Виды труда и их характеристика. Простой и сложный труд. Подумайте над последним абзацем

Простой труд

Простой труд

Простой труд – это, во-первых, труд работника, не имеющего квалификации, то есть специальной подготовки или так называемый неквалифицированный труд. А, во-вторых, Простой труд – это какая-либо часть квалифицированного труда, то есть всякий труд, в том числе и сложный труд может быть сведён к определенным простым действиям, операциям, Простому труду.

Первое понятие Простого труда определяет уровень квалификации труда человека, уровень подготовленности человека в знаниях, умениях, опыте для выполнения того или иного труда в создании, производстве того или иного продукта. Простой труд в отличие от сложного труда не требует специальной и длительной подготовки, а может быть осуществлен, практически любым человеком, имеющим элементарные физические и умственные навыки уровня начальной или средней школы. Труд, который может быть произведен просто интуитивно или после его показа кем-то. Примерами такого труда могут быть: работа грузчика без использования специальных механизмов, работа дворника, работа уличных рекламных агентов и так далее. В этом случае Простой труд сводится к элементарным действиям, не требующим ни особых знаний, ни умений, ни тем более опыта. Конечно, Простой труд, поскольку он не требует специальной подготовленности и его может выполнить практически каждый, то и оплата этого труда, как правило, весьма низкая. С точки зрения оплаты Простой труд лишь оценивается по уровню условий, в которых он выполняется и уровнем физических затрат. Так, например, работа грузчика оплачивается выше, нежели работа уличного рекламного агента просто раздающего рекламные визитки или проспекты.

Второе понятие Простого труда определяет не столько уровень подготовленности его исполнителя сколько сам труд, поскольку данное понятие Простого труда в отличие от первого понятия, где Простой труд создает какой-то конечный продукт (услугу, работу), в данном случае Простой труд является лишь частью какого-то сложного труда, разбитого на отдельные операции. Данный вид труда появился тогда, когда ремесленники стали выполнять не всю требуемую работу от начала и до конца при изготовлении какого-либо продукта, а лишь наиболее важную и сложную ее часть, а разные простые, но физически затратные операции отдавать своим помощникам, подмастерьям. Так из сложного труда стали выделять работы, операции для Простого, неподготовленного (или слабо подготовленного) труда, которые выполнялись не специалистами, а другими лицами. Данное деление труда постепенно и неторопливо развивалось, пока в производственный процесс с началом капитализма не пришла мануфактура. Суть мануфактуры сводилось к тому, что при производстве большей части продуктов весь сложный труд стали делить на множество небольших не сложных трудовых операций, не требующих специальной подготовленности или мастерства. Эти все операции выполнялись простыми не подготовленными работниками под присмотром мастера, знающего всю последовательность всех операций, качества промежуточных продуктов (полуфабрикатов) и разумеется цель (конечный продукт) всех этих действий, совокупного Простого труда.

В наше время многие операции, выделенные в свое время из сложного труда ремесленника и являвшиеся Простым трудом в условиях мануфактуры, при появлении машин и разного сложного оборудования, требуют сегодня уже применения не Простого, сложного труда. В постоянно совершенствующемся и развивающемся производстве во всем мире идет также непрерывный процесс разделения труда, применения все более совершенных и новых технологий, оборудования, организации труда, а с ними повышается и уровень производительности труда – все это превращает и процессы самого труда видоизменятся. То, что раньше было Простым трудом, например, с приходом машин превращается в сложный труд, и в то же время, то, что ранее являлось сложным трудом с освоением большинством людей новыми знаниями и умениями превращается в простой, доступный большинству Простым трудом. Данный процесс видоизменения общественного труда идет постоянно.

Очень важно каждому человеку, особенно, стоящему на распутье в приобретении будущей профессии, прежде всего, понять каким видом труда он хотел бы заняться? Сложным трудом, требующим много знаний и умений, Простым, для которого достаточно знаний и умений школьной программы или что-то среднее между ними. Каковы перспективы Вашей будущей профессии, как она будет развиваться, ее потребность в общественном производстве и так далее. Разумеется, чтобы чего добиться в жизни, самоопределиться и быть удовлетворенным от своего труда, необходимо ориентироваться, конечно же, на сложный труд, ибо только он дает любому полностью самореализоваться, стать ассом в своем деле, каким бы оно не было. В то же время надо всегда помнить, что любой сложный труд – это определенный набор Простых действий, операций, труда. Чем большим багажом Простого труда Вы будете владеть, тем легче Вам будет добиваться успехов и в любом сложном (профессиональном) труде. Например, ни один ученый не сможет стать ученым, если он будет уметь элементарного, умения читать, писать, считать и так далее. Поэтому Простой труд, особенно повседневный для нас имеет большое значение, и требует для нашей жизни овладения как можно большим количеством (набором) элементарных умений, Простым трудом.

Удачного Вам познания экономики!

Процесс труда с точки зрения его содержания есть взаимодействие человека с предметами и орудиями труда, своеобразное повторение трудовых циклов, каждый из которых завершается изготовлением определенного продукта. В процессе организации труда осуществляются следующие функции:

    логическая, связанная с определением цели и подготовкой процесса труда;

    исполнительная – приведение средств труда в действие различными способами в зависимости от состояния производительных сил общества, непосредственное воздействие на предмет труда;

    регистрации и контроля – наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной программы;

    регулирования – корректировка, изменение и уточнение заданной программы.

Каждая из этих функций в той или иной степени может присутствовать в труде отдельного рабочего. В зависимости от преобладания тех или иных функций в трудовой деятельности человека определяется сложность труда (схема 4).

Схема 4. Классификация труда по его содержанию

Простой труд – труд, не требующий от работника специальной подготовки, как правило, неквалифицированный труд.

Сложный труд – это труд работника, имеющего квалификацию. Квалифицированный труд связан со значительными дополнительными издержками на обучение, подготовку и воспитание квалифицированного работника. В процессе труда создается в единицу времени большая стоимость, чем простым трудом. Сведение сложного труда к простому (редукция труда) происходит в процессе самого труда. Экономисты признают, что "в условиях научно-технического прогресса возрастает удельный вес сложного труда, который влияет на образование стоимости товара в большей степени, чем простой".

Социологами выявлено, что рынок труда Республики Беларусь как типичного постсоветского государства отличается ростом спроса на малооплачиваемый физический труд низкой квалификации, что не соответствует значительному предложению умственного труда средней и высокой квалификации. В результате наблюдается качественная несбалансированность структур спроса и предложения на рынке труда, затрудняющая его функционирование и участие в создании благоприятного социального климата.

Выход из сложившегося противоречия между качеством вакансий и качеством предложения видится, во-первых, в дисквалификации высококвалифицированных безработных до уровня потребностей рынка труда (наиболее широко применим в настоящее время путь переобучения на профессии повышенного спроса); во-вторых, путем создания рабочих мест и вакансий более высокого квалификационного уровня; в-третьих, путем внедрения научно-технического прогресса и сокращения на этой основе вакансий низкой квалификации и тяжелого ручного труда и повышения спроса на труд более высокой квалификации.

В настоящее время свыше 30 % занятых в промышленности и 70 % – в сельском хозяйстве выполняют простую ручную работу, что не соответствует потребностям и способностям ни одной из общественных групп.

Главный фактор изменений в содержании труда – развитие средств производства. Содержание труда определяется уровнем производительных сил общества и совершенствуется благодаря их развитию.

Производительные силы – совокупность средств производства и людей, приводящих их в действие (схема 5). Вещественная часть производительных сил, и, прежде всего, средства труда, составляет материально-техническую базу общества. В современную эпоху все более непосредственной производительной силой становится наука. Главной производительной силой являются трудящиеся, обладающие производственным опытом, знаниями и навыками к труду. Производительные силы выражают отношение людей к предметам и силам природы, степень их господства над ней. В процессе производства материальных благ люди развивают, совершенствуют орудия и предметы труда, создают новые машины, материалы, все более осваивают природные богатства, овладевают законами развития природы и общества. Это ведет к непрерывному росту производительных сил. Вследствие этого труд по своему содержанию становится все более сложным, квалифицированным, творческим и так далее.

Схема 5. Взаимосвязь основных элементов труда

Творческий характер труда предполагает превращение труда в подлинное удовольствие, когда вместо того, чтобы быть средством порабощения людей, труд "стал бы средством их освобождения , предоставляя каждому возможность развивать во всех направлениях и действенно проявлять все свои способности, как физические, так и духовные, … При этих условиях труд из тяжелого бремени превратится в наслаждение".

Исторический опыт показывает, что от одной эпохи к другой труд, в общем, становится все более творческим, все более сложным, все более результативным. Подмечено, что под влиянием научно-технической революции, автоматизации труда и роботизации производства "объектом эксплуатации постепенно все более становятся не только и не столько физические, сколько умственные способности работника".

Характер труда выражает социальную сущность своей эпохи и предопределяется характером производственных отношений.

Производственные отношения являются общественной формой развития производительных сил и зависят от их уровня и характера. Вместе с тем производственные отношения имеют определенное самостоятельное значение и, в свою очередь, воздействуют на развитие производительных сил. Если производственные отношения соответствуют уровню и характеру производительных сил, то они ускоряют их развитие, становятся их двигателем. Наоборот, если производственные отношения отстают от развития производительных сил и перестают соответствовать их характеру и уровню, то они начинают препятствовать развитию производства, становятся его тормозом. Рано или поздно, как об этом свидетельствует история развития общества, устаревшие производственные отношения должны быть заменены новыми.

Учитель истории

Несват Наталия Сергеевна

МБОУ «СОШ № 4» г. Реутов

5 класс

Проверочная работа по теме: «Труд»

1. Что из перечисленного отличает деятельность человека от животного?
    Способность к творчеству 2. Забота о потомстве
3. Жизнь в группе 4. Биологические потребности 2. Художник, работающий по шаблону, без выдумки и фантазии:
    Мастер 2. Гений 3. Ремесленник 4. Живописец
3 . Признаком творчества является:
    Стандарт 2. Трафарет 3. Копирование 4. Новизна
4. Продукт труда, выставленный на продажу:
    Заработная плата 2. Товар 3. Земля 4. Премия
5. Верно ли, что: А. Научный труд немыслим без творчества. Б. Искусство требует от человека умения творить, создавать произведения, поражающие своей красотой? 6 . Верны ли суждения о выборе профессии? А. Для правильного выбора профессии достаточно только знать, что она престижна. Б. Материальное вознаграждение должно быть главным при выборе профессии. 1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа 7. Верно ли, что: А. Работа парикмахера называется услугой. Б. Труд учёного оценивается по количеству сделанного? 1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа 8 . Верно ли, что: А. Труд можно разделить на простой и сложный. Б. Источником богатства на земле является только труд человека? 1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба ответа верны 4. Нет верного ответа 9. «бедность». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
    Минимальная оплата труда. 2. Прожиточный минимум. 3. Простой труд.
4. Отсутствие квалификации. 5. Недостаток средств. 6. Благотворитель. 10. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим. Заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов больше, чем вам потребуется. (1)____ - деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов. (2)____ ремесленника обычно ручной, без использования сложных машин и механизмов (таким был труд Левши, подковавшего блоху без всяких приспособлений). Предметы, сделанные (3)___, отличаются высочайшим (4)___ , индивидуальностью, красотой. Среди этих изделий встречаются такие, которые могут поразить человека своим неповторимым образом, подчас неуловимыми чертами отличающими руку (5)___ от руки пусть талантливого, но ремесленника. А. ремесленник Б. ремесло В. талант Г. мастер Д. красота Е. качество Ж. работник З. труд И. творец 11. Какая черта необходима людям творческих профессий7
    Фантазия 2. Коллективизм 3. Практичность 4. Планирование
12. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «благотворительность». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
    Меценат 2. Миллионер 3. Спонсор 4. Помощь 5. Пожертвование
13. Труд грузчика может считаться:
    Простым 2. Сложным 3. Умственным 4. Безвозмездным
14. Что из перечисленного не является творчеством?
    Художник рисует картину 3. Актер выступает на сцене Ученый совершает открытие 4. Балерина упражняется в технике танца

Вариант 2

А1 . Что из перечисленного отличает человека от живот­ного?

1) способность к творчеству 2) забота о потомстве

3) жизнь в группе 4) биологические потребности

А2. Художник, работающий по шаблону, без выдумки и фантазии:

1) мастер 3) ремесленник

2) гений 4) живописец

АЗ. Признаком творчества является:

1) стандарт 2) трафарет

3) копирование 4)новизна

А4 . Промышленник К.С. Алексеев, создатель Художест­венного театра в Москве больше известен под фамилией:

1) Морозов 2) Станиславский

3) Третьяков 4) Бахрушин

А5 . Продукт труда, выставленный на продажу:

1) заработная плата 2)товар

3) земля 4) премия

А6. Верны ли суждения о меценатстве: а) меценатство - пережиток прошлого;

б) благодаря меценатству мир смог увидеть выдающиеся произведения искусства и услышать многих знаменитых певцов?

А7 . Верны ли суждения об источниках богатства: а) важ­ным источником богатства служат знания и умения, при­обретенные человеком;

б) источники богатства всем лю­дям даны в равной степени?

6

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А8. Верны ли суждения о выборе профессии: а) для пра­вильного выбора профессии достаточно только знать, что она престижна;

б) материальное вознаграждение должно быть главным при выборе профессии?

1) верно только а 2) верно только 6

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А9 . Верно ли, что: а) предпочтения при выборе профессии меняются с возрастом;

б) умственный труд часто требует физической разрядки?

I) верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А10. Верно ли, что: а) труд можно разделить на простой и сложный;

б) источником богатства на земле является труд человека?

1) верно только а 2) верно только 6

3) оба ответа верный 4) нет верного ответа

В1.

Труд является не только основой жизнедеятельно­сти человека, но и важнейшей его....

В2. Все примеры, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «бедность». Укажите пример, не связанный с этим понятием.

1.Минимальная оплата труда

2.Прожиточный минимум

3.Простой труд

4.Отсутствие квалификации

5.Недостаток средств

6.Благотворитель

ВЗ. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про­пущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется.



(1)... - деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов. (2)... ремесленника обычно ручной, без использова­ния сложных машин и механизмов (таким был труд Левши, подковавшего блоху без всяких приспособле­ний). Предметы, сделанные (3)..., отличаются высо­чайшим (4)..., индивидуальностью, красотой. Среди этих изделий встречаются такие, которые могут по­разить человека своим неповторимым образом, под­час неуловимыми чертами отличающими руку (5)... от руки пусть талантливого, но ремесленника.

А.Ремесленник

Б. Ремесло

Г. Мастер

Д. Красота

Е. Качество

Ж. Работник


Вариант 1

А1. Что из перечисленного является субъектом Россий­ской Федерации?

1) штат З) край

2) департамент 4) муниципалитет

А2. Как древние греки называли своего соотечественника?

1) националист 3) демократ

2) шовинист 4) патриот

АЗ. Какой из городов является субъектом Российской Федерации?

1) Санкт-Петербург 3) Казань

2) Екатеринбург 4) Новосибирск

А4. Каждый субъект Российской Федерации: а) имеет свой высший закон (Конституцию или Устав);

б) являет­ся национальным образованием.

А5 . Верны ли суждения о понятии «патриот»:

а) патри­от - человек, который любит свою Родину;

б) уважение к другим народам - черта патриота?

1) верно только a 3) оба ответа верны

2) верно только б 4) нет верного ответа

В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «субъекты Российской Феде­рации». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1. Республика

2. Область

3. Губерния

5. Автономная область



В2. Заполните пропуск в предложении.

Русский язык - ... язык Российской Федерации .

Тест 19. Что значит быть патриотом

Вариант 2

А1 . Наиболее точное определение понятия «федерация»:

1) край, республика 3) союз, объединение

2) государство 4) конституция

А2. Словосочетание «субъект Российской Федерации» означает:

1) полноправный участник

2) независимая территория

3) колониальное владение

4) автономная единица

АЗ. К субъектам Российской Федерации не относится:

1) край 3) автономная область

2) республика 4) муниципалитет

А4. Верны ли суждения о понятии «патриот»:

а) черта пат­риота - уважение к другим народам;

б) настоящий пат­риот видит не только достоинства, но и недостатки своей страны?

1) верно только а 3) оба ответа верны

2) верно только б 4) нет верного ответа

А5. Верны ли суждения о русском языке: а) русский язык - государственный язык Российской Федерации; б) все художественные произведения в России создаются на русском языке?

1) верно только а 3) оба ответа верны

2)верно только б 4) нет верного ответа

В1. Заполните пропуск в предложении.

Патриот - человек, любящий свое ....

В2. Найдите в приведенном ниже списке народы, имею­щие свои национальные образования.

1. Татары 4. Удмурты

2. Монголы 5. Якуты

3. Таджики 6. Осетины

Вариант 1

А1. Основной закон Российской Федерации:

3) Судебник 4) устав

А2 . Как древние греки называли своего соотечественника?

1) гражданин 2) демократ 3) патриот 4) либерал

АЗ. Выберите правильное утверждение:

а) Великая Отече­ственная война длилась с 1941 по 1945 г.;

б) отечественной называют войну, в которой на защиту Родины встает весь народ.

1)верно только а 2) верно только б 3) оба ответа верны

4) нет верного ответа

А4. Назовите правильное чередование цветов на флаге Российской Федерации?

1) белый, красный, синий

2) красный, белый, синий

3) красный, синий, белый

4) синий, красный, белый

А5. Двуглавый орел появился на гербе России при:

1) Иване Калите 2) Иване III

3) Петре I 4) Екатерине II

1) В.А. Жуковский 2) А.Ф. Львов

3) Пьер Дегейтер 4) С.В. Михалков

А7. Выберите правильное утверждение: а) российские гра­ждане выбирают своих представителей в Государственную думу;

б) российские граждане выбирают главу правитель­ства Российской Федерации.

1 верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А8. Гражданином Российской Федерации может быть:

а) человек любой национальности; б) человек с самого рождения.

1) верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А9. Выберите правильное утверждение: а) все произве­дения культуры создаются в нашей стране только на рус­ском языке;

б) обучение в школах России ведется только на русском языке.

1) верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А10. Что указывает на принадлежность группы людей к одной национальности?

1) общая территория проживания 2) общая религия

3) общие язык и культура 4) общее правительство

В1. Найдите в приведенном списке символы государства.

5. Мундир

В2. Заполните пропуски названиями частей света.

Олимпийский флаг - белое шелковое полотнище с вышитыми на нем пятью переплетенными кольцами голубого, черного, красного (верхний ряд), желтого и зеленого (нижний ряд) цветов. Идея олимпийского флага проста: пять колец - это пять частей света. Рас­пространена версия, что (1)... - синий, (2)... - крас­ный, (3)... - желтый, (4)... - черный, (5)... - зеленый. Пьер де Кубертен говорил, что ни одно из колец не со­ответствует определенной части света: шесть цветов (вместе с белым фоном полотна) скомбинированы так, что являют собой национальныецвета всех без исключения стран мира.

ВЗ. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про­пущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется.

Столица нашей Родины - (1)... . Это город, в ко­тором проживают люди разных (2)... . Большая часть из них, как и во всей стране, - (3).... Именно на этом языке общаются между собой (4)... нашей страны. Это язык межнационального (5)

А.Гражданин Б. Деятельность В.Русские Г. Москва

Д. Общение Е. Патриот Ж. Гражданин 3. Национальность

Тест 23. Обобщение темы «Родина»

Вариант 2

А1 . Каждый субъект Российской Федерации имеет:

1) свою армию 2) свой высший закон 3) свою таможню 4) свой суд

А2. Любовь к Родине - это:

1) гражданство 2) национальность

3) патриотизм 4) обязанность

АЗ . В правой лапе орла - жезл, один из почетных знаков носителя верховной власти, который называется:

1) скипетр 3) штандарт

2) держава 4) знамя

А4. Первым из правителей венчался на царство:

1) Иван IV 2) Петр I 3) Екатерина II 4) Иван III

А5 . Устойчивая политико-правовая связь человека и го­сударства, выражающаяся в их взаимных правах и обя­занностях:

1) народность 2) гражданство

3) национальность 4) патриотизм

А6 . Верны ли суждения о правах граждан России: а) все граждане России равны в своих правах, независимо от их национальности;

б) гражданин обязан соблюдать Консти­туцию и другие законы РФ?

1) верно только а

2) верно только б

3) оба ответа верны

4) нет верного ответа

А7. Верно ли, что: а) национальность является главным достоинством человека;

б) в Российской Федерации всем языкам придан статус государственных?

1) верно только а 2)верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А8. Верны ли суждения о государственных символах: а) одним из символов государства является штандарт Пре­зидента России;

б) в истории нашей страны ее символы неоднократно изменялись?

1) верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А9. Верно ли, что: а) с самого начала образования Древ­нерусского государства оно складывалось как многона­циональное;

б) Россия - самая большая страна по чис­ленности населения?

1) верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

А10. Верно ли, что: а) в культуру России внесли свой вклад иностранцы, оказавшиеся в нашей стране по разным при­чинам;

б) культура России богата и многонациональна?

1)верно только а 2) верно только б

3) оба ответа верны 4) нет верного ответа

В1. Заполните пропуск в предложении.

Россияне - люди разных национальностей, состав­ляющих один....

В2. Найдите в приведенном ниже списке народы, имею­щие свои национальные образования в Российской Фе­дерации.

2.Башкиры

5.Французы

6.Марийцы

ВЗ. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про­пущены цвета российского флага. Выберите их из пред­лагаемого списка и вставьте вместо пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Заполните каждый пропуск.

Красный, синий и белый цвета флага России. (1)... цвет издавна символизировал храбрость, удаль, кра­соту. (2)... - цвет чистоты и святости. (3)... цвет озна­чал величие,ясность.

Традиция трехцветного флага пошла от Петра I. Расположение полос отражало представление людей того времени об устройстве мира. Внизу - мир мифи­ческий, (4)... . Выше - небесный, (5)... . Еще выше - мир Божественный, (6)

А.Красный

VI. ПРОСТОЙ И СЛОЖНЫЙ ТРУД

Г-н Дюринг открыл у Маркса очень грубую экономическую ошибку, достойную ученика младшего класса и в то же время заключающую в себе общественно-опасную социалистическую ересь.

Теория стоимости Маркса представляет собой «не более как обычное... учение, что труд есть причина всех стоимостей, а рабочее время - мера их. При этом в полной неясности остается представление о том, как следует мыслить различную стоимость так называемого квалифицированного труда. Правда, и по нашей теории естественная себестоимость и, следовательно, абсолютная стоимость хозяйственных предметов может измеряться только затраченным рабочим временем. Но при этом мы исходим из того, что рабочее время одного индивида признается совершенно равноценным рабочему времени другого, и приходится только следить за теми случаями, когда при квалифицированных работах к индивидуальному рабочему времени одного лица присоединяется рабочее время других лиц... например, в виде употребляемого инструмента. Следовательно, дело обстоит не так, как туманно представляет себе г-н Маркс, будто чье-либо рабочее время само по себе имеет большую стоимость, чем рабочее время другого лица, потому что в первом из них как бы сгущено большее количество среднего рабочего времени; нет, всякое рабочее время, без исключения и принципиально, - следовательно, без необходимости выводить сначала какую-либо среднюю, - совершенно равноценно, и при рассмотрении работ какого-либо лица, как и при рассмотрении каждого готового продукта, нужно только выяснить, сколько рабочего времени других лиц скрыто в том, что на первый взгляд представляется затратой только его собственного рабочего времени. Для строгой значимости теории совершенно не важно, что именно будет тем, что не могло бы получить особого свойства и особой работоспособности без рабочего времени других людей, - будет ли этим применяемое рукой орудие производства, или сама рука, или даже голова. Между тем г-н Маркс в своих рассуждениях о стоимости не может отделаться от мелькающего на заднем плане призрака квалифицированного рабочего времени. Быть радикальным в этом направлении ему помешал унаследованный им способ мышления образованных классов, которому должно казаться чудовищным признание, что само по себе рабочее время тачечника и рабочее время архитектора экономически совершенно равноценны».

То место у Маркса, которое вызвало этот «более мощный гнев» г-на Дюринга, очень коротко. Маркс исследует, чем определяется стоимость товаров, и отвечает: содержащимся в них человеческим трудом. Последний, продолжает он, «есть расходование простой рабочей силы, которой в среднем обладает телесный организм каждого обыкновенного человека, не отличающегося особым развитием... Сравнительно сложный труд означает только возведенный в степень или, скорее, помноженный простой труд, так что меньшее количество сложного труда равняется большему количеству простого. Опыт показывает, что такое сведение сложного труда к простому совершается постоянно. Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда, и, следовательно, сама представляет лишь определенное количество простого труда. Различные пропорции, в которых различные виды труда сводятся к простому труду как к единице их измерения, устанавливаются общественным процессом за спиной производителей и потому кажутся последним установленными обычаем».

У Маркса речь идет здесь прежде всего лишь об определении стоимости товаров, т. е. таких предметов, которые производятся внутри общества, состоящего из частных производителей, - производятся этими частными производителями за частный счет и обмениваются ими один на другой. Следовательно, здесь говорится отнюдь не об «абсолютной стоимости», где бы сия ни обитала, а о стоимости, имеющей силу при определенной форме общества. Оказывается, что эта стоимость, в этом определенном историческом понимании, создается и измеряется человеческим трудом, воплощенным в отдельных товарах, а этот человеческий труд оказывается далее расходованием простой рабочей силы. Однако не всякий труд представляет собой всего лишь расходование простой человеческой рабочей силы: очень многие виды труда заключают в себе применение навыков или знаний, приобретенных с большей или меньшей затратой сил, времени и денег. Создают ли эти виды сложного труда в равные промежутки времени такую же товарную стоимость, как и труд простой, как расходование всего лишь простой рабочей силы? Ясно, что нет. Продукт часа сложного труда представляет собой товар более высокой, двойной или тройной, стоимости по сравнению с продуктом часа простого труда. Посредством этого сравнения стоимость продуктов сложного труда выражается в определенных количествах простого труда, но это сведение сложного труда к простому совершается путем определенного общественного процесса за спиной производителей - процесса, который здесь, при изложении теории стоимости, может быть только констатирован, но еще не объяснен.

Именно этот простой факт, ежедневно совершающийся на наших глазах в современном капиталистическом обществе, и констатирует здесь Маркс. Факт этот настолько бесспорен, что даже г-н Дюринг не отваживается оспаривать его ни в своем «Курсе», ни в своей «Истории политической экономии». Изложение Маркса отличается такой простотой и прозрачностью, что, наверно, никто, кроме г-на Дюринга, не «останется при этом в полной неясности». Именно вследствие этой полной неясности, в которой пребывает г-н Дюринг, он ошибочно принимает стоимость товаров, исследованием которой здесь только и занимается пока Маркс, за «естественную себестоимость», еще более увеличивающую неясность, и даже за «абсолютную стоимость», которая до сих пор, насколько нам известно, не имела хождения в политической экономии. Что бы, однако, ни понимал под «естественной себестоимостью» г-н Дюринг и какой бы из его пяти видов стоимости ни имел честь представлять «абсолютную стоимость», - несомненно одно: у Маркса вовсе нет речи об этих предметах, а говорит он только о стоимости товаров, и во всем отделе «Капитала», трактующем о стоимости, нет ни малейшего намека на то, считает ли Маркс эту свою теорию стоимости товаров применимой также и к другим формам общества, и если считает, то в каком объеме.

«Следовательно», - продолжает г-н Дюринг, - «дело обстоит не так, как туманно представляет себе г-н Маркс, будто чье-либо рабочее время само по себе имеет большую стоимость, чем рабочее время другого лица, потому что в первом из них как бы сгущено большее количество среднего рабочего времени; нет, всякое рабочее время, без исключения и принципиально, - следовательно, без необходимости выводить сначала какую-либо среднюю, - совершенно равноценно».

Счастье для г-на Дюринга, что судьба не сделала его фабрикантом и, таким образом, избавила его от необходимости устанавливать стоимость своих товаров по этому новому правилу, а следовательно, и от неизбежного банкротства. Но что я говорю! Разве мы всё еще находимся в обществе фабрикантов? Отнюдь нет. Со своей естественной себестоимостью и абсолютной стоимостью г-н Дюринг заставил нас сделать скачок, настоящее salto mortale, из нынешнего дурного мира эксплуататоров в его собственную хозяйственную коммуну будущего, в чистую небесную атмосферу равенства и справедливости, - и мы должны поэтому, хотя и несколько преждевременно, уже здесь заглянуть немного в этот новый мир.

Правда, по теории г-на Дюринга, и в хозяйственной коммуне стоимость хозяйственных вещей может измеряться тоже только затраченным рабочим временем, но при этом рабочее время каждого заранее будет расцениваться совершенно одинаково, всякое рабочее время будет считаться совершенно равноценным без исключения и принципиально, и притом - без необходимости выводить сначала какую-либо среднюю величину. И вот пусть теперь читатель сравнит этот радикальный уравнительный социализм с туманным представлением Маркса, будто чье-либо рабочее время само по себе имеет большую стоимость, чем рабочее время другого лица, потому что в первом из них сгущено большее количество среднего рабочего времени, - представлением, от которого Маркс не в силах освободиться из-за унаследованного им способа мышления образованных классов, которому должно казаться чудовищным признание, что рабочее время тачечника и рабочее время архитектора экономически совершенно равноценны!

Беда только в том, что Маркс делает к приведенному выше месту в «Капитале» маленькое примечание: «Читатель должен иметь в виду, что здесь речь идет не о заработной плате, или стоимости, которую рабочий получает, например, за один рабочий день, а о стоимости товаров, в которой овеществляется его рабочий день». Маркс, словно предчувствуя своего Дюринга, сам, следовательно, предостерегает против применения приведенных положений хотя бы даже к заработной плате, выплачиваемой за сложный труд в нынешнем обществе. И если г-н Дюринг, не довольствуясь тем, что он все-таки это делает, вдобавок характеризует еще приведенные выше положения как те основные начала, согласно которым Маркс якобы хочет регулировать распределение жизненных средств в социалистически организованном обществе, - то это просто бесстыдная подтасовка, подобную которой можно встретить разве только у разбойников пера.

Присмотримся, однако, несколько ближе к дюринговскому учению о равноценности. Всякое рабочее время совершенно равноценно: рабочее время тачечника, как и рабочее время архитектора. Таким образом, рабочее время, а следовательно, и самый труд имеют стоимость. Но ведь труд есть созидатель всех стоимостей. Только он один придает предметам, находимым нами в природе, стоимость в экономическом смысле. Сама стоимость есть не что иное, как выражение овеществленного в каком-либо предмете общественно необходимого человеческого труда. Следовательно, труд не может иметь никакой стоимости. Говорить о стоимости труда и пытаться определить ее - это все равно, что говорить о стоимости самой стоимости или пытаться определить вес не какого-нибудь тяжелого тела, а самой тяжести. Г-н Дюринг разделывается с такими людьми, как Оуэн, Сен-Симон и Фурье, называя их социальными алхимиками. Но когда он мудрит над стоимостью рабочего времени, т. е. над стоимостью труда, то он этим доказывает, что стоит сам еще гораздо ниже действительных алхимиков. Пусть читатель теперь сам судит о дерзости, с какой г-н Дюринг подсовывает Марксу утверждение, будто рабочее время одного человека само по себе имеет большую стоимость, чем рабочее время другого, и будто рабочее время, а стало быть и труд, обладает стоимостью, - пусть читатель сам судит о дерзости, с какой это приписывается Марксу, который впервые показал, что труд не может иметь стоимости и почему именно не может иметь ее!

Для социализма, который хочет освободить человеческую рабочую силу от ее положения товара, очень важно понять, что труд не имеет стоимости и не может иметь ее. При таком понимании теряют почву все попытки регулировать будущее распределение средств существования как своего рода высшую форму заработной платы, - попытки, перешедшие к г-ну Дюрингу по наследству от стихийного рабочего социализма. Отсюда как дальнейший вывод вытекает, что распределение, поскольку оно управляется чисто экономическими соображениями, будет регулироваться интересами производства, развитие же производства больше всего стимулируется таким способом распределения, который позволяет всем членам общества как можно более всесторонне развивать, поддерживать и проявлять свои способности. Способу мышления образованных классов, унаследованному г-ном Дюрингом, должно, конечно, казаться чудовищным, что настанет время, когда не будет ни тачечников, ни архитекторов по профессии и когда человек, который в течение получаса давал указания как архитектор, будет затем в течение некоторого времени толкать тачку, пока не явится опять необходимость в его деятельности как архитектора. Хорош был бы социализм, увековечивающий профессиональных тачечников!

Если равноценность рабочего времени должна иметь тот смысл, что каждый работник в равные промежутки времени производит равные стоимости и что нет необходимости сперва выводить какую-либо среднюю величину, - то совершенно очевидно, что это неверно. Стоимость, созданная часом труда двух работников, хотя бы одной и той же отрасли производства, всегда окажется различной, смотря по интенсивности труда и искусству работника; этой беде, - которая, впрочем, может казаться бедой только таким людям, как Дюринг, - не может помочь никакая хозяйственная коммуна, по крайней мере на нашей планете. Что же остается, следовательно, от всей концепции равноценности всякого труда? Ничего, кроме пустой крикливой фразы, экономической подоплекой которой является только неспособность г-на Дюринга к различению между определением стоимости трудом и определением стоимости заработной платой, - ничего, кроме простого указа, своего рода основного закона новой хозяйственной коммуны: заработная плата за равное рабочее время должна быть равной! Но в таком случае старые французские рабочие-коммунисты и Вейтлинг приводили уже гораздо лучшие доводы в пользу своего требования равенства заработной платы.

Как же в целом разрешается важный вопрос о более высокой оплате сложного труда? В обществе частных производителей расходы по обучению работника покрываются частными лицами или их семьями; поэтому частным лицам и достается в первую очередь более высокая цена обученной рабочей силы: искусный раб продается по более высокой цене, искусный наемный рабочий получает более высокую заработную плату. В обществе, организованном социалистически, эти расходы несет общество, поэтому ему принадлежат и плоды, т. е. большие стоимости, созданные сложным трудом. Сам работник не вправе претендовать на добавочную оплату. Из этого, между прочим, следует еще тот практический вывод, что излюбленный лозунг о праве рабочего на «полный трудовой доход» тоже иной раз не так уж неуязвим.