Позиция общения. Позиции партнеров в общении. Типы и виды взаимодействия

Общение – это взаимодействие людей, включающее в себя 3 стороны.

а) Коммуникативную сторону – как обмен информацией;

б) Интерактивную сторону – как взаимодействие;

в) Перцептивную сторону – как восприятие человека человеком.

Коммуникативная сторона общения. На первом плане – «что говорится?», а не «кем» и «как».

Выделяют следующие виды коммуникации:

  1. Познавательная коммуникация – получение и передача информации.
  2. Экспрессивная коммуникация – обмен эмоциями, мнениями, взглядами.
  3. Убеждающая коммуникация – с целью заставить человека сделать что-либо полезное для нас.
  4. Социально-ритуальная коммуникация – с целью поддержания норм и обычаев.

Средства общения.

Речь (вербальные средства) – наиболее универсальное средство общения, потому, что с её помощью информация передаётся наиболее точно с наименьшими потерями.

Неречевые (невербальные) средства - мимика, пантомимика, позы, жесты, расстояние между партнёрами

Выделяют также 2 особые подгруппы.

Экстралингвистика – смех, слёзы, сопение и т.д.

Паралингвистика – звуки, сопровождающие речь.

С помощью речи человек передаёт информацию, а с помощью невербалики – своё отношение к ней. В случае противоречия между вербальными и невербальными выражениями, люди склонны доверять невербальным.

Как мы уже говорили, дистанция общения – расстояние между партнёрами – является невербальным фактором. Различают 4 зоны общения

  1. Интимная зона – 0 – 45 см.
  2. Личная (персональная) зона – 45 – 120 см.
  3. Социальная зона – 120 – 350 см.
  4. Публичная зона – от 350 см и выше.

Следует отметить, что в разных культурах величины этих зон варьируются. На ближнем востоке эти зоны ближе, на западе – дальше.

Интерактивная сторона – общение как взаимодействие людей. Вступая во взаимодействие, люди могут руководствоваться различными мотивами.

  1. Мотив максимизации всеобщего выигрыша. (Сотрудничество)
  2. Мотив максимизации собственного выигрыша. (Эгоизм)
  3. Мотив максимизации выигрыша других. (Альтруизм)
  4. Мотив максимизации собственного выигрыша при минимизации выигрыша других. (Соревнование)
  5. Мотив минимизации выигрыша других
  6. Мотив минимизации различий в выигрыше. (Равенство)

Общение успешно в том случае, если мотивы сторон совпадают.

Позиции партнёров в общении.

Нулевая позиция – позиция неприятия.

Пристройка «сверху» - доминирование над партнёром в общении.

Пристройка «рядом» - отношение к партнёру как к равному.

Пристройка «снизу» - добровольное подчинение себя партнёру.

Написать в памятке рядом с каждым из этих определений пример из вашей жизни.

Уровни общения.

  1. Конвенциальный – самый человечный уровень общения с пристройкой «рядом».
  2. Примитивный – к человеку относятся не как к личности, а как к вещи, либо нужной, либо нет. По отношению к нижестоящим осуществляется пристройка «сверху», а по отношению к вышестоящим добровольная пристройка «снизу».
  3. Манипулятивный – игра, которую непременно нужно выиграть. Выигрыш означает выгоду либо материальную, либо психологическую. Психологическая выгода – возможность пристройки «сверху» для безнаказанного нанесения психологических уколов партнёру.
  4. Деловой – конвенциальный уровень в деловом сотрудничестве.
  5. Игровой – похож на конвенциальный, но превосходит его тонкостью содержания и богатством оттенков. Цель такого общения – желание помочь другому человеку освободиться от недостатков и лучше понять себя. Допустим в группах психотерапии и между близкими людьми.
  6. Формальный уровень общения – контакт масок.
  7. Духовный – по отношению к харизматическим личностям

Перцептивная сторона общения – отражает восприятие и понимание людей друг другом. Основной механизм этой стороны общения – социальная перцепция - восприятие внешних признаков человека с одновременным оцениванием другого человека, его отношения к нам, а также прогнозирования его поведения.

Основные виды социальной перцепции.

  1. Идентификация – способность поставить себя на место партнёра по общению и посмотреть на ситуацию его глазами.
  2. Эмпатия – «вчувствование» в состояние другого
  3. Аттракция – переживание и формирование первичного отношения к человеку как основа познания этого человека.

Стереотипы восприятия.

  1. Эффект ореола – стремление судить о положительных свойствах характера на основе восприятия внешности. Приписывание отрицательных свойств – эффект антиореола.
  2. Установка – бессознательное стремление определённым образом думать о человеке или относиться к нему под влиянием чужого мнения или собственного опыта.
  3. Каузальная атрибуция – приписывание мотивов поведения на основе установок.

Для того чтобы избавиться от стереотипов или шаблонов восприятия, важно обладать рефлексией – уметь отражать себя.

Стадии общения.

Общение или беседа будет эффективна или успешна тогда, когда

а) Люди удовлетворены ею;

б) Найдено и принято решение, с которым все согласны.

Таким образом, напрашивается вывод, что для того, чтобы общение было эффективным, необходимо пройти четыре стадии общения.

  • Контакт.
  • Ориентация.
  • Поиск совместного решения
  • Принятие решения.

Контакт. Эта стадия очень важна, так как именно в этот момент устанавливается доверительный контакт, который помогает быстрее прийти к единому пониманию ситуации, а затем к решению задачи. Стадия контакта может длиться от нескольких секунд до нескольких часов. Например, когда собеседники здороваются и переходят к делу – тогда стадия контакта очень короткая. Но иногда люди сначала долго говорят на отвлечённые темы и только после того переходят к делу – тогда стадия контакта может быть больше чем остальное общение.

Ориентация. На этой стадии необходимо сориентироваться в собеседнике, в его проблеме и сориентировать собеседника в своём понимании проблемы.

Поиск совместного решения. Здесь основной акцент делается на совместности решения, то есть оба собеседника как партнёры должны прийти к единому решению.

Принятие решения – для того, чтобы подчеркнуть значимость принятого решения. Бывает, что люди поговорили, и у каждого осталось впечатление, что вроде бы всё решено, но непонятно, что за решение и кто ответственный. Поэтому на данной стадии самое главное – чётко проговорить принятое решение и убедиться в одинаковом его понимании.

Также важен выход из контакта или ритуал прощания.

Стадия «Контакт». «Правило угла». За спиной любого человека находится угол, в который его легко загнать, но из угла нет достойного выхода. Есть только два недостойных. Первый – это попытаться выиграть за счет агрессии. Но всё равно проиграть. Второй – согласиться, уступить, и потом чувствовать негативные эмоции, то есть сразу проиграть. Таким образом, есть два правила угла: не загонять другого в угол, т.е. не осуждать его без достаточного основания, и самому не заходить в этот угол, т.е. не обижаться.

Невозможно решить проблему, не установив контакта!

Правила вступления в контакт.

Первое правило – приветствие. Три составляющих: обращение к человеку по имени, улыбка, рукопожатие.

Второе правило – контакт глаз необходимо поддерживать 10-15% времени общения

Третье правило – сокращение социальной дистанции.

Четвёртое – сказать человеку о его значимости.

Пятое – не вести серьёзных разговоров на ходу.

Стадия «Ориентация». Чтобы сориентировать человека в вашем понимании проблемы и сориентироваться самому в том, как ваш собеседник понимает проблему:

Нужно уметь говорить;

Нужно уметь слушать;

Обращать внимания на невербальные проявления.

Карта реальности. Собачки. Обобщение, упущение, искажение.

Люди думают с помощью образов, звуков и ощущений.

  • Любое произнесённое или прочитанное слово вызывает у них образ.
  • У каждого своя собачка в голове.
  • Внутренние картинки и образы объединяются в голове в целые фильмы. Именно эти фильмы запоминаются как воспоминания о сказанном или прочитанном.
  • Слова – это кнопки, пусковой механизм, запускающий процесс воображения.

Есть три процесса, участвующих в создании пространства внутренних представлений у человека.

  • Обобщение;
  • Упущение;
  • Искажение.

Обобщение. Обобщения помогают нам быстро учиться. Обобщения могут ограничивать наш мир.

Упущения. Мы можем отключать тот или иной канал восприятия и не воспринимать всю информацию, имеющуюся вокруг нас в данный момент.

Искажение. Без процесса искажения мир не мог бы изменяться и развиваться. Но и у этого процесса есть свои отрицательные стороны. Например, с помощью процесса искажения у людей появляются страхи.

Самые большие ошибки людей.

  • Люди часто думают, что другие думают точно так же как они.
  • Люди часто уверены, что в любой ситуации может быть только одно истинное восприятие и только одна трактовка событий – их трактовка.
  • Люди часто считают, что при произнесении слова, например, «собачка», другие люди подразумевают и видят то же самое, что и они.

Как добиться наиболее полного взаимопонимания с окружающими? Нужно сделать несколько вещей.

  • Во-первых – это осознать субъективность восприятия окружающего мира человеком.
  • Во-вторых научиться слушать и слышать человека.

Для этого необходимо освоить несколько техник. Одна из них – техника активного слушания.

Можно выделить три способа слушания:

  • Негативная оценка, игнорирование и эгоцентризм.
  • Выспрашивание, замечания о ходе беседы – техники пассивного слушания. С их помощью можно показывать партнёру, что «я тебя слушаю», но в действительности, слушать не помогают.
  • Техники активного слушания.

Техники активного слушания

предполагают следующие действия (вербализации):

  • Проговаривание. Собеседник дословно повторяет высказывания партнера, при этом он может начать с воной фразы: «Как я вас понял, ….», «Другими словами, …» и т.д.
  • Перефразирование. Собеседники воспроизводит высказывание партнёра в сокращённом и обобщённом виде, кратко формулирует самое существенное в его словах. «Вашими основными идеями, как я понял, являются…»; «Итак, ..»
  • Развитие идеи. Собеседник пытается вывести логическое следствие из высказывания партнёра: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что…»

Вербализации выполняют следующие функции:

  • Позволяет собрать информацию.
  • Позволяет отобразить наиболее важную информацию.
  • Помогает уточнить, правильно ли вы поняли партнера.
  • Помогает лучше запомнить информацию.
  • Помогает осмыслить информацию.
  • Помогает подвести итоги.
  • Помогает держаться в русле проблемы.
  • Является средством ориентации на партнёра.
  • Помогает лучше понять свою проблему.
  • Помогают закрепить точку зрения партнёра.
  • Даёт время на обдумывание.
  • Вербализация помогает использовать механизм паузы.

Стадия «поиск совместного решения». Её ещёчасто называют стадией аргументации, так как здесь необходимо аргументировать свою точку зрения и работать с аргументами партнёра.

Что необходимо делать с аргументами, которые ваш собеседник уже высказал? На какие-то из них нужно привести контраргументы, какие-то аргументы разобрать, рассмотреть с разных точек зрения

Существует две основные стратегии аргументации – по восходящей и по нисходящей.

Стадия «Принятие решения»

Четвёртая стадия – стадия принятия решения и выхода из контакта. Успешность прохождения и завершения этой стадии зависит от того, насколько эффективным было общение, то есть отвечало ли оно обоим критериям эффективности. Очень важно уделить внимание тому, чтобы принято единое решение, и все участники одинаково понимали это решение. Второй важный момент – это чтобы все участники общения были довольны как самим решением, так и процессом принятия решения, а, следовательно, и друг другом. В такой ситуации выход из контакта происходит естественно, всем легко сказать друг другу приятные слова.

Манипулятивное общение

Манипуляции. – скрытое управление поведением человека, совершаемое ради какой-либо выгоды того, кто управляет. Человека, который в своих интересах управляет поведением другого помимо его воли, называют манипулятором. Манипуляция сознанием присутствует во всех сферах общественной жизни.

Манипулятор – своего рода кукловод, который с помощью «ниток» управляет другими. Такими нитками могут быть человеческие комплексы, амбиции, общественное мнение, духовные и нравственные ценности. Кто и для чего применяет манипуляцию:

  1. Манипуляцию применяют в тех случаях, когда целью манипуляции является действие или намерение, аморальное в глазах общества;
  2. Манипулируют индивиды, для которых заявить о своих намерениях или просьбах невозможно, из – за влияния различных комплексов (чувство вины, чувство превосходства, повышенная тревожность, беспокойство о будущем и другие);
  3. Естественно, манипулируют политики, всегда. Просто по привычке, чтобы не потерять форму;
  4. Однозначно манипулируют журналисты, телеведущие, следователи, прокуроры, адвокаты и прочие юристы.
  5. манипулируют врачи, учителя и психологи.

Манипулятивная система может быть определена как манипулятивный или игровой стереотип. Можно выделить четыре основных манипулятивных схемы.

  1. Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, принимая роль полного сил. Обычно привлекает своё общественное положение.
  2. Пассивный манипулятор являет собой противоположность активному. Он решает, что поскольку он не может контролировать жизнь, то откажется от усилий и позволит распоряжаться собой активному манипулятору
  3. Соревнующийся манипулятор рассматривает жизнь как состояние, требующие постоянной бдительности, поскольку здесь можно выиграть или проиграть – третьего не дано. Он колеблется между методами первого или второго поэтому может рассматриваться как нечто среднее.
  4. Четвёртая форма манипулятивной системы – это система безразличной манипуляции. Манипулятор играет роль безразлично, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть. «Мне плевать» - его любимая фраза.

Первый признак – человек ведет себя неестественно, неискренне и в то же время заученно, т.е. играет наиболее удобную для него на данный момент роль. Фальшивые нотки в голосе, преувеличенные или наоборот, неестественно подавленные эмоции – тоже признак манипуляции. У манипуляции, помимо всего этого, есть и вербальные проявления – это всевозможные словесные штампы, клише, банальные речевые обороты, не несущие смысловой нагрузки.

Метаязык.

Как мы выяснили ранее, в среднем 60 – 80% личного общения осуществляется через невербальные каналы, однако словесное общение тоже чрезвычайно важно. Как и язык тела, метаязык основывается на «интуиции», «предчувствии», «шестом чувстве» и понимании, что слова и мысли собеседника – совсем не одно и то же.

Наиболее типичные раздражающие метаслова – это «понимаете ли», «так сказать», «ну» и последний шедевр современности – «как бы». Эти фразы наиболее распространены среди малообразованной части общества, хотя очень часто встречаются в СМИ.

Если убрать все метавыражения из речи, то беседа станет краткой, резкой и исключительно смысловой. Мы начнём казаться друг другу грубыми, жестокими и невнимательными. Метаязык смягчает удары, которые мы наносим друг другу, позволяет нам манипулировать собеседником, достичь собственных целей и выпустить эмоции, не нанося смертельной обиды.

Манипуляции в деловом общении.

В деловом общении очень важно уметь распознать психологическую позицию партнёра и занять такую, которая обеспечит конструктивное решение вопроса.

Способы манипуляции

Способы защиты

1. Навязывание роли. Угадав желания человека, манипулятор начинает навязывать роль незаменимого работника, бескорыстной сотрудницы, всеми обожаемого, неотразимой и т.д. Например, «Верочка, мы все прекрасно знаем, что если вы не сделаете, этого никто не сделает…»

Отказ от роли.

2. Вас делают другом. Манипулятор доверительно рассказывает о себе, а затем обращается с какой-нибудь обременительной просьбой: «Я вижу, вы мне так сочувствуете… вот спасибо… я думаю, вы не откажетесь…»

Не замечать намёков, не проявлять чрезмерного участия

3. Доброжелатель. Чрезвычайно любезно и доброжелательно расспрашивает о личных делах, трудностях, затем обращается с просьбой, в которой после такого разговора трудно отказать.

Не быть откровенным с человеком, который не является другом, не считать себя обязанным за проявление участия.

4. «Дружим против общего врага». Манипулятор доверительно сообщает о том, как плохо высказывался о вас руководитель или коллега. Он возбуждает неприязнь к «недоброжелателю», подталкивая к определённым действиям.

«С чего бы это он разоткровенничался»?

5. Вас делают соратником по общему делу. Например, посетитель доверительно, с расчётом на понимание и сочувствие, посвящает вас в свой замечательный проект реорганизации работы фирмы. И тут же именно его бумаги просит показать директору в первую очередь.

Не поддаваться пафосу собеседника. Самому оценить суть проекта.

6. Туманные намёки. Манипулятор не высказывает прямо свою просьбу, а ходит вокруг да около.

Прервать его высказывания вопросом «Вы это о чём?»

7. Берёт измором. Манипулятор с обворожительной улыбкой снова и снова повторяет одну и ту же просьбу, выполнить которую вы не можете или не хотите.

«Заезженная пластинка»

По теории Я-состояний Э. Берна, люди в процессе общения принимают одну из трёх манипулятивных позиций, своеобразных ролей: Дитя, Взрослый, Родитель. Название ролей говорит само за себя. Человек, вставший в позицию ребенка, снимает с себя всякую ответственность за происходящее и перекладывает её на других. Родитель проявляет давление и принимает на себя ответственность в принятии решений. Взрослый – это позиция наиболее конструктивная, основанная на уважении к собеседнику и осознании своей ответственности. Для наиболее конструктивного диалога необходимо перевести его в позицию Взрослый – Взрослый. Для этого необходимо:

  • При общении с Ребёнком напомнить ему о его значимости и ответственности.
    Например: « Не я принимаю решения»
    «если не вы, (зам. по снабжению, начальник отдела закупок) то кто же?»
  • При общении с Родителем – переждать поток эмоций, проигнорировать его и вывести собеседника на позицию взрослого, продолжая общение с позиции здравого смысла. К этому мы вернёмся позже.

В процессе общения люди вступают в контакт. Немецкий психолог К. Бюлер определял контакт как «взаимную направленность» партнеров и «процесс согласованных соизменений» их поведения . Единицей такого процесса можно считать обмен коммуникативных «посылов», или «коммуникантов»: знак на знак - туда и обратно.

В психологической литературе этот обмен (слов умолчаний, взглядов или отворачивание друг от друга) называют «трансакцией».

Так что любой контакт, включая самый положительный диалог, формально обозначается как серия трансакций.

Всякий акт поведения индивида в науке условно разбивается на четыре фазы: побуждение к действию; уточнение индивидом ситуации действия; само действие; свертывание действия.

Если в процессе общения действие свертывать еще рано, так как побуждение к нему не исчезло, индивид возвращается ко второй фазе: заново уточняет ситуацию, уже измененную его предыдущим действием, затем опять переходит к третьей фазе - к новому действию и т.д. Общение для субъекта не что иное, как специфический акт поведения. Фазы акта поведения следующие: -

направленность на партнера (тот по каким-то причинам становится объектом внимания и предстоящего действия); -

психическое отражение партнера, так как он и есть главное в ситуации действия; -

информирование партнера о чем-то и прием ответной информации от него; -

отключение от партнера, если побудительные мотивы контакта с ним исчезли.

Так как партнеры при общении действуют в контакте не изолировано друг от друга и совместно, то первую фазу коммуникативного акта можно назвать фазой взаимонаправленности, вторую - взаимоотражения, третью - фазой взаимоинформирования, четвертую - фазой взаимоотключения. Фазы эти прослеживаются и в беглых, и в развернутых контактах.

Фаза взаимонаправленности - возникновение у партнеров установки на внешнюю коммуникацию

В фазе взаимоотражения - принятие партнерами по общению актуальных ролей друг друга (черты характера). Иначе это можно назвать «ролевым обменом».

Фаза взаимоинформирования - форма играния ролей. На этой фазе продолжается взаимоотражение. Партнеры по общению принимают роли друг друга все более четко.

Фаза взаимотключения - партнеры по общению откланиваются друг от друга.

Роль - функциональная единица коммуникативного процесса у людей. Она может быть внешней коммуникацией (коммуникативный акт) или внутренней (мышление, сознание, самосознание и др.).

Рассмотрим позиции партнеров в контакте.

Опыт показывает, что каждый из партнеров может занимать в контакте одну из четырех вышеназванных ролевых позиций (точка зрения, мнение в каком-нибудь вопросе).

Позиция неучастия. Участника по общению не заметили и не услышали друг друга. Точнее притворились, что не заметили и не слышат. Ведь знаки, которые подает один из собеседников, занимая такую позицию, есть тоже коммуниканты.

Три остальные позиции четко осмыслены видным теоретиком театра П.М. Ершовым. Он определил их, размышляя о феноменах взаимодействия актеров на сцене. Это «пристройка сверху», «пристройка снизу», «пристройка рядом» .

Иначе, но, похоже подошел к позициям контакта американский психолог и психиатр Э. Берн. С его точки зрения, в каждом человеке существует три «Я»: Дитя (зависимое, подчиненное безответственное существо); Родитель (независимый и берущий ответственность на себя) и Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, понимать других и распределять ответственность между собой и ими) .

Выступая в позиции Дитяти, человек выглядит подчиненным и неуверенным в себе («пристройка снизу» по П.М. Ершову); в позиции Родителя - самоуверенноагрессивным («сверху»); в позиции Взрослого - корректным и сдержанным («рядом»). Тогда манере поведения можно в первом приближении описать и так: кому, в какой позиции больше свойственно выступать - в детской, родительской или взрослой? .

Ролевая позиция, занимаемая одним из партнеров контакта, в высшей степени информативна для другого. Может еще ничего не быть произнесено, а процесс «соизменений» поведения уже начался. И они - если отвлечься от обобщенного определения немецкого психолога К. Бюлера - далеко не во всех случаях «согласованы» [ 8 ]. Согласованы они лишь тогда, когда один из партнеров готов принять позицию, определенную для него другим партнером.

Знаки (коммуниканты), выражающие ролевую позицию партнера, бывают явными и скрытыми. Если ролевые позиции партнеров согласованы, их трансакция доставляет обоим чувство удовлетворения, положительная эмоция заранее «упакована» в коммуникант на радость партнеру, то такой коммуникант Э. Берне называет «поглаживанием» . При согласованности позиций, о чем бы ни говорили собеседники, у них идет обмен поглаживаниями. Лишение ответного поглаживания уже задевает человека; если же вопреки его ожиданиям, к нему еще и пристраиваются «сверху», это вызывает гнев. Коммуникант с «начинкой», провоцирующий отрицательную реакцию партнера называется «уколом» .

Позиции партнеров в контакте хорошо описываются теорией Э. Берна, с которой мы с вами начинали знакомство с психологией. Напомним только ее основные положения:
- в каждом человеке одновременно сосуществуют три “Я” - родитель, взрослый, ребенок, при этом в каждый данный момент времени управление принимает на себя только одна из сторон;
- чтобы коммуникация продолжалась, нужно, чтобы трансакции, идущие от каждого партнера. не пересекались.
Эти позиции, как мы помним называются ролевыми.
П.М. Ершов ввел в этом плане аналогичные понятия, которые хорошо соотносятся с теорией Берна - пристройка сверху, пристройка снизу и пристройка рядом.
Ролевая позиция, занимаемая одним из партнеров, в высшей степени информатина для другого. То, какую позицию мы займем в контакте, срезу же определит и круг психологических ролей, которые нам предстоит исполнять.
В социальной психологии существует признапнное определение: социальная роль - это функция, нормативно одобренный образ жизни, поведенимя, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию.
В первом приближении можно выделить 4 разновидности ролевого поведения в контакте:
-формальная роль
-внутригрупповая роль
-межличностная роль
-индивидуальная роль
Формальная роль - это поведение, которое мы строим в соответствии с усвоенными нами ожиданиями общества, выполняя ту или иную социальную функцию.
Не следует смешивать понятие “функция” и “роль”: функция может быть одна и та же, а роли меняются. Примеры:
- функция покупателя - во всех магазинах одинакова, но исполнение роли покупателя может быть разным в зависимости, например, от качества обслуживания. Можно быть требовательным или предупредительным покупателем, упрямым или уступчивым и т.д., но нельзя высказывать продавцу, что вы думаете о его внешности, личной жизни или умственных способностях. Поэтому, в частности, выглядят так неуместно излишние благодарности или расспросы старушек в магазине.
- функция жены соответствует исполнению определенной социальной роли (проявлять заботу о внешнем виде мужа, о его здоровье, участвовать в темх встречах, куда он приглашается с супругой, и при этом проявлять к нему лояльность и т.д.) не потому, что ты этого хочешь, а потому, что ты обязана это делать как жена. Если такая роль исполняется только на людях, то это актерство; если же эта роль исполняется и наедине, то такой брак вполне прочен, независимо от истинных чувств людей друг к другу.
Здесь важно подчеркнуть еще один момент: исполнение формальной роли не есть притворство.
Внутригрупповая роль - это поведение, которые мы строим с учетом ожиданий, предъявляемых нам участниками данной группы на основе сложившихся в ней взаимоотношений. Эту роль человек исполняет в микрогруппе, в том числе в семье, в компании друзей, коллег и т.д. Репертуар этих ролей значительно менее формализован и, соответственно, описывается весьма приблизительно (например, лидер, его приближенные, противники и послушники; арбитр, шут, золушка, козел отпущения; предмет общего обожания и обожатель; наш человек и отщепенец и т.д.). Наиболее ярко эти роли исполняются тогда, когда группа - неформальная, типа компании.
Один и тот же человек, естественно, может играть совершенно разные роли в разных микрогруппах (на работе лидер, дома золушка и т.д.). Кроме того, любая, даже самая формальная группа состоит из живых людей, а не из социальных функций, и между этими людьми постепенно складываются определенные внутригрупповые отношения и, соответственно, исполняются какие-то внутригрупповые роли. Пример: в качестве формальной группа признает начальником одного человека, а в качестве неформальной видит лидером совсем другого.
Есть группы, по существу неформальные, в которых внутригрупповые роли распределены так же жестко, как в формальных группах - социальные функции. Это так называемые примитивные группы, о которых мы поговорим отдельно.
Вывод: независимо от того, отчетливо или неотчетливо побуждает нас группа исполнять ту или иную роль, мы ее либо исполняем, либо сознательно идем на неподтверждение групповых ожиданий (то есть пытаемся исполнять другую роль), но при этом заранее учитываем возможные реакции группы и готовимся к ним (был Шутом, хочу стать Мудрецом; был Своим парнем, хочу стать Отщепенцем).
Межличностная роль - поведение, которое мы строим с учетом ожиданий, предъявляемых нам знакомым человеком на основе сложившихся между нами отношений. Здесь классификация еще труднее и еще аллегоричнее - друг, поклонник, враг, завистник, насмешник, помощник, спаситель, губитель и.т.д. Выбор этих ролей, как правило, основан на предыстории взаимоотношений дрвух людей, и она подсказывает одному, чего ждать от другого.
Пример: некто в свое время выступил в функции вашего Спасителя, и вы, соответственно, исполняете по отношению к нему межличностную роль Благодарного друга. Если это продолжается вечно, то приводит к усталости и отторжению с той и другой стороны. Поэтому он, как умный человек, начинает постепенно изменять свою межличностную роль на Объективного человека, и вы это поддерживаете; в результате происходит расширение взаимного репертуара ваших ролей, и контакты продолжаются.
Мы, конечно, вправе не подтверждать чьих-то ожиданий, но было бы глупо с ними не считаться. В противном случае мы быстро, по принципу снежного кома, обрастем конфликтами и наживем недругов в лице людей, которых без всякой натяжки могли бы считать своими приятелями.
Индивидуальные роли - поведение, которое мы строим в соответствии с собственными ожиданиями.
Это, конечно, не означает, что человек постоянно пребывает в раздвоенном состоянии (одна его часть действует, другая наблюдает и поправляет). Как правило, психологический автопортрет (Я-образ) каждый из нас строит на интуитивном уровне. Однако у некоторых людей наблюдается болезненная склонность к саморефлексии, когда этот, большей частью интуитивный, Я-образ становится постоянным предметом анализа и занимает центральное место в размышлениях. Подобная склонность к саморефлексии встречается у немногих и не постоянно, иначе это - клинический симптом.
Подчеркнем разницу: учитывая ожидания значимых для нас реальных партнеров, мы исполняем определенные межличностные или внутригрупповые роли. Индивидуальную роль мы исполняем, учитывая ожидания воображаемых значимых партнеров (матери, воспитателей и т.д.) и выбираем ее так, чтобы поддержать свою Я-концепцию.
Выбор конкретной индивидуальной роли зависит также от ситуации и от ролевой позиции. Пример: в ситуации делового общения человек занял позицию Родителя. Тогда его индивидуальная роль может быть - деспот или снисходительный, великодушный или карающий и т.д.
Чем шире набор усвоенных данных человеком индивидуальных ролей для разных жизненных ситуаций, которые выбираются и исполняются интуитивно, тем богаче личностная индивидуальность каждого из нас, и к этому надо стремиться.
Ролевой веер и актуальная роль. Набор всех усвоенных человеком психологических ролей условно можно назвать ролевым веером. В реальности роли всех уровней человек исполняет одновременно, причем в каждый данный момент времени доминирует какая-то одна. Актуальная роль - это комбинация всех исполняемых психологических ролей в данную минуту.
Человек наиболее закрыт, когда доминирует его формальная роль, и наиболее искренен, если он находит возможность беспрепятственно исполнять свою индивидуальную роль.

В психологии такое понятие как взаимодействие раскрывается, как действия людей, направленные друг на друга. Такие действия могут рассматриваться как совокупность некоторых поступков направленных на достижение своих целей, решение практических задач и реализацию ценностных ориентиров.

Основные типы взаимодействия людей

Выделяются различные типы взаимодействия в зависимости от вызвавшей его ситуации. Именно это и послужило поводом к возникновению их различных классификаций.

Наиболее распространённой является классификация, основанная на результативной направленности.

Типы взаимодействия в процессе общения

  1. Кооперация - это такое взаимодействие, при котором его участники достигают взаимного соглашения о том, как необходимо действовать для достижения общих целей и стараются не нарушать его, пока совпадают сферы их интересов.
  2. Конкуренция - это взаимодействие, которое характеризуется достижением своих личных или общественных целей и интересов в условиях противостояния интересов между людьми.

Типы межличностного взаимодействия зачастую определяют характер взаимоотношений между людьми. В основу деления на типы, можно положить намерения и действия людей, которые указывают на то, как каждый из участников взаимодействия понимает смысл происходящего. В таком случае выделяют ещё 3 типа.

Типы и виды взаимодействия

  1. Дополнительное. Такое взаимодействие, при котором партнеры спокойно и объективно относятся к позиции друг друга.
  2. Пересекающееся. Взаимодействие, во время которого участники, с одной стороны, демонстрируют нежелание понимать позицию и мнение других партнёров по взаимодействию. При этом с другой стороны активно проявляют свои собственные намерения по этому поводу.
  3. Скрытое взаимодействие. Такой тип включает в себя сразу два уровня: внешний, выраженный словестным образом, и скрытый, проявляющийся в помыслах человека. Оно предполагает либо очень хорошее знание участника взаимодействия, либо вашу восприимчивость к невербальным средствам общения. К ним можно отнести тон голоса, интонацию, мимику и жесты, в общем, всё то, что может придать разговору скрытый смысл.

Стили и типы взаимодействия их особенности

  1. Сотрудничество. Оно направленно на полное удовлетворение партнёрами по взаимодействию своих потребностей и стремлений. Здесь реализуется один из мотивов приведённых выше: кооперация, либо конкуренция.
  2. Противодействие. Такой стиль предполагает ориентацию на свои цели, без учета при этом каких- либо интересов другой участвующей стороны. Проявляется принцип индивидуализма.
  3. Компромисс. Реализуется в частичном достижении целей и интересов обеих сторон.
  4. Уступчивость. Предполагает принесение в жертву собственных интересов для достижения целей партнера или же отказ от мелких потребностей для достижения какой-либо более значимой цели.
  5. Избегание. Такой стиль представляет собой уход или избегание контакта. При этом возможна потеря собственных целей для исключения выигрыша.

Иногда деятельность и общение рассматриваются как две составляющие социального бытия общества. В других случаях общение обозначается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность и является её частью. Сама же деятельность представляется нам в виде условия и основания общения. Более того в психологии понятие «взаимодействие» «общение» находятся на том же уровне что и «личность» « деятельность» и являются основополагающими.

Типы взаимодействия в психологии играют огромную роль не только при межличностной коммуникации, но и в процессе развития человека и как следствие, общества в целом. Без общения человеческое общество не смогло бы полноценно функционировать, и мы бы никогда не достигли таких высот социально- экономического развития как сейчас.