержки. Среди предпринимаемых мер большое значение для населения имеют:

  1. Выплата детских пособий.
  2. Действия, направленные на снижение безработицы.
  3. Установление и повышение минимального размера оплаты труда работникам, а также минимального уровня пенсий и стипендий.
  4. Меры по материальной поддержке многодетных семей.
  5. Усиление контроля за соблюдением прав человека, особенно в отношении уязвимых категорий граждан: детей, пенсионеров, инвалидов и т. д.

Основным инициатором таких действий является государство.

Социальная поддержка населения включает такие меры, как:

  1. Обеспечение гарантий на предоставление бесплатных медицинских услуг.
  2. Обеспечение гарантий на предоставление бесплатных услуг в области образования.
  3. Гарантированную и своевременную выплату пенсий.
  4. Предоставление льгот для определенных категорий граждан.
  5. Социальное обслуживание и предоставление социальных услуг.
  6. Другие меры социальной поддержки населения.

Социальная поддержка включает в себя такие формы, как: социальная помощь, социальное страхование и социальное обеспечение.

Какие категории граждан могут рассчитывать на бесплатную социальную поддержку?

Социальная поддержка населения осуществляется в отношении следующих категорий нуждающихся:

  1. Дети. В основном, это пособия семьям с низким достатком, особенно многодетным, и услуги, направленные на поддержку таких семей и детей.
  2. Многодетные семьи могут также рассчитывать на выдачу удостоверения о многодетности семьи, а также на денежные выплаты, пособия, льготы по оплате ЖКХ и другие.
  3. Ветераны и инвалиды: различные услуги, денежные выплаты.
  4. Героям войны и труда.
  5. Все, кто имеет право на льготы: пенсионеры, учащиеся, работники государственных учреждений и т. д.
  6. Молодые семьи: жилищные программы.
  7. Люди с низким материальным достатком.

Особенности социальной помощи в России

Правительство России разрабатывает проекты по поддержке малоимущих граждан, не способных обеспечить себя своими собственными силами и средствами. Такая поддержка действует для людей любого возраста, пола и места проживания. Для того, чтобы ее получить, требуется наличие российского гражданства и документы, подтверждающие трудную жизненную ситуацию.

Сейчас система социальной поддержки граждан находится в состоянии формирования и постепенно превращается в самостоятельную многопрофильную отрасль государственного хозяйства. Сейчас в ней задействовано примерно 400 000 сотрудников и свыше 16 000 учреждений. Отделения социальной помощи есть почти в каждом городском районе. Такие центры существуют и в некоторых сельских поселках.

Социальная поддержка регулируется как федеральным, так и местным законодательством. Также есть негосударственные фонды социальной поддержки населения, которые функционируют на идейных началах.

Социальное страхование населения

Социальным страхованием называют один из видов социальной защиты населения, главная цель которого - выполнение конституционного права людей на материальную помощь в случае утраты здоровья или трудоспособности, безработицы и других подобных проблем.

Социальное страхование может быть коллективным, государственным или смешанным. В отличие от государственного, коллективное страхование организуется профсоюзами. По времени возникновения оно является более древним, чем государственное.

В России обязательное социальное страхование является одним из инструментов по реализации социальных программ государства. Оно финансируется из внебюджетных фондов социального страхования и других источников. Социальное страхование предусматривает выплаты государственных пособий и пенсий.

Среди пособий наиболее часто используется пособие по временной нетрудоспособности. Основанием для его выплат является выписка, получаемая в медицинском учреждении. Еще одним видом пособий является пособие по беременности и родам. Его размер приравнивается к размеру заработной платы. Также есть пособие по уходу за маленьким ребенком.

Среди других выплат можно выделить пособие по безработице, которое не пользуется популярностью у населения, вследствие чисто символического размера выплаты.

По каким направлением осуществляется поддержка?

В центрах социальной защиты населения любому желающему может быть уделено внимание, а меры помощи будут соответствовать той ситуации, в которой человек оказался. Наиболее часто в такие центры обращаются за помощью, связанной с материнством и детством. Многодетные семьи получают такие виды поддержки, как:

  • пособие по многодетности;
  • выплата материнского капитала по федеральной и региональной программам;
  • выдача земельных участков;
  • предоставление путевок в санатории;
  • для наименее обеспеченных семей предусмотрена ежегодная помощь.

В разных регионах этот список может несколько различаться, поэтому его следует уточнить в региональном отделении по месту проживания.

Определенный вклад в обеспечение реализации программ социальной поддержки вносит департамент труда. Его работники занимаются следующими мероприятиями:

  • отправкой на бесплатное обучение или курсы нуждающихся;
  • поиском места работы для выпускников, инвалидов и простых граждан;
  • работой над созданием дополнительных рабочих мест;
  • выплатами пособий по безработице.

Совсем другой вид государственной поддержки предназначается для пожилых людей и инвалидов. Прежде всего, это различные виды помощи на дому (уборка квартиры, доставка на дом продуктов), либо в условиях стационара. Во втором случае нуждающихся помещают в дома-интернаты, дома престарелых или пансионаты, где бесплатно оказываются различные услуги, в том числе реабилитационные и медицинские.

Дополнительные виды социальной помощи

Дополнительным видом социальной поддержки населения является распространение гуманитарной помощи среди нуждающихся граждан. Такая помощь оказывается частными фондами. Сбор пожертвований ведется среди бизнесменов и обычных граждан на добровольной основе.

Помощь по предоставлению квартиры может быть оказана сиротам после достижения ими 18-летнего возраста. На льготную ипотеку могут претендовать молодые семьи. Для многодетных семей предусмотрено выделение земельной площади под застройку жилья.

Источники финансирования социальной помощи

Финансирование мероприятий по социальной поддержке населения осуществляется по закону №131 («Закон о социальной поддержке»). Социальная помощь является одной из статей российского бюджета. При ее наполнении исходят из следующих затрат:

Для расчета используют, прежде всего, данные за предшествующий год, по которым определяется эффективность мероприятий. Местные фонды, которые не справляются с задачей социальной поддержки населения, могут обратиться за соответствующей помощью в федеральные органы. Управление расходами на социальную помощь является сложной задачей, решение которой до конца не отрегулировано.

Пособие на погребение

Это денежное пособие выплачивается в качестве компенсации расходов, связанных с похоронами умерших лиц. Размер данной выплаты соответствует величине затрат, связанных с организацией этого дела. Пособие по погребению предусмотрено Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», но оно не может превышать 10 минимальных размеров оплаты труда. Условием для выплаты данного пособия является срок не более 6 месяцев со времени смерти.

Средства для выплаты пособия на погребение берутся из Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ, регионального бюджета субъектов РФ.

В 2015 году размер пособия на погребение составлял 5277 рублей.

Для выплаты пособия необходимо предъявить 4 документа: заявление на выплату пособия, справку о смерти, паспорт получателя пособия и документ, указывающий на отсутствие работы у умершего пенсионера.

Фонд социального страхования Российской федерации

Эта организация была создана 1 января 1991 года. В 2016 году бюджет фонда составлял 614,5 млрд руб. (0,78 % от ВВП страны).

Данный фонд выполняет следующие функции:

  • осуществляет выплату пособий по случаю временной нетрудоспособности, пособий, выдаваемых в связи с беременностью и родами, однократного пособия при рождении ребенка и при постановке на учет по случаю беременности;
  • осуществляет выплату пособий, связанных с профессиональными заболеваниями и травмами на производстве: единовременные и ежемесячные выплаты, оплата медицинских услуг и реабилитацию пострадавшего, финансирование мер по профилактике производственных травм и профессиональных заболеваний;
  • предоставление путевок в санатории и курорты, а также компенсацию связанных с этим транспортных расходов для льготных категорий граждан;
  • материальное обеспечение инвалидов специализированной техникой;
  • оплата сертификатов, связанных с родами.

Государственные органы социальной помощи населению

Департамент социальной поддержки населения имеет 2 основных подразделения: пенсионный отдел и отдел по трудовым и социальным вопросам. Также в его состав входит бухгалтерия.

Управление социальной поддержки населения реализует свои задачи и функции на основании «Положения об управлении социальной защитой населения». Городское управление социальной защитой населения - это муниципальный орган в составе администрации города, который подчиняется как непосредственно ей, так и отделу социальной поддержки населения администрации области или края.

Функции городского управления по социальной защите граждан

Перечислим следующие:

  1. Обеспечение реализации гос. политики в области труда, пенсионных выплат, поддержки инвалидов, пенсионеров, семьи и детей, а также функционирования системы социального обслуживания жителей.
  2. Взаимодействие с местными органами власти, внебюджетными государственными фондами, предприятиями, организациями, учреждениями, центрами связи, банками, общественными кооперативами и людьми. Деятельность управления базируется на законах РФ, указах и распоряжениях президента РФ, постановлениях правительства РФ и области (края), глав администрации области (края) и города, постановлениях, приказах и указах вышестоящего органа социальной поддержки и прочих актах.
  3. Создание, трансформация и ликвидация управления осуществляется в соответствии с решением органов местного самоуправления.
  4. Управление финансируется из бюджета города.
  5. Управление числится как юридическое лицо, имеющее свой счет, финансовый баланс, штампы, бланки, печать, собственное имущество и т. д.

Задачи центра социальной поддержки

Центр социальной поддержки населения призван решать следующие задачи:

  1. Разработка прогнозов социально-экономического развития.
  2. Разработка и реализация городских программ в области социальной помощи семьям, малообеспеченным категориям граждан, пожилым и инвалидам.
  3. Реализация законодательства РФ в части социальной поддержки населения.
  4. Организация поддержки ветеранов, детей, матерей, пожилых людей, а также тех, кто попал в тяжелую ситуацию.
  5. Реализация политики государства в части пенсионной реформы и обеспечения бесперебойной выплаты пенсий.
  6. Юридическая защита гражданских прав, а также гос. гарантий и интересов граждан.
  7. Реализация государственных программ в области социально-трудовых отношений.
  8. Решение вопросов, касающихся условий труда и его охраны.

В заключение

Таким образом, социальная поддержка граждан страны является неотъемлемой частью социальной политики, как федеральной, так и региональной. Прежде всего, помощь оказывается таким категориям граждан, как пенсионеры, ветераны, инвалиды, малоимущие, дети, семьи с низким достатком. Для реализации программ социальной помощи созданы специальные отделения - центры социальной поддержки населения района, которые работают в большинстве населенных пунктов РФ.

Не может не тревожить тот факт, что, не смотря на очевидное для подавляющей части территорий обострение социальных проблем, усиление социально-психологического давления, слабо развиваются центры психолого-педагогической и экстренной психологической помощи. В 1995 г. их было всего 200, хотя в системе образования психологические службы получили большое распространение.

В условиях жесточайшего дефицита финансовых средств во многих субъектах РФ пытаются решить сложнейшие проблемы семьи и детства, открывая многопрофильные центры социальной помощи семье и детям, а отделения (не редко маломощные, однообразные по видам поддержки) помощи семье и детям. В ряде регионов типичным является процесс объединения различных видов учреждений социальной помощи. Весьма распространены и такие учреждения, которые в силу крайне ограниченного числа специалистов по социальной работе и дефицита современных технологий не могут практически повлиять на изменение ситуации в регионе.

К сожалению, в отдельных регионах не продумано создание упорядоченной сети учреждений для детей и подростков. Создаваемые социальные учреждения должны предоставлять необходимую помощь всем детям вне зависимости от их пола, возраста, места прописки. Поэтому создание специализированных учреждений, например для девочек, создает трудности в оказании помощи другим детям.

Несогласованность действий учреждений просматривается также там, где они подчинены разным ведомствам, которые не могут предоставить необходимый объем социальной помощи, а отсутствие лицензирования вызывает трудности в выработке определённых единых требований к кадрам социальных работников и анализу эффективности их деятельности.

В настоящее время министерства и ведомства, имеющие социальные службы, опираясь на государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, пытаются решить сложную задачу, связанную с развитием созданной сети социальных учреждений, оказывающих населению широкий спектр услуг, адресованных главным образом наиболее социально уязвимым группам населения, которые испытывают постоянные трудности в повседневной жизни. Развитию сети учреждений социальной помощи семье и детям препятствуют различные факторы:

· Слабая правовая база системы социального обслуживания;

· Ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у правительственных органов не федеральном и региональном уровнях, дефицит средств у органов местного самоуправления;

· Отсутствие координации деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;

· Дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой в сфере социальной работы;

· Низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;

· Недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

По мере формирования территориальных служб социального обслуживания появляется потребность в управлении сетью учреждений, оказывающих населению услуги. Эта сфера, как и всякая другая, не может развиваться стихийно, она объективно нуждается в управлении, целью которого является всё более полное удовлетворение потребностей людей в услугах (по объему и качеству).

Социальное обеспечение и социальная помощь.

Существуют виды стабильной социальной поддержки определенных слоев и категорий населения со стороны государства, правительства, общества, не связанные непосредственным образом с чрезвычайными ситуациями. Речь идет о людях находящихся на длительном или постоянном иждивении государства и общества, живущих в основном за счет государственного обеспечения. Для того чтобы помочь этим людям, гарантировать их необходимыми средствами, существует социальная отрасль экономики называемая социальным обеспечением.

Организации социального обеспечения принимают на себя заботу о тех категориях, частях населения, которые в законодательно установленном порядке располагают правом на длительную или постоянную помощь в связи с возрастом, инвалидностью, ограниченной трудоспособностью, отсутствием иных источников существования.

Наиболее распространенный вид социального обеспечения - пенсионное обеспечение. Пенсионерам по возрасту выплачивается пенсия, зависящая от стажа работы и уровня заработной платы, которую получал пенсионер до выхода на пенсию. Однако в любом случае каждому пенсионеру гарантирована выплата пенсии не ниже минимального предусмотренного законом уровня. Наряду с пенсией по старости выплачиваются пенсии по инвалидности и не зависят от возраста и обусловлены только состоянием здоровья, невозможностью или ограниченной возможностью человека осуществлять трудовую деятельность. Пенсии выплачиваются за счет средств пенсионного фонда, образуемого из отчислений предприятий и организаций в этот фонд и частично за счет госбюджета. По мере перехода к рыночным отношениям и повышения хозяйственной самостоятельности предприятия получают возможность создавать собственные пенсионные фонды для выплаты пенсий своим работникам.

Кроме пенсий из средств государственного и местного бюджетов предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям нуждающегося населения. Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств существования. Проявляется забота о престарелых людях, не имеющих детей и родных, способных оказать им помощь. Для таких людей, нуждающихся не только в деньгах, но и в уходе в оказании услуг, создаются дома престарелых.

Социальная помощь оказывается также в виде предоставления людям, семьям кредитов на строительство жилья, благоустройство, приобретение домашнего имущества.

Распространенным видом денежной помощи учащейся молодежи является выплата стипендий.

Особый вид социальной помощи - медицинская помощь . В значительной степени такая помощь оказывается бесплатно. Однако даже богатые страны не способны целиком возложить расходы здравоохранения на плечи государственного бюджета, часть медицинских услуг и лекарства являются платными. В период перехода Украины к экономике рыночного типа неизбежно частичное использование денежных средств населения и предприятий на нужды здравоохранения в форме платной и страховой медицины. Страховая медицина предусматривает формирование страховых фондов из заработной платы и других отчислений предприятий и организаций. Денежные средства страховых фондов передаются медицинским учреждениям, что дает право участнику фонда обратится в любое время за необходимой медицинской помощью ранее оплаченной.

Государство оказывает значительную помощь безработным, прежде всего, она проявляется в виде выплат официально зарегистрированным безработным государственного пособия по безработице. Для лиц, потерявших работу, такое пособие в первые месяцы выплачивается в объеме, близком к той заработной плате, которую они имели пред потерей работы. В последующие месяцы пособие снижается. Обычно принято предоставлять пособие по безработице в течение полугода со времени потери работы. Наряду с пособием государственный фонд занятости затрачивает средства на обучение безработных, помощь им в овладении новой специальностью

Социальное обеспечение и социальная помощь

Методологические пояснения

Социальное обеспечение – предусмотренная законодательством система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых есть дети.

Обязательное социальное страхование – одна из основных форм социального обеспечения, осуществляемая в соответствии с федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". Представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. К числу фондов обязательного социального страхования относятся государственные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд занятости населения Российской Федерации (упразднен с 1 января 2001 г.).

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Единый социальный налог (взнос) – налог, зачисляемый в федеральный бюджет для финансирования базовой части трудовой пенсии, в Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Введен с 1 января 2001 г. в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Минимальные социальные гарантии – минимальные денежные выплаты, получение которых гарантировано населению государством в случаях, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами. К ним относятся минимальные размеры оплаты труда, стипендий, пособий и другие.

К пенсионерам относятся лица, реализовавшие право на получение пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и межгосударственными соглашениями, постоянно проживающие в Российской Федерации. Приводятся данные о пенсионерах, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (до 2002 г. - в органах социальной защиты населения).

Средний размер назначенных месячных пенсий определяется делением общей суммы назначенных месячных пенсий (1993-2001 гг. - с учетом компенсации) на численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации (до 2002 г. - в органах социальной защиты населения).

Реальный размер назначенных месячных пенсий – относительный показатель, исчисленный путем деления индекса номинального размера (т.е. фактически сложившегося в отчетном периоде) назначенных месячных пенсий на индекс потребительских цен за соответствующий временной период.

Оценка в денежном эквиваленте суммы полученных членами обследованных домашних хозяйств льгот в виде полного или частичного освобождения от оплаты товаров и услуг. Оценка производится со слов опрашиваемых членов домашних хозяйств.

Негосударственный пенсионный фонд – особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Фонды осуществляют деятельность и производят выплаты негосударственных пенсий участникам фонда независимо от государственного пенсионного обеспечения населения.

Льгота – частичное или полное освобождение граждан от оплаты за товары и услуги.

К числу льгот, учитываемых при проведении выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, относятся все виды натуральной помощи, предоставляемой домашним хозяйствам как работодателем, так и из бюджетов всех уровней.

Оценка стоимости полученных льгот производится со слов опрошенных членов домашних хозяйств.

К льготам на питание относится как выдача талонов на питание, так и предоставление возможности приобретения продуктов питания по более низким ценам (при этом оценивается примерная разница в цене в случае покупки этих продуктов в торговых организациях).

К льготам на оплату транспортных расходов относятся пользование льготным проездом на всех видах транспорта, в том числе пользование служебным автомобилем, а также пользование транспортными средствами, предоставленными работодателем для личных нужд домашнего хозяйства (бесплатно или с частичной оплатой их аренды из средств домохозяйства).

К льготам на оплату жилья и коммунальных услуг относятся предоставляемые гражданам в соответствии с действующим законодательством льготы и субсидии, а также оплата жилья работодателем.

К льготам на оплату отдыха относятся предоставленные органами социального страхования, работодателями скидки и дотации на оплату путевок в дома отдыха, санатории, детские летние оздоровительные лагеря, а также туристических поездок и экскурсий.

К льготам на медицинское обслуживание относятся льготы на медицинское и стоматологическое обслуживание, льготы по оплате лекарств. Не включается стоимость предоставленных населению бесплатно медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию.

Субсидия - это имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг являются адресным видом социальной помощи и предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.

Льгота по оплате жилья и коммунальных услуг – это скидка, предоставляемая в соответствии с действующим законодательством определенным категориям граждан, в том числе совместно с ними проживающим членам их семей (если это предусмотрено соответствующим данной категории граждан законодательством).

Стоимость предоставленных в натуральном выражении льгот - оценка в денежном эквиваленте полученных членами обследованных домашних хозяйств льгот в виде полного или частичного освобождения от оплаты за товары и услуги. Учитываются льготы, полученные как от работодателя, так и из бюджетов всех уровней. Оценка производится со слов опрошенных членов домашних хозяйств.