Стадии развития группы со спонтанной динамикой. Open Library - открытая библиотека учебной информации. Основные роли ведущего группы

Сталин развития групп со спонтанной динамикой

Четвертая стадия – действие

Эта стадия, психологический смысл которой – закрепление в поведении и поддержание новых способов поведения, является завершающей. Участники группы апробируют новые способы поведения, опирающиеся на изменившуюся Я-концепцию. В группе они могут обсудить свои трудности, проблемы, получить открытое и доверительное сочувствие, понимание, помощь, поощрение за осуществление изменении в поведении.

Устойчивость (толерантность) к стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и поощрение самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении – основной результат этой стадии.

Здесь применяются разнообразные творческие задания, рассчитанные на совместную деятельность участников. Успешное выполнение таких задании в еще большей степени способствует сплочению группы и в то же время создает чувство собственной самореализации при осуществлении личного вклада в общую работу.

Существуют и другие подходы к выделœению -этапов в процессе групповой работы. Так, Б. М. Мастеров (1995) предлагает различать тренинговые группы со спонтанной и управляемой динамикой, подразумевая разные уровни доминирования ведущего. В группах этих типов выделяемые стадии несколько отличаются. Кратко опишем эти стадии и начнем с групп со спонтанной динамикой.

1 этап : заключение первичного психологического контракта͵ знакомство, притирка участников, попек тем общения, светское общение, рост эмоциональной напряженности.

2 этап : – эмоциональное сплочение и агрессия на ведущего как первое проявление эмоциональной открытости, начало рефлексивных процессов.

3 этап : самораскрытие и рефлексия, обратные связи и социометрия.

4 этан : выход из ситуации "здесь и теперь", преодоление "оранжереи", социальная реабилитация, завершение.

1 этап : заключение психологического контракта͵ вхождение в ситуацию "здесь и теперь", сплочение и раскрепощение, первые обратные связи.

2 этап : рефлексия групповой ситуации "здесь и теперь", заключение нового психологического контракта.

3 этап : личностные проекции, самопознание, углубление обратных связен, переход к свободному самораскрытию и обсуждению проблем.

4 этап : изменение контракта͵ усиление межличностной динамики в группе, социометрия.

5 этап : выход из "здесь и теперь", социальная реабилитация, завершение группы.

При переходе от этапа к этапу, а также при "пробуксовках" в групповой динамике Б. М. Мастеров рекомендует организовывать рефлексию на процесс, обсуждая вопрос "Что происходит с нашей группой?" и отвечая на него словесной пли поведенческой метафорой.


  • - Стадии развития групп с управляемой динамикой

    [читать подробенее]


  • - Стадии развития групп с управляемой динамикой

    Сталин развития групп со спонтанной динамикой Четвертая стадия – действие Эта стадия, психологический смысл которой – закрепление в поведении и поддержание новых способов поведения, является завершающей. Участники группы апробируют новые способы поведения,... [читать подробенее]


  • - Стадии развития групп с управляемой динамикой

    Сталин развития групп со спонтанной динамикой Четвертая стадия – действие Эта стадия, психологический смысл которой – закрепление в поведении и поддержание новых способов поведения, является завершающей. Участники группы апробируют новые способы поведения,...

  • 4.3.Основные этапы развития группы в тренинге

    4.3.1.Стадии развития групп со спонтанной динамикой.

    Стадии развития групп с управляемой динамикой.

    Говоря о тренинговой группе со спонтанной и управляемой динамикой (Б.М. Мастеров,1995), будем подразумевать разные уровни доминирования ведущего. В группах выделяются стадии:

    Стадии развития групп со спонтанной динамикой

    1 этап: заключение первичного психологического контракта , знакомство, притирка участников, тем общения, светское общение, рост эмоциональной напряженности.

    2 этап: – эмоциональное сплочение и агрессия на ведущего как первое проявление эмоциональной открытости, начало рефлексивных процессов.

    3 этап: самораскрытие и рефлексия, обратные связи и социометрия.

    4 этап: выход из ситуации «здесь и теперь», преодоление «оранжереи», социальная реабилитация, завершение.

    Стадии развития групп с управляемой динамикой

    1 этап: заключение психологического контракта , вхождение в ситуацию «здесь и теперь», сплочение и раскрепощение, первые обратные связи.

    2 этап: рефлексия групповой ситуации «здесь и теперь», заключение нового психологического контракта.

    3 этап: личностные проекции, самопознание, углубление обратных связен, переход к свободному самораскрытию и обсуждению проблем.

    4 этап: изменение контракта, усиление межличностной динамики в группе, социометрия.

    5 этап: выход из «здесь и теперь», социальная реабилитация, завершение группы.

    4.3.2.Общее представление о стадиях развития группы

    в тренинге (структура по И. Вачкову).

    Для различных стадий групповой динамики можно выделить различный ведущий контекст индивидуальных изменений. На первой стадии ведущим контекстом осознания индивидуальных изменений является оппозиция «Мы-Они». Это стадия идентификации с группой , с социально целым (с «Мы»). «Они» при этом относится к внегрупповому пространству. На второй стадии, стадии обретения ответственности, акцент смещается на оппозицию «Я-Они», отражающую противопоставление себя другим членам группы («Они» другие члены группы). Третья стадия – стадия «Я-Ты»-отношений. Это период проживания способности к близости и любви. Четвертая стадия – стадия обращения к своей экзистенциальной уникальности. Ее ведущий контекст может быть определен как «Я-Я». Таким образом, групповой процесс в тренинге предстает как путь к Я: путь участников к своему Я, и через него – к Я других людей.

    Модель конструктивного изменения поведения, включающая стадии и процессы, происходящие на каждой стадии была предложена Л.М. Митиной (1994). Она выделяет четыре стадии изменения поведения участника тренинга: подготовка, осознание, переоценка, действие. Модель объединяет основные процессы изменения: мотивационные (I стадия), когнитивные (II стадия), аффективные (III стадия), поведенческие (IV стадия).

    Первая стадия – подготовка

    Некоторыми ведущими тренингов иногда недооценивается такой важный фактор, как готовность участников к поведенческим изменениям. Между тем тренинговой группе для эффективной работы всегда необходим некоторый «разогрев», создание мотивации изменений. Иногда для «разогрева» группе достаточно нескольких часов, иногда этому требуется посвятить весь первый день занятий. Очевидно, это связано, прежде всего, со степенью внутренней готовности участников группы к непривычным и необычным способам работы и мотивированностью на процессы развивающего взаимодействия, самораскрытия, изменения своего поведения. На этом этапе в зависимости от состояния и поведения группы ведущий применяет различные тактики:

    Если группа настроена доброжелательно, но напряженно, то его задача – помочь расслабиться, избавиться от напряжения , создать атмосферу открытости, доверия, психологической безопасности и «мажорного» настроения у участников, позволяющую обеспечить условия для позитивной мотивации на групповое взаимодействие;

    Если группа с самого начала настроена скептически или даже враждебно (что случается ввиду насильственного включения в группу по требованию администрации учреждения или предприятия), ведущий сознательно провоцирует выход этого недовольства, предлагая задания, трудные психологически и подчеркивающие отсутствие умений эффективной коммуникации и навыков нахождения нестандартных способов решения проблемы.

    Во втором случае часто применяется деловая игра «Кораблекрушение» (ее известные аналоги – «Катастрофа в пустыне», «Посадка на Луне»). Игра состоит в следующем. Участники группы – уцелевшие после кораблекрушения пассажиры, оказавшиеся на небольшом плоту в океане с определенным набором предметов. Эти предметы необходимо проранжировать по степени значимости для спасения сначала индивидуально, потом в парах, а затем всей группой. Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень сформированности умений организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся жаркие споры-баталии, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.

    Для снятия напряжения на этой стадии используются психогимнастические игры с релаксационной направленностью, например , «Путаница»: все берутся за руки, образуя цепочку; стоящий первым начинает двигаться под руками играющих, запутывая цепочку; ведущий, стоявший до этого спиной, должен распутать цепочку, не расцепляя руки участников.

    Уже на этой стадии почти каждое упражнение сопровождается индивидуальной и групповой рефлексией, цель которой – в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности. Кризис в развитии тренинговой группы

    Часто скептицизм и недовольство не исчезают, а даже нарастают на второй день работы («Что мы тут теряем время?», «Кому бы рассказать, какой ерундой мы здесь занимаемся!» и пр.). Ведущему очень важно в этой ситуации сохранять терпение, исключить раздражительность и демонстрировать на собственном примере образец доброжелательности, открытости и искренности в общении. Практически все группы, которые нам довелось вести, успешно преодолевали период кризиса, что происходило обычно на третий день работы. Разумеется, этого нельзя сказать о каждом из участников группы. У кого-то выход из кризиса затягивался до самого конца тренинговых занятий. Некоторые, не сумев до конца погрузиться в процесс общегруппового развития, проявляли конформизм и скрывали свое непонимание и тревожность под маской псевдоискренности. Забегая вперед, можно сказать , что часто у этих участников группы осознание произошедшего на тренинге наступало только спустя некоторое время после окончания работы. В этом проявлялся отсроченный эффект тренинга, который, кстати, оказался характерен не только для этих конформистов, но и для участников, получивших для себя позитивный результат сразу. Иногда, у последних, спустя некоторое время, происходили еще более глубокое осознание, инсайт, либо, некий «аффективный удар».

    Кризис группового развития вызывается, по-видимому, с одной стороны, недостаточно осознаваемым внутренним протестом против необходимости увидеть свой новый психологический портрет, пересмотреть свое самоотношение и свои поведенческие паттерны, т.е. противоречием между Я-действующим и Я-отраженным, а с другой стороны – вполне понятным страхом открыться перед другими участниками группы и ведущими (особенно отчетливо это проявляется тогда, когда приходится работать с членами одного коллектива, много лет знающими друг друга, но с привычной «фасадной» стороны).

    Вторая стадия – осознание

    Вместе с тем продолжение работы в группе вынуждает участников тренинга совершить шаги по преодолению периода кризиса. И тогда происходит переход на стадию осознания. На этой стадии основным процессом изменения является главным образом когнитивный. Как было указано выше, самосознание при переходе с более низкого уровня на более высокий характеризуется изменением рефлексивных процессов. Расширение, усложнение и углубление рефлексии связано с необходимостью своеобразного «раздвоения», выхода за пределы непосредственного текущего процесса или состояния. А это в свою очередь обусловливается остановкой, прекращением хода процесса , что является основой первичного различения субъектом себя и осуществляемого им движения. Фиксация остановки в сознании определяет более высокий уровень рефлексии.

    Уровень осознания существенно повышается благодаря наблюдению, противопоставлению, интерпретации возможных точек зрения, позиций, способов и приемов восприятия и поведения, обсуждаемых в малых группах. Благодаря увеличению информации участники группы начинают осознавать и оценивать альтернативы нежелательному поведению и рост собственных профессиональных и личностных возможностей в связи с отказом от нежелательного поведения. Критичность и скептицизм уступают место глубочайшему интересу, любопытству, стремлению понять слова ведущих и процессы, происходящие в группе и внутри самих участников. Рефлексия становится более глубокой и содержательной. Все чаще звучат шутки, смех, отношения становятся по-настоящему теплыми. При выполнении упражнений возникает желание помочь друг другу, эмоционально поддержать. Активно применяются (разумеется, на игровых имитационных моделях) новые способы взаимодействия, поведения, решения проблем. На этой стадии с особенным вниманием изучаются и апробируются участниками способы самопознания, самоанализа, самоконтроля и саморегуляции.

    Упражнение «Самоанализ». Каждый участник получает лист бумаги и делит его на четыре части. Дается следующая инструкция: «Дай 10 ответов на вопрос: «Кто я такой?». Сделай это быстро, записывая свои ответы точно в той форме, в какой они сразу приходят в голову. Запиши их в первый столбик. Во второй столбик запиши ответы на тот же вопрос, но так, как, по твоему мнению, отозвались бы о тебе твои близкие (выбери кого-то конкретно). В третий столбик запиши ответы на тот же вопрос так, как, по твоему мнению, отозвался бы о тебе участник группы, сидящий слева от тебя.

    Теперь сложи листок так, чтобы не были видны твои записи, и передай соседу слева. Получив листы, в оставшемся пустом столбике запиши 10 ответов на вопрос: «Кто такой тот человек, который дал тебе этот лист?». После этого листы собираются ведущим и перемешиваются. Поочередно зачитываются вслух характеристики из последнего столбика, а группа должна определить, о ком идет речь (писавший молчит). Обсуждается, насколько группа согласна с данным портретом. Затем листы возвращаются участникам, и они сами сравнивают все четыре набора ответов , анализируют их сходство и различия.

    В заключение дается домашнее задание: по окончании тренинга предложить своим близким дать 10 ваших определений и сравнить их с вашим предполагавшимся набором черт.

    В качестве приема организации обратной связи можно применить упражнение «Кто ты?». Каждому участнику на спине крепится большой лист плотной бумаги. Каждый педагог должен написать каждому хотя бы один ответ на указанный вопрос. После этого обобщенные характеристики анализируются и обсуждаются в группе.

    Третья стадия – переоценка

    Третьей стадией развития группы является стадия переоценки. Она сопровождается увеличением использования не только когнитивных, но и аффективных и оценочных процессов изменения. У участников появляется тенденция к осмыслению влияния собственного нежелательного поведения на непосредственное социальное окружение (семью, коллег по работе) и к переоценке собственной личности. На этой стадии в процессе выполнения различных психологических техник, деловых игр, анализа и проигрывания реальных жизненных ситуаций участник группы все более ощущает собственную независимость и способность изменить свою жизнь в чем-то важном, принципиальном. Выбор и принятие решения действовать – основной результат этой стадии.

    На этом этапе в группе активно используются техники гештальттерапии и психодрамы, а также телесной терапии и нейролингвистического программирования. Закономерным на стадии переоценки является обучение способам решения личных и профессиональных проблем и изменения отношений к событиям и людям. Для того чтобы изменить отношение к какой-либо негативной фрустрирующей ситуации, полезно применять известную в НЛП технику расщепления экрана. Как и в только что описанном приеме, вся работа осуществляется участниками группы во внутреннем плане. Ведущий, введя участников в релаксационное состояние, просит представить большой белый экран, разделенный вертикальной чертой. Слева на экран проецируется субъектом негативная фрустрирующая ситуация нечеткая, черно-белая; справа – ситуация успеха, яркая, красочная, наполненная звуками и запахами. Постепенно левая (негативная) картинка уменьшается и блекнет, удаляется, а правая (позитивная) становится все более яркой и приближается. После двух- трех- кратного выполнения этого упражнения участники группы с удивлением обнаруживают, что мысли о негативной ситуации больше не вызывают отрицательных чувств и она воспринимается ими гораздо спокойнее , чем прежде.

    К этому времени в группе уже складываются теплые, дружеские отношения, рассказы о себе искренни и откровенны. Созданию обстановки взаимного доверия способствуют техники телесной терапии, например , упражнение «Маятник». Двое участников встают лицом друг к другу, третий стоит между ними, закрыв лицо и расслабившись. Первые двое, положив руки ему на плечи, начинают раскачивать его, постепенно увеличивая амплитуду колебаний. Этим приемом легко диагностировать степень доверия, которое испытывают участники группы друг к другу. Еще более показательным в этом плане является «доверяющее падение». Все участники по очереди встают на стол или подоконник и спиной падают на руки остальных участников группы. Иногда страх, что тебя не поймают, уронят, отсутствие доверия к своим коллегам буквально парализуют тело человека, и он не может пересилить себя и заставить упасть. Зато тем, кто упал и ощутил поддержку заботливых рук своих товарищей, это, по их отзывам, давало незабываемое ощущение радости и гордости, доверия к другим участникам. Сильное эмоциональное переживание это ID упражнения вспоминается участниками группы еще очень долго, даже тогда, когда многие другие процедуры тренинга уже забылись.

    Четвертая стадия – действие

    Эта стадия, психологический смысл которой – закрепление в поведении и поддержание новых способов поведения , является завершающей. Участники группы апробируют новые способы поведения, опирающиеся на изменившуюся Я-концепцию. В группе они могут обсудить свои трудности, проблемы, получить открытое и доверительное сочувствие, понимание, помощь, поощрение за осуществление изменении в поведении.

    Устойчивость (толерантность ) к стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и поощрение самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении – основной результат этой стадии.

    Здесь применяются разнообразные творческие задания, рассчитанные на совместную деятельность участников. Успешное выполнение таких задании в еще большей степени способствует сплочению группы и в то же время создает чувство собственной самореализации при осуществлении личного вклада в общую работу.

    Самостоятельная работа по данному разделу:

    Вопросы, задания, список литературы для самоподготовки и самоконтроля представлены в Индивидуальной рабочей тетради «Особенности групповой психологической работы и межличностного взаимодействия».

    Сталин развития групп со спонтанной динамикой

    Четвертая стадия – действие

    Эта стадия, психологический смысл которой – закрепление в поведении и поддержание новых способов поведения, является завершающей. Участники группы апробируют новые способы поведения, опирающиеся на изменившуюся Я-концепцию. В группе они могут обсудить свои трудности, проблемы, получить открытое и доверительное сочувствие, понимание, помощь, поощрение за осуществление изменении в поведении.

    Устойчивость (толерантность) к стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и поощрение самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении – основной результат этой стадии.

    Здесь применяются разнообразные творческие задания, рассчитанные на совместную деятельность участников. Успешное выполнение таких задании в еще большей степени способствует сплочению группы и в то же время создает чувство собственной самореализации при осуществлении личного вклада в общую работу.

    Существуют и другие подходы к выделению -этапов в процессе групповой работы. Так, Б. М. Мастеров (1995) предлагает различать тренинговые группы со спонтанной и управляемой динамикой, подразумевая разные уровни доминирования ведущего. В группах этих типов выделяемые стадии несколько отличаются. Кратко опишем эти стадии и начнем с групп со спонтанной динамикой.

    1 этап : заключение первичного психологического контракта, знакомство, притирка участников, попек тем общения, светское общение, рост эмоциональной напряженности.

    2 этап : – эмоциональное сплочение и агрессия на ведущего как первое проявление эмоциональной открытости, начало рефлексивных процессов.

    3 этап : самораскрытие и рефлексия, обратные связи и социометрия.

    4 этан : выход из ситуации "здесь и теперь", преодоление "оранжереи", социальная реабилитация, завершение.

    1 этап : заключение психологического контракта, вхождение в ситуацию "здесь и теперь", сплочение и раскрепощение, первые обратные связи.

    2 этап : рефлексия групповой ситуации "здесь и теперь", заключение нового психологического контракта.

    3 этап : личностные проекции, самопознание, углубление обратных связен, переход к свободному самораскрытию и обсуждению проблем.

    4 этап : изменение контракта, усиление межличностной динамики в группе, социометрия.

    5 этап : выход из "здесь и теперь", социальная реабилитация, завершение группы.

    При переходе от этапа к этапу, а также при "пробуксовках" в групповой динамике Б. М. Мастеров рекомендует организовывать рефлексию на процесс, обсуждая вопрос "Что происходит с нашей группой?" и отвечая на него словесной пли поведенческой метафорой.

    Вопросы и задании для самоконтроля

    1. Какое понято использовано О. В. Немиринским при описании стадий группового процесса?

    2. Назовите и кратко охарактеризуйте этапы развития группы, предложенные Л. М. Митиной.

    3. Верно или неверно:

    a. Кризисы и развитии группы являются свидетельством и условием группового развития.

    b. Конфликтов и группе следует избегать во что бы то ни стало, так как они разрушительны для группы.

    c. Конфликты между участниками тренинга при определенных условиях могут быть полезными для эффективной работы группы.

    4. Как вы считаете, следует ли анализировать в группе отрицательные эмоции, возникающие у участников но поводу некоторых упражнений? Объясните почему.

    5. Встаньте нужные слова в предложение: "Основной результат четвертой (последней) стадии группового процесса – ...... стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и....... самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении".

    6. Назовите стадии развития групп со спонтанной динамикой.

    7. Назовите стадии развития групп с управляемой динамикой.

    Отличие этих групп состоит в том, что в группах со спонтанной динамикой ведущий следует «самозарождающимся» динамиче­ским процессам, а в группах с управляемой динамикой ведущий, используя определенные средства, провоцирует те или иные процессы в группе, т акие как проявление и выражение чувств, обратные связи, рефлексия групповой ситуации и т. д.

    Такими средствами могут стать и групповые правила, если ведущий с самого начала берет на себя функцию наблюдения за их выполнением в группе, объявив об этом во вступительном слове. Тогда, обращая внимание на происходящее в группе с точ­ки зрения групповых правил, он, по крайней мере, стимулирует рефлексивные процессы . Он имеет возможность сказать: «Да­вайте теперь дадим друг другу обратные связи» и т. п. Таким об­разом он может активизировать и более явно структурировать процесс общения и взаимодействия в группе.

    В большей степени структурировать и активизировать динами­ческие процессы в группе позволяют групповые психотехники . Некоторые из них мы уже описывали, когда говорили о третьем этапе группы со спонтанной динамикой. Подобные упражнения могут не только фасилитировать (облегчать проявление) и струк­турировать то, что есть, но и провоцировать поворот групповой динамики в то или иное русло.

    Несомненно, что у такого управления есть свои пределы. Груп­па может не пойти за ведущим, если он попробует предложить что-либо в неподходящий момент. Группа - организм, состоя­щий из живых людей, у которого осуществляются свои внутрен­ние процессы и своя логика их развития.

    Пределы волюнтаристского управления группой со стороны ведущего определяются органическими законами спонтанной динамики. Поэтому любые варианты ведения групп с управляе­мой динамикой опираются на эти законы. Попытаемся показать некоторую последовательность событий в одном из типов групп с управляемой динамикой. И на этом примере поговорим о про­исходящих там психологических процессах.

    Кроме роли фасилитатора, ведущий открыто берет на себя функ­цию организатора группового процесса.



    ЭТАП ПЕРВЫЙ. Заключение психологического контракта, вхождение в «здесь и теперь», сплочение и раскрепощение, пер­вые обратные связи.

    Можно начать с круга знакомства. Можно предложить называть друг друга на «ты» и по именам. Дальше обычно каждому участ­нику предлагается сказать о своих ожиданиях. Вначале все про­говаривается в закрытой форме, но это первое введение в куль­туру «здесь и теперь», это первый опыт попробовать говорить в группе.

    Предварительные разговоры очень важны. Фактически они являются формой заключения психологического контракта меж­ду участниками, между группой и ведущим. В ожиданиях, о ко­торых говорят участники, спрятана мера ответственности за то, что они собираются делать в настоящий момент. Это также в скрытом виде проговаривание позиции, которую каждый для себя видит в отношении других членов группы. Например, кто-то может сказать, что многого не ждет, хотел бы посмотреть на себя и, по возможности, включаться в происходящее на занятии. Ведущий может в своем парафразе переформулировать это в терминах ответственности: «То есть ты берешь на себя ответ­ственность перерабатывать тот опыт, который будешь получать "здесь и теперь"». Любая ответственность, пусть даже самая ма­ленькая, но достаточно ясно сформулированная и принятая - благо для динамики группы и личностной динамики участника.

    Потом ведущий предлагает поближе познакомиться и начать игру. Это поможет участникам почувствовать себя более свобод­но друг с другом, немного раскрепоститься, чтобы более продук­тивно работать вместе. Могут быть использованы салонные или детские игры.

    Таких игр может быть бесконечное множество. Главная их особенность в том, что они вводят участников в «здесь и теперь», позволяют наработать реальные чувства, создать отношения меж­ду участниками в психологически безопасной форме. Это дает возможность каждому уча­стнику проявиться, увидеть себя и других с несколько необыч­ной точки зрения. Процедура как бы задает структуру занятий, выделяет две неотъемлемые части: 1) получение опыта «здесь и теперь» и 2) рефлексию этого опыта.

    Вместе с тем, за игровой легкостью участники начинают чув­ствовать нечто большее, поскольку обратные связи и рефлексия уже начинают задевать какие-то более глубокие стороны «Я».

    Итак, фактически группа уже сплочена опытом совместных позитивных чувств «здесь и теперь», и ее участники уже доста­точно свободны в своих проявлениях. Группа готова двинуться «глубже». Но для этого нужен еще один шаг: участники должны более четко почувствовать себя группой и осознать это, а затем уже принять решение, сделать выбор пути - заключить новый психологический контракт.

    ЭТАП ВТОРОЙ. Рефлексия групповой ситуации «здесь и те­перь», заключение нового психологического контракта.

    Проводится рефлексия группы: «Что сейчас представляет собой наша группа? Как мы чувствуем себя друг с другом? Какие роли оказались у каждого участника в этой группе? Такими, каковыми мы сейчас являемся, можем ли мы вместе дальше общаться?»

    Обычно вначале используется какая-нибудь рефлексивная игра. В настоящей книге уже описана игра «Автомобиль», кото­рая была использована на занятиях с подростками. Здесь мы приведем другую технику - «Скульптурный портрет группы».

    В качестве помощи в рефлексии группового процесса может быть использована техника «самооценки включенности» в груп­повой процесс. Ведущий ставит в центр круга стул и говорит: «Это у нас центр группы. Тот, кто чувствует себя включенным в то, что происходит в группе "здесь и теперь", может сесть или встать на этот стул. Кто-то может чувствовать себя несколько в стороне, кто-то вообще может находиться в углу комнаты и чув­ствовать себя полностью выключенным из этого круга. Давайте сейчас все вместе займем те места, на которых мы сами себя ощу­щаем. Может быть, придется потолкаться, но в конце концов наша "живая диаграмма" как-то успокоится, и мы сможем уви­деть, какова наша группа».

    Иногда начинается свалка, борьба за место на стуле, кто-то занимает его, кто-то садится первому на колени, поскольку тоже чувствует себя в самом центре. Иногда центр остается почти пу­стым. В любом случае - это ценнейший материал для обсужде­ния рефлексии при переходе к следующему этапу.

    И первый этап, и его рефлексия на втором этапе позволяют группе почувствовать и осознать себя группой. Второй этап, в дополнение к эффектам первого, позволяет во время выполне­ния и обсуждения упражнений высказать и негативные чувства, свои переживания по поводу своего места среди других «здесь и теперь» и т. п.

    Теперь уже ведущий может предложить, а группа готова осознанно принять путь дальше - к более глубокому видению и пониманию себя, к более глубоким проявлениям себя «здесь и теперь», к более глубокой рефлексии получаемого опыта. Принятие этого предложения является заключением нового психологического контракта, принятие группой новой ответ­ственности.

    ЭТАП ТРЕТИЙ. Личностные проекции, самопознание, уг­лубление обратных связей.

    Атмосфера становится серьезней, пропадает легкость, но вместе с тем возрастает «температура» группового процесса. В группо­вом «котле» оказываются более глубокие личностные «пласты». Обычно ведущий использует психотехники, постепенно про­двигая группу вглубь. Новизну этого этапа могут подчеркивать психотехники, направленные на новое знакомство на другом, более глубоком уровне.

    Подобный опыт делает участников группы более открытыми, обратные связи становятся более глубокими и эмоциональны­ми, благодаря чему участники начинают рассказывать о себе. Кроме того, расширен языковый арсенал участников, в группе складывается ее индивидуальный язык.

    Дальнейшие психотехники, если они используются, предпола­гают более открытую проекцию своих «Я» в «здесь и теперь» груп­пового общения. Ведущий усиливает эту проективную тенденцию.

    Иногда возникает интересная особенность групповых отноше­ний. Наряду с тем, что сохраняется глубокий личностный уровень общения, обсуждаются и интенсивно переживаются очень интим­ные стороны «Я» участников. В группе возникает деловая обста­новка. Участники по-деловому как бы составляют график, когда и чьей проблемой заниматься, устанавливается даже очередь на самораскрытие. Наверное, курьезно это звучит со стороны, но внутри группы такое сочетание прагматизма и душевности ощу­щается как совершенно естественная форма общения.

    На этом этапе ведущий порой даже сдерживает обсуждения, чтобы не нарушить тот баланс «внешнего» и «внутреннего», о котором мы все время говорили: слишком интенсивные обсуж­дения и рефлексия личностной проблемы в группе, между учас­тниками, могут отнять у человека возможность побыть наедине со своим «Я», пережить полученный опыт внутри себя.

    Когда «энергетика» этого этапа начинает снижаться (как опи­сывался этот момент в «спонтанных» группах), ведущий может повернуть групповую динамику снова к «здесь и теперь» меж­личностного общения и отношений в группе.

    ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ. Изменение контракта, усиление меж­личностной динамики в группе, социометрия.

    На этом этапе участники группы уже привыкли друг к другу и почувствовали психологическую безопасность. На предыдущем этапе группа прошла через риск самораскрытия. Теперь обратные связи участников в отношении друг друга открыты и глубоки. Обратные связи стали автоматически получать статус предмета личностной работы, а не травмирующего или манипулятивного фактора.

    Но если на третьем этапе акцент в обратных связях, в рефлек­сии был обращен на внутреннее состояние личности участников группы, то теперь он переносится на межличностные отношения «здесь и теперь», на более глубокую проработку («переживатель­ную» и «рефлексивную») симпатий, антипатий, доверия. Это до­статочно суровое испытание, вызывающее весьма глубокие пе­реживания.

    Такой переход проговаривается ведущим. Выслушиваются реакции участников, каждый говорит о своей готовности или неготовности идти в этом направлении. Другими словами, зак­лючается новый психологический контракт, когда группа берет на себя ответственность за дальнейшее. Тема ответственности может обсуждаться открыто.

    Эмоции в группе начинают смещаться в сторону радостных и светлых чувств. Всем хорошо друг с другом и с самими собой. Может наступить даже групповая эйфория. Эти чувства действи­тельно прекрасны. Но эйфория таит в себе и опасность, о кото­рой мы уже говорили. Работа по профилактике этой опасности проходит на последнем, пятом этапе.

    ЭТАП ПЯТЫЙ. Выход из «здесь и теперь», социальная реа­билитация, завершение группы.

    Пятый этап проходит совершенно аналогично последнему этапу работы групп со спонтанной динамикой. Но есть одно дополне ние, одно замечание.

    Иногда в групповом процессе - в обоих типах групп - насту­пают моменты, которые психологи на профессиональном жаргоне называют пробуксовкой: либо участники застревают на ка­ком-то этапе (легкость и приятные эмоции после первого этапа управляемых групп, застревание на проблеме одного из участни­ков и пр.), либо группа ощущает риск при переходе к более глубо­ким уровням общения и самопознания и начинает «сопротивлять­ся», либо речь может идти о падении энергетики, и динамика становится вялой.

    В таких случаях делают рефлексивную остановку, и прово­дят в группе рефлексию процесса: «Что сейчас происходит с на­шей группой? Какие чувства это вызывает? Можно ли дать ме­тафору тому, что сейчас происходит?» и т. д. То есть проводятся процедуры, аналогичные тем, которые делаются при переходе от этапа к этапу. Главное, чтобы сам факт пробуксовки и ее пере­живание каждым человеком стали групповым событием, пред­метом групповой рефлексии и групповой работы по преодоле­нию пробуксовки. После этого группа уже в состоянии сделать выбор, куда ей двигаться дальше, что будет подтверждением ста­рого или заключением нового психологического контракта.

    1 этап : заключение психологического контракта, вхождение в ситуацию "здесь и теперь", сплочение и раскрепощение, первые обратные связи.

    2 этап : рефлексия групповой ситуации "здесь и теперь", заключение нового психологического контракта.

    3 этап : личностные проекции, самопознание, углубление обратных связен, переход к свободному самораскрытию и обсуждению проблем.

    4 этап : изменение контракта, усиление межличностной динамики в группе, социометрия.

    5 этап : выход из "здесь и теперь", социальная реабилитация, завершение группы.

    При переходе от этапа к этапу, а также при "пробуксовках" в групповой динамике Б. М. Мастеров рекомендует организовывать рефлексию на процесс, обсуждая вопрос "Что происходит с нашей группой?" и отвечая на него словесной пли поведенческой метафорой.

    Вопросы и задании для самоконтроля

    1. Какое понято использовано О. В. Немиринским при описании стадий группового процесса?

    2. Назовите и кратко охарактеризуйте этапы развития группы, предложенные Л. М. Митиной.

    3. Верно или неверно:

    a. Кризисы и развитии группы являются свидетельством и условием группового развития.

    b. Конфликтов и группе следует избегать во что бы то ни стало, так как они разрушительны для группы.

    c. Конфликты между участниками тренинга при определенных условиях могут быть полезными для эффективной работы группы.

    4. Как вы считаете, следует ли анализировать в группе отрицательные эмоции, возникающие у участников но поводу некоторых упражнений? Объясните почему.

    5. Встаньте нужные слова в предложение: "Основной результат четвертой (последней) стадии группового процесса – ...... стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и....... самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении".

    6. Назовите стадии развития групп со спонтанной динамикой.

    7. Назовите стадии развития групп с управляемой динамикой.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Основы технологии группового тренинга

    И в вачков.. основы технологии группового тренинга.. м издательство ось..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: