Презентация на тему "духовная жизнь серебряного века"

















1 из 16

Презентация на тему: Духовная жизнь Серебряного века (9 класс)

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Просвещение Модернизация страны требовала грамотных специалистов. Расходы на образование выросли в 5 раз. В школах обучалось ок.6 млн человек. Выросло число гимназий и реальных училищ. Появились коммерческие училища и др.профессиональные заведения. Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове открылся университет. В столицах открылись пединституты.60% всех студентов не являлись дворянами.

№ слайда 3

Описание слайда:

Наука В начале 20 в.в России быстрыми темпами развивалась наука. Физик П.Лебедев разработал единую волновую теорию. Н.Жуковский и С.Чаплыгин создали в стране самолетостроение. К.Э.Циолковский в 1903 г. обосновал возможность космических полетов и определил пути достижения этой цели. В.Вернадский разработал учение о ноосфере.

№ слайда 4

Описание слайда:

В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые являлись центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения. В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые являлись центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Литература Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проявился в литературе. Критический реализм сохранился в творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к царю вызвали широкий отклик в обществе. А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества. И.Бунин исследовал жизнь крестьянства, а А.Куприн армейские будни. М.Горький впервые описал жизнь пролетариата. В русскую поэзию пришли С.Есенин, Н.Клюев и др.

№ слайда 8

Описание слайда:

Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. Символисты(К.Бальмонт,А.Блок,В.Брюсов) начав с упаднических идей, после 1909г. пропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души». Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и др. наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова. Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. Символисты(К.Бальмонт,А.Блок,В.Брюсов) начав с упаднических идей, после 1909г. пропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души». Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и др. наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова.

№ слайда 9

Описание слайда:

Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления В.Маяковский, В.Хлебников и др, объединились в группу «Гилея». Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления В.Маяковский, В.Хлебников и др, объединились в группу «Гилея».

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза». Н.Сапунов, М.Сарьян пытались обрести индивидуальность, сочетая, западный опыт и национальные традиции. Они были тесно связаны с символистами. Символизм в живописи не был единым направлением и включал в себя таких разных художников как М.Врубель, К.Петров-Водкин и др. В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза». Н.Сапунов, М.Сарьян пытались обрести индивидуальность, сочетая, западный опыт и национальные традиции. Они были тесно связаны с символистами. Символизм в живописи не был единым направлением и включал в себя таких разных художников как М.Врубель, К.Петров-Водкин и др.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность неорусский стиль. Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С. Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну(Банк Рябушинского. В.Валькотт используя эклектику построил в Москве здание гостиницы «Метрополь».Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма. В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность неорусский стиль. Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С. Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну(Банк Рябушинского. В.Валькотт используя эклектику построил в Москве здание гостиницы «Метрополь».Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма.

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиков был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др. В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиков был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др.

№ слайда 16

Описание слайда:

В 1908-9г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В России в начале века появился кинематограф.В 1908 г. вышла 1-я русская картина- «Степан Разин» в 1911- «Оборона Севастополя».Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры В 1908-9г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В России в начале века появился кинематограф.В 1908 г. вышла 1-я русская картина- «Степан Разин» в 1911- «Оборона Севастополя».Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры

Слайд 2

Просвещение

Модернизация страны требовала грамотных специалистов. Расходы на образование выросли в 5 раз. В школах обучалось ок.6 млн человек. Выросло число гимназий и реальных училищ. Появились коммерческие училища и др.профессиональные заведения. Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове открылся университет. В столицах открылись пединституты.60% всех студентов не являлись дворянами.

Слайд 3

Наука

В начале 20 в.в России быстрыми темпами развивалась наука. Физик П.Лебедев разработал единую волновую теорию. Н.Жуковский и С.Чаплыгин создали в стране самолетостроение. К.Э.Циолковский в 1903 г. обосновал возможность космических полетов и определил пути достижения этой цели. В.Вернадский разработал учение о ноосфере.

  • П.Н.Лебедев
  • Н.Е.Жуковский
  • Слайд 4

    В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые являлись центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения.

    • В.Ключевский
    • Н.Бердяев
  • Слайд 5

    • К.Э.Циолковский
    • С.А.Чаплыгин
    • В.И.Вернадский

    Почтовые марки, 1951г., выдающиеся русские учёные

    Слайд 6

    Нобелевские лауреаты

    • И.Мечников
    • И.Павлов

    И.П.Павлов разработал учение о высшей нервной деятельности и об условных рефлексах. И.И Мечников заложил основы иммунологии

    Слайд 7

    Литература

    Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проявился в литературе. Критический реализм сохранился в творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к царю вызвали широкий отклик в обществе. А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества. И.Бунин исследовал жизнь крестьянства, а А.Куприн армейские будни. М.Горький впервые описал жизнь пролетариата. В русскую поэзию пришли С.Есенин, Н.Клюев и др.

    Слайд 8

    Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. Символисты(К.Бальмонт,А.Блок,В.Брюсов) начав с упаднических идей, после 1909г. пропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души». Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и др. наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова.

    • А Ахматова
    • С.Гумилев
  • Слайд 9

    Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления В.Маяковский, В.Хлебников и др, объединились в группу «Гилея».

  • Слайд 10

    Живопись

    Реалистические основы сохранились в творчестве И.Репина, В.Сурикова, М.Нестерова. В то же время модернисты объединились в группу «Мир искусства». Они полагали, что искусство не зависит от политических обстоятельств и должно существовать самостоятельно. В группу входили почти все видные художники- А.Бенуа, Л.Бакст,Б.Кустодиев, Е.Лансере, Н.Рерих, К.Сомов и др.

    • В.Суриков «Боярыня Морозова»
    • И.Репин «И.Грозный и сын его»
  • Слайд 11

    В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза». Н.Сапунов, М.Сарьян пытались обрести индивидуальность, сочетая, западный опыт и национальные традиции. Они были тесно связаны с символистами. Символизм в живописи не был единым направлением и включал в себя таких разных художников как М.Врубель, К.Петров-Водкин и др.

    • М.Врубель «Царевна Лебедь»
  • Слайд 12

    Скульптура. Архитектура.

    В скульптуре успешно развивался импрессионизм. П.Трубецкой создал бюсты С.Витте, Л.Толстого и памятник Александру IIIА.Голубкина пыталась создавать скульптуры в виде обобщенного образа. С.Коненков отразил новые веяния в реализме («Камнебоец», «Нищая братия»).В то же время он сохранил черты индивидуальности, что хорошо видно в бюсте А.П.Чехова.

    • С.Коненков бюст Чехова.
  • Слайд 13

    В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность неорусский стиль. Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С. Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну(Банк Рябушинского. В.Валькотт используя эклектику построил в Москве здание гостиницы «Метрополь».Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма.

    • Гостиница «Метрополь»
    • Особняк Рябушинского
    • Ярославский вокзал
  • Слайд 14

    Музыка. Балет. Театр. Кинематограф.

    В н.20 в.в музыке появились композиторы- новаторы А.Скрябин, И.Стравинский, С.Рахманинов, которые стремились выйти за рамки традиционной классической музыки. Вокальная школа дала миру таких выдающихся певцов как Ф.Шаляпин, А.Нежданова, Л.Собинов,И.Ершов.

    • Композитор С.Рахманинов.
    • Певец Ф.Шаляпин
  • Слайд 15

    В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиков был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др.

    • К.Станиславский и одна из его ролей в спектакле «Мнимый больной»
    • Е.Вахтангов и одна из его ролей.
  • Слайд 16

    В 1908-9г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В России в начале века появился кинематограф.В 1908 г. вышла 1-я русская картина- «Степан Разин» в 1911- «Оборона Севастополя».Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры

    • Кадр из фильма «Степан Разин» 1908 г
    • Актриса немого кино Вера Холодная в разных образах.
  • Посмотреть все слайды

    Тема урока: «Духовная жизнь Серебряного века».

    Цель урока: п ознакомить учащихся с достижениями русской культуры начала XX века.

    Задачи урока

    • Раскрыть основные направления художественной культуры(литературы, музыки, живописи) Серебряного века. Выделить особенности каждого направления.
    • Повысить интерес учащихся к идеалам Серебряного века.
    • Расширить кругозор, способствовать развитию эстетических качеств детей.

    Оборудование: «солнце», «лучи», записи Рахманинова, свеча, портрет А.Блока, плакат «Представители художественного слова», энциклопедия «Русская живопись», картина «Девочка с персиками»В.Серова, портреты З.Н. Юсуповой(В.Серов), портрет княгини О.К.Орловой(Серов), Картина Петрова-Водкина «Купание красного коня», Картина Врубеля «Царевна-лебедь», «особняк С.П.Рябушинского», « Ярославский вокзал В Москве», надписи «22 июня 1897 г., Ресторан «Славянский базар»,технологическая таблица, «чемодан», ватман.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент урока

    II. Изучение новой темы

    1. Работа по технологической таблице (Приложение 1 )

    2. Вводная беседа о значении и месте культуры в историческом процессе.

    Учитель: Культура во многом обусловливает психологию и характер не только отдельного человека, но и целого народа. Чтобы понять механизм влияния культуры на человека, попробуем прежде всего разобраться, «что такое культура». Что оно обозначает?
    В Японии, услышав слово «культура» люди подумывают в первую очередь об оранжировке цветов. В США оно связано с понятием «культурное разнообразие». А вы о чем подумали, услышав слово «культура»? (Ответы детей.)
    В России это понятие связывают с театром, музыкой или манерой поведения. Ныне существует более 250 определений культуры. Самое распространенное принадлежит американскому культур-антропологу Херсковицу, чьи слова мы взяли эпиграфом нашего урока:
    «Культура…часть человеческого окружения, созданная самими людьми».
    Как вы понимаете его слова? (Ответы детей)
    В этом смысле к культуре принадлежит любой, даже простейший предмет, сделанный человеком, каждая мысль, зародившаяся в нашем сознании.
    Культура всегда находиться в процессе изменения. Интересно, что изменения в поведении людей обязательно означают изменения в культуре. К резкому изменению культуры приводят войны, революции, экономические и общественные потрясения, переживаемые народом. Какие потрясения и изменения были в жизни россиян в начале XX века? Почему после таких потрясений происходит расцвет культуры? (Ответы детей)
    Проведя исследования, такой процесс, взрыв накопленных эмоций, британский антрополог Джефри Горер образно связал с некоторыми чертами русского национального характера. По его мнению: «Многим русским свойственны сильные душевные порывы и всплески социальной активности между долгими периодами депрессии и «самокопания».
    В русском искусстве такая депрессия и кризис были после «Золотого века» русской культуры (это эпоха Пушкина, Некрасова), а в начале XX века после долгой депрессии снова происходит расцвет русской культуры, названный Серебряным веком.

    3. Раскрытие сути социокультурного феномена Серебряного века и создание проблемной ситуации.

    Вступая XX век Россия менялась. Менялся мир. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни. Под их натиском рушились традиционные ценности и представления людей. У всех возникают растерянность, чувство надвигающей катастрофы. Представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном, которыми жили предки стали несостоятельными.
    В развитии культуры в начале XX века сыграл и социокультурный феномен. Понятие «социокультурный» рассматривает культуру как широкий комплекс социальных явлений. Это не только искусство, наука, но и весь комплекс материальной культуры, социальных и политических отношений. Почему период развития русской культуры в начале XX века назван Серебряным веком?

    4. Решение проблемной ситуации. Анализ основных направлений культуры

    Философские поиски

    Философия, наука, литература, искусство искали ответ на не имевшие очевидных решений вопросы.
    Ситуация в России в начале XX века стимулировала философские поиски, целью которых являлась выработка общероссийской идеи, т.к. идеи «Официальной теория народности» утратила свою ценность, поиски возглавила группа выдающихся философов и правоведов, объединившиеся вокруг сборника «Вехи». В составе этой группы выделялись П.Б.Струве, С.А.Булгаков, А.И.Изгоев. в своих исканиях эти мыслители исходили из признания следующих положений: (Приложение 2 . Слайд)
    Идеи «веховцев встретили дружную критику, как со стороны правительства, так и со стороны представителей интеллигенции всех направлений. Они считали, что левая и леворадикальная интеллигенция не может стать во главе государства, т.к. леворадикализм по своей сути не может решить поставленные задачи, т.к. в нем было очень много утопического, и разрушительного начала. Таким образом, общенациональная идея в первые десятилетия XX века так и не была найдена.

    Наука и образование

    В начале века наблюдался подъем образования: увеличилось число средних учебных заведений (гимназий, реальные училищ), выросло количество грамотных, были ликвидированы сословные перегородки. В 1913 году прошел первый Всероссийский съезд учителей, на котором, в частности, был поставлен вопрос о введении на национальных окраинах обязательного преподавания на родном языке. Развивается и высшее образование.

    Конец XIX–начало XX века отмечены новыми достижениями в науке:

    • проводились исследования в области физиологии растений (К.А.Тимирязев);
    • в области высшей нервной деятельности (И.П.Павлов, И.М.Сеченов);
    • была создана теория иммунитета (И.И.Мечников);
    • заложены теоретические основы воздухоплавания и самолетостроения (Н.И.Жуковский);
    • разработана теория реактивного двигателя (К.Э.Циолковский);
    • изобретено радио (А.С.Попов)

    Плодотворно развивалась исследовательская деятельность в области металлургии, военного дела, географии, геологии, истории.

    Литература

    Выступает литературовед.

    Новая культура проявляется прежде всего в новом поэтическом слове.
    В 20-е годы были величайшей приливной волной русской поэзии, такого «девятого вала» 20 век больше не знал. (Плакат «Представители художественного слова».)
    Невероятным кажется, что одновременно писали Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Игорь Северянин, Осип Мандельштам, Николай Клюев, Андрей Белый, Борис Пастернак, Максимилиан Волошин, Вячеслав Иванов, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Николай Рерих, Сергей Есенин и другие. Этот короткий литературный период просто неповторим. Николай Клюев назвал поэзию той поры «человеческим садом»
    Поэзия начала XX века – это множество литературных школ, групп, течений. В чем же их суть? Давайте попробуем понять это, открыть для себя некоторые тайны.
    Явлением в русской поэзии на рубеже веков был символизм. Символизм это движение романтиков, воодушевляемых философией идеализма, утверждающих, что вера, религия – краеугольный камень человеческого бытия и искусства.
    Символисты жаждали обновления всего человечества. Это преображение рисовалось им в космических масштабах. У них была огромная вера в искусство, в его верховную роль, преображающую земное бытие.

    Звучит музыка Рахманинова. Гаснет свет. Зажигается свеча на столике с портретом А.Блока.Чтение стиха «Вхожу я в темные храмы». Звучит романс на стихи Марины Цветаевой.

    Историческое значение русского символизма велико. Символисты чутко уловили и выразили тревожные трагические предощущения социальных катастроф и потрясений начала прошлого столетия. Представители символизма: Бальмонт, Белый, Блок, Брюсов, Анненский, М.Цветаева, Добролюбов, Волошин, М.Горький, Замятин.
    Мистические устремления символистов отрицали акмеисты. Акмеисты хотели воспеть земной мир во всей его многоцветности и силе. Представители акмеизма: Сергей Городецкий, Николай Гумилев, Анна Ахматова, Мандельштам, Зенкевич, Нарбут.

    Чтение стиха А.Ахматовой «Молитва».

    Футуристы вошли на литературную арену несколько раньше, чем акмеисты. Они объявили классику и всю старую литературу нечто мертвое, отжившее, не соответствующее современности. Футуристы утверждали свое право на произвольное слово, слово-новшество.

    Стих Крученых: (на листе крупным планом)

    Дыр бун щин
    Уоещур
    Окум
    Р, л, зз

    Музыка

    В русской музыке рубежа веков переплелись черты позднего романтизма и импрессионизма. Велико было влияние литературно-художественных направлений, и прежде всего символизма. Однако крупные мастера вырабатывали собственные стили. На небосклоне загораются две звезды – Сергей Рахманинов и Александр Скрябин. Их творчество трудно отнести к какому-либо определенному течению, и это доказательство зрелости русской музыкальной культуры.
    (Звучит музыка Рахманинова.)
    Для большинства музыкантов и слушателей сочинения Рахманинова – художественный символ России. На творческий почерк композитора серьезное влияние оказал фольклор. После 1917 года он был вынужден жить за границей – США и Швейцарии. Россия для Рахманинова – идеальный образ, воспоминания о котором и питают душу и причиняют боль. Давайте вслушаемся в звуки рахманиновской музыки. Это – исповедь бесконечно одинокой души, ищущей понимания, мечущейся в жизненном хаосе. Музыкальный гений конца XIX – начала XX века – Сергей Рахманинов – один из немногих, остался верен классическим, реалистическим тенденциям.

    Изобразительное искусство.

    Выступают искусствоведы

    1-й: На рубеже веков в России возникло множество художественных объединений: «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза». Законодателем моды в живописи стал модерн. Он повлиял на творчество Константина Коровина, Валентина Серова. Сторонники нового стиля (Бенуа, Лев Бакст, Евгений Лансере) объединились в творческом обществе «Мир искусства». Задача «мирискуссников» – привносить красоту в жизнь людей.

    2-й: Искусство Валентина Александровича Серова трудно отнести к какому-нибудь одному художественному направлению. В нем слышны отголоски многих живописных традиций: от реализма до импрессионизма и модерна. Сам же художник в юности довольно просто и ясно сформулировал одну их своих главных творческих задач: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».Больше всего Серов прославился как портретист. В 1887 году в Абрамцеве он создал свой шедевр «Девочка с персиками». Это был портрет дочери С.И.Мамонтова Веры. Знаток человеческих характеров, Серов помещал модели в удобную, естественную для них обстановку: светских барышень и дам писал в гостиных, деловых людей – в конторах и кабинетах, друзей-живописцев – в мастерских (портреты З.Н. Юсуповой, портрет княгини О.К.Орловой). В 1899 году Серов принимал участие в выставках объединения «Мир искусства». Под их влиянием он заинтересовался исторической темой и написал картину «Петр I».

    1-й: В 1907 году в Москве открылась выставка под названием «Голубая роза», в ней приняли участие 16 художников, тесно связанных с поэтами-символистами.

    2-й: Картина Петрова-Водкина «Купание красного коня». В этой картине, одной из замечательных, художник только с помощью символического понимания цвета выразил предчувствие больших перемен.

    1-й: В начале XX века художественная жизнь стала захватывающе интересной: одна за другой следовали выставки, вызывающие, как правило, бурные дискуссии в прессе. Основные течения европейского искусства – фовизм, кубизм, футуризм, и другие – получили в России блестящее развитие. Почти все они пришли на российскую почву с некоторым опозданием, поэтому художники сочетали черты разных стилей, создавая собственные, совершенно новые уникальные варианты.

    2-й: «Царевна-лебедь» один из наиболее поэтических женских образов в искусстве Врубеля. В ней воплощена женская тоска по счастью, большому и светлому человеческому чувству. Главной особенностью творческого метода Врубеля является слить в нерасторжимом единстве реального и фантастического.

    Архитектура и скульптура

    В начале XXвека на смену аклетизма в архитектуре и скульптуре пришел модерн. Его легко узнать по гибким, текучим линиям в архитектуре, по символическим и иносказательным образом в скульптуре. С именем Шехтеля связан расцвет архитектуры стиля модерн в России. За свою творческую жизнь он построил необычайно много: городские особняки и дачи, многоэтажные жилые дома, здания, банки и даже бани. Классическим образцом русского модерна считается особняк С.П.Рябушинского, построенный Шехтелем. В том же стиле в 1902–1904 годах перестроен Ярославский вокзал В Москве. В прошлом году я была в Москве. Через этот вокзал поехали в Пушкино. Постройка этого вокзала очень удивила меня и напоминала сказочный терем с башенками, украшенными резьбой по мотивам древнерусских былин.

    Кинематография

    Просмотр фильма «Иллюзион», созданного ученикам этого класса.

    Историческая задача

    22 июня 1897 г. Ресторан «Славянский базар».Выходят артисты и разыграют встречу в ресторане.
    Что за встречу они разыграли? (Встреча драматурга и театрального критика Владимира Немирович Данченко и Константина Сергеевича Алексеева(псевдоним Станиславский)
    Никто даже не мог предположить, что эта встреча откроет новую эру в искусстве сцены. После долгого разговора решено было организовать новый театр – художественный общедоступный театр. Современное название этого театра МХТ (Московский художественный театр). МХТ открыл для России А.П.Чехова. многие из вас слышали о системе Станиславского.

    Вывод

    – В начале XX века происходит небывалый расцвет русской культуры, появляются новые направления художественной культуры(литературы, музыки, живописи) Серебряного века и новые произведения искусства.

    Ответ на проблемный вопрос урока

    – Почему период развития культуры в начале XX века назван Серебряным веком?(в этом периоде рождаются новые жанры и тематика, происходит отказ от старого. Созидание нового, споры, бурления, великие тексты, удивительные тайны, сломанные судьбы, интригующие события – вот из чего состояла русская культура минувшего века.

    III. Закрепление темы урока

    – Как мы с вами видим, сегодня, культура Серебряного века прошла большой путь в очень короткий срок. Само понятие «Серебряный век» появилось в 60-х прошлого столетия, когда все крупнейшие представители культуры ушли из жизни. Авторами этого понятия являются Маковский и Николай Бердяев, которые в своих воспоминаниях «На Парнасе Серебряного века» назвали так этот период. Полотно «Серебряного века» получилось ярким, сложным, противоречивым, но бессмертным и неповторимым. Не зря тему и план урока отобразили на доске «солнцем», так как искусство Серебряного века излучает свою энергию, свой свет и поныне.
    И хотя мы называем это «Серебряным», а не «золотым веком», может быть именно оно было самой творческой эпохой в российской истории.
    И мы открываем эго для себя, удивляемся, восхищаемся, начинаем понимать и любить. И я вам всем желаю этого – счастья открытия и познания культуры «Серебряного век»
    Какие достижения искусства и науки русской культуры начала XX века вы для себя открыли?

    IV. Подведение итогов урока

    Рефлексия

    «Багаж» (Представьте, что до этого урока ваш чемодан был пуст. А что же в нем появилось после урока? Какой багаж вы собрали?)

    – Спасибо всем за урок. Обратите внимание, на двери ватман, при выходе из класса оставьте свои пожелания, свою оценку занятий.

    9 класс. История России. 25.10.2017 г.

    Тема: Духовная жизнь Серебряного века.

    Цель урока: сформировать представление о том, почему начало XX века вошло в русскую культуру под названием «серебряного века».

    Задачи урока.

    Образовательная:

      познакомить с культурой Серебряного века;

      на конкретных примерах показать достижения русской науки, литературы, искусства;

      способствовать запоминанию основной терминологии;

      раскрыть мировое значение достижения русской культуры.

    Развивающая:

      создать условия для развития общеучебных умений - работа с текстом учебника, с репродукциями картин;

      применять знания, для решения проблемных задач используя различные источники знаний.

      заполнять таблицы;

      способствовать формированию навыков работы с информацией (отбор);

      содействовать формированию умения оценивать свою работу на уроке (рефлексия).

    Воспитательная:

    воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру, уважение к культурному наследию.

    Оборудование: экран, компьютер, проектор, презентация к уроку, фрагменты музыкальных произведений, раздаточный материал.

    Понятия: импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.

    План урока:

      Вводное слово учителя. Постановка цели урока и проблемного вопроса.

      Просвещение.

    1. Литература.

      Живопись.

      Скульптура. Архитектура.

      Музыка, балет, театр, кинематограф.

      Закрепление. Проверка проблемного задания.

    Ход урока:

    1. Организационный момент. Вводное слово учителя. Постановка цели урока и проблемного вопроса. Слайд 2 . Проблемный вопрос: Начало 20 века называют Серебряным веком русской культуры. Почему?

    В начале XX Россия вступила в эпоху индустриализации, которая диктовала свои условия и нормы жизни. Рушились традиционные ценности и представления людей об окружающем мире. Возникали растерянность, тревожность, чувство катастрофы. Русская интеллигенция была занята поиском общественного идеала, новой русской идеи. Русская культура этого периода переживала расцвет и подъем. Появились новые имена, ставшие гордость русской и мировой культуры.

    2. Просвещение. Учащиеся читают учебник пункт "Просвещение" и отвечают на вопросы:

      Какие изменения произошли в области образования и просвещения?

      Чем они были обусловлены?

      Проверяем. Слайд №3.

    3. Наука. Слайды 4-6.

    Рассказ учителя, показ слайдов и заполнение учащимися таблицы: «Достижения русской науки в нач. XX века».

    П.Н. Лебедев

    В.И. Вернадский

    И.П. Павлов

    И.И. Мечников

    Н.Е. Жуковский

    К.Э. Циолковский

    В.О.Ключевский

    Физика волн

    Учение о биосфере и ноосфере

    Физиология

    Иммунология

    Аэродинамика, самолетостроение

    Ракетостроение

    История России

    Сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений на окружающий мир.

    Проверяем выполнение задания.

    4. Литература. Слайды 7-9).

    Литература начала XX века отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов. Господствующим направлением в русской литературе этого периода оставался реализм. В традициях реализма писали свои произведения Л.Н.Толстой, А.П. Чехов, А.И. Куприн.

    Кто еще из писателей представлял реализм в начале века? Кого вы из писателей реалистов этого периода Вы знаете? Если не знают, предложить посмотреть в учебнике на странице 56-57 - И.А. Бунин, В.Г. Короленко, М. Горький.

    В первое десятилетие XX века в русскую поэзию пришла плеяда талантливых крестьянских поэтов – С. Есенин, Н.Клюев, С. Клычков.

    В это время все громче стали звучать голоса поэтов и писателей нового поколения, протестовавших против главного принципа реалистического искусства - непосредственного изображения окружающего мира. Они придерживаются различных взглядов и принадлежат к разным направлениям - символизму, акмеизму и футуризму.

    Работа с терминами . Внимание на экран, перед вами новые слова. Слайд 10.

    Символизм – направление в искусстве; сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей, находящихся за пределами чувств, восприятий.

    Акмеизм – (высшая степень чего-либо, цветущая сила) направление в литературе XX века, характеризующееся склонностью к эстетизму, камерности, поэтизации чувств; главное внимание – художественному слову.

    Футуризм – (будущее) авангардистское течение в литературе и искусстве XX века, характеризующееся отрицанием художественного и нравственного наследия, и поиском «нового искусства», соответствующего динамично развивающемуся миру.

    Слайд 11. Символизм в русской поэзии начала XX века представляли - К. Бальмонт, А.Блок, В. Брюсов, А. Белый.

    Слайд 12. Акмеизм в русской поэзии представляли - Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.

    Слайд 13 . Футуризм представляли - В. Маяковский В, Хлебников, И. Северянин.

    5. Живопись.

    Слайд 14. Направления в живописи начала XX века.

    слайд 15.

    Модерн - (от фр. современный) - направление в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием традиционных форм, опорой на условность стиля, поиском новых форм, противопоставлением реализму.

    Авангардизм - (от фр.- передовой)- название ряда художественных течений XX века, стремящееся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме; характеризуется принижением значения культурно-исторического наследия человечества.

    Работа с презентацией слайды 16-22. Заполняем таблицу « Направления в русской живописи начала XX века». Раздаточный материал - таблица.

    слайд 23.

    6. Скульптура. Архитектура. Слайды 24-26.

    Скульптура была связана с импрессионизмом. Работа с термином.

    Импрессионизм – это направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его неподвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

    В скульптуре этого времени прославился П.П. Трубецкой. Памятник Александру III.

    Архитектура этого периода связана с модерном.

    Облик русского модерна определило творчество Ф.О. Шехтеля (здание Ярославского вокзала в Москве и др.).

    7. Музыка, балет, театр, кинематограф. Слайды 27-30.

    В начале XX века творческий взлет переживали великие русские композиторы А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов. Они пытались найти новые музыкальные формы и образы. Звучит их музыка.

    Этот период дал плеяду выдающихся «поющих актеров»: Ф.И. Шаляпина, А.В. Нежданову, Л.В. Собинова. (фрагмент записи в исполнении Ф.И. Шаляпина). Одаренные блестящими вокальными данными, по ходу спектакля они не только исполняли свои оперные партии, но и играли как первоклассные актеры. Шаляпин в роли Бориса Годунова производил потрясающее впечатление на зрителей. (фрагмент записи в исполнении Ф.И. Шаляпина).

    Большим событием в мировом искусстве стал русский балет.

    Театр, возглавляемый такими выдающимися мастерами как К.С. Станиславский, Е.Б. Вахтангов оказывал огромное влияние на формирование общественного мнения, на духовную жизнь людей.

    Слайд 30. В начале XX века возник новый вид искусства кинематограф. В 1908 г была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а через 2 года – полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Главное отличие кинематографа было в том, то он был доступен всем слоям населения.

    Закрепление. Слайд 31. Проверяем проблемное задание.

    Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

    Период русской культуры начала XX в. вошел в историю как серебряный век русской культуры. Тот, кто придумал это название, конечно же, сравнивал его с «золотым веком», с временем Пушкина, Гоголя, Глинки. «Золото» осталось за ними. Но «серебро» - это не только второй по ценности металл. И сравнение «золотого» и «серебряного» веков давно уже утратило соревновательный оттенок. Изделия из серебра часто не имеют себе равных по изяществу, внутреннему благородству и утонченности – особенно когда их одевает патина времени. Таким и запечатлелся в памяти России и всего мира взлет русской культуры в начале XX века.

    Домашнее задание: § 8 , подготовить сообщения о деятелях русской культуры начала XX в. (по выбору).


    1. Духовное состояние общества

    2. Просвещение

    3. Наука

    4. Литература

    5. Живопись

    6. Скульптура. Архитектура

    7. Музыка, балет, театр, кинематограф


    Духовное состояние общества

    Серебряный век - период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна.

    Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX в.) На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Сергей Маковский

    «Серебряный век» протекал

    с 1880 до 1920х годов


    Просвещение

    • городские и сельские

    начальные школы постепенно

    вытесняли

    церковно-приходское

    образование;

    • росло число гимназий

    и реальных училищ;

    • возросло количество

    средних специальных

    учебных учреждений;

    • к 1914 году в России действовало

    более 100 высших учебных

    заведений

    Сельская школа начала XX века



    Пётр Николаевич Лебедев

    выдающийся русский физик-экспериментатор, первым подтвердивший на опыте вывод Максвелла о наличии светового давления. Создатель первой в России научной физической школы

    Константин Эдуардович Циолковский

    русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики

    Николай Егорович Жуковский

    (1847-1921 гг.)русский механик, создатель аэродинамики как науки

    Чертеж первого космического корабля Циолковского


    Иван Петрович Павлов

    русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения» . Всю совокупность рефлексов разделил на две группы: условные и безусловные.

    Владимир Иванович Вернадский российский и советский учёный естествоиспытатель. Создатель научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.

    В круг его интересов входили многие науки: геология, почвоведение, кристаллография, минералогия, геохимия, радиогеология, биология, палеонтология, биогеохимия, метеоритика, философия и история.

    Собака Павлова, Музей Павлова, 2005


    Историки

    С.Ф. Платонов

    В.О. Ключевский

    А.А. Корнилов

    Философы

    П.А. Флоренский

    В.С. Соловьев

    Н.А. Бердяев

    С.Н. Булгаков


    Литература

    Горький М. Куприн А.И.

    Толстой Л.Н.

    Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Он верил, что насилие насилием устранить невозможно

    Есенин С.А. Бунин И.А.


    Литературные направления

    СИМВОЛИЗМ

    • ставил глубокие философские вопросы, символисты пытались проникнуть в глубины души народа и в русской народной жизни увидели возможность обновления, второго рождения России
    • Блок А.А., Бальмонт К.Д., Брюсов В.Я., Белый А.

    АКМЕИЗМ

    • акмеисты отстаивали самоценность реальной жизни. Главным в поэзии они считали красоту и отточенность художественного слова
    • Ахматова А.А., Гумилев Н.С., МандельштамО.Э.

    ФУТУРИЗМ

    • направление в авангардизме. Футуристы придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката, афиши.
    • Северянин И.В., Хлебников В.В., Бурлюк Д.Д., Маяковский В.В.

    Живопись

    Реализм

    Модерн

    Направления

    Авангард

    Символизм


    Реализм

    Задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности

    Представители: Репин И.Е., Суриков В.И.,

    Нестеров М.В., Васнецовы В.М. и А.М.

    Суриков. Автопортрет. 1902




    Модерн

    Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий.

    Представители: Бенуа А.Н., Бакст Л.С., Лансере Е.Е., Рерих Н.К

    Бенуа. Свадебная прогулка, 1906



    Символизм

    Главная задача символизма в живописи – создать мостик между миром идей

    и миром вещей

    Представители: Врубель М.А., Петров-Водкин К.С., Сомов К.А.

    Врубель. Демон сидящий, 1890


    Врубель. Жемчужина, 1904

    Врубель. Автопортрет, 1904-1905


    Авангард

    Объединяет целый ряд школ и направлений; особенность – использование оригинальных, новаторских средств выражения, экспериментальный подход к художественному творчеству

    Представители: Кандинский В.В., Лентулов А.В., Шагал М.З., Филонов П.Н


    Шагал.

    Ворота еврейского кладбища, 1917 Прогулка, 1917-1918


    Скульптура

    Импрессионизм – направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

    Трубецкой П.П. Портрет С.Ю. Витте, 1901

    Коненков Т.С. Мыслитель, после 1915

    (модерн)


    Архитектура

    Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

    Гостиница «Метрополь», Москва. Валькотт В.Ф. (неоклассицизм)


    Ярославский вокзал. Шехтель Ф.О. (Модерн)

    Особняк Рябушинского А.Н. Шехтель Ф.О. (Модерн)


    Композиторы: Скрябин А.Н., Стравинский И.Ф., Танеев С.И., Рахманинов С.В.

    Певцы: Шаляпин Ф.И., Нежданова А.В., Собинов Л.В., Ершов И.В.

    Рахманинов С.В. Композитор

    Шаляпин Ф.И. Певец


    Мейерхольд В.Э. Режиссер

    Станиславский К.С. Режиссер

    Вахтангов В.Э. Актер


    Представители: балетмейстеры Горский А.А., Петипа М.И. и артисты балета Павлова А.Т., Карсавина Т.П., Нижинский В.Ф.

    Балерина А.Т. Павлова


    Кинематограф

    1903 г. – открылись первые «электротеатры» и иллюзионы

    1908 г. – снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна»

    1911 г. – первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя»

    Режиссер Протазанов Я.А., актеры Мозжухин И.И., Холодная В.В., Коонен А.Г.

    Мозжухин И.И.


    Культура начала XX века переживала необычайный расцвет.

    Это был Серебряный век русского искусства.

    Спасибо за внимание!!!