Проект перелетные птицы средняя группа. Проект «Перелетные птицы» для детей старшей группы. Выставка поделок с родителями «Такие разные птицы»

Марина Борсякова
Проект в средней группе ДОУ «Перелетные птицы осенью»

Проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста «Перелетные птицы осенью »

Описание проекта : краткосрочный, групповой .

Участники проекта : дети, педагоги.

Возраст детей : средняя группа .

Актуальность проекта : проведенная предварительно диагностика показала, что у ребят недостаточно развиты знания о перелётных птицах . Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц , не знают причин отлёта перелетных птиц в тёплые края . Затрудняются ответить, какую пользу приносят птицы , что для птиц вредно , а что – полезно. Настоящий проект позволит закрепить в памяти детей названия перелетных птиц , углубить и расширить знания о перелетных птицах , познакомить детей с таким явлением, как осенний отлёт птиц и понять его причины, послужит воспитанию заботливого и бережного отношения к птицам .

ЦЕЛЬ : расширить и углубить знания дошкольников о жизни перелётных птиц в осенний период .

ЗАДАЧИ :

1. Образовательные

Закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц ;

Изучать особенности отлёта перелётных птиц

2. Развивающие

Формировать навык словообразования при работе с уменьшительно-ласкательным значением слов;

Развивать связную устную речь детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;

Формировать художественно-эстетическое восприятие детей на основе прослушивания текста рассказа, рассматривания иллюстраций по теме, рисования и раскрашивания картинок;

Пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.

3. Воспитательные

Формировать навыки учебной деятельности;

Формировать бережное отношение к природе.

Реализация проекта .

Начиная изучение перелётных птиц , следует объяснить детям, почему их так называют.

Перелётные птицы улетают зимовать в тёплые края.

Это происходит осенью .

Обычно перелетные птицы летят в тёплые края стаей, но еще могут лететь дугой, поодиночке, клином, шеренгой.

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы . В слове насекомоядные прячутся два слова : едят насекомых. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл.

Раньше всех улетают ласточки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы. Улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые.

Когда замерзают водоёмы (реки, озёра и пруды, направляются к югу водоплавающие птицы - гуси , утки и лебеди.

В слове водоплавающие тоже прячется два слова - плавать в воде.

Практическая часть.

Подвижные игры на свежем воздухе : «Воробышки и автомобиль» , «Птички в гнездышках» , «Птички летают» .

Игра «Назови ласково»

изучение строения птицы и образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами :

птица – птичка

голова – головка

шея - шейка

крыло – крылышко

лапа – лапка

хвост – хвостик

клюв - клювик

Игра «У кого какое тело»

Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? Значит, скворец какой? Короткохвостый.

Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? Длиннохвостая.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Скворушка»

Осень-непогодушка ,

Тополь пожелтел.

Вдруг на ветке скворушка

Песенку запел.

Ветка чуть качается,

Дождик не кончается.

С нами старый скворушка

До весны прощается.

Движения :

Подняли руки вверх;

наклоны туловища

влево - вправо;

руки в стороны;

повороты туловища

влево - вправо;

руки вытянули вперед ;

наклоны вперёд-назад;

приседания.

УГАДАЙ-КА! (Загадывание загадок о перелетных птицах )

На шесте дворец.

Во дворце – певец.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

Серая птаха в лесу живет,

Чудным певцом повсюду слывет.

Всех перелетных птиц черней ,

Он чистит пашню от червей.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Пальчиковая игра «Десять птичек – стайка»

Дети сидят на стульчиках.

Пальцы левой и правой рук

соединены между собой.

Пой-ка, подпевай-ка :

Десять птичек – стайка.

(Хлопаем в ладоши)

Эта птичка – соловей,

(Поочередно загибаем

пальчики на правой руке,

начиная с мизинца)

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

(Поочередно загибаем

пальчики на левой руке,

начиная с мизинца)

Серенькое перышко.

Эта – зяблик.

Эта – стриж.

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан.

(Соединяем большой и

указательный пальцы,

как хищный клюв)

Птички, птички – по домам!

(Машем ручками,

как крылышками)

Артикуляционная гимнастика

ЛИ-ЛИ-ЛИ, ЛИ-ЛИ-ЛИ – улетели журавли,

ОЛ-ОЛ-ОЛ, ОЛ-ОЛ-ОЛ – сильный дождь с утра пошёл,

АЙ-АЙ-АЙ, АЙ-АЙ-АЙ – зонт скорее открывай.

Упражнение «Закончи предложение» (составление сложноподчинённых предложений)

За окном стоит холодная, дождливая погода, потому что…

Первыми улетают на юг ласточки, потому что…

Последними улетают осенью лебеди , гуси, утки, потому что…

- Птиц нужно любить и охранять, потому что…

ИТОГИ ПРОЕКТА :

1. Дети узнают по картинкам, фотографиям и умеют называть большинство перелетных птиц , живущих в нашем регионе;

2. У дошкольников сформировалось правильное представление о таком явлении, как отлёт птиц на юг осенью ;

3. Большинство ребят в группе умеют рассказывать об особенностях внешнего вида и повадках перелетных птиц , могут составить описательный рассказ по картинке;

4. Группа разучила новые подвижные, пальчиковые и ситуативные игры, гимнастики, потешки, загадки;

5. Ребята приобрели новые навыки в художественном творчестве, научились закрашивать разные части объекта по очереди;

6. В ходе реализации проекта дошкольники познакомились с замечательными сказками российских и зарубежных авторов.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Перелетные птицы весной» в средней группе Задача: Расширить знания детей о весне, и перелетных птицах. Цели: - Познакомить детей с внешним видом - Дать понятие «перелетные птицы».

«Зимующие и перелетные птицы». Конспект занятия в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема:«Зимующие и перелетные птицы». Образовательные задачи:.

Конспект интегрированной ООД в подготовительной группе «Перелетные птицы» Интегрируемые ОО – физическое развитие, познавательное развитие. Возраст детей: 6 – 7 лет. Форма проведения: организованная образовательная.

Конспект НОД образовательной области «Познание» в средней группе «Перелетные птицы» Конспект НОД образовательной области «Познание» на тему «Перелетные птицы» в средней группе Цель: познакомить воспитанников с перелетными.

Приоритетная образовательная область: познавательная. Цель: закрепить представления детей о том, что происходит с нашей планетой и птицами.

Актуальность проблемы: во время беседы с детьми выяснила, что не все дети знают о зимующих и перелетных птицах, какую пользу они приносят. Зимующим птицам холодно и голодно зимой. Таким образом, возникла проблема: почему одни птицы остаются зимовать, а другие улетают на юг?

Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.

Задачи проекта:

— уточнить и систематизировать представления детей о зимующих и перелетных птицах;
— воспитывать бережное и заботливое отношение к пернатым;
— приучать выражать заботу о птицах;
— развивать эмоциональную отзывчивость, творческие навыки, познавательные способности.

Участники проекта:

Дети средней группы, воспитатели, родители.
Дети вместе с родителями составляют небольшой рассказ о каком-либо пернатом.


Предварительная работа:
— наблюдение за птицами (где живут, чем питаются)
— поисковая работа по подбору иллюстраций, книг по теме «птицы».
— изображение птичьих следов;
— знакомство с литературными произведениями: «Где чей дом» Т. Волжанина, «Разговор птиц весной» Б. Бианки.
— разучивание стихов о птицах: «Синичка» С.Маршак, «Где обедал воробей»
— чтение пословиц, поговорок
— загадывание загадок о птицах.

Рабочий план реализации проекта:

Вид проекта: краткосрочный, итоги представлены в виде творческих работ.
Продолжительность: 2 недели.

Предполагаемый результат:

— дети имеют представление о зимующих и прилетных птицах (почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются зимовать);
— имеют представления о том, какую пользу приносят птицы;
— узнали о том, что с помощью клюва птицы строят гнезда;
— рассказать о том, что птицам трудно найти пищу зимой;
— помогать птицам зимой делать кормушки (насыпать корм);
— умеют устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы.

Сотрудничество с семьями: консультация на тему: «что мы знаем о птицах», оформление детских рисунков.

Продукт проектной деятельности: альбом с рисунками и записанный родителями совместно с детьми рассказ о каком-либо пернатом.

Дальнейшее развитие проекта: по окончании проекта детям было предложено задание на весеннее время года пронаблюдать за перелетными птицами.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №46

Педагогический проект

« Перелётные птицы»

средней группы №1

Мандрыкина О.А.

п. Спартак

2016 г.

Вид проекта: краткосрочный. Время реализации: с 01 по 15 мая 2016 г.

Участники: дети, воспитатели и родители средней группы.

Тип проекта : информационно-творческий.

Интеграция образовательных областей: « Развитие речи», «Восприятие художественной литературы», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Актуальность : осенью перед птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Птицы, которые улетают от нас на зиму, едят разных насекомых, жуков, мух. Когда становится холодно, и насекомые прячутся в щели, птицы не могут их достать, поэтому они улетают от нас в теплые края, где тепло и много корма. А весной, когда природа оживает перелетные птицы снова возвращаются в родные края.

Цель: формировать у детей представление об особенностях жизни перелётных птиц, развивать познавательный интерес к родной природе.

Задачи:

Образовательные:

Расширить и закрепить представления о жизни перелётных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после перелёта; закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелётных птиц.

Учить создавать изображение скворечника, с помощью аппликации. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Продолжать учить в процессе рисования передавать характерные особенности внешнего вида птиц.

- учить детей правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Продолжать приучать слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию стихотворения.

Развивающие:

- развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее и подражать голосам птиц с помощью музыкальных произведений.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к живой природе, бережное отношение к птицам.

Взаимодействие с родителями: предложить родителям вместе с детьми понаблюдать за перелётными птицами, посмотреть и обсудить мультфильмы о перелётных птицах.

Схема реализации проекта.

1. Первый этап – подготовительный:

    Изучение уровня знаний по данной теме;

    Определение задач;

    Изучение методической литературы по данной теме.

    Подбор игр, мультфильмов, песен, художественной литературы.

    Изготовление дидактических пособий по теме.

    Подготовка презентации «Перелетные птицы» с музыкальным включением «Голоса птиц»

    Подготовить материал для консультации по теме:

«Расскажите детям о птицах»

2. Второй этап – основной:

    Беседы с родителями.

    Работа с детьми.

Образовательная

область

Содержание

О.О. «Познавательное развитие»

Беседа с элементами ИКТ (видеоролик): «Почему перелётные птицы осенью покидают нас, а весной возвращаются?».

Дидактические игры: «Кто где зимует?»,

« Птицы»- учить узнавать и называть перелетных птиц

« Чей хвост?»- учить по хвосту находить знакомую птицу

«Чей хвост длиннее?»- учить сравнивать по длине

«Четвертый лишний»- учить группировать по признакам

(Приложение №1)

Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Весенняя сказка», «Гадкий утёнок».

Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц, презентации «Перелетные птицы»

О.О. «Развитие речи»

Словесные игры: «Назови ласково» - учить называть существительные в уменьшительно-ласкательной форме ,

«Птицы и их детеныши»- учить называть существительные множественного и единственного числа .

«Один-много». «Кто как говорит».

Дидактические игры: «Расскажи о птице» - развивать связную речь ,

«Улетает - не улетает», «Узнай птицу по описанию».

(Приложение №2)

Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

О.О. «Восприятие художественной литературы»

Чтение рассказов Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Г. Снегирёв «Птицы наших лесов», Куприн А.И. «Скворец», Соколов-Микитов И.С. «Жаворонок», Аксаков С.Т. «Лебедь»

Разучивание стихотворений о птицах: «Скворец», «Ласточка»

Загадывание загадок о перелетных птицах;

О.О. «Художественно-эстетическое развитие»

Аппликации с элементами рисования «Скворушка».

Рисование с элементами аппликации «Соловей в яблоневом саду».

Работа с раскрасками «Ласточка», «Цапля/ Аист»

Лепка «Лебеди / Птичка»

(Приложение №3)

О.О. «Физическая культура»

Подвижные игры: «Птицы, гнезда, птенцы». «Птички в гнездышке», «Пчелки и ласточка», «Журавль и лягушки».

Физкультминутка: «Ласточки летели», «Лебеди летят», «Птички прилетели».

Пальчиковая игра: «Встречаем птиц», «Ласточка»

(Приложение №4)

3. Третий этап – заключительный:

    НОД «Перелетные птицы».

Задачи:

1. Образовательная: уточнить и закрепить представления детей о весне, её признаках. Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни, расширять и активизировать словарь по теме.

2. Развивающая: развивать речевую активность, внимание, мышление, методику. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с суффиксами – ат; - ят)

3. Воспитательная: воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к птицам.

Ход.

Звучит музыка (звуки природы, пение птиц)

Рыхлый снег,

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла (весна)

Ушла зима холодная, неласковая. На смену ей торопится красавица весна.

А хорошо ли вы знаете приметы весны? Давайте проверим? Есть у меня особый сундучок, там загадки о весне, а отгадки не простые, отгадаете, увидите сами:

Голубая простыня,

Весь свет одевает,

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он – ярко голубой (небо).

Воспитатель достает из сундучка голубой лоскуток.

Солнце пригревает,

Лед на речке треснул

Речка зашумела

Льдины подгоняет,

Как это явление

Весною называют?

Воспитатель достает склянку с водой

Снежок растаял и с полей

Бежит проворный … (ручей).

Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба,

Самый первый самый нежный

Чистый маленький … (подснежник).

Висит за окошком

Кулек ледяной

Он полон капели

И пахнет весной (сосулька).

Воспитатель показывает картинку

Молодцы, все загадки отгадали, пуст мой сундучок.

Физкультминутка

Все люди глядели.

Все люди дивились

Песенки запели.

Воспитатель: Пришла весна – красна, солнышко пригревает, начинает расти молодая травка, на деревьях набухают почки. Давайте представим, что мы в весеннем лесу.

Прослушивание записи «звуки леса»

Расскажите, о чем услышали.

Дети называют (грач, скворец, жаворонок, ласточка)

В какое время года птицы улетают в теплые края?

Дети: - Осенью

Воспитатель: - Как их называют?

Дети: - Перелетные птицы.

Воспитатель: - А как вы думаете, почему они улетают?

Дети: - становится холодно; нет корма; насекомые прячутся или погибают.

Воспитатель: - Значит, если птицы питаются насекомыми, зимой им есть нечего.

Д/и «Собери картинку»

Детям раздаются картинки, на которых изображены перелетные птицы.

Воспитатель: - Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте их собрать. Ребенок, собравший картинку, называет птицу.

В группу входят дети (заранее подготовленные) в шапочках птиц (грач, скворец, соловей, ласточка)

Вот – я – грач

Проворный, черный,

Кричу: «Крак! Крак! »

Всем червякам – враг!

Я самый первый прилетаю

Зиму ломаю.

Воспитатель: - Как только начинают пахать землю, грач тут как тут. Он ловко выхватывает из земли жуков, пауков, червяков. Живут грачи большими семьями и свои гнезда строят высоко на деревьях.

На магнитную доску помещается картинка грача.

В народе говорят «Если грач на горе, то весна на дворе», «Увидел грача – весну встречай»

Ребенок 2

А у нас в саду жилец –

Бойкий маленький скворец –

Тихий сад повеселел

Оттого что он запел.

С солнцем скворушка встает,

Ест жуков, росинки пьет.

Сдвинув шапку набекрень,

Распивает целый день.

Воспитатель: - (помещает картинку на доску). Селится скворушка в старых дуплах деревьев или в скворечниках, развешанных для него людьми. Поет, подражая различным звукам и голосам других птиц.

Ребенок 3

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это?

Дети: - Соловей.

Помещается картинка на доску

Воспитатель: - Это небольшая птичка. Совсем с виду невзрачная. Серенькая, грудка беленькая, хвостик рыжеватый, большие темные глазки. А любят люди соловья за нежную, звонкую, красивую песню. Прилетает на родину, когда деревья и кустарники одеваются листьями, вернувшись, отыскивают старые жилища (гнезда в кустарниках) и поют.

Ребенок 4

Прилетаю к вам с теплом,

Путь проделав длинный,

Леплю домик под окном

Из травы и глины.

Дети: - Это ласточка.

Помещается картинка

Воспитатель: - К нам ласточки прилетают только на лето, чтобы свить гнезда и вывести птенцов. А осенью ласточки снова собираются в стаи и улетают в жаркие страны.

Вы знаете, что весну на своих крылышках несут не все птички, а только перелетные. А зачем птицы прилетают на родину? Родина – это место где родился. Поэтому птицы возвращаются, чтобы свить гнездо и выседеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в теплые края. Для того чтобы весной вернуться на родину

Для чего нужны птицы? Уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской. Надо ли охранять и беречь птиц? Как? Делать скворечники, кормушки; подкармливать; нельзя разорять гнезда, собирать яйца; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке где живут птицы.

Ребенок: - Вы должны помнить:

Что птиц не надо ловить,

Надо птиц всегда любить.

Птичьих гнезд не разорять

Зимою птицам помогать,

Их жалеть, оберегать

Давайте повторим названия птиц. (повторяют хором и по одному)

Как всех этих птиц называю?

Перелетные

А почему?

Осенью они улетают в теплые края

Игра с мячом «У кого кто? »

Я буду бросать «звучащий» мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будете ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.

Грач (грачата)

Скворец (скворчата)

Ласточка (ласточата)

Дрозд (дроздята)

Стриж (стрижата)

Журавль (журавлята)

Кукушка (кукушата)

Итог занятия

О ком мы сегодня говорили?

Как одним словом назвать этих птиц?

Приложение №1

Беседа: «Почему перелётные птицы осенью покидают нас, а весной возвращаются?».

Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелётными (выслушать ответы детей и обобщить их). Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны.

Почему эти птицы улетают от нас осенью (выслушать ответы детей)?

Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевыкопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды – великолепные охотники за саранчой и кузнечиками.

Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края.

Значит, что страшнее птицам зимой – холод или голод? Конечно же – голод. Ведь оседлые птички, которые живут у нас постоянно – воробьи, вороны, голуби, синицы – переносят зимние холода.

А почему же они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища – семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

А вы знаете, что не все птицы отправляются в тёплые края? Есть и такие перелётные птицы, которые прилетают к нам зимовать (рассказ сопровождается демонстрацией картинок с изображением птиц).

Снегири – обитатели тайги, северных смешанных лесов. Но во время зимних кочёвок прилетают к нам. Они становятся заметны именно с выпадением снега. Питаются снегири плодами клёна, рябины, причём у ягод они съедают только мелкие косточки, а мякоть выбрасывают. Поэтому присутствие снегирей можно определить по мякоти ягод, лежащей под деревьями. Доставать семена из шишек они не могут.

А вот родственники снегирей – клесты – имеют крепкие клювы со скрещенными кончиками. Они могут расшелушить любую шишку. Клесты не только прилетают к нам на зиму из более холодных лесов, но и выводят у нас здесь зимой птенцов. Чтобы уберечь яйца и птенцов от зимней стужи, клесты строят прочные, толстые гнёзда. Стенки гнезда снаружи утепляются мхом, а изнутри – перьями. Устраивается гнездо под густой еловой лапой, что бы в него не попадал снег. Основная пища клестов – это еловые и сосновые семена, которые они легко достают из шишек своим удивительным клювом.

Дополнительный материал:

Интересные факты о птицах. Например, о том, что птицы летят в дальние страны на зимовку в виде фигур:

    прямым фронтом,

    скученной стаей,

    косяком,

    клином.

Полет клином или другой фигурой имеет причину. Клин выстраивается по принципу: первыми летят сильные и взрослые, за ними самые младшие и слабые. Рассекая воздух и создавая мощный поток воздуха, лидер группы помогает слабым в полете, также он показывает дорогу.

Иногда в стае несколько лидеров. Они летят первыми по очереди, чтобы окончательно не выбиться из сил и не свернуть с курса. Замыкающие клин, постоянно издают звуки, подбадривая лидеров и подтверждая свое присутствие.

Летящие птицы - видео

Можно рассказать, что перелетные птицы улетают не только в период наступления холодов, но и среди лета, что каждый вид птиц по-разному ведет себя перед полетом.

Птицы узнают о наступлении холодов и необходимости отлета не из газеты или новостей, их инстинкт более красноречив, чем представители СМИ. С его помощью птица знает, когда начинать готовиться к длительному перелету, иногда даже они делают пробные полеты. Не только птица готовится, но и ее организм. Он начинает перестраиваться, чтобы птица была готова к тяжелым временам.

Почему перелетные птицы возвращаются?

Ответ, в самом деле, прост: в теплых странах не хватит места и корма, чтобы свить гнездо и вырастить потомство. Птицы устроены так, что если условия благоприятны для выращивания птенцов, то выводок становится больше. Конкуренция среди видов погубила бы целые кланы птиц. Именно забота о будущих птенцах, толкает хвостатых родителей преодолевать тысячи километров и возвращаться домой.

Шишкина школа. Урок природоведения. Перелетные птицы. – видео

Дидактические игры:

«Кто где зимует?»

Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

Задание: посади зимующих птиц на изображение зимнего дерева, а перелётных на изображение летнего дерева.

«Кто лишний»

Воспитатель показывает картинку с изображением птиц, дети должны сказать кто лишний и почему.

(Приложение №2)

«Назови ласково»

Птенец - птенчик,
перо - перышко,
голова - головка, головушка,
соловей - соловушка,
шея - шейка,
жаворонок - жаворонушек,
крыло - крылышко,
скворец - скворушка,
гусь - гусенок,
утка - уточка,
лебедь - лебедушка,
гнездо - гнездышко,
журавль - журавушка,
трясогузка - трясогузонька,
аист - аистенок,
цапля - цапелька.

«Назови детеныша»

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Грач - грачонок
стриж - стриженок
кукушка - кукушонок
скворец - скворчонок
гусь - гусенок

аист - аистенок

журавль - журавленок

лебедь - лебеденок

утка - утенок

«Один - много»

Образование множественного числа .


Грач - грачи
птица - птицы
стриж - стрижи
аист - аисты
жаворонок - жаворонки
скворец - скворцы
журавль - журавли
гусь - гуси
утка - утки
ласточка - ласточки
соловей - соловьи
лебедь - лебеди
кукушка - кукушки.

Игра «Кто как говорит»

Воробей - чирикает
Кукушка - кукует
Ворона - каркает
Курица - кудахчет
Утка - крякает
Соловей - поет
Сорока - трещит

«Расскажи о птице».

Цель. Развивать связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем.

Материал. Предметные картинки из серии «Перелетные птицы», набор графических схем.

Ход: Логопед предлагает детям рассказать о птице, используя схемы.

Например:

Это ласточка. Она черного цвета с белой грудкой. Ласточка – маленькая птичка. У нее есть голова, тело, крылья, хвост, похожий на вилочку. Все тело покрыто перьями. Ласточка строит гнездо и выводит птенцов под крышей дома или на берегу реки. Целый день она летает и ловит мошек и комаров. С наступлением холодов ласточка улетает в теплые края, а весной возвращается домой.

«Улетает - не улетает».

Цель: воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время.

Ход. Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает - улетает она на зиму или нет.

«Узнай птицу по описанию».

Цель: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Ход. Воспитатель описывает птицу, а ребёнок отвечает – какая это птица.

(Приложение №3)

Конспект НОД

Аппликация с элементами рисования «Скворушка»

Программное содержание:

Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей; определять форму частей (прямоугольная, круглая, треугольная). Уточнить знание цветов. Развивать цветовое восприятие. Продолжать знакомить детей с перелетными птицами, называть знакомых птиц. Воспитывать чувства доброты и любви к птицам.

Ход:

Сюрпризный момент.

В групповую комнату «влетает» птица. Воспитатель озвучивает «гостью», приветствует детей.

Воспитатель: «Посмотрите, у нас гость, это перелетная птица – ласточка. Ласточка - вестник, какого времени года? ».

Выслушивает ответы детей.

Воспитатель: «Правильно, ребята. Весной появляется травка, распускаются почки, просыпаются после зимней спячки насекомые. Для птиц появляется привычная пища, и они возвращаются к нам из теплых стран».

Воспитатель показывает картинки с изображением перелетных птиц и перечисляет их, дети проговаривают названия птиц. Затем воспитатель, обращаясь к каждому ребенку, показывает изображение птиц и просит назвать их.

Физминутка: «Птички прилетели».

полет птиц

Воспитатель: «А как птички будут зернышки клевать? » Ребята сжатыми в клювик пальчиками имитируют, как птички клюют зернышки и произносят «Клюв-клюв-клюв».

Воспитатель: «Ребята, к сожалению, ранней весной для птичек мало еды, поэтому люди должны подкармливать их. А для этого необходимы скворечники – домики для птиц. Давайте и мы с вами сделаем и для нашей ласточки и всех перелетных птиц, скворечники».

Воспитатель показывает картинку с изображением скворечника и называет части, из которых он состоит, обращая внимание, что эти части похожи на геометрические фигуры. Сам скворечник - на прямоугольник, крыша – на треугольник, а окошко – на круг.

Воспитатель предлагает детям вместе с ним сделать скворечник, и объясняет, в какой последовательности нужно приклеивать его составные части, показывая это на ватмане. Воспитатель вместе с детьми проговаривает цвет составных частей скворечника (крыша – красная, стены – сини, окошко желтое). Педагог к большому скворечнику приклеивает жердочку, на которую «прилетела» птица.

Воспитатель: «Ребята посмотрите, а вот и первая птичка прилетела в скворечник! Послушайте, она говорит нам «спасибо» на своем птичьем языке». В групповой комнате раздаются голоса птиц. Воспитатель предлагает еще раз «полетать» вместе с птицей. Затем гостья прощается и обещает прилетать к скворечнику каждый день.

(Приложение №4)

Подвижные игры

«Птицы, гнезда, птенцы».

Цель игры : уметь быть внимательным к командам воспитателя, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц.

Атрибуты к игре: наголовники птиц, обручи по количеству детей.

Ход игры: По команде «Птицы» дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.

По команде «Гнезда» - собираются в круг, взявшись за руки.

По команде « Птенцы» - находят свой обруч, присаживаются и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы. (Кукушка: ку-ку, утка: кря-кря, грач: крак-крак, ласточка: фьють-фьють, журавль: курлы-курлы, гусь: га-га.)

Повторить игру два раза.

«Птички в гнёздышке»

Цель. Игра тренирует память, внимание, развивает быстроту движений,

ориентировку в пространстве.

Нарисовать на земле несколько кругов - это гнёздышки.

По сигналу все птички вылетают из гнёздышек, разлетаются во все стороны,

приседают, клюют корм, снова летают, размахивая руками-крыльями.

Взрослый произносит слова:

Вот летели птички, птички невелички.

Все летали, все летали - крыльями махали.

На дорожку сели, зёрнышек поели.

Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.

Перышки почистим, чтобы были чище.

Вот так, вот так, чтобы были чище!

Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.

По сигналу: "Летите домой в гнёздышки!" дети возвращаются в "гнёздышки" -

«Лягушки и цапля»

Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость. Упражнять в прыжках в высоту с места

Описание игры: очерчивается квадрат – «болото», где живут «лягушки». В углах вбиваются колышки или кладутся кубики. Высота 10 – 15 см. По сторонам квадрата протягивается веревка. За пределами квадрата «гнездо цапли». По сигналу «цапля» она, поднимая ноги, направляется к болоту и перешагивает через веревку. Лягушки выскакивают из болота, прыгая через веревку, отталкиваясь двумя ногами. Перешагнув через веревку, цапля ловит лягушек. Продолжительность 5-7 минут

Игра с мячом «Поймай и назови».

Воспитатель бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу.

«Пчелки и ласточки»

Играющие – пчелы – летают по поляне и напевают:

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зим, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел.. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

Физкультминутки

«Лебеди»

Лебеди летят, крыльями машут, подняться на носки, плавные

движения рук

Прогнулись над водой, прогнуться назад, нога на носок

Качают головой. руки на пояс, покачивание головой

Прямо и гордо умеют держаться, полуприседание, руки на пояс

Очень бесшумно на воду садятся. Присесть на корточки, руки в

стороны

Белые лебеди летели, летели, подняться, руки вверх, взмах руками

И на воду сели. Присесть на корточки, руки в стороны

Сели посидели, присесть

Снова полетели. встать, руки вверх, через стороны

вниз.

«Ласточки»

Ласточки летели (бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями)

Все люди глядели.

Ласточки садились (приседают, сложив руки за спиной)

Все люди дивились

Сели, посидели (делают ритмичны наклоны)

Взвились, полетели (бегут по кругу, взмахивая руками)

Песенки запели.

«Птички прилетели».

Птички прилетели Скрещивать ладони в виде крыльев и имитируют

полет птиц

Распушили перья Делать частые потряхивания кистями обеих рук

Головой вертят Делать головой вправо-влево

Улететь хотят Бегать, изображать полет птиц

Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью.

Пальчиковая игра:

«Встречаем птиц»

Мы построили скворечню

Для весёлого скворца.

(Попеременно постукиваем кулачками друг о друга и по столу.)

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

(Сводим руки над головой.)

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том:

(Попеременно постукиваем кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Мать, отец и скворушки –

Чёрненькие пёрышки.

Соединяем каждый палец с большим пальцем

на обеих руках одновременно, по 2 раза.)

«Ласточка»

Ласточка, ласточка, - За морем бывала,

Милая касаточка, Весну добывала.

Ты где была? Несу, несу

Ты с чем пришла? Весну красну.

(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного,- сначала на правой, потом на левой руке)

Загадки.

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту.

За лягушками к болоту. (аист)

Весной прилетает птица.

Поле вспашут - там любит кормиться. (грач)

Будто крохотный звонок. (жаворонок)

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти. (журавль)

Кто такой весенним днем

Сплёл рукавичку над окном,

Вывел в ней новых жильцов -

Маленьких таких птенцов? (ласточка)

Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет. (цапля)

На шесте - дворец,

Во дворце - певец. (скворец)

Стихи о перелетных птицах

Снова по законам вечным
В город к нам пришла весна.
Я повесила скворечник
На березе у окна.
Как-то утром, наконец,
Занял новый дом
скворец.
И теперь у нас не тихо.
Целый день поют скворцы.
Есть у скворушки скворчиха
И горластые птенцы.
Скворчик - просто молодец,
Он - заботливый отец.
(Е. Тараховская)

Журавушки - журавли

Оторвались от земли.

Крылья к небу вскинули,

Милый край покинули.

Закурлыкали вдали

Журавушки - журавли!

Рассказы для детей о птицах.

Скворцы (Отрывок)

... Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые - скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны.

Итак, мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые.

... Воробьи вообразили, будто эта любезность делается для них, и тотчас же, при первом тепле, заняли скворечники.

Наконец девятнадцатого, вечером (было еще светло), кто-то закричал: «Смотрите - скворцы!»

И правда, они сидели высоко на ветках тополей и, после воробьев, казались непривычно большими и чересчур черными...

Два дня скворцы точно набирались сил и все навешали и осматривали прошлогодние знакомые места. А потом началось выселение воробьев. Особенно бурных столкновений между скворцами и воробьями я при этом не замечал. Обыкновенно скворцы по два сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собой, а сами одним глазом, искоса, пристально поглядывают вниз. Воробью жутко и трудно. Нет-нет - высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки - и назад. Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. «Слетаю, - думает, - на минутку и сейчас же назад. Авось перехитрю. Авось не заметят». И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз и уже у себя дома.

И уже теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит - другой летает по делам. Воробьям никогда до такой уловки не додуматься.

... И вот, с огорчения, начинаются между воробьями великие побоища, во время которых летят в воздух пух и перья. А скворцы сидят высоко на деревьях да еще подзадоривают: «Эй, ты, черноголовый! Тебе вон того, желтогрудого, во веки веков не осилить». - «Как? Мне? Да я его сейчас!» - «А ну-ка, ну-ка...»

И пойдет свалка. Впрочем, весною все звери и птицы... дерутся гораздо больше...

Жаворонок

Соколов-Микитов Иван Сергеевич

Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья - самый веселый и радостный звук - песня полевых и луговых жаворонков. Еще ранней весною, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригреве образовались темные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости. Столбом, поднимаясь в небо, трепеща крылышками, насквозь пронизанными солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробудившейся земли похожа эта радостная песня.

Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песнь...

Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над желтыми золотистыми пуховиками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей.

Лебедь

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы. Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды.

Тип проекта : информационно - творческий.

Участники проекта : дети 12 группы, воспитатели, родители.

Актуальность:

Ежегодно в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» проходит «Международный день птиц». И не случайно этот день отмечается именно в апреле - месяце массового возвращения пернатых с зимовок.

В России праздник имеет давнюю традицию. В старом (старый стиль) «Месяцеслове» есть такие праздники, как 9 марта - «День встречи перелётных птиц», 17 марта - «Герасим-грачевник», 6 мая - «День ласточки» и т.п.

Информация, получаемая в процессе совместной работы с родителями, позволяет расширить и углубить знания детей о птицах, служит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе по отношению ко всем животным, высказывать своё суждение по этой проблеме.

Цели:

  • формировать представления детей об особенностях жизни перелётных птиц;
  • развивать познавательный интерес к родной природе;
  • воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам;
  • поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами.

Задачи:

  • расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелётных птиц;
  • расширить и закрепить представления детей о жизни перелётных птиц в естественных природных условиях и о приспосабливаемости к своей среде обитания;
  • воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность;
  • развивать художественно-творческую деятельность;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи между изменениями природных условий и повадками птиц.

Виды деятельности и формы работы

Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Кто где живёт? », «Зимующие, перелетные птицы», «Назови, какая птица», «Кто, чем питается? », «Четвертый лишний».

Словесные игры:

«Продолжи предложение», «Какое слово не подходит?», «Исправь ошибку».

Познавательное и социально-коммуникативное развитие

беседы: "Что мы знаем о птицах?", « Почему перелётные птицы осенью покидают нас?», « Зачем птицы перелетают в теплые края?».

составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели».

чтение художественной литературы : Г. А. Скребицкий «Грачи» «Крылатые соседи», Н.Сладков «Птицы весну принесли», сказки: «Лиса и журавль», В. Бианки «Птичий календарь», «Что увидела сорока», «Кто чем поёт», «Птичьи разговоры»,», М. Пришвин «Гости».

чтение и заучивание пословиц и поговорок о птицах.

ситуативные беседы : «Что случится, если разорить гнездо птицы?»,

прослушивание пение разных птиц,

Продуктивная деятельность

Рисование:

«Грач» (работа выполнена углем)

«Белые лебеди на озере» (нетрадиционная смешанная техника)

Лепка: «Черный лебедь»

Акция изготовления запрещающих знаков - «Не разоряй птичьи гнезда», «Не лови птиц», «Наезд машины на птиц запрещен!» и др.

Конструирование:

из бумаги - «Черный грач» (оригами)

из материала Лего-конструктора «Птицы»

Наталья Новикова
Проект в старшей группе «Перелетные птицы»

Проект

«ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ »

Старшая группа

Выполнила воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 132»

Новикова Наталья Владимировна

г. Дзержинск

Тема : «Перелетные птицы »

Тип проекта : познавательно-речевой.

Вид проекта : групповой .

Участники : дети, воспитатели, родители средней группы .

Возраст детей – 5-6лет.

Сроки реализации : краткосрочный (апрель) .

Цель :

Расширять знания детей о перелетных птицах .

Развивать интерес к жизни птиц .

Актуальность проекта :

Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

Горожане имеют весьма ограниченный возможности общения с природой, поэтому одной из важных задач работы по экологическому воспитанию я считаю - знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения.

Животных или птиц мы чаще всего видим в наших городах и лесах? Конечно, птиц . Здесь, в большом городе, пернатые живут бок о бок с нами и радуют нас своим присутствием.

Я считаю, как можно больше нужно детям рассказывать о жизнедеятельности птиц , почему они улетают и почему возвращаются обратно…

Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Задачи :

«Образовательная область»

Познавательное развитие :

Знакомить детей с жизнью перелетных птиц в естественных природных условиях : питании, приспособлении к среде обитания.

Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.

Речевое развитие :

Активировать в речи названия птиц и птенцов .

Упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову.

Социально-коммуникативное развитие :

Упражнять в использовании полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности.

Развивать ролевое взаимодействие.

Художественно-эстетическое развитие :

Формировать предпосылки умения с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные особенности внешнего вида птиц .

Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах . Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц .

Физическое развитие :

Развивать двигательную активность детей через игровые упражнения.

1 этап- подготовительный :

Работа с родителями :

Цель :

1. Привлечь родителей к оснащению предметно-пространственной среды в группе по данной теме .

Подготовить материал для консультаций по темам :

- «Расскажите дома детям о птицах » ;

- «Загадки о птицах » ;

- «Запомни стихи о птицах » .

2. Привлечь родителей к оснащению предметно-пространственной среды в группе по данной теме .

3. Познакомить родителей с проведенной работой с детьми по данной теме, поместив весь материал в уголок для родителей.

4. Выложить весь необходимый материал во все зоны развития для привлечения детей к данной теме, желания узнавать что-то новое о птицах .

2 этап - основной :

«Узнаем за игрой»

Цель : Узнавать и запоминать перелетных птиц в игровой форме .

Рассматривание иллюстраций перелетных птиц .

-Беседа : «Кто весной к нам прилетел?» и «Почему к нам возвращаются птицы

Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать. Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.

Улетающим птицам зимой есть нечего . Многие перелетные птицы едят насекомых . Однако с наступлением холодов все насекомые прячутся, поэтому в поиске пищи птицы улетают в теплые края.

Перелетные птицы летом живут у нас , вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места.

Прослушивание по магнитофону звукозапись «Пение птиц » , «Звуки природы» .

-Дидактические игры :

«Птицы »

Цель : Формировать предпосылки умения узнавать и называть перелетных птиц .

«Назови одним словом»

Цель : Формировать предпосылки умения обобщать птиц по признакам .

«Птицы и их детеныши »

Цель : Формировать предпосылки умения называть существительные множественного и единственного числа.

«Составь рассказ о птице »

Цель : Развивать у детей связную речь.

«Сколько птичек?»

Цель : Формировать предпосылки умения считать до десяти.

«Четвертый лишний»

Цель : Формировать предпосылки умения группировать птиц по признакам .

3 этап – заключительный.

«Узнаем перелетных птиц »

Цель :

Систематизировать знания детей о перелетных птицах .

Совместно с детьми изготовить коллаж по теме «Перелетные птицы » .

Умение изобразить птицу , выделяя характерные признаки.

Изготовление родителями вместе с детьми книжек-малышек по теме «Перелетные птицы » .

Ожидаемый результат :

У детей сформировать систему знаний о перелетных птицах ;

Создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни перелетных птиц .

Вызвать у детей желание помогать и подкармливать птиц во все время года .

Публикации по теме:

Конспект НОД по экологии «Перелетные птицы» в старшей группе Конспект НОД по экологии «Перелетные птицы» в старшей группе. Цель: формирование экологического мышления и воспитание экологической культуры.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным.

Задачи: 1. Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, 2. Развивать активный и пассивный словарь детей;.

Конспект занятия в старшей группе по технологии деятельностного подхода, соответствует ФГОС. Тема: «Перелетные и зимующие птицы» Составила.

Конспект занятия в старшей группе по экологии «Перелетные птицы» Цели: 1. Расширять и обобщать знания детей о прилете птиц. 2. Познакомить детей с понятиями: «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».