Статистика перевозки грузов автомобильным транспортом

Транспортная система Российской Федерации представляет собой совокупность транспортных средств и инфраструктуры действующей на территории страны. Транспортная сеть России - одна из наиболее обширных в мире, она включает в себя:

  • Железнодорожные пути сообщения - 87 тыс. км;
  • Автомобильные дороги с твердым покрытием - 984 тыс. км;
  • Пути метрополитена - 0.514 тыс. км;
  • Троллейбусные линии - 5.3 тыс. км;
  • Трамвайные пути - 2.5 тыс. км;
  • Воздушные линии - 600 тыс. км;
  • Речные судоходные пути - 115 тыс. км;
  • Магистральные нефте- и газопроводы - 210 тыс.км.

За 2014 год валовой внутренний продукт в отрасли составил 70 975.8 млрд. рублей. По итогам прошедшего года, в федеральный бюджет, в виде налогов было перечислено 544 207.6 млн. руб.

За 2014 год всеми видами транспорта в Российской Федерации было перевезено 7 982 млн. тонн грузов. По сравнению с 2013 годом, этот показатель уменьшился на 3.4%. В целом количество грузовых перевозок в 2014 было самым низким за последние 4 года, во многом этому поспособствовали введенные против РФ санкции и уменьшение товарооборота, как внутри страны, так и на международном уровне.

Второй важный критерий оценки работы транспортной системы - грузооборот. Этот показатель представляет собой произведение общей массы перевезенных грузов за какой- либо временной промежуток на расстояние перевозки. Измеряется в тонно-километрах. Пример: Расстояние между портами «А» и «Б» составляет 200 км., за отчетный период времени грузовые суда перевезли 2 млн. тонн грузов. Следовательно, грузооборот на этом участке морского пути составил 400 млн. тонно-километров. По итогам 2014 года грузооборот всех видов транспорта составил 5 077 млрд. тонно-километров. Это на 7 млрд. тонно-километров меньше чем в прошлом году.

Что касается работы пассажирского транспорта, то за 2014 год всеми видами транспорта было перевезено 19.52 млрд. человек. Этот показатель самый низкий за последние 5 лет. По сравнению с 2013 годом количество перевезенных пассажиров сократилось на 100 млн. человек. Что интересно, львиная доля от этого количества приходится на трамвайный транспорт - 78 млн. человек.

А вот показатель пассажирооборота за 2014 год, наоборот самый высокий за последние годы. Этот параметр рассчитывается аналогично грузообороту, только вместо тонн перевезенных грузов, расчетной единицей является количество перевезенных пассажиров. Единица измерения - пассажиро-километр. В 2014 году общий пассажирооборот по всем видам транспорта составил 554.6 млрд. пассажиро-километров.

На конец 2014 года, в транспортной отрасли России работало 2 181 766 человек. Больше всего занятых в этой сфере в Центральном и Приволжском Федеральных округах - 516 тыс. и 367 тыс. человек соответственно. А наименьшее количество работников транспортной отрасли в Северо-Кавказском Федеральном округе - всего 31 379 человек. Распределение работников, по видам транспорта имеет следующий вид:

  • Магистральный ж/д транспорт - 686 тыс. человек;
  • Промышленный ж/д транспорт - 58 тыс. человек;
  • Автобусный транспорт, подчиняющийся расписанию - 202 тыс. человек;
  • Трамвайный транспорт - 56 тыс. человек;
  • Троллейбусный транспорт - 63 тыс. человек;
  • Метрополитен - 61 тыс. человек;
  • Такси и другие виды пассажирского сухопутного транспорта - 62 тыс. человек;
  • Автомобильные грузоперевозки - 283 тыс. человек;
  • Морской транспорт - 15 тыс. человек;
  • Внутренний водный транспорт - 33 тыс. человек;
  • Воздушный транспорт - 86 тыс. человек;
  • Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность - 574 тыс. человек.

В среднем по транспортной отрасли, за 2014 год, заработная плата составляет 40 627 рублей. Но распределена она очень неравномерно. Так, например, самая большая средняя зарплата у транспортников Дальневосточного Федерального округа - 52 тыс. рублей. А самая скромная у работников транспорта Северо-Кавказского Федерального округа - около 22 тыс. рублей. По итогам 2014 года среднемесячная заработная плата в транспортной сфере выросла на 7.3% по отношению к предыдущему году.

Разница в размере заработной платы в различных транспортных отраслях еще больше, чем колебания зарплаты между Федеральными округами. В разрезе территории, максимальная заработная плата превышает минимальную в 2.3 раза, а по отраслям этот показатель достигает 3.9. Средняя зарплата по отраслям выглядит следующим образом:

  • Воздушный транспорт - 93 тыс. руб.
  • Метрополитен - 56 тыс. руб.
  • Морской транспорт - 51 тыс. руб.
  • Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность - 42 тыс. руб.
  • Магистральный ж/д транспорт - 41 тыс. руб.
  • Промышленный ж/д транспорт - 39 тыс. руб.
  • Внутренний водный транспорт - 36 тыс. руб.
  • Автомобильные грузоперевозки - 34.5 тыс. руб.
  • Такси и другие виды пассажирского сухопутного транспорта - 31.5 тыс. руб.
  • Автобусный транспорт, подчиняющийся расписанию - 27.5 тыс. руб.
  • Троллейбусный транспорт - 27.2 тыс. руб.
  • Трамвайный транспорт - 23.8 тыс. руб.

Стоимость грузовых перевозок в 2014 году выросла в среднем на 1% по сравнению с 2013. А средний индекс тарифов на услуги пассажирского транспорта в декабре 2014 года по сравнению с декабрем 2013 года составил 108.3%. Больше всего подорожали услуги авиатранспорта - на 14.8%, услуги метрополитена на 9.5% и стоимость проезда в пригородных маршрутах железнодорожного транспорта - на 9.3%. Меньше всего подорожание коснулось проезда в маршрутных такси - подорожание на 3% и стоимости поездки в купейном вагоне - подорожание на 3.5%.

Железнодорожный транспорт

Общая протяженность железнодорожных путей в Российской Федерации составляет 87 тыс. км., это третий показатель в мире после США и Китая. Из этого количества 52%, то есть чуть более 45 тыс. км. составляют электрифицированные ж/д пути. Это наилучший показатель в мире. А в целом, в мировой железнодорожной сети, российские железные дороги занимают 7.5% от общего количества, при этом население РФ составляет приблизительно 2.2% от мирового, а территория занимает 11.4% земной поверхности.

Железнодорожная сеть РФ имеет одно характерное отличие - ширину колеи. До 1970 года, расстояние между рельсами в СССР составляло 1524 мм, после чего в соответствии с указом правительства, ширина колеи была уменьшена до 1520 мм. Этот стандарт действует и поныне, а такая колея именуются «русской» и функционирует она на территории стран бывшего СССР.

Доминирующей в мире является, колея шириной 1435 мм. Эта колея является международной и все скоростные железнодорожные линии имеют такую ширину. Кроме этого в мире распространены узкоколейные дороги с шириной колеи 1000 мм и 1067 мм. Первый тип преобладает в Юго-Восточной Азии, Бразилии и Боливии, а второй в Японии, Индонезии, странах Южной Африки, Новой Зеландии. Железнодорожные сети Индии, большей части Австралии, Аргентины и Пакистана имеют широкую колею - 1676 мм.

Грузовые железнодорожные перевозки в Российской Федерации имеют самый большой грузооборот среди всех видов транспорта. На долю ж/д транспорта приходится около 85% всего грузооборота страны. По этому показателю Россия значительно опережает все ведущие мировые державы. Такая популярность железнодорожного транспорта связана с его дешевизной по сравнению с автомобильным. А водный транспорт, хотя и имеет более низкую стоимость, в условиях сурового российского климата может эксплуатироваться только 6-7 месяцев в году. Средняя стоимость перевозки грузов по железной дороге в России составляет 18 USD за 1000 тонно-километров, в США этот показатель составляет 22 USD.

Большой грузооборот в железнодорожном транспорте достигается за счет больших расстояний, на которые доставляются грузы. В среднем грузы доставляются на 1 573 км. А наибольшее расстояние транспортировки имеет кокс для металлургической промышленности, в среднем его доставляют на расстояние 2 453 км. Среднее расстояние перевозки различных видов груза:

  • Кокс - 2 435 км.
  • Каменный уголь - 2 327 км.
  • Химические и минеральные удобрения - 1 620 км.
  • Нефть и нефтепродукты - 1 574 км.
  • Зерно и продукты помола - 1 567 км.
  • Лес и пиломатериалы - 1 541 км.
  • Черные металлы - 1 446 км.
  • Руды металлов - 1041 км.
  • Лом черных металлов - 877 км.
  • Цемент - 764 км.
  • Минеральные стройматериалы - 754 км.

Структура грузовых железнодорожных перевозок выглядит следующим образом:

Перевозки пассажиров железнодорожным транспортом подразделяются на пригородное сообщение и сообщение дальнего следования. Стоимость перевозок по пригородным маршрутам и маршрутам дальнего следования рассчитываются по различным тарифам. Из общего количества пассажирооборота, маршруты дальнего следования занимают около 70% всех пассажиро-километров, а пригородные и внутригородские - 30%.

Российский рынок железнодорожного транспорта полностью монополизирован. 99% железнодорожных магистралей и объектов инфраструктуры принадлежит государственной акционерной компании «Российские железные дороги». Ей принадлежит более 91 % всех локомотивов, а также около 25 % всех грузовых вагонов. А в общем, вагонный парк Российской Федерации насчитывает около 1 200 тыс. единиц.

РЖД - крупнейший российский работодатель, в 2014 году в компании работало около 900 тысяч человек. По данным за 2013 год суммарный оборот ОАО «Российские железные дороги» составил - 1 376 млрд. рублей, чистая прибыль оценивается в 740 млн. рублей.

Общее количество локомотивов ОАО «РЖД» насчитывает 20 619 единиц, при этом эксплуатируется 14 400 единиц, остальная техника находится в ремонте или ожидает списания. Наибольшее количество локомотивов используется для грузового движения - 7 133 единицы. Из всего локомотивного парка электровозы составляют 50.4% - 10 401 шт., тепловозы - 49.6%, то есть 10 218 шт.

Помимо грузовых и пассажирских перевозок, которые осуществляются железнодорожным транспортом общего пользования, в структуру российского ж/д хозяйства входит промышленный железнодорожный транспорт. Перевозка грузов промышленным железнодорожным транспортом включает в себя грузы, которые были перевезены по подъездным путям промышленных предприятий и являются суммой грузов полученной и переданной на железные дороги общего пользования. Грузооборот промышленного ж/д транспорта составил 31.5 млрд. тонн-километров, а в общем было перевезено 3.2 млрд. тонн. В общем грузообороте всех ж\д перевозок в 2014 году, который составил 2 299 млрд. тонно-километров, доля промышленного ж/д транспорта менее 1%. А в общем количестве перевезенных грузов, доля промышленного ж/д транспорта составила 2.3%.

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт имеет самые большие показатели по количественной перевозке грузов и пассажиров. В 2014 году на его долю пришлось 68% всех перевезенных грузов и 60 % всех пассажиров. Но в отличие от ж/д транспорта дальность грузоперевозок автотранспортом не очень большая, в среднем она составляет 44.4 км.

Такая большая популярность автотранспорта вызвана его мобильностью. Ведь доставка любого груза конечному потребителю, как правило, осуществляется автомобилем. Сеть российских автомобильных дорог с твердым покрытием превышает длину железнодорожных магистралей в 11.3 раза, а если посчитать и грунтовые дороги, то превышение достигнет пятнадцатикратного размера.

Кроме этого, в связи с развитием навигационных спутниковых технологий, значительно эффективней стала логистика автоперевозок. Теперь с помощью спутниковых систем, выбираются оптимальные маршруты следования и машина всегда под контролем оператора-логиста. В России используются американская спутниковая система навигации GPS и отечественная разработка - ГЛОНАСС.

Автомобильный парк Российской Федерации на начало 2014 года насчитывал 48 369 тыс. штук. Из них на долю легковых автомобилей приходилось 41 428 шт., что в процентном соотношении составляло 85.6%. Грузовых автомобилей насчитывалось 6 050 тыс. штук или 12.5% от общего числа. Автобусный парк состоял из 890 тыс. машин, что равняется 1.9% от общего количества.

Несмотря на то, что автомобильный парк страны с каждым годом возрастает, так по сравнению с 2000 годом количество легковых автомобилей увеличилось более чем в 2 раза, а грузовых в 1.5, большая часть российского автотранспорта имеет возраст эксплуатации более 10 лет. Особенно большая доля старых авто в сегменте грузовых автомобилей - 58.1% от общего количества.

Из всего числа автотранспортных средств, 43 231 тыс. штук находится в собственности граждан. Наибольший процент частных авто, в категории легковые автомобили - 94.7%, грузовых автомобилей в частной собственности - 58.6% от общего числа, автобусов - 49.5%.

По итогам 2013 года, индивидуальными предпринимателями России занятых в сфере грузовых перевозок, было перевезено 143.6 млн. тонн грузов, что составило 2.5% от общего количества грузоперевозок. В собственности предпринимателей находятся автомобили грузоподъемностью:

  • До 999 кг. - 731 шт.
  • От 1 000 до 2 999 кг. - 4 847 шт.
  • От 3 000 до 4 999 кг. - 2 906 шт.
  • От 5 000 до 6999 кг. - 2 256 шт.
  • От 7 000 до 8 999 кг. - 2 677 шт.
  • Свыше 9 000 кг. - 16 241 шт.

Грузооборот перевозок осуществленных в 2013 году ИП составил 42.8 млрд. тонно-километров, что составляет 17.1% от всего грузооборота автотранспорта РФ.

Пассажирские грузоперевозки подразделяются на внутригородские, пригородные, междугородные и международные. На начало 2014 года в России существовало:

  • Пригородных маршрутов - 10 374 шт.
  • Внутригородских - 6 746 шт.
  • Междугородных - 3 108 шт.

По итогам 2014 года на междугородных маршрутах было выполнено 3.2 млн. рейсов, на пригородных маршрутах - 36.7 млн. рейсов, на внутригородских - 124.9 млн. рейсов. Всего было перевезено 11 551 млн. человек, при этом основная часть на внутригородских маршрутах.

Автомобильный транспорт - это самый небезопасный вид транспорта. По итогам 2014 года, в Российской Федерации было зафиксировано около 200 тыс. дорожно-транспортных проишествий. За прошедший год в авариях на автомобильных дорогах погибло 27 тыс. человек. Для сравнения, в результате различных проишествий во всех других видах транспорта, за 2014 год погибло 72 человека.

Городской электрический транспорт

Городской электротранспорт - единственный вид транспорта, который используется только для перевозки пассажиров. К этому виду транспорта относятся трамваи, троллейбусы и метрополитен.

За 2014 год, всеми видами городского электротранспорта было перевезено 6 791 млн. человек, что составляет 34.78% от общего количества. Общий пассажирооборот равен 56.8 млрд. пассажиро-километров, это 10% от всероссийского.

Общая протяженность эксплуатационных линий городского электротранспорта на начало 2014 года составляла 8. 314 тыс. км. При этом необходимо отметить, что трамвайный транспорт в России имеет отрицательную динамику развития, количество подвижного состава и протяженность трамвайных путей, с каждым годом уменьшается. Тогда как протяженность троллейбусных линий и линий метрополитена с каждым годом увеличивается.

Трамвайный парк в России на начало 2014 года составлял 8.2 тыс. единиц. Из них находящиеся в эксплуатации - 5,16 тыс. единиц. Коэффициент использования вагонного парка составляет 0.63. 81% российских трамваев эксплуатируются более 10 лет.

Общее количество троллейбусов на начало 2014 года - 10.8 тыс. штук. Это самый обширный парк, среди всех видов городского электротранспорта. В эксплуатации находятся 7.12 тыс. единиц - 66% всего подвижного состава. Троллейбусный парк имеет наибольшее количество техники эксплуатирующейся менее 10 лет - 49% от общего числа.

Российский метрополитен на начало 2014 года имел в своем распоряжении 6.9 тыс. вагонов. Из них эксплуатировалось 5.1 тыс. Метрополитен имеет наибольший коэффициент использования вагонного парка - 0.74.

Троллейбус - это самый распространенный вид городского электротранспорта. В 2014 году 85 городов в стране имели троллейбусное сообщение. Для трамвая этот показатель составляет - 61, плюс 4 города (Волгоград, Ижевск, Старый Оскол, Усть-Илимск) имеют линии скоростного трамвая способного развивать скорость до 80 км/час. Метрополитен есть в 7 городах Российской Федерации. Это Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород.

За один год троллейбусами выполняется 38.5 млн. рейсов, трамваями 24.2 млн. рейсов, поездами метрополитена - 5.9 млн. рейсов. По всей стране на начало 2014 года действовало 845 троллейбусных и 553 трамвайных маршрута. Общее количество станций метрополитена на начало 2014 года в России - 316 шт. Из них 196 входят в структуру Московского метрополитена, а 67 в структуру метрополитена Санкт-Петербурга. В процентном отношении, этих двух городах расположено 83.2% всех станций метро, в Москве - 62%, в Санкт - Петербурге - 21.2%. Общая протяженность линий метрополитена Москвы и Санкт-Петербурга - 441.02 км, что составляет 85.8 от общероссийского. На долю Москвы приходится 63.7%, Санкт-Петербурга - 22.1% от общей протяженности линий.

Водный транспорт

Водный транспорт Российской Федерации разделяют на морской торговый флот и речной флот. Общее количество грузов перевезенных водных транспортом по итогам 2014 года - 134 млн. тонн. Из них на долю речного флота приходится 115 тонн, что составляет 85.8% всех водных перевозок.

Общее количество морских торговых судов Российской Федерации на начало 2014 года составляло 2 757 штук. Из них:

  • Нефтеналивные - 396 шт.
  • Прочие наливные - 26 шт.
  • Нефтенавалочные - 26 шт.
  • Рудовозы и навалочные - 13 шт.
  • Для генеральных грузов - 569 шт.
  • Грузопассажирские - 8 шт.
  • Контейнерные, баржевозы - 7 шт.
  • Рыбопромысловые базы и рыботранспортные суда - 31 шт.
  • Рыболовные - 852 шт.
  • Пассажирские - 48 шт.
  • Суда обеспечения - 39 шт.
  • Буксиры - 327 шт.
  • Земснаряды - 11 шт.
  • Ледоколы - 31 шт.
  • Научно-исследовательские - 73 шт.
  • Прочие - 300 шт.

Больше всего в торговом флоте РФ рыболовных судов, они составляют 30.9% всех судов. Второе место у судов предназначенных для перевозки генеральных грузов, то есть грузов перевозимых в упаковках, их количество составляет 20.6% всего флота. Нефтеналивные суда и буксиры составляют 14.3 и 11.8% соответственно.

Речной флот России, по количеству судов, превосходит морской торговый флот в 6.7 раз. На начало 2014 года общее количество речных судов составляло - 18 493 шт., из них самоходных 11 036 (59.6%) и 7 457 (40.4%) барж и других несамоходных судов. Самоходные суда имеют следующую структуру:

  • Пассажирские и грузопассажирские - 1 325 шт.
  • Сухогрузы - 839 шт.
  • Наливные - 604 шт.
  • Буксирные - 3 645 шт.
  • Нетранспортные - 4 623 шт.

Несамоходные речные суда состоят из 3 469 сухогрузных, 638 наливных и 3 350 нетранспортных.

По итогам 2014 года грузооборот водного транспорта составил 104 млрд. тонно-километров. Из них на долю морского транспорта пришлось 32 млрд. тонно-километров. Это на 7.5 млрд. тонно-километров меньше чем в 2013 году. Чуть менее половины всех грузов (49.7%) было перевезено в заграничном плавании. Из них 63.8% - экспортируемых товаров, 10.8% импортируемых товаров и 25.4% товаров перевезено между иностранными портами. Структура товаров отправленных морских транспортом выглядит следующим образом:

  • Нефть и нефтепродукты - 20.5%
  • Каменный уголь и кокс - 17.4%
  • Лесные грузы - 12.5%
  • Металл и металлолом - 7.2%
  • Химические и минеральные удобрения - 3.1%
  • Машины и оборудование - 2.7%
  • Строительные грузы и цемент - 2.7%
  • Зерно и продукты помола - 2.6%
  • Руда - 2.1%
  • Промышленное сырье - 1.5%
  • Прочие грузы - 27.7%

Грузооборот речного флота РФ в 2014 году составил 72 млрд. тонно-километров. По сравнению с 2013 годом эта цифра уменьшилась на 8.1 млрд. тонно-километров. Структура перевезенных грузов выглядит так:

  • Строительные грузы и цемент - 58.3%
  • Нефть и нефтепродукты - 14.3%
  • Лесные грузы - 5%
  • Зерно и продукты помола - 3.6%
  • Металлы и металлолом - 2.8%
  • Каменный уголь и кокс - 2.3%
  • Химические и минеральные удобрения - 1.6%
  • Прочие грузы - 12.1%

Водный транспорт в России практически не используется для перевозки пассажиров, по итогам 2014 года морскими и речными судами было перевезено всего около 15 млн. пассажиров. На долю морского транспорта приходится 2 млн. человек, на долю речного 13 млн. пассажиров. Структура морских пассажирских перевозок выглядит так:

  • Заграничное плавание - 0.1%
  • Каботажное плавание - 16.1%
  • Пригородное плавание - 83.8%

Внутренние пассажирские перевозки, осуществляемые речным флотом РФ, по сравнению с 2013 годом остались на прежнем уровне. Структура речных перевозок по количеству перевезенных пассажиров выглядит следующим образом:

  • Международные - 3.8%
  • Дальнего следования - 6.9%
  • Пригородные - 28.3%
  • Внутригородские - 31 %
  • Переправы - 30%

Россия занимает второе место в мире по протяженности внутренних водных путей. Их общая протяженность 115 тыс. км. Самым важным для речного судоходства является Волго-Камский бассейн на него приходится более 40% грузооборота всего речного транспорта. Еще одним важным судоходным районом в европейской части России является бассейн Северной Двины. В Сибири основные судоходные пути располагаются на реках Обь, Енисей, Лена и их притоках. Обь судоходна на протяжении 3 600 км, Енисей - около 3 300 км, Лена - 4 000 км. Эти водные артерии играют важную роль в обеспечении многих районов Сибири, так как сеть железных дорог в этом регионе слабо развита.

Береговая линия Российской Федерации составляет 37 653 км., это второй показатель в мире после Канады. Россия имеет выход в бассейны трех океанов и имеет крупные морские порты на 6 морях. Крупнейшие порты России:

  • Азовское море - Ростов-на-Дону. Грузооборот - 10.36 млн. тонн.
  • Черное море - Новороссийск. Грузооборот - 116.13 млн. тонн.
  • Черное море - Севастополь. Грузооборот - 4.8 млн. тонн.
  • Черное море - Туапсе. Грузооборот - 19.3 млн. тонн.
  • Балтийское море - Приморск. Грузооборот - 75.12 млн. тонн.
  • Балтийское море - Санкт-Петербург. Грузооборот - 60 млн. тонн.
  • Японское море - Восточный. Грузооборот - 38.35 млн. тонн.
  • Японское море - Ванино. Грузооборот - 19 млн. тонн.
  • Японское море - Находка. Грузооборот -15 млн. тонн.
  • Баренцево море - Мурманск. Грузооборот - 25.68 млн. тонн.
  • Белое море - Архангельск. Грузооборот - 4.26 млн. тонн.

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт - самый скоростной вид транспорта, который также имеет самый большой пассажирооборот среди всех видов транспорта - 241.4 млрд. пассажиро-километров. Конечно, этот показатель достигнут в основном из-за расстояния, на которое доставляются пассажиры, ведь в общем объеме, авиаперевозки занимают предпоследнее место. За 2014 год авиатранспортом было перевезено 95 млн. человек. По грузовым перевозкам удельный вес авиатранспорта составляет менее 1%, за прошедший год было перевезено 1.3 млн. тонн, а грузооборот составил - 5.2 млрд. тонно-километров.

Общее количество воздушных судов России составляет 6.6 тыс. Из них примерно половина самолетов отечественного производства. Отечественные воздушные суда используются в основном для грузовых перевозок, тогда как зарубежные самолеты осуществляют перевозку пассажиров. По итогам 2013 года наибольшее количество пассажиров было перевезено самолетами марки А-320 - 19.8% внутренних перевозок и 19.5% международных.

По итогам 2014 года международные пассажирские авиаперевозки составили 51.6% от общего количества. Было перевезено 48 млн. пассажиров из них в страны СНГ - 7.2 млн. человек, то есть около 14.7%. На долю внутренних пассажирских перевозок приходится -48.4%, что составляет 45 млн. человек. Что касается перевозки грузов, то доля международных перевозок составила 71%, внутренних - 29%.

Как показывает статистика, в Российской Федерации каждый год увеличивается число пассажиров воздушного транспорта. По сравнению с 2013 годом количество перевезенных пассажиров воздушным транспортом увеличилось на 10.4%. При этом увеличилась средняя загрузка самолетов на 0.3%, теперь этот показатель в среднем составляет 79.8%. На международных рейсах процент занятости пассажирских кресел в 2014 году составил - 81.9%, а на внутренних перевозках - 76.4%.

На российском рынке действуют более 100 авиакомпаний, но на долю крупнейших шести приходится более 66% всех перевезенных пассажиров и около 77% пассажирооборота воздушных перевозок России. Лидером отрасли является компания Аэрофлот - по итогам 2014 год ее пассажирооборот составил 67.12 млн. пассажиро-километров, это около 28% от общего показателя. Второе место занимает авиакомпания Трансаэро - 47 млн. пассажиро-километров, на третьем - ЮТэйр - 20.2 млн. пассажиро-километров. Другие крупнейшие авиакомпании: Сибирь, Северный ветер, Уральские авиалинии, Россия имеют пассажирооборот около 13 млн. пассажиро-километров.

По состоянию на 2014 год, Россия занимает 5 место в мире по количеству аэропортов. Общее число российских аэропортов с грунтовым и твердым покрытием насчитывает 1 218. А лидером по этому показателю являются США - 13 513 различных аэропортов. Также Россию опережают Бразилия (4 093), Мексика (1 714) и Канада (1 467). Больше всего пассажиров в России обслуживают аэропорты Москвы - более 77 млн. пассажиров (данные за 2014 год). Самым крупным российским аэропортом является московский аэропорт Домодедово. Ниже представлен рейтинг крупнейших российских аэропортов по количеству обслуженных пассажиров:

  • Москва (Домодедово) - 33.04 млн. пас.
  • Москва (Шереметьево) - 31.36 млн. пас.
  • Санкт-Петербург (Пулково) - 14.26 млн. пас.
  • Москва (Внуково) - 12.73 млн. пас.
  • Екатеринбург (Кольцово) - 4.47 млн.пас.
  • Новосибирск (Толмачево) - 3.83 млн. пас.
  • Краснодар (Пашковская) - 3.42 млн. пас.
  • Сочи (Адлер) - 3.06 млн. пас.

Ещё об экономике России читайте на Answr

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

March 5th, 14:44

Регрессионно-корреляционный анализ является одним из самых популярных инструментов, которыми пользуются, в том числе и студенты, пишущие дипломную работу (или магистерскую диссертацию).
При этом, у такого инструмента, при всей его эффективности, есть недостаток, который мы всегда должны не упускать из виду. Это не единственный недостаток, но довольно важный, поэтому я хотел его тут проиллюстрировать с помощью данных, привычных тем, кто занимается анализом тех или иных процессов, происходящих на железнодорожном транспорте.
Предположим, мы ходим оценить - существует ли какая-то устойчивая связь между показателем оборота вагона рабочего парка и скоростью доставки одной грузовой отправки. Интуитивно, мы понимаем, что такая связь должна быть, но пока, на секунду забудем об интуиции и обратимся к регрессионному анализу. Если мы возьмём данные о скорости доставки и обороте вагона за период с 2010 по 2018 гг. и построим диаграмму рассеяния, то получим примерно то, что изображено на рис. 1.

Линия аппроксимации всех точек облака лежит почти горизонтально, т.е. никакой связи - ни положительной ни отрицательной между показателями - формально говоря - нет. Во всяком случае, получившееся уравнение регрессии и близкий к нулю показатель «R-квадрат» (коэффициент детерминации) свидетельствуют в пользу того, что никакой связи между скоростью доставки груза и оборотом вагона не существует.
Но если немного прищуриться, то можно заметить, что это не однородное облако, а внутри него можно различить два разных облака и что-то нам подсказывает, что именно здесь и «зарыта собака».
Давайте посмотрим на ту же диаграмму чуть-чуть внимательнее, теперь получится то, что изображено на рис.2.


Рис.2

Определённо, здесь два разных облака, причём, в первом (слева) находятся точки соответствующие данным за 2010-2013 годы, а во втором (справа) точки, соответствующие данным за 2014-2018 гг.
И здесь студент (исследователь), который изучает этот вопрос, в дополнение к режиму «учёный» должен включить режим «эксперт». Под учёным обычно понимают человека, который делает исследование, а под экспертом - человека, который знает что-то про тот рынок, который мы исследуем (иногда эти навыки находятся в одном человеке, иногда это два разных человека). Так вот, как только режим эксперта в вашей голове, уважаемый читатель, активирован, Вы сразу задаёте себе вопрос - что такого произошло на стыке между этими двумя периодами? И сразу же вспоминаете, что именно с 2014 г. РЖД изменило методику учёта общей скорости доставки груза, после чего (после изменения) скорость доставки резко подскочила вверх. Если в 2013 г. скорость доставки (для всех видов отправок) составляла 223 км/сут., то в 2014 она равнялась уже 299,2 км./сут.
Соответственно, в данном случае нам нужно рассматривать два эти облака как две самостоятельные совокупности, так как это сделано на рис.3.


Рис.3

В этом случае мы видим, что между оборотом вагона и скоростью доставки груза есть устойчивая отрицательная связь (линия аппроксимации имеет отрицательный наклон). И эта отрицательная связь, судя по высокому значению коэффициента детерминации («R-квадрат»), судя по всему, не случайна.
Таким образом, вместо первоначального вывода «связи нет», мы приходим к выводу, что во-первых, связь есть, во-вторых, она отрицательная, и в третьих, зависимый показатель (а в данном случае зависимый показатель - это оборот вагона, а независимый - скорость) в довольно большой степени (примерно на 80%) обусловлен скоростью.
Так сильно могут меняться выводы, если помимо формальных аналитических инструментов, мы используем экспертное знание. (Впрочем, у экспертного знания есть другие минусы и связанные с ним риски, но это тема отдельного поста).
Здесь будет неправильно делать вывод, что остальные показатели, влияющие на оборот вагона влияют в сумме только на 20% (я отдельно напишу пост о влиянии других показателей, например, рабочего парка на показатель оборот вагона). Здесь речь идёт лишь о том, что при прочих равных условиях (т.е. в ситуации, когда все остальные показатели - рабочий парк, время простоя под грузовыми операциями, время простоя на технических и промежуточных станциях и т.п. - не изменились), зависящий показатель не только связан с независимым, но и и детерминирован им примерно на 80%. (Если взять квадратный корень из коэффициента детерминации, то получим коэффициент корреляции, а он тоже отвечает за связь между переменными). Конечно, если этот пост будет читать математик, то он скажет, что, строго говоря, писать, что показатель А на 80% определяет показатель В - это немного упрощённо и вульгарно, но экономисты, которые не так строго относятся к вот этому всему, зачастую используют именно такую формулировку
Более того, если мы посмотрим на эти два облака, то можем предположить, что если бы методика учёта скорости не изменилась, то правое облако располагалось примерно там же, где и левое, и что весьма вероятно, что «настоящая» скорость доставки грузовых отправок железнодорожным транспортом, очищенная от «улучшений» была бы примерно на 76-115 км/сутки или на 34-46% ниже той, что сейчас показывают отчёты РЖД, формируемые по новой методике. Но это так, к слову. Пост посвящён не этому. А тому- как регрессии могут нас обманывать. Или - не только регрессии?

P.S. Разумеется (и это подчёркивается во всех учебниках по статистике) само наличие корреляции между двумя показателями совершенно не обязательно свидетельствует о наличии причинно-следственной связи. Например, на два фактора может влиять третий фактор (или группа факторов) и поэтому между факторами может наблюдаться корреляция. А там, где речь идёт об обороте вагона есть много факторов, которые сложным образом влияют друг на друга. Но об этом- в другой раз.

January 9th, 14:59

По итогам 2018 года погрузка грузов по сети РЖД выросла на 2,2%. Данные об этом опубликованы в пресс-релизе на сайте РЖД.
Динамика погрузки по месяцам, приведённая в табл, показывает нам, что начиная с сентября темпы прироста к соответствующему месяцу прошлого года начали снижаться, а в декабре - даже стали отрицательными.

Общая погрузка 2017, тыс.тонн Общая погрузка 2018, тыс.тонн 2018 к 2017, в % 2018 к 2017, +/- тыс. тонн
январь 100 046,3 103 711,2 103,7% 3 664,9
февраль 96 024,4 99 960,2 104,1% 3 935,8
март 109 018,2 112 641,3 103,3% 3 623,1
апрель 105 334,5 109 161,6 103,6% 3 827,1
май 106 469,9 110 514,2 103,8% 4 044,3
июнь 103 811,8 107 347,5 103,4% 3 535,6
июль 106 566,5 107 986,1 101,3% 1 419,6
август 106 204,6 108 729,4 102,4% 2 524,7
сентябрь 103 804,7 104 906,5 101,1% 1 101,8
октябрь 108 122,8 108 413,2 100,3% 290,4
ноябрь 105 701,0 107 298,2 101,5% 1 597,2
декабрь 110 217,2 108 932,6 98,8% -1 284,6
12 мес. 1 261 321,8 1 289 601,9 102,2% 28 280,1

На рис.1 приведена помесячная динамика погрузка за 4 года- с 2015 по 2018 гг., а на рис. 2-8 по отдельным важнейшим грузам.


Рис.1.
( November 27th, 2018

В продолжение . Итак, мы узнали, что величина вагонных парков влияет на показатель оборот вагона рабочего парка . Но для того, что бы ответить на вопрос - лучше или хуже работает сеть РЖД с точки зрения того или иного показателя, зачастую требуется "очистить" один показатель от влияния другого (других). Обычно сделать это довольно трудно, поскольку все они сильно переплетены и все методы факторного анализа, когда мы говорим, "предположим, что то-то изменилось, а это - нет и тогда" - построены на некоторых допущениях, иногда не слишком надёжных.
Но с точки зрения анализа оборота вагона, у нас есть отличный шанс оценить эксплуатационную работу сети, практически в чистых лабораторных условиях, не очищая оборот вагона от влияния величины парков.
По итогам этого года (на конец года) ожидается, что общий парк составит 1094-1095 тыс.единиц. Это примерно соответствует показателю на конец 2011 года. Таким образом, мы можем сравнить показатель оборота вагона сейчас и в 2011 году и это будет корректно отражать именно качество эксплуатационной работы РЖД, очищенную от влияния фактора величины вагонного парка.
В 2011 году оборот вагона составлял 14,4 суток, а сейчас (по итогам 10 мес.2018 г.) оборот вагона составляет 15,3. Таким образом, при примерно одинаковом парке, показатель оборота вагона ухудшился, что означает снижение эффективности использования подвижного состава. Конечно, год ещё не закончился и по итогам 12 месяцев 208 года нужно будет провести аналогичный анализ (поскольку в ноябре-декабре оборот обычно чуть ниже, чем в среднем за год), но пока - для затравки - рассмотрим оборот вагона за 10 мес 2018 г.


Источник: отчёт РЖД ф. 9д-5

Сравнивая структуру показателя оборот вагона рабочего парка можно заметить, что изменились и доли различных элементов в структуре оборота вагона и их абсолютные значения. Так, доля времени в движении выросла с 16,8 % до 18,7% (т.е. на 1,9 п.п.), а в абсолютном значении - на 18,2 % (с 2,42 суток до 2,86 суток); доля времени простоя под грузовыми операциями уменьшилось с 44,1 % до 42,7 % (т.е. на 1,4 п.п.), но в абсолютном значении этот элемент вырос на 3 % (с 6,35 суток до 6,54 суток); доля времени простоя на технических станциях не изменилась (34,7 %), но в абсолютном значении выросло на 6,2 % (с 5,0 суток до 5,3 суток).

2011 г. 10 мес. 2018 г. +/- %
Оборот вагона, суток 14,4 15,3 0,9 106,3%
в движении 2,42 2,86 0,44 118,2%
под грузовыми операциями 6,35 6,54 0,19 103,0%
на технических станциях 5,00 5,31 0,31 106,2%
на промежуточных станциях 0,62 0,55 -0,07 88,7%
2011 г. 10 мес. 2018 г.
Оборот вагона по элементам, в % 100% 100%
в движении 16,8% 18,7%
под грузовыми операциями 44,1% 42,7%
на технических станциях 34,7% 34,7%
на промежуточных станциях 4,3% 3,6%

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасский государственный технический университет

имени Т. Ф. Горбачева»

Кафедра автомобильных перевозок

Н. А. Стенина

Д. В. Стенин

Статистика на транспорте

электронного издания для контрольной работы

студентам бакалаврам заочной формы обучения

Кемерово 2012

Рецензенты

Ю. Е. Воронов, д.т.н., профессор, председатель УМК направления 190700.62 «Технология транспортных процессов»

Л. Н. Клепцова, к.э.н., доцент кафедры автомобильных перевозок

Стенина Наталья Александровна, Стенин Дмитрий Владимирович. Статистика на транспорте: методические указания к контрольной работе [Электронный ресурс]: для студентов бакалавров заочной формы обучения направлений 190700.62 «Технология транспортных процессов» и 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» / Н. А. Стенина. – Электрон. дан. – Кемерово: КузГТУ, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); зв.; цв.; 12 см. – Систем. требования: Pentium IV; ОЗУ 8 Мб; Windows 95; (CD-ROM-дисковод); мышь. – Загл. с экрана.

Приведенные методические указания к контрольной работе по курсу «Статистика на транспорте» позволяют углубить знания, полученные в ходе аудиторных занятий; способствуют закреплению теоретических положений; развивают навыки по их практическому применению, что необходимо для объективной оценки современного состояния статистики на транспорте.

 КузГТУ

 Стенина Н. А.

 Стенин Д. В.

Общие положения

Методические указания составлены на основании Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования и с учетом рекомендаций Примерной программы по направлению подготовки бакалавров 190700.62 «Технология транспортных процессов», профиль «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте» и направления 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов».

Дисциплина «Статистика на транспорте» относится к математическому естественнонаучному циклу ООП вариативной части В.5.

В основе дисциплины лежит изучение системы показателей статистики транспорта с группировкой по экономическим, территориальным, техническим и технологическим признакам, которое является основой изучения транспортной системы страны.

Цель изучения дисциплины «Статистика на транспорте» – обучение студентов основным принципам, правилам и методам получения, накопления, обработки и анализа статистической информации. В процессе обучения студенты получают знания в области общей теории статистики, изучают основные методы статистического анализа, рассматривают системы взаимосвязанных теоретически обоснованных показателей, позволяющих получать количественную характеристику условий и результатов деятельности предприятий транспорта. Статистические методы анализа дают возможность изучать параметры транспортного процесса и учитывать случайные воздействия при работе транспортно-технологических систем.

Основной задачей изучения статистики является выработка навыков широкого и квалифицированного использования в практической и научной работе статистических материалов для решения поставленной задачи, усвоение студентами математического аппарата анализа данных, получаемых при статистическом изучении транспортных потоков и процессов.

Статистика транспорта – одна из отраслей экономической статистики. Объект ее изучения – транспорт, как совокупность предприятий, производственный процесс которых заключается в перевозке грузов и пассажиров.

Статистика характеризует результаты производственной деятельности предприятий, дает материал для текущих и перспективных проектов.

Для характеристики результатов и факторов, их обуславливающих, статистика транспорта разрабатывает систему показателей и методы их анализа.

Транспортная статистика является учебной дисциплиной, формирующей необходимые профессиональные знания у экономистов, менеджеров, руководителей предприятий транспорта и его подразделений.

Поэтому в системе высшего образования особое ме­сто отводится изучению статистики – базовой научной дисци­плины, формирующей профессиональный уровень современ­ных бакалавров по направлениям 190700.62 «Технология транспортных процессов» профиль 190701.62 «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте» и 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов».


Введение

Развитие транспортной системы связано с возрастанием роли систем обработки информации, объем которой возрастает с каждым годом. Для эффективного функционирования транспортных систем необходимо анализировать данные об объемах пассажирских или товарных перевозок, и различные системы тарифов и скидок, и прогноз капитальных затрат на строительство новых путей сообщения, и многое другое. Статистика транспорта - отрасль статистики, которая изучает явления и процессы, происходящие на транспорте.

Основная форма наблюдения - сплошная текущая и годовая статистическая отчетность, в ряде случаев - переписи и специальные обследования как сплошные, так и выборочные. При изучении наиболее массового вида транспорта - автомобильного, а также других видов транспорта, где получает развитие малое предпринимательство, в целях снижения отчетной нагрузки на хозяйствующие субъекты, используется один из видов несплошного наблюдения - метод основного массива (цензовый).

То есть система показателей статистки транспорта с группировкой по экономическим, территориальным, и технологическим признакам является основой изучения транспортной системы страны. По отраслевому признаку делится на статистику отдельных видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, городского электрического, дорожного хозяйства, трубопроводного, морского, внутреннего водного, воздушного; по тематическому - на статистику перевозок грузов, пассажиров, статистику наличия транспортных средств и их использования, путей сообщения, статистику безопасности движения, статистку труда, статистику материальных ресурсов, статистиках финансовых результатов, статистик инвестиций и инноваций.

Однако транспорт общего пользования транспорт, удовлетворяющий потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте) или грузов.

Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Основная цель данной работы заключается в рассмотрении статистки транспорта.

Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи:

    Рассмотреть и изучить понятие и сущность статистика транспорта;

    Выявить и охарактеризовать методологию транспортной статистики;

Изучить статистическое изучение показателей транспортных предприятий. То сеть более подробно изучить статистическое наблюдение па транспорте, рассмотреть статистику перевозок грузов и пассажиров, а так же раскрыть сущность статистики себестоимости перевозок грузов и пассажиров;

    Сделать соответствующие выводы.

Теоретической основой послужили учебники и учебная литература таких авторов как: Баканов М.И.. Шере.меч А.Д., Годин, Л. М., Гусаров, В. М., Глисеева, И. И., Колесникова, И. И. Jl .ll . Харченко, В.Г. Ионии и мн. др.

1. Понятие и сущность статистики транспорта

Статистика транспорта - отрасль статистики, которая изучает явления и процессы, происходящие на транспорте.

Основная форма наблюдения - сплошная текущая и годовая статистическая отчетность, в ряде случаев - переписи и специальные обследования как сплошные, так и выборочные. При изучении наиболее массового вида транспорта - автомобильного, а также других видов транспорта, где получает развитие малое предпринимательство, в целях снижения отчетной нагрузки па хозяйствующие объекты, используется одни из видов несплошного наблюдения - метод основного массива (цензовый).

Система показателей статистики транспорта с группировкой по экономическим, территориальным, техническим и технологическим признакам является основой изучения транспортной системы страны. По отраслевому признаку делится на статистику отдельных видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, городского электрического, дорожного хозяйства, -трубопроводного, морского, внутреннего водного, воздушного; по тематическому - на статистику перевозок грузов, пассажиров, статистику наличия транспортных средств и их использования, путей сообщения, статистику безопасности движения, статистику груда, статистику материальных ресурсов, статистику финансовых результатов, статистику инвестиций и инноваций.

Транспорт общего пользования - транспорт, удовлетворяющий потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте) или грузов. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что ла организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.

Транспорт необщего пользования (ведомственный) - транспорт, осуществляющий, как правило, перевозки грузов и пассажиров своего предприятия, объединения (ассоциации, концерна и т.п.).

Предприятие транспорта - юридическое лицо, предоставляющее транспортные услуги физическим и юридическим лицам в качестве основного вида деятельности.

Перевезено грузов (объем перевозок грузов) - количество грузов в тоннах, перевезенных транспортом. Унизывается по видам транспорта, сообщений, роду грузов, направлениям перевозок. Начальный момент процесса перевозок грузов отражается показателем "отправлено (отправление) грузов", конечный момент - показателем "прибыло (прибытие) грузов". Для отдельных предприятий транспорта для характеристики всего объема работы применяется показатель "перевезено (перевозка) грузов", который определяется как сумма отправленных грузов и принятых грузов от других предприятий транспорта для перевозки. Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. Партия груза, перевозка ко торой оформлена договором перевозки.

Перевезено пассажиров - число пассажиров, перевезенных за определенный период времени. Учитывается по видам транспорта, сообщений, направлениям перевозок. Единицей наблюдения в статистике перевозок пассажиров является пассажиро-поездка. Момент учета отправленных пассажиров определяется на отдельных видах транспорта неодинаково: или но моменту приобретения билета (на железнодорожном, автомобильном), или по моменту отправления транспортного средства (на водном и воздушном транспорте). Момент прибытия в статистке перевозок пассажиров на практике, за исключением воздушного транспорта, не используется.

Грузооборот транспорта - объем работы транспорта по перевозкам грузов, выражается в тонно-километрах. Исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов в тоннах па расстояние перевозки в километрах (милях). Грузооборот транспорта группируется по видам транспорта, ширине колеи, роду движения, роду грузов и другим признакам.

Пассажирооборот транспорта - объем работы транспорта по перевозкам пассажиров. Единицей измерения является пассажиро-километр, т.е. Перемещение пассажира на расстояние is 1 км. Определяется суммированием произведений количества пассажиров по каждой позиции перевозки на расстояние перевозки; вычисляется раздельно по видам транспорта, сообщениям перевозок, другим признакам.

Продукция транспорта приведенная - объем работы транспорта по перевозкам грузов и пассажиров в условно-натуральном выражении. Измеряется в приведенных тонно-километрах. Определяется как сумма величины грузооборота транспорта и величины пассажирооборота, выраженных в приведенных топно-километрах. Необходимость исчисления показателя приведенной продукции транспорта обусловлена тем, что по одним и тем же путям сообщения и одними и теми же средствами одновременно осуществляются перевозки и грузов, и пассажиров. Используется для исчисления показателя производительности труда работников, запятых на перевозках, и себестоимости продукции.

Вид сообщения - признак, представляющий характер участия подразделения транспортной сети в перевозках. Различают перевозки с участием одного подразделения - местное сообщение, двух и более подразделений одного вида транспорта - прямое сообщение, нескольких видов транспорта - прямое смешанное. Перевозки делятся на внутригородские, пригородные (местные), междугородные (дальние) и международные (заграничные), транзитные.

На морском транспорте используется признак - вид плавания.

Единицы измерения перевозок позволяют измерим, массы перевозимых грузов и пассажиров и расстояния перевозок. Общую массу перевозимых грузов измеряют в тоннах, а для отдельных отправок грузов и в килограммах. Масса перекачиваемого по газопроводу газа измеряется в мЗ с последующим пересчетом в тонны, исходя из физических параметров газа.

Общую массу перевозимых пассажиров измеряют числом перевезенных лиц (пассажиров), а на воздушном транспорте и в единицах веса, когда вес пассажира с багажом принимается равным 90 кг.

Расстояние перевозки отдельной партии груза или пассажира измеряется в километрах, а па морском транспорте в милях (! миля т 1,852 км). Общий объем перемещения грузов измеряется в тонно-километрах, когда вес партии груза умножается па расстояние перевозки.

Классификация грузов - группировка перевозимой продукции по признакам, отражающим как особенности ее производства (происхождение, степень завершенности обработки, назначение), так и особенности перевозки (вид подвижного состава, объемность, громоздкость и т.п.). Служит целям изучения транс11ортно-:жономичсских связей, установления тарифов и организации перевозок на отдельных видах транспорта. Оформляется в виде систематизированного перечня грузов, называемого номенклатурой. В 1:диной тарифно-статистической номенклатуре грузов железнодорожного и водного транспорта выделяются 1 1 разделов, 69 групп, 250 позиций, более 4000 наименований родов грузов. На других видах транспорта используются более сжатые номенклатуры, в которых число групп резко сокращено.

Дальность перевозки - расстояние перевозки (транспортировки) объекта в километрах (на морском транспорте в милях) от пункта отправления в пункт назначения по сети путей сообщения определенного вида транспорта.

Средняя дальность перевозки грузов - расстояние, на которое перевозится в среднем одна тонна грузов. Определяется как средняя из расстояний перевозки отправок грузов с учетом их веса телепнем грузооборота в тонно-километрах на объем перевозок в тоннах в целом по виду транспорта, отдельным родам грузов и видам сообщения.

  1. Статистика транспорта (3)

    Реферат >> Маркетинг

    ... статистика является отраслью транспортной статистики и входит в общую систему экономической статистики . Статистика транспорта ... Литература Е.В. Петрова, Статистика транспорта – учебник, 2001 г. Е.В. Петрова, Статистика транспорта – учебное пособие, 2001г...

  2. Статистика транспорта (1)

    Контрольная работа >> Экономика

    Автомобильным транспортом . Статистика автомобильного транспорта - отрасль экономической статистики . Объект ее изучения - автомобильный транспорт , ... на автомобильном транспорте , статистика автомобильных перевозок, статистика производства и реализации...

  3. Статистика производительности труда (3)

    Реферат >> Маркетинг

    Знание, 2001 Петрова Е.В., Ганченко О.И., Кевеш А.Л. Статистика транспорта : Учебник/Под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы... .; Под ред. И.К.Беляевского. – М.: Финансы и статистика , 2002 Экономика и статистика фирм: Учебник / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова...