Зимующие птицы для детей 2 младшей группы. Конспект занятия по экологии во второй младшей группе «Зимующие птицы. этап – перспективы

Проект для второй младшей группы: «Подкормите птиц зимой!»


Лещенко Анна Викторовна
Место работы : воспитатель, МБОУ «Шегарская СОШ № 1», с. Мельниково

Предназначение: для детей второй младшей группы, педагогов, родителей, воспитателей.

В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.


Актуальность проекта:
Зима - суровое время года. Время подумать о птицах. Ведь зимой самое страшное для птиц – не холод, а голод. Зимний день короток - мало времени чтобы собрать достаточно пищи и накопить энергии. Поэтому в сильные морозы иногда попадаются замерзающие и погибшие пернатые. Воробьи на остановках заглядывают в глаза от голода, становятся такими смелыми, что берут крошки или семечки из рук. По данным ученых в холодные зимы погибает 7-8 синиц из 10. Можно помочь им пережить это время, организовав подкормку, просто повесив за окном простую кормушку. В наших краях кормушки посещают более десятка видов птиц. Среди города это будут большие синицы, домовые и полевой воробьи, сизый голубь, серая ворона. В большом парке, на окраине, в саду или в сельской местности, на опушке леса, видовой состав будет более разнообразен. К кормушка прилетят не только синицы, но и дятлы, поползни, пищухи, щеглы, снегири, сойки, сороки и многие другие. Но, все - таки, самые обычные посетители птичьей "столовой" - синицы. Их у нас обитает несколько видов. Надо заметить, что если уж вы взялись подкармливать птиц зимой, то делать это надо регулярно - по мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших подкормке пернатых. Особенно необходима подкормка птиц в период ненастья, в гололедицу, после снегопада с липким снегом, в сильные морозы. В такие дни прекращать подкормку нельзя.
Цель проекта: Помочь птицам на территории детского сада пережить зиму. Привлечь к решению этой проблемы детей и их родителей.
Объект площадки: зимующие птицы.
Задачи:
- Развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, радуются, строят себе домики-гнёзда);
- Формировать умение и навыки наблюдения за птицами;
- Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам в трудное время.
Этапы реализации проекта:
1 этап - Подготовительный
Подбор необходимой методической и художественной литературы, фотоматериалов, иллюстрированного материала.Создание интереса у участников.Постановление задачи перед родителями: изготовление кормушек, сбор корма для птиц.


2 этап- Основной
Реализация первого этапа через разные виды совместной деятельности педагогов с детьми.
Проведение занятий, бесед, наблюдений, творческая деятельность, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, оформление уголка с печатной информацией про птиц.


3 этап – Заключительный
Презентация кормушек, оформление выставки рисунков и поделок, анализ проведенной деятельности.Размещение кормушек на территории ДОУ и подкормка птиц в течение зимнего периода.

Формы и методы работы

Познание.
*Экскурсии и прогулки в парк
*Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада:
- Особенности строения тела;
- Повадки;
- Кормление;
Коммуникация. Развитие речи.
-Рассматривание фотографий птиц.
-Рассматривание сюжетных картинок: «Грачи прилетели», «Кормление птиц»
-Составление описательных рассказов по картинкам. Заучивание стихотворений о птицах и их веселом возвращении.
Социализация.
Дидактические игры:
«Назови птицу»
«Кто где живёт?»
«Времена года»
«Когда это бывает»
«Кто как кричит?»
«Кого не стало?»
«Чей голос?»
«Подбери крылышко по цвету»
Настольные игры:
« Разрезные картинки»
«Помогите найти маму»
«Какая птица, назови»
«Кто что ест?»
Чтение художественной литературы.
-С.Я.Маршак «Весенняя песенка», А.Барто «Птичка», «Кто как кричит?»,
-Е.Чарушин «Яшка»,
-М.Зощенко «Умная птичка», А.Майков «Ласточка примчалась»,
-Е.Авдеенко «Воробей»,
-А.Толстой «Умная галка», М.Пришвин «Дятел».
Безопасность.
-Беседа на тему: «Не разоряйте птичьих гнёзд», «Не дадим птичке умереть» (защита птиц).Наблюдение за птичьими гнёздами, скворечником, кормушкой (птицы маленькие, беззащитные, пугливые, не могут постоять за себя и своё жильё…)
Художественно-эстетическое развитие.
-Развлечение: «Птичьи голоса»
-Разучивание песен: «Песенка цыплёнка», «Тает снег».
-Вечер поэзии на тему «Встречаем птиц».
Развивающая среда.
-Сюжетные картины на тему «Птицы».
-Дидактические картинки: «Птицы мира», «Птицы России», «Домашние птицы».
-Книжки - раскраски: «Птицы», «Лесные пернатые», «Птичий двор».
Продуктивная деятельность.
-Работа по лепке: «Птичку слепим».
-Работа по аппликации: «Мы построили скворечник для весёлого скворец.
-Работа с родителями.
-Изготовление кормушек. Принести корм для птиц (семена растений, зерно, крупа, семечки)
-Наблюдение за птицами (дома, на кормушках, в саду, огороде и.д.)
Ожидаемые результаты:
Расширение знаний о друзьях наших меньших, сформирование эмоционального отношения к миру природы. Доброжелательное отношение и помощь птицам в трудное время.

Автор : Татаринцева Светлана Васильевна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 61», г. Новокузнецк.
Описание работы : Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей второй младшей группы (3-4 года) по теме «Поможем птицам в зимнюю стужу». Данный материал будет полезен воспитателям второй младшей группы. Это конспект познавательного занятия по формированию целостной картины мира.

Конспект НОД во второй младшей группе по теме «Поможем птицам в зимнюю стужу»

Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Коммуникация», «Социализация».
Цели:
расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании;
дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
развивать зрительное восприятие, координацию движений;
развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; сообразительность, в процессе отгадывания загадок;
развивать познавательный интерес у детей к жизни птиц;
воспитывать сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Материалы к занятию: аудиозапись «Голоса зимующих птиц»; ноутбук; кормушка; картинки с изображением воробья, снегиря, синицы, клеста; четыре блюдца с ягодами рябины, семечками, шишкой, кусочком сала; дидактическая игра «Накорми птичку».
Предварительная работа:
наблюдение за птицами во время прогулок;
рассматривание дидактических картинок «Зимующие птицы»;
дидактическая игра – пазлы «Птицы зимой».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель - Ребята, посмотрите, что я принесла на занятие?
Воспитатель - Правильно – это кормушка. А для чего она нужна? (кормить птиц зимой)
Воспитатель - А разве не все птицы улетели в теплые края? Какие птицы остались? (воробей, сорока, ворона, клест, синица, свиристель, снегирь)
2. Отгадывание загадок + демонстрация наглядного материала (картинки зимующих птиц из загадок)
Воспитатель - Ребята, но раз так много птиц осталось с нами зимовать, то почему они пролетели мимо и не сели на мою кормушку? (в кормушке нет корма)
Воспитатель - Но я что-то не могу вспомнить, чем же питаются птички зимой? Ребята, давайте попробуем вместе лучше узнать птиц. Птицы спрятались от нас и оставили нам конверт с загадками. Отгадаем загадки и увидим птичек:
1. Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает (воробей).
2. Красногудый, чернокрылый, любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь).
3. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку. Как зовут ее? (синичка).
4. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым – Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом (клёст).
Воспитатель - Дети, как одним словом можно назвать этих птиц, которые не улетели в теплые края, а остались с нами зимовать? (зимуюшие).
3. Работа по описанию и сравнению птиц.
Воспитатель - Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи? (у всех птиц есть туловище, голова, лапки, клюв, крылья, хвост, а тело покрыто перьями).
Воспитатель - Зачем птицам крылья? (летать)
Воспитатель - Зачем птицам лапки? (передвигаться по земле, цепляться за ветки)
Воспитатель - Зачем птицам клюв? (есть, пить) – демонстрация заводной игрушки – «птичка клюет зернышки»
Воспитатель - Ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга?
Воспитатель - Правильно, воробей и синица поменьше, а снегирь и клест побольше. И по окраске они разные: у снегиря грудка красная, а у синицы желтая. И повадки у птиц разные: воробьи любят сидеть на кустиках, клест - на еловых ветках, снегири на веточках рябины.
Воспитатель - Ребята, какие вы молодцы! Как много вы рассказали мне о птицах. Давайте отдохнем и попрыгаем как веселые и шустрые синички.
4. Физкультминутка «Шустрые синички».
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки - на плетень,
Тири-тири, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
5. Беседа «Кто чем питается?».
Воспитатель - Синички - ребята попрыгали, размялись и захотелось птичкам покушать. Но мы ведь так и не разобрались, что любят есть разные птицы. Летом и осенью синицы и воробьи питались жуками, кузнечиками, гусеницами. Но сейчас, зимой, жуки и кузнечики спят под двумя одеялами – осенним и зимним, не добраться до них. Зимой птицам холодно и голодно. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Кто может им помочь зимой? (человек, птицы прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм).
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна –
И не страшна
Будет им зима.
Воспитатель - Ребята, скажите, чем питаются птицы? (хлебом, крошками, семечками).
Воспитатель - Правильно, ребята. Хотите, узнать, какая птица, чем питается? Сейчас птички вам сами об этом расскажут. Понимаете ли вы птичий язык? Слушайте внимательно, если что-то не поймете, я подскажу, потому что я хорошо понимаю язык птиц.
6. Прослушивание аудиозаписи голосов зимующих птиц (воробей, синица, снегирь, клест).
Продолжение беседы «Кто чем питается?».

Воспитатель - Воробьи питаются зёрнышками, крошками, семечками.
Воспитатель - Синицы питаются зёрнышками, крошками, семенами, любимое их лакомство – сало.
Воспитатель - Снегири едят семена, любят клевать ягоды рябины. Мерзлые ягоды хорошо поддаются мощному клеву. Показывает блюдце с ягодами рябины.
Воспитатель - Клесты питаются семечками шишек.
7. Игра «Накорми птичку».
Воспитатель - Посмотрите внимательно, у нас на столе блюдца: с рябиной, хлебными крошками, семечками, шишкой.
Воспитатель - Я дам вам картинки с птицами, а вы должны назвать птичку и найти ей корм.
8. Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»
Воспитатель - А теперь давайте потренируемся кормить птичек.
Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке (4 раза – «режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям (то же левой рукой)
Галки да вороны
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»).
9. Итог занятия.
Воспитатель - Дети, вместе мы разобрались, что надо положить птицам в кормушку. Давайте положим корм в кормушку, а когда пойдем на прогулку – подвесим ее на ветку дерева для наших пернатых друзей (дети выкладывают корм из блюдечек в кормушку, а воспитатель в это время читает стихи про зимующих птиц).

Открытое занятие во 2-ой младшей группе «Зимующие птицы»

Провела воспитатель ГБОУСОШ38 дошкольное отделение детский сад 818

Глинкина Галина Валентиновна.

Цель занятия: Расширить и уточнить знания детей о зимующих птицах нашего города.

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица), с их трудностями в зимний период. Формировать познавательную активность;

Учить находить и называть внешние признаки сходства и различия птиц, различать их по размеру и окраске;

Активизировать словарь, развивать связную речь, обучать умению вести диалог с педагогом; слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него;

Продолжать учить детей отгадывать загадки, воспитывать умение слушать литературные произведения, следить за развитием действия, оценивать поступки героев;

Упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний;

Учить слушать музыкальное произведение, понимать, о чём поётся, эмоционально реагировать на содержание;

Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им в трудное зимнее время, заботиться о них.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок, кормление птиц; беседы о птицах; рассматривание картинок, иллюстраций; отгадывание загадок; чтение литературных произведений; просмотр мультфильмов «Снегирь», «Пластилиновая ворона».

Материал:

Предметные картинки: воробей, ворона, голубь, снегирь, синица. Картина с изображением зимующих птиц на кормушке. Магнитная доска;

Панно с изображением дерева на зимнем фоне, маленькие предметные картинки птиц: воробей, ворона, голубь, снегирь, синица;

Пакетики с крошками хлеба, кусочками сала, семечками, ягодами рябины;

Звукозапись «Пение птиц в лесу»;

Загадки о птицах. Стихотворения: Г. Ладонщикова «Наши друзья», М. Борина «Голуби»;

Детская песня «Песня птицы»;

Раскраски «Птицы» по количеству детей.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках, полукругом. На магнитной доске предметные картинки с изображением вороны, голубя, воробья. Воспитатель предлагает посмотреть на доску и угадать, о ком мы будем сегодня беседовать на занятии (ответы детей).

Правильно ребята, мы с вами будем говорить про птиц. Скажите мне, каких птиц вы знаете, каких больше всех живёт в нашем городе Москве?

Ответы детей: вороны, голуби, воробьи и др.

А сейчас, я загадаю вам загадку, а вы отгадаете, про какую птицу в ней говориться:

Эта маленькая пташка

Носит серую рубашку,

Подбирает быстро крошки

И спасается от кошки.

Как называется эта птица? (воробей).

Послушайте стихотворение про воробья:

Воробьи – воробышки,

Серенькие пёрышки…

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить.

А сейчас, внимательно посмотрите на воробья и скажите:

Какой он по размеру?

Какого цвета его пёрышки?

Сколько у воробушка лапок?

Для чего нужны воробью лапки?

Как передвигается воробушек?

Чем питаются воробьи?

А теперь послушайте еще одну загадку:

«Он живёт на площадях, на деревьях и ветвях.

Он воркует, не поёт. Бодро семечки клюёт.

Реагирует на свист и боится хищных птиц.

Символом свободы стал. Птицу эту кто узнал?».

Ответы детей: голубь.

А какой голубь по размеру?

Как передвигается голубь по земле?

Послушайте стихотворение про голубя:

«Кто воркует во дворе?

Крылья, словно в серебре,

Ходит очень важно,

Не боится даже.

Можно близко подойти,

Не свернет смельчак с пути.

Это сизый голубок,

Только он не одинок.

Голубей здесь стайка,

Корма птичкам дай-ка.

Можно хлебных крошек,

И зерна немножко.

Ждет тебя, иди скорей,

Стайка диких голубей.

Поклевали хлеба,

Улетели в небо!»

А вот ещё одна загадка:

«Кар-кар-кар! – кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы,

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома

Как зовут её?... (ворона).

Правильно, ребята ворона.

А теперь давайте поиграем в словесную игру. Я буду начинать предложение, а вы его продолжать: ворона большая, а воробей… (маленький); голуби по земле хотят, а воробьи… (прыгают); воробьи чирикают, а голуби… (воркуют), а вороны… (каркают).

Молодцы, ребята. Эти птицы живут у нас в городе и летом, и зимой. Но есть птицы, которые прилетают к нам зимовать. Давайте отгадаем, как зовут этих маленьких, красивых птичек. Послушайте загадку:

«В гости к нам зима пришла

Мало света и тепла

Но зато как фонари

На деревьях … (снегири).

Воспитатель выставляет картинку снегиря и рассматривает её вместе с детьми, говорит об особенностях его внешнего вида, о том, чем питается снегирь.

А вот загадка про ещё одну зимующую у нас птичку:

«Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку,

Кто узнал её?... (синичка).

Воспитатель выставляет картинку синички и рассматривает её вместе с детьми, говорит об особенностях её внешнего вида, о том, чем питается синичка.

А теперь давайте поиграем. Физкультминутка «Птички»:

«Птички в гнёздышках сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

Прилетели птички,

Птички-невелички,

Всё летали, всё летали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетали,

Зёрнышки клевали»

(Дети сидят на корточках, «разлетаются», машут руками, как крыльями, приседают, стучат пальчиками об пол).

Дети садятся на свои места, воспитатель проводит игру «Голоса птиц». Воспитатель показывает картинку, а дети произносят звуки, которые издаёт данная птица (ворона «кар-кар-кар»; воробей «чик-чирик, чив -чив-чив»; голубь «хку-хку, гу-гу-угу-угу»; синица «синь-синь-синь»; снегирь «фью-фью-фю-фю»).

А хотите послушать, как весело поют птицы в лесу? Дети слушают звукозапись.

Понравилось? Но ребята так весело поют птицы, когда тепло и много корма. А с наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека. Для птиц наступает самое трудное время: они не всегда могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли. Поэтом птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они их покормят. И люди делают для них что? (кормушки).

Правильно, ребята «В зимний день среди ветвей

Стол накрыли для гостей», это кормушка.

Воспитатель выставляет перед детьми сюжетную картину «Птицы на кормушке». Дети рассматривают картину, называют птиц, которые прилетели к кормушке.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение Г. Ладонщикова «Наши друзья»

«Каждый день, когда встаём,

Мы с братишкою вдвоём,

Взяв крупы и хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых, хороших

Прилетают к нам друзей.

На кормушках сидя, птицы

Чистят клювики свои.

Тут снегирь, чижи, синицы

И конечно, воробьи.

Все привыкли, не боятся,

Хоть руками их бери».

Что делают ребята каждое утро?... (кормят птиц).

А они делают доброе дело или нет?

А вот какой корм можно насыпать птицам в кормушку, я вам сейчас предлагаю отгадать. Игра «Определи корм»: «У меня в мешочках насыпан корм, вы должны отгадать, что насыпано в мешочке и можно ли покормить таким кормом птиц зимой» (в пакетиках крошки хлеба, кусочки сала, семечки, ягоды рябины).

Молодцы ребята. Но у меня для вас есть ещё одна игра, и называется она «Угадай, кто улетел». Воспитатель выставляет панно, на котором на зимнем фоне изображено дерево. На ветках дерева размещаются птицы (ворона, голубь, воробей, синица, снегирь), дети их называют. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель убирает с панно одну из птиц. Дети отгадывают, какая птица улетела. Игра повторяется 2-3 раза.

Ну, вот ребята наше занятие подходит к концу, но в заключении я хочу дать вам послушать весёлую песенку, которая называется «Песня птицы», чтобы вы еще раз вспомнили, что умеют делать птицы. Дети слушают звукозапись.

Так, что же ребята птицы умеют делать? (ответы детей).

Дети, вы сегодня хорошо работали на занятии, слушали, отвечали на мои вопросы, и я вам приготовила подарок, вот такие картинки – раскраски, на которых изображены птицы. Вы раскрасите их дома, вместе с мамами и расскажите им всё, что вы узнали сегодня о птицах.

г. Тимашевск

МБДОУ д/с № 42

воспитатель

Кузнецова О. В.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе «Зимующие птицы Тимашевска»

Цель: формирование знаний и представлений о зимующих птицах, их образе жизни, повадках.

Задачи:

1. Познакомить детей с зимующими птицами Тимашевска.

2. Уточнение и расширение словаря по теме (снегирь, синица, сорока, ворона, трясогузка; летать, клевать, голова, крыло, хвост.).

3.Учить выполнять ритмичные движения под музыку, вслед за воспитателем;

4.Закреплять умение правильно выполнять дыхательную, пальчиковую гимнастику;

5. Воспитывать желание заботиться о птицах, прививать бережное отношение к ним;

6. Развивать умение анализировать свои успехи и неудачи, вызвать желание преодолевать трудности в достижении цели.

Ход занятия.

Напутствие перед занятием:

Психогимнастика: «Дружно за руки возьмемся…» (М. Ю. Картушина)

Дружно за руки возьмемся

И почувствуем тепло.

Повернемся, улыбнемся –

Словно наше солнышко.

Мы ребята дружные - да - да – да.

Мы совсем не скучные – да – да – да.

Настроение – отличное – да – да - да.

Все к занятиям готовы – да – да – да.

Ну, тогда уже приступим - да – да – да.

Восп-ль: - Ребята, посмотрите друг на друга; какие у вас добрые, красивые лица; улыбнитесь друг другу.Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе – Тимашевске. Тимашевск - теплый, солнечный городок в кубанской степи, он купается в зелени, дышит речной прохладой реки Кирпили.

За последние годы наш город заметно изменился: стал чистым, зеленым, благоустроенным. Эти перемены проходят на глазах у всех нас. Наша с вами задача – научитьсялюбить свой город, беречь и приумножать его красоту. Исегодня мы поговорим о том, как сделать нашу Родину ещё краше. Для этого нужно друг другу стать добрее и внимательнее, и не только к людям, но и ко всему окружающему.

Восп-ль: Какое же время года сейчас?

Дети: в городе зима.

Восп-ль: Назовите основные признаки зимы.

На улицах лежит снег.

Деревья стоят голые.????

Солнце светит, но не греет.

Люди надели теплую одежду.

Воспитатель: Наступили холода. Зима – красавица щедра на искристые снежинки, обильные снега, метели, порывистые ветра. Но не хлебосольна она не может дать, ни сочных овощей, ни сладких фруктов, ни грибов, ни ягод.

Ребята, послушайте красивую музыку. Ребята, давайте превратимся в красивые снежинки, и покажем, как снежная вьюга нас кружит.

(Дети под музыку вживаются в образ снежинки.) В момент наилучшего вживания в образ ребенку задается вопрос.

Воспитатель: Алиса, какая твоя снежинка?

Дети: Красивая.

Восп-ль: Милана, какая твоя снежинка?

Дети: Снежная, пушистая.

Восп-ль: Аня, какая твоя снежинка?

Дети: Лёгкая.

Восп-ль: Ваши снежинки пушистые, лёгкие, красивые. Вы, снежинки, покружитесь и в ребяток превратитесь. Ребята, посмотрите, мы приземлились в зимнем лесу, давайте присядем на пенечки и посмотрим, кто же живёт в этом лесу.

Восп-ль: дети, что вы сейчас услышали?

Здесь очень много птиц и все они одновременно поют. А мы познакомимся только с несколькими, которые живут у нас круглый год.

Их называют «зимующие птицы» (рассматривание картины с изображением птиц)

Я вам загадаю загадки или назову признаки птиц, а вы попробуете угадать о ком я говорю.

Чёрный жилет, красный берет,

Нос - как топор, хвост - как упор

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой. (дятел)

Как стучит дятел клювом, покажите.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый. (воробей)

Как воробей чирикает?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика (синичка)

Как поет синичка?

Целый день без перерыва -

Кар-кар-кар,

Кричит сварливо.. (ворон)

Как ворона каркает?

Девочки и мальчики, давайте с вами подышим свежим, морозным воздухом.

Дыхательная гимнастика « Ветерок».

В это время влетает Сорока, трещит:

Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Восп-ль: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Дети: Сорока.

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Сорока!

Восп-ль: Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Восп-ль: Давайте вместе поможем Сороке разобраться.

Дети: Давайте.

Восп-ль: Наверно это…(поворачивается к парку лицом). Ой, ничего не пойму, Сорока. Вроде пели птицы, но где же они? Ребята, вы слышали пение птиц?

Дети: да.

Воспитатель: Сорока, а ты нас не обманула? Ты видела сегодня здесь птиц?

Сорока: ну конечно, конечно!

Воспитатель: ну тогда где они?

Сорока: а-а-а, вспомнила, они же спрятались и попросили, чтоб вы их нашли.

Восп-ль: а как же мы будем их искать.

Сорока: а они вам будут петь, а вы их по голосу будете угадывать, согласны?

Восп-ль: ребята, мы согласны?

Дети: да.

Сорока: Вот здорово. Ну, тогда вперёд. Птички, начинайте петь.

Восп-ль: Ну, вот и молодцы ребята. Сорока, мы всех нашли птиц?

Ребята, давайте ещё раз назовём тех птиц, которых мы наши и которые остались в нашем городе. Дети называют.

Ребята посмотрим на наших птиц, они разные или одинаковые?

А вот сорока, наверни-ка, не знает, чем отличается ворона от сороки. А вы знаете?

Игра «Чем похожи? Чем отличаются?»

Расскажите ей: чем они похожи? (размером, клюв у обеих большой и чёрный).

А чем отличаются? (окраской, размером хвоста)

А чем похожи воробей и синица? (размером туловища, клюва, хвоста)

А отличаются чем? (окраской)

Восп-ль: Ребята, а сорока ведь не знает, почему не все птицы улетели. Давайте расскажем ей, почему одни птицы улетели, а другие остались.

Дети рассказывают. (Одни улетели, потому что им холодно и голодно, а другим есть чем питаться, так как зимой они сселяться ближе к людям, чтоб они их подкармливали)

Восп-ль: Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Приучайте птиц зимой

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

О чем это стихотворение?

Дети: О птицах, их надо кормить.

Вос-ль: Как мы помогаем зимой птицам?

Дети: Кормим и делаем кормушки.

Вос-ль: А из чего мы делаем кормушки?

Дети: Из дерева, коробок от сока, молока, кефира.

Вос-ль: В гости к нам пришел папа Вики Андрей Васильевич. Он принес, посмотрите что (рассматривают инструменты). Сегодня Андрей Васильевич сделает домик для птичек, а называется он скворечник.

(Дети наблюдают за работой, помогают, пробуют забить гвоздь.)

Андрей Васильевич:

Я старался, что есть сил

Птицам домик смастерил,

Прилетайте хоть сейчас

Хватит места в нем для вас.

Восп-ль: Посмотрите дети, Андрей Васильевич смастерил скворечник. Птички прилетят, им без жилья никак нельзя. Ведь они выведут маленьких птенчиков в конце весны. Из чего сделали скворечник?

Дети: Из дерева, он деревянный.

Восп-ль: А руки у Андрей Васильевича?

Дети: Умелые, ловкие, старательные.

(Подвижная игра "Волшебная шапочка”.)

Восп-ль: А сейчас мы с вами поиграем. Для этого вам надо найти волшебную шапочку и сказать волшебные слова:

Раз, два, три (хлопают в ладоши)

На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя)

И быстро в птичку превратись.

Восп-ль: Я вижу, все надели волшебные шапочки, по моему сигналу раз, два, три птичка в гнездышко лети!

(Игра повторяется 2 раза.)

Воспитатель: Посмотрите сколько у нас гнездышек для птичек, каждая птичка нашла свое гнездышко.

Восп-ль: Самое страшное для птиц не холод, а голод, когда нечего кушать птицы прилетают из леса поближе к человеку. Люди – добрые, они пожалеют несчастных пташек и накормят их: кого зернышками, кого крошками, а кого и сальцем. Вот и к нам сегодня прилетели птички за помощью. Посмотрите на свои рисунки: от холода голода они стали белыми, давайте раскрасим их.

(Дети раскрашивают.)

Посмотрите, я сегодня приготовила лакомство для птиц: сало, семечки, зёрна, хлеб. Мы сейчас с вами пойдём на прогулку и покормим тех птиц, которые прилетят к нам на участок.

А на прогулке мы пригласим папу Вики и повесим скворечник. И не забудем покормить птиц.

Каких птиц мы покормим?...

Кого угостим сальцем?...

А кому дадим семечек?..., зернышек?..

Сорока, тебе понравились работа детей.

Сорока: конечно, понравились, но мне пора лететь. Спасибо, вам, ребята. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели в тёплые края. И чем птицы, которые остались в нашем городе, питаются.

Дети прощаются с Сорокой.

Восп-ль: Ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. 1,2,3 повернись, в детский сад возвратись. Ну, вот мы и в садике. Вам понравилось в лесу? А каких птиц мы там повстречали?

Что вам больше всего понравилось на занятии? О чем вы должны помнить?

Надо помогать птицам, пережить тяжёлые времена: делать кормушки, не забывать класть туда корм.

Восп-ль: - За то, что вы были заботливыми и внимательными вам вручаются медали «Знатокам зимующих птиц».

Троян Нина Брониславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Крепыш"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Конспект ОД по развитию речи
Тема: "Зима. Зимующие птицы" (2 младшая группа)
Дата публикации: 11.02.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект ОД по развитию речи «Зима. Зимующие птицы» (2 младшая группа)
Конспект ОД в младшей группе на тему:

«Зима. Зимующие птицы».

Задачи
- Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы. - Совершенствовать грамматический строй речи. - Продолжать учить отвечать на простые вопросы с опорой на картинки. - Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, воспитание любви к природе. Оборудование: сюжетные картины «Зима в лесу», предметные картинки с зимующими птицами и угощением.
Организационный момент:
- Ребята, какое у нас сейчас время года наступило? Правильно. Зима.Чем зима отличается от других времен года? Какой снег зимой? Когда мы идем по снегу, что с ним происходит? (хрустит, скрипит).Какая бывает погода зимой? (холодная, морозная, снежная). Что происходит с деревьями зимой? (они отдыхают, спят, укрывшись снегом). Какими словами можно сказать о зиме, какая она?(снежная, морозная, красивая, вьюжная). Пальчиковая гимнастика: «Пришла зима». Раз, два, три, четыре Мы с тобой снежок слепили Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем-совсем не сладкий Раз - подбросим Два - поймаем. Три – уроним, И сломаем.
Основная часть
: - Солнышко светит мало, дни стали короче, на улице мороз, ветер. Все вы сегодня были на улице? Что у нас в воздухе такое белое кружится и тихонько падает на землю.
- Правильно, это снег. Он белый и пушистый. - Давайте с вами вместе назовем зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) . - А какой у нас сейчас месяц? - Какие вы знаете зимние праздники? (Новый год) - Что происходит в природе зимой (дни становятся короче, дует сильный ветер, на улице «стоит» мороз, выпадает снег, солнышко светит мало и т. д.) . Такие изменения происходят в природе. А как мы с вами готовимся к зиме? Что мы надеваем зимой? - Как живется зверям и птицам зимой? (некоторые животные впадают в спячку, например, медведь, еж; многие птицы улетают в теплые края и т. д.) . - Некоторые птицы остаются зимовать, мы их называем «зимующие птицы». - Им трудно живется зимой, в такие морозы? Под снегом оказались все травинки, цветочки, ягодки. Птичкам в лесу трудно найти корм. Можем мы им как-нибудь помочь? Можно построить кормушки. Птички прилетают ближе к людям, чтобы те о них заботились, пригревали, кормили. Физминутка «Птички». Птички летели, Сели - посидели, Дальше полетели. Птички летели, Сели – посидели. Дидактическая игра
«Чего не стало? ».
Выкладываются предметные картинки с изображением угощения для птиц. Всего пять картинок: 1 - булка, 2 – хлеб, 3 – пшено, 4 – семечки, 5 – рябина. Убираем одну картинку и спрашиваем, что склевала птичка. Рассматривание сюжетной картины «Зима в лесу» - Ребята, посмотрите, мы с вами оказались в зимнем лесу. Давайте внимательно посмотрим на картину и скажем, какое время года на ней изображено. А что еще видите? (беседа по картине). Рассматривание изображений птиц. «
Снегирь
». Какая красивая птичка! А зовут ее снегирь. Какая грудка у снегиря? (Красная) . «
Синичка
».
Посмотрите, к нам прилетела еще птичка, зовут её синичка. Какая грудка у синички? (Желтая) . «
Ворона
». А эта птица большая, черная ворона. Как кричит ворона? (Кар-кар-рр) . Ребята, ворона у нас сердитая, потому что на улице очень холодно, дует сильный ветер. Давайте, покажем, как сильно дует ветер. Поэтому ворона так сердится «
Воробей
». А кто это маленький, серенький? (Воробей) . Как чирикает воробей? («Чик-чирик») .
Заключительная часть
: - Ребята, сегодня мы узнали, как зимой птичкам трудно, холодно и тяжело найти корм. Поэтому птички прилетают поближе к людям, чтобы они их покормили и согрели. Игра «Мы птицы». Дети встают в круг, «превращаются» в птичек, летают по кругу, клюют зернышки как птицы, пьют водичку. Называют зимующих птиц.