«Комплексный центр социального обслуживания населения. Срочное социальное обслуживание

В последние годы все большее развитие получает служба срочной социальной помощи основной целью срочного социального обслуживания является оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Срочное социальное обслуживание включает в себя следующие, гарантированные государством, услуги: разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, в том числе по "телефону доверия"; оказание юридической помощи в пределах своей компетенции; оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными особенностями. Деятельность службы строится на сотрудничестве с другими государственными, общественными организациями и учреждениями, благотворительными фондами и отдельными гражданами.

Срочное социальное обслуживание осуществляется этими службами на базе социального обслуживания. Успешно действует, к примеру, служба срочной социальной помощи в Сахалинской области. Как отмечается в Положении, утвержденном Министерством социальной защиты населения РФ, эта служба предназначена, прежде всего, для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке.

Стационарные учреждения

Развивая и совершенствуя деятельность нестационарных учреждений и служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты, проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей и в стационарных учреждениях. Дома-интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно, в них вводится недельное и дневное пребывание. С появлением центров социального обслуживания, реабилитационных центров, отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания несколько изменяются функции, объем и некоторые аспекты деятельности стационарных учреждений. Характерно, что на протяжении длительного периода в стране сохранялось, по существу, одно и то же количество домов-интернатов при увеличении численности и доли престарелых.

Так, на начало 1975 года в РСФСР функционировало 878 домов для престарелых и инвалидов, в которых проживало более 200 тысяч человек, а на начало 1991 года их было 877 и в них находилось 261 тысяча человек. Отчасти это связано с тем, что расширялась практика оказания социальной помощи на дому нетрудоспособным гражданам, но, вместе с тем, и строительство новых домов-интернатов шло очень медленно из-за недостаточного выделения денежных средств и ряда других причин. В настоящее время в системе социальной защиты населения действует 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов.

Сейчас в дома-интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться.

Практика показывает, что в домах-интернатах для престарелых и инвалидов обеспечивается медицинское обслуживание, осуществляется целый ряд мероприятий реабилитационного значения: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга и т.д. Здесь проводится работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым условиям, включающая информирование о доме-интернате, проживающих в нем и вновь прибывших, об оказываемых услугах, наличии и расположении медицинских и других кабинетов и др. Изучаются особенности характера, привычек, интересов поступающих пожилых людей, их потребности в посильной трудовой занятости, их пожеланий в организации досуга и т.п. Все это имеет важное значение для создания нормального морально психологического климата, особенно при расселении людей на постоянное место жительства и предотвращения возможных конфликтных ситуаций.

Однако, функционирование домов-интернатов как одной из основных стационарных форм социального обслуживания престарелых связано с целым рядом серьезных проблем. Среди них: степень удовлетворения потребности в домах-интернатах, качество обслуживания в них, создание сопутствующих условий для проживания и др. С одной стороны, в целом ряде территорий РФ сохраняется очередь престарелых граждан, желающих поступить в стационарные учреждения социального обслуживания (в последние десять лет очередь сохранялась на уровне 18-21 тысячи человек, хотя все же с созданием ЦСО наблюдается некоторое сокращение), с другой же стороны, пожилые люди все больше проявляют желание жить в привычной для них домашней обстановке.

Изменения, происходящие в жизни общества в связи с переходом к рыночным отношениям, потребовали внесения изменений в имеющиеся правовые документы о доме-интернате, специальном доме-интернате и принятия новых, а также подготовки нормативных документов о домах ночного пребывания, о доме (отделении) сестринского ухода, о центре социальной адаптации для трудоспособных лиц без определенного места жительства, об опорном доме-интернате, о территориальном объединении социального обслуживания престарелых. Ученые и практики вносят различные предложения о совершенствовании и перспективных формах домов-интернатов.

Некоторые из них считают, что необходим системный подход к планированию и оценке деятельности этих учреждений в общей структуре медико-социальной помощи престарелым и инвалидам, ее дифференциация и интеграция, специализация коечного фонда, предоставление широких лечебно-диагностических и медико-реабилитационных возможностей, создание на базе домов-интернатов учреждений и отделений сестринского ухода и т.д. Все это позволит улучшить помощь престарелым и инвалидам, более эффективно использовать и осуществлять дифференцированное финансирование, материально-техническое и лекарственно обеспечение, вести реконструкцию существующих новых домов-интернатов в соответствии с требованиями жизни.

Срочное социальное обслуживание

Основной целью срочного социального обслуживания является оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидов, остро нуждающихся в социальной поддержке.

Срочное социальное обслуживание включает в себя следующие гарантированные государством услуги: разовое обеспечение остронуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, обеспечение одеждой, обувью и предметами первой крайне важно сти, разовое оказание материальной помощи, содействие в получении временного жилья, оказание экстренной психологической помощи, юридической помощи в пределах своей компетенции и другие виды и формы помощи.

Деятельность службы строится на сотрудничестве с различными государственными, общественными организациями и отдельными гражданами. Эта служба предназначена прежде всœего для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке.

В срочную службу обращаются ежедневно десятки людей. По различным вопросам звонят и из поликлиник, больниц, жилищно-эксплуатационных трестов, сосœеди и т.д. В службу срочной социальной помощи идут сообщения о тех, кто голоден, неухожен, нуждается в помощи и внимании.

Специалисты службы раздают одежду, продукты, поддерживают добрым словом, определяют престарелых, инвалидов в дома-интернаты, больницы, обследуют материально-бытовые условия. К работникам службы обращаются со всœевозможными просьбами. Одни просят призвать к порядку сына или дочь, отнимающих у своих родителœей пенсию, другие - лишить мать-алкоголичку родительских прав, третьи – наставить на путь истинный сына, вернувшегося из мест лишения свободы. Или сосœеди просят отправить в дом – интернат психически больную пожилую женщину, которая своими действиями нарушает покой жильцов, оказать помощь парализованным одиноким пенсионерам. И специалисты по социальной работе связываются с милицией, администрацией района, чтобы решить эти проблемы. Специалисты представляют интересы одиноких умерших в суде, выполняют и такие приятные поручения управления социальной защиты – поздравления с праздниками, приглашают на районные мероприятия.

В обеспечении обувью, одеждой, продуктами питания и другими предметами первой крайне важно сти создана комната натуральной помощи, в которой есть вещи бывшего употребления – одежда, обувь, предметы личной гигиены, выдаваемые обратившимся гражданам бесплатно. Эта помощь идет в основном от населœения. Имеется гуманитарная помощь из других стран, которая также пользуется спросом у населœения. Новые вещи поступают от предприятий, организаций путем взаимозачетов - ϶ᴛᴏ и постельные принадлежности, и верхняя одежда (плащи, куртки), обувь, крупа, мука, сахар и другое.

Гуманитарная помощь, как правило, безвозмездна. Нормы и критерии, по которым распределяется гуманитарная помощь: приоритет при оказании помощи имеют нуждающиеся многодетные семьи, инвалиды, одинокие пенсионеры, доходы которых ниже прожиточного минимума. По этой причине специалисты решают, кому помощь нужна в первую очередь. Действует и заявительная форма. То есть механически ничего не раздается. Специалисты отделœения срочного социального обслуживания следят и за конечным результатом.

В штате службы работают юрист и психолог, оказывающие консультативную помощь. В целях расширения сферы консультативных услуг в одном из отдаленных микрорайонов открыт консультативный пункт, где прием населœения ведут специалисты по начислению пенсий, делам ветеранов, социальный педагог, врач, юрист, специалист по социальной работе.

Срочное социальное обслуживание - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Срочное социальное обслуживание" 2017, 2018.

Отделение срочного социального обслуживания и социальной помощи

Деятельность отделения направлена на оказание срочной социальной помощи гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности. Отделением систематически проводится работа по социальной защите малообеспеченных граждан, граждан пожилого возраста, детей-инвалидов и инвалидов.

С целью оказания срочной социальной помощи гражданам при Отделении создана «Мобильная бригада». Она сформирована из числа сотрудников комплексного центра. «Мобильная социальная служба» предоставляет услуги социально незащищенным гражданам Белгородского района, проживающим в населенных пунктах с частичным или полным отсутствием инфраструктуры. Оказание неотложных социальных услуг пожилым людям и инвалидам носит разовый характер, направленный на поддержание их жизнедеятельности.

Отделение взаимодействует с другими учреждениями системы здравоохранения, образования, культуры, внутренних дел, городскими и сельскими администрациями и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Срочное социальное обслуживание оказывается отделением бесплатно в соответствии с перечнем социальных услуг, утвержденным статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг.

Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления.

Дополнительные социальные услуги, не входящие в перечень услуг, предоставляются получателям социальных услуг на условиях оплаты в соответствии с Перечнем и тарифами на дополнительные услуги, предоставляемые поставщиками социальных услуг гражданам в форме социального обслуживания на дому, утвержденными постановлением Правительства Белгородской области от 16.12.2014 г. № 464-пп «О реализации Федерального закона от 28.12.2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации», а также иными тарифами на социальные услуги, утвержденными в муниципальном районе «Белгородский район».

В исполнение постановления правительства Белгородской области от 16.12.2014 г. № 464-пп «О реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» специалисты отделения срочного социального обслуживания МБУ «КЦСОН» Белгородского района оказывают содействие в оформлении документов для направления граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих на территории Белгородского района, в стационарные учреждения социального обслуживания Белгородской области.

Социальный пункт проката

Услуга предоставляется:

Инвалидам, имеющим в пользовании неисправные технические средства, подлежащие текущему ремонту или техническому обслуживанию на период ремонта или технического обслуживания имеющихся технических средств - на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида;

Лицам, перенесшим травмы, хирургические операции, нуждающимся в технических средствах на период выздоровления на основании заключения лечащего врача.

Услуга предоставляется на платной основе в соответствии с прейскурантом.

Документы, необходимые для предоставления услуги:

  • письменное заявление на имя руководителя Центра;
  • паспорт заявителя;
  • справка из медицинского учреждения по месту жительства гражданина о наличии показаний и об отсутствии противопоказаний к предоставлению услуг сиделок с указанием оценки способности к сомообслуживанию (частичная или полная утрата способности к сомообслуживанию).