Значение эксплуатационная мощность в большой советской энциклопедии, бсэ. Различают номинальную и эксплуатационную мощность. Смотреть что такое "Эксплуатационная мощность" в других словарях

Эксплуатационная мощность

двигателя, мощность, которую двигатель развивает в течение большей части времени эксплуатации. Определяется как средняя мощность в данных условиях при длительной работе. Она зависит от загрузки машины или агрегата, на котором установлен двигатель. Например, Э. м. главного двигателя трансокеанского лайнера близка к его номинальной (расчётной) мощности, а Э. м. двигателя маневрового тепловоза существенно ниже её. В соответствии с загрузкой формируются требования к характеристикам двигателей различного назначения. Рациональное протекание рабочего процесса двигателя в режиме Э. м. обеспечивает наибольшую эффективность его в эксплуатации.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Эксплуатационная мощность" в других словарях:

    Мощность, которую двигатель развивает большую часть времени своей работы. Может быть также определена как средняя величина в течение определенного длительного периода его эксплуатации. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

    эксплуатационная мощность - Максимально возможный объем единиц продукции, которые может произвести оборудование, процесс или завод за указанный период времени; мощность производительности. Тематики бухгалтерский учет EN service… …

    эксплуатационная мощность - 3.13 эксплуатационная мощность: По ГОСТ 18509. Источник …

    эксплуатационная мощность электроагрегата (электростанции) - эксплуатационная мощность Мощность, фактически развиваемая электроагрегатом (электростанцией) при длительной работе в условиях эксплуатации, отличающихся от номинальных. [ГОСТ 20375 83] Тематики электроагрегаты генераторные Синонимы… … Справочник технического переводчика

    эксплуатационная мощность (расчетная) - 3.23 эксплуатационная мощность (расчетная): Мощность, определяемая при окружающих и рабочих условиях применения двигателя. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Эксплуатационная мощность электроагрегата (электростанции) - 56. Эксплуатационная мощность электроагрегата (электростанции) Эксплуатационная мощность Мощность, фактически развиваемая электроагрегатом (электростанцией) при длительной работе в условиях эксплуатации, отличающихся от номинальных Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Эксплуатационная мощность (SERVICE CAPACITY) - Максимально возможный объем единиц продукции, которые может произвести оборудование, процесс или завод за указанный период времени; мощность производительности … Словарь терминов по управленческому учету

    стандартная эксплуатационная мощность - 3.24 стандартная эксплуатационная мощность: Длительная тормозная мощность, объявленная изготовителем, которую двигатель может развивать, используя только существенное зависимое вспомогательное оборудование, в период между техническими… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    МОЩНОСТЬ судового двигателя - величина, определяющая способность судового двигателя производить определенное количество работы в единицу времени. В системе СИ измеряется в киловаттах: 1 кВт=1,36 л. с. = 102 кГс м/с. Измерение М. производится по косвенным показателям:… … Морской энциклопедический справочник

    ГОСТ Р ИСО 3046-1-99: Двигатели внутреннего сгорания поршневые характеристики. Часть 1. Стандартные исходные условия, объявленные мощность, расходы топлива и смазочного масла. Методы испытаний - Терминология ГОСТ Р ИСО 3046 1 99: Двигатели внутреннего сгорания поршневые характеристики. Часть 1. Стандартные исходные условия, объявленные мощность, расходы топлива и смазочного масла. Методы испытаний оригинал документа: длительная мощность … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Эксплуатацио"нная мо"щность двигателя, мощность, которую двигатель развивает в течение большей части времени эксплуатации. Определяется как средняя мощность в данных условиях при длительной работе. Она зависит от загрузки машины или агрегата, на котором установлен двигатель. Например, Э. м. главного двигателя трансокеанского лайнера близка к его номинальной (расчётной) мощности, а Э. м. двигателя маневрового тепловоза существенно ниже её. В соответствии с загрузкой формируются требования к характеристикам двигателей различного назначения. Рациональное протекание рабочего процесса двигателя в режиме Э. м. обеспечивает наибольшую эффективность его в эксплуатации.

Эксплуатация

Эксплуата"ция (от франц. exploitation - использование, извлечение выгоды), 1) присвоение результатов чужого труда собственниками средств производства в классово антагонистических общественно-экономических формациях. Э., как социальное явление, предполагает систему принуждения к труду, посредством которой господствующие классы безвозмездно присваивают продукты прибавочного труда , а иногда и часть необходимого труда непосредственных производителей. Материальные предпосылки Э. появляются тогда, когда развитие производительных сил достигает уровня, при котором становится возможным создание не только необходимого продукта , но и прибавочного продукта . Социально-экономические условия Э. человека человеком возникли в период разложения первобытнообщинного строя, с образованием института частной собственности и расколом общества на антагонистические классы.

Методы Э. специфичны для каждой общественно-экономической антагонистической формации и определяются способом соединения рабочей силы со средствами производства. Для рабовладельческой и феодальной общественно-экономических формаций типичным было внеэкономическое принуждение к труду, тогда как капитализм создал систему экономического принуждения к труду. Степень Э. измеряется отношением прибавочного продукта к необходимому продукту (соответственно, прибавочного труда к необходимому труду).

Исторически первой и наиболее грубой формой Э. было рабство . В рабовладельческом обществе собственностью рабовладельцев являлись не только средства производства, но и рабочая сила. Весь создаваемый продукт безвозмездно присваивался классом рабовладельцев, которые выделяли рабам жизненные средства, едва достаточные для полуголодного существования.

С установлением обществ, собственности на средства производства происходит ликвидация эксплуататорских классов и устраняется Э. человека человеком (см. Социализм ).

2) Разработка, использование природных богатств. 3) Использование средств труда и транспорта.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 4, 5, 17, 23, 24, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., г. 23; его же, Капитал, т. 3, гл. 20, 36, 47, там же, т. 25; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отдел 2-3, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т, 21; Ленин В, И., Развитие капитализма в России, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 3; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39.

А. А. Хандруев.

Эксплуатация опытная

Эксплуата"ция о"пытная, проверка и освоение в эксплуатационных условиях технических объектов (приборов, машин, устройств, установок и т. п.), их технического обслуживания и технической документации. Цель Э. о. - приобретение эксплуатационных навыков, отработка приёмов организации и осуществления технического обслуживания, выявление наличия и характера повреждений и отказов, проверка на практике мер борьбы с отказами. Для решения этих задач проводят дополнительные (кроме тех, которые записаны в основной технической документации) наблюдения за работой технических объектов, иногда с помощью специальной контрольной аппаратуры.

Эксплуатация двигателя

Лекция № 15

Показатели работы двигателя - это параметры его рабочего процесса - мощность, крутящий момент и расход топлива.

Мощность двигателя характеризуют по-разному. Если нужно оценить работу, которую выполняют газы, расширяющиеся внутри цилиндра двигателя, то говорят об индикаторной мощности двигателя . Если речь идет о работе, которую выполняет вращающийся коленчатый вал, то говорят об эффективной мощности. Эффективную мощность, отнесенную к одному литру рабочего объема двигателя, называют его литровой мощностью . Этот показатель харак­теризует степень совершенства двигателя с точки зрения использования его рабочего объема.

Максимальную мощность двигатель может развивать ограниченное время.

Номинальная мощность гарантируется заводом-изготовителем при полностью открытой дроссельной заслонке и номинальном числе оборотов в нормальных (расчетных) условиях окружающей среды.

Эксплуатационную мощность выбирают исходя из конкретных условий эксплуатации с целью обеспечения достаточного моторесурса двигателя. Снижение величины отбирае­мой мощности весьма существенно повышает моторесурс двигателя.

Экономичная мощность соответствует минимальному расходу топлива. Обычно максимальная мощность превышает номинальную примерно на 10 %, эксплуатационная составляет около 90-70 %, а экономическая - около 50 % номинальной.

Эффективный крутящий момент - это результирующий момент всех сил, которые вызывают вращение коленчатого вала. Крутящий Момент и мощность вращательного движения взаимосвязаны: мощность равна произведению крутящего момента на угловую скорость вращения. Поэтому эффективный крутящий момент двигателя обратно пропорционален частоте вращения коленчатого вала и прямо пропорционален эффективной мощности двигателя при этой частоте вращения. Максимальный крутящий момент двигатель развивает при одной определенной частоте вращения.

Расход топлива , отнесенный к одному часу работы двигателя, называют часовым расходом топлива и выражают его в килограммах за час. Часовой расход топлива, отнесенный к единице эффективной мощности двигателя, называют эффективным удельным расходом топлива и измеряют его в граммах на киловатт-час или в граммах на лошадиную силу-час. Различают минимальный расход топлива при полностью и не полностью открытой дроссельной заслонке. В первом случае карбюратор готовит горючую смесь мощностного (обогащенного) состава, во втором - экономичного (обедненного) состава. Каждой из этих величин минимального расхода топлива соответствует определенное значение частоты вращения коленчатого вала.

Особенности эксплуатации двигателя на мало­мерном судне. На маломерном судне двигатель эксплуатируется только во время навигации, после чего его консервируют для зимнего хранения. Двигатель во время навигации, как правило, работает не регулярно. Поэтому в процессе эксплуатации важную роль приобретает подготовка двигателя к пуску после достаточно длительного перерыва в работе.



Уход за двигателем во время эксплуатации принято называть техническим обслуживанием, цель которого - обеспечить нормальные условия работы механизмов и систем двигателя. Своевремен­ное и качественное техническое обслуживание способствует посто­янному поддержанию двигателя в рабочем состоянии, снижению расхода топлива и масла, уменьшению интенсивности износа дета­лей, предупреждению, своевременному выявлению и устранению неисправностей, что в конечном счете повышает безотказность ра­боты и удлиняет срок службы двигателя.

Техническое обслуживание носит планово -профилактический характер. Кроме регулярного ухода за двигателем перед, во время и после выхода в плавание периодически выполняются более сложные виды технического обслуживания, сроки проведения и объем которых задаются регламентом, установленным заводом-изготовителем и указанным в инструкции по эксплуатации. Поэтому такой вид технического обслуживания называют регламентными работами.

В процессе эксплуатации двигателя выявляются его неисправности и отказы.

Неисправность ухудшает техническое состояние двигателя, но он продолжает работать, хотя и неудовлетворительно.

При отказе, возникающем вследствие поломки деталей, двигатель полностью неработоспособен.

Многие неисправности механизмов и систем двигателя, например, нарушения каких-либо регулировок, могут быть устранены без его разборки. В противном случае, а также при отказах воз­никает необходимость в ремонте, связанном с разборкой двигателя. В отличие от регламентных работ, ремонтные выполняются по потребности.

В условиях эксплуатации маломерного флота без централизо­ванной ремонтной базы особо важную роль играет не только тщательность регулярного ухода за двигателем, но и умение водителя-моториста обнаруживать неисправности механизмов и систем двигателя, а затем и устранять многие из них.

Обнаружение неисправностей двигателя основано на контроле и оценке его технического состояния, которые производят во время работы двигателя и его технического обслужива­ния. Состояние двигателя зависит от того, как протекает его рабочий процесс, каков его температурный режим и условия смазки деталей, насколько велик износ трудящихся поверхностей. Эти факторы зависят, в свою очередь, от того, как функционируют механизмы и системы двигателя.

Неисправность механизма или системы характеризуется определенными внешними признаками . Это могут быть падение мощности, затрудненный пуск, неустойчивая работа, перегрев, посторонние шумы и стуки, дымление и т. п. Обнаружить измененное состояние двигателя способен и малоопытный водитель-моторист. Гораздо сложнее распознать причину неисправности: одни и те же признаки могут быть у разных неисправностей.

Обнаружение неисправностей в работе двигателя по внешним признакам называют диагностикой, в которой можно выделить два этапа: вначале определяют, какой механизм или система неисправны, затем - что является конкретной причиной этой неисправ­ности. Для этого нужно знать, во-первых, внешние признаки неисправностей механизмов и систем двигателя, во-вторых, как внешние признаки связаны с причинами неисправностей, вызывающих эти признаки.

Простейшие диагностические работы выполняют во время технического обслуживания двигателя. Тогда же устраняют возможные причины некоторых неисправностей. Более сложные диагностические «рецепты» приводятся обычно в инструкциях по эксплуатации конкретных двигателей. Однако и в простых, и в сложных случаях для быстрого и верного определения неисправности нужно хорошо знать принцип действия и устройство двигателя, назначение и взаимодействие его механизмов и систем.

Главный принцип поиска неисправностей и их причин - последовательная проверка возможных предположений. Бесполезно и даже вредно искать неисправность путем неоправданной разборки двигателя: это нарушает взаимодействие приработавшихся деталей, изменяет рабочие зазоры и ухудшает герметичность.

Статистика показывает, что почти все неисправности и отказы, которые происходят в течение гарантийного срока службы серийного двигателя, являются следствием неправильной эксплуатации, несоблюдения режима обкатки, несвоевременного выполнения регламентных работ, т. е. нарушения правил эксплуатации, установленных заводом-изготовителем и указанных в инструкции к двигателю.

В заключение следует отметить основное правило эксплуатации двигателя: необходимо устранять всякую неисправность и причины, ее вызывающие, как только она обнаружена, не дожидаясь, пока она приведет к другим неисправностям.

Техника безопасности . Все вращающиеся части меха­нической установки должны быть закрыты съемными прочно за­крепленными кожухами и щитками, исключающими доступ или попадание на эти части одежды. Техническое обслуживание и ремонт следует производить только на остановленном двигателе. Чтобы избежать ожогов, выпускной трубопровод катерного двигателя изолируют асбестом.

При ручном пуске катерного двигателя нужно стоять с левой стороны, плотно обхватив пусковую рукоятку так, чтобы пальцы руки были с одной стороны рукоятки. В противном случае можно получить травму при обратном вращении (отдаче) коленчатого вала. Рукоятку нужно вращать полуоборотами на себя.

Во время пуска подвесного мотора необходимо устойчиво стоять на ногах или сидеть в лодке, чтобы не потерять равновесия. Нельзя при этом близко наклоняться к двигателю. Запуская мотор с помощью аварийного шнура, нельзя наматывать его на руку, а также привязывать что-либо к свободному концу - зацепившийся за маховик шнур может нанести травму.

Не следует заводить перегретый двигатель или двигатель с ранним опережением зажигания - отдача коленчатого вала от преждевременной вспышки может вызвать травму. Если катерный двигатель перегрет, то открывать крышку горловины расширительного бачка следует только в рукавицах, чтобы избежать ожога. Нельзя приближать лицо к горловине. Уровень воды в бачке про­верять при небольшой частоте вращения двигателя.

Следует избегать применения этилированного бензина. Он ядовит и вызывает тяжелое отравление, попадая в желудок, на кожу, при вдыхании его паров. Если все же такой бензин применяется, то нужно соблюдать следующие меры предосторожности: хранить бензин только в посуде, имеющей плотные крышки с прокладками, и только в местах, где не находятся люди, пища или одежда; не подсасывать бензин через шланг ртом и не продувать ртом топливопроводы и жиклеры; не применять бензин для мытья рук и деталей двигателя, чистки одежды, в паяльных лампах и примусах; не проливать бензин в закрытых помещениях, если он все же пролит, то протереть загрязненное место сухой, а затем смоченной керосином тканью; при удалении нагара из двигателя, работавшего на этилированном бензине, предварительно смочить нагар керосином или маслом; работать только в изолирующих кожу рук перчатках (резиновых, кожаных); при попадании бензина на кожу немедленно снять его ветошью, смоченной керосином, ста­раясь не втирать жидкость в кожу, затем обмыть этот участок кожи горячей водой с мылом; одежду, облитую бензином, немед­ленно снять, проветрить на открытом воздухе в течение двух часов и постирать.

Производственная мощность (производительность) – это максимально возможный выпуск продукции принаиболее полном и рациональном использовании производственных ресурсов. Это то максимальное количество продукции или тот максимальный объем работ (услуг), которыепотенциально способно производить (выполнять) предприятие, цех, участок, рабочее место в течение определенного периода времени (например, часа, года).

Производственная мощность зависит от применяемой технологии, уровня технического оснащения, необходимого материально-технического обеспечения, обеспеченности производственным и управленческим персоналом.

Производственная мощность определяется при условии :

а) полного устранения аварий;

б) полного использования рабочего времени.

Производственная мощность оборудования – это некоторое свойство оборудования, определяющее его полезность.

Энергопредприятия и энергетические объекты промышленных предприятий характеризуются энергетической производственной мощностью (энергетической производительностью) , которая зависит еще от одного, не указанного выше условия – отобъема и мощности, требуемых потребителям .

Большинство энергетических мощностей исчисляются за час. Так в энергетике мощности измеряются:

    для электроэнергетических объектов в кВт иМВт ;

    для объектов теплоэнергетики в т пара/ч и вГкал/ч ;

    для объектов, производящих холод в Гкал холода/ч ;

    при производстве сжатого воздуха и газов, при перекачке воды в куб.м/ч .

Виды энергетических производственных мощностей

В энергетике принято различать следующие виды энергетических производственных мощностей :

    номинальная;

    максимальная;

    минимальная;

  • экономическая;

    регулируемая;

    нерегулируемая;

    установленная;

    эксплуатационная (располагаемая);

    диспетчерская.

Номинальная мощность – мощность, с которой энергетическое оборудование может работать максимально длительно при максимальной нагрузке потребителя. Это наибольшая мощность, на которую может быть загружено оборудование, и при этом длительно работать без вредных последствий.

Номинальная мощность соответствует нижнему пределу максимальной мощности .

Отклонение фактических условий эксплуатации от проектных вызывает технологические ограничения мощности. В связи с этим различается:


Максимальная мощность
– наибольшая кратковременная мощность.

Минимальная мощность (технический минимум)
– нижний предел загрузки оборудования, ниже которого работа либонедопустима , либонеустойчива . Определяет наименьшую нагрузку, с которой оборудование может работать в течение длительного периода времени без нарушений.

Для тепловых турбин
.

Рабочая мощность
– фактически развиваемая в данный момент мощность.

В нормальных эксплуатационных условиях
.

Экономическая мощность
– мощность, при которой обеспечивается максимальная экономичность (максимальный КПД и соответственно минимальный удельный расход первичной энергии, подведенной к оборудованию). Нагрузка потребителя, соответствующая экономической мощности оборудования называетсяэкономической нагрузкой .

Регулируемая мощность – мощность, величину которой можно изменять по мере необходимости.

Нерегулируемая мощность нижняя граница возможного изменения нагрузки оборудования в режиме его нормальной эксплуатации. Например, для противодавленческих турбоагрегатов определяется как максимум из мощности, развиваемой по теплофикационному циклу
, и технического минимума:
.

Установленная мощность
– сумма проектных номинальных мощностей установленных и находящихся в эксплуатации единиц оборудования одинакового назначения (например, агрегатов).

Эксплуатационная (располагаемая) мощность
– это установленная мощность за вычетомразрывов иограничений мощности :

,

- неиспользованная мощность , обусловленная разрывами и ограничениями мощности.

Ограничения мощности возникают вследствиеухудшения состояния оборудования в связи с его износом и поэтому неспособности развивать прежнюю, запроектированную мощность,ухудшения условий эксплуатации оборудования (ухудшение качества топлива, вакуума, снижение начального давления, начальной температуры пара и т.д.), а также обусловленымощностями, выведенными в ремонт .

Разрывы мощности – это снижение мощности из-за несоответствия между отдельными технологическими элементами. Причинами этих несоответствий могут быть:

    конструктивные и технологические недостатки оборудования;

    недостаточная производительность механизмов собственных нужд, топливоподачи, котельной установки и др.;

    несоответствие используемого топлива топочным устройствам.

Диспетчерская мощность
– мощность, заданная диспетчерским графиком нагрузки.

"Энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и И.Ефрона" по праву считается лучшим справочным изданием в России. Со времени первого его выпуска прошло более 100 лет, он несколько раз дополнялся и совершенствовался. Обширные сведения по истории цивилизации и культуры, уникальные факты и статистические данные, многочисленные биографические подробности сделали это издание незаменимым для каждого образованного человека.
Цель нового 16-томного издания - сохранить дух и содержание оригинального словаря и подчеркнуть их корректными с исторической точки зрения изобразительными решениями. Богатый иллюстративный материал не только служит превосходным украшением этого блестящего энциклопедического справочника, но и самым достоверным образом воспроизводит описываемые в нем реалии.

7333 руб


Вашему вниманию предлагается подарочный комплект в кожаном переплете с золотым и блинтовым тиснением, трехсторонним художественно окрашенным обрезом и шелковым ляссе.

В данный комплект вошли книги:
- Том 1. Аалто - Медуза.
- Том 2. Медуза сцифоидная - Ящур.

33334 руб


Ежегодник БСЭ 1981 года освещает политическую, экономическую и культурную жизнь СССР и зарубежных стран. Книга содержит также статьи о последних достижениях науки и техники, сведения о международных организациях, ряд обзорных, биографических и других статей. Сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1980 г.
В книге св. 1500 справочно-информационных материалов, около 200 фотоиллюстраций, карт, рисунков и схем.

244 руб


Ежегодник Большой Советской Энциклопедии (БСЭ), выходящий с 1957 года, является самостоятельным справочным энциклопедическим изданием и одновременно служит постоянным дополнением к ранее вышедшим томам БСЭ.

Ежегодник 1989 года (тридцать третий выпуск), как и предшествующие ему выпуски, посвящен событиям истекшего (1988) года: изменениям в политике и экономике всех стран мира, культурной жизни, последним достижениям науки и техники и т. д. Ежегодник, таким образом, является своеобразной летописью года.

Ежегодник 1989 года состоит из разделов, ставших постоянными в этой книге: о Советском Союзе, союзных и автономных советских республиках; о зарубежных странах; о международных организациях; обзоры экономики социалистических стран, развитых капиталистических и развивающихся стран; раздел о развитии междунар. связей коммунистических и рабочих партий; разделы о науке и технике; о международных музыкальных конкурсах, кинофестивалях, выставках; о международной спортивной жизни.

Сообщаемые в Ежегоднике 1989 года сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1988 года. Некоторые цифры, опубликованные в предыдущих выпусках, изменены, так как они уточнялись. Данные за 1988 год в ряде случаев предварительные. В основу экономических показателей для СССР и союзных республик положены материалы Государственных комитетов по статистике СССР и союзных республик, для зарубежных стран - официальные национальные статистические и другие справочные издания, а также публикации ООН. Сведения о здравоохранении, народном образовании и печати в союзных советских республиках помещены в соответствующих разделах статьи "СССР".

Как и ранее, благодаря содействию организаций ряда социалистических стран, обществ "Бельгия - СССР", "Франция - СССР", Института культурных связей "Бразилия- СССР", Общества культурных связей с СССР (Великобритания), а также отдельных организаций и лиц из зарубежных стран в Ежегоднике помещены статьи, знакомящие с культурной жизнью соответствующих стран.

379 руб


Ежегодник 1983 года - двадцать седьмой выпуск в серии Ежегодников Большой Советской Энциклопедии. Как и предшествующие ему выпуски, он посвящен событиям истекшего года: изменениям в политике и экономике всех стран мира, культурной жизни, последним достижениям науки и техники и т. д. Будучи, таким образом, летописью года, Ежегодник может служить своеобразным путеводителем в быстро меняющемся современном мире.

В Ежегоднике 1983 года сохранены все разделы, ставшие постоянными в этой книге: о Советском Союзе, союзных и автономных советских республиках; о зарубежных странах; о международных организациях; обзоры экономики социалистических стран, развитых капиталистических и развивающихся стран; обзор массового движения трудящихся капиталистических государств; раздел о развитии связей между коммунистическими и рабочими партиями; разделы о науке и технике; о международной спортивной жизни; биографические справки и др.

Сообщаемые в Ежегоднике 1983 года сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1982 года. Некоторые цифры, опубликованные в предыдущих выпусках, изменены, так как они уточнялись. Данные за 1982 год в ряде случаев предварительные. В основу экономических показателей для СССР и союзных республик положены материалы Центральных статистических управлений СССР и союзных республик, для зарубежных стран - официальные национальные статистические и другие справочные издания, а также публикации ООН. Сведения о здравоохранении, народном образовании, печати и транспорте в союзных советских республиках помещены в соответствующих разделах статьи "СССР".

Как и ранее, благодаря содействию организаций ряда социалистических стран, обществ "Австрия - СССР", "Бельгия - СССР", "Италия - СССР", "Франция - СССР", Института культурных связей "Бразилия- СССР", Общества культурных связей с СССР (Великобритания), а также отдельных организаций и лиц из зарубежных стран в Ежегоднике помещены статьи, знакомящие с культурной жизнью соответствующих стран.

259 руб


Переиздание данного Энциклопедического словаря имеет большое значение и, несомненно, принесет пользу. Изданный в конце прошлого века известными издательскими фирмами Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона словарь давно стал библиографической редкостью и пользуется заслуженной популярностью среди широкого круга читателей. Он содержит сведения из различных областей общественно-политической жизни, экономики, науки, техники, литературы и искусства, как зарубежных стран, так и России; в нем помещены основные географические, исторические, экономические справки о России, о странах мира. Опубликованы биографии и генеалогия государственных деятелей, ученых, деятелей культуры всех времен и народов. Не являясь иллюстративным изданием, словарь, тем не менее, содержит географические карты и рисунки, находящиеся в полутомах. Они являются полезным приложением к тексту.
Актуальность издания Энциклопедического словаря не вызывает сомнений, так как этот всемирно признанный труд представляет настольную книгу, в которой отражены все явления окружающего мира.
Том 2 (Алтай - Арагвай).

279 руб


Российская историческая энциклопедия. Том 3. Благосветлов - великое княжество финляндское

Многотомная Российская историческая энциклопедия подготовлена коллективом авторов Института всеобщей истории Российской академии наук.

Цель издания - представить читателям современный, избавленный от идеологических стереотипов взгляд на мировую и российскую историю, соответствующий достижениям российской и мировой исторической науки последних лет. Перед читателем предстанет глубокая, научно обоснованная и одновременно увлекательная история человечества, в центре которой находится человек.

Энциклопедия адресована самому широкому кругу читателей - научному сообществу, преподавателям, учащимся и всем, кто интересуется историей.