В Туркменистане введён в строй самый крупный порт на Каспии. Какой порт Каспийского моря самый крупный? Описание крупных портов Каспийского моря

Каспийское море постепенно превращает в территорию транзитных перевозок углеводородов. Хотя ему по объемам перевозок, конечно, еще далеко до братского Черного (они когда-то в далекие времена были единым большим океаном), но процесс, что называется, пошел. И тому несколько объективных причин. Во-первых, приморские государства по-прежнему заперты в пределах внутреннего водоема, юридически: то ли озера, то ли моря, и не имеют выхода на мировые рынки углеводородов. Что, впрочем, тесно увязано и со второй причиной – это не решенный правовой статус моря-озера.

Затем, замкнутый водоем наиболее уязвим в экологическом плане, поэтому трубопроводы ему противопоказаны. Остается танкерный флот, но и он не панацея, так как Каспий остается мелководным морем, и на нем с дедвейтами особо не разгуляешься, да и про экологию нельзя забывать. Кроме того, для танкерных перевозок необходимы специальные портовые сооружения, да и о действующих или проектируемых трубопроводах-выходах на европейские и азиатские следует позаботиться. И наконец, нужны оптимальные объемы перевозок сырья, способные окупить затраты на добычу и транспортировку.

Какие направления можно выбрать для курса танкера? С ними можно ознакомиться по документам по транспортной стратегии страны Программой развития морского транспорта на 2006-2012 гг., разработанных Республикой Казахстан, как государством наиболее открытым в своих геополитических планах диверсификации поставок углеводородов на внешние рынки, если сравнивать с тем же Туркменистаном. Документы предполагают два вида экспортных поставок по водным маршрутам – танкеры и паромная переправа железнодорожных цистерн. Следует напомнить, что трубопроводы пока рассматриваются только с позиций продолжения транзита сырья, но не на Каспии.

Эксперты называют несколько направлений перевозок углеводородов по Каспийскому морю. Первым является иранское. Оно включает прямое сообщение с Исламской Республикой Иран (ИРИ), где собираются построить магистральный нефтепровод из каспийского порта Нека в порт Джаск на побережье Оманского залива. Прокачивать собираются млн баррелей в сутки. Кроме того, проект предусматривает строительство нефтеперерабатывающего предприятия и двух заводов по производству битума и промышленных масел в свободной экономической зоне «Чабахар». Пока ищут инвесторов проекта.

С Ираном уже имеется паромное сообщение Актау - Баку - Ноушахр. С точки зрения транзита нефти и нефтепродуктов через ИРИ, то следует учитывать, что в стране развиты в достаточной мере только автомобильный (дешевое топливо) и трубопроводный транспорты, почти нет железных дорог и идет медленное формирование танкерного флота на Каспии. Существует эмбарго ООН, оно же распространяется на бартер, который осуществляли страны СНГ в Иран, схема проста, Казахстан или Туркмения сырье, проданное Армении либо Турции, подвозят в каспийский порт ИРИ, а тот в свою очередь ближайшую иранскую нефть переправляет заказчику.

Второе направление – Россия. Прямое водное сообщение с портом Махачкала. Далее, инфраструктура РЖД, трубопроводы до Черного моря либо по каналу Волга - Дон до Азовского бассейна. Есть еще северный вариант по Волго - Балтийскому каналу с выходом в Балтийское море. Кроме того, российское речное направление характеризуется ограниченной навигацией в осенне-зимний период. Третье, Черноморско-Средиземноморское направление предполагает смешанный транзит Актау – море – Баку – трубопровод – Батуми – море - Европа. Кроме того, в Баку можно диверсифицировать поставки, например, отправить нефть в Новороссийск или загнать в магистральный нефтепровод Баку – Тбилиси - Джейхан. Те же возможности у Туркменистана, но уже из порта Туркменбаши.

Отметим, что танкер дедвейтом 12-14 тыс. т, курсирующий по Каспию (между Актау и Баку), способен перевозить 1 млн т нефти в год. На сегодняшний день, по морю ходят, в основном, танкеры с дедвейтом 3-5 тыс. т. Порты Каспия мелководны, так Актау (Казахстан), Нека (Иран), Туркменбаши (Туркменистан) имеют глубину менее 10 м, Баку (Азербайджан) – 12 м. При этом только танкеры пятитысячники способны входит в вышеназванные порты, а также проходить по Волго-Донскому и Волго-Балтийскому каналам. Время пути от казахского Актау до иранского Нека составляет 7 дней, из Туркменбаши до Нека - 5 дней. Причем Каспий не всегда бывает спокойным.

Казахстан Учитывая диверсификацию поставок, Казахстану пришлось превратиться из степной державы в морскую и начать формировать военно-морской и торговый флота. Так было создано Акционерное общество «Национальная морская судоходная компания «Казмортрансфлот» (АО «НМСК «Казмортрансфлот») 4 декабря 1998 года. Оно включает: Kazmortransflot Ltd, ТОО «Судоремонтный завод Мангистауской области», «Kazmortransflot UK» Ltd, «Altai Shipping» Ltd и «Alatau Shipping» Ltd. На количестве дочек отразились географическое место дислокации судов, например, порт Батуми на Черном море, либо порт Актау на Каспии и т.д., их назначение – танкер, или баржа-площадка «Казмунайгаз», или газовоз, или сухогруз и т.д., дейдвейт - оптимальным для мелководного у берегов Каспия является 13 тыс. тонн. Кроме того, на такую грузоподъемность как наиболее безопасную указывают и экологи. Всего в текущем году их общее количество достигнет 20 танкеров и 5 сухогрузов, а также 150 судов поддержки морских операций.

Совершенствование танкерного флота будет идти в сторону увеличения тоннажа судов, наиболее оптимальным являются 60 тыс. т. С точки зрения экологии танкеры оборудуют двойным корпусом, кроме того на них установят несколько камер для перевозки различных углеоводородных грузов. Такой корабль трудно доставить на Каспий, поэтому речь может идти о строительстве судостроительной верфи в прибрежной зоне. Другим направлением должны стать развитие портовой инфраструктуры и создание глубоководного порта, по мнению руководства страны, им будет порт Курык, находящий на Востоке Каспия в Мангыстауской области, с нефтеналивным терминалом (20 млн т в год), судоверфью, машиностроительным технопарком, базой по поддержке морских операций и центром спасательных работ. Порт будет обеспечен соответствующей инженерной и дорожной инфраструктурой.

Добавим, что второй главный порт страны Актау расположен в Восточной части Каспия и предназначен для международных перевозок различных сухих грузов, сырой нефти и нефтепродуктов. В 1999 году он был реконструирован и сегодня способен проводить погрузочно-перегрузочные работы в объеме 1,5 млн т в год, переваливать нефть в объеме 8 млн т в год.

Существует и частная компания по танкерным перевозкам Mobilex Energy Ltd. Она контролирует один из терминалов в порту Актау и владеет несколькими танкерами.

Туркменистан Республика Туркменистан не отстает от других стран региона по созданию танкерного флота. В добавление к старым судам и танкеру (5 тыс. т) производства Турции, недавно в России были построены 2 танкера типа «река-море» по перевозке 6 видов нефтепродуктов дедвейтом 7 тыс. т. На сегодняшний день продолжается строительство еще нескольких танкеров.

Порт Туркменбаши был построен в конце XIX века. С тех пор он постоянно развивается. Сегодня он имеет паромный причал, откуда паромами в Махачкалу (РФ) вывозятся сжиженные газы. Есть и причал по перевалке сухих грузов и нефтеналивной причал по перевалке в объеме около 12 млн т в год. Кроме того, в стране существует несколько портовых нефтеналивных пунктов, в основном рядом с действующими месторождениями углеводородного сырья.

Россия На Каспии активно работают и российские частные компании. Среди них: Логическая инвестиционная группа «Сафинат», Судоходная компания Palmali Shipping, «Волготанкер», в перспективе «Московское речное пароходство» (МРП).

Группа «Сафинат» в своем активе имеет 6 танкеров и один газовоз. Она также владеет терминалом по переработке сжиженного газа в порту Темрюк. Судоходная компания Palmali Shipping обладает 25 танкерами различной грузоподъемности. Они широко используются компанией «ЛУКОЙЛ» и для других перевозок. «Волготанкер», на сегодняшний день, является крупнейшим владельцем танкеров класса «река-море» с водоизмещением 5 тыс. т. В ее флот входят более 300 нефтеналивных судов. Она перевозит нефть и нефтепродукты из портов Туркменистана и Казахстана на Махачкалу (РФ). Активное строительство танкеров ведет «Московское речное пароходство» (МРП), разместившее заказ на одном из судостроительных предприятий РФ.

Основными российскими портами на Каспии являются Астрахань, Махачкала и Оля. Главный порт по перевалке нефти - Махачкалинский. Он имеет собственную нефтяную гавань, куда могут заходить танкеры дедвейтом 10 тыс. т и осадкой до 10 м. На его территории расположена нефтебаза, соединенная с Новороссийском магистральным нефтепроводом. Через не замерзающий Махачкалинский порт планируется промышленная транспортировка нефти в иранский порт Нека. Мощность двух нефтепирсов составляет 7 млн т нефти в год. Широко развивается паромное сообщение между Махачкалой и Туркменбаши по перевозки сжиженных газов в железнодорожных цистернах, организованное в 2006 году.

Азербайджан Азербайджан обладает самым крупным морским портом на Каспии и самым большим танкерным флотом, кроме того на его балансе числится 7 паромов, способных принимать на борт 28 цистерн. Часть судов он получил еще в наследство от Советского Союза. Азербайджанское государственное Каспийское морское пароходство «Каспар» до недавнего времени оставалось практически монополистом по перевозке нефтеналивных грузов на Каспийском море. Поэтому руководство страны занималось постоянным обновлением флота. «Каспар» располагает полусотней танкеров дедвейтом от 6 до 13 тыс. т.

Недавно руководство страны заявило о планах строительства судостроительного завода по выпуску танкеров типа Caspian Max грузоподъёмностью 60-70 тыс. т для доставки нефти с Тенгиза и Кашагана (Казахстан) с последующей загрузкой в трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан. Они будут курсировать между Актау (Курык) – Баку, Актау (Курык) – Туркменбаши – Махачкала. Кроме того, страна планирует развивать под собственные нужды флотилию танкеров на Черном море. При этом совсем не учитывается жесткая конкуренция в судостроении, например, наличие судостроительных заводов у РФ. Ранее, Азербайджан свои новые танкеры строил на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. А также конкуренция морских перевозок. Помимо 4 государственных флотилий на Каспии ходят корабли российских частных перевозчиков. Между тем, часть танкеров «Каспара» стоит на приколе без загрузки.

Что касается портовой инфраструктуры порта Баку, то она включает: терминал Дюбенды проектная мощность - 12 млн т, терминал Сангачал - 34 млн т (обслуживает трубопровод БТД) – все они пока частично загружены.

Иран Основные месторождения углеводородов Ирана находятся либо на границе с Ираком либо в Персидском заливе, поэтому страна для снабжения северных провинций старается использовать поставки нефти из Азербайджана, Казахстана и Туркмении. Возвращая полученные объемы в Персидском заливе, ранее упоминалось о флоте Казахстана вне Каспия. Ежедневно с юга на север перекачивается 1 млн баррелей нефти.

Кроме того, страна решила вступить в конкурентную борьбу по нефтеперевозкам на Каспии в 2003 году, когда был построен и спущен на воду первый танкер. Не следует путать Каспийское море с танкерной флотилией в Красном море. Их там более полусотни, есть и газовозы. Для решения проблемы мелководья был построен выносной глубоководный терминал длиной в несколько километров в порту Нека с нефтепроводом до берега.

В заключение Если постараться подсчитать нынешние результаты по общей добыче углеводородов и сделать прогноз на перспективу, то можно сделать вывод, что в наращивании танкерных перевозок и, соответственно, танкерного флота пока нет необходимости. Все нашло потребителя без увеличения трафика. Так, в прошлом году Азербайджан произвел 46 млн т нефти и 16,5 млрд куб. м природного газа. Фактическое падение добычи составило 10% и 6% соответственно, по сравнению с прошлым годом. В перспективе – только ГРР на второй стадии Шах-Дениза, месторождении Апшерон, Умид, Шафаг и Асиман.

В Казахстане добыча составила 80 млн т нефти и 39 млрд куб. м газа. По сравнению с прошлым годом подросла. Пришли хорошие новости с месторождения Кашаган (1,5 млрд т нефти и 1 млрд куб. м газа). Там готова к эксплуатации 21 добывающая скважина. Значит, фонтан может забить уже в конце текущего года. Туркменистан в прошлом году добывал всего около 50 млрд куб. м газа в год. Республика пока прирастает только собственными прогнозами. На сегодняшний день прогнозируется 12 млрд т нефти и 6,5 трлн куб м газа. Хотя и малазийская компания Petronas ввела в строй газоперерабатывающий завод и терминал по приему сырья, рассчитанный на приемку и переработку 5 млрд куб. м природного газа с выходом на 10 млрд куб. м.

Процесс ожидания может продлиться несколько лет. Между тем, Иран объявил об открытии газового месторождения на южном Каспии, запасы которого оцениваются в 1,5 трлн куб. м. Еще один территориальный спор и конфликт интересов.

Развитие транспортной деятельности в Каспийском море после распада СССР осложнялось его неопределенным правовым статусом. Подписание Конвенции о статусе Каспия положило конец его «переходной» постсоветской истории. Впереди большие планы, но и проблем немало.

Подписанная Конвенция предусматривает, что каспийские государства имеют право на добычу водных биоресурсов в пределах 25 морских миль от побережья, при этом национальный суверенитет будет распространяться на 15 морских миль, также десять примыкающих к ним для добычи биоресурсов. Основная акватория моря находится в общем пользовании сторон Конвенции, дно и недра разделены между государствами на основании соответствующих договоренностей и международного права. Судоходство, промысел биоресурсов, прокладка трубопроводов могут осуществляться по согласованным маршрутам и правилам теми странами, по акватории которых они будут проходить.

В настоящее время в Каспийском бассейне функционируют три российских морских порта: Астрахань, Оля и Махачкала. При этом до недавних пор порты Каспийского бассейна демонстрировали наихудшую динамику в сравнении с показателями других бассейнов: начиная с 2012 года объем перевалки грузов через порты бассейна сократился наполовину, а его доля в общем объеме грузооборота портов России достигла величины на уровне статистической погрешности.

Тем не менее, по итогам I полугодия 2018 года Каспийский бассейн после затяжного падения продемонстрировал взрывной рост, обеспеченный, главным образом, транзитом казахстанской нефти через порт Махачкала. Прирост по сухогрузам в бассейне был связан с перевалкой зерна в направлении Ирана.

Перспективы бассейна, на наш взгляд, связаны с созданием сухогрузных мощностей (которых в России, особенно на Юге, остро не хватает) для организации поставок в Иран и в Индию, представляющую огромный и пока малоосвоенный Россией рынок, а также обеспечения транзитных перевозок.

Так, по экспертным оценкам, потенциальный транзитный грузпоток по международному транспортному коридору «Север-Юг» между Индией и Ираном, с одной стороны, и странами Северной и Центральной Европы, с другой, может составить 35-40 млн тонн в год, из которых примерно половина придётся на грузы в контейнерах. При этом для обеспечения рентабельности таких перевозок и конкурентоспособности с портами Азово-Черноморского бассейна необходимо, чтобы эти суда были достаточно вместительными (от 1700 TEUs). С этой целью необходимо создавать соответствующую инфраструктуру.

Строить каспийские контейнеровозы такой вместимости без государственной поддержки будет нерентабельно. В настоящее время существует ряд мер господдержки, которые уже хорошо себя зарекомендовали: это субсидирование процентных ставок по кредитным и лизинговым платежам, судовой утилизационный грант.

В ноябре 2017 года правительством России была утверждена Стратегия развития портов Каспийского бассейна до 2030 года. Стратегией предусмотрено создание порта в Каспийске. Как заявил на днях президент России Владимир Путин, порт должен быть построен к 2025 году. Новый порт будет способен принимать суда с полезной нагрузкой от 15 до 25 тыс. тонн.

«Мы поддерживаем проект международного коридора «Север – Юг», он предусматривает железнодорожное, паромное, автомобильное сообщения, которые мы намерены развивать. Его запуск позволит в 2,5 раза быстрее, чем сегодня, доставлять грузы – ежегодно это до 25 млн тонн из европейских стран через Иран на Ближний Восток и Средний Восток, а также в Южную Азию», - подчеркнул Владимир Путин.

Каспийск расположен в непосредственной близости от Махачкалы, при этом обладает свободными площадями для развития стивидорной деятельности. Там же планируется создать базу Каспийской флотилии ВМФ России.

Упомянутой Стратегией также предусмотрено создание на Каспии новых пассажирских терминалов в портах Астрахань, Махачкала и Дербент.

В настоящее время в России уже строится пассажирское судно, предназначенное для каспийских круизов. Речь идет о строительстве первого (головного в серии PV300) за последние 60 лет пассажирского круизного лайнера класса «река-море», которое стартовало на судзаводе «Лотос» (Астрахань) в августе 2016 года. Заказчиком судна выступило Московское речное пароходство. Два судна (головное и серийное) планируется сдать в 2020 году. Круизный лайнер проекта PV-300 – это четырехпалубное судно нового поколения длиной в 141 м.

Строительством таких судов на заводе «Лотос» заинтересовались также иранские компании.

Конвенция о правовом статусе Каспийского моря дает импульс для развития рыболовства. В настоящее время в России прорабатываются механизмы господдержки строительства малотоннажных рыболовных судов, в том числе для работы в Каспийском море. По данным руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова, потребность в добыче кильки на Каспии составляет порядка 100 тыс. тонн в год, при этом в настоящее время отечественными рыбаками добывается лишь десятая доля от этого объема.

Чтобы все означенные планы заработали, необходимо создать условия для эффективной логистики, поскольку в противном случае обеспечить конкурентоспособность каспийских маршрутов в сравнении с привычными азово-черноморскими схемами окажется невозможным. Здесь нужно будет подумать и о едином транспортном документе, и об оптимизации таможенных процедур, и о создании сервисных центров, в том числе судоремонтных, для обеспечения стабильного судоходства. Кроме того, нужно продумать меры господдержки для строительства каспийского флота и функционирования соответствующей инфраструктуры.

Однако, если все это будет сделано, то некогда депрессивный регион получит хороший синергетический эффект и импульс к развитию. Тем более, что все предпосылки для этого имеются: и политическая воля, и поддержка первых лиц государства, и выигрыш по скорости доставки, и близость к крупнейшим рынкам Ирана и Индии. А теперь к этому добавилось и урегулирование правового статуса моря.

Береговая линия Каспийского моря оценивается примерно в 6500 - 6700 километров, с островами - до 7000 километров. Берега Каспийского моря на большей части его территории - низменные и гладкие. В северной части береговая линия изрезана водными потоками и островами дельты Волги и Урала, берега низкие и заболоченные, а водная поверхность во многих местах покрыта зарослями. На восточном побережье преобладают известняковые берега, примыкающие к полупустыням и пустыням. Наиболее извилистые берега - на западном побережье в районе Апшеронского полуострова и на восточном побережье в районе Казахского залива и Кара-Богаз-Гола.

Полуострова Каспийского моря

Крупные полуострова Каспийского моря:
* Аграханский полуостров
* Апшеронский полуостров, расположенный на западном побережье Каспия на территории Азербайджана, на северно-восточном окончании Большого Кавказа, на его территории расположены города Баку и Сумгаит
* Бузачи
* Мангышлак, расположен на восточном побережье Каспия, на территории Казахстана, на его территории находится город Актау.
* Мианкале
* Туб-Караган

В Каспийском море расположено около 50 крупных и средних островов общей площадью примерно 350 квадратных километров.

Наиболее крупные острова:

* Ашур-Ада
* Гарасу
* Гум
* Даш
* Зира (остров)
* Зянбил
* Кюр Дашы
* Хара-Зира
* Сенги-Мугань
* Чечень (остров)
* Чыгыл

Крупные заливы Каспийского моря:

* Аграханский залив,
* Комсомолец (залив),
* Мангышлак,
* Казах (залив),
* Туркменбаши (залив) (бывший Красноводск),
* Туркмен (залив),
* Гызылагач,
* Астрахань (залив)
* Гызлар
* Гиркан (бывший Астарабад) и
* Энзели (бывший Пехлеви).

Реки, впадающие в Каспийское море

В Каспийское море впадает 130 рек, из них 9 рек имеют устье в форме дельты. Крупные реки, впадающие в Каспийское море - Волга, Терек (Россия), Урал, Эмба (Казахстан), Кура (Азербайджан), Самур (граница России с Азербайджаном), Атрек (Туркменистан) и другие. Крупнейшая река, впадающая в Каспийское море - Волга, её среднегодовой водосток составляет 215-224 кубических километра. Волга, Урал, Терек и Эмба дают до 88 - 90 % годового водостока Каспийского моря.

Бассейн Каспийского моря

Площадь бассейна Каспийского моря составляет примерно 3,1 - 3,5 миллионов квадратных километров, что составляет примерно 10 процентов от мировой территории закрытых водных бассейнов. Протяженность бассейна Каспийского моря с севера на юг - около 2500 километров, с запада на восток - около 1000 километров. Бассейн Каспийского моря охватывает 9 государств - Азербайджан, Армению, Грузию, Иран, Казахстан, Россию, Узбекистан, Турцию и Туркменистан.

Прибрежные государства

Каспийское море омывает берега пяти прибрежных государств:
* России (Дагестана, Калмыкии и Астраханской области) - на западне и северо-западе, длина береговой линии 695 километров
* Казахстана - на севере, северо-востоке и востоке, длина береговой линии 2320 километров
* Туркмении - на юго-востоке, длина береговой линии 1200 километров
* Ирана - на юге, длина береговой линии - 724 километра
* Азербайджана - на юго-западе, длина береговой линии 955 километров

Города на побережье Каспийского моря

Крупнейший город - порт на Каспийском море - Баку, столица Азербайджана, который находится в южной части Апшеронского полуострова и насчитывает 2,070 тыс. человек (2003). Другие крупные азербайджанские прикаспийские города - Сумгаит, который находится в северной части Апшеронского полуострова, и Ленкорань, которая находится недалеко от южной границы Азербайджана. К Юго-Востоку от Абшеронского полуострова, расположен посёлок нефтяников Нефтяные Камни, сооружения которого стоят на искусственных островах, эстакадах и технологических площадках.

Крупные российские города - столица Дагестана Махачкала и самый южный город России Дербент - расположены на западном побережье Каспийского моря. Портовым городом Каспийского моря считается также Астрахань, которая, однако, находится не на берегу Каспийского моря, а в дельте Волги, в 60 километрах от северного побережья Каспийского моря.

На восточном берегу Каспийского моря расположен казахский город - порт Актау, на севере в дельте Урала в 20 км от моря, расположен город Атырау, южнее Кара-Богаз-Гола на северном берегу Красноводского залива - туркменский город Туркменбаши, бывший Красноводск. Несколько прикаспийских городов расположены на южном (Иранском) побережье, самый крупный из них - Энзели.

Площадь, глубина, объём воды

Площадь и объем воды Каспийского моря значительно изменяется в зависимости от колебаний уровня воды. При уровне воды −26,75 м площадь составил примерно 392600 квадратных километров, объем вод - 78648 кубических километров, что составляет примерно 44 процента мировых запасов озёрных вод. Максимальная глубина Каспийского моря - в Южно-Каспийской впадине, в 1025 метрах от уровня его поверхности. По величине максимальной глубины Каспийское море уступает лишь Байкалу (1620 м.) и Танганьике (1435 м.). Средняя глубина Каспийского моря, рассчитанная по батиграфической кривой, составляет 208 метров. В то же время в северная часть Каспия - мелководная, её максимальная глубина не превышает 25 метров, а средняя глубина - 4 метров.

Колебания уровня воды

Уровень воды в Каспийском море подвержен значительным колебаниям. По данным современной науки, за последние 3 тысячи лет амплитуда изменений уровня воды Каспийского моря составила 15 метров. Инструментальное измерение уровня Каспийского моря и систематические наблюдения за его колебанием ведутся с 1837 года, за это время самый высокий уровень воды зарегистрирован в 1882 году (-25,2 м.), самый низкий - в 1977 году (-29,0 м.), с 1978 года уровень воды повышался и в 1995 году достиг отметки −26,7 м, с 1996 года опять наметилась тенденция к понижению уровня Каспийского моря. Причины изменения уровня воды Каспийского моря учёные связывают с климатическими, геологическими и антропогенными факторами.

Температура воды

Температура воды подвержена значительным широтным изменениям, наиболее отчетливо выраженным в зимний период, когда температура изменяется от 0-0.5 °C у кромки льда на севере моря до 10-11 °C на юге, то есть разность температуры воды составляет около 10 °C. Для мелководных районов с глубинами менее 25 м годовая амплитуда может достигать 25-26 °C. В среднем температура воды у западного побережья на 1-2 °C выше, чем у восточного, а в открытом море температура воды выше, чем у побережий на 2-4 °C.По характеру горизонтальной структуры поля температуры в годовом цикле изменчивости можно выделить три временных отрезка в верхнем 2-метровом слое. С октября по март температура воды увеличивается в южном и в восточном, что особенно хорошо прослеживается в Среднем Каспии. Можно выделить две устойчивые квазиширотные зоны, где градиенты температуры повышены. Это, во-первых, граница между Северным и Средним Каспием, и, во-вторых, между Средним и Южным. У кромки льда, на северной фронтальной зоне, температура в феврале-марте увеличивается с 0 до 5 °C, на южной фронтальной зоне, в районе Апшеронского порога, с 7 до 10 °C. В данный период наименее охлаждены воды в центре Южного Каспия, которые образуют квазистационарное ядро.

В апреле-мае область минимальных температур перемещается в Средний Каспий, что связано с более быстрым прогревом вод в мелководной северной части моря. Правда, в начале сезона в северной части моря большое количество тепла тратится на таяние льда, но уже в мае температура повышается здесь до 16-17 °C. В средней части температура в это время составляет 13-15 °C, а на юге увеличивается до 17-18 °C.

Весенний прогрев воды выравнивает горизонтальные градиенты, и разность температур между прибрежными районами и открытым морем не превышает 0.5 °C. Прогрев поверхностного слоя, начинающийся в марте, нарушает однородность в распределении температуры с глубиной.В июне-сентябре наблюдается горизонтальная однородность в распределении температуры в поверхностном слое. В августе, который является месяцем наибольшего прогрева, температура воды по всему морю составляет 24-26 °C, а в южных районах возрастает до 28 °C. В августе температура воды в мелководных заливах, к примеру, в Красноводском, может достигать 32 °C.Основной особенностью поля температуры воды в это время является апвеллинг. Он наблюдается ежегодно вдоль всего восточного побережья Среднего Каспия и частично проникает даже в Южный Каспий.

Подъем холодных глубинных вод происходит с различной интенсивностью в результате воздействия преобладающих в летний сезон северо-западных ветров. Ветер данного направления вызывает отток теплых поверхностных вод от берега и подъем более холодных вод из промежуточных слоев. Начало апвеллинга приходится на июнь, однако наибольшей интенсивности он достигает в июле-августе. Как следствие, на поверхности воды наблюдается понижение температуры (7-15 °C). Горизонтальные градиенты температуры достигают 2.3 °C на поверхности и 4.2 °C на глубине 20 м.

Очаг апвеллинга постепенно смещается с 41-42° сев. широты в июне, к 43-45° сев. широты в сентябре. Летний апвеллинг имеет большое значение для Каспийского моря, в корне меняя динамические процессы на глубоководной акватории.В открытых районах моря в конце мая - начале июня начинается формирование слоя скачка температуры, который наиболее четко выражен в августе. Чаще всего он располагается между горизонтами 20 и 30 м в средней части моря и 30 и 40 м в южной. Вертикальные градиенты температуры в слое скачка очень значительны и могут достигать нескольких градусов на метр. В средней части моря вследствие сгона у восточного побережья слой скачка поднимается близко к поверхности.

Поскольку в Каспийском море отсутствует стабильный бароклинный слой с большим запасом потенциальной энергии подобный главному термоклину Мирового океана, то с прекращением действия преобладающих ветров, вызывающих апвеллинг, и с началом осенне-зимней конвекции в октябре-ноябре происходит быстрая перестройка полей температуры к зимнему режиму. В открытом море температура воды в поверхностном слое понижается в средней части до 12-13 °C, в южной до 16-17 °C. В вертикальной структуре слой скачка размывается за счет конвективного перемешивания и к концу ноября исчезает.

Состав воды

Солевой состав вод замкнутого Каспийского моря отличается от океанского. Существуют значительные различия в соотношениях концентраций солеобразующих ионов особенно для вод районов, находящихся под непосредственным влиянием материкового стока. Процесс метаморфизации вод моря под влиянием материкового стока приводит к уменьшению относительного содержания хлоридов в общей сумме солей морских вод, увеличению относительного количества карбонатов, сульфатов, кальция, которые являются основными компонентами в химическом составе речных вод.Наиболее консервативными ионами являются калий, натрий, хлор и магний. Наименее консервативны кальций и гидрокарбонат-ион. В Каспии содержание катионов кальция и магния почти в два раза выше, чем в Азовском море, а сульфат-аниона - в три раза.Соленость воды особенно резко изменяется в северной части моря: от 0.1 ед. psu в устьевых областях Волги и Урала до 10-11 ед. psu на границе со Средним Каспием.

Минерализация в мелководных соленых заливах-култуках может достигать 60-100 г/кг. В Северном Каспии в течение всего безледного периода с апреля по ноябрь наблюдается соленостный фронт квазиширотного расположения. Наибольшее опреснение, связанное с распространением речного стока по акватории моря, наблюдается в июне. На формирование поля солености в Северном Каспии большое влияние оказывает поле ветра. В средней и южной частях моря колебания солености невелики. В основном она составляет 11.2-12.8 ед. psu, увеличиваясь в южном и восточном направлениях. С глубиной соленость возрастает незначительно (на 0.1-0.2 ед. psu).

В глубоководной части Каспийского моря в вертикальном профиле солености наблюдаются характерные прогибы изогалин и локальные экстремумы в районе восточного материкового склона, которые свидетельствуют о процессах придонного сползания вод, осолоняющихся на восточном мелководье Южного Каспия. Величина солености также сильно зависит от уровня моря и (что взаимосвязано) от объёма материкового стока.

Рельеф дна

Рельеф северной части Каспия - мелководная волнистая равнина с банками и аккумулятивными островами, средняя глубина Северного Каспия - около 4-8 метров, максимальная не превышает 25 метров. Мангышлакский порог отделяет Северный Каспий от Среднего. Средний Каспий достаточно глубоководный, глубина воды в Дербентской впадине достигает 788 метров. Апшеронский порог разделяет Средний и Южный Каспий. Южный Каспий считается глубоководным, глубина воды в Южно-Каспийской впадине достигает 1025 метров от поверхности Каспийского моря. На каспийском шельфе распространены ракушечные пески, глубоководные участки покрыты илистыми осадками, на отдельных участках имеется выход коренных пород.

Климат

Климат Каспийского моря - континентальный в северной части, умеренный в средней части и субтропический в южной части. В зимний период среднемесячная температура Каспия изменяется от −8 −10 в северной части до +8-10 в южной части, в летний период - от +24-25 в северной части до +26-27 в южной части. Максимальная температура зафиксирована на восточном побережье - 44 градуса.

Среднегодовое количество осадков составляет 200 миллиметров в год, от 90-100 миллиметров в засушливой восточной части до 1700 миллиметров у юго-западного субтропического побережья. Испарение воды с поверхности Каспийского моря - около 1000 миллиметров в год, наиболее интенсивное испарение в районе Апшеронского полуострова и в восточной части Южного Каспия - до 1400 миллиметров в год.

На территории Каспийского моря часто дуют ветры, их среднегодовая скорость составляет 3-7 метра в секунду, в розе ветров преобладают северные ветры. В осенние и зимние месяцы ветры усиливаются, скорость ветров нередко достигает 35-40 метров в секунду. Наиболее ветренные территории - Апшеронский полуостров и окрестности Махачкалы - Дербента, там же зафиксирована наиболее высокая волна - 11 метров.

Течения

Циркуляция вод в Каспийском море связана с водостоком и ветрами. Поскольку большая часть водостока приходится на Северный Каспий, преобладают северные течения. Интенсивное северное течение выносит воды с Северного Каспия вдоль западного побережья к Апшеронскому полуострову, где течение разделяется на две ветви, одна из которых движется дальше вдоль западного берега, другая уходит к Восточному каспию.

Животный мир

Животный мир Каспия представлен 1809 видами, из которых 415 относятся к позвоночным. В Каспийском мире зарегистрирован 101 вид рыб, в нем же сосредоточено большинство мировых запасов осетровых, а также таких пресноводных рыб, как вобла, сазан, судак. Каспийское море - среда обитания таких рыб, как карп, кефаль, килька, кутум, лещ, лосось, окунь, щука. В Каспийском море также обитает морское млекопитающее - Каспийский тюлень.C 31 марта 2008 года на побережье Каспийского моря в Казахстане обнаружено 363 мертвых тюленя.

Растительный мир

Растительный мир Каспийского моря и его побережья представлен 728 видами. Из растений в Каспийском море преобладают водоросли - синезелёные, диатомовые, красные, бурые, харовые и другие, из цветковых - зостера и руппия. По происхождению флора относится преимущественно к неогеновому возрасту, однако некоторые растения были занесены в Каспийское море человеком сознательно либо на днищах судов.

Происхождение Каспийского моря

Каспий имеет океаническое происхождение - его ложе сложено земной корой океанического типа. Он сформировался примерно 10 миллионов лет назад, когда закрытое Сарматское море, потерявшее связь с мировым океаном примерно 70 миллионов лет назад, разделилось на две части - "Каспийское море " и Чёрное море.

Антропологическая и культурная история Каспийского моря

Находки в пещере Хуто у южного побережья Каспийского моря свидетельствуют, что человек жил в этих краях примерно 75 тысяч лет назад. Первые упоминания о Каспийском море и проживающих на его побережье племенах встречаются у Геродота. Примерно в V-II вв. до н. э. на побережье Каспия жили племена саков. Позже, в период расселения тюрков, в период IV-V вв. н. э. здесь жили талышские племена (талыши). Согласно древним армянским и иранским рукописям, русские плавали по Каспийскому морю с 9 - 10 в.

Исследования Каспийского моря

Исследования Каспийского моря начаты Петром Великим, когда по его приказу в 1714-1715 была организована экспедиция под руководством А. Бековича-Черкасского. В 1820-х годах гидрографические исследования продолжены И. Ф. Сойомовым, позднее - И. В. Токмачёвым, М. И. Войновичем и другими исследователями. В начале 19 века инструментальная съёмка берегов проведена И. Ф. Колодкиным, в середине 19 в. - инструментальная географическая съемка под руководством Н. А. Ивашинцева. С 1866 года в течение более 50 лет велись экспедиционные исследования по гидрологии и гидробиологии Каспия под руководством Н. М. Книповича. В 1897 году основана Астраханская научно-исследовательская станция. В первые десятилетия Советской власти в Каспийском море активно велись геологические исследования И. М. Губкина и других советских геологов, преимущественно направленные на поиск нефти, а также исследования по изучению водного баланса и колебаний уровня Каспийского моря.

Добыча нефти и газа

В Каспийском море разрабатывается множество месторождений нефти и газа. Доказанные ресурсы нефти в Каспийском море составляют около 10 миллиардов тонн, общие ресурсы нефти и газоконденсата оцениваются в 18-20 миллиардов тонн.

Нефтедобыча в Каспийском море началась в 1820 году, когда на Апшеронском шельфе была пробурена первая нефтяная скважина. Во второй половине 19 века началась добыча нефти в промышленных объёмах на Апшеронском полуострове, затем - и на других территориях.

Помимо добычи нефти и газа, на побережье Каспийского моря и каспийском шельфе ведется также добыча соли, известняка, камня, песка, глины.

Судоходство

В Каспийском море развито судоходство. На Каспийском море действуют паромные переправы, в частности, Баку - Туркменбаши, Баку - Актау, Махачкала - Актау. Каспийское море имеет судоходную связь с Азовским морем через реки Волгу, Дон и Волго-Донский канал.

Рыболовство и добыча морепродуктов

Рыболовство (осетровые, лещ, сазан, судак, килька), добыча икры, а также промысел тюленя. В Каспийском море осуществляется более 90 процентов мирового вылова осетровых. Помимо промышленной добычи, в Каспийском море процветает нелегальная добыча осетровых и их икры.

Рекреационные ресурсы

Природная среда Каспийского побережья с песчанными пляжами, минеральными водами и лечебными грязями в прибрежной зоне создает хорошие условия для отдыха и лечения. В то же время по степени развитости курортов и туристской индустрии Каспийское побережье заметно проигрывает Черноморскому побережью Кавказа. Вместе с тем, в последние годы туристическая индустрия активно развивается на побережье Азербайджана, Ирана, Туркменистана и российского Дагестана.

Экологические проблемы

Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи и транспортировки нефти на континентальном шельфе, поступлением загрязняющих вешеств из Волги и других рек, впадающих в Каспийское море, жизнедеятельностью прибрежных городов, а также затоплением отдельных объектов в связи с повышением уровня Каспийского моря. Хищническая добыча осетровых и их икры, разгул браконьерства приводят к снижению численности осетровых и к вынужденным ограничениям на их добычу и экспорт.

Пограничный спор о статусе Каспийского моря

После распада СССР раздел Каспийского моря долгое время был и до сих пор остается предметом не урегулированных разногласий, связанных с разделом ресурсов каспийского шельфа - нефти и газа, а также биологических ресурсов. В течение длительного времени шли переговоры между прикаспийскими государствами о статусе Каспийского моря - Азербайджан, Казахстан и Туркменистан настаивали на разделе Каспия по срединной линии, Иран - на разделе Каспия по одной пятой части между всеми прикаспийскими государствами. В 2003 году Россия, Азербайджан и Казахстан подписали соглашение о частичном разделе Каспийского моря по срединной линии.

Координаты: 42.622596 50.041848

Каспийское море - крупнейшее озеро на Земле. Омывает оно берега пяти государств. Это Россия, Туркменистан, Казахстан, Азербайджан и Иран. Его называют озером, поскольку водоем не связан с мировым океаном. Но по составу воды, истории происхождения и размерам Каспий является морем.

Баку

Крупные порты Каспийского моря величественны. Один из них, Баку, является столицей Азербайджана. Располагается он на западном берегу Каспия. Город Баку стал крупнейшим центром добычи черного золота и газа с конца XIX века. Кроме нефтяной промышленности, здесь развивалось и ткачество, а также производство табака. В середине прошлого века в азербайджанской столице начало наращивать темпы машиностроение, металлообрабатывающая индустрия, а также производство стройматериалов.

В настоящее время Баку представляет собой крупнейший научно-технический и индустриальный центр во всем Закавказье. С начала нынешнего столетия в столице Азербайджана с большим успехом стали развиваться военная промышленность и высокие информационные технологии. Помимо того, что Баку - самый крупный порт Каспийского моря, город еще является и главным железнодорожным узлом. Больше всего грузооборота приходится на морской порт. Из аэропорта каждый день совершаются международные рейсы. Железные дороги проведены в Иран, Россию и Грузию. А внутри самой столицы действуют все виды городского транспорта.

Порты Ирана на Каспийском море

В Иране, на берегу Каспия, располагается город-порт Чалус, через который протекает одноименная река, впадающая в море. Климат в этом регионе в основном умеренный и влажный. Порт Чалус является известным летним курортом. На нем расположены места для отдыха, гостиницы, а также фуникулер, благодаря которому можно с горных высот рассмотреть окрестности - лесопарки, водопады, лесные массивы, побережье. В теплые времена года здесь все покрыто цветами, а осенью - пожелтевшей кроной лесов. В зимний сезон горные склоны окутаны снегами. Помимо пляжей, работающих летом, в Чалусе имеется и горнолыжный курорт, который известен своими альпинистскими базами.

Еще один крупный иранский порт Каспийского моря - Бендер-Энзели. Уникальность этого города заключается в том, что практически со всех сторон он окружен морем. И только одна его часть граничит с сушей. В основном жители этого порта занимаются рыболовством, сельским хозяйством и кустарной промышленностью. Благодаря теплому и влажному климату, здесь можно заниматься выращиванием риса и шелководством. Поскольку в городе развито рыболовство, то и плетение сетей для вылова рыбы тоже занимает почетное место. Бендер-Энзели является одним из важнейших судостроительных центров Ирана. Помимо этого, здесь есть предприятия по обработке риса, табака, масла и дерева.

Актау

На восточном берегу Каспия расположен казахстанский порт Каспийского моря - Актау. Этот город является единственным в республике, в котором занимаются международными перевозками черного золота и продуктов из него. Основная экономическая отрасль Актау - нефтехимическая индустрия. Здесь располагается крупнейший в Казахстане завод по производству пластмассы, а также азотно-туковое, сернокислотное, химико-гидрометаллургическое предприятия.

Помимо них, в Актау развивается и пищевая промышленность. На здешней территории находится комбинат атомной энергетики. Однако добыча урана и атомный реактор прекратили работу в 90-х годах. Но город смог продолжить развитие благодаря нефтяной и газовой промышленности.

Туркменбаши

Также на восточном побережье Каспия расположен город Туркменистана - Туркменбаши. Этот порт Каспийского моря является крупным центром нефтеперерабатывающей промышленности республики. На заводах выпускаются полипропилен, дизельные и универсальные масла. В Туркменбаши морской транспорт в основном представляет собой паромный терминал. Здесь постоянно работает переправа до города Баку. Помимо этого, есть и железнодорожные узлы, и аэропорт.

На территории морского международного порта обустроены заводы по судостроению и ремонту с целью расширения возможностей в нефтяных отраслях. Недавно в этом городе начал работу и пассажирский вокзал. Говоря про морские порты Каспийского моря, можно уточнить, что этот является одним из главных.

На восточном побережье Каспийского моря расположился значимый для всей республики объект – актауский морской порт. Это важный транспортный шлюз в сфере грузоперевозок страны. Морской порт с каждым годом наращивает эффективность работы, сохраняя лидирующие позиции на Каспии.

Великий Шелковый Путь стал историей, но его первопричина – выгодное географическое расположение Казахстана – по-прежнему позволяет республике обеспечивать транспортные коридоры с Севера на Юг и с Запада на Восток, связывая регионы для развития международной торговли. Порт Актау – важнейший узел транспортных коридоров Европа – Азия (водное пролегание: через Каспийское и Черное моря, Волгу, Волго-Дон и Беломоро-Балтийский канал), а также маршрута проекта ТРАСЕКА (пролегает через порты Актау – Баку (Азербайджан) – Поти (Грузия)).

(ТРАСЕКА (ТRACECA – Transport Corridor Europe Caucasus Asia) – проект евроазиатского транспортного коридора Запад – Восток: из Европы через Черное море, Кавказ и Каспийское море с выходом на Центральную Азию, получивший поддержку международных организаций, в т.ч. Евросоюза. Страны – участницы проекта: Азербайджан, Армения, Болгария, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Румыния, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина).

Актауский порт – уникальный объект для экономики всей страны (ключевой для Мангыстауской области), это единственный морской порт Казахстана, предназначенный для международных перевозок нефти и нефтепродуктов, различных сухих грузов на экспорт. В перечень услуг, предоставляемых портом, на сегодня входят буксировка судов, оформление прихода-отхода судна, транспортно-экспедиторские и складские операции с грузами, услуги по фрахтованию судов и др.

За январь-май 2014 года в порт зашло 744 морских судна (против 692 в прошлом году).

История предприятия

Начало строительства порта было положено в 1963 году с главного и вспомогательного волноломов. К 1986 году были созданы паромный комплекс и четыре нефтеналивных причала. Появление порта сделало возможным развертывание масштабных проектов, значительную роль деятельность порта сыграла в строительстве города Актау , атомной электростанции БН-350, заводов химической отрасли.

Порт сразу начал работать на благо тогда еще Советского Союза – через этот морской узел транспортировали продукцию урановой промышленности и нефтяных месторождений Мангышлакской области. Большая часть перевозок во время СССР приходилась именно на нефть. После распада Союза был период стагнации, но с 1995 года объемы перевозок через порт стали стабильно возрастать в связи с экспортом казахстанского металла и деятельностью «Тенгизшевройл», увеличившего объемы морской перевозки нефти. В 1996 году по постановлению Правительства порт был внесен в перечень республиканских государственных предприятий.

Грузоперевозки

Железнодорожное паромное сообщение актауского порта – современная, соответствующе автоматизированная транспортная система. На сегодняшний день среди комбинированных перевозок вариант «суша-вода-суша» успешно доказывает свою эффективность и предпочтительность. В морских перевозках паромные суда выполняют функции «плавучих мостов» на мировых транспортных путях, рассеченных водными преградами. Морская перевозка обладает рядом очевидных преимуществ. Ни один вид транспорта, будь то наземное, воздушное или автомобильное сообщение, не способен за один раз перевезти количество груза, сравнимое с масштабом морской перевозки, кроме того, практически отсутствуют габаритные ограничения и снижается фактор форс-мажора – область морских перевозок известна самой низкой долей катастроф и аварий.

Общий объем грузов, перевозимых на Каспии (водным сообщением), на настоящий момент составляет около 30 млн тонн. Доля актауского морского порта в нем составляет порядка 29%. За последние годы прирост объемов перевалки порта возрос более чем в три раза; за 5 месяцев текущего года – более чем на 500 000 тонн. Так, за январь-май 2014 года портом обработано 4 млн. 669 тонн нефтеналивных и генеральных грузов, - это на 512 тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам же полного прошлого года объем перевозок через морпорт составил 10 млн тонн грузов, что превысило запланированный на 300 000 тонн.

Пропускная мощность железнодорожной паромной переправы порта, откуда большинство грузов идет по маршруту Актау – Баку, составляет более 20 000 вагонов в год, груженых сжиженным газом, сырой нефтью, генеральными грузами, стройматериалами, продуктами питания, товарами народного потребления и др. Масштабному паромному сообщению через порт способствует развитая связь транспортной инфраструктуры порта с железнодорожными магистралями. С развитием международного транспортного коридора ТРАСЕКА объем транзитных грузов устойчиво растет, по итогам 5 месяцев в сравнении с прошлым годом зафиксировано увеличение на 356 тыс. тонн – 797 тыс. тонн текущего года против 441 тыс. тонн прошлого. Свою лепту в это внесло и внедрение автоматизированной системы управления, что позволяет значительно увеличить пропускную способность паромного терминала.

Перспективы

Сегодня РГП «Актауский международный морской торговый порт» является современным многоцелевым терминалом, обладающим всеми необходимыми для текущей деятельности и дальнейшего развития технологическими возможностями.

В текущем году деятельность порта обещает расшириться за счет модернизации предприятия – в 2013 году были начаты дноуглубительные работы, завершилась корректировка ТЭО по проекту строительства трех сухогрузных терминалов, два мощностью 1,5 млн тонн, третий – 1 млн тонн. Завершение их строительства (2014 год) позволит увеличить пропускную способность порта с 16,5 млн до 19 млн тонн.

Кроме того, в прошлом году создана первая для нашей страны сухогрузная морская компания. Все время отсутствия у республики собственного сухогрузного флота грузы из порта вывозились иностранными судами, теперь же обеспечена возможность реализации модели «свой груз – свой порт – свой флот». Двум сухогрузным судам девейтом 5 тыс. тонн президент республики дал имена «Туркестан» и «Бекет-Ата». К 2020 году казахстанский сухогрузный флот предполагает составить 20 судов.

Вкупе с этим расширение и модернизация морпорта Актау обеспечит республике увеличение экспорта зерна, нефти, металлов по более низким ценам, что повысит конкурентоспособность казахстанских товаров и однозначно положительно повлияет на экономику страны. Кроме экспорта, деятельность порта продолжит развиваться в областях расширения перспективных маршрутов, снижения стоимости и продолжительности перевозок, транзита груза из Китая, уральских регионов России и стран Персидского залива. В любом случае, кроме запланированного развития продолжается естественное: оживление деловой активности и товарооборота между разными странами гарантирует рот нагрузки на актауский порт, с чем работники РГП справляются с честью.